|
Хабаровск—Улан-Удэ—Максимиха —Аршан—Листвянка—Иркутск—Ольхон—Хабаровск.
Название имеет двойной смысл:
История началась около пяти лет назад, когда во время очередных посиделок, была затронута тема красивых мест России и прозвучала фраза «Вот бы на Байкал съездить….». Каждый год эта фраза вспоминалась нами, но и только. И вот, в преддверии нового 2013 года, мы с Димой твердо решили: «Надоело мечтать! Едем! ». Соответственно, в местах «службы» были забронированы отпуска на первую половину июня, и началось ожидание лета.
Подготовка состояла в тотальной диагностике автомобиля и приведение его внутренних деталей и узлов в состояние, близкое к идеальному. Так была полностью перебрана подвеска (руками автосервиса), по мере возможностей продиагностирован двигатель (ноутбуком с сервисной программой Nissan + диагностика глазами и ушами) и все, пожалуй. Где-то за три недели до поездки пришло понимание, что ехать «вот-вот», а у нас ни маршрута, ни списка вещей (как, собственно, и самих вещей). В будние дни был тщательно проштудирован раздел «Автопутешествия» по ключевому слову «Байкал», а на выходных собран совет.
Итогом чтения и обсуждения стал такой маршрут:
Хабаровск—Талдан (ночевка)—Чита (ночевка)—Улан-Удэ (ночевка)—Максимиха (два дня)—Аршан (два дня)— Листвянка (два дня) —Ольхон (три дня)—Чита (ночевка)—Талдан (ночевка) —Хабаровск.
Дневные переходы (по плану) не должны были превышать 1 000 км, кроме одного — Ольхон—Чита (1 400 км). Дело в том, что опыт автомобильных путешествий у нас с другом небольшой: самое дальнее расстояние Хабаровск—Находка (820 км). Но мы были уверены, что справимся, все-таки оба с правами — можно меняться.
Ночевки в палатке сразу были посланы «лесом», хотелось цивилизованного отдыха. Но, на случай непредвиденной ночевки в машине, запланировали взять по спальнику. Кроме одежды в список необходимых вещей были внесены:
Детектор и навигатор выпросили у друзей и знакомых, а кальян решили в итоге не брать. Зато гитара заняла свое место на куче вещей в багажнике.
Долго ли, коротко…. Но настал день выезда — 30 июня (воскресенье), 8:30.
Главные действующие лица:
Через Еврейскую Автономную Область вел я, поскольку по работе в декабре месяце исколесил всю ее вдоль и поперек несколько раз. Качество дороги на мой непритязательный вкус — твердая 4. Впечатление портит только участок в несколько километров вокруг поселка Лондоко. На нем гравий плохого качества очень часто чередуется с асфальтом. Подобный ремонт длится уже более полугода и конца ему не видно.
Шли достаточно бойко — 100-120 км/ч, поскольку утром народа на дорогах мало, и через 3,5 часа уже въезжали в Амурскую область.
Буквально через 10 минут попали на самый продолжительный участок строящейся дороги за все время нашего путешествия, где-то 365-392 км от Хабаровска.
Опытным путем было установлено, что самая комфортная скорость по такому покрытию — 80 км/ч. Ниже — сильно трясет, выше — машина начинает «плавать».
Первая остановка сделана через 430 км от начала пути в кафе «Ардор», в нем же останавливались и на обратном пути. Находится на повороте на Архару. Проехать и не заметить — невозможно. Ценник вполне гуманный, покормили вкусно. Особенно порадовал туалет :).
Поменялись местами за рулем, едем дальше.
Трасса М-58 в Амурской области не вызывает особых нареканий: ям не очень много, ремонта дорог тоже мало. Скорость держим 120-130 км/ч. Заправки встречаются достаточно часто, стараемся держать не меньше полбака и заправляться только на «фирменных» заправках. Чтобы не давать рекламу, даю только намек: «зеленая» и «желтая».
