|
В общем-то, путешествия, в обычном понимании этого слова, не было. Я живу на Урале и поэтому бывал на многих интересных местах здесь. Но давно сидела в голове мысль «собрать всё в кучу» и отснять по этому поводу фильм.
И вот, в связи с кризисом, работы стало меньше, а свободного времени, соответственно, больше, а энергия, как известно, не любит пустоты. Я сел за стол, разработал маршрут, накидал примерный сценарный план будущего фильма, взял в руки камеру, сел в машину и поех…
Нет, не поехал. Возможно, сразу же разочарую суровых адептов: но цельного и неразрывного автопробега по маршруту не было. Так как работа всё таки осталась и её надо было делать, видеоматериал для фильма собирался в течение всего лета, путём периодических выездов на места в свободное от работы время.
Но вся прелесть кинематографа заключается в том, что он великий обманщик. С помощью простых ножниц и клея можно создавать любые последовательности событий и вводить в заблуждение уважаемого зрителя. Подчеркну — исключительно во благих целях! :)
Сразу же скажу, что я не профессионал и никакого отношения к кинопроизводству не имею. Просто — любитель. Может быть, могу осмелиться добавить — крепкий любитель. Так что прошу относиться немного снисходительно к моим потугам на ниве кинопоприща. Озвучка, конечно, ужасная, сам понимаю, но профессиональные дикторы стоят денег, так что слушайте мой уральский говор. :)
Своё автопутешествие, несмотря на то, что я пермяк, я решил начать с Екатеринбурга. Не патриотично, скажите вы. Но в наше время именно Екатеринбург считается столицей Урала и совсем уже забылся тот факт, что когда-то он был лишь одним из рядовых городов Пермской губернии.
Маршрут был проложен следующим образом: Екатеринбург — Кунара — Невьянск — Быньги — Нижний Тагил — Висим — Усть-Утка — гора Колпаки — Старый Бисер — Чусовой — Усьвинские столбы — Каменный город — заповедник Басеги — Пермь — Троица — мыс Стрелка — Хохловка — Белогорский монастырь — Кунгур — камень Ермак — Суксун — водопад Плакун — Аликаев камень (Марьин утёс) — национальный парк «Оленьи ручьи» — Дидинский тоннель — Уральская обсерватория в Коуровке — Екатеринбург.
Всего эпизодов должно быть около 22. По мере готовности буду выкладывать их в инет. Сразу же скажу, что процесс этот не быстрый, на изготовление 4-минутного эпизода уходит порядка от 3 до 5 часов (запись закадрового текста, подбор музыкального сопровождения, просмотр и сортировка исходников, составление монтажного плана, поиск и подготовка кадров кинохроники или нужных кадров из художественных фильмов, перегонка исходников в тело монтажки, сам монтаж и пр.) Всё делается на голом энтузиазме, а значит, в личное свободное время и при наличии настроения.
Карта маршрута находится здесь:
https://www.google.com/maps/d/edit?mid=zUW1nivOB-Jc.kg5Xs06j2tlA
Фильм начинаю выкладывать сюда (эпизоды логичней всего смотреть по возрастанию номера):
https://www.youtube.com/channel/UC7LYw5Jo0qTVVWxg30xyw9w
В процессе съёмки я столкнулся с тем, что материал начал копиться, как снежный ком. Хотелось о многом показать и рассказать. Но в процессе монтажа фильма, пришлось отказаться от многих сюжетов во избежание «разбухания» и отклонения от главной сюжетной линии: человек едет на машине и что-то осматривает по пути.
Многие вещи, которые лишь коротко даны в эпизодах, вообще заслуживают отдельного развёрнутого фильма. Я лишь пытался придерживаться выбранного мной жанра — автопутешествия.
Что из этого получилось, судить вам!
Итак, мысли о кадре и за кадром
О Екатеринбурге хотелось сказать многое. Это город моей юности, здесь прошли счастливые студенческие годы.
Екатеринбург с высоты птичьего полёта. Вид на городской пруд и Стрелку.
Особо хотелось раскрыть интересующую меня тему конструктивизма. Можно сказать, это визитная карточка Екатеринбурга. В Екатеринбурге сохранились (в страшном виде, конечно) целые районы пролетарского общественного быта. Дома-коммуны. Смешно теперь. Но надо вникнуть в ту противоречивую, страшную и одновременно светлую эпоху, когда категорически сметалась старая жизнь, мещанский быт и мелкие страстишки. Люди пытались стать лучше, мыслить крупными категориями, строить лучшую, как им казалось, жизнь. История предоставила им для этого чистый лист. Искались новые формы в жизни искусстве, архитектуре, производстве. Футуризм, кубофутуризм, железобетонные поэмы, конструктивизм, соцреализм, максимализм, пятилетки, наконец...
Наломали дров, конечно. Но ведь социальное общество строилось впервые. Ни у кого не было точных инструкций…
Свердловский почтамт (Свердловская школа конструктивизма, здание напоминает трактор).
Когда просмотрел отснятый материал по этой теме, взялся за голову, посидел, подумал. Громадная тема, не мне это осиливать! Попил чай и заархивировал всё в отдельную папку. До будущих времён. Как-нибудь потом…
А Уралмаш! Целая героическая глава в нашей истории. Что можно сказать в пределах выбранного мной жанра? Громадный завод, когда-то производивший огромные шагающие экскаваторы, горное оборудование, буровые вышки… 50 000 рабочих (было)… Остался (пока) интереснейший музей, который держится исключительно энтузиазмом тех ещё людей, кто когда-то здесь работал ещё в советские годы!
Кунара. В общем-то непримечательная уральская деревушка, в стороне от основных дорог. Если бы не… Жил здесь когда-то удивительный человек, кузнец — Сергей Иванович Кириллов. Вот такое чудо он оставил в память о себе. Сделал просто так. Может ли наше время породить таких людей?
село Кунара. Удивительный дом удивительного человека.
Невьянск — мне был интересен как вотчина промышленной династии Демидовых положивших начало капитализации Урала. Пересмотрел перед съёмками когда-то виденные в юности фильмы «Демидовы» (1983) и «Приваловские миллионы» (1972). Многое увиделось другими глазами: всё возвращается на круги свои.
В старообрядческом селе Быньги, что в 7 км от Невьянска — интересная старинная церковь с курантами. Куранты, правда, давно уже не работают. Но что-то я не припомню чтобы я ещё где-либо видел подобные церкви. Вспоминается только церковь с часами в Новом Афоне, в Абхазии. Кроме того, эта одна из немногих церквей, которые избежали закрытия в советские годы. Благодаря этому, церковь во многом сохранила свой оригинальный вид. Чугунные плиты на полу ещё те, которые были уложены сюда при строительстве церкви в конце XVIII века.
село Быньги, церковь с курантами.
В Нижнем Тагиле интересный краеведческий музей и старый завод-музей. Кроме того в картинной галерее можно посмотреть картины таких известных художников как Рафаэля Санти и Альбрехта Дюрера (как я понимаю, картины сохранились из коллекции Демидовых). Поразил энтузиазм работников музея, которые по сути бескорыстно ведут свою работу.
Нижнетагильский краеведческий музей.
Походил по старому заводу. Огромный организм, когда гремевший, лязгающий, ревущий. Потом застывший. Почему-то пришли на ум кадры из какого-то документального фильма: люди вымерли, всё зарастает и разрушается. При монтаже эпизода попытался передать атмосферу: в маленьком экране — полупрозрачная картинка (ушедшая былая жизнь, то, что нам оставили наши отцы), в основном экране — сегодняшняя реальность, то, что мы оставляем своим детям…
Из Нижнего Тагила интересно съездить в радиалку по старой промышленной дороге в сторону реки Чусовой. Когда-то по этой дороге свозили продукцию железоделательных заводов с тагильских заводов на пристань в деревне Старая Утка. Дорога живописно петляет среди Уральских гор и идёт через село Висим — родину писателя Мамина-Сибиряка. Кроме того, по пути есть ферма где выращивают страусов и оленей. В Висиме также расположен единственный (если не ошибаюсь) ипподром в Свердловской области.
Гора Висим. Это не могила Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Далее хотел заснять впечатляющие виды карьера в Качканаре и заодно буддийский дацан на горе, но не удалось получить разрешение от администрации ГОКа. Всё очень засекречено. Хотя подобный карьер есть не так далеко, в Асбесте, что примерно в 100 км от Екб. Оборудована смотровая площадка — подъезжай любуйся, как трудятся букашки-белазы на дне карьера…
В селе Старый Бисер хотелось разыскать следы недолгого пребывания там перед ссылкой в Сибирь знаменитого революционера Фёдора Сергеева, больше известного в истории под именем Артём. Человека удивительной судьбы. Практически нашего Че Гевары. В процессе подготовки материала на ум пришла мысль, что практически все дети видных революционеров и партийных деятелей той эпохи стали достойными людьми. Многие реально воевали в ВОВ, а не отсиживались по штабам. Кто-то погиб, кто-то прожил очень достойную жизнь. Невольно провёл аналогию с теперешними… «деятелями», их отпрысками и… вздохнул…
Чусовой выбрал как базу для радиалок — северной и южной. Северная: сделал крюк, заснял Усьвинские столбы и Каменный город, так же заехал в Басег. Если Усьвинские столбы и Каменный город вполне досягаемы для любого типа автомобиля: придётся лишь прогуляться несколько километров по лесу до конечной точки, то до горы Северный Басег надо ехать километров 80 по старой лесовозной дороге и преодолеть два несложных брода. Зато поездка стоит того!
