8 Жемчужин Приольхонья. Семейно-внедорожное путешествие по Байкалу в июне 2015 года

03.08.2015 | 63905 просмотров

Остров Ольхон… Конечно, все о нем слышали, это самый большой и красивый остров Байкала. И самая мистическая, овеянная легендами, его часть. Там действительно есть на что посмотреть. Есть где отдохнуть, даже семьей с маленькими детьми. Но и берег Байкала рядом с Ольхоном — тоже очень живописен и интересен. На Приольхонье таких мест не меньше. В них есть вся красота моря, гор, леса, неба, закатов и рассветов, и вокруг этих мест много разных легенд. Но вот добраться до них, НЕ на внедорожнике — часто невозможно, иногда очень трудно, но так увлекательно. Почти неделю мы катались по этим местам, словно ловцы жемчуга, выбирая самые значимые, красивые и труднодоступные из тех, что нам были по силам.

Всем горячий привет с Байкала! С июньского Приольхонья, где тогда только готовилось к пику туристического сезона! Что это значит? А то, что погода уже летняя, все цветет и пахнет, но вода ещё прохладная. Но на Байкале и в пик сезона особо не покупаешься, даже в бухтах. А вот то, что в июне еще не так много народу на пляжах, нет очередей на переправу на Ольхон, а цены на проживание в базах отдыха не так кусаются, как в июле-августе — это несомненный плюс!

Наконец-то, мы побывали всей семьей на Байкале, на моей любимой его части — Малом море! И наконец-то, открыли для себя остров Ольхон! И не просто побывали там. Это было очень насыщенное на самые красивые, интересные и иногда такие труднодоступные места. Сразу скажу, не до всех нам удалось добраться. Где-то пришлось развернуться буквально в шаге от цели, куда- то просто уже не осталось времени. Но те 8 (как минимум) красивейших мест, где мы были — останутся в памяти навсегда. Как и желание вернуться сюда снова и посмотреть все оставшиеся.

Последние годы летние отпуска мы проводили, как всей семьей, так и вдвоем, по привычной уже и любимой нами схеме. Берем недорогую путевку на популярные направления (Турция, Греция, Кипр). Пару дней отдыхаем в отеле, потом обязательно берем напрокат машину и путешествуем по самым красивым местам, отдыхаем на понравившихся пляжах вдали от переполненных отелей. Сами себе устраиваем экскурсии в самые интересные места. В общем, полная свобода действий. К сожалению, в этом году, с такими курсами валют — такой отдых уже не по карману. И если путевку еще можно взять, пусть и заметно подорожавшую, но в рублях, то брать машину напрокат, заправлять ее, и обедать в местах маршрута придется исключительно за валюту. Вот поэтому и возникла идея этим летом перенести подобный формат отпуска в родные края. Покупаем путевку в понравившуюся базу отдыха на Байкале (других вариантов по всем критериям нет у нас в Сибири). И используем свой номер на базе отдыха в основном лишь, чтобы разместиться, ночевать, завтракать и отдыхать вечерами перед новым маршрутом. )) А все остальное время путешествуем на машине налегке, быстро собравшись туда, куда захотим! По нашим местам и на своей машине!

Известно, что многие российские турбазы, в том числе байкальские, в сезон выставляют цены только (без питания) на проживание — не скромнее, чем зарубежные отели, где «все включено». Как и за доп. услуги. Это такая суровая действительность русского турбизнеса в последние годы. Но вот что касается собственно путешествия, то тут уже все гораздо выгоднее. Машина своя, страховка уже есть. И машина, замечу, очень универсальная. И по трассе быстро и экономично довезет всю семью, с полным снаряжением. И на месте может пролезть по таким дорогам, где только Уазики ползают. Цены на топливо тоже у нас несоизмеримо ниже, чем во многих других странах (ну разве что ОАЭ и им подобные — исключение).

Вот только дороги и маршруты на Байкале это местами настоящий офф-роад, которого в других пляжных странах нам еще не попадалось.)) Еще один момент — машина уже не новая, и ее не так жалко уже гонять по пересеченной местности или даже настоящему бездорожью. На момент покупки ее в 2008 году, практически в идеальном состоянии, я бы точно не сунулся в такие байкальские дебри на ней. А сейчас все как-то проще воспринимается. Поэтому и не спешу пока с покупкой новой машины, ведь ее так же было бы жалко загонять на бездорожье.

Зимние проверки Аута на проходимость в снегу.

Готовь сани летом, а телегу зимой! Так, в наших краях зимой всегда есть возможность проверить машину на проходимость. Передвижение по глубокому рыхлому снегу — очень похоже на передвижение по песку. А песка на одном только Ольхоне предостаточно. Так что Аутбэк, всегда успешно штурмующий снег, не должен подкачать и там. Так собственно и было.

Итак, автомобиль Subaru-Outback 2,5i 2004 г. Японец. На момент старта пробег 196 тыс. км. Никаких серьезных поломок не было до этого пробега, так что в надежности машины сомнения не было. После зимы, как обычно, проверил машину в сервисе, поменял втулки стабилизатора, передние колодки, дозаправил кондиционер. Перед самой поездкой сменил масло на свежее и все. Во время обратной дороги успешно преодолели отметку 200 тыс. км. И похоже, что на этом автомобиль точно останавливаться не собирается, так как просто создан для путешествий по любым дорогам и для такой путешествующей и ищущей легких приключений семьи, как наша.

Ну, а главный фактор выбора именно Байкала, а не Черного моря, например, — это конечно его близость к Красноярскому краю. Тем более у нас есть возможность стартовать вообще из Иркутской области, из Братска. Тогда дорога длиной 870 км занимает до Малого моря всего 11-12 часов. Что совсем не утомительно, учитывая, что в машине дети. Но и это расстояние в один присест нам удалось укоротить почти на 40 км! Мы просто стартовали рано утром с дачи родителей, которая как раз находится по Иркутской трассе. Грех было не воспользоваться такой возможностью. Итого всего 830 км от калитки дачи до ворот турбазы в Сахюрте. Обратно, правда, возвращались, уже не заезжая в Братск, а поехав по М-53 дальше еще и в Красноярск, в оставшуюся неделю отпуска. А это уже совсем другое расстояние.

Саму базу отдыха выбирали, прежде всего, из таких соображений: Так как мы хотели посмотреть примерно одинаковое количество мест на острове Ольхон, и на материковой части возле него, то лучшее место для базы должно быть в районе п. Сахюрта, в трех-пяти минутах от паромной переправы. Так и получилось. Для путешествия по Приольхонью место оказалось идеальное, как и для поездок по самому Ольхону, за исключением самой северной и самой труднодоступной его части. Ну, а дальше нашли уже самый оптимальный по цене вариант для наших дат и размещения с двумя 6-летними детьми. Романтика жизни прямо на природе — пока подождет. )) Пока мы еще не готовы жить в палатке, организовывать быт вокруг нее и везти издалека кучу необходимых для этого вещей.

Общий вид нашего маршрута Кодинск—Братск—Сахюрта—Ольхон—Иркутск—Красноярск—Кодинск

Гугл карты показали общий расчетный маршрут длиной всего 3 300 км. По факту с учетом всех маршрутов на западном побережье Малого моря, Байкала и Ольхоне получилось более 4 200 км. И это конечно, с учетом подготовительных поездок по магазинам в Братске, и отдыха от отпуска в Красноярске)).

День 1. Дорога Братск—Иркутск—Байкал (Сахюрта, база отдыха “Ветер странствий”)!

Вторая часть пути из Братска до места назначения.

Трасса из Братска и далее М-53 уже всеми изъезжена вдоль и поперек, рассказать о ней ничего нового нельзя. Иркутск проходим «огородами» и сразу, не останавливаясь, на Качугский тракт. Далее дорога к Байкалу. До Баяндая степи да степи кругом…. Но вечером краски постоянно меняются, поэтом было весьма живописно.

Проезжаем Баяндаевский район.

Последний участок от Баяндая до п. Еланцы самый красивый и зеленый. Ну, а Ольхонский район это уже в основном степи. Но зато чем ближе к Байкалу, тем лучше настроение! В этих местах помимо красивой природы еще и обилие красивых колоритных и масштабных скульптур. Самая впечатляющая из них это конечно на въезде в Ольхонский район.

Начинается Ольхонский район. Впечатляет!

Дозаправка до полного бака в п. Еланцы. Цены актуальны на конец июня 2015 г.

Реклама на заборе в п. Еланцы греческого(!) мороженого :)

Изумрудная долина реки Анга за п. Еланцы, в эту долину мы еще вернемся.

Соляные озера Тажеранских степей.

Дорога отличная, поток машин небольшой, виды впечатляют! Ну, и ощущение ожидания встречи с Байкалом так сильно, что даже единственный разбитый гравийный участок пролетаем незаметно.

12 км более-менее приличной, но немного пыльной гравийки — местами стиральная доска.

Почти добрались. Место стоянки и смотровая площадка «Бродяги» — с видом на бухты Малого моря.

Прекрасная панорама Малого Моря и острова Ольхон.

Первым делом показываю Маше горные хребты, те самые, которые я излазил пешком 8 лет назад. И где мне впервые по телефону коллега сообщил новость про «новую сотрудницу на работе, красивую и которую зовут Мария...».;) Хотели даже также полазить по этим хребтам, ведь там такой вид!! Эх, еще бы пару дней подольше здесь, обязательно бы слазили.

Осталось лишь спуститься с горки к п. Сахюрта и к нашей базе отдыха.

Через минут десять мы уже заехали в Сахюрту и по вывескам нашли нашу базу чуть в стороне на обрыве. Сначала подъехали к главному въезду б/о «Ветер странствий». Но охранники ни в какую не хотели нас пускать на переполненную машинами парковку, пока мы не заселимся официально (!). Один, вообще, пристал с левыми вопросами, кто мы, откуда и что мы тут делаем… Но, блин, не стоять же нам на улице! Кое-как уговорил его проехать, потому что я думал, что это жуткое место —единственная парковка. Именно охранник тут решал, куда мне припарковаться, а не я сам. Мне тут сразу не понравилось. Огромное число разномастных домиков разбросаны по всей базе, но достаточно далеко от парковки, со всех сторон разные бытовки и т.п. Ничего красивого, какая-то суета…. Очень шумно и совсем негостеприимно.

Но, к счастью, наш гостевой дом с парковкой находился в стороне от всего этого безобразия. Мы сразу поехали туда. Один минус — дорога резко в гору туда ничем не выровнена и куча камней. Но главное, там уже спокойно, нет шумных толп отдыхающих (лишь пара семей), суровых надсмотрщиков, зато есть своя парковка! Где я сразу нашел себе место и всего в 15 метрах от нашего домика.

Не хочу делать лишней рекламы всей базе отдыха, но именно про нашу часть, где находился гостевой дом, можно прочитать здесь: Гостевой дом базы Ветер странствий.

И вот мы уже на парковке у нашего гостевого дома базы «Ветер странствий».

Привет Василию и его семье, приехавшей из Иркутска на Ипсуме. Они были нашими «соседями по квартире». )) Тоже не сидели с маленькими детьми на месте, а катались, куда хотят по своим маршрутам.

Здесь, в отличие от переполненной людьми, машинами и «объектами соцкультбыта» основной части базы, было намного тише, приятнее и спокойнее. По-домашнему как-то. Большое спасибо нашему администратору Елене, всегда готовой помочь в любом вопросе. Мне даже разрешили прибираться в машине после пыльных дорог, прямо на парковке, предоставив и ведерко, и воду. Еще один огромный плюс домика — это кухня-студия, где мы готовили себе завтраки. Вся посуда и техника там есть, как и соль, чай и т.д. — тоже. Цены в общей столовой на базе были просто космические и непонятно за что. Например, за примитивную глазунью всего из 2 яиц — целых 100 руб. и так далее. Про полноценный ужин я вообще молчу. Если каждый день всей семьей у них питаться утром днем и вечером, реально можно разориться. К тому же они придумали совершенно дурацкую и лишнюю систему талонов, на которые можно взять только то, что приготовят, а не то, что тебе нравится. В день приезда, осваиваясь, мы первый и последний раз у них поужинали и больше туда не ходили.

Гостевой домик на 6 номеров, есть еще два маленьких домика возле парковки.

На территории гостевых домиков был даже свой небольшой теплый бассейн, но нам там просто некогда было купаться. ))

А еще есть крутой спуск по лестнице к собственному маленькому галечному пляжу. Были там в первый день только.

Стенд с фотографиями 6 Жемчужин Приольхонья (по версии хозяев базы, видимо) и картой в холле гостевого домика.

Номера в домике, вместо скучной нумерации, имеют оригинальные свои собственные названия, в честь самых красивых мест этой части Байкала. Каждый номер украшен картинами и фотографиями мест, в честь которых он и назван. А идею названия для своего рассказа, я подсмотрел здесь же. ))

Нам достался номер «Сарма», на втором этаже и с прекрасным видом на море.

Украшение интерьера номера — исключительно по своей теме. Это Сарма.

Номер был очень уютный и просторный. Чистота идеальная. Живая деревянная отделка. Холодильник, новый телевизор приличного размера, кровать и раскладной диван для детей. Стол и пара стульев. Душевая кабина, правда, напор воды не ахти. Но сойдет. Номера на втором этаже имеют высокий потолок прямо под скос крыши, поэтому там много воздуха. Но главное — это отличный вид из окна номера! )) Такого мы даже не ожидали! Перед окном только маленький бассейн и беседка, народу никого. А дальше обрыв, море, Ольхон и небо!!!

За такой вид из окна номера можно простить все мелкие замечания.

Но любовались мы таким видом, как правило, мало. Немного во время завтрака и вечером перед сном. Остальное время днем путешествовали на машине в радиусе 70 км.

На основной территории базы очень понравились качели на цепях.

Здорово было после каждого нашего насыщенного маршрута отдохнуть на них.

Или просто посидеть на обрыве над синей морской гладью.....

И еще отличный вид на паромную переправу на Ольхон, куда мы завтра с утра и направимся.

Представляете, как удобно отсюда отслеживать очередь на паром? Но в июне эта опция была не сильно востребована. Очередей практически не было.

Знаменитые байкальские вечерние закаты…..

А в один из дней проснулся рано, почти в пять утра, и застал рассвет. И не пожалел! Яркое солнце вставало прямо напротив окна, прямо над Ольхоном. Несколько минут я наблюдал это красивое зрелище в прямом эфире, да еще в качестве, лучшем, чем в FullHD! Фантастика просто!!

Нереальный рассвет над Малым морем, Ольхоном и всем Байкалом!

«А какие там рассветы!! Краски меняются каждую минуту! Как-то встал на рассвете и обалдел! На фото все, конечно, не так, но все же» (Johnykey, Томск)

Ну, в общем, хватит уже вступлений. Пора рассказывать о том, зачем мы сюда приехали, не только ради потрясающих видов из окна номера же)))

Вот они наши 8 жемчужин Приольхонья (в т.ч. и самого острова Ольхон, конечно же).

День 2. Маршрут №1. В разведку на Ольхон! Первые две жемчужины

Погода с утра сразу отличная, как и настроение, днем даже жарко до +25! Но духоты нет и в помине. Здесь, вообще, всегда очень комфортно и приятно дышится.

Схема маршрута №1. В одну сторону примерно 67 км в т.ч. с учетом переправы 2 км.

Пробег составил 140 км с учетом разъездов по Сахюрте, Хужиру, Харанцы и Песчанке.

Все готовы к путешествию по Байкалу. Нас ждет маршрут №1 к первым жемчужинам.

От базы до переправы всего минут 5. И о чудо! Мы первые в очереди на 9:30 утра!

Причал паромной переправы активно реконструируется, в т.ч., чтобы было удобнее ожидать очередь. В пик сезона, видимо, уже будет готово. Работают в июне, как всегда, оба парома, просто по очереди, не разделяя машины на своих и не своих.

Поплыли! Кроме нас на «Дорожнике» еще пара автобусов и пара легковых машин. Таких очередей в июне, как в пик сезона, еще нет!

Наконец-то мы плывем на Ольхон!

И вот он Ольхон!

Выкатываюсь с «Дорожника» на дорогу задом, разворачиваюсь и забираю пассажиров. Ах да, еще глянул на расписание и сделал первое фото на Ольхоне на память. Едем по Ольхону!! Настроение отличное, как будто мы вернулись немного в прошлое и катаемся по солнечному острову Кипр на прокатной малолитражке. Но... Направление до Хужира сразу дает понять, что это далеко не курортные дорожки. Пыль, гребенка, острые камни, по которым носятся Уазики. Это Ольхон, детка!)))

Первые два впечатления: это разбитая пыльная дорога и.... отличные виды на Малое море!

Поэтому, сворачиваем по тропинке в сторону моря, и забираемся наверх на мыс (Тодакский).

С левой стороны сразу присмотрели отличный пляж, к нему мы еще вернемся через пару дней.

Пока не было дождя, по этой части острова однозначно лучше ехать по тропинкам вдоль основной трассы.

По пыльной и усеянной камнями основной дороге, местами настоящей стиральной доске, могут ехать только уазики, или те, кому не жалко подвеску, резину или просто дрова везут. В любом случае, по тропинкам получалось быстрее, тише и спокойнее за машину.

Для кроссоверов всех классов, в т.ч. и Аутбэка, такие дороги — это их стихия.

Жуткая пыльная каменная дорога и озеро Ханхой.

И вот уже показался Хужир, и знаменитый мыс Бурхан со скалой Шаманкой!

Безжизненный левый берег Ольхона на юге здесь уже стал зеленым.

Перед самим Хужиром решил вырулить на основную дорогу и заехать в поселок, как положено. Но лучше бы я этого не делал. Здесь амплитуда волн стиральной доски достигала своего пика, просто жесть, а разогнаться быстрее по принципу «Больше скорость — меньше ям» было уже нельзя!! Поэтому табличку Хужир также проезжаем по песчаной обочине в стороне.

Наконец въезжаем в Хужир!

Сначала ищем адрес ул. Байкальская, 50. Там в местном островном лесничестве нужно выписать пропуск на машину. Этот пункт обязателен для всех, кто собирается ехать дальше Хужира на Север. Сразу скажу, выписали пропуск мы не зря.

Байкальская-50, где нужно выписать вот такое разрешение на проезд.

Стоимость пропуска на одну машину на одни сутки на двух взрослых составила 470 рублей. Плюс за 250 руб. подробную карту Ольхона, Малого моря, Хужира и интересными заметками о самых значимых местах. На карте уже ручкой девушка отметила места, где можно остановиться, где категорически нельзя разводить костры, места возможных проверок документов и т.п. Естественно, поинтересовались, полноприводная ли у нас машина, и насколько высокая для поездки по бездорожью. Еще я на всякий случай записал их телефон. Если кто заранее хочет узнать о времени работы и расценках, вот телефон: 8-908-652-8891 (Татьяна).

После получения заветного пропуска сразу едем наверх к мысу Бурхан.

Машинам за этот забор нельзя, ставлю Аута на ровном пригорке в стороне.

Вот и знаменитые 13 столбов, куда можно повязать ленты.

Или оставить 13 братьям от двух братьев пару монеток.

Но главное, ради чего все сюда приезжают — это, конечно, скала Шаманка! Но в июне на ней и даже около нее, тоже никого еще нет.