Близится вечер, и мы с удивлением видим указатель на Талдан, где собирались ночевать. На улице что-то в районе 8 вечера и останавливаться просто глупо — силы есть, можно ехать. Ну мы и едем… Почему-то в моем мозгу всплывает мысль, что можно заночевать в Ерофее Павловиче, вроде кто-то писал в своем отчете о путешествии, что останавливался там. Едем в Ерофей. Добираемся до него где-то в одиннадцатом часу и с «радостью» узнаем, что мы тут никому не нужны и ночевать, собственно, негде. Точнее, нас отправили в некое общежитие, но его вид и состояние отпугнули даже от мысли зайти и поинтересоваться. Переглянувшись, возвращаемся на трассу. Как раз напротив поворота на Ерофей есть придорожное кафе «Багульник» и здоровенная стоянка.
Кстати, данное слово «Багульник» преследовало нас все путешествие: три или четыре кафе с таким названием, два мотеля и даже садовое товарищество в Бурятской области :).
Спросив на стоянке уже собирающихся спать дальнобойщиков как тут в округе на счет гостиниц, получили ответ, что ближайшая в Чернышевске, до которого нам еще 500 км. Ну что же, вот и она — «непредвиденная ночевка в машине»! :) Выпив по бутылочке пива и отметив тем самым окончание первого дня в пути, мы развернули спальники и попытались уснуть. ЩАС!
Во-первых, конечно, комары. Они прорвались в салон, когда мы перекладывали вещи и совершали вечерний моцион. Пришлось передавить всех.
Во-вторых, некая… кхм… мадам, весьма пьяного и потрепанного вида пыталась забраться на ночевку в кабину грузовика, который вез на платформе один из дальнобойщиков. Веселила она нас еще минут 15.
Теперь о самой ночевке. Задние сиденья X-Trail’а раскладываются в ровный пол с багажником и получается вполне приличная спальная плоскость. НО. Мы же надеялись ночевать цивилизованно, поэтому весь багажник был завален барахлом, которое на передние сиденья было перетащить весьма проблематично, да и долго, поэтому спали на откинутых передних сиденьях. Ну как «спали»… Дремали… В эту ночь я в очередной раз проклял свой двухметровый рост. Диме, с его 1,85м, было несколько комфортней.
За день пройдено 1 300 км за 13,5 часов.
День второй (1 июля)
Подъем приключился в 6 утра, по хабаровскому времени, которое мы еще не перевели. В Амурской области было пять часов. Выйдя из машины, я оглянулся и увидел, что вместо трех фур, рядом с которыми мы приткнулись вечером, возникло еще десяток и несколько легковушек. Данный факт запечатлен на снимке.
Наскоро сполоснув лица водой из бутылки и перекусив тортиком, который нам дала жена Димы, мы садимся за руль и едем дальше. Через 100 км радостно въезжаем в Забайкальский край.
Начинаются перевалы, спуски, подъемы. Удивительно видеть, что ты наверху перевала, а под тобой то ли большая туманность, то ли низкое облако и тебе надо в него въехать. Непередаваемое ощущение.
Через некоторое время замечаем, что бензина у нас все меньше и меньше, поскольку вчера мы, надеясь на нормальную ночевку, не удосужились залить полный бак и ночевали с половиной. А заправок все нет… Точнее, была одна, но у нее был настолько удручающий вид, что мы не рискнули ничего на ней залить. Едем дальше, сильно не гоним, чтобы не вызывать повышенный расход. Я тем временем лезу в интернет и ищу «заправки Забайкальский край». Результаты удручают — все крупные заправки либо в Чернышевске, до которого нам еще километров 300, либо в Чите, что вообще далеко. Дожидаемся загоревшей лампочки и встаем в кармане у трассы, чтобы воспользоваться предварительно наполненной канистрой на 25 литров. Форма и конструкция ее были далеки от идеальной, а воронки у нас, естественно, нет. С помощью ножа и пластиковой бутылки изготовлено некое подобие воронки, вставлено в горловину бензобака, и Дима встает в позу. Пока приноровились давать нужный «напор», пролили литра два точно.
