Новогодний Кавказ 2016. Часть 1

29.03.2016 | 17443 просмотра

Мы вернулись живые и здоровые из большого зимнего путешествия по Кавказу, проехав около 6000 км.

Основные внедорожные участки пришлись на Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и Северную Осетию. Экспедиция продолжалась 20 дней и была осуществлена на 6 полноприводных автомобилях.

Перепад температур в пути составил от +10 до -23 градусов.

Наши машины поднялись на максимальную высоту в 2860 метров. Мы сами поднялись на максимальную высоту 4200 метров на г. Эльбрус.

К сожалению, из-за ряда факторов не все получилось так, как задумывалось, но нам все равно удалось посмотреть кучу интересностей, проехать по заснеженным серпантинам и получить бесценный опыт «общения» с зимними горами.

Несмотря на то что поездка планировалась аж с сентября месяца, самые серьезные изменения произошли меньше чем за неделю до выезда. По уважительной причине снялся ведущий по горной местности экипаж — единственный, кто знал данную местность, имел опыт подобных зимних поездок, вплотную занимался разработкой маршрута, короче, понимал как, куда и для чего мы едем.

Ничего не поделаешь, пришлось брать инициативу в свои руки и по наводкам, объяснениям и материалам, которые мы успели подготовить в дикой спешке, вести колонну.

Старт был назначен на 26 декабря.

По традиции собираемся возле одного из Макдональдсов.

На данном этапе наша колонна состояла из 4 машин и 11 человек:

Уаз-Хантер — Саша, я, дочки Ксюша и Яна, еще один Уаз-Хантер — Игорь и Сергей, Уаз-Патриот — Женя и Аня, ТагАЗ — Сергей, Саша и Даша. Еще 2 Патриота должны были нас догнать ближе к Новому году.

Клеим наклейки автопробега.

Начинаем движение по платной трассе «Дон». Сегодня надо пройти чуть более 700 километров. Нескатанная колонна идет неспешно для такого расстояния — 90-100 км/ч.

Перед каждым пунктом оплаты небольшие, но заторы, что совсем не способствует скорости движения.

Пламенный призыв. А ты заплатил налоги?!

Стараемся делать остановки только на дозаправку. 2 машины идут на бензине, 2 на газу.

Случается неприятность — у одного из Хатнеров отказывает антенна СиБишки, оставаться без связи в самом начале пути совсем не хотелось, поэтому принялись за поиски соответствующего автомагазина.

Вскоре связь была налажена, однако ненадолго. Буквально через пару дней рация откажется говорить, а будет только принимать. Так экипаж до самого конца путешествия останется, как собака — понимающим, но молчаливым.

Тем временем темнеет, заторы на пикетах несколько увеличиваются, видимо, народ едет домой.

Миновав Московскую, Тульскую, Липецкую и Воронежскую области, добираемся до Ростовской, где останавливаемся на ночевку в районе Миллерово.

Ужин и болтовня у костра, несмотря на всеобщую усталость. Только начавшийся дождь сумел нас разогнать.

Утро радует иногда проглядывающим солнышком и теплом, напомню, на дворе 27 декабря!

Сбор шмурдяка, в этом плане первые дни путешествия самые тяжелые т.к. одно дело тщательно укладывать вещи дома и совсем другое каждый день быстро доставать их и быстро собирать.

Утренний чай.

Наполнение термосов перед дальней дорогой, сегодня нам вновь нужно было преодолеть около 700 километров.

Но сначала весело и задорно выбрасывались с места стоянки, прошедший ночью дождь прибавил грязюки.

Заезжаем в Миллерово, дабы заправить газовый баллон для плитки.

А потом вновь, выходим на «Дон».

Сегодня ехалось гораздо бодрее: и скорость у колонны была повыше, и маневры резче, правда, несколько раз пришлось потолкаться и пообъезжать пробки.

Так, уходя от очередного затора, мы оказались в столице Донского казачества — городе Новочеркасске.

Как олицетворение мужества и непокорности, которыми славятся донские казаки, Юбилейную площадь города украшают вздыбленные кони.

Одна из двух Триумфальных арок, построенная в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

Поводом для возведения сразу двух арок стал ожидаемый визит в Новочеркасск императора Александра I, однако точно не было известно с какой именно стороны он приедет, поэтому решили перестраховаться и соорудили сразу две: одна с запада, другая с северо-востока. Арки стали первыми достопримечательностями города.

Темнеет, в Краснодарском крае дикий ветер и ливень. Летим по прибором, особенно стремно обгонять фуры.

Наконец, уходим с трассы. Сегодня мы должны оказаться в горах, и по карте они вроде как вокруг нас есть, но в потемках разглядеть никак не удается.

Недалеко от дороги горит степь, причем видно, что пожар по площади очень приличный, но его никто не тушит.

Упираемся в границу с Карачаево-Черкесией, до места стоянки нам остается около 2 километров, смеемся, что Яндекс почему-то рисует нам пробку в этих глухих местах, несмотря на ночь.

Оказалось, что смеялись зря — на границе пост ДПС, где тормозят все машины подряд. Наша колонна не становится исключением. Это была первая остановка гайцами за полторы тысячи км, забегая вперед, скажу, что, начиная с этого момента, нас тормозили постоянно, часто по несколько раз за день.

На посту все серьезно, проверяют документы, спрашивают откуда-куда-зачем-чего везете-наркотики-оружие. Господин ГИБДДшник забирает у Саши и Жени права и исчезает в будке. Идем толпой разбираться, пытаясь применить подсказанную бывалыми фразу: «Едем к Вам в ГОСТИ, посмотреть на Ваши ГОРЫ». В ответ получаем, что это не их горы — горы дальше. У нас не сработало, зато сработало у Саши — после такого «пароля» штраф за отсутствие брызговиков ему начали «выписывать» обратной стороной ручки, когда дело дошло до Жени, у которого не горела подсветка заднего номера (страшные нарушения, правда?!), он предложил устранить неисправность на месте, гордо достав чемодан с инструментами. В итоге на нас замахали руками и под аккомпанемент: «Пусть едут уже отсюда, а то сейчас полмашины здесь разберут» мы продолжили движение.

В Курджиново мы заправились на очень страшной заправке, гордо именуемой «Роснефть» и полезли в гору, приметив на карте плато с чем-то похожим на лес по краю.

Плато оказалось довольно ровным кошенным полем. Тут мы и устроились.

Ночь и утро были очень теплыми - термометр показал нам +10.

На горизонте действительно были горы.

А кое-где белел снег. За последние дни мы настолько привыкли к его отсутствию и теплу, что снег казался чем-то нереальным. Внутри сидела тихая надежда, что такая погода будет и дальше,
а спальники на -38 мы купили исключительно с перепугу.

Гора выше облака.

Спускаемся с места ночевки.

Мы снова в Курджиново. Вот так фигурно здесь укладывают дрова.

Дальше нам предстояло двигаться вдоль реки Большая Лаба за Пхию.

Река Большая Лаба.

Качество дороги оставляло желать лучшего, поэтому травимся.

Но быстро двигаться у нас все равно не получалось из-за постоянных остановок на фотосессию. Ну как можно просто ехать, когда мы 2 дня кроме шоссе и фур вокруг себя ничего не видели, а тут такая красота, да еще тепло и солнечно!

Некоторые ради удачного кадра готовы были утопиться :)

Через реку перекинуто множество мостиков, почти все они в плохом состоянии, но по ним продолжают ездить.

Останавливаемся возле родника неподалеку от строящихся домов отдыха.

Дорога местами довольно узкая и прорублена через скалы, однако по ней ездят не только легковушки,
но и трактора, и лесовозы.

Прямо на одной из скал прикреплена табличка.

Снова остановка, на этот раз возле шумного речного переката.

Гуляем по огромному булыжнику.

Самые отважные лазают вдоль русла.

Вода в реке имеет яркий изумрудный цвет, но почему-то бурля и образуя водопадики становится насыщено-голубой.

Неподалеку от переката вот такой огромный камень.

С гор то там, то тут бегут ручьи.

Замерзая, они образуют причудливое кружево.

На самом деле для нас вопрос температуры и наличия льда стоял в первую очередь из-за мяса, которое мы опрометчиво взяли с собой. Теперь оно растаяло и вознамерилось стухнуть, а мы пытались этому всячески противостоять. По этому, увидев приток Лабы, где сохранился снег, мы были просто счастливы!

Перемешиваем мясо со льдом в контейнере.

Здесь же устроили небольшой обеденный перекус.

Вот такая скала возвышалась над нами, пока ели, гадали какой она высоты.

Подъезжаем в Дамхурцу.

Вокруг нежилого вида домики.