Бесчисленное количество раз я видел ее на фото в интернете, на сувенирах, с разных ракурсов, в отчетах на дроме.... И вот это легендарное, в прямом смысле слова, место, первая жемчужина Приольхонья у нас перед глазами! Фантастика! Но говорят, самое интересное еще впереди, и куда более труднодоступное.

Но мы здесь уже были теперь!))

Почти безлюдный и чистый в это время шикарный пляж Сарайского залива.

Лучший пляж Ольхона находится буквально под боком или под ногами, но у нас совсем нет времени сегодня, чтобы там отдохнуть. Приедем сюда в другой день. Ведь главная цель на сегодня — проехать как можно дальше на север, докуда позволит геометрическая проходимость Аутбэка. В общем, едем пока в разведку.

В идеале было, конечно, доехать до мыса Хобой, посмотреть на скалу Три Брата и Мыс Любви. Но я понимал, что на Аутбэке сделать это будет непросто. Учитывая, что нужно еще оставить время на ужин на берегу Нюрганской губы, время на дорогу обратно до переправы и успеть на саму переправу. Поэтому докуда получится и отлично. В любом случае подобный амбициозный план на такой машине нужно планировать только из Хужира, и желательно как можно раньше стартовать. И еще желательно в компании настоящего внедорожника, на всякий случай.

За Сарайским пляжем спрятался еще один, поменьше. Мыс Харанцы и остров Харанцы.

Недалеко от этого места, есть известная позная. Там готовят, возможно, лучшее на острове это национальное бурятское блюдо.

Катаемся по маленькой деревушке Харанцы в поисках Позной пообедать.

И вот она, невзрачная такая снаружи, прямо напротив мыса Харанцы.

Но внутри очень уютно и колоритно. И главное — вкусно! И никого кроме нас.

Цены на буузы на острове от 40 до 70 рублей за штуку. Здесь, подальше от туристических троп Хужира, были самые не дорогие, но при этом и самые вкусные. И только здесь нас спросили, из какого мяса их сделать. Готовят их не быстро, минут 30-40. И подают горячими. В общем, на обед ушел минимум час. Разговорившись об острове, хозяйка кафе посмотрела на нашу машину и заявила, что мы дальше никуда не сможем проехать. Мол, не стоит так рисковать тем более с детьми. Ну и что, мы же просто едем в разведку пока.

Первое достаточно серьезное бездорожье, в виде песчаной тропы сразу за кафе в сторону мыса Харанцы, мы проехали успешно. Потом, конечно, будет веселее.

За нами острова Едор (он же нерпёнок, голова льва, Пушкина) и Модото (Крокодил).

Мыс Харалдай и остров Модото.

Залив Баян-Шунген и внушительный мыс Будун .

Далее проезжаем и видим в стороне величественный мыс Будун, от него дорога уходит немного в сторону деревни Халгай (Улан-Хушин). Деревушка совсем крошечная, дороги занесены песком. На выезде останавливаемся на обочине возле красивой арки из деревьев, через которые все проезжают на экскурсии дальше.

Вот она эта арка. А пока мы выставляли штатив для фото….

…мимо проезжал УАЗик инспекторов местного лесничества.

Водитель остановился и даже заглушил двигатель напротив нашей машины. Они были так уверены, что у нас нет пропуска на проезд сюда, поэтому и приготовились к долгому разговору... Но у меня была на руках эта заветная бумажка, я ее им сразу показал, и наш разговор на этом закончился. Вот так. Не знаю, какие санкции бы к нам применили, не будь ее на руках. В лучшем случае развернули бы обратно в Хужир. После прощания и пожелания счастливого пути, они тут же присмотрели себе новую жертву в виде Уазика-маршрутки, ехавшей следом за нами.

Быстренько делаем фото со штатива и едем дальше.

Резон был в том, чтобы Уазик, следовавший за нами, мог нам помочь в случае чего. Ведь дальше через лес перед Песчанкой начиналось самое интересное. Несколько сотен метров рыхлого глубокого песка по едва набитой колее. Об этом меня предупредили в лесничестве, когда уточняли, на какой машине я поеду. И посоветовали, если что, держаться за такими машинами и держать наготове трос. Маршруток с туристами было сразу две. Поэтому одну я пропустил вперед, а второй подстраховался сзади.

Вот таким машинам по зубам любые Ольхонские направления. Но как насчет комфорта?
Думаю, о нем меньше всего уже думали, когда такая красота вокруг!

На этом бугре в лесу начинается самый сложный участок до деревни Песчанка. Сплошной песок.

Честь и хвала создателям полного привода! Чтобы прорваться сквозь эти песчаные ловушки, нам не понадобилась ничья помощь. Более того, Аутбэк так лихо набрал ход в песчаной колее, что я догнал первый Уазик, и стал дышать ему в задний бампер. Второй Уазик вообще отстал. Понятно, что сбавлять ход, или тем более останавливаться в таком месте — это почти 100% гарантия, что потом уже не тронешься самостоятельно. А ведь какие могли быть фото!))

Вот и Песчанка. Знаменитые руины старого пирса….

Здесь я пропустил второй Уазик. Водитель, молодой бурят, был немало удивлен прытью, казалось бы, обычного универсала. Все экскурсии едут дальше до скалы Три брата. Но наша цель задержаться хоть на пару часиков здесь. Ведь именно тут и есть второй лучший пляж Ольхона — Нюрганская губа! Очень хотелось наконец искупаться, и лучшего места просто было не найти. В отличие от Сарайского пляжа, сюда уже просто так без разрешения и без полного привода не добраться. Поэтому он такой тихий и чистый. А ведь когда-то тут царили совсем другие настроения, и эти места заселяли совсем не туристы.

Песчанка расположена в 20 км севернее пос. Хужира в заливе Нюрганская Губа. Изначально село, которое находилось в этой местности называлось — Песчаный, но в простонародье за ним и местностью закрепилось название Песчанка. Это название так крепко вошло в обиход, что слало появляться даже на картах. В 1950 г. на берегу построили рыбацкий поселок из 20 домов. К 1970 г. его почти засыпало песком, и жители вынуждены были покинуть его. Когда песок стал наступать, был сделан деревянный настил на дороге — гать. Сейчас остались от этой дороги только небольшие фрагменты. Под напором ветров с моря пески постоянно перемещаются и засыпают поселок, дорогу, лес. С 1950 по 1970 годы песком засыпана целая улица в 20 домов с огородами.

Царское правительство России вынашивало планы строительства в этом месте каторжной тюрьмы и отселения в связи с этим местного бурятского населения с острова. В 1913 г. на острове даже работала комиссия по выбору места под ее строительство. Но из-за начавшейся вскоре в стране революционной смуты тюрьма так и не была построена.

В старых книгах по Байкалу можно встретить фотографии полузанесенных песком деревянных домов. В начале 80-х гг. прошлого столетия ещё можно было пристать на катере к пирсу и пройти по заброшенном цехам рыбозавода, где находились старые огромные деревянные бочки под рыбу. Сейчас уже не осталось следов ни цехов, ни деревни, да и разрушенный наполовину пирс не позволяет из-за мелководья к нему пришвартоваться.

Этот ныне разрушенный пирс играл важную роль в хозяйственной жизни лагеря — по нему перевозили Байкальский лед. Вдоль этих каменных плит шли рельсы, по которым осужденные на вагонетках возили лед с берега Байкала на завод. А чтобы холод из цеха не уходил, и рыба не портилась, к стене добавили еще одну, между ними забили опилки. На рыбозаводе в Песчаном делали консервы до тех пор, пока цех не сгорел.

Проезжаем Песчанку и ищем место, где удобно остановиться и спуститься к пляжу.

Нюрганская Губа славится своими живописными и песчаными пляжами. Этот пляж Байкала является самым крупным среди всего западного побережья озера. Песок имеет сиреневый оттенок, его еще называют гранатовым песком, потому что он содержит гранатовые кристаллы. Постоянные ветры, дующие с моря, переносят песок с берега и образуют песчаные отложения, которые в виде высоких холмов, гряд, дюн занимают площадь около 3 кв. км. Это самые крупные по площади песчаные отложения не только на острове Ольхон, но и на всем западном побережье Байкала.

Периметр оцеплен. Разведка доложила, что все чисто!)))

Вот это пляж!!! Помимо чистого песчаного берега, еще и песчаные косы вдоль него.

Детки, конечно, соскучились по морю и песочку, спустя ровно год после египетского отпуска.

Ну, и зачем ехать так далеко и так дорого сейчас на Красное или Средиземное море?))

Пляж был очень хорош, водичка между берегом и косой заметно теплее, чем в Малом море, ведь тут буквально по колено всего. Немного искупались, позагорали, поиграли и двинули дальше в неизвестность. Едем через лес напротив Нюрганской губы. Приметили несколько мест, где на обратном пути можно было остановиться и пожарить на ужин мясо. На моей карте как раз эти места обозначены были.

Одно из подходящих мест для остановки на ужин. Едем дальше, поднимая колесами песок в лесу.

Ралли еще то!!! Казалось, что еще немного и мы доберемся до мыса Хобой!

Но я немного не рассчитал. Примерно в районе урочища Саса, за одноименным мысом, дорога сквозь лес стала совсем плохая. В таких колеях и ямах уверенно себя чувствовали Уазы и Крузаки, к примеру, но никак не универсалы, пусть и приподнятые немного. И это всего-то в 12-13 км от мыса. Пару раз я, скрипя сердцем и тормозами и чиркая защитой, прорвался. Но дальше было понятно, что в таком режиме нам просто не успеть сегодня все посмотреть. А еще поужинать здесь на берегу. И еще и вернуться спокойно обратно по такой дороге, и успеть на паром. Время было уже пятый час дня. Маршрутки-уазики к этому времени уже заканчивали свои экскурсии, а других машин было очень мало. И помощи, если что, можно было ждать долго.

Я очень надеялся, что такая корявая и труднопроходимая для нашей машины лесная дорожка скоро кончится….

Но конца не было видно. Здесь я вовсе остановился, и прошел дальше в разведку пешком.

В общем, так. Дальше так плестись, выматывая пассажиров, рискуя повредить бампера, защиту или тем более кардан автомобиля, смысла не было. Напомню, нам еще предстояло сегодня вернуться на материк без потерь. И мясо уже оттаяло и так и просилось на шампура. И время уже подходило к ужину. Принял здравомыслящее решение развернуться, как бы грустно ни было, но в этот раз Хобой и все, что рядом с ним, нам не покорился. Ага, здесь и развернуться-то не так-то просто оказалось.

Один из авторов в своем отчете рассказал об этой дороге практически один в один наш случай:
«Периодически приходится двигаться по огромным корням деревьев. Пару раз наблюдали, как паркетники останавливались, выходили и думали, ехать дальше или разворачиваться. 25-километровая дорога проложена машинами. Экскурсии на «буханках», их огромное количество.» (ЕленаКов, Хабаровск)

Встретил ребят на Ланкастере, которые отдыхали там в лесу. Конечно же, спросил, проехали ли они на своей машине до Хобоя. Проехали, очень аккуратно, медленно, но проехали же, не спеша. А куда им спешить, если их лагерь всего в 15 км от мыса. Кстати, привет вам ребята, если читаете сейчас. А Ланк, напомню, имеет абсолютно одинаковую геометрию с Аутбэком. Разве что ходы подвески у него чуть больше, чем у более жесткого Аута.

Аккуратно разворачиваюсь обратно. (( На фото все не так печально выглядит, как на самом деле.

Дорога обратно. Туда спуститься было проще…

Но даже по такой дороге Аутбэк в принципе бы, конечно, добрался до цели. Но для этого нужно было планировать маршрут из Хужира, не теряя времени на дорогу до него и на переправу с материка. И на всякий случай лучше ехать в паре с полноценным внедорожником или кроссовером. И как можно раньше, и не останавливаться на пляжах на пару часов. И еще заранее оформить пропуск. Ну что ж, может в следующий отпуск. Хотя наш отпуск и сейчас только начался, впереди еще несколько дней! И хоть остальные маршруты давно спланированы, и отменять я их совсем не хотел, возможно было все!

Ну, а пока поехали в примеченную полянку в лесу, недалеко от берега. Увы, и тут не повезло, там как раз остановилась машина с туристами, возвращающимися обратно с экскурсии, и водитель готовил им байкальскую уху… Мммм, какой там был аромат...))) Проехав дальше, свернул на едва заметную своротку к берегу. Правда, ехать пришлось заметно дальше. Но там уже точно никого не было, ни в лесу, ни на берегу! То, что нам надо!

Нашли таки отличное местечко!

Меньше чем через час на берегу дикого пляжа великолепного бескрайнего залива Нюрганская губа нас ждал вкусный ужин! Что может быть вкуснее приготовленного самими мяса на углях? Только приготовленный самими на углях байкальский омуль, но это потом.

Как же мы давно мечтали о таком красивом романтичном тихом месте!

Ужин на берегу Байкала, на Ольхоне!

В этой части пляжа уже не было песчаных кос, водичка была холоднее, да и жара ближе к вечеру спала. Более умиротворенного места в это время мы бы сейчас и не нашли. Приглядевшись вдаль, разглядел очертания скалы Три Брата, это самая крайняя часть острова, что была видна отсюда. Ближе всего к нам уже четко был виден мыс Саса и еще ряд небольших мысов между ними.

Из камней собрали надпись на берегу «15 Байкал».

А несколько красивых белых камней килограммов на 5, даже взял с собой и привез домой. Отличный сувенир для каменки в бане у родителей на даче! Осталось только проверить эффективность)).

После ужина нам оставалась еще обратная дорога через те же самые пески Песчанки. Аутбэк снова с разбегу, словно и не заметил их, лишь несколько раз вильнув хвостом и нырнув пару раз в углубления песчаной колеи от внедорожников. Давно я не использовал весь внедорожный потенциал машины в летний период. В основном это происходит только зимой в сугробах у нас дома, или вблизи самых интересных горнолыжных мест Сибири.

Немного прокатимся по Хужиру на обратной дороге.

С такой телекоммуникационной поддержкой со связью в Хужире должно быть все в порядке.

В этом ларьке Хужира покупали свежую и вяленую рыбку. А также местный чай.

Дальше тропинками вдоль основной стиральной доски долетаем до переправы и последними заезжаем на «Ольхонские ворота». На этом пароме еще даже оставалось минимум три свободных места. Обычно пассажиров просят выйти из машины при заезде машины на паром, но спящих детей будить, конечно, никто не стал. Такой насыщенный день, пусть отдохнут!

Обратно уплываем уже с «Ольхонскими воротами» на закате.

Но с самим Ольхоном мы еще не прощаемся;)))

Закат. «Дорожник» плывет навстречу так же полупустой.

Так закончился наш первый полный день на Байкале. Первый и такой насыщенный маршрут. Пусть нам и не удалось сегодня доехать до мыса Хобой, но и разведданные мы собрали очень хорошие, посмотрели столько красивых мест. Особенно, конечно, впечатлила скала Шаманка и пляж Нюрганской губы. Завтра же мы поедем на другую сторону Малого моря, где я также еще не был ни разу.

Сама переправа длиной чуть больше 2 км. Скорость в среднем 14-15 км/час.

По навигатору, кстати, было очень удобно отслеживать пройденное или оставшееся расстояние переправы. По прибытию на берег, до нашей базы будет всего ровно 1 км через Сахюрту.

День 3. Сарма и побережье Малого моря напротив Ольхона. Вторые две жемчужины

Погода с утра немного прохладная, днем уже почти так же тепло, как вчера: +23 +24.

Сегодня едем на юго-западную часть Малого моря, то есть на тот берег, который виден с западного берега Ольхона. Мало кто там был, еще меньше написали об этих красивых местах. В первую очередь это знаменитое ущелье Сарма и речка, бегущая с гор по нему в Байкал. Именно в честь этого места и назван наш номер в гостевом домике, и его фото украшают стены. Скорее хотелось это все увидеть самим. Ну, а потом дальше на Север, к самым красивым местам, докуда можно успеть доехать сегодня, учитывая возможности машины.

Карта-Схема маршрута №2. Примерно 42 км в одну сторону по бухтам, заливам и мысам юго-западного берега Малого моря.

Фактический пробег составил примерно 110 км с учетом подъезда к Сарминскому ущелью, мысу Уюга, озеру Курма и мысу Тыхтэ уже ближе к вечеру — прямо напротив нашей базы.

Сначала едем по часовой стрелке вдоль Малого моря, дорога иногда прямая, иногда петляет, повторяя очертания бухт. Местами ужасная стиральная доска, а местами вполне ровная гравийка. В любом случае дорога не лучше, чем по Ольхону. И так до своротки к ущелью почти 30 км, но ехали минут 50.

Своротка к ущелью и речке Сарма.

Дорожка там — каменная степь, скорость минимальная, ехать нужно очень осторожно. Иногда филигранно объезжая большие или острые камни.

А еще я помнил такие строки из отчета одного из авторов:
«Поездка к Сарминскому ущелью на машине опасна для жизни, да нет, только для картера — дорога усеяна большими и маленькими булыжниками, но нам это не грозит…» (AgEnT 76, Де-Кастри)

Наконец, тропинка ныряет вниз на ровную зеленую лужайку около реки. Уже видно ущелье.

Дальше лезть на машине наверх снова по камням уже не было смысла. Оставляем машину здесь и гуляем вдоль реки вниз по течению, потом наверх к ущелью. Да, тут очень красиво!!!

Сарминское ущелье — одно из легендарных мест Байкала, где формируется самый сильный байкальский ветер — Сарма, скорость которого может достигать 60 м/сек. Район расположен напротив устья долины р. Сармы. Сарма — самая крупная из рек (длина 42 км), впадающих в Малое море. Также на входе в ущелье с правой стороны находятся наскальные рисунки, нанесенные красной охрой.

Сарминское ущелье со смотровой на вершине горы. (Фото из интернета).

Флора и фауна Сарминского ущелья.

По тропинке дальше сквозь кусты и деревья пробираемся к речке.

Вода в реке Сарме почти ледяная, но очень чистая и приятная на вкус.

Разворачиваемся и наверх посмотреть на ущелье поближе и на речку сверху.

Вид яркой зелени, утопающей по краям горной речки и грозного ущелья — просто восхитительный!

Забег обратно за машиной. Чтобы чуть легче снова было ехать по этим камням.

Возвращаемся на дорогу и проезжаем мост через р. Сарма.

Только в этом месте на мосту ровный асфальт. Дальше снова гравийка, стиральная доска камни на дороге и прочие прелести. Удивительно, но туристических баз здесь много, несмотря на такую дорогу до них. Дальше наш путь —на мыс Уюга, узкой длинной красивой косой уходящего в Малое море.

От дороги до мыса ведёт проселочная дорога по степям и лугам, по которым бродит несколько коров и больше никого вокруг.

Степь и луг сменились каменным и галечным берегом. Но проехать еще можно.

А вот здесь уже придется остановиться, дальше только пешком.

Вход к косе мыса Уюга завален камнями, но сделан специальный человеческий проход))

Северный берег косы — красивый галечный пляж, изящно вытянувшийся ровной дугой.

А южный берег косы покрыт растительностью.

С помощью припасенного для таких целей воздушного змея добрались до края мыса, которым оказывается весьма приличной высоты холм, куда нужно было карабкаться.

