|
Маршрут: Балашиха — Канаш — Уральск — Аральск — Шымкент — Ташкент — Самарканд — Фергана — Тараз — Бишкек — Алматы — Караганда — Омск — Владивосток — Хабаровск — Биробиджан — Чита — Байкальск — Канск — Кемерово — Омск — Екатеринбург — Аша — Пенза — Балашиха
Приветствую, читатель!
Каждый год превзойти себя самое в плане летнего автопутешествия становится все более сложной задачей. Возможно, в этом году нам это удалось. Стартуя из Балашихи, мы прокатились по Казахстану, Узбекистану и Киргизии (по последним двум — впервые) и добрались до родителей в Омске. Там оставили свою машину, на поезде доехали до Владивостока, забрали заранее купленный на японском аукционе хастлер, на нем обкатали все города Приморья. А потом вернулись в Омск, отдали сузуки хастлер новому владельцу и на своей машине помчались домой.
Это был синопсис, а дальше пойдет сама драматургия)
Представлю действующих лиц.
Пролог (то бишь, подготовка).
Обычно к дальним поездкам мы готовимся одинаково — примерно никак. В данном случае еще зимой были поменяны загранпаспорта (они нужны в Узбекистане, но с ними удобнее везде в Азии) и сделана диагностическая карта (ее спрашивают в Казахстане). В машине сменила масло, хотя до планового ТО было еще далеко. Но кто её знает — ту жаркую Азию. Пробег витары к моменту отбытия был около 105 тысяч километров.
Выезжаем мы чаще всего в начале июня, но в этом году подзадержались — дочь отгуляла выпускной в начальной школе, а я заканчивала рабочие и учебные дела. Я ж в прошлом году пошла изучать метеорологию, вот и сдавала сессию. С разных метеостанций девчонки приехали, в том числе издалека: Норильск, Амдерма, Казахстан...
Как сессия подошла к концу, так все иногородние домой и засобирались. Одногруппница из Казахстана пожаловалась: билетов нет, только совсем дорогие. Может, в кассу съездить, вдруг там будут? Я и говорю ей:
— Не переживай, я тебя отвезу.
— Ой, спасибо! В кассу отвезешь?
— В Казахстан.
Мы пакуем вещи в машину, а в голове только одно: поместимся ли теперь, в расширенном составе? Мы же с дочкой всё лето бороздим асфальт и гравий, вещей у нас много. Но — поместились.
Пока сдавала экзамены, мне из Владивостока телеграфировали — вот есть такая машинка и такая…
Теперь надо сделать отступление и объяснить, зачем вообще нужно было покупать автомобиль, имея свой хороший. В прошлом году мы доехали до Читы и устали — туда-обратно на восток дорога занимает много сил и времени. Мы же не просто гоним по трассе, мы смотрим города и веси. И у меня давно крутилась мысль проехать этот путь только в одну сторону — купив автомобиль во Владивостоке. Один знакомый предложил мне поучаствовать в этой авантюре в качестве покупателя машины. Выбор оставил за мной, машину потом продаст, забрав ее в Омске.
Таким образом, через фирму дня за три была выбрана машинка по критериям — побюджетнее и поцветастее. Выиграли на аукционе сузуки хастлер с пробегом 37 тысяч километров, переднеприводную, с небольшими нюансами по кузову. Внесли предоплату, и — в путь.
Глава первая. Средняя Азия
Утром 17 июня сдаем последний экзамен, пьем кофе и встаем на платную трассу.
В центральной России много интересного, но у нас впереди долгий путь, да и мы везем человека домой, так что здесь без особых остановок доезжаем до города Канаш. Там заходим в кафе «Азия», как бы предвкушая то, что нас ждет (на самом деле, конечно, просто выбираем по рейтингу)).
Утром из окна машины снимаем вертолет — мою несбыточную (?) мечту — и едем дальше.
Показываем нашей попутчице матушку-Волгу и Президентский мост через нее.
Начинают мелькать указатели на Самару, а мне мерещится Самарканд. Рано, Даша, рано…
Незадолго перед границей с Казахстаном нас застает такой сильный ливень, что видимость становится практически нулевой. Сворачиваю ненадолго на съезд, переждать. И сразу после этого по моей полосе навстречу проносится легковая, обгоняющая грузовик.
Подъезжаем к границе с Казахстаном. Небольшая очередь, я иду делать страховку на машину.
— Вы родились в Анадыре? — милая веснушчатая девушка в большом удивлении.
— Да.
— Правда?
— Да, — я просто не знаю, как можно в паспорте указать ложное место рождения.
— Это же супер!
— Ну да, — уже почти смеюсь.
На самом деле, я с ней согласна, но никогда прежде не встречала такого искреннего восторга. Девушка сделала мне скидку на страховку, долго прощалась и желала доброй дороги.
Саму границу мы проходим быстро, за час двадцать. Казахи в очереди говорят, что это долго. Но это они просто в Литве сутки не стояли.
В Азии иногда чувствуешь себя немного странно — некоторые люди здесь женщин воспринимают едва ли на класс выше животного.
Один пограничник долго кружил вокруг машины, я спросила, может что открыть надо. Он ткнул мне палкой в сторону — мол, жди там, не мешай. Потом начал вопрошать: а где водитель этой машины? Я говорю: так там, куда вы палкой ткнули...
Но зато границу прошли быстро, вещи не заставили все выкладывать, и на том спасибо.
После границы меняем деньги и едем дальше.
Уже ночью въезжаем в Таскалу, одногруппница воссоединяется с семьей, дарит нам флаг Казахстана, и мы возвращаемся в Уральск. Его мы посмотрим на следующий день.
Уральск — достаточно старинный, интересный город, в свое время посещаемый различными известными личностями (И. Крылов, А. Пушкин, В. Даль и другие). Мы гуляем по центру, очень жарко, много мошек (позднее в поездке при упоминании Уральска казахстанцы говорили: а, Уральск, знаем, там мошки)). Встречаем памятник тенге.
А на следующее утро мы едем в Актобе. Дорога в целом неплохая, но есть битые участки, которые сильно крадут время.
Находим кафе на трассе с приличным рейтингом, а на деле оно оказывается утлой избушкой. Даже не стали разбираться, где же кафе, вернулись на 800 метров назад в другое кафе М-32, а там была волшебная еда преимущественно на основе баранины. И ташкентский чай.
Туда-сюда еще несколько часов, заправки, кофе — мало, но есть. И мы в Актобе. Город, кстати, большой даже по российским меркам — около 560 тысяч человек. Но на вид огромным не кажется — наверное, большое количество человек плотно живет под общими крышами. Азия, однако.
Ищем и находим памятник домбре — традиционному музыкальному инструменту казахов (в том числе).
Утром в Актобе мы вышли из гостиницы и увидели, что колесо наполовину спущено. Компрессор от папы пошел в дело, накачала, и больше оно не шалило.
В какой-то момент после выезда из Актобе попался плохой участок дороги км на 10. Это мы потом узнали, а в тот момент ехали со скоростью 10-20 км/ч, не зная, сколько еще это продлится.
У встречного водителя фуры (казаха) спросила: сколько?
Он пустился в рассуждения о том, что еще около 70 км, но не вся дорога будет плохой, есть и терпимые участки.
— Мам, что он сказал?
— Что впереди трындец.
— Но он же долго что-то говорил...
— А сказал именно это.
На самом деле, плохой участок вскоре кончился, и встречались лишь редкие эпизоды ямистости.
