Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Приключения Патрика и его друзей. Архангельская область в июле 2017 г.

Приключения Патрика и его друзей. Архангельская область в июле 2017 г.

22.11.2017 | 16257 просмотров

Не так давно я рассказывала о «Приключениях Гены и его друзей»  — сплаве по реке Мезень (Республика Коми) на плоту. После спешной эвакуации с плота из-за кровососущих тварей наше путешествие должно было закончиться.

Но ситуация развивалась иначе: домой не хотелось совершенно, а мы все хором хоть и со скрипом влезали в Патриот наших друзей. К тому же, большую часть Мезени мы так и не увидели. Пусть не на плоту, но на машине мы решили это исправить.

Итак, оставив плот на берегу на растерзание местному жителю, мы приступили к запихиванию невпихуемоемого количество пожитков в УАЗ.

На каком-то этапе, честно говоря, мы начали сомневаться в возможностях Патриота вместить 6 человек и все эти вещи. Ситуация осложнялась тем, что по дороге сюда у машины отвалилась задняя калитка, на которой висела одна из запасок. Теперь 2 полноразмерные запаски и калитка должны были ехать сверху.


А вот так выглядит дорога, идущая вдоль Мезени. По ней нам предстояло катиться сначала до города Мезень, потом до Архангельска. В общей сложности 700 километров.


В итоге наша шайтан-арба получилась вот такой. Вес у машины, наверняка, дикий, но она ехала, была вполне управляемой и довольно приемистой.

И мы покатились. Песчаная дорога становилась то чуть лучше, то чуть хуже, а потом путь нам преградила Мезень.


На противоположной стороне виднеется село Большая Пысса, за углом прячется паром.

А на нашем берегу ни деревни, ни парома, ни расписания этого самого парома. Только несколько машин припаркованных пустых стоит, вокруг ни души.

Постояли, потупили и решили завернуть в ближайшую деревню — Малую Пыссу.


Малая Пысса со стороны смотрелась чуть живой.

Но как только заезжаешь внутрь, почти все дома оказываются жилыми. Бегают дети, стоят машины, колосятся огороды.

Решили брать языка: постучались сначала в один дом, но нас испугались и дверь не открыли, во втором доме женщина через форточку что-то попыталась объяснить на ломанном русском (напомню, что в этой местности все разговаривают на коми) — мы ничего не поняли. Из третьего дома к нам вышла семья из 6 человек, мужик разъяснил, что паром ходит только утром и вечером, но можно позвонить и паром вызвать. Позвонить — это здорово, но вот беда: все время, что мы плыли и ехали, сотовой связи не было от слова совсем. После поднесенной стопки водки глава семейства сходил в избу, вернулся к нам с домашним телефоном и обо всем договорился! То есть с одного берега Мезени позвонили на другой берег — домой паромщику, чтобы вызвать нам персональный паром. Звучит как бред, но пообещали, что через 40 минут за нами приплывут.


И не обманули!


Грузимся.


Я не знаю, как воспринимают переправу на пароме люди, которые делают это несколько раз за день, но для нас это было волнительно. И на всех остальных переправах, которых впереди оказалось еще много, мы как будто участвовали в маленьких приключениях.


Все деревни, что мы проплывали на плоту, выглядели серо-коричневыми и мрачными, Большая Пысса на их фоне смотрелась празднично. А может это потому, что не надо было грести и постоянно бороться с насекомыми?

В селе заезжаем в магазин за пивом и хлебом. Прямо перед входом нас атакует стая слепней. Интересуемся у продавщицы, всегда ли у них так. А она со смехом начинает рассказывать, что летом надо кушать больше (в магазине покупать соответственно тоже больше), чтобы слепни и комары кусали и избавляли организм от плохой злой крови. Нам нужно, чтобы нас кусали особенно много, ибо испорченной крови в нас хоть залейся.

Тут очень захотелось обидеться, но оказалось, что в нас ее много не потому, что мы — сволочи, а потому, что городские. Местных деревенских кусают постоянно, а мы тут ненадолго.

Оригинальная и позитивная позиция, объясняющая, что то, что нас сожрали — есть благо))).


И вот мы мчим. В салоне царила эйфория: я даже не думала, что все настолько соскучились по скорости и машине.


С двух сторон тянулся светлый лес.


Никакого подлеска, только серебристый мох.


Небольшой бродик через реку Выбор.

Где-то тут мы пересекаем границу Архангельской области. Пока-пока, Республика Коми! Чтобы было понимание насчет дороги: дорога здесь одна, альтернатив нет, объездов тоже, тянется она между редкими населенными пунктами чуть ли не 1000 километров. Машины у народа тут при этом разные: много УАЗов, Нив, есть и иномарки, практически у всех у них снят или сколот передний пластик.


Оказываемся в селе Койнас.


Доминанта села — церковь Николая Чудотворца (новая), ее строительство началось в 2010-м году из-за невозможности восстановить одноименную старую церковь.

Но нас гораздо больше церкви интересует заправка. АЗС есть, но закрытая. Снова берем языка, местный житель на своей машине сопровождает нас к дому заправщика. Бензин завезли 2 дня назад, до этого заправка почти месяц стояла «сухой». Нам повезло, и мы наполняем бак и 2 20-литровые канистры.

«Как впереди дорога?» — спрашиваем мы.
«Нормально, но не знаю, как переправа будет...» — бормочет заправщик.

Мы на тот момент не особо обратили внимания на эту фразу. Ну, переправа и переправа, подождем паром, заплатим больше денег, как говорит Олег: «Решим».

То, что мы можем решить далеко не все проблемы и имеем шанс развернуться и возвращаться через Сыктывкар, мы поняли очень быстро — через 11 километров на берегу Мезени.

 
Вот место паромной переправы, вот паром, вот буксир... но что-то тут не так.

Мужики идут разбираться через сколько поплывем. Далее происходит примерно следующий диалог:

— Уважаемые, нам бы на другой берег.
— Мы переправу и налаживаем.
— Так когда поплывем?
— Как пойдет. Паром вот с мели сняли, он весь сгнил за зиму и тонет, ща дыры замажем и посмотрим поплывет или нет. Потом буксир — дизель с того лета не заводился. Если все будет нормально, часа через 3 пойдем!

Тут до нас стало доходить, что паромная переправа пытается начать работать именно сегодня. Сегодня, Карл! На дворе середина лета — 16 июля, к началу осени тут уже будет снег! Сколько она проработает? Месяц, полтора, два от силы. Как люди на машинах попадают на противоположный берег все остальное время? Правильный ответ — никак. Точнее, зимой через Мезень накатывают зимник, а вот когда он тает — конец дороге. Если из Койнаса кому-нибудь понадобится оказаться в районном центре Лешуконском или в областном центре Архангельске, на машине ехать придется больше 1500 километров через Сыктывкар. В Койнасе, как и в прочих крупных населенных пунктах в округе есть аэродромы, но насколько они в рабочем состоянии, может, в том же, что и паром?


Вооон туда, в деревню Усть-Кыма нам нужно попасть. Обратите внимание на небо — нас накрывает буря.

Начинается дождь, забиваемся в машину и наблюдаем из окон за налаживанием переправы.


Вот трактор подкапывает песок по периметру парома.

Мужик с ведром горячего вара и тряпками залезает то в один лючок, то в другой и латает дыры с помощью этого нехитрого оборудования. Паром, плавающий на тряпках — класс!


Когда все готово, трактор упирается ковшом в борт и сталкивает его с мели. Паром берет на привязь деревянная лодка с мотором. Тащить такую махину она не может, но маневрировать с ней — вполне.

Тем временем с третьего раза заводится буксир, по-крабьи с помощью таких же киев, как мы использовали на плоту, он сползает на глубину и... глохнет.

Его начинает сносить течением, но дизелек оживает. Дальше паром с моторкой и буксиром устраивают «танцы» и, наконец, стыкуются уже где-то в районе противоположного берега.

3,5 часа мы наблюдаем за этим действом, как за цирковым представлением. Специально для Вас все то же самое можно увидеть на трехминутном видео.

А дальше, мужики говорят нам, что посадка на паром будет не здесь, а в новом месте — река обмелела.

Через кусты и буераки выезжаем на пляж.


На пароме нас оказывается 4 машины: 2 Патриота и 2 буханки.

Этого дополнительного веса достаточно, чтобы паром присел на мель. Трактор, размахивая ковшом, вновь начинает пихать махину в борта. И все, мы пошли. Задолбанные, но довольные паромщики собирают с каждой машины по 700 рублей — плата за аттракцион.


А вот и противоположный берег. Здесь тоже паром причаливает на новом месте.

Съезд осуществляется по незаконченной насыпи, воды временами по ступицу. Однако, своей очереди на погрузку уже ждет несколько полноприводов. Дорога ожила.

Мы отъезжаем от Усть-Кымы совсем немного и начинаем искать место ночевки. Пока ждали переправы на берегу, на нас снова напали комары. Решили проверить теорию — чем дальше от реки, тем меньше кровососущих тварей, — поэтому встаем в лесу в паре километров от воды.


Теория оказалась неверна. Нас все равно жрали, и дождь комарам не помеха.

Утром мы продолжили путь.


Дорога по-прежнему оставляла желать лучшего.


Нам повезло, что вчера прошел дождь и пыль на дороге прибило. Если бы не это, а тем более, если бы ехали в несколько машин колонной — постигли бы всю суть пыльных бурь.

А что с населенкой? Через каждые километров 10-15 стоят деревушки: Палащелье, Конещелье, Белощелье и т.д. В каждой живет от 30 до 200 человек, а некоторые вовсе заброшены.

Но даже жилые деревеньки смотрятся невероятно уныло и убого: огромные косые дома с маленькими окошками, все коричнево-серое и какое-то однообразно-беспросветное.


Вот, к примеру, деревня Палащелье — до недавнего времени она была центром уникальной росписи.

Раньше здесь кустарничали чуть ли не в каждой избе: выделывали прялки, лукошки, короба, веретена, ложки, а потом расписывали их.

В Палащелье сложилась своя оригинальная система росписи. Основной фон золотисто-желтый (дерево, покрытое олифой) с кирпичного цвета узорами (краску «вохру» брали на берегу, у красной щели) и черными контурами (чернила готовили сами, смешивая сажу с серой).

Как возник промысел? С одной стороны, местная роспись — самая архаичная из всех известных в русском народном искусстве, говорят, ее корни уходят в глубину веков, к наскальным изображениям, к неолитическому орнаменту. С другой, первое упоминание о Палащелье как о центре росписи относится только к 1904 году (самая старая прялка имеет дату — 1815 год). Как так получилось — загадка.

Теперь промысел угас полностью, в деревне живет всего 40 человек, половина из которых пенсионеры, больше 70% домов пустует.


В центре деревни можно увидеть деревянную церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенную в 1874-м году.


Водопровод 21-го века.

Вот примерно так и выглядели все деревни на нашем пути. Согласитесь, впечатление гнетущее.


Взгляд отдыхает на красавице-Мезени.


Местные ждут, что вот-вот здесь проложат автобан. И действительно, на некоторых участках снует техника. Но пока так.


Почва жирная: стоит буксануть и колеса уже не видно, всем, чем соприкасается с землей, машина прилипает.

В Лешуконское через очередную паромную переправу мы не поехали — без магазинов обошлись, а бензина вполне хватало. Так, что сразу повернули на Мезень. Здесь дорога была уже очень приличным грейдером, по ней легко катались легковушки с целыми бамперами.


Тем интереснее, где на этой дороге мы умудрились пробить колесо.


 Ничего не поделаешь — в ход идет первая запаска.

Неожиданно выясняем, что город Мезень нам не по дороге — поворот на Архангельск раньше, но вот бензина до областного центра нам не хватит. Значит надо заезжать в Мезень. Надо, но нельзя! Дело в том, что город находится в пограничной зоне и на его посещение нужно разрешение.

Такое разрешение от ФСБ было оформлено на меня, Сашу, Ксюху и Серегу, в нем черным по белому было написано: «Сплав на плоту по р. Мезень». В выдаче разрешения на граждан Украины — Олега и Таню — было отказано. Собственно, они тут оказываться и не собирались, тем более на машине. Но все сложилось так, как сложилось.

Решили встать лагерем недалеко от города, а Сашу (как человека с разрешением) и Олега (как хозяина машины) отправить в Мезень на заправку. Наше воображение рисовало, как Саша с 20-литровыми канистрами бегает мимо погранпоста и заливает Патриот, пока на Олега составляют протокол.

Но все прошло успешно: заправка оказалась чуть не доезжая Мезени и поста, соответственно. Заправщик настоятельно рекомендовал в город без разрешений не соваться, и ребята послушались.


Сегодня лагерь был в замечательном месте.


Наша последняя стоянка на Мезени. Мы благодарны этой реке за новый опыт с плотом!


Мезень на прощанье преподнесла нам подарок — первый вечер с начала поездки без комаров.


Готовим на вот таком классном костре из пня.


Закат на Мезени.


А так выглядит из палатки утро в лагере.

Берем курс на Архангельск. Но почти сразу на дороге видим указатель на Кимжу. Табличка гласит, что она избрана в самые красивые деревни России. Как проехать мимо?


Кимжа возникла в начале XVI века, когда здесь, в двух верстах от устья реки Кимжа поселился крестьянин, пришедший с Пинеги. Была известна своими промыслами, особенно — меднолитейным (медные колокольчики применялись для скота и почтовых лошадей, медные украшения — для конской сбруи). Кроме того, здесь высаживали зерновые, проращивали солод и варили пиво.


Яркая Одигитриевская церковь, построенная в 1700-1709 гг.

Раньше в Кимже было 3 церкви: православная (сохранившаяся), старообрядческая и староверская. Это связано с тем, что здесь селились раскольники, выстраивающие свои слободы.


В 2008 году храм полностью разобрали с целью реставрации путем полной переборки. Сейчас это единственный сохранившийся памятник пинежско-мезенской школы.

Несмотря на наличие церквей, в соседних деревнях считали, что жители Кимжи владеют искусством ворожбы и заговора, могут насылать порчу и сглаз. Называли их «чернотропы», что значит — колдуны.


Тем интереснее, что до 1951 года в деревне не существовало кладбища. Умерших хоронили по их завету (там, где попросят), чаще всего на их земельном наделе (на наделе, а не у домов). Считалось, что дух предков будет охранять земельный надел и жилище от бед и напастей.

В лучшие времена в Кимже было до десятка ветряных мельниц, сейчас осталось только 2. Обе они стоят на угоре за деревней.


Младшая мельница — Воронухина (мельницы принято называть по фамилиям владельцев), была построена в 1934 году. Раньше считалось, что она была не достроена мастером, однако потом выяснилось, что мельница работала, но потом была почти полностью разобрана за ненадобностью.


Старшая мельница — Дерягинская была построена в 1897 году. На ней ещё в 50-ые года 20-го века мололи зерно. Она относится к довольно редкому типу — перевёрнутая столбовка. До 21-го века самая северная ветряная мельница дошла без крыльев и с прорехами в крыше. С 2007-го года началось ее восстановление, а после — настройка. Говорят, что сейчас механизм полностью готов к работе.

За последние годы в Кимже дважды проводился международный фестиваль плотницкого мастерства «Северные мельницы». На домах на улицах висят таблички вроде «кузница», «пекарня» и т.д. Но только все закрыто, а избы, если свернуть с центральной улицы, выглядят вот так:

Сейчас в Кимже постоянно проживает около 100 человек.

Мы выехали из одной из самых красивых деревень России и долетели до Белогорского без приключений.

Где-то тут, спустя полторы недели после начала путешествия, у нас появилась устойчивая связь и интернет. Соберетесь ехать в тот край, предупредите родственников и друзей, чтобы не падали в обморок от столь долгой тишины в эфире.


Пинега в этом краю великолепна!

По плану сегодня был последний наш совместный вечер. Мы было взялись перетряхивать вещи и паковать рюкзаки… но снова что-то накатило. Я, Саша и Ксюха решили, что возвращаться снова рано, дальше сборы продолжил только Серега.

Так второй этап нашего путешествия подошел к концу и плавно переходил в третий.

Какое это прекрасное чувство — осознавать, что перед тобой открыты все дороги и направления. Почему-то, продумывая очередной маршрут будучи дома, ты осознаешь это не так остро, как сидя на берегу реки и только что выпутавшись из очередной авантюры.
Как-то мы уже проделывали подобный кульбит: после Памира без заезда домой рванули в Дагестан и Чечню. Сейчас перед нами вновь была пачка вариантов. Олег и Таня отменили все свои планы, и впереди у них был месяц свободного времени. У нашей семьи времени было гораздо меньше — дней 10, но географию это не особо ограничивало, ведь выброситься поездом можно из любого крупного города.
И вот сейчас, сидя на берегу Пинеги все фонтанировали вариантами: Карелия, Кольский, Кавказ, Дагестан, Чечня и даже Алтай. Кто-то чего-то хотел больше, кто-то меньше, во многих местах мы уже были, но самое обидное казалось тратить бОльшую часть оставшегося отпуска на дорогу. Из серии 3- 4-дневный перегон, пару дней на возвращение, и на месте останется совсем чуть-чуть. Потому решено было от длительных перегонов отказаться и поплотнее познакомиться с тем районом, в котором мы и так находились.

Выходя на маршрут, мы обычно детально прорабатываем не только по каким дорогам и направлениям едем, но и что по пути смотрим. С дорогами все было более-менее понятно, качнуть с инета карт — не великая проблема, с интересностями сложнее — очень быстро накидать на коленке интересных (именно интересных, а не всех подряд) точек — не самая простая задача.

Но мы решили попробовать, а там, что «зацепим», то и ладно.

Итак, вначале нужно было посадить Серегу в Архангельске на поезд, потом затариться продуктами и прочими необходимостями, дальше взять курс на Северодвинск.

Но от места ночевки мы отъехали совсем чуть-чуть, когда наше внимание привлекло скопление деревянных построек. Это оказался музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России — Малые Корелы. Проехать мимо мы не смогли.

Музей расположен на правом берегу Северной Двины и занимает почти 140 гектаров. Под открытым небом здесь собрано около 100 гражданских, общественных и церковных построек: церкви, колокольни, крестьянские и купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы, бани и т. д. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по брёвнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Корел.

Экспозиция музея разделена на 4 сектора: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский» и «Пинежский».

Мы не располагали силами и временем, чтобы посетить их все, да и погода подкачала. Поэтому решили ограничиться осмотром Каргопольско-Онежской части.


Вход в Малые Корелы.


 Первое, что бросается в глаза посетителям — огромная ветряная мельница-шатровка, построенная в 1902-м году в селе Кожпосёлок Онежского района.


Эта мельница является уникальным памятником крестьянской механики XIX - начала XX века. В её интерьере восстановлена основная часть мельничного механизма: вертикальный и горизонтальный вал с деревянными шестернями и кулачными колёсами, постав для помола зерна, деревянная крупорушка.

Внутри действует выставка «Ветряные мельницы Русского Севера», очень милая девушка в народном костюме рассказала нам о типах ветряных мельниц, характерных для архитектуры северной деревни XIX - начала XX веков, их конструктивных особенностях и с удовольствием ответила на все вопросы.


Другой тип ветряной мельницы — столбовка на «ряже». Она была построена в XIX веке в деревне Большая Шалга Каргопольского уезда.


И еще одна мельница—столбовка на «раме», XIX век, Онежский уезд, деревня Калгачиха.


Гумно с овинами (19 век), привезенное из села Боросвидь Каргопольского уезда.

А Вы знаете, что такое гумно? Мы вот не знали и спросили у молодого человека-смотрителя. После красочного рассказа о ветряных мельницах, мы ожидали чего-то подобного. Но вместо внятного ответа получили: «Гумно, чего тут непонятного! Вон на табличке написано!» После этого парень развернулся и скрылся в дальнем углу. Несколько странное поведение для работника музея, не находите?

Ну да ладно, мы и без него разобрались, что гумно с овинами — это комплекс хозяйственных построек для сушки и обмолота зерна.


Это не избушка, спрятавшая курьи ножки, это амбар конца XIX века из деревни Сварозеро Вытегорского уезда. Обратите внимание, какой стильной формы замок на двери.


Осмотрим жилую постройку — дом-двор А.Ф. Пухова. Он был построен в 1812-м году в деревне Большой Халуй Каргопольского уезда.


На примере реконструированного интерьера дома Пуховых можно проследить основные моменты жизни, быт, хозяйственную и промысловую деятельность и устройство большой патриархальной семьи Каргополья и всего Русского Севера. В этом нам очень помогла вот эта дама.

Она в подробностях рассказала, кто где жил, на чем спал, как проходили застолья в семье, какие обязанности выполнялись тем или иным человеком, особое внимание уделила заботам, возложенным на детские плечи. Все-таки современные дети невероятные халявщики!

Узнав, что мы приехали издалека, пустила нас в неработающую сегодня экспозицию «Рублено топором», рассказывающую о строительных технологиях северных плотников.

Плавно наш разговор о крестьянском быте перетек в беседу за жизнь.

В доме вкусно пахло протопленной печкой, смотрительница пояснила, что этот дом действительно греют в сырую и холодную погоду, именно поэтому, она любит работать здесь, ведь многие постройки не отапливаются даже зимой.

— А как же зимой? — удивились мы.
— Плохо, я зимой здесь не работаю, пару раз пробовала, но все время болела, как другие справляются, не знаю. Я сюда приезжаю только летом, как на курорт, снимаю домик неподалеку: днем с людьми говорю, а вечерами тут очень тихо, воздух чистый, птицы поют. Отдыхаю от семьи и города.
— Зимой очень холодно, да?
— По-разному, -40 бывает регулярно, но дело ведь не столько в холоде, сколько во влажности. У нас кругом болота, от них большая влажность, мороз пробирает до костей.
— Говорят, зимой здесь полярные ночи, солнце сколько часов в день бывает?
— Солнца считайте, что не бывает, в самое темное время 2-3 часа в день серые сумерки, все остальное — темно.
— Как же Вы живете?
— Как кроты живем! — это было сказано в сердцах — свет зимой горит всегда, на улице стараемся бывать как можно меньше, мерзнем. Зато у нас летом полярный день, стараемся использовать это время по максимуму. Это к нам, когда приезжают, кажется все в диковинку, а мы привыкли.

Не услышала я в голосе дамы радости от такой привычки, по всему выходило, что завидуют местные жителям средней полосы.


Дом, амбар, гумно, колодец, все вместе это — усадьба зажиточного крестьянина. А впереди видна доминанта Каргопольско-Онежского сектора — Вознесенская церковь с колокольней.


Церковь Вознесения Господня была построена в селе Кушерека Онежского уезда в 1669 году. Этот яркий образец кубоватого храма в XIX веке претерпел существенные изменения, но после переезда в музей в 1973-м, был восстановлен в прежних формах.


Большой интерес представляет собой старинный иконостас, сохранившийся с XVII века.


Вид из церкви на шатровую колокольню 1854 года.


У храма проводятся различные праздники, народные гулянья, на колокольне — конкурсы звонарей.


Неподалеку встретили вот такую экскурсию)))) Все-таки работники музея в народных костюмах +1000 к колоритности места.


За оградой в центре виден дом-двор М.А. Третьякова (вторая половина XIX века), его перевезли из деревни Гарь Каргопольского уезда. Справа — дом-двор Я.А. Попова (XIX век), перевезенный из деревни Погост Каргопольского уезда.


Мы у дома Попова.

Завершаем знакомство с Малыми Корелами осмотром самого старого экспоната музея.


Это древнейшая из известных колоколен типа «восьмерик на четверике» была привезена из северодвинского села Кулига Дракованова Красноборского района. Она была построена между 1580 и 1620 гг., возможно, ее прообразом послужили сторожевые башни, которые в старину ставили на подступах к городам.

Я пожалела время читателей и не стала вываливать весь объем фоток и информации об экспонатах музея и выставках, кому интересно здесь я подготовила отдельную статью по Малым Карелам.

Грузимся в машину и вскоре оказываемся у «ворот в Арктику» — городе Архангельске.

В первую очередь, Архангельск — это порт. Еще с 80-х годов XVI века он стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов в государственную казну.

Правда, начиная с 1713 года, царь Пётр I своими указами начал «задвигать» Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. Екатерина II позже сняла все ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, но город уже не смог вернуть себе статус главного порта России.

В конце XIX - начале XX века Архангельск служил важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. В 1915 году здесь было открыто ледокольное бюро, в состав которого вошли 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск. От причалов порта отправилось свыше двухсот полярных исследовательских экспедиций.

Но Архангельск вновь потерял своё уникальное значение главного северного порта, на этот раз из-за Мурманска, где в 1916 году основали на берегу незамерзающего Кольского залива порт. Со временем туда были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные предприятия.

Сейчас Архангельский морской порт принимает и отправляет пиломатериалы, целлюлозу, уголь, оборудование, металлы, промышленные и продовольственные товары, выполняет морские перевозки по Белому, Баренцеву, Карскому морям, Северному морскому пути и на заграничных линиях. Из Архангельска берут начало регулярные пассажирские линии до Мурманска, Диксона, Онеги, Мезени, Кандалакши и пунктов Новой Земли.


Северная Двина с Северодвинского моста. На правом берегу виден строящийся собор Архистратига Божия Михаила. Его возводят на средства благотворителей взамен разрушенного в 1931 году.


Площадь 60-летия Октября. На ней расположен железнодорожный вокзал.

Серега удачно купил билеты на поезд до Москвы, отправляющийся меньше чем через 1,5 часа, а мы затарились в магазинах всем необходимым.

Вообще, мы хотели погулять по городу и осмотреть исторический центр, но наши планы спутал невероятной силы ливень, который буквально обрушился на нас по дороге из торгового центра. Пришлось ограничиться обзором из окна едущей машины.

Дальше мы покатились в Северодвинск — город, основанный в 1936 году как рабочий судостроительный поселок. Сейчас здесь расположен Северный центр судостроения и судоремонта России. И еще, когда едешь по городу, чувствуется, что здесь есть работа и есть деньги. Все вокруг живенько: опрятные улицы, нет аварийных зданий (по крайней мере, нет в том количестве, чтобы они бросались в глаза), господа алконавты не выпадают под колеса, все как-то собранно, по-деловому, как и положено в разгар рабочего дня.


А вот и сердце города — ОАО «ПО «Севмаш» — крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой — строительство атомных подводных лодок для ВМФ.

В последнее время народ в инете активно обсуждает сколько у нас в стране подводных лодок. Согласно представленным общественности материалам, ВМФ РФ насчитывает 70 субмарин. Из них 50 атомоходов различных проектов, но говорят, что в состоянии боевой готовности пребывают меньше половины из них. Остальные либо находятся в резерве, либо в ожидании ремонта.


Теперь мы можем сказать, что 3 подводные лодки у России точно есть)))


А вот и памятная композиция «Мир и труд», посвященная судостроителям. Точнее, композиция олицетворяет сразу несколько направлений: судостроение (начало строительства города и одновременно история кораблестроения на Севере), наставничество (преемственность поколений кораблестроителей), мирный огонь (фигуры основных рабочих профессий города: металлурга, трубогибщика, сборщика и сварщика), мир (материнство и непрерывность династий). Памятник был установлен в 1988 году в честь пятидесятилетия города на Площади Корабелов (Молодежи).

Издалека композиция смотрится совершенно непонятно, но монументально. И еще цветов каких-нибудь вокруг не хватает с лавочками, а то, она как будто случайно среди многоэтажек затесалась. Кстати, горожане из-за трех стилизованных флагштоков, которые должны олицетворять прошлое, настоящее и будущее, называют монумент «шашлык» или «шампур».

Однако пора и нам было подумать о шашлыке и месте ночевки на берегу Белого моря. Оказалось, дачами здесь застроено все не хуже, чем в Подмосковье. Дороги перекрыты тоже не хуже. Но решить СНТ-шный квест и прорваться к берегу моря нам все-таки удалось.


Вот такой кадр я сделала в одном из СНТ: проезд перекопан, завален бревнами и для верности перекрыт шлагбаумом — не дай бог ужасные туристы прорвутся к берегу, потревожат дачный покой и намусорят! Лучше жители близлежащих дач загадят все сами!


Вид с побережья на Северодвинск не слишком живописен.


Лучше смотреть вдаль.


Или вверх.


Все-таки для тех, кто не живет на побережье, каждая встреча с морем — нечто особенное. Все равно Черное это море или Белое, важен сам факт, что это мооооре)))


Дорога между Северодвинском и Онегой лучше, чем вдоль Мезени. Хоть и грунтовка, но накатанная, практически без колей и мосты все целы.


Снова Белое море.

Местами дорога подходит совсем близко к нему, и тут же начинается очень плотная дачная застройка. Для нас осталось загадкой, откуда здесь такое дикое количество дачников, ну реально, городок Онега — совсем небольшой, ехать по грунтовке пару сотен км из Архангельска — так себе удовольствие, остальные крупные города еще дальше.

Фактически, единственное место, где можно встать лагерем в этом районе — Пилемский мыс. Но и тут народу с палатками оказалось полно.


Очень красивые скалы. Обратите внимание, наша машина стоит слева, фотограф стоит на песке и до кромки воды еще метров 20.


На Белом море очень серьезные и, главное, быстрые приливы-отливы. Вот это начало прилива.


На скалах классные следы, как будто великан поднимался в гору, а вот за ними видна протока, местные называют ее лаковым словом «няша».

Собственно, только до скальных нагромождений и можно добраться на машине, дальше они преграждают путь. Во время отлива можно попробовать прорваться дальше по песку, лавируя между камнями, главное не угодить в няшу. Воды в ней вроде как немного, но стоит туда наступить, нога уходит в липкую субстанцию почти до колена. Очевидно, что, попав в такое, машина тут же увязнет и прилипнет.

Хорошо, что мы туда не полезли, потому, что вода начала активно прибывать и в этот же момент обнаружилось порванное колесо (спасибо отдыхающему неподалеку молодому человеку, мы не заметили). Случись это не на дороге, а где-нибудь в няше, мы бы поимели приключение.


А так оставалось всего лишь поставить запаску.


«Всего лишь» звучит оптимистично, но на самом деле поднимать криво стоящую тяжелую машину, проваливающимся в песок домкратом — это интересно. Саша копает яму под колесо.


Помните, я просила заметить несколькими фотками выше, насколько машина была далека от воды, прошло менее получаса, а море тут как тут.

На дворе был вечер пятницы, народу на побережье становилось все больше. То тут, то там из машин слышалась музыка, а из окрестных кустов пьяные вопли. Мы решили, что на море уже насмотрелись и теперь просто хотим тишины и покоя.

Забегая вперед, скажу, что это было правильным решением, ибо магнитолы с наступлением ночи орать стали громче, а на берегу веселье не прекращалось до утра.


Но мы слышали всю это «прелесть» лишь отдаленно, т.к. забрались вглубь Пильемского мыса.

Раньше тут была сквозная дорога до Покровского карьера (очень оригинально смотрится колея от Белаза в лесу), но теперь ее завалили камнями.


Мы остановились на очень живописной полянке.


Это место больше всего мне напомнило природу Кольского.

Мы думали, что, т.к. проехали сегодня относительно немного, на ночевку встанем рано, но после ремонта и поиска места это оказалось не так.


Приступаем к готовке ужина.


Покупные копченые щука и горбуша — прекрасная закуска.


В качестве основного блюдо — карри. Рецепт я рассказывала здесь.

Утром мы добрались до райцентра — города Онеги. Здесь нас интересовало 2 момента: газовая заправка и шиномонтаж, ведь запаски у нас кончились.


Пока заправлялись, прогуливались вдоль сумасшедших скульптур. Мечта всех дачников выглядит так?

До шиномонтажа мы добрались очень вовремя, т.к. к этому времени у нас кончилось еще и заднее колесо.


3 колеса за 4 дня — это своеобразный рекорд.

А уж 2 колеса меньше, чем за 12 часов — вообще круто. На одну и туже хрень напороться мы не могли, т.к. заезжали и выезжали с моря разными дорогами. Но обе они проходили через дачи... диверсия?

Честно говоря, в Онеге смотреть особо не на что. После посещения города мы уезжали от побережья Белого моря и теперь двигались вдоль реки Онеги, по берегам которой сохранилось довольно много памятников старинной деревянной архитектуры.


И первый из них — церковь Владимирской иконы Божьей Матери, построенная в 1745-1757 гг. на вершине Жеребцовой Горы. Раньше здесь был целый храмовый комплекс: 2 деревянные церкви и колокольня. До настоящего времени сохранился только этот храм, да и тот заброшен, в тяжелом состоянии. Не осталось следа и от окрестных деревень. С основной дороги подъезда к церкви нет — только на лодке через Онегу.


Еще одна деревянная заброшка — часовня Смоленской иконы Божией Матери в селе Верховье. Была построена межу 1875 и 1900 гг.


Внутри сложены стройматериалы. В 2011-2013 гг. была предпринята попытка реставрации, но все закончилось ничем из-за отсутствия средств и сил.


Сейчас мост через ручей Падун, по которому был основной заезд к часовне, обвалился, добраться до нее можно только на полноприводе по ухабистой еле заметной колее.


И еще никому не нужный храм, точнее, табличка гласит, что это целый монастырь — Успенский Сырьинский, основанный между 1450 и 1550 гг. преподобным Кириллом на Сырьевой Горе. Его часто называют самым древним монастырем русского Севера (Онежского уезда), ведь он старше даже всем известных Соловков. Правда, остался от него только Успенский собор 1601 года.


Между прочим, памятник архитектуры, охраняемый государством.


Внутри выглядит вот так.


Рядом часовня преподобного Кирилла Сырьинского. Построена над могилой святого в 1883 г. на месте прежней.


Однако есть здесь и действующие храмы. Несмотря на то, что в село Посад (Турчасово) с основной дороги можно добраться только по воде, оно живет, и в церкви Спаса Преображения проходят службы.


Это место называется Турчасовским городом. Самая древняя шатровая Благовещенская церковь сгорела в 1964 году от удара молнии. А вот сохранившиеся Преображенская церковь 1786 года постройки и колокольня 1793 года очень впечатляют размерами.


Сегодня была первая и единственная мокрая ночевка за все путешествие. Пришлось натянуть тент, и вся жизнь происходила под ним.


Неподалеку журчала река Шелекса.


Утром мы были в Плесецке. Всех въезжающих встречают фигуры-калеки. Так себе для поселка, рядом с которым расположен космодром.

Пришлось снова посетить шиномонтаж, т.к. в Онеге нам нормально не отбалансировали колеса. Пока ждали, местные поведали, что раньше запуски тут происходили пару раз в неделю, теперь раз в несколько месяцев. Для нас было откровением, что мы, страна с конца 60-х годов бывшая неоспоримым лидером в космической гонке, запускавшая по 100 ракет в год, уступили это почетное звание не только США, но теперь и Китаю, скатившись на 3-е место по количеству запусков. Так, может, поэтому подозрительно тихо в последнее время проходит День Космонавтики? Хвалиться-то нечем!

Едем дальше.


Трасса Плесецк-Каргополь почти идеальна.

Каргополь-Каргополь, слово как будто перекатывается во рту. Я очень давно хотела тут побывать. Ведь не зря город называют «звездой русского Севера» — здесь сохранилась масса памятников истории и архитектуры, а время как будто застыло. О Каргополе знают немногие, еще реже его посещают экскурсанты, потому городок тих, самобытен, без яркой туристической мишуры.

Существует он приблизительно с 1146 года, когда белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую», нашел «поле для отдохновения», назвал оное «Каргиным полем», учредил на нем свой «стол» и поставил острог. Весь богатейший архив Каргополя сгорел во время пожара 1765 года, так что о жизни города известно мало.

Каргополь — город, в котором было наибольшее количество церквей на душу населения (в 17-м веке на почти три тысячи жителей в городе существовало более 20 храмов).


И сейчас в сердце Каргополя на Соборной площади в глаза бросаются именно храмы.


Самый древний из них — Христорождественский Собор, он был построен еще во времена Ивана Грозного в 1552-1562 годах.

По преданию, тогда же начали строить систему подземелий Каргополя, вход в которые скрывается, в том числе, внутри храма. По сей день никто не может найти доступ в подземелья (ну да, как же иначе в подобных историях?!), но они существуют под всей центральной частью города и, по слухам, соединяют все храмы того периода (какие храмы, если этот самый древний?!), некоторые дома, а также имеют несколько выходов за пределами города.


По соседству церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная в 1802-1810 гг. 


В 1812 году в подвалах церкви хранилось вывезенное из Москвы имущество императорской семьи. Сейчас в ней размещается Краеведческий музей.


На переднем плане памятник каргопольцам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны. За ним — Соборная колокольня (1772-1778) построенная при императрице Екатерине. Интересно, что она относилась к Христорождественскому собору, но на ней висели колокола четырех церквей, стоящих на площади, для каждого храма звонили свои колокола. Справа от колокольни — Иоаннопредтеченская церковь.


Храм Иоанна Предтечи был построен в 1740-1752 годах на месте деревянной приходской церкви. Сейчас действует. Несмотря на общую строгость, оригинально смотрятся единственные в округе двойные купола.


Еще на Соборной площади мы посмотрели деревянные фигуры. Они появились тут совсем недавно в ходе ежегодного праздника народных мастеров России.


Я так поняла, что все они участвовали в конкурсе малых архитектурных форм «Ульянины сказы» по сюжетам игрушек мастера Каргопольской глиняной игрушки Ульяны Бабкиной.

Издавна в деревнях Каргопольского уезда крестьяне делали незамысловатые игрушки из глины: свистульки, лошадки, упряжки, фигурки людей и животных. Стоили они недорого, особого спроса не было, и лепили их по большей части для собственного удовольствия. Были тут и другие виды народного искусства: древнерусская живопись и скульптура, резьба и роспись по дереву, кубовая набойка (крашение ткани), узорное ткачество и вышивка. Сейчас все это пытаются возродить. Тем удивительнее, что в центре города мы обнаружили всего один киоск с сувенирами, да и в том изделия местных умельцев занимали незначительную часть по сравнению с обычным ширпотребом типа пластиковых ручек и магнитиков.

Отойдем от Соборной площади, что еще есть в округе?


Красавица Онега и городской пляж, пустующий в такую погоду.

Много интересных построек.


Памятник градостроительства и архитектуры начала XIX века. Сначала дом Андрея Александровича Вешнякова, потом здание казначейства, уездного суда, дворянской опеки, полицейского управления. А теперь ЗАГС Каргопольского района.


В 1876 году купец 2-й гильдии Пётр Александрович Лёхов построил деревянную лавку. В 1885 году его наследники выстроили каменный магазин, который дошел до наших дней.

Обратите внимание, многие дома буквально тонут в асфальте — в окна первых этажей можно рассмотреть разве что ноги прохожих.


Торговые ряды, они же государственные дворы, были построены в 1808 году. Здесь размещались бакалейные, колониальные, винные, кожевенные, готового платья лавки, в которых торговали в розницу и по мелочам.


Просто жилой дом середины XIX века.

Каменные дома, безусловно, впечатляют, но особенно удивляет Каргополь большим количеством деревянных домов 19-го века в центральной застройке, теперь это редкое явление для российских городов.

Говорят, двадцать лет назад на центральных улицах еще были деревянные тротуары, но они до наших дней, увы, не дожили. А еще на зданиях висят таблички не только с современным названием улиц, но и со старинными.


Дом крестьянина Вязниковского уезда Владимирской губернии Василия Яковлевича Мокеева был построен в 1903. Две комнаты были выделены под лавку.


Дом середины XIX века первоначально принадлежал купцу Аполлону Александровичу Вешнякову. В 1902 году его продали мещанину Александру Дмитриевичу Сергееву. В 1918 году здесь была открыта учительская семинария. Сейчас Центральная библиотека.


 Жилой дом 2-ой половины XIX века тоже является памятником градостроительства и архитектуры. Состояние у построек, как мы видим, разное.


Есть и заброшенные, вроде дома Хромулина (третья четверть XIX века).


Среди низких деревянных построек неожиданно обнаруживается большой белокаменный храм Воскресения Христова (17-й век). Его архитектор явно старался повторить Успенский собор Московского Кремля.

Город на самом деле очень маленький: не успеваешь оглянуться, как из центра попадаешь на окраину. С одной стороны, Каргополю явно не хватает финансирования для поддержания его архитектурного богатства. С другой, неумелая реставрация совершенно точно лишит город его неповторимого колорита, как утратили его многие малые города России. Про «звезду русского Севера» можно рассказывать очень долго, но лучше один раз увидеть и почувствовать, оно того стоит.

Мы покидали северный край, но делали это весьма оригинальным способом — по бывшей трассе Р-1. Это дорога, как недоеденный пирог, не давала мне покоя аж с 2009 года, когда мы двигались со стороны Вытегры и побоялись ехать до Каргополя в одну машину по этой «замечательной» федеральной трассе. Теперь мы катились в обратную сторону, снова в одну машину, но на этот раз с двумя лебедками и дикой решимостью.

Совершенно не смутил знак на дороге: «проезд разрешен только до поселка Солза». Что происходит дальше, пояснено не было, но нас остановил бы разве что перекоп или завал причем такой, что нельзя было бы раздвинуть, засыпать или объехать. Еще вышки с военизированной охраной и колючкой остановили бы. Но ничего подобного за Солзой не оказалось.


Просто дорога становилась все хуже и хуже, а после пересечения границы Архангельской и Вологодской области начались бесконечные лужи и гати.

Вдоль дороги тянутся Большое и Малое Клементовские озера. До них-то мы и доезжали в прошлый раз.


Решили заночевать на берегу.


Этим вечером Саша и Олег познали всю суть местных дров. Они были красивы, сухи и поколоты, но гореть отказывались напрочь!

Безобразие на дороге заканчивается возле деревни Прокшино, дальше идет хайвей. По нему мы полетели через Белозерск, Липин Бор, Череповец, Пошехонье.


Единственным приключением стала Крохинская паромная переправа через реку Шексну (Волго-Балтийский канал). Работает она с 8 до 20 часов, паром отплывает в начале каждого часа со стороны Липина Бора.


Такое манящее название буксира... А ведь Олег и Таня променяли на наше приключение именно Байкал. Выходит, на нем они все-таки побывали)))


С воды хорошо видна церковь Рождества Христова (1788-1820 гг.) села Крохино. Всю деревню Крохино, которая располагалась между точкой съемки и храмом затопили в 1961 году при наполнении Шекснинского водохранилища.

Переночевать мы решили на берегу Рыбинского водохранилища.


Но все оказалось не так просто — не успели мы свернуть с дороги, как тут же угодили в хляби.


Выковырились из липкой дряни с помощью лебедки и поехали искать другое место.

В той или иной степени подболоченным оказался весь берег, но мы, несмотря на это, вновь предприняли попытку прорваться к воде.


И снова сели. На этот раз в поле без возможности нормально залебедиться.


Можно было бы героически копать, якориться и заниматься прочей ерундой, но вдалеке призывно проехал трактор. Мы решили, что это знак и надо брать!


Кстати, сам трактор за нами не полез, мы просто за него залебедились.

Десять минут, и мы свободны. До места стоянки 50 метров, в кармане — телефон тракториста, т.к. утром выезжать обратно.


Красота!


Хорошо стоим, но пора собираться и ехать.


Прощаемся с Вологодской областью и погружаемся в Ярославскую.

Ярославская область богата на города, включенные в Золотое кольцо. Мы решили показать нашим одесским друзьям 2 из них: Мышкин и Углич.

Рассказывать и показывать фотки этих мест можно еще долго, но мое повествование и так получилось чрезмерно громоздким. С Вашего позволения, я эту часть путешествия на Дроме опущу, ну, а всех желающих прикоснуться приглашаю сюда.

На последнюю ночевку путешествия встали на берегу Волги. Палаток тут оказалось, как грязи, целые городки, рассчитанные явно не на один день.


Живописных мест тоже достаточно, даже есть из чего выбрать и не тереться при этом попами с соседями.


Закат на Волге. Белые ночи остались позади, на Севере.


Сегодня получился истинно русский стол: помидорчики, маринованный лучок, вареная картошечка и копченая рыбка.

Наше путешествие подошло к концу. Вскоре, слегка подуставшие от отдыха, мы были дома. Ребята добрались до Одессы через 2 дня.

Так закончилось наше необычное приключение, мы приобрели новый опыт, и да, на машине путешествовать прикольнее, чем на плоту))))


Дром

Комментарии

Сергей
Новокузнецк
Класс))))
37
 
Ответить
    
Ачинск
Сообщений: 1270
просмотрел мельком, всё искал когда же оставят Патрик на растерзание АБОРИГЕНАМ! как и плот, а комары вероятно мстили вам за них!)))
3
9
Ответить
     
г. Выхлопдар
Сообщений: 3163
Большинству не бывать в этом краю России. Это досадно. Страна большая, а жизнь скоротечна. Интересно, когда последняя деревянная церковь истлеет, Россия сохранится?
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru
20
10
Ответить
 
там где бАбры
Сообщений: 7076
понравился музей деревянного зодчества
Дом человека - его крепость, но его святыня - гараж.
7
2
Ответить
10571931
Молодцы!
13
 
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 1019
важен сам факт, что это мооооре)))

Верно :) Палец вверх!
OUTLANDER 2013
9
3
Ответить
    
Сообщений: 1862
прикольное путешествие... А цепануло другое. Как там в глубинке (без дорог и т.п), а глвное - ради чего народ живет? Кошмарные деревеньки (Усть_Кыма, Койнас и т.п) и условия
Мой отзыв: Toyota Camry 2012
33
 
Ответить
Поучительно
5
 
Ответить
Давайте на плотах теперь по Днестру.
5
 
Ответить
   
Сообщений: 667
Скатались конечно хорошо, отлично даже. Но как больно за Родину!
"Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни." В. Франкл
28
 
Ответить
  
автор
Чехов МО
Сообщений: 352
Konstantin Burkov
Давайте на плотах теперь по Днестру.
Нет уж, если только по Лене)))
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/
6
1
Ответить
   
Бердск, Новосибирская обл
Сообщений: 26674
michail f
Большинству не бывать в этом краю России. Это досадно. Страна большая, а жизнь скоротечна. Интересно, когда последняя деревянная церковь истлеет, Россия сохранится?
Церковь сгниёт, РПЦ зачахнет, а страна будет жить.
Жили ж как-то до прихода православия?
22
7
Ответить
  
Камень-на-Оби
Сообщений: 10787
andrey___
прикольное путешествие... А цепануло другое. Как там в глубинке (без дорог и т.п), а глвное - ради чего народ живет? Кошмарные деревеньки (Усть_Кыма, Койнас и т.п) и условия
Спросите у Лыковой почему она не хочет к людям и получите ответ.
10
1
Ответить
     
Магадан
Сообщений: 3951
Еще только начал читать, но слово "невпихуемоемого" ....БРАВО..... сам не раз сталкивался, я в восторге от этого слова.
6
2
Ответить
Отличный рассказ, как всегда! В следующий раз, чтоб не тонуть на заболоченных берегах, вставайте около моста через Ухру, там съезды в обе стороны. Либо чуть дальше уже на берегу водохранилища. Часто езжу в те края на охоту/рыбалку, так что знаю о чем говорю.
4
 
Ответить
Point
Церковь сгниёт, РПЦ зачахнет, а страна будет жить.
Жили ж как-то до прихода православия?
Вопрос, как будет жить страна, граждане которой плюют на свою даже недавнюю историю? И так уже поколение потре*лядей выросло, которым все пофиг, кроме "личной зоны комфорта" и контактиков с инстаграммами...
21
7
Ответить
на ноябрьский праздники собирался ехать из Кирова в Архангельск и Северодвинск - МОРЕ посмотреть, но здоровье не позволило. теперб думаю на январских, но вот вопрос не замерзнет ли белое море в январе и есть ли что посмотреть в праздники (музеи например)
2
1
Ответить
  
автор
Чехов МО
Сообщений: 352
Серенький 13
Спросите у Лыковой почему она не хочет к людям и получите ответ.
Лыкова именно что не хочет, а большинство в русской глубинке может и рады бы изменить свою жизнь, но не могут.
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/
18
 
Ответить
  
автор
Чехов МО
Сообщений: 352
Weit Dart
Отличный рассказ, как всегда! В следующий раз, чтоб не тонуть на заболоченных берегах, вставайте около моста через Ухру, там съезды в обе стороны. Либо чуть дальше уже на берегу водохранилища. Часто езжу в те края на охоту/рыбалку, так что знаю о чем говорю.
Спасибо, буду знать!
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/
3
 
Ответить
  
автор
Чехов МО
Сообщений: 352
Алексей Тихонин
на ноябрьский праздники собирался ехать из Кирова в Архангельск и Северодвинск - МОРЕ посмотреть, но здоровье не позволило. теперб думаю на январских, но вот вопрос не замерзнет ли белое море в январе и есть ли что посмотреть в праздники (музеи например)
Мы тоже думали на счет поездки в тот край зимой, но после общения с местными передумали. Во-первых все время темно, что там можно увидеть при этом? Во-вторых, холодно и влажно: знакомых на НГ праздники в прошлом году накрыло -40, так они 10 дней и сидели в гостинице, даже уехать не могли т.к. машина работала через раз при такой температуре. В-третьих, ради 10-ти минут просмотра моря - так себе перегон. Ну, а музеи, надо каждый конкретный обзванивать и выяснять график работы в праздники. Да и просто помонитерьте какие музеи там имеются, по мне так особо интересных нет (исключая Корелы), но это каждому свое.
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/
5
 
Ответить
Лен@
Мы тоже думали на счет поездки в тот край зимой, но после общения с местными передумали. Во-первых все время темно, что там можно увидеть при этом? Во-вторых, холодно и влажно: знакомых на НГ праздники...
Спасибо. хотел в северный морской музей, музей авиации севера ну конечно речной вокзал и Петр 1 . Да про полярные ночи как то я упустил.
3
 
Ответить
    
Сообщений: 1862
Серенький 13
Спросите у Лыковой почему она не хочет к людям и получите ответ.
думаю скорее многие не могут, чем не хотят
5
 
Ответить
  
Камень-на-Оби
Сообщений: 10787
Лен@
Лыкова именно что не хочет, а большинство в русской глубинке может и рады бы изменить свою жизнь, но не могут.
Ну как сказать у меня соседи на курилах жили пошли на пенсию переехали на Алтай . Рыбалка охота . Довольны.
 
2
Ответить
  
Камень-на-Оби
Сообщений: 10787
andrey___
думаю скорее многие не могут, чем не хотят
Меня на юг к примеру жить не заманиш мне в Сибири нравится.
4
1
Ответить
  
автор
Чехов МО
Сообщений: 352
Серенький 13
Ну как сказать у меня соседи на курилах жили пошли на пенсию переехали на Алтай . Рыбалка охота . Довольны.
Это, как и у Лыковой - осознанный выбор.
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/
2
 
Ответить
     
Gotham City
Сообщений: 2980
Вот примерно так и выглядели все деревни на нашем пути. Согласитесь, впечатление гнетущее.
Да что вы, не правда это, Путин поднял Россию и продолжает подымать на необозримые высоты
Мы работаем ,что бы жить ,а не живём ,что бы работать
Мои отзывы: Ford Kuga 2011, Ford Focus 2012
8
5
Ответить
 
Киров
Сообщений: 4146
Отличное путешествие,приятно почитать.Хотя это всё и достаточно экстремально ездить по богом забытым поселкам и мостам,которые уже лет ..цать не ремонтировались.Сам иногда выбираюсь на охоту-рыбалку в дикие"места,где до ближайших деревень 20 км по болотам.Раньше удивлялся что местами эти болота пересекает достаточно твердая поверхность,как тракт какой-позже от местных узнал что там была проложена узколейка,вывозили лес,торф,а на речке стояла своя электростанция-поселок сам себя обеспечивал энергоресурсами.,
А сейчас..сейчас нам не о количестве запусков стоит думать,и не на каком мы месте после развитых стран,а молиться чтобы еще санкции не ввели,а то передохнем с голоду
Женщина на корабле не только к беде,но и к удовольствию!
6
7
Ответить
    
Сообщений: 1862
Серенький 13
Меня на юг к примеру жить не заманиш мне в Сибири нравится.
да как то я имел в виду не юг, север, запад, заграница... Я про эти древние села, вымирают они вместе со сторожилами, молодежь не задерживается
4
 
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 2633
АПЛ,не только в Северодвинске делают а ещё на ДВ,ПАО «Амурский судостроительный завод» (входит в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация») г.Комсомольск а достраивают их в Большом Камне в Приморье СРЗ Звезда.
2
1
Ответить
     
Москва
Сообщений: 2196
Рассказ хороший, а вообще - тоска-печаль.
в моём тревожном чемодане
пуанты гвоздь и беляши
забил покушал и спокойно
пляши
© НиРо
7
1
Ответить
 
иркутск
Сообщений: 6
Такая картина по всей России, 100 км в сторону, от любого крупного города
9
1
Ответить
Архангельск
Приятно читать о своем родном крае, узнал благодаря вам новые места, которые стоит посетить. Жалко, что некому было показать автору по настоящему интересные и красивые места в самом Архангельске и Северодвинске (они, поверьте, есть, там стоило задержаться). Обзор Каргополя поистине прекрасен, особенно по гражданской архитектуре, обычно обращают внимание только на церкви.. Плесецк и на меня, если честно, производит гнетущее впечатление, но сам космодром расположен рядом с городом Мирный (несколько км от Плесецка) - это такой мини-Северодвинск, аккуратный, чистый и достаточно современный (правда въезд только по пропускам).
"Трасса" с Каргополя на Вытегру - это боль многих северян. Очень трудно понять, что на протяжении многих десятков лет мешает сделать эти несколько десятков километров, благодаря которым открылся бы нормальный путь на Питер и в Карелию.. Немного лучше, но значительно длиннее крюк Каргополь-Пудож- Вытегра, там как правило можно проехать не только на УАЗе-Патриоте..
Ну и "Патриоту" большой респект, когда то владел таким же, проходил теми же дорогами
3
 
Ответить
   
Обнинск
Сообщений: 955
Очень хорошо.

Автор хорошо пишет, а ещё всегда интересные, необычные маршруты.
Я знаю, что я ничего не знаю (с)
3
 
Ответить
 
Москва
Сообщений: 146
andrey___
прикольное путешествие... А цепануло другое. Как там в глубинке (без дорог и т.п), а глвное - ради чего народ живет? Кошмарные деревеньки (Усть_Кыма, Койнас и т.п) и условия
Да, давайте все переберитесь в города?! А лучше сразу в Москву. Будет нас здесь 140млн. Живут, потому что родовое место. Любят и другого не надо.
9
1
Ответить
ln1
Москва
FBIagent
АПЛ,не только в Северодвинске делают а ещё на ДВ,ПАО «Амурский судостроительный завод» (входит в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация») г.Комсомольск а достраивают их в Большом Камне в Приморье СРЗ Звезда.
Давно уже в Комсомольске не делают. Развалилось.
1
2
Ответить
сергей
Новосибирск
водитель веселый.....добрый с такими интересно встречаться на любых дорогах и всегда помогут
1
 
Ответить
Как живут ? Так и живём ! А вы завидуйте.
3
1
Ответить
    
Сообщений: 1862
marchisham
Да, давайте все переберитесь в города?! А лучше сразу в Москву. Будет нас здесь 140млн. Живут, потому что родовое место. Любят и другого не надо.
Да места то родовые разные бывают, я об конкретных дырах без дорог и цивилизации
1
1
Ответить
  
Камень-на-Оби
Сообщений: 10787
andrey___
да как то я имел в виду не юг, север, запад, заграница... Я про эти древние села, вымирают они вместе со сторожилами, молодежь не задерживается
Ну в такую глухомань я сейчас тоже не хочу. Привык свет телевизор интернет теплая вода душ. Летом в отпуске экзотику предпочитаю палатка костерок с ушицей.
1
 
Ответить
  
автор
Чехов МО
Сообщений: 352
Владимир Северный
Как живут ? Так и живём ! А вы завидуйте.
Северодвинску есть в чем позавидовать, а деревням вдоль Мезени.... ну не знаю, мне то-то совсем не завидно.
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/
3
 
Ответить
    
Сообщений: 1862
Серенький 13
Ну в такую глухомань я сейчас тоже не хочу. Привык свет телевизор интернет теплая вода душ. Летом в отпуске экзотику предпочитаю палатка костерок с ушицей.
И я о том же... Удачи
1
 
Ответить
Ashigara
Москва
Великолепно! Только заметил, посмотрел по диагонали. Сейчас спать пойду а завтра с удовольствием всё прочитаю. Песня вспомнилась "Черный кофе" - "Деревянные церкви Руси".
1
 
Ответить
Лен@
Северодвинску есть в чем позавидовать, а деревням вдоль Мезени.... ну не знаю, мне то-то совсем не завидно.
Людям деваться не куда, не на что. От М 8 отьедте до ближайшей деревни , то же самое. Спасают дары леса, но не всех и по сезону. Дикие звери в города идут, медведи и волки на кладбищах "обедают". Многие на пенсии живут, стариков. Нищета,безработица. Рыбы нет, даров леса тоже. Как ракету запустят, картошка жёлтая. Но МЫ всем помогаем , гуманитаркой и оружием. Сред.зарплата 12-18 тыр. Городские деревенским и помогают, кто от туда.
5
 
Ответить
  
автор
Чехов МО
Сообщений: 352
Владимир Северный
Людям деваться не куда, не на что. От М 8 отьедте до ближайшей деревни , то же самое. Спасают дары леса, но не всех и по сезону. Дикие звери в города идут, медведи и волки на кладбищах "обедают"....
Так и я о том! О какой зависти может идти речь?!
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/
3
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Классная природа и старина впечатляет.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
2
 
Ответить
10709057
Хрен 13?
1
 
Ответить
  
автор
Чехов МО
Сообщений: 352
10709057
Хрен 13?
Да, ииии?
Наши путешествия: http://xpeh13.ru/
1
 
Ответить
Вася
Ростов-на-Дону
Фото в депрессию вгоняют. Но путешествие это класс!
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром