Прибалтийский вояж без Прибалтики. Почти

11.03.2019 | 10927 просмотров

Экипаж: я, автор этих строк, водитель и идеолог поездки; супруга, второй водитель и заведующий питанием; двое юных путешественников — замечательные мальчишки 11 и 8 лет от роду на момент поездки. Лошадка — Рено Дастер 2013 года.

Даты поездки: 12 июля - 30 июля 2018 г.

Маршрут предполагаемый: Москва — Рига — Вентспилс — Клайпеда (Куршская коса) — Гданьск — Биллунд (Лего-лэнд) — Копенгаген — Гамбург — Берлин — Москва.

Маршрут фактический: Москва — Берлин — Гамбург — Биллунд (Лего-лэнд) — Копенгаген — Гиляляй (Датская ривьера) — Леба — Вильнюс — Москва.

Предыстория.

Людям, связанным с искусством, прекрасно известно, что хороший экспромт требует серьезной подготовки. А хорошее путешествие — тем более. Многие умудряются готовить путешествие мечты по году и более. Но вот с этим летним путешествием все сложилось совсем по-другому. Весной готовил майскую поездку по Греции. Вернулись из Греции — вал работы. Отпуск в июле и сдвинуть нельзя. На подготовку только июнь и то урывками после работы.

Даже с выбором направления на этот раз были проблемы. Горы? На подготовку к горам времени нет. Горы халявы не прощают. Да и супруга сказала, что гор с нее довольно. Города и музеи? Дети в один голос закричали, что скучно. Надо что-то еще. Юг и море? Во-первых, я плохо переношу жару. Во-вторых, приемлемые по цене варианты давно разобраны. Да и скучен тюлений отдых. И тут вдруг вспомнилось, что колеса есть не только у машин. Мне припомнили мои обещания прогулять наши велосипеды в Европу. Пришлось стряхнуть пыль с подготовленных когда-то планов поездок с велосипедами. Идею ехать «линейный» маршрут с рюкзаками семейство отвергло сразу. В компании еще куда ни шло. А в одну семью напряжно и скучно. С учетом всех вводных у меня остался только один черновик: велосипедная мекка Дания. Ну и бонусом Лего-лэнд для детей. Оба сына без ума от этих конструкторов.

По пути захотелось посмотреть Прибалтику, балтийское побережье Польши, ну и заглянуть в Гамбург и Берлин — тоже, кстати, велосипедные города. Никакое жилье не бронировал и даже не искал. Какие-нибудь кемпинги поди найдутся. Накидал в список по паре тройке достопримечательностей из каждой локации. Без подробностей. Прочел пару велоотчетов по Дании. Больше ни на что времени не хватило. Для интернета закинул денег на карточку MTXC. В планшете Мэп фактор с картами OSM. У супруги Мэпс ми. Все. Настолько плохо я еще ни одно путешествие не готовил. Но что делать. Не пропадать же отпуску. Поехали.

День нулевой. 12 июля.

Плохо подготовленное путешествие должно проходить не по плану. Исключение составляет случай, когда плана нет совсем. Так и получилось на этот раз. Я собирался выехать в 16:00 — сразу после работы. С этой целью я в тот четверг работал из дома. Но выехали мы только в начале девятого. Как можно столько копаться с вещами? Каждый раз удивляюсь, почему так происходит. Но средство до сих пор не найдено.

Итак, четверг, девятый час вечера. Все рвутся за город, на дачи или просто на природу. Идея прихватить отгул к выходным пришла не только мне. МКАД медленно ползет. С неба в очередной раз начинает сыпать дождь.

И тут я задаю экипажу вопрос: а куда мы собственно едем? Нет, я не в том смысле, что я вообще забыл про все планы. Тут дело в другом. Кропотливое изучение Гисметео в последний час перед поездкой выявило беспросветные дожди на неделю вперед по всей Белоруссии, Прибалтике и западной Польше. Это ведь в теплом гостевом доме хорошо спать под шум дождя. В удовольствие осматривать музейные экспонаты, когда на улице льет как из ведра. Даже любоваться архитектурой древних городов, гуляя под зонтиком, бывает весьма неплохо. Но у нас-то запланированы прогулки на велосипедах и ночевки в палатке! На велосипеде от зонта пользы как от плаща в бассейне. А палатка становится мокрой внутри, если пару раз свернуть ее под дождем. Неделя такого развлечения выглядит весьма унылой перспективой.

Крутнули мы шарик на карте и… вуаля! Над всей Германией солнечная погода! На всю ближайшую неделю! Нет, есть позитивные стороны и в плохо подготовленном путешествии. Поедем в Берлин не в конце, а начале путешествия. Сказано — сделано. Бодро проползаем мимо поворота на М9 и встреваем в пробень на М1. Обругайте меня жмотом, но не платить за объезд Одинцово для меня уже почти религия. Только в самом крайнем случае. Видимо, случай был не крайний.

Однако нам повезло, дождь распугал многих любителей загородного отдыха и на траверсе Одинцово трасса поехала. Не было даже вечной пробки на перекрестке с А108. На траверсе Можайска стемнело. В Смоленской области навалилась усталость, и мы, не доезжая Вязьмы, остановились в мотеле «Уют». 2800 за номер на четверых. Все вполне прилично. Вот только вода из крана мутная. Видя, что с нами дети, буфетчица (она же ресепшенист) налила нам воды в чайник из 19-литровой баклаги. В полдвенадцатого отвалились спать.

День первый. 13 июля.

Кто сказал, что пятница 13-ое — плохой день? Все врут! Пятница 13-ое — великолепный день! Первый день отпуска! Первый день, когда взорвалось и затопило изнутри ощущение путешествия, дороги! За окном голубое небо и ярчайшее июльское солнце! Нас ждут великие дела!

Бодрящий западный ветер в сочетании с четырьмя велосипедами на крыше здорово тормозил машину. До 110 удавалось разогнаться только на пятой передаче. На шестой стрелка спидометра тут же уползала к значению 100. Расход тоже ощутимо прибавился. Исходя из обычных аппетитов Дастера, я рассчитывал заправиться после Смоленска. Однако янтарная бензоколонка замигала уже на объездной. И как назло ни одной заправки. Пришлось уходить на съезд в сторону.

Границу с Белоруссией проехали в районе полудня. Как по команде, сгустились тучи и начал лить дождь. Остановились пообедать в кафе «Встреча» у Оршанского перекрестка. Вид снаружи весьма презентабельный. Видимо, в советское время это был крутой ресторан. На парковке много машин. Есть пара дальнобоев. Но внутри никого. Нам бы насторожиться, но эйфория начала путешествия притупила осторожность. В итоге поели на редкость невкусно. Дети почти все оставили на тарелках. Белорусских рублей у нас еще не было, карты не принимали. Расчет взяли российскими рублями. Но по о-о-очень своеобразному курсу. Мы заплатили 1300 рублей за четверых. Потом перевели сумму счета в белорусских рублях по курсу как в чеке на заправке при оплате картой и получили чуть больше 1000. Короче, едальня крайне не рекомендуется.

Пока рулила супруга, порыл интернет и выяснил, что в этом году у белорусов введена система бронирования времени перехода. Выбрал окно 21-22. На всякий случай. Вдруг задержки в пути. С детьми всякое бывает. Оплатил через интернет. Получилось около 800 российских рублей. Оказалось, что зря осторожничал. В Брест приехали в семь вечера. Поскольку время было с запасом, завалились перекусить в пиццерию. Вкусно. Солнышко опять выглянуло. Настроение повысилось!

В накопитель приехали в полдевятого. Отметились в будке на въезде. Кроме нас в платной зоне стоял еще один автомобиль. В бесплатной зоне было машин сорок. На территории сервис-зоны пара шаурмачных, банкомат, обменник, туалет. Но туалет платный! 40 белорусских копеек. Ребенок попросился в туалет. А белорусской наличности нет. Российские деньги не берут. В обменнике деньги меняют от 1000 рублей. Банкомат выдает минимум 50 белорусских рублей (больше 1500 наших). Зачем мне неликвидный нал в таком количестве? Удалось упросить тетеньку на входе пустить ребенка бесплатно.

Без десяти девять пустили платников. Нас набралось пять машин. Оказалось, что в очереди на контроль уже стоят два ряда по 6 машин. Мы пристроились за ними. Через полчаса пустили бесплатников. За нами выстроилась огромная очередь. На контроль мы попали только без четверти десять. Прошли его за пять минут и уперлись в хвост очереди, стоящей на въезд к полякам. Мораль той басни такова: оплата очереди не гарантирует быстрого прохождения границы. Даже на белорусской стороне.

На контроль к полякам попали только через два часа и проходили больше часа!!! Пока стояли в очереди забронировали квартиру в Бяла Подляске через Букинг. Предупредили про поздний заезд.

Поляки собирали документы сразу у четырех машин в каждой полосе и потом надолго уходили. Затем в будке долго и нудно на ломаном русском расспрашивали куда, зачем, на сколько и т.п. При чем у меня было ощущение, что ответы никто не слушает вообще.

Девушка на таможне сначала растерялась от обилия рюкзаков и пакетов в багажнике, но потом взяла себя в руки, и заставили полностью выложить все содержимое трех пакетов с продуктами и до половины разобрать один рюкзак. Так мы еще ни разу границы не пересекали!

До квартиры добрались только без десяти два по Москве. Без десяти час по-местному. Там нас встретила чудесная женщина Елена. На чистом русском все рассказала, показала. Очень мило и приветливо. Спасибо ей большое за гостеприимство! Как только она вышла, мы сразу упали спать.

День второй. 14 июля.

Квартира оказалась в удачном месте. В пешей доступности Carefour и Lidl. Сбегал, закупился продуктами, запрещенными к ввозу в ЕС. В Польше цены практически как у нас. В Германии все будет ощутимо дороже, а в Дании… Ладно, не будем о грустном.

Выехали в пол-одиннадцатого. Пасмурно, холодный ветер, накрапывает дождь. Началось испытание водительских нервов польскими дорогами. Нет, сама дорога в прекрасном состоянии, но знаки, меняющие скоростной режим расставлены не реже чем через километр. 50-30-60-80-70-50-80-… И так до бесконечности. Видимо, чтобы водители не привыкали к рваному ритму, где-то в середине пути до Варшавы 20 км автобана с ограничением 140. А потом опять то же самое.

Была мысль задержаться и посмотреть Варшаву, но злобный косой дождь пресек эту мысль прямо в момент ее появления. Протолкались по пробкам и светофорам на автобан А2 и… поплелись со скоростью 40-50 в плотном, плотном потоке. Под проливным дождем.

Тут бросилось в глаза, как много машин с велосипедами на багажниках. Буквально каждая третья. И не по одному по два как в России. Сразу по 3-4. Рекорд я видел — 7 велосипедов на одном микроавтобусе. Четыре на крыше и три на фаркопе. Тут я убедился, что поляки не уступают нашим в изобретательности при перевозке вещей. В Западной Европе не встретишь какой-нибудь универсал с открытой задней дверцей, из которой торчит шкаф. А у нас и у поляков — пожалуйста! Но это еще что! Крышу какого-то очень низкого спортивного купе украшала конструкция из автомобильной покрышки и плотно притянутого к ней багажным ремнем велосипеда! Багажный ремень был пропущен в окна авто!

Обед уже прошел, а ужин еще и не думал начинаться, когда дети запросили есть. Свернули с трассы в какой-то мелкий, но очень уютный, чистый, ухоженный городок и опять попали в пиццерию. Каждая из заказанных пицц размером была практически со стол, за которым мы сидели. Несмотря на потрясающий вкус мы не смогли осилить и половины. Пришлось забирать с собой.

Пока мы ели, дождь прошел, пробка рассосалась, и мы понеслись. Ну, хорошо, плавно покатились, сдерживаемые воздушным якорем в виде велосипедов. Впрочем, радость была недолгой. Очень быстро все встало. Совсем. Череда неподвижных машин скрывалась где-то за горизонтом. Люди гуляли вокруг, общались, улыбались, сидели на травке. Все тихо, спокойно, как в доме отдыха. Как будто никому никуда не надо ехать, а просто все выбрались на пикник. И это затягивает! Мы тоже расслабились, вышли подышать воздухом. Дети устроили догонялки. Я при этом тихо вспоминал глухие пробки на наших дорогах. Какие все при этом нервные, напряженные, раздраженные.

Минут через двадцать раздался вой сирены. И внезапно оказалось, что все машины могут подвинуться и пропустить вперед скорую помощь и полицейскую машину. Что характерно, никто не поехал за ними вслед. Все остались ждать, когда откроют трассу. Буквально через 10-15 минут все поехало, и мы опять пытались выжать все из нашего Дастера, чтобы нас не обгоняли хотя бы в правом ряду.

Автобан А2 платный. На перегоне до границы с Германией четыре пункта оплаты. Карты, наличные (злотые), транспондеры. Мы платили картой. В общей сложности мы заплатили примерно полторы тысячи рублей на наши деньги.

На границе с Германией мы были в районе восьми вечера. Тучи окончательно покинули небосклон, и нас грело ласковое вечернее солнышко. Никаких препятствий для проезда из Польши в Германию нет. Мы просто сбросили скорость до 40 и с достоинством проехали мимо таблички с надписью Дойчланд. А вот в обратном направлении стояла польская полицейская машина, и поляки проверяли документы у всех въезжающих. Пробка в сторону Польши растянулась на 10 километров! Я засек по одометру! Что-то все-таки не в порядке в Евросоюзе!

Порывшись в интернете, выбрали кемпинг недалеко от Берлина. На берегу озера. Со своим пляжем, с рестораном, бассейном, спортивными площадками и детской анимацией. Восторженные отзывы посетителей. По навигатору чуть больше часа езды. Воображение уже вовсю рисовало радостные картины отдыха на берегу со стаканчиком чего-нибудь вкусненького в руке…. Но вы уже догадались. Раз путешествие подготовлено плохо, значит что-то должно пойти не так. И точно. Опять пробка. На этот раз медленно ползущая. Минут через 40 подползаем к ее началу и понимаем, что дело труба. Трехполосный автобан перегорожен пластмассовыми блоками, стоит полицейская машина и все три полосы заворачивают на узкую сельскую дорожку. Включая десятки фур! Причем поворот в сторону Берлина налево и знак «уступи дорогу»! Супруга тут же зажглась: не поедем за всеми! Поедем направо, где свободно, сделаем крючок и по следующему мосту уедем в сторону Берлина.

Были у меня сомнения в исполнимости такого хитрого плана, но, когда супруга в таком настроении, возражать бесполезно. Аргумент, что местные, наверное, знают лучше, не прокатил. Собственно, мои сомнения оправдались. На повороте к следующему мосту стоял информационный щит с перечеркнутыми названиями нужных нам городов, барьер и полицейская машина. А мы проехали прямо и углубились в бесконечную вереницу милых ухоженных немецких городков и поселков. Навигатор совершенно сошел с ума. Он то тянул нас назад на закрытый автобан, то на перекрытую опять же дорожку. Потом он совсем обиделся и злорадно предложил вернуться в Польшу, там развернуться и продолжить путь по закрытой трассе. Крутиться по сельским дорогам Подберлинья пришлось самостоятельно.

Когда мы в конце концов добрались до намеченного кемпинга, солнце уже давно село и на часах было четверть одиннадцатого. А ресепшн кемпинга работает до 22:00. Это в Финляндии или в Норвегии можно опоздать на 15 минут и застать собирающегося домой ресешениста. Но не в Германии. Ордунг! В здании ресепшн темно и никого нет. Шлагбаум опущен и закрыт на висячий замок. Отдыхающие на территории только улыбаются и разводят руками. Перед шлагбаумом парковки нет. Только узкий выезд на дорогу.

Пришлось ехать дальше. Второй кемпинг, третий. Та же картина. Последний кемпинг в этом районе. Глубоко в лесу. Ведет к нему узкая извилистая грунтовка. Шлагбаума нет, но висит табличка, что дальше проезд разрешен только жителям кемпинга. Остановились на минипарковке у таблички, и я пошел искать администрацию.

Территория — сосновый лес. Местами под деревьями вросшие в землю кемперы с огромными шатрами. Возле некоторых отдыхают семьи. По-английски никто не говорит, но на слово «ресепшн» реагируют, показывают направление. В конце концов нахожу самопальный бар, сколоченный из досок и фанеры под натянутым брезентовым навесом. Все обвешено светодиодными гирляндами на манер рождественской елки. В баре тусуется десятка полтора возрастных бюргеров. Один из них подтвердил, что он хозяин, но по-английски он не говорил, поэтому послал помощника за фрау, которая «шпрэх инглэнд».

Вскоре прибежала очень энергичная, улыбчивая тетенька, выяснила, что мы хотим, объяснила хозяину, и они вместе пошли показывать, куда можно встать. Место оказалось не очень. Кусочек поляны между двумя пока необитаемыми кемперами. Но это лучше, чем ничего. Провел супругу на машине. Вот уже до нужного места остается метров двадцать и тут… Раздается треск и в половине кемпинга гаснет свет! Оказалось, что электрические кабели в этом кемпинге проброшены по деревьям так, чтобы не мешать людям, машинам и кемперам. Но у нас-то на крыше велосипеды! Один из них цапанул провод и завалил распределительный щит.

К нам со всех концов кемпинга бросились люди с фонариками. Я напрягся, представляя, как я буду оправдываться за содеянное и сколько это мне будет стоить. Мы сдали назад, освободили кабель. Подбежавшие люди подняли распределительный щит, стали изучать его содержимое. Что самое интересное, нам улыбались, жестами показывали, мол, успокойтесь, сейчас все починят, только не подходите туда. Как из-под земли появилась давешняя барышня и начала тараторить: ай-яй-яй, велосипед зацепил кабель! Ящик упал! Но вы не беспокойтесь. Все сейчас наладят. Мы очень сожалеем, что вы не сможете подъехать к вашему месту. Давайте мы поможем вам перенести ваши вещи. Вот так! Я на минуту представил, сколько матерков я бы выслушал на родных просторах в аналогичной ситуации.

Свет скоро зажегся. Мы перетащили вещи, установили палатку. Пока супруга сооружала поздний ужин, я пошел выяснять организационные вопросы. Расплатился за ночлег (18 евро) и получил… сучок от туалета! Да, да! Именно маленький такой натуральный сосновый сучок! Туалеты там представляют собой блок дощатых кабинок с индивидуальными дверками на улицу. Дверки закрываются на висячие замки. У каждого отдыхающего свой номер кабинки и свой ключ. Но одноразовым посетителям вместо замка выдается сучок, который надо вставить в дужку, фиксирующую дверь.

День третий. 15 июля.

Фото нашего кемпинга утром.

Кемперы с шатрами.

Туалеты.

Озеро.

Проснулись поздно. На улице яркое солнце, но палатка в тени громадных сосен. Чирикают птицы. Обалденный насыщенный сосновыми запахами воздух. Утро в лесу. Если бы не кемперы вокруг, полное ощущение подмосковного леса.

Пока готовился завтрак, я пообщался со вчерашней барышней, знающей английский. У нее обнаружилась молодая симпатичная подружка, тоже внятно разговаривающая на языке туманного Альбиона. Я у них пытался выяснить, где и как можно получить наклейку экологического класса автомобиля. Без нее въезд в центральные районы Берлина и других крупных городов Германии запрещен. Причем даже если экологический класс автомобиля разрешен для проезда, за отсутствие наклейки все равно штраф.

Оказалось, что получить наклейку можно в любом офисе или сервисе немецкой автомобильной ассоциации DEKRA. Гугл выдает огромное их количество в пригородах Берлина. Но! Сегодня воскресение, и все они не работают!

Бойкие девушки подсказали сайт, на котором можно посмотреть границы зеленой зоны и дали совет, где можно оставить машину у станции электрички и какими поездами можно попасть в центр Берлина. Мы доехали до Ostkreuz и там оставили машину на придорожной бесплатной неохраняемой парковке. Окрестности очень напоминали родные просторы. Железнодорожные пути, заборы, стройки, брошенные стройматериалы, неухоженные деревья и кусты, стихийно натоптанные тропинки, мусорок. Темнокожие граждане Германии. Как-то было стремно оставлять машину с велосипедами и кучей барахла. Но решили рискнуть.

Билеты на электричку купили в автомате. Семейный билет на весь день, на весь транспорт Берлина 19,90 EUR. Поезд подошел довольно быстро. Все надписи и объявления только на немецком. Я не вполне был уверен, что мы сели в нужную сторону, но навигатор рассеял мои сомнения.

Первая остановка — Александрплац. С одной стороны, это пример типично западного урбанизма, с другой… Как-то там пыльно, серо и неуютно. Много народу. В середине вечная стройка — проект U5. Про нее в блогах пишут последние лет шесть. Фонтан Нептун на ремонте. Бурьян на газонах.

Взяли билеты на смотровую в телебашню (50 EUR на четверых). Билет на определенное время. У нас оказалось свободных минут 50. Пошли гулять.

Собор Святой Девы Марии.

Некоторые персонажи на барельефах в католических соборах так умиляют!

Ратуша.

В советское время ГДР была олицетворением всего самого крутого, передового, качественного в плане техники, порядка, урбанистических решений в социалистическом лагере. Почти Запад, но советский. Телевышка осталась воплощением этого миропорядка. Тоже Останкино, но гораздо круче. Тридцать лет назад увидеть такое было пределом мечтаний. А сейчас смотрится забавно.

Оказалось, что пожилой лифтер хорошо говорит по-русски, хотя и с акцентом. У меня возникло ощущение, что он обижен современными порядками и ностальгирует по советским временам. Он с пренебрежением отозвался об остальной публике и посоветовал, куда лучше сразу пройти, чтобы увидеть лучший вид.

Виды с высоты через толстое стекло.

Ратуша.

Берлинский кафедральный собор.

Тригартен парк с Бранденбургскими воротами и Колонной Победы.

Жилые кварталы восточного Берлина. Ничего не напоминает?

После башни сходили в Берлинский кафедральный собор (18 EUR на семью). Для Берлина, да и вообще для Пруссии собор не характерно роскошный и вычурный. Больше похож на австрийское барокко, чем на прусский классицизм. Рассказывают историю, что император Вильгельм побывал в Риме и был впечатлен величием собора Святого Петра. Ему хотелось сделать Берлин центром лютеранского мира. Этаким протестантским Римом. Поэтому он заказал придворному архитектору собор, который превзошел бы по зрелищности и красоте все существующие соборы и подчеркнул главенство и величие Германской империи. Архитектор получил полный карт бланш и фантастическое финансирование. У проекта было много могущественных противников. Ибо роскошные украшения противоречат устоям протестантства. Но император был непреклонен, и в 1905 году собор был освящен.

Судьба собора в чем-то напоминает судьбу Исаакиевского собора. Его тоже не бомбили, используя как ориентир для стрельбы. Правда, один снаряд все-таки пробил кровлю. После войны собор стоял заброшенный, без отопления. Внутрь попадал дождь и снег. Роскошное убранство начало разрушаться. Люди были заняты выживанием. Роскошные резные украшения растащили на дрова. А некоторые трубы уникального органа использовались для ремонта водопровода.

В семидесятые годы началась вялая реставрация собора, но она так и не закончилась до падения Берлинской стены. Заново отремонтированный собор открыл свои двери только в 1993 году.

Кроме собора на музейном острове расположены старый музей с богатейшими коллекциями скульптуры и изобразительного искусства, новый музей, в котором выставлено собрание Египетских древностей, национальная картинная галерея, Пергамский музей. Последний весь в лесах. Идет реставрация, но внутрь, похоже, пускают. На подробное изучение этих музеев надо дня три не меньше. Но у нас столько нет. Да и дети дружно кричат «нет» при одном слове «музей». Мы просто прошлись по колоннаде и погуляли вокруг.

Любопытные скульптуры в музейном сквере.

Барахолка на выходе с острова. Очень популярна советская символика и предметы из 80-х. Особенно противогазы. )))

Когда-то по одной из очень узких улочек ходил трамвай. Но теперь не ходит. Причем давно. Проекция путей пересекает угол многоэтажного дома.

Берлин весьма велосипедный город. Поэтому несанкционированная парковка велосипедов представляет большую проблему.

Унтер-ден-Линден перекрыта для движения транспорта. Какой-то праздник. Возможно, в честь финала ЧМ по футболу. А может еще что. Кареты, запряженные лошадьми, клоуны, шоу мыльных пузырей и другие развлечения. Народ гуляет, развлекается, смеется. Вокруг море улыбок и совсем не видно пива или других напитков.

К Бранденбургским воротам не подойти. На них подвесили многометровый экран, установили сцену, прожектора, колонки, все огородили. Это место стало фан зоной на время чемпионата мира по футболу. Море полицейских машин и машин скорой помощи. Чтобы попасть в эту зону надо обойти полпарка, отстоять очередь, пройти личный досмотр, два ряда рамок металлодетекторов. Финальный матч все равно уже подходил к концу, и мы решили туда не ходить.

Но где же Рейхстаг? Навигатор уверяет, что мы до него уже дошли. Как такое может быть? Да вот же он! Невзрачное серое здание. Практически без украшений. Размер раза в три меньше, чем рисовало воображение. И это главное здание всей Германии? Разочарование.

Пошли разбираться с посещением. Выяснили такую вещь. Экскурсии по зданию бронируются за два месяца через интернет. Причем ты не можешь выбрать день и время. Просто заполняешь анкету с данными о себе. В ответ приходит е-мэйл с предложенной датой и временем. Если оно тебе подходит, нажимаешь на ссылку с подтверждением. Если нет, начинаешь процедуру заново. При нашем стиле путешествия такой вариант был без шансов.

Можно еще подняться на купол Рейхстага и вообразить себя Егоровым или Кантария, но для этого надо брать билеты утром на вечер, а вечером на утро следующего дня. Мы вполне могли бы сейчас взять билеты на следующее утро, но… с 16 по 21 июля на куполе проводятся инженерные работы и для посещений он закрыт. Полный облом.