Посмотрите, как ездят узбеки и киргизы (а я-то заморачивалась с автобоксом):
Еще они часто возят на крыше запаску. Я очень надеялась, что нам не понадобится.
На этом участке трассы мы много раз ели всякое национальное в придорожных кафе. Лагман, шурпу, бешбармак. Выбирали кафе с высоким рейтингом, и везде все было отлично. Почему-то в Казахстане очень распространен ташкентский чай: где-то его делают вкусно, где-то не очень, а в целом он интересный. Забавно, что в Узбекистане в кафе о таком чае не слышали)
Скитаясь по степям не хуже верблюдов, постепенно добираемся в город Аральск.
В этом городе есть станция «Аральское море», есть маяк, есть портовые краны, а моря-то уже нет...
Ещё когда автор на свет народился, озеро (коим Аральское море является по сути) было вполне себе большим. Четвертым по величине озером.
Но постепенно из-за активного забора воды из Амударьи и Сырдарьи с целью орошения озеро превратилось в небольшие «лужички» на карте. Нет, кое-где и сейчас там ведётся рыбодобыча, но то, что озеро уже, мягко говоря, не то — факт.
Находясь в трудносносимой жаре, не смею осуждать тех, кто решил воспользоваться доступной водой. Но как бы последствия...
Впервые вижу квадратные светофоры.
Я думала, что город приходит в запустение после обмеления моря, ан нет — строятся различные объекты, и за ними ухаживают.
Надеюсь, что у Аральска есть задел на туристическое будущее, опирающееся на его печальное прошлое…
Здесь мы ночуем и едем дальше. Была мысль добраться до остатков самого моря, но там приличное расстояние частично по плохой дороге. Не было лишнего времени, да и если бы мы там сломались, то боюсь, что нас постигла бы судьба тех рыб, что иссохлись вместе с морем.
Также мы не заехали в город Байконур, только покрутились у таблички. Туда не так сложно попасть, но надо озаботиться заранее, поэтому тоже откладываем на потом. Мы так часто откладываем что-то «на потом», что эту поездку можно назвать разведочной — составляем путеводитель на будущее)
Едем вдоль Сырдарьи и в итоге пересекаем ее. С детства мне чудилось в этом названии что-то близкое…
Ночуем в городе Кызылорда. Каким же он оказался крутым! При этом, в сети и на картах не особо находятся достопримечательности. А там великолепный проспект Нурсултана Назарбаева — с кучей скульптур и всего такого прекрасного.
Центральная мечеть Акмешит-Сырдарья:
Заезжаем в городище Сауран на трассе. Здесь жарко, людей почти нет.
Сначала думала, что это новодел какой-то, оказалось нет, исторический памятник культуры, существует с давних времен.
После едем в Туркестан. Его название звучит претенциозно, как будто целая страна :) На деле — старинный красивый город Казахстана.
Ночевать едем в Шымкент. Символом города является тюльпан, который можно здесь встретить в разных ипостасях. Вот и самый высокий городской фонтан тоже выполнен в виде этого цветка.
У фонтана особо нет парковки, но нас приютил на служебной милый дедушка-казах. Мы благодарим его словом и немножко тенге. Кроме того, щелкаем красивую водонапорную башню, прогуливаемся по местному Арбату и фотографируемся у драмтеатра.
А дальше отправляемся в сторону Узбекистана. Расстояние Шымкент — Ташкент около 120 километров, и мы наивно рассчитываем днем, ну ладно, ранним вечером попасть в столицу Узбекистана.
Забегая вперед, скажу, что в гостинице мы оказались за несколько минут до полуночи. Дорога до границы хорошая, она после Кызылорды вообще четырехполоска и обозначена как платная. Но за несколько сотен метров до границы начинается глухая пробка. И мы такие приехали в полдень, в самый солнцепёк. Надо сказать, жара стояла еще не самая ужасная, всего плюс 32.
Как только я остановила машину, её облепили разные люди с горячими предложениями: поменять деньги, провести тайным путем на другую пустую границу, пожертвовать многодетной матери, купить какую-то еду и так далее. Мы от всего отказались. Потом, стоя в очереди, сходили сделать страховку и поменять немного денег (в Узбекистане сумы).
Разные люди давали разные прогнозы времени прохождения границы — от пяти минут до бесконечности. Точнее всего оказался тот мужичок, что обещал показать другой путь. Он сказал восемь часов, на деле вышло девять.
Очень долго стояли перед казахстанской границей, но это от того, что узбекская сторона медленно принимала.
На границе русских почти не было, все машины с российскими номерами содержали толпы казахов и узбеков. Ехали семьи с большим количеством детей. Один малыш лет двух просочился сквозь пограничную решетку, а его мама не смогла. Она еле уговорила его вернуться)
Наконец уже в темноте (но хотя бы спала жара) подошла наша очередь.
На казахстанской границе досмотр прошел быстро, вещи толком не смотрели, хотя верхний багажник просили открыть. Пограничник также повыкидывал все из бардачка, пересчитал деньги в кошельке, а потом сказал:
— Женсчин!
— Да?
— Уезжай! Быстрее, быстрее!
Да я только с радостью) Не из Казахстана, а с границы.
Через несколько сотен метров к узбекистанской границе я резко помолодела и стала «девушкой». Может, просто смеркалось... Они на свой манер называли меня ДариЯ.
Там было много пограничников, окошек, все надо было обойти, везде что-то предъявить и оплатить. Например, страховку. А, есть страховка? А у нас дешевле. Тогда за тонировку. Показать все вещи. Выложить подозрительные. Отнести на досмотр. Особенно лекарства.
Кем работаете? Как относитесь к таджикам? Разве могли таджики устроить такое?
Много, много вопросов. Они постоянно искали водителя моей машины. Потом уяснили, что это я. Потом из другой машины кто-то попросил «крокодилы», я дала и забыла про них. Только у гостиницы обнаружила, что их заботливо вернули в багажник.
А пешеходная граница шла быстро, ее проходили за несколько минут. Люди, как муравьи, тащили тюки на тележках.
И вот, наконец, нас впустили. Сразу мы оказались на каком-то оживленном базар-вокзале: носятся машины, снуют люди. Встретили инспекторов ДПС, но мы им были неинтересны.
Добрались мы до гостиницы и проспали долго-долго. На следующий день гуляли по столице.
Было очень жарко, много времени мы провели в помещении, делая какие-то дела.
В частности, я поняла, что нам бы надо разжиться наличными. Их, конечно, хватит до России, но не хотелось быть стесненными. Я отправила себе перевод через «Золотую корону» и пошла в банк его получать. А оказалось, что раз нет банковской карты Узбекистана, то перевод ждать неделю. Видя мое замешательство, сотрудник банка предложил отправить деньги на его карту через сбер, снял наличные в местной валюте и отдал их. Разве не прелестно?
Мы прокатились в ташкентском метро.
Красиво, люблю мозаику.
Заходили в кафе попробовать местную кухню. Там еще «Учкудук» играет. Душевно…)
По городу гуляем традиционно немного. Ташкентская телебашня — симпатичная.
Хотя Ташкент не такой старый город, как, к примеру, Самарканд или Хива, но решаем и здесь взглянуть на какое-нибудь медресе. Подъезжаем к ансамблю Хазрати Имам.
На парковке делаю фотографию местных автомобилей. Процентов 90 машин здесь — шевроле разных сортов. Еще есть немного старых жигулей и малая часть всяких прочих авто.