Зато гуляют лошадки.

Отсюда начинается территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника «Карапырь». Нас пугают табличками «Кордон» и «Тупик. Приграничная зона». Но мы все равно крадемся.

В итоге ни в заповеднике, ни на Загеданской погранзаставе никто нас не остановил, да и вообще людей мы не видели.

Так неспешно мы докатились до Пхии.

Тут нас застал закат.

Дальше начиналось самое интересное: из Пхии мы планировали прорваться на Домбай. Вообще, данный участок считается непроходимым даже летом, однако, мы решили рискнуть.

Все началось с брода: https://www.youtube.com/watch?v=cLVrKdNF7nk

Продолжилось подъемом в гору по серпантину. Сначала начал появляться лед, потом снег, а потом дорога и вовсе оказалась заметенной. Но нам повезло — некоторое расстояние мы ехали по следам ратрака, потом, к сожалению, он ушел на отворотку, а мы начали тропить. Понимать насколько тяжело тропить снег, поднимаясь в гору, может только тот, кто хоть раз делал это. Наш УАЗка начал призывно мигать лампочкой масла, и вперед отправился ТагАЗ на более подходящих 33-их колесах с зимней резиной.

«Опасно. Высади людей», — гласит табличка. На тот момент мы просто поржали над ней.

Однако, за табличкой оказался небольшой ручеек и крутой (как нам тогда показалось, потом-то лазили и круче) подъем. Решено было надевать цепи. И вот тут-то у нас возникла реальная проблема! Примеряйте цепи ПЕРЕД выездом — говорили нам умные люди. Но куда там, при спешке, в которой мы собирались! Цепи оказались малы: 30 вместо 32!

Сеанс хорового одевания маленьких цепей. Примерно через 1,5 часа передний мост оказался в оковах.
6 мужиков руками реально растянули цепь.

Вообще, на этом этапе в темноте уже совершенно ничего, кроме как поужинать и лечь спать, не хотелось, но решили на гору все-таки влезть.

И вот Сережа на низком старте. Он откатывается в ручей, что бы взять разгон, тапка в пол и... На фотке видно, сколько он проехал, остановил его резкий неприятный звук.

Откатился обратно, снова полез вверх, звук повторился, и сомнений не осталось — с машиной какая-то шляпа.

С редуктора заднего моста лило масло.

На этой оптимистической ноте решили ставиться, а что делать дальше, решать посветлу.

Утро в лагере.

Ничего хорошего мы не увидели.

Вчера во время подъема по целине на цепях и на 33-х колёсах (вместо штатных 30-х), видимо, вывесили диагоналку, сработал самоблок в заднем мосту и всё разворотил (главную пару, диф и крышку редуктора). Машина стала переднеприводной.

Несмотря на то, что нам удалось преодолеть более половины пути, было принято волевое решение возвращаться на асфальт. Оставшаяся часть, а особенно 2 километра в самом конце, были гораздо сложнее. Отправлять одинокий недопривод по малонаселенной местности не решились.

Медленно и печально мы возвращались в Курджиново.

Сегодня было пасмурно и ветрено. Дорога вдоль Большой Лабы, вызывавшая вчера столько восторгов, казалась длинной и нудной.

Посередине пришлось сделать привал и снять задний кардан.

На асфальте мы расстались с экипажем ТаГаза: ребята, поймав связь, принялись искать телефоны разборок в окрестных городах, чтобы купить задний мост, а мы тремя экипажами двинулись в сторону Домбая.

На дороге мы попали сначала в дикий туман, потом в ливень, а уже при въезде в Домбай пошел мокрый снег. Проехав поселок насквозь, мы попытались влезть в гору и уткнулись в шлагбаум Тебердинского государственного биосферного заповедника. Тут же появился абориген, который с радостью пустил нас на территорию — дорога вела только до дома отдыха.

Перед выездом мы читали, что если где-то здесь уйти на отворотку, то можно территорию дома отдыха обогнуть и встать неподалеку в лесу. Но куда там! Снег продолжал мести все сильнее, проезжабельна оказалась только основная дорога, по сугробам не удавалось прорубиться даже на пару метров.

Докатились до дома отдыха, посмотрели на цены, не вдохновились и поехали обратно в поселок. Искать место для ночевки больше здесь было негде, тащиться обратно уже не было сил, решили остановиться в гостинице. Но вот беда: перед НГ они все были дороги и забиты.

Притулились в тупике и, запытав до полусмерти интернет, нашли-таки бюджетный вариант, готовый принять нас на ночлег.

Потом мы еще навернули пару кругов по Домбаю т.к. здесь, оказывается, нет улиц, а есть исключительно номера домов, да и то их никто не пишет, все-таки попали в гостиницу, поужинали вкуснейшим мясом с картошкой, которое быстренько сообразила для нас хозяйка, и завалились спать.

Утром мы обалдели от количества снега! За ночь Домбай превратился в сказочный городок, какие рисуют на новогодних открытках. Пожалуй, первый раз за эту зиму мы ощутили, что до Нового года осталось совсем чуть-чуть. В такую погоду хорошо сидеть в уютном кресле с кружечкой чая и смотреть, как за окном кружатся снежинки.

А нам надо было ехать! По плану на сегодня были 2 старинные церкви в горах и дегустация местной минералки.

Хотели подняться на подъемнике на Домбай, но хозяин гостиницы сказал, что в такой снегопад ничего интересного мы там не увидим.

Наши машины превратились в сугробы.

Кстати, когда заходишь в заснеженных ботинках в помещение, за тобой не остается грязных следов - только вода, которая, высыхая, не оставляет пятен. Для жителей больших городов такое — почти чудо.

Нарисовалась проблема: у Хантера Игоря потек радиатор. Вообще, он вчера тоже тек, но не так сильно, сегодня же это стало реальным траблом.

С собой у нас было 2 банки состава для ремонта радиаторов, одну решили использовать, хотя, что поможет, особо не верилось. Но мы ошиблись — течь прекратилась!

Выезжаем из гостиницы, заезжаем в магазин за магнитиками и покидаем Домбай.

Дорога вся снежно-ледяная. Вот вы верите, что вчера тут снега не было вообще и шел дождь? Нам не верилось.

На самом деле настроение к этому моменту было так себе: ТагАЗ вчера разложили, перевал не прошли, на Домбай не поднялись, дороги заметает снегом... короче, свое горе мы поехали заливать нарзаном.

На карте в районе Теберды у нас было обозначено 2 нарзановых источника, в моем представлении они должны были выглядеть, как наши святые источники — ключ, бьющий из-под земли, возможно, облагороженный чем-то типа мосточка, чтобы черпать было удобнее или колодца. Каково же было наше удивление, когда мы, петляя по задворкам города, подъехали к забору, за которым виднелись постройки. Решили, раз уж приперлись, не отступать — выгонят так выгонят и пошли на территорию неизвестно чего.

Сначала мы приняли за источник с нарзаном беседку, которую видно слева.

Но потом поняли, что координаты ведут вот к этому зданию.

Табличка на двери подтвердила, что питьевой бювет именно здесь, и работает он 3 раза в день с большими перерывами, мы же успели за 15 минут до окончания очередного сеанса.

Вошли внутрь — как будто перенеслись лет на 30 назад, интерьер и даже запах здесь был как в далекие советские времена. За столом сидела девушка в белом медицинском халатике и на наш вопрос, можно ли попить минеральной воды, поинтересовалась только есть ли у нас с собой кружки и направила к раковинам с краниками.

Вода здесь была теплая и холодная, просто открываешь краник, наливаешь в стакан и пьешь.

На вкус нарзан оказался, как выдохшаяся минералка, причем теплая была не особо теплой, а холодная — не особо холодной. Но мы все равно выпили по полстакана и той и другой.

Точно по расписанию вода из краников течь перестала, и нам ничего не оставалось, как вернуться к машинам. Вот так мы вперлись на закрытую территорию, зашли в какое-то здание, на халяву напились минеральной воды и никто нас ни о чем не спросил и денег не взял.

Только дома мы выяснили, что был это ФГУ туберкулезный санаторий «Теберда», а вода дико полезная, т.к. является углекислой среднеминерализованной хлоридно-гидрокарбонатной с повышенным содержанием ионов железа, кремния и бора.

Дальше решили пробраться к еще одному нарзановому источнику, но снова уперлись в забор. На этот раз табличка на нем гласила, что проход и проезд сюда запрещен, а грузовики с огромными бутылями всем своим видом намекали, что минералку здесь разливают в промышленных масштабах. Ну, не очень-то и хотелось.

