С детьми на Шавлинские озера в начале лета, или Как мы открыли этот маршрут в 2018 году

26.11.2018 | 33000 просмотров

Никогда особо не мечтали ходить в походы. Но небольшой опыт семейного отдыха последних лет показал, что занятие это весьма интересное и приносит массу положительных эмоций. Кроме того, по ряду причин такое времяпрепровождение с детьми я отношу к весьма значимому этапу в их развитии.

В этом году появилось идея устроить настоящий серьёзный поход. Причём идея эта возникла абсолютно спонтанно.

Дело было так. В начале мая на праздниках я планировал с сыном съездить на Чулышман и сходить с ним на Чульчийский водоскат. С женой мы были на нем в далёком 2011 и давно хотели показать детям, но в силу разных причин до этого никак не доходило. К сожалению, или к счастью, этот план был разрушен тем фактом, что в начале мая температура ещё недостаточная для обильного таянья снега и вместо мощного водоската мы рисковали с большой вероятностью увидеть просто груду камней. Ехать ради такой перспективы за тысячу километров особого желания не было, перенесли поездку на начало июня уже полным составом — тут у нас отпуск.

Отпуск в неделю и праздничные дни давали нам 11 дней свободы. Чульчийский водоскат — и дорога на Алтай туда-обратно это в хорошем темпе три дня, остаётся ещё 8 — достаточно большой запас времени на какое-нибудь невообразимое путешествие. И за две недели до отпуска было решено, что ничего лучше недельного похода в горы придумать невозможно. Так как мы планировали в приоритете посетить водоскат на Чульче, я приступил к активному поиску пеших маршрутов в области течения Чулышмана. На удивление, информации в интернете по этому поводу крайне мало, а точнее был найден лишь один относительно подробный отчёт про путешествие по Чулышманскому нагорью.

К сожалению, маршрут описан тут балла на 3 и места совсем нехоженые — первый опыт большого путешествия с детьми тут получать не хотелось, тем более на руках нет нормального gps трекера. Других вариантов в этом районе я не вижу — расширяем область поиска.

Шавлинские озера — подходящее место для нашей цели. Основополагающим критерием было наличие невозможно подробного путеводителя по маршруту, варианта заблудится или потеряться тут просто нет, даже без gps. Планировалось пройти весь маршрут, с преодолением Нижнешавлинского перевала категории 1Б. Но, к сожалению, этот план полностью отсекал возможность успеть посетить водоскат на Чулышмане, потому что минимальная длительность маршрута с одним-двумя радиальными выходами на озере стремилась к 9-10 дням. Это было на самом деле обидно, потому что очень уж хотелось показать его детям именно в это время года.

Жена, как и обычно у нас бывает, восприняла идею с походом не очень воодушевлённо, но, обладая определённой силой убеждения, я привёл миллион причин в пользу своей идеи и уже совсем скоро мы были на одной волне.

Оставалось совсем немного времени, и было необходимо решить несколько критичных вопросов, которые в сути своей сводились к уменьшения веса рюкзаков, которые нам необходимо будет нести, ведь нас четверо, а нести груз могут полноценно только двое.

Вопрос питания.

Сидеть на лапше и крупе — самые лёгкие и простые продукты — весь поход это не очень интересно. Что же едят в походах люди?

Консервы — самые простой вариант, но и самый тяжёлый. Понятно, что мы собирались не на месяц, а всего на полторы недельки и утащить столько консервов, чтобы не чувствовать себя ущемлённым было реально. И возможно бы мы решились на такое разрешение вопроса, но мысли о том, что с собой придётся таскать кучу пустых консервных банок по всему маршруту меня не очень радовала.

А не хотите ли весь поход кушать мясо, но не из консервов? Вряд ли кто-то будет спорить, что мясо это отличный и очень питательный продукт. Я раньше и не задумывался о том, что его можно просто взять и высушить, и станет оно лёгким и не испортится в любую жару. В итоге уже через день была приобретена аэро сушилка для продуктов и куплено 3 кг говядины. Говядина, по одному из рецептов была замаринована в специях, соли и соевом соусе. И через два дня был начат процесс сушки. Можно сушить мясо до разной степени, но мы не рискуем — сушим до степени сухарей — так точно не испортится. Любые продукты, в том числе и мясо, крайне сильно усыхают при сушке— от этого кажется, что мяса нам не хватит, покупаю ещё 2 кг куриного филе (лучше брать грудку, иначе будете морочится с жиром, который выделяется в процессе сушки, как пришлось мне). Вместе с мясом начинаем сушить и картошку. В общей сложности картошки было высушено примерно одно ведро на 20 л. Чтобы делать полноценный суп высушили ещё пару килограммов тёртой моркови и немного лука. В качестве эксперимента высушили и пару апельсинов — неплохой, к слову, выходит десерт.

В итоге все сушенные продукты весили, по-моему, не более 2,5-3 кг.

Для супа взяли ещё лапши биг-ланч — это единственная лапша, где в составе ничего криминального, специи в расчёт не берём — они идут сразу в костёр.

Вопрос с палаткой.

Дело в том, что обе наши палатки, с которыми мы ездили в последнее время (одна 2-местная, вторая 3,5) были утрачены в недавнем пожаре. Ещё зимой мы приобрели новую 3,5-местную палатку, но на тот момент и не задумывались о её весе, а весит она около 5 кг. Тащить с собой «мешок сахара» — сомнительное удовольствие, необходимо было раздобыть максимально лёгкую палатку, да и с неплохой водостойкостью тента (предполагалось, что она будет однослойная). Остановились на варианте палатки в виде домика — по логике у неё по отношению к палаткам вида шатра, меньше мокнут стены при дожде, и меньше вероятность промочить инвентарь внутри. Выбранная палатка была в наличии в СПБ. Так как жена работает в ТК, вопрос доставки не являлся проблемным, и через 4 дня мы должны были получить оплаченный товар. Но, к нашему несчастью, произошла задержка в отправке на три дня, что крайне большая редкость. Т.к. задержка означала, что палатка (вес которой должен был составлять 1,8 кг) не приедет вовремя, мы начали искать третью палатку. Решили, что её можно купить и БУ. На сайте объявлений был обнаружен достаточно интересный вариант палатки весом 2,8 кг за смешные деньги в размере 1000 руб. Взяли её, палатка оказалось польского производства 2003 г.в. Судя по всему, ей пользовались всего несколько раз. Нестандартная конструкция с одной дугой обеспечивала отличную изоляцию тентов друг от друга, что для нас очень большой плюс, потому что спать нам предстояло достаточно плотно, нередко задевая стены.

Рюкзаки.

У меня уже был в наличии рюкзак на 120 л, но он был куплен без опыта много лет назад. Мало того что он как гроб за спиной, так там совершенно ничего не продумано в плане удобства.

Я давно знал, что нужен другой рюкзак, и заблаговременно заказал новый трекинговый рюкзак на 60 л с жёсткой спиной с общеизвестной китайской площадки. В итоге вес моего рюкзака составил 16 кг, не считая палатки, которую несли в руках.

Жена пошла с обычным вело-рюкзаком с вентилируемой спиной, литров на 20-25 — итоговый вес 7 кг.

Сыну приобрели обычный школьный рюкзак, он по плану должен был нести груз весом 2,5 кг.

Дочка идёт налегке. Вообще, в то, что она будет идти, верилось мало, планировали, что я буду её основным «транспортом» — для неё был взят рюкзак для переноски детей (который, к слову, сам по себе весит чуть меньше килограмма) — а опыт переноски на шее на длинные расстояния я вспоминаю как ночной кошмар.

Обувь.

Со слов автора путеводителя, который я привёл выше, маршрут поддаётся отлично в обычных кроссовках.

Себе я заблаговременно вместе с рюкзаком заказал и трекинговые вентилируемые кроссовки, в которых и планировал идти. Помимо них взял себе еще и спортивные сандалии, проверенные временем в горах Алтая.

Жена шла в очень сомнительных кроссовках на низкой подошве. Я настаивал на приобретении более подходящей обуви, но переубедить её не смог — аргумент у нее был железный — прошлогодние вылазки по горам она в них отходила, значит и тут пройдёт. Ну да ладно. Заставил, взял запасные кеды, и на этом сошлись.

Сын шёл в своих повседневных кроссовках, в запас была куплена новая пара и взята с собой.

Дочка шла также в кроссовках, но без запасных, т.к. не увидели в этом смысла.

День 1

В субботу мы планировали дойти до верхней Оройской стоянки, и нам требовалось как минимум полдня на это. Поэтому, как обычно, мы выехали вечером в пятницу.

Трасса была разгружена, и уже к 11 часам мы встали за Бийском. Место нашли не сразу, т.к. большая часть полей засеяна и вставать там — поступок варварский.

Сбор нестандартной палатки в первый раз и без инструкции (которую я самоуверенно оставил дома), да к тому же в сумерках, оказался делом непростым. Но немного погодя мы с этим справились

День 2

Утром дети побежали бегать по необъятному полю. Дочка даже умудрилась потеряться, за холмиком — ох уж эти дети... Перекусив пирожками и яйцами, взятыми из дома, не тратя время на варку более правильной пищи, выдвинулись в сторону Чибита.

В 12 часов были уже там. Далеко не сразу мы нашли дорогу, ведущую ко второму (платному) Оройскому мосту, где начинается пешая часть маршрута, пришлось включать навигатор.

Договорившись с хозяином крайнего дома, на выезде из села, по поводу стоянки для машины (100 руб. в день, ценник, кстати, судя по всему, не меняется уже много лет, что безусловно радует), мы поехали к самому мосту, до него около 4-5 км.

Была идея оставить машину прямо там, рядом с мостом, и я более чем уверен — с ней ничего бы не произошло. Но в итоге все-таки оставили эту мысль.

Перед мостом крутой спуск — на машине проехать можно, но страшно, поэтому не спускаемся. Делаем небольшой перекус салатиком из овощей, которым нет места в рюкзаке, и начинаем собирать вещи. В принципе, все было разобрано по рюкзакам ещё в городе.

Как так получилось, не ясно, но дома был забыт пакет со штанами для похода для меня и жены. Видели ли вы когда-нибудь туриста с большим трекинговым рюкзаком в горах вдали от цивилизации в джинсах? Мы были именно такими туристами, ну а что поделать — без штанов идти в горы нельзя ведь.

Оставил семью и поехал ставить машину в село.

В последний момент увидел, что забыли взять палатку, которая болталась на заднем сиденье — хорошо, что заметил это сейчас, иначе бы — лишние 10 км пешочком.

