|
Даты путешествия: 26 июня — 5 июля 2015 г.
Участники: папа (автор, водитель), мама (водитель), мальчишки 8 лет и 5 лет.
Средство передвижения: Рено Дастер 2013 года.
Место старта: город Красногорск (Московская область).
Предыстория
В этом году так сложилось, что в летний период можно было взять только одну неделю и только на границе июнь — июль. Различные предшествующие расходы свели бюджет к очень скромным цифрам. Не более 70-80 тысяч на семью. При этом хотелось побывать в новых интересных местах, по максимуму сменить обстановку, получить физическую нагрузку (катание на велосипедах). Поэтому выбирали место, где не жарко, не далеко от Москвы, не дорого, есть хорошие дороги с минимальным трафиком. Последнее важно, т. к. едем на велосипедах с детьми.
Просмотрели много отчетов о путешествиях, рассказов о достопримечательностях. В итоге выбор пал на Эстонию. Большую помощь в подготовке и осуществлении поездки оказал путеводитель от команды DROM. Огромное спасибо авторам! Очень пригодилось в дороге.
Подготовка к поездке
У меня шенгенская виза уже была. Визу оформляли только на жену и детей. Собирали документы руководствуясь перечнем на сайте посольства. Подавали заявление через Pony Express. Они выполняют функцию визового центра Эстонии в Москве. Неожиданностей не было. Единственный прокол, который устранили прямо на месте, — в брони отеля на букинге должны быть указаны имена всех путешественников. К тому, что кемпинги только перечислены на бумаге, а подтверждений нет, не придирались.
Виза делается 5 рабочих дней. Немного поволновались, т. к. 22 и 23 июня оказались праздничными днями в Эстонии. Паспорта с визами мы получили только вечером 25 июня (за 14 часов до выезда).
Прошел очередное ТО. Закачал карты Прибалтики в навигатор (MapFactor с картами Open Street на планшете). В процессе подготовки купили путеводитель Lonely Planet по Эстонии, бумажную карту (забегая вперед, эта карта очень пригодилась, когда умер навигатор). Проверил и подремонтировал велосипеды. В интернете прочёл, что в Эстонии очень серьёзно относятся к видимости велосипедиста на дороге. Всем нужны светоотражающие жилеты. К сожалению, купить их не успел. Претензий во время пути не возникало.
26 июня (пятница)
На улице прохладно, солнечно. Несмотря на подъем в 6 утра, сборы затянулись и вместо запланированного выезда в 7:30 выехали только в 8:20. К счастью, нам повезло. Обычных для этого времени пробок не было, и мы беспрепятственно выскочили на Новую Ригу. На участке от МКАД до А107 ремонты закончены и пустая четырехполосная автострада вызывает желание «пойти на взлет». От А107 до А108 — сплошной ремонт. По две суженных до предела полосы в каждую сторону. Скорость иногда приходилось сбрасывать до 60. После А108 — «старые» две полосы. Ехать можно не напрягаясь.
После Волоколамска по одной полосе в каждую сторону, но есть широкая асфальтированная обочина. Трафик небольшой в обоих направлениях. Обгоны проблемы не представляют. Как только закончилась Московская область, закончилась и широкая обочина. Однако асфальт по-прежнему хорошего качества. Грузового транспорта в тот день было мало. На 100 километров 5 обгонов.
Дети сначала бузели, требовали новые игрушки, но вскоре после А107 уснули и проспали почти до самого Зубцова. Тут уж пришлось раскрыть мешок с заранее припасенными игрушками. Кстати, в этот раз мы опробовали новую тактику — не более одной игрушки в руки. Прежде чем потребовать следующую игрушку, сдай ту, что у тебя в руках. Подействовало! Стали больше проводить времени с одной игрушкой и удалось избежать свалки на заднем сидении.
Первые 300 километров одолели довольно легко. Меньше чем за 4 часа. Остановились пообедать в кафе на заправке на 318 километре. Дальше тихоходов стало больше. Средняя скорость упала. В Псковской область пошел разбитый асфальт. Стало трясти. Скорость еще упала.
Километров за 30 до Великих Лук встали на реверсивном светофоре — ремонт дороги. Пускают только по одной полосе. Такую конструкцию светофора мы еще не видели. Ящик типа как у рыбаков, только на колесиках, из него торчит палка длиной метра два и на ней жестянка с двумя светодиодными «глазами». На ящике сидит унылый мужик в спецовке и передергивает тумблер, когда ему звонят по рации.
Машин было мало. Простояли не долго. Минут 5-7. Километра через три еще одно такое же развлечение. Дальше асфальт пошел свежий, ровный.
В Опочке повернули на Остров. Дорога пошла по небольшим холмам. Вокруг живописные смешанные леса, много сосен. Вдоль дороги массово продавали клубнику и землянику. Взяли пол-литровый стакан земляники за 300 рублей. Забегая вперед, скажу: земляника оказалась чрезвычайно вкусная, ароматная, сладкая.
В Псков въехали в 17:00. Перед самым поворотом на Крестовское шоссе обнаружился новенький ресторанчик «KFC». Заехали поужинать. Еще два километра, и мы добрались до отеля «Пушкин», номер в котором бронировали заранее. Отель очень приличный, но пейзаж вокруг — депрессивный. Давно не ремонтированные домики частного сектора, автомойка, развалины промзоны. Парковка не огороженная, не охраняемая — прямо на улице перед стенами отеля.
Внутри отеля все на уровне. Красивый холл, свежий ремонт в номерах. Уютный ресторанчик. Все чисто, культурно. Наш номер оказался на первом этаже с окнами на шоссе. Надо отдать должное, звукоизоляция в номере хорошая. Нам не мешал ни шум машин, ни звуки соседей.
Забросив вещи в номер, поехали в центр (4 км). Запарковались на боковой улочке в 5 минутах ходьбы от Кремля. Прогулялись по территории Псковского Кремля.
Дети в восторге прыгали по фундаментам древних церквей.
Зашли в Троицкий собор. Он все еще реставрируется, но на беглый взгляд реставрация уже практически завершена. Собор производит приятное впечатление.
Нагулявшись по Кремлю, вышли на набережную реки Великой. Довольно приятное для прогулок место. Прошли через ворота в стене на набережную речки Псковы. Здесь есть возможность подняться на стену.
Такой шанс мы упускать не стали и прогулялись по крепостной стене.
Затем прошли по набережной Псковы до площади перед входом в Кремль, где дети затащили нас в кафе «Баскин Робинс» (расположено в здании кинотеатра «Октябрь»).
В отель вернулись в 9 вечера. Съели купленную в пути землянику и улеглись спать.
27 июня (суббота)
Подъем в 8 утра. Завтрак в ресторане отеля (входит в стоимость номера). Скромный шведский стол плюс блюдо на выбор: омлет, яичница, горячий бутерброд, каша, блины.
Официантка была явно не в духе. От такого обслуживания мы уже отвыкли.
— Где можно взять тарелки?
— Там все есть.
— Какие блюда на выбор можно заказать?
— Там все написано.
Впрочем, омлет и блины были вполне на уровне. Дети поели с удовольствием.
Выехали из отеля в 9:30. Пасмурно. Холодно. Моросит дождик. Заправились до полного бака на выезде из города. Как-то не люблю тянуть до последней заправки на границе. Всякие бывают накладки.
Поехали в сторону Печор. Вообще-то в планах было проехать через Изборск, но навигатор проложил путь по более короткой дороге. Подумали и решили отложить Изборск на потом, оставить больше времени на Таллинн.
Прямая дорога оказалась весьма извилистой, но очень живописной. Великолепные сосновые леса на склонах холмов. Пока ехали — распогодилось. Стало появляться солнышко. Вдоль дороги видели много припаркованных машин, а чуть подальше — тыльные части собирающих землянику людей.
