|
В отчете изложено личное мнение о путешествии, которое никому не навязывается, может быть оспорено и отличаться от мнения читателей. Принимается любая критика.
Мы дома! Никогда не думала, что оказаться вновь в своей стране это так приятно.
— Ну вот мы и дома! Уже осталось каких-то 300 километров, часа через 4 будем в городе, — сказала я после прохождения казахстано-российской границы в Карасуке.
— Не слушай ее сынок, мама вечно уменьшает расстояния, — добавил муж.
Все началось в тот год, когда в Киргизии случилась революция, она то и отодвинула поездку на три года, потому как ехать в страну, где неспокойно, совсем не хотелось. Про Киргизию забыли, и вот четыре недели назад муж вдруг вспомнил.
Машину Toyota Probox 2003 года проверили у знакомых на СТО. Подготовка заняла всего неделю, т.к. сделали выводы из предыдушей поездки в Сочи в 2010 году. https://travel.drom.ru/17488/#comment3221534
Информации в интернете оказалось не много, в основном старая, отзывов о Киргизии и Иссык Куле маловато, поэтому до последнего дня не знали, как ехать. Добрые люди (из числа знакомые знакомых) подсказали, что ехать нужно через Алтайский край—Шеманиха—Аязгоз—Алма-Ата—Бишкек, мотивируя это «нормальной» дорогой и отсутствием гаишников на данном направлении. Сказать про этот маршрут ничего не могу, потому как ну не лежала душа ехать на Алтай, а лежала ехать в Карасук. Сразу забегу вперед, маршрут потом поменялся десять раз в силу неопределенности, ниже обещаю все рассказать.
Миф первый: «В Казахстане и Киргизии мало заправок, бензин по талонам плохого качества, или его на них вообще нет». Миф был воспринят серьезно: взяли пластиковую канистру на пять литров в Карасуке залили полный бак и эту канистру. Вонь от нее в салоне ужасная! Сидим задыхаемся, понимая, что эксперимент с канистрой будет недолгим. После 50 км в Успенке останавливаемся, выливаем содержимое канистры в бак. Реально: заправок по основным трассам достаточно, если сворачиваете в сторону, вот тут с заправками может быть проблема. Совет: уходя с федеральной трассы, имейте полный бак бензина, расстояния приличные на 100-200 км заправки может и не быть.
Миф второй: «В Казахстане и Киргизии плохие дороги». Реально: Дороги в Казахстане, а тем более в Киргизии отвратительные!
Ширина дорожного полотна в два раза меньше нашего. Все едут почти по середине, при встрече прижимаются по максимуму к обочине, в случае с легковой это еще куда не шло, а вот в случае с фурой бывает страшновато. Обочины, заросшие чахлой, но довольно высокой растительностью, разметка только по центру дороги, причем прерывистая может резко переходить в сплошную и наоборот. Край проезжей части рисовать вообще иногда негде, т.к. по краям асфальт выщерблен. На федеральных трассах ямки латают, о чем свидетельствуют многочисленные заплатки, на других дорогах на это не тратят ни время, ни денег. И чем дальше отдаляешься от федеральной, тем ямки становятся суровее, переходя в канавы.
Наклейка «RUS» — обязательный атрибут российской машины.
Указатели и знаки это вообще отдельная песня, и в Казахстане, и в Киргизии начало ограничения есть, а конца нет! Едешь и смотришь, где же встречным машинам будет стоять такое же ограничение, вот как раз оно то и является концом ограничения. Та же история с населенными пунктами — начало есть, а конца нет.
Итак, едем в Карасук, дальше планируем Палодар—Караганда—Аягоз…
Миф третий: «Таможня дает добро только за мзду». Реально: денег не просят только на Российской таможне. Российские таможенники просто хорошо делают свое дело, все быстро, четко, порядок — 15 минут и ты свободен. Мы проходили две границы. Занятие я вам скажу не из приятных. В бюджет поездки были заложены деньги на «быстрое» ее прохождение, да простят меня читатели, которые скажут «зачем давали» и т.д. на это справедливо замечу нервы они дороже, и пока само государство Казахстан и Киргизия не наведет на таможне порядок, нам, простым смертным, останется два пути: либо давать деньги, либо терпеть унижения, тратить нервы и время и тут каждый выбирает сам для себя.