Из села иду с палаткой и фотоаппаратом. На выходе сразу резкий подъем — можно срезать и не идти по дороге, перепад метров 30-40, наверное. Поднялся я на него и чет как-то запыхался. Представил, что ждёт дальше... и понял, что об этом лучше не думать.

На подходе к мосту делаю пару фоток, не зря ж фотоаппарат лишние 5 км тащу.

Сразу за мостом (высота 1220 метров) меня встречает сын и показывает, куда идти. Поднявшись по тропе (все те же метров 30), обнаруживаю запыхавшуюся жену — не удивительно я там с палаткой корячился, а она тут с груженными рюкзаками прыгала.

Сели посидеть на дорожку… Активно кушаем яблоки, у нас с собой где-то 2,5 кг. В машине не оставишь, тащить не охота — нужно сегодня все съесть. До стоянки их и ели.

Тут есть домик (он не обозначен в путеводителе), видимо, построен относительно недавно, на нем реклама близлежащих достопримечательностей.

Вообще, тут уже неплохо, я бы остался.... Но это все шутки, ведь до озера еще 35 км (не уверен, но точно цифра от 30 до 40) неизвестной тропы. Это не говоря про все остальное. Нам до озера как-нибудь добраться хотя бы.

Поднявшись ещё немного, мы видим домик хранителя моста. Его не встретили — значит, оплатим проход на обратном пути. Именно тут находится нижняя Оройская стоянка, мы идём дальше — начинается затяжной подъем в гору по лесу.

Хоть мы еще практически и не начали подъем, уже два раза, а может и три, устраивали привал — под палящим солнцем подниматься особенно тяжело. На фото выше отчётливо видно, кому подъем даётся легче всего.

На данном участке мы набираем высоту примерно 360 м — то есть верхняя Оройская стоянка находится на высоте около 1620 метров. Если задуматься, то это целых 24 пятиэтажных стандартных дома (по 15 метров в высоту) — в моей голове это слабо укладывается.

Подъем до верхней стоянки занял навскидку часа 3, в 18:30 мы были уже там.

Этот подъем мне запомнится надолго и не потому, что он был каким-то особенно сложным, а потому что именно тут меня впервые в жизни укусил, наверно, самый ненавистный представитель насекомых — клещ.

Вообще, честно сказать, от клещей мы в этот раз не защищались ровным счётом никак, т.к. каких-то действительно действенных способов защиты кроме постоянных осмотров и правильно заправленной одежды, по-моему, не существует.

Мы с женой шли в шортах — просто потому, что в джинсах очень жарко. Где-то в середине подъёма в области бедра я ощутил сильный укол — как будто иголкой ткнули. Глянул — а тут он. Естественно, я как любой человек в наше время пропитанный антиклещевой пропагандой, которая гласит, что клещ это ну очень плохо и последствия ну могут быть ну очень печальными, немного расстроился. Начинаю делать импульсивные попытки его извлечь. Жена спокойна, орет на меня, чтоб я его не раздавил. Немного погодя понимаю, что ничего уже не изменить и смиренно жду. Жена достаёт нитку — все по науке. Долго мучаемся — одеть петлю на это создание та ещё задачка. Вытащили, и этот процесс, кстати, на порядок больнее, чем сам укус. Завернули клеща в полиэтилен, чтоб потом сжечь, осмотрели детей и пошли дальше. Хоть у нас у всех и есть прививка — настроение подпорчено, ведь она только от энцефалита, да и вообще надеяться на неё не сильно-то и приходится, ведь мы живем в России, где уровень здравоохранения один из самых низких в мире, а для получения качественных медицинских услуг граждане ездят за границу. Ну да ладно, надеемся на лучшее.

В 18:30 мы уже на верхней стоянке. Делаем привал и решаем идти ли дальше. Время ещё есть, и оно не лишнее, решаем пройти ещё часик.

Тут есть дерево с тряпочками, как говорят, чтобы сдобрить горных духов. Всегда проходим мимо таких и тут тоже прошли, по этому поводу я весьма скептичен.

Далее тропа идёт по горе без ощутимого подъёма, как на прогулке в парке. И совсем скоро мы доходим до брода через Орой, а там… лежит снег, это странно — ведь в путеводителе ни слова про снег на маршруте.

Нам известно, что по этому берегу стоянки будут через каждые 20 минут. Первая попадается сразу после брода. Ещё минут через 30 мы нашли очень цивильную стоянку со столом и скамьёй, где и устроились.

Поужинали и легли спать, ведь завтра самый тяжёлый день нашей небольшой экспедиции. Очень пожалели, что не взяли с собой чай — он ничего не весит, а попить вечерком его уж больно хотелось.

Настоящим счастьем было, что дочка идёт своим ходом и почти даже не ноет — рюкзак, выходит, для неё тащим зря, что ли?

День 3

Ночью ощутимо холодает, температура тут, думаю, где-то около 2 градусов. Сегодня нам нужно преодолеть перевал и дойти до Шавлы. Встав в 07:50, в 09:10 мы уже выдвигаемся дальше.

Тут тропа поднимается все круче и круче в гору — идти тяжело, на пути то и дело встречаются поваленные деревья и грязь. Но вот мы уже на подходе к домику молочника, об этом нас оповещает вывеска.

В 11:40 делаем привал на полянке перед домиком. Тут мы хорошенько перекусываем и набираем воды, нормальный ручей будет не скоро.

Тропа в этом месте расходится, одна идёт налево — в долину реки Можай, вторая же уходит правее — на Оройский перевал. Мы берём правее.

Уже через 20 минут видим перевал. Судя по путеводителю нужно держаться правее от скалы с деревьями слева — почему остаётся загадкой — ведь там ничего нет. Правильно — идти на скалу. Но мы держимся правее, как написано,  и упираемся в снег. Стоит заметить, что с этого участка тропы начинается полный кошмар. Снег тает — и все — абсолютно все! в воде. Идёшь по болоту — ноги мокрые, а вода ледяная. Да и погодка сегодня несолнечная, что еще больше усугубляет ситуацию. Хорошие непромокаемые ботинки были бы кстати! Но мы в кроссовках… к такому не готовились… Видимо, начало июня не самое удачное время для похода. В путеводителе упоминалась середина месяца, и снега там и в помине не было, а тут — всего двумя неделями раньше целое снежное шоу, и ведь это только ещё начало маршрута.

В 13 часов мы выдвигаемся с перевальной точки (2180 м). По левой стороне этого, так сказать, нагорья идёт чёткая тропа, тут уже пройти в кроссовках и не промочить ноги (хотя у нас они и так мокрые) невозможно.

У некоторых членов экспедиции нервы уже сдают, потихоньку.

В 14:50 мы подошли к броду через Ештык-Кёль. Перейти можно по камушкам — речушка совсем маленькая тут. В принципе настроение здесь приподнялось — болото кончилось, и вроде как пошла относительно сухая тропа, ноги подсыхали и ветер поутих.

В 16:10 доходим до следующего брода — тут в Ештык-Кёль впадает большой приток. Есть место, где поставить палатку, правда много мусора. Переходим речку вброд, хотя смотря сейчас на фото, видимо, было место, где можно перепрыгнуть. Вода жуть какая холодная.

И тут опять начинаются снежные заносы…, ну сколько можно-то…

В 17 часов мы подошли к конному броду через Ештык-Кёль. Человеку тут перейти, думаю, невозможно (по крайне мере в это время года) — очень мощное течение. Путеводитель утверждает, что нужно идти по тропе вдоль реки — пошли. Единственное — сильно смущает снег, который виднеется по этому берегу.

Зайдя за поворот, видим, что снега тут еще очень много... и это настораживает. Нервы сдают, мы уже очень устали, и если ранее тропа шла по ровной местности, то тут нужно карабкаться по снежным горам.

Морально мы немного подавлены — за все время маршрута мы никого не встретили — вообще не ясно, есть ли тут кто-то в это время, или мы одни такие. Кажется, что идём туда, куда не нужно идти. Идти по снегу страшно и холодно, поэтому везде, где можно, поднимаемся по склону выше, пытаясь его обойти. Зачастую это места с кустарниками — детям идти тут очень некомфортно в связи с их ростом.

На очередном снежном переходе случается ЧП. Неудачно встав на снег (предварительно нужно пробить паз для ноги и только потом ее ставить), жена срывается и начинает катиться вниз. Как назло именно в этом месте снежная насыпь лежит вплоть до реки. Прокатившись более половины пути (на фото виден шлейф) ей удаётся-таки остановиться и стабилизироваться, после чего постепенно и очень аккуратно она поднимается обратно.

Сказать, что это было страшно — ничего не сказать — это был кошмар. Эта происшествие мгновенно морально раздавило нас. Уже ничего не хотелось — только найти место, где встать и переночевать. Что впереди не ясно, а возвращаться по пройдённому пути нет ни сил, ни времени. Казалось, что мы вообще идём не там, где нужно и что нужно было переходить речку вброд, ведь на противоположно стороне виднелась и отличная тропа и хорошие места для стоянки. В итоге пройдя ещё несколько снежных насыпей место для стоянки было таки найдено, и тут сразу же начался дождь.

Ужин уже пришлось варить в палатке. Хорошо покушав, мы легли спать. Убивало то, что было непонятно, сколько такая тропа будет ещё длиться и есть ли смысл идти дальше вообще…

День 4

Утром долго ждём, пока солнце покажется из-за гор, — нужно хоть немного подсушить обувь, да и вообще холодно без него.

В 10 часов мы выдвигаемся дальше.

Сразу после нашей стоянки, метрах в 40 есть ещё стоянка Она более удачная, жалко вчера не дошли до неё. Тут обнаруживается брод для тех, кто перешёл на противоположный берег ранее. Перейти человеку тут без спецсредств скорее всего невозможно, только на лошадях.

Здесь же начинается и долгожданный подъем в гору по лесу. К сожалению, снег на тропе ещё не кончается и в течение первых 40 минут приходится прыгать по сугробам.

Через час мы уже в верхней точке подъёма. Снега тут уже нет, и далее начинается достаточно крутой спуск обратно к реке. Перепад высоты в этом месте около 250 метров.

Через минут 20 мы опять у реки. Тут есть указатель, написано, что до Чибита 30 км — честно говоря, не верится, думаю, не больше 20. А до Шавлы 5 км — в это верю, оно так и есть.

Обратите внимание на текст таблички (такие встречаются на всем маршруте). Табличка гласит, что экологический отряд проходил тут и чистил тропу, это они молодцы — снимаю шляпу. Но вот в рекомендации к пребыванию на маршруте меня вводят в недоумении следующие пункты — «Консервные банки обжигать и сминать; Использованные газовые баллоны — пробивать». То есть автор предлагает принесённые с собой консервные банки и баллоны оставлять в лесу — ну что это за бред! Если смог принести, значит, найди силы и унеси с собой обратно свой железный мусор! Ей богу, кто ж придумал этот бред… И самое-то печальное, что туристы вразрез со здравым смыслом делают как написано, и от этого на маршруте — столько мусора, что обидно до слез.