Зато вид оттуда…. Сказка!!! Таких пейзажей от Байкала я, честно сказать, почти не ожидал.

С вершины холма как на ладони Ольхон и несколько островков-сателлитов.

И еще фото этого красивого мыса.

Мыс Уюга и наши попытки вывести на орбиту воздушного змея.

Время к обеду. И прямо напротив мыса, по наводке местных отдыхающих, нашли очень хорошее кафе на базе отдыха.

С одноименным названием «Уюга».

Вот такого персонажа мы точно не ожидали здесь увидеть))

Пока готовился наш заказ, дети поиграли во дворе. Тут и качели, и батут, и даже Баба Яга со своей избушкой. Ну, а вкуснее курочки, чем подают здесь, нигде больше ничего не пробовали. Даже местные позы как-то забылись сразу.

Обед готов!

Местность Ольтрека — это еще один красивый мыс и коса рядом, едем дальше.

Дальше дорога идет в сторону поселка и озера Курма. Там красивый пляж длинной извилистой косы между озером Курма и Малым морем. Интересно, можно ли проехать по этой косе на такой машине?

Вот уже видна та самая коса на выезде из деревушки.

Теперь нужно найти, как туда заехать. Одну машинку на косе видим, значит, можно проехать.

Ура!! Через корявый заезд возле мыса на косу, мы все же едем по ней!

Едем, конечно, аккуратно и под нереальный шум булыжников, продавливаемых колесами. И колея всего одна, более-менее накатали до нас.

Озеро Курма, отделенное косой от моря, вытянуто в длину, словно повторяя контуры Большого Байкала.

Продвигаемся (слово едем тут как-то неуместно) по этой нескончаемой косе длиной почти 3 км.

Наконец нашли место, где можно остановиться и даже развернуться.

До самого конца ехать не стали, долго, да и цели такой не было. Но мы по ней прокатились и отдохнули тут —- и это главное!

Коса озера Курма.

Посмотрели, как мимо нас по косе, причем не только по колее, пронеслись ребята на все проходимых квадроциклах, с наклейками проекта Baikal Trophey. Так лихо, что даже подумать не успел о фото.

Мыс, озеро и остров Ольтрек (Борокчин) и далее уже остров Огой (фото из интернета).

Развернувшись, поехали в другую сторону до скалы на мысе Цаган-Хушун.

Мыс Цаган-Хушун и тропинка по нему.

Мыс полностью покрыт огромным количеством надписей из крупных белых камней. Впечатляет больше чем на мысе Бурхан на Ольхоне! А еще где-то тут на мысе есть причудливые арки, веками вымываемые водой и продуваемые ветрами. Конечно же, мы их нашли!

Одну арку почти сразу обнаружили со стороны галечного пляжа.

Вот такая она вблизи.

Галечный пляж с такими нереально большими булыжниками здесь же.

Еще одна большая красивая арка с другой стороны скалы — видна сверху.

А подходить ближе к ней уже страшно, это же настоящий обрыв только с балконом.

Прокатившись по западному побережью Малого моря, на обратном пути решили остановиться в одной из многочисленных бухт залива Мухор. Или в одном из мест на берегу бухты Куркутской. Но еще по дороге туда заметил, что несмотря на дороги, все более-менее нормальные подъезды к морю в этих местах застроены напрочь. То базами отдыха, то частными домиками… Соответственно и подъезды к морю были блокированы. Например, такие базы отдыха как «Чайка» или «Наратэй» занимают совсем уж неприличные площади, и застроек, как и отдыхающих, там как грязи…. Еще в 2007 году здесь было гораздо красивее и тише. Но сейчас хотелось бежать от этого муравейника подальше. А куда? В этой части Малого моря остался, возможно, единственный нетронутый пока клочок земли без цивилизации. Это парочка бухт возле мыса Тыхтэ, прямо напротив через Базарную бухту, от нашей базы «Ветер странствий». На скалистом обрыве, куда вела тропинка с резкими перепадами высот, мы и остановились приготовить рыбку. Нашли чистую свободную площадку, правда, под уклоном, но зато с местом для костра.

Свежий омуль на углях готовится моментально, лишних дров можно было уже и не кидать. Получилось отменно!!! Таким вкусным ужином почти на закате закончился второй маршрут и наш третий день здесь в этих прекрасных местах.

День 4. Западный берег Большого Байкала. Квест по местам, где уже был 8 лет назад! Еще пара жемчужин

Погода с утра снова прохладная, моросит дождик и ветер, днем снова потеплело, а к вечеру было яркое солнце +23.

На следующий день у нас был запланирован уже более насыщенный внедорожный маршрут. С отдыхом в красивой бухте Ая и затем с главной изюминкой этого дня, а возможно, и всего отпуска. Напомню, на Байкале летом я был последний раз в 2007 году, когда забирал первую машину в Иркутске, вернее ждал, когда ее можно будет забрать, именно тут на Малом море. Разнообразить ожидание помогла тогда прекрасная, насыщенная и познавательная экскурсия до пещеры Мечта, что находится недалеко от обрывистого западного берега Байкала, южнее Ольхона. Как интересна эта пещера, какие шикарные панорамы открывались с берега, и главное, по какой дорожке, с какими ориентирами мы добирались туда на полноприводном Хайсе, можно почитать здесь: Экскурсия к пещере Мечта в августе 2007 г. Все эти годы, без малого 8 лет, я мечтал снова вернуться в это же место, но уже своим ходом. И вместе с семьей, проверив свою память и умение ориентироваться на такой местности. Весь вопрос был в том, что на простой машине сюда точно невозможно было добраться. Но Аутбэк и здесь не подвел, но об этом позже.

Карта схема маршрута третьего дня. Всего на круг примерно 115 км. По факту около 140 км.

Сначала едем к следующей жемчужине Приольхонья. Это Тажеранские степи, также посмотрим невероятно живописную речку Анга, ту самую, что все видят, проезжая п. Еланцы. Но нас интересует ее заключительная часть, последние километры перед впадением в Большой Байкал. Там она играет изумрудными оттенками полей на своих берегах и, наконец, образует обширную живописную бухту. А за перевалом уже находится и другая красавица — известная бухта Ая. Также мы видели, правда издалека, и знаменитую по национальным бурятским Ёрдынским играм, гору Ёрд.

В общем, возвращаемся как бы обратно в сторону Иркутска, сначала проезжая часть соляных озер и, не доезжая п. Еланцы, сворачиваем налево по течению Анги. Но сначала первая остановка, которую нельзя было пропустить. Да, та самая стела как будто живого орла над Тажеранскими степями, чуть в стороне от трассы.

Знаменитая стела орла в Тажеранской степи.

Сильный ветер едва не отправляет на взлёт вслед за орлом.

Шикарно сделано, так по-настоящему! Сильное место! Здесь мы, конечно же, пытались устроить фотосессию. Но сильный ветер едва не опрокинул штатив с камерой. Поэтому мы тут не задержались. Оставили орлу пару монеток, удивились сколько их тут под ногами. (И то же самое ведь у всех мест, где бывают туристы на Байкале). Вот он — резервный фонд страны под названием «Байкал», а они нас санкциями еще пугают!)) Я думаю, если только в этом месте все монеты собрать и отправить на переплавку, можно отлить этому орлу еще и подругу и поставить рядом.

«Земля рядом с ним буквально усыпана деньгами. Радует, что местный народ очень воспитан, и не сидит в ближайших кустах, наблюдая за каждым отъезжающим, чтобы сразу набить свои карманы монетками. У нас такое, думаю, не проканало бы» (ИВАН, Владивосток).

И затем сворачиваем на тропу между левым берегом Анги и скалами.

Я был уверен, потому что навигатор так и показывал, что именно эта дорога и ведет в бухту Ая. На самом деле к бухте вела еще другая дорога, на нее нужно было свернуть как раз напротив стелы. Но мы решили ехать этим путем, чтобы посмотреть невероятно живописные берега и бухту реки Анги.

Изумрудные луга берегов реки Анги…

Очень много лошадей, здесь им и вода, и еда, и никто не трогает.

А в этом месте навигатор решил, что можно срезать путь к бухте Ая через горы.

Но я и машина эту шутку юмора не поняли….. Резкий подъем и сплошные камни. Это уже только для внедорожников или квадроциклов.

Сходил в разведку — придется разворачиваться.

Очень аккуратно при помощи штурмана сдаю назад, лавируя между камнями.

Вот так метров 70 пришлось пятиться назад. Подходящие места для разворота были далеко позади. Но наконец можно было развернуться и спуститься обратно вниз к реке. Все это было прямо напротив горы Ёрд на другом берегу. И вообще, вся живописная долина реки Анга смотрится с горы просто потрясающе!

Гора Ехэ-Ердо (или просто Ёрд) на другом берегу Анги, к ней есть маленький мостик.

Священная гора Ехэ-Ердо и Ердынские игры (Фото из интернета).

Гора Ехэ-Ердо находится в 2 км от Байкала на правом берегу реки Анги, в 9 км от пос. Еланцы (в 4 км от моста по дороге Еланцы-МРС через реку Ангу, ниже по течению). Она одиноко возвышается среди ровной поверхности долины, имеет правильную куполообразную форму и сложена гранитными породами. Необычность данной сопки заключается в том, что она стоит на ровном пространстве поймы реки Анги, ее конус отчетливо виден со всех сторон, и эта гора по неизвестным для современника причинам была выбрана древними людьми для проведения самого главного и многолюдного бурятского праздника на берегу Байкала — Ердынским играм. Иногда, рассказывают старожилы этих мест, приезжало до двух-трех тысяч человек. Вокруг священной горы Ехе Ёрдо устраивался грандиозный обрядовый круговой танец, продолжавшийся 6 дней и ночей, в котором одновременно участвовало свыше 700 человек. Для того чтобы праздник состоялся, должно было быть выполнено обязательное условие: участников должно собраться столько, чтобы танцующие вокруг горы, взявшись за руки, могли сомкнуть хороводный круг вокруг нее. Если круг не смыкался, праздник не проходил.

По дороге сюда из Иркутска видели баннеры, красочно приглашающие посетить эти игры и одноименный фестиваль. Но это все происходило в конце мая - начале июня. Так что мы немного опоздали. И решив не тратить время на осмотр пустой горы, поехали дальше вдоль реки к Байкалу. До бухт осталось буквально пара километров. Там же еще одна известная гора Байкала Тондора, вот это уже наша высота!

А вот в этом месте рыбаки на внедорожниках переезжают бухту вброд.

Я долго думал, проеду тут или нет. Решил не рисковать, хотя на моих глазах местный рыбак проплыл тут на приподнятом Одиссее в старом кузове. Те, кому машины позволяют спокойно проехать 15-30 см брод с мягким дном, еще и под уклоном, попадают в закрытую бухту, идеальную для рыбалки. Разбивают лагеря и отдыхают. Навигатор показывал контуры бухты Ая уже за этой горой, откуда сделано фото ниже.

Рыбацкий лагерь в бухте Усть-Анга – место-то рыбное!

Река Анга впадает в Байкал, образуя большую глубокую бухту между скалами. Самая большая скала — Гора Тондора с вершиной почти 700 м как раз между бухтами Усть-Анга и Ая. И с вершины открывался восхитительный вид на обе бухты и Большой Байкал. Жемчужина? Конечно же!!! Почему бы нам не покорить и ее, всем вместе? Ну, на самый верх, конечно, было бы долго и тяжело карабкаться детям, поэтому мы достигли вершины на том уровне, где уже была видна бухта Ая. Это примерно метров на 100-150 ниже вершины.

Карабкаемся все вместе наверх по склону Тондоры. Отсюда отличный вид!

Поднимаемся еще выше и видим уже большой Байкал во всей красе!

Почти что вершина Тондоры покорена!!! Осталось пройти по ней еще немного, чтобы увидеть бухту Ая.

И вот она! Открывается нам с такого ракурса. Теперь можно и отдохнуть.

Странно, что в конце июня здесь еще так мало зелени. Видимо, вся осталась в соседней бухте.

Вообще, с погодой сегодня не очень повезло. Как будто попали в осень. Еще и дождик накрапывал. В общем, купаться, сегодня не получится. Но зато в такую погоду было не утомительно лазить по горам, что очень полезно для здоровья. Байкал это не только отдых на пляже, это еще и такие горные прогулки в поисках красивых видов и панорам. Мы увидели и покорили еще одну жемчужину Приольхонья! Вообще, место очень интересное и красивое, и о нем также можно рассказать чуть подробнее.

На северном берегу бухты Ая, практически в створе бухты, на высоте около 20 м над уровнем воды, сохранились древние наскальные рисунки, возраст которых, по мнению ученых, около 2500 лет. К рисункам в бухте Ая можно подняться по тропе от берега Байкала, если приплыть на лодке, или спуститься с плато на самом краю мыса. Найти рисунки без проводника трудно: они занимают небольшую площадь (2,5-1,5 м) на ровной скальной поверхности под каменным козырьком. Бухта Ая, кроме своей природной красоты и наскальных рисунков северного берега, известна также благодаря нескольким пещерам на мысе. В 2 км к северо-западу от пристани, на мраморном плато мыса Ая, есть пещеры Ая-Рядовая (длина ходов 1350 м и глубина 64 м), Октябрьская (длина ходов 218 м, глубина 33 м), Вологодского (длина ходов 46 м, глубина 17 м) и Случайная (длина ходов 56 м, глубина 12 м). Самая большая пещера, Ая, поражает разветвленностью ходов, украшенных натечными известняковыми образованиями и кристаллами кальцита. Некоторые ходы загромождены обвалившимися глыбами и понижаются в сторону Байкала. В 1993 году спелеологи иркутского клуба «Арабика» открыли новые ходы в пещерах Ая и Рядовая, и результатом исследования стало объединение двух пещер в единую систему Ая-Рядовая — крупнейшую на побережье Байкала.

Бухта Ая и гора Тондора с другого ракурса (фото из интернета).

Спуск был уже заметно легче и быстрее. Вот так с пользой провели пару часов в этом удивительном месте. Время к обеду. Ближайшее место, где можно пообедать в кафе это, конечно, Еланцы. До поселка рукой подать.

Возвращаемся уставшие, но довольные обратно по тропинке к машине.

Проезжаем по одной из улиц п. Еланцы в поисках кафе.

Нашли кафе под колоритным названием «Тогот».

Обычная маленькая столовая, а цены самые низкие за все время нашего путешествия. Похоже, тут недавно была свадьба или готовятся к следующей, или здесь всегда все так празднично оформлено?

Праздничный интерьер кафе «Тогот».

После обеда возвращаемся обратно в сторону Сахюрты. Детки сразу же уснули, поэтому пропустили все наши дальнейшие приключения. А их было с избытком. Пришло время напрячь память и по ориентирам без помощи навигации найти те места, что я уже видел 8 лет назад. Более того на своей машине на них можно взглянуть и с другого ракурса. Главное, туда доехать. На последней заправке района, перед развилкой на Сахюрту и базами отдыха левого берега Малого моря заправляюсь. У заправщицы, местной бурятки, уточняю, правильно ли понял, что пещера «Мечта» это где-то рядом, что ориентир туда — скала Танхын. Да, все верно, указала на единственную подходящую своротку в сторону от дороги. И нас ждали несколько километров тяжелой степи по камням, где на легковых машинах никто не ездит. Впрочем, не было никаких внедорожников и Уазиков с экскурсиями. Мы были одни на километры вокруг!! Ехали и искали первый ориентир.

Пару раз останавливался, выходил и забирался на высокий скальник осмотреться.

Пока, наконец, не увидел что-то очень знакомое! Каменные стены!! Да!! здесь мы проезжали 8 лет назад.

И точно так же доехали до величественной скалы Танхын, возвышающейся над степью! Сильное место!!

Скала Танхын. Такое ощущение, что экскурсий тут давно не было. Лишь едва видная тропинка и колея от машин.

Рискну предположить, что машин с обычным легковым кузовом тут не было очень давно. Вместо дорог тут только направления. А из ориентиров только камни. Очень много камней, и чтобы добраться до берега Байкала, нужно было постараться. И это правильно, только так можно сохранить первозданное состояние Прибайкальского национального парка.

Одна из тропинок после пригорка ведет вниз, уже видна гладь Байкала.

Что там, пока неизвестно. Но контуры бухты знакомые, на навигаторе, который давно нас потерял, а только транслировал картинку машинки где-то в степи у берега Байкала….

Степь да степь, но навигатор показывает, что мы двигаемся к берегу.

Внезапно старый шлагбаум перекрыл дорогу. А за ним спуск к тому самому ущелью с забытой всеми богами и шаманами усадьбой с пастбищем. Эту картинку я уже видел с той горы, что слева наверху. Значит, мы уже рядом и с пещерой.

Правда, начитавшись отчетов, в частности одного из них, у меня было легкое чувство того, что ездить тут нельзя:

«А так как у нас не было пропусков, а до пещеры еще километров пять, это ввело нас в замешательство. Проехав еще немного, вдалеке увидели лагерь, постройки, юрты, машины. Решили не рисковать, а то потом доказывай, что ты не верблюд. С грустью повернули обратно. Так что, если у кого возникнет желание покататься по «Тажеранам», запаситесь пропусками. Во время подготовки к поездке, я нигде не встречал информацию про пропуска. На Хобой да, а здесь нет.» (cod66, Мурманск).

Но у меня желание покататься здесь возникло гораздо раньше, чем я прочитал этот отчет. И уже находясь здесь, вспоминая эти строки, все же решил не разворачиваться никуда, а четко ехать до цели.

Спускаться вниз по такой дорожке, открыв шлагбаум, в наши планы точно не входило)).

Пещеры уже рядом, как и отличные виды на берег Байкала.

Объехав гору, снова попадаем на ровную, но с камнями поляну.

Единственная тропинка куда-то ведет… и, кажется, я уже знаю куда!! И точно, за поворотом небольшой пригорок, а под ним стоянка и шаманские столбы. И более никаких указателей или вывесок. Вот это место и есть!!!

Нашел!!! Вон в тех камнях и спрятан вход в пещеру Мечта!

Внутри я уже был, экскурсовод-спелеолог все рассказал и показал тогда. Очень интересно, необычно и красиво там. Но сейчас лезть туда одному, без веревки и хорошего фонаря просто нельзя. Еще раз напомню, где можно посмотреть подробнее об этой экскурсии, и захотеть туда тоже попасть)): Экскурсия к пещере Мечта в августе 2007 г.

Все, я собой доволен и машиной тоже!

Но что-то мне по-прежнему подсказывало, что находиться тут тем более нельзя. Как бы, в принципе, без экскурсии нельзя. Информации об этом, вообще, мало было изначально, вернее сказать, вообще не было. Только предупреждение у самого подъезда сюда, что территория под охраной и тут нельзя ни ездить на машине, ни гулять пешком, ни снимать ничего на камеру… Кошмар!! Прошу прощения у местных, что нарушил все эти правила, но уж очень хотелось снова увидеть эти красивые места и показать Маше! Это точно самая закрытая и труднодоступная в нашем списке из всех жемчужин Приольхонья.

Мы здесь даже не останавливались надолго нигде. Посмотрели вход в пещеру только. А уж завидев вдалеке идущих людей в камуфляже, решили и вовсе быстренько взглянуть на берег Байкала и собираться выползать отсюда обратно.