Мы решили двигаться в сторону машины. Надо было найти новый кемпинг до его закрытия. Поэтому мы пошли к ближайшей станции метро. Каково же было мое удивление, когда входом в метро оказался серый бетонный капонир, типа как вход в бомбоубежище, с узкой лестницей вниз. Но самое главное, двери оказались наглухо закрыты. Ну, я решил, может быть, это не тот вход, пошел спрашивать. Оказалось, все верно. Это вход на станцию, но в эти выходные она закрыта. И, вообще, линии U5 и U55 закрыты. Спрашиваю, а почему даже табличку не повесили, что, мол, закрыто с такого-то по такое-то? В ответ искреннее удивление: а зачем? На сайте подземки объявление есть. Кстати, на аналогичные закрытия без объявлений я попадал и в Лондоне, и в Париже. Поэтому большое спасибо московскому метрополитену за грамотное информирование пассажиров о предстоящих закрытиях. Тут мы впереди планеты всей. )))

Еще один облом. Ну, хотя бы погода хороша и фонтанчики симпатичные.

Дошли до Центрального вокзала Берлина. Снаружи он больше похож не на вокзал, а на офисный центр. А вот внутри — как будто сошел с экрана фантастического фильма! Поезда расположены на четырех этажах! Бесконечные мосты, галереи, лифты и эскалаторы. Стекло и нержавеющая сталь. Впечатляет! Здесь мы сели на электричку и уехали в Ostkreuz к нашей машине.

Дастер вполне благополучно дождался нашего возвращения. Велосипеды мирно дремали себе на крыше. Даже в подседельные сумки никто не залез. И тут нам пришла идея. А не махнуть ли в Трептов парк на великах? Все равно мы рядом. Сказано — сделано. Спустили велосипеды и покатили.

Хорошо, что мы решили попробовать себя на велодорожке в относительно тихом месте. Разница в велодвижении с Россией колоссальная! У нас на велосипедах катаются, гуляют, тренируются без соблюдения каких-то правил. Едь куда хочешь, как хочешь, только успей затормозить перед другим велосипедистом или пешеходом. Здесь все по-другому. Здесь люди не катаются. Здесь на велосипедах едут. Именно едут. Из точки А в точку Б. Быстро, по-деловому, без остановок, не глядя по сторонам. Местами — сплошным потоком. Перед светофорами, бывает, скапливаются велопробки. На велодорожке велосипедист имеет приоритет. Пешеход должен успеть уйти с велодорожки заблаговременно. Никто не будет сбрасывать скорость, сигналить, объезжать. Не успел уйти — сам виноват. И так делают не только спортивные молодые люди, но и хрупкие девушки и бабушки божьи одуванчики. Дважды, будучи пешеходом, я едва выскакивал из-под самых колес.

Велодорожки, как правило, однонаправленные. Ехать навстречу движению нельзя. Если же по-другому не получается, надо всем уступать дорогу, съезжая с велодорожки в сторону. Или медленно лавировать среди пешеходов. Я в какой-то момент не понял, что выехал на встречку, и получил в след кучу отборных немецких матерков.

При движении надо прижиматься к правому края дорожки. Обгон только слева. При обгоне обязательно смотреть в зеркало, чтобы убедиться, что тебя самого не обгоняют. Поворот и обгон показываются взмахом руки в соответствующую сторону. Тормозить на велодорожке нельзя. Надо плавно сбросить скорость и съехать с нее в сторону. Еще раз повторюсь, народу едет много, и они едут быстро и не ожидают от вас резких движений. Если не соблюдать правила, не предупреждать о своих маневрах, будут серьезные столкновения.

Все это я знал в теории. Но выполнять это на практике оказалось сложнее. Дети начали обгонять друг друга, не глядя назад, и их чуть не сбили обгоняющие велосипедисты. Я остановился посмотреть навигатор и чуть не был сбит. При пересечении двух велодорожек не учел помеху справа. Выехал на встречку. В общем, как впервые сел за руль автомобиля. Но все обошлось благополучно. Приобретенный опыт пригодился потом в Гамбурге и в Дании.

Трептов парк чист и ухожен. Газоны и кустики подстрижены. Монументы, посвященные подвигу советских солдат, в идеальном состоянии. В помещении под фигурой «Алеши» много свежих венков и цветов. Но при всем при этом ощущение… как будто это место выпало из времени. Как будто попали в СССР тридцать лет назад. Как будто кладбище, за которым еще ухаживает сторож, но родственники уже перестали посещать. Люди вроде бы есть, но жизнь обошла это место стороной.

Вернулись к машине и поехали искать кемпинг на запад от Берлина. По дороге остановились на заправке, и я стал спрашивать продавца в магазине про одноразовый гриль. Перепробовал все варианты, которыми он может обозначаться. Не понимает. Нету, говорит. Хотя во многих отчетах пишут, что его можно купить на любой заправке. Ну, ладно. Нет так нет. Сажусь в машину, и тут подбегает мужичок, стоявший в очереди за мной. Есть, кричит, есть! И ведет к стеллажу у входа в магазин. Там под рядами канистр с омывайкой и какими-то баллонами, действительно, они. Беру штучку, иду на кассу. Продавец недовольно: что же ты не сказал, что одноразовый гриль нужен. Они у меня есть. А вот мангалов нет. Языковый барьер, блин. Даже если человек отвечает тебе на английском, не факт, что он понял твой вопрос.

На этот раз мы успели в весьма цивильный кемпинг. Дорогой, правда, 36 EUR, плюс 5 EUR за 12 часов WiFi на одно устройство. Второе с тем же паролем не пускает. И тормоза! Зато народу немного. На огромной поляне всего четыре машины с палатками. Отличные туалеты, души, кухня с микроволновкой и холодильником.

День четвертый. 16 июля.

Итак, сегодня первым делом экологическая наклейка. Офисы DEKRA открываются в 9 утра. Ближайший в 20 минутах езды. Гугл вывел меня к намеченной точке без проблем. Офисом оказался автосервис на 3 ремонтных бокса и с административным помещением. Перед офисом большая парковка, отгороженная от улицы невысоким заборчиком. Идеально ровный асфальт. Разметка по линеечке. Чистота. Ни пылинки, ни гаечки, ни капли масла на асфальте. Я туда тихонечко заехал, аккуратно припарковался. Направился к зданию, и тут из ремонтного бокса появляется мужик в фирменном зеленом комбезе с логотипом и начинает на меня орать по-немецки. Через некоторое время, видя непонимание и идиотскую улыбку у меня на лице, он делает энергичный жест рукой, разворачивается и уходит. Тут-то я понял, что есть еще одна парковка за офисом и мне следует ехать туда. Перепарковался.

В офисе меня встретили два других персонажа. Приняли документы, 5 евро, и через 5 минут выдали наклейку. Я начитался, что у полиции бывают претензии, если наклейка наклеена не в том месте или под углом, поэтому попросил мне помочь. Один резко ответил, что они этим не занимаются. А другой улыбнулся, взял у меня наклейку и приклеил ее в лучшем виде. И пожелал всего хорошего. Все-таки немцы, как и другие национальности, очень разные. Нельзя всех под один шаблон загонять.

После моего возвращения, завтрака и сбора вещей мы снова выдвинулись в Берлин. Но по пути, совсем рядом с кемпингом обнаружили озеро и парковку с пляжем. Решили искупаться. Оказалось, что на этой парковке можно было ночевать бесплатно. На момент нашего появления там было три палатки и пяток кемперов. Один из которых был настолько брутален, что я не мог его не заснять.

Пляж песчаный, чистый, водичка теплая, прозрачная, народу немного. Красота! А главное ни одного мотора! Тишина! Только парусные и весельные лодки вдалеке. То же самое наблюдал потом и на других водоемах Германии, Дании и Польши. Страны-то не бедные. Гидроцикл может себе позволить каждый второй. Но ведь поняли, что отдых в тишине гораздо дороже. Когда же до наших дойдет?

Переодевалок на пляже нет. Но это никого не напрягает. Немцы переодеваются у всех на виду, даже не пытаясь прикрыться полотенцем или чем-то еще. Вне зависимости от пола и возраста.

Полчаса езды и мы в снова в Берлине. На этот раз западном. Припарковались на улице, немного не доезжая замка Шарлоттенбург. Окрестные улицы не блещут архитектурными изысками, но при этом весьма приятны. Есть какое-то неуловимое сходство с Калининградом. Именно с Калининградом, а не с Кёнигсбергом. Говорят, что Шарлоттенбург — русский район и русская речь звучит чуть ли не чаще, чем немецкая. Ну, не знаю. Мы не слышали ни разу. Зато итальянцы и арабы здесь в заметном количестве.

Дворец выглядит довольно скромно для императорского владения. По российским меркам такой подошел бы какому-нибудь князю. Внутрь мы не попали. Понедельник — выходной у большинства музеев в Германии. Зато мы погуляли, а точнее покатались по красивому парку. Да, в этот день мы решили гулять на велосипедах.

Кстати, еще одно отступление на тему велосипедов в Германии, да и не только в Германии. Подавляющее большинство катается на городских велосипедах. Переключатель передач, как правило, только один. А часто бывает и вообще без него. Типичные для России маунтбайки тут, конечно, встречаются, но они в меньшинстве. Многие велосипеды родом из прошлого века. Или даже из советского прошлого. Думается, что главная причина этого — велосипеды крадут. Массово. Привычных нам тросиков тут не встретишь. Только толстые стальные цепи или цельные металлические конструкции. Вот такие.

Но если велосипед оставлен без внимания на несколько дней, то, скорее всего, он будет выглядеть вот так.

Но не будем о грустном. Парк прекрасен. Не Версаль, но часок провести можно с удовольствием. Есть регулярная часть. Цветы, скульптуры.

Есть пейзажная.

Детская площадка. Наши дети зависли здесь на полчаса.

Ну, а дальше марш-бросок на велосипедах в центр, в Тригартен парк. Улицы — ни о чем. Современные коробки из стекла и бетона. Сфотографируй — никогда не поймешь, в какой стране снимок сделан. Велодорожки, велосветофоры есть. Ехать гораздо удобнее, чем по Москве. Но приятного в такой прогулке мало. Жарко, шумно, полно машин.

Наконец-то Тригартен парк! Вот здесь раздолье! Широкие ровные дорожки, яркая зелень, тень от деревьев, тишина и чистый воздух. Эта часть маршрута понравилась больше всего. Но и тут не без приколов. Полянки вблизи триумфальной колонны облюбовали немецкие нудисты. Причем сплошь мужики пенсионного возраста. Хорошо, что у меня мальчишки. Они даже внимания не обратили.

Попробовали еще раз подъехать к Бранденбургским воротам, но опять облом. Ограждение не снято. Идет разбор конструкций. Краны, грузовики, торчащие металлические стойки и перекладины. Не фотогенично.

Доехали до КПП Чарли. Во времена Берлинской стены тут начинался американский сектор оккуп…. Нет, они так не говорят. Сектор Западного Берлина под американским контролем. Ну и КПП при нем. Сейчас стены нет, а пост работает как туристический аттракцион. Снимать можно бесплатно, а вот селфи со служивыми — за деньги.

Рядом построили панораму «Берлинская стена». Павильон, а в нем круговое полотно высотой метров 7-8 и длиной метров 50. Утверждается, что это место выглядело именно так в начале восьмидесятых прошлого века. Не уверен, что это правда. Ни одно из окрестных зданий я на этой панораме не узнал. Картина делалась явно под пропагандистский заказ. Вид как будто со стороны Западного Берлина через стену на Восточный. Западная часть изображена полной жизнью. Заправка, магазины, огни, реклама, люди в яркой одежде, машины, хиппи с фургончиками и костром, зеваки, заглядывающие с лестницы через стену. А Восточная сторона стерильна. Колючая проволока, Редкие фигуры охранников в форме, сторожевые собаки. Рубленные параллелепипеды пятиэтажек и ни машины, ни гражданского человека на улице.

Затем заехали посмотреть на последний участок берлинской стены. Не впечатлило. На фотографиях стена вся исписана граффити с антисоветской символикой. В реальности стена словно изъедена термитами. Похоже, что каждый считал своим долгом отколупнуть кусочек с росписью. Так что сейчас это просто раздолбанная бетонная поверхность. Местами торчит арматура или даже есть сквозные дыры.

Неподалеку расположен костел, который разбомбили во время войны и так и не стали восстанавливать.

Солнце уже клонилось к закату, и мы поспешили к нашей машине. Однако в пути с нами случился неприятный инцидент. Супруга врезалась в заднее колесо младшего. Оба упали. Ссадины промыли, замазали, а вот велосипед младшего пострадал. Восьмерка на заднем колесе оказалась такая, что пришлось снять задний тормоз. Поэтому дальше ехали до машины медленно и аккуратно.

Сразу выехать из города тоже не удалось. Съезд с нашей улицы на шоссе в сторону Гамбурга оказался закрыт на ремонт. И даже Гугл про это не знал. Поэтому минут пятнадцать крутились по узким улочкам без подсказок навигатора, пока выехали на нужную дорогу.

Все эти задержки привели к тому, что заночевали мы не «немного не доезжая Гамбурга», а «слегка отъехав от Берлина». Кемпинг нашелся в типичной немецкой деревне. Скромные аккуратные домики квадратов по двести, ухоженные задние дворики соток по пятьдесят. Вот на таком заднем дворике пожилая, но предприимчивая немецкая пара организовала кемпинг. Получилось очень уютно и не дорого. Всего 16,50 EUR за семью.

