Путешествие в Эстонию с детьми и велосипедами

31.08.2015 | 11966 просмотров

Даты путешествия: 26 июня — 5 июля 2015 г.

Участники: папа (автор, водитель), мама (водитель), мальчишки 8 лет и 5 лет.

Средство передвижения: Рено Дастер 2013 года.

Место старта: город Красногорск (Московская область).

Предыстория

В этом году так сложилось, что в летний период можно было взять только одну неделю и только на границе июнь — июль. Различные предшествующие расходы свели бюджет к очень скромным цифрам. Не более 70-80 тысяч на семью. При этом хотелось побывать в новых интересных местах, по максимуму сменить обстановку, получить физическую нагрузку (катание на велосипедах). Поэтому выбирали место, где не жарко, не далеко от Москвы, не дорого, есть хорошие дороги с минимальным трафиком. Последнее важно, т. к. едем на велосипедах с детьми.

Просмотрели много отчетов о путешествиях, рассказов о достопримечательностях. В итоге выбор пал на Эстонию. Большую помощь в подготовке и осуществлении поездки оказал путеводитель от команды DROM. Огромное спасибо авторам! Очень пригодилось в дороге.

Подготовка к поездке

У меня шенгенская виза уже была. Визу оформляли только на жену и детей. Собирали документы руководствуясь перечнем на сайте посольства. Подавали заявление через Pony Express. Они выполняют функцию визового центра Эстонии в Москве. Неожиданностей не было. Единственный прокол, который устранили прямо на месте, — в брони отеля на букинге должны быть указаны имена всех путешественников. К тому, что кемпинги только перечислены на бумаге, а подтверждений нет, не придирались.

Виза делается 5 рабочих дней. Немного поволновались, т. к. 22 и 23 июня оказались праздничными днями в Эстонии. Паспорта с визами мы получили только вечером 25 июня (за 14 часов до выезда).

Прошел очередное ТО. Закачал карты Прибалтики в навигатор (MapFactor с картами Open Street на планшете). В процессе подготовки купили путеводитель Lonely Planet по Эстонии, бумажную карту (забегая вперед, эта карта очень пригодилась, когда умер навигатор). Проверил и подремонтировал велосипеды. В интернете прочёл, что в Эстонии очень серьёзно относятся к видимости велосипедиста на дороге. Всем нужны светоотражающие жилеты. К сожалению, купить их не успел. Претензий во время пути не возникало.

26 июня (пятница)

На улице прохладно, солнечно. Несмотря на подъем в 6 утра, сборы затянулись и вместо запланированного выезда в 7:30 выехали только в 8:20. К счастью, нам повезло. Обычных для этого времени пробок не было, и мы беспрепятственно выскочили на Новую Ригу. На участке от МКАД до А107 ремонты закончены и пустая четырехполосная автострада вызывает желание «пойти на взлет». От А107 до А108 — сплошной ремонт. По две суженных до предела полосы в каждую сторону. Скорость иногда приходилось сбрасывать до 60. После А108 — «старые» две полосы. Ехать можно не напрягаясь.

После Волоколамска по одной полосе в каждую сторону, но есть широкая асфальтированная обочина. Трафик небольшой в обоих направлениях. Обгоны проблемы не представляют. Как только закончилась Московская область, закончилась и широкая обочина. Однако асфальт по-прежнему хорошего качества. Грузового транспорта в тот день было мало. На 100 километров 5 обгонов.

Дети сначала бузели, требовали новые игрушки, но вскоре после А107 уснули и проспали почти до самого Зубцова. Тут уж пришлось раскрыть мешок с заранее припасенными игрушками. Кстати, в этот раз мы опробовали новую тактику — не более одной игрушки в руки. Прежде чем потребовать следующую игрушку, сдай ту, что у тебя в руках. Подействовало! Стали больше проводить времени с одной игрушкой и удалось избежать свалки на заднем сидении.