Спускаемся чуть ниже по дорожке и дальше по тропинке бегом смотреть панораму.

И тут еще одно предупреждение! Точно, пора сваливать!))

Но такие виды забыть невозможно!!! Непередаваемая ни словами, ни фото красота сурового Байкала!!! Именно такая картинка у меня залита на рабочем столе сейчас.

Все-таки удивительное место Байкал, настоящий памятник природы. Благодаря всем этим запретам он и остается таким неизведанным еще.

Осмотрели с высоты берег, к счастью, тревога оказалась ложной, к нам никто не подошел, не подъехал и не стрелял. ))) Но задерживаться здесь, где все нельзя и все запрещено, уже не хотелось. Главное мы тут были, сделали красивые фото, я нашел это место самостоятельно и проверил возможности машины. Ведь дальше от берега по всей степи уже в сторону Сахюрта навигатор вел нас по сплошным камням. Местами круглым, местами очень острым. Очень легко было попасть в такую ловушку, и очень проблематично было бы там развернуться. Буквально на одном дыхании проползли эту степь. И лишь когда снова появился лес и четкие контуры дорожки, можно было выдохнуть.

Навигатор эту дорогу уже видел, и вел нас кратчайшим путем домой.

На самом верху хребта снова лесная дорожка.

Дальше спуск снова в степь и мелколесье…

И снова подъем, здесь уже можно выбирать по какой дорожке ехать)).

И, наконец, последний спуск к дому!

Все-таки, когда навигатор видит тебя и эти тропинки, сразу ехать спокойнее по таким местам. Очень пыльных местами, местам ;))

Наконец заезжаем в Сахюрту и сразу на базу. Здесь, оказывается, весь день была хорошая погода))

Ну а вечером на базе после насыщенного дня нас ждала отличная банька.

Детки наконец, искупались, пусть не в самом Байкале, а теплом в бассейне с байкальской водой.

За два последних дня мы посмотрели и добрались сами до всех 4 наших жемчужин Приольхонья, расположенных на материке. Ну а завтра мы снова едем на Ольхон!! Там нас ждут еще парочка труднодоступных, но таких манящих мест!

День 5. Снова на Ольхон. Самый бездорожный маршрут сначала, и самый легкий в конце! Поэтому всего одна жемчужина

Погода с утра — очень свежо после обильного дождя, днем снова немного пасмурно, только к вечеру снова потеплело +20.

В этот предпоследний день у нас снова был запланирован очень насыщенный внедорожный маршрут. Да-да. Мой экипаж уже привык к папиному стремлению показать им все самое красивое, а чем хуже дорога, тем интереснее место. Падь Ташкиней еще одна жемчужина Приольхонья, которая достойна посещения. Ведь эта местность одна из немногих, куда в принципе можно добраться на машине. Но вот дорога туда — то еще испытание для машины. Сразу скажу, это был самый сложный маршрут из всех. Несколько раз я уже думал, что придется развернуться. Но все прошло хорошо!

Карта-схема маршрута. На круг 90 км.

С утра прохладно и свежо, паром «Ольхонские ворота» загрузил всего 3 машины после нас и все. Мы снова были в очереди первые. Представляю, что тут начнется в июле-августе.

Мы снова на «Ольхонских воротах».

Сначала, как обычно, основная дорога, но после дождя, который зацепил юг Ольхона, дорога стала значительно лучше. Исчезла пыль, и уже накатали колею, сгладив стиральную доску. Так было до села Ялга. Ну, а от него мы свернули направо с горы и в лес.

Сворачиваем в горы и лес в сторону восточной части острова.

До леса шла прекрасная накатанная тропа, но уже чуть ли не на первом серьезном подъеме стало ясно, что дальше будет тяжело. Напомню, ночью был серьезный дождь, который зацепил и это место. Дорога стала очень скользкой, особенно это было заметно на подъемах. В общем, выручал снова полный привод. Просвета 200 мм снова едва хватало.

Первый серьезный подъем берем ходом, отворачиваясь от камней и корней деревьев.

Местами уклон был очень сильный, и камни торчали такие, что казалось, что мы зря сюда сунулись. В этом месте я не на шутку перепугался, когда штурмовал эту высоту, с пробуксовкой, разметал мокрую землю. Один из кусков влажной земли, миновав защиту, прилетел прямо на горячий картер двигателя. Так, что показалось, что густой белый дым повалил из-под колес и капота. Остановился, открыл капот, да так и есть, уже легкий пар, только снизу. Хотя, может, где-то еще и масло давануло, не исключено. Потом оглянулся и понял, какой на самом деле крутой подъем здесь.

Веселенькая дорожка, что ни говори!

Фото совсем не передает впечатления от уклона дороги, еще и очень сыро и скользко.

А вот так описал дорогу автор одного из отчетов, участник экспедиции по сбору лекарственных трав на озере Шара-Нур:
«С порученной задачей наш паркетник справился на отлично. Гребя заблокированными колесами пыль и мелкий гравий, переваливаясь через валуны и оголенные корни, он, натужно ревя, полз наверх, вытянув свой полуторатонный вес и мои восемьдесят килограммов без малейшего снижения оборотов двигателя. Второклассница-естествоиспытатель и бабушка Вера на четвереньках забрались следом. А дальше дорога, плавно опускаясь вниз, через зарастающие березняком покосы и сосновый лес, вынырнула на широкую котловину, ниспадающую на восток к пади Ташкиней. Это была долина озера Шара Нур, свободно вытянувшаяся с запада на восток на залесенном плоскогорье южной части острова.» (Michik.o, Иркутск)

Наконец мы вырвались из той части леса, что была на подъеме, и проехали озеро Шара-Нур.

Когда-то это было красивое большое горное озеро, где купались и загорали, принимали солевые ванны. Видел фото десятилетней давности, действительно красота! Но сейчас этот водоем почти высох и подпитывается только такими редкими дождями, как сегодняшний. Но это капля в море... Контрольная точка в виде остатков озера пройдена, мы на верном пути. Дальше снова небольшая ровная поверхность и лес. Единственная встречная машина нам попалась как раз здесь. Китайский Ховер и все, больше желающих здесь покататься не было. Лишь позже, уже на самом берегу, нас догнал еще один настоящий внедорожник пикап L200.

Дорога от озера Шара-Нур снова в лес.

Шикарный сосновый лес! А какой там воздух после дождя……. Мы даже остановились, чтобы просто подышать им.

А вот потом дышать уже было снова страшновато. Так описал это дорогу мой земляк на таком же Аутбэке пару лет назад:
«Далее дорога начинает свой спуск к другому берегу Байкала, петляя между деревьев, и периодически заставляя выходить в пешую разведку, как-то не хотелось застрять вдали от цивилизации. Поэтому мы в этот день просто не успели добраться до конечной цели путешествия, но ничего — это повод задержаться ещё на денёк» (autodoctor, г.Братск) — Хорошо, что вы покорили это место на следующий день!

Дальше действительно был сильно разбитый и размытый спуск из леса к поляне. Там, где стоит одинокий домик. Как потом предстоит сюда забираться обратно, я еще не представлял.

А вот еще одна контрольная точка — одинокое старое охотничье зимовье.

У самой пади Ташкиней, вблизи ручейка, построен небольшой дом, внутри которого находятся печь, стол, и жердяные нары; окна дома покрыты пленкой. В помещение войдут 8 человек. Этот дом — единственное сохранившееся строение древнего бурятского селения. Согласно преданиям, жилище принадлежало отшельнику. А у ручья была построена водяная мельница, помогавшая молоть зерно каждому, обращавшемуся за помощью к старцу.

Что там внутри, так и осталось загадкой, но смотрится очень колоритно. В этом месте к нашей дороге стыкуется дорожка из Хужира. Но, судя по отчетам других путешественников, она едва ли не хуже, чем та, что ехали мы. По той дороге шансов проехать было еще меньше. Ведь судя по отчетам, подобному Kucher84 из Новосибирска:
 «Есть на пути участок метров 100, дорога под наклоном, внизу пропасть, может, громко сказано, но выбраться оттуда самостоятельно не представляется возможным. Машина слегка покачивается, когда «верхним» колесом наезжает на корень дерева или камень, старался не дышать)).»

Хорошо, что мы не поехали той дорогой!))

Особенно впечатлило сочетания старых стен и зацветающей зеленью крыши с современным граффити на стенах. Эта избушка вообще очень хорошо тут смотрится и вписывается в горный и лесной пейзаж. Надеюсь, она простоит тут еще долго, может, даже найдутся люди, кто ее отреставрирует. Ну а за поворотом уже начинается спуск Пади Ташкиней к берегу Байкала. Несколько километров по тропинке, где уже негде было разъехаться. Дорога прижималась между горой и ущельем. Местами тропа была очень разбита, с глубокими ямами и высокими камнями. Филигранно проезжаю такие места. Повезло, что не было встречных машин.

Тропинка между ущельем и горой — последние километры только односторонняя!

И вот, наконец, мы на месте!! Берег Большого Байкала!!

Это уже не просто картинка сверху на Большой Байкал. Здесь уже можно прогуляться по кромке воды, помочить руки, умыться! Но погода и ледяная вода явно не позволяла даже думать о купании.

Место совершенно дикое. Небольшой лагерь из пары палаток рыбаков и машин и все.

Но как же тут красиво!! Настолько же и труднодоступно. Настоящая жемчужина!

Падь Ташкиней — единственное место на восточной стороне острова Ольхона, куда можно проехать на автомобиле. В старину здесь был бурятский улус, в настоящее время остался один дом. Очень красивая местность, по распадку бежит ручей с чистой ключевой водой в окружении кустов ивняка и смородины. Распадок с двух сторон окружен высокими горами и на берегу заканчивается небольшой бухтой. В переводе с бурятского Ташкиней или тэшэхэ, тэшэгэнэхэ — ускакать, убежать, скрыться, то есть место, в котором укрывались от неприятеля. Скальные массивы разнообразных форм укрывает цветастая шаль лишайника, а долинное дно пересекает ручей, петляющий в чащах ивняка и смородины.

Основной достопримечательностью долины является комплекс памятников археологии, жертвенников и могильников времен века железа. С большинством находок можно ознакомиться в Краеведческом музее имени Н. М. Ревякина в посёлке Хужир. Здесь археологами открыты стоянки и захоронения древних людей, начиная с эпохи неолита и заканчивая периодом этнографической современности, среди которых так же имеются археологические памятники курыканской культуры (8-9 век н.э.) — жертвенник и могильники.

Вот тут дует настоящий байкальский ветер, такой, что лучше одеться теплее.

Красиво, но я все думал, как бы нам теперь отсюда выбраться. Не хватало еще, чтобы снова пошел дождь, и дорога в гору стала окончательно непреодолимой. Поэтому думал подстраховаться и ехать обратно в паре с пикапом L200. Но его пассажиры приехали сюда освежиться после бурной ночи, искупаться (!) и не очень спешили обратно. Ладно, в крайнем случае, все равно не одни здесь.

На обратной дороге было кому подстраховать, но помощь, к счастью, не понадобилась.

Еще одно фото берега Большого Байкала — и пора возвращаться.

На обратной дороге, сразу после зимовья, напомню, был очень крутой и размытый подъем в лес.

Самый тяжелый подъем. Здесь мне понадобилась помощь штурмана.

Сначала попробовал подняться медленно, чтобы ничего не зацепить, но на скользкой земле в подъем колеса стали шлифовать. А потом и вовсе машина встала, вывесив одно колесо на ямах. Пришлось сдавать назад и брать подъем немного с разгона, уже рискуя серьезно зацепить бампера. К счастью, удары были не сильные, и мы вырвались лишь ценой пары сломанных клипс с заднего бампера. Здесь мы уже ехали на грани фола. Еще пара миллиметров ниже просвета, на пару миллиметров меньше ход подвески и все, можно было уже не подняться без помощи лопаты или троса. Ну, и естественно, без полного привода вообще не было никаких шансов пролезть здесь.

Аут почти без проблем, медленно, но преодолевает и это препятствие.

Здесь я также в голове держал фото и впечатления автодоктора, когда переезжал это место. Он тоже на Ауте поздней осенью, так же медленно, но успешно преодолел этот тяжелый маршрут. Это, конечно, добавило мне уверенности перед планированием маршрута сюда. Спасибо тебе и большой привет autodoctor!:) Но на фото из других отчетов, вообще, эта дорога не выглядела такой уж сложной. Но когда видишь это сам, и тем более пытаешься проехать — тут совсем другие впечатления.

Еще одна интересная инсталляция на тему засорения Байкала бытовым мусором в лесу.

Вообще, конечно, бесят те туристы, что не убирают за собой мусор. И у которых, действительно, вместо головы…..

Может кому-то, кто это увидит и вспомнит за собой подобный грешок, будет хоть немного стыдно. И главное, в следующий раз они не поленятся убрать весь хлам за собой и увезти куда нужно. Тем более что мусорных баков, в т.ч. и инновационных подземных, на Ольхоне хватает! Люди, не будьте свиньями! Байкал у нас такой один!

Нам, кстати, за все время отдыха почти не попадались стихийные кучи мусора. Что, конечно, очень радовало. После зимы все убрали, а в июне еще не успели загадить. Но что будет, когда настанет пик сезона, что будет после пика сезона? Поддержу местных волонтеров, убирающих берега. Ребята, вы молодцы, в отличие от тех, кто обеспечивает вас такой работой.

В багажнике нашей машины всегда был пакет с мусором, если такой оставался вообще после нас.

Преодолев все самые сложные сырые горные и лесные участки, вырываемся на хорошую дорогу!

Здесь уже сухо. Впереди озеро Ханхой, и это, надо сказать, его лучший ракурс!

Проезжаем огородами село Ялга с другой стороны.

Напротив озера Ханхой расположен улус Ялга, одно из самых старых поселений на острове. Жители улуса в основном занимаются животноводством, в частности разведением овец, поэтому в степях неподалёку от озера Ханхой можно часто видеть пасущиеся отары овец.

Возле озера Ханхой только одна база отдыха у залива Тагай, туда и едем на обед в местное кафе.

Самобытная детская игровая площадка возле кафе.

Вот и обед готов. Снова вкусные бурятские позы!

Правда, счет выкатили приличный. Здешние позы по 70 руб. за штуку самые дорогие, где мы обедали. Но зато вкусные и постряпанные специально для нас.

Увидел стену с купюрами и приветами из разных городов. Решил тоже оставить свой красноярский червонец.

Михаил424.drom.ru. Я тут тоже был!

Интересно, увидит ли кто-нибудь с нашего сайта мой красноярский червонец? Надеюсь, да!

На Косе между озером Ханхой и Малым морем никого нет… ну почти никого.

Озеро Ханхой, известное так же как Елгинское озеро, расположено в средней части западного побережья острова Ольхон, популярно благодаря очень теплой воде и обилию рыбы. Размеры озера приблизительно 800 м на 500 м. С севера озеро отделено от Байкала мощной скальной грядой, отвесно обрывающейся в Байкал, но плавно спускающейся к озеру. С гряды открывается живописный вид на Малое Море, маломорские острова, Приморский хребет. С востока озеро отделяет от Байкала песчаная коса шириной 30-50 м. Озеро сообщается с Байкалом через узкую, шириной всего 1-2 м, протоку в косе.

Пока запускали змея, чуть не раздавили парочку птенцов, спрятавшихся в песке.

На озере Ханхой.

В этот время у нашего терьера проснулся инстинкт охотничьей собаки, и он ринулся их догонять. Но птенцы оказались тоже шустрыми и убежали. Максика тоже вовремя остановили. Никто не пострадал.

А вот собственно берег озера Ханхой. Озеро, прямо скажем, не впечатлило. Ни деревьев вокруг, и добраться слишком просто. Просто водоем в степи.

Озеро Ханхой остается позади.

После озера мы не стали сворачивать обратно к основной дороге, а проехались прямо по краю вдоль берега. Проехали мыс Шебетский, там, где находятся развалины древней каменной стены. Дальше вдоль Шебетского залива увидели красивый обрыв в районе урочища Тодак.

Точно такие же впечатления и направление маршрута, были и у другого автора отчета поездки по Ольхону:
«Озеро все в каких-то водорослях и траве, купаться в нем совершенно не захотелось. На самой косе сумасшедший ветер, дующий с Байкала. Немногие «дикари» поставили палатки за небольшим барханом, чтобы хоть как-то от него спрятаться. Опять в машину и поднимаемся по холмам к побережью острова. Тут и началась самая красота. Высота обрывов метров по 50, скалы, вода, холмы, которые видно через Малое море. Обидно, что фотографии совершенно не передают открывающиеся виды — получается просто плоская картинка» (Айвенго, Хабаровск)

Обрыв и залив урочища Тодак.

Дальше в районе урочища «Семь сосен» заезжаем на красивый и свободный песчаный пляж, который мы приметили, когда первый раз остановились на том мысе 3 дня назад. Доехать сюда очень легко, прямая ровная тропинка. Только ближе к берегу начинается песок, и проехать дальше можно только на полном приводе.

Пляж у мыса Тодакский.

На пляже кроме нас никого. Но на берегу выше разбит лагерь и видно — приехал кто-то надолго.

Здесь, несмотря на пасмурную погоду, я тоже решил искупаться. Вода такая же, да и вход в воду уж очень удобный показался. После заплыва греюсь у костра, а потом готовим рыбку на ужин.

Все очень просто. Эта решетка и жар от углей творят чудеса!

А потом на пляж, метрах в трехстах от нас, пришли покупаться телочки. )) Вернее, стадо коров пришло на водопой. На земле, вообще, полно их так называемых следов, и это единственное, что портило картинку, не считая хмурого неба. Но зато это хоть какие-то удобрения в малопригодную для растительности почву южного Ольхона.

Технологический перерыв у обоих паромов. Пришлось немного подождать.

Есть время посмотреть на местные сувениры, на местные машины и местных жителей.

Оригинальный способ крепления и перевозки труб у местных жителей.

Во время перерыва на переправе, детально изучили все местные сувениры))

А потом снова пошел дождь. И это была наша единственная переправа под дождем.

По возвращении домой нас ждала шикарная радуга над Ольхоном! Таких больших и сочных радуг мы еще не видели, как здесь.

День 6. Неожиданно еще раз на Ольхон, в самый центр его лучшего пляжа – к последней жемчужине

Погода просто шепчет… и не хочет отпускать. С утра за 20, днем +29.

Сегодня подошло к концу время проживания в нашем уютном гостевом домике. И по идее, до 12 часов мы уже должны выселиться и уехать. Но как можно просто так взять и уехать из такого места? Байкал не отпускает. Уже с первыми лучами солнца на рассвете стало ясно, что день будет очень теплый, даже жаркий.

Ну, а когда наступило утро, и все проснулись, уже было решено, что мы еще задержимся здесь, как минимум до вечера! Но, к сожалению, в наш номер уже сегодня заселялись сразу после нас, как и в другие номера домика. И никак уже не продлить. А переезжать на сутки в муравейник основной части базы вообще не хотелось. Как и в другие базы здесь. Так сильно нам понравился именно наш гостевой дом и этот вид из окна….