В этой деревне в наличии оказался забавный подъемный мостик.

Хозяйка кемпинга по-английски не говорит совсем, но умудряется все понять, всем обеспечить и сделать замечания так, чтобы ее поняли. Так за два часа мы получили три замечания. За непогашенный свет в туалете, за слишком громкие разговоры и за то, что не закончили чаепития до одиннадцати вечера. Все очень вежливо, тактично, с улыбкой, но непреклонно. Пришлось уматывать в палатку, не допив чай.

Общие впечатления от Берлина — неоднозначные. В целом город интересный. Присутствуют исторические памятники, пусть и не много. Есть музеи мирового уровня. Жаль, не удалось их посмотреть. Приятно погулять в красивых, ухоженных парках. Передвигаться общественным транспортом довольно комфортно. Развитая сеть велодорожек и велопарковок позволяет осматривать город из седла двухколесного друга.

С другой стороны, в Восточном Берлине много брошенных, закрытых заводов. Унылые кварталы советских пяти и семиэтажек. Много вялотекущих неаккуратных строек, ремонтов. В Западном казарменная прусская архитектура наводит серую тоску. Да и с восстановлением исторических зданий после войны не сильно заморачивались. Во многих местах довоенные и современные здания стоят вперемешку. Много неухоженных газонов, заросших бурьяном. Чистота на улицах на четверочку.

В целом город не оправдал ожиданий. Казалось, что столица богатейшего государства Европы должна быть более красивой, чистой, впечатляющей. Жить в этом городе я бы не хотел совершенно точно. Вернуться сюда во второй раз? Возможно, но только, чтобы посмотреть музеи и пройтись по Рейхстагу. А сейчас мы без сожалений расстаемся с этим городом и двигаемся дальше.

День пятый. 17 июля.

Утром к нам подошел пообщаться пожилой немец из вросшего в землю кемпера на соседнем участке. Он рассказал, что путешествия — это здорово и он немного завидует таким, как мы, кто ездит из страны в страну и много всего видит. Но сам он больше любит тишину, покой и рыбалку. Да и денег на путешествия нет. Он уже на пенсии, поэтому приезжает каждый год сюда на все лето, живет в своем караване, рыбачит на соседней речке, отдыхает. Его сын учится в университете по ИТ специальности и будет зарабатывать очень много денег. Вообще, в Германии сейчас с работой плохо. Компьютеры, автоматы, роботы вытесняют людей. Но вот в ИТ специалистов всегда не хватает. Поэтому им платят много и его сын будет хорошо устроен.

Я его спросил, почему у него над караваном флаг Польши. А он ответил, что это флаг земли Бранденбург, где он живет. Вот уж не думал, что в геральдике такой дефицит символов, что флаги и гербы становятся настолько похожи.

Позавтракав, мы распрощались с нашим общительным соседом и двинулись в путь. Кто-то на небесах, видимо, решил, что нечего нам делать в Гамбурге, и в этот день опять продолжил свою подрывную деятельность. Вот с чего мне вдруг пришло в голову на очередной заправке свернуть с трассы на узкую сельскую дорожку по указателю «шлосс» (замок)? Сам до сих пор удивляюсь. Ведь не собирался, ан поди ж ты.

Доехали до увитой плющом усадьбы. Большая часть здания — музыкальная школа и еще какие-то муниципальные службы. В одном крыле — музей. В этом замке жил какой-то дворянский род. Мужчины были потомственные офицеры. Участвовали в обеих мировых войнах. В музее выставлены документы на немецком, фотографии, предметы быта, форма, оружие. Забавно смотреть на военную историю «наоборот». Мы привыкли в подобных музеях видеть на фотографиях радостные или скорбные, но непременно мужественные лица наших бойцов и бесчеловечные, угрюмые лица фашистов. Тут всё наоборот. Исполненные мудрости и достоинства лица благородных немецких офицеров и злобные оскаленные физиономии красноармейцев.

Автобан перед Гамбургом перекопан в нескольких местах. Стоячих пробок не было, но темп все равно упал до 50 км/ч. А время все утекало и утекало, как песок сквозь пальцы.

Посещение Гамбурга мы начали с поиска веломастерской. Наиболее удобной нам показалась мастерская в Декатлоне. Декатлон нашли быстро, но как припарковаться? На улице все забито, а заехать на подземные парковки не дают велосипеды на крыше. К счастью, неподалеку оказался Лидл с бесплатной стоянкой, ограниченной двумя часами. Только мы там запарковались, как от соседней машины к нам метнулась какая-то немка и принялась тыкать в парковочные часы. Я ей ответил, что знаю я про них, но мы приехали недавно и купить еще не успели и не согласится ли она продать свои. Немку как ветром сдуло.

На всякий случай я вырвал лист из блокнота, нарисовал на нем часы и стрелки в положении, когда мы приехали. Листочек положил на торпеду под стекло.

В Декатлоне нам радостно сказали, что они с удовольствием починят наш велосипед, но не прямо сейчас. Много велосипедов в очереди на ремонт. Я поинтересовался, а когда можно будет забрать велосипед. Ответ меня убил наповал. Через неделю!

Покружили по городу еще минут двадцать и нашли маленькую частную мастерскую. На этой улице парковка была платная, поэтому места были. Паркомат понятный. Все на немецком, но нетрудно догадаться, что суешь монеты в приемник, а потом нажимаешь кнопку. Сколько оплатил, на столько времени распечатывается талон.

Хозяин мастерской прекрасно говорил по-английски, а мастер, которого он позвал, вообще по-русски. Оказалось, парень с Украины. Велосипед нам привели в порядок быстро, и мы покатились в парк у озера Ауссенальстер.

В парке мы разложили купленные в магазине припасы и устроили поздний обед. На набережной озера возникает ощущение полного умиротворения. Солнышко пригревает. Народ сидит на травке, релаксирует. Все кругом улыбчивые, расслабленные. Рядом с людьми в траве пасутся гуси. Идиллия.

Правда, на траве не очень чисто, а в урне неподалеку копались двое бомжей арабской наружности. Но в целом все равно приятно.

Однако идиллия была нарушена категоричным требованием старшего: папа мне нужен туалет. Ближайшие соседи по-английски не говорили, а Гугл нарисовал ближайший объект аж на вокзале. Но что делать? Вскочили на велосипеды и понеслись.

Оплатив мальчишкам посещение заветного заведения, пошел вдоль вокзала выбрать хороший ракурс для съемки.

И тут до меня дошло, что моя фотосумка со всей фототехникой осталась висеть на спинке скамейки у озера! Живо припомнились бомжи, роющиеся в урне неподалеку. Спина покрылась холодным потом. Практически утратив надежду на благополучный исход, я вскочил на велосипед и пулей полетел к месту нашего обеда.

На нашей лавочке сидела молодая парочка то ли корейцев, то ли японцев. Они нежно обнимались и были несказанно шокированы, когда я на всем ходу с юзом заднего колеса затормозил возле них. Их традиционно узкие глаза обрели несвойственную им совершенно круглую форму, когда я бросился к скамейке. Сумка была на месте! Я лихорадочно рванул молнию. Внутри тоже все на месте! Я извинился перед ошарашенной парочкой и покатился назад к супруге и детям.

После счастливого возвращения сумки мы решили прокатиться по району возле вокзала. Райончик оказался не очень. Много мигрантов. Причем не столько арабов, сколько негров, индусов, пакистанцев и прочих темнокожих граждан. И дело даже не в цвете кожи, а в том, как они себя ведут и как смотрят. Никто ничего не делает, но и не отдыхает. Все как будто чего-то напряженно ждут. Взгляды цепкие, недобрые. В глаза не смотрят. Скорее куда-то в районе пояса. Под такими взглядами хочется прижать к себе поплотнее сумку и проверить карманы.

На площади Hansaplatz у фонтана Hansabrunnen белые лица вообще перестали попадаться. Фонтан красивый, но вокруг мусор, пивные банки и бутылки, липкие дурно пахнущие лужи. Ну и, главное, очень неприятные люди. Мы быстро дали деру оттуда.

Поехали сразу к машине. Поскольку неумолимо надвигался вечер, а Гугл не показывал ни одного кемпинга в разумной близости от Гамбурга. Пришлось отъехать аж на пятьдесят километров в сторону. С учетом того, что все трассы перерыты, добирались почти час. Кемпинг оказался весьма приятный. Хотя он рассчитан в основном на стационарный отдых, есть уютное место для палаток в районе спортивных площадок. В кемпинге был даже открытый бассейн с подогреваемой водой!

Стационарный кемпинг в Германии — это отдельная тема. Тут не принято покупать землю в деревне и строить там полноценный дом для летнего отдыха. То есть дач в нашем понимании этого слова у них нет. Если дом стоит в сельской местности, то в нем живут постоянно, и его хозяева, как правило, квартиры в городе не имеют. Городские жители выбираются на природу в стационарные кемпинги. Там они либо арендуют участок земли в кемпинге и пригоняют туда свой караван, либо живут в караване, предоставленном хозяином кемпинга. Постепенно караван обрастает навесами, сарайчиками, мини садиками, цветниками, скульптурами, фонтанчиками и пр. В качестве особой роскоши на участке может быть установлена бытовка 6 на 2 метра. И все чувствуют себя совершенно комфортно в этих условиях и живут месяцами.

Мы расположились вольготно. Заняли розетку, столик со скамейками. Разожгли, наконец, купленный под Берлином гриль и пожарили колбаски. Получилось здорово! Умеют немцы делать вкусные колбаски!

День шестой. 18 июля.

Проснувшись утром, я выглянул из палатки и даже не понял сначала, в чем дело. Сопровождавшее нас все время жаркое солнце спряталось за хмурые тучи. Ветер. Холодно. Завтракать было совсем не уютно. Быстро поели и запрыгнули в машину.

Утро рабочего дня, все едут на работу. На перерытых автобанах скопились пробки. Пока стояли, присмотрелся к ремонту. Такого я у нас не видел. Снимают не только асфальт, но бетонную подложку и верхний слой отсыпки! Затем отсыпают песок и гравий заново, кладут бетон и потом закатывают все в асфальт. Причем закрытый на ремонт участок выглядит совсем не плохо. Не хуже М4 на бесплатных участках.

До зоопарка Хагенбека добрались только полдесятого. Плоская парковка вся забита. Припарковались с большим трудом.

Вход в зоопарк.

Стоимость комплексного семейного билета (зоопарк + аквариум) 85 EUR. Аквариум — это не только большой океанариум, но шикарно оформленный экзотариум. Вход в него через лабиринт плотно закрывающихся подпружиненных дверей. А там сюрприз! Из темноты попадаешь на ярко освещенную площадку посреди какой-то восточно-азиатской деревеньки, и на тебя прыгают живые лемуры! Народ умиляется, смеется, фотографируется. Отличная идея!

Дальше путешествие продолжается по тропическим джунглям и деревенским переулкам. Все остальные рептилии и гады упрятаны за толстое стекло. За которым созданы композиции колониального стиля. Потрясающая стилизация!

Только крокодилы плавают на свободе. Но далеко внизу. Три раза в неделю можно посмотреть кормление этих тварей. К сожалению, мы попали в «голодный» день.

Особо любопытным туристам напоминают, что не везде можно заходить.

Впечатляет также стеклянная труба, по которой огромные тропические муравьи тащат куски каких-то листьев в свой муравейник.

Океанариум — тоже на высоком уровне. Есть стандартные аквариумы и подводные тоннели, а есть стилизации под затопленный город или подводную лодку. Есть и огромные акулы, скаты, а есть маленькие, но очень яркие тропические рыбки. Кораллы, актинии и прочая подводная жизнь.

Однако наибольшее внимание привлекал вот этот «экспонат». J

Когда мы вышли снова в зоопарк, уже вовсю светило солнышко и стало тепло.

У входа бесплатно выдают пакетики с кормом для животных. Но мы не успели. Все разобрали. Служащая очень извинялась и говорила, что неожиданно большой спрос. Но тут на выход прошла тетя с расплакавшимся ребенком и нам досталось полпакета нарезанных овощей. Дети с восторгом кормили слонов, обезьян, верблюдов.

В дальней части зоопарка — обширная детская площадка. Пришлось сделать там привал на полчаса.

Живые черепахи ползают среди бетонных динозавров.

Зоопарк — именно парк. Очень много зелени, воды. В нем есть уголки, где нет никаких животных, но есть элементы восточно-азиатской архитектуры. Животные, за редким исключением, гуляют по открытым площадкам, где нет ни стекол, ни решеток. При этом соблюден баланс между простором для животных и удобством просмотра для зрителей. Животные упитанные, ухоженные, активные. В общем, этот зоопарк стал для меня образцом для всех зоопарков.

Шикарные точки нижнего обзора в бассейне с ластоногими.

Обалденная пещера с пингвинами. Опять же никаких стекол и решеток, а ближайший пингвин на расстоянии вытянутой руки. И при этом практически нет запаха.

Для мелких грызунов сделали альпийскую деревеньку! Класс!