В этом месте Ештык-Кёль получает большой приток — то ли ручей, то ли река, но на карте названия у него нет.

Делаем привал и хорошо перекусываем, планируем сделать марш-бросок до Шавлы без длительных остановок. Сушёное мясо очень хорошо идёт — главное не забывать запивать его большим количеством воды.

Что на этом, что на противоположном берегу много мест, где можно устроить стоянку. Тропа тут идёт вплоть до Шавлы по лесу. Ничего особенного: местами болото, местами подъёмы, спуски, камни, поваленные деревья и т.д. На одной из остановок умудрились обронить носочек дочки (он сушился на рюкзаке и, случайно зацепившись за куст, сорвался).

Через два часа (14:10) мы дошли до очередной стоянки. Судя по всему, тут тропа расходится, одна идёт напрямую к Шавле — к переправе через нее, а вторая поворачивает в сторону озера, и мы как бы срезаем путь по диагонали (в путеводителе это упоминается).

Час у нас ушел (15:10) на то, чтобы дойти до выхода из леса, тут тропа приближается максимально близко к Шавле. Здесь есть место для стоянки, мы устроили перекус. Случайно на руке обнаружил ползающего клеща, но, пока мы копошились в попытках его сжечь, он упал на землю и потерялся. Вообще, за перевалом, путеводитель клещей не предсказывал… жаль, потому что они тут есть и их много.

И опять начинается болото — вообще, половину пути до озёр приходится постоянно идти по грязи. В принципе, ничего страшного, если светит солнышко.

Тут мы обнаруживаем, наверное, самое страшное, что только можно было обнаружить — следы медведя и медвежонка в направлении озера. Сложно было сказать, но, судя по всему, следы свежие, хотя, может, и вчерашние. Кроме следов медведей на тропе есть следы лошади и собаки, но они сделаны заметно раньше.

Встал вопрос — что делать?

Так как ветер дул попутно, то медвежонок с мамой учуять нас должны были заблаговременно, что, в принципе, сводит вероятность встречи к минимуму. Но мы решили перестраховаться и не идти сегодня до конца, а пройти лишь половину пути вдоль Шавлы (общее расстояние около 7 км, мы планировали пройти 3,5). На всякий случай я шёл на 50 метров впереди, чтобы сообщить заранее по рации, если что-то пойдёт не так.

Маршрут наш идёт не совсем правильно. Дело в том, что на этом участке есть два места, где видимо относительно недавно сильно размыло берег и тропа вдоль реки упирается в эту отмель, мы шли прям по ней, а на самом деле можно было обойти все это дело по тропе, которая идёт по склону горы, для этого нужно было в правильном месте взять левее и пойти на подъем. На обратном пути мы шли именно так, ну а сейчас пришлось попрыгать по камням.

Через час, передвигаясь по очередной грязи, мы обнаруживаем, что следы медведей в этом месте уже идут в противоположную сторону, то есть они уже ушли — отлично.

Еще через час мы доходим до целевой точки — здесь река разливается в небольшое озеро-блюдце и можно встать на ночёвку, но стоянка расположена крайне далеко от воды, и поэтому, перекусив, мы выдвигаемся дальше в поисках более подходящего места.

На последней стоянке неудачно закрепили один из двух спальников — и надо же такому было случиться — именно когда шли по болоту, один из спальников выскочил и упал в глубокую лужу. Обычно мы скрепляли спальники между собой и спали все вчетвером в этом коконе. Сегодня же нам предстоит спать, укрывшись только одним — сухим спальником, второй абсолютно мокрый.

В 19:30 наконец-то встаём на стоянку. Отсюда до цели остаётся где-то около 2,5 км.

Планируем завтра, налегке, сходить на озеро и начинать двигаться домой. На перевал идти и мыслей нет — там точно все завалено непролазным снегом, оставим это до следующего раза.

Перед тем как лезть в палатку, на каждой стоянке у нас идет доскональный осмотр на клещей, а если солнце уже спряталось, то занятие это достаточно неприятное, потому что детей приходится раздевать догола на улице и некоторое время осматривать, а на улице мороз. Вся уличная одежда ночью находится в мусорных мешках — одно дело, если клещ цапнет и ты заметишь, и другое, если это произойдёт ночью — в таком случае можно и не вытащить его ведь.

5 день

Ночью был минус — вся палатка наутро покрылась льдом, но спать было не намного холоднее, чем на предыдущей стоянке. Зря переживали из-за спальника, вообще с одним можно было идти, наверное.

Утром с удовольствием поели кашу и выдвинулись в сторону озера. С собой мы взяли эргорюкзак для дочки, фотик и еду.

Через полтора часа мы уже на слиянии левой и правой Шавлы — тут великолепные места для стоянок.

Настораживает только то, что Левой Шавлы нет вовсе — то есть она полностью пересохшая. Это значит, что из озера вода не выходит и, скорее всего, озера вообще нет.

Отсюда начинается крутой подъем по лесу до самого озера — разница высот около 250-300 м.

В 12 часов мы на озере, ну а точнее на лужице, которая скоро должно им стать. Уровень воды минимум на 15 метров ниже нормы. В путеводителе упоминалось, что в середине июня уровень может быть на 7 метров ниже нормы , ну а в начале июня, выходит, в два раза больше.

Мы ожидали тут найти кого-нибудь из людей, но никого нет.

Обходим периметр, смотрим, как тут все устроено. Судя по всему, тут недавно гостили медведи, потому что пакеты со всякого рода специями разорваны и все раскидано, вряд ли это ветер.

Далее спускаемся к озеру, чтобы набрать воды и попутно делаем памятные фото. Тут очень умиротворяющая обстановка, да и вообще это интересно — пройтись там, где уже через две неделю все скроет вода.

В 14 часов мы выдвигаемся с озера, набрав немного лука, который тут растёт повсеместно. Дочку впервые за всю дорогу сажу в рюкзак, чтобы немного ускориться. В итоге она сразу засыпает и спит до самой стоянки, где стоит палатка. На стоянке случается опять ЧП. Сына кусает клещ, тоже впервые, но в отличие от меня он впился ему в шею. Так как он тут же сказал об укусе, буквально в течение 3 минут жена уже его извлекла, в этот раз без ерундовой нитки — просто взяла ногтями у основания носа и вытащила его. Упустили момент, когда майка его оказалась незаправленной — и вот результат.

Где-то в 16 часов мы выходим от места стоянки в сторону Ештык-Кёль. Совсем скоро навстречу нам встречаем группу туристов, их было человек 7. Я узнаю у них можно ли обойти снег на той ужасной тропе по противоположному берегу, говорят, что нет, печально. Упомянули, что шли по нашим следам, стало немного приятно, не пропали даром наши мучения.

Около 18 часов, на подходе к лесу, который должен вывести  к Ештык-Келю встречаем ещё одну группу туристов. Вообще их пятеро, двое (мужчина в возрасте и относительно молодой парень) решили идти на озеро сегодня и завтра утром вернуться, трое других (два взрослых мужика и сын одного их них, лет 20) решили не идти и остались ждать тут, т.к. сильно устали. Они вообще решили не идти на озеро, жаль, конечно, такой путь проделали ведь. Рассказали нам, что нашли на тропе наш носок, но никак не могли понять, откуда он тут мог взяться — детский маленький носочек, теперь поняли. Парень заснял деток на камеру, видимо, не мог поверить глазам, я его понимаю — тропа-то не из лёгких оказалась, сам поди запыхался, а тут детский сад…

Еще минут через 20 мы на стоянке перед лесом, где в прошлый раз потеряли клеща. Совпадение или судьба, но именно тут у нас опять ЧП, сын жалуется на укол в спину — опять клещ! В течение первых же минут жена вытаскивает его, опытная уже!

В интернете пишут, что клещ кусает так, что не почувствуешь, на собственном опыте утверждаю, что это брехня — не почувствовать  укус клеща очень сложно.

Вернувшись домой, мы много читали про клещей. Не буду ничего утверждать, но некоторые факты, которые есть в сети:

• для заражения боррелёзом (болезнь лайма) от инфицированного клеща необходимо, чтобы он пробыл на теле (имеется ввиду укус) более 12 часов. При правильном извлечении (без раздавливания) в первые 12 часов заразиться боррелезом вероятность нулевая.
  • анализ клеща на наличие инфекции делается только в странах СНГ и больше нигде в мире. Пишут, что в этом нет ровно никакого смысла. Как я писал выше, клещ мог быть инфицирован, но инфекцию не передать, какой тогда смысл его исследовать — никакого, только если вы не собираетесь пить пачками лекарства без уверенности, что заразились. Исследовать, в случае чего, нужно свою кровь, а не клеща. Кроме того, есть утверждения, что инфицированный клещ мог полностью отдать всю инфекцию, и в итоге ты заражен, а анализ клеща чист – хотя это утверждение сомнительное…
  • энцефалит — опять же чем раньше извлечь клеща, тем меньше вероятность заболеть, но про 12 часов никто не писал. 5 клещей из 100 – инфицированы. При этом статистика утверждает, что если 100 человек укусит 100 инфицированных клещей, то заболеют энцефалитом только 2-6 из них. А прививка обеспечивает защиту на 95%.

Это был последний укус за время всего отдыха. В итоге сдали по возвращении (через две недели) все анализы, никаких инфекций обнаружено не было. Везение или закономерность, никто не знает.

Варим суп, вкусно кушаем, пьём чай (на озере нарвали листьев черной смородины) и ложимся спать.

День 6.

Ночью опять минус. Место стоянки в тени, поэтому солнца ждать долго, палатку не сушим. Кушаем и в путь, сегодня сложный день.

Чтобы добраться до притока Ештык-Кель, после которого начнётся подъем в гору и снег, у нас ушло два с половиной часа, тут мы были в 12:30. По пути нашли утерянный носок — мелочь, а приятно.

Мы останавливаемся на час. Варим кашу, сушим палатку, просто отдыхаем. К слову, дети в походе что кашу что суп едят просто гиганскими порциями — у нас с собой трехлитровая кастрюля — за раз съедаем всю, дети в частности по 4 тарелки каждый. Бесконечный физический труд даёт о себе знать.