В Печорах прогулялись по монастырю. Монастырь хорошо отреставрирован. Просто сияет. Территория большая, но на большую ее часть простых смертных не пускают. Много паломников.
После монастыря поехали на погранпукт. Навигатор провел по улице, где был полностью снят асфальт и насыпана крупная щебенка. Протряслись на скорости 20 км/ч. Чуть не угодили колесом в открытый люк.
Без четверти полдень прибыли к шлагбауму на въезде в погранпункт. Перед шлагбаумом висит плакат, что здесь взимают плату за проезд по платной дороге Изборск — Печоры. Вот бедолаги, им и невдомек, что местные из Печор в Изборск бесплатно ездят. Жена пыталась поспорить, мол, мы по другой дороге ехали. Без толку. Заплатили 150 рублей.
На следующем шлагбауме у нас проверили паспорта, документы на машину и пропустили дальше. На таможенном посту никого не было. Ни машин, ни пограничников. Красный свет. Стоим ждем. Бывалый водитель микроавтобуса Фольксваген рядом сказал, что 12 часов — пересменок. Зеленый свет включили в 12:03.
Долго и подробно расспрашивали, что везем. Потом пояснили — нам-то все равно. В ту сторону выпускаем без проблем. А вот обратно, если нет декларации на вывоз, могут быть проблемы. Один вон 80-килограммовую барбекьюшницу вез. Так на обратном пути заплатил несколько тысяч рублей пошлины. Не влез в лимит 50 кг личных вещей на одного взрослого. В конце концов выяснилось, что нам ничего декларировать не надо.
На эстонской стороне опять никого. Ни машин, ни погранцов. Пока разглядывали, на какой пост ехать (легковые — грузовые — автобусы), упустили из виду светофоры. Уж очень тусклые. На солнце плохо видно. Подкатили к будке. Ждем. К нам подошла седовласая стройная женщина в военной форме с очень строгим лицом.
— Вы откуда?
— Из России. Москва.
— Вы там у себя тоже так ездите?
— Как «так»?
— На красный свет!
— Извините, не обратили внимание.
Тон смягчился. Дальше общались вполне доброжелательно. Проверка документов, VIN номера, поверхностный осмотр вещей в багажнике. Штамп в паспорт, и путь открыт. На часах 12:30.
Дорога совершенно пуста. Нас обогнал давешний микроавтобус, да еще какой-то белый седан. И все. Тишина. Леса, поля. Редкие домики хуторов. Не видно ни одного человека.
Ехали аккуратно. 90 за городом, 50 в населенном пункте. Если ограничение 40, значит 40. И ни километра больше. Местные за городом едут довольно лихо. Обходили нас как стоячих. 120-130 минимум. Оттормаживались только перед камерами. Но при этом сплошную не пересекают. Ждут прерывистую. В населенных пунктах все едут строго 50. Никто не рыпается.
Пообедали на объездной Тарту в Макдональдсе. Чек на семью где-то процентов на 10-20 выше, чем в России. В районе Тарту идут массовые ремонты дорог.
Ближе к Таллинну населенные пункты встречаются все чаще. Попадаются куски 4-полосной автострады, где можно ехать 110.
Навигатор провел нас через центр по основным улицам. Несмотря на вечер пятницы, мы не видели ни одной пробки. Приятно!
В гостиницу приехали в шесть часов вечера. Мы бронировали «VideViku Villa». Она расположена в тихом, зеленом районе, застроенном симпатичными 2-3-4-этажными домами. Можно спать с открытыми окнами. Воздух свежий и тишина.
Пока мы доставали лист бронирования и выходили из машины, хозяйка уже вышла к нам навстречу, уточнила, что мы — это именно те гости, кого она ждет, и распахнула перед нами ворота внутреннего дворика. Парковка во дворе маленькая, но нам места хватило. На улице парковка в этом районе стоит 1,30 EUR в рабочее время и 0,90 EUR в остальное. Кстати, днем в историческом центре стоимость парковки доходит до 5 EUR за час!
Хозяйка, очень милая женщина, вручила нам ключи, чек (оплата по карте была снята заранее), проверила наличие карточки. Объяснила, что у нее был случай опротестованной оплаты. Гости при оплате ввели данные чужой карты.
От нее мы узнали: телефон дешёвого такси, как лучше пройти в центр, где ближайший продуктовый магазин и где супермаркет «Призма». Ива провела нас по всем закоулкам номера и собственноручно показала все мелочи: от тапочек в кладовке до соли и сахара на кухне.
Номер нам очень понравился. Гостиная с раздвижным диваном, телевизором, двуспальная кровать в алькове, полностью укомплектованная кухня с кофеваркой и микроволновкой. Лестница ведет на мансарду, где есть еще две кровати, кресло и тумбочки. Дети тут же облюбовали мансарду в качестве игровой комнаты. Она даже составила конкуренцию телевизору, где обнаружился канал с мультиками.
Долго задерживаться в номере не стали. Пошли гулять в старый город. От нашей гостиницы до башни Кик эн Де Кек примерно 20 минут ходьбы. Все музеи уже были закрыты (основная масса закрывается в 17:00, некоторые работают до 18:00). Но расслабляющая атмосфера вечера в старом городе ценна сама по себе. Хорошо отреставрированные старинные стены, красные черепичные крыши в лучах заходящего солнца на фоне безумно синего неба — потрясающе красиво.
Мимо Девичьей башни и башни Кик эн Де Кек
прошли в сад датского короля. По сути это Смотровая площадка с лестницей в нижний город и большая клумба с огромным количеством синих цветов.
В сочетании с небом и закатом — роскошная картина. На среднем ярусе — металлическая композиция, видимо символизирующая датского короля. Дети прозвали его рыцарь Рысь и принялись по нему лазить. Еле увели их оттуда.
Дальше мы отправились гулять по приятным улочкам нижнего города (Lina Linn). Множество кафушек, магазинчиков.
Неспешно прогуливающиеся туристы. Последних развлекают и зазывают ряженые, живые скульптуры.
Кареты и паровозики катают желающих.
На ратушной площади и на улице, которая ведет в сторону Вирусских ворот, все-таки возникло ощущение толчеи и суеты. Но прогулка по остальным улочкам очень приятна. Дети начали ныть, что устали и хотят есть. Поэтому обратно пешком не пошли. Возле монумента борцам за независимость (стеклянный крест) взяли такси и поехали в гостиницу. Оказалось, совсем не дорого: 4,30 EUR.
Рядом с гостиницей маленькое уютное кафе для местных. Хозяйка нам его рекомендовала. Персонал не говорит по-русски, а по-английски очень слабо. В пол девятого вечера почти ничего из перечисленного в меню в наличии не оказалось. Цены оказались на уровне кафе в центре (закуски, салаты, супы в диапазоне 5-10 EUR; основные блюда 10-20 EUR). То, что в наличии было, положительного впечатления не произвело. Решили больше сюда не ходить.
После кафе я сходил в «Призму» за продуктами. Идти минут 10. Расположена в огромном ТЦ на другой стороне железной дороги. По размеру примерно соответствует «Карусели». Цены умеренные. Напрямую сравнивать трудно, т. к. ассортимент сильно отличается от московского. Продукты на семью на сутки обошлись мне в 27 EUR. Все ценники на эстонском. Примерно половина продуктов имеет надписи на упаковке только на эстонском/латвийском/литовском. Половина содержит также информацию на английском и русском. Персонал и местные покупатели охотно помогают, подсказывают, если возникли сложности.
28 июня (воскресение)
Проснулись поздно. Почти в 9 часов. На улице пасмурно. Интернет говорит, что 17 градусов тепла. Готовили завтрак, ели, собирались очень неспешно. Из номера вышли уже почти в полдень. Снова направились в старый город.