Первые 300 километров одолели довольно легко. Меньше чем за 4 часа. Остановились пообедать в кафе на заправке на 318 километре. Дальше тихоходов стало больше. Средняя скорость упала. В Псковской область пошел разбитый асфальт. Стало трясти. Скорость еще упала.

Километров за 30 до Великих Лук встали на реверсивном светофоре — ремонт дороги. Пускают только по одной полосе. Такую конструкцию светофора мы еще не видели. Ящик типа как у рыбаков, только на колесиках, из него торчит палка длиной метра два и на ней жестянка с двумя светодиодными «глазами». На ящике сидит унылый мужик в спецовке и передергивает тумблер, когда ему звонят по рации.

Машин было мало. Простояли не долго. Минут 5-7. Километра через три еще одно такое же развлечение. Дальше асфальт пошел свежий, ровный.

В Опочке повернули на Остров. Дорога пошла по небольшим холмам. Вокруг живописные смешанные леса, много сосен. Вдоль дороги массово продавали клубнику и землянику. Взяли пол-литровый стакан земляники за 300 рублей. Забегая вперед, скажу: земляника оказалась чрезвычайно вкусная, ароматная, сладкая.

В Псков въехали в 17:00. Перед самым поворотом на Крестовское шоссе обнаружился новенький ресторанчик «KFC». Заехали поужинать. Еще два километра, и мы добрались до отеля «Пушкин», номер в котором бронировали заранее. Отель очень приличный, но пейзаж вокруг — депрессивный. Давно не ремонтированные домики частного сектора, автомойка, развалины промзоны. Парковка не огороженная, не охраняемая — прямо на улице перед стенами отеля.

Внутри отеля все на уровне. Красивый холл, свежий ремонт в номерах. Уютный ресторанчик. Все чисто, культурно. Наш номер оказался на первом этаже с окнами на шоссе. Надо отдать должное, звукоизоляция в номере хорошая. Нам не мешал ни шум машин, ни звуки соседей.

Забросив вещи в номер, поехали в центр (4 км). Запарковались на боковой улочке в 5 минутах ходьбы от Кремля. Прогулялись по территории Псковского Кремля.

Дети в восторге прыгали по фундаментам древних церквей.

Зашли в Троицкий собор. Он все еще реставрируется, но на беглый взгляд реставрация уже практически завершена. Собор производит приятное впечатление.

Нагулявшись по Кремлю, вышли на набережную реки Великой. Довольно приятное для прогулок место. Прошли через ворота в стене на набережную речки Псковы. Здесь есть возможность подняться на стену.

Такой шанс мы упускать не стали и прогулялись по крепостной стене.

Затем прошли по набережной Псковы до площади перед входом в Кремль, где дети затащили нас в кафе «Баскин Робинс» (расположено в здании кинотеатра «Октябрь»).

В отель вернулись в 9 вечера. Съели купленную в пути землянику и улеглись спать.

27 июня (суббота)

Подъем в 8 утра. Завтрак в ресторане отеля (входит в стоимость номера). Скромный шведский стол плюс блюдо на выбор: омлет, яичница, горячий бутерброд, каша, блины.

Официантка была явно не в духе. От такого обслуживания мы уже отвыкли.
— Где можно взять тарелки?
— Там все есть.
— Какие блюда на выбор можно заказать?
— Там все написано.

Впрочем, омлет и блины были вполне на уровне. Дети поели с удовольствием.

Выехали из отеля в 9:30. Пасмурно. Холодно. Моросит дождик. Заправились до полного бака на выезде из города. Как-то не люблю тянуть до последней заправки на границе. Всякие бывают накладки.

Поехали в сторону Печор. Вообще-то в планах было проехать через Изборск, но навигатор проложил путь по более короткой дороге. Подумали и решили отложить Изборск на потом, оставить больше времени на Таллинн.

Прямая дорога оказалась весьма извилистой, но очень живописной. Великолепные сосновые леса на склонах холмов. Пока ехали — распогодилось. Стало появляться солнышко. Вдоль дороги видели много припаркованных машин, а чуть подальше — тыльные части собирающих землянику людей.