Делаем так. Завтракаем, собираем все вещи и выселяемся. Не дожидаясь никаких 12 часов, а сразу снова едем! Куда? Против всех моих логистических расчетов маршрутов, едем в обратную сторону от дороги домой — снова на Ольхон!!!:) Ведь с такой погодой самое то отдохнуть весь день на Сарайском пляже, где мы еще толком даже не были, только проездом в самый первый день.

К 10 утра уже передали ключ администратору и покинули базу. И сразу на переправу. Там буквально пара машин всего в очереди. Еще на переправе к нам первый раз за все время подошли девушки-волонтёры. Они напоминали, и раздавали всем памятки о том, куда нужно обращаться на Ольхоне за пропуском. Но мы были итак в курсе, и сегодня нам он уже не понадобится.

Примерно через 45 минут по уже знакомым дорогам до южной части Ольхона мы прибыли в Хужир. Кстати, после вчерашнего ночного дождя эту часть дороги, где был дождь, очень хорошо раскатали, так что срезками в степь можно было не пользоваться. И дорога прошла быстрее. Только ближе к Хужиру, где дождя не было, снова началась отвратная стиральная доска. Но это уже было не важно.

Потому что мы уже едем по пескам леса Сарайского пляжа!

Заехали мы в самый его центр в сторону п. Харанцы, через сосновый бор и через песчаные дюны прямо в лесу! На сам пляж выезжать не стали, там очень глубокая колея от больших внедорожников, либо мелкая от квадроциклов. На Ауте там просто негде было бы разогнаться. Покатался по лесу в поисках свободной полянки с тенечком, чтобы оставить машину. Свободных полян в центре пляжа было полно, народу почти никого. В основном люди собираются ближе к мысу Бурхан и скале Шаманка. Там есть крутой спуск на пляж. И всегда оживленно. Но ту часть пляжа жемчужиной не назвать, слишком легкодоступна. А нам как всегда хотелось тишины покоя в таком красивом месте. И мы его нашли. На место стоянки заехал с разгона только с третьей попытки наверх, пробив сам себе колею в рыхлом песке.

Не сразу покорившаяся стоянка в тенечке в самом центре пляжа.

Отличный вид на мыс Бурхан и ту часть пляжа, что рядом с ним, где в сезон обычно много народу.

Меньше всего на свете мне нравятся фото переполненных пляжей, где загорает только верхний слой людей. Но такой огромный красивый пляж как Сарайский, да еще и в июне, перед пиком сезона, не дал ни одного шанса разочароваться. В этом вся прелесть отдыха не совсем в сезон. Уже достаточно тепло, но народу еще очень мало. А вода еще достаточно прохладная, смельчаков еще меньше. Поэтому так чисто там.

Первые пару часов мы тут, в самом центре пляжа, были вообще одни .

Здесь мы, конечно, искупались, водичка была такой же прохладной, но на таком солнце это уже не так чувствовалось. Шикарное место, шикарная погода, хорошо, что мы не уехали сразу после выселения, а приехали еще раз сюда. Вот она, какая самая последняя наша жемчужина Приольхонья!

Немного красивых видов почти дикого Сарайского пляжа .

Сосны на таком берегу смотрятся уж точно не хуже пальм где-нибудь на экзотическом острове!

Я бы даже сказал, это главная пляжная фишка всего Ольхона!

Пляж очень красив, возможно, один из лучших и не только на Байкале….

Одно из наших любимых фото.

Последний кадр водной глади….. Вот теперь пора домой!

Возвращаемся к машине. Аутбэк уже заждался, чтобы ехать обратно.

Осталось только аккуратно развернуться в этом рыхлом песке. Застрять в последний день на ровном месте очень не хотелось. Ведь машина уже полностью груженая для обратной дороги домой, а трос оказался глубоко под полом, в багажнике. Но он так и не пригодился.

Последний наш обед в Хужире и на Байкале в этом отпуске — в кафе «Кочевник».

В кафе хорошо и несильно дорого кормят. Понравилось, что есть уютный зал на втором этаже. А это значит, что можно было посмотреть на столицу Ольхона с «высоты». Обычная российская деревня, вернее уютная деревушка: домики, огороды, проселочные дороги... Но много магазинов, и баз отдыха, а значит это уже туристический центр. Но сразу после этой деревни начинаются такие природные чудеса, которых больше нигде нет.

Вот такой вид открывается со второго этажа вглубь Хужира.

А такой — в сторону моря…

Теперь уже едем домой, в сторону Иркутска! Итого пробег по маршрутам по Байкалу с учетом заездов на заправку составил примерно 580 км. Из них ровного асфальта совсем немного, а в основном это гравийка — грунтовка и бездорожье разной степени серьезности, которая оказалась по зубам нашей машине.

В Иркутске мы должны быть вечером, но сильно поздно, чтоб нам успели передать ключи от квартиры, которую мы нашли, чтобы переночевать там. Едем не сильно спеша, попутно осматривая еще места, которые не успевали посмотреть, когда ехали на Байкал.

Еланцы на обратном пути.

Одно из священных мест за п. Еланцы. Повяжем тоже свои ленточки перед долгой дорогой обратно.

Поворот на Усть-Ордынский проезжаем уже на закате.

В Иркутск заехали уже в 10-м часу вечера. Специально поехали через свободный вечерний центр, посмотреть вечерний Иркутск — сквер Кирова, стадион «Труд», набережную и т. д. Красота, тепло, народ отдыхает в выходной.

На одном из перекрестков на светофоре два черных как ночь, прокачанных 80-ых Марк-II обгоняют всех, встают за линию и (как говорит Алексей Попов — российский голос «Формулы-1») занимают Поул-позишн и весь первый ряд! Затем громогласно ревя турбинами, визжа сликами и виляя задним приводом по всем полосам, стартуют, едва только погас красный. Да..., это Иркутск, детка! Узнаю знакомый город. Сколько раз тут был уже, жил, сколько интересных воспоминаний...

Поэтому фото уже не делал, центр все такой же красивый, как и был 7 лет назад. А фото есть в том Байкальском отчете. Но то, что город разросся в размерах — в этом нет сомнений.

От центра Иркутска до Красноярска Навигатор предсказал ровно 1080 км. За один летний день — вполне реально. Главное выспаться. Давно не ездил по участку между Тулуном и Канском, точнее с 2006 года, когда я вообще первый раз поехал в Красноярск из Братска. С тех пор дорога сильно изменилась в лучшую сторону. Новые дороги, только в Нижнеудинске и за ним еще идет стройка, и движение иногда прерывается для ожидания очереди проезда по одной полосе. Такого бездорожья как раньше, теперь тут нет. Это, конечно, радует! И инфраструктура развилась приличная. Связь была всю дорогу.

Посетили мы и знаменитое кафе «У Петра». И что в нем такого-то, что все сюда едут? По-моему, это заведение сильно злоупотребляет своей популярностью. Цены уже как в ресторане. Хотя кормят вкусно и разнообразно. Но народу там столько, что столиков на всех не хватает. Не успели мы доесть, как наш столик уже «заняли» следующие, и даже начали «накрывать» свободную часть стола хлебом, напитками, буквально подсиживали!!! Никакого чувства такта и вежливости! Откуда такой народ взялся вообще?!? И говорят как-то странно по-русски. Но когда вышел на улицу, все стало понятно. Приехала эта странная компания на полностью груженом микроавтобусе Фольксваген, с украинскими номерами... Наверное, беженцы с Донбасса. Остальным украинцам сегодня не то, что путешествовать по России, даже просто произносить название нашей страны вслух — уже запрещено. Без комментариев.

Совершенно неожиданно пересекли границу Иркутской области и Красноярского края. Никаких указателей, или тем более красивых стел, как на Байкале. Только потому, что навигатор автоматически сменил часовой пояс, и заметили это важный момент. Перевел стрелки на часах в машине и на руке. Мы отыграли один час!

А еще сразу же исчезли абсолютно все брэнды АЗС, представленные в Иркутской области. Роснефть сменилась Газпромнефтью. На последней, как всегда самые низкие цены на топливо из всех сетей, где мы заправлялись! Причем даже с прямыми конкурентами в Красноярске у них разница была на тот момент, минимум полтора рубля! А еще никаких заморочек с бонусами. На них всегда в дороге можно купить кофе, хот-дог или Рэд Булл, если клонит в сон. Вспоминаю, как я пытался что-то подобное взять на бонусы картой Роснефть в Иркутской области, но мне всегда отказывали! Якобы к концу месяца (20 числа июня) все лимиты уже закончились! В топку такую бонусную систему, как и сами станции Роснефть, в таком случае. Сеть АЗС Крайснефть там представлены шире (напомню, что единственная АЗС в Сахюрте, она же и последняя приличная до самого Ольхона — как раз они), а цена честнее без всяких бонусов.

Дальше до Канска была очень живописная лесная дорога. После Канска уже до боли знакомая (больше 50 поездок из Кодинска) дорога по полям, полям и немного лесу. А тут и до дома в Красноярске уже рукой подать. Уже когда начало темнеть, заехали в Красноярск! Ура!!! Всего от Иркутска доехали за 13 часов до самого дома на Ястынке. Еще неделю отдыхали дома, вернее, как могли, спасались от жары, обрушившейся на Красноярск на рубеже июня-июля. А потом последний спринт в 720 км в Кодинск, пора на работу, и все. Путешествие завершено, полный круг закончен!

Вот такое путешествие! Не считая Красноярска, пробег к месту отдыха, на месте, и обратно составил почти 4200 км. Что стало нашим семейным рекордом путешествий по России.

Подсчитали и выбрали все самые красивые места, где мы побывали за это время. Набралось 8 таких самых красивых, неповторимых, в основном труднодоступных, и действительно, словно жемчужин, мест Ольхона и Приольхонья:

1. О. Ольхон, Мыс Бурхан и скала Шаманка

2. О. Ольхон. п. Песчанка и залив Нюрганская губа, Малое море

3. Сарминское ущелье и речка Сарма

4. Местность Ольтрека, Малое море (мыс Уюга, озеро Курма и мыс Цаган-Хушун)

5. Бухты Байкала Усть-Анга и Ая, река Анга и гора Тондора

6. Берег Байкала в районе пещеры «Мечта»

7. О. Ольхон. Падь Ташкиней и берег Байкала

И наконец, Жемчужина № 8. О. Ольхон, центр Сарайского пляжа Малого моря.

Огромное удовольствие доставляет тот факт, что ты нашел, что искал. Что обо всех этих прекрасных местах ты сначала узнаешь в интернете, изучаешь, как туда проехать, получится ли…. И когда все получается — это не передать словами! Или получается лишь по одной памяти, без помощи GPS найти те места, где уже был много лет назад. Ну, и конечно, что сделал это вместе с семьей, показал детям Байкал, наконец, что в жизни должен сделать каждый отец, я считаю.

Я считаю, что такой формат отпуска, как мы любим, очень подходит и здесь. Ну, не люблю я тюлений отпуск на пляже или только на территории отеля/базы отдыха. А собственные свободные путешествия и приключения предпочитаю платным экскурсиям.

Предвидя возможные вопросы к отчету, сразу пишу ответы (Фак)

1) Сколько денег вышло? Бюджет примерно 45-50 тыс. руб. Это, напомню, 5 суток и 6 дней проживания в нашем гостевом доме, с двумя детьми, в июне — стоили 18,7 тыс. руб. В июле-августе было бы дороже. Бензин АИ-92 обошелся в 12,5 тыс. руб. (на круг из Кодинска через Иркутск и Красноярск, со средним расходом 9,7 л/100 км). Обеды в кафе, позных и т.п. — примерно по 700-1000 руб. за обед на четверых (всего 4-5 тыс.). Питаться комплексно на базе в разы дороже. Пропуск на территорию Байкальского национального парка на Ольхоне 470 руб. (1 машина, 2 взрослых, на 1 сутки). Покупки продуктов в магазине, чтобы самостоятельно готовить завтрак (омлет или бутерброды) утром в домике, мясо и свежая рыба для приготовления на костре по вечерам, и прочее мороженое))) — около 5-6 тыс. Часть непортящихся продуктов закупили еще в Братске, как и братское пиво и стяжку минералки Гелиос. Еще 4 тыс. руб. за пару часов отдыха в бане. Далее, 2 тыс. за ночевку в квартире-студии в Иркутске. Ну, и традиционно сувениры. Куда же без них, и тут уж кому как нужно)) стоимость не помню. Но фото приложу)) Ах да, еще ровно 1 тыс. руб. я оставил в качестве пожертвования сотрудникам ДПС Байкальским шаманам. На обратной дороге засмотрелся на красоты поселка Косая степь и не заметил знак 60... Хорошо так засмотрелся. А сувенир с этих мест в виде протокола со штрафом в полтора раз больше мне был точно ни к чему.

2) На какую камеру снимали? В отчете в основном использовались фото с камеры Canon Eos 600D. Обычный объектив 18-55 мм для пейзажей и дорожных фото и портретник 50 мм для всего остального. Еще часть ярких сочных фото и все коллажи сделаны смартфоном жены Sony Xperia Z3 compact. На фото где мы все вместе, нас снимало гениальное изобретение – штатив. А не всякие там дурацкие палки для селфи. А при подготовке фото и коллажей воспользовались удобным on-line фоторедактором http://www.fotor.com/ru/index.html

3) Какая резина стояла на машине? Важный момент. Резина Toyo Proxes C1S. 215/60R16. Свежая, пробег менее 8 тыс. на момент старта. На наших маршрутах было 1001 возможность порезать резину об острые камни, пробить на жесткой гравийке, и т.д., но ни-ни… Очень комфортная для бездорожья и тихая, экономичная для трассы резина. Уж точно лучше и выносливей предыдущей Нокиан Хакка Грин.

4) Чем пользовались для навигации? Незаменимый помощник — это, конечно, обычный GPS-навигатор. Под новый год поменял по акции свой старый Garmin Nuvi 1310, на аналогичный, но более свежий и с большим экраном Nuvi 55LMT. Честно сказать, я был поражен, какие козьи тропы в степях Байкала он иногда видел. Но в то же время терял нас пару раз на изъезженной вдоль и поперек трассе М53. К тому же всегда удобно видеть точное расстояние и направление до цели.

5) Что еще необходимо брать с собой для такого отдыха и путешествия? Из полезных вещей в таком путешествии в багажнике всегда лежали (и всем советую) складная туристическая лопата, складная решетка-гриль Nordway, туристический топорик Fiskars, сумка-холодильник Nоrdway с аккумуляторами холода. Все пригодилось, очень удобные вещи. Ну и само собой из того, что даже советовать никому из здравомыслящих людей не нужно: Полноценная запаска, проверенный трос, набор ключей, два домкрата: родной ромб и гидравлика 2 т, пара противооткатных деревянных брусков. К счастью, ничего из этого набора спасения даже не пришлось доставать. Зная о возможных перебоях с поставками на Ольхон дров и угля, нашел в багажнике место для пачки березового угля и коробки с обрезками для быстрого разведения костра. Но это все можно было купить и там, правда, значительно дороже. Из девайсов в салоне кроме навигатора еще планшет всегда нужен: и детей отвлечь мультиками-играми, и полезную информацию посмотреть. А вот чего я не люблю, так это лишних проводов в салоне и нагромождения всего и вся. Поэтому не пользуюсь ни регистратором, ни радар-детектором. Бесполезность этих вещей, особенно на Байкале, стремится к бесконечности. Лучше не нарушать правила и ехать спокойно себе.

6) Не жалею ли я, что так и не добрался до главной цели Ольхона — мыса Хобой? Нет!)) Это же была наша первая вылазка на Ольхон, и уж точно не последняя. В следующие летние отпуска обязательно сюда еще приедем, и уже с четким планом покорения севера острова уже из Хужира, а не с материковой части. К тому же мы итак посмотрели очень много красивых и труднодоступных мест Приольхонья.

7) Поедем ли мы еще отдыхать снова сюда? Конечно!!! См. Вопрос №6! Байкал, и Ольхон в частности — это навсегда, на всю жизнь. Есть в нем что-то мистически притягательное. Природа тоже постаралась, сделав его настолько разнообразным и прекрасным местом. Одно из немногих мест, куда хочется возвращаться еще и еще, и каждый раз открывать для себя что-то новое. Время идет, вот уже дети подрастают, и им тоже, конечно, будет все это интересно все больше с каждым разом.

8) Subaru — не едет? ;) Едет и еще как! По дорогам, по плохим дорогам, по направлениям и даже там, куда в принципе нельзя заезжать! Вопрос закрыт, раз и навсегда!:)

Очень часто за время поездок по Байкалу, мои эмоции, наблюдения и впечатления от мест, что мы видели, и от дорог, по которым добирались, полностью совпадали с теми, что я уже читал у авторов других отчетов. И повторяться своими словами не хочется, но и не упомянуть о них тоже нельзя. Поэтому, цитаты из отчетов целиком, с указанием автора, конечно же, — это был, думаю, интересный ход. Да простят меня авторы за этот небольшой плагиат. Поэтому:

Выражаю большую благодарность авторам отчетов о поездках и настоящих экспедициях на Байкал, со всех городов страны на Ольхон и Приольхонье, чьи работы мне особенно понравились, и очень пригодились при планировании маршрутов. Зачитывался ими перед поездкой, и залил целиком вместе с комментариями в word для планшета с собой в дорогу. Считаю, что пригодятся такие работы еще не раз и другим, собирающимся летом в те места:

Оздоровительно-познавательная поездка на Ольхон с попыткой разгадать тайну озера Шара Нур  (Michik.o, Иркутск — не только уроки преодоления бездорожья, но и ботаники — тоже интересно);

Куда податься на десять дней в Сибири поздней осенью, или Братск—Ольхон—Аршан  (autodoctor, Братск — очень впечатлило путешествие на таком же Аутбэке по Ольхону, да еще поздней осенью, когда там почти никого нет и совсем другие краски вокруг);

ДВ едет на Байкал (Айвенго, Хабаровск — почитал как вы описали север Ольхона и как будто сам там побывал);

Очередное путешествие по Байкалу (июль 2014 года) (ЕленаКов, Хабаровск — отличное, образцовое путешествие, и отличный Прадик для этих целей);

Отпуск на Ольхоне, или Как я неожиданно женился  (Kucher84, Новосибирск, — как женился, так и пропал сразу после этого куда-то. :) Но Сурф у вас хорош, для Байкала самое то машина!)

От Мурманска до Байкала на Nissan X-Trail  (cod66, Мурманск — настоящие герои. Вы совсем чуть-чуть не добрались до пещеры Мечта, шли-то в правильном направлении. Но зато какие вы молодцы, что покорили гору Тондора и бухту Ая показали во всей красе)

На машине к красотам Забайкалья (ИВАН, Владивосток — очень понравилось описание поездки по Ольхону на обычной экскурсионной «Буханке», и вообще новой дороги от ДВ до Байкала.)