Первым на нашем пути был музей оккупации. Ни одного посетителя. Цена взрослого билета 5 EUR. Спрашиваем, есть ли Tallin Card. Нет, нету. Купить можно только в туристическом инфоцентре или в R киосках. Пошли искать инфоцентр.
По пути посмотрели на замок Тоомпеа, где заседает парламент Эстонии.
Собственно, старинный замок был разрушен. А нынешнее здание на его месте построено в начале 20 века.
Напротив замка расположен собор Александра Невского. Православный собор в окружении многочисленных костелов кажется чем-то необычным.
Путь в нижний город навигатор проложил через улочку Пикк Ялг (Длинная нога). По краям улочки расположился творческий люд: художники, музыканты. Сразу возникли ассоциации со Старым Арбатом.
Информационный центр расположен совсем рядом с Ратушной площадью. Адрес Niguliste 2. Там очень милая девушка рассказала, какие виды Таллин Card существуют, что они позволяют и снабдила нас кучей листочков, буклетов и карт. Таллин Card на 48 часов на одного взрослого стоит 39 EUR. Дети 50 %, а до 6 лет бесплатно. Итого на нашу семью 97 EUR.
Следующим пунктом для посещения выбрали St Nicholas church она же Nigulista museum. Благо прямо напротив туристического инфоцентра. Внутри типичные для костела побеленные каменные своды без украшений. Скамьи для молящихся и 2 органа. Оба под потолком. Вдоль стен расставлены фрагменты алтарей и различных фигур. В сокровищнице экспозиция культовых изделий из серебра. В общем и целом, скучновато. Дети быстро заныли «пошли отсюда». На башню не пускают.
Затем двинулись на ратушную площадь. Народу по сравнению с вечером прибавилось. На сцене поют на эстонском. Народ на площади подпевает. Выглянуло солнышко. Стало тепло и оптимистично.
Попробовали зайти в ратушу, но там выставка предметов из частных коллекций, на которую действие Tallinn Card не распространяется. Пожалели 20 EUR и полезли на башню ратуши. Более узкой лестницы я в своей жизни еще не видел. Двум взрослым людям на ней не разойтись. На наше счастье никто не поднимался и не спускался. На смотровой площадке (кстати, очень маленькой) тоже никого не было. Вид на ратушную площадь и на верхний город потрясающий. Не плохо видны и стеклянные новостройки по соседству.
После ратуши пошли смотреть городскую стену.
На стену можно подняться. Открыты также входы во многие башни. Мы облазили 5 из них.
Некоторые башни пустые. В некоторых экспозиции. Копии исторических документов, чертежи, планы, доспехи. Даже катапульта есть. После пятой башни даже дети сказали, что уже достаточно. Пошли уже куда-нибудь.
Однако совсем не лазить не получилось. Поднялись на башню St Olav’s church. Самая высокая обзорная площадка старого города. Высота башни со шпилем — 123 метра. Здесь лестница пошире, можно разойтись спокойно. Есть даже площадка с сидениями для отдыха. Нaрод поднимался и спускался очень активно. Вид сверху потрясающий. Весь старый город на ладони. Хорошо видно порт и огромные лайнеры/паромы у причала.
Следующий номер программы — толстая Маргарита. Морской музей. Музей насыщенный, но немного скучноватый. Для детей было три развлечения: картинки — раскраски с кораблями, веревки, из которых можно вязать морские узлы, и капитанская рубка на 4 этаже. Ну и кафе-мороженое на крыше.
Устав от похождений по башням, пошли перекусить в кафе недалеко от Вирусских ворот. Дети увидели Макдональдс и заявили, что есть будут только там. Но родители настояли на посещении местного кафе. Тем более, что в Макдональдсе были дикие очереди.
Время поджимало, и мы решили не тратить его на поиски описанных в путеводителе ресторанчиков. Зашли в первое попавшееся кафе. Результат посредственный. Съедобно, но без восторга. Ничего запоминающегося.
Покончив с обедом, сели на трамвай № 3 (остановка тут же у Вирусских ворот) и поехали в парк Кардиорг. Трамвай современный, чистый, красивый. В салоне дисплей, на котором показывают название конечной остановки и 3-4 ближайшие остановки. Удобно. Народу мало. Расселись возле окон. В трамвае, как и во всем общественном транспорте Таллина, действует Tallinn Card.
Парк очень ухоженный и красивый. При входе — регулярная часть. Дальше — пейзажный парк. Много лавочек, но народ располагается преимущественно на стриженых газонах. Атмосфера располагает к отдыху. Есть довольно симпатичное кафе у входа в парк.
Парк Кардиорг был разбит по распоряжению Петра Первого. Петр также построил в парке дворец для Екатерины. Во дворце сейчас музей изобразительного искусства (работает до 18:00, был закрыт, когда мы приехали). Рядом расположен дворец президента Эстонии. Однако, близко к нему не подойти. И парк, и дворец Екатерины очень напоминают парки и дворцы пригородов Санкт-Петербурга.
Для детворы на территории парка еще 1936 году был построен красивый павильон, а перед ним устроен бассейн. Сейчас в павильоне детский музей (работает до 17:00, был уже закрыт, когда мы приехали), а на месте бассейна огромная песочница и много горок, лазилок. Здесь нам пришлось задержаться минут на 30, а также потратить несколько евро в парке аттракционов тут же неподалеку (стоимость одного аттракциона 3-5 евро).
Наконец, дети наигрались, и мы двинулись дальше. По широкой алле дошли до берега моря и памятника погибшим морякам на броненосце «Русалка». На берегу вполне приятный пляж. Температура 18С и сильный ветер не располагали к купанию, несмотря на солнце. Но кое-кто из местных купался. Остальные сидели на песке или прогуливались босиком по набегавшим волнам. Общее ощущение покоя и умиротворения.
На набережной оказался прокат веломобилей. Здесь мы опять оставили 10 минут и 8 евро (прокат веломобиля 4 евро за 10 минут).
На обратном пути зашли в японский садик. На мой взгляд, японского в этом садике ничего нет, кроме картинок на табличках, но все равно очень уютно и красиво.
Вернулись домой на том же трамвае № 3. От остановки до гостиницы ходьбы минут 10.
29 июня (понедельник)
Встали около 9 утра. Довольно много времени ушло на сборы. Вещи загрузили в машину. Сдали ключи от номера и договорились с хозяйкой, что вернемся за авто вечером. Вышли из дома в 11:30.
С утра бездонное голубое небо и яркое солнце. Дует легкий прохладный ветерок. Понедельник. Большинство музеев закрыто, но у нас есть список, что доступно для посещения даже в понедельник. Решили сводить детей в местный зоопарк и интерактивную часть морского музея, что в бухте гидросамолетов.
Добраться в оба места решили на Open Top экскурсионных автобусах. В информационном центре нам дали буклетик с их маршрутами и расписанием. Маршрутов три: красный — по центру, но центр мы уже весь исходили, зеленый — по восточным районам Таллинна (Певческое поле, Телебашня, ботанический сад, олимпийские сооружения 80-го года, построенные для проведения парусной регаты) и синий (музей деревенской архитектуры, зоопарк, бухта гидросамолетов). Посадка на все маршруты недалеко от Вирусских ворот. Стоя спиной к воротам, а лицом к большой улице (но не переходя ее), надо пройти немного налево. Там постоянно стоит несколько красных двухэтажных автобусов с открытым верхом. Спутать сложно.
Вот тут произошло недоразумение номер один. Почему-то я решил, что западный маршрут — зеленый. Мы просканировали в нем свои Tallinn Card и… поехали на восток. В общем об этой поездке не пожалели. Много зелени, красивые виды, неплохой рассказ.
Высадившись на той же остановке, где садились, прикупили сувениров и пошли садиться на синий маршрут. Вот тут произошло недоразумение номер два. Сканер зажигал красную лампочку на наши Tallinn Card. Оказывается, по тем же маршрутам, на таких же автобусах туристов возят ДВЕ фирмы, а не одна, как нам говорили в инфоцентре: City Tour и Tallinn SightSeeng. Если вы просканировали Tallinn Card в одной фирме, то во второй фирме в этот день эту карту использовать уже невозможно! Деньги списались в пользу первой компании. С учетом того, что автобусы ходят редко (на синем маршруте 5 рейсов — City Tour и 3 рейса City Sight Seeing), это существенно. В нашем случае это значило потерю почти двух часов. Видя наши вытянувшиеся физиономии и захныкавших детей, водитель сжалился и пустил нас в автобус. Огромное ему спасибо!
Экскурсия на синем маршруте не впечатлила. В основном перечисление вилл и домов, которые стоят или когда-то стояли вдоль маршрута автобуса, а в них жили известные Эстонские артисты, писатели, художники, имена которых мы никогда не слышали и никогда не вспомним.
Высадились на остановке у зоопарка и пошли ко входу. Там мы увидели очередь в кассу человек 30-40. Какова же была наша радость, что с нашими Tallinn Card мы можем не заходить в кассу, а просто просканировать их на входе.
И вот мы в зоопарке. Он разительно отличается от московского. Просторно, много зелени, мало людей. Загоны, где обитают копытные, огромны. Порой на столько, что их трудно увидеть вдали. Вольеры с хищниками напротив малы на столько, что животных просто жалко. Особенно, белых медведей. Как правило, вольеры огорожены частой сеткой, к которой нельзя подойти из-за заборчиков. В результате фотографирование животных — дело безнадежное. На фото сплошные решетки и сетка.
Исключение составляет слоновник. Слонов можно наблюдать сверху со смотровой площадки сидя за столом и поглощая мороженое.
Есть небольшой детский зоопарк, где в загон с маленькими копытными могут заходить дети (и их родители), гладить животных, кормить специальным кормом из автомата (нужны 10 центовые монеты — размена рядом нет). А также аттракционы. Пройти мимо оных не удалось.
После зоопарка к громкой радости детей зашли перекусить в Макдональдс. Он расположен рядом со входом в зоопарк. Надо только перейти шоссе.
Пока обедали упустили последний синий рейс в Таллин. Сели на первый попавшийся рейсовый автобус и доехали до Балтийского вокзала. Внимательное изучение карты маршрутов ОТ дало неутешительную картину. От ближайшей автобусной остановки до ангаров гидросамолетов топать больше километра. Трое из четырех членов нашей команды решительно заявили, что пеших прогулок на сегодня достаточно, и мы пошли через старый город к нашему отелю.
Сегодня нам предстояла первая ночевка в палатке в кемпинге. Из дворика нашего гостеприимного отеля выехали в начале седьмого вечера. Навигатор почему-то решил устроить экскурсию по всему Таллину. Поэтому мы поехали по указателям на Нарву. Оказалось, это не сложно. После того, как мы выехали на Нарвское шоссе, навигатор одумался и проложил адекватный маршрут.
Кстати, асфальт на Нарвском шоссе в черте Таллина — это что-то! Он, конечно, не настолько убит, как в России на региональных дорогах, но хуже этого куска дороги мы в Эстонии не встречали.
Одинокая «палка» указателя топлива прозрачно намекала, что пора покормить железного коня. Сначала заехали на заправку «Neste». Никого. Заправка только в автомате по карточке. Инструкция на эстонском. Пришлось ехать дальше. К счастью, почти сразу наткнулись на «Лукойл». С магазином, продавцами и прочими делами. 1,16 EUR за литр 95.
За пределами города асфальт волшебно преобразился. Дорога стала идеальной. Правда, местами идет строительство. Обычную двухполоску превращают в 4-полосную автостраду. Причем делают это кусками. Впрочем, работы ведутся аккуратно, машин мало и неудобств это все не доставляет. Просто забавно ехать. То 110 по трассе, то 90 по двухполоске.
Солнце заливает мягким золотистым светом живописные сосновые леса. Красота неописуемая. Быстро и незаметно доехали до нашего поворота на Viitna и Palmse. Дальше пошла довольно узкая дорога без разметки, но асфальт в идеальном состоянии. Деревья подошли вплотную к дорожному полотну. Стало сумрачно.
Немного попетляв, дорога привела нас к намеченному кемпингу Lepispea Caravan & Camping. Кемпинг, хоть и ориентирован прежде всего на караваны, сразу произвел на нас очень хорошее впечатление. Автодомов на площадке было совсем немного, а хозяйка показала нам уютную полянку, где можно встать с палаткой. С трех сторон полянка окружена лесом и только с четвертой видны караваны и домик кухни. На весьма просторной полянке кроме нас была только одна палатка. За узкой полосой деревьев небольшой травянистый пляж и море!
В кемпинге два домика с туалетами и душами и один с кухней. Все в идеальной чистоте. Никаких запахов. Wi-Fi, горячая вода, туалетная бумага, средство для мытья посуды, собственно посуда на кухне и двухкомфорочная плита. За все это удовольствие с нас взяли 11 EUR за ночь. Плюс 2 EUR за пользование электричеством. Да-да! В кустах у палатки обнаружилась розетка, которую мы использовали для подзарядки планшета, телефонов, фотоаппаратов. Стиральная машина и сауна — за дополнительную плату. Есть также небольшая детская площадка.
Дети, как только вылезли из машины, моментально умчались на эту детскую площадку. Тихая поляна моментально огласилась жизнерадостными криками. Спокойный отдых европейских пенсионеров был несколько нарушен. Мы честно пытались урезонить ребят, но у нас не получилось.
Пока договаривались с хозяйкой, ставили палатку и т. п., время подошло к 10 вечера. Вскипятили чайку, попили его со всякими сладостями и завалились спать.
30 июня (вторник)
Проснулись поздно. В начале десятого. На улице прохладно. Светит солнце, но периодически набегают облака. Пока завтракали облаков стало больше, солнца меньше.
Палатку снимать не стали, просто собрали все вещи под тент и поехали кататься на велосипедах. Старший на своем велосипеде, младший на велохвосте.
На сегодня у нас в планах было объехать по периметру ближайший полуостров: по асфальту до деревеньки Kasmu и далее по вело и пешим маршрутам, обозначенным на карте RMK. До Kasmu докатили быстро. Поселок производит очень хорошее впечатление. Домики — как на картинке. Чистенькие, свежепокрашенные. Низкие прозрачные заборчики. Аккуратно подстриженные газоны и кусты. Много цветов, скамеечки, малые архитектурные формы. Некоторые участки прямо на берегу моря.
За Kasmu вдоль берега моря начинается пешая тропа. Первый километр тропа широкая и ровная. Ехать на велосипеде — одно удовольствие. Берег очень живописен. То небольшие пляжики с гранитными валунами в воде, то заросли тростника. Дети полазили по глыбам, до которых можно допрыгать по камушкам, не замочив ног.
На берегу — шикарный сосновый лес, периодически попадаются заросли шиповника. Во время нашего путешествия он был весь усыпан ярко-бордовыми цветами.
Дальше тропинка становится уже, начинает петлять, поперек тропинки попадаются упавшие деревья. Пришлось идти пешком и местами перетаскивать велосипед. В принципе, если велосипед без груза, то все это не очень сложно. Но вот велохвост и велорюкзак усложнили задачу многократно. На одном из таких перелазов сломал спицу на заднем колесе.
Остановились передохнуть на небольшом уютном песчаном пляже. Выглянуло солнце. Стало почти жарко. Я искупался. Дети повозились в песке у воды, построили замки из песка, покидали камни.