Через час после стоянки мы уже на вершине подъёма. Рюкзак жены и сына тут поднимал я, дабы сохранить их силы на преодоление снежных преград, вообще мне не особо тяжело, что 16 кг что 23, идешь да идешь себе. Думаю, большую роль тут играл рюкзак, он на самом деле ну очень удобный, нисколько не пожалел, что взял именно его — он себя оправдал. Нагрузки на плечи с ним я вообще не чувствовал. Потом отдам его жене, будет рада, наверное.

Отсюда начинается снег, который будет до самого Оройского  перевала… Тропа очень сильно оттаяла, идти в большинстве мест уже на порядок проще. В каких-то местах снег настолько сильно оттаял, что мы имеем возможность пройти по руслу, совсем немного промочив ноги. Вообще, день солнечный и идти комфортно.

Дошли до первого брода в 17:40. Перекусили. Хоть уже и вечереет, солнце тут ещё высоко и зайдёт не скоро. Судя по навигатору, сегодня солнце сядет только в 21 вечера. Когда мы были снизу, то фактически оно садилось уже в 18 часов. Тут же мы сверху и все по-другому — горы не такие высокие и оно светит до позднего вечера.

В принципе, сегодня вполне реально преодолеть перевал, но дорога до второго брода занимает около полутора часов, и мы решаем переночевать тут, на высоте 2100 метров.

День 6

В 11:00 мы уже на перевале.

По пути ещё в ту сторону я приметил выложенную на перевале из камней надпись одной из компаний. Решил оставить след и своей конторы в этом месте. Всей семьёй собираем камни и выкладываем «ELTEX». Правда не думаю, что надпись проживёт тут долго.

Рядом с перевальной точкой горка метров 50 высотой, я забираюсь на неё, чтобы сделать пару красивых фото. Вот если тут выложить что-то, то уверен, вернувшись лет через 5 вполне вероятно обнаружить это нетронутым.

В 12 часов мы были уже у дома молочника и совсем скоро спустились к мосту. Тут с нас взяли 400 руб., которые мы не уплатили раньше.

От моста остаётся преодолеть 5 км, которые я шёл тогда один с палаткой. Солнце жарит, нет ни тенька, ни ветра, идти изнуряюще тяжело, но, в конце концов, мы доходим-таки до Чибита к 17 часам.

На машине опять сел аккумулятор — последний раз такое было на Актру — что ж ему так не нравится в горах, никак не мог понять. Сейчас знаю, что причина в том, что в машине никогда не снимается питание с прикуривателя, и оба раза туда было что-то включено. Вообще странно — был уверен, что питание снимается везде.

Прикуривались мы от хозяйского уазика, у которого у самого аккумулятор полумертвый, и как назло я не смог завести машину с первого раза. Причиной тому был немного забитый клапан холостого хода, я знал про это, но забыл почистить вовремя. В итоге с одной моей попытки мы посадили практически в ноль хозяйский аккумулятор. Через 5 минут, ещё раз крутанув стартер, ховер успешно завёлся-таки, походу уже на последнем издыхании соседского уаза — фуф пронесло, неизвестно на сколько бы мы там ещё застряли в ином случае. Думал, хозяин потребует допплату за помощь, плохо думал, мужик-то нормальный, не барыга оказался, взял только за стоянку.

Т.к. наш мини тур по горам мы закончили раньше, чем планировали, решили скататься ещё на Чулышман — посмотреть на водопад, все-таки дети все уши протрындели, как хотят увидеть водопад.

В Акташе мы купили немного еды и поехали. С таким удовольствием как в этот момент, я не пил кефир никогда в жизни — после затяжного путешествия такие простые продукты становятся просто сказочно вкусными.

Дорога на Чулышман как всегда — не хуже не лучше, единственное, на что стоит обратить внимание, что после Балыктыюля гравийка местами отсыпана песком. Это кошмар какой-то — едешь, а за тобой столб плотнейшей пыли и, не дай бог, кто-то проедет навстречу — сердце кровью обливается от мыслей что же там с воздушным фильтром станет после этого. В такие моменты я отпускал газ, чтобы не пускать лишний воздух через фильтр и не забивать его.

В 21:00 мы спустились с перевала и поехали в сторону каменных грибов, так как на завтра планировали поход на Чульчийчкий водоскат (Учар).

Несказанно обрадовал тот факт, что воды в Чулышмане больше чем мы когда либо видели. Стоянки затоплены, где-то вода даже дорогу подтопила — чудесно, это значит, что водоскат будет необычайно мощным. К слову в 2011 году мы были тут в это же время — и воды столько не было — видимо, 2018 год отличился резким потеплением в этих местах, что спровоцировало такое количество воды.

Недалеко от кемпинга с переправой на Учар мы устроили стоянку — впервые за много дней вечером было тепло, что дало возможность отлично провести время не замерзая. Тут впервые поставили 3,5-местную палатку и наконец-то поспали, не теснясь, как будто из студии переехал в трёшку, так много тут казалось места.

День 7

Встав утром и плотно позавтракав, мы поехали на переправу. Палатку не собирали — оставили на стоянке.

В 10 часов мы уже были на противоположном берегу. Особенно радует, что за 6 лет цена на переправу нисколько не изменилась, как было 500 руб. за лодку, так и осталось.

Сразу за нами начала переправляться большая группа туристов, а мы пошли по известной нам уже тропе.

Вскоре дошли до переправы через приток Чульчи. Большое количество воды этот достаточно простой этап маршрута сделало весьма экстремальным, если сорвёшься, ничего хорошего тебя не ждёт, поток воды крайне мощный.

Тут пригодился рюкзак для переноски детей, именно в нем я перенес дочку, жена с сыном прошли сами.

Далее по маршруту есть только одно сложное место — это отвесная скала, где необходимо перебираться, держась за натянутую вдоль неё верёвку. Т.к. нас обогнала уже группа туристов, которые шли за нами — их не менее 25 человек, среди них, кстати, девочка лет 8, ждём, пока они все перелезут и только потом перебираемся сами.

Когда увидели Учар из далека, подумали: «Как же быстро мы до него дошли», вспоминая прошлый раз, когда потратили на это целый день. Но потом стало ясно, что видно-то его видно, а пилить до него еще долго, поэтому не обманывайтесь раньше времени.

Хочу предупредить, после отвесной скалы в одном из пролесков можно пойти случайно неверной тропой, это приведёт к тому, что в итоге придётся карабкаться вверх по отвесному склону, как на фото ниже.

Чтобы так не страдать, запомните следующее фото — тут нужно подняться немного вверх по камням и там будет правильная тропа — мы же пошли по низу (ее не видно на фото, она справа от камня), что неверно.

Так же в пролесках приходится преодолевать пару больших ручьев, как на фото ниже, в любое другое время они мизерные, но не сейчас.

И вот уже в 15:00 мы были на месте. Воды так много, что островок перед водоскатом полностью затоплен, поэтому посмотреть на него можно только с берега.

Кушаем, делаем памятные фото и уже через полтора часа выдвигаемся обратно.

Фотография ниже — из архива 2011 года, для сравнения:

Так как небо затянуто тучами, стараемся двигаться как можно быстрее, и я беру дочку в рюкзак. Дело в том, что по мокрым камням, а тем более уж лезть по скале крайне опасно и можно легко получить ненужные увечья.

Дойдя до переправы через приток Чульчи, мы обнаруживаем там группу из 8 человек, которая обогнала нас ранее. Оказывается, один из стволов, которые лежали через реку сломался — тот, за который нужно держаться при переходе. Парни перевязали обломки жгутом и подстраховывали всех, кто возвращался с водопада. Переходить речку стало ещё страшнее. Перешли с горем пополам и пошли дальше, а парни так и остались там дожидаться всех, кто шел за нами — ответственные ребята попались.

В 19:30 мы уже были на переправе и совсем скоро в лагере.

День прошёл отлично.

День 8

Мы подумали, что неплохо было бы попробовать отдохнуть, просто повалявшись день без дела. Хоть у нас и была целая развлекательная программа, день вышел крайне скучным и тупым — больше так делать не будем. Вечером была банька, единственное, что хоть как-то скрасило эту ошибку.

На следующий день мы выдвинулись в сторону дома. Переночевали в районе Онгудая и на следующие сутки были дома.

Вся наша семья с удовольствием вспоминает эту поездку, и мы уже утвердили новый поход — более живописный, более изнуряющий и более длинный. Но и на Шавлинские озера есть повод вернуться, ведь мы реализовали только 30% от изначально запланированного.

В заключение хочется сказать — невозможно сложно передать, как я рад, что наши дети видят, переживают и проходят все путешествия вместе с нами. Я знаю то чувство, когда спустя несколько десятков лет ты возвращаешься в места с красивейшими пейзажами, где когда-то был ребёнком и в твоей памяти начинают всплывать фрагменты, которые давно позабыты и которые насыщены детской энергией, наивностью и простотой. Пропуская все это через себя ещё раз, испытываешь чувство необычайного восторга, которое мало с чем может сравниться. И это только один из многих аспектов, в которых я вижу неоспоримую пользу в формировании мировосприятия своих детей. Безусловно, все это было бы невозможно без моей супруги, которая поддерживает меня в любом начинании и не противится уходу от непринятых в обществе стандартов, за что ей большое спасибо.

Halifax, Nova Scotia
Отличный подход к воспитанию детей, молодцы! Повнимательней только на тропах.

Я тоже своего пацана гонять стараюсь, а вот дочке на нравится...
Большие молодцы, тропа действительно не сама простая, особенно для детей. Молодцы что много внимания уделяли даже мелочам. Детям в таких переходах важен психологический настрой, тогда они с родителями могут хоть на край света. В в своих 16 лет был на этом маршруте и в составе нашей группы был 5-ти летний ребенок. МО-ЛОД-ЦЫ!

Очень рад, что вы проделали такой сложный маршрут с двумя детьми и вернулись живыми! Можете закидать меня говяхами, но я отказываюсь представлять, что бы вы делали остаток жизни, если бы переходя первый приток чульчи ребёнок вдруг слетел с бревна....или медведица приняла вашу палатку за говяжью колбасу с начинкой внутри. Нет, от меня вам огромный респект, повторюсь, что с детьми его пройти это подвиг, но хочется вам пожелать, при планировании маршрутов в будущем, хоть немного включать моцг
Виктория
дети для таких походов и ночлегов еще малы,подвергать их такими походами риск для переохлаждения ,не дай Бог оступиться и что нибудь сломать,ничего в этом хорошего у отмороженных родителей не вижу
Алекс
Отзыв супер! Отличная семья ....и путешествие! Почитал....и прям захотелось на Алтай. +5!

А я тут думаю ехать на Актру с ребёнком или нет?! Хах! Вы нереально крутые туристы 35км с детьми это заслуживает уважения!!! От медведей сигнал охотника брали?? Зелёный рефтамид от клеща очень хорошее средство но только на одежду!