Старые ворота зоопарка. Символ!

После зоопарка поехали на велосипедах в сторону порта. В порту оказалось море народа и полное отсутствие велопарковок и велодорожек. Пришлось отказаться от прогулки вдоль набережной и посещения парусника Рикмер Рикмерс. Поехали сразу смотреть Министрану.

Музей макет расположен в одном из реновированных портовых складов. Добротные кирпичные пятиэтажные здания по берегам каналов превращены в современные офисные и культурные центры и представляют собой самостоятельную архитектурную достопримечательность.

Вход в музей осуществляется по электронной очереди. При покупке билета получаешь определенный номер и ждешь, пока на экране не загорится твой диапазон номеров. В зале ожидания есть диванчики, кафе, напитки. Мы ждали больше часа.

Мини страна — огромный макет. По сравнению с Гранд Макетом в Питере больше раз в пять-шесть. Плюс он занимает сразу два этажа. Поэтому Швейцарские Альпы выглядят грандиозно. Французская горнолыжка смотрится в разы эффектней, чем Красная поляна на Гранд макете. Но! В Мини стране страны и регионы разбиты на отдельные куски. Поэтому общий эффект грандиозности пропадает. Гранд макет выгодно отличается тем, что различные регионы нашей страны сплетены в единую художественную картину.

Кроме того, мне показалось, что здания в Гранд макете выполнены тщательнее, с бОльшим вниманием к деталям. Шутки есть и у нас, и у них, но наши как-то интереснее, остроумнее. Сценки, активируемые кнопками, очень похожи. Преимуществ нет. Бегающие поезда и машинки есть и там и там. Видимо, привести в движение машины сложнее, чем поезда. Поэтому большая их часть просто стоит на дорогах.

Чем Мини страна берет — это техникой. Аэропорт, в котором самолеты не только катаются по дорожкам, но и взлетают и садятся, — это здорово! Лава, стекающая с извергающегося вулкана, невероятно реалистична! В норвежском море — настоящая вода, плавающие корабли.

А вот чего в Мини стране нет совсем — это военщины. И это не случайно. Разница менталитетов.

Словом, Мини страна — великолепный аттракцион. Для детей — в особенности. Два с половиной часа пролетели совершенно незаметно.

После Мини страны немного прокатились по центру. Посмотрели старинную застройку, пару костелов, городскую ратушу. Архитектура весьма сдержанная, но более интересная, чем прусский стиль. Не готика, не барокко и не классицизм. Впечатления гораздо позитивнее, чем от вчерашнего проезда в районе вокзала.

Я было собрался двигаться к машине и в кемпинг, но супруга потребовала ресторан, ибо утром мы покидаем Германию, а местной еды не пробовали. Пришлось соглашаться. Покрутившись минут пятнадцать, нашли очень уютный ресторан «Францисканец». Уютный интерьер, огромные порции, вкуснейшая еда и умеренный ценник. На семью визит обошелся в 56 EUR.

Что хочется больше всего, выкатившись из ресторана с отвисшим брюхом поздно вечером? Правильно! Залечь в постель в гостинице. А не катиться на велосипеде по ночным темным улицам. Но увы. Это оборотная сторона дешевизны кемпинговой жизни. Пришлось ехать.

Общие впечатления от Гамбурга. Город понравился! И нам его не хватило! Собственно, мы практически ничего и не видели. Гамбург — город с самым большим числом мостов в мире! Их больше двух тысяч! А мы видели от силы пять. Мы не прокатились по грандиозному веломосту через залив. Мы не были в пешеходном тоннеле под Эльбой. Не посетили паноптикум. Не гуляли по Юнгфернштиг. И еще много, много чего «не». Однако задержаться здесь еще на день значило попасть в Лего Лэнд в выходной. А это — убитое за зря время и деньги в ключевой точке маршрута.

День седьмой. 19 июля.

Утро выдалось ясное, но прохладное. Появившиеся за ночь соседи оказались соотечественниками. Семья из Ярославля. Они уже возвращались из путешествия по весьма интересной траектории: через Копенгаген, Стокгольм, Турку и Питер. Они очень оперативно собрали палатку и выдвинулись без завтрака. Мы как всегда провозились и выехали намного позже.

Когда я зашел к хозяину кемпинга расплатиться за вторую ночь, он очень удивился. Он думал, что мы уже уехали. Долго благодарил за честность.

Пока мы ехали на север, солнце разошлось не на шутку. Сильно захотелось купаться. Поэтому мы решили свернуть на Балтийское побережье. Заехали в маленький курортный городок Ekenford. Он оказался чрезвычайно мил и уютен. Небольшой яхтенный порт, набережная и прекрасный песчаный пляж с душами и чистыми туалетами. Кафе, ресторанчики, мини отели. Народу вполне комфортное количество. Атмосфера покоя и расслабленного отдыха. Вода чистейшая, но заход в воду о-о-чень пологий. Устанешь, пока зайдешь по грудь.

Здесь мы столкнулись с особенностью пляжного отдыха на Балтике. Эта особенность — ветер. Постоянный. Холодный на расстоянии 50-70 метров от воды и жаркий в глубине суши. Поэтому все загорают вот в таких ракушках, развернув их спиной к ветру.

На заднем плане военно-морская база.

В киоске на набережной купили по бутерброду с маринованной селедкой. Вкус божественный! Такой рыбы я еще не ел! Продавец оказался парень из Прибалтики. Разговаривал с нами весьма любезно по-русски, но поговорить за жизнь отказался.

Жара спала, и нам ужасно захотелось покрутить педали. Скинули велики с крыши и покатились по грунтовке вокруг озера. Вот это рай для велосипедиста! Немецкие грунтовки абсолютно ровные, как стол. Ни колеи, ни ямы, ни стиральной доски. Даже крупного гравия нет. Едешь, как по асфальту! Слева сквозь кусты проблескивает вода, сверху мозаика листьев рассеивает солнечные лучи. Чистейший воздух. Нет ни машин, ни людей. Красота!

А затем опять автобан. Борьба лошадиных сил с ветром. Тут я наконец осознал, что если двигаться со скоростью больше 120, то «палка» на указателе уровня топлива съедается за 15-17 километров. А это больше 20 литров на сотню! При стоимости бензина больше ста рублей за литр! Пришлось сбросить до 100. В таком режиме расход упал до примрно13-14 литров на сотню.

На границе с Данией стоял полицейский экипаж и проводил выборочный контроль документов. Нас не остановили.

Первая датская заправка поразила меня до глубины души. Похоже, она не знала ремонта лет двадцать. Такое показывают в постапокалиптических фильмах. Помятый корпус весь в царапинах. Треснутое пыльное стекло счетчика. Пыльный дубовый шланг. Пятна масла и бензина под ногами. Планки подшивного потолка у навеса того гляди вывалятся. Тишина. Ни одного человека. Ни одной машины. Стекла магазина заляпаны выцветшей на солнце рекламой и давным-давно не мыты. В самом магазине товар на полках не расставлен, напихан. Лишь бы под ногами не валялся. За кассой молоденькая девушка. Нет, полный бак она залить не может. Система не позволяет. Сначала предоплата, потом заправка. Приплыли! Справедливости ради надо сказать, что таких убитых заправок мы в Дании больше не видели. Были потрепанные жизнью, но не настолько.

До кемпинга в окрестностях Лего Лэнда добрались в полдесятого. Чувствуется, что забрались на север. Солнце скрылось за деревьями, но еще светло как днем. Кемпинг расположен на футбольном поле. Тут надо сказать несколько слов о датском футболе. Дания дольше всех остальных стран сохраняла футбол исключительно в любительском формате. То есть футбольные клубы НЕ зарабатывали футболом. Футбол поддерживался государством и меценатами. Кроме того, датчане отменили запрет на иностранных легионеров только в 1976 году. А до этого они дважды умудрялись стать серебряными призерами олимпиад. Занимали не призовые, но высокие места в чемпионате Европы.

Такая ставка на «своих» нашла отражение и в футбольной инфраструктуре. Футбольные поля есть практически в любой деревне. Причем это не лысые вытоптанные поляны с ржавыми мятыми железками, обозначающими ворота. Это настоящие поля: с идеально ровным газоном без проплешин, но с разметкой, со стандартными воротами, натянутой сеткой и т.п. Плюс освещение. А если это стадион, то полей будет пять-шесть. А то и все десять. И большой блок с раздевалками, душевыми и т.п.

Но времена изменились. Инфраструктура стала избыточной. Поэтому ее стали монетизировать. Так на одном из стадионов два поля из шести отдали под кемпинг. Туалеты и душевые достались от спортивных времен. Однако при всем при этом сантехнические удобства работающие и чистые.

Кемпинги в Дании ощутимо дороже, чем в Германии. Этот нам обошелся больше 3000 рублей на семью за ночь. И это не предел! Зато нам дали скидочные купоны в Лего Лэнд на 50%! Правда, если купить билеты через интернет минимум за 2 дня, то скидка 33%, две недели от дня рождения — тоже 50%. Есть еще какие-то скидки. В общем, взять билеты в Лего Лэнд по полной стоимости надо еще умудриться. Хотя у нас это вполне могло получиться. )) А тут такой подарок прямо в руки. И никаких дополнительных телодвижений. Приятно!

День восьмой. 20 июля.

С утра дети вскочили с криками: «Ура! Ура! Лего Лэнд!» Расстояние от кемпинга вроде и не большое, но постоянные ограничения 80, 50 и даже 30 привели к тому, что мы ехали полчаса. У парка есть четыре парковки. Две ближние и одна дальняя — платные, одна совсем дальняя — бесплатная. Мы думали, что встаем на бесплатную. Но оказалось, что мы ошиблись с интерпретацией схемы. Как мы потом выяснили, бесплатная была вообще закрыта. А мы встали и далеко и за деньги.

Народ на вход валил уже потоком. Большинство с уже распечатанными через интернет билетами. Мы же подошли к кассам. Касс много, очередей практически нет. Наши купоны приняли и скидку сделали. Кроме билетов дали план парка и кучу рекламы. На нее-то мы и купились. Там значилось, что недавно открыт новый крутейший аттракцион «Золотой орел». Он, мол, пользуется большой популярностью, днем очередь больше получаса, поэтому на него надо идти с утра, пока народа меньше. Мы, как идиоты, пробежали мимо Полярного экспресса, несмотря на то, что там очереди почти не было и встали на Золотого орла. Простояли в очереди 25 минут. Благо в середине «змейки» есть ящики с лего для детей. Там они и зависают, и не терзают родителей нытьем «ну скоро?»

Аттракцион оказался довольно спокойными американскими горками. Детям лет семи в самый раз. А нашим уже скучновато.

В парке много фигур и элементов оформления, типа собранных из лего деталек. Выглядит очень натурально, но ни одной детальки не отодрать. Позже наблюдательные мальчишки нашли слегка поврежденную фигуру. Там было видно, что внутри бетон, а снаружи пластмассовая облицовка в один слой.

Потом мы таки попали на Полярный экспресс. Вот это были американские горки в нашем вкусе. Да еще с таким приколом. Поезд заезжает в темный ангар. Там на экране два мультяшных лего человечка висят на веревке и один из них рубит ее киркой. На третий удар веревка лопается, человечки падают и поезд проваливается тоже! Вот это было здорово!

Рядом был еще интересный аттракцион Школа Полярных пилотов. Аналогов я пока не встречал. Суть развлечения — механическая рука крутит, переворачивает и трясет двойное кресло с катающимися. Прикол в том, что набор действий, их интенсивность и последовательность ты задаешь сам перед стартом. В первый раз я поосторожничал, и нас умотало чувствительно, но в меру. А вот второй раз программу составлял старший. Мне чуть голову не оторвало, а в карманах не осталось ни одной монетки. Выходил я на подгибающихся ногах, цепляясь за поручни. А ему хоть бы хны. Прыгал от восторга и кричал «еще хочу!»

Есть набор водных аттракционов. Водная карусель.

Река с горками. Этот аттракцион то и дело ломался. Его останавливали на ремонт, а потом запускали опять. С третьего раза мы на него попали, да и то не обошлось без проблем. В очереди я отстал от своих, пока снимал проплывающие мимо лодки. Потом пошел вдоль очереди к своим, извиняясь на каждом шагу. И тут возник принципиальный мужик и загородил мне дорогу. Я ему объяснил, что моя семья впереди. Я просто отстал. Не пускает. Попробовал обойти. Он меня отпихнул. Пришлось зайти с другой стороны. И надо ж такому получиться, что этот субъект попал-таки в нашу лодку и сел рядом со мной. Для начала он всем весом встал мне на ногу перед тем как сел. А потом, когда лодку после спуска с горки сильно тряхнуло, заехал мне локтем под ребра. Сдержало только сознание, что я здесь устраиваю праздник детям и портить его не имею права.

Много аттракционов рассчитано на совсем маленьких. Мы там прокатились, но было неинтересно.

А под самый конец, когда аттракционы надоели, пошли разглядывать лего страну. Это было здорово! Корабли плавают, поезда, машины ездят. Шлагбаумы открываются и закрываются. Паромы перевозят грузовики. Ветряки крутятся. Дети сказали, что им тут понравилось больше, чем в Мини стране в Гамбурге.