Рядом обнаружилась хорошая тропа, уводящая вглубь полуострова. Этой тропы не было ни на схеме RMK, ни в навигаторе. Решили ехать по ней. Тропа оказалась широкой, ровной, плотной. Ехать одно удовольствие. Но за удовольствие надо платить. :) Начался мелкий дождик. Однако мы не стали его пережидать. Одели дождевики и покатили дальше.
Тропа вывела нас на перекресток размеченных велосипедных троп. С него мы уже по штатной велосипедной тропе (фактически лесной грунтовке) поехали на самую северную оконечность полуострова. Там обнаружились руины советской погранзаставы. Все лестницы оказались срезаны, поэтому на вышки подняться не удалось. Впрочем, снизу тоже открывается впечатляющий вид на море и берег.
Дело подошло к 3 часам. Снова выглянуло солнце. Мы остановились пообедать. В траве вокруг нашли много земляники, она была еще бело-розовая, жесткая, кислая. Даже дети ее есть отказались.
Затем поехали по той же тропе назад к перекрестку, а с него — на маркированный велосипедный маршрут вдоль западного берега на юг, на материк. Эта тропа вывела нас на еще один очень приятный каменистый пляж. Остановились, поучили детей делать камнями «блинчики» на воде.
После пляжа дорога стала хуже. Пошел рыхлый песок. Поэтому часть пути пришлось преодолевать пешком.
В середине пути от пляжа до асфальтовой дороги тропа подходит к озеру Kasmu jarv. Озеро очень красивое. Похоже, это единственный источник пресной воды на полуострове. На берегу стихийная (необорудованная) стоянка. Кострища нет.
На асфальт выехали порядком уставшие. Но все-таки сделали над собой усилие и мужественно проехали мимо кемпинга, чтобы заехать в магазин в поселке Vosu (Вызу) на велосипедах.
Магазин небольшой по московским меркам, но ассортимент вполне приличный. Цены аналогичны московским. Качество отменное. Хлеб, сыр, молочко, яблоки, персики. Все было свежее и восхитительно вкусное! На кассе принимают карточки, но только с чипом. Карточки с магнитной полосой не проходят. Впрочем, в помещении магазина есть банкомат Sweden bank, в котором по такой карточке можно снять наличные.
Уставшие, но довольные мы, наконец, приехали в лагерь около 8 вечера. Пройдено 28 км. Пока мы готовили ужин, дети, забыв про усталость, носились по детской площадке. На сей раз почти без шума. Состояние полного расслабления. Тишина, умиротворяющая природа, заходящее солнце.
Спасть улеглись уже в двенадцатом часу.
1 июля (среда)
Проснулись пораньше — пол девятого. На улице весьма прохладно, пасмурно. Детей пришлось долго будить, а потом еще дольше уговаривать умыться. Приготовление завтрака тоже затянулось. В итоге опять выехали в пол двенадцатого. К этому времени среди облаков стало появляться солнце.
В этот день у нас в планах было посещение усадеб Палмсе и Сагади. Усадьба, по-местному, мыза. Усадьбу Палмсе мы проезжали по пути из Таллинна в кемпинг. Поэтому на велосипедах просто повторили путь в обратном направлении. Расстояние от кемпинга — 12 км.
Когда подъехали к усадьбе, облака разошлись и вовсю светило солнышко. Заметно потеплело. Главный усадебный дом небольшой, но хорошо отреставрированный и очень красивый.
Впрочем, остальные усадебные постройки тоже в прекрасном состоянии. Парк приятный. Чистый и ухоженный. В саду молодые яблони и груши, осыпанные наливающимися плодами. В зеленном домике огурцы, помидоры, зелень. В оранжерее пальмы, ананасы, кактусы, изобилие цветов.
В бывшей кузне, помимо наковальни и кузнечных инструментов, огромное количество изделий кузнечного ремесла. Смотритель в одежде средневекового кузнеца показывает свое хозяйство, рассказывает, как делались те или иные предметы. Перед входом остатки сельскохозяйственной паровой машины. Один цилиндр. 6 лошадиных сил.
Во дворе бывшего амбара детская площадка, где все вырезано из дерева. В том числе домашние животные, лошадь с телегой. Дети не хотели уходить, пока не облазили все.
В здании бывшего спиртового завода гостиница. Вполне приличная, но цены кусаются.
Но самое сильное впечатление, конечно же, производит главный дом. В нем создана удивительная атмосфера жилого дома. Кажется, что обитатели просто уехали в отпуск, и пустили желающих посмотреть на их быт. Комнаты небольшие и удивительно уютные. Смотрители одеты в платья служанок позапрошлого века.
В кухне в цокольном этаже расставлена посуда, как будто идет процесс готовки. Рассыпана мука, разложены муляжи овощей.
В очаге горит самый настоящий огонь! Смотритель время от времени подбрасывает дрова.
В музыкальной гостиной на первом этаже заводят настоящую хориолу 19 века, как только в зал заходит новая группа. Во всех музеях, где я бывал ранее, звук музыкальных инструментов, шкатулок и т. п. можно было услышать только в записи. А тут старинный инструмент играет живьем! И как играет! Кажется, что целый оркестр с духовыми, барабанами, тарелками и т. п.
На втором этаже воспроизвели даже гардеробную. Вызывает удивление тот факт, что она занимает помещение с наилучшим видом на парк и пруд.
В экспозиции много документов и фотографий хозяйственной деятельности баронов фон Пальме. Они не только владели обширными сельскохозяйственными угодьями, но построили спиртовой завод, кирпичный, ткацкий, по производству пеньки и т. п. Они также развили сеть питейных заведений практически на территории всей нынешней Эстонии. Барон Пальмсе добился от русского императора концессии на строительство железной дороги из Санкт Петербурга в Ревель.
Совершенно незаметно пролетели два с половиной часа в усадьбе. Время стало поджимать. Мы оседлали велосипеды и направились к усадьбе Сагади. 12 километров до усадьбы тянулись довольно долго. Дорога идет преимущественно полями. Солнце начало ощутимо припекать. Дети проголодались и принялись ныть. Поэтому, доехав до усадьбы, сначала свернули в сторону и устроили обед на берегу пожарного водоема. А уже потом пошли в усадьбу.
Усадьба Сагади весьма симпатична, но смотрится гораздо бледнее, чем Палмсе. Ухоженная часть парка гораздо меньше. Уцелевших построек тоже меньше. В главном здании музей. На этот раз именно музей. Коллекция мебели свезенной со всей Эстонии в интерьере белых крашеных стен. В путеводителе, который выдают посетителям, 90 % текста именно про стиль мебели и откуда она была привезена. Единственная любопытная деталь — ванная комната с сохранившейся ванной и печкой.
После усадьбы мы поехали в штаб-квартиру национального парка Лахемаа — Оанду. Местное отделение управления лесами оказалось небольшим зеленым деревянным домиком на берегу пруда. Только прочитав табличку на двери, мы узнали, что в рабочие дни управление работает только до 17 часов, а мы приехали полшестого.
Пока мы разглядывали древний амбар возле домика, фоткались у беседки, из домика вышел приятный дяденька и поинтересовался, что мы тут делаем. Мы объяснили, что гуляем по парку и заехали в управление купить карту со схемами троп. Дяденька заулыбался, пригласил нас входить и на ломанном русском стал нам объяснять, что девушки уже ушли, касса закрыта, поэтому продать нам он ничего не может, но может подарить. В итоге мы стали обладателями карты парка с указанием всех основных троп и достопримечательностей, нескольких подробных схем отдельных троп. Дети получили в подарок по значку и по какому-то буклетику.
Потом наш гостеприимный хозяин провел для нас небольшую экскурсию по комнатам управления. Показал нам коллекции шишек, корней, насекомых. Показал старинные карты парка, фотографии лесничих и управляющих, работавших в прошлом веке. Нас очень позабавило чучело управляющего за конторским столом и чучело посетителя на скромном стуле рядом. Любопытный экспонат также — царские ассигнации, наклеенные на стену (под стеклом). По его словам — целый слой этих ассигнации открылся, когда они при ремонте стали отдирать обои в туалете.
Но наибольшее впечатление на нас произвело, с каким участием, дружелюбием, доброжелательностью, он нам все показывал и рассказывал. И это через час после окончания рабочего дня! К сожалению, мы не догадались у этого замечательного человека спросить, как его зовут. Но в любом случае хотим еще раз выразить ему нашу глубокую благодарность и признательность!
Попрощавшись, мы поехали смотреть бобровую тропу. Примерно 1 км от домика по направлению к деревне Altja. У входа на тропу парковка, информационный щит и туалет. Тропа проходит по долине живописной речки. В реке мы обнаружили три бобровых плотины, но все очень старые. Две из них уже не поддерживали уровень воды. Ни бобровых хаток, ни самих бобров мы не видели. Но это не беда. Места все равно очень красивые.
Еще через полтора километра приехали в деревню Altja. Позиционируется она как туристический объект, но в чем соль мы не поняли. Обычная эстонская деревня. Ну, может быть, пара сараев не покрашена. Информационные щиты только на эстонском.
Покачались немного на грандиозных качелях (человек 6 взрослых можно посадить) и поехали в сторону нашего кемпинга. По дороге встретили несколько поселков. Почти в каждом был хоть какой-нибудь хостел или минипансионат, но ни одного продуктового магазина.
В Вызу приехали ровно в 8 вечера. Закупились продуктами и поехали в наш кемпинг. Там на поляне по соседству с нашей палаткой обнаружили еще одну. Оказалось, это наши соотечественники: девочка Полина 8 лет и ее тетя. Дети тут же пошли знакомиться, показывать друг другу свои игрушки, а потом помчались на детскую площадку.
Спать легли в двенадцатом часу. За день накатали 44 километра.
2 июля (четверг)
Утро встретило нас ярким солнцем, свежим воздухом и громкими птичьими трелями. На сегодня у нас был запланирован самый дальний выезд — на самую северную точку материковой Эстонии у поселка Parispea. Выехали раньше, чем обычно — в районе пол одиннадцатого.
Бодро прокатились мимо уже знакомого поворота на Kjasmu и через 9 километров повернули на Vihasoo. Километра через два машины совсем пропали, и мы ехали, наслаждаясь велопрогулкой среди лесов и полей по прекрасной ровной дороге.
Очень часто на обочине, в непосредственной близости от асфальта, попадались просто нескромные россыпи земляники. У детей был серьезный стресс, когда родители запретили ее собирать. Впрочем, это было частично скомпенсировано в паре мест, где земляничные полянки были на удалении от проезжей части. Земляника дозрела и была невероятно сладкая и ароматная.
Незаметно доехали до Viinistu. Поселок оказался неожиданно большой. Какие-то промздания советской постройки, небольшой яхтенный порт, арт музей, гостиница с рестораном, площадь, полная каменных чемоданов с надписью Jhon Smith.
В поселке Parispea сначала проскочили нужный поворот и выехали на западный берег, где увидели заброшенные здания очередной советской погранзаставы и какие-то приземистые бетонные ангары. Как потом мы прочитали на табличке, здесь была советская база по изучению разгерметизации подводных лодок.
Потом вернулись и поехали на север. Если до этого момента был только идеальный асфальт, то последние полтора километра довольно трясский грейдер. В конце — опять заброшенные здания советской постройки. Возле самого берега — искусственный холм с бетонированной площадкой. Если верить табличке рядом — здесь стояла радиолокационная станция.
А за холмом — чудеснейшее место. Очень уютный пляж с чистейшим желтеньким песочком в окружении сосен. В лесу деревянный туалет. Чистый! Не пахнет! Туалетная бумага на крючке! Сделаны также несколько площадок со скамейками, столами, местами под палатку. Огонь можно разжигать только в мангалоподобных металлоконструкциях.
Здесь мы устроили обед, искупались. Дети всласть навозились в песке.
Потом мы погуляли по каменистой косе, уходящей на север, в море. Красота, которую не передать словами.
Солнце клонилось все ближе к горизонту, и мы поехали назад в наш кемпинг. На этот раз по западному берегу полуострова. Дорога очень живописная. Сосновые леса. Периодически открывается вид на море и гранитные валуны в воде. По пути несколько раз встречались заброшенные советские постройки.
В поселок Loksa приехали уже в восьмом часу вечера. Зашли в магазин, прикупили продуктов. Поселок довольно большой. Есть даже небольшой грузовой порт. Кстати, зря путеводитель называет его самым скучным населенным пунктом парка. Да, там есть стандартные бетонные здания. Но поселок в целом совсем не лишен очарования.
На выезде из Локсы свернули на грейдер, чтобы срезать путь. На камешках трясет, но ехать можно. Зато мы видели дикую олениху, перебежавшую дорогу.
Наш старший подустал, поехал медленнее и начал жаловаться. Мы сбавили темп, стали делать частые остановки. Так потихоньку добрались до лагеря. На часах пол десятого. Проехали 62 километра.
Мы думали, дети после ужина упадут спать. Где там! Сначала погонялись друг за другом, а потом старший вскочил на велосипед и начал наматывать круги по поляне. Вот тебе и устал!
Спать улеглись только в районе полуночи.
3 июля (пятница)
Встали поздно — ближе к десяти. На улице яркое солнце. Стало ощутимо теплее, чем в предыдущие дни, но начался сильный ветер.
Пока мы готовили завтрак и обсуждали планы на день, на поляну приехал спортивного вида эстонский парень с короткой стрижкой и начал ставить палатку в трех метрах от нашей. Мы попытались ему объяснить, что мы еще пока не уезжаем, а на поляне полно места, можно встать, где угодно. Он ответил, что вечером сюда приедет спортивный клуб — 40 человек и места свободного не будет. Мы посовещались и решили, что близкое соседство такого количества спортсменов, выехавших на природу отметить вечер пятницы, будет слишком некомфортно. Погрузили в машину вещи, велосипеды и отправились на озеро Выртсъярв.
По дороге мы решили заехать в усадьбу Vihula и посмотреть развалины замка Toolse.
Усадьба Vihula по сути большая гостиница. Гостиничные номера и в главном доме, и во всех хозяйственных постройках. Парк красивый, но обходится за 5 минут, ну максимум за 10. Еще по пять минут на осмотр водяной и ветряной мельниц. Больше там делать нечего.
А вот замок Toolse — особенное место. И музейное, и дикое, заброшенное одновременно. Это создает совершенно особенную атмосферу.
Сначала сбивает с толку, что проселочная дорога упирается в ржавый шлагбаум с помятым знаком STOP. И все. И никаких табличек, указателей. Единственное, что намекает на то, что место правильное — небольшая парковка перед шлагбаумом.
Мы оставили машину на стоянке и пошли под шлагбаум. Метров через 200 увидели замок. Это действительно руины. Полуобвалившиеся каменные стены, бойницы, железные стержни, не дающие стенам окончательно упасть. Вокруг буйное разнотравье в человеческий рост, пара заброшенных рыбацких баркасов, столик со скамьями из цельных бревен и никого. Никаких примет времени. Только море совсем рядом. А в море плавают дикие лебеди. Все это рождает ассоциации с многочисленными произведениями фэнтэзи или некоторыми повестями Крапивина. Кажется, что если где-то и есть дверь в другой мир или другое время, то эта дверь просто обязана быть здесь.
Вдоволь нагулявшись по замку, пообедали и искупались. Сильный западный ветер не дал нам долго разлеживаться на пляже. Быстро переоделись, погрузились в машину и поехали искать место ночевки на берегу озера Выртсъярв.
В интернете присмотрели кемпинг при доме отдыха в местечке Vaibla. Описание и фотки понравились. В качестве запасного варианта держали пару непонятных кемпингов по соседству.
Думали, что доберемся не позже семи вечера. Однако глюки навигатора, который то хотел ехать через Тарту, то вознамерился вернуться чуть ли не в Таллинн, частые населенные пункты (ограничение 50), длинные ремонты с ограничениями 40, а то и 30 км/ч задержали нас больше, чем на час. К запланированному дому отдыха подъехали только в начале девятого. Глядя на изобилие припаркованных у дороги машин и на прогуливающийся всюду народ, мы сразу поняли, что встать на ночевку будет не просто.
В доме отдыха нам сразу сказали, что мест нет, ищите у соседей. С палаткой на поляне встать можно, если захотите. 12 EUR за ночь. Поляна оказалась остатками пионерской спорт площадки. Остатки баскетбольных щитов, скамеек. Место для пионерского костра, ныне заваленное строительным мусором.
Положительный момент этого места в том, что оно прямо на берегу озера. Проход к пляжу и детской площадке прямо через калитку. Не надо переходить дорогу. Отрицательный — к умывальникам (нет горячей воды) и нормальным туалетам надо идти к главному корпусу минуты 3-4. Были туалеты рядом на пляже, но они пахли так, что дети наотрез отказались в них входить.
Мы потыкались по окрестностям. Есть частный дом. Бабуля сдает комнаты и поляну перед домом, но говорит только по-эстонски. У нее мы даже не смогли выяснить, где туалет. Есть комплекс из нескольких коттеджей. Но хозяина нет, и никто не знает его телефон.
В итоге решили ставить палатку на вышеупомянутой поляне. В столовой при доме отдыха нас покормили потрясающим супом-гуляшом и салатом из макарон, огурцов и колбасы. Ужин на четверых обошелся в 9 EUR.
После ужина вскипятили возле палатки чайку и легли спать. На площадке за главным корпусом шла гулянка с дискотекой, песнями, вином, шашлыками и прочей праздничной атрибутикой. Но до палаток шум практически не доносился. Наши соседи по поляне тоже вели себя тихо. Так что ночь прошла спокойно.
4 июля (суббота)
Проснулись в 7 утра по будильнику. Яркое солнце, тепло, но опять сильный ветер. Быстро позавтракали, сняли палатку и сложили вещи. Решили залезть в озеро, раз уж приехали.
Вода ничуть не теплее, чем в море. Заход еще более пологий, чем в море. Зашел метров на 200, а вода чуть выше, чем по пояс. Дальше идти не хватило терпения. Дно полосами. Полоса песка — полоса мелких неприятных камней. Проплыл в сторону берега и вылез на сушу. Дети просто повозились в песке.
В 10 утра выехали в направлении Тарту. Тут обнаружилась неприятная вещь. У планшета лопнул экран. Вместе с экраном накрылся тач. В результате мы остались без навигатора. До Тарту добрались по указателям без проблем. А вот в городе с поиском исторического центра вышли затруднения. На указателях только эстонские названия. Ничего напоминающего CENTER замечено не было.
В поисках центра заехали на заправку Statoil. Касса на оплату бензина и покупок в магазине была одна. В нее стояла приличная очередь. Решил воспользоваться автоматом. Благо на экране можно было выбрать русский язык. Залил бензина на 30 EUR, получил чек, и мы поехали дальше. Какого же было мое изумление, когда через какое-то время пришла SMS, оповещающая о списании с моего счета 6480 рублей (примерно 100 EUR!). От заправки на тот момент мы были уже далеко и время поджимало. Решили плюнуть и не устраивать разборки. К счастью, все закончилось хорошо. Спустя две недели после поездки излишне снятые деньги вернулись ко мне на карточку.
Наличие стеклянных высоток вокруг подсказало, что мы, как минимум, в деловом центре. Исторический центр должен быть где-то рядом. Выяснилось, что в деловом центре все парковки платные. От полутора до четырех EUR в час. Мы поехали дальше, пересекли речку и сразу за мостом остановились на просторной бесплатной парковке.
С дальнейшим ориентированием нас выручил путеводитель. В нем была фотография арочного моста. Точнее современного бетонного сооружения на месте исторического арочного моста. Вот его-то мы и увидели с моста возле парковки. И пошли к нему по набережной.
В городе явно праздник. Перекрыто движение по улице, прилегающей к набережной. Расставлены ограждения с символикой Tartu Mill Triathlon. Концертные сцены, лотки с едой и сувенирами, расположившийся на газонах народ. То тут, то там бродят или проезжают на велосипедах спортивные молодые люди с номерами на майках и логотипами Tartu Mill Triathlon.
С одной стороны, атмосфера общего праздника хорошо, но с другой стороны, вся ратушная площадь и главная улица старого города превратились в сплошной палаточный базар. Красивые хорошо отреставрированные исторические здания словно отступили назад и стали бледным фоном. Хорошо знакомый по фото из интернета «падающий» дом нормально сфотографировать так и не удалось. Но ратушу и фонтан «целующиеся студенты» запечатлели.
Впрочем, обогнув ратушу, мы оставили праздничную суету позади. Холм Тоомемяги был воплощением тишины и спокойствия. В обсерватории Струве мы оказались единственными посетителями. К старинным телескопам и астрономическим инструментам детвора оказалась равнодушной, а вот модель солнечной системы и смотровая площадка обсерватории вызвали неподдельный энтузиазм.
Дальше мы посмотрели Домский собор, поднялись на обе башни, посмотрели на город с высоты.
Сфотографировались у «печати» Тартуского университета и у обоих мостов: ангельского и дьявольского. Анатомический театр оказался закрыт на реконструкцию.
Затем мы снова спустились на центральную улицу. Зашли наугад в уличное кафе пообедать. Снова неудачно. Все съедобно, все хорошо. 50 EUR на семью. Но ничего запоминающегося.
В 17:30 погрузились в машину и выехали в сторону границы. Отсутствие навигатора затруднило выезд из города. На каждом втором перекрестке останавливались, чтобы изучить карту. Кое-где выручали указатели на Voru (Выру). Внезапно возле нас остановилась машина с питерскими номерами, и водитель нам посигналил. Говорит: «Гляжу, соотечественники карту смотрят, дай, думаю, помогу. Вам куда?» Название погранперехода с эстонской стороны мы запамятовали. Поэтому сказали: «Нам на Выру надо». Наш новый знакомый ответил: «Пристраивайтесь за мной». Так с помощью любезного молодого человека мы покинули Тарту и покатили на юг. Спасибо ему большое!
Вскоре мы увидели указатель на Polva (Пылва) и Varska (Вярска) и свернули с трассы. Дорога пошла знакомая. По ней мы ехали от границы в Таллин. Однако за прошедшую неделю на этой дороге появились новые ремонты. И снова унылые 40 км/ч. Мы начали немного нервничать. Дело в том, что для прохождения границы с эстонской стороны надо бронировать электронную очередь (стоимость услуги 1,30 EUR). Мы забронировали время прохождения 19:20. Как потом выяснилось, я неправильно проинтерпретировал описание на сайте. На самом деле мы забронировали временное окно с 19:00 до 20:00. Но мы этого не знали и думали, что опаздываем.
Добил нас праздник в каком-то поселке недалеко от границы. На поляне рядом с дорогой стояли праздничные шатры, сцена, барбекью, аттракционы. А по дороге в сторону поселка неспешно брели празднично одетые люди. Местный страж порядка с полосатой палкой остановил движение на дороге, чтобы люди могли спокойно идти по середине, а не жаться к обочине.
Всему приходит конец. Пришел он и праздничному шествию. Мы снова поехали к погранпереходу.