Гора Северный Басег. На заднем плане — Южный Басег. Когда-то это было одной горой.
Южная радиалка из Чусового пролегла в старинное село Кын-завод. Дорога туда идёт через город Лысьва — он знаменит своей эмалированной посудой и когда-то — электроплитами «Лысьва». Может, кто помнит? Когда-то — графа Шувалова земли.
После Кормовища (это примерно километров 40 от Лысьвы) асфальт кончается, и далее километров 50 идёт грунтовка. Местами такая «весёлая», что это надо видеть! Жаль, меня поджимало время, и я не отснял видеоматериал по ней. Но местные лихо гоняют по своей бетонной «узкоколейке»!
В Чусовом металлургический завод — один из самых старейших на Урале. Внимательный зритель заметит, что завода-то и нет в кадре — так, какие-то сараи с одинокой трубой. Действительно, завода уже нет, тихо умер в 2015 году, проработав почти 150 лет. Труп завода пилят на металлолом и тоже продают по сходной цене. Когда-то завод давал рабочие места для 8000 человек.
Вслед за заводом тихо умирает и город. Благодаря упорным и неослабевающим усилиям эффективных менеджеров загнулись ещё раньше другие предприятия в городе: хлебокомбинат, молокозавод, завод металлоконструкций, ЖБИ, Ляминский ДСК, дававший во временя СССР продукцию на экспорт и кормивший около 5000 рабочих рук…
О хорошем: в городе начал свой творческий путь такой знаменитый писатель как Виктор Петрович Астафьев, который после демобилизации из армии приехал жить сюда, в дом своей жены. Работал разнорабочим, сцепщиком вагонов, одновременно посещал литературный кружок при редакции газеты «Чусовской рабочий», где и начал печататься.
В окрестностях Чусового работает детская спортивная школа олимпийского резерва (тогда еще — СССР) «Огонёк». Теперь школа переживает не лучшие свои времена: детский спорт в основном держится на энтузиазме тренеров и родителей учеников. Зимой на базе проводятся соревнования всероссийского уровня по санному и горнолыжному спорту.
Справедливости ради хочу сказать, что на другом конце города тихо умирает другая спортивная школа — по классическим лыжам. Среди выходцев этой школы — Михаил Девятьяров, олимпийский чемпион 1988 года в лыжных гонках на 15 км.
Рядом с «Огоньком» есть интересный небольшой этнографический музей, посвящённый крестьянскому быту XIX века.
Пермь — бывший административный центр Урала. До революции 1917 года средних размеров городишко, не имевший своей промышленности. Служил больше перевалочной базой.
После революции город объединили с Мотовилихой и назвали Молотовым — до 1957 года, когда бывший Совнарком попал в немилость и его исключили из партии. Кстати, с удивлением узнал, что Вячеслав Михайлович Молотов прожил долгую жизнь и умер в 1986 году. Когда вскрыли его завещание, то нашли там сберкнижку, на которой было всего 500 рублей. Опять в голове пролегла невольная параллель…
Во времена СССР Пермь получила мощное индустриальное развитие и к 1980-м годам вошла в список городов-миллионников. С приходом перестройки население уменьшилось, и город вылетел из этого списка. Но где-то в начале 2000-х, если не ошибаюсь, провели какие-то манипуляции, и город опять за уши втянули в клуб «миллионников», чтобы получать какие-то преференции. Для блага народа, естественно.
В Перми очень интересный краеведческий музей и музей древностей. Один из геологических периодов носит название Пермский. Также заслуживает посещения картинная галерея.
Есть смысл отсюда съездить в две радиалки — в Хохловку, музей деревянного зодчества, и читающим людям будет интересно съездить в село Троица, где находится дом-музей интересного человека, поэта-футуриста, одного из первых русских авиаторов — Василия Каменского.
Далее по Перми, чисто из личного интереса хотел вставить кадры о характерном самобытном актёре Георгии Буркове, который родом из Перми и знаменитом когда-то фокуснике-иллюзионисте Владимире Данилине. Владимир Данилин до сих пор живёт в Перми. Но как ни крутил материал, никак они не «вставлялись» — выглядело бы неуклюже.
Далее, по дороге в сторону Кунгура, представляет интерес Белогорский монастырь, выстроенный в псевдовизантийском стиле в 1917 году. Храм живописно расположен на господствующей высоте — горе Белой. Начало было положено установкой в этом месте 7-саженного креста в честь неудачного покушения японского фанатика на цесаревича Николая.
Церковь Белогорского монастыря, 1917 г.п.
Кунгур, помимо того, что он просто старинный купеческий город, интересен сам по себе. Случилось так, что в нём осталось много старинных зданий и исторический центр почти не тронут. Содрать рекламу и провода — и можно снимать исторические фильмы. Кроме того, в Кунгуре есть известная ледяная пещера, «раскрученная» ещё с дореволюционных времён.
Кунгур с реки Сылва.
Если проехать от Кунгура по грунтовке немного выше по реке Сылва, то можно посетить живописный камень Ермак. По легенде, где-то тут Ермак припрятал часть своего золота.
Город Суксун оспаривает своё право называться родиной самоваров, о чем убедительно доказывает местный краеведческий музей. Так же в Суксуне расположен оптико-механический завод, чья продукция когда-то шла даже на экспорт. Не знаю, работает ли он ещё, но по внешнему, когда я проезжал мимо — нет.
Самовар в Суксунском краеведческом музее.
В 7 км от Суксуна по ухоженной грунтовке — находится водопад Плакун. Просто живописное место и отличное место для «днёвки» с палаткой.
Хоть это место и далеко от основной трассы на Екатеринбург, я не удержался и заехал посмотреть на «Марьин утёс» (из к\ф «Тени исчезают в полдень», 1971 г.). На самом деле это место называется Аликаев камень. Проехать туда на обычной шоссейной машине трудновато будет. Но я видел на поляне стояла вазовская семёрка. Наверно, надо знать «фарватеры». Дорога туда идёт по лесу, местами заболоченная, приходится преодолевать глубокие лужи. В сезон дождей там скорее всего не пробиться даже на Урале. Место как место, особенно живописного ничего нет. Пока занимался съёмкой, чуть не съели полчища паутов.
Следующий пункт интереса — национальный парк «Оленьи ручьи». Отличное место для активного отдыха. По парку проложено несколько маршрутов по красивым природным местам, оборудованы места под палатки. Но надо иметь хороший запас репеллентов — по вечерам на охоту выбираются просто неприличные полчища комаров с кулак величиной. :) Я там был в первый раз и отвёл на него один день, оказалось мало. Но у меня уже была договорённость на экскурсию в Уральскую обсерваторию.
Парк «Оленьи ручьи», река Серьга.
Перед обсерваторией заехал посмотреть что за «зверь» такой — Дидинский тоннель. В интернете про него ходили таинственные слухи и легенды. Я там никогда не был и располагал только его координатами и примерным описанием маршрута. В итоге немного плутанув, выехал к западному порталу. Тоннель впечатлил. Особенно, когда заросли внезапно расступились, и он предстал во всей зловещей красоте. Сквозняк тащил из дыры тоннеля космы тумана…
Дидинский тоннель. Западный портал.
Полазив по тоннелю, двинул в сторону села Коуровки, рядом с которой расположена Уральская обсерватория. В селе Коуровка располагается старейшая (и, по-моему, первая) туристическая база на Урале, откуда начинались водные маршруты по реке Чусовой.
Турбаза «Чусовская», река Чусовая, камень Собачьи рёбра.
Обсерватория — интересное место, сотрудники проводят различные интересные экскурсии и лекции, но надо заранее договариваться. Мне не повезло, так как небо было затянуто облаками, и не удалось понаблюдать за Солнцем в специальный телескоп. Звёздные наблюдения в это время года тоже не проводились.
Немного дальше по Чусовой когда-то были сохранены декорации к фильму «Угрюм-река» (1968 г). Я ещё застал их, когда сплавлялся студентом по Чусовой в 1990 году. Сохранились ли они сейчас, не знаю, но ехать туда и искать их уже не было времени.
Таким образом я «закольцевал» маршрут.