Некоторые узбеки были заинтересованы непривычной им сузуки с флагами. Многие сигналили, махали руками, показывали класс, желали удачи, перекидывались парой фраз на светофоре.
Вообще, в Узбекистане нам везде помогали при случае — вызывали такси, например. Не пытались нигде обмануть или развести на деньги. На трассе Ташкент — Самарканд на объездной Джизака есть много-много кафешек. И как только ты проезжаешь мимо них, зазывалы набрасываются на машину, пытаясь увести клиента к себе. Но мы ехали в конкретное кафе с самым высоким рейтингом, и там было больше всего машин.
К нашему столу постоянно что-то подносили, предлагали, и я думала, что счет будет бешеным. Но нет, очень скромно по деньгам, и сдача до последнего сума.
С бензином на трассе плоховато. Почти все ездят на метане. Но удалось встретить Лукойл с 95-м.
Вскоре мы приехали в Самарканд, где у нас было времени всего ничего — вечер и утро. Вечером мы решили отправиться на Сиабский базар за фруктами и сувенирами.
Эта атмосфера восточного базара!.. Как сказала одна продавец — если не торговался, то и на рынке не был)
А уж утром поехали к площади Регистан. Совершенно открыточное место — каждый кадр как картинка.
Меня спросили, увидев фото: а люди-то где? А люди спят, ведь мы, избегая жары и пробок, выезжаем в 5-6 утра.
Конец июня, начинается саратон (чилля) — сорокадневная жара.
Даже узбеки говорят: жарко...
Поэтому в этот раз мы не едем в Бухару, хотя очень хочется. Да и спешим, у нас не сильно много времени.
Отправляемся в Фергану через красивые горы, по дороге с видом на реку Ахангарон.
Вообще, в Узбекистане, как по мне, не очень много природных достопримечательностей. Это и сами узбеки отмечают: моря у нас не хватает…) Кстати, кое-где встречаются гнезда аистов. Весной в Беларуси мы видели много-много аистов — по одному-два в гнезде. А здесь по три, а то и четыре аиста. Думаю: вот странно, и аисты у них по-узбекски живут, толпой. Только потом дошло, что это птенцы подросли, которых весной еще было не видно)
А еще классная в горах сама дорога!
Четырех-, а местами шестиполоска с отбойниками. Такая трасса — просто чудо, особенно учитывая стиль вождения в Узбекистане. Они не пропускают. Вообще. Ни машины, ни пешеходов. Не потому, что они злые. Просто у них нет такой опции. А если вдруг замигают дальним — то это значит не то, что узбек хочет тебя пропустить, а — «не лезь, не пущу».
Вернувшись в Казахстан, с радостью вспомнила, что значит «фура помигала правым, ура, можно обогнать». В Узбекистане фуре спасибо, если не едет посередине дороги.
При всей своей беспропускной манере езды, многие машины едут медленно. Какие-то, как сеновозка, просто не могут быстро. Кто-то в телефоне сидит. Редко кто несется, и аварий почти нет.
Из шести городов Ферганской долины мы увидим три. Саму Фергану:
Андижан:
Здесь, скрываясь от жары, заходим в Государственный музей истории и культуры Андижанской области.
Совершенно неожиданно нам проводят великолепную экскурсию, и мы даже меняемся контактами с женщиной-экскурсоводом, обещая друг другу писать письма)
В Андижане у нас случается еще один разговор с охранником возле мечети. Он говорит, что Узбекистан — это как выросший сын России, который отделился от семьи, но все же родной. Интересное вИдение, но главное, что дают эти встречи и разговоры — понимание, что здесь к нам относятся хорошо. Сейчас. И что Узбекистан у себя дома и на выезде — это совсем разные вещи. И что если человек — Человек, то не важно, откуда он. Куда это меня понесло…
А дальше мы должны были отправиться наконец-то в Киргизию, в город Ош. Но, пережидая в кофейне Андижана полуденный зной, узнаём, что трасса Ош-Бишкек перекрыта из-за сошедших селей. Ехать и застрять в Оше, потеряв дни, мы не можем себе позволить, поэтому принимаем решение ехать в Киргизию через Казахстан.
Ночуем в третьем для нас городе Ферганской долины — Коканде:
Утром снова едем по красивой гористой дороге, Ташкент проходим по объездной, и — на границу. В прошлый раз мы простояли тут девять часов на жаре и немного боялись повторения. Но в этот раз проскочили за час двадцать. И, счастливые, отправились в самый древний город Казахстана — Тараз.
А я по пути в Узбекистан сетовала, что мы не попадаем в Тараз — как говорится, бойся своих желаний, они сбываются) Рассказывать про Тараз можно целый отдельный отчет — такие тут красоты и древности. И мавзолеи, и библиотека в виде книги, и старая мечеть — почти руины…
Трасса после Тараза:
Едем на новую для нас границу. По пути впервые останавливает инспектор ДПС. К слову сказать, в Узбекистане их было много, но нас они вообще не замечали.
А в Казахстане вот, наконец, притормозили.
— Здравствуйте! Посещая дружественную страну, неплохо было бы соблюдать ее законы.
— Здравствуйте, согласна.
— У вас в России можно ехать на 20 км/ч больше разрешенной скорости, а у нас на 10. Вы ехали...
— Шестьдесят... пять.
— Семьдесят одииин! Но вы наш гость, я вас прощаю. Будьте внимательнее.
Что? Казахстанский инспектор отпустил меня вот так просто?? Удивлена, еду на границу с Киргизией. В целом, ее тоже прошли быстро, за два с половиной часа.
Здесь было тихо, не в пример узбекистанской границе. Киргизы стояли стройной очередью, а один, который въехал перед нами, подошел, чтобы сказать, что он не наглец, что он тут стоял уже)
Впереди возле своих стареньких жигулей прохаживался киргизский дедушка («Ну совсем как наш, только киргиз», — сказала дочь). Он пил компот и говорил, что нет ничего лучше домашнего компота, а газировки — зло. Еще немного, и я бы точно не отличила его от нашего дедушки.
Сейчас я сделаю лирическое отступление, и читателю может показаться, что оно не совсем к месту. Но в итоге вы поймете, что дело здесь связано с дромом. А если вы не воспринимаете дром всерьез, то я вам еще вот что скажу — этой зимой меня благодаря сайту позвали сниматься на Первый канал в мини-сюжете об автопутешествиях))
Так вот. У меня же хобби такое есть — учиться. Впрочем, я точно не уверена, что это не болезнь. И как узнала я, что несколько лет назад в нашей стране сделали возможным бесплатное получение второго высшего образования в сфере искусства, так и решила сдать экзамены в литературный институт. Не то, чтобы я серьезно там собиралась учиться, просто решила посмотреть — сдам ли) А там, помимо всяких страшных предметов вроде русского языка и литературы, нужно еще что-то послать из ранее написанного тобою. А что мне послать? Достаю я ноутбук и прямо на киргизской границе начинаю редактировать свой отчет с дрома о поездке в Монголию. Вы представляете себе, как сложно привести в приличный вид отчет, выбросив из него все фотографии, вокруг которых он строился, и оставить только текст?.. Называю это дело путевым очерком и отправляю в приемную комиссию. Пока я всеми этими непонятными делами занималась, мы уже и границу прошли.
После границы нас встретил инспектор ДПС.
— А почему флага Кыргызстана нет на машине?