Из Де-Кастри (Хабаровский край) на Байкал на Toyota Land Cruiser в 2012 г.  и еще спустя 2 года Де-Кастри—Байкал — 2014 на TLC 80 (AgEnT 76, Де-Кастри – Без преувеличения, впечатляющие отличные экспедиции через полстраны на настоящем внедорожнике и очень интересные полезные отчеты. Надеюсь, 80-ка снова готова к новым экспедициям и грандиозным путешествиям);

На Байкал: мечты сбываются! Томск—Ольхон—Чивыркуй  (Johnykey, Томск — еще более впечатляющая красочная экскурсия своими силами по северу Ольхона, и на поезде по КБЖД, просто шикарные фото)

Даже после своей поездки, сортируя гигабайты фото, и во время обдумывания текста для этого отчета, я их снова еще раз пересмотрел. В т.ч. и на предмет того, чтобы увидеть еще раз те места, где мы сами только что побывали.

Огромное спасибо моей жене Маше за посильную фотопомощь в подготовке этого материала. ;) И детям, что прекрасно вытерпели дорогу и все папины внедорожные маршруты до всех этих мест!

Всем спасибо за внимание.

Михаил424, г. Красноярск

Катуар, заМКАДыш
Прекрасно, позитивно и познавательно.
Очень полезный отчет в плане информативности.
Читается легко, смотрится быстро. Большое количество добрых снимков не напрягают.
Автору и помощникам огромная благодарность.
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Отучай Марию фотографировать еду. )
Toyota Sequoia 2001, 2UZ non-VVTi

Шикардос!
Обузданная мысль приводит к счастью...

Аргентина
Сообщений: 20723
Как собака пережила такой трип?
Мой отзыв: Subaru Legacy Lancaster 1998

Ленинск-Кузнецкий
ну что сказать? супер поездка в отпуск, то же хочу на Байкал.
toyota corolla fielder x 2010г
Свободный
красивая семья красивое путишествие спосибо
Витя
Кодинск
Молодец Михаил, как всегда на неделю читать и рассматривать твою поэму! Спасибо!, я надеюсь воспользоваться твоим рассказом в следующем году...

Ну, вот, теперь захотелось на Байкал, спасибо автору!
Семён
Молодцы!классно скатались,пейзажи загляденье красота)!
Жека
Почему на Хабой не съездили?

Очень интересный и содержательный отчет, читается легко, много полезной информации и красивых фотографий)

Спасибо, попробуем по вашим следам прокатиться в августе.

Raccoon City
Автору нереальная благодарность за труд - легко читать и смотреть
Фото супер
Вино неплохо, но Виски быстрее !

Tyumen
Очень интересно и легко читается. супер!
Клиренс на авто сколько см ?
МКПП-это смысл жизни

Tyumen
Отзыв про свое авто напиши, ты хорошо пишешь.
МКПП-это смысл жизни

Очень интересно и здорово!!!

Челяба
отличный отчет, спасибо
Мы думали, у нас такие серьезные проблемы. Откуда нам было знать, что мы счастливы?
Артем
Молодцы!!! Читал на одном дыхании.. Как снова побывал там... С чем я согласен, с тем что Байкал на самом деле "не отпускает"!!!

Иркутск, + весь Китай
Счастья вашей семье!

Удмуртия,п.Кез
Отлично,Михаил!Читается легко и интересно! За фото отдельно 5!!!
Мой отзыв: Opel Corsa 2008

Седьмая столица...
Отличный рассказ о поездке, да и фотографии замечательные. Прочитал на одном дыхании, вернулся к началу и отдельно пересмотрел фотографии - так удобнее показалось, на канву рассказа наложил просмотр фотографий - вроде просмотра альбома с комментариями из памяти.
Спасибо за повествование об отличной поездке!
Удачи и проходимости дорог (ну для Аута это не вопрос, проходимец неплохой)!
...-...-...-Legaсy'91-Impreza'98-RAV4'03
Хочу ёжика... С желудком литра на 2...

Классно

Отличная поездка! Дружная семья!

Buenos Aires
Молодец, Михаил! Уже профессиональный подход к организации чувствуется! Прямо Руководство получилось))! Рад за вас! Удачи и успехов вашей семье! Надеюсь в будущем году совместно по тем местам прокатимся))!
Toyota Sprinter/Premio/Camry/Land Cruiser 100/200/ Ford Focus/ Excursion 7.3/ Volkswagen Sharan 2012

Миасс
В золотой фонд - по-любому!
Мой отзыв: Toyota Wish 2003

Хороший отчет. Байкал, как всегда, красив. Удачи в новых путешествиях!

Спасибо, очень интересный отчёт и возможность снова там побывать, пусть уже виртуально!
Жаль мы были на Ольхоне без машины и были привязаны к экскурсионным уазам, но все же много где были на самом острове, а вот оказывается ещё и в приольхонье сколько красот!!!
Спасибо ещё раз за отчет!!! Удачи вашей семье и ещё много красивых путешествий!

Удивилась, что одинокое старое охотничье зимовье по дороге в Ташкиней ещё стоит, в 2007 казалось скоро развалится))
В поселок Узуры на авто можно к берегу подъехать, но это уже наверное не восточная а северная сторона считается...

Смотрю по вашим фото, кое кого лишили достоинства))
Иногда хочется сказать так много и честно, что понимаешь, лучше промолчать))!!!

Отличный содержательный отчет. Классные фото!

Фото все супер и вы такие красивые, молодцы!

оренбург
Отличный рассказ , всё подробно до камешка и пылинки. И Мария вовремя замуж вышла, а так может быть и на Байкале не побывала.

Молодцы!!! удачи!!!

классно, мы были примерно в это же время

до мыса Хобой обязательно доберитесь в след. раз

судя по "ночному дождю" вы были где то 26-27 июня? этот "ночной дождь" в палатке на берегу Сарайского залива был очень похож на шторм :) после него рядом стоящий лагерь с китайцами прямо с утра свинтил, у меня надо сказать было желание поднять детей загнать их в машину запихать палатку в машину и тоже куда нибудь в домик свалить
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский

Спасибо! Очень красиво, информативно, приятно читать :)
Иногда лучше молчать и казаться идиотом,
Чем заговорить и развеять все сомнения.

Отлично отдохнули, еще лучше поработали... камерой. И отчет соответствующий - отражает настрой и суть поездки. И ведь, несмотря на обилие собственных фото, никак не скажешь, что это семейный фотоальбом. Молодец, Михаил. И свой отдых хорошо организовали с супругой, и нам красоты Байкала сумели показать, за что, я думаю, многие благодарны.

Красиво там.
В июне такие пустые паромы видимо только в будни, а вы попробуйте в выходные )))
Кстати дикарём намного больше эмоций было бы, да и денег с экономить можно. Мы с семьёй из 2х взрослых и 2х детей (2 девочки 5 и 3 года) отдыхаем на Байкале исключительно в палатках, потому что я романтик видимо в душе)))

Алексей:
В июне такие пустые паромы видимо только в будни, а вы попробуйте в выходные
а чего на них в выходные делают? палатки ставят, я тоже думал что паромы там со времен союза плавают пустые
a2a

Каргаскок
Я смотрю снова и снова эти прекрасно скроенные места, это гармоничное творение, как гравюры Дюрера - вопросы и самозабвение. Не верю, что такое бывает, невероятно, обязательно навещу эти места и дам диву собственноглазно)
Да

Хороший отчет.
но цены за проживание ни в какие рамки - 2400 чел/сут.
был в июле с зуун-хогуне (малое море) с человека 800 руб/сут в домике, при этом сам еду готовь, туалет на улице, душ 200 руб..
В турции за эти деньги - на самолете довезут, номера со всеми удобствами, покормят 3 раза (несчитая подлников) и пей алкоголя какого хочешь и сколько хочешь

boruh:
Хороший отчет.
но цены за проживание ни в какие рамки - 2400 чел/сут.
да что вы сравниваете то?
в Турции круглый год лето и туристы, а здесь 2 месяца в году, а остальные 10ть что делать? вот за 2 месяца и отбивают все что вложено
второй вариант: вообще не предоставлять услуги туристам
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский

мы в палатке нормально и без домиков скатаемся и воздух если чо ;)
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
Михаил, как всегда отличное путешествие!так держать!

Славянск-на-Кубани
Очень, очень красивый отчет. Приятно смотреть, приятно читать. Жаль,что не смогу (хочется верить пока) воспользоваться Вашей информацией, очень далеко Байкал от нас.

Очень все симпатично,молодцы!
Kook 01
Фотки супер ! Что за фотик
Превосходный фото- и текстовый отчет ! Очень понравилось, спасибо
Молодцы всё красиво , машинка не подвела...

здравствуйте Михаил
рад снова почитать и по лицезреть Ваше путешествие
спс. Супер
П.С а пацаны то уже какие большие.

отлично написано, молодцы
тоже хочу на Байкал, но из ЦФО получается накладно по деньгам, пока не потяну, но при первом случае поеду ;)

Komcity
Мегапозитивный и ценный труд...

Удачи, новых путешествий и таких же отзывов!

Этот вношу себе в коллекцию, может повезет там побывать :)
и передайте там, чтоб смотрели правду по телеку -
заполнить пустоту в голове и узнать своих врагов

РОСТОВ-НА ДОНУ
Грамотно,познавательно,подробн о.Очень красивые места(фото).
Мой отзыв: Honda Accord 2004

Добрый день!Очень понравился Ваш отчет.В следующем году собираюсь ехать тоже на Байкал и встал вопрос приобретения авто, так есть у нас в Хабаровске аутбэк 2005 года американец.Если не составит труда прошу Вас дать коротенький отзыв о Вашей машине на почту deepcolorsdv@ http://Mail.ru

.............................. .............................. .............................. .............................. ...............
Да,есть такое дело....И самое обидное,когда люди едут и надеятся,а тут хлоп им по ушам ценником,а деваться некуда и раз уж приехали раскошеливаются.
А услуг минимум.У нас с женой всегда война за палатку-она не хочет в ней жить,а я наоборот,но когда едем в незнакомое место я на всякий случай беру ее с собой и иногда(жаль что иногда)пригождается.
Были на Байкале в 5ом году и на Сарме и на Ольхоне,впечатлений куча!!!!Хотим повторить в 2016,очень понравилось!Автор молодца!Плюсую и больше никак!!!
Пригнись москва-СИБИРЬ ГУЛЯЕТ!

Всем большой привет и благодарность за интерес к отчету и такие лестные комментарии!!))
Очень надеюсь, что эти маршруты и их описание возьмут на вооружение многие путешественники. и конечно напишут свои отчеты, а я и все остальные с удовольствием посмотрят.
Слесарь Иванов:
Отучай Марию фотографировать еду. )
Еда - это у вас дома на кухне, а это местные или национальные блюда, которые непременно стоит попробовать находясь на Байкале. Почему бы не запечатлеть и такие моменты?
Alex`Deko:
Как собака пережила такой трип?
Ну "говорит", что все очень понравилось, напряга в путешестсвии для 2 кг собачки не было)))
Aids42:
классно, мы были примерно в это же время
до мыса Хобой обязательно доберитесь в след. раз
втсвии для 2 кг собачки не было)))

Да похоже это тот самый дождь и ветер был. но мы то ночью были на материке чуть дальше от самого интересного)))

dtimur:
Отзыв про свое авто напиши, ты хорошо пишешь.
Очень интересно и легко читается. супер! Клиренс на авто сколько см ?
colinray:
Да, отзыв конечно есть, уже кол-во просмотров перевалило за все рекорды:)))))) https://reviews.drom.ru/subaru/...

Амурская обл.
Собираемся тоже.

Респект земляку и коллеге Атубегеру))). Шикарно !!!
Renault Koleos 2017
Залетнев Михаил Александрович
Супер!!!!

Привет,Мишаня,дружище!!!)
...Усё отлично,как Абычно!!*)))))))...о,как,в рифму саданул..*))))))
...отличный отчёт,отличные фото!))...Молодцы,путешествует е помаленьку....ребятам потом будет что вспомнить,когда подростут...)))

Жене и ребятёшкам привет горячий!..))))))...жду вас на Алтае(даст бог,доживём))).....
Новый Уренгой
офигенные фото, отзыв не прочитал но обязательно прочту захотелось туда тоже с семъей. Хороший отзыв красивая семья!!!

Artoba:
Привет,Мишаня,др ужище!!!)
...Усё отлично,как Абычно!!*)))))))...о,как,в рифму саданул..*))))))
Да, сейчас самое время путешествовать по России, и в т.ч. Алтай - обязателен к посещению в ближайшие летние отпуска!)) Привет передам!))

Павел Тарасов:
Михаил, как всегда отличное путешествие!так держать!
О Какие люди! Спасибо! Привет Павел! Как поживаешь, где все таки на ПМЖ обосновался?

Восхитительно! В очередной раз огромное спасибо автору за его труд! Как будто вновь побывал в тех местах! Удачи Вам ребята и новых впечатлений на новых дорогах!

Михаил, отличный отчет!
буду пользоваться как пособием.
тоже планируем с женой и собакой туда же.
...тоже на ауте)
однозначно в золотой фонд!
Мой отзыв: Subaru Outback 2014

Слушай, самое трудное проехал, оставалось 5 минут по лесу, а дальше до Хобоя и Узур рукой подать
по степной дороге.Красивейшие виды именно на Хобое!
Всем удачи

serser
один из лучших очерков об Ольхоне. Земляку спасибо, собираюсь туда через пару недель.

Зачёт, однозначно!
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012

Молодцы,хороший отчёт с отличными фото!!!

Северодвинск
Отлично. МОЛОДЦЫ, Готовый маршрут для повторения.

black-73:
Спасибо!!! Новых впечатлений на наших дорогах и там где нет дорог, хватит всем надолго))
sakhimbur:
Михаил, отличный отчет!
буду пользоваться как пособием.
тоже планируем с женой и собакой туда же.
...тоже на ауте)
однозначно в золотой фонд!
Удачно и вам прокатиться по тем же местам, я так понимаю аут свежий? очень интересно, напишите отчет потом, хорошо?
Begun:
по степной дороге.Красивейшие виды именно на Хобое!
Всем удачи
Так дело не в том было что чуть чуть не доехали, а в том что времени на осмотр тех красивейших видов и на обратную дорогу до переправы уже не оставалось. Но в следующий раз обязательно!

serser:
Спасибо!! Отличных очерков про Ольхон тут много, я их все перечислил. Ну надеюсь и правда мой тоже интересен окажется. Удачи вам через пару недель до туда добраться!
Volya57:
Отлично. МОЛОДЦЫ, Готовый маршрут для повторения.
Ну так дерзайте!!!))) Всем еще раз спасибо и всем хороших дорог и новых приключений!!!))

постараюсь)
писатель из меня никакой(
михалыч
Огромная благодарность. Отчет просто супер... Фото КЛАСС. СЧАСТЬЯ ВАМ И ПО БОЛЬШЕ ПОЕЗДОК В КРАСИВЫЕ МЕСТА

михалыч:
Спасибо!! Да ладно, главное чтобы отчет был полезным для других. Но не слишком, а то правда как все понаедут, от тех жемчужин останется одна пыль)))))))

Комсомольск-на-Амуре
Отличная поездка.И молодец,что детей учишь родную природу любить.В прошлом году на Грации невэдовой только до Хужира доехал.После прочтения заново потянуло.

Korolev
Михаил,
отличный познавательный отчет, как и все предыдущие, опубликованные Вами ранее.
По мимо Ваших карт в отчете смотрел точки "жемчужин" на картах в интернете, но это не все...
отчет на столько захватывает положительными эмоциями и красивыми фотографиями, что под окончание прочтения отчета посмотрел комплектации с ценами и на новый Аут...)) ведь в поездках на авто ключевая роль положительной поездки, надежный автомобиль.
Удачи в путешествиях и в реализации намеченных целей!

Отличный и подробный отзыв ! Наши планы на будущее )
Toyota Scepter SXV-10 1992 ГОДА 2,2 5S Красноярск

Отличный отчет! спасибо!
А вот до Хобоя все же зря не доехали... на свете мало таких мест... особенных!
меня он очень впечатлил... может быть потому что провел там в одиночестве пару часов на закате...
Но ощущение, что на самом деле на краю света побывал... хоть и посетил уже более 25 стран а такого чувства не испытывал никогда...
именно там понимаешь, что земля круглая...
Я люблю работу, она очаровывает меня. Я могу сидеть и смотреть на неё часами!!!

gelios1958:
это точно, насчет родной природы.
Читал ваш отчет, помню как вы там укрепляли международные отношения))) Была бы Грация у вас повыше и вэдовая еще.....

AGrad:
Михаил,
отличный познавательный отчет, как и все предыдущие, опубликованные Вами ранее.
Удачи в путешествиях и в реализации намеченных целей!
Спасибо! в принципе почти до всех можно было добраться с помощью обычного навигатора, без привязки к координатам а лишь по названию
Кстати новый Аут я успел уже протестировать в прошлые выходные в Красноярске. Машина мечты, уже почти премиум в отделке и все также выдающаяся управляемость и универсальность. цены конечно нескромные, можно рассчитывать только на б/у через несколько лет.
Doctor-surger:
Отличный и подробный отзыв ! Наши планы на будущее )
Ну после ваших грандиозных поездок на юга и в Европу, до Байкала это будет легкая прогулка с Красноярска))

Johnykey:
Отличный отчет! спасибо!
А вот до Хобоя все же зря не доехали... на свете мало таких мест... особенных!
именно там понимаешь, что земля круглая...
Да Евгений, все верно, очень жду следующей возможности повторить ваш путь и остановиться возле вечернего Хобоя, полюбоваться на ночное небо и встретить там рассвет.
Спасибо за комментарий и за ваше описание этого Особенного места.
Я вот пока посетил в 4 раза меньше стран, и тем более согласен что наш Байкал, Ольхон и Хобой это нечто особенно выдающееся.

был на Ольхоне. Сборы за въезд никто не собирал.
Торты на заказ любой сложности.

ЛЕВ:
был на Ольхоне. Сборы за въезд никто не собирал.
Речь идет только про Байкальский национальный парк на Ольхоне, это все что севернее Хужира.
Но если вы и там катались и не платили, то вам повезло, могли остановить инспекторы.

Прекрасный рассказ, замечательные фотографии. Спасибо за подборку отчётов про Байкал в конце повествования, ими, как и вашим, воспользуемся при подготовке своего "турне". Удачи и новых впечатлений!

Grandis vl:
Да, подборка уверен получилась достойная. Пользуйтесь)) Но это не считая тех, что обязательно появятся позже здесь ,по итогам этого сезона и следующего.

Михаил, это прекрасное путешествие и прекрасный отчет!
Я читаю и понимаю, что совсем не видел Ольхона и его окрестностей. Надо будет ехать еще раз :)

Спасибо за воспоминания и очнувшееся желание вернуться на Байкал! :)
And they say,
That a hero could save us...

Айвенго:
Михаил, это прекрасное путешествие и прекрасный отчет!
Спасибо за воспоминания и очнувшееся желание вернуться на Байкал! :)
Спасибо!)) ну я бы не сказал что вы совсем не видели Ольхона, тоже очень насыщенное путешествие было. Много где были. И еще умилил факт, что в комментариях к отчету был и владелец машины, которую вы стукнули по дороге, но все по доброму))

boruh:
Да, но не забывайте, что в турции "сезон" почти круглый год, а на Байкале - пара месяцев. И эта пара месяцев весь год кормит.
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 2000

Очень хороший и самый информативный отчёт! Сохранил его и буду испльзовать его как путеводитель. Особо ценны карты с треком. Только я для таких поездок использую навигационную программу OziExplorer. А Навител, 2GIS, и прочее, это больше для города полходит.

Deskjet:
Карты с треком сделаны с сайта гугл.карты, а в пути уже карты, зашитые в навигатор Гармин.

2Gis не то что больше для города подходят - они Только для города и подходят)))

Анастасия
Очень здоровский отчет-рассказ!!! Михаил ты молодец, пусть будет еще много таких же замечательных путешествий и конечно пиши еще такие же чудесные отчеты)))

Комсомольск-на-Амуре
Михаил424:
это точно, насчет родной природы.
Да уж,я не толерантен.

Сталинобад.
Круто!

Тоже покритикую за чрезмерное количество семейных фото, включая автомобиль. Цитирование других отчетов, на мой сугубо личный взгляд, сродни цитированию Википедии и изюминки отчету не добавляет.А так в целом достойно: позитив и эмоции присутствуют, знание великого и могучего на высоте, работа проделана большая. Удачи.

Всё красиво.

Блин, надо-ж было жало сюда засунуть.....Теперь головняк образовался, ну пожалуй на следующий год выдвинусь, спасибо Вам!!!!!

г. Иркутск, п. Земля
что Ланк, что Аут легко едут до Хобоя.
Возврат ВУ.

тел. 660-395

В Ауте.

Анастасия:
Спасибо Настя! пожелания принял к сведению))
gelios1958:
Да уж,я не толерантен.
Да с французами так и надо, зажали Мистрали наши и сидят как собаки на сене)))

Спасибо!! Вот! Всегда найдется такой критик как вы.
Ну критика конечно принимается, если она обоснована.
"Тоже покритикую" - за всех не отвечайте, критиковать надумали только вы один, остальные просто отметили, что в этом нет ничего плохого.
Что значит "чрезмерное количество"? Кто и когда устанавливал правила на кол-во семейных фото? Я считаю что без фото участников путешествия отчет бездушный и мало чем отличается от статей журналистов в интернете. Семейных фото в моем отчете достаточно но более того.
"включая автомобиль" - ну а это к чему вообще? Это отчет об автопутешествии, причем по плохим дорогам, тропинкам или просто направлениям. и Машина здесь как неотъемлемый элемент чтобы оценить, можно ли тут проехать и на чем.

И я не вижу ничего плохого в том чтобы процитировать Вики или другие тематические сайты, посвященные тем местам, где мы были. Чтобы полнее представить читателю это место. Ну а насчет цитирования авторов других отчетов, тоже не соглашусь. Это сделано с той целью, чтобы обратить внимание читателей и на другие полезные отчеты, ссылки на которых я привел отдельно.

БарагАлабама:
что Ланк, что Аут легко едут до Хобоя.
Конечно едут, ну не совсем легко конечно. Но как я говорил для этого нужно было начать исследование как можно раньше и как можно ближе к северной части, чтобы успеть не просто все одним махом посмотреть, но и прочувствовать это место. В следующий раз так и сделаю, какая бы машина не была у меня))

Михаил, отличная поездка! Потрясающий отчет и не менее шикарные фотографии! Побольше бы таких позитивных исследователей Байкала, которые не поленятся и не постесняются выложить свой подробный отчет с комментариями и поделятся своей историей! На самом деле, хоть и достаточно хорошо знаю данную местность, но в некоторых местах не была - очень интересно было на них посмотреть - и почитать об этом))) Спасибо Вам огромное! У Вас чудесная семья!

Слов нет, одни эмоции!!положительные!!!! хоть и не видела всего этого в реальности, но читала этот отзыв, как и другие твои, на одном дыхании! надеюсь когда нибудь я на эти места посмотрю своими глазами! Думаю это того стоит, ведь у нас очень много таких шикарных мест!
Спасибо огромное за отзыв!! Счастья вашей семье!!! а Маше и сынишкам отдельное спасибо за то, что они всегда рядом с тобой!! :)

Михаил, благодарю за похвалу моего отчета!! Очень рад, что чем то помог при планировании поездки;))) А после свадьбы никуда не пропал, просто являюсь в основном читателем, таких вот замечательных очерков!! Спасибо огромное, прочитал на одном дыхании, все эмоции от увиденного были такими же))) Нет ничего лучше, чем видеть счастливые глаза детей и жены!! На Ольхон обязательно поедем через год, только уже с двумя детьми;)) Неделю назад вернулись с Алтая, люблю я так же покататься по незнакомым местам))) https://www.youtube.com/watch?v... Удачи и добра твоей семье!!))

Kucher84:
Привет!)) рад слышать, спасибо!! полностью согласен с выводами о семье!)) Посмотрел ролик. Класс!!!!!! всей семьей. Хочу туда!!! А отчет более подробный будет о вашей поездке по Алтаю?;)))

Анна Головизина:
2611natasha:
Большое спасибо!!! очень приятно!)) Обязательно посмотрите эти места, где еще не были, и где обязательно стоит побывать. Они действительно того стоят и находятся не так далеко даже от Красноярска, и уж тем более Иркутска))

Михаил424:
Привет!)) рад слышать, спасибо!! полностью согласен с выводами о семье!))
Возможно, хотя со временем туговато, да и написано про кату-ярык и ЮБТО полно здесь, особо никого не удивишь))) Короче посмотрю, есть там пару историй...;)))

Это ж каким надо быть талантливым и увлеченным человеком, чтобы написать такой вот интереснейший и "вкусный" отчет, от прочтения которого "текут слюнки" и хочется быстрее собираться в дорогу, чтобы увидеть все это своими глазами! Не каждому дано так увлекательно рассказать о своем путешествии, что бы зацепило до мурашек! Ну а фото... Уххх!!! Красота! И сам Байкал, и счастливое семейство!!!
Да еще и полезной информации много. Отчет просто на десять с огромным плюсом! И в золотой фонд-однозначно)))
Из пожеланий- побольше в дальнейшем таких вот путешествий и таких же суперских отчетов по ним)))
P.s. Мальчишки классные!))))

Привет с Иркутска! Михаил, статья отличная, фото супер, как- будто снова там побывал!

Tanya Merman:
P.s. Мальчишки классные!))))
Спасибо Татьяна! Ну если у вас после сумасшедшего по красоте Алтая такие эмоции о Байкале....))) Вам срочно нужно и эти места посетить как на фото.
Василий_38#:
Ну наконец-то "сосед" появился)) Привет Василий, рад что понравилось!!!)))

Отличный фотоотчет. Фотки супер и текст тоже. Молодцы. Тоже так хочу! И скорее всего повторю маршрут, и может расширю. Успеха вашей семье!
Мой отзыв: Toyota Vitz 2011

город на Енисее
ну что,как всегда,
читать интересно.фото отличные!
Миша,тебе уже пора книги,или журнал свой создать.такой талант!
удачи тебе и твоей семье!

Igorvin:
Спасибо!!! Если у вас машина позволит, то пожалуйста! Дополните его севером Ольхона и будет отлично. Удачи вам!!
КРАСНОЯРЕЦ:
ну что,как всегда,
читать интересно.фото отличные!
Миша,тебе уже пора книги,или журнал свой создать.такой талант!
удачи тебе и твоей семье!
Как всегда спасибо!!))
Да ладно тебе...)) Я вот жду когда книга по Зимники Якутии и иркутской области появится, думаю как и многие, потому что это редкость. А книг и просто сюжетов про Байкал более чем достаточно.

Барнаул-НСК
Привет Миха!
Когда ты мне скинуль ссыль на это путешествие, я мельком глянул объём, и понял, что за один присест это не осилить, а если и осилить, то это будет тупое прочтение, не более того, а твои литературные произведения (иначе их не назовёшь), не достойны такого отношения!
Осилил я твоё повествование с третьего раза! ))) Но это было именно неспешное прочтение, перечитывание некоторых моментов, смакование красот Байкала, изучение маршрута, особенностей местности и климата, а также быта и образа жизни людей той местности.
Кто знает, может быть удастся и мне глянуть на эти красоты вживую, может сменю я своего Марка на что-то полноприводное...
Огромное спасибо тебе за этот отчёт, всегда удивлялся твоей способности написания и изложения своих мыслей, планов, описания особенностей различных этапов путешествия и бесстрашности, с которой ты совался в непроходимые дебри...
Удачи тебе, привет всей вашей дружной семье, особенно грозному сторожевому псу, который неустанно охранял ваш покой на протяжении всей поездки! И, конечно же следующих не менее захватывающих и интересных путешествий по просторам нашей необъятной Родины!
Ничто так не бодрит с утра, как незамеченный дверной косяк.

Огромное спасибо Автору!
Большой Молодец!

Очень стильный и лаконичный стиль изложения материала.

Всё осилил не сразу, но это, того стоило.

666Vlad:
Привет Миха!
Влад привет! Спасибо что оценил, достойно)) и за пожелания отдельно!)) я в свою очередь тоже пожелаю сменить Марка на 4WD и вперед к красотам древнего озера!))

Хороший отчет. Понравился и семья позитивная, дружная. Удачи в дальнейших поездках.
Миша, давно собиралась оставить комментарий об отчете путешественника - покорителя Байкальских Дорог и, местами, Бездороджья) Вот добралась (лучше поздно, чем никогда): читается "на одном дыхании", освоила за вечер, и в корне не согласна с "критиками", которые сетуют на излишнее количество семейных фото. Мое мнение диаметрально противоположное: отчеты твои тем и интересны, что, глядя на людей, запечатленных на снимках, передается их настроение и восхищение уникальными уголками природы, это вызывает стремление последовать вашему примеру))) Вообще до сих пор не понимаю, как я еще не побывала на Ольхоне. Исправлюсь...

А за отчет - твердая ШЕСТЬ по пятибалльной шкале... Так держать!!!

Очень порадовал грамотный русский язык в отчете ...
Dealerauto

Отчёт очень понравился, написано легко, надеюсь использую как путеводитель. Семья у вас замечательная!

Юлия Тимофеева:
А за отчет - твердая ШЕСТЬ по пятибалльной шкале... Так держать!!!
Юля привет! Спасибо за приятный комментарий! Молодец что прониклась всего за один вечер этими красотами! Теперь уж точно следующим летом на Ольхон поедешь надеюсь))

Замечательный отчет, прочитала на одном дыхании. Мы были на Байкале этим летом впервые и похоже "заболели" им навсегда. Были пока только на Ольхоне, ездили на ВАЗ-21074 с Ижевска. На нашей 7-е прокатились по местным сопкам, к Хобою, конечно, не рискнули, а так даже не ожидали такой проходимости от нашей ласточки. На будущий год тоже планируем к Байкалу, возьмем ваш отчет за основу, много интересного хочется увидеть. Спасибо!

Татьяна Пушкарева:
Спасибо Татьяна! Поздравляю с новой "болезнью" -синдромом Байкала!)) и боюсь это неизлечимо, как доктор вам говорю. не важно какая машина, важно само путешествие по этим прекрасным интересным местам. Но проходимость лишней там точно не бывает;))
а отчет о вашем путешествии на Семерочке на Ольхон обязательно напишите, хотя бы короткий.
Удачи через год вам!))

Михаил
Шарыпово
Прикольный отчет! Читал все так же на одном дыхании как и ваши горнолыжные отчеты, молодцы! тоже люблю путешествовать семьей.. и заметил между прочим что .. я тоже тезка ваш, (тоже Михаил ) и у меня тоже двойняшки как и у вас с Машей (правда вариант мальчик-девочка))...). Тоже были на гладенькой в тех же "Жарках", Шерегеше, мнение о этих горнолыжных курортах полностью совпадает с отчетами.
В Ергаках правда были летом только. Сами мы в Шарыпово (недалеко от Горной Саланги, 70 км) о которой ты упоминал как-то ), кстати могу подсказать варианты с недорогим проживанием если интересно.

Шарыпово
Михаил:
вот мой реальный ник

Михаил:
Ага привет тезка, спасибо!!!! а в моем первом отчете про горнолыжные места, не мало также отцов двойняшек отметились в комментах;))))

Хороль
Михаил, спасибо Вам огромаднейшее за такой замечательный, позитивный, полный отчет о своей поездке! Прочитала на одном дыхании. Сама планирую совершить поездку на Байкал летом. И хочется, и колется, как говорится. Читаю отчеты на форуме и все больше "болею" Байкалом... Думаю в этом году мы смоей няшкой Toyota Sienta тоже посетим эти волшебные места.
Вы большие молодцы, что путешествуете со своими детками!
Я - исключение из всех правил

Красногорск
Благодарю за этот прекрасный глоток Байкала! Надеюсь что моя мечта тоже осуществится!!!
Купил мелки от тараканов. Теперь в голове тишина, сидят рисуют!

Алё-Ночка:
Вы большие молодцы, что путешествуете со своими детками!
Алёна спасибо за теплые слова! удачи в ваших планах и мечтах покорить Байкал в этом году и написать отчет!))

Хороль
Спасибо огромное!
Я - исключение из всех правил

Красивые люди, красивые места. Молодцы!
Светопрозрачные конструкции из ПВХ и Al. Экспертный подход.
Тел. 96 - двенадцать - 96
Мой отзыв: Nissan AD 1999

Виталий
Саяногорск
Лучший из отчетов о Байкале прочитанных мной. Респект Михаилу и Марии! Михаил не подскажешь как после Иркутска с 95 и были-ли вообще запарки по заправке? Заранее благодарен.

Виталий:
Спасибо Виталий! Никаких проблем с АЗС на материке не было, везде есть сеть заправок Роснефть и Сибнефть и т.д. частники, в отчете даже фото есть где заправлялся. Надо помнить только что на самом Ольхоне таких привычных АЗС уже нет, в лучшем случае это будет частная колонка в Хужире, естественно без 95-го. Так что перед паромом на Ольхон лучше заправиться до полного в МРС (Сахюрта).

Kadet-Mrak
Солнечный
Отличная поездка и отчет,но можно чуть-чуть лаконичнее. Сами хотим рвануть осенью по этим жемчужинам. Но в такие дебри врядли залезем))

Kadet-Mrak:
Лаконичнее в следующий раз, когда эти эмоции уже улягутся))
Если машина позволит, то надо хотя бы попробовать пролезть. И не забыть взять лопату и трос))

АЛТАЙ
Супер отчет! Классные фотки! Добавил в закладки чтоб посетить там где ещё не был, вы открыли интересные места. СпасибО!
T.Regius '01 4WD 1KZ - пассажироперевозки!
Mazda 6 II хэтчбек '08 Touring 2.0, 5АТ, Brilliant Black

Ivane:
Спасибо! ваши путешествия вокруг Альп и по Европе у меня тоже в закладках!)) правда не узнал вас на драйве))

Молодцы! Супер!

иван
Молодцы отличный фотоотчет! хороший пример для подражания!))) Удачи Вам!!!

Передали привет из Ольхона этого года, из кафе-юрты у Ханхоя)) Cпасибо Артём!;)))

Отличный отчёт! Воодушевившись им прошли подобный маршрут с 18.07 по 24.07 (с Новосибирска). Только народу в это время несравнимо больше. Очередь на Ольхон - 7 часов ожидания, обратно 2,5 часа. Доехали до Хобоя на приподнятой легаси вагон, но ехали туда с нашей стоянки за песчанкой. Последнюю ночь ночевали рядом с мысом "Уюга", но это был ад - куча народу, несмотря на то что мы были поодаль от них, музыка пол ночи разная с нескольких машин, крики, вопли... На утро доползли до озера Курма - там тоже места живого нет для стоянки, оттуда сунулись в бухту Ая, там такая же ситуация. Только в дельте Анги было менее людно и царила тишина. В брод там тоже не рискнул лезть, изучив фарватер - нашли в нем чей-то номер, и пока наслаждались пикником, приехали за ним девушки на импрезе - отважные, подумалось нам))

В общем, чтобы полноценно насладиться красотами Байкала, шумом волн и ветра - нужно посещать его в не туристический сезон :)
Subaru Legacy Wagon 2.0 02г.
Camry Gracia Wagon 2.2 98г.

Buenos Aires
Всегда пожалуйста)!
этот полтиник приклеил сверху слева! Места на щите уже не хватает))!

ToLLl@:
Напишите теперь свой отчет здесь обязательно, интересно посмотреть эти маршруты другими глазами из другой машины)) Поздравляю с удачной поездкой, но лучше туда ехать до пика сезона, в июне самое то. Мы вообще не знали проблем ни с чем. Народу везде еще очень мало, но уже везде очень красиво.

Elser:
Всегда пожалуйста)!
этот полтиник приклеил сверху слева! Места на щите уже не хватает))!
Ждем подробный отчет Артем!))
Да, им нужно на всю свободную часть стены новый щит сделать)) главное чтобы прошлые реликвии никуда не пропали))

Молодцы!красивые фото,текст приятно и легко читается!!!
Тлк

междуреченск
Очень красочный рассказ. Места красивые,описаны вами со знанием профессионального путешественника. Очень приятно было читать!

Фото шикарные. Ребята на какую фотокамеру фотали, если не секрет? В фотошопе не обработанные?
Я планирую покупать камеру, хотелось бы чтобы снимки были четкие как ваши. Поделитесь.

Спасибо!! в конце отчета ответы на все ваши вопросы, читать тоже надо, а не только смотреть))))

Михаил424
На работе нет времени читать, потому спасибо, что указали, где найти интересующую меня информацию.

Михаил , добрый день прочла твой рассказ про дорогу Кодинск - Красноярск , была очень удивлена , и восхищена , как ты все четко и красочно описываеш , все детали и ньюансы нашей "замечательной дороги") , и прекрасными достопримечательностями которые сопровождают дорогу Кодинск-Красноярск . Я живя в Кодинске уже много лет не знала историю нашего "нижнего Приангарья" , благодаря твоему рассказу пополню свои знания . ))) Я считаю ты молодец, так держать , описывай ещё дороги и достопримечательности , с удовольствием буду читать , и девчонкам своим порекомендую !!!!)

Михаил ,отличный отчет,всегда мечтала побывать на Байкале , в этом году обязательно по еду , и по стараюсь проехать тем же маршрутом. Вид природы потрясающий, озеро небесно-голубое аж дух захватывает. Михаил у тебя однозначно талант , описывать красивые места )))!!!

Алена Дубовцева
Спасибо Алёна!! Желаю вам в этом году осуществить задуманное и побывать на Байкале, возможно даже моими маршрутами. Главное, машина подходящая и желание!)) Если что обращайтесь!!!))

Отличное описание! И фото супер! На Ольхоне обязательно надо побывать! Это моё наилюбимейшее место! Мечтаю иметь там свой дом! Волшебное место...а это моя история https://m.vk.com/video6362929_456239025?list=79b33278ad4add3b41&from=feedback

Олеся Токарева
Спасибо Олеся!! Приятно слышать от настощего фаната Байкала)) Будет там у вас свой дом.....ммммм - зовите в гости!l))))
Видео зачетное, понравилось!)

Роман
Давно хотел тебя Михаил поблагодарить за твой отчёт и сбор других отзывов которых ты поблагодарил и указал в своём рассказе. В 2016 году в июне поехали с женой на Байкал с Хабаровска. Жена мне уже как года 3, капала на мозг, но я честно не видел смысла, думал, что там может быть интересного? Лучше как всегда на Сайпан, но прочитал твой отзыв и посмотрев фото- я веришь или нет, дал команду жене, через неделю выезжаем, детей не стали брать т.к. старший (25 лет) работает, а младший (13 лет) уехал с бабушкой в Челябинск (сопровождать её 77 лет ей) к её родственникам. Твой рассказ использовали как гид по окресностям. А отзыв про путешествие из Де-Кастри на Ленд Круйзере 80, которого ты тоже поблагодарил использовали как инструкцию по выживанию на трассе, до Улан Уде.
Хочу подъитожить- знаете очень много и мы и наших друзей и знакомых ездят за границу это не только Азиатские страны, но и Европа, но рассказывать особо не чего и как правило через пару месяцев забывается. Но Байкал не отпускает долго, очень долго! Можно рассказывать о нём вечно, и тебя всегда слушают с воодушнвлением и завистью (белой)! Ещё раз Спасибо!

Роман
А мне очень интересно посмотреть и почитать что у вас получилось, фото и эмоции. Есть где может посмотреть? Если нет, то можно прямо сюда в комменты дополнить. Жду!))

Две нелели, как я вернулась с Байкала. Уже скучаю. Прочитав этот потрясающий отчет, увидев обалденные фото, на душе стало теплее. Для себя почерпнула много полезной информации для своей будущей поездки. Спасибо огромное за такую красоту!

Очень насыщенный, очень информативный, фото отличные, компания прекрасна, стильно, вкусно! Пейзажи заворожительны! Чувствую, что вживую фраза "увидеть и умереть" - это про Байкал. Просто нет слов. Вашей смелости, вдохновения, отваги, командности нужно поучиться!) ух, круто!!!)

Василич
Завидую тебе,дружище.Первопроходец.
Я с 1986 года "излазил" эти места вдоль и поперёк.На севере доходил до Кочерикова,Ольхон- жил неделями на побережье и в лесу,Тажераны до Бугульдейки и далее до Голоустной через Куртун.Повезло по времени, не было раньше Власти в Ольхонском районе до2010г и рыбачили, и охотились без проблем.Бутылка решала все вопросы.А туристов было раз в десять меньше,можно было стоять за Песчанкой в лесу и за день проходили одна-две машины.Козу прямо на берегу стреляли.Утка плавилась вдоль берега табунами штук по 100.
Всё проходит....
Изумительный рассказ, такое ощущение, что сама там побывала. Очень красивые фотографии, написано все легко и читается на одном дыхании. Люблю путешествовать, и даже если не вживую, то хотя бы посредством интернета.

Очень хорошо и интересно всё расписано в деталях:) и потрясающие фото,передающие всю красоту :))

Хороший рассказ!Тоже захотелось куда нибудь поехать,отдохнуть ))Живописные фото ,молодцы!

Такой подробный отчёт и красочные фотографии! Захотелось все увидеть своими глазами, спасибо))

Хорошее описание, и красивые фотографии.👍

Какая Красота ))) тоже туда захотелось ))😍

История завораживает,хочется читать и читать дальше!!!Я обязательно хочу туда сьездить,Чтобы увидеть все это своими глазами 🤗🤗🤗

Такой полный отчет о путешествии, когда читаешь, прямо проживаешь каждый момент. Красочные и яркие фотографии, глядя на них сразу хочется там побывать! Спасибо за подробный рассказ!

Шикарные фото! И рассказ очень здорово написан)

Байкал - это, действительно, невероятное место, где мысли приводятся в порядок, а в душе наступает гармония...
В детстве очень часто ездила туда с родителями. А в последний раз отдыхала я там почти 2 года назад в августе рядом с островом Ольхон на Малом Море. Очень красивое место, чистейшая вода Байкала и, кстати говоря, в этом месте тёплая...
Ощущения нереальные, даже если приезжаешь всего на несколько дней: красивые рассветы и закаты, прекрасная природа, нерпы, чайки, загадочные места - вот, что есть на Байкале, и это только малая часть того, чем вы сможете там насладиться)))

Спасибо за прекрасную историю. Я словно вместе с вами побыла во всех этих волшебных местах. Благодарю за шанс отправится в такую чудесную экскурсию,читая вашу истортю!!!

Отличный рассказ, удачи вам и новых впечатлений!

Очень красивые места! Дух захватывает! Спасибо за очень интересный обзор и рассказ!

Ого, какая красота 😍 вы так красиво описали вашу поезду, аж самой захотелось 😊продолжайте в том же духе!

Байкал -моя мечта! Читая Ваш рассказ ,я словно там и побывала! Прекрасный подробный отчет! Желаю вам побольше таких поездок! Ну и конечно с вас такие прекрасные снимки и истории!)

Нереальная красота))) очень хороший рассказ! Побольше вам путешествий и впечатлений))

Белогорск
Отличный отчет о путешествии!красивые места😊

Очень круто 💪🏻💪🏻О такой поездке можно только мечтать 🙌🏻Вы большие молодцы 🤗

очень содержательный рассказ! легко и интересно написано 👍 тоже давно мечтаю съездить на Ольхон, добавлю ваш рассказ в закладки потом воспользуюсь как путеводителем)

Интересный рассказ, прочитала на одном дыхании. Фотографии красивые, хотелось бы там побывать!!!

Безумно увлекательная и познавательная статья. А фотографии просто завораживают. Уговорю мужа посетить это место. Автору спасибо за так с сказать за открытие для меня такого места

ШИкарный рассказ. Все очень подробно расписано и много сопровождающих рассказ фотографий.

В восторге от отчета! Читается легко и на одном дыхании) Мечтаем тоже всей семьей на Байкал, но... надо все тщательно продумывать) так легко, как у автора, доехать не получится... придется на самолете. Но очень уж хочется на машине))))

Очень здорово, ещё и всей семьёй) прям идеал путешествия)

praporr92
Все ваши рассказы очень вдохновляют на посещение этих мест!!!! Ведь семьей с детьми хочется посещать проверенные места!!Еще такие красочные фотографии ! вы настоящий молодец!!!!!

Байкал это моя мечта!
Спасибо Вам за рассказ )

Уникальный уголок природы

Михаил какие у вас чудесные рассказы и прекрасные фотографии читать одно удовольствие все очень подробно хоть сама бери и делай. Мне кажется я не решусь со своими мелкими. Вам удачи в ваших поездках пишите ещё!

Очень интересно читать!!! Классные места! Обалденные фотки и замечательная семья!
В этом году мы прокатились по восточному побережью, а Ольхон и может быть Северобайкальск оставили на следующее лето.
GT Transeo Disc 2011 / Mitsubishi Outlander 2011 / Две ноги 1970
Мой отзыв: Nissan Note 2010

Ммм идеальное путешествие для всей семьи!!)))

Познавательно и увлекательно.
Такая красота!!! Очень захотелось побывать в этих местах, супер рассказ! Читается легко и чем дальше тем интереснее!!

Спасибо за отчет! Очень много полезной и интересной информации. Будем планировать велопоход по Байкалу, обязательно им воспользуемся :)

Очень интересный отчёт!красивые места. Эх, мне бы тоже так решиться)Увлекательный рассказ, читается легко. Спасибо за информацию) Пишите ещё, а я пошла читать дальше) ==

Очень интересно, спасибо огромное . Как-то даже тоже захотелось совершить такое путешествие

Спасибо, Михаил, за рассказ:)
Ваши путешествия просто супер!!!
У вас очень замечательная семья:)) Очень активная и яркая!
Каждый раз у вас есть приключения, каждый раз вы наслаждаетесь земной красотой:)
И за это вам респект!!!
Вы большие молодцы^_^

Отличное приключение! Всегда мечтала побывать на Байкале!

Вау! Моя мечта попасть на Байкал. Но после такого подробного репортажа мне кажется я осуществлю свою мечту. Спасибо за то что помогаете сделать мечту реальностью, хотя бы психологически

Сказочно красивые места, потрясающие закаты! Увлекательное путешествие совершила вместе с вами)

Отличный рассказ! Прочитала на одном дыхании и с удвольствием посмотрела красивейшие фото.И даже гордость какая-то, что у нас есть такие невероятные места. О многих местечках я даже и не знала.Летний Байкал нужно увидеть точно так же, как и зимний)
Спасибо большое,очень много полезной информации нашла для себя.

Спасибо за рассказ!)
Очень интересно, и познавательно!
Когда читаю подобное, дух захватывает, хочется самой увидеть как можно больше, путешествовать по разным городам и странам...
Ваши рассказы мотивируют на новые мечты)

Я конечно слышала что природа Байкала очень красива, но чтобы на столько!!! 😻 Никакая Турция и Тайланд не нужны, когда рядом такое великолепие🔥

Спасибо за рассказ, очень занимательно. Прочитала на одном дыхании, как будто сама побывала. А фотографии какие красочные! Как же теперь хочется поехать на Байкал своей семьёй.

Читается на одном дыхании. Фотоотчет просто отличный! Спасибо за рассказ, очень интересно! Места просто сказка, мечтаю побывать!

lyubovmofa
Вот и задумаешься, после подобной истории, а не поехать ли всей семьёй в подобное авантюрное путешествие?)))))

Как все подробно расписано, спасибо!!)) Такие живописные места!!

Здорово) спасибо за такой подробный рассказ, очень хочется побывать в этих местах)

Очень познавательный контент. Много чего интересного и полезного, теперь хочется повторить ваш маршрут , вдохновили)) мечтаю побывать на Байкале, но вы правы, что русский туризм гребет деньги, и за такие деньги проще отдохнуть за границей.

Байкал завораживает, очень информативно и интересно!!!

Михаил,какой же вы молодец! Отлыхать вместе со своей семьей-это самое лучшее,что может быть. Зато потом какие будут воспоминания. Очень интересный рассказ. Фотографии красочные. Такое ощущение,что я вместе с вами побывала там. Вашему рассказу можно смело ставить 5+

Здорово узнать о таких красивъх и незнакомъх местах! И все ето, благодаря вам!

Читать  истории из жизни, очень приятно, все расписано в больших подробностях. При чтении погрузилась в путешествие и не успела оглянуться как история подошла к концу. Очень приятно знать, что хоть кто-то увидел  шикарные красоты на нашей планете и поделился о них с нами. Надеюсь, когда нибудь и я отправлюсь в эти места.

Очень информативный обзор. Особенно хорош для тех кто не был на Байкале!

Вот ещё фото в ленту: поселок Листвянка ( "именуемый столицей Байкала"), озеро Байкал. Фото сделано в октябре 2018 года на закате.

Какая красота! Никогда не была на Байкале.
После такого познавательного рассказа захотелос отправиться на Байкал! Спасибо!)

Михаил424
Спасибо Роман! Неожиданно так)) Рад что понравилось использовать мой отчет в качестве путеводителя. Действительно Байкал это что-то особенное.... А мне очень интересно посмотреть и почитать что у вас...
Выложил не много фото, это малая лишь часть. Получились в разброс, старался самые интересные выбрать.

Какая красота!!!Тоже мечтаю туда съездить, здорово провели время!!

15002094
Живу в России, отдыхаю в России!!!
Прям как в отпуске побывала) статьи интересные, фотографии красивые, спасибо вам большое

Супер!!!! Красота!! Очень понравилось читать Вас. Все замечательно изложено. Теперь самой туда хочется. Фотографии невероятно красивые. Спасибо Вам.

Прекрасный текст! и семья! Вы - потрясающие! Преодолеть такой путь, посетить столько мест, о которых даже я не слышала! Вы большие молодцы :) Этот материал - большой фотоальбом воспоминаний. Я в восхищении! с удовольствием прочитаю ещё :) кстати, были на Чувыркуйском заливе?

Очень красивый,красочный и увлекательный рассказ!Аж самой захотелось туда поехать !

Очень интересный рассказ. После него сразу хочется там побывать. За фотографии отдельное спасибо, невероятная красота😻

Замечательный рассказ!!!👍👍👍 И столько крутых фотографий!!!😀 Тоже мечтаю посетить Байкал💕💕💕

Спасибо Вам за красоты Байкала, которые Вы показали, очень классно!
Рассказ, прочитала на одном дыхании, потом ещё раз внимательно просмотрела фотографии!Прям вдохновили ваш рассказ и очень красивые фото!
Ещё раз спасибо, большие молодчины!!!

Неопубликованные в отчете остальные фото на Яндекс Диске:

Здравствуйте, прочла ваш невероятно интересный и полезный отчет о путешествии! Сразу всплыла моя давняя мечта, побывать на Байкале! Огромное вам спасибо, за столь подробное описание маршрута и чудесные фотографии. Обязательно повторим ваш маршрут и поделимся с вами потом впечатлениями)))

Кристина Ковалева
Здорово! Очень понравился рассказ! Автор умничка! Обожаю путешествовать!

Как же все реалистично рассказывает автор. Читаешь и путешествуешь одновременно.

Как же классно когда есть возможность путешествовать! Это очень круто! Фото просто шикарные! Желаю вам удачи в дальнейших приключениях!

Лучшее, что можно делать это путешествовать, и вы это делаете, вместе с семьёй, да ещё и каакк! Чудесные, воодушевляющий рассказ, подкрепленный качественными снимками 👍

Елена Пахмурова
Очень содержательный рассказ по удивительным местам Байкала. Ваше описание путешествия можно использовать как путеводитель. Много интересных и захватывающих фотографий. Давно мечтала посетить побережье этого замечательного озера, но всегда что-то мешало, теперь точно решила сделать это следующим летом. Как для большого любителя отдыха на природе и живописных мест, это повествование оказалось для меня очень ценным.

Очень круто, нереальная красота ! Спасибо большое автору за рассказ , подробное описание и фото , столько души вложено ... захотелось там побывать 🙏🏼

Очень информативно,спасибо.Следующий год поедем хотя бы на недельку,полторы,посмотреть и приольхонье в том числе.Насчет 4WD -ровно неделя назад,мыс Хобой.

И даже в песках в лесу не зарылась Веста? И клиренса хватило? Тогда точно сломали все стереотипы!))

Какая красота! Спасибо за подробный рассказ. Познавательно. Давно хотела съездить на Байкал, не решалась. Вполне реально сделать это на машине, с детьми.
Интересный обзор , истории от вас. Спасибо

Очень красивая природа и интересно читать) тоже хочу в такое путешествие) фото просто супер

Большое спасибо за такой подробный рассказ, очень интересно было прочитать. Безумно красивая природа! Фото получились замечательные. Собираемся туда в следующем году, ваш обзор пришёлся как нельзя кстати:)

Добрый день, как же вы все хорошо описали, прям самой захотелось. Все фото красочные. Спасибо за такой рассказ!

Какой интересный рассказ. Всегда мечтала побывать на Байкале и прочитав это, прям окунулась в данную атмосферу, красоту, как будто с вами была 😊! Читала прям в захлёб!

Очень интересный рассказ, безумно красивые фотографии! Природа просто завораживает своей чистотой!Обязательно отправимся в такое путешествие семьей )

Согласна, в сезон ценник на турбазе не соразмерно высокий🤦‍♀️А сервис, увы хромает. По бурятской стороне Байкала проехать не планируете?

Мария Сиротина
Имеете ввиду ту базу или вообще все что там?) Сервиса нам было вполне достаточно а гостевом доме, ведь всё время мы катались по самым разным местам сами.
Конечно и по восточному берегу тоже в планах путешествие;)

Прочла ваш долгий и интересный рассказ про Байкал. Очень всё подробно написано и красивые фото, прям завораживает. По вашим рассказам как будто там побывала, тоже захотелось туда

Михаил, очень приятно и интересно читать Ваши истории. Так и мы (вся моя семья) тоже сидеть на месте не можем, хочется весь мир объездить, облететь... ведь столько красоты кругом... Конечно, мы не так много где ещё были, но читая Ваши рассказы, наберемся пока виртуального опыта и все будет впереди))) Очень воодушевило ваше путешествие на кемпере)))
Путешествия - это единственное, что нас делает ещё богаче!...
Желаю Вам побольше самых ярких моментов в жизни!)

Какой у Вас интересный маршрут, очень многое узнала. Большое Вам спасибо!

Спасибо за такой подробный и вдохновляющий пост!
Для меня путешествие в эту точку всегда кажется нереальным. Надеюсь когда-нибудь и мы отправимся в эти чудесные края. Мыс о. Ольхон, да и вся природа ни с чем наверно не сравнится.

Очень интересный и познавательный пост)

Елена pisec88
Удивительный рассказ,всегда мечтали по путешествовать по России например на машине,мне с дочкой такой отдых по душе.
Дочь рассматривае фото и в восторге уже представляет себя на Байкале,спасибо автору за подробное описание и чудесные фото

Как же я люблю Байкал, были здесь в прошлом году, но уже в августе, брали тур на неделю в калейдоскопе. Как же тут понравилось, чудесная природа, сказочно чистый воздух, а как красиво. Вспоминаю и еще раз хочется сюда приехать, правда уже зимой, оценить зимний Байкал. Хотя, мне кажется, что в любое время года тут очень здорово будет отдыхать.

Спасибо за рассказ, верчений легко читается, как будто сама там побыла

Очень познавательная информация для тех кто собирается отдохнуть семьей.Давно планируем съездить на Байкал семьей,узнала для себя очень много полезного и интересного где можно остановиться и в какие места стоит доехать)Спасибо вам за такую полезную информацию !

Это потрясающе! Непередаваемые ощущения! Алтай и Байкал обязательны к посещению.
Непостижимая красота, умиротворение, взгляд внутрь. Все это было!

Ого, как интересно! Всегда хотела побывать в этих местах. Красота природы так и манит. А Вы еще больше замотивировали посетить. Спасибо!!!

Замечательная семья! Замечательное путешествие. Спасибо за столь содержательное описание, заинтересовали.

Ещё архивное видео с того путешествия. Малое море, Приольхонье, озеро Курма.

Крутоооо! Спасибо за Ваши рассказы!
После прочтения, можно определиться с местом отдыха на следующий год)

Какое увлекательное приключение!
Интересно было посмотреть на места, в которых был, только увидеть их без тумана!
Нам очень "повезло" с ним 😄
Но впечатлений от Ольхона нисколько не испортило. Вот видео с нашей поездки - экскурсии на буханке: https://youtu.be/dGh1nATGLCU

Очень впечатляющие пейзажи и колоритные места, После ваших подробных рассказов хочется тоже посетить и увидеть эти уголки природы своими глазами😍

Очень интересно и легко читается! Прекрасно написан текст, все понятно изложено, довольно красочно. Фотографии тоже вызвали эмоции. Замечательная у Вас семья, дружная, я рада за Вас! Очень красивые места на Ольхоне, хотелось бы побывать там тоже когда-нибудь. Особенно впечатлило описание мест, как будто окунули Вы меня в эту красоту. Спасибо за такой рассказ.

Очень красиво !😍Спасибо Михаил за такие интересные рассказы!

Sonechka777
Когда увидела фотографию омуля на костре - сразу вспомнила его бесподобный вкус и аромат. Очень классный трип у вас получился, фотокарточки безумно красивые. На Байкале была много раз и еще столько же хотела бы побывать. Пейзажи и атмосфера мест - не сравнится ни с какими другими.

Приморск, Запорожская обла
Всегда мечтала путешествовать семьей на машине по таким красивым местам. После вашего рассказа буду просить мужа воплотить мои мечты в реальность. Спасибо за интересную статью