В фирменном магазине действительно продаются детали «на вес». Но цена не гуманная — около 8000 рублей за кило. А набор весьма ограничен. Цветов только четыре. «Эксклюзивные» детали — ноги руки и головы. Дети себе набрали грамм по 150, но овчинка выделки не стоит. Не рекомендую.

Когда шли к машине, все жаловались на свои ноги. За день умотались прилично. Спать упали как убитые.

Общие впечатления от Лего лэнда. Детям понравилось. Нам не очень. Были, конечно, интересные моменты, но для взрослых парк скучноват. В Гарда лэнде в Италии нам понравилось гораздо больше. Все-таки Лего тематика накладывает сильные ограничения. Многие элементы оформления можно было бы сделать более художественно, если бы не обязательные кубики. Но это неважно. Ведь ехали мы сюда ради детей, а им было хорошо.

День девятый. 21 июля.

Встали поздно, собирались долго, выехали только в районе полудня. За это время солнце разошлось не на шутку. На улице установилась реальная жара. Снова захотелось купаться. С трассы к морю съехали перед самым началом моста на остров Зеландия. Там обнаружился огромный пляж с белым песком, вместительной бесплатной парковкой и чистыми туалетами. Тоже бесплатными. Рядом кемпинг, рассчитанный только на караваны. Места под палатки там не было.

Отдохнули, пообедали своими припасами, накупались от души. Дети с упоением принялись рыть траншеи в песке и лепить песчаные колобки. Курорт, да и только!

Потом мы пересекли пролив по мосту. Мост впечатляет! Грандиозное сооружение! Полноценный поезд, проехавший неподалеку, превращается в крохотную черточку, двигаясь по мосту. Общая длина моста — 18 км. Включая остров посередине пролива. Ради размещения объектов моста площадь острова увеличили в четыре раза. И при этом умудрились сохранить растительный и животный мир этого островка! Западная часть моста — стандартные бетонные опоры и прогоны. Железная дорога и шестиполосная магистраль проходят рядом. А вот на острове они разделяются. Железная дорога ныряет в восьмикилометровый тоннель, уходящий на глубину 75 метров под дном пролива, а автомобильная дорога взмывает на подвесной мост. Длина подвесной части 2700 метров. Высота над уровнем моря 65 метров. Высота пилонов 254 метра. Расстояние между пилонами 1600 метров. Виды, правда, с моста открываются не очень. Сильно мешают отбойники по краям трассы. Стоимость проезда 36 EUR.

На заправке за мостом встретили вот такой интересный раритет.

Цены на бензин. 130 рублей за литр 95-го. Печаль.

До кемпинга в окрестностях Копенгагена добрались в начале восьмого. Кемпинг огромный, но при этом почти пустой. Хорошая инфраструктура, но очень дорогой. Самый дорогой за всю поездку. Получилось больше 4000 рублей за ночь.

Есть в нем даже поляна для безлошадных туристов. Очень уютное место. Поляна отгорожена от остального кемпинга широкой лесополосой (кусты, березки), проезда машинам нет, высокая зеленая травка. Прямо как в лесу! Но нет розеток и машину на территории кемпинга тогда оставить нельзя. Только на парковке перед ресепшн. А вот этого я не хотел делать категорически. Ибо прочитал отчет наших соотечественников, что на этой стоянке у них грохнули водительское стекло. Забрали из салона старую ношеную ветровку и копеечный китайский регистратор. А вот ремонт стекла влетел в ощутимую сумму.

Поэтому пришлось селиться на автомобильное место. Там расчет на караваны и с палаткой уже не уютно. Твердая пыльная земля, гравий. Колышки не втыкаются. Все на виду. Кроме того, обнаружилось еще одно неудобство. При входе в санблок надо снимать обувь. Поэтому направляясь в туалет или просто умыться, приходится тащить с собой тапочки. Очень неудобно.

День десятый. 22 июля.

С утра пасмурно, но тепло. Дастер остался отдыхать в кемпинге, а мы оседлали велосипеды и покатились на станцию электрички. Станция расположена удобно. Всего полтора километра от кемпинга. Билетных касс нет. Только автомат. Есть меню на английском. Как купить билеты для людей, я разобрался сразу (получилось примерно 1200 рублей на семью), а вот как оплатить велосипеды, так и не нашел. Людей на платформе не было вообще. Спросить некого. Пришлось ехать так. Немного опасался контроля на выходе, но его не было. Ни турникетов, ни контролеров.

Электричка поразила свой шириной и креплениями для велосипедов по восемь штук в каждом вагоне! Вот она, велосипедная столица Европы!

На вокзале и привокзальной площади, как везде, толпа и суета, но уже в 300 метрах от вокзала толпа куда-то пропадала, и мы оказались на совершенно пустынных улицах. Выехали на набережную — та же картина. Я удивился: где все? Во всех отчетах пишут про лавины велосипедистов, а тут пустота. В Гамбурге велодвижение было в разы оживленнее. Возможно, сыграло свою роль, что мы были в Гамбурге в рабочий день, а в Копенгагене в выходной.

Мы припустили что есть мочи в сторону Королевского дворца — Амалиенборга. Там в 12 часов дня происходит смена почетного караула. Мы слегка опоздали. Церемония уже началась, толпа туристов была настолько плотная, что видно было плохо. Мальчишек я поднял на ограждение вокруг статуи какого-то монарха.

В какой-то момент караул замер и простоял так минут пять. Нам стало скучно, и мы пошли в музей при дворце. Народ остался ждать. Видимо, церемония еще не закончилась. Когда мы вышли из музея, площадь была совершенно пуста.

Дания до сих пор конституционная монархия. Данией сейчас правит королева. Экспозиция в музее рассказывает о королевской семье, ее истории. Есть несколько комнат с сохранившимися интерьерами. Все очень скромно. Дворец больше напоминает канцелярию полицейского управления в Петербурге, чем резиденцию монарха.

После дворца зашли в Фредрикс кирхе — кафедральный собор Копенгагена. Собор довольно скромный. Что и понятно — в Дании господствующая религия — лютеранство.

Дальше в нашей программе было посещение Русалочки. Мы думали, что быстро доедем до нее по набережной, но там оказалось столько народу, что нам быстро пришлось спешиться. К Русалочке туристов привозят целыми автобусами. Многие стараются сделать селфи с этой скульптурой. Особенно китайцы. Ну, или хотя бы сделать вот такое фото.

Но со стороны это выглядит вот так.

В детстве мне безумно нравились сказки Андерсена. И Русалочка в том числе. Поэтому я хотел в эту поездку найти памятник автору и посетить его дом-музей, но не сложилось. Прокатались по другим точкам. А жаль.

Рядом с Русалочкой расположен военный форт. Когда-то это было главное фортификационное сооружение, охранявшее вход в залив. Двадцать лет назад в нем все еще находилась закрытая военная часть. Собственно, военные в нем хозяйничают до сих пор, но территория открыта для прогулок. Не бог весть какая достопримечательность, но погулять по территории забавно. Особенно когда из аккуратных красных зданий вываливаются солдаты в камуфляже, обвешенные автоматами и прочей военной амуницией, словно новогодние елки, и начинают прокладывать себе путь среди гуляющих туристов. Кстати, среди солдат попадаются и молодые симпатичные солдатки.

Интереснее всего гулять по валам. С них открывается вид на ров с водой, город, собственно форт и гавань.

Глядя в сторону гавани порой кажется, что огромные круизные лайнеры проходят совсем рядом, едва не задевая ветки деревьев.

Из форта в центр мы проехали маленькими нетуристическими улочками. Вот это Крокодиловая улица. Интересна тем, что у домов, выходящих на нее, нет ни одного прямого угла.

Велодорожки в Копенгагене порой бывают многополосные. Вот здесь из правой полосы можно двигаться только направо, а из левой — прямо. Для велосипедистов есть свои светофоры, знаки, разметка.

Замок Розенборг. Один из королевских замков. Снаружи выглядит внушительно, но внутри, судя по отзывам, обстановка не сохранилась. При нас там была выставка фарфора. Билеты очень дорогие. Не пошли.

Еще одно очень интересное решение известной проблемы.

Старинные здания имеют очень сдержанную архитектуру. Но при этом они какие-то такие уютные, привлекательные. Народу много. Практически везде знаки, что движение на велосипедах запрещено. Пришлось ходить пешком.

Цены в кафе напоминают Норвегию. С трудом нашел ларек с китайским фастфудом. Картонная коробочка с рисом, специями и двумя микроскопическими ломтиками курицы обошлась почти в пятьсот рублей.

Подкрепившись, мы направились к Круглой башне. Очень необычное строение. Мы привыкли к тому, что к храмам пристроены колокольные башни. Либо это оборонительные башни. Или наблюдательные. Или башня при городской ратуше для придания статуса городской управе. А тут обсерватория! В центре города! К тому же вместо привычных лестниц внутри спиральный кирпичный пандус. Правда, он идет не до самого верха. Чтобы попасть в купол и на обзорную площадку надо протиснуться по узкой обычной лестнице. Рассказывают легенду, что, когда Петр Первый гостил в Копенгагене, он заехал на самый верх на карете. Верится с трудом. Места для подъема на карете, конечно, достаточно. Радиус поворота вполне позволяет проехать. Но на верху нет места, чтобы развернуться. А задом лошади с каретой сдавать не умеют.

Сверху открываются неплохие виды на старый город. Глядя на эти крыши, легко представить, как в мансардных окнах сидят Кай и Герда и общаются друг с другом. Этим Копенгаген выгодно отличается от Стокгольма. Глядя на стокгольмские крыши, представить там домик Карлсона не получается при всем желании.

Дальше мы опять выехали на набережную и направились в Нюхавен — Новую гавань. Кстати, Копенгаген по-датски Кобенхавэн — гавань Кобэна. Совсем другое восприятие названия города! Вид открыточный! Но я умудрился его снять так, что на открытку совсем не похоже. Первые этажи — сплошь ресторанчики и сувенирные магазины. Туристов море.

Надо сказать, что мы довольно часто слышали русскую речь и в Германии, и в Лего лэнде, и в Копенгагене. И каждый раз старший громко комментировал: «О! Папа! И здесь русские!» И только здесь какой-то мужичок из бойко галдящей группы резко осадил ребенка: «Не русские, а русскоговорящие!»

После Нюхавэна мы начали нарезать круги вдоль каналов, мимо исторических зданий.

Бывшее здание биржи.

Королевский дворец Кристиансборг.

Городская Ратуша.

На этом наш тур по Копенгагену закончился, и мы поехали в кемпинг. На этот раз мы решили заценить роскошные велодорожки Дании. Гугл проложил маршрут вдоль канала и потом вдоль берега моря по шестому национальному веломаршруту. Национальные маршруты хорошо маркированы и снабжены вот такими указателями.

Сначала мы ехали вдоль уже знакомой набережной. Потом вдоль жилых новостроек, которые мало отличаются от современных малоэтажных кварталов в Подмосковье. Единственное — меньше припаркованных машин и дворы поаккуратнее. Затем велодорожка пошла через поля вдоль практически пустого шоссе. И тут я обратил внимание, что в качестве лесополосы высажена алыча! Плоды уже созрели и устилали землю вокруг деревьев. Я сорвал несколько и попробовал. Сладкая!

Велодорожка ушла в сторону от шоссе и стала еще живописнее. Вдалеке показался канал. Низкое солнце заливало окрестности волшебным золотым светом. Чистый воздух! Тишина, покой, сельская идиллия вокруг! Мы предвкушали, как будем наслаждаться поездкой вдоль канала. И тут случился облом. Путь нам преградил строительный сетчатый забор. Надпись на датском недвусмысленно намекала, что проезд и проход закрыт из-за строительных работ до ноября 2018 года. Объезд по схеме. Но насколько хватало взгляда дальше тянулась идеальная велодорожка без всяких следов строительства. Мы долго колебались, но решили вести себя цивилизованно и свернули в объезд.

Пешеходная дорожка вывела нас на автодорогу параллельную каналу. Но что это была за дорога! Нет, машин на ней почти не было. Две или три за время нашего движения. Но слева насыпь, покрытая запыленными до сплошного серого цвета кустами и деревьями. Справа бесконечные горы насыпных грузов: песок, гравий, известь, химические удобрения, что-то напоминающее навоз. Кругом пыль, вонь. Насладились велопрогулкой по природе, блин!

На веломаршрут вернулись только на мосту через канал. Мост, разумеется автомобильный. Три полосы в каждую сторону. Плюс пеше-вело дорожка за отбойником. Виды с моста обалденные, но ревущий поток транспорта портил все впечатление.

После моста дорожка ушла в лесопосадки, и там опять начали попадаться деревья со спелой алычой и даже с черешней! Мелкой, но невероятно сладкой. В наших краях такая никогда не продается.

Финальная часть пути до кемпинга проходит вдоль лимана, отделенного от моря длинными островами. Виды красивые, но открытого моря не видно.