— Так я только въехала, сегодня-завтра наклею.
Я не обманула его, наклеила на заправке. У киргизов вообще вызывали интерес флаги — кроме упомянутого инспектора, любопытствовал и пограничник на обратном пути, и ребята из встречающихся машин.
На всю Киргизию у нас остался всего один день. За это время можно было успеть хорошо сделать только одно — покусать локти от досады. Кусать локти себе неудобно, а друг другу — странно, поэтому идем смотреть то, что успеем в Бишкеке.
В Казахстане мы видели памятник тенге, а здесь — один сом.
В Бишкеке много интересных штучек из времен Союза, полуразрушившихся, но прелестных. Вот, например, «Улитка» — в этом здании продавали сувениры, потом открыли видеосалон и кафе, а теперь оно пустует.
Или павильон соки-воды — ну вещь же! Чувствую, недолго ему осталось стоять — уберут или реконструируют, а это совсем не то…
С другой стороны, ничто не вечно. И в Бишкеке много и разного нового в плане архитектуры и памятников.
Главный киргизский писатель — Чингиз Айтматов. Ну, хорошо, возможно, один из главных. Купила в поездке позже его книгу, читала с удовольствием.
Заметив интерес к памятнику Владимиру Ильичу, к нам подошла местная женщина-экскурсовод. И напомнила историю, почему в Киргизии сохранилось много памятников Ленину в благодарность за помощь беженцам.
Кстати, именно в Киргизии находится самый большой в Азии памятник Владимиру Ильичу — как раз в городе Ош, куда нам не свезло попасть.
К сожалению, осмотр Бишкека мы вскоре заканчиваем. Нас ждет дорога на Иссык-Куль.
Очень красивая, между прочим, дорога. И мы не заставляем ее долго ждать. В горах прохладно. Вообще, в Киргизии совсем не жарко, в отличие от Узбекистана. Периодически льет дождь, иногда даже с грозой.
Добираемся до озера, прохладно и ветрено. Мы приехали к самому его краешку.
Недолго гуляем, смотрим окрестности и уезжаем.
Наутро — снова граница (Кыргызстана и Казахстана). Рекордное время прохождения — 55 минут. При том, что меня обгоняли в очереди, а машину (одну из немногих) загнали «на рентген».
Как долго я хотела попасть в Алматы, даже больше, чем в нынешнюю столицу! И, добравшись сюда, мы не смогли посмотреть город — нам просто не хватило времени (кажется, я слишком часто употребляю эту фразу)... Решаем отложить до лучших времен, чтобы не скакать по верхам, и катимся только на канатке в Медеу.
Встречаем на ней закат. Она долгая, а я ужас как боюсь канатных дорог. Но что ж, страхи надо преодолевать.
Утром выезжаем из Алматы в сторону России. Дорога какое-то время настолько отличная, что можно ехать... 140. Но это недолго. Потом она становится обычной двухполоской, изредка перемежающейся более хорошими участками.
Ещё в Алматы на светофоре познакомились с казахстанским автопутешественником Иваном — он собирался ехать в Монголию.
Казахстанцы, кстати, многие любят ездить — кочевники, что уж там. Мы встречали и джиперов, гоняющих по пустыне, и семью, путешествующую на поездах (вместе жили в хостеле в Ташкенте), и вот Ивана)
На трассе мальчишка-пастушок перегонял табун, и никто из водителей не пропускал его. Я остановилась, лошади прошли, а пастушок показал мне «класс»)
Заезжаем в города Приозерск и Балхаш. В первом мы посмотрим на озеро, а дочь даже активно искупается.
А в городе Балхаш немного пройдемся по парку.
Слегка винтажному, но в этом есть свой шарм.
Трасса на Караганду:
И сама Караганда:
Я ее совсем не такой представляла) Даже не знаю, какой. Но не такой современной. А тут и костел, и мечеть, и памятники Юрию Гагарину и Виктору Цою. И виды всякие красивые.
Что ж, едем дальше. Столицу огибаем, не заезжая. И были там, и времени нет на большие города. Дорога не супер, но неплоха и не загружена хотя бы. А облака!..
Заезжаем поесть и посмотреть на Экибастуз, известный всем своим углём.
Последний ночлег в Казахстане выпадает на Павлодар. Достаточно большой в масштабах страны, чистый, приятный город с разными интересностями.
И дальше — граница. Которую проходим быстро и легко даже несмотря на то, что люди лезут без очереди, а я случайно говорю, что мы везем запрещенные вещи)
Мы в Омской области, проезжаю знакомые места. Здесь я 20 лет назад работала вожатой в лагере. Здесь живут друзья. Здесь Ачаирский монастырь, в который ездили с экскурсией. В общем, свои уже земли, второй родины.
На них мы и окопались в прямом и переносном смыслах на недельку. Я же в прошлом году получила права категории С, поэтому мне была доверена большая мощная машина)
И пусть поле после меня напоминает детский рисунок моря с волнами-барашками, но я старалась как могла.
В Омске сдаю русский и литературу, а потом приходит результат за «путевой очерк» — 90. Я удивлена. Иногда человеку так мало надо, чтобы почувствовать себя не ерундовым)
Глава вторая. На восток
Через недельку забираем заказанные на маркетплейсе книги и погружаемся в поезд, который отвезет нас во Владивосток. Точнее, это будут три поезда с пересадками. Почему? Нет во мне сил ехать без нормальных душа и туалета пять дней.
Когда я брала билеты на поезда (это было еще в Балашихе), то не знала расписания экзаменов, а уж потом оказалось, что один из них выпадает как раз на первый перегон. Я написала в приемную комиссию с просьбой внести меня в список резервного дня, чтобы сдать позже. Не то, чтобы я сильно жаждала довести дело до конца, но мне было интересно посмотреть на все этапы. На что мне ответили: может быть, вы сдадите как-то из поезда? Я сразу же прониклась к ним симпатией))
Родители настойчивы в желании проводить нас на поезд, а он опаздывает. Но в итоге мы усаживаемся и отбываем.
Вскоре после отправления пожилой проводник зашел к нам с небольшой бумажечкой формата визитки.
— Вот, принес контакты нового начальника поезда.
— А старый где ж? — если бы я знала, что через полминуты мне будет горько и стыдно за свою улыбку и вопрос.
— По Кургану умер, — ответил проводник в железнодорожной манере менять предлоги.
— Как же...
— Да так. Лег спать и не проснулся. Вот в Омске нового дали.
В сумерках смотрю в потолок над верхней полкой. Мысли перепрыгивают с одной на другую. Пытаюсь вспомнить современного писателя, у которого в повести обрисован поезд как метафора жизни. Мы едем в нем без остановок, а если сходим — то безвозвратно. Пелевин ли? Да, может быть.
Вот и начальник поезда ушел, а осиротевшие вагоны, хоть и с задержкой, едут дальше. И юркий пожилой проводник, и пассажиры, ругающиеся из-за доступа к столику, и мы с дочкой тоже.
Но поезду в Омске дали нового начальника, судя по фото — молодого и красивого, а где-то в неизвестном нам городе Тында семья не дождется с работы того, который по Кургану...
Мне бы уснуть, но на станциях жарко и даже залетают комары. Как они видят в темноте, где можно меня укусить? После Новосибирска гул и железная качка все-таки делают свое дело и убаюкивают всех, кто до того не спал, становится тихо.