В Печорах прогулялись по монастырю. Монастырь хорошо отреставрирован. Просто сияет. Территория большая, но на большую ее часть простых смертных не пускают. Много паломников.

После монастыря поехали на погранпукт. Навигатор провел по улице, где был полностью снят асфальт и насыпана крупная щебенка. Протряслись на скорости 20 км/ч. Чуть не угодили колесом в открытый люк.

Без четверти полдень прибыли к шлагбауму на въезде в погранпункт. Перед шлагбаумом висит плакат, что здесь взимают плату за проезд по платной дороге Изборск — Печоры. Вот бедолаги, им и невдомек, что местные из Печор в Изборск бесплатно ездят. Жена пыталась поспорить, мол, мы по другой дороге ехали. Без толку. Заплатили 150 рублей.

На следующем шлагбауме у нас проверили паспорта, документы на машину и пропустили дальше. На таможенном посту никого не было. Ни машин, ни пограничников. Красный свет. Стоим ждем. Бывалый водитель микроавтобуса Фольксваген рядом сказал, что 12 часов — пересменок. Зеленый свет включили в 12:03.

Долго и подробно расспрашивали, что везем. Потом пояснили — нам-то все равно. В ту сторону выпускаем без проблем. А вот обратно, если нет декларации на вывоз, могут быть проблемы. Один вон 80-килограммовую барбекьюшницу вез. Так на обратном пути заплатил несколько тысяч рублей пошлины. Не влез в лимит 50 кг личных вещей на одного взрослого. В конце концов выяснилось, что нам ничего декларировать не надо.

На эстонской стороне опять никого. Ни машин, ни погранцов. Пока разглядывали, на какой пост ехать (легковые — грузовые — автобусы), упустили из виду светофоры. Уж очень тусклые. На солнце плохо видно. Подкатили к будке. Ждем. К нам подошла седовласая стройная женщина в военной форме с очень строгим лицом.
— Вы откуда?
— Из России. Москва.
— Вы там у себя тоже так ездите?
— Как «так»?
— На красный свет!
— Извините, не обратили внимание.

Тон смягчился. Дальше общались вполне доброжелательно. Проверка документов, VIN номера, поверхностный осмотр вещей в багажнике. Штамп в паспорт, и путь открыт. На часах 12:30.

Дорога совершенно пуста. Нас обогнал давешний микроавтобус, да еще какой-то белый седан. И все. Тишина. Леса, поля. Редкие домики хуторов. Не видно ни одного человека.

Ехали аккуратно. 90 за городом, 50 в населенном пункте. Если ограничение 40, значит 40. И ни километра больше. Местные за городом едут довольно лихо. Обходили нас как стоячих. 120-130 минимум. Оттормаживались только перед камерами. Но при этом сплошную не пересекают. Ждут прерывистую. В населенных пунктах все едут строго 50. Никто не рыпается.

Пообедали на объездной Тарту в Макдональдсе. Чек на семью где-то процентов на 10-20 выше, чем в России. В районе Тарту идут массовые ремонты дорог.

Ближе к Таллинну населенные пункты встречаются все чаще. Попадаются куски 4-полосной автострады, где можно ехать 110.

Навигатор провел нас через центр по основным улицам. Несмотря на вечер пятницы, мы не видели ни одной пробки. Приятно!

В гостиницу приехали в шесть часов вечера. Мы бронировали «VideViku Villa». Она расположена в тихом, зеленом районе, застроенном симпатичными 2-3-4-этажными домами. Можно спать с открытыми окнами. Воздух свежий и тишина.

Пока мы доставали лист бронирования и выходили из машины, хозяйка уже вышла к нам навстречу, уточнила, что мы — это именно те гости, кого она ждет, и распахнула перед нами ворота внутреннего дворика. Парковка во дворе маленькая, но нам места хватило. На улице парковка в этом районе стоит 1,30 EUR в рабочее время и 0,90 EUR в остальное. Кстати, днем в историческом центре стоимость парковки доходит до 5 EUR за час!

Хозяйка, очень милая женщина, вручила нам ключи, чек (оплата по карте была снята заранее), проверила наличие карточки. Объяснила, что у нее был случай опротестованной оплаты. Гости при оплате ввели данные чужой карты.

От нее мы узнали: телефон дешёвого такси, как лучше пройти в центр, где ближайший продуктовый магазин и где супермаркет «Призма». Ива провела нас по всем закоулкам номера и собственноручно показала все мелочи: от тапочек в кладовке до соли и сахара на кухне.

Номер нам очень понравился. Гостиная с раздвижным диваном, телевизором, двуспальная кровать в алькове, полностью укомплектованная кухня с кофеваркой и микроволновкой. Лестница ведет на мансарду, где есть еще две кровати, кресло и тумбочки. Дети тут же облюбовали мансарду в качестве игровой комнаты. Она даже составила конкуренцию телевизору, где обнаружился канал с мультиками.

Долго задерживаться в номере не стали. Пошли гулять в старый город. От нашей гостиницы до башни Кик эн Де Кек примерно 20 минут ходьбы. Все музеи уже были закрыты (основная масса закрывается в 17:00, некоторые работают до 18:00). Но расслабляющая атмосфера вечера в старом городе ценна сама по себе. Хорошо отреставрированные старинные стены, красные черепичные крыши в лучах заходящего солнца на фоне безумно синего неба — потрясающе красиво.

Мимо Девичьей башни и башни Кик эн Де Кек

прошли в сад датского короля. По сути это Смотровая площадка с лестницей в нижний город и большая клумба с огромным количеством синих цветов.

В сочетании с небом и закатом — роскошная картина. На среднем ярусе — металлическая композиция, видимо символизирующая датского короля. Дети прозвали его рыцарь Рысь и принялись по нему лазить. Еле увели их оттуда.

Дальше мы отправились гулять по приятным улочкам нижнего города (Lina Linn). Множество кафушек, магазинчиков.

Неспешно прогуливающиеся туристы. Последних развлекают и зазывают ряженые, живые скульптуры.

Кареты и паровозики катают желающих.

На ратушной площади и на улице, которая ведет в сторону Вирусских ворот, все-таки возникло ощущение толчеи и суеты. Но прогулка по остальным улочкам очень приятна. Дети начали ныть, что устали и хотят есть. Поэтому обратно пешком не пошли. Возле монумента борцам за независимость (стеклянный крест) взяли такси и поехали в гостиницу. Оказалось, совсем не дорого: 4,30 EUR.

Рядом с гостиницей маленькое уютное кафе для местных. Хозяйка нам его рекомендовала. Персонал не говорит по-русски, а по-английски очень слабо. В пол девятого вечера почти ничего из перечисленного в меню в наличии не оказалось. Цены оказались на уровне кафе в центре (закуски, салаты, супы в диапазоне 5-10 EUR; основные блюда 10-20 EUR). То, что в наличии было, положительного впечатления не произвело. Решили больше сюда не ходить.

После кафе я сходил в «Призму» за продуктами. Идти минут 10. Расположена в огромном ТЦ на другой стороне железной дороги. По размеру примерно соответствует «Карусели». Цены умеренные. Напрямую сравнивать трудно, т. к. ассортимент сильно отличается от московского. Продукты на семью на сутки обошлись мне в 27 EUR. Все ценники на эстонском. Примерно половина продуктов имеет надписи на упаковке только на эстонском/латвийском/литовском. Половина содержит также информацию на английском и русском. Персонал и местные покупатели охотно помогают, подсказывают, если возникли сложности.

28 июня (воскресение)

Проснулись поздно. Почти в 9 часов. На улице пасмурно. Интернет говорит, что 17 градусов тепла. Готовили завтрак, ели, собирались очень неспешно. Из номера вышли уже почти в полдень. Снова направились в старый город.

Первым на нашем пути был музей оккупации. Ни одного посетителя. Цена взрослого билета 5 EUR. Спрашиваем, есть ли Tallin Card. Нет, нету. Купить можно только в туристическом инфоцентре или в R киосках. Пошли искать инфоцентр.

По пути посмотрели на замок Тоомпеа, где заседает парламент Эстонии.

Собственно, старинный замок был разрушен. А нынешнее здание на его месте построено в начале 20 века.

Напротив замка расположен собор Александра Невского. Православный собор в окружении многочисленных костелов кажется чем-то необычным.

Путь в нижний город навигатор проложил через улочку Пикк Ялг (Длинная нога). По краям улочки расположился творческий люд: художники, музыканты. Сразу возникли ассоциации со Старым Арбатом.

Информационный центр расположен совсем рядом с Ратушной площадью. Адрес Niguliste 2. Там очень милая девушка рассказала, какие виды Таллин Card существуют, что они позволяют и снабдила нас кучей листочков, буклетов и карт. Таллин Card на 48 часов на одного взрослого стоит 39 EUR. Дети 50 %, а до 6 лет бесплатно. Итого на нашу семью 97 EUR.

Следующим пунктом для посещения выбрали St Nicholas church она же Nigulista museum. Благо прямо напротив туристического инфоцентра. Внутри типичные для костела побеленные каменные своды без украшений. Скамьи для молящихся и 2 органа. Оба под потолком. Вдоль стен расставлены фрагменты алтарей и различных фигур. В сокровищнице экспозиция культовых изделий из серебра. В общем и целом, скучновато. Дети быстро заныли «пошли отсюда». На башню не пускают.

Затем двинулись на ратушную площадь. Народу по сравнению с вечером прибавилось. На сцене поют на эстонском. Народ на площади подпевает. Выглянуло солнышко. Стало тепло и оптимистично.

Попробовали зайти в ратушу, но там выставка предметов из частных коллекций, на которую действие Tallinn Card не распространяется. Пожалели 20 EUR и полезли на башню ратуши. Более узкой лестницы я в своей жизни еще не видел. Двум взрослым людям на ней не разойтись. На наше счастье никто не поднимался и не спускался. На смотровой площадке (кстати, очень маленькой) тоже никого не было. Вид на ратушную площадь и на верхний город потрясающий. Не плохо видны и стеклянные новостройки по соседству.

После ратуши пошли смотреть городскую стену.

На стену можно подняться. Открыты также входы во многие башни. Мы облазили 5 из них.

Некоторые башни пустые. В некоторых экспозиции. Копии исторических документов, чертежи, планы, доспехи. Даже катапульта есть. После пятой башни даже дети сказали, что уже достаточно. Пошли уже куда-нибудь.

Однако совсем не лазить не получилось. Поднялись на башню St Olav’s church. Самая высокая обзорная площадка старого города. Высота башни со шпилем — 123 метра. Здесь лестница пошире, можно разойтись спокойно. Есть даже площадка с сидениями для отдыха. Нaрод поднимался и спускался очень активно. Вид сверху потрясающий. Весь старый город на ладони. Хорошо видно порт и огромные лайнеры/паромы у причала.

Следующий номер программы — толстая Маргарита. Морской музей. Музей насыщенный, но немного скучноватый. Для детей было три развлечения: картинки — раскраски с кораблями, веревки, из которых можно вязать морские узлы, и капитанская рубка на 4 этаже. Ну и кафе-мороженое на крыше.

Устав от похождений по башням, пошли перекусить в кафе недалеко от Вирусских ворот. Дети увидели Макдональдс и заявили, что есть будут только там. Но родители настояли на посещении местного кафе. Тем более, что в Макдональдсе были дикие очереди.

Время поджимало, и мы решили не тратить его на поиски описанных в путеводителе ресторанчиков. Зашли в первое попавшееся кафе. Результат посредственный. Съедобно, но б