Только не совсем понятно смысл идти туда в это время? Ради озёр, которые еще набрали форму, цвет и всю свою красоту. Действительно на фото просто лужа, даже жалко стало что ради этого вот идти пришлось...
Но зато, дети и правда будут всегда помнить этот поход больше, чем городские одноразовые развекалки. Тоже по возможности ходим в дневные походы, у нас в крае предостаточно таких мест и маршрутов недалеко от Красноярска. Вам на заметку;))

в этом году ходили на г.Борус в Хакасии, видели на тропе тоже взрослых с такими же детьми, дети устают меньше взрослых, такое ощущение было что они совсем не устают! :)

Костанай. Калуга. Омск
Безумству храбрых поём мы песнь! (С)

Места, конечно, красивые. И поход интересный. На этом, пожалуй, комментировать ограничусь )))
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

псевдоним

На фото мы с сыном 9-ти лет на перевале Кельдике (он же Алаколь) куда поднялись из Алтын Арашана (район Иссык Куля. Киргизия). Туда-обратно шли 14 часов. Не каждый взрослый осиливает этот путь за один день. Сын уже имел подготовку и по-моему устал меньше меня, я же умотался в сопли...

Так что с детьми ходить можно и нужно, но с головой.
Олег
Лузино
В таком возрасте детей брать в горы смысла нет вообще. Ничего они не запомнят. А риск огромный.

Виктория
Это вы чабанским детям расскажите... к нам в школу, когда я в 80-е на Колыме жил, пришел парнишка чукча, Гаврилой звали, вот он из таких, из ученых природой, нагрузками и ранней ответственностью, это был класс 6 по-моему, между нами была пропасть, мы все были дети, а он уже был если не взрослый ментально, то что-то около того и такие в нем были внутренний стержень и сила, что он один всю школу построил...

Олег
Мой пацан все помнит... тут главное чтобы в коня корм был, сын сам просится, дочке не нравится,а я и не настаиваю...

Меня самого, кстати, лет с 4 стали к горам приучать и я много что помню между прочим.
Здорово,что есть семьи, в которых дети не являются препятствим для получения каких либо впечатлений, путешествий и прочих авантюр. Они в данном случае скорее нлавные герои этого путешествия. Не согласен с мением о том, что детей с собой брать рано, замерзнуть, заболеют и т.д. У детей останутся яркие воспоминания на всю жизнь! Плюсом это очень хорошая моральная и физическая закалка для всех членов семьи. Такие семьи- это залог стабильного и благополучного будущего нашей нации!

Жаль конечно что время года для похода выбрали не подходящее, природа только начала просыпаться, да и клещей навалом, но я конечно офигеваю от вашей безбашенности! Ходил на шавлинские в августе, был первый опыт пешего похода, и честно сказать слабо себе представляю как можно с маленькими детьми пройти этот маршрут, у меня самого то ноги отказывались идти местами! Для детей конечно это нереальный опыт на будущее и память, слава богу все прошло хорошо!
Кстати ссылку можно на ваш рюкзак?

Курчатов
жжжжесть ребят. почитал и как кино про экстремальное выживание посмотрел. хорошо, что все хорошо закончилось
молодцы, что еще сказать. Нужно уже планировать летний отдых, в голове авто+пешка, в кошельке только не ЕС)))

КРУТО!!! Нереально круто!
Новых маршрутов вам.
Путешествие отличное, последний абзац самый главный, вспоминаю молодого батю, который вез меня в лес и горы каждый год.

Михаил424
Да, интересный рассказ получился, ваша семья молодцы что выдержали и снег и сырость и клещей... Только не совсем понятно смысл идти туда в это время? Ради озёр, которые еще набрали форму, цвет и всю...
Да ни хрена они не будут помнить!
У них в этом возрасте - в поле ветер, в ж.опе дым. Пофигу им все.
ИМХО, и не вижу смысла поэтому в детей все духовные силы вклвдывать, все равно не оценят.
Достаточно того, что в материальном смысле вкалываем на них полжизни.

Класс. Как всегда, после отчетов данного автора, хочется воскликнуть "Ну вы и психи!" и "Ай да молодцы!"))) Респект дружной и выносливой семье, и младшим участникам похода в особенности. Такому детству можно позавидовать) Отдельный зачет автору за подробное изложение маршрутов, которое, как показал мой опыт этого года, замечательно помогает при планировании путешествий, и за честное описание трудностей и нервных моментов. Удачи и интересных путешествий вам в будущем!

Даниял Исин
Ты не путай туризм с образом жизни с пеленок.
Наших нынешних городских детей ты к такому все равно не приучишь периодическими вылазками на природу.
15 июня ходил в одного туда обратно за день. Успел дойти до шавлы. Вышел в 11часов утра, в 23.30 был на мосту.

Красногорск
Браво! Ребята, вы такие молодцы! Ну, косяки с штанами и кроссовками по первости, по молодости простительно. На таких ошибках учатся, накапливают опыт. Подготовка питания, объем рюкзаков и вес - пять с плюсом! До сих пор к такому подобраться не могу. :-) Когда наши дети были по возрасту как ваши сейчас, я про многодневки только мечтал. У нас выходило килограм под 60 общего веса. ;-) Приходилось ограничиваться однодневными выходами. А у детей останутся если не воспоминания, то навыки, что еще лучше. Удачи вам! И новых запоминающихся походов!

Жесть...
С маленькими детьми, в мокрых кроссовках, в шортах, по снегу, воде и грязи, по следам медведей...

Трешь какой то...
Хорошо женщина остановиться смогла на снежном уклоне, а то не видать нам этого отчёта...

nbt
Да ни хрена они не будут помнить! Возил своего в 11 лет, в 15 лет спрашиваю - на Алтай ездили - помнишь что-нибудь? - Нет, говорит, ничего не помню. У них в этом возрасте - в поле ветер, в ж.опе дым....
Вот полностью согласна, что если после первой поездки это не увлекло ребенка, то вероятность, что он будет что-то помнить - крайне мала. А еще надо дозировать количество новой информации, у меня муж иногда путает страны, места и события, а уж что говорить о ребенке.
А материально в них вкладываешь не пол жизни, а минимум 70%, вот в свою надеюсь лет через 10-15 перестану вкладывать, к этому времени мне будет около 50 лет, и в счастливую и благополучную старость, при постоянном изменении в пенсионной сфере, я не верю.

nbt
Возможно, есть и такие дети. Но я например, помню все наши поездки с родителями на Байкал, начиная с 7 лет. И уверен что и мои запомнят. Сейчас в мире соц.сетей и повального увлечения фото - это очень просто вспомнить. Да и на дроме есть отчеты))

Мощно, в след году хочу тоже начать ходить. В том году уже начали. 6 часов под ливнем)))
Мой отзыв: Ford Explorer 2000

9951913
А вы штаны с собой не брали? Везде в шортах, даже по снегу.)))

Курчатов
остаться в живых отдыхает

потенциальные клиенты МЧС
А если бы где-то ребенок сорвался??? В расщелину? По снегу в реку? С бревна в бурную реку???

Родители - напрочь больные существа

nbt
Ты не путай туризм с образом жизни с пеленок.
Почему меня приучили, а я своего парня приучил?

Детьми заниматься нужно... если родители детям только диванный пример показавают, да с пивасиком, с Турцией/Таем раз в год в тюленьем формате, то и дети у них такие же будут почти наверняка...

Лично знаю людей (не бедных ни разу) у которых собственные дети лето проводят в горах, помогая родителям вести развитый тур. бизнес, толку от них немного конечно, зато с детства идет приучение к ответственности и нагрузкам. Дети, кстати - растут на зависть многим воспитанными, здоровыми, самоорганизованными и всесторонне развитыми...

Сообщений: 2042
Представляю как там дети родителям съели мозг!!! это надо было надоумиться)))) браво! пальма ВАША))
Павел
Очень рискованно, но очень круто.

Отличный отчет. Детишки настоящие сибиряки. Жена умница с силой воли серьезной.

nbt
Причины могут быть в основном две:
2. Родители своим неправильным отношением отбивают всякое желание, пример... мы с сыном на одной из троп зимой встречаем также отца с сыном. У меня парень одет в полартековое термобелье и мембранную штормовку, при движении тепло и в тоже время не жарко (остальная одежда в рюкзаке), по давнему уговору сын сам выбирает частоту и продолжительность остановок. А тот парнишка был одет в шерстяной свитер и теплую куртку, естественно ему было очень жарко в движении, а потом холодно во время остановок из-за того, что он был весь мокрый + отец гнал его без остановки, при том что парнишка был рыхловат... думаю горы он просто ненавидит теперь...

А где на Колыме? Сам в 80е там школу посещал

СФО
Молодцы! Хотя, как по мне, лучше ходить в конце июля-начале августа. Мало-мало потеплее, а главное, клещей нет.

filatich
Соглашусь, по снежнику надо схотя бы с хорошим ножом ходить, чтобы зацепиться в случае сего

Iamalex82
Рюкзак с которым ходил -
Но его объем не достаточный и его я отдал жене, а себе взял такой-
Этот ощутимо больше, но с ним не ходил ещё.
Кросовки такие -
Ногам в них было очень комфортно и они не убиваемые.

А где на Колыме? Сам в 80е там школу посещал
Поселок Талая, Хасынский район, Магаданская область. 87-91 гг

Трешь какой то...
Мокрые одежда и обувь это фигня, на ходу махом высыхают в сухую погоду. Главное, чтобы обутки крепкие были и удобные. Иначе можно до мяса ноги стереть, или, что хуже, совсем без обуви остаться

Молодцы Егор,снимаю шапку))))
Лексус GX470

Kossnn
От медведя брали перцовые балончики, сигнал охотника нет, не знал что такое есть.
Семье путешественников - респект!
Вы молодцы, ребята, только на таких родителей надежда.

А все, кто написал про "как же детки, ай-яй-яй, замерзнут-упадут", - растят поколение ленивых и безответственных нытиков (ну не все, но в подавляющем большинстве).

Сам жду 5 лет дочи - и вперёд!
Я рос свободным на природе, своим детям того же желаю. А никак не ныть, сидя в гаджетах.

Автору ещё раз респект, успехов, ну и удачи (куда уж без неё) !
Это просто ШОК! Супер молодцы! Вот как нужно воспитывать и растить детей! Не эти гр*****ые гаджеты, а природа и физическая культура. Кстати, мне кажется что маршрут на Учар, даже круче чем Шавло. Просто вы уже настолько пресытились впечатлениями! В следующий раз будучи в Чибите, останавливайтесь у меня: ул. Садовая д.4.
Простите меня за уточнение: не «Можай» как вы упомянули, а Маашей, или хотя-бы Мажой.