Снова в путь. Зорко посматриваем по сторонам в надежде увидеть знак «АЗС». И вот на 1615-ом километре видим подобие оазиса: заправка, которая еще страшнее пропущенной нами, туалет, кафе и шиномонтаж. Плюнув на предосторожности, заливаем 15 литров 92-ого к тем 25-ти, что плещутся у нас в баке. По расчетам, до Чернышевска должно хватить. Попытались позавтракать в кафе, но попали на утреннюю пересменку. Что же, надеемся на Чернышевск…
Примерно на 1 800-ом километре навигатор радостно объявляет, что пора сворачивать. Делать нечего — слева и правда, виднеются какие-то строения. Съезжаем, и оказываемся на проселочной дороге плохого качества, а навигатор рисует нам движение по ней. Трясясь на ухабах и ругаясь матом, едем и примерно через километр подъезжаем к самому Чернышевску. У нас две цели: полный бак и поесть, ибо на часах почти 11, а тортик как-то не насытил. Подвезли местных жителей, они нам обрисовали где тут «ближайшая заправка», на которой, как оказалось, цена бензина равна хабаровской. После заправки на противоположном конце города была найдена «Позная», в которой мы с удовольствием позавтракообедали.
Как выяснилось на обратном пути, в Чернышевск есть четыре въезда. Два крайних — паршивые, а центральные — в порядке. Да и заправка стоит прямо на трассе, хотя цена на бензин такая же, как и в городе.
С плотно набитыми желудками мы по отвратительнейшей дороге возвращаемся на трассу и направляемся в сторону Читы, в которой собрались ночевать. Трасса замечательная: ремонтов нет, впечатление портят только ямы, но от них деваться некуда. Машин мало, скорость держим 120-140.
Буквально через три часа мы подъезжаем к указателю с надписью «Чита». На часах 13:30, снова мы не совпали с графиком. Открываем навигатор, прокладываем маршрут до Улан-Удэ, 670 километров. К тому моменту мы окончательно поняли, что наша средняя скорость по итогам дня равняется 100 км/ч (с учетом заправок, остановок и обедов). Решено — едем в Бурятию. На ближайшей заправке вновь заливаем полный бак, берем несколько бутылок энергетических напитков и несколько шоколадных батончиков.
Дорога стала заметно хуже, чем до Читы (еще бы — ведь Путин по этому куску не ездил…), но вполне терпимо. Скорость та же, с заправками проблем нет. Зато есть проблемы со связью! Примерно на протяжении 60 километров (200-260км трассы М55) нет сотовой связи. У нас были симки «Билайна» и «МТС», постоянно смотрели на телефоны — ничего. А дорога, как назло, на этом участке местами ремонтируется, плюс дождик. Если что-то случится — даже вызвать никого нельзя. Слава Богу, все обошлось, но на обратном пути решили быть особенно аккуратны в этом месте.
К Улан-Удэ подъезжали в районе 10 вечера (по-нашему) или в 20:00 по-местному. Предварительно через 2GIS была найдена и забронирована недорогая гостиница на одну ночевку. Перед самим Улан-Удэ несколько небольших поселков, которые стоят прямо на трассе: узкие дороги, куча машин, скорость движения 40 км/ч. Зато какие виды! Практически вдоль дороги течет река Селенга, и, когда машина поднимается на холмики, открываются замечательные пейзажи.
Телефон уверенно ведет нас к месту ночевки. По причине вечера, на дорогах достаточно мало машин. Буквально в течение получаса доезжаем до гостиницы, селимся, заказываем ужин в номер и в душ. Господи, спасибо тебе за горячую воду и возможность мыться! Наскоро перекусив и выпив по бутылочке пива, завалились на кровати и стали смотреть какое-то кино, благо, что в номере есть кабельное ТВ. Спать не хотелось — сказывалось напряжение и n-ное количество энергетиков в организме. Но рано или поздно, сон все равно взял свое.
За день пройдено 1 400 км за 16 часов.
День третий (2 июля)
Подъем в 7 утра, поскольку договорились с администратором оплатить только половину суток. Помывка, заправка через дорогу и в путь. На выезде из города сделали пару фотографий. Держим курс на Иволгинский дацан. По навигатору до него чуть около 40 километров. Проезжая мост через Селенгу, на горке увидели памятник в виде двух оленей, на которых другие «олени» понаписали кучу всяких надписей (руки бы оборвать).
При въезде в Иволгинск на горе увидели выложенную из камней буддийскую мантру «Ом Мани Бадмэ Хум».
Через некоторое время — вот он, Дацан. Время раннее, около 10 утра, людей/туристов мало. Просто прошли кругом по дацану, повращали все молитвенные барабаны, которые нашли, пофотографировали. Самое главное — сувениры, тем более, что это была первая наша сувенирная точка во всем отпуске. Глаза хотели накупить ВСЕГО, но мы сдержались, потратив только по 1 000 рублей. По времени экскурсия заняла не более часа.
Куплено сувенирное кольцо, с вращающимся «барабаном».
Итак, двигаем в следующую точку — с. Максимиха (восточное побережье, недалеко от Усть-Баргузина). Для этого нам надо вернуться в Улан-Удэ и выехать из него по северной дороге. В городе, при въезде на главную дорогу с второстепенной, зацепил бампером «Калдину» (уважаемый владелец, если читаете этот отзыв — еще раз прошу прощения).
Неприятно, но не смертельно. Особенно с учетом того, что машина ДПС прибыла через пять минут, а через сорок мы уже ехали дальше. Более ничего интересного тут уже не произошло, кроме пополнения запасов алкогольной продукции в виде пива. По навигатору и указателям нам необходимо проехать 230 км.
По дороге нас встретил ремонтируемый участок протяженностью километров 15 — ничего страшного, так же проезжаем на скорости в 80 км/ч. Весь остальной путь — хорошая дорога.
Лишь перед самой Максимихой (где-то с 213-ого километра) на дорогу откровенно плюнули — разбитый асфальт, перемежаемый грунтовкой и ямами. Не критично, но надо быть осторожными.
Местный орбит. Наверняка полезно, но очень невкусно.
Максимиха. Никаких номеров/домиков не бронировали, были уверены, что найдем себе местечко, ибо интернет говорил о четырех базах отдыха в этом районе. Буквально со второй попытки наткнулись на Гостевой дом «Маяк». Добрые и душевные хозяева, приятное место, невысокий ценник (700 рублей с человека). Остаемся. Поскольку была вторая половина дня, мы уже ничего затевать не стали: охладили и выпили пиво, перекусили чем Бог послал и поехали кататься на катамаране, принадлежавшем хозяевам. Не сказать, что данная бухта особо восхищает видами, поэтому фото с катамарана практически не делали. На следующий день договорились с хозяевами о поездке на мыс Нижнее Изголовье (южная точка полуострова Святой Нос).
За день пройдено около 400 км.
День четвертый (3 июля)
Утро нас встретило прохладой и замечательным рассветом (ну вот не спалось мне в 5 утра…).
А в 10 утра начался сильный дождь, который не прекращался до самого вечера. Само собой, ни о какой поездке речь уже не шла, поэтому мы устроили себе пассивный отдых — ноутбук с фильмами, омуль и пенные напитки. Вечером — баня и купание в Байкале. Вода просто ледяная, около +12. Поэтому сил хватало только окунуться и бежать обратно в баню. На следующий день планируем с утра ехать в Аршан.
День пятый (4 июля)
Побудка в 10 утра, торопиться некуда — отпуск. На улице солнце. Хозяин говорит, что вода спокойная и можно плыть. Коротко посовещавшись, соглашаемся, авось потом наверстаем график поездки. Ну что я Вам скажу…. Сидеть на корме под диким ветром, под брызгами от волн и вообще в холоде — удовольствие сильно ниже среднего. Буквально через 15 минут я был мокрый и замерзший насквозь.
В итоге пересел спиной к креслу капитана — стало легче. Первой остановкой нашей поездки были «Королевские ворота».
На берегу лежит лед. Судя по датчикам катера: вода — 4 градуса, воздух — 9 градусов. Через пару километров от ворот нас высаживают на берег и отпускают погулять. Красивая, дикая природа, хотя и не обошлось без следов жизнедеятельности людей.
Дима изображает нечто рогатое.
На берегу найдена табличка «Паром».
Через полтора часа нас подбирают и мы идем/плывем назад.
На часах около 15:00. Прыгаем в машину и едем в сторону Аршана, причем понятно, что сегодня мы явно не доберемся. Значит, будем искать ночлег в пути. Навигатор «Навител» и Яндекс. Карты рисуют дорогу в обход Улан-Удэ. Странно…. Когда доезжаем до поворота, который предложен нам для «обхода», понимаем, что никаких указателей, типа, «Иркутск туда», или еще подобных, нет. Никому не верим и едем в Улан-Удэ, а потом прокладываем дорогу до Аршана. Дорога ничем особым не отметилась, абсолютно средняя: ямы, небольшие ремонты, вдоль Байкала серпантин и короткие перевалы.