Процедура прохождения следующая:
Карасук Россия (выход) прошли за 1 час. Граница в 40 км от Карасука в чистом поле. Шлагбаум, рядом будочка с дядькой внутри, в окошечко суешь паспорт водителя и свидетельство на машину. Дядька, что-то там старательно списывает в тетрадку, потом ждешь, пока он откроет шлагбаум, заезжаешь, тут паспортный контроль и осмотр транспортного средства. Все занимает 15 минут. Милая девушка вносит данные из паспорта в компьютер, задавая вопросы куда, сколько человек, откуда, потом пограничник: пройдемте на осмотр, откройте багажник, опять дежурные вопросы, счастливого пути …
Карасук Казахстан (вход). Такой же дядька в будке, только казах, та же процедура, тока еще фото на память. В будке висит камера. До паспортного контроля заполняешь миграционную карту (бумажка 10 на 5 см заполняется просто). На миграционной карте ставят штамп, и ты едешь в Казахстан, сохраняя эту бумажку для последующего выхода и Казахстана, денег на этом этапе не просят.
Кордай Казахстан (выход). Очередь у шлагбаума: 20 машин в 2 ряда, особо ушлые водители норовят без очереди, но стоящие в очереди тоже не теряют бдительности, водитель проходит с машиной и вещами, пассажиры отдельно с паспортами и миграционными картами. Перед воротами куча народу, таксисты орут, зазывая ехать, сигналят все друг другу, рядом тащат неподъемные тюки перемотанные скотчем (для справки 50 кг личных вещей можно провести без пошлины через границу). Рядом мужик и две бабы волокут стиральную машину, чуть в стороне мужик везет деревянный сундук на скейтборде!! Затем несколько теток несут части от манекенов: у одних ноги, у других руки и головы, у третьих ступни ног, тут же люди сидят кто на чем, кто-то на ящиках, кто-то на сумках… Пекло, жара, шум. Попрошайки трутся у машин в поисках милостыни. Входишь или въезжаешь за ворота — проходишь паспортный контроль. Дальше ножками, а водитель на машине едет к киргизской границе. Все «действо» занимает больше часа ожидания в очереди, потом паспортный контроль еще 30 минут для машин, для пассажиров 10 минут. Все бесплатно!
Кордай Киргизия (вход). Пассажиры быстро проходят и их выпроваживают за территорию. Казахи и киргизы проходят махом, а вот у российских машин начинаются проблемы. Нужно заполнить декларацию, т.к. ты же ввозишь машину. Выдают бланки, машины сразу на отдельную стоянку. Пассажиры переживают за водителей, водители за пассажиров, а таможенники переживают за себя. Каждый просит на чай, булочки (ну любят в Киргизии булочки, что тут поделать), купюры мелкие огорчают их, они морщатся, вздыхают, жалуются, что мало даешь, берут в сомах и тенге по 100-200 сом или 1 000 тенге.
Потом появляется «культурный дядька», с виду русский или очень похож на русского и рассказывает каждому или группе водителей из 2-3 чел, что тут все честно, никто денег не просит и не вымогает! Они только предлагают за деньги заполнить декларацию, поясняя, что это такая «услуга» за 1 000 российских рублей, а если не хочешь ею воспользоваться, то становись в очередь за фурами, жди, пока их досмотрят, и может через час или два или три часа дойдет очередь до тебя. Причем машины с российскими номерами задерживают, тем самым внося неразбериху, нервозность и ожидание. Ну муж, конечно, отдал деньги за «Услугу» и через 40 минут был отпущены с миром.
Совет: деньги иметь в мелких купюрах, держать в разных карманах, все не доставать и не показывать, а то у таможенников разыгрывается аппетит на чай и булочки. Декларация несложно заполняется, но это лишь предлог, проходили сразу четыре машины из России, три заплатили, один дедуська сказал, что у него нет тыщи , на что ему ответили, ну нет, так нет, ждите, когда досмотрят все фуры, короче, судьба дедульки неизвестна. Мы проходили границу три часа вместе с процедурой и стоянием в очереди. Грустно, условий нет, элементарных лавочек и навесов не предусмотрено, жара, палящее солнце. Пассажиры проходят значительно быстрее, отдельно от водителя и дергаются за территорией в ожидании.
Кордай Кирзигия (выход )—Казахстан (вход). На обратной дороге на границе ситуация обратная, предлог: «Едешь с юга, тщательный досмотр на наличие наркотиков». Процедура та же, «дай на чай и булочки» тут драть деньги начинают казахи. Загоняют машины куда-то вниз, ведут себя очень нагло, сразу озвучивают сумму в 1 000 рублей, посмеиваются, разводят руками, после получения денег отпускают чисто символично заглядывая в машину. Прошли за четыре часа вместе со стоянием в очереди. При выходе часть пешеходов идут в «зеленый коридор», такая решетка зеленого цвета, когда мы проходили, было человек 100 с небольшой кладью, и в «красный коридор», тоже решетка, только выкрашенная в красный цвет, где было человек 200 с тюками и если зеленый коридор двигался в час по чайной ложке, то в красном все просто плотно сидели на своих сумках.
Карасук Казахстан (выход). Прибыли на границу вечером около 23 часов. Машин немного, 2 фуры и 4 легковые из России. После 10-минутного ожидания всех сразу запустили в территорию, нас сразу в сторону по причине, что « все машины с юга Казахстана подлежат тщательном осмотру», нам уже было пофиг :)), а таможенникам нет. Тут ведут они себя значительно скромнее, разговаривают тихо, намекая на быстрое прохождение за деньги, суммы не озвучиваются, устраивают даже небольшие деньги (2000 тенге или 450 рублей заменили тщательный досмотр автомобиля на свободный проезд), в окошках паспортного контроля тоже про булочки и чай не вспоминают. Время потратили около 30 минут. Затем Россия! Все улыбаются, быстро, без проблем через десять минут уезжаем на трассу. Дома!
Отдельная тема про местных суровых гаишников. Миф четвертый: « Гаишники караулят, путешественников, затем разводят их на деньги, без видимой на то причины» Реально: никому мы там не нужны и разводить на пустом месте никто никого не собирается. Смотрят права, свидетельство, местную страховку (в Казахстане обязательно, только ее и смотрели), доверенность на автомобиль. Нас штрафанули три раза и все три раза за дело (два раза за выключенные фары вне населенного пункта и один раз за привышение скорости на 17 километров). Останавливали нас для проверки документов раз семь, все цивилизованно и без проблем, просто просмотрели документы и «Счастливого пути». Другой разговор о размерах штрафов в этих государствах.
В первый раз за отключенные фары, мне показали какую-то бумажку, где указывалось, за что и сколько штраф, при этом отметили , что минимальный в Казахстане 8 000 тенге, т.е. 1 777 рублей, затем сказали, что изымут права, выпишут времянку, потом я должна буду поехать на почту оплатить штраф и они вернут права. Я предложила обойтись без почты, на что они радостно согласились, ожидая 8 000 тенге. Пока я шла до машины я перевела тенге в рубли и подумала: «Не хило 1777 рублей за фары!» затем уже с деньгами в кармане я вернулась на пост, где прямо так и сказала, что не многовато ли, ребята, будет за свет-то? На что один из дядек гаишников мне сказал, хорошо, давайте меньше :)), я спросила сколько, он сказал: «Сколько дадите», тогда я вытащила 4 000 тенге, что их устроило, а по прошествии времени подумала: « Надо было давать меньше!» — и сделала из всего происходящего соответствующие выводы.
В следующий раз нас уже остановили в Киргизии за превышение. Превышение было небольшое, те же условия с времянкой и почтой. Опять я предложила обойтись без почты и сойтись на 100 сомах — 72 рублях, на что один сказал: «Нет! Такая сумма мала и у меня счас изымут права». Тогда я сказала, что они не имеют права забирать права, что я гражданка другой страны, что я только что пересекла границу и не плохо было бы проконсультироваться в их Службе доверия, позвонив туда по телефону, а также можно еще звякнуть в российское консульство для разрешения сложившейся ситуации. Все было сказано спокойно на одном дыхании и привело гаишников в некий ступор, а мужа, сидевшего в машине в тихий шок. Возникла минутная пауза, затем так же спокойно я сказала: « Мало сто, давайте каждому по 100 сом — и вам хорошо и у меня настроение не испорчено!» Гаишники выдохнули и сказали: «Ну хорошо, тока больше ни-ни» и для убедительности погрозили пальцем, а я подумала, это такая воспитательная мера у киргизов :)). Еще раз останавливали и штрафовали мужа тоже за свет сумма была 2 000 тенге — 450 рублей. Мы отнеслись к штрафам по-философски, что кривить душой были виноваты во всех трех случаях, долго расстраиваться и переживать не стали.
Реально: местные водители были противоречивы, одни сказали, что регулярно платят в казну немалые штрафы по протоколам (при мне одному киргизу выписали протокол, правда, не знаю, на какую сумму), другие сказали, что штрафы составляют не более 200 рублей, оплаченных на месте и всех это устраивает. Раз была остановлена и дула в какой-то прибор вроде алкотестера. Высветились циферки, затем гаишник спросил: «Пиво вчера пили?», я сказала: «Нет», на что он ответил: «Врете!», я сказала: «Вообще не пью», он опять ответил: «Врете!» и отдал документы. Поэтому тут надо быть внимательными, а то с подобным приборчиком можно попасть в нехорошую ситуацию и доказывать потом, что ты не верблюд. (Кстати верблюды у них там есть)).
Если посмотреть на движение местного транспорта со стороны, то можно сделать выводы: 1. По трассам скоростной режим никто не соблюдает, при ограничении 30 тебе сигналят сзади! 2. Все пристегиваются ремнями безопасности, даже водители фур (мы, кстати, тоже были всегда пристегнуты). 3. В городе чаще соблюдается 50 Казахстан и 60 км/ч Киргизия. 4. В Казахстане ездят аккуратнее, чем в Киргизии. 4. Встречные моргают фарами, предупреждая о впереди стоящих гаишниках.
Совет: Торговаться! (торгуются охотно). Быть убедительным, не скандалить! Соблюдать правила, потому как, если бы не соблюдение правил, штрафов было в разы больше, т.к. гаишников предостаточно. Чаще всего проверка документов плавно перетекала в задушевную беседу, с кучей советов со стороны инспекторов. Раз я была остановлена в районе Ботакары (Казахстан), проверка документов, потом куда, откуда, почему этой дорогой, а лучше другой, а я бывал у вас, а как вам у нас? Мило отвечаю, потом надоедает, и я, держа уже документы в руках, говорю: «Ну ладно, мы поехали!», так как понимаю, что дожидаться от инспектора «Счастливого пути» можно еще долго. Отъезжаю, муж говорит мне, что я сильно нагло попрощалась с гаишником :)).
Итак, вернемся к путешествию. Заехали мы в Казахстан без карты и навигатора, надеясь на указатели, которых, как я уже писала ранее, недостаточное количество. Дорога от границы до Павлодара — 152 км, в Успенке сделали страховку на месяц — 400 рублей. Дорога узкая, в некоторых местах с ямами и гребнями. Успешно добрались до Павлодара и взяли направление на Экибастуз, а затем на Караганду. Проехали часть пути, и тут я вижу указатель на Баянаул, вспоминаю, что кто-то на форуме писал, что ехал через этот населенный пункт.
Сворачиваем, и начинается неплохая дорога по степи. Машин, если сказать мало, то ничего не сказать! Практически нет машин. Ехать даже жутковато, в голову лезут мысли: « А если сломается машина, тогда что?», через км 100 или больше асфальт заканчивается и начинается грунтовка, но, нужно отметить, неплохая грунтовка, которая позволяет двигаться со скоростью 80-100 км/ч.