Наутро я, улавливая интернет на станциях, сдаю предпоследний экзамен (это этюд, нужно написать нечто на заданную тему, импровизация, проще говоря), но результат будет известен только в третьем поезде. Я пишу, как акын, что вижу.
Вскоре мы выходим в Канске. Проводник подхватывает мою тяжеленную сумку со словами:
— Давайте сюда вашу косметичку!
Так я и называла ее всю дорогу, прокляв все вещи, которые потащила с собой. Никогда, никогда я не перестану ценить комфорт автопутешествий — вези, что хочешь, остановись, где хочешь, и так далее.
Люди быстро разбежались, а мы остались стоять на перроне. Если бы я хотя бы курила, можно было бы оправдать наше стояние там. Но нет, мы топчемся потерянно, пока поезд не начинает отъезжать. Вижу проводника в глубине тамбура, он поднял прощально руку. Я тоже замахала в ответ, взвалила косметичку на спину, и мы пошли в гостиницу на вокзале.
Утром мы сядем в новый поезд и выйдем в Чите, до которой в прошлом году добирались на витаре.
А уже из Читы нам откроется новый, доселе неведомый путь. Иногда мы видим из окна трассу, и я представляю, что обратно мы будем по ней ехать. Нет, не могу пока представить. Ночью на какой-то станции узнаю результат экзамена — 98 баллов. Осталось только собеседование, которое должно быть в тот же день и час, когда прибывает наш поезд. Но наш поезд задерживается на четыре часа!
В связи с этим в поезде очень активно бесплатно кормят — носят воду, печенье, лапшу быстрого приготовления, консервы: паштет и гречку с мясом. Всё это оказалось кстати, потому что вагона-ресторана нет, а в поезде и на вокзале цены негуманные.
И вот мы подъезжаем к Владивостоку. Дальше половине дрома читать будет не очень интересно, наверное) Но вы уж потерпите, а то и поправьте меня, коли где что не так написала.
Квартира была забронирована заранее, и мы, вызвав такси, мчимся удаленно заселяться. Тороплюсь же на собеседование. К счастью, там дело идет по фамилиям, моя ближе к концу списка, и мне даже приходится несколько часов ждать. Осоловевшая от трех поездов, в десятом часу вечера блею что-то невнятное про писателей-очеркистов.
Вообще, у нас тут круговорот дел. Машина же! Только мы приехали в дни, когда у фирмы выходные. А потом были небольшие проволочки с документами. Поэтому мы сначала арендовали прелестный фит на три дня.
Я за три года совсем отвыкла от правого руля. А тут все на них! Рай для праворулек. Особенно почувствовала себя человеком, когда увидела терминалы для оплаты парковки или заказа еды на вынос — с обеих сторон.
Мы провели во Владивостоке неделю, за это время погода была разной — и туманной, и солнечной.
Жили недалеко от Зеленого угла, там же и взяли машину в аренду.
Ходили гулять на набережную.
По пешеходной улице.
К «Катюше» подъезжали.
К Высоцкому, конечно же.
Просто гуляли по центру. Моя дочь, видевшая не одну сотню городов, сказала, что этот — лучший) Владивосторг, в общем.
Съездили в Стеклянную бухту, купались. Волны, визги, радость)
Ещё мы совершили рейд по рыбному общепиту. Я аж с Териберки думала о крабах. Откладывала их «на Камчатку». Так вот, здесь же полно кафе и ресторанов с камчатскими крабами. Но я что-то поняла, что не смогу их есть)
Максимум, на что решилась — это жареная устрица. И то ради ракушки в качестве сувенира. Ну и жареная вроде как не живая... В общем, морально пострадала и пошла чистить устричную раковину содой и уксусом.
В дождливый день поехали на остров Русский в океанариум. А то что ж я за мать-ехидна — сама по крабоварням, а ребенку ни медузинки не покажу, ни морской звезды...
В океанариум долго идти от парковки и большие очереди в кассу. Но он того стоит — очень здорово сделан!
Позже в более солнечную погоду прокатились на фуникулёре. Некоторые люди используют его по назначению, как транспорт. Но мне показалось, что наибольшую выручку тут делают туристы группами)
Перед нами зашла китайская группа. Два вагона пришлось пропустить. Сели вместе с российской группой. Их экскурсовод рассказала, что когда мы будем проезжать мимо второго вагончика, надо помахать ему рукой и загадать желание)
И, наконец, забираем хастлер. Делаем СТС в МРЭО, рядом сразу же номера. ОСАГО и диагностическую карту сделали раньше, пока ждали машину. На «зелёнке» покупаем докатку. Кстати, не знала, где ее найти, искала на сайтах объявлений, шиномонтажах, в итоге решила на рынке спросить, так и нашла. Поменяли масло, сделали второй ключ, купили детское кресло.
Ещё по хорошей погоде добрались до маяка Токаревского. Оставив машинку на набережной, к самому маяку пошли пешком по воде — незабываемые ощущения)
Как красиво! Но, наклонившись к воде и опустив руку, чувствую, как что-то налипает на нее. Пачка от чипсов. Они вездесущи, я постоянно их выгребаю из водоемов. Сейчас у меня нет с собой ни пакета для мусора, ни перчаток, ни желания выгребать. Но не бросать же эту пачку. Иду и делаю вид, что это моя пачка, и я просто ее несу. А то китайцы ходят, что они подумают себе! Но где одна пачка, там и другая. Теперь не получается их развидеть. Плюю на мнение китайцев и собираю пачки, пакеты и все, что можно аккуратно подцепить за краешек. Дочь идет как-то бочком, как краб — может, прикидывается, что не со мной) Самое смешное, что на второй линии мусорок баки пустые. Бросай — не хочу.
Наутро мы выселяемся из квартиры и отправляемся в рейд по Приморью. Мы объехали все двенадцать городов региона, а вот по природным объектам и побережью не стали — машина новая для нас, кто знает, как поведет себя. Решили, что лучше от городов далеко не отбиваться.
Глава 3. Домой — не по прямой
Первый город, в который мы попадаем после Владивостока — Артём. Он хотя и рядом, и достаточно большой, но показался мне несколько контрастным со столицей.
Но зато нет толп туристов и излишней движовости.
Трасса Артем-Фокино:
Дороги поначалу были вполне себе.
Город Фокино привлекал меня в том числе тем, что он имеет статус закрытого города. А я к таким местам тяготею — посетила уже несколько ЗАТО. Правда, в Фокино может приехать любой человек, как оказалось.
Ну и мы приехали, покрутились и уехали в Большой Камень.
А потом в Находку. Вот здесь очень понравилось!
Несмотря на то, что погода не особо радовала, поднялись на Лебединую сопку, увидели первую в Приморье мечеть, памятник «Скорбящая мать», собор, портовые краны, какого-то непривычного В.И. Ленина. Ну не город, а находка) Мы здесь ночуем и заходим в книжный магазин. А дальше едем в Партизанск. Мы думаем, что туда едем. Но он, как партизан, не желает так просто сдаваться — на трассе авария, фура все перекрыла. Разворачиваемся и едем долгой дорогой через Артем.
Находим памятный знак «Первый уголь».
Совсем немножко гуляем и уезжаем в Уссурийск.
На мотив «Беловежской пущи» напеваем что-то вроде «уссурийские тигры, уссурийские тигры». Прекрасный город со своим лицом, но хочется прям влить в него административного внимания и облагородить. Не для туристов — для жителей.