Общие впечатления от Копенгагена. Город очень интересный и самобытный. Центр компактный и во многих местах закрытый для движения на велосипедах. С парковками там тоже беда. Поэтому крайне рекомендуется осмотр в пешем порядке. Старинные дома создают свою особую атмосферу, непохожую ни на Стокгольм, ни на Гамбург, ни на Амстердам. Однако, на мой вкус, эта атмосфера мрачновата. Есть места, где не очень чисто и при этом довольно много темнокожих скандинавов. Посмотреть город однозначно стоило. Но вот задерживаться в нем еще на день желания не возникло.

День одиннадцатый. 23 июля.

Как обычно, после насыщенного дня встали поздно, а выехали и того позднее. Утреннее солнце успело спрятаться за тучи. Гисметео клятвенно заверил, что на ближайшие пять дней Восточная Европа останется во власти дождей. Поэтому мы поехали на север острова Зеландия посмотреть Датскую Ривьеру.

Дорога шла практически все время среди ухоженных открыточных полей, красивых сказочных деревенек и небольших рощиц, в которых из-за беспримерной жары и сухости начали жухнуть листья. Все однообразно и усыпляюще. И вдруг пейзаж сменился. Дорогу вплотную обступили могучие зеленые великаны. Совершенно неожиданно мы оказались в дремучем лесу. Сразу возникла мысль о дикой ночевке, желательно на берегу озера. Мы свернули на первую попавшуюся лесную дорожку.

Мы радостно потирали руки, предвкушая отдых в уединении, как вдруг увидели табличку, что на авто дальше нельзя. Остановились. Я спустил велосипед и поехал дальше на разведку. На берегу обнаружилась обширная поляна под сенью огромных грабов и каштанов. Сквозь стволы заманчиво проблескивало озеро. Я пошел посмотреть спуск к воде и внезапно наткнулся на занимающуюся любовью парочку. Не услышать меня было невозможно. Хруст от сухой листвы и веток мог разбудить кого угодно. Но мужик лишь меланхолично глянул в мою сторону и продолжил свое дело. А его дама даже головы не повернула. Мечты об уединенном отдыхе были разрушены. Пришлось разворачиваться и ехать дальше.

Вскоре мы выехали на берег и подъехали к четырехзвёздочному кемпингу с крутой инфраструктурой и превосходными отзывами. На месте оказалось, что все круто только для кемперов и караванов. А вот поляна для палаток расположена по другую сторону от шоссе, у самого пляжа. В туалет и душ надо идти минут пять-семь через подземный переход под шоссе и по неаппетитной тропинке на задворках кемпинга. Прямо над головой по шоссе постоянно несутся машины. Весь кемпинг идет на пляж через эту поляну. Места поодаль от этой дорожки и в тени уже заняты. Встать можно только у дорожки на солнце. И плюс ко всему на вершине дюны расположилось несколько молодых арабов, которые явно не собирались купаться, зато внимательно осматривали палатки.

Посмотрели мы на эту красоту и поехали дальше. В трех километрах от берега нашелся замечательный кемпинг. Новехонький, красивый, просторный, почти пустой. Ни одной посторонней личности в округе. На кухне есть не только электроплиты, но даже посудомоечные машины! Оборудование санузлов лучшее изо всех мест в Скандинавии. А вот душ по жетонам. 50 рублей четыре минуты.

Солнце было еще высоко и двинулись в курортный городок Гиляляй купаться. Все прелести датской Балтики были в наличии. Марина с яхтами. Просторный пляж с мелким белым песком. Небольшое количество народа. Прохладный ветер с моря. Затарились продуктами в ближайшем магазинчике и устроили себе пикник на морском берегу. Вечер выдался весьма приятный.

День двенадцатый. 24 июля.

Утром нас приветствовало яркое солнышко. Тень от деревьев надежно укрыла палатку от его жарких лучей. Кругом сельская идиллия. Свежайший воздух, покой, тишина! В кемпинге обнаружилась спелая алыча и сладчайшая черешня! Мы определенно выбрали прекрасное место для отдыха!

В начале одиннадцатого мы оседлали велосипеды и поехали к замку Фредриксборг. Практически вся дорога проходит по 33 маршруту. До него всего 3 км от нашего кемпинга.

Тут надо сделать отступление о картах веломаршрутов. Во всех отчетах писали, что этих карт навалом во всех кемпингах, книжных и сувенирных магазинах, а порой они встречаются даже на заправках. Не знаю, в чем дело. То ли фатальное невезение, то ли времена изменились. Я спрашивал эти карты повсюду: в сувенирных магазинах, в инфоцентрах, на заправках, в кемпингах. Даже в книжный магазин заезжал в окрестностях Копенгагена. Везде разводят руками. И только в непонравившемся нам кемпинге нашлась одна карта! Вот по ней мы и поехали.

Воображение мне рисовало выделенные ровные асфальтовые дорожки, бегущие среди датских полей и холмов по самым живописным местам. И эти дорожки доступны только велосипедистам. Реальность оказалась скромнее. Такой идеальной дорожки было только два километра в середине маршрута в лесу. Остальная часть — тротуары вдоль дорог, пустынные автомобильные дороги, гладкие полевые или лесные грунтовки. В целом все пристойно и приятно. В наших краях такие пустынные дороги и такие ровные грунтовки — предел счастья! Пойди найди еще такой маршрут. А вот от Дании ожидания были несколько другие. Поэтому легкое разочарование.

Сельские домики часто покрыты соломой. Не от бедности, а экологии для.

В полях пасутся мимимишные лошадки.

Леса заставляют вспомнить эльфов и гномов. Рельеф совершенно не утомительный. Небольшие холмики очень оживляют ландшафт, но при этом еще до того, как успеваешь устать, подъем сменяется спуском.

По пути мы трижды пересекали железную дорогу. Эта дорога петляет среди окрестных деревень. Практически в каждой деревне есть своя маленькая станция.

А бегает по ней вот такой дизельный минипоезд. Очень комфортный. Кондиционер, низкие полы. Крепления для велосипедов. Дизеля практически не слышно. Выхлоп не больше чем у современного туристического автобуса.

Переезды в лесу на непроезжей для автомобилей дороге. Просто сказка!

В Дании есть два типа оборудованных мест для туристов: место для разведения огня и место для установки палаток. Вот этот грандиозный шатер, огромный очаг с решеткой, на которой можно зажарить среднего размера свинью целиком, и есть место для разведения огня. Вокруг живописная, хорошо прокошенная поляна. Рядом родник. Формально в таком месте ночевать запрещено, но, судя по отзывам, многие ночуют без всяких проблем.

Кое-где у дороги путеводные камни. Это тоже создает сказочную атмосферу.

Замок Фредриксборг, цель нашего путешествия, великолепен! Грандиозное богато украшенное здание, частично окруженное рукотворным прудом. Великолепный парк, имеющий регулярную и пейзажную часть. Фонтаны.

И весьма умеренное количество народа. Даже китайцев всего ничего.

Внутри роскошная обстановка. Особенно впечатлили потолки. Разные в каждой комнате. Живопись, лепнина, резьба по дереву, позолота.

Домашняя церковь потрясает роскошным убранством. В каждом окне — россыпь гербов знатных семейств. Убранство комнат восстановлено практически в полном объеме.

Мебель в основном «того периода», но есть и подлинные королевские предметы. Дело в том, что в 1859 году в замке случился грандиозный пожар. Сгорело практически все. Сначала замок начали восстанавливать за государственный счет. Но в какой-то момент монарх заявил, что ему замок не нравится, и работы прекратили. Тогда восстановление замка продолжил датский пивовар Якобсен, хозяин пивоварни Карлсберг. Он также организовал сбор средств на восстановление среди других бизнесменов. Закончили реставрацию 1882 году. С тех пор в замке располагается национальный музей.

Аудиогид по музею очень качественный. Слушать интересно. Есть русский язык. Музейщики молодцы — придумали чем занять детей, чтобы он не ныли, пока взрослые слушают экскурсию. Каждому ребенку дают по планшету, по ручке и по заданию. На листочке с заданием напечатаны фрагменты картин и фресок. На втором листочке — план музея. На нем надо отмечать места, где висят картины, фрагменты которых есть в задании. Подействовало! Дети без устали носились, искали нужные детали.

После дворца очень захотелось есть. Поехали искать кафе. И не можем понять, в чем дело. Два пафосных дорогущих ресторана у самого дворца — и все! Дальше пустые улицы. Жилые дома, какие-то офисы, канцтовары, магазины электроники… и ни одного человека! Даже спросить не у кого. В какой-то момент свернули за угол и случайно попали на пешеходную улицу. Ехать на велосипеде нельзя, но зато в каждом втором доме или сувенирка или кафе. Людей — море. Все гуляют, смеются, развлекаются. Контраст фантастический! Правда и в этом многообразии с огромным трудом нашли пиццерию, где смогли уложиться в 2500 рублей на семью.

На обратном пути младший сын устал. Пришлось остановиться на станции дизельного поезда. Там кроме нас ждали поезда две тетеньки — божьи одуванчики. Одеты почти что в домашние халаты. Когнитивный диссонанс. Простите, более человеческих слов не смог подобрать. У нас таких простецких тетенек в таком наряде можно встретить где-нибудь в глухой деревне на завалинке в солнечный теплый денек. А тут станция, промка.

Оказалось, что эти милые тетеньки прекрасно разговаривают по-английски. Они-то нам и подсказали, что для того, чтобы поезд остановился, надо нажать кнопку с названием направления на столбике у входа на платформу! И даже нажали нужную нам кнопку. Когда узнали, что мы из России, наперебой заговорили, что Россия им очень нравится, они бы очень хотели съездить посмотреть, но это очень дорого и далеко. Обсудили заодно чемпионат мира по футболу, посетовали, что сборная Дании рано вылетела. В общем, очень душевно провели время до поезда.

Поезд, как я уже отметил, очень удобный. Низкие полы и широкие двери. Сесть с велосипедом без проблем. Супруга и старший сами занесли свои велики в салон. Я помог только младшему. Очень удобные крепления для велосипедов — подпружиненные ремни с крючками и инерционными катушками, как ремни безопасности в автомобиле.

Билетных касс на станциях нет. Внутри ни контролера, ни кондуктора. Только билетный автомат. Но проблема в том, что он принимает только наличные. А у нас их нет. Спросил у местных, есть ли какие-то другие варианты оплаты. Мне сказали, что нет. Они все ездят по проездным. Так и пришлось прокатиться зайцем. Стыдно.

День тринадцатый. 25 июля.

Снова жаркое солнечное утро. Снова велосипеды. И снова замок. На этот раз Кронборг. Королевский замок на берегу моря. Это один из самых знаменитых замков в мире. Причем прославили его не датчане, а один англичанин. Шекспир. Он избрал местом действия своей пьесы «Гамлет» этот самый замок. Считается, что Шекспир никогда тут не был. Но описал его с такой точностью, как будто посмотрел виртуальный тур в интернете. Поэтому многие историки ломают копья, изобретают теории, как это ему удалось.

До замка ведет 47-й велосипедный маршрут. Первая его часть ведет вдоль берега моря, над многочисленными пляжами. Приходилось бороться с искушением остановиться на купание. Потом маршрут уходит вглубь берега и идет через населенку и частично через лес. Указателей очень мало. Бумажная карта имеет слишком мелкий масштаб, и трудно понять, в какой переулок надо нырнуть на этот раз. Гугл этого маршрута не знает. Поэтому мы несколько раз сбивались и возвращались обратно. Зато в пути опять попадалась черешня. Даже в лесу!

Замок Кронборг расположен на полуострове и окружен равелинами. Поэтому окинуть его взглядом не так просто, в отличие от Фредриксборга. Издалека взгляду мешают собственно равелины. Вблизи он виден лишь фрагментами. Чувствуется, что это была не только резиденция королей, но и мощное оборонительное сооружение. Артиллерийские позиции, толстые стены, мощные ворота, подвесной мост надо рвом. Замок выглядит строго. Украшений минимум.

Внутри тоже все очень аскетично. Беленые гладкие стены и предметы старинной мебели «того периода». Этот замок тоже горел. Только пораньше — в 1629 году. Рассматривать особенно нечего. Но атмосфера средневекового замка воссоздана очень хорошо. В нее погружаешься, и воображение начинает рисовать суровых норманов, прохаживающихся по мрачноватым помещениям. Кстати, позабавил тот факт, что в здании при всех его размерах было всего четыре выделенные спальни: короля, королевы, принца и архиепископа. Все остальные, включая сановников, знать, послов, устраивались на ночлег кто где. На столах, в зале приемов, в оконных нишах, просто на полу.

Особое место занимает экспозиция, посвященная Гамлету. Аудиогид подсказывает, в каком месте замка происходило какое событие пьесы. Висят фото актеров и сцен. В стенах замка «Гамлета» ставили более 200 раз! Живая история.

Отдельные экспозиции — пушечная башня, домовая церковь и подземелье. Мы брали комплексный билет, где все это включено.

Домовая церковь — единственное помещение, уцелевшее при пожаре. Ее интерьер позволяет представить, каким красивым был дворец до пожара.

С пушечной башни открываются шикарные виды на город, бухту, пролив и Швецию на том берегу. Легко представить, как датские пушки держали под контролем судоходство по проливу. В некоторые периоды сборы за право прохода по проливу составляли до трети бюджета страны!