Теперь мы отправились в окрестности Нижней Теберды смотреть Сентинский храм. Никак у нас пока не получалось привыкнуть, что заехать в Карачаево-Черкесии к очередной интересности — значит ломиться в горы. Иногда в горах даже есть дороги, но зимой по ним никто не ездит.

Вот такая дорога. Особенно весело было идти ведущей машине: где здесь ямы, где промывы, какой наклон? Ни хрена не понятно, а учитывая постоянные довольно узкие повороты, соседствующие с обрывами метров по 100, бодрит!

Зато красота вокруг была нереальная!

На каком-то этапе мы увидели на горе храм, к которому ехали.

Тропили довольно долго, пока, заглянув в карту, не обнаружили, что церковь осталась в стороне, а мы упорно прем в сторону хребта. Остановились отдышаться.

Видна дорога, по которой ехали.

Птица долго нарезала над нами круги, наверное, ждала, пока мы убьемся, чтобы потом сожрать.

Развернулись и поехали в обратную сторону.

Отворотку нашли, но ехать побоялись — уж больно она была заснеженная и узкая.

Решили прогуляться 300 метров пешком.

Заброшенный Сентинский храм.

Согласитесь, храм не производит впечатления ВАУ, однако дело не в его внешнем виде, а в возрасте. Он был возведён в первой половине X века. Здание сложено из блоков песчаника на известковом растворе.

Если приглядеться, то кроме надписей «Здесь был Вася» можно разглядеть следы фресок XI века.

Рядом с Сентинским храмом расположен каменный мавзолей, также датируемый X веком, предположительно предназначенный для захоронения высших священнических чинов — уникальная для Северного Кавказа постройка.

Внутри мавзолея.

Возвращаемся к машинам.

Спускаемся с гор, внизу видна Нижняя Теберда.

Поехали в г. Карачаевск встречаться с экипажем ТагАЗа.

Встреча была назначена у Центральной соборной мечети, построенной в 2007 году.

Сергей нас не обрадовал: после вчерашних созвонов в окрестных городах заднего моста обнаружить не удалось. Где-то обещали привезти под заказ после новогодних праздников, где-то были в наличии только главная пара и диф, но по цене, превышающей цену моста в сборе. Решили, что переднеприводный ТагАЗ поедет встречать со всеми Новый год, а потом, видимо, отправится домой.

Сегодня перед тем, как уйти от населенки и связи, мы должны были пересечься с еще одним экипажем, мчавшему к нам из Москвы. Пока же решили посмотреть еще одну интересность — Шоанинский храм, расположенный неподалеку на отроге горы Шоана.

ТагАЗ оставили внизу, а сами поехали на гору.

Шоанинский храм был возведен в первой половине X века в византийской архитектурной традиции.

До самого храма можно добраться поднявшись пешком по довольно крутому склону.

Честно говоря, ни Шоанинский , ни Сентинский храмы не произвели лично на меня особого впечатления, нет в них «духа древности», который я так надеялась ощутить.

Вид от храма на Карачаевск.

К машинам мы спускались уже в темноте, причем из-за скользких сапог первую треть пути я проехала на попе. Потом была выработана стратегия: я, Янка, Женя и Аня шли цепочкой, взявшись за руки.

Не успели мы спуститься к подножью горы, как по рации нас вызвал взволнованный Сережа — по нашу душу приехали менты, и теперь они вместе с нетерпением ждут нашего возвращения.

Менты оказались толпой сурового вида кавказцев с автоматами подмышками. Приехали они на двух машинах, а сейчас ждали третью — с участковым. Оказывается, какой-то бдительный местный житель обнаружил колонну машин, ночью уходящую в горы и решил об этом сообщить. А т.к. у местных ментов прошла информация об активизации в районе вооруженных бандформирований, они обязаны выезжать на каждый вызов. Вот они и приехали.

Когда появился участковый, уже было достигнуто понимание кто мы и зачем, претензий к нам не было. Участковый переписал паспортные данные старшего группы, докопался, куда мы едем дальше и даже позвонил участковому того района, чтобы предупредить, что мы едем на его территорию и мы хорошие. Мы, честно говоря, не знали, радоваться или огорчаться от того, что официальные структуры теперь были в курсе наших маневров, но делать было нечего.

Вновь вернулись в Карачаевск.

Пока посещали последние в этом году магазины, к нам присоединился московский Патриот с Олегом и Ксенией.

Все вместе мы отправились к Царским воротам, неподалеку от которых завтра планировали встретить Новый год.

Дорога оказалась неожиданно легкопроходимой, и даже наш недопривод проехал по ней без особых проблем.

Ужин возле Царских ворот.

Это был первый и, пожалуй, единственный вечер, когда мы замерзли. Термометр показывал -17, организм, видимо, не успевал перестраиваться за нашими метаниями от +10 до конкретного минуса, дети мерзли даже в двух куртках.

А утром при температуре немногим выше, все уже были вполне согретыми и довольными.

Сегодня была единственная за 20 дней дневка, но при этом планов на нее у нас было вагон.

Изначально планировалось, что Новый год мы будем встречать на берегу озера Хурла-Кель, но дорога отсюда до озера вызывала большие сомнения еще при разработке маршрута, с ТагАЗом же она представлялась почти невозможной. Решено было сначала отправить туда одну машину на разведку, а уж потом, если дорога не страшная, ломиться колонной.

В это же время в другую сторону отправлялась пешая экспедиция с целью посмотреть дорогу на перевал, по которой мы собирались ехать завтра.

Сегодня, зная только координаты, к нам должен был присоединиться Патриот из Москвы, было назначено контрольное время 16:00, после которого, если он не появится, одна из машин поедет на поиски и за связью (здесь связи не было).

Незадействованные во всех этих замечательных мероприятиях гуляли по округе, готовили обед и заготавливали дрова на праздничную ночь.

Кстати, с дровами получилась засада — на группу было 2 бензопилы, и обе не хотели нормально работать: одна затупилась, другая не заводилась.

Ребята развлекались с бензопилами полдня, в итоге дров напилить все-таки удалось.

В машину Игоря набились все желающие и отправились на штурм дороги к озеру.

Доехали до турбазы Худес, где пообщались и посмотрели на житье-бытье местного егеря по имени Хопай.

Хопай тоже уазовод, его козлик 1980 года выпуска.

Игоря нарядили в бурку и папаху для фотосессии.

Пока гуляли, встретились с двумя машинами Ставропольского клуба 4х4, которые рвались к озеру. Понаблюдали, как ребята чуть не положили одну из машин на бок в размытой ручьем колее, и решили, что дальше лучше пойти пешком.

Дорога оказалась очень живописной.

А вот и озеро Хурла-Кель. Оно находится в естественной котловине и окружено горами.
Возраст озера около 15 тысяч лет, поэтому его можно считать древнейшим озером планеты.

На берегу обнаружилось несколько домиков и деревянные настилы под палатки.

Место очень красивое, но ветреное, а ветер в сильный минус — удовольствие сомнительное, так что даже хорошо, что мы не поехали сюда колонной.

Тем временем в лагерь вернулась пешая разведка завтрашней дороги — дорога показалась не страшной, и даже возникло предложение попробовать протащить с собой ТагАЗ.

Завтрашняя дорога.

Раненый ТагАЗ.

За 10 минут до старта за Патриотом, он появился сам. Паша, его отец Василий и сын Саша доехали к нам, можно сказать, по пачке Беломора.

Короче, все собрались в лагере ровно к обеду и окончательно решили встречать Новый год здесь, возле Царских ворот.

Я столько раз употребила название «Царские ворота», но так и не рассказала пока о чем речь.

Царские или Волчьи ворота — деревянный мостик через реку Худес, проходящий между двумя отвесными скалами. Говорят, когда в высокогорье проходят дожди, река в ущелье превращается в бурный поток, и мостик становится совсем уж страшным.

Царские или Волчьи ворота.

Вид из ворот.

Река Худес - жидкая вода, которая вскоре станет для нас большой редкостью.

Оглядимся вокруг.

Лагерь.

Шикарный новогодний лес вокруг.

Ну и, конечно, горы!

К вечеру в лагере образовалась бурная активность.

Из палаток вырос целый город: в «Зиме» бесились дети, в бане Мобиба мылись те, кто не посетил гостиницу 2 дня назад, в рыбацкой палатке готовились праздничные блюда.

Но главное, что во всех палатках было тепло т.к. температура на улице плавно приближалась к -20.

Рубка дров для палаточных печек.

Праздничная иллюминация.

Праздничный стол. Салаты замерзали раньше, чем их успевали донести из палатки к костру. А торт превратился в торт-мороженное.

И вот настает волшебный миг, которого все так ждали! Новый 2016-й год мы встретили по точному времени навигатора!

Шампанское, которое не успели выпить из кружек, тут же превратилось в ледяную пену, и дальше мы вычерпывали его ложками. Шампанское ложками — что может быть прекраснее! Остальные бутылки унесли греть в баню, напитком ночи стало теплое шампанское.

Детское шампанское вообще взорвалось у нас в багажнике от холода, и дети пили ледяной, но не успевший замерзнуть сок.

Несмотря на погоду, мы умудрились посидеть у костра, попеть песни под гитару и даже посмотреть в телескоп, который привез с собой Паша.

Мы на Кавказе, вдали от шумных и грязных городов, вокруг горы, лес и огромные звезды, которые светят нам особенно ярко в новом 2016-м году!

У всей страны утра 1 января не случается, бодрствование начинается в лучшем случае к обеду, в худшем — к ужину. У нас же оно было не то чтобы ранним, но именно утренним.

Сегодня мы уходили на покорение перевала, заход буквально с точки лагеря, выход на дорогу Кисловодск — Джилы-Суу.

Собрали лагерь, стартуем.

Переднеприводный ТагАЗ тоже ехал с нами: катиться сам, пока может, как только начинает буксовать, его цепляют к Пашиному дизельному Патриоту, а на подъемы он лезет на лебедке.

Только тронулись в путь — начались проблемы.

На первом же подъеме выяснилось, что у Хантера Игоря снова льет тосол.

Проблема, которая вроде как решилась в Домбае, возникла вновь — радиатор тек.

Если в Домбае была возможность поискать сменный радиатор, то здесь его взять было решительно неоткуда, поэтому в ход пошли все способы сразу: в дырку засунули зубочистку, намазали сверху герметиком, а внутрь снова залили банку состава для ремонта радиаторов. На этой системе машина без проблем и течей проехала до конца путешествия и вернулась в Москву.

Пока подсыхал герметик, остальные машины пошли дальше — впереди был крутой подъем.

Как всегда, фотка не передает угла подъема и масштаба проблемы.

Горка была S-образная, Патриот попытался поднять ТагАЗ, но машина не вписывалась в повороты и юзом уходила в сторону обрыва, а УАЗ буксовал на льду.

Отцепили ТагАЗ, чтобы он вышел на прямую на лебедке, тут же выяснилось, что лебедка по непонятным причинам не работает. Это был второй «звоночек», что не нужно эту машину тащить с собой, как бы ни жаль остающийся без приключений экипаж.

Но эту неприятность тут же затмила следующая: у Пашиного Патриота, висящего на льду, на подъеме спустило колесо. К этому моменту мы все находились уже в таком состоянии, что что бы ни происходило дальше, мы пойдем только вперед, потому, что неприятностей для такого расстояния овердрафт, а мы в конце концов без пяти минут герои :)

Попытались чуть подкачать колесо и спустить Патриот на ровную поверхность. Не получилось — машину тащило в сторону обрыва.

Пришлось подтыкать под все колеса камни, оттягивать Патриот тросом к Хантеру, а Хантер лебедкой к дереву.

Пробоя оказалось сразу три, причем один довольно большой.

Домкратить машину, чтобы заменить колесо, под таким углом не получалось, оставалось надеяться только на аварийный герметик быстрого действия для ремонта колес, который нам удалось ввести через золотник.

Накачали — вуаля, как будто и не было дырок!

Тем временем происходило поднятие ТагАЗа лебедкой Хантера на ровную площадку, чтобы вновь зацепить его к Патриоту.

Наконец, мы продолжили путь.

Чем выше поднимались, тем красивее вокруг становилось.

Затяжные подъемы сменялись относительно ровными участками и даже небольшими спусками. Сначала ТагАЗ отцепляли, когда он мог ехать сам, но потом поняли, что теряем на этом кучу времени. Так они с Патриотом и шли в связке.

Перед нами начали открываться феерические виды!

В горячке героического преодоления подъемов мы даже не сразу поняли, что это — Эльбрус.

Остановка на небольшую фотосессию.

Наши неунывающие дети.

Вроде ехали по ровному плато, и ничего не предвещало проблем. Но по рации звучит: «Колонна, стоп».

Ведущая машина ушла с дороги — не заметили промыв под снегом.

Вперед тащить лебедкой был не вариант т.к. колея становилась все глубже, а назад машина вылезать отказывалась.

В итоге выскочить помогли сендтраки — не зря же мы их возили!

Солнце спряталось за горы, по-хорошему надо было вставать, но решили протянуть еще немного вперед.

Как видно по фоткам, снега было не очень много, периодически случались переметы, которые мы пробивали со второго-третьего раза, пару раз приходилось чуть подкапывать, но в целом ничего страшного.

Каково же было наше удивление, когда на очередном подъеме мы уперлись в сугроб!

Еще не сильно понимая масштаб проблемы, мы начали копать.

А копалось тяжело! И ходилось тяжело, вообще, все делалось тяжело, потому что были мы на высоте 2235 метров, а температура упала до рекордных -23 градусов. Не привыкшие к такому делу организмы напрочь отказывались быстро и качественно работать: буквально после нескольких копков требовалась передышка, я опрометчиво влезла на гору с сигаретой и потом не могла отдышаться минут 15. Но главная проблема — длина заноса оказалась около 200 метров при глубине снега от по колено до по пояс. Во второй половине заноса снега было чуть меньше, зато сверху был наст, и начинался резкий подъем, который заканчивался ровной голой площадкой. Вот до этой площадки мы и поставили цель сегодня прорваться. Где-то в процессе копания, меня спросили, где мы находимся, я заглянула в машину, потыкала в навигатор и прочитала название: «Беленькая», так мы и стали именовать это плато — Беленькая, тем более, что название очень ему подходило. Однако, приехав домой, такого названия мы не нашли, как так получилось, сложно сказать, но для нас эта ночь запомнится именно как взятие плато Беленькая и никак иначе.

По фоткам не видно, но через метр слева от прокопанной дороги начинается отвесный обрыв метров в 100 глубиной, справа в дорогу упирается склон с приличным уклоном.

Очень быстро умерли обе снеговые лопаты, остались только штыковые. Сил копать становилось все меньше: мы сменяли друг друга кто-то копал, кто-то вынимал из колеи крупные куски снега руками.

Тактика была выбрана следующая: ведущая машина разгонялась и вламывалась в снег насколько получалось, потом откатывалась, и начинались раскопки. Так мы потихоньку продвигались вперед. Попытались использовать сендтреки — подкладывать под передние колеса, наезжать сверху и приминать снег — не получилось, т.к. машина тонула в каше. Отвалы снега вдоль нашей дороги были местами по крышу, водитель, сидевший в машине, выйти не мог, т.к. коридор получался слишком узким.

Вся команда тащила вперед нашу машину, а остальные подтягивались как придется, причем под следующий Хантер приходилось подкапывать еще и еще — сказывалась разница между 32-ми колесами и стандартом.

Т.к. постоянно работал только первый прорывающийся автомобиль, под его печку стащили все замерзшие за новогоднюю ночь напитки: пиво, сок, минералку. Они нагрелись до состояния кипятка, и когда народ очередной раз проходил мимо на раскопки и просил пить, у них был выбор. Почти все потом сказали, что вкуснее этого пива и сока в жизни ничего не пробовали!

И вот наконец первая машина добралась до склона.

Как уже говорилось, снега тут было чуть меньше, и теперь мы не просто перекапывали килограммы снега, а одели на Хантер цепи и изо всех сил его толкали, выбирая снеговую кашу только в колеях. Толкали в 2-3 приема: проваливаясь в снег, сначала бежали и пихали одни, потом они падали, и им на смену выпрыгивали с окрестных сугробов другие. Так вперед-назад машина ползла вверх.

Время приблизилось в 2 часам ночи, было решено часть народа отправить на плато пешком с палаткой «Зима», газом, плитками, продуктами и начинать готовить ужин. Конечно, был вариант наесться печенек и бутеров, которые мы и без того точили по машинам целыми днями вместо обедов, но здравый смысл подсказывал, что без полноценного горячего ужина на завтра сил не останется совсем.

Тем временем первый Хантер поднялся на плато Беленькая, настала очередь второго Хантера и тут сюрприз — снежную кашу, которую только что прошла ведущая машина, уже прихватило морозом, снова образовался твердый наст. Размотали обе лебедки, удлинили их чуть ли не всеми имеющимися тросами и начали медленный подъем. Уже на самом верху лебедка Игоря по непонятным причинам не захотела останавливаться, так обошлись без потерь, но ее нарекли сломанной.

Патриот дотащил ТагАЗ до середины траншеи, а дальше начал буксовать. Расцепившись, Патриот неспешно, но уверенно полез вверх, а многострадальный недопривод обулся в цепи на передние колеса и тоже пополз вперед сам... правда, совсем недолго.

Новость о том, что у ТагАЗа, похоже, кончился и передний мост, тоже застала 2 Хантера на плато, Пашин Патриот под приличным углом на склоне, а 2 замыкающие Патриота посередине снежного коридора. На этой неоптимистической ноте, все отправились в «Зиму» ужинать. Разбираться со всеми делами мы решили утром.

К тому времени палатка была поставлена в рекордные сроки, а 2 плитки позволили не только за час приготовить полноценный горячий ужин и котелок глинтвейна, но и прогреть палатку до вялого плюса. Так что все 16 членов команды ужинали в тепле, а некоторые остались здесь спать.

Утро было бодрым, народ начал шевелиться, как только рассвело, и к 8 утра все уже были на ногах. С этого момента и до конца поездки 8 утра будет нашим ежедневным временем подъема.

К конкретному минусу прибавился довольно сильный ветер.

Утро на плато Беленькая.

Панорама.

И снова перед нами Эльбрус.

Вид на нашу вчерашнюю дорогу.

Утро в «нижнем» лагере.

Пашин Патриот, стоящий на подъеме.

Только теперь виден реальный объем выполненных работ.

Сережа поковырял передний мост и хабы, подергал лебедку и вынес неутешительный вердикт — ТагАЗ кончился совсем и превратился в очень качественную карету: теплую, с освещением, тормозами, дворниками и даже музыкой, но без впрягшихся «лошадок» совершенно недвижимую.

Дальше мы углубились в изучение карты: около 8 километров отделяло нас от населенки, где по нашим данным должна была быть связь, трактор и дорога неизвестного, но, скорее всего, лучшего качества.

Разворачиваться категорически не хотелось, вперед по дороге аж в 3 этапа (все не верилось, что дальше пути нет) была выслана разведка: сначала машина, которая увязла в снегу метров через 100,
а потом и пешие команды.

Все было плохо: как только дорога начинала огибать следующий холм с той же подветренной стороны, что мы копали, начинались наметы. Высота была минимум той же, что и вчера, продолжительность неизвестна, но просматривались 2 участка длинной метров в 200 и метров в 400.

Как бы нам ни хотелось быть героями, решено было развернуться. Погода как бы подталкивала нас к этому решению: сразу после завтрака народ разбрелся собирать машины, в «Зиме» остались только Василий, Даша, дети и горящие плитки, на которых кипятили воду для термосов. Порывы ветра усилились, я залезла в палатку и только открыла рот, чтобы сказать, что надо бы сворачиваться — с одного из краев вырвало оттяжки, и вся эта махина начала улетать. Как атланты, держа на плечах падающее небо, мы пытались заглушить газ, а так же выкинуть горячие приблуды и кипяток из палатки через 50-сантиметровый вход.

Хорошо, что Саша и Игорь среагировали быстро — подогнали машины, загородив палатку от ветра. Дальше мы эвакуировались оттуда уже в более спокойном режиме.

Итак, возвращаемся. Женя и Олег прокопали себе площадку для разворота, ТагАЗ же решено было из коридора выволакивать задом.

Снова удивляемся размаху проделанных вчера работ!

Карета извлечена из снежного плена и развернута.

Сегодня в лошадку играл Женя.

Медленно и печально двигаемся в путь.

Интересно, что дорога, по которой мы вчера прошли, уже была местами занесена — спасибо ветру. Мы вновь, хоть и реже, чем вчера, пробивали и тропили колею.

Пока едем, вновь любуемся видами.

Как будто грустный робот в шляпе сидит на столбе и наблюдает за нашими метаниями.

Вновь возникает проблема: пока мы ехали по относительно ровной местности, Патриот тащил ТагАЗ довольно спокойно, но вот начались подъемы, и ему стало не хватать мощи.

На очередной горке решили залебедить Женину машину — хрен там, лебедка работать отказалась (вторая лебедка за сутки!) Подогнали наш Хантер и стали тянуть машины вверх в связке. ТагАЗ при этом упорно не хотел входить в поворот.

Оставили только раненого, но машины все равно безбожно скользили по склону. Пришлось несколько раз перецепляться, меняя дислокацию.

Последние метры подъема преодолевали уже не на лебедке, а впрягшись паровозиком из 4 машин. Как потом сказал Василий: «Это было что-то! Металл стонал, тросы звенели, снег из-под колес бил фонтанами, но машины ехали!» — романтика от человека, далекого от внедорожных приключений.

Именно этот способ оказался верным. Больше лебедки не разматывали, а перед подъемами впрягались сразу по 2-3 машины и героически тащили рывками вверх.

Эльбрус сегодня весь день с нами.

День пролетел совершено незаметно.

На закате мы добрались до крутых спусков.

Дальше ТагАЗ отцепили, он должен был скатываться сам, ну, а где не докатывался до очередного спуска — выскакивали пассажиры и придавали ускорение.

В густых сумерках мы вновь оказались возле Царских ворот, здесь же решено было заночевать.

Пока готовился ужин, Саша, Женя, Сережа и Саша прыгнули в Хантер и поехали выходить на связь с внешним миром. Во-первых, надо было сообщить домой, что мы все еще живы, а во-вторых, воспользоваться телефоном, который нам выдали знакомые на случай поломок.

Их экспедиция увенчалась успехом — знакомый нашего знакомого из Нальчика нашел знакомого неподалеку (чудесный Кавказ — все решается по звонку, потому что «он мой брат, сват, хороший человек» ), который был готов принять у себя ТагАЗ на ремонт.

Утром вновь пошел снег.

Вообще, дуракам, т.е. нам, несказанно повезло, потому что застань нас снегопад на перевале, остались бы мы жить на плато Беленькая до весны.

Едем в сторону шоссе.

Перетаскивание через самый стремный мост. Почему-то все мосты были с бревнами-ограничителями по краям и только последний, самый высокий, без них.

Оказываемся на асфальте.

В Карачаевске нас накрывает снежная буря.

Проезжаем музей-памятник защитникам перевалов Кавказа.

Вроде как это Зеленчукская ГЭС-ГАЭС.

Доезжаем до Сары-Тюза, где с рук на руки сдаем ТагАЗ в сервис. Забегая вперед, скажу, что ребят сильно выручило кавказское гостеприимство. В сервисе им предоставили возможность воспользоваться подъёмником, помогли найти запчасти, а потом и отвезли в какую-то станицу близ Краснодара, где они смогли купить 2 моста от SangYong Musso 2000 г.в. Задний мост хоть и не без некоторых проблем, но встал, а вот реанимацию переднего было решено оставить до дома (на перевале в мосту развалился дифференциал и немного покоцал ГП). На заднем приводе они успешно добралась до Москвы.

А мы продолжили свое путешествие по Кавказу в 5 машин.

Пересекаем Большой Ставропольский канал и оказываемся на границе Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.

На посту колонну, разумеется, тормозят и пугают, что сейчас будут разбирать и досматривать машины, продувать водителей, проверять штрафы и черт знает, что еще. Мы ко всему готовы и на все согласны, поэтому интерес к нам мгновенно пропадает.

Въезжаем на территорию Ставропольского края. Тут дорога обсажена деревьями.

Запоров перевал, мы решили выйти на ту же дорогу, где оказались бы, пройдя его, а именно Кисловодск—Джилы-Суу.

Пока ехали, снег валить не переставал.

В темноте проскакиваем Кисловодск.

А дальше мы ломимся по ночному заснеженному серпантину до точки, где наметили ночевку.

Выглядело это так. Кстати, музыка на видео реально звучащая в машине, а еще это не прямая, а сплошные повороты, хотя по видео так и не скажешь: https://www.youtube.com/watch?v=owoF625CiQE

Дорога становилась все хуже, немногочисленные знаки предупреждали, что впереди все плохо. И вот, наконец, мы на точке ночевки, а там... летняя гостиница. К нам выходят горцы и предлагают встать рядом, даже обещают поделиться сырыми дровами. Мы вежливо отказываемся и собираемся продолжить путь. Над нами смеются и говорят, что на перевале давно все заметено снегом, и вообще, эту дорогу зимой никто не чистит, потому что никто не ездит. А кто ездит и попадает в снегопады, как сейчас, чаще всего оставляют на перевале машины до весны.

Но вперед-то колея идет, причем свежая! Мы решили, что если кто-то проехал, то и мы проедем!

Но радовались мы недолго. На очередном подъеме колея начала петлять, метаться и... развернулась. Дальше уходила нетронутая целина глубиной по колесо.

И мы тоже развернулись! Блин, это уже стало привычным для нас состоянием — разворачиваться на перевалах!

