Черепаха-путешественница, или 11 тысяч километров на Mitsubishi Montero Sport к морям нашего детства

19.03.2012 | 27568 просмотров

Караганда—Волгоград—Новороссийск—Анапа—Геленджик—Кучугуры—Джубга—Сочи—Лазаревское—Ольгинка—Ростов-на-Дону—Москва.

4 июля — 8 августа 2011 г.

Здравствуйте! Мы ездили на моря и давно уже дома. А как проходило наше путешествие — сейчас расскажем!

Человечество делятся на домоседов и путешественников. Путешественники делятся на вынужденных и осознанных. Осознанные делятся по видам передвижения: на ногах, на велосипедах, на лодках с на веслах, с мотором, под парусом, на льдинах, на самолетах… Уф, даже простая классификация видов путешествий по типам передвижения вряд ли будет иметь завершенность. Короче: люблю авто и передвижение на нем. Вот поэтому в начале своего полувека жизни я решил осознанно на автомобиле проехать по тем местам, где бывал в пору единого и нерушимого Союза, показать действительность России своему младшему сыну, который в ней еще никогда не бывал.

В жизни моей поездки долгие бывали, пригонял авто из Германии в нервные 90-ые, пробираясь партизанскими тропами по Белоруссии и бездорожью родного Казахстана, ездил на свадьбу в Москву и обратно, и т.п. Поездок из Караганды, которая является центром Казахстана, до южных, северных и восточных рубежей его и не счесть. Но вот так, уехать из родного дома на месяц за тысячи километров с семьей — такого еще не было.

Семья — это я, жена, младший сын — Никита и член семьи нашей — черепашка (имя собственное — просто Черепашонок). Старший сын живет отдельно и далеко, у него другие путешествия.

Автомобиль — Mitsubishi Montero Sport 2002 года стандартной комплектации с пробегом 127 тысяч миль (200 000 км), выгруженный из контейнера в феврале 2011 года, пришедшем из Штатов.

Выбор Монтерика весьма прозаичен. Уже был Монтеро 2001 г. в. и не разочаровал. Достаточно комфортен, достаточно проходим, достаточно надежен: рамность, высокость, лошадиность в 175 голов. Да, насчет комфорта — обнаружил два нюанса в своем авто: 1) крыша выше на 4-5 см.; 2) спинка заднего сиденья регулируется по наклону. По поводу высоты крыши — даже сразу не заметил, почему я никогда не упираюсь головой в потолок, когда сажусь за руль. На своем первом Монтерике это было заметно, особенно зимой. Оказывается, есть и такой вариант кузова, что стало для меня приятной неожиданностью.

После приобретения авто все действия достаточно предсказуемы. Три месяца в пути через континенты и океан и моря ставят под сомнение работоспособность любого аккумулятора. Мне повезло, американскую батарею поменял уже ближе к осени, после путешествия.

В двигатель залил проверенное масло полусинтетику «Ликви-моли» (LIQUI MOLI). Американцы — не немцы или японцы! Не раз видел «Лексусы» и «Камри» с убитыми движками — там был не просто мазут или деготь, а застывшая смола! Очевидно, у большинства американцев распространено мнение, что движок, как и масло к нему, даются автомобилю раз и на всю жизнь. Вот только как умудрялись дилеры в Штатах находить такие авто и чтобы они уже у нового хозяина в руках умирали, для меня загадка.

Заменил масло в гидравлике, в раздатке, в мостах. Хотел поменять антифриз, купил его, но все же перед поездкой не стал его менять, и не пожалел, проблем с перегревом даже в 40 градусную жару в черноморских сопках не возникало. Не стал менять и масло в АКПП.

Ненадежное место у Монтериков — ролики, резинки, прокладки движка. Вместе с машиной из Штатов получил ремкомплект. Правда, в них почему-то не входят самые простые и противные кольца для заглушек распредвалов (стоят копейки, а заменять — лучше вместе со свечами, очень трудоемко). Но кольца эти нашел методом простого подбора на авторынке за 200 тенге штука. На свечах сэкономил — вместо рекомендуемых иридиевых или платиновых за 3 000-3 500 тенге штука (600-700 руб.), моторист посоветовал купить простые за 800 тг. Тысяч на 20 пробега гарантию давал. Проверил — можно сделать и так.

Ходовка у Монтеро крепкая: шаровые, наконечники плюс карданы надо только вовремя смазывать. Перед выездом поставили новые тормозные колодки. Во время замены масла в мостах и раздатке заменил два сальника кардана (общая их стоимость долларов 25). Именно с сальниками у меня было связано первое приключение в дороге, к счастью, из разряда анекдотических. Об этом чуть позже.

Что брать с собой? Главное, что я не уставал повторять жене — возьми и не потеряй документы и деньги! Она отвечала за снабжение и питание и, надо сказать, справилась с этим успешно. Все остальное можно купить, если не попал в безлюдную глушь. Поэтому, самое главное, не забыть жену! Но надо кое-что в машину загрузить для нее самой:

1. Четыре литра моторного масла (литр остался).
  2. Тормозную жидкость.
  3. Запас бензина. Немного рискованно, но поступил просто — в качестве канистр использовал обычные пятилитровые емкости из-под воды. Вылил бензин — выкинул канистру (не где попало, а в специально предназначенном для этого месте!). На освободившееся место очень удобно поместится емкость с вином, например.
  4. Предохранители, трос, огнетушитель, аварийный знак, ключи, отвертки, плоскогубцы, насос, фонарик, лопатку, топорик (вместо молотка).

Для себя:

1. Столик, стулья походные.
  2. Газовая плитка, четыре баллончика с газом.
  3. Стандартный походный набор посуды, термос.
  4. Спальник летний, пара подушек, одеяло.
  5. Мазь от комаров (пригодилась!).
  6. Теплые куртки (юг югом, а в Москве было +14).
  7. Проверенная провизия — не очень верим общепиту, тем более придорожному (воспитание в семье медиков сказывается), запас воды.
  8. Домик (обычная картонная коробка) и тазик (купаться) — для черепашки!
  9. Аптечка!
  10. Музыка. На флешку и диски записал сынок песни на заказ, для души. Слушали по дороге и на отдыхе иногда.
  11. Телефоны. Взяли три. Но, как обычно, с роумингом набрехали («Билайн»), деньги быстро испарились со счета. Звонили потом с телеграфов. Телефоны заряжали через USB.
  12. Нечто вроде холодильника — пенопластовая коробка, обклеенная фольгой, и замораживающие элементы. На день хватало, но для продолжительной поездки на юг лучше позаботиться об автомобильном холодильнике, на одной холодной воде окупиться!
  13. Пляжный зонтик! Свой пляжный зонтик вам позволит сэкономить не одну сотню рублей на черноморских и азовских пляжах с недоделанным российским сервисом — самая низкая цена за лежак под зонтиком была в Новороссийске — 60 руб. Далее — до 100, 150 и т.д. Это вам не Турция!
  14. И самое архиважное — НАВИГАТОР! Вот это то, что грандиозно помогало экономить время, топливо и, самое главное, нервы! Даже на самых шикарных развязках имеешь большой шанс проскочить свой поворот, а уж про города и говорить нечего. Я со своим навигатором, названным Аманжолом (с казахского можно перевести как «хороший путь»), спокойно проезжал по Волгограду, передвигался по Новороссийску, Анапе, Сочи, Ростову, Москве. Были, конечно, нюансы. Мог, например, загонять меня на старую объездную дорогу около Саратова и орать во всю мочь, что «Вы сбились с маршрута», хотя передо мной лежал новенький автобан, или упрямо уводить с Первомайского проспекта в Анапе на Новороссийск через только что построенное здание. Но это такие мелочи по сравнению с его громадной пользой! Надо учесть еще и то, что мне его дали за три дня до выезда. Закачали какие-то казахстанские и российские карты. Я в таких делах не дока — учился вместе с сыном пользоваться Аманжолом по дороге.

Итак: зонтик, холодильник и навигатор — вещи в дороге не только нужные, но и экономически окупаемые.

Маршрут выверялся достаточно долго и, надо сказать, прошли его так, как планировали, вплоть до остановок. В расчет, конечно, не беру передвижения по черноморско-азовскому побережью — там всё зависело от иных факторов: гостеприимство хозяев, цена, комфорт и просто — легло на сердце место иль нет.

4 июля 2011 года выехали из Караганды в 05 ч. 30 мин. местного времени (астанинского) времени — по-московски в 03 ч. 30 мин.

Первые сутки оказались самыми нервными. Дорога до Астаны — 200 км., комфортна, если едешь рано утром. За два часа добрались до столицы, обошли по объездной и покатили по самой лучшей трассе из всех встреченных Астана — Боровое:

Разрешенная скорость — 120 км, реально наши джигиты на любимых «Мерсах» и «БМВ» гонят под 200. Поставил круиз-контроль и почти полусонно четвертую сотню разменял, когда загорелась лампочка с приглашением подзаправиться. Тут-то, в районе Макинска, на заправке, мое полусонное состояние в мгновение и надолго испарилось.

Подъезжаю к колонке, открываю дверь. Рядом стоит молодой парень и показывает рукой на масляный след сзади моего авто, который тянулся от самой трассы и неизвестно, где начинался. Но закончился он именно под моей машиной! Глушу движок, мужественно сначала заливаю бензин, проверяю масло в движке. Нормально, есть уровень, уже чуть легче. Масло в коробке — тоже есть! Значит, мосты, раздатка? Визуальный осмотр днища возле колонки ничего не дал. Рядом — эстакада. Завожу движок, добираюсь до нее. Тщательно осматриваю днище — ничего существенного, американской грязи уже нет, вся наша, родная. Но все же начинаю материть Васю-автослесаря, который за неделю до этого менял сальники моста и раздатки. Откуда все же масло на дороге, из какой дырки вылилось? Предполагаю, что выдавило передний сальник и масло из раздатки вытекло!

Надо добраться до первой автомастерской и сделать более квалифицированный осмотр. Вижу, заправляются две карагандинские фуры. Мужики понятливые оказались, подцепили Монтерика за одну из фур и дотащили до Макинска — километров 15. Спасибо, мужики, Аркадий и Володя, легких вам дорог! Жаль, что не сфотал вас и только смутно запомнил один номер — 3386.

Мастерская оказалась обычной шиномонтажкой, где выловил тщедушного и чумазого пацаненка — Дениску. Но он оказался сообразительный и шустрый. Проверил масло в мостах, раздатке и окончательно развеял мои страхи. Рассудил логично: «Если бы у вас масло текло из сальника, все днище в масле было бы и глушитель вонял». Дениска запросил за техосмотр 200 тенге (по рублям делите на 5). Но возвращение хорошего настроения и надежд на продолжение поездки разве этим оценишь? Дал ему тысячу и разве что не расцеловал. Спасибо и тебе, Дениска из Макинска! Прости, Вася-автослесарь, что плохо о тебе думал и говорил! Ну, а глазастому пареньку возле заправки что сказать? Ведь он из лучших побуждений мне пытался помочь!

Тем не менее, до Кокшетау (Кокчетав) держал скорость не более 100-110 км. ч. — береженого Бог бережет! В Кокшетау заехали к студенческим друзьям моих родителей — я родился в медицинской студенческой семье на третьем курсе, был первым ребенком в группе и их студенческой дружбе можно только позавидовать. Нас встретили очень радушно, накормили обалденными татарскими пирогами, да еще на дорогу завернули. Первое фото поездки — тетя Галя и мой младшой:

После Кокшетау — вновь незапланированное торможение. Строят шикарную трассу (около 200 км.) до Петропавловска, поэтому километров 60-70 пришлось ехать по грунтовке. Эти объездные грунтовки, заметил, обладают одной особенностью — по ним или ползешь со скоростью 30-40 км, чтобы не било подвеску, либо разгоняешься до 70-80 и выше, и тогда буквально пролетаешь все неровности. Джип есть джип, выбрал второй вариант и конкурентов у меня не нашлось. Главная помеха — пыль, но ее проливают из водовозок. Во, как дороги теперь строят!

Ближе к Петропавловску, когда пошли леса, заметил у дороги народ с ведрами великолепных белых (по терминологии) грибов! Эх, если б не долгая дорога, так бы на денек и остановились пособирать грибочки! Впрочем, все же тормознули, нашли с десяток, понюхали, и дальше, к границе!

В 16 ч. 50 мин. заправили последний раз перед границей казахстанский бензин 92 по 102 тенге под пробку. Удивительно, выезжали из Караганды — +16 градусов, Гораздо севернее — +30! Духота, огромные слепни моментально набились в машину в неосторожно открытую дверь. Пришлось вести с ними кровопролитную войну подручными средствами и объяснять жене и сыну, что они только коровок и бычков кусают!

Здесь же решил вопрос с российской страховкой. Цены на месяц — 2 000 — 2 500 руб. Зашел в приглянувшийся вагончик, сказал девушке: «Давай любую, все равно от вас помощи вряд ли дождусь!». Продала за 1 600. Говорят, есть и дешевле, но уже не до этого было. Двенадцатый час в дороге пошел.

Таможенников не увидел, но сонные от жары погранцы промурыжили час с лишним. Причем больше — родные, казахстанские. Полез в багажник — что, мол, столько вещей везете? А как, говорю, до Новороссийска, с пустым багажником ехать? Потом россияне жену заставили трижды анкеты переписывать. Но все же — здравствуй, Россия! Конечно, рассчитывали пройти границу часа на два-три раньше, но могли бы и вообще не доехать, так что все по плану!

По России решил ехать до тех пор, пока не устану окончательно и не появится хорошее место для остановки за Курганом. Такой час настал около десяти вечера. После двух не приглянувшихся мотелей, остановились у третьего, километрах в 60 до Челябинска, 1 300 руб. номер. План на первый день выполнен, пройдено без малого 1 200 км. за 16 часов пути.

В мотеле перекусили кокчетавскими тети Галиными пирогами, отведали челябинского холодного пива. Помылись в душе — 60 руб. с каждого. А вот спать комфортно и долго не пришлось. Был в номере вентилятор, но он не спасал от духоты. Окно выходило на трассу, по которой продолжали грохотать фуры, что тоже не способствовало сну. В общем, когда в 4 часа утра сын совершил полет с кровати, я дал команду собираться. Выпили по стакану кофе, загрузились в машину и даже не потребовалось включать кондиционер — утренняя свежесть на улице развеяла вечернюю духоту.

Вторые сутки. Объехали Челябинск по объездной, чуток в одном месте плутанули из-за навигатора — он упорно показывал на какую-то разбитую трассу. Может, она и была короче, но явно не лучше.

Начались предгорья Урала. Около 9 часов увидели сказочную картину — дорога проходила мимо двух зеркал, отражавших лучи утреннего солнца. Озеро Сатка!

Именно в этот момент я понял, что все будет хорошо! Поворот направо, прыжок через вырытый ров — мы в лесу, на берегу идиллии, почему-то вызвавшей аналогии с корейскими лубками: горы, леса, зеркальная гладь, корейский рыбачок удит карпа — приобщайтесь к вечности! Правда, место это на Урале, рыбачок наш, доморощенный, ловит он не карпа, а скорее карасиков, но это уже не имело никакого значения. А для завтрака в «холодильнике» еще томилось замаринованное дома мясо. Его и стали жарить на плитке с газовым баллончиком:

Идиллия была нарушена, когда из лесу вдруг появился мужичок (если не ошибаюсь, по имени Сергей) и попросил помощи. Сказал, что едет из Сочи от родителей в родной Прокопьевск с женой на двух машинах — на какой-то маленькой легковушке и брутальном дизельном «Ниссане-Патроле», который категорически не хотел заводиться.

Для этого нам потребовалось перескочить через трассу, что закономерно — кто едет на юга — сворачивает направо, кто на север… тоже направо! Молодой человек уверял, что стоит только подтолкнуть «Патрол» и он сразу заведется, как у него случилось вчера. «Сразу» растянулось минут на тридцать. Сначала мы его разгоняли своими человечьими силами, не помогло, однако. Все было бы не так сложно, если бы на моем американце был хоть какой-то крючок сзади. Его там не было, о чем я с удивлением узнал. Но он был спереди. Выход найден — стал таскать упрямца по полянке задним ходом:

Тщетно, разбега на маленькой полянке явно не хватало. Но не оставлять же кемеровчан-прокопьевчан, представителей второй кочегарки СССР (Караганда — третья кочегарка, Донецк — первая) на берегу даже столь прекрасного озера. Решено выдернуть непослушный Патрол на трассу. Не оставлять же его в лесу навечно. Потащил по узкой лесной дорожке к трассе с элементами фигурного вождения (напоминаю, задом наперед!). Порадовало при этом, что движок Монтерика не особенно напрягался.

На асфальте была предпринята последняя, несколько рискованная попытка, завести упрямца. Риск заключался в том, что ехал я по-прежнему задним ходом и нужно было набрать такую скорость, не пугая встречных, чтобы Патрол ожил или… Или не было, случилось чудо: из выхлопной трубы вырвался клуб черного дыма, «Патрол» радостно замигал фарами и приготовился к продолжать путь.

Расставались с этой семейной парой как давние знакомые. Пока мы с Сергеем, «связанные одной цепью», боролись с непослушной техникой, жены успели обсудить массу проблем. На прощание жена его, Светлана, вручила мне бутылку…с чачей собственного производства родителей из Сочи.

Господа! Я открутил пробку бутылки и был сражен запахом напитка наповал! Такого чистого виноградного аромата нет даже у самого винограда! Потом, в Кучугурах, ради сравнения купил пол-литра чачи местного производства. Ничего не скажу, крепка. Но вкус и запах — самогон он и есть самогон. Да что удивляться — есть варианты: делать для себя или на продажу неискушенным курортникам.

Так что, Светлана и Сергей, чьи родители живут в Сочи, сами — из шахтерского города-побратима Караганды, с запечатленным на нашем снимке их непослушным джипом, большой рахмет, спасибо от всей души за прекрасный напиток.

Ну и пару слов о своем мужественном поведении, о своей силе воли. Эта чача вернулась с нами в Сочи, потом вновь проехала через Урал, а закончила свой путь на первой утиной охоте в начале сентября в кругу моих друзей, прокатившись в багажнике больше десяти тысяч км. Каюсь, проявлял малодушие! В течение поездки тайком откручивал пробку и вдыхал аромат винограда с берегов южного моря, предвкушая полноценную встречу с друзьями у камышовых озер в осенних степях Казахстана под свист крыльев чирков и гусиное гоготанье.

Да, там же, на Сатке, был наконец-то открыт купальный сезон — в холодной южной Караганде это было сделать нереально!

На вторые сутки надо было добраться до Балаково, где проживает одноклассник Игорь с женой Натальей. Отмечу, что спокойной езды на разрешенных скоростях по Уралу не получилось. Сотни фур и иная большегрузная техника заполонили трассу и пришлось выбирать — ползти в общем потоке и совершать маневры в рамках правил, или эти правила все же нарушать. Отметил для себя: лет 10-20 назад водители большинства большегрузных машин помогали своим собратьям — включали поворотники, сигнализируя, можно приготовиться к обгону или нет. В эту же поездку такая доброжелательность была редкостью. Если же случалось такое, мой штурман Никита обязательно включал после обгона аварийку — спасибо, мол! И шел я по Уральским горам не щадя движка Монтерика.

В Башкирии расслабился — трасса позволяла идти на круиз-контроле со средней скоростью 110-115 км. Спасибо форумчанам! Кто-то посоветовал уйти на Самару через Северное — отличная, хоть и не широкая, дорога, без фур и гаишников, по обочинам которой местные жители собирали душистую степную клубнику.

Уже темнело, когда проезжали Пугачев. Город-гостиница! Если бы не близость Балаково, обязательно там бы остановился, тем более на форуме такие советы я уже получил.

За вторые сутки пройдено 1 350 км., время в пути 17 часов.

К сожаление, радостно-запойной встречи в Балаково не получилось. За день до этого Игорь уехал в командировку. Но пива местного с Натальей отпробовал, угостил ее карагандинским. Тот, кто жил в Караганде, или бывал там в советское время, прекрасно помнят, что такое пиво КАРАГАНДИНСКОГО пивзавода — «Жигулевское», «Сары Арка», «Огни Магнитки», «Мартовское», «Портер». Оно не только даже в самое дефицитное время стояло на полках магазинов (со сроком хранения не более 7 суток!), но и было отменного качества и вкуса. Знатный поэт Евгений Евтушенко тоже это заметил!

«Когда и где
последний раз
я его...
того...
Да, боже мой, братцы,
в Караганде!
Лет десять назад всего...
Теперь у парня в руках
как цирк-шапито:
«А дальше-то что!
"Я стал притворяться,
как будто бы мне все равно.
Беру себе кружечку, братцы,
И — гадом я буду — оно!»
«Холодное?» —
глубокомысленно
вопрос, как сухой наждачок.
«Холеное...»
«А не прокислое?»
«Ни боже мой —
свежачок!»
«А очередь!»
«Никакошенькой!»
(из поэмы «Северная надбавка», 1977г.)

Турки заводом теперь командуют и лучше пиво за это время не стало (срок хранения — 1 год!). Но пить можно, а как память о родине и ностальжи — достаточно актуально. Были еще и удивительно вкусные и памятные карагандинские конфеты — натуральный белый шоколад, «Птичье молоко», «Мишка на севере», «Красная шапочка», которые в советское время в Москве в Елисеевском продавали. Конфет таких в Караганде больше нет, поэтому, вспоминая наш город или приезжая к нам, пейте лучше пиво!