Подземелья под замком реально впечатляют! Это лабиринт! Нет ни одного прямого коридора! Все комнаты разной формы и размера. Потолки местами скрываются где-то в вышине в темноте. А местами опускаются до самого пола. И темнота! Некоторые помещения не освещены совсем. В некоторых установлены лампы имитирующие свечи. Не только формой, но яркостью. Пять шагов в сторону и ничего не видно. Все ходят и светят себе телефонами. Если бы не указатели на выход, заблудиться можно легко.

В самом центре сидит на каменном троне принц Хольгер. Герой датского эпоса. По преданию, он спит. Но если Дании будет угрожать реальная опасность, он проснется и повергнет всех врагов.

Во дворе и на площадках вокруг то и дело одетые в исторические костюмы энтузиасты разыгрывают сцены из Шекспира. В общем, атмосфера праздника, отдыха, развлечения.

После замка мы набрали продуктов и пошли на пляж купаться и обедать. Пляж обширный, песок белый, мелкий, но много народу, не очень чисто и сильный ветер. Удовольствие от купания было небольшое.

Обратная дорога — опять по 47 маршруту. Время, к сожалению, уже было много, поэтому опять проехали самые вкусные пляжи без купания.

Ужинали, любуясь задумчивым закатом.

День четырнадцатый. 26 июля.

Все когда-нибудь кончается. Подошло к концу и время нашего отпуска. Дождь — не дождь, а пора возвращаться домой. Мы покинули наш гостеприимный кемпинг и покатили обратно.

В Дании продолжается жара. Пляж в Нюборге мы мужественно проехали, но, когда проезжали Сиборг, свернули к морю. Вот это было разочарование. Полоска песка метра полтора шириной под заборами чужих огородов. Полно водорослей. Живых в воде и сухих на суше. Разочарованно пошли дальше. Прошли поселок, обошли сопку, вышли по тропинке к морю. Там было не многим лучше. Песок с камнями. В воде больше валуны, водоросли. Залез я один. Перекусили и поехали дальше.

Вот такой стильный автомобильчик был припаркован в Сиборге.

В Германию въехали уже вечером. Решили поискать кемпинг в районе Киля на берегу моря. Вот это было нашей стратегической ошибкой.

Сначала мы приехали в кемпинг с наилучшими отзывами. Обширная территория. Большие места. Много зелени. Прекрасная инфраструктура: детские и спортивные площадки, кафе, рестораны. Рядом пляж. Но ресепшн до 18:00. А на часах 19:00. Шлагбаум опущен, офис закрыт. Но рядом работает итальянский ресторан. В нем полно народу. Пошел спрашивать, нельзя ли как-то найти администрацию. Мои вопросы никто не понимает. И тут девушка официантка подводит ко мне усатого итальянца, явно директора этого заведения. Ну, думаю, сейчас я с ним договорюсь. Я успел только сказать «гуд афтернун», как на меня обрушился яростный вопль: «Ноу Инглиш! Онли Италиан о Дойч! Ферштейн?!!» Уровень негодования и ярости был такой, как будто я совершил непристойные действия в особо извращенной форме прямо на алтаре собора Святого Петра в Ватикане.

Офигевший от такого приёма побрел к машине. Там вижу, младший высунулся полностью из окна, стоит на сидении и держится за велобагажник. Я ему сказал ай-яй-яй и как-то не придал значения тому, что он делал. Завел машину, тронулся, и тут со стороны младшего с крыши упал велосипед. Причем, поскольку колеса привязаны ремнями, он провернулся на привязи, как крышка люка на шарнирах и долбанул педалью в мою дверь. Велосипед, к счастью, не пострадал, но на двери образовалась приличная вмятина. Нервы у меня не выдержали, и младший выслушал о себе много нелестных слов.

Настроение на нуле. Мечты о расслабленном отдыхе на берегу моря растаяли как дым. Поехали в следующий кемпинг. Тоже ресепшн до 18:00, но есть кнопка вызова хозяев! Жмешь как будто домофон, но вызов направляется на мобильный телефон. Удобно! Однако и тут мне вежливо сообщили, что мест нет. Вернулся в машину, супруга мне и говорит: дурачина ты, простофиля, возвращайся обратно к рыбк… к администратору и проси не питч, а просто кусок газона или парковки переночевать. Делать нечего, не затевать же скандал. Позвонил снова. Тут уже со мной общались как с умственно неполноценным. Сказано же — мест нет.

Поехали в следующий кемпинг. Мест нет. Следующий кемпинг был невероятного размера. Просто километры вдоль моря. Минут двадцать я там бегал в поисках ресепшн. Меня направляли то туда, то сюда. В итоге бросил. Смысла не было. Там не было места даже стул поставить, не то что палатку. Это в Дании правило — от авто или кемпера или палатки до соседнего участка должно быть не менее трех метров. Тут автодома и автомобили стояли так плотно, что у них не полностью открывались двери. А если кому-то удавалось в щели между жестянками поставить стул — это вообще верх комфорта!

Посмотрев на все это, я понял, что в кемпингах на побережье нам ловить нечего. Солнце село, и я в свете меркнущего неба отправился взглянуть хотя бы на пляж и море. Кемпинг от моря отделяет дамба. Ровненькая-ровненькая. Подстриженная травка. По ее гребню — идеально ровная дорожка из плитки. За дамбой — метров пятьдесят ровного песка. И так насколько хватает глаз. И больше ничего. Ни кустика, ни деревца. Ни переодевалок, ни душей, ни туалетов, ни скамеек, ни урн. Ничего! Стерильная пустота. Что-то расхотелось здесь задерживаться.

Стал смотреть букинг. Ближайшее предложение — в Киле по цене 28 тысяч рублей за ночь! Пока мы мотались по кемпингам, подошел к концу бензин. Сунулись в ближайший поселок, где есть заправка. На дверях табличка: работает до 22:00. На часах 22:10. Видно, что внутри убирается заправщик. Я деликатно постучал в стекло и показал на заправочные автоматы. Дядя внутри активно замотал головой. Закрыто, мол. Я развожу руками и показываю на авто. Тут заправщик пришел в ярость, начал подпрыгивать на месте, махать руками. Его «нихт» и «шлосен» доносились даже сквозь плотно закрытые двери.

Заехали еще на заправку. Тоже до 22:00. Темно и тихо. Ситуация начинала напрягать. Жилья нет, бензина нет. Ночь на дворе. Попалась гостиница, которой нет ни на карте, ни в Букинге. Мест нет. У экипажа началась паника. И тут я увидел светящуюся заправку. Оказалось, заправка автомат. Все надписи на немецком. Серьезность ситуации подстегнула интуицию. Ну, ладно, интуиции помог еще Гугл переводчик. Я смог заправиться с первой попытки и даже не заблокировал лишних денег на карточке. Одна проблема решена.

Мы двинулись куда глаза глядят, главное подальше от берега. Гугл обещал ближайший кемпинг в семидесяти километрах. Вокруг кромешная тьма, не видно ни зги. Нет ни машин, ни жилья. И только глядя в навигатор, понимаешь, что вокруг лес. Тут мне на глаза попалась грунтовка, сворачивающая в лес и заканчивающаяся тупиком без всяких строений. Решение приняли мгновенно. Притормозили и свернули на нее. Видно, что по ней давно не ездили. Сквозь идеальную ровную поверхность дороги пробилась высокая трава. Как только фары выхватили из темноты полянку, свободную от деревьев, мы на нее свернули. Быстро поставили палатку и упали спать. Время перевалило за полпервого ночи.

День пятнадцатый. 27 июля.

Будильник поставили на полшестого утра. Собрались максимально быстро и выехали в начале седьмого. Дети перебрались в машину, практически не просыпаясь. Супруга сказала, что она не спала всю ночь, боялась, что нас застукают, и поэтому вести не может, села на пассажирское сидение и мгновенно отрубилась. Рулить вышло мне.

Поначалу все было неплохо. Постоянно виляющая сельская дорога, населенные пункты, знаки 50-80-100. Все время приходилось вертеть головой и следить за навигатором, куда сворачивать. Но вот мы выехали на трассу и понеслись на восток. Две полосы отличного асфальта в нужную сторону. Пустынно. Машин практически нет. Над дорогой висит белесая дымка. Низкое солнце светит прямо в лицо. Становится душно. Меня начало капитально рубить в сон. Приоткрыл окно. Стало полегче. Шум, свежий прохладный воздух. Но монотонность трассы все равно делала свое черное дело. Плавная дуга влево, плавная дуга вправо, повторить… Веки налились свинцом и стали наезжать на глаза. Я понял, что все, больше не могу. Надо отдыхать. Но на трассе не встанешь. Запрещено. Нужна площадка для отдыха. Мелькнул указатель — до ближайшей площадки семь километров. Ерунда! Дотяну.

Не дотянул. Грохот вырвал сознание из забытья. Первое, что зафиксировал мозг, это несущаяся на капот стена кустов. Дальше тело и сознание какое-то время жили по отдельности. Сознание отметило: о, кусты близко. Сейчас разобьемся. Какой тут пологий и хорошо прокошеный кювет. Если б был обычный — уже перевернулись бы. В этот момент руки повернули руль влево совсем на чуть-чуть. Нога сбросила слегка газ. Сознание удивилось: а почему руль повернули так мало? Почему не тормозим? Дастер сделал плавную дугу, проскочив по дну кювета и вылетел на трассу под острым углом в аккурат между двух столбиков, ограничивающих проезжую часть. В этот момент руки опять сделали дозированное движение рулем, и Дастер выровнялся на правой полосе. Вот тут меня накрыл адреналиновый удар. Сердце едва не выскочило из груди. Лицо и спина покрылись холодным потом. Руки начали дрожать так, что еле удерживали руль.

В машине все проснулись и стали спрашивать в чем дело. И тут как по волшебству показалась площадка для отдыха. Свернул туда. Умылся. Походил подышал. Дрожь прошла, но ни о каком сне речь больше уже не шла. Поехали дальше. А после завтрака в придорожном Макдоналдсе я пересел на пассажирское сидение.

Дальнейшая дорога была ничем не примечательна. До Щецина и первые 30-40 километров после него отличный автобан. Потом километров пять — кучи песка и стройка новой трассы. А потом классические польские дороги. Узкие, петляющие, ограничения 30-50-70-40-… и так до бесконечности. Стисни зубы, водитель, и терпи. Так медленно и печально мы докатились до Лебы.

Поселок Леба оказался чем-то типа местной Анапы. Марина, Луна-парк, отельчики, ресторанчики, променад, толпы отдыхающих. Мы, как обычно, направились в лучший кемпинг в округе. Закономерно в этом кемпинге нам сообщили, что мест нет, но посоветовали обратиться в соседние. Вот тут во всей красе проявила себя разница менталитетов поляков и немцев. В следующем кемпинге нам радостно сказали: найдете себе место — приходите. Мы вас оформим.

Я со старшим пошел искать место. Основное впечатление — табор! Нет, в принципе кемпинг хороший. Симпатичные удобные домики с террасами, качественные капитальные души и туалеты. Есть места под палатки. Все это в сосновом лесу. Но что будет, если запустить в такое место столько народу, сколько влезет? Правильно. Месиво из машин, палаток и тел. Палатки переплетаются оттяжками. Люди сидят на ковриках прямо под колесами машин. Своих и чужих. Люди, живущие в домиках, переступают через вещи тех, кто расположился на пути к этим домикам. Жесть! Посмотрели соседний кемпинг — такие же условия.

Мы не стали тратить время и проверять все кемпинги Лебы. Результат будет тот же. Выбрались из поселка и поехали на восток. Там на берегу озера расположился уединенный кемпинг. Он-то и стал нашим пристанищем. Живописное редколесье на берегу озера. От палатки до палатки метров тридцать — сорок. А кусты и деревья превращают стоянку в почти приватный уголок. Бытовые удобства на уровне. Кухня просторная. Есть электроплиты, холодильники. На озере пристань, кафе, лодки, серфы, обучение серфингу. В общем, классное место. Мы заслужили этот отдых.

День шестнадцатый. 28 июля.

Утром мы оседлали велосипеды и поехали грунтовками в Лебу. Точнее нашей целью была не сама Леба, а природный парк за ней. Где вы, где вы, немецкие грунтовки? Лесная колея прямо как на родных просторах. Ямы, бугры, песок. Да такой, что где-то полкилометра в сумме пришлось вести велики в поводу. Зато сосновый лес кругом, воздух, красота!

До Лебы получилось семь километров, плюс до парка три. Билеты продаются только за наличные. Банкоматов нет. А у нас нет злотых. Правда, кассир с удовольствием взял наличные евро. Обошлось 5 EUR за семью. Забора и ворот нет. Проверяющих мы тоже не заметили. Наверное, можно было ехать и так.

От касс до дюн еще пять километров. Тех, кому лень идти, возят вот такие автобусики. Мы, естественно, наслаждались велопрогулкой.

Мы бывали на российской части Куршской косы. Там тоже дюны, но дюны мертвые, пологие, остановившиеся навсегда. На них уже прорастает растительность, проложены деревянные дорожки. Песок покрыт шелухой от прошлогодней травы, листьев и т.п.

Здесь дюны совсем другие! Они живