|
Всем доброго времени суток.
Я не любитель писать, но хочется поделиться с теми, кто соберется посетить прекрасное горное озеро Иссык-Куль на своем авто (с российскими номерами). Так как в интернете мало свежей информации, может быть, моя писанина кому-нибудь пригодится.
Начну с того, что мы с женой уроженцы славного города Алма-Аты, уехали в Россию в начале 90-х, и время от времени обсуждали возможность поездки на родину на своем авто. Но так как летом хочется детям предоставить пляжный отдых и изобилие фруктов, обсуждался вариант с Иссык-Кулем. Перелопатив кучу инфы, со ссылкой на события 2010 года в Киргизии поездка в Киргизию стояла под большим вопросом, но решено едем до Алматы, а там будет видно.
Подготовительные мероприятия
Вся ответственность за подготовку авто, естественно, лежала на мне, и чтобы избежать в дороге неприятности, я к этому вопросу подошел очень щепетильно. Проведена диагностика ходовой, установлена новая резина Yokohama AC01 C.DRIVE 195/65R15 (резина зарекомендовала себя с положительной стороны, в дождь держит хорошо, тормозит нормально, попадал в яму на асфальте, думал, будет грыжа, нет, выдержала, единственное — на скорости более 150 км/ч, машина начинает слегка «плавать» по дороге). Произведена замена масла в двигателе, все фильтра, приобретен запасной ремень генератора (или вернее ремень навесного). Наклеена на правый верхний угол заднего стекла наклейка (RUS). Так как машина не тонированная, приобретены солнцезащитные шторки. В навигатор загружены новые карты Казахстана (кстати, в дороге очень часто выручал), музыка, фильмы. Распечатаны телефоны экстренных служб Казахстана и Киргизии, а так же телефоны доверия руководства ГАИ и МВД (не буду заморачиваться с их правильным наименованием, суть не меняется) этих республик и областей по пути следования. Выяснен вопрос с сотовой связью (оператор и зона покрытия, остановились на «Билайне»). По рекомендации форумчан, аптечка и огнетушитель (не просроченные) перекочевали на заднюю полку в салон.
Итак, о поездке
Маршрут: Алтайский край—Усть-Каменогорск—Алматы—Чолпон-Ата—Алматы—Усть-Каменогорск—Алтайский край, по одометру прямой маршрут составил 2 080 км в одну сторону.
Автомобиль: Toyota Premio 2002 года (двигатель 1,8) в отличном состоянии.
Путешествуем семьей четыре человека: я, жена, сын 16 лет и дочь 11 лет.
Чтобы не терять драгоценные дни отпуска вечером 13 июля, после работы выдвигаемся в с. Краснощеково напрямую проселочными дорогами через Петропавловку (на «Роснефти» заливаемся «до полного»), расстояние — 200 км. Утром, отоспавшись у родственников, двигаемся в сторону границы через Змеиногорск на Михайловский погранпост.
К посту подъезжаем около 13:00. впереди 20 машин, очередь не двигается, пограничники еле-еле передвигаются по терминалу. У стоящих впереди узнаем, что минут 20 никаких движений, решив, что погранцы устроили обед, включаем видео. Не знаю, совпадение или как, но в 14:10. начинается движение, через полтора часа мы проходим досмотр (формальный), кстати, перед границей вспомнил байку, когда на вопрос пограничника о наличии наркотиков мужик решил пошутить, что у него полный багажник, как результат — полный досмотр со вскрытием ковров и облицовки, так что я решил не шутить, и все прошли быстро. На казахской границе показалось все более организованней и быстрей, заполняем только миграционные карты, на авто теперь обязательство не требуется. Возник вопрос с миграционной картой сына, которому через три дня исполнялось 16 и на него отдельно требовалась миграционная карта и нам на полном серьезе лейтенант рекомендует вернуться сюда через три дня и оформить эту карту, но после общения с руководством остановились на посещении миграционной полиции по месту пребывания в Казахстане.
После пересечения границы, сразу за шлагбаумом стоит ряд киосков, продающих страховку, цены здесь в разы выше, на 15 дней стоит 2 500 тенге, мне страховка на 1 месяц обошлась 4 000 тенге (800 руб.), как выяснилось позже, в Шемонаихе она стоит 1 500 тенге (300 руб.).
В Шемонаихе после моста, (на котором реверсивное движение и красный сигнал светофора не работает) пост ГАИ, Российские номера «не пропускают», но если у вас все в порядке, не докапываются, первым делом спросили страховку. К вечеру были в Усть-Каменогорске.
