|
Паром через Селенгу функционирует до последнего, останавливается только в конце октября - начале ноября, когда лед и шуга начинает забивать движитель (водомет) катера-буксира.
Теперь, ближайший месяц пока не встанет река и не будет обустроена ледовая переправа, трафик вывозки будет через ближайший мост, а это крюк 100 км, еще и через перевал… Естественно, увеличивается время рейса, расходы. Начало зимы — период обильных снегопадов, вместе с плюсовыми температурами днем, играет свою злую роль в виде гололеда на перевалах. Подсыпка подъемов дает не долгий эффект, т.к. ее засыпает снегом. Это самый опасный период для вывозки…
Самое верное средство от гололеда — цепи противоскольжения. Но цепи изнашивают резину, да и сами стоят немало — а это дополнительные расходы для перевозчика. Конечно, эти расходы не сопоставимы с потерей машины или здоровья в ДТП. Многие частники вообще воздерживаются от вывозки в это время. Как правило, в лесном бизнесе в году бывает два межсезонных периода, как я уже рассказывал — месяц весной и месяц осенью. В эти периоды работы либо останавливаются, либо ограничиваются. Но если есть возможность, конечно, приходится работать. Людям нужно кормить семьи, платить кредиты, на которые, как правило, и куплены лесовозы.
В общем, это месяц риска, нервов и малых заработков.
«Фред» не смог взять подъем, понесло назад, полуприцеп ушел в кювет. Перекрыл дорогу на много часов, пока не придет спецтехника с гидроманипулятором, чтобы сгрузить лес, а потом вытащить машину.
Внизу скопилась очередь лесовозов, когда пойдут неизвестно, остается только запастись терпением.
Спокойно чувствовать себя можно только на цепях.
Этот просто поленился надеть цепи, решил поберечь их и колеса, пока шел пустой. С разгона брал подъем, но за ним оказался поворот. Слава богу, жив остался. Обрыв метров тридцать до реки, завис на деревьях…
Если лихачить, то не спасут и цепи: не справился с управлением, вылетел с дороги.
И у этого цепи оказались не на колесах а в кузове, человеческий фактор налицо… Вырвало мост, повело раму.
В темноте делаем подсыпку вручную. Перед подъемом собралась колонна, дорога перекрыта. На подъемах везде заготовлены кучи шлака.
Но зима берет свое. По мере наступления холодов, снег сглаживает ямы на дороге, а мороз делает снежное полотно совсем не скользким. Реки сковываются льдом.
Когда лед достигает толщины сантиметров двадцать, начинается заливка ледовых переправ. Для того чтобы переправа выдержала многотонные лесовозы, соблюдается особая технология: лед армируется тросом (укладывается змейкой и между проезжими колеями), заливается несколько слоев и укладывается лежневка по колеям. Затем снова заливается слоями льда. Между заливками выдерживается время, обычно сутки для полного замерзания слоя. Поэтому обустройство переправы занимает длительное время, до 2 недель. Армирование тросом предохраняет лед от разрушения и в случае разрушения препятствует провалу автомобиля.
Заливка продолжается, пока толщина льда не будет соответствовать необходимой грузоподъемности. После этого устанавливаются трассировочные вешки, вывешиваются информационные аншлаги, средства спасения утопающих. Затем переправа принимается местным отделом МЧС, ГИБДД, представителями власти и вводится в эксплуатацию. Целое дело, короче.
В декабре наступает золотое время лесовозчика. На дорогах «зимний асфальт», переправы наморожены — теперь не нужно терять время в очереди на паром и время на самом пароме. Производительность возрастает, и как следствие доходы водителей.
Лед делает дорогу наподобие асфальтированной:
Дороги со снежным покрытием тоже требуют постоянного обслуживания, своевременная чистка от выпавшего снега, чтобы не создавалась колея, расчистка «карманов» для разъездов, подсыпка подъемов и виражей. Содержание дорог всегда требует расходов, но они оправдываются хорошим темпом вывозки.
Кроме грейдеров, используются такие грейдозеры на базе К700:
Для посыпки машина КДМ на базе Урал:
Сервисники лесозаготовительной техники рискнули, решили проскочить через не до конца замерзшую ледовую переправу небольшой речки… хотели срезать расстояние, чтоб не ехать в объезд.
Колеса провалились, машина зависла на лежневке. Долго промучились, пока не подошла «шишига» и не вытащила лебедкой.
Зимой день короткий, рассвет в 10 закат в 17. Зато какой он яркий и торжественный в ясную погоду! На душе становится радостно и весело.
Снег слепит своей белизной, блестит на солнышке, скрипит под колесами.
От обилия снега за зиму отвалы местами вырастают до нескольких метров, едешь, как в тоннеле.
Бензовоз с лесовозом не разъехались на повороте. Шоркнулись боками, после чего лесовоз вылетел на обочину.
Снять коробку, поменять сцепление прямо на дороге, лежа на снегу — для этих парней не проблема.
УАЗ «техничка» подвезла запчасти.
Попадаются еще Уралы на вывозке: частные перевозчики ездят, на чем придется.
Погрузка на верхнем сладе:
Харвестеры выглядят огромными монстрами-динозаврами:
На стреле машины установлена харвестерная головка, которая представляет собой захват с шипованными роликами, ножами и пильной шиной (такой же, как на цепных бензопилах). Ролики с ножами обхватывают дерево, а пила отпиливает. Затем ролики начинают крутиться, протягивая дерево через ножи, которые срубают ветки. Ролики отсчитывают необходимую длину бревна, останавливаются, и пила снова отпиливает бревно. При этом компьютер машины считывает диаметры, длины, и подсчитывает производительность.
В регионе распространена лесозаготовительная техника трех производителей. Не буду называть, чтоб не сочли это рекламой. Между собой они называют друг друга: красные, зеленые и желтые, по цветам корпоративной окраски машин. Кто в теме, тот поймет, о каких хорьках речь.
Когда лес стоит стеной:
Подготовка к строительству дорог идет и зимой. Для разработки мерзлого грунта нужны мощные экскаваторы.
Для перевозки тяжелой техники нужен хороший крепкий трал. Техника действительно тяжелая, а рельеф горный, все-таки это лесные дороги, поэтому тралы долго не выживают, трескается рама.
Зимой ведется строительство больших мостов. Почему зимой? Потому что зимой можно по льду подтащить и установить в реку опоры моста, летом течение и глубина не позволят этого.
Установлены береговые ряжи, разбита трассировка моста:
Установлены на свои места речные ряжи, продолжается сборка:
Завершающая стадия строительства, обустройство верхнего полотна, отбойников, перил.
Статические испытания уже весной:
Снежная сказка…
Мой рабочий конь зимой превращается в ласточку! ))) На «зимнем асфальте» не ощущается главный минус машины — грубая жесткая подвеска, поэтому зимой машина более комфортна для передвижения. В сильные морозы, при оборотах ниже 3 тысяч, дизель остывает, печка соответственно тоже. Спасает вебасто. Но однажды при -44 не запустилась и она, т.к. Д.Т. Евро до -35. Пришлось разбавлять «Арктикой».
https://reviews.drom.ru/nissan/np300/93164/
Лесовоз прибыл на перевалочный склад, на этом его работа сделана.
После рейса водитель отдыхает на вахтовом поселке, там есть столовая, баня, телевидение. От бытовых условий напрямую зависят климат в коллективе и результаты работы. Также устроена ремонтная мастерская с теплым боксом, где постоянно работают механики и слесари над обслуживанием машин. Здесь всегда поддерживается командный дух в жизни и в работе. Ощущение общего дела и интересов. По другому нельзя. Исключения долго не задерживаются.
На перевалке лес перегружается на лесовозы для перевозки по дорогам общего пользования. Это уже, как правило, менее мощные и не полноприводные машины.
В качестве лесоперегружателя нередко используются доработанные экскаваторы. На стрелу вместо ковша устанавливают захват, делают дополнительные гидролинии, управление, поднимают для удобства работы кабину повыше.
Очередь на погрузку на перевалке. Бывает и такое. Все хотят заработать.
На общих дорогах лесовозы поджидает еще одна неприятность: пункт весового контроля и штрафы за перегруз. Когда вводятся ограничения нагрузки на ось, приходится ездить полупустыми, а оплата идет за м3 вывезенной древесины, поэтому это больно бьет по карману перевозчика.
Когда-то давно в этих местах лес транспортировали лесосплавом. В память об этих временах остался корпус корабля, который стоит памятником на берегу Селенги…
И вот конечный пункт. «Нижний склад» или по новому «лесная биржа» лесоперерабатывающего завода. Лесовозы разгружаются козловыми кранами, идет приемка лесного сырья.
Далее лес сортируется по породам, качеству, диаметрам и длинам, поступает в пиление пиломатериалов, производство технологической щепы. Пиломатериал на стройки, в столярное производство, щепа — на целлюлозный комбинат для производства картона и бумаги … Но это уже совсем другая история…
P.S. Дописываю эту часть, когда уже опубликована первая. Как я и ожидал, отзывы разные, кому-то понравилось (им спасибо и низкий поклон), у кого-то появились вопросы о сохранности леса — и это логично. Человека, который не в теме, такая информация пугает. Хочу сразу всем сказать: компания, в которой я работаю, действует строго в рамках законодательства РФ и республики Бурятия. Мы прошли FSC сертификацию — это независимая международная система оценки лесопереработчиков (именно по аспектам экологии), без нее сегодня не выйти на мировой рынок, да и в России уже не будет сотрудничества ни с одной крупной компанией. Это очень серьезно, поверьте, и пройти эту сертификацию не просто.
Лес — это такая же область народного хозяйства, как, скажем, сельское хозяйство. Эти вопросы уже столетиями изучаются институтами, лесопользование — это наука, на которой основывается законодательная база, регулирующая заготовку, воспроизводство и переработку леса.
Представьте свою жизнь без изделий из древесины, я думаю, вряд ли это получится, потому что это невозможно в принципе. Я понимаю Ваше беспокойство о будущем лесов и у меня его не меньше. Порядок в этом вопросе будет тогда, когда заниматься этим будут порядочные люди и компании с грамотным подходом. Поинтересуйтесь, например, как этот вопрос обстоит в Финляндии. Небольшая страна, 70% которой занято водой и почти нет промышленности, кроме лесной индустрии. Это основной доход страны, у них почти нет больше природных ресурсов. И при этом они являются крупнейшим в Европе экспортером древесины. Так вот они при этом еще и гиперэкологичны и не боятся завтра остаться без леса. Все потому, что подход грамотный и ответственный.
Лес — это возобновляемый ресурс. При распаде древесины (гниении или утилизации) — ущерб экологии минимален. Вспомните это, когда, например, упаковываете продукты в супермаркете в полиэтилен, а не в бумажный пакет.
Хотя в принципе это был рассказ о лесных дорогах и труде водителя лесовоза. ))))
Спасибо за внимание.