Я потом много раз вспоминала эту грунтовку, и думала, уж лучше такая грунтовка, чем асфальт с ямами :(. Едем по ней км 40, потом опять сносный асфальт. Добираемся до Баянаула. Места красивые, какой-то водоем рядом, сосны, красота, но нам не до этого, т.к. мы то не предполагали, что с заправками не везде густо. Бензин уменьшается…, настроение портится. Доезжаем до развилки за Баянаулом, куда ехать, не знаем, спросить не у кого, кататься наугад не рискуем можем вообще остаться без бензина. По трассе идет грузовик, водитель указывает правильное направление на Караганду и сообщает что до ближайшей заправки 70 км, мы в шоке, а он в ответ успокаивает нас словами: «Если что, дотащу вас до заправке на тросу!».
Казахский мелкосопочник.Внизу на дороге наш «Пробокс».
Едем рассуждая о том, хватит или нет бензина, и о последствиях взаимодействия коробки-автомат с тросом.
К вечеру попадаем в Караганду, пройдено около 900 км, усталые находим с помощью таксистов гостиницу в центре Караганды за 5 000 тенге — 1 100 рублей.
Утром гуляем по городу, кафе, магазины, рынок, а в 14:00 выезжаем в направлении Аягоза.
По указателям и уже карте (мы ее купили в городе за 800 тенге) проходим город, пост (тут забываем про фары) и понимаем, что выехали не на Аягоз, а на Балхаш. Думаем пару минут и решаем ехать через Балхаш.
Надо сказать, что поездка через Балхаш была очень удачной, проехав 300 км, заезжаем на базу, коих по берегам озера предостаточно.
Ощущение такое, что мы попали на море, решаем остаться тут на ночь. Балхаш оказался соленым, вода бирюзовая и чистая.
Итог дня — 300 км.
В 12:00 выезжаем в Алма-Ату. Предстоит преодолеть 600 км. Дорога везде идет вдоль озера, есть места, где можно искупаться, купаемся и едем дальше.
Редкие кафе вдоль трассы на Алма-Ату.
Вдоль дороги торгуют рыбой, купили кусок за 200 рублей, оказался ужасно соленым, чего и следовало ожидать.
К вечеру в Алма-Ате снимаем номер в какой-то дурацкой гостинице, кровать жесткая, неудобная и в дополнение к этому прямо под окнами летнее кафе.
Совет: в центре Алма-Аты есть агенства, которые предлагают квартиры посуточно, круглые сутки, там снимать дешевле, все торгуются. Утром едем по городу, если раньше в чужих городах я передвигалась в основом первым рядом, дабы не мешать другим участникам движения, то тут этот номер не проходит! Большенство водителей стремятся заработать деньги частным извозом и когда на обочине появляется человек с поднятой рукой, то все три ряда начинают ехать не прямо, а криво :), успевая перед друг другом. Такая толпа из 5-6 машин выстраивается в импровизированную очередь, желающий уехать спрашивает у первого, остальные ждут, если человек уезжает, то разьезжаются все, если нет, подходит очередь второго водителя, третьего, четвертого…
Погуляли по Алма-Ате, прокатились на тамошнем метро.
Были на Медео. Медео в 5-10 км от города, все рядом, значительно круче, чем на Красной поляне и дешевле.
Достопримечательности Алма-Аты.
Утром четвертого дня выдвигаемся в сторону Бишкека, к 11 часам попадаем на границу с Киргизией, три часа ожидания и разлуки тянутся медленно. Жара, измотанные, усталые, но довольные, что процедура прохождения завершена, выезжаем в сторону Иссык-Куля, не заезжая в Бишкек. До озера около 280 км, дорога сначало очень хорошая, потом хуже, затем плохая.
В районе Боомского перевала идет ремонт, приходится ехать с ограничение 30 км/ч около 10-15 км.
Перед Балыкчи есть экологический пост, с машины берется 500 сом за въезд. Затем дорога идет по селам и поселкам, к вечеру попадаем в Бостери. Пятница, надо сказать, самый не удачный день за поиска жилья, а вечер пятницы тем более. Все хорошее жилье уже занято, но желающих сдать еще предостаточно. Добираемся до ворот пансионата «Золотые пески», где попадаем в руки пронырливого «сдавальщика» жилья. Он хватает нас руками и ногами и обещает «люксовые номера», а мы то большие но в сказки еще верим.
Миф пятый: «На Иссык-Куле дешевое жилье».
Реально: Дешевое жилье есть, но оно насколько дешевое, настолько и комфортное! Видя русские лица, цена называется астрономическая. Настолько высокая, что в России, например, в Сочи за эти деньги можно жить припеваючи в отличном месте со сплит-системой и прочими благами, как телевизор, холодильник и т.д. на первой линии от моря. В общем, мы проискали жилье в течение трех часов, за это время сложилась полная картина предоставляемого жилья, цен и как это все преподносится.
Самое дешевое одновременно и самое ужасное было предложено за 250 сом за кровать. Причем часть населения сдает за комнату, а часть более хитрого населения, при обсуждении стоимости говорят вроде о комнате, но когда дело доходит до оплаты, то сумма начинается удваиваться, а в нашем случае утраиваться за каждую кровать. Некоторые хозяева видя, что мы просто разворачиваемся и уходим, начинали усиленно торговаться, но мы уходили не из за цены, а из-за вида жилища. Предлагаю спектр жилья в Бостери, 2012 год, июль:
250 сом (181 рубль) — за спальное место в комнате в деревенского дома с обшарпанными стенами и потолком. На полу коврижки в национальном стиле, на дверях занавески, в доме 3-4 комнаты подобных первой, до озера семь вест лесом (минут 30 пешком) во дворе антураж соответствующий деревенскому дому, тока коровы или козы не хватало для довершения картины.
1000 сом (724 рубля) за номер — что-то похожее на коттедж, но хуже. Две комнаты в номере, в одной кровать двуспальная, в другой что-то подобное кухне. Телевизор, холодильник, мебель на троечку староватая, местами обшарпанная. Стоянка во дворе. Двор маленький, не оборудован никак. До озера прилично, минут 20 ходу.
1400 сом (1 014 рублей) за номер в пансионате «Золотые пески». 5 этаж, лифта нет, ощущение, что попал в общежитие киргизской молодежи. Народу дофига. Коридоры узкие, все такое старое и замызганное, наследие советских времен. В номере две продавленные кровати, которые занимают все пространство номера. Прямо с порога можно шагнуть в кровать. Рядом с кроватями колченогая тумбочка с перекошенной дверцей. Душ и туалет где-то на этаже. Пляж рядом, но грязный и многолюдный .
2 500 сом (1 800 рублей) за номер — тоже вроде коттедж, но главное отличие — рядом пансионат. Комната с душем (вонючим!). Когда я сказала, что душ воняет, хозяин жилья начал усиленно брызгать освежителем. Мебель старая, ремонт made in CCCP, евроремонтом до этого не пахло нигде. В общем, все это надо видеть! Выйдя из этого коттеджа, нас тут же начали водить по соседним, таким же не воодушвляющим, с не менее высокой арендной платой.
2 000 сом (1 449 рублей) нам пообещали коттедж на берегу озера. Пока мы шли к нему по обе стороны располагались обшарпанные выбеленные домики, так напоминающие захудалые турбазы в России. Муж шепнул мне на ухо: «Нужно им порекомендовать называть вещи своими именами: коттедж — домиком, люксовый номер — комнатой с туалетом». Там же нам попался туалет типа «сортир» с буквами М и Ж на бортах беленых стен. Дойдя до полянки из кустов, навстречу вышла женщина и сказала, что тот «коттедж», в который мы держим путь, уже заселен, но если мы хотим, то они нас заселят в него, только в соседнюю комнату, а веранда и холодильник и телевизор будет общим с соседями. Мы улыбнулись и сказали «Нет!». По пути обратно к машине вдоволь нашутились о том, как они еще не предложили нам одну общую комнату на нас и соседей.