Ночуем у родственников и в 4:00 местного, или 5:00 нашего, выдвигаемся на Алмату, впереди расстояние 1 080 км, по рекомендации родственников заправляемся на «Казмунайгаз» (по Казахстану заправлялись только на этих заправках) «до полного», 92 бензин — 102 тенге (20,4 руб.) 95 — 125 тенге (25 руб.).
Строго соблюдаем правила движения, если знак «40», надо ехать 35-38, 42-44 уже штраф, а штрафы у них большие, как я понял, от 1 500 нашими, ремень обязательно пристегнут у всех пассажиров, в том числе и задних, ближний свет включаем только за городом, вариант с туманками не проходит. В Усть-Каменогорске и в Алмате полицейских встречали только передвигающимися на авто, как нам сказали, с установленными радарами. На выезде из Устькамана пост, при виде наших номеров зажгли красный, проверка документов (страховка) и в путь. В общем, хочу сказать, что строгое соблюдение правил и отсутствие допустимых 10 км к знаку ограничения сильно напрягает, практически в каждом населенном пункте ограничение «40» и, как правило, стоят гайцы с радарами. А также вы их можете встретить, где ремонт дороги и, естественно, ограничение скорости. Проехав от Устькамана порядка 200 км, понял, что в России на одну беду меньше, хотя и клянем мы свои дороги, но по сравнению с казахскими наши дороги все же лучше. Учитывая, что авто мое было порядком загружено, с десяток раз подвеску пробило. Между Аягузом и Учаралом дорога лучше, но частенько неожиданно появляются ямы, если проморгаешь, можно колеса оставить.
В Аягузе гайцы «очень любят» авто с российскими номерами, вокруг моей машины минут пять ходил, и наклейку на стекле посмотрел и расположение огнетушителя и аптечки, в общем отпустил. Больше до Алматы с гайцами не общался. После Саркана дорога получше, а от Талдыкургана нареканий не вызывает. Кстати, от Талдыкургана навигатор предупреждал заранее обо всех ограничениях скорости.
В Алмате у родственников были только в 22:00 местного. Ехали, конечно, часа на четыре больше положенного, но учитывая, что мы никуда не торопились, решили это время приемлемым.
Что касается сотовой связи, после пересечения границы, «Билайн» предложил мне выгодную услугу в роуминге, отправив запрос на услугу, я решил, что входящие звонки могу принимать, не напрягаясь, каково было мое удивление, когда я выяснил, что за сутки с меня сняли более 1 000 рублей (устанавливайте услугу заранее). В результате российские симки заменены на казахский «Билайн» порядка 200 тенге (40 рублей) без каких-либо заполнений карточек и предъявления паспортов. В Киргизии так же приобретали симки киргизского «Билайна», очень дешевая связь, нам обещали 1 сом (грубо 50 коп.) минута, звонок в Россию, в результате получилось 2 сом и только на номера «Билайн», на номера других операторов 10-15 сом, но мы этому были рады, и наши девушки с удовольствием болтали с Россией.
О придорожном сервисе. На трассе Усть-Каменогорск — Алматы кафешки, которые нам попадались, честно говоря, не вызывали доверия, везде грязь, мухи, даже туалета приличного нет. Может, мы, конечно, пропустили нормальные, но о придорожном сервисе остались только негативные впечатления.
Итак, город нашего детства решили осмотреть на авто, с нами поехала машина сопровождения, а вернее, провожатый, за которым мы неотступно следовали. Город сильно расстроился и изменился, движение очень плотное, что меня поразило, местные водилы сигналят по поводу и без, если кто-то на светофоре зазевался стоящие сзади 5-10 машин сигналят и так во всем, первый день было непривычно.
Первым делом, конечно же, мы двинулись на Медео, при въезде в экологическую зону нам выдали карточку, по которой оплачиваешь при выезде, на Медео, машины оставляем на стоянке — 500 тенге (100 рублей) и на подвесной дороге (фуникулере) — 3 000 тенге с человека (600 рублей) — с тремя пересадками поднялись до ледника, навигатор показал высоту 3 136 метров над уровнем моря, конечно, потрясающее зрелище, всем очень понравилось.
Последствие недавнего урагана.
Спускаемся до Чимбулака, в местном ресторане кормят неплохо, хотя пришлось минут 30 ждать заказ. Шашлык неплохой, но в три раза дороже, чем внизу в городе.
К вечеру спускаемся в город, на экологическом посту оплачиваем наше посещение, мы заплатили по 300 тенге (60 рублей) с машины. Едем в президентский парк, музыкальный фонтан с подсветкой впечатлил, весь комплекс построен с шиком.
Кто будет в Алмате впервые, рекомендую посетить Медео (подняться на канатке) и парк Назарбаева.
После посещения фонтана в 10 часов вечера попали в пробку на Альфараби, выбирались минут сорок. Стоя в пробке, обратили внимание, что наша машина вызывает интерес, «Алионов» и «Премио» я в Казахстане не видел, видимо, с запретом правого руля не успели натащить.
Еще для тех, кто впервые в Алмате, не забудьте посетить Зеленый базар, восточный базар, конечно, сильно отличается от нашего овощного рынка, мои дети были поражены, что все предлагают попробовать товар.
Пообщавшись в Алмате с теми, кто в этом году побывал на Иссык-Куле, все же решаемся съездить на недельку. Сомы покупаем в Алмате, впоследствии выяснили, что не ошиблись, поменяв деньги за пределами Киргизии. Из Алматы выезжаем рано утром и направляемся в сторону Бишкека на Кордайский пост, хотя через Кегень дорога ближе, но нам сказали, что там погранпост закрыли. Дорога отличная, есть желание «прибавить газку», но постоянно попадаются знаки ограничения скорости. Кстати, по Казахстану на трассе, если нет ограничения, можно ехать 110 км/час. Хотя за бортом еще темно, в населенных пунктах попадаются стоящие на освещенных участках, гайцы с радарами. Успешно преодолев расстояние до Кордая, в 8:30 заливаемся на казахской заправке до полного (так как получили много негатива о бензине в Киргизии) и на границу. К нашему удивлению, мы оказались в очереди третьими, параллельно с нами стояло еще две очереди, фуры и какие-то грузовички. Казахскую границу проходим быстро и без проблем, на этом посту интересные правила, пассажиры проходят отдельно, а водитель с машиной отдельно (на обратном пути стало ясно, для чего установлен такой порядок), особых проблем не возникло. На таможне оформил декларацию на авто, аудио-видео технику и телефоны сказали не вписывать, запросили 200 сом (никакой квитанции не дали), и мы в Киргизии. После шлагбаума стоит знак, остановка запрещена, но стоит машин 100, увидев киоск с рекламой «Билайна», останавливаюсь купить симки, сидевший в окошке киргиз, промычав что-то нечленораздельное, дал понять, что я ошибся.
Двигаемся дальше, через 50 метров пост ГАИ, я его не увидел из за большого скопления авто, в том числе грузовиков. Очень упитанный гаец с улыбкой и, как бы извиняясь, сообщает мне, что «он меня не хотел останавливать, но я немножко нарушаю» (дословно), идем на пост, находящиеся там гайцы почему-то здороваются «за руку», на вопрос, буду платить в кассе или здесь, отвечаю, конечно, здесь, после моих слов всех, кроме сидевшего за столом капитана, как ветром сдуло. Кэп сразу зарядил 500 сом, мелочью у меня было 400 сом, тысячные решил не доставать, так как в этом бутике явно сдачи не дают. На том и порешили, после чего мне как лучшему другу кэп рассказал, как и куда ехать, где повернуть и где дешевле взять симки. Это была первая и последняя взятка киргизским гайцам, еще пару раз останавливали, но только проверка документов. Позже разговорился с одним из местных жителей, выяснилось, что за мое нарушение максимальный штраф 100 сом, для меня как россиянина — 200 сом, самый большой штраф 4 000 сом за пьянку, но реально развести за 2 000 сом.
Для тех, кто не хочет заезжать в Бишкек, после поста на светофоре налево — объездная дорога на Иссык-Куль, прямо Бишкек, направо Дордой.
Так как мы решили все же отдохнуть, а если останутся деньги, на обратном пути заехать на Дордой, мы поворачиваем налево. Вскоре начинается ремонт дороги и ограничение скорости, не желая больше кормить гайцов, соблюдаем скоростной режим, и не зря, пару раз встречаем стоящие с радарами патрули. Километров через 20 останавливаемся на придорожном фруктовом рынке, цены приятно радуют, персики огромные, ящик берем по 100 сом за кг, большие дыни — 300 сом штука, арбузы и виноград не помню, но тоже дешево. Настроение бодрое, давим на «газ», дорога становится хорошей и среднюю скорость держим порядка 130-140. Вскоре останавливаемся в какой-то деревушке, увидев машину с российскими номерами, окружает человек десять, предлагая вареную кукурузу, кое-как отбились, выбираем кафешку поприличней, меню радует своими ценами. Шашлык на наши деньги — 40 рублей.