Мы планировали объехать все города Приморья, а потому нас не должна смутить трасса на Арсеньев:
Но нас и не смущает, тем более что, к счастью, она не вся такая. Арсеньев — город очень интересный. Назван в честь путешественника, исследователя Дальнего Востока, писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева. Вот как люди путешествуют — в честь них города называют! А мы…
Мы подъедем к памятнику писателю и его герою — проводнику по таежным местам Дерсу Узала. А после я куплю книгу «По Уссурийскому краю». В Арсеньеве я узнаю итог поступления. Бюджетных мест на заочное семь, а я то ли девятая, то ли десятая. Проходной балл позволяет идти на очное, но не в мои годы таким заниматься) Потому выдвигаюсь на трассу — лечить тоску по несложившемуся.
Трасса к Дальнегорску:
Красивая проезжая трасса, по которой носятся огромные бабочки размером с пташку, только уже незадолго до Дальнегорска есть участочек не очень. В городе заглядываем в кафе «Бухара», вспоминаем Азию.
А потом встречаем памятник Максиму Горькому, что я воспринимаю как знак вкупе с лавочками-книгами. Они как будто шелестят своими страницами на ветру: читаай, пишии…
Хорошие писатели лечат других, плохие — себя. Хотя бы себя полечишь, Даша.
Мы решили объехать все города Приморья? Решили! Едем в Спасск-Дальний.
Погода все-таки влияет на восприятие городов — когда дождливо, то все может показаться грустнее, чем оно есть на самом деле. Навигатор подкинул как достопримечательность Дом офицеров, а он теперь малость заброшен. Но интересное было здание. Есть ли шанс на восстановление?..
Едем дальше. Трасса на Лесозаводск:
Хорошая такая трасса, ничто не предвещает) Вот уж не думала, что после нее попаду в город, где такие, такие… дороги!
В рейтинге плохих автодорог доселе у меня лидировала Шарья и в целом Костромская область — правда, я была там уже достаточно давно. Но впечатления остались надолго. Надеюсь, что там дорожная ситуация изменилась к лучшему.
А вот в Приморье в этом году нам пришлось попрыгать по ямам в разных городах и между ними. И самым-самым прыгучим стал Лесозаводск.
Городу нет еще и ста лет. Кстати, по меркам Дальнего Востока он не такой уж и маленький — население около 35 тысяч человек, а в лучшие годы бывало и побольше на десяток тысяч.
Если бы не дороги... город был бы совсем чудесным. Подъезжали к мемориалу воинам-интернационалистам, открытому в память о погибших в Афганистане.
Там же смотровая площадка с видом на реку Уссури:
Разве не милый «мурал»? :)
Это не город, а сказка...
И кот учёный есть.
Кстати, попали в очень приличное кафе.
Впервые мне блюдо подали... на лопате))
Вот бы взялись дорожные службы Лесозаводска за работу, как было бы хорошо!
У меня даже ни одной фотографии нет в доказательство, потому как на тех ямах выпустить руль из рук и взять хотя бы телефон было бы равноценно погибели... колеса)
Ну и завершающим городом в рейде по Приморскому краю стал Дальнереченск.
А дальше мы поедем в Хабаровский край, где заскочим всего лишь в пару городков на трассе. Один из них — Бикин.
А следом — Вяземский.
Оба — малые города, очень компактные, но каждый со своей историей, со своими интересными объектами. Долго не останавливаемся, едем в Хабаровск. Вы уже поняли, что гулять нам некогда, да?) Мы едем вообще-то треснувшее стекло починять.
Было принято решение менять стекло на Дальнем Востоке, так как они тут не только дешевле, но и в принципе обычно в наличии.
Возвращаться во Владивосток не было уже ни времени, ни моральных сил (ехать назад при том, что впереди минимум девять тысяч километров — такое себе...).
Позвонили в фирму в Хабаровске, в первой же попавшейся в наличии были три стекла. Подъезжать сказали по живой очереди с утра. Мы с утра и поехали. Там нас приняли практически сразу, но вот начать делать обещали только к 16 часам — очередь.
И мы внепланово пошли бродить по Хабаровску. Было солнечно, но ветрено. Город достаточно большой, поэтому мы даже и не думали осмотреть его весь, просто погуляли у городских прудов и ещё немного по центру.
Фигурки из мультфильмов много где встречаются, но в Хабаровске они очень прям славно сделаны! Увидев короля, я начала напевать песню про яйцо. Но вскоре заметила фотографирующуюся женщину и на словах «Или может обратимся к врачу?» примолкла. Зачем мешать человеку.
А женщина взяла и допела: «Ни-че-го я не хо-чу!» И ушла)
Абрикосы! Была удивлена, увидев их здесь.
Пока болтались по городу без машины, воспользовались услугами местного такси. Водитель был из… Самарканда) А переехать когда-то думал в… Балашиху) В общем, планета наша круглая. И люди на ней пересекаются только так.
Забрали машину, дали отстояться ночь и поехали в Еврейскую автономную область. Она начинается практически сразу после Хабаровска. Ближе к столице региона (он стал для меня 84-м посещенным, я всё считаю) я примечаю на болоте серых цапель. Как я гонялась за ними! А они мне только крылышками махали издалека…
Итак, Биробиджан прекрасный.
«Да тут нет вообще ничего еврейского!» — видела я гневные возгласы в сети от тех, кто смог добраться в Биробиджан. «Имеющий глаза да увидит», — подумала я, с радостью добравшись в Биробиджан.
Мы по федеральной дорожке вкатываемся прямо к стеле. Где уже встречаем надпись на идише.
Такие же можно увидеть на остановках в городе.
В Биробиджане две синагоги — это не мало для города с населением около 68 тысяч человек. Синагога «Бейт Тшува» была открыта в 1986 году, ее называют «старой» — небольшое красивое здание голубого цвета.
В 2004 году к моменту 70-летия Еврейской автономной области была открыта еще одна синагога «Бейт Менахем», первая в России частично построенная на государственные деньги. Это здание более современное и внушительное. Но мне первое понравилось больше)
Впрочем, главное, что они есть. Ведь несмотря на то, что количество евреев в Биробиджане с годами сокращается, тем не менее, по данным из открытых источников, в столице региона их проживает около полутора тысяч.
За новой синагогой находится кафе с еврейской кухней «Симха», что в одном из переводов означает «Радость».
Мы, конечно же, приехали в субботу, когда было не кошерно) Но так как мы не ортодоксальные иудеи, а в кафе-таки кормили, то мы зашли. Когда еще в таком месте окажемся...
Внутри кафе два зала, мы сели на первом этаже. Оформление весьма приятное.
Яичница — мое все, поэтому беру шакшуку. Они утверждали, что не острая. Ну...)
А потом я проделываю фокус, который иногда исполняю в кафе. Спрашиваю, сколько должна заплатить за разбитую чашку. Обычно официанты начинают искать глазами осколки, потом понимают, что я просто хочу ее забрать на память, потому что она с логотипом заведения) Здесь удивились, что я просто ее не свистнула, но согласились списать как бой за умеренную плату.
Там же рядышком располагается биробиджанская еврейская община «Фрейд», которая объединяет синагогу и прочие организации и службы (библиотеку, благотворительную столовую, воскресную школу...). Перед ней находится скульптура трубача и камень с заповедями.
Так, говорите, ничего еврейского?) Тогда продолжим. Памятник еврейскому писателю Шолому Алейхему на одноименной пешеходной улице. В Биробиджане он, конечно же, не был, так как переселение еврейского народа на эти земли произошло после смерти писателя.
Однако ж его происхождение и значимое литературное наследие способствовало установлению такого вот прекрасного памятника. А я взяла и книжку заказала, развеивать дремучесть свою.
Кстати, о переселенцах. На железнодорожном вокзале
в честь них установлена скульптурная композиция. Также в 2004 году. Видимо, в тот год Биробиджан знатно преобразился.
А менора на вокзале какова? Жаль, вечером не смогли ее увидеть.
Еще здесь потрясающая набережная! Облагороженная, ухоженная, располагающая к прогулкам и фотографиям.
Мы очень мало успели посмотреть в Биробиджане, и я надеюсь на возвращение в этот славный город. Он однозначно вошел в мой личный рейтинг любимых городов России, как вы, наверное, уже поняли)
Не заметила здесь никакого «депрессняка», дороги вот активно делают — для меня это показатель благоустройства города.
А нам пора на трассу.
В Еврейской автономной области всего два города, заезжаем и во второй — в Облучье. Конечно, он не так помпезен, как столица, но тоже вполне себе приятный. Для простой жизни все есть, видела даже вакансии какие-то в магазине.
Наутро, покинув славную Еврейскую область под хава нагилу, семь сорок и шалом алейхем, въезжаем в Амурскую область. Для меня она стала 85-м посещенным регионом. Осталось уездить всего четыре, но уже не в этом году.
Та самая стела, которую видел всякий, кто катался Москва — Владивосток. Настолько популярное место, что там даже торговлю развели.
Проезжаем мост через реку Зея:
В стороне остается одноименный город, но он на приличном расстоянии от трассы, в этом году нет уже времени заезжать.
Зато почти на трассе находится город Завитинск, и вот туда закатываемся.
Городок небольшой, мы едим в одном из местных кафе, люди там так и снуют туда-сюда, проходимое место. А потом отправляемся посмотреть, что интересного есть в городе. Встречаем красивый деревянный храм. Батюшка, выходивший из ворот, заметил, что мы фотографируем, заулыбался и спросил, не мы ли снимали храм с квадрокоптера, так красиво вышло. Мы ответили, что нет, мы тут впервые.
Дочь как заголосит:
— Батюшка благословил нас снимать с квадрокоптера!..
Ну раз уж сам батюшка…
Подъехали к городской школе, на территории которой стоит памятник Ленину. Хотели снять, охранник сначала насторожился, потом предложил свою лысину в качестве компенсации, потом сжалился и дал Ильича.
Дальше на трассе сгущаются тучи, начинается дождь, и мы едем ночевать в город Шимановск. Надо сказать, что этот участок трассы (Облучье — Чита) один из самых невеселых — городки маленькие и не на трассе, достопримечательностей мало, как и приличных и приемлемых по стоимости гостиниц. Не сказать, что их нет. Но спрос велик, и найти что-то порой уже не так просто.
В Шимановске нам перепадает «люкс» в местной гостинице. И мы даже попадаем на ужин. После нас заселяется еще много людей, и некоторые смотрят на условия проживания очень большими глазами)
Что тут сказать? Я так считаю — есть кров (не новый, но чистый), есть пища (не разносолы, но свежее). Всё остальное — это уже субъективные ощущения меры удобств. Причем мой бегунок на этой шкале вполне комфортно себя ощущает даже при падении до нуля.
Но я не утверждаю, что так правильно для всех. Просто приключения — они и такие тоже)
Утром в Шимановске снова идет дождь. Вернее, он и не прекращался. Потому мы особо ничего не смотрим, так, бегло проезжаем по городу, и на трассу.
Собственно, трасса:
В городе Сковородино зато солнечно и приятно.
И мы заезжаем в том числе на шиномонтаж. Я обычно сама подкачиваю колеса на своей сузуки, но с хастлером ничего не понятно, решаю заскочить проверить. Шиномонтажей здесь не так много, нашла ближайший, ребята сидят, жарят шашлык. Подкачали шины, порекомендовали поправить диски в Чите (ну вы же помните ямы, да...), никак не хотели взять денег и пожелали доброй дороги.
Машинка, конечно, трепетная. Беречь ее надо. Мы едем, а я ему, хастлеру, то и дело говорю: смотри, смотри какие просторы российские! Ты таких и не видал никогда. Это тебе не Хоккайдо с Сикоку обкатывать!
После Сковородино ям стало меньше, но начался аттракцион, который называют «амурские волны». Вообще, это прикольно — подпрыгнуть на гребне. Главное — удачно приземлиться. Порой казалось, что хастлер летит. Ей Богу, в полете я успевала крутить рулём!
Таким вот образом доезжаем до города Могоча. Вы знаете поговорку про Сочи и Могочу? Я вот раньше не знала, а как узнала, так сразу и поехала город смотреть.
Не знаю, за что города этого участка трассы прозвали депрессивными. Тут такое движение: кто-то приехал в гости к родне, кто-то проездом в Дерсу, толпы людей идут в кафе поесть — муравейник в лучшем смысле слова. Все при деле. Одни мы не пришей кобыле хвост.
Заправляемся в Могоче и едем по трассе к Чернышевску.
Вдоль трассы стоят интересные щиты, на других дорогах такого не видела. Вроде как это защита от снежных перемётов?
Останавливаемся в пгт Чернышевск. Это не город, но выглядит вполне бодро. Всё для жизни, даже гостиница хорошая была.
Трасса после Чернышевска продолжает радовать волнами и красивыми видами.
До Читы мы добрались к обеду и начали искать шиномонтаж, где поправят многострадальные диски. Оказалось, в городе НИКТО не занимается штамповкой. Мы обзвонили все шиномонтажи, но лишь в одном ответили «да». Это был шиномонтаж с многообещающим названием «У Ашота». Там согласились взять машину, но когда-нибудь потом...
А нам же ехать пора. Поэтому с Ашотом мы не свиделись.
Снова быстренько на трассу.
Минут сорок постояли на реверсе из-за размытого моста.
И под прекрасный закат врываемся в Улан-Удэ.
Переночевав в Улан-Удэ, с грустью поглядев в сторону его центра, выскакиваем на объездную и — в сторону Байкала!
На Байкал я начала ездить с пандемийного 2020 года. Ничего такого я тогда не почувствовала — да, большой, да, красивый. Но никаких ощущений вроде «Байкал — мое место силы» и прочей ванили у меня не было.
И только в прошлом году я поняла, что хотела бы пожить в Байкальске. Ну, хотеть не вредно, нам пока что удаётся только проезжать мимо и чуть притормаживать — когда на час, когда на день.
В этом году раскошелились и заночевали вот в таких домиках прямо на берегу озера.
Гуляли вечером…
Гуляли утром…
Если вы перестали нравиться себе на фото — поезжайте на Байкал. Посмотрите, как он омолаживает — без всяких фильтров и фотошопов мне уже как будто бы не 39, а 38 с половиной лет!)
Боясь повторить судьбу Дориана Грея (или, скорее, Бенджамина Баттона), покидаем славный Байкал. С грустью, с надрывом… эх)
Нас ждут впереди красивые серпантины Култукского тракта и перегон по Иркутской области.
Я вообще люблю Иркутскую область. Впрочем, вместо слов «Иркутская область» можно подставить любой регион России. Но Иркутскую область я всё же люблю чуть больше)
Всякий крупняк вроде самого Иркутска, Ангарска, Черемхова, Шелехова мы уже посетили (вот только в Братске не была — посещение городского аэропорта в глубоком детстве не считается).
Неспешно заглядываем в различные города и городочки вдоль трассы.
В этот раз сложилось с Алзамаем.
Ну какая же прелестная крошка этот город! Маленький, едва ли за пять тысяч человек, а очень интересный.
Заехали ещё в Бирюсинск. Дивной красы церковь:
Мне никак не удавалось отделаться от мысли о холодильниках, но нет — это река Бирюса дала им всем название.
Продолжаем ехать без особых остановок. Немного покрутились по Канску.
Потом поехали в Красноярск. Оттуда можно было бы поживее двигаться дальше, но мы начали искать автоэлектрика, поскольку где-то на трассе я внезапно обнаружила, что перестал работать звуковой сигнал. Безуспешно — все приличные мастера обычно заняты, и запись к ним на несколько дней вперед.
Тут я поняла, что вообще не там училась...)
И в итоге едем дальше, остановившись в Кемерове.
Мы ночуем в доме у Мичуринской аллеи. Забавно вышло — одна из моих читательниц живёт в соседнем доме :)
Была мысль доехать от Кемерова до Омска одним днём, но трасса становится более загруженной, едется медленно, и мы делаем остановку в Барабинске.
Оттуда уже рукой подать до Омской области.
На моей нелюбимой, скучной для меня трассе Р-254 на всех заправках как сговорились изломать туалеты, поэтому мы заезжаем в Татарск.
Какой оказался славный город, столько здесь интересных штучек, которые хочется сфотографировать, но на меня напал синдром «почтидома», когда уже ничего не замечаешь, лишь бы добраться.
В Омске хастлер был помыт и немного починен. Моя витара как-то загрустила, обиделась, отвернулась:
Я ей говорю: не ревнуй, это ж брат твой, сузук! Ему и так нелегко на чужой земле... Дальше я передаю хастлер новому владельцу, а после машинку (да и витару заодно) мы сгоняли на ТО в Омске.
По хастлеру был запрос: балансировка после правки диска кувалдой)), замена масла (рано, но превентивно, машинка небольшая), проверка жидкостей, ну и так — найдите чего-нибудь, что можно починить, а то деньги некуда деть) Шутка.
Витару я эксплуатировала в хвост и в гриву по приемлемому бездорожью и прочим трассам около 114 тысяч километров. Я всегда проходила плановые ТО, меняла всё, что нужно (а может и то, что не нужно)), и даже мелкие дефекты старалась исправлять (хвала КАСКО, зря что ли плачу за него).
По ней был запрос: плановое ТО на 120 тысяч (из-за больших поездок у меня время прохождения ТО по пробегу сместилось — не везде есть дилеры).
Кстати, я собиралась сделать техобслуживание в Тюмени, там всегда было намного дешевле. В этот раз тоже предложили прилично дешевле, но с неоригинальными деталями. А с оригинальными было дешевле в Омске. И в Тюмени не готовы были принять хастлер. Ну не бросать же его на произвол судьбы: Омск — значит, Омск.
Пока ждала ТО, прогулялась в природном парке «Птичья гавань».
Незадолго до этого я увидела какую-то статью о том, что в парке установили два с половиной десятка мозаичных изображений птиц. Это выглядело потрясающе красиво даже на фото, но мне совершенно некогда было туда выбираться. А оказалось, что дилер сузуки находится там совсем рядом. И я в восторге обскакала все изображения и сфотографировала их.
Там еще красивый маяк есть.
Вообще-то от Омска до дома еще 2800 километров, если без поворотов, а с вензелями так и три тысячи выйдет. Для кого-то это целая летняя поездка. А мы понимаем — это всё, это дорога домой. Рано утром выезжаем на трассу: в сторону Ишима одна дорога. Туманно.
Замечаю, какой же хастлер маленький и смешной…
После Ишима мы едем на Курган, потому что трасса там менее загружена, чем тюменская. Особенно после Бердюжья становится посвободнее. В Кургане дождливо, ничего не смотрим. Дальше направляемся в Екатеринбург.
Дорога проходит мимо небольшого села Юлдус, в котором в прошлом году бушевали пожары. Сейчас в селе много новых домиков, люди отстроились. Только природа всё ещё не пережила окончательно произошедшее — так и осталась безлистная полоса деревьев там, где шел огонь.
В Екатеринбурге мы встречались с одной из моих читательниц — на мероприятии, проходившем на Уктусе, и посмотрели на запуск воздушных шаров. Всё-таки в свободном плавании они мне больше нравятся, но в большом Екатеринбурге их выпустить некуда)
Дальше надо перебираться через Уральские горы. Екатеринбург предполагает делать это по М-12, но я ж по прямой не езжу)
Мы выбираем совершенно чудесную, спокойную дорогу с пасторальными пейзажами через Михайловск и Месягутово. Здесь мало машин, почти нет вялых фур, а если есть — то их легко обогнать на встречающихся дополнительных полосах.
Правда, местами есть деревушки с ограничениями скорости, но они очень милые, на них приятно посмотреть.
По сути, эта дорога идёт вдоль Уральского хребта, то есть по ней не сильно продвигаешься на запад, а скорее перемещаешься между М-12 и М-5. И мы зависнем у минерального источника Кургазак.
На ночлег останавливаемся, как и в прошлом году, в Аше, только в другом месте. Здесь есть всеслышащее ухо — загадывайте желание.
Дочь долго стояла, я говорю: такое длинное желание? Нет, говорит, просто пока все перезагадала)
Утром в Аше дважды встретили интересных козлов — одни четой переходили дорогу по светофору. Другие подпрыгивали, объедая листья с деревьев.
Дочь философски заметила:
— Хочешь есть повкуснее — умей прыгать.
Погода стояла расчудесная, жара, вокруг красота. Вот подсолнухи поспевают:
В Тольятти навигатор потерял голову, начал мотать нас по городу, прогнал мимо Автоваза, а потом вывел на платную дорогу. Точнее, платной она станет позже, а пока в тестовом режиме функционирует бесплатно. А мы и потестили.
Остановились перекусить в Ульяновской области, а там такая церковь виднелась, что нельзя было проехать мимо.
Последний ночлег был в Пензе, где мы встретились с давним добрым читателем, который аж с пандемийных времен следит за нашими перемещениями и морально поддерживает)
И, наконец, мы дома.
Вернувшись, практически сразу попадаем с корабля на бал — врываемся в новый учебный год, встречаем теплую осень, готовимся зарабатывать на следующие поездки)
Эпилог
Итого в этой поездке хастлер проехал чуть меньше 12 тысяч километров, а витара чуть больше. Ну а я на них обоих приблизительно 20500 — это мой рекорд по летним поездкам.
Что же по финансам? Раньше я в поездках считала все расходы, потом перестала считать еду, а теперь и жилье. Учла только бензин на свой личный пробег: 86677 рублей. Штрафов в этом году не было — совсем)
А еще я съездила в Литинститут забрать свой диплом, и там совершенно случайно встретила настоящего Учителя и писателя. Он рассказал мне свою историю, как поступал четыре раза. И поступил на 42-м году жизни! Так что друзья, если вы чего-то очень хотите, то определенно при должном упорстве есть шанс)
Всем добрых путей-дорог! Если есть вопросы по поездкам — рада подсказать)
Видеомоменты из путешествия: