|
Часть первая. Из северной столицы в субтропики
Доброго времени суток, уважаемые дромовцы! Вашему вниманию предлагается рассказ тех, кого достал серый питерский климат и жажда солнышка потащила на самый юг нашей страны и даже чуть дальше.:) Общий километраж составил 6 360 км, во время путешествия посетили Тулу, Шахты (Ростовская область), Новый Афон, Сухум, Таганрог, Мариуполь, Одессу, Киев, Витебск и Псков, весь маршрут без штрафов и поломок. Количество фотографий после удаления откровенно неудачных и дубликатов — 1 873, тут помещу только, на мой взгляд, самые интересные.
Но обо всём по порядку. Меня зовут Евгений, мне 21. До 2006 года я жил во Владивостоке, и мысль о том, что тут, в Питере, в радиусе тысячи километров не пара соседних регионов, а огромное количество древних стран и городов, давно не давала мне покоя. Идея поехать на юг возникла весной, когда лето уже было вполне обозримо и август явно намечался свободным. В 2009 году, будучи обладателем потрёпанной «Волги» (3110, 2000 г.), я отваживался лишь на небольшие вылазки в Новгород и Выборг. В этом году у меня появился Toyota Sprinter Carib, в простой комплектации S Touring, с пробегом в 117 т. км, из которых только 20 тыс. летом по РФ. Машинка бралась во многом ради полного привода, ибо развивать лексические способности, откапывая машину после очередного снега, как это было с «Волгой», у меня не оставалось никакого желания.
Итак, про поездку.
Подготовка к поездке
Ехать решили вдвоём, я с другом Романом, у обоих права, страховка открытая. На всякий случай купил бланк доверенности и заполнил на Рому от руки, а так же распечатал аналогичную в электронном виде. Как и следовало ожидать, не потребовались, но мало ли что.
Основными пунктами в поездке стали Новый Афон и Одесса (на тамошний манер — более мягко, «Одеса»). Причины выбора очень просты — в Афоне у Ромы через знакомых была возможность снять жильё подешевле, а в Одесе у меня родственники. Про жильё отдельно дальше ещё будет. :)
Про машину. Подвеска недавно перебрана, масло и фильтра заменены, в дорогу взяты ещё новые на замену в Одесе. Вообще стараюсь менять масло, масляной и воздушный фильтра каждые 5-6 тыс. км, хотя езжу спокойно (автомат обычно переключается в районе 2.5 к об/мин). Двигатель смотрели во Владивостоке при покупке, сказали — в идеале, проверять дополнительно не стал. Не зря, наверно, 4 А-ФЕ с 80-х годов ставили. Кроме того, обычный набор ключей (пригодился только для аккума), запаска с домкратом и летняя жидкость для омывателя. Тоже пригодилась, насекомые выше 80 км/ч размазываются по стеклу качественно, а на юге их много. Магнитола у меня стоит простая «Хендай» с юсб-хостом, запросто кушает флешки на 8 и 16 гб, поэтому в дороге мы часами слушали разнообразную музыку. Радио большую часть дороги ловит паршиво. Для зарядки девайсов в дороге — микроюсб зарядка в прикуриватель + инвертор на 200 вт с розеткой на 220 В (был куплен за примерно 900 руб.). Кстати, не пригодился. Но девайс вообще полезный. Резина стояла новая летняя Nokian Hakka Green 185/70 R14. Никаких нареканий. На штамповки прилеплены колпаки, стяжки ставить не стал, колпаки не потерялись.
Что взяли в дорогу
LG P500 — мой простой гуглофон, использовался для звонков, интернета и навигации. По Питеру иногда пользовался «Навителом», в поездку скачал свеженького «Штурмана», благо у них была акция «30 дней бесплатной лицензии» на навигацию по картам РФ, Украины, Белоруссии и Казахстана. Не использовалась только казахская. Про навигацию далее подробнее.
Nokia N79 — как запасной вариант для тех же целей. Удобно было использовать с абхазской и украинской симками.
Рома взял LG GX200, простой двухсимочник с большой батареей. Ни один из аппаратов не подвёл, со всеми возлагаемыми задачами справлялись.
Бумажные карты не брали совсем. Распечатал памятки для путешествия по Абхазии и Украине, по особенностям прохождения абхазской границы и отличиям ПДД Украины от наших. Расписывать не буду, в поисковиках найти не сложно, нам это реально пригодилось.
В качестве средства самообороны (на Кавказ едем всё-таки, прецеденты бывали) взяли только железную трубу, она аккуратно легла вдоль пассажирского порога около сиденья, ни на одной границе не было ни одного вопроса, официальное назначение — рычаг для откручивания колёс, т.к. внутри была полая. Обращаться с подобного рода инструментарием приходилось. К счастью, не пригодилась.
За фотографии отвечали Nikon Coolpix 5700 и Canon IXUS 130. Вторым пользовались чаще, т.к. гораздо более компактный и мобильный. Хотя по качеству «Никон» с ручными настройками, конечно, был получше. Но в целом для домашних фото не для печати и 130-го было вполне достаточно.
Asus Eee PC 900 и 1015 — для резервного копирования фотографий с карт памяти в конце каждого дня. Было бы обидно столько отснять и потом утопить или потерять фотоаппарат где-нибудь в Белорусии.
Кроме того, аптечка с зелёнкой-фломастером, бинтами, пластырями, анальгином и активированным углём. :) Таблетки, увы, пригодились. Так же в аптечке лежали ножницы, вопросов на границах не вызвали.
Права, паспорт (пользовался только гражданским, но взял и загран) и небольшая часть денег была у меня на поясе. Всегда при себе и абсолютно не мешало.
Про деньги. У нас основной статьёй расхода была горючка, и тут надо считать уже в зависимости от стиля езды и типа жижи. Конкретно у нас получалось в среднем 30 л 92-го на 400 км, по деньгам в районе 750-800 руб. за заправку. Заправлялись почти всегда на «ТНК», «Лукойле» или «Газпроме», они все принимают банковские карты, но бывало, что терминал, работающий по GPRS (и аналогичным более свежим протоколам), барахлил, и тогда только наличка. В общем, налом я взял 15 тысяч, этого вполне хватило на периодические заправки и недельный отдых в Новом Афоне, с экскурсиями и кафешками. В Абхазии БАНКОМАТОВ НЕТ! По крайней мере, пока.
Ну, поехали. 1 августа в 6 утра мы сбросили одометр и двинули на Москву.
На пит-стопе где-то за Новгородом.
Дорогу Питер—Москва описывать не вижу смысла, нормальная, местами хорошая оживлённая трасса. Только пара моментов: выезжать стоит пораньше, чтобы успеть проскочить бОльший отрезок, пока дальнобойщики спят, и на Яндекс.Картах, например, трасса называется Е-95, а по дороге указатели вещают Е-105. Е-95 по указателям идёт от Одессы до Питера через Киев, Витебск и Псков.
Мы выехали около 6 часов утра из Питера, первая ночёвка планировалась у моих родственников в Тульской области, Штурман предрёк 945 км дороги. Именно столько и получилось. Правда, я лопухнулся с объездом Москвы, к ней подъезжали где-то ближе к 17 часам и были опасения встать на МКАДе, поэтому после Радумли свернули на Малое Московское Кольцо (далее ММК). Дорога хорошая, загрузка небольшая, но! Железнодорожные переезды. Это была конкретная подстава, потеряли на четырёх в общей сложности часа два. Местные бодро пилили по обочине или встречке, мы же спокойно стояли в очереди. Жизнь длинная, всё ещё успеем :).
Ретро-кабриолет без заднего номера.
Он же спереди. Первый раз такую машину видел, фирма Hurtan. Катился бодро, около 100.
ММК. Согнутые ураганом берёзы.
С ММК срулили на М-4. Трасса классная, сейчас на многих участках ещё идёт реконструкция и расширение, когда сделают, можно будет везде спокойно идти 120. Ну или больше, кому сколько нравится и на сколько в случае чего хватит денег. Пока же — быстро пролетаешь хорошие четырёхполосные участки и потом плетёшься за фурами по старым двухполосным. С М-4 мы свернули на М-6 до деревни родственников. М6 — неплохая на многих участках дорога, но довольно холмистая местность и больше 100 ехать некомфортно. За первый день пути мы проехали 945 км и потратили на дорогу 17 часов, вместе с пробками и двумя остановками — на завтрак и комплексный обед в кафе ближе к Москве (Рома на фото внизу).
В предвкушении битвы с первым и вторым.
Получилось вкусно и недорого, правда, не помню, как именно место называлось.
Навигатор довёл нас до деревни, дальше я знал дорогу сам. Подробность карт в «Штурмане» — в России улицы есть вплоть до райцентров, в населённых пунктах меньшего масштаба скорее всего не будет. На Украине и в Белорусии похуже, поэтому если надо найти адрес в деревне Кукуево — «Штурман» точно не поможет, но по крупным городам водит без проблем, на моём аппарате работает даже шустрее «Навитела». По трассам ехали по указателям, включая навигатор лишь периодически, чтобы посмотреть прогноз по времени прибытия и оставшемуся расстоянию. И то, и то сообщал весьма точно.
Вообще изначально планировали доехать за два дня, 950 км на первый день и всё остальное, около 1400, на следующие сутки. Но, проложив перед поездкой точный маршрут, оказалось, что поедем мимо двух мест, где нас готовы принять на ночлег. Поэтому нашей следующей точкой был городок Лиски около Воронежа. До него было около 350 км, посему решили заехать посмотреть Тулу.
Башня Одоевских ворот Тульского Кремля (нач. 16 в.), слева — вход для посетителей.
В 17 веке в Кремле было больше 100 дворов, а сейчас только два собора, в одном из которых — Музей оружия, который нам категорически рекомендовали. Важный момент: в понедельник и вторник многие музеи не работают! Мы попали только в музей пыток, расположенный в одной из башен. На территории, около входа, есть магазин настоящих тульских пряников, причем цены весьма демократичные.
Спуск с крепостной стены в башню.
Рост Ромы 187 см, и довольно сложно представить, как раньше наши воины с оружием и в доспехах проходили в эти арки, а потом поднимались по не таким уж маленьким ступеням.
В Музее пыток. Жаль, сейчас такое не практикуют.
Качество дорог в Туле весьма посредственное, есть интересный момент — по крайней мере на центральном проспекте Ленина светофоры работают в режиме: одной улице зелёный, другой — красный, все пешеходы стоят, потом первой — красный, второй — зелёный, пешеходы всё продолжают стоять. А потом всем машинам красный, а всем пешеходам зелёный, достаточно долгий, чтобы можно было здоровый перекресток перейти по диагонали. Довольно непривычно, раньше нигде такого не наблюдал.
Погуляв по Туле и перекусив в кафе, поехали в Лиски. Навигатор провёл нас через Воронеж, хотя около него вроде бы есть объездная. Но не принципиально, проехали довольно быстро. Сначала была идея тормознуть и немного погулять, но в городе нас встретил проливной дождь, и задерживаться не стали.
Следующая ночевка была запланирована в Шахтах, недалеко от Ростова, поэтому утром не спеша позавтракали и двинули дальше на юг.
Периодически дорожные работы создавали довольно большие пробки.
Но вкусных участков тоже довольно немало.
Часам к 16 прибыли в Шахты. Городок, к моему удивлению, оказался очень зелёный и многие дома, по крайней мере, в центре, выкрашены в мягкие пастельные тона. Весьма симпатично.
Традиционный памятник воинам-освободителям.
Центральный бульвар. 5 часов вечера, но рабочий день, почти никого нет.
Теперь и Шахтинский драмтеатр.
После Питера непривычно безлюдно.
Чистые аккуратные улицы. Неожиданно для города шахтёров.
Вечноживой дедушка и Шахтинский филиал Южно-Российского государственного технического университета.
Это не гора, не холм и даже не сопка. Это терриконик — результат выбора грунта из шахт.
«Город будущего» - вроде как единственный в стране многофункциональный центр, позволяющий решить всякие бюрократические вопросы в пределах одного комплекса зданий. Хотя название, имхо, слишком уж громкое.
На следующий день въехали в самый теплый регион Отечества. Встретил он нас замечательной погодой и даже угостил — прям около стеллы валялась на асфальте коробка с чокопаем. Спасибо неизвестному кормильцу!
Весьма неплохая кафешка примерно в часе с небольшим езды от стеллы. Вообще по М4 едальни встречаются куда реже, чем на трассе Питер—Москва.
Всё, кончилась весёлая жизнь. :)
«Волга» с тверскими номерами в Краснодарском крае. Отважные люди.
Поле православных подсолнухов.
Надпись на стекле «Цивика»: «Развалом рейстага удовлетворён».
Лес, северные склоны Кавказа… и скромная табличка, извещающая, что до одного из самых известных курортов России всего 100 км. Даже слабо верится.
Переход через Кавказ, дорога до Джубгы, оказался на удивление спокойным, отличная трёхполоска без резких поворотов и перепадов высоты.
До Туапсе дорога по-прежнему хорошая. В населённых пунктах часто образуются пробки, больше времени ползли, чем нормально ехали. Вокруг по тротуарам ходил народ в купальниках, а мы сидели в машине и гадали, успеем ли в Афон до ночи. А после Туапсе начался серпантин, и 100 км до Сочи мы ехали часов пять: очень часто попадались фуры, за которыми ползли по нескольку км, потом они сползали на обочину и пропускали собравшуюся колонну легковушек. Местные водят абсолютно безбашенно, вылетая на встречку через сплошную в закрытый поворот и в сантиметрах проходя между встречными и попутными машинами. Аварий было на удивление мало.
Участок Сочи—Адлер — сплошная стройка, уже довольно много новых дорог, тоннелей и развязок, но ещё немало в стадии строительства. Мало указателей, на навигационных картах этих участков ещё не было, не всегда сразу понимаешь, куда ехать. Дорога к границе идёт через центр Адлера (согласно указателю) и далее на Весёлое. Граница собственно проходит в этом населённом пункте, и больше похожа не на границу, а... не знаю, очередь за колбасой, что ли. В основном машины с краснодарскими, московскими и абхазскими номерами лезли вперёд по встречке, во второй ряд по обочине и даже по тротуару пытались. Никакой культуры поведения.
Вокруг магазинчики, ходят предлагают жильё в Абхазии, грязновато и шумно. Кстати, даже в начале августа никаких проблем со съемом комнаты или даже квартиры, ценник от 250 руб. до 500 руб. с человека, в зависимости от условий и удалённости от моря. Наконец, спустя часа четыре, пришла наша очередь. Наши машину особо не смотрели, так, окинули взглядами салон и багажник, спросили насчёт колюще-режущего, огнестрельного и прочего подобного оборудования и, получив отрицательный ответ, пропустили дальше. На абхазской границе Рома даже из машины не выходил, посмотрели паспорта, выписали за 150 руб. бумажку на машину и всё. Никаких страховок и дополнительных денег никто не требовал.
В Абхазию въехали в кромешной тьме. Редкие фонари встречаются только в городах, через которые идёт дорога. Абхазия — этакая страна-дорога, поскольку зачастую главная трасса является главной дорогой в городках. Только разве что Пицунда немного в стороне, а все остальные до Сухума нанизаны на эту дорогу, как бусинки на нитку.
В общем, ехали до Афона, постоянно переключаясь с дальнего на ближний, внимательно вглядываясь в дорогу, ибо разметки во многих местах нет и куда ехать, иногда понимаешь только метров за 30. По горючке: заправок очень мало! Сразу после границы — Роснефть с 92-ым за либеральные 25,30 и какой-то «колхоз оил» за 24 с копейками. Всего за полтора часа дороги до Нового Афона встретилось ещё буквально 2-3 заправки, причем на одной был только 95-ый по 30 руб. Расчёт, кстати, везде нашими рублями, национальной валюты у них нет. Частенько встречаются посты ДПС, на одном мы тормознули и спросили, сколько до Афона. Инспектор назвал расстояние и посоветовал быть осторожными, т.к. по дорогам ходят коровы. Ночью! Мы тихонько поржали и в режиме 60-80 км/ч покатили дальше. В целом дорога везде хорошая, но коровы действительно встречаются часто, и бывают неровности из-за поднятия-проседания грунта, надо бдить.
Итак, проехав около 2 700 км, мы добрались до места.
А из нашего окна (площадь Красная) горная гряда видна.
Магазинчик через дорогу от нашего домика.
Вообще магазинов довольно много, продаются в основном продукты и всякая бытовая мелочёвка. Многие работают летом до 22-23 часов. Ценник весьма кусучий, литр молока (кстати, из Краснодара) стоит 45 руб. Колбасы в основном сочинские, тоже дорогие. Арбузы по 20 руб. за кг. Краснодарские! Единственное, в каждом продуктовом магазе было мороженое — вафельные стаканчики по 7 руб. из Сухума. :) Местных фруктов пока практически нет, и это август! Многое созревает только осенью. Интересно, что почти на всех магазинах висели только вывески «продукты» или «магазин», ни времени работы, ни юр. информации. Кассовых аппаратов тоже не наблюдалось.
Представитель местной автофауны.
Язык довольно специфический, много «хвостатых» букв.
Местами даже свежеасфальтированный тротуар! Впереди виден ЖД- вокзал, над ним — купола храмов монастыря.
Хурма! Хурмяное… или хурмовое? Дерево! Хурма вот так просто растёт на улице!
Было похоже, что у местного населения только три способа заработка: продавать туристам разные товары, сдавать туристам жилье и проводить тем же самым туристам экскурсии. Следов хоть какой-то промышленности по пути замечено не было.
Экскурсий всяких — на неделю хватит точно. В некоторые места, типа озера Мзы, можно добраться только на УАЗике.
Здание вокзала. Практически брошенное, только на первом этаже столовая. Меню из неё приведено ниже, готовят довольно быстро, вполне качественно и подешевле, чем в кафе на самом берегу.
Свежевыжатый мандариновый сок был во всех кафешках, на мой взгяд, наиболее интересный из безалкогольных напитков.
Величественные колонны вокзала.
Давно остановившиеся часы вестибюля.
Почти все новые дома — гостиницы-мотели.
Праворульных машин много, примерно каждая четвёртая. Оно и понятно, в Абхазии они гораздо дешевле, чем у нас сейчас.
На рейде постоянно находились два наших корабля.
Поездов на этих рельсах давно не было. Сейчас на них растёт ежевика. Очень вкусная!
Немного заросший, но весьма симпатичный парк.
На схеме план центра города. Хотя вообще это скорее большая деревня. Википедия говорит, что населения всего 1300 чел.
Сложно поверить, что в таком визуально райском месте население говорит по-русски :)
Дорогая хоть и грунтовая, но, судя по древним мостикам, очень старая.
Конная прогулка — классная штука! Общая продолжительность около пяти часов, из них в седле провели половину времени. Лошадки (точнее, тотально все — кони) очень послушные, у нас, несмотря на нулевой опыт верховой езды, никаких проблем не было. Правда, с непривычки потом пару дней сидеть было не очень удобно. По стоимости — 1000 руб. с человека.
Спешились и спустились по лестнице в ущелье.
Ощущалось, что вода протекала тут не одну сотню лет.
Абориген, пойманный нашим проводником.
Около них прям в лесу — едальня. Несколько салатов, шашлык, чаи-соки. Шашлык — 200р за шампур, и, как во многих кафе, делается не на углях, а прям на открытом огне, что, конечно, уже не то. Но выгулянному проголодавшемуся организму понравилось.
Вообще растительный мир Абхазии весьма впечатляющий, особенно после Питера. Как сказал Рома, «Тут берёзу посади — и то на ней какие-нибудь яблоки вырастут!»
Кстати, рекомендую поискать фейхоа, сами плоды или сок, он очень вкусный, стоит рублей 100 за литр, растение было завезено из Южной Америки.
Центральная аллея ботанического сада в Сухуме
Ботсад особо не впечатлил. Чуть больше цветов, небольшие банановые пальмы (сами бананы всё равно не вызревают), бамбук и сейквойя с эвкалиптом. А так визуально не сильно отличается от того, что растёт на улице.
Написано, что «Банан японский». Не знаю, по биологии у меня была хроническая “4”.
Посреди парка прудик со всякой экзотической растительностью.
Одно из наиболее интересных мест парка — бамбуковая аллея.
Как ни странно, самым старым деревом тут оказался не какой-нибудь суперэвкалипт, а просто липа. С возрастом over 9000 350 лет.
Вот такая она, широченная и ещё вполне активно цветущая.
Рукомойник, довольно простая и весьма удобная конструкция — маленький фонтан в центре чаши. Жаль, сейчас напор у него уже совсем слабый.
Не берусь точно утверждать, что тут было раньше, но скорее всего трамвайный вокзальчик, сверху проходят заросшие пути. В любом случае, красивое архитектурное сооружение. И я вряд ли когда забуду композицию слева. «Десятка» и пальма. Не берёза, не дуб, ни ёлочка какая-нибудь, а натуральная пальма.
Судя по огромной территории, когда-то очень мощное НИИ. Сейчас — развал и разруха.
Дорога через территорию института в сторону обезьяньего питомника, открытого для посетителей.
Нормальный такой столб для таблички.
Центральная площадь питомника.
Обезьян довольно много, но видивое разнообразие скромное — в основном макаки резус, японские и гамадрилы. Детей туда сводить стоит точно.
Яблочки обезьянки берут очень аккуратно, и купленный около касс пакет кончился быстро.
Ещё немного побродив по Сухуму и закупив очередной комплект магнитиков на холодильник, поехали обратно в Афон (между Н. Афоном и Сухумом около 40км), стремясь успеть ещё искупаться. Хотя днём температура 30-34, после 20 часов купаться уже было не очень, прохладный ветер после тёплой воды весь кайф портил.
На следующий день поехали на озеро Рица. Наверно, наиболее известный водоём Абхазии, местные называют его «Голубое озеро». Дорога к нему неплохая, везде асфальтированная, даже указатель от главной трассы стоит. Только вот на все 40км этой дороги ни одной заправки, надо иметь ввиду.
По пути к озеру продают местное вино, мёд, ещё фигню какую-то, мы не останавливались. Ещё 3 активно рекламируемые достопримечательности — «мужские слёзы», «женские» и Гегский водопад, он правда чуть в стороне.
Женские слёзы, увязанные где только можно ленточками. Классический развод-сюжет, повяжи ленточку и загадай желание, и будет тебе счастье)
Эти «слёзы» представляют собой почти отвесный склон, по которому стекают струйки воды на протяжении метров этак 50. Довольно интересное зрелище. «Мужские слёзы» отличаются тем, что аналогичный склон там гораздо меньше, зато есть участок, где прям водопадик льётся, и под ним можно неплохо освежиться. Обе достопримечательности прям вдоль дороги, пропустить невозможно.
За 17 км до озера стоит пропускной пост, вроде как гаишный, но шляется по нему куча всякого подозрительного народа в гражданском. Плата за проезд — 250р с человека, дети бесплатно.
До самого озера хорошая асфальтированная дорога, местами серпантин, несколько тоннелей и полутоннелей (с одной стороны имеют световые окна). Всё это дело нифига не освещено, внутри попадаются ямки.
Озеро действительно красивое. Как нам сказали, поверхность воды находится на 950м над уровнем моря, глубина порядка 120м, высота гор на заднем плане — около 3км. Впечатляющие цифры. Что касается цвета — верхний кадр сделан на кэнон, нижний — на никон, верхний мне больше нравится как картинка, но максимально точно цвета воды и леса переданы на нижнем кадре.
Около озера всё цивильно. Почти всё. Хорошая смотровая площадка, откуда можно посмотреть на снег в горах и водопады через подзорную трубу (не бесплатно, конечно), всякие кафешки, прокат лодок и катамаранов, продажа сувениров и т.д. На другом конце озера находится бывшая дача Сталина, сейчас там музей, добраться можно только на агрегате повышенной проходимости, местные возят туристов на уазиках, туда дальше по дороге в объезд озера около 6км.
Мы с Ромой решили отведать деликатеса и взяли по шашлыку из форели. Ещё думали, как же они её делают, наверно, как стейки. Не тут то было, местные ребята вообще не заморачиваются: шашлык — значит на шампур! Почему у форели белое мясо — не знаю, наверно местная речная форель такая. Надо признать, довольно вкусная, хотя и приготовленная, как обычно, на открытом огне. Торопыжки, никаких технологий не соблюдают… Хотя окрошка мне понравилась больше, особенно учитывая +30 на улице.
Покатавшись на лодке (на электродвигателе, кстати), перекусив и вдоволь налюбовавшись природами, мы пошли к машине. Припарковались специально подальше, ближайшие метры к смотровой площадке, которая находится рядом с дорогой, утыканы кирпичами и «остановка запрещена». Отъехали метров на 100 и встали в свободное место между машинами. И вот идём мы эти метры до нашего кариба и видим, что у всех машин снят передний номер. Подходим к нашей — та же картина, за дворником бумажка с корявой надписью «изъяты госномер». Спасибо, а то мы не заметили! Начиная немного закипать, беру бумажку и иду к посту ДПС, который как раз перед смотровой. Там стоит и болтает с кем-то из местных молодой лейтенантик с жезлом, показываю ему бумажку, он машет в сторону их будки. Подхожу, слышу:
«.. очень сильно испортили впечатление, ноги моей здесь больше не будет!». Оттуда выходит мужик с украинскими номерами, его машина рядом с нами стояла. Как я узнал потом, с него взяли 1800. Спокойно захожу, вижу капитана за столом, что-то пишущего, и ряд прислонённых к стене номеров, в том числе и свой. И тут начинается цирк по всем законам жанра. Диалог приведён практически дословно, такой бред сложно забыть :)
— Здравствуйте, позвольте узнать, почему вы у меня номер сняли?
— А вы знак видели? Вы где машину оставили?
А прикол вот в чём. Сразу за выходом к смотровой слева стоит очередной «остановка запрещена», и через буквально пару метров — Т-образный перекрёсток, справа примыкает второстепенная дорога, перед ней висит кирпич, с её стороны — треугольник «уступи дорогу», то есть на ней одностороннее. В общем, запрет на остановку висит вообще без смысла.
— За перекрёстком оставили, дальше по главной дороге, - отвечаю я гайцу, - вне зоны действия запрещающих знаков.
— Да? А ну давайте выйдем, посмотрим.
Капитан начинает заводиться, я до сих пор немного в ступоре. Выходим, тут мимо проезжает таксишная волга и спокойно едет под ближайший «кирпич».
— А у вас такси теперь относится к экстренным службам или как? Он у вас под кирпич проехал!
— Ну и что? Я его знаю, он тут каждый день работает.
Я офигеваю ещё больше. Дошли до смотровой, он мне показывает на вышеописанный «остановка запрещена».
— Знак видите?
— Конечно, вижу. И перекрёсток за ним вижу.
— Какой перекрёсток? Там поворот направо запрещён!
Тут степень моего офигевания достигает апофеоза, и ступор наконец слетает. Достаю телефон и спокойно говорю:
—Хорошо, давайте всё запротоколируем, я сниму на видео и вы всё повторите, что сейчас мне сказали, особенно про то, что данное пересечение проезжих частей не является перекрёстком.
Капитан уже совсем разозлился.
—Ладно, давай забирай свой номер и проваливай.
Я мгновение подумал, но решил, что лучше всё же не провоцировать его больше, забрал свой номер, прикрутили и уехали. Хотелось бы, конечно, прикрыть эту лавочку, но, судя по массовости снятия номеров со всех подряд машин (и отнюдь не дешёвых), эта лавочка имела хорошую «крышу» и мне просто повезло, что гаец не захотел терять время. А я запоздало подумал, что не озаботился узнать, какие тут у них вообще ПДД, чем отличаются от наших.
Около поворота на Гегский водопад.
На обратном пути встречали гораздо больше народу, чем когда ехали туда около 11 утра, поэтому рекомендую приезжать на Рицу часам к 11, ещё не так жарко будет и туристов меньше, к 13-14 их целыми автобусами около озера выгружают.
Всё-таки главное для меня в Абхазии — это море. Градусов 26, в нём можно было сидеть до опупения, что мы каждые день вечером и делали. В отличии от российского черноморского побережья, тут народу гораздо меньше. Что касается контенгента — в основном семьи с детьми. Если хочется знакомиться с девочками и «тусить» - тогда Пицунда или Гагра, проезжая их, мы видели много молодёжи, бары, дискотеки и пр. А Новый Афон — это такое тихое местечко, где можно хорошо отмокнуть от шума и суеты большого города, по-настоящему расслабиться. И интернет тут стоит у местного провайдера 5.5р за метр, так что особо не посидишь, хотя 3G ловит. Кстати, столько же стоят звонки в Россию на мобильные за минуту (оператор «А-мобайл», тариф «Ультра лайт»).
Около рынка есть салон этого оператора, можно купить контракт и пополнить баланс, там же я купил себе сетевую зарядку для телефона (прежнюю забыл на одной из ночёвок в России). На фразу «У вас есть микроюсб зарядка на 500-1000мА?» сотрудник-девушка сделала большие красивые глаза. Я извинился и попросил достать с витрины посмотреть, ибо ценников с описанием на них не было. Увидел «оригинальную» нокиевскую с микроюсб, написано вроде 890мА, решил взять. Потом прочитал название — ACP-12E, поржал. По названию это зарядка для старых нокий с толстым круглым гнездом. Ну да ладно, главное работала, долго использовать я её всё равно не собирался.
Гуляя по Афону, как то увидели машину с украинскими номерами, спросили, как сейчас лучше ехать в Одессу, через Керчь или в объезд Азовского моря, через Ростов. Посоветовали через Ростов, как я и планировал. Поэтому выехали мы из Афона в 17 часов, чтобы к вечеру следующего дня уже приехать в Одессу. Впереди 1 200 км и две границы. Около 18.30 границу с Россией проскочили очень быстро, очереди не было вообще. Главное после границы — не перепутать дорогу, ехать надо через «Адлер (центр)» - именно такие указатели регулярно попадаются, потом будет уже указатель на Джубгу. Постояли в пробке в Сочах. Там сейчас почти как во Владивостоке, всё разворотили и всё строят и всё одновременно! Выглядит, конечно, глобально. Далее серпантин тоже прошли быстрее, поскольку был уже вечер и фур было мало. К часу приехали в Джубгу, там есть магазины 24 часа, можно перекусить. После Джубгы до Ростова обратно по знакомой дороге мимо Краснодара, после нервяка кавказских серпантинов она казалась просто раем. Перед Ростовом врубили навигатор, Штурман быстро проложил оптимальную дорогу по краю города.
Рассвет около Ростова, 4:30 утра.
Вот только 3 часа назад был скалистые горы Кавказа — и уже бескрайние Ростовские степи. Очень контрастно!
Нам надо было снять наличку с карточек, на всякий случай решили въехать на Украину с некоторой суммой рублей, на окраинах Ростова банкоматов не увидели, поэтому решили заехать в Таганрог, заодно немного глянуть город. Банкомат мы нашли только по указке местного жителя около вокзала (справа, если стоять к нему лицом, 150м примерно), их в городе совсем мало. Оказался Сбербанковский, что порадовало, обе наши карты были этого банка. Сняли несколько тыщ, купили в магазинчике пожевать и двинули дальше. Впереди — граница с Украиной.
Часть вторая. Из Южной Пальмиры в Северную
Ближайшие пару страниц будет много слов и мало смысла фотографий, поскольку перегон был довольно неприятный, да и особо интересных кадров не встречалось.
На границу с Украиной мы приехали около 8 утра. Перед ней вдоль дороги с двух сторон стоят вагончики с вывесками «зелёная карта», тут же пара газпромовских заправок. Подошли к одной из женщин с табличкой «зелёная карта», она огласила сумму в 850 руб. за 15-тидневную карту без ограничения количества водителей. Перед поездкой я читал где-то в интернете, что стоимость карты порядка 450 руб., и столь существенная разница несколько смутила. Подойдя к другим барышням, выяснили, что стоимость сейчас везде такая, на легковые машины оформляются карты одного типа и действующие не только на Украине, но ещё и на Молдавии и Белоруссии, что нам как раз и было нужно. Я изъявил желание оформиться у них, но они отправили нас обратно к первой женщине со словами, что сейчас её очередь. Такое товарищеское отношение весьма порадовало.
Заполнение бланка заняло минут 15, разговорчивая загорелая тётушка предупредила нас, чтобы не нарушали, что украинские гаишники очень строгие, внимательно следить за разметкой, особенно в Мариуполе, где она какая-то сильно сложная. Оформились и встали в очередь. Машин перед нашей границей было немного, но двигались медленно — попали в пересменку. Нашу границу прошли спокойно и без вопросов, перед украинской вывеской «Новоазовская таможня» постояли подольше. Погранцы украинские в беретах, внешне и по поведению прям крутые спецназовцы. :) Подошла наша очередь, подхожу с документами к таможеннику.
— Давайте пройдём на минуту, — говорит мне и топает вглубь домика. Я за ним.
— В общем, мы должны все машины тщательно осматривать и вам надо заполнять декларации, но есть вариант обойтись без этого, проедите быстро и легко, вам какой вариант интереснее?
В отличии от абхазского типа около озера Рица, этот товарищ был просто ангел.
— Давайте декларации, — улыбнулся я ему. Порядок есть порядок!
Он дал мне бланки, а там всё на украинском. К счастью, нашёлся бланк с переводом на русский, и мы с Ромой быстро заполнили. Декларации заполняют только лица от 16 лет.
Все большие сумки (а у нас было по сумке и рюкзаку) просветили на рентгене, попросили посмотреть рюкзаки — в моём вызвали подозрение ножницы в аптечке, у Ромы — куча подшипников для роликов в банке. Мы вкратце пояснили, что мы — роллеры и это — наши неотъемлимые атрибуты. В общем, таможенники поразвлекались и быстро нас отпустили. В машине глянули только отделение запаски под полом багажника и пощупали инструменты. В бардачок и подлокотный карман никто не лазил.
В целом прохождение границы заняло часа 3,5. Обменных пунктов около украинской границы обнаружено не было, поэтому мы двинули вперёд, планируя обзавестись наличкой и завтраком в Мариуполе.
Асфальт, но качество такое, что местами ехать больше 80 крайне не радовало. Разметка, действительно, периодически выдавала перлы: едем прямо, потом справа появляется ещё одна полоса и вдруг спереди на нашей полосе стрелка налево. То есть, чтобы продолжать движение прямо, надо перестраиваться вправо. Подобные забавы встречались регулярно, разметка почти везде хорошая, прям поверх ям. Гаишников очень мало, оно и логично — где тут гонять.
Мариуполь — тихий спокойный городок, припарковались где-то в географически центральном районе, обменных пунктов и банков довольно много, в «Приват-Банке» курс оказался довольно неплохой, 266 гривен за тысячу рублей (грубо говоря, 1 гривна=4 рубля). Гривны огорчили Рому — по «высоте» банкноты существенно больше рублей и не влезали в его зажим для банкнот. С кафешками, оказалось чуть сложнее, минут через 10 нашли пиццерию. Большая часть надписей в городе на русском, акцент у местных жителей гораздо меньше, чем у ростовчан, ощущения заграницы абсолютно не было. Когда расплачивался за заказ, у меня было очень сильное ощущение, что симпатичная девушка за кассой при виде гривен скажет: «Молодой человек, вы издеваетесь? Деньги давайте, а не эти цветные бумажки!». Но ничего, обошлось :) вкусный комплексный обед за 29 гривен очень порадовал после суровых абхазских цен.
Из Мариуполя Штурман проложил нам путь до Одессы, и покатили дальше, планируя дальше только одну остановку для заправки. Кстати, заправки на этой трассе встречаются нечасто, мы старались заправляться на «Укрнафта», за 9.90 грн. — то есть почти 40 руб.. Асфальт всё такой же паршивый, лишь небольшие участки приличные. От Херсона дорога стала немного получше, последний участок от Николаева до Одессы вообще славный. Кстати, не забываем про часовые пояса, мы доехали почти в полночь по бортовому времени, но переведя стрелки на часа назад, оказалось, что ещё не было и 11 вечера. На эту ночь машину поставили на стоянку, стоимость порадовала — 5 грн за ночь. 20 рублей. В целом в Одесе (теперь буду называть её на тамошний манер, мягко) культура вождения весьма приличная, честно скажу, лучше чем в Питере. Не срываются со светофоров, как бешеные, не подрезают, не сигналят. Тонированных «Жигулей» без глушителя ни разу не видел. Приятно ездить.
В Одесе мы были четыре дня, жили на даче у дедушкиного брата в Сухом Лимане — большом коттеджном посёлке буквально в 5 минутах езды от Одесы. По городу гуляли весёлой группой родственничков — мои мама и брат приехали чуть раньше на поезде, и мамина двоюродная сестра с дочкой показали нам самые интересные места.
Археологический музей, весьма интересный.
Не знаю, что здесь, но выглядит помпезно.
Екатерину II в Одесе уважают, именно по её указу в 1794 году город и был основан. Кроме неё, большим уважением пользуется один из первых глав города — герцог Дюк де Ришелье, прапраправнучатый племянник знаменитого кардинала Ришелье.
В правой руке будущий премьер-министр Франции держит указ об отмене налогового обложения Одесы, которого он добился для более активного развития региона. Однако, в связи с этим памятником в Одесе ходит поговорка — «Что у Дюка видно с люка?». Если встать на некий люк на этой площади, то вид будет несколько другой. На фото ниже.
Приятно видеть профессионала, пускай и в таком своеобразном деле. Несмотря на 30+ тепла на улице, стоял идеально. Когда кто-то подходил и клал ему в шляпу, «статуя» оживал и давал каждому по вкусной карамельке — её можно увидеть в правой руке. Не знаю, откуда он их доставал, но никого не оставил без угощения. В общем, впечатление исключительно приятное.
Музыканты на Приморском бульваре.
Эти ребята тоже немало публики собрали. Играли что-то классическое, на очень высоком уровне. Не зря, наверно, паренёк с виолончелью сделал себе татуировку в виде инструмента.
Памятник Пушкину на фоне здания одесской администрации.
Пушкин прожил в Одесе чуть больше года во время южной ссылки, написав здесь много винрарных произведений. Народ это ценит. Спиной к администрации памятник стоит не случайно — она отказалась финансировать его возведение, поэтому поставили только бюст, а не в полный рост. Ну и потому что сам поэт не особо «дружил» с властями, не зря он тут в ссылке находился.
Цены на арбузы и еду вообще невысокие, мы арбузы брали в супермаркете по 1, 48 грн, то есть около 6 руб. за кг. Вшестером пообедали в кафе на Дерибасовской за 800 руб., причем готовят быстро, вкусно и хорошего размера порции.
Одеса изначально строилась как город-курорт, поэтому очень нехилая часть берега отведена под пляжи, крупнейший из которых — Аркадия, далее идут парки и санатории, более 20 штук разных профилей и специализаций, и только потом уже непосредственно городские кварталы.
Менюшечка одного из пляжных кафе.
Десятки кафешек, клубов и дискотек.
В Аркадии находится известная дискотека «Ибица», куда ехали и таки приехали герои фильма «О чем говорят мужчины». Но не стоит путать с островом в Испании.
Купаться мы в Одесе не стали. Всё-таки именно для плавания в Чёрном море лучше ехать в Абхазию или Крым. На фото тёмные полосы в воде — камни, весьма ограничивающие зону заплыва. Да и народу явно больше.
Вдоль всех пляжей идёт велодорожка, так называемая «Трасса здоровья». Для роллеров не очень подходящая, местами ощутимые спуски и подъёмы, и асфальт так себе. Одеса вообще, к сожалению, не для роликов. Откатав по ней всего 27 км, мы с Ромой поняли, что больше так делать не будем.
Один из старейших ресторанов пляжа — 1905 год.
Яйцесвязь на Украине довольно популярна.
Достойная внимания достопримечательность — местный дельфинарий. Уровень дрессуры очень высокий.
Тут, как нам сказали, катают местные суровые роллеры.
Местная автофауна весьма разнообразна:
Дом из 1 стены. Хотя, на мой взгляд, аналогичный в Выборге круче.
В Одесу приехала «Большая разница».
«Живчик» — классная штука в жару. (розовый самсунг — не мой!).
Некоторые лестницы весьма роликопрыгательны:
А некоторые — не очень.
Потёмкинская лестница, сейчас — 192 ступени.
Поучаствовали в съёмке эпизода «Голые и смешные». После съемки теперь буду называть эту программу «Голые и очень никакие актёры». Заработали 10 грн, которые тут же пропили.
Рулила деваха трамваем очень лихо, почти безостановочно болтая по телефону.
Оксана Николаевна — лучший экскурсовод, какого я когда либо слышал и видел. Экскурсионное бюро находится прям около входа в Аркадию, слева. Стоимость экскурсии по катакомбам и по городу получилась 60 грн — и это за трехчасовую экскурсию, включающую в себя поездку на автобусе до катакомб, часовая экскурсия там, затем экскурс по городу на автобусе и под конец ещё пешком. Если решите съездить — обязательно спросите, когда ведёт Оксана Николаевна, не пожалеете. Она там работает уже 20 лет и вряд ли поменяет место работы в ближайшее время.
Одесские катакомбы появились и росли вместе с городом, поскольку в них добывали ракушечник, из которого построена большая часть зданий в городе. Перед Великой Отечественной длина катакомб составляла около 2 500 км, и большая часть из них находится под территорией современного города. Сейчас они являются одной из основных причин, почему в Одесе нет метро. Часть ходов была подорвана во время войны партизанами, которые использовали их как убежище, и немцами, которые этих самых партизан хотели там оставить навсегда. После войны многие входы замуровали, потому что любопытный народ лез и терялся.
Вход в катакомбы, село Нерубайское.
Оружейная, винтовки Мосина («трёхлинейки).
Почти все партизанские помещения во время войны находились в других местах, их переместили в одно место ближе к выходу для создания музея.
Школа, работавшая первые месяцы оккупации.
В последний день заехали в местный СТО поменять масло с фильтрами, ибо на даче ямы в гараже не было, да и возиться желания тоже. Удалось удивить парня в сервисе машиной, «Карибов» он раньше не видел. Праворульных машин в Одесе действительно немного. Пока сливалось масло, поболтали о жизни, он посетовал на высокие цены и навязывание украинского языка, хотя «все тут пользуются русским и украинский нафиг не нужен». Оказалось, в Одесе зарплата в $300 считается неплохой. Грустно. А стоимость замены масла с продувом и фильтров оказалась 60 гривен. 240 российских рублей.
Ну и пару слов про Одесу в заключении. Одним из наиболее ярких фильмов про этот город является сериал «Ликвидация», в городе его обожают и любят цитировать. Кроме того, в Яндекс.Панорамах можно «прогуляться» по центральным улицам — Дерибасовской, Ланжероновской, Малой и Большой Арнаутским, Греческой и Пушкинской.
Из Одесы в Киев мы выдвинулись уже вчетвером, вместе с моими мамой и братом. Тут, кстати, проявилась первая и единственная за поездку слабость «Кариба» — по ПТС у него грузоподъёмность 275 кг, а мы с вещами весили определённо за 300, и пару раз на ямках задние колёса немного зацепили арку. Но в целом от Одесы до Питера дорога хорошая и не загруженная, и напрягаться с обгоном фур не приходилось.
Дорога до Киева отличная, поначалу ехал осторожно около 100, но народ не парясь едет чуть ли не в два раза быстрее. Видимость хорошая, машин мало, поэтому 480 км пролетают незаметно. По ровному «Кариб» хорошо идёт до 140, на 130 км/ч 3000 об./мин, больше уже шумновато, да и не для гонок эта машинка.
Вечерний майдан Незалежности (площадь Независимости).
Табличка на здании площади, но без номера.
Забавно, когда одни и те же слова в русском и украинском имеют разные значения.
Лагерь защитников Тимошешко на Хрещатике (Крещатике).
Вид на площадь с колокольни Софийского собора.
Сама колокольня, она же — главный вход на территорию собора.
На фото вид из окна квартиры маминой двоюродной сестры, у которой остановились. Софийский собор — одна из основных достопримечательностей Киева, он не очень высокий, но широкий и многоярусный, изначально построен был в 11 веке, с тех пор, ясное дело, неоднократно обновлялся, но внутри осталось много мозаики и росписей первых лет. Стены очень толстые, окна небольшие и местами больше похожи на бойницы. Этакий собор-замок.
Золотые ворота, внешняя сторона.
Золотые Ворота — часть древней крепостной стены Киева, сейчас — центр города, рядом одноимённая станция метро.
Золотые ворота, внутренняя сторона.
Мемориал жертвам Голодомора, вдалеке — купола Киево-Печорской лавры.
У меня это место вызвало стойкую ассоциацию со смотровой около МГУ.
А теперь про один из древнейших монастырей Руси, вышеупомянутую Киево-Печорскую Лавру.
Этот храм фактически является башней-воротами монастыря, благодаря этому он с 11 века сохранился практически в первозданном виде, поскольку различные завоеватели, врываясь через эти ворота, топали сразу к центральным сооружениям, а он оставался в тени. Ещё интересен тем, что, как сказал экскурсовод, через эти ворота никогда за всю их историю не въезжали верхом (тем более на машине).
Вид на Успенский собор, справа — Большая Лаврская Колокольня.
Высота колокольни — 96 метров, пять в мире среди православных колоколен. (Самая высокая — колокольня Петропавловского собора, 122 м).
Визуально кажется не очень большой, но по факту — с 30-тиэтажный дом.
В Лавре пять улиц, все они выходят к соборам.
Памятник монаху-лекарю Агапиту, фактически — основателю первой больницы на Руси и первому врачу.
В одном из музеев Лавры увидели картину Нового Афона. Экскурсовод сообщил нам, что это в Абхазии. А мы сказали, какие здания из изображённых тут сохранились к 10 августа этого года. :)
Киевская Родина-Мать, высота с постаментом 102 м.
Я не стал приводить кучу фотографий монастыря, скажу только, что лучше отводить на осмотр Лавры побольше времени, экскурсии в пещеры (потому она и «печорская») работают только до 17 часов, мы на них не успели. Так что придётся ехать ещё раз :).
А вообще три дня оптимально хватит, чтобы посмотреть все наиболее интересные места Киева. По городу мы двигались пешком и на метро, благо оно в 3,5 раза дешевле, чем в Москве — 2 гривны, или 8 рублей. Такси по городу 50-70 грн в среднем.
Утром 17-го августа выехали из столицы Украины в Витебск. Кстати, некоторые улицы в Киеве реверсивны по времени, то есть, например, Днепровский спуск (кажется, так называется), до семи утра полностью на выезд из города, после 7 — полностью на въезд. Штурман этих временных ограничений не знал.
До границы с Белоруссией дорога тоже хорошая, там нас первый раз тормознули за превышение скорости, ехал 120. Причем так интересно тормознули: едет навстречу «пассат» милицейский , водитель из окна жезл высовывает. Я его не заметил, поскольку разделительная полоса широкая, видимость вперёд отличная и на встречку не смотрел. Я остановился, «Пассат» развернулся, подъехал. Посмотрели документы, далее диалог:
— Сколько ехал? — спрашивает.
— Примерно 105, — честными глазами смотрю на него.
— А я думаю, 120, — глазомер у инспектора хорош!
— Да не, вы что, какие 120, мы вон какие гружёные идём, — продолжаю я дурака валять.
— А сколько тут разрешено ехать? — продолжает он опрос.
— 90.
— А почему превышаем?
— Так за превышение до 20 км/ч же не штрафуют.
Думаю, ему понравилось именно то, что я знал это отличие от ПДД РФ, поскольку после этого он отдал мне документы со словами «На, больше не нарушай». Конечно, моё небольшое превышение не было зафиксировано и формально они ничего не могли, но помурыжить вполне были в состоянии. Потом ещё наблюдали пару раз такие же пассаты, едущие на небольшой скорости и ловящие встречные машины. Странная методика, доказать то нарушение будет невозможно.
Границу с Белоруссией прошли быстро, буквально за полчаса. Багажник просто окинули взором, а в бардачок залезли. На белорусской стороне для машин из Белоруси и России отдельный «зелёный» коридор, проходится быстро и без деклараций.
Композиция из стогов около дороги.
Дороги в Белоруси хорошие, хотя и не новые, но без ям. Наслышавшись о высоких штрафах, мы ехали постоянно 90-100 км/ч, и расход горючки получился в районе 6,7 литра на сотню, что для десятилетней гружёной полноприводной машины весьма неплохо, на мой взгляд.
Олбанский и белорусский явно родственные языки.
Ожидали табличек «32» и «16», но их не оказалось.
Витебск встретил нас промозглой серой погодой, как бы намекая: «Всё, ребята, лето кончилось, добро пожаловать домой на север». В гостинице «Витебск», вполне приличной, хотя и старенькой, не оказалось горячей воды — ремонт водопровода. Хотя при стоимости двухместного номера 135 тыс. белорусских рублей (800 наших, курс в районе 175 белорусских за один наш рубль) с завтраком вопросы были неуместны. Зато располагается она в самом центре.
Все тротуары в городе жёлто-белые, их видно гораздо лучше, чем просто белые.
Древняя церковь на берегу Двины.
Местный монастырь очень классно смотрится с разных ракурсов.
Вообще Белоруссия вызывает уважение. Одежда-обувь — белорусская, автобусы-троллейбусы — тоже, телевизор у нас в номере стоял — «Витязь», тоже местный. Чисто, аккуратно, хорошие тротуары. Правда, видно, что сейчас стране непросто, легковые автомобили представлены в основном немцами 90 х-начала 2000 годов, в кафе народу вообще мало, а цены уже вполне такие питерские.
Вокзал. Цифры на светофорах крупнее и ярче, чем у нас.
Вид на концертную площадку Славянского Базара.
Мне Витебск понравился. Не кичливый, строгий спокойный город. Очень понравилось по нему ездить, много указателей, развязки, повороты и перекрёстки сделаны грамотно. Народ на светофорах не пользуется правилом «Зелёный — иди, красный — беги», все стоят ждут зелёного. Единственное, конечно, курс нацвалюты сложный, считать десятками и сотнями тысяч, мягко говоря, непривычно. Теперь хочу съездить в Минск и, особенно, в Брест, а заодно и в Беловежскую пущу. Надеюсь, кризис скоро кончится.
Из Витебска вырулили рано утром и почесали дальше по Е-95 в сторону Пскова. Все деревеньки вдоль дороги имеют аккуратные, невысокие, крашеные в мягкие тона заборы, в некоторых даже асфальтированные тротуары. В деревушках, длиной в километр! На последние тысячи местных рублей купили у бабульки около дороги вкусный «белый налив». Дорога была всё так же хорошая, но постоянно попадались небольшие деревушки с «белыми» указателями, и чуть ли не полдороги ехали 70. Граница с РФ с белорусской стороны отсутствовала совсем, только сам пост остался, на котором никого. На нашей стороне гуляло три вроде бы погранца, не помню точно форму, скорость только немного скинули и проехали.
Наверно, тут живёт работает почтальон Печкин.
Псковская область встретила асфальтом-«тёркой», но порадовала «синими» обозначениями многих населённых пунктов. До Пскова дорога спокойная, но машин вдруг стало гораздо больше, периодически за фурами образовывались хвосты. Доехав до Пскова, нашли Кремль и остановились за ним с целью сначала перекусить, а потом приобщиться к местной культуре.
Кафе «Троицкий мост», в трех минутах от Кремля, ул. Герцена, 2. Очень вкусно, быстро и по нормальной стоимости.
Придя в нужную кондицию, мы выползти из кафе и направились к Кремлю.
Ярко различается старая кладка и отреставрированная.
Вообще Псковский кремль довольно сильно похож на Тульский — собор по центру и большие площади пустой территории. Тоже сильно пострадавший во время войны.
На другом берегу Великой Мирожки — Мирожский монастырь.
Немного погуляв по Пскову, мы двинули домой, на Питер. Заканчивалось 18 августа, заканчивалась горючка, заправленная после границы на нашей стороне, и заканчивался наш путь. Итого, за 18 дней мы проехали 6 360 км и сожгли порядка 500 литров горючки. Сколько всего потратили денег — сказать затрудняюсь, потому что оплачивали и наличкой, и с трех карт, и за жильё платили только в Абхазии и в Витебске. На штрафы мы не тратились, но если бы ехали из Питера в Новый Афон два дня, как я изначально планировал, тогда скорее всего где-нибудь да попались бы. Оптимально ехать из Питера до Абхазии три дня, с учётом серпантина от Туапсе до Адлера, по сравнению с которым дорога до Джубгы ровная как стрела, и очереди на границе. Направляясь на Украину даже с каким-нибудь перочинным ножиком не за 100 рублей, убирайте его куда-нибудь поглубже, ибо заберут. Знакомому капитану мили полиции и ксива не помогла. А так основной и неизменной статьёй расхода является бензин, остальное — в зависимости от потребностей. Следующим летом хотелось бы прокатиться по Европе, но загадывать пока рано. Надеюсь, мне удалось сделать интересную и содержательную рассказку. :) На вопросы постараюсь отвечать по возможности оперативно.
Всем удачи на дорогах!