2 000 сом (1 449 рублей) — приличный минипансионат, двор ухожен, все красиво, новые здания в два этажа, стоянка на территории за (50 сом за сутки). В комнатах евроремонт. Начальная цена за койку — 1 300 сом потом снизилась до 1 000 сом за койку. Мы уже устали от поисков и вроде готовы были тут остаться (не смотря на то, что нас трое, а коек 2), но денег на оплату хватало только на двое суток, я предложила хозяину заплатить за двое суток, а после с утра еще за неделю. Он довольный сначала, явно огорчился. Хотел сразу всю сумму на руки, поэтому предложил нам скататься в обменный пункт. При этом сам засобирался с нами! :)) Начал предлагать поехать на его машине, потом, когда получил отказ, стал говорить о том, что покажет нам «честный» обменник, где не «ломают» деньги. Затем начал рассказывать нам, что его знают и не станут «ломать» наши деньги, в итоге мы кое-как отделались от его прессинга, перевели дух и решили, что две койки это маловато на троих и двинулись дальше на поиски жилья
Короче поколесив досыта по Бостери и дождавшись ночи, мы остались без ночлега! Местное время 22 часа, я предложила поехать и остаться ночевать в первом попавшемся жилье, или вообще поехать дальше в следующий поселок за Бостери, возможно, там будет нормальное жилье за оптимальные деньги.
Слева забор резиденции Назарбаева… как, нам сказали :).
Выезжаем на трассу 4 км от Бостери видим кафе, вверху на горе коттедж (нормальный коттедж), заезжаем на гору, хозяйка выходит навстречу, ведет в номер.
Чистая комната, туалет, душ, холодильник, телевизор, три кровати, мебель новая, стоянка во дворе бесплатно.
Двор засажен розами, перед домом огромный сад абрикосов и яблонь.
1 000 сом за номер, затем уступает до 800 за номер. Ура! Нормальное жилье, чистый горный воздух.
Из минусов — 4 км до Бостери, но нам это даже больше понравилось, тихо, минимум народу, и потом мы же на машине.
В итоге о жилье: Сложилось впечатление, что цена на жилье при виде российских лиц и номеров машины возрастала в разы. В одном месте, посмотрев жилье, я сказала: «Дорого», на что мне ответили: «А мы думали, в России хорошо живут!», на что я сказала: «Да действительно, живут хорошо, но ваше жилье не соответствует цене, которую вы за него просите». Большая часть пансионатов на берегу озера старые доставшиеся с советских времен и содержимое их также старо, похоже, деньги в них никто не вкладывает и не собирается вкладывать.
Миф шестой: «В Киргизии вкусно и дешево покушать…» и это не миф! Там действительно вкусно и дешево. Порции огромные. Питались только в приличного вида кафе с хорошим интерьером и богатым меню. Попробовали все восточные блюда. Обед на троих обходился 300-500 сом (200-350 рублей) и это довольно плотный обед. Все стоит недорого: манты — 100 сом (79 рублей), уха из форели — 90 сом (65 рублей), салат — 80-100 сом (50-70 рублей), судите сами.
За это время отравились все трое (пищевое отравление). Почему отравились? Как отравились? Не знаем! Все вроде свежее, на улице ничего не ели, воду пили только бутылизированную. Благо, аптек в поселке предостаточно.
За время отдыха побывали в нескольких интересных местах. Были в Рух Ордо (располагается в центре Чолпан-Аты вход — 300 сом с человека).
В музее, тоже в Чолпан-Ате — 40 сом с человека.
Побывали на термальных источниках дважды Первый раз в 50 км от Бостери в сторону Каракола. Цена 200 сом с человека. Безумно прикольно. Вода в ваннах — 48 градусов, 30 и 22 градуса, радоновый источник. Ощущение, что вышел из парилки.
Второй раз в 30 км от Бостери в сторону Чолпан-Аты пансионат Спутник. Цена 50 сом с человека. Рекомендую сходить.
Для подобного отдыха нужна машина повыше!
Отдыхали, загорали в основном на диком пляже. На городском пляже много людей, русских мало, наше появление вызывало нескрываемый интерес. Хотя все люди очень доброжелательно настроены.
1 600 метров над уровнем моря!
Дно озера песчаное, но есть места, где входишь в воду по огромным булыжникам, что очень неудобно. Чем крупнее камни под ногами, тем более они скользкие, покрытые слизью.
Вода я бы сказала, — бодрит! Утром купаться холодно. Вечером перед закатом становится прохладно, а затем холодно! Если днем температура доходила до 40 градусов, то вечером она отпускалась до 15 градусов. Я, памятуя отдых в Сочи, не взяла теплую кофту, от чего очень страдала.
В Киргизии дешевый мед, продается в ущельях, на рынках, вдоль дорог.