На границу мы подъехали только в 19:30. Недолго думая, сразу поехали на пропускной пункт. Там любезный молодой человек спросил, а проезжали ли мы через площадку ожидания? Отвечаем: «Нет, мы же бронировали время, опаздываем». «Сожалею, — говорит, — вам придется вернуться, чтобы камеры зафиксировали ваш номер».
Возвращаемся и пытаемся понять, куда ехать. Слева и справа стоянки. Много легковушек с эстонскими номерами и ни одного человека, чтобы спросить. Справа за стоянкой — еще одна, огороженная забором. На ней стоят фуры. И тоже никого. Хорошо видно выездные ворота, а вот где въезжать — не понятно. Естественно, никаких указателей.
Покрутившись пару минут, поняли — заезд через автостоянку слева по ходу (если ехать по направлению к границе). Надо повернуть налево, въехать на стоянку для местных, а уже на стоянке повернуть еще раз налево и проехать в ворота со шлагбаумом. На территории огороженной стоянки тихо, пусто. Только фуры стоят. Похоже без водителей. На экранах, где должны гореть номера автомобилей на прохождение границы, — пусто. Паркуемся. Иду в домик — диспетчерскую. «Вот, — говорю, — номер машины, бронировали время 19:20, хотим проехать». «Нет, — говорит, — такого времени. Есть 19 и есть 20. Ваша бронь у нас есть. А чего же вы сюда пришли?» Отвечаю: «Как зачем? Время наше. Очереди нет, но и нашего номера на табло тоже нет». Барышня за окном с радостной улыбкой: «Как это нет? Посмотрите внимательнее». Смотрю через окно — и правда, на экране появился наш номер. Вот такой, значит, юмор пограничной службы. Ну, что ж, главное, что ехать можно.
Сажусь в машину, подъезжаем к выездному шлагбауму. Никакой реакции. Шлагбаум опущен. Жена выходит из машины, идет к будке. Мрачный усатый мужик показывает жестом: назад, назад. Оказывается, надо было остановится на уровне мятого облезлого стоящего в стороне знака STOP. Хорошо. Сдаем назад. Останавливаемся. Все. Шлагбаум открыт, выезжаем. Снова на пропускном пункте в 19:40.
Пока суровая эстонская пограничница проверяла наши документы и машину, какая-то радостная энергичная тетенька пристала к нам с опросным листом. Социсследование по заказу visitestonia.com. Делать все равно нечего. Ответили на вопросы. Получили паспорта и переехали на российский пост.
Здесь у нас забрали паспорта, быстро все проверили и... Тишина. Со стороны Эстонии начали проходить границу пешеходы. Таможенница переключилась на них, а мы стоим. Дети от безделья стали разносить машину. Вылезали из окон, лезли на крышу. Пытались устроить догонялки. Наконец, нам отдали паспорта и, здравствуй родина. Заплатили еще 150 рублей за «платную трассу». На часах 20:03.
Поскольку мы не хотели привязываться к конкретной дате выезда, жилье на обратной дороге мы не бронировали. В Печерах задерживаться не стали. Поехали в Изборск. В Изборске мы поняли, что ночь с субботы на воскресение — не самое удачное время для импровизаций. Все возможные места ночлега были заняты. Только в гостиничном комплексе «Изборск» был люкс за 7000 рублей. Накрылась надежда погулять утром по Изборской крепости. Посмотрели на нее из окна автомобиля и покатили в Псков.
Пока ехали, позвонили в несколько Псковских гостиниц. Результаты не радовали. В лучшем случае нам пришлось бы брать два двухместных номера по 3000 рублей за номер. И тут — чудо. Гостиница «Ольгинская». Центр, напротив кремля. Двухкомнатный номер 3600. Ура, едем!
Администратор гостиницы выдал нам такую информацию: номер трехместный, за дополнительное место для второго ребенка + 500 рублей. Завтраки включены, но только два. На детей завтраки надо докупать. Кроме того, нам положена скидка 10 %, т. к. в гостинице нет горячей воды. При гостинице есть огороженная охраняемая парковка. + 100 рублей. Мы на все согласились и стали заселяться.
Гостиница с советских времен. Типичное 5-этажное здание серого кирпича. Однако, со стороны, обращенной к реке, уже смонтирован модный ныне плиточный вентилируемый фасад. Получилось очень симпатично. На тыльной стороне здания облицовка была в разгаре. Наши окна выходили как раз на строительные леса.
Внутри сделан хороший ремонт. И в коридорах, и в комнатах. Все чистенько. Мебель новая. Сантехника в идеальном состоянии.
Ресепшн — тетенька советской закалки. Все строго. Паспорта обоих взрослых. Свидетельства о рождении на обоих детей. Каждому необходимо собственноручно заполнить анкету о 14 пунктах и подписать. В анкетах на детей, так и быть, можно заполнить только имя и фамилию. В общем, процедура заселения затянулась на полчаса.
На первом этаже есть ресторанчик, работающий до 23:00. Однако, в 22:00 нам сказали, что повара уже ушли домой и обслужить нас не смогут.
В номере оказался электрический чайник. Попили чайку с остатками сладкого и завалились спать.
5 июля (воскресение)
Встали в 8 утра. Позавтракали в гостиничном ресторанчике. Еда понравилась и нам, и детям. Выехали в пол десятого. Яркое солнце, тепло. На улицах еще пусто.
Дорога уже знакома. Вообще обратная дорога почему-то всегда получается легче. Дети вели себя довольно тихо, хотя купленные в Москве игрушки уже успели им поднадоесть.
В Псковской области все те же ремонты с переносными реверсивными светофорами. Возле одного из них был забавный эпизод. Подъезжаем к светофору. Красный. Но машин, стоящих перед ним, нет. Останавливаемся. Тут мужичок в рабочей спецовке вскакивает и изображает умопомрачительную пантомиму «бег на месте», а потом начинает энергично махать рукой «проезжайте, проезжайте». Мы не заставили себя упрашивать. И точно, километра через два мы догнали хвост медленно плетущейся колонны и пристроились за ней.
На обед остановились в рекомендованном в путеводителе DROM кафе «Подворье» на 468 километре. Оно того стоило! Чисто, просторно, красиво. Большой выбор блюд. Обед на четверых «от пуза» 850 рублей. При этом все очень вкусно.
Мы опасались пробок на въезде в Москву в воскресение вечером, но обошлось. Минут 20 потолкались в вялотекущей пробке перед A107, а дальше поехали без затруднений. В семь часов вечера подъехали к дому. Путешествие закончено.
Эмоциональные итоги
Путешествие понравилось и взрослым, и детям.
Порадовала чистая, красивая, ухоженная страна.
Произвела приятное впечатление «демократичность» архитектурных и исторических достопримечательностей. Можно полазить, потрогать, побыть «в интерьере». Осталось небольшое сожаление, что не все посетили, что хотели.
С удовольствием покатались на велосипедах по хорошим дорогам в окружении прекрасной природы. Трафик минимален. От 5-7 машин в минуту на дорогах, ведущих к Нарвской трассе до 5-10 минут вообще без машин на полуостровах. А море — это всегда праздник. Пусть и прохладное, северное, но все равно завораживающее и красивое.
Отдохнули от толп и суеты. Все спокойно, тихо, размерено. Туристы вокруг гуляют, но очередей нет, ощущения скученности, тесноты не возникает. Кстати, случайно услышал беседу двух автокемперов в кемпинге. Один из них рассказывал свои впечатления об Италии. Достопримечательности прекрасны, но толпы людей ужасны. Вот Эстония — совсем другое дело.
Массу позитивных эмоций доставило общение с людьми. Возможно везло, но нам встречались только открытые, отзывчивые, доброжелательные люди. В 80 % случаев общались на русском. 20 % случаев — на английском.
Итоги в цифрах
Бюджет поездки на семью (округленно):