На обратном пути мы поняли, что про заметенные машины местные предупреждали нас не зря — придорожные знаки торчали из сугробов примерно на четверть, нашу колею практически замело, снег неумолимо засыпал все вокруг.

Уставшие за этот бесконечный и обломный день мы уносили ноги, пока не убедились, что дорога приобрела вид чищенной.

Встать мы решили в единственном в округе зеленом оазисе, который на карте был обозначен как «сосновая роща», а на деле оказался посадками возле лыжного склона «Баран».

Таблички при въезде гласили, что отдых и разведение костров здесь возможны только в строго предназначенных для этого местах. Поплутав по роще, мы выяснили, что единственное такое место возле будки проката всяческого лыжного инвентаря. Мангал и разведение в нем костра стоили 300 рублей, нам уже было все равно, по этому, мы отдали деньги, но с условием, что встанем в глубине леса.

Утро в лагере.

Выкинув пачку достопримов из-за непроезжабельности дороги, мы вроде как собрались на Эльбрус. Но вовремя посмотрели прогноз погоды и сделали «звонок другу» — до 10 января в районе Эльбруса обещали облачность и снег, а значит, делать нам там было нечего. В этот момент пришло осознание, что мы в корне неверно подходим к выбору дальнейших точек, ибо горам и природе совершенно все равно, чего мы хотим и запланировали — надо ездить за погодой.

Военный совет, на котором было принято решение рвануть в Северную Осетию. Согласно прогнозу, пока Кабардино-Балкарию засыпало снегом и долбило морозом, там было тепло и хорошо.

Возвращаемся в Кисловодск.

Кисловодск — прикольный курортный городок, наверное, летом по нему очень приятно погулять. Зимой же мы прошли его транзитом.

Одна из мечетей Кисловодска.

Свято-Никольский собор — главный храм Кисловодского благочиния.

Видна колоннада, построенная в 1912 году к 100-летию победы над Наполеоном.

А это уже г. Пятигорск — указатель на место дуэли М. Ю. Лермонтова, где 15 июля 1841 года погиб великий русский поэт. Пожалели, что проехали мимо. Значит, будет повод вернуться.

Выскакиваем на трассу.

Из Ставропольского края попадаем в республику Кабардино-Балкария.

Почти сразу как въехали, вдоль дороги потянулись горы.

Единственная точка, которую мы решили сегодня здесь посетить были Чегемские водопады.

К водопадам ведет очень прикольная дорога.

И вот мы втыкаемся в мертвую пробку.

Эта узкая дорога, вообще-то, ведет не только к водопадам, но и к населенным пунктам, расположенным дальше, но предприимчивые местные жители устроили тут настоящий базар. Просто проехать, не говоря уж о припарковаться, среди туристов, торговцев машин и кафешек было занятием почти невозможным. А прямо над дорогой нависали замерзшие струи Чегемского водопада.

Главный Чегемский водопад считается самым необычным из группы Чегемских водопадов, так как представляет собой фактически целую группу водопадов. Часть воды падает в Чегем в виде небольших каскадов с высоты 50-60 метров, другая сочится из расщелин скал в верхней части стены.

Говорят, летом, падая с уступов, вода разбивается и превращается в водяную пыль, которая, отражаясь в лучах солнца, создает сверкающую радугу. Но не менее феерично водопад выглядит зимой. Как будто время остановилось!

За небольшую плату можно подняться по тропинке на скалу и посмотреть на водопад как бы сбоку. Но на самом деле снизу вид не хуже - сверкающие льдины нависают над тобой.

Как я уже сказала, вдоль дороги продают множество всякой всячины: шерстяные изделия, носки, варежки, свитера, шали, травяные сборы, которые можно заваривать как чай и спиртные напитки, в основном коньяк.

Коньяк местного разлива по 100 рублей за бутылку 0,5, «фирмовый» типа Hennessy от 350 рублей за бутылку. Качество... мы пробовали тот, который по 100 рублей — пить это можно, но с коньяком из общего у напитка разве что цвет. Еще продают чачу по 400 рублей за литр, чача нам понравилась.

Полюбовавшись водопадами, решили перекусить.

Остановились в кафе «Чегемские водопады», где нас радушно встретила бабулька-хозяйка.

В это время года, несмотря на праздничные дни, народу в кафе практически не было. Пока готовились традиционные для этой местности хычины, бабулька пила с нами чай на травах, собранных на окрестных склонах, и общалась за жизнь.

Хычины оказались очень вкусными и сытными, поэтому в путь мы двинулись разморенными и вяло готовыми к подвигам. Собственно подвигов на сегодня и не планировалось, к ночи мы должны были въехать в Северную Осетию и добраться до Алагира.

Об этом и многом другом Вы сможете прочитать во второй части.

Сломалось всё, но остаться в зимних горах навсегда не получилось))) Рисковать малЫми - слишком

Екатеринбуг
Отличное путешествие. Зачёт экстремалам путешественникам. Но в очередной раз убеждаешься, что на наших уазиках можно ездить только в пределах своей области
Водка не бензин, за городом расход выше
Мои отзывы: Honda Stepwgn 1999, Toyota Dyna 1995

Молодцы ребята!!!Проходил этот маршрут в прошлом году,только летом!Порадовали знакомыми местами!Спасибо!

Макс
Ставрополь
Отлично покатались! :)

Мелекесс
Подключим заранее хабы, чтоб песню запел передок.

Молодцы. Экстрим полный. Приток адреналина ежедневно. Физические нагрузки постоянно.
НО с детьми я бы не поехал. Очень большой риск. Тем более зимой.
Фото классные. Беленькая думаю вам запомниться и будете еще не раз ее вспоминать.
УАЗ - это наша машина))) в поле можно разобрать и собрать если что то поломалось. Был у меня Хантер - мужская машина!!!!
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011

Хорошо прокатились, но детишек местами жалко.
Мой отзыв: Toyota Venza 2013
Привет любителям экстрима! Путешествие у Вас хорошее, насыщенное. А для детей - очень познавательное и полезное, хотя и с определённым риском. Но пользы всё равно больше!
Я собираюсь в начале мая поехать в КЧР. В программе посещение Сентинского и Шоанинского храмов. Поэтому к Вам вопрос: возможно ли доехать до храмов на "Калине", или придётся от асфальта идти пешком ??? Как думаете ???
На фото: Вид на Домбай из Теберды;
Теберда, озеро Кара - Кёль;
На пастбище в окрестностях Теберды.
Фото не прошли, ставлю ещё раз.

У автора все отлично с чувством юмора и стиль изложения приятный.
Путешествие - экстрим 80-го уровня!
У меня у одной чувство, что Кавказ не покорен за столько лет в составе РФ?

мужественный бросок.
жаль поломки донимали..
интересно как детки перенесли все передряги?

Мыть машины в реках запрещено!
Согласен! Считаю заезжать в реку, в заповедниках, да ещё и на сопатящих маслом и тосолом машинах ради красивых фоток, совсем не благоразумный поступок! Потом удивляются - почему форель дохнет? А так ребята конечно молодцы, только вот для детей мне кажется многовато эктрима. Летом такое путешествие будет не менее интересным, и для детей в самый раз.

Весь отчёт не покидало ощущение что подготовились к такому маршруту на авось,запомните-горы ошибок не продают и слушать надо советы местных горцев,не пришлось бы каждый раз возвращаться. Так да,красивые места и отчёт хороший с фотками,но я бы поехал туда весна-лето.

Извиняюсь,не прощают..
Экстрим ?!? Что-то на одном из уазов совсем слабая резина для экстрима стоит.............

Cанкт-Петербург
Отличный отзыв! Я думаю гораздо меньше 1% людей могут так же собраться и поехать зимой в горы! Тут летом то говоришь, что ночевал в палатке, народ смотрит немного косо)

colya:
С чего родился такой вывод, если подводил всех Тагаз?
После каждого отчета начинаю отмахиваться от подобных комментариев. И не устаю повторять - я не дам ругать мою машину только потому, что она УАЗ.

vladimir26:
Во первых, это не территория заповедника, во вторых, а в брод эти же реки тоже переезжать нельзя?

Игорь Комин:
В мае честно говоря не знаю, по идее дороги каменистые, сильно размывать не должно. Летом посуху точно поедете.
От хорошей дороги до Шоанинского храма совсем недалеко.

Софья с Севера:
У автора все отлично с чувством юмора и стиль изложения приятный. Путешествие - экстрим 80-го уровня!
У меня у одной чувство, что Кавказ не покорен за столько лет в составе РФ?
На счет покоренности не скажу, Кавказ - он другой, но нам там были рады, а вот Осетия (о которой речь пойдет в следующей части) далась нам тяжело, мы били там чужие.

Kubiklain:
а 3 дня до выеЗзда снялся ведущий экипаж, который уже бывал в этих горах зимой, по этому мы хоть и поехали, но подготовиться на 100%, конечно, не успели.
Если бы слушали советы местных, то с асфальта вообще не съезжали и это для нас было бы совершенно не интересно.

Андрей:
И что? Он от этого прошел меньше остальных?
Gelios
Солнечный
Детям навсегда запомнится этот Новый Год. Да и взрослым тоже.Классная поездка.

Graf_Периферийный:
интер есно как детки перенесли все передряги?
Этим постом отвечу всем, кто пишет, что "для детей это слишком", "я бы не взял", "с детьми - страшно" и т.д.
Дети ездят с нами с самого рождения, к длительным перегонам привыкли, к походной жизни тоже.
У нас обычно нет возможности оставлять детей дома т.к. бабушки работают и с детьми помогают только в исключительных случаях. В этот раз бабушки готовы были поднапрячься: забрать в Москву в пыльные квартиры, сидеть дома потому что холодно, таскать на пару-тройку елок с толпами гриппозного народа и брать с собой на работу. Детям был предложен выбор: Москва или Кавказ, и они однозначно выбрали горы. Мне, честно говоря, так тоже было спокойнее (спокойнее, не значит, что проще в быту) т.к., зная наших бабушек, нас бы задергали звонками если бы начались сопли и потребовали бы вернуться, если температура перевалила за 38.
Детям всю поездку было тепло и хорошо, им купили спальники до -38, взяли теплую одежду, они ели тогда, когда хотели есть и спали столько, сколько хотели спать. А так же носились на свежем воздухе в неограниченных количествах, дышали горным воздухом и наконец-то увидели настоящие горы, как на картинках.
Если бы что-то случилось... объективно, а что могло случиться? Лавина сошла прямо на нас или машина бы упала в пропасть, почему в этой ситуации детей жальче, чем нас - взрослых? Сироты сейчас кому-то нужны? Так можно договориться до того, что вообще дома сидеть надо "ради детей". А на самом деле дети - не центр семьи, а ее часть.
По этому наших детей жалеть не надо, жалейте тех, кто от планшета головы не поднимает.

Лен@:
Да даже какая разница, заповедник или нет, суть не меняется - речь идёт об отношении к природе, ладно дорогу река пересекает, и поехать через брод просто необходимость, но загонять машины по очереди в реку ради красивых фоток это не очень хорошо. Где нибудь в Альпах вам за такие селфи не хилый штраф бы впаяли, а у нас Россия - гадить везде можно!

Лен@:
Всё это конечно правильно,а вы не подумали что можете детей потерять? Повторюсь,можно ехать,даже нужно.. но с умом и с осторожностью. А судя по отчету вы ломились прям на приключения для одной мягкой точки))

vladimir26:
Потому мы и не в Альпах. Мы, кстати, в этом месте даже с дороги не съезжали, а те, кто машины купали - взрослые люди, не могу же я их за штаны держать. Но и осуждения у меня они не вызывают.

Лен@:
...я не дам ругать мою машину только потому, что она УАЗ.
А я посоветую больше - не обращать внимания и не ступать в полемику с этими "знатоками" автомобилей. Это люди, которые в основном "путешествуют" здесь на просторах интернета. И их мнение о том, какой автомобиль хороший, а какой плохой, лично для меня не более значимо, чем жужжание комара. Сам с юности в основном езжу на отечественных машинах (мотоциклах) и это не мешает бывать там, где хочу - от Байкала и монгольских степей до Скандинавии и Черноморских курортов.
"Знатоки", вперед по следам УАЗов, ШНИВ и Жигулей!

Kubiklain:
Мы не подумали, потому, что "если что" - то все и сразу. А Вы не думаете, что можете детей потерять, если пьяный дурак вылетит на встречку?
За приключениями мы конечно ломились, но именно с умом и осторожностью, просто у всех свой предел, который они не готовы переступить. Вот у нас он именно такой, а для кого-то вообще поехать на Кавказ - уже за гранью.

Чехов МО
"Знатоки", вперед по следам УАЗов, ШНИВ и Жигулей!
Я готова вступать в полемику, иначе зачем публиковать отчеты? Другой вопрос, что люди делают весьма странные выводы из написанного, а я вроде не косноязычная и материал излагаю стройно. Еще хуже, если в них говорят устоявшиеся стереотипы, но ведь это зашоренность и глупость! Вот она я - живой пример того, что УАЗ - экспедиционник, в зимние горы ездить можно, детей брать с собой - это хорошо. А народ все примеряет на себя и бубнит, что так не бывает.
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/

Лен@,так я сам с Кавказа,не поймите неправильно,но ехать зимой в горы равносильно самоубийству..по крайней мере в наши горы Дагестана. Еще раз,отчет очень хорош,фотки тоже класс,но с вашим упрямством лезть в дебри не слушая местных приводит в замешательство)

Kubiklain:
Во первых, мы не особо местных спрашивали, а ориентировались на информацию от человека с которым мы собирались ехать и который прошел 2 годна назад на Новый год дорогу, на которой у нас окончательно кончился Тагаз. Во вторых, принимать к сведению можно любые мнения, а делать все равно так, как считаешь нужным. Будут проблемы, но это МОИ проблемы, будут затупы, но это МОИ затупы и маршрут тоже МОЙ, а не тот, который я стырила где-нибудь в инете, хоть у местных, хоть у тех, кто считает себя крутым джиппером.
Ну и в третьих, расскажите мне, как специалист, что нас могло ждать такого, к чему мы были не готовы исключая 100% летальный исход, из-за лавины или падения в пропасть?
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/

Ну... впечатляет. Безумству храбрых, так сказать. Совсем не мой стиль путешествий, но фотографии роскошные, впечатления, явно, на всю жизнь.

Где именно?
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/

вот это поездочка, не то что 10 дней есть и пить из-за стола не вылезая, молодцы, ребята
очень понравилась природа, особенно контраст между равниной и горами
лошади чистые, как будто ухоженные специально
и про налоги это да, в районе Новой Усмани под Воронежем, без налогов никуда ;))

Где именно?
везде

Лен@, горы непредсказуемы и говорить что могло вас ожидать не могу,кроме того что вы перечислили могли ещё просто замёрзнуть. Я сужу по себе,меня ни за какие коврижки не потащищь в горы зимой хоть на супер пупер джипе,и такого же взгляда придерживаются много моих земляков,охотников,да даже местных джипперов.
Вам респект за такое путешествие и что у Вас свое мнение отличное от многих!

везде
Гы, больше 15 лет хожу, езжу, плаваю и ни разу проблем с этим не было. В этой поездке к нам ни раз приходили пообщаться лесники - проблем и даже вопросов по поводу костра не возникало.

Kubiklain:
Вам респект за такое путешествие и что у Вас свое мнение отличное от многих!
Вот понимаете, то, что данное путешествие опасно говорят многие, а чем именно не смогли сформулировать даже Вы. Получается, что вся суть исключительно в том, что ситуация примеряется на себя, и для большинства она неприемлема. Отсюда начинаются странные доводы про детей, дрова, замерзнуть и т.д. ведь не хочется (часто самому себе) признаваться, что так же не сможешь. Я же лично делюсь впечатлениями не для того, что бы показать на сколько мы круты, а что бы кого-то, кому не хватает 1-го шага до приключений - подтолкнуть, а кто-то прочитает, задумается и изберет для себя другой вид отдыха.

саяногорск
молодцы!молодцы!молодцы! отличная поездка , классный отчет, красивые фото, смелая и дружная команда, абсолютно правильное воспитание детей!!! сам из Сибири(горы и тайга Саян) и вижу как наш "дружественный" Китайский сосед вывозит ценные породы древесины целыми железнодорожными составами, оставляя одни пни вместо леса. Респект и уважуха вам, так и держать)))

молодцы ребята

Лен@:
Елена, хочу вас поблагодарить за интересный рассказ, и сказать что я не в коем случае не упрекаю вас в чём либо, просто хотел донести тот факт что без острой необходимости на машинах в реку лучше не соваться. Некогда девственная природа из за свиноподобных туристов стала постепенно превращаться в помойку, и хочется что бы люди имели хоть малейшее понимание, что порой своими поступками наносят её непоправимый урон. Ввиду того что я живу в относительной близости (200-300 км) от этих мест, я часто вожу семью в горы подышать горным воздухом, и это помогает моей младшей дочери страдающей астмой, так вот, часто приходится становиться свидетелем свинского отношения туристов к природе. Вот последние два примера из последней поездки: останавливаемся полюбоваться в живописнейшем месте рядом с трассой, внизу шумит горная река Б. Зеленчук, и тут же трапезничает семья из двоих взрослых и двух подростков, путешествующих на Спортейдже с Питерскими номерами, так вот по окончании трапезы они собирают весь мусор в виде пластиковых тарелок, стаканчиков от йогурта и пр. в пакет, и мамаша этого семейства без стеснения швыряет этот пакет в реку... Ответ на мой вопрос - зачем вы это сделали, был просто обескураживающий: - "А что тут такого? - Все так делают, - вон до нас стояла машина, они тоже так сделали, тут же нет урны!" Тут ещё вступился и глава этого свинского семейства - заявив мне такое: " если ты такой чистюля поставь тут контейнер", после этого я себя еле сдержал что бы не отправить их вслед за пакетом! Как вы думаете чему они смогут научить своих отпрысков? Случай второй: У меня на глазах, молодая пара загнали свой Прадо с Ростовскими номерами в реку, и испытывая его внедорожные способности напоролись картером на здоровый камень, и беспомощно на нём повисли, со всеми вытекающими... При каждой поездке невольно становлюсь свидетелем подобного свинства, и каждый раз у меня возникает вопрос - что мы оставим нашим внукам?

vladimir26:
Правильно сказал, земляк! я сам из Невинки )
Лен@:
нельзя! ни где! и ни как!
Поддерживаю снова!
Лен@:
ну да, приехали из мАсквы, нагадили и уехали?! так что ли?? не вам же тут жить. еще и ведро тосола налили на землю...
Поймали бы вас за рубкой/попилом дров для костра - были бы неприятности...
похоже отношение такое: "а после нас хоть потоп"
еще 2 десятка таких путешественников и природа Кавказа загажена окончательно

+10000 к сказанному
тоже частый свидетель подобного свинства "путешественников из далека"

Liteks:
нельзя! ни где! и ни как!
О чем с Вами разговаривать после такого высказывания? У нас в России дороги общего пользования до жилых населенных пунктов через брода проходят!
еще и ведро тосола налили на землю...
Прям ведро! И, конечно, специально! Нам доставляет невероятное удовольствие разложить пару машин подальше от дома, а все для того, что бы побольше нагадить.
По поводу дров - бред, как и про брода. Большая часть лесов у нас от сушняка не чистится, но использовать этот самый сушняк для костра - преступление!
И во всем, конечно, мАсква виновата, местные-то жители святые, хотя есть у меня тоже пучок "замечательных" историй, когда местные сначала на нас слюной брызгали, а потом сами же пластиковые тарелки под кустом оставляли.
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/

Боюсь уже предположить что же там во второй части))

Kubiklain:
Боюсь уже предположить что же там во второй части))
Во второй еще более эпичные приключения :))))

Касли
интересно и очень красивые фотки, но мы на Кавказ ездим в августе - любим тепло, как то так...5+
Scleross
Узнаю Родной почерк:
Приехал, Увидел, Нагадил.
Scleross
Лен@:
А Вы не задумывались "почему в Альпах нельзя"? И ведь даже нет ни тени сомнения, по принципу: Страна МОЯ, я приехал, МНЕ всё можно.
Кузнецк
В это же САМОЕ время мне тоже пришлось побывать на северном кавказе и пройтись по некоторым местам....Понял только одно...Зимний Кавказ ИНТЕРЕСЕН НЕ МЕНЬШЕ летнего. Молодцы Лен@ и вся ваша команда. Мне было интересно и читать ваш рассказ и смотреть фотовидео материалы. Жду вашего продолжения отчета о вашем путешествии....А на будующие маршруты просто надо стараться поменьше делать ошибок, что бы побольше оставалось времени на хорошее...
Молодцы! Шикарная поездка, настоящая команда! Всех благ.

Scleross:
Мне не интересно почему в Альпах нельзя, я туда не еду потому, что там есть ограничения. А я не люблю, когда меня ограничивают, даже если ничего плохого не делаю.
Но тенденция в комментариях наметилась интересная: вместо того, что бы любоваться фото (как мне кажется реально есть на что посмотреть) и читать хорошо написанный текст, искать к чему бы придраться. Не зря, видимо, в СМИ пытаются очернить диких туристов, дескать они все *******. Скоро будем все в леса с разрешениями ездить по путевкам от местных туроператоров за большие деньги.

Челяба
цепи типа "лесенка" походу и кончили все мосты, надо было "соту" брать
лебедки желательно ревизировать ДО поездки
Мы думали, у нас такие серьезные проблемы. Откуда нам было знать, что мы счастливы?

fox396:
цепи типа "лесенка" походу и кончили все мосты, надо было "соту" брать
лебедки желательно ревизировать ДО поездки
Не совсем так. Мосты кончились из-за стечения обстоятельств: колеса бОльшего размера+цепи+усталость металла.
Лебедки, конечно, надо тестить до поездки, только беда в том, что на момент выезда все у всех работало.
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/

Молодцы !!! но маршрут этот нада летом проезжать...совсем другие ощущения будут...

dva-tlt:
Так в том-то и дело, что совсем другие. Ни кто нам не мешает его проехать и летом тоже :)
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/

Молодцы! Позволю малый совет, между Рожкао и Дамхурцом вы лазили по камешкам, красиво, но задумайтесь эта река в тех местах забрала уже немало взрослых здоровых людей( Температура + течение не оставляет шансов выжить ни летом ни зимой( А за Пхией есть источники "кислые", санчарские водопады и еще оч много чего.Удачного отдыха!
Никто не ценит того, чего слишком много. К. Маккалоу (С)

Да к стати на Домбай проехать у вас шансов небыло ( Соседнее ущелье Архызкое, по р. Пхиинка можно попасть в п. Романтик и покататься на лыжах и далее в Архыз. Но и то на авто это сделать не получиться. А фотки красивые да и вообще вы красавцы !)
Никто не ценит того, чего слишком много. К. Маккалоу (С)

Интересный отчет, красивые места, настоящие приключения.
Только заступлюсь за бабушек, которые в отсутствие мам не знают что делать с заболевшим чадом: вас же как-то вырастили....

Фотографии отличные.И интересные.*))

У моих родителей была толпа помощников, и бабушка-врач жила со мной в одной квартире. Дело не в том, что они совсем не могут, скорее не хотят и не считают нужным брать ответственность - это их выбор и я его уважаю.

colya:
На "ваших" Уазиках. Наши Уазики проехали без поломок. Один потёкший радиатор на 5 машин это пустяк.

Интересная поездка получилась,молодцы.

Красота!!!

Честно прочитал все тексты. Просмотрел все картинки. Присоединяюсь к остальным - МОЛОДЦЫ!!!

Столько проблем, удивляет вы вообще готовились или на авось поехали?

agro*nom58:
Столько проблем, удивляет вы вообще готовились или на авось поехали?
Мы готовимся ко всем своим дальнякам, но в этот раз мы, во первых, не готовились идти ведущим экипажем (а пришлось), во вторых, знали не всех участников перед выездом (вообще такое количество незнакомых экипажей было набрано по инициативе отказавшегося ведущего и это было ошибкой), в третьих, горы не предсказуемы, а зимние горы тем более. Со своей стороны мы сделали все, что смогли.

Катуар, заМКАДыш
Лучше попробовать и пожалеть об этом. Хотя о чём жалеть-то собственно?
Чем жалеть всю жизнь, что НЕ попробовали. Хотя была возможность.
А то, что деток с собой взяли на Кавказ - особый и респект и уважуха таким РОДИТЕЛЯМ!
Именно так и только БОЛЬШИМИ буквами.

По отчету и в плане критики - на будущее.
Достойный, с большим кол-вом добротных кадров, это радует.
Но.
При детальном просмотре ролика ""Подъем после НГ 2016 на царских воротах"" хорошо видно как СОВСЕМ не ВЕРТИКАЛЬНО стоят деревья.
А следовательно - оператор пытался "схимичить" пытаясь сделать из экскрементов - конфетку.
Очень неудачно.
Даже для чечако это не простительная ошибка.
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Бывший_сахалинец:
Очень неудачно.
Даже для чечако это не простительная ошибка.
Химичить ни кто не пытался, я, слава богу, в последнее время не снимаю видео - мне хватает и фото (что бы было качественно надо снимать или фото или видео - все сразу не возможно), так, что видео снимали и монтировали "коллеги по палате". Профессионалов среди нас не было, в мороз, да в полевых условиях съемка - дело сложное. В тоже время, если есть удачные фрагменты видео, я стараюсь их вставлять в отчеты т.к. это передает общий колорит и настроение. Так что здесь не геройство, а скорее зарисовка момента, без претензии на эпичность.