На третьи сутки встали затемно и по навигатору пошли на Саратов, как-то незаметно переехав через Волгу через балаковскую (саратовскую) ГЭС:

Дорога неплохая, вдоль реки, леса закончились, но изгибы Волги радовали. Ближе к Саратову и Камышину дорога разбита. Тем не менее, к обеденному времени добрались до Волгограда.

Пытался установить маршрут по навигатору на Мамаев курган. Не получилось! Думал, я один такой тупой, но нет — читайте форум! Поэтому набрал какую-то улицу с похожим названием и поехал по городу. Я еще студентом-стройотрядовцем в начале 80-х побывал в Волгограде. Поэтому хорошо запомнил, что город тянется вдоль Волги на сто с лишним километров и там всего несколько основных улиц. Вот одна из них:

До Мамаева кургана и Матери-Родины доехали без плутаний. Конечно, обязательным пунктом плана было посещение мемориала. Еще важный момент — в Караганде живу на проспекте Героя Советского Союза Нуркена Абдирова и по прошлому посещению мемориала я запомнил, что его памятный камень открывал аллею Героев, погибших в Сталинградской битве (все очень просто — смотрите алфавит). Но произошло непонятное — мы не нашли его! То ли ходили не там, где надо, то ли за это время (тридцать лет прошло!) сделали перепланировку. В общем, даже местные стражи порядка помочь не смогли. Поэтому оставили припасенные степные цветки с родины Абдирова просто на кургане и сделали стандартные снимки:

Это тоже Мамаев курган — угадайте ракурс съемки!

Величие мемориала и сопровождающая печаль не избавили от забавного происшествия. В зале Славы с именами участников битвы и Вечным огнем решили по традиции сфотографироваться. Лучшее место — рядом с почетным караулом. Сынок рассмешил тем, что буквально отпрыгнул от солдата! Ему и в голову не пришло, что солдаты — живые! Очень удивило и испугало его, когда «манекен» вдруг повел глазами:

После кургана заехали в местный супермаркет — ассортимент и цены, на мой взгляд, немногим отличны от карагандинских. Купили воды, чего-то еще съестного и мороженое:

По плану засветло хотелось доехать до своей исторической родины — хутора Ериковского Дубовского района Ростовской области. У тети, которая жила в Караганде до 2001 года, сейчас живет в Москве, в паспорте сделана именно такая запись — место рождения: хутор Ериковский… А вот отец родился в 1937 году в только что появившейся Караганде и на исторической родине никогда не бывал. Так что наша задача — увидеть все своими глазами и побродить по донской земле. Доехали:

Дорога до Ериковского была вполне сносная, незагруженная, быть может, поэтому на заправочной станции висело такое объявление, чтобы народ не расслаблялся:

Меня оно не очень встревожило, для таких ситуаций было кое-что припасено, да и останавливаться где попало не планировал, но вот таким образом почему-то вспомнилась пошловатое зековско-романтичное изречение из юности: Ростов — папа, Одесса — мама, Караганда — сынки. Что сказать, донские казаки — это вольные люди, а это всегда на границе закона или даже за ней. Но все же, когда въехал в Дубовское и остановился на посту ГАИ, чтобы узнать, где же сам хутор, поинтересовался, насколько это соответствует действительно. Из ответа понял, скорее всего, это такое настойчивое коммерческое предложение — для чего мотели и стоянки?!

Сам хутор встретил вполне обыденной деревенской картинкой и очень знакомым по Казахстану пшеничным пейзажем:

Погутарил с бабульками, сидевшими на скамейке у хаты на окраине Ериковского. На первый вопрос — «Как поживает?», получил развернутый ответ: «Не живем, а выживаем!». На второй: «А как река ваша знаменитая, Ерик?» очень информативно: «Высох давно!». Только вопрос об однофамильцах и поэтому возможных родственниках немного обнадежил. Старушки указали на два дома, где таковые, быть может, проживали:

Однако в этот вечерний час никого дома не оказалось. Было решено перекусить за околицей возле пшеничного поля, где взял горстку земли, чтобы в Караганде оставить ее на могиле дедов. Второй заход в дома тоже не увенчался успехом, как и попытка выяснить, где до войны был сельсовет (сельсовет обустроили в нашем доме после того, как моих предков репрессировали и выслали в Караганду). Можно было долго рассуждать, почему так сложилась судьба предков, что значит историческая родина и почему местные жители ни хрена не знают или не хотят знать про свою историю — я с позапрошлого года обращался на сайт Дубовского с такими вопросами. Но эти рассуждения — для мемуаров, а не для записок путешественника. Все же обидно и за это место, откуда мы родом, и за самого себя — что же сердце чаще не забилось? В общем, на закате солнца и с печалью в сердце мы начали заключительный этап передвижения к морю, к Новороссийску.

Третьи сутки пути продолжались. Решено ехать столько, на сколько хватит сил. В районе Тихорецкой сил не осталось — встал на дороге около фур и иной техники. Проспал часа два и был разбужен от вида ползущей по миллиметру фуры с прицепом впритирку с моим капотом. Жена сказала, один из водителей подошел к нам, увидел спящего сына и сказал другому: «Там пацан спит!». И они, оберегая наш покой, стали демонстрировать чудеса вождения. И вам спасибо, неизвестные нам дальнобойщики! Удачи на дорогах и такого же доброго и внимательного отношения к вам!

А в утренний час начала четвертого дня умненький Аманжол Навигаторович до самого подъезда сестры довел и оптимистично провозгласил: «Вы прибыли в место назначения!». Спасибо и тебе, Аманжол, навигатор, то есть. Не знаю, уж как и отблагодарить — расцеловать, налить, батарейку новую купить или карты закачать?

Общий километраж от нашего дома до дома сестры в Новороссийске составил около 3 900 км (за третий этап пройдено 1 350 км). Прошу прощения за некоторую приблизительность — спидометр на Монтерике в американских милях, поэтому приходится переводить их в километры. Время в пути — трое суток и три часа.

Даже раннее утро не помешало нам отметить встречу приятным вином местного производства. Немного сна — и вот оно, море, пока из окна!

И это тоже фото из окна. Позже такие картинки из жизни южных кошек стали для нас привычны:

А этим понравилась наша машина:

Самый строгий охранник банка, где мы меняли деньги:

Этот просто отъявленный лентяй, которого не смущает даже близость тротуара:

Не беда, что вода, на удивление была холодной, не беда, что в Новороссийске нет нормального пляжа, не беда, там, где он намечается, встретишь такие картинки:

И что это трехголовое чудо делает на пляже?

Типа, городской пляж, 7 июля!

Это продолжение пляжа.

Это на самом берегу!!! Война продолжается?

У кого хорошее зрение, тот увидит рыбку — бычок называется!

А тут — даже две рыбки!

Чудеса архитектуры на том же пляже.

Первые шаги в море. Бр-р-р!

Но это все — мелочи, которыми нас не испугать! В конце концов, выполнена первая часть плана — доехали до сестренки, а впереди Анапа, Геленджик, Сочи! Однако запланированный выезд в Кучугуры был отложен в связи с началом знакомства с близкими друзьями сестры и местными виноградно-столовыми достопримечательностями, приправленными армяно-грузинской кухней. Для особо глазастых и интересующихся слева направо: вино полусухое «Каберне», пиво «Карагандинское», пиво «Бархатное» (карагандинское темное), вино домашнее, коньяк «Казахстанский», водка российская, а также сестра Лена (японка почти), в тюбетейках из Караганды — Амиран (грузин), Акоп (армянин), я (донской казах), и указующий перст жены:

Поднимали бокалы, тосты говорили. У нас, в Казахстане, будет неуважением, особенно у местных товарищей, если ты не сказал тост. На твой тост тебе скажут ответку, а ты — опять должен сказать хорошие слова, а тебе — тоже… В общем, обычное казахское гостеприимство. Правда, стол несколько однообразен — бешбармак и водка, сытно и строго. Что касается грузинско-армянского народа, тем более под руководством сестры, то здесь и так все предопределено: и стол разнообразен, и вино льется рекою, ну и речи, конечно. Вот и сошлись мы в словесном изобилии, и еще стало понятнее выражение — «роскошь человеческого общения». Сациви, шашлык, лобио, чакапули, с деревьев падают абрикосы на стол, взаимопонимание очень даже налаживается. Правда, больше солируют местные товарищи — мы ведь пока гости. Бокалы поднимали за встречу, за знакомство, за Россию, за Казахстан, за Грузию, за Армению, за Новороссийск, за Черное море, за Анапу, за Караганду, за Ереван, за Тбилиси, за дружбу, за мир во всем мире, за дружбу народов, за всех славных предков, за всех детей, за всех невест мира…. Стоп, стоп! А вот тут Амиран схлопотал выговор от женской части нашего общества. За каких еще таких невест? А мы тут кто? В общем, срочно пришлось реабилитироваться. Дальше поднимали бокалы за Лену, за Олю, за еще одну Олю… Потом за тбилиское «Динамо», за ереванский «Арарат», за карагандинский «Шахтер» (не зря речи говорили — наконец-то в прошедшем сезоне «Шахтер» стал чемпионом РК), за природу, за здоровье…

Утреннее пробуждение было почти безболезненным. Это вам не бешбармак с водкой! Несколько дней посвятили Новороссийску. Более цивилизованный пляж в Алексино, с такой же холодной и непрозрачной водой и впервые увиденными сыном медузами:

Но и в этом необычном для нас морском пейзаже прозвучали знакомые нотки — вот он, наш родной кашгалдак, по-русски говоря — лысуха. Ну никак я не ожидал увидеть этих любителей болот и застойных водоемов в море:

А вечером в саду познакомились с близкими родственниками нашей черепашки:

Малая земля — исторические и героическое место. Оно особенно дорого мне тем, что в конце 60-х мы жили на территории воинской части у родственников именно на Малой земле, купались на безлюдных пляжах, лазали по оставшимся со времен войны траншеям, набивали карманы позеленевшими от времени гильзами. Даже тогда, когда еще не особенно много знали об участии Брежнева в десанте Цезаря Куникова в подробностях, трагизм и героику прошедших событий без всяких прикрас мы видели собственными глазами.

Теперь Малая земля, Мысхако — элитный поселок, не лишенный отрыжек совковой «архитектуры»:

Такие чудеса балонной архитектуры элитного поселка не встретишь даже в самых бедных аулах:

О Великой Отечественной теперь напоминает только скромный мемориал и дерево Леонида Ильича:

Это тоже Мысхако:

Следующий пункт — порт Новороссийска:

На таком контейнеровозе наш Монтерик пересек Атлантический океан и разгрузился сначала в Риге:

Зачем на набережной этот бугатти-мазератти, мы так и не поняли. Лучше б яхту (Абрамовича, например) или катер показали.

На набережной — памятники, отражающие историю создания Новороссийска и военного времени:

И не только военного времени! Где-то в Европе есть русалка и писающий мальчик, здесь — невеста на дельфине!

У причала — крейсер-памятник «М. Кутузов»:

Такой колокольчик да в школу на выпускной! Или 1 сентября:

Вот такая славная кают-кампания на корабле:

Моряк спит, служба идет!

Этот дом на набережной тоже может стать памятником истории. В нем живет мэр Новороссийска, который не любит шумных празднеств и зорко бдит за порядком с верхних этажей:

Вспомнил, что с родителями плавали, вернее, ходили, из Новороссийска, на ракетах-кометах в Анапу, Геленджик, и было путешествие в Сочи на теплоходе «Абхазия». В Сочи пришвартовались рядом с трагически погибшим, но тогда плавающим красавцем, «Нахимовым», и сфотографировались на его фоне. Поэтому было желание попасть в Сочи на водном транспорте. Но, кажется, дешевле будет пройтись посуху:

А на кораблике под именем «Геленджик» вокруг Цемесской бухты все же прокатились:

Прокатились не без приключений. Жена отказалась от поездки из-за событий с «Булгарией», а сынок разволновался, когда посредине пути заглох движок и его минут десять не могли завести. Даже другое судно стало подходить к нам, но в этот момент движок ожил и мы благополучно продолжили путь:

Причал для туристических корабликов закрывается на много-много замочков. Море и причал под надежной охраной!

А вот девочка с севера, в сапожках на меху, ей моря не надо:

Недалеко от порта — памятник Брежневу от благодарных жителей Новороссийска. Ей-богу, Леонид Ильич заслуживает уважения хотя бы потому, что он — боевой офицер, а Малая земля, где он воевал, действительно перепахана снарядами и пропитана кровью.

Еще несколько свидетельств военных дней:

К сожалению, в городе-Герое Новороссийске встречаются и провокационные надписи. Вот вопрос: за кого у этих «писателей» предки воевали и чего они добиваются?:

Безусловно, без Абрау-Дюрсо мы тоже не могли обойтись. 30 км — и мы там. Особенно порадовало очень теплое озеро, в котором с удовольствием искупались:

Ну и, наконец, Анапа. В отличие от Новороссийска, вода теплая, но у берега много водорослей. По пляжу бродят экзотические люди с экзотическими животными и делают экзотические прически:

Но и мы не лыком шиты. Это наше экзотическое животное принимает водные процедуры, смывая пыль дальних дорог:

Удалось также приручить (или приживотить?) этих насекомых:

Познакомиться с такой вот пляжницей:

А еще мы увидели такие забавно-безграмотные объявления:

Куда смотрели создатели первого объявления о «шИзлонгах», можно только догадываться (от слова ШИЗА?). Но второе недоразумение «добро пожОловать» объясню легко! Как мы прозвали свой навигатор? Совершенно верно, АманЖОЛ! «Жол» с казахского, да и с узбекского, переводится как «дорога». Ну и получается: добра дорога к нам, доброй дороги! А вообще узбеки молодцы — везде себе найдут работу. На другом анапском пляже увидели не менее забавные объявления. Господин Задорнов, где Вы?:

Пляжи вдоль Пионерского проспекта тянутся на километры. Заехали во второй раз на первый попавшийся, почти пустой. Навесы, лежаки, достаточно чисто, не считая водорослей в море, горячий песок, теплая вода, из которой можно не вылазить часами и наслаждаться осуществлением мечты.

Но все же под конец дня нахамили чисто в нашем, совковом стиле. Какой-то скучающий надсмотрщик за данной территорией вдруг разразился тирадой в наш адрес, из которой я понял основное — я тут смотрю на них целый день, смотрю, а они на лежаках валяются! Пришлось отвечать в такой же манере и потом размышлять, а чего, собственно, он хотел? Если мы зашли на особо охраняемую территорию, так ты сразу и скажи, чтобы мы губу не раскатывали, если надо за место или еще за что-то заплатить, тоже проинформируй — заплачу. Но хамское поведение обусловлено было, на мой взгляд, раздражением от вида почти счастливых отдыхающих, а он тут — пашет и пашет… И это, к сожалению, не единственный случай такого поведения ваших-наших бывших и нынешних соотечественников.

Сам городской анапский пляж особой радости не вызывает, муравейник, да только:

«Буржуям» городской пляж не нужен, у них свой лягушатник имеется! Вот удовольствие так удовольствие, в хлорированной воде бултыхаться. Это как в «Иронии судьбы»: «А зачем в баню идти, если дома ванна есть?»:

Долго искали местный археологический музей, где под открытым небом остатки древней Горгиппии явили свою красу. Хорошо, что указатели по дороге попались. В нем мы были единственными посетителями. Обидно, однако, все же есть на что посмотреть.

Это карта их царства-государства и ихних соседей на Понтах, пардон, их соседей по Понту Эвксинскому:

Не знаю, сколько этажей было в домах, но комнат много!

У греков надгробия покруче наших!

Это их кухонные принадлежности. Женщины, завидуйте!:

Есть также зал с очень интересными экспонатами. Спросил у хранительницы, а где золотишко (слышал, что находили)? Нет, говорит, его у нас, в Москву увезли. Москве нужней! Жаль. Поразительно, что всё это сделали люди почти 2,5 тысячи лет назад — статуэтки, кувшинчики, бусы, иные женские украшения и даже медицинские инструменты:

А как же обойтись без посещения Геленджика? Скажу, что дикий пляж этого города нам понравился больше всего. Попали мы на него случайно. Такой чистой, прозрачной, теплой воды нам больше нигде не встречалось Памятен Геленджик и этот пляж будет нашему сыну тем, что он перестал бояться воды, научился плавать и поменял кожу, а черепашка впервые окунулась в море:

Купальный сезон в море открыла и наша путешественница:

А сейчас я вам подарю золотой ключик!:

Городской пляж Геленджика и набережная:

Мы еще дважды приезжали в Геленджик на дикий пляж и специально — в магазин «Магнит». Вообще, как мы поняли, сеть магазинов «Магнит» «рулит» на юге. И ничего плохого про эти магазины не скажу. Начиная с Новороссийска, мы уже по привычке искали в поселках и городах эту вывеску и закупались в этих точках. А в Геленджике нам очень понравилась выпечка — слойки с джемом, грибами, творогом и т.д. и т.п. Познакомились с женщинами, которые ее выпекают. Спасибо и вам, кудесницы хлебных выпечек из самого центрового магазина Геленджика! Может, вспомните голодных, только что приехавших с пляжа, карагандинцев, с нетерпением ждущих, когда закончится процесс выпечки?!

А вот заезд в поселок с красивым названием — Дивноморское ничем не впечатлил. Кстати, об этом тоже писали мои предшественники. Толпы курортников (что-то здесь в августе творится?), не совсем ухоженный пляж и мутная вода:

Эта речушка впадает прямо на городской пляж Дивноморского. Очень мне кажется подозрительной труба в нижнем левом углу снимка!:

Устав на пляже, люди садятся вот в такие автомобили и прут в горы в леса и к водопадам:

Что касается наших предпочтений, то сразу было предопределено, едем на море — значит, только море! Водопады, горные реки, дольмены, аульная экзотика с танцами и прочая завлекаловка соблазнительны и по-своему интересны. Но алматинские горные красоты, которые нам очень знакомы, не менее разнообразны, а про аулы вообще умолчу.

18 июля мы наконец-то выезжаем в пункт, который планировали посетить в первую очередь — Кучугуры. Почему Кучугуры, зачем Кучугуры? Ну уж точно, не из-за фильма «Сваты». Мы интересовались, какое отношение имеют эти Кучугуры к киношным. Никакого! А выбран поселок был достаточно случайно. Копался в Интернете в курортных сайтах и наткнулся на отзывы о Кучугурах. Написано было, что тепло, чисто, недорого и т.д.

Не скажем, что сильно были разочарованы, но и восхищения нет. Цены: 1 700 руб. за небольшую комнату с холодильником, телевизором, кондиционером, санузлом — нормально для Анапы, но все же не для Кучугур. Но я заказал номер по Интернету, напрягал людей, и уже не стал искать иных вариантов, тем более хозяйка оказалась вдовой шахтера из Кемерово, угробившего здоровье в забое. Сам дворик даже совсем ничего:

Дорога к морю — минут семь-восемь идти:

А вот на пляж зашли с опаской — ну где поселковый совет, чем они там зимой занимаются?

В последний день случилась маленькая трагедия — на клумбе среди цветов была обнаружена змея! Визги женщин смелости не добавляли. И тут случилось удивительное — на сцене, то бишь, на клумбе, появился маленький смельчак, настоящий Рики-тики-тави, кучугурский уничтожитель змей, который до этого беспробудно спал где-то в кустах:

После этого достаточно смело были сделаны вот такие натюрмортные снимки:

Любителей природы успокою — чуть позже змея ожила и была благополучно выпущена детьми подальше от дома. А что касается смельчака, то он единственный из этой породы, кто шевелился на этой жаре. Его собратья, как и он сам, впрочем, предпочитали все свободное время проводить вот так:

Этот даже на пельмень внимания не обращает!

22 июля — возвращение в Новороссийск. Собрались у сестры родственники теперь уже все, включая вторую сестру, которая приехала из Караганды на поезде, свекровь, пельмяшек (т.е. наших детей), друзей. День рождения у моих сестренок-двойняшек! Вот так ответственно готовились к мероприятию:

Потом пришла моя очередь тамадить. Языком молоть — не лопатой махать!:

Заскучавшим от наших застолий — фотосессия карагандинских русалок на Черном море:

24 июля — едва вырвались из теплых объятий родственников и вновь посетили Анапу. Разместились в коттедже «Олимпийской деревни» на Пионерском проспекте. Коттедж на двух хозяев, в котором есть все необходимое, по цене 1 900 р. В эту сумму включен также завтрак. Машину парковали на лужайке, рядом с коттеджем:

На территории есть столовая, где очень неплохо кормят. Наш привередливый сынок и у родных дедушки и бабушки не всегда ест, что они приготовят. Но тут, после купаний в море, поглощал почти все подряд и без всяких последствий. Главное неудобство — на пляж приходится идти через Пионерский проспект:

После трех дней в Анапе заехали в поселок Виноградный к моему бывшему коллеге по работе:

Десять лет прошло с последней нашей встречи, так что было о чем поговорить, вспомнить. Виноградный расположен поодаль от моря, поэтому ездили купаться в Благовещенское. Место интересное, показалось, что тут немного комфортабельнее, чище и спокойнее, чем во многих аналогичных местах:

А такие картинки удивления уже не вызывают, всех жара мирит:

29 июля еще раз заехали в Новороссийск — попрощаться с сестрой. В «Магните» на улице Ленина загрузили багажник полюбившимся вином. Не стали мелочиться — 12 упаковок по три литра: «Каберне» полусухое, полусладкое, сладкое… Жаль, что больше не взяли. А то, что было привезено домой, не дожило до Нового года — угощали, отмечали, наслаждались…Спасибо, Краснодарский край, за твои напитки! Прощай и до свидания, Новороссийск:

После этого мы начали постепенное движение в сторону самой дальней точки путешествия — знаменитого и многострадального города-курорта Сочи. Была затаенная мысль и до Абхазии добраться, уж больно хорошо про нее пишут в последних форумах. Но дорога сама расставила все по местам.

Остановились еще раз на приглянувшемся диком геленджикском пляже. Сказали спасибо этому месту, где наш сын научился плавать, а теплая вода и ее прозрачность позволяли часами любоваться подводным миром. Сказали спасибо пекарям геленджикского «Магнита» — закупили на дорогу горячих слоек.

Про дорогу в Сочи написано много не очень лестного: гаишники, пробки, ремонт… Но для нас эта дорога не была утомительной. После наших степных бескрайних просторов проехаться по невиданным нами горным дорогам, наблюдать за покрытыми неизвестными породами деревьев склонами очень познавательно. Правда, поначалу жена, как истинно степной житель, опасалась горных троп, но проверенный уральскими горами Монтерик легко брал высоты, а где была возможность ускориться и обойти очередную колонну, он это делал уверенно.

Задачи во что бы то ни стало добраться до Сочи за один день перед нами не стояло. На карте нашего путешествия были также Джубга, Ольгинка, отмеченные на форумах и куда при случае планировали завернуть. Такой случай представился к вечеру. Вынырнули с гор на широкую и оживленную трассу — оказалось, уже Джубга. Вдоль трассы стояли, сидели под навесами и в машинах местные жители с приглашением отдохнуть. Наугад останавливаемся около мужчины и женщины, спрашиваем, что почём. Женщина сразу теряет к нам интерес, узнав, что нам только переночевать. Но мужчина соглашается принять нас на ночь за 1 000 р.

Путешествуя по побережью Черного моря, к сожалению, периодически сталкиваешься с ситуациями, которые злят, вызывают раздражение и удивление. Самая обыденная — мало, кто из квартиросдатчиков соглашается принять на одни сутки: «Вы на ночь остановитесь, а мне потом надо будет всё убирать и перестирывать!» Логика очевидна: не размениваться по мелочам! Но отдыхающим от этой логики не легче. Но ведь еще не факт, что человек остановится только на один день! Некоторые специально так говорят — чтобы спокойно переехать в другое место, если не понравится. Да и про сарафанное радио, про говорящую рекламу, забывать не надо. Мне понравилось — другим посоветую, сам в следующий раз тоже остановлюсь. Но нет, лень нашему доморощенному сервису такими мелочами заниматься.

В Джубге пробыли двое суток вместо одних. Выяснилось, что мы с хозяевами почти земляки! Они до начала 80-х жили в Павлодаре, потом уехали на заработки, на север, успели купить в Джубге жилье, которое стало основным источником дохода. Мы оказались за все время их проживания в Джубге первыми отдыхающими с бывшей родины, из Казахстана, не считая родственников, которые до сих пор обитают в Павлодаре.

Конечно, нашлись общие темы для разговоров — мы им про Казахстан, родной им Павлодар, где я недавно побывал, они — про местную жизнь, не совсем сладкую. Немало выехало из Казахстана населения в разные страны и не все нашли на родной чужбине уют и комфорт. Понятно, когда это какая-нибудь Германия — немцы наши там русскими, советскими до конца жизни будут. Но про негостеприимность России слышать обидно. Вот маленькая неприятная и печальная история от хозяев нашего пристанища в Джубге: когда обосновались здесь в начале 90-х, решили облагородить жилье для отдыхающих. Пригласили брата хозяйки из Павлодара, каменщика по профессии. Не прошло и нескольких дней, как прибежал участковый с грозными словами — нельзя, мол, использовать незарегистрированную рабочую силу у себя на строительстве! Не имеет значения — брат, сват — плати штраф и заканчивай стройку! Немало нервов потратили хозяева, чтобы «разрулить» эту ситуацию. Все до банальности обыденно — сосед настучал. Конкуренты, однако, да еще буржуи, то ли с севера, то ли с целины…

Особого восхищения пляж и море у Джубги не вызвали, но на прикольном трамвайчике от дома до моря по речушке проехались:

Если Бог даст еще такую возможность, я уже знаю, где в Джубге остановиться.

31 июля. Выехали из Джубги в 7 утра, к Туапсе подъехали в 8 часов, после 9 ч. — Сочи. Наверное, ранний выезд из Джубги спас нас от пробок, про которые так часто пишут на форумах. Сразу обратило внимание на себя большое количество гаишников, которые не столько регулировали движение, а сколько разгоняли ближе к центру, в районе Курортного бульвара, пытавшихся припарковаться автомобилистов. Посмеялись над двумя бравыми служаками, которые с двух сторон начали пинать по колесам черный «мерс», хозяин которого куда-то запропастился. Бедный «мерс», никто так жестоко с ним не обращался! Он взвыл всей своей противоугонной мощью, замигал всеми фарами!

Мы же добрались до телеграфа, чтобы отзвониться на родину, Припарковались очень удачно:

Далее — Дендрарий с субтропическими растениями:

Жабы есть, а черепахи?

Есть, только немного другие черепахи. Заглянули в так называемый «океанариум», где нашли и сфотографировали родственницу нашей путешественницы:

Замечу, что написал «так называемый «океанариум» под впечатлением астанинского. Кто видел океанариум в Астане, тот поймет, о чем это я, кто не был — побывайте, когда будете в нашей столице.

Приятный момент для нашего великовозрастного оболдуйчика — он впервые в жизни попал в «Макдональдс»! Сбылась мечта детства! После обеда в импортной забегаловке пришлось немного посидеть на скамеечке, отдышаться: гамбургеры, чизбургеры, ролы, кола, коктейли… И тут новая радость — есть Wi-Fi! Сынок быстро сообразил, как этим воспользоваться, и мы еще минут тридцать ждали, пока он наобщается со своими друзьями в Караганде.

Прошли на пляж Ривьеры — грязненький, в камушках, но что порадовало — штормящее море! За всю нашу поездку впервые на берег накатывали более-менее приличные волны. В них мы напрыгались до головокружения и никакой дождь не был помехой:

Спасибо, Сочи, за твой дендрарий, «Макдоналдс» с Wi-Fi и твои волны!

К вечеру встал вопрос: что делать дальше? Посоветовали нам, что надо ехать в сторону Хосты, Адлера, там можно найти нормальное жилье по нормальной цене и, возможно, на одну ночь! Увы, желания разбились о действительность! Отмеченная нами активность гаишников в городе продолжилась и здесь. Только она теперь была усилена пешими патрулями, которые, как мы поняли, разогнали с центровой дороги на Адлер всех квартиросдатчиков. Только сейчас до нас дошло, что ждут МЕДВЕДЕВА! Чуть позже по встречке промчался кортеж — не знаю, был ли там мой уважаемый коллега (по профессии, по своей первой профессии — препод вуза), но желание остаться в Сочи, съездить в Красную поляну у нас сильно поубавилось — вдруг и там такие строгости? Разворачиваемся в сторону Сочи, но через пару километров гаишники сгоняют с дороги на какое-то ответвление. Оказалось, очень удачно — выскочили на новую объездную дорогу вокруг города. Хоть за это спасибо, господин Медведев, объехали город с комфортом и быстро.

А что дальше? Дальше решили ехать до первого понравившегося места, поскольку уже совсем стемнело. Пару остановок у каких-то домиков у дороги не соблазнили на ночевку и мы доехали до самого Лазаревского, что по-своему символично, но в итоге оставило неприятный осадок. Символично потому, что здесь лет двадцать назад отдыхали мои родители со старшим сыном и сестрой. Запомнился им тот отдых тем, что началась война в Абхазии, народ побежал с побережья и летели они из Адлера на переполненном ТУ-154 так: отец с моим сыном на коленях в кабине экипажа на месте второго пилота, а мать с сестрой простояли, как в автобусе, в проходе, все 5 часов полета.

Осадок остался у нас от другого. Итак, Лазаревское, одиннадцатый час ночи. Опять неудачные переговоры с квартиросдатчиками — никому не нужны туристы-одноночники. Тут замечаю, как из ворот приличного на вид отеля выбегает молодой человек и усиленно приглашает к себе. Цены он загнул, но я объяснил ситуацию, и мы сошлись на цене за ночь 2 000 р. (только переночевать!). Номер, сказали нам, люкс! Наше появление — наверное, для хозяев отеля не самый плохой вариант для пополнения бюджета. Но далее все происходило в лучших традициях «совкового» сервиса. Выясняется, что надо заплатить еще 250 руб. за стоянку авто, хотя молодой человек уверил меня, что «все включено». При этом за стойкой сидела смазливая девчонка, которая не сделала даже попытки поздороваться или улыбнуться долгожданно-незваным клиентам, выбивая с нас доплату. На все вопросы отвечала буквально односложно и создавалось впечатление, что она нам делает огромное одолжение! Ей-богу, улыбнись она на мои робкие попытки пошутить, не жалко денег, дал бы еще столько же!

Ладно, на дворе ночь, подавитесь своими рублями и кирпичными рожами. Входим в номер — бросился в глаза листок на двери с перечнем чего ззя и чего неззя! Оказывается, ответственности за охрану авто и всего другого администрация НЕ НЕСЕТ, особенно на территории гостиницы (читайте последний абзац «правил»)! И за что тогда деньги действительно «плочены»?:

Утром — еще один сюрприз. Не можем войти в своем «люксовом» номере в туалет и, по совместительству, в ванну. Выясняется, что там мадам из персонала засела: «А что, вам не сказали, что этот туалет для персонала тоже?». Немая сцена… Хорошо, что это она жене объясняла и мне на глаза не успела попасться.

В общем, господа хорошие, запомните название этого гадкого места с неласковым персоналом — отель(?) «Престиж», что в Лазаревском, и объезжайте, обходите его как можно дальше!

Злость утопили и нервы успокоили на пляже, на который добирались через железнодорожные пути. Море разгулялось еще больше, чем в Сочи. Хорошо, что с берега можно было ухватиться за тросы, привязанные за качающиеся на волнах буи, и зайти в воду. Один раз так волна шибанула, что испугался за сына — не такой он уверенный пловец. Но молодец, справился, не оплошал, сориентировался, как вести себя в бурном прибое:

Следующая остановка — Ольгинка. Опять та же история — не нужны никому одноночники! Только одна женщина, устав ждать у дороги курортников, повела нас в свой дом. Оказался дом из нескольких комнат, со своим садом, и были мы там совсем одни! Откровенно говоря, остались бы там на пару дней — деревенская обстановка располагала к этому. Но уже завтра надо было быть в Ростове-на-Дону.

Дорога к пляжу была непростой — через лесок тропка выводила к ущелью, в которое надо было спуститься и выйти к каменистому пляжу. Увы, он восхищения не вызвал — мусор, выброшенные на берег гниющие водоросли со специфическим запахом. Заходить в море тоже надо осторожно — камни, валуны подводные в тине и очень скользкие. Но пляжников не так много, а прозрачность воды позволяла поплавать в маске:

2 июля настал час прощания с морем. Из Ольгинки через Джубгу пошли на Краснодар через перевал. Интересно, на следующий день из телевизора мы узнали, что после нашего отъезда ночью на перевале разыгралась буря, повалила деревья и трасса была какое-то время закрыта. Но в этот день все было в норме, сама трасса, хоть и шла через горы, была достаточна широка:

А вот после Краснодара уже в Ростовской области и далее, почти до Подмосковья, стало опять обидно за Россию, за ее дороги. Ладно, первая беда — дураки, это клинический случай, но неужели центровые дороги через Урал или трассу «Дон» нельзя привести в нормальное состояние? Как бы то ни было, в Казахстане за центральные дороги уже стыдиться не приходиться. На следующий год будет закончена трасса с юга через Кзыл-Орду на Актобе (Актюбинск) и далее — в Россию, Европу — 2 400 тысяч км. И это сделают за три года. А сколько говорят о трассе «Дон» длиною 1 000 км.? Или в России народу больше, воруют круче?

В общем, достаточно сносные участки трассы перемежались с разбитыми или буквально проселочными. Четырехполосные участки переходили в двухполосные — по одному ряду в каждую сторону. Надо иметь крепкие нервы, чтобы спокойно передвигаться по трассе «Дон».

Ближе к вечеру въехали в Ростов. Еще в Ольгинке отдыхающие рядом ростовчане подсказали, как лучше въехать в город и не стоять в пробках. Правильно соориентированный Аманжол Навигаторович провел по улицам абсолютно незнакомого города до самого подъезда дома, в котором живет сестра матери и с которой мы не виделись больше двадцати лет.

Теплая встречи, разговоры, воспоминания, вечерняя поездка к Дону и главной набережной:

Было на что посмотреть — не только на вечерний Ростов и Дон, но и на праздник ВДВ. Это зрелище не для слабонервных и нам повезло, что он только начинался. Но уже назревал конфликт между спецназом и другими правоохранительными бригадами и бравыми бесстрашными вэдэвэшниками. Наверно, благоразумно не стали фотографировать это празднество — фотоаппарат и здоровье целее будут.

Покинули «праздничную» набережную и побывали около театра центрального, похожего на трактор, на широкой улице у которого периодически проносились местные орлы на авто и мотоциклах:

Что и кто кому доказывал, мы так и не поняли, но уезжали из Ростова с чувством глубокого удовлетворения и убеждением, что в этом городе скучно не бывает. Что-то еще донские казаки вытворяют на свои праздники?!

Утром, 3 августа в 7 ч., 45 м., из еще не проснувшегося города выбрались быстро и уверенно, чтобы опять уткнуться в трассу «Дон» с ее проблемами. Зарядил дождь, переходящий в ливень:

Очень запоминающимся был проезд по платному участку дороги. Не понял, за что и кому платили за проезд, но стояли в очереди около получаса. При этом было четыре въезда, но почему-то то над одним, то над другим загорался красный свет. Водители нервно начинали перестраиваться из одной очереди в другую. На наших глазах уже разгорались конфликты. От конфликтов подальше пропускал особо нервных вперед себя:

Цены за проезд таковы:

Потеряно полчаса, мы на «платке». Впечатление, что ничего не изменилось, только полотно поглаже. Через несколько десятков километров вновь очередь, но уже поменьше, на выезд с платной трассы. Кстати, не надо забывать, что на этом участке действуют те же правила движения, что и везде, и также можно нарваться на блюстителей порядка. Если бы максимальную скорость разрешили 140 км., тогда понятна обоснованность платы, а так — потеря времени в очереди и денег.

Очередная проблема — дорога через Елец. Нужно было по плану попасть в Москву засветло, там ждал мой брат. Но только въехали на объездную вокруг города, как колонна встала твердо и надолго. При этом дорога — трехполосная(!): одна полоса — в Москву, две — обратно. По этим полосам встречные машина проезжали изредка. Ладно, правила есть правила, если нельзя через сплошную и по встречке, попробуем по правилам.

Но народ, очевидно, местный, начинает нервничать и дергаться — то справа, по обочине, проскочат, то слева — и сразу юркнут в щель между фурами. Тогда и у меня нервы стали сдавать. Сначала попробовал проехать по обочине, но шел сильный дождь и грязь месить желания не было. Смотрю, слева лихие ребята на «Мерсе» и «БМВ» начинают упражняться в фигурно-рейсерской езде. Рвут коробку, пролетают пяток-десяток машин, встают в щель между фурами, оглядевшись, снова совершают маневр. Одиночный транспорт, движущийся навстречу, благоразумно или, скорее, с пониманием дела, уходил максимально правее по своей стороне. После пары маневров в стиле местных лихачей, я нахально встал на встречку и попер по ней. За мной пристроились и возмутители покоя. Опасался я не встречный транспорт, дорога, повторюсь, была очень широкой, а местных стражей порядка. Мало ли что могут поставить в вину? Но, как мне кажется, они прекрасно знали обстановку и то, что не в силах ее урегулировать. Поэтому занимались иными делами. В общем, проехал я километров 5-7 по встречке, пока не уперся в двухполосный мост, через который неспешно двигались фуры. Найти местечко между ними и оказаться на свободе, по другую сторону моста, труда не составило.

Я об этом написал не для того, чтобы показать, какой я лихой и бесстрашный, а только потому, что кажется, что порой никому до проблем автомобилистов дела нет. Пробка из-за чего? Из-за однополосного движения. Но ведь рядом еще есть две полосы, абсолютно незагруженные. Ну и пустите временно по свободной полосе накопившийся транспорт, поуправляйте движением, а не прячьтесь в кустах с радарами!

В Москву добрались засветло. Аманжол и здесь не подвел — очень четко вывел к Измайловскому гостиничному комплексу, где нас ждал брат. Вспомнилось, как в далеком 81 году нас с другом бравый швейцар в этом месте чуть не уличил в терроризме: Москва послеолимпийская, еще не остудившая пыл предусмотрительности и подозрительности. К комплексу, специально построенному к Олимпиаде, два бородатых типа в странной одежде защитного цвета тащат здоровенный ящик. Чтобы вы сейчас подумали? О том же тогда подумал и наблюдательный швейцар. Долго пришлось объяснять, что мы — славные ребята, стройотрядовцы, по форменной одежде видно, привезли для Москвы и москвичей на большущей барже-катамаране вкуснейшие астраханские помидоры, от которых вот только этот ящик и остался. Угостили бравого швейцара этими помидорами, а что дальше с ящиком было, подзабылось. Наверное, чтобы в гостинице номер дали администратору вручили.

Измайловский комплекс теперь и вид Москвы с 11 этажа корпуса «Дельта»:

Что писать про Москву? Все всё про нее знают. Но немного еще личных впечатлений, наблюдений и фото все же оставлю. Показал сыну Красную площадь, ГУМ, гостиницу «Москву», «Охотный ряд», «Макдональдс» рядом…

А это знаменитая Ленинка, Ленинская библиотека. Не кажется вам, что выглядит несколько одиноко и неухоженно? А до Кремля — 500 метров:

И такой же одинокий и немножко загаженный Достоевский возле неё:

Побывали на Арбате, немного замаскированном — см. здание справа:

На Арбате также видели памятники знаменитостей позапрошлого века:

Памятник знаменитости века двадцатого (Ах, Арбат, мой Арбат…):

Знаменитость века нынешнего, очень живую:

Сейчас он перцу задаст актерам:

Во, задаёт:

С чувством исполненного долга можно теперь на место вернуться:

Надо будет внимательнее новые фильмы Станислава Говорухина смотреть — вдруг он нас тоже запечатлел!

Вечером — приятное путешествие с братом на теплоходе-ресторане от гостиницы «Украина», при этом мы успели вернуться в Измайлово, взять со стоянки Монтерик и прокатиться до набережной, постояв на Садовом кольце в самой настоящей московской пробке:

Поездка на теплоходе и для меня стала неожиданно-приятной. Москву, особенно центр, знаю хорошо. Но вот прокатиться по реке на комфортабельном теплоходе — не приходилось. Москва предстает в ином виде, в ином ракурсе, что отмечают сами москвичи. За какие-то два часа увидишь и Кремль, и парк Горького с «Бураном», и храм Христа Спасителя, и бессмертное творение Церетели, и сталинскую высотку, и знаменитый дом на Набережной. Советую проехаться!

Второй день — Кремль, Большой театр, ЦУМ, Тверская.

Это не наша работа, честное слово, мы тут проездом!:

Прикол фото с Царь-пушкой в том, что фасад здания Сенатского дворца, куда она целится, нарисован! Типа замаскировались:

Большой, оказывается, тоже замаскировали!!:

Увы, и «Детский мир»!!!:

Вот и сравните — на кораблике покатались, Москвой полюбовались. А как пешком — Москва нарисованная, да и только! Или замаскированная?!

У Елисеевского магазина присел отдохнуть в уличном кафе, пока семейство осматривало историческое здание. Подходит официант — Бахтияр на бейджике! «Откуда, говорю, Баха?» Испуганно: «А что, вам зачем?» — «Не бойся меня, я из Казахстана!» Баха оказался из Киргизии. Немного поболтал с ним, какие планы, не обижают ли, как киргизы, волнуются еще?

Заметил, в Москве очень четко просматривается специализация так называемых гастарбайтеров. Молдаване — строители, таджики — дворники, узбеки — продавцы в магазинах и грузчики, киргизы, очевидно, на обслуге. А вот азербайджанцев — не видел, как раньше, у метро, с цветами. Наверное, они теперь все в гостинице «Украина» тусуются, это теперь их вотчина, цветами торгуют за них кто-то другой. А где родные казахи? Они на Красной площади с экскурсией или в Турции, на отдыхе!

Ради бога, возможные читатели, не воспринимайте предыдущий абзац как нечто отрицательное — это только мои наблюдения! Москвич — дворник, москвич — грузчик? Как в анекдоте: еврей — шахтер! Если исчезнут все гастарбайтеры — Москва встанет. Так и хочется сказать еще раз словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» А то Китай рядом!

Еще один приятный вечер с братом прошел в чисто мужской компании на Новом Арбате в популярном английском ресторане «Честерфильд», возле которого сынок не поленился залезть в братишкино авто и сфотографироваться для друзей. А может, это его будущее личное авто?:

Узбеки есть и на Садовом:

Но наши казахи тоже не подкачали:

Утро субботы 4 августа было посвящено моей тете, которая родилась на хуторе Ериковском, почти всю жизнь посвятила медицине в Караганде и только сравнительно недавно переехала в Москву. Опять воспоминания, приятные разговоры, потом моя умнейшая тетя, профессор, доктор медицинских наук, прочитала наизусть первую главу «Евгения Онегина». Ау, филологи, кто из вас хотя бы первые строчки вспомнит?!

После обеда посещение еще одного знаменательного и самого замечательного, на мой взгляд, места в Москве — МГУ и Воробьевых гор. Завел сына в главный корпус, где сам жил, учился и пытался заниматься наукой и куда нас любезно пропустила охрана в лице строгой девушки-сержанта — вдруг из этого юного посетителя профессор получится? Спасибо, милый сержант, за доверие!:

А вот такой оригинальный стиль 40-50-х сохранен внутри жилых зданий МГУ:

МГУ и Воробьевы горы настолько привлекательны, что используется для пикантных фотосессий. Со студентками МГУ, очевидно:

К вечеру, насладившись панорамой Москвы и фотосессией, направляемся к Московской кольцевой и выезду из города. По пути ставлю в своем плане еще один крестик — сын на предложение в очередной раз заехать в «Макдональдс» категорически отказывается! Итак, долой заграничные искусы и химию!

В девятом часу вечера подъехали к огромнейшему торговому комплексу в виде «Икеи», «Меги» и «Ашана», расположенном сразу за кольцевой. Только теперь поняли, где закупаются москвичи и где мы это тоже сделали с большим удовольствием, исправив, в том числе, маленький казус в одежде сына. Дело в том, что в дорогу были взяты джинсы, но на морях ходили только шортах. А Москва встретила прохладной погодой, для которой пригодились куртки и джинсы. Тут и выяснилось, что за прошедший месяц сын из штанов вырос! Пробежка по центральным улицам Москвы удачи не принесла — цены несусветные. В ЦУМе продавец так и посоветовал — закупайтесь за кольцевой. Справедливость его слов была понятна уже по огромной, забитой машинами, автостоянке возле магазинов:

Не без труда припарковались. В «Ашане» поразило количество кассовых зон — почти 130, и они все работали. Скоро стало понятно, почему. Как вам понравятся очень приличные джинсы за 500 р., белорусские, бангладешские рубашки за 250-300 р., бананы за 25 р. килограмм? И это не сезон скидок, а реальные цены. Гораздо дешевле и многие другие продукты, причем имею ввиду не только московские цены, но и наши, карагандинские!

Посещение магазина закончилось около десяти вечера и отсюда пошел отсчет времени нашего обратного пути. Спасибо, Москва, за то, что ты есть! Спасибо, старина, мой замечательный брат, за внимание и гостеприимство! Удачи тебе во всех твоих делах нелегких!

Поехали на Рязань, так как после поездки десять лет назад через Владимир остались не очень хорошие впечатления. Чем дальше от Москвы, тем больше нравилась дорога — она становилась пустыннее и пустыннее. Не знаю, как днем, но ночная езда имеет свои преимущества. В качестве эксперимента открыл баночку какого-то энердрайзера, купленного в «Ашане». Не знаю, что помогало в пути — отсутствие движения или энергетик, но первый глюк я поймал за Пензой около семи утра. Там же тормознули в ближайшем леске. За 8 часов ночной езды пройдено 820 км. (Написал и еще раз проверил — цифры верные! Я ставил круиз-контроль на 115 км в час и очень редко сбрасывал скорость, вот и получилась средняя — 100 км.) Три часа отдыха — и вновь в путь. В Тольятти засняли такую рекламу:

Сдается мне, что авторы здесь что-то пропустили. Сын в этом не сомневается!

За Самарой «попал» на дорогу и на бензин. Решение уйти на Уфу через Октябрьское стоило нервов. Во-первых, сама дорога — местами просто г…но, только и радовало, что на джипе я могу перепрыгивать через эти колдо…бины без страха что-нибудь выворотить из днища. Во-вторых, на заправке залил, очевидно, левый бензин. Я старался заправляться на «Лукойле», «Роснефти», «Башнефти» — почти всегда это получалось. И в этот раз заехал вроде бы на «Лукойл». Километров через сто загорелся чек. Красный цвет на приборной доске всегда тревожно. Остановился, вспомнил прошлую практику, из ситуации вышел радикальным способом — скинул клемму аккумулятора. Чек потух, но ненадолго. Вторая попытка также погасила чек на несколько минут. Оставался только выход сжечь этот бензин и заправиться нормальным. Добрался до такой заправки уже ближе к Уфе, еще раз сбросил клемму — и, о, чудо! С тех пор и до последнего времени больше такой проблемы я не знаю. Это была вторая головная боль из-за Монтерика после страхов самого первого дня.

Мне кажется, что заправился я на немного «левой» заправке. Частенько по трассе видишь издалека красные, желтые или зеленые цвета над заправками. Подъезжаешь ближе — нет, очень похоже, но не «Лукойл», «Роснефть» или «Башнефть»! А можно и потерять бдительность, тогда жди неприятности. Хотя кто мешает химичить и на лукойловских, и на других брендовых заправках?

Прошли Уфу и в вечер встретили Уральские горы. Удивительно, но ночная езда по подъёмам и спускам при минимальном количестве транспорта не показалась мне утомительной и во вторую бессонную ночь. Мы не только преодолели Урал, но объехали и Челябинск. Под утро еще несколько часов сна, Курган, граница. Немного волновался на границе — не много ли вина и чачи в багажнике? Что россияне, что казахстанцы на этот раз оказались молодцами. Пару раз поднял крышку багажника, и уже минут через 15-20 едем к Петропавловску. Обедаем вновь у тети Гали в Кокчетаве, и вот он, наш автобан, где даже немножко пошалили (не повторять!):

Астана нас встречала радугой, до дома чуть больше 200 км:

Путь от Москвы до Караганды занял 46 часов и 2 980 км.

В заключение — несколько рассуждений на известные темы.

О стражах порядка

Стражи порядка на дорогах, по-народному — гаишники, это тоже составляющая путешествия, без встреч с которыми хотелось бы обойтись, но редко получается. Ни хвалить, ни ругать их не буду. Они — производное народа, какое правительство заслуживает народ, таких же гаишников — водители. Это наши братья, родственники, друзья и знакомые! Долгая дорога в 11 тысяч км оставила вот такие зарисовки и классификацию встреченных «друзей» водителей:

Самый тактичный встретился на Урале возле затяжного спуска в районе Сима. Он не прятался, но я попался на том, что, когда кончилась сплошная полоса, смело обогнал несколько фур. Оказалось, что до этого еще где-то был знак, что обгон запрещен, и именно на него надо ориентироваться, а не на нарисованные линии. Повинился, пожаловался, что у нас, в Казахстане не совсем так, пару житейских вопросов обсудили даже. В общем, с пониманием отнесся ко мне.

Самый дотошный — под Саратовом. Что-то заметил в моем нервном движении — это когда Аманжол Навигаторович вдруг «потерялся», и поднял жезл. Проверил все документы, даже страховку. Никто больше и нигде этого не делал — я про проверку страховки. Хорошо, что такой дотошный попался, а то я стал бы жалеть, зачем ее покупал, деньги тратил (шучу, шучу).

Самый хитрый и вежливый — за Саратовом, где-то в районе Оленьего. Передо мной тащится «Тойота»-минивэн, дорога под уклон и совершенно свободна. Обогнал, через пару километров спуск заканчивается, въезжаем в поселок. Зоркая жена еще на спуске говорит: «Смотри, за деревьями гаишник бегает, фуражку надевает!». Я скорость снизил до минимума, что еще ему надо от меня? Но нет, выскочил из-за дерева и палочкой машет! Подходит, называет не только место работы, звание, но и полностью свою фамилию, имя и отчество! Тут я первый раз офигел, но ответил аналогично. Что, спрашиваю, скорость превысил? Рядом с ним стоит на треноге какой-то аппарат. Нет, отвечает вежливый, вы обогнали неправильно! Кого это я обогнал, я уже километра три никого рядом не видел! А вот, говорит, эту «Тойоту» — она именно в этот момент медленно проезжала мимо нас. Только тогда до меня дошло, что на треноге у него не скоростемер, а обыкновенная подзорная труба, и смотрит он не за околицу, а на самую макушку горы, откуда начинается затяжной спуск! Сам в машине, в кустиках, загорает, не клят и не мят. От такой хитрости и коварства я второй раз офигел и под этим впечатлением ехал до самого Волгограда.

На выезде из Волгограда встретился самый недоверчивый. Остановил лишь потому, что номера не российские, сам сказал мне об этом. При этом проверил не только документы (за исключением страховки), но и в багажник полез, единственный раз за весь мой путь, не считая границы.

Самый спокойный — под Анапой, без поучений и лишних вопросов выслушал меня, почему я заехал колесом на какую-то полосу, а также про то, что в наших степях таких полос нет, и вернул документы.

Самый любознательный и болтливый — в Сочи. Тормознул меня опять из-за того, что колесом пересек сплошную. Потом долго расспрашивал про Казахстан и про Монтерик, и увлеченно стал рассказывать про то, какую он хочет машину приобрести, пока его не вызвали по рации.

Самый веселый — тоже Сочи! Еду по Курортному проспекту, ищу разворот налево. Впереди — разрыв, на котором стоит гаишник и авто. Подъезжаю, жестами показываю гаишнику, что надо развернуться и типа можно ли? Его жест воспринимаю как разрешение. Поворачиваю, но он машет палочкой. Что такое, спрашиваю, нельзя поворачивать? Нет, говорит, можно, но надо было проехать дальше, за остановленный им раньше автомобиль и там разворачиваться! Эге, я ж спрашивал, можно ли, зачем головой кивал? Ну, ладно, отвечает, сейчас того накажу, а потом вас отпущу, чтобы он не жаловался. Как наказал он того нарушителя, догадываюсь, а со мной потом минут пять весело беседовал и рассказывал, где лучше всего остановиться для отдыха, куда он селит своих друзей и где какие цены на жилье.

Самый ленивый — в Москве, на МКАДе. Я остановился, чтобы у него спросить, как лучше выезжать из Москвы — на Рязань или Владимир? Мне кажется, что он даже говорить ленился, не то, чтобы что-то делать! Едва вытянул из него, что ехать и на Рязань можно.

Самый поучающий и нудный встретился на ночной трассе в районе Рязани. Ситуация была неоднозначная. Дорога шла через какое-то неосвещенное селение, где самым ярким местом был светофор. Естественно, я уделил на этой пустынной и неосвещенной дороге особое внимание светофору и не увидел очередной сплошной-кривой. В этой ситуации я решил, что не совсем неправ, о чем сразу заявил. В ответ услышал долгий и поучающий рассказ капитана полиции о том, что я, тем не менее, виноват, и почему это опасно и что если бы что-то случилось со мной из-за такой езды, то ему бы это и разбирать, сколько таких уже тут билось, и т.д. и т.п. В общем, он меня убедил, что он самый ответственный и знающий человек на этом месте (кто бы спорил!), и с чувством выполненного долга отправил меня в дальнейший путь.

Самый прозорливый — на кусочке трассы Ульяновской области по дороге на Уфу. Потихонечку обгоняю пыхтящий Зилок. Вижу, впереди уже ждут. Такую убитую машину — УАЗ, я встречал только в наших аулах у чабанов, вместо лошадей их используют, баранов пасут. Очевидно, скромность свойственна всем землякам с родины Ильича, как и прозорливость. Куда, спрашивает, торопитесь? Домой, говорю, домой, да и не шибко, тороплюсь, вот только нервов на таких тягомотов нет (Зилок имею ввиду), а тут еще и радость, делюсь с ним, — буквально несколько километров назад обогнал земляка на ГАЗ-З1 — из самой Караганды! Я последнюю машину с казахстанскими номерами еще в начале пути возле Челябинска месяц назад видел — и тут тебе на, почти привет с родины! Ну, говорит ульяновский гаишник, вы на радостях и надавили на газ! Ну да, соглашаюсь, но совсем чуть-чуть! В общем, немного повеселились, понял мое положение земляк Ильича, и на прощание сказал фразу, смысл и прозорливость которой я понял немного позже: «Вы все же будьте поосторожнее, в других областях гаишники злые!» Дословно, так и сказал!

Злой нарисовался за Уфой. Злой и невоспитанный! Вечер, сутки скоро, как за рулем с тремя часами отдыха, концентрация поневоле ослабнет. Поэтому, когда на очередном спуске на достаточно широкой трассе среди десятка фур меня вдруг углядел и буквально выскочил под колеса башкирский гаишник, я опешил, потом остановился перед ним. Поскольку я ехал в левом ряду, а правый ряд еще двигался, стала создаваться ситуация затора. Ужас, как перекосило этого товарища, как злобно он стал махать палочкой, как грудью перекрыл все движение на трассе, чтобы я съехал на обочину. Откровенно скажу, что здесь я немного сыграл под «дурачка» — он машет палочкой, я торможу, как чайник, и останавливаюсь перед ним, то есть на левой полосе двурядного движения. Мог сделать так, как положено, съехать вправо. Но мне надо было адреналинчика, и ему тоже — чего ж бросался под колеса, как Матросов на амбразуру? Надо было видеть его истерику после того, как я все же съехал на обочину. Нет, я не прав, лучше не видеть такого неприятного, отвратительного зрелища, тем более не слышать — естественно, у него не было даже попытки представиться по форме, разве что только матов не услышал, ну а обращение «ты» — это, наверное, для него в порядке вещей. В общем, работала бы видеокамера, то такая форма поведения и общения дорого стоила бы невоспитанному служаке. Я на это намекнул другому бойцу, с которым пообщался чуть позже. Он оказался более понятливым и обошлось без долгих разборов полетов. Тем не менее, номинация самый злой и невоспитанный по праву достается его коллеге.

А напоследок — о самых родных. Самые родные — это с моей прародины, Ростовской области. Говорили мне, что там самые злые и беспощадные гаишники, как все донские казаки. А, оказалось, не так страшны они. Может, потому что я тоже из донских казаков, может, по другой причине. Нигде в Ростовской области меня не останавливали. Только один раз сам остановился на родине, в Дубовском районе на посту. Немного поболтали за жизнь, пригласили меня в столицу Донского казачества Новочеркасск. Вот и все.

Когда написал эти строки, пообщался со своим давним товарищем, который в это же время передвигался по Европе. Живет Москве и это его хобби во время отпуска — путешествие по Европе на авто. На мой вопрос, а имеют ли место встречи с местными гаишниками, он однозначно ответил — нет, их вообще на дорогах не видно. Обычно стоит аппаратура, которая фиксирует твои нарушения, и все вопросы дальше решаются через суд. А в суде опять неоднозначно, что тебя сделают виноватым! Кстати, я нигде, ни в одном городе России, даже в Москве, не видел ни одного фотоскоростемера! Только в Волгограде видел табличку, что он где-то есть, но так и не повстречался с ним. Между тем, у нас, Караганде, на всех загруженных и потенциально аварийных трассах, стоят фотоскоростемеры. И, надо сказать, это дисциплинирует достаточно успешно. Самые недоверчивые, кто считал поначалу, что это просто для понтов висит, и лихо пролетали мимо этих аппаратов с высунутыми языками и фигами из окон, почувствовали это на собственном кармане, да еще народ потешался, когда некоторые такие фото появились в газетах и по телевизору.

Что там лихачи, недавно один высокопоставленный полицейский чин лишился своей должности, потому что пролетал мимо фиксаторов скорости да еще с подложными номерами. В общем, насчитали ему только штрафов на почти 3 мильона тенге и убрали с должности.

Заканчивая больную тему гаишников, еще раз скажу: мы имеем тех гаишников, которых заслуживаем. Но все же хотелось бы, чтобы наши стражи порядка не прятались по кустам и не рассматривали в бинокль или в микроскоп, каким колесом и насколько миллиметров ты заехал на сплошную, а работали именно там, где это архинеобходимо: на ремонтируемых трассах, патологически заторных участках, во время природных буйств…

О сервисе

Хотел было написать, что сервис в Краснодарском крае такой, какой мы заслуживаем, как и гаишников. Но нет, это уж точно неверно! С гаишником можно встретиться и можно не встретиться, можно нарваться на штраф и дать или не дать бакшиш, но, коли едешь отдыхать на море, куда десятки лет ездят миллионы людей и платят за это, будьте добры предоставить мне за мои деньги тот комфорт, который необходим. Не хочу я видеть кислые, унылые рожи, сталкиваться с элементарным вымогательством и необязательностью, как в отеле (?) «Престиж», что в Лазаревском, не хочу выслушивать после двухчасового стояния в очереди в душном здании Главпочтамта в Новороссийске при регистрации на временное проживание нытья «регистраторши» по поводу малой зарплаты, не хочу заводиться до чесотки в кулаках от брюзжания завистливых типов на пляжах Анапы…

Я не требую многого, хочу элементарного — будьте добрее, будьте внимательнее, исполнительнее, и воздастся сторицей вам, в том числе и материально.

О магазинах

Магазины тоже относятся к сервису, как же без них, особенно «дикарям»? Еще по пути на море обратил внимание на большое количество фур с надписью «Магнит». Потом познакомились с этими магазинами ближе. Есть они на юге в каждом более-менее крупном поселке. Там мы чаще всего и закупались. Цены приемлемые, ассортимент повторяется в каждом магазине, поэтому не особенно ломаешь голову, как бы не ошибиться с выбором продуктов.

О пляжах

Тема пляжей и мест для отдыха связана с конкретной географией. Констатация наших семейных впечатлений от посещенных мест выглядит так:

1. Геленджик, дикий пляж. Удивительно прозрачная, теплая вода, несложный вход в воду. И главное — там научились держаться на морской воде сын и черепашка! Тем не менее, народ и там старательно мусорит.
  2. Анапа, пляжи Пионерского проспекта. Песочек и есть песочек. Из-за водорослей надо заходить подальше. Но за пляжами следят, они оборудованы и с массой развлечений. Можно найти жилье по средствам.
  3. Благовещенское. Не совсем хорошо изучили, но есть, где остановиться, песок, чистый пляж.
  4. Ольгинка — теплая, относительно прозрачная вода, но трудный вход в воду, неухоженный пляж.
  5. Пляжи Сочи, Лазаревского порадовали волной, но они не для маленьких детей! Проживание в этих регионах затратно.
  6. Джубга, Дивноморское — многолюдно, грязное море.
  7. Кучугуры — это уже Азовское море. Был бы пляж чист и ухожен, было бы желание вернуться, несмотря на мутное, но теплое море. Пляж, море, поселочек очень похожи на наше озеро Балхаш в поселке Чубартюбек, куда, кстати, приезжают издавна отдыхать и рыбачить, в том числе зимой, россияне из Тюмени, Омска, Кургана. Поэтому нам вряд ли стоит пилить четыре тысячи км, чтобы увидеть…Чубартюбек на Азовском море.
  8. Новороссийск — это грузовой морской порт! Этим все сказано, отдыхающим там делать нечего, только, разве, побывать на экскурсии.

Об автомобиле

Когда собирался в поездку, были опасения, связанные, прежде всего, со здоровьем. Несколько лет назад чуть было не дошло до операции на позвоночник. Поэтому был приятно удивлен, что, по первоначальному ощущению, грубоватые сиденья Монтерика нисколько не напрягали спину. Очень здорово помогал круиз-контроль, который не только держал заданную среднюю скорость, но и во время движения позволял расслаблять и разминать ноги. Обычно ехал в носках или даже босиком — какая бы обувь ни была, она тоже напрягает! Единственное выявленное неудобство в посадке водителя на моем авто — левая рука. На короткое расстояние напряга незаметно. Но при продолжительной езде хотелось ей дать отдых. Решил проблему просто — небольшой подушкой на левую ногу. Рука получила постоянный упор и это тоже плюс для комфорта. Особенной жесткости и пробоев в работе подвески не заметил, хотя кто-то даже умудрился назвать Монтеро-спорт японским УАЗиком. Мне кажется, проблема жесткости и пробоев решается просто — попытайтесь поменять для начала амортизаторы!

От замера расхода бензина (заливал 92-93) принципиально отказался, чтобы не напрягаться от размышлений на эту тему во время отпуска. Но кажется, что укладывался при самой интенсивной езде в стандарт расхода бензина — бака (75 л) хватало на почти 500 км. Еще надо учесть, что, начиная с Петропавловска и всю дорогу, за исключением московского периода, кондиционер в машине не выключался. Без него на юге делать нечего, если хотите элементарного комфорта. Искреннее сочувствие вызывали водители и пассажиры безкондиционерных автомобилей в жару за 30. Мне кажется, езда в такое время без кондиционера сродни езде в морозы за -15-20 без печки. Я бы дал совет всем будущим путешественника на юга: если нет кондиционера в автомобиле, выбирайте время для поездок не в июле-августе, подумайте о комфорте и здоровье детей! Или выбирайте ночную езду.

Про Монтерик я бы написал еще больше и подробнее — быть может, сделаю это для спортоведов в рубрике про авто. Свой же отчет закончу констатацией такого факта: за всю дорогу в 11 тысяч км я долил литра три масла в движок, один раз переволновался в первый день пути из-за сальников кардана, второй раз — в предпоследний день, когда «хапнул», как мне кажется, некачественного бензина. Все! Весь путь машина трудилась исправно: где надо, ускорялась до 140-150 км; на самых крутых подъемах движок работал тяговито и без напряга, давая в любой момент возможность маневра на скорости; по разбитым дорогам, коих встречено немало, шел уверенно. О чем еще мечтать путешественнику?!

Пройдено 11 тысяч километров с 4 июля по 8 августа 2011 г.

Вот, пожалуй, и все. Спасибо и вам, господа, кто уделил время для прочтения нашего отчета!

Всем — удачи на дорогах и во всех делах!