Поднялись на перевал и увидели ЭТО.
Около 22 часов подъезжаем к Байкальску и прямо на въезде видим указатель «Гостиница «Орлиное гнездо». Едем по указателям, находим администратора и уже через 10 минут заселяемся в, цитирую, «ОЧЕНЬ дорогой номер, Вы не возьмете» за 2 000 рублей сутки. В номере комната с двуспальной и односпальной кроватями, прихожей со столом и шкафом и здоровенной угловой ванной. Кстати, встретили земляков из Хабаровска на новом «Аутлендере», которые ехали на Черное море. Пожелали друг другу удачи и отправились спать.
За день пройдено 450 км.
День шестой (5 июля)
Снова утро, снова подъем, душ и завтрак. Ехать до Аршана всего 160 километров. Слюдянку и Култук проехали быстро и без приключений, повернули на трассу А-164. Дорога нормальная, без сюрпризов. Очень обидно, что не увидели Саяны — погода была плохая, и горы прятались в облаках. Буквально через 2 часа въезжаем в Аршан.
Скорость сразу падает до 20 км/ч, ибо на дороге куча машин и шмыгающих под колеса пешеходов. Вокруг множество закусочных, гостиниц, мотелей, табличек «Сдам жилье». Доехали до рынка, бросили машину и пошли вслед за толпой, ибо ничего тут не знаем. Тропинка пролегала по холму над горной речкой, название которой мы так и не узнали. Очень красивые места! Дошли только до первого водопада и повернули обратно.
Водопад. И тут все поисписали.
Перекусили на рынке, вновь купили по паре-тройке сувениров и поехали обратно к Байкалу. Ночевать планировали уже в Листвянке. Практически сразу за Култуком начался путь по перевалам (около 70 км). Тихий ужас! Куча фур, которые просто не могут ехать в горку больше 40, обогнать их никакой возможности, поскольку на встречке тоже куча народа. Остается одно — запастись терпением. В итоге на этот участок потратили больше полутора часов. Но вот вырвались, газу и скорее в Иркутск. В городе не останавливались, сразу проложили дорогу до Листвянки. Проехали по ГЭС.
На выезде из города попали в пробку. Оказалось, что в пятницу вечером многие жители Иркутска едут на дачи, базы отдыха и прочее как раз в нужном нам направлении. Но пробка достаточно быстро рассосалась, и мы без проблем доехали до Листвянки. Еще в дороге открыли 2GIS и за 10 минут нашли себе базу отдыха. Вскоре мы на месте, заселились, передохнули и пошли гулять по набережной.
Первое впечатление — европейский тихий курорт. Все самое интересное, включая лучшие гостиницы, сосредоточено возле набережной, мирно курсирует народ, тихо и спокойно. Совершив короткий променад и узнав про местные экстремальные и не очень экскурсии, мы возвращаемся к себе, попутно купив мяса для шашлыка. Вечер прошел в теплой и вкусной обстановке :).
За день пройдено 440 км.
День седьмой (6 июля)
Утро в очередной раз встречает нас дождем. Не очень сильным, но достаточно противным. Само собой, на экскурсии ехать никакого смысла, поскольку все они подразумевают нахождение на свежем воздухе. Выбираем развлечение в виде посещение Нерпинария. За билеты отдали по 300 рублей. Оно того стоило: нерпы весьма забавные и трюки неплохие исполняют. Более заняться нечем, поэтому остаток дня прошел по уже привычному сценарию — ноутбук-пиво-омуль. На ужин пожарили себе остаток шашлыков, спрятав мангал под деревом. Следующую ночевку решено провести в Иркутске. В очередной раз воспользовавшись 2GIS, бронируем себе двухкомнатную квартиру в «Иркутск Хостел» за 2 800/сутки.
За день пройдено 0 км.
День восьмой (7 июля)
Просыпаемся и видим, что на улице распогодилось. Тваюмать! Но мы своих планов не меняем — оставаться не будем. На выезде из Листвянки находим горнолыжную базу и поднимаемся на гору на фуникулере.