Egor Shkaruba
Гугл в помощь, хлопает внушительно думаю от медведя эффективнее так пошуметь чем перцовый балон))

Автор, спасибо. Уважуха. Отличные фото, отличный поход, замечательная семья. Приятно было прочесть.
Опять потянуло в долину Чулышмана, эхх.

Тот случай, когда комменты забавнее отчета. Сколько у нас нежных нытиков всетаки.
пойдет путешествие. Только осторожнее нужно. На снежниках и переправах. И с медведями. Остальное фигня.

Я, если честно, увидев такие следы весной-ранним летрм, дальше бы не пошел. По крайней мере таким составом. Подождал бы группу побольше. Ну его нах, страшно. Пару раз встречался, сложно привыкнуть к такому дикому зверю.

Михаил424
Цель похода была не в том чтобы оценить красоту озера, мы были в курсе что уровень воды будет значительно ниже нормы, правда не ожидали что на столько. Они были только частью маршрута, который к сожалению не удалось реализовать до конца. При этом сам маршрут представляет собой прекрасные пейзажи, поэтому - да, смысл был.

Виктория
Шаблонный, эмоциональный и просто смешной комментарий, настоящей такой, мамочки. Ответ на него можете прочитать в любом из моих предыдущих отчётов.
И вот вам фото, чтоб вы со стула упали и ерунду всякую, ничем необоснованную, не писали.

nbt
Куда возил то, не сказал. От этого много зависит. Как возил тоже не сказал.. Зато громко так орёшь что все впустую. Моих спросишь, много чего урывками помнят. Общей картины не помнят потомучто малы и не могут её составить. Но потом, лет через цать посмотрят фотки и все у них сложится. Ну а в 11 лет я не пробовал начинать возить, может и поздно уже, не знаю.

Поселок Талая, Хасынский район, Магаданская область. 87-91 гг
Я маленько подальше, в Ягодном

я же говорю отмороженные!!(мне воще пох),что вы с ними делать будете

Чульчинский водоскат...
Как то слух режет. Может это как то и правильнее, но Водопад Учар круче звучит)

Egor Shkaruba
Рюкзак с которым ходил - https://s.click.aliexpress.com/e/YZ9ALuW Но его объем не достаточный и его я отдал жене, а себе взял такой- https://s.click.aliexpress.com/e/MJOYWvy Этот ощутимо больше, но...
Спасибо, на вид очень даже ничего рюкзачок, и кроссы тоже!
Куда планируете на будущее лето? Мы с семьей тоже любим путешествовать на авто (есть пара отчетов на дроме), можно было бы объединиться и смотаться куда-нибудь компанией, всё веселей (у нас двое детей примерно такого же возраста)!

Даниял Исин
Почему меня приучили, а я своего парня приучил? Детьми заниматься нужно... если родители детям только диванный пример показавают, да с пивасиком, с Турцией/Таем раз в год в тюленьем формате, то и...
Это если папа на работе в офисе штаны протирает, тогда да.
А кто-то на улице вджобывает, да зимой еще. Вечером и выходные не особо в походы тянет, отлежаться бы.
Бытие определяет сознание.

Даниял Исин
Причины могут быть в основном две: 1. Не интересно ребенку, по его природе, это занятие, такое бывает, у меня с дочерью так. 2. Родители своим неправильным отношением отбивают всякое желание, пример......
Ни кера не понял. Но очень интересно.
Особо интересно, где простым людям денег брать на крутую детскую одежду.
Хорошо быть богатым и здоровым и других учить.

Egor Shkaruba
Тот же почти маршрут, как у вас.

псевдоним
В позапрошлом году группой ходили на камышлинский водопад . группа растянулась и была девочка 4 лет. так вот пока мы шли туда и обратно она постоянно бегала то к тем кто ушел вперед то к тем кто шел позади как ка энерджайзер. Судя по всему она накрутила раза в 2 больше чем прошли взрослые. И потом еще и медведя разбудила на тур базе .

Egor Shkaruba
А что не так люди писали?
Вот упадет ребенок в эту речку и унесет его водой - что будешь делать? "Классная поездочка" будет!
А закаляться и дома можно.

nbt
Прабабушку помню .Мне в то время было 3 года.

sltimon
Вот с крепкими согласен .
Egor Shkaruba
Зачем перцовые баллончики? Говорят если красной тряпкой у носа помахать - медведица убегает сразу забыв потомство на месте....

вот так и происходит естественный отбор...детей только потом бывает жаль у таких родителей

Я маленько подальше, в Ягодном
Я помню автобусы на Ягодное, на Сусуман. С Сокола, ЛАЗы туристы, красно-белые... хотя детали уже расплываются, почти тридцать лет назад (ужас!!!) это было...

Страусиная какая-то позиция...

Даже когда я по колодцам кабельным, да по чердакам скакал, и зимой, и летом, всегда находилась возможность выбраться в горы, потому что было желание...

Бытие определяет сознание у плывущих по течению с поджатыми ножками... на текущий момент мое сознание перенесло жену, детей, меня и собаку за океан и проводя первый, наверное самый тяжелый, год на новом месте, мое сознание, не смотря на выпученные от страха перед неизвестностью глаза, направляет меня в совершенно иную сферу деятельности, связанную с моим хобби, т.к. предыдущая сфера деятельности, где накоплен 15 летний опыт, мне до чертиков надоела... и да, здесь уже тоже намотаны многие километры по тропам... так что не аргумент, ни разу.

nbt
Ни кера не понял. Но очень интересно.
Особо интересно, где простым людям денег брать на крутую детскую одежду.
Хорошо быть богатым и здоровым и других учить.

Никто не заставляет брать ту же штормовку Arcteryx за 800 баксов, на алиэкспрессе полно китайских аналогов за 20-50 баксов, да они хуже Арктерикса, но в то же время на десять голов лучше городской одежды в горах и также несравнимо лучше тех анораков из болоньи.

Термобелье, опять же на алиэкспрессе 13-40 баксов.

На пиво да сигареты, явно не меньше уходит у многих... вопрос один - желание.

nbt
А что не так люди писали?
А закаляться и дома можно.
А не так тут то, что вам кажется что мы подвергали себя опасности больше чем вы находясь в городе и каждый день ездя на работу. Возьми статистику, посчитай вероятности и поймешь, что через речку перейти по бревну ничем не опаснее чем дорогу в мегаполисе, а то и безопасней в разы.
У нас всех(в большинстве) сформирована типичная ментальная модель городского жителя - и вам кажется очевидным факт, объективность которого находится под большим вопросом.(эффект Даннинга-Крюгера) Пойдите дальше - попытайтесь доказать свою точку зрения, не на основе личного восприятия, а научными средствами и тогда все встанет на свои места и нам будет о чем дискутировать.

Iamalex82
Спасибо, на вид очень даже ничего рюкзачок, и кроссы тоже!
В следующем году пока есть неопределенность, потому что слишком много серьезных событий запланировано. Но если будет поход - он будет проходить тут ( https://ru-travel.livejournal....), и если и будет-то точно без жены. Пока рано загадывать как оно в итоге сложится.

Lexxx
Молодцы! Мелкая доча - приколюха!
Уже смотрю написали...и еще напишут, вплоть до того, что потенциальные убийцы детей:))))
В следующем году, тоже с детьми на Алтай или Кавказ хочу, по горам их поводить, вижу что вполне возможно:)
nbt
Это если папа на работе в офисе штаны протирает, тогда да.
Бытие определяет сознание.
Да не правда, полно людей в горах встречаю, разных профессий, в том числе в 17 году с электриком общались:)

Полста четыре
Я своих тоже лет с пяти с собой по Алтаю водил. Все они прекрасно помнят и вспоминают с душой. Те кто говорит, что дети нифига не вспомнят - просто лепят очередные отмазки своей лени.
Автор - молодец!
nbt
Дочке 4,5 было, на Крите лазили по скалам, ездили на дикие пляжи красивые, катались на Балос. Помнит отрывками. В 15 году в Крыму младшей было 2 года, тоже эпизоды помнит, как на скалу лазили, как ротовирус подхватила и как плавала со мной. А ты говоришь не помнят. Тем более пока дети маленькие, с ними и интересно возиться, на эмоции их смотреть. А если в городе...в этой дебилосреде их оставлять постоянно, то по итогу...получишь "в поле ветер в опе дым", песенки Элджея, кальяны, соли, бухло, вписки, ушатанные тазы со спиленными пружинами...других ориентиров и ценностей нет и не будет, в голове будет четко сформирован мир из этого *****а.
Lexxx
Да на сплав дочку старшую брал в считай в 6,5 лет, тоже прекрасно все помнит. И как шли..и как купались с ката ныряли, и как за костром песни под гитару пели, ей очень интересно было. Кстати никакого алкоголя.

Чульчинский водоскат...
Как то слух режет. Может это как то и правильнее, но Водопад Учар круче звучит)
круче конечно Учар, но скорее всего водоскат правильнее!

МУЖИК!!! Дети вырастут, спасибо скажут!

Алтай
Egor Shkaruba
С такой женой можно сразу на Белуху).

я же говорю отмороженные!!(мне воще пох),что вы с ними делать будете
Виктория, у вас эмоции зашкаливают - гадости пишите. Не хотел задеть, ведь если бы вы в нормальную дискуссию вступили бы, то и толк бы был. Но с такими вот взрывами конструктивный диалог не выстроишь ведь.

Автор, моё почтение.
Немного рисковано, но куда без этого в таких мероприятиях?
Дети запомнят или нет - не так важно, характер и тяга к приключениям точно останутся.

На комментаторов не обращайте внимание, как пить дать эти мамаши/папаши банально в автокресло ребенка не посадят, но зато вам советов напихать горазды.

nbt
Конечно не будут, с таким отношением.

норильск
С детьми нужно ходить в горы.Считайте нас тоже безбашенными родителями,с младшим с двух месяцев а палатке,в три месяца трекинг на Ак-кем.В горах и вообще на природе ему больше нравиться.А вот старший 12 лет привык ездить только на машине,но он тоже без ума от Алтая.
audi 80-была.ваз 2111-был.ваз 2110 -был.ваз 2131-был.дальше будет?????

Интересно как поможет? Ну правда плохо представляю
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский

Круто конечно, но это надо так уметь.

