|
Доброго время суток всем. Решил я написать небольшой отчет про десятидневную поездку к нашим соседям белорусам. Данная поездка была задумана сразу после покупки машины, как тест-драйв перед поездкой на Байкал летом 2010 г. Машина Mazda Capella Wagon 4WD VR-X 2001 г. куплена в январе 2010 г. Экипаж я (Евгений) — водитель; моя девушка Ольга — штурман и ответственная за культурную программу; наша собака породы бобтейл по кличке Алька.
Перед выездом около дома.
Все приготовления были выполнены заранее, машина обслужена сразу же после покупки — замена масла в двигателе, масла в коробке замена ГРМ и сальников в двигателе.
В субботу 11.04 была получена справка на собаку в городской ветклинике для пресечения границы, заправлен полный бак и 20-литровая канистра бензина, упакованы вещи, проверенны документы, взят ноутбук, зарядки для телефонов обновлены карты в GPS (ASUS P-535 IGO 8.3), куплен атлас дорог России и СНГ (очень пригодился, потому что навигация по Белоруссии сделана слабовато. Куплена зеленая карта на 14 дней в «Россгосстрахе» за 510 рублей. Деньги были на картах Сбербанка и на всякий случай около 10 тысяч наличкой в российских рублях
Выезжать решили в воскресенье с утра и во второй половине дня должны быть в деревне Клястицы Витебской области — где-то 550 км от Спб. Где мы заранее договорились насчет жилья, изначально хотели снять комнату, но свободных не было, пришлось нам на двоих снимать целый дом за 30 $ в сутки.
Выехали около девяти утра, погода стояла отличная. Город проскочили минут за 20, машин в воскресное утро не было совсем. В начале десятого выехали на трассу М-20 и по прямой в сторону Пскова. До Пскова дорога в хорошем состоянии, по этой трассе последний раз я ездил в 2008 году с ужасом вспоминал г. Лугу, через который проходила трасса. Оказывается, сейчас достроили объездную вокруг Луги — это меня очень порадовало. После Пскова дорога местами нормальная, местами идет ремонт — а местами, особенно около обочин, ямы по колено.
Следим за дорогой :).
Первая неприятность ждала нас в городе Остров 350 км от СПб. Аккумулятор в машине стоял старый — но вроде крутил нормально даже в морозы, и поэтому я все откладывал его замену. Заехав на заправку, я заглушил машину, заправился до полного бака. Стал заводить, а из-под капота только какой-то странный звук, не похож даже на звук стартера. Оттолкав машину на стоянку около заправки, понял, что аккумулятор умер, пошел в магазин за проводами для прикуривания — там их не оказалось, на другой стороне дороге стояла еще одна АЗС — там провода были, с ними я вернулся обратно и стал искать того, кто согласится помочь «прикурить». Что странно, очень много народу отказывало, я обычно всегда помогаю на трассах людям, чем могу. Но я не унывал, и в итоге водитель фургона «Fiat» помог мне. Присоединив провода на его заглушенную машину и к моему аккуму, я поворачиваю ключ и — ничего. Решили завести его машину и, ура, стартер крутанул и мы заведены. Тут бы мне подумать, с чего вдруг аккумулятор сел в ноль, но решил, что, может, я забыл фары выключить (у меня ксенон).
Я поехал радостно дальше — отъехав километров 20 от Острова, понимаю, что что-то не так, машина как-то вяло реагирует на педаль газа — стекло опускается слишком медленно. Останавливаюсь на обочине — тут загорается сначала значок ABS, потом значок подушек. Так, думаю, приехали — и через две минуты машина глохнет. При попытке завести симптомы те же, что и у заправки. Открываю капот и наблюдаю ужасную картину: под аккумулятором лужа — он просто вытек. Снимаю аккумулятор и понимаю, что тут его славный путь закончился. Начинаю искать причину его кончины, и вот оно — разъем от генератора отошел наполовину и я ехал на одном аккумуляторе. Вставляю разъем на место, оставляю Ольге документы и ключи, ставлю знак аварийной остановки, иду на противоположную сторону дороги ловить машину до Острова, чтобы купить новый акум и ехать дальше. Ни одна машина не останавливается, ну что за день — думаю я.
Рядом нахожу кафе, иду туда объясняю ситуацию, прошу телефон такси — девушка за стойкой вызывает такси за 300 руб. туда и обратно, огромное ей спасибо за это. Приезжает такси, едем в Остров — время 14:00, все магазины закрыты — таксист (забыл спросить, как его зовут) куда-то звонит по знакомым, но везде либо закрыто, либо есть аккумуляторы на русские машины. Думаю, ладно, если что, видел на заправке за 5 000 рублей, жаба, конечно, душит, но что делать В итоге нашли в магазине автозапчастей перед самым закрытием аккумулятор за 2 400 руб. Едем обратно, аккумулятор на место, ключ на старт — вжих и, ура, мотор урчит, все работает. Благодарю таксиста, он, кстати, остался ждать, пока я установлю аккумулятор на место — мало ли чего. И взял ровно 300 руб., хотя я еще давал денег за помощь в поиске, спасибо ему огромное.
Старый аккумулятор отправился в мусорный бак около кафешки.
Едем дальше настроение хорошее — машинка бежит отлично, GPS вещает, что осталось 190 км до финиша. Немного поплутали около самой границы, но быстро поняли, что не туда свернули. Въезжаем на платную дорогу, о чем нас информирует огромный плакат. Едем километров 50, впереди вижу шлагбаум, рядом АЗС — заправляем опять до полного, подъезжаем к шлагбауму. 220 руб. за маленький кусок дороги , забегая вперед, скажу, что за почти 600 км идеальной трассы М-1 Брест — Орша я заплатил 60 рублей. Проезжаем вперед и видим знак «Таможня» — останавливаемся, подходит таможенник, я достаю все документы, он на них даже не смотрит далее диалог:
Т: — Куда едете ?
Я: — В Белоруссию. :)
Т: — Понятно. (увидев собаку) А у вас собака ! Покажите документы на нее.
Я: — Вот, пожалуйста. (Смотрит на них просто так для интереса)
Т: — Проезжайте.
Я: — Спасибо, до свидания.
Ни паспорт, ни документы на машину, ни зеленую карту никто у нас не спрашивал.
Далее километра 1,5-2 нейтральная полоса — и таможенный пост Республики Беларусь. Стоит знак «STOP», я встал, никто не подходит. На противоположной стороне стоят двое, о чем-то беседуют, я показываю из салона руками, мол, что делать, они мне машут рукой — чего встал, типа, проезжай. И вот мы «за границей».
На въезде стоял плакат: «Дороги — это гордость нашей республики». Я сначала не придал этому значения. Сразу за постом они такие же как у нас, зато дальше это сказка, но об этом позже. Через 50 км мы находим нашу деревушку — телефоны («TELE2») у нас не работают. Захожу в магазин, спрашиваю, не знаете, где тут можно позвонить, мне отвечают, что не знают. Тогда я спрашиваю, а как найти Аллу — она сдает жилье — тут продавщицы сразу улыбаются, идут ей звонить и объясняют мне, как проехать. Выйдя из магазина, я понимаю, что неплохо купить бы пивка после дорожки. Но у меня только российские деньги — банки закрыты, время около шести вечера. Думаю, дай зайду в магазин и договорюсь купить за наши. Захожу в деревенский магазин и у меня культурный шок — я вижу большую надпись «VISA» у кассы, и это в деревне, в которой 50 домов максимум. Не веря до конца, спрашиваю, что, правда, «VISA» принимаете — мне говорят ДА. (У нас в Спб не в каждом магазине принимают, а на трассе вообще лучше забыть про карты). Беру на пробу разного белорусского пива четыре банки, расплачиваясь картой «Сбербанка» (не до конца веря в происходящие). Ну и едем искать дом — нашли через пять минут. Заселились, вытащили вещи, поставили во двор машину и пошли гулять по деревне, решив спать лечь пораньше и на завтра поехать в г. Полоцк.
Наш домик снаружи (внутри намного приличнее, три спальни + кухня + зал с камином, все удобства в доме, душ и горячая вода).
С дороги. Первый день в доме было чутка прохладно.
На следующий день поехали в Полоцк, около 150 км от нашего домика, правда был понедельник, и все музеи были закрыты. Красивый древний город, находится в устье реки Полоты.
Древний камень около Софийского собора.
Старая улица около центра города.
Гуляли там до вечера. Так же посетили Спасо-Ефросиньевский монастырь.
Купили местную симку, так как «TELE2» не хотел особо работать в восточной Белоруссии. Оля накупила чутка сувениров. Вечером купили мяса, я себе пива (мне очень понравилось белорусское пиво, особенно Лидское), Ольга — бутылку сухого вина, позвонили родным и друзьям. Развели костер в мангале и сели на веранду наслаждаться отличным видом на речку (дом стоял прямо на берегу), свежим воздухом, хорошим пивом и вином и вообще отпуском. Собаке после города тоже было раздолье — целый участок, соток 20, был в ее полном распоряжении, и она по-моему была еще больше довольна, чем мы.
За 1 секунду до команды ФУ! :).)
На следующий день у нас было запланировано посещение развалин поместья Шадурских в Освее, а вечером баня и шашлык. Освею нашли без проблем, хоть GPS нас и направил на грунтовку, когда можно было ехать и по асфальту. Приехали к центру села по указанию милого голоса «IGO». И увидели там только автобусную станцию и памятник второй мировой войны. Никакими развалинами и «не пахло», решили подняться к памятнику. Поднимаемся и видим компанию молодых людей: два парня и две девушки с коляской и довольно нетрезвые. Я спрашиваю у них, где тут развалины поместья, они на меня смотрят, как на умалишенного, и говорят, что тут таких нет, может быть дальше по трассе. Еще спросили меня, откуда я. Я ответил, что из Санкт-Петербурга, на что получил ответ — заметно. В общем поехали дальше по трассе, проехали пару километров и понимаем, что ничего дальше нет, если верить карте, решаем возвращаться. Проезжая мимо места, где у нас состоялся диалог с местными, вижу — с пригорка кто-то бежит и машет руками — оказался один из парней, он вспомнил, что дальше есть парк и в нем есть какие то развалины — может быть, те, которые мы ищем. Проехали, куда он говорил, и действительно их нашли.
Конец ГАИ :).
На обратном пути заехали в кафе пообедать. И — к дому, где нас ждала натопленная баня.
На следующий день мы уезжали из Клястиц. В усадьбу «Два бусла» в деревне Дакудаво под городом Лида, где мы договорились снять комнату за 12 $ в сутки с человека. Попрощались с хозяевами дома. Заехали на заправку, до этого ездили на российском, бензин в Белоруссии дорогой: 3 050 белорусских рублей — где-то около 30 рублей на российские рубли (я точно не знаю, потому что везде расплачивался картой, наличку снимали два раза по 300 000 белорусских рублей). И поехали в сторону Минска.
Осмотр перед дорогой.
Отдельно сказать хочу про белорусские дороги: ездить по ним одно удовольствие, я за десять дней забыл, что такое ямы. Дороги почти все новые, ровные, с хорошей разметкой, каждые 20-50 км стояночки с туалетом, причем чистым, столиками или домиками для обеда, мусорным баком и краном с водой. В общем, России, к сожалению, еще далеко до таких трасс.
По дороге нам попадалось много достопримечательностей, вот фотографии некоторых из них.
Церковь в Сарье.
Внутри ДОТа.
Минск объехали по кольцевой, следуя указателям навигатора. Решили для Минска выделить целый день, то есть вернутся в него потом. К вечеру добрались нашего нового места жительства. Очень гостеприимные хозяева. Отличная спальня и холлом с камином, все отделано деревом. Очень прикольный дворик.
Вечером съездили в Лиду в магазин и на заправку, потом домой — душ, какой-то фильм по ноутбуку, телефонные звонки на Родину, и спать. На завтра запланирован город Гродно.
С утра встаем, у нас уже разожжен камин — на столе парное молоко (так было каждое утро, спасибо Галине Андреевне). Легкий завтрак и — в путь, что-то около 130 км в одну сторону. По «автобанам» Белоруссии мы там были буквально через час.
Гродно расположен на берегах реки Неман, на границе с Польшей и Литвой. Очень приятный город, чистый, с хорошими дорогами, кучей кафешек и магазинчиков. С красивыми храмами и костелами. Там мы гуляли до вечера, потом зашли в ресторан в самом центре, ужин на двоих с бокалам хорошего вина для Оли обошелся что-то около 800 руб., это был самый дорогой счет из всех заведений.
Перед выездом из города зашли в торговый центр, где мы обнаружили грузинские вина, и самое приятное для меня — «Боржоми», которую я очень люблю, но у нас ее, как известно, не продают.
На обратном пути, отъезжая от заправки, я услышал нездоровый хруст в районе правого заднего колеса — путем осмотра и экспериментов выяснилось, что раздается он только при движении вперед и на маленькой скорости. Появился люфт у колеса. Ступичный подшипник приказал долго жить — потихоньку доехали до дома, выяснил у хозяев усадьбы про автосервис — позвонил и договорился на следующий день приехать в г. Лиду за 20 км от того места, где мы жили.
Весь следующий день посвящен был автосервису. Так что фотографий нет. Единственное, что, отъехав от дома и проехав полпути со скоростью 40 км\ч, хруст становился все громче, я остановился около автосервиса, люфт стал просто смертельным для дальнейшего передвижения — и мной было принято решение вызывать эвакуатор, спросил у ребят телефон они мне дали визитку, я позвонил, и через 15 минут моя «Мазда» ехала в сервис не своим ходом за 60 000 белорусских рублей (около 600 РР), за рулем был поляк, он отвез меня куда я и просил, но, как позже оказалось, в другой бокс, договорился, чтобы меня починили без очереди (спасибо большое, иначе я бы жил там дня три, судя по количеству машин на очереди) сгрузил и уехал. Как и оказалось при осмотре — смерть подшипника. Тут я, честно говоря, очень расстроился, я стал думать, где же я достану подшипник на праворульную машину в Белоруссии (у них запрещен ввоз правого руля и постановка на учет).
Я довел свое мнение до механика, на что получил ответ с улыбкой: «Не парься, в Белоруссии все есть». И мы с ним идем в магазин в 100 метрах от автосервиса, где полным полно народу, но мой дядька, авторитетно всех расталкивая, подходит к прилавку с моим старым подшипником и свидетельством о регистрации. Через пять минут копаний по каталогам мне говорят: «Вам Китай за 60 000 тысяч белорусских или «Koyo» за 160 000?» Я находясь в небольшом шоке, я в Спб все минимум пять дней жду, говорю, давайте «кою». Дядька забирает мой подшипник и идет в ремзону устанавливать его. Я расплачиваюсь картой и радостный иду за ним. Еще час, и я, заплатив 100 000 BYR (наших около 1 000 руб.) и подарив мужикам бутылку водки за оперативность и помощь, поехал домой. Это, к счастью, была последняя поломка за все путешествие (около 4 000 км), не считая дороги от Смоленска до Спб около 700 км (если это уродство можно назвать дорогой), где я влетел в яму, помял поддон картера и порвал пыльник привода, и ко всему прочему на этой же дороге мне прилетел камень от фуры и в итоге трещина на лобовом, сейчас я ее уже заделал.
Вечером чутка отметив ремонт, мы легли спать.
На следующий день мы отправились смотреть старинные замки в Мире и Несвиже. Мирский замок.
Вид снаружи.
Внутри замка.
Далее замок в Несвиже.
Идет реставрация.
Библиотека внутри замка.
Замки нам очень понравились — это был один из лучших дней по количеству впечатлений. К сожалению, фото не передают всю красоту замков и природы вокруг них. К слову сказать, входные билеты во все музеи очень дешевые. От 1000 BYR (10 наших), максимум, мы по-моему платили 27 000 (270 наших) за двоих и за стоянку машины.
Ратуша в Несвиже.
Костел.
На следующий день мы поехали в Минск. В Минске мы гуляли полдня где-то, потому что все достопримечательности осмотрели довольно быстро. Во Вторую мировую город очень пострадал от немцев и был почти полностью разрушен. Остался только маленький квартал старого города.
Кусочек старого Минска.
Площадь Победы.
Смоленск — родной город Оли.
Центр города.
Мемориал воинам-афганцам.
Большой театр.
Актриса около театра в парке.
Дом правительства.
Костел в центре города.
Вечером вернулись домой, стандартная программа — шашлык и т.д. На шашлык не могу смотреть до сих пор, но свежее мясо на рынках Белоруссии мы покупали по 150 000 BYR за кг (около 150 рублей российских), так что грех было его не есть.
На следующий день в планах было посетить Брест. Так что с утра встали пораньше и двинули в путь, от нас было где-то 400 км в одну сторону. По дороге проезжали мемориал Хатынь, фотографировать не стали, потому что обстановка, честно говоря, не очень располагает к этому. Мемориал выполнен очень грандиозно. Вот фото из инета.
На входе.
После наш путь пролегал в деревню Ружаны, где находится дворцовый комплекс Сапег, а точнее, его руины.
Внутри комплекса к нам подошел мальчик лет 12 и сказал, что внутри есть остатки старинного камина и предложил нам проводить к ним, по пути он провел нам интересную экскурсию про дворец и его историю. Показал отпечаток ладони дочки князя, и рассказал, что есть поверь: если к ним прикоснуться, то исполнится желание, что он загадал попасть в сборную школы по футболу и его взяли. Мы тоже решили проверить и загадали по желанию. В конце он показал нам остатки подземного хода, который вел до замка в Коссово, но так же он выдвинул теорию, что вряд ли он существовал, потому что в библиотеке он не мог найти никакого этому подтверждению. В общем, парень молодец — интересуется историей, наверное, будущий экскурсовод этого места. Ну и заодно заработал 100 российских рублей, хотя он даже не намекал на деньги, мы сами ему дали.
Остатки камина.
Герб рода Сапег.
Отпечаток ладони.
Подземный ход.
Далее мы поехали смотреть остатки дворца в Коссово. Очень красиво: старинный замок стоит на холме в сосновом лесу. Идет активная реставрация, внутрь проход закрыт, так что мы походили только вокруг.
Замок из детства — именно так я представлял себе настоящий рыцарский замок. Там же осмотрели усадьбу Костюшко.
Время уже было много, и мы спешно поехали в сторону Бреста.
Въехав в Брест мы немного заблудились, доверившись GPS, — покружили по вечерним пробкам около 40 минут — вернулись ближе к въезду города и купили в книжном магазине карту, и тут же спросили, как нам проехать в крепость. Нам быстренько объяснили, и через 15 минут мы были около крепости. Так как приехали поздно, музеи были закрыты, но во внутрь пускают до 21 часа. Крепость после боев оставили как есть, восстановили только хозяйственные постройки, и разрушенные стены сверху залиты бетоном, чтобы дальше не сыпались. Огромная территория с главным мемориалом посредине. Везде есть таблички, все написано, так что без экскурсии мы вполне хорошо погуляли.
Вход в крепость.
Остатки казармы.
Осмотр закончили около девяти часов вечером и выдвинулись в сторону дома, проехать надо было около 400 км. На выезде заехали в торговый центр, купили грузинского вина, каких-то сувениров, перекусить в дорогу, а я себе «Боржоми». Отъехав от Бреста километров 100, потемнело и начался очень густой туман — видимость метров десять перед машиной, и так на всем протяжении до дома, никогда в жизни не видел такого тумана. Едем — темно вокруг туман, желтоватый свет луны, ни одной машины на трассе — сразу начали вспоминаться сюжеты фильмов ужасов :), в общем, дорога не из приятных, так как максимальная скорость была 80 км\ч и ни видно ничего. Приехав ночью домой, тут же завалились спать.
На следующий день хорошенько выспавшись, мы поехали в г. Лиду, это был наш последний день в Белоруссии. Вечером наш ждала баня, а не следующий день мы должны были выехать в сторону России, в планах был г. Смоленск, навестить Олиных родственников.
Замок в г. Лида.
В Лиде в туристическом плане кроме замка и пары церквей ничего нет, и то замок был закрыт на ремонт. Но для меня была особая программа, я хотел найти пивзавод «Лидское пиво». После того как мы немного погуляли, я нашел указатель на завод и отправился в ту сторону. На заводе мною было приобретено два ящика пива, для друзей в Санкт-Петербурге, и рядом в магазинчике две бутылки настойки «Бульбаш» для дома (одну настойку выпили на шашлыках с форумчанами Drom.ru).
Вечером наш ждала отличнейшая баня, с бассейном. Из этой бани я вообще не хотел уходить, из парилки в бассейн с холодной проточной водой и обратно я наверное сделал 20 заходов и каждый раз говорил, что все, этот последний.
С утра упаковав вещи попрощавшись с хозяевами усадьбы «Два Бусла», мы выдвинулись в Россию, таможню проехали почти так же как и по дороге в Белоруссию, в Смоленске мы были вечером, где провели два дня и дальше поехали домой в Санкт-Петербург.
По дороге заехали на «Линию Сталина», это один из укрепрайонов, которые строили перед войной.
Поездка нам очень понравилась. Будет возможность — обязательно съездим еще.
Проехали все вместе чуть больше 4 000 км, по почти идеальным дорогам, точно не знаю, не записал показания одометра при выезде. За десять дней потратили около 40 тысяч рублей, притом что ни в чем себе не отказывали, самая большая статья расхода у нас была это бензин, ремонт машины и жилье.
После поездки прибавилось еще стоимость ремонта стекла и шруса внутреннего (заказал контрактный во Владивостоке привод в сборе, так как у нас шрус стоит 12 тысяч).
Спасибо, что дочитали до конца. Если будут какие-то вопросы, спрашивайте, с удовольствием отвечу.