Пройдя метров 200 выходим на обзорную площадку под кодовым названием «Камень Черского».
Спускаемся, садимся в машину и двигаем в сторону Иркутска. По пути планировали заехать в архитектурно-этнографический музей Тальцы, но пропустили поворот на него и поняли это только километров через 20. Решили, что не судьба, и продолжили движение. По навигатору и 2GIS достаточно быстро добрались до хостела, бросили вещи и отправились пешком исследовать центр города. Архитектура достаточно сильно похожа на хабаровскую, видимо застраивались примерно в одно время. Прогулялись по пешеходной улице Урицкого. Стандартный набор — бутики, магазины, закусочные.
Затем вышли на площадь Труда, на которой расположен цирк и какое-то административное здание. Сфотографировали два памятника, объяснять кто это не буду — думаю все узнали.
Пошел ливень, и мы вернулись в квартиру, где и провели остаток дня и ночи. Жаль, подозреваю, что еще много интересного в городе мы не увидели.
За день пройдено 80 км.
День девятый (8 июля)
Ну вот, перед нами последняя точка нашего путешествия по Байкалу — остров Ольхон. Поскольку уже подошел интервал, мы едем на СТО менять в Хитриле масло. По направлению к Якутскому тракту найдена станция «Фильтр», где нам в течение 20 минут поменяло масло, сменили воздушный и масляный фильтры и залили омывайку. Вновь доверившись навигатору, выезжаем из города и едем на северо-восток. Дорога абсолютно нормальная, даже живописная. Есть лишь грунтовый участок километров в 20.
Когда до Сахюрты (паромная переправа) оставалось километров 100, начали увеличивать скорость и обгонять все попутные автомобили. Причина банальна: в интернете начитались кучу отзывов про часы ожидания паромной переправы, а каждая попутка — твой потенциальный конкурент в очереди. Когда добрались до переправы, увидели отходящие паромы «Дорожник» и «Ольхонские ворота», в очереди мы стояли 25-ые. Снова в интернет: читаем, что на «Дорожник» нам не попасть, поскольку на нем переправляются местные и льготники, а «Ворота» вмещают 20 машин. Значит, попадем мы только на второй. В ожидании парома мы поели, подремали, посмотрели кино на ноутбуке.
Через час загрузили следующую партию на паром и стали 5-ми в очереди. Еще через час подошли оба парома сразу, а ни одного «местного и льготника» не оказалось, поэтому мы попали на «Дорожник». 20 минут и мы на острове. Начинаются сюрпризы: асфальта на Ольхоне нет. До Хужира (главный населенный пункт на острове) ехать 30 километров по «направлению».
Снова 80 км/ч, снова вполне терпимая тряска. За окном все коричнево-серое, ни одного зеленого пятнышка, только ближе к Хужиру начали появляться деревья. Перед самым Хужиром видим указатель «Baikal View Hotel», его мы забронировали на три ночи еще в Хабаровске.
Откровенно недешево, но на наш взгляд он того стоит. Заселились в номер: свежепостроенные корпуса, отделка деревом внутри, отопление, душ, телевизор. После душа сразу отправились в бассейн. Только из-за него можно заселяться в эту гостиницу: 15*20м, переменная глубина, подогрев, защита от ветра, лежаки и много солнца. Вечером поужинали в ресторане, посмотрели кино и спать.
За день пройдено 270 км.
День десятый (9 июля)
Завтрак входит в стоимость жилья, шведский стол. Всего много и вкусно. После завтрака пошли общаться с администратором и инфоцентром. Еще сюрпризы: на Ольхоне банкоматов нет (хорошо, что в Иркутске сняли денег с карт), заправок нет. С этим хуже — у нас меньше полбака. Выяснили, что ближайшим туристическим объектом является священное озеро Шара-Нур и находится оно «вон в той стороне». Садимся в машину и едем в «ту сторону». Весь остров испещрен накатанными направлениями. Поскольку камней и ям/оврагов очень мало можно ехать куда заблагорассудится. Открываем вид на Ольхон со спутника и выбираем примерное направление движения, на пути у нас холмы и лес. Если до Хужира от самого Хабаровска можно добраться на любой машине (даже на маленькой, типа «Vitz»), то по самому острову надо, как минимум, кроссовер. И дело даже не в полном приводе, а в его совокупности с клиренсом. По каким только горкам мы не покатались!