Что ж, круто сходили.
Единственная неприятная фраза:
"Хоть у нас у всех и есть прививка — настроение подпорчено, ведь она только от энцефалита, да и вообще надеяться на неё не сильно-то и приходится, ведь мы живем в России, где уровень здравоохранения один из самых низких в мире, а для получения качественных медицинских услуг граждане ездят за границу."
В мире около 200 стран, и наша медицина, хоть она и такая-сякая, и ругать ее можно бесконечно, но она отнюдь не на последних местах в мире по цене, качеству, доступности и т.д.

Даниял Исин
12 часов по колымской трассе от ягодного до Магадана на лазе пилить))) тогда казалось фигня, а сейчас охренел бы. А ведь кто-то ещё и на доске в проходе ехал))) Только наш автобус вроде в ваши края с трассы не заворачивал.

Egor Shkaruba
Посмотрите поднебесные зубья - тоже обалденно красиво, особенно если пойдете в золотую долину.

Egor Shkaruba
В городе при переходе дороги хотя бы чужой долбодятел виноват.
А тут родные родители. От такого осознания в десять раз тяжелее.

Даниял Исин
Кончай ныть уже... и в жатках китайских ходили, и в вибрамах ВЦСПС, и в текущих штормовках из плащевки, и на автобусах ездили, и кузове шишиги... просто было желание... Никто не заставляет брать ту...
Вот у меня что-то такого желания не возникает - ноги бить.
Не казённые.
nbt

Еще можно от медведя лист фанеры носить и молоток. :))) Очень помогает.

Lexxx
Ключевые слова - "помнит отрывками" и "эпизоды". А скоро и отрывки забудет.
Ну а про ротовирус - незабываемые ощущения, они, вероятно, стОят того, чтоб за ними через полстраны ездить. :)

nbt
В городе при переходе дороги хотя бы чужой долбодятел виноват.
А тут родные родители. От такого осознания в десять раз тяжелее.
Извиняюсь, но твои рассуждения весьма плоские. Мне даже как-то неудобно тут что-то пояснять.
Не буду переубеждать, уверен тебе и так неплохо живется.

sltimon
По-моему тоже не заворачивал... Поворотный поселок назывался, между Аткой и Мякитом от него километров 40 кажется до Талой... я дальше Мякита в вашу сторону не бывал к сожалению...

nbt
Вот у меня что-то такого желания не возникает - ноги бить.
Не казённые.
Вот ключевой момент, нет желания, не твое... не виню, ибо каждому свое...

Молодцы! Смело!
Снимаю шляпу...)
"Не спеши, а то успеешь...."
UBS69GW, 4JG2, АКПП, 1997 г.в.
Egor Shkaruba
Очередное подтверждение - данные путешественники - напрочь больные люди. К чему дополнять или на себе испытывать статистику?

псевдоним
Борус не в Хакасии, а в Шушенском районе КК.

nbt
Ключевые слова - "помнит отрывками" и "эпизоды". А скоро и отрывки забудет.
Нет, ротовирус не стоил...этого, поэтому не люблю "наше" горе-побережье. Но с чего ты решил, что забудет? Я прекрасно помню, детство, где был и что видел.

Egor Shkaruba
Ваши дети, ответственность за них, вам и решать куда их брать.

Удивило другое. Отсылка к научному подходу и статистике. Неужели последняя существует в отношении пострадавших детей в пеших турпоходах, и особенно в срезе переходящих реки по бревнам? Да ещё с учетом местности, времени года, и квалификации гидов/инструкторов? И вы посчитали вероятности? И решение приняли взвешенное, строго на основе статистики и расчетов? :-)

Даже не смешно. Приняли решение взять, значит приняли. Зачем оправдываться, особенно упоминая науку не имеющую к этому отношения? То было ваше решение, основанное на личном восприятии. :-)

Lexxx
Более того, у меня самые яркие воспоминания из детства - именно поездки с родителями.
Ещё со спортивной командой.

Рутину, школу - вообще не помню.

Усть-Каменогорск
Aids42
Интересно как поможет? Ну правда плохо представляю
Струя перцового баллончика бьет в среднем не далее 3 метров, поэтому потребуются весьма стальные яйца, чтобы подпустить нападающего медведя на такое расстояние... Перцовка - это скорее от собак и для самоуспокоения. А вот банальный колокольчик на рюкзаке (особенно когда вы один в лесу) возможно поможет заранее избежать внезапной встречи, ибо не все медведицы тупые, чтобы подвергать своих медвежат риску встречи с человеком. Они успеют их увести или предупредят вас о своем местоположении.. Главное не шариться по кустам в мае-июне и не ломиться к ним в дом ))

Сразу вспомнил старый анекдот:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Туристам, планирующим отправиться в поход по местам, где водятся медведи, настоятельно рекомендуется иметь где-либо на одежде маленький колокольчик. Такие колокольчики своим звоном отпугивают медведей.
Когда звонить в колокольчик? Необходимо внимательно смотреть на тропу перед собой, чтобы вовремя увидеть помет медведей.
Как отличить помет медведя? Очень просто: из их помета почти всегда торчит маленький колокольчик.

kort
Ваши дети, ответственность за них, вам и решать куда их брать. Удивило другое. Отсылка к научному подходу и статистике. Неужели последняя существует в отношении пострадавших детей в пеших турпоходах,...
В своем комментарии я предлагаю обосновать свои доводы и поясняю почему их нельзя считать объективными. Я не собираюсь вам ничего доказывать, но полагаю что вы не правы, поэтому лишь указываю на то, что не нужно с пеной изо рта кидаться утверждениями и осуждать других, когда ты не готов их обосновать. А если ты высказываешь свое мнение то высказывай его адекватно, а не как тут большинство делали.
да уж

андрей
Летом был в командировке в г. Усть-Кут это на севере Иркутской области. Дежурный на подстанции показал фотографии как медведь сьел мужчину в 500 метрах в лесу. Впечатлило отсутствии ноги и живота.

андрей
В год в РФ гибнет порядка 19 тысяч человек, в автомобильных авариях, еще порядка около 300 тысяч получают серьезные травы, тысячи остаются инвалидами. В интернете, полно видео и фото со страшных аварий. Вы перестали уже пользоваться автомобилем и общественным транспортом? По улице ходить?
Медведь вообще просто так не нападет, только в трех случаях: либо не наел жира в сезон, и соответственно не с чем ложиться в спячку, либо по той же причине, после спячки весной. Либо болен, и опять же по этой причине, мало пасется. Третий вариант - нанесения медведю вреда охотником.
В остальных случаях, если человек о себе заявляет, громкими звуками, если идет не в одного, он попытается ретироваться, либо залечь и наблюдать, так что вы его не увидите. Также охотно предупредит вас о своем присутствии неподалеку, хорошей горячей кучей *****а:)))
Ayka
Даже если в малиннике наткнуться на мишку, это вообще не означает, что вот тут сразу вас он прикончит и сожрет. Два года назад на Южном Урале, в Катав-Ивановском районе (брожу там по горам), местные собирали малину на хребете Бакты, мужичок и две женщины, ну и мужик вышел на медведицу в малиннике, с погодком, получил лапой по бедру и медведи ретировались. Просто он вышел в лоб, шел первым, тихо, мишки залегли и он вышел на них.. Как кормовая база, человек не интересен сытому мишке.

Egor Shkaruba
Я вас и не прошу что либо доказать. Но призывы обосновать личные мнения (тем более научно), не приводя такого в отношении собственного, выглядят нелепо. Ну нравятся красные яблоки, а не зелёные, чего тут обосновывать? Просто нравятся :-)

kort
Вот именно, что нелепо бить себя в грудь и утверждать, что зеленое яблоко лучше, просто потому что так кажется.

Неистовый вожак
Борус не в Хакасии, а в Шушенском районе КК.
не суть!Краснотуранск то Красноярский, то Хакасия. даже в навителе карты обозначались -красноярский край и хакасия!

Даниял Исин
Детей нельзя заставлять идти без остановки, отдых по сумочувствию - ключевой момент + правильная одежда - чтобы киндер на мерз и не перегревался. https://www.youtube.com/watch?... На фото мы с сыном...
Все хорошо кроме последнего слова, не хватает вам не много чтобы писать так, чтобы было приятно читать.
Мой отзыв: Nissan Almera 2014

nbt
"в поле ветер, в ж.опе дым" - Тоже нравится фильм "Паршивые овцы", откуда вы взяли эту фразу. Эх штопор, штопор.

Мы в середине июня 2018 с ребенком 13 лет и двумя собаками на Учар сходили, так для нас это прямо как подвиг совершили, особенно когда собак через ручей по бревну перетаскивали. Ну вы вообще в нереально крутой поход отважились. Молодцы. Удачи в следующих путешествиях.

Даниял Исин
А я в вашей стороне все время проездом))) В Палатке только в гостях был

alexgdan
В 2011 когда ходили, через приток бревно нормальное - толстое лежало. Проблем вообще не было.. А сейчас, видимо для экстремальных ощущений, кидаю веточку, чтоб каждый запомнил. Мы когда шли не ожидали конечно что это будет так...

alexgdan
Не следят похоже за тропой. Хоть бы верёвку натянули.
(c) Наутилус

Замечательный поход и отчет хороший вышел, и ведь не повернули после первых трудностей назад.
Как вы спали не очень понятно, залезали в большой спальник вчетвером?
Будущее где-то рядом?

Granic
Как вы спали не очень понятно, залезали в большой спальник вчетвером?
Да, соединяли два спальника и залезли. Только вот детям в отличии от нас было всегда жарко, и поэтому они то и дело пытались вылезти от туда в течении ночи, хотя было то не жарко=)

S.K.
Ещё со спортивной командой.

Рутину, школу - вообще не помню.
У меня тоже. Потому, что машин было мало, любая поездка - событие.
Фильм хороший или мультик по ТВ(который всего 2 программы показывал) - событие.
А нынешних детей с их интернетом и 60 каналами по ТВ уже ничем не удивишь и событие не сделаешь. По своим вижу.
Они лучше в танки поиграют, чем ноги бить в дурацком походе - их слова.

Egor Shkaruba
Люди читают и видят вполне себе неадекватные действия родителей.
Что ж удивительного в неадекватно высказанных мнениях?

Lexxx
Тут великих специалистов по медведям наблюдаю я. :))
Зверь - он и есть зверь, что у него в голове - неизвестно.
Никакой систематизации его поведение не поддается.

Везучий ветер
Не смотрел, не знаю.

nbt
Люди читают и видят вполне себе неадекватные действия родителей.
Что ж удивительного в неадекватно высказанных мнениях?
То что действия неадекватные - это ваше личное мнение. Сто раз уже написал, расписал, разжевал....
Высказывайте его корректно.

Syktyvkar
Родители экстремалы)) Вы детей где рожали? Дома, или в лесу?

Syktyvkar
интересно, омбудсмены на Дроме есть?

Тащить туда детей дошкольного возраста, весной (лето там наступает в середине июля), в кроссовках - верх безрассудства! Ладно родители отмороженные, но куда смотрели бабушки/дедушки?
Странно, что вас еще в Чибите не завернул мужик, кому авто оставили на хранение. Видно деньги очень сильно нужны были.

Усть-Каменогорск
Люди!! Не ходите в горы! Вас сожруууут! Останется только...... колокольчик )))

Redkiy
Ходил там. Знаю все сложности маршрута. Мой сын 12 лет, уже в конце пути, на подъеме к озеру, просто заплакал (от нагрузок). Тащить туда детей дошкольного возраста, весной (лето там наступает в середине...
Ваши замечания в большей своей части не конструктивный.
Во первых то что ваш сын заплакал после подьема, никак не характеризует ни подьем ни сложность маршрута. Может вы вовремя не дали ему отдохнуть? Подьем перед озером не самый сложный на этом маршруте, но вам так могло показаться, тк это последний этап. А если не брать во внимание время года, то посмею себе сказать, что это один из Самых простых маршрутов.
Во вторых - я писал уже что к снегу мы не готовились, потому, что в предлагаемый путеводитель описывал маршрут 2 недели спустя и речи об этом не было. Глупо считать и высказываться о том что мы шли туда на рожом, в кроссовках чтобы попрыгать по снегу. Увидев состояние тропы было 2 варианта, вернуться или идти дальше. Вопрос тут в детях, естественно. Смогут ли они перенести непогоду такого характера и не заболеть. У всех порог заболеваемости разный. Кто-то снимет шапку зимой и неделю с соплями ходит а кто-то нет. Мы с женой с большой долей уверенности посчитали, что мокрые ноги, в том контексте маршрута, не приведут к заболеваниям. И не нужно тут никого сравнивать, наши дети в принципе практически не болеют, по этому то что вам кажется безразсудством является вполне себе адекватной закономерность.
Ну и в третьих причём тут бабушки с дедушками?? , они вообще-то в городе живут, в горы не ходят. Предполагать что они могут дать какой-то дельный совет по планированию маршрута, просто абсурдно. Или что вы имели ввиду? Они вообще должны были не пускать внуков в горы в таком возрасте? У нас решают что лучше для детей не бабушки с дедушками, а мы с женой. Воспитывает их тоже мы. Если у вас в семье есть право вето у старшего поколения то на мой взгляд это странно, и я не представляю как так можно жить.

Redkiy
А мужик в Чибите не видел, что мы с детьми, потому что они в машине сидели. Его то сюда не приплетайте. Чёткий дядька.

prol777
Родители экстремалы)) Вы детей где рожали? Дома, или в лесу?
Роддом номер 7, Новосибирск.

nbt
Тут великих специалистов по медведям наблюдаю я. :))
Зверь - он и есть зверь, что у него в голове - неизвестно.
Никакой систематизации его поведение не поддается.
Вам написали вполне разумные доводы. И поведение животных поддаётся и анализу и систематизации, вы за кого их вообще считаете...
Egor Shkaruba
Офигеть! Ребёнка-то зачем туда?! Я как врач скажу, что очень зря - толку от этого никакого, а потенциальных проблем, в том числе мгновенных, много. А вот по поводу клещевых болезней - Вы не правильно осведомлены. Также считаю, что детей в этом возрасте рановато привлекать к таким походам - если что-то с ними случится, то как быть?

Полста четыре
Забавно)
Люди, которые живут в мегаполисах, которые перебегают дорогу между несущимися машинами, которые возвращаются домой ночами среди пьяной гопоты с ножами.... Эти люди боятся, что их сожрет медведь на Алтае?)))

Не в даваясь в детали жизни моей семьи и детей вы не можете делать выводов о том насколько это опасно для моего ребенка - искупаться в проруби.
Вы не в курсе какие подготовительные работы по закаливанию были пройдены, вы не знаете какой у него был психологический настрой - поэтому не нужно делать выводы/ а тем более осуждать.
Да, мало кто так делает в возрасте 4.5 года, но это не значит что так делать нельзя.
Я вижу значительный положительный эффект от такого рода "суровой" закалки и главное - ребенку это нравится.

Ayka
Вот и я про то. Три метра бггг, даже на диване сидя булки сжались :))

Egor Shkaruba
Вы как врач, естественно должны понимать, что все зависит конкретно от человека и нельзя всех ровнять под одну гребенку. Не в даваясь в детали жизни моей семьи и детей вы не можете делать выводов о том...
Ну, если Вы видите - замечательно. Моржевание пользы не приносит. Закаливание вообще так проводиться не должно. А вот то, что у ребёнка 4 лет при отсутствии совершенности вегетативной нервной системы, можно вот так легко вызвать генерализованный спазм сосудов, вплоть до подобия инфаркта миокарда у взрослых или ещё чего похуже , не упоминая об отдаленных последствиях всего подобного, я уверен, Вы даже и не задумывались. И, поверьте, то, что Вы , якобы видите, - это крайне субъективно. ЭТО НЕ ЗАКАЛИВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Даже у взрослых могут быть неотложные последствия, с которыми я имел дело, вплоть до летальных(((( Но раз ВЫ видите результат - Вам виднее. Да и дети - Ваши. Я бы однозначно не рекомендовал

У нас боррелиозный клещей больше чем инцефалитных (из тех клещей, что на исследование приносят), и нет от них прививки, только антибиотик пить.
Укус клеща нельзя почувствовать, сужу по себе и тем кого знаю. Чувствуется только дискомфорт, от того, что на коже появляется неоднородность, которая цепляет за одежду.
Будущее где-то рядом?

прочел всё, первая мысль показать жене, пусть прочтёт. У нас дочь, пока 3 годика, но с весны начну к природе приобщать. жена не против, но очень уж оберегает её и "стелит везде соломку")) а тут Человек повел свою семью за собой, молодчина!
По поводу медицины и т.п... живу в столице был лет 5 назад тут всплеск барелиоза и клещей была тьма(судя по зомбоящику), так вот после очередной рыбалки на своей попе нащупал клеща, звал соседа его достать)) та еще история)), клеща изолировал в ампуле и хотел отдать на обследование, по ТВ как раз говорили, что в любом месте принимают и безплатно. По факту- 1!!!! место в мегаполисе, для приема на изучение клещей и стоимость на тот момент около 30-50 долларов! и ехать через полгорода и результат анализа через 1-2 недели. Бред! в этот же вечер кто-то пьяный съел этого клеща на спор, а жив и здоров. кто хочет развиваться и растить подготовленных детей, тот это делает и не виртуально, а реально.
Автор- безумно рад, что есть еще смелые люди и хорошие семьи, которые идут вперед несмотря на ненастья, а ведь в этом развитие!
Виктория
Виктоория, а вы в походы то ходите?
Атаманов Андрей
Виктоория, а вы в походы то ходите?
про меня не надо спрашивать куда я хожу,а вот детей которых привозят мене в травматологию и от куда я нагляделась,раньше за ребятишками смотрели круглосуточно,сейчас их таскают с собой как вещи,по горам,снегам,по речкам,лесам и батутам,где они бедные ломают руки ноги,отмораживаются,тонут и тд,современная беспечность людей(родителей)вызывает изумление от безразличия к собственным детям.спорить я не собираюсь Бог вам судья

Теперь всё стало ясно.
Вы работая на своей работе ежедневно видите только травмированных детей и тот ужас который может принести травма. Я не сомневаюсь что вы видели страшные вещи. Это так же как, например, работник работающий с заболеваниями энцефалита или следователь МВД, который расследует насильтвенные смерти.
Каждый из вас ежедневно видя то насколько ужасна бывает ситуация, может обоснованно раскрутить у себя в мозгу самые неблагополучные сценарии.
Это сложно с таким смериться и поэтому вы поднимаете планку дозволенного для себя и своих близких выше всяких норм.
Вам не нужно никаких обоснования, ведь вы ежедневно видите своими глазами то какие бываю ситуации.
Спорить смысле нет - у вас глубоко субъективный взгляд на ситуацию.
Опыта конечно видно, что нет совсем, но огромные молодцы, ребятишки особенно!!!
Виктория
этИ дети к вам прям из походов попадают?

Так то молодцы, конечно, но авантюрненько как-то все, время выбрано неверно, одежа не по фен шую, на тропе народу нет совсем, помощи, если что долго ждать, поэтому как-то больше лишений получилось. При более грамотном планировании и организации позитива было бы больше а риска попасть на травму или болезнь самих или детей меньше. Тем более что реальный опыт серьезных походов с отрывом от цивилизации, я так понял, отсутствует. Я сделал такой вывод после того как было озвучено желание пройти Нижне-Шавлинский перевал весной и с малыми детками. Хорошо что не сунулись, там и летом то может так нахлобучить, мама не горюй. Язык не поворачивается назвать Вас чайниками, но некоторые признаки есть, без обид. Вообще, на таком маршруте, и тем более в это время, на двух деток надо бы побольше взрослых, что случись не дай бог, будет кому помочь. Делайте выводы и новых Вам маршрутов.

Да еще, детеныши так прямо молодцы, судя по фото у них все на позитиве.

Какие вы молодцы!

До какой степени человеку должно быть фигово, чтобы делать такое. Автор, мой Вам профессиональный совет- лечите депрессию. Ваша семья не виновата в том, что Вам жизнь не мила.

Niki -
При чем здесь депрессия, просто человек малость перебачил по неопытности. Самое главное, время выбрано неправильно, лето на таких высотах еще не наступило, хорошо что с погодой повезло, могло накрыть по тяжелому, минусовые температуры днем, буран и снега по самые помидоры, и так дня на три-четыре, с детками запели бы лазаря. Оно и в июле и в августе такое бывает, но редко. Вот в эти месяцы, да если еще повезет с погодой, кайф, красота, грибы, ягоды, по тропам народу много шляется, что случись помочь всегда есть кому. Встречал как-то на Шавле компанию фанатов, парни типа восходить куда-то там собирались, во всяком случае ледорубы с веревками с собой тащили, с ними жены и дети малые, совсем мелкие, неходячие еще, в рюкзакох их перетаскивали. ЖЕСТЬ. По мне так перебор, не отдых. Случись что с одним из этих балбесов на восхождении, если они вообще куда нибудь поднимались, так всем миром потом спасай их самих и колхоз ихний детский. Чудит народ.

Спасибо за такой подробный обзор Вашего путешествия! Я была там летом и как же интересно посмотреть иную природу и озеро без воды в другое время года, спасибо!