Побывали на Дордое, потратили на шопинг три часа, с провожатым.
Знакомый знакомых любезно поводил нас по самым «дешевым» рядам. Пробежались по нему почти бегом. Все очень похоже на новосибирский вещевой рынок. Вещи действительно дешевле, но на всю жизнь не наберешь.
Для сравнения джинсы мужские 800 сом — 600 рублей, у нас — 1 200 рублей подобные. Трикотаж женский: футболка 400 сом — 300 рублей, у нас — 400 рублей.
Обратная дорога началась с Дордоя, затем прохождение границы четыре часа (со всеми прелестями), к 18:00 мы были готовы отчалить домой, жара спала и появились силы ехать, обсудив, решили ночью пройти участок между от Бишкека до Балхаша.
Посмотрели по карте, как миновать Алма-Ату, в итоге посчитали, через Копу будет ближе на 240 км. Свернули с трассы, сначала отличная дорога. Затем — караул! Не дорога, а яма на яме и ямой погоняет.
Дорога на Копу, или крепче за баранку держись шофер.
Скорость 20-30 км\ч разгон, торможение бах — яма, опять разгон на 200 метров опять торможение и такой дороги 50 км. В итоге к 22 часам выезжаем вновь на трассу на Балхаш.
Направление — Балхаш, вся ночь за рулем, меняем друг друга, темно, но прохладно. К 5 утра останавливаемся на берегу озера в надежде поспать, вышли из машины размяться хорошо, но полчища комаров! Запрыгнули в машину, переколотили всех кровососов. Сидим. Душно. Окно открыть нельзя. 10 минут пытаемся «улечься» спать. Потом у меня лопается терпение, иду купаться, возвращаюсь в машину, говорю: «Вы можете спать, а я поехала». Выбираемся на трассу направление на Караганду. Участок длинный, но прохладно и дорога неплохая. Тороплюсь пройти по холодку больше (скорость на трассе разрешенная, 110 км/ч). Через пару часов понимаю, что хочу спать. Кто-то на форуме писал по семечки, которые спасают от сна — действительно спасают, но первые 15 минут :)). Стоянка забор, за ним тень, останавливаюсь и засыпаю на полчаса. Просто отключаюсь. Опять дорога. Становится жарко. К 13:00 доезжаем до Караганды. Родственники, по телефону, интересуются: «Вы где?», мы отвечаем: «В Караганде», на что они обиженно: «Ну серьезно?» :)).
Обедаем в городе, меняем сомы на тенге в обменнике. В 16:00 выезжаем на Павлодар, впереди еще более 400 км пути. Жара становится еще ужаснее, кондиционер спасает, но не сильно. Вдали озеро, первый поворот, сворачиваем, выезжаем на берег. Купаемся, усталость опять отступает, становится прохладнее, дело идет к вечеру. Считаем во сколько будем в Новосибирске — получается ночью. На границу попадаем в 23:00, час на прохождение, и мы дома! В России, значит, дома. Мы дома! Никогда не думала, что оказаться вновь в своей стране — это так приятно.
Итог поездки:
Пройдено: 5 700 км.
Туда: 4 суток.
1 сутки: Новосибирск—Карасук—Павлодар—Баянаул—Караганда.
2 сутки: Караганда—Балхаш.
3 сутки: Балхаш—Алма-Ата.
4 сутки: Алма-Ата—Бишкек—Балыкчи—Бостери.
Обратно: 1,5 суток.
1 сутки: Бишкек —Балхаш—Караганда—Барнаул—Экибастуз—Павлодар.
2 сутки: Павлодар—Карасук—Новосибирск.
13 дней путешествия.
«Тойота Пробокс»: 1,3, 6,7 литров на 100 км; машина не подвела.
Бензина сожгли 380 литров. Заправлялись, где придется, 92-95 бензин. Бензин в Казахстане и Киргизии немного дешевле, чем в России. На бензин ушло 11 тысяч рублей.
Жилье развлечения, питание — 30 000 рублей.
Р.S. Увлекательное путешествие, все очень понравилось, чудесная природа, доброжелательные люди (таможня исключение!), куча эмоций, но это не пляжный отдых (озеро холодное, пляжи грязные)!