Путешествие по среднему Уралу летом 2015 года (или немного о том, как я снимал фильм)

24.02.2016 | 22129 просмотров

В общем-то, путешествия, в обычном понимании этого слова, не было. Я живу на Урале и поэтому бывал на многих интересных местах здесь. Но давно сидела в голове мысль «собрать всё в кучу» и отснять по этому поводу фильм.

И вот, в связи с кризисом, работы стало меньше, а свободного времени, соответственно, больше, а энергия, как известно, не любит пустоты. Я сел за стол, разработал маршрут, накидал примерный сценарный план будущего фильма, взял в руки камеру, сел в машину и поех…

Нет, не поехал. Возможно, сразу же разочарую суровых адептов: но цельного и неразрывного автопробега по маршруту не было. Так как работа всё таки осталась и её надо было делать, видеоматериал для фильма собирался в течение всего лета, путём периодических выездов на места в свободное от работы время.

Но вся прелесть кинематографа заключается в том, что он великий обманщик. С помощью простых ножниц и клея можно создавать любые последовательности событий и вводить в заблуждение уважаемого зрителя. Подчеркну — исключительно во благих целях! :)

Сразу же скажу, что я не профессионал и никакого отношения к кинопроизводству не имею. Просто — любитель. Может быть, могу осмелиться добавить — крепкий любитель. Так что прошу относиться немного снисходительно к моим потугам на ниве кинопоприща. Озвучка, конечно, ужасная, сам понимаю, но профессиональные дикторы стоят денег, так что слушайте мой уральский говор. :)

Своё автопутешествие, несмотря на то, что я пермяк, я решил начать с Екатеринбурга. Не патриотично, скажите вы. Но в наше время именно Екатеринбург считается столицей Урала и совсем уже забылся тот факт, что когда-то он был лишь одним из рядовых городов Пермской губернии.

Маршрут был проложен следующим образом: Екатеринбург — Кунара — Невьянск — Быньги — Нижний Тагил — Висим — Усть-Утка — гора Колпаки — Старый Бисер — Чусовой — Усьвинские столбы — Каменный городзаповедник Басеги — Пермь — Троица — мыс Стрелка — Хохловка — Белогорский монастырь — Кунгур — камень Ермак — Суксун — водопад Плакун — Аликаев камень (Марьин утёс) — национальный парк «Оленьи ручьи» — Дидинский тоннель — Уральская обсерватория в Коуровке — Екатеринбург.

Всего эпизодов должно быть около 22. По мере готовности буду выкладывать их в инет. Сразу же скажу, что процесс этот не быстрый, на изготовление 4-минутного эпизода уходит порядка от 3 до 5 часов (запись закадрового текста, подбор музыкального сопровождения, просмотр и сортировка исходников, составление монтажного плана, поиск и подготовка кадров кинохроники или нужных кадров из художественных фильмов, перегонка исходников в тело монтажки, сам монтаж и пр.) Всё делается на голом энтузиазме, а значит, в личное свободное время и при наличии настроения.

Карта маршрута находится здесь:

Фильм начинаю выкладывать сюда (эпизоды логичней всего смотреть по возрастанию номера):

В процессе съёмки я столкнулся с тем, что материал начал копиться, как снежный ком. Хотелось о многом показать и рассказать. Но в процессе монтажа фильма, пришлось отказаться от многих сюжетов во избежание «разбухания» и отклонения от главной сюжетной линии: человек едет на машине и что-то осматривает по пути.

Многие вещи, которые лишь коротко даны в эпизодах, вообще заслуживают отдельного развёрнутого фильма. Я лишь пытался придерживаться выбранного мной жанра — автопутешествия.

Что из этого получилось, судить вам!

Итак, мысли о кадре и за кадром

О Екатеринбурге хотелось сказать многое. Это город моей юности, здесь прошли счастливые студенческие годы.

Екатеринбург с высоты птичьего полёта. Вид на городской пруд и Стрелку.

Особо хотелось раскрыть интересующую меня тему конструктивизма. Можно сказать, это визитная карточка Екатеринбурга. В Екатеринбурге сохранились (в страшном виде, конечно) целые районы пролетарского общественного быта. Дома-коммуны. Смешно теперь. Но надо вникнуть в ту противоречивую, страшную и одновременно светлую эпоху, когда категорически сметалась старая жизнь, мещанский быт и мелкие страстишки. Люди пытались стать лучше, мыслить крупными категориями, строить лучшую, как им казалось, жизнь. История предоставила им для этого чистый лист. Искались новые формы в жизни искусстве, архитектуре, производстве. Футуризм, кубофутуризм, железобетонные поэмы, конструктивизм, соцреализм, максимализм, пятилетки, наконец...

Наломали дров, конечно. Но ведь социальное общество строилось впервые. Ни у кого не было точных инструкций…

Свердловский почтамт (Свердловская школа конструктивизма, здание напоминает трактор).

Когда просмотрел отснятый материал по этой теме, взялся за голову, посидел, подумал. Громадная тема, не мне это осиливать! Попил чай и заархивировал всё в отдельную папку. До будущих времён. Как-нибудь потом…

А Уралмаш! Целая героическая глава в нашей истории. Что можно сказать в пределах выбранного мной жанра? Громадный завод, когда-то производивший огромные шагающие экскаваторы, горное оборудование, буровые вышки… 50 000 рабочих (было)… Остался (пока) интереснейший музей, который держится исключительно энтузиазмом тех ещё людей, кто когда-то здесь работал ещё в советские годы!

Кунара. В общем-то непримечательная уральская деревушка, в стороне от основных дорог. Если бы не… Жил здесь когда-то удивительный человек, кузнец — Сергей Иванович Кириллов. Вот такое чудо он оставил в память о себе. Сделал просто так. Может ли наше время породить таких людей?

село Кунара. Удивительный дом удивительного человека.

Невьянск — мне был интересен как вотчина промышленной династии Демидовых положивших начало капитализации Урала. Пересмотрел перед съёмками когда-то виденные в юности фильмы «Демидовы» (1983) и «Приваловские миллионы» (1972). Многое увиделось другими глазами: всё возвращается на круги свои.

Невьянская «падающая» башня.

В старообрядческом селе Быньги, что в 7 км от Невьянска — интересная старинная церковь с курантами. Куранты, правда, давно уже не работают. Но что-то я не припомню чтобы я ещё где-либо видел подобные церкви. Вспоминается только церковь с часами в Новом Афоне, в Абхазии. Кроме того, эта одна из немногих церквей, которые избежали закрытия в советские годы. Благодаря этому, церковь во многом сохранила свой оригинальный вид. Чугунные плиты на полу ещё те, которые были уложены сюда при строительстве церкви в конце XVIII века.

село Быньги, церковь с курантами.

В Нижнем Тагиле интересный краеведческий музей и старый завод-музей. Кроме того в картинной галерее можно посмотреть картины таких известных художников как Рафаэля Санти и Альбрехта Дюрера (как я понимаю, картины сохранились из коллекции Демидовых). Поразил энтузиазм работников музея, которые по сути бескорыстно ведут свою работу.

Нижнетагильский краеведческий музей.

Походил по старому заводу. Огромный организм, когда гремевший, лязгающий, ревущий. Потом застывший. Почему-то пришли на ум кадры из какого-то документального фильма: люди вымерли, всё зарастает и разрушается. При монтаже эпизода попытался передать атмосферу: в маленьком экране — полупрозрачная картинка (ушедшая былая жизнь, то, что нам оставили наши отцы), в основном экране — сегодняшняя реальность, то, что мы оставляем своим детям…

Из Нижнего Тагила интересно съездить в радиалку по старой промышленной дороге в сторону реки Чусовой. Когда-то по этой дороге свозили продукцию железоделательных заводов с тагильских заводов на пристань в деревне Старая Утка. Дорога живописно петляет среди Уральских гор и идёт через село Висим — родину писателя Мамина-Сибиряка. Кроме того, по пути есть ферма где выращивают страусов и оленей. В Висиме также расположен единственный (если не ошибаюсь) ипподром в Свердловской области.

Гора Висим. Это не могила Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Далее хотел заснять впечатляющие виды карьера в Качканаре и заодно буддийский дацан на горе, но не удалось получить разрешение от администрации ГОКа. Всё очень засекречено. Хотя подобный карьер есть не так далеко, в Асбесте, что примерно в 100 км от Екб. Оборудована смотровая площадка — подъезжай любуйся, как трудятся букашки-белазы на дне карьера…

В селе Старый Бисер хотелось разыскать следы недолгого пребывания там перед ссылкой в Сибирь знаменитого революционера Фёдора Сергеева, больше известного в истории под именем Артём. Человека удивительной судьбы. Практически нашего Че Гевары. В процессе подготовки материала на ум пришла мысль, что практически все дети видных революционеров и партийных деятелей той эпохи стали достойными людьми. Многие реально воевали в ВОВ, а не отсиживались по штабам. Кто-то погиб, кто-то прожил очень достойную жизнь. Невольно провёл аналогию с теперешними… «деятелями», их отпрысками и… вздохнул…

Чусовой выбрал как базу для радиалок — северной и южной. Северная: сделал крюк, заснял Усьвинские столбы и Каменный город, так же заехал в Басег. Если Усьвинские столбы и Каменный город вполне досягаемы для любого типа автомобиля: придётся лишь прогуляться несколько километров по лесу до конечной точки, то до горы Северный Басег надо ехать километров 80 по старой лесовозной дороге и преодолеть два несложных брода. Зато поездка стоит того!

Гора Северный Басег. На заднем плане — Южный Басег. Когда-то это было одной горой.

Южная радиалка из Чусового пролегла в старинное село Кын-завод. Дорога туда идёт через город Лысьва — он знаменит своей эмалированной посудой и когда-то — электроплитами «Лысьва». Может, кто помнит? Когда-то — графа Шувалова земли.

После Кормовища (это примерно километров 40 от Лысьвы) асфальт кончается, и далее километров 50 идёт грунтовка. Местами такая «весёлая», что это надо видеть! Жаль, меня поджимало время, и я не отснял видеоматериал по ней. Но местные лихо гоняют по своей бетонной «узкоколейке»!

село Кын-завод.

В Чусовом металлургический завод — один из самых старейших на Урале. Внимательный зритель заметит, что завода-то и нет в кадре — так, какие-то сараи с одинокой трубой. Действительно, завода уже нет, тихо умер в 2015 году, проработав почти 150 лет. Труп завода пилят на металлолом и тоже продают по сходной цене. Когда-то завод давал рабочие места для 8000 человек.

Вслед за заводом тихо умирает и город. Благодаря упорным и неослабевающим усилиям эффективных менеджеров загнулись ещё раньше другие предприятия в городе: хлебокомбинат, молокозавод, завод металлоконструкций, ЖБИ, Ляминский ДСК, дававший во временя СССР продукцию на экспорт и кормивший около 5000 рабочих рук…

О хорошем: в городе начал свой творческий путь такой знаменитый писатель как Виктор Петрович Астафьев, который после демобилизации из армии приехал жить сюда, в дом своей жены. Работал разнорабочим, сцепщиком вагонов, одновременно посещал литературный кружок при редакции газеты «Чусовской рабочий», где и начал печататься.

В окрестностях Чусового работает детская спортивная школа олимпийского резерва (тогда еще — СССР) «Огонёк». Теперь школа переживает не лучшие свои времена: детский спорт в основном держится на энтузиазме тренеров и родителей учеников. Зимой на базе проводятся соревнования всероссийского уровня по санному и горнолыжному спорту.

Дорога на «Огонёк».

Справедливости ради хочу сказать, что на другом конце города тихо умирает другая спортивная школа — по классическим лыжам. Среди выходцев этой школы — Михаил Девятьяров, олимпийский чемпион 1988 года в лыжных гонках на 15 км.

Рядом с «Огоньком» есть интересный небольшой этнографический музей, посвящённый крестьянскому быту XIX века.

После революции город объединили с Мотовилихой и назвали Молотовым — до 1957 года, когда бывший Совнарком попал в немилость и его исключили из партии. Кстати, с удивлением узнал, что Вячеслав Михайлович Молотов прожил долгую жизнь и умер в 1986 году. Когда вскрыли его завещание, то нашли там сберкнижку, на которой было всего 500 рублей. Опять в голове пролегла невольная параллель…

Мотовилиха.

Во времена СССР Пермь получила мощное индустриальное развитие и к 1980-м годам вошла в список городов-миллионников. С приходом перестройки население уменьшилось, и город вылетел из этого списка. Но где-то в начале 2000-х, если не ошибаюсь, провели какие-то манипуляции, и город опять за уши втянули в клуб «миллионников», чтобы получать какие-то преференции. Для блага народа, естественно.

Пермская ГЭС.

В Перми очень интересный краеведческий музей и музей древностей. Один из геологических периодов носит название Пермский. Также заслуживает посещения картинная галерея.

Пермский музей древностей.

Есть смысл отсюда съездить в две радиалки — в Хохловку, музей деревянного зодчества, и читающим людям будет интересно съездить в село Троица, где находится дом-музей интересного человека, поэта-футуриста, одного из первых русских авиаторов — Василия Каменского.

Хохловка.

Далее по Перми, чисто из личного интереса хотел вставить кадры о характерном самобытном актёре Георгии Буркове, который родом из Перми и знаменитом когда-то фокуснике-иллюзионисте Владимире Данилине. Владимир Данилин до сих пор живёт в Перми. Но как ни крутил материал, никак они не «вставлялись» — выглядело бы неуклюже.

Далее, по дороге в сторону Кунгура, представляет интерес Белогорский монастырь, выстроенный в псевдовизантийском стиле в 1917 году. Храм живописно расположен на господствующей высоте — горе Белой. Начало было положено установкой в этом месте 7-саженного креста в честь неудачного покушения японского фанатика на цесаревича Николая.

Церковь Белогорского монастыря, 1917 г.п.

Кунгур, помимо того, что он просто старинный купеческий город, интересен сам по себе. Случилось так, что в нём осталось много старинных зданий и исторический центр почти не тронут. Содрать рекламу и провода — и можно снимать исторические фильмы. Кроме того, в Кунгуре есть известная ледяная пещера, «раскрученная» ещё с дореволюционных времён.

Кунгур с реки Сылва.

Если проехать от Кунгура по грунтовке немного выше по реке Сылва, то можно посетить живописный камень Ермак. По легенде, где-то тут Ермак припрятал часть своего золота.

Вид с камня Ермак.

Город Суксун оспаривает своё право называться родиной самоваров, о чем убедительно доказывает местный краеведческий музей. Так же в Суксуне расположен оптико-механический завод, чья продукция когда-то шла даже на экспорт. Не знаю, работает ли он ещё, но по внешнему, когда я проезжал мимо — нет.

Самовар в Суксунском краеведческом музее.

В 7 км от Суксуна по ухоженной грунтовке — находится водопад Плакун. Просто живописное место и отличное место для «днёвки» с палаткой.

Хоть это место и далеко от основной трассы на Екатеринбург, я не удержался и заехал посмотреть на «Марьин утёс» (из к\ф «Тени исчезают в полдень», 1971 г.). На самом деле это место называется Аликаев камень. Проехать туда на обычной шоссейной машине трудновато будет. Но я видел на поляне стояла вазовская семёрка. Наверно, надо знать «фарватеры». Дорога туда идёт по лесу, местами заболоченная, приходится преодолевать глубокие лужи. В сезон дождей там скорее всего не пробиться даже на Урале. Место как место, особенно живописного ничего нет. Пока занимался съёмкой, чуть не съели полчища паутов.

Аликаев камень (Марьин утёс).

Следующий пункт интереса — национальный парк «Оленьи ручьи». Отличное место для активного отдыха. По парку проложено несколько маршрутов по красивым природным местам, оборудованы места под палатки. Но надо иметь хороший запас репеллентов — по вечерам на охоту выбираются просто неприличные полчища комаров с кулак величиной. :) Я там был в первый раз и отвёл на него один день, оказалось мало. Но у меня уже была договорённость на экскурсию в Уральскую обсерваторию.

Парк «Оленьи ручьи», река Серьга.

Перед обсерваторией заехал посмотреть что за «зверь» такой — Дидинский тоннель. В интернете про него ходили таинственные слухи и легенды. Я там никогда не был и располагал только его координатами и примерным описанием маршрута. В итоге немного плутанув, выехал к западному порталу. Тоннель впечатлил. Особенно, когда заросли внезапно расступились, и он предстал во всей зловещей красоте. Сквозняк тащил из дыры тоннеля космы тумана…

Дидинский тоннель. Западный портал.

Полазив по тоннелю, двинул в сторону села Коуровки, рядом с которой расположена Уральская обсерватория. В селе Коуровка располагается старейшая (и, по-моему, первая) туристическая база на Урале, откуда начинались водные маршруты по реке Чусовой.

Турбаза «Чусовская», река Чусовая, камень Собачьи рёбра.

Обсерватория — интересное место, сотрудники проводят различные интересные экскурсии и лекции, но надо заранее договариваться. Мне не повезло, так как небо было затянуто облаками, и не удалось понаблюдать за Солнцем в специальный телескоп. Звёздные наблюдения в это время года тоже не проводились.

Уральская обсерватория.

Немного дальше по Чусовой когда-то были сохранены декорации к фильму «Угрюм-река» (1968 г). Я ещё застал их, когда сплавлялся студентом по Чусовой в 1990 году. Сохранились ли они сейчас, не знаю, но ехать туда и искать их уже не было времени.

Таким образом я «закольцевал» маршрут.

Отличное начало целому направлению рассказов о родных краях. Молодец, земеля, спасибо. В некоторых местах и не бывал.

Места почти заповедные!
Эхх, моя малая родина...
Отличное мини-путешествие, автору респект!

Служил в Кунгуре.

Хочется еще раз проехаться по тем живописным местам.

спасибо. интересно. может пригодится. у меня вся родня с урала и зауралья. давно хочу там пробег устроить.

Это очень интересно!

Нахожусь под впечатлением: да, про многое знаю, кое-где из эти мест бывал, но цельной картинки никогда не было. За пятнадцать минут узнал больше, чем за часы передач местногоТВ. Действительно, наша жизнь была бы не такой без энтузиастов... Автор- один из них. Респект.

эх надо-бы ещё Верхотурье в расказ включить ! (ПОЖЕЛАНИЕ) а так путишествие познавательное!

отличный отчёт
es2

Урал
Спасибо за рассказ. А ссылку на карту нельзя сделать сразу доступной?

очень интересно, стильный рассказ

в Кунгуре однако на фото не Сылва, а Ирень В г. Кунгуре сливаются 2 реки Сылва и Ирень (ли я что то путаю?)

ЗдОрово! Отличный путеводитель. Спасибо большое!
Наше общество любителей автомобильных путешествий www.t-for-t.ru

За Урал-только 5! Отличные места.

"Сергей Иванович Кириллов. Вот такое чудо он оставил в память о себе. Сделал просто так. Может ли наше время породить таких людей?"
Мой отзыв: Hyundai Solaris 2010
kizil asker
вы уловили внешний смысл этой фразы. Я говорил о внутреннем состоянии: человек вложил 10 лет своей жизни в созидание. На том уровне, на котором он мог это сделать. Просто так, не за деньги, не участвуя ни в каких конкурсах, не рассчитывая получить какое либо вознаграждение или славу.

sardanapal52:
вы правы, в Кунгуре две речки Сылва и Ирень, но на фото и видео только Сылва (фото сделано от железного моста)

Автор молодец, кратко и без лишнего пафоса перечислил места, достойные посещения. Главное заинтересовать, кому надо - информацию найдут.
Во всяком случае если кто спросит что можно посмотреть вокруг Екатеринбурга - вот, пожалуйста, готовый ответ.

Что-то дром сглючило опять, первую фотку я удалил 146%. Но если что - это горный лён из Карпинского краеведческого музея )

Отличный обзор!
Прочитал на одном дыхании!
Вова, давно тебе надо переквалифицироваться из управдомов в писатели!

Новониколаевск
Так что Дидинский тоннель? на автошке по нему проехать можно, куда он выводит с западного портала?

sardanapal52:
В г. Кунгур сливаются четыре реки: Сылва, Ирень, Бабка и Шаква.

Ещё хочется поправить земляка: в г. Чёрмоз есть церковь с действующими часами-курантами, кроме того второй циферблат показывает фазы луны, ну и пгт Суксун, пока не город. А так прочитал с удовольствием.

По многим описанным местам проехали в этом году, но многое осталось за кадром. Надо бы добавить север Пермского края: Соликамск, Чердынь, Ныроб и реку Вишера. Эти места особенно интересны. Это только мнение, решает конечно автор.

kizil asker:
Славу он точно рассчитывал получить. И получил - мы его обсуждаем. Он местная знаменитость, достопримечательность. Мне лично не нравится ни стиль, ни сама идея так прославиться.

Вот что за люди, а?!
Не нравится - иди мимо)
Нет, надо зайти и приличный, весьма информативный отзыв о путешествии по многими забытым местам облить своей желчью...

lihomobil:
а что вы оставите после себя?
закон физики, вошедший в школьные учебники? сонату для скрипки? полотно, за которое будут драться миллионеры на сотбис?
может все-таки посмотреться в зеркало и задуматься над собственной жизнью, чем оплевывать чужой труд?

lihomobil:
Хм, а вариант, что он украшал свой собственный дом так, как ему нравится, не рассматривался?

Scorpioshka:
может и можно... но, много кто въезжал в него и никто не выехал с другого конца... тоннель КРИВОЙ (во времени)...
matinec:
есть такие планы, уже и маршрут намечен, но посмотрим как дальше жизнь пойдёт, лето покажет...

Владивосток - Краснодар
Спасибо автору за отзыв! Молодец, что занимается краеведением!)только на энтузиастах это все и держится!
по отчету - дом мастера Кириллова отличный источник вдохновения для тех, у кого есть свой дом (у нас есть, и уже созрели идеи)) ). не повторить, а именно вдохновиться на создание своей красоты.
пауты - оводы по-общероссийски))
плита "Лысьва" - у родителей до сих пор работает)а я еще думала, что за странное название, а вон у него откуда ноги растут)
http://travel.drom.ru/25491/ наш автопереезд
http://travel.drom.ru/29500/ Краснодарский край

Рифей
ну начали присоединять к Перми близкие деревеньки вот еще миллиончик насобирали, на сегодня самый грязный город по вредным в-вам в воздухе.
Gulf рекомендую!!!

- C A M -:
Вот что за люди, а?!
Не нравится - иди мимо)
зачем меня желчью поливать?
А я кстати его или вас не поливал. Мне не нравится стиль, об этом я и написал, ровно, без эмоций
vb2002:
а что вы оставите после себя?
Вопрос не в этом.
Вопрос в том, что в любой развитой стране мира ему бы просто люди не позволили этого сделать. Везде есть законы, порядка оформление фасадов домов, принципы.

Вот удивительно то для меня )
Вот потому что у нас полная свобода (рисуй, что хочешь - всем пофиг), поэтому ты и обос рал нормальный отзыв))) Выделился, так сказать из толпы)
Понимаешь, о чём я?!
Вот и подумай, противоречишь ты сам себе или всё ок?)

Вот удивительно то для меня )
ну и какой закон он нарушил?

Москва-Бирск
Единственное что не понял: почему автор Уралмаш похоронил? Вроде нормально предприятие работает. Ну и остальное в том же ключе - "вот раньше было! А сейчас все разваливается и умирает". Хотя конечно у каждого свой взгляд.
Интересно было бы еще узнать про Нижнюю Синячиху - Не последнее место на Урале.

каменск-уральский
Прочитал, посмотрел. Понравилось. Автору зачет. Однозначно!

Увидел в этой работе любовь автора к своему родному краю. Видео понравилось, на хорошем уровне. Спасибо! Было интересно

Интересная поездка,молодец.

СУТОР
Автор,Пермь и Пермский край не средний а ЗАПАДНЫЙ урал!

Тоже, своего рода, пиар.
Столько времени вам уделили, напрасно, имхо.
AIR-S 3л. 4WD.

kizil asker:
Жаль, что фотокамеры у меня не было раньше.
Такие шедевры приходилось видеть по работе.
(тепловозы ремонтируем, раньше по всему СССР),
Будете в наших краях, милости просим.
P.S. Обязательно воспользуюсь Вашим материалом
в поездках по Уралу.
AIR-S 3л. 4WD.

Про другие места тоже неточностей навалом. пИСАТЕЛЬ......
kizil asker
отвлекли дела немного, пару-тройку дней тут не был... спасибо за добрые отзывы, это вдохновляет! :-) маленько разгр***** с делам и через недельку или две возобновлю работу с видео, буду по мере готовности подгружать эпизоды на ютюб. про Уралмаш: наверное екатеринбуржцы могут более точнее сказать. По информации которую я накопал, сейчас там осталось от 3 до 5 тыс рабочих, остальное всё в аренде под склады и прочее... подправьте меня, кто в курсе точнее. Наверное, можно сказать, что он скорее жив, чем мёртв... смотря с какой точки зрения смотреть (пессимиста или оптимиста) :-) Про Чусовой - голые факты. Что будет дальше сложно сказать. Рядом есть удручающие примеры: например КУБ (Кизеловский угольный бассейн). Когда то уголь оказался "не той системы" и появились города призраки, Юбилейный, например (когда то процветающий посёлок): https://yandex.ru/images/search?text=%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9&stype=image&lr=50&noreask=1&source=wiz http://fishki.net/anti/158226-goroda-prizraki-v-permskom-krae-97-foto.html Верхотурье далековато от "кольца". Некоторые места сознательно пропустил. Например, можно было заехать в Молебку - аномальную зону, напиться как следуют и подождать пока не начнут тарелочки летать... :-) Стоянка паровозов под Кишертью... бывшая политзона под Чусовым (Пермь-36)... Алексееву Мошеву: не буду с вами спорить, так как тут не место для этого. Садитесь за стол, придвигайте ближе компьютер, откройте и Ворд и напечатайте вашу историю. Я думаю, многие тут с удовольствием прочитают, в том числе и я. Хотя даже если поверхностно копнуть ту же Википедию, то вот что там пишут: "В 1736 году по предложению В. Н. Татищева в месте слияния речек Большая и Малая Мотовилиха был заложен новый медеплавильный завод. Вокруг завода стали расти старые деревни (Мотовилиха, Висим) и возникать новые (Верхняя Ива, Архирейка, Сухановка). К началу XIX века местность, на которой располагался сам завод и окружающие его селения, стали называть Мотовилихой. Во второй половине XIX века территория Мотовилихи в полицейском отношении была подчинена городу Перми и стала составлять его особую часть. Это было обусловлено стратегическим значением завода. В это же время заселялась территория между Мотовилихой и Пермью (возникли деревни Костарева и Городские Горки). В конце XIX века Мотовилиха считалась заводским посёлком. В ночь с 12 на 13 июня 1918 года в 6 верстах от Мотовилихи был убит брат последнего российского императора Николая Второго — Великий князь — Михаил Александрович Романов. Летом того же года была предпринята первая попытка влить Мотовилиху в состав города Перми, однако она не была успешной. В декабре 1923 года образован Мотовилихинский район в составе Пермского округа Уральской области. 5 апреля 1926 года на основании постановления Президиума ВЦИК «Об утверждении списка городов Уральской Области», Мотовилиха получила статус города. 14 октября 1927 года Президиум ВЦИК постановил объединить город Пермь и город Мотовилиха в один город Пермь. Но уже в 1931 году из состава Перми выделяют территорию бывшей Мотовилихи, присваивают статус города с названием Молотово. В. М. Молотов в то время был председателем СНК СССР. Город Молотово самостоятельно просуществовал недолго, до 1938 года. 3 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Свердловской области РСФСР на Пермскую и Свердловскую область» установлено: «Включить в территорию города Перми город Молотово, образовав из него Молотовский район города Перми». В 1940 году сам город Пермь был переименован в Молотов, а район стал официально именоваться «Молотовским районом города Молотов». 2 октября 1957 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР району было возвращено его прежнее, историческое название — Мотовилихинский район (а городу — Пермь)." Дальше я полемизировать не буду, дабы на засорять форум.
Алексей Мошев:
"Пермь — бывший административный центр Урала. До революции 1917 года средних размеров городишко, не имевший своей промышленности. Служил больше перевалочной базой." Так то Пермь зародилась как ПРОМЫШЛЕННЫЙ город, одновременно с Питером. "После революции город объединили с Мотовилихой и назвали Молотовым" - что с чем объединили? С МОТОВИЛИХИ Пермь и начиналась. Мотовилиха район Перми, самый первый. "Во времена СССР Пермь получила мощное индустриальное развитие и ..." Всю жизнь индустриальным городом была. В космос на Пермских моторах летаем, сша и другие страны тоже на них летают. Про другие места тоже неточностей навалом. пИСАТЕЛЬ......
kizil asker
какой то глюк при отправке ответа: "борода" прицепилась... :-)

Хороший отчёт.
...дом в селе Кунара особливо понравился,и церковь Белогорского монастыря...100-летие в следующем году справит..)

Знакомые места.

новокузнецк
супер

Новый Уренгой
Друэья ! А кто ездил из Еката в Набережные Челны через Чернушку - Янаул- Нефтекамск ??? Поделитесь , пож-ста !!