Это не кривые руки, это такой уклон дороги.
В итоге, проехав по какому-то логу, мы приехали на противоположную часть острова в бухту Ташкиней. Сделали пару снимков и поехали обратно.
По тому же спутнику нашли другую дорогу, которая вроде должна была вывести нас к озеру. Вот только теперь нам приходилось ехать в горку по лесу. Буквально через полчаса мы увидели Шара-Нур. По фотографиям в путеводителях он выглядит интереснее и больше. По факту — метров 50 в поперечнике, полоса метров 15 из целебной грязи вокруг озера. В отеле нам сказали, что в озере можно купаться, но мы не рискнули, поскольку выходить надо по грязи, а помыться негде.
Отправились искать следующий объект — Ведьмины круги. По рассказам, они представляют собой круги зеленой травы диаметром 15-20 метров. Вроде и дорога та была, и направление, но ничего подобного мы не увидели. Поэтому поехали к озеру Ханхой. Раньше это был залив на острове, а потом намело косу, и получилось озеро. Сейчас оно соединяется с Байкалом узким проливом шириной метров в 10. Коса перегорожена шлагбаумом, и попасть на нее можно пешком, что мы и сделали.
Озеро все в каких-то водорослях и траве, купаться в нем совершенно не захотелось. На самой косе сумасшедший ветер, дующий с Байкала. Немногие «дикари» поставили палатки за небольшим барханом, чтобы хоть как-то от него спрятаться. Опять в машину и поднимаемся по холмам к побережью острова. Тут и началась самая красота. Высота обрывов метров по 50, скалы, вода, холмы, которые видно через Малое море. Обидно, что фотографии совершенно не передают открывающиеся виды — получается просто плоская картинка.
То ли пугает, то ли предупреждает.
Местный житель. Подобных ему в округе превеликое множество.
Так же по холмам мы отправились к мысу Кобылья голова. В одном месте получилось спуститься к воде. Сразу видно — наши отдыхали: вокруг следы костров, бутылки, бумажки. Берег весь состоит из округлых камней, которые можно использовать как строительный материал. С их помощью и выстроили свою пирамиду.
После этого привала мы отправились в Хужир, чтобы пообедать. Ценник на еду (да и все остальное) явно выше, чем на материке. Хозяин позной предложил сфотографироваться в доспехах Чингисхана, которые выковали и собрали местные умельцы. Я в них не полез, зато мы нарядили Диму. Не знаю, насколько они похожи на чингисхановские, но выглядят и весят весьма внушительно.
В местном магазине было вновь куплено мясо для шашлыка и пиво. Вернулись в отель, подремали часик и решили заняться спортом — взять напрокат велосипеды. В последний раз я сидел на двухколесном чуде больше 20 лет назад, еще в детстве, но как говорится «если умел кататься — не забудешь». Выбрали себе в пункте проката двух коней (на меня кое-как нашли подходящий по габаритам) и выехали на дорогу. Дорога — земляная колея, в середине которой нанос из песка. Именно в эти середины я вечно и зарывался. Хорошо хоть ни разу упал, хотя из седла пару раз практически вылетел. В холмы решили не лезть, поэтому маршрут наш прошел через лесок с выездом на главную дорогу острова. А в этом леске оказалась местная помойка: километров пять разбросанного ровным слоем мусора. Хоть бы кучами сваливали, ей Богу! В итоге, где-то через час, мы вернулись в отель, проехав около 20 километров. Следующие два дня я ходил с трудом :). Вечером нас ждал костер, мангал, шашлыки, виски и гитара.
Познакомившись с молодой парой из Иркутска, мы засиделись далеко за полночь, спалив все заготовленные на специальной площадке дрова.
За день пройдено мало :).