Двигаемся дальше, Боомское ущелье поражает своей красотой, хотя дорога здесь не очень, но на многих участках ведутся ремонтные работы и, думаю, вскоре дорогу приведут в порядок. Много юрт у дороги, в которых можно попробовать жареную форель или кумыс. В Балыкчи экологический пост, заплатили 500 сом, и дальше левее вдоль северного берега Иссык-Куля. Проезжаем поселки, везде сдаются комнаты, но до берега далеко, заезжали в ряд крупных пансионатов, стоимость от 800 сом до 1 500 сом с человека с питанием, за 1 200 сом можно подобрать вполне приличный номер, решаем остановиться поближе к Чолпон-Ате.
Доезжаем до Чолпон-Аты, по дороге стоят люди с предложениями комнат и коттеджей, садим к себе бабульку, как выясняется, посредник — она водит нас по частным гостиницам и домам, но что-то все не то. Цены разные — от 200 сом с человека, до 100 баксов за номер, купание на городском пляже не привлекает, едем дальше. Останавливаемся возле санатория «Голубой Иссык-Куль», слышу между таксистами разговор6 «Россия, Россия приехала..», и на нас косятся, ну, думаю, начнут впаривать, начинаю расспросы про частный пансионат, о котором читал в инете, эту версию они сразу отвергли, предложив «другой, еще лучше и дешевле», едем смотреть, трехкомнатный номер в частном пансионате (улица Орозова), душ, телевизор, евроремонт, приличная мебель, машина во дворе, правда, бассейна нет и двор маленький, но все чисто и красиво,…
…до пляжа минут 10 ходьбы, за все это 800 сом с человека в сутки без питания (повар приехал через три дня), примерно на эту сумму мы и рассчитывали. Устав от двухчасовых просмотров домов и пансионатов, соглашаемся. Как выяснилось, у таксистов договоренность с менеджерами и хозяевами пансионатов и домов, при поиске жилья можно обратиться к ним.
Персонал — молодые девчонки, очень вежливые, постоянно интересовались нравится ли нам у них, через день устав от таких вопросов при встрече сам расхваливал все кругом и их в том числе.
На пляж ходили через такой же пансионат под названием «Уикенд», там понравилось больше, большая территория, бассейн, шезлонги, навесы, столы на улице, цена примерно такая же.
По совету местного персонала в первый день пошли в кафе «У рыбака», кухня замечательная, официанты «летают», все понравилось, ужин обошелся в 900 сом.
Вообще хороший обед на всю нашу семью нам обходился от 400 до 700 рублей, ели в разных кафешках, которые расположены вдоль всей центральной улицы.
Готовят вкусно, порции очень большие, много мяса, все съесть просто невозможно. Исключение составляет кафе «Сказки востока» в Чолпон-Ате, где заплатив 1 400 сом ушли голодные, но это, пожалуй, единственное учреждение, которое нас разочаровало. Первые дни мы пробовали разные блюда, но на четвертый день организм запросил манной каши. И, о счастье, в наш пансионат приехал повар, комплексное питание на семью (4 человека) стоит 2 000 сом в день, вполне приемлемо, соглашаемся и на утро, как по заказу, манная каша. Как выяснили позже, во всех частных пансионатах стараются готовить обычную домашнюю пищу без всяких восточных излишеств, хотя на заказ можно что угодно, за отдельные деньги. Готовят хорошо и так же огромные порции.
Отдельно хочется отметить отношение к россиянам, смотрят как на ходячий банкомат, и постоянное «дерганье за титьки» слегка напрягает. К примеру, в Чолпон-Ате, по словам местных, поездка на такси в один конец стоит 10 сом с человека, нам таксисты заряжали не менее 100 сом машина.
Цены, конечно, низкие, но везде за все надо платить, зонт на пляже — 50 сом/час, в день, как минимум, 5-6 часов, катамаран — 150 сом, поездка на яхте — 250 сом с человека за 1,5 часа, поездка на теплоходе — 350 сом с человека за два часа, прокатиться на верблюде — 150 сом.
На пляже постоянно, продают пиво, рыбу (рыбу брать не советую, вам обычную селедку продадут как форель), кукурузу, в основном носят дети, поразило то, что дети работают практически везде.
Как-то заезжали на автомойку, сооруженную прямо на обочине дороги из палаток, где за 250 сом четыре пацана в возрасте от 8 до 20 лет машину отмыли идеально, причем старший следил за качеством и сам устранял недостатки, в заключении резину намылили хозяйственным мылом! На мой удивленный вопрос пояснили, чтобы была черная.
Вообще, киргизы произвели на меня впечатление трудолюбивых, но очень хитрых людей, пытающихся тебя все время «надуть».
Ездили в Бастыри, где на территории санатория «Золотые пески» расположен аквапарк (стоянка возле санатория 50 сом, вход на территорию санатория — 20 сом с человека), на деле оказалось, что это три горки, одна детская и две больших, стоимость 500 сом без ограничений весь день или 50 сом 1 раз, американские горки не работали, колесо обозрения работало, но находилось где-то вдалеке, кругом грязь, пьяные, народу столько, что просто ступить негде, при виде нас пара подростков настойчиво предлагала пляжные зонты напрокат, от посещения пляжа отказались, на яхте уплыли подальше от берега и купались в прекрасной воде. Вообще, вода в озере — отдельная тема, у берега она зеленоватая, а чем дальше, тем более синяя, и при этом очень прозрачная, мы с детьми вдали от берега купались подолгу и не надоедало, а для жены вода с температурой +20 +21 казалась холодной, и более 20 минут она не выдерживала.
Остались очень приятные впечатления именно об иссыккульской воде.
К концу недели решили посетить парк Рух Ордо, посещение с экскурсоводом — 300 сом с человека, один раз стоит посмотреть.
Отъезд намечаем на 25 июля, ближе к обеду закупаем абрикосы по 150 сом (75 рублей) ведро (хотя брали зеленоватые и нас уверяли, что четыре дня точно будут храниться, в Алмате пришлось варить варенье). Планируем до вечера добраться до Бишкека, вернее, до Дордоя, по словам местных жителей, на Дордое много гостиниц и с ночлегом проблем не будет. Учитывая, что рынок начинает работать ночью, планируем часиков до 8 утра закупиться и двинуть на Алмату.
Итак, обратный путь. Отъехав километров 30 от Чолпон-Аты понимаем, что с покупкой абрикосов поторопились, в каждом поселке у дороги были целые ряды торговцев абрикосами и цена доходила до 50 сом за ведро и качество лучше.
Останавливаемся в какой-то придорожной кафешки, в очередной раз заказываем шашлык из баранины и в очередной раз убеждаемся, что в Киргизии его не умеют делать. Не хочу никого обижать, но шашлык ели практически каждый день, в Алмате был лучше. А вот блюдо под названием «Ашлям фу», которое мы не решались заказать на Иссык-Куле, все же решили попробовать, понравилось, хотя для меня немного остро и много пряностей.
Едем дальше. После Токмака понимаю, что дорога мне незнакомая, хотя навигатор и дорожные знаки указывают направление на Бишкек, останавливаемся на заправке «Газпром» (с развевающимся российским флагом), заливаем 95 бензина по 35 сом (18 рублей) до полного, здесь узнаем, что нам надо на объездную дорогу, а это нас приведет в город, в навигаторе забиваем новую точку, и он через пять км выводит нас на объездную дорогу.
На Дордое нашим планам не суждено было сбыться, все гостиницы оказались заняты. Около часа прокатались по этому городу из контейнеров, установленных в два этажа. Достав газету «Вечерний Бишкек», начали обзванивать квартиры, предложения были от 800 до 1 500 сом, но как их найти по ночному городу, учитывая, что навигатор отказывался выдавать наименование улиц Бишкека, а девушки на телефоне не могли внятно разъяснить, как к ним проехать. Принимаем решение ехать в Алмату, покупки жена предлагает сделать на Балашаке.
Подъезжаем на границу около 23:00, машины стоят в три ряда, стоим минут 30, затем начинаем потихоньку двигаться, затем опять встали, посчитал машины, мы в очереди 24, с учетом того, что каждые пять минут в очередь кто-нибудь «залезает» рассчитываем простоять часа четыре. Вскоре подходит молодой человек и предлагает заехать в терминал через служебный въезд за 400 сом, соглашаемся. Он «разгоняет» машины, мы перестраиваемся в другой ряд и через пару минут мы у шлагбаума. Интересная процедура, как он забирает деньги, перед тем как поднимается шлагбаум, он просит приготовить деньги, шлагбаум поднимается, мы проезжаем и на ходу отдаем ему честно заработанные.
Здесь началась та же самая процедура, пассажиры отдельно, водитель отдельно. Подъезжаю на досмотр, таможенник забирает рег. удостоверение, декларацию на авто и направляет меня на регистрацию, майор пограничник с красными глазами и мутным взглядом предлагает дать ему денег «на чай», помня о 200 сом, взятых с нас при въезде, без вопросов подаю, он делает обиженное лицо и отодвигает в сторону мой паспорт, помянув его близких и дальних родственников, спрашиваю, сколько — пятьсот сом, решив, что не велика потеря, нервы дороже, отдаю 500 сом, забираю паспорт и к таможеннику. Очень улыбчивый капитан говорит, что видит, что я отдыхающий и предлагает дать ему 500 сом, чтобы он быстро отпустил меня. Поясняю, что только что отдал — «так это пограничники, а мы таможня» (его выражение дословно). Деньги не великие, но, честно говоря, меня это «задело», сказал, что отдал последнее и больше нет. Он так оскорбился, как будто я ему долг не вернул. На выезде из терминала машины стояли в четыре ряда, при этом оставили коридор, по которому пришлось проезжать, сложив зеркала.
При въезде на казахскую таможню, меня сразу направляют «на яму». Подъезжаю, на полном досмотре уже стоит несколько машин две с российскими номерами — явно челноки, киргиз (по виду простой работяга) пытающийся объяснить, что он едет в гости, и парни с казахскими номерами. Жду своей очереди, наблюдаю за теми, кто проходит досмотр, сержант их «грузит» и направляет к старшему, тот показывает сумму на телефоне, деньги отдают третьему, следующий… Эта «яма» бездонна.
Доходит очередь до меня, предлагают вытащить все из багажника, включая запаску, достаю вещи, вытаскиваю палас из багажника, на этом все. Вся тема пограничника, производящего досмотр, сводится к наркотикам, понимая, что досмотр закончится разводом на бабки и вспомнив рассказы о подброшенной наркоте, начинаю качать права. Как ни странно, это сработало, с явной неохотой и пренебрежением подписывают мне необходимые бумаги.
В четыре утра мы в Алмате, отсыпаемся и ближе к обеду на общественном транспорте едем на барахолку, на своем авто я бы не рекомендовал туда ехать, сплошная пробка. Цены приятно удивляют, все в два раза дешевле, чем у нас.
На следующее утро выдвигаемся на Устькаман, на выезде из города заливаемся «до полного». Перед Сарыозеком на посту останавливают гайцы, заряжают какую-то «лабуду», не соглашаюсь, спорю, отпускают. Перед Талдыкурганом на трассе покупаем дыньки по 50 тенге (10 рублей) штука. Перед Аягузом заезжаю на заправку «Казмунайгаз», 92 бензина нет, едем дальше, на следующей 92 бензин только по талонам заливаем 25 литров 96, считаю, хватит до границы (далее по дороге в Казахстане с 92 везде были проблемы). К вечеру в Усть-Каменогорске, расстояние от Алматы — 1 080 км, время в пути — 14 часов. Ночуем, на следующий день, по совету родственников, на границу подъезжаем к 10 часам вечера. Ни одной машины. Заезжаю на досмотр, с намерением «биться до конца». Вежливый погранец досмотр проводит не более двух минут, еще минут десять на регистрации и мы выезжаем в сторону России. На нашей границе мы были четвертые, затратили более часа, честно говоря, немного обидно было за державу, сравнивая, как работают наши погранцы и в каких условиях работают. В Змеиногорске на «Роснефти» заливаем 30 литров 92-го и до дома. Дорога от Усть-Каменогорска вместе с пересечением границы заняла восемь часов, расстояние — 500 км.
Всего за поездку накрутил 4 360 км, машина ни разу не подвела, ходовка выдержала дороги трех стран, средний расход бензина составил менее 8 литров.
В общем от поездки остался позитив, не считая поборов на Кордайском посту.
Если вы соберетесь на Иссык-Куль на авто, заложите в расходы 1 000 сом киргизской таможне и 1 000 рублей казахской, чтобы потом не портить себе настроение. Для любителей быстрой езды еще несколько тысяч рублей на взятки гайцам в Казахстане. В этой поездке за нами, с отставанием в десять часов, до Алматы ехал мой брат на «Клюгере», он отдал 7 000 рублей, в основном по 1000 за нарушение.
Спасибо, кто дочитал до конца.
Всем удачи на дорогах.