День одиннадцатый (10 июля)
Последний день нашего отдыха. После завтрака заливаем 20 литров из канистры в бак и едем на самую северную точку острова — мыс Хобой. Километров через тридцать, когда начался лес, мы видим шлагбаум и «лесничего». В разговоре с ним мы узнаем, что для того, чтобы проехать в данную экологическую зону, надо пройти зарегистрироваться и заплатить сбор. Тваюмать №2! И так бензина мало. Делать нечего — возвращаемся за 30 км в Хужир, находим инфо-центр, платим что-то около 500 рублей за машину и двух человек, едем обратно. На наш пропуск даже не взглянули и пропустили за шлагбаум. Через пару километров начинается участок, из-за которого ехать надо только на кроссовере минимум — метров 200 рыхлого песка, в котором встречаются булыжники. Останавливаться нельзя, проходим на одном дыхании. За Песчаной начинается лес. Это, пожалуй, самый плохой участок за всю нашу поездку по Ольхону — камни, корни деревьев, подъемы, спуски, ОЧЕНЬ глубокие колеи, которые мы проходили по гребню. Дорога вечно разделяется, но потом соединяется обратно. Видимо альтернативные участки проложены для тех случаев, когда по основным нельзя пройти в плохую погоду. Сплошная лотерея — какая дорога хуже :). В итоге едем как получается. От шлагбаума до первого туристического места мы прошли около 20 километров, это был мыс Саган-Хушун. И вновь в зобу дыханье сперло — красота неимоверная. Многие туристы просто садятся на склоне и смотрят вдаль: не хочется ни говорить, ни шевелиться.
Сделав несколько снимков, продолжаем ехать к Хобою. Дорога занимает еще километров 5. В итоге надо оставить машину на площадке и идти к мысу пешком около 500 или больше метров. Вновь внизу обрыв, скалы и Байкал. Ни в сказке сказать, ни пером. Честно — это надо просто видеть.
Впечатленные, едем обратно в отель. Вдруг вспомнили, что мы еще не посетили главную достопримечательность острова — скала Шаманка на мысе Бурхан. Заехали, сфотографировали. Совершенно не зацепило после увиденного, просто поставили галочку для себя «Шаманку видели».
В отеле состоялся послеобеденный сон, сбор вещей, посещение сауны (кстати, бесплатной) и ужин в ресторане. Все, спать.
За день пройдено почти 200 км.
День двенадцатый (11 июля)
Подъем в 5:40 утра. Быстрый душ, сдача номера и в машину. Нам необходимо успеть на самый первый паром в 7 утра. По дороге обогнали три очень медленно ползущие машины и где-то в 6:50 уже были у переправы пятыми в очереди. Вновь попали на «Дорожник» и через полчаса уже были на материке. Перед нами уже знакомая дорога, но непременно нужна заправка — горит лампочка. Километров через 8 находим оную, заправляем полный бак и в путь. Иркутск в итоге проскочили быстро, по объездной дороге. Серпантин с перевалами одолели меньше, чем за час. В Култуке попали на закрытый железнодорожный переезд: колонна из машин 50 стояла больше получаса. В Слюдянке сотрудники полиции ломали рыбно-сувенирный рынок у дороги, типа «не положено торговать у федеральной трассы». Несколько раз в пути нас застигал дождь, причем он шел стеной, и нам приходилось значительно снижать скорость. По еще одной объездной обошли Улан-Удэ. Ночевать встали в машине на какой-то парковке, не доезжая 200 километров до Читы.
За день пройдено 1 150 км.
День тринадцатый (12 июля)
Встаем в 6:00, протираем глаза руками и в путь. Дорога не изменилась совершенно. После Читы ехали со скоростью около 140 км/ч. Помня о проблемах с заправками, не пренебрегаем никакими, даже на паре «сомнительных» вливали по 15 литров. Кстати, это никак не аукнулось на состоянии автомобиля и качестве движения. Пересекли границу с Амурской областью. Ночевали возле заправки у реки Зея.
За день пройдено 1 600 км.
День четырнадцатый, заключительный (13 июля)
Подъем в шесть утра. Педаль в пол и скорее домой. Все знакомо, особенно ЕАО. Где-то в три часа дня въехали на Хабаровский мост. Посмотрели на одометр — общий пробег за две недели составил 8 055 км.
Приключение окончено.
Итоги:
Общая информация:
Всем спасибо за внимание. Если показалось, что мало фото — специально не стал перегружать отчет. Да и сложно выбрать из почти двух тысяч снимков «самые-самые». Если будут какие-то вопросы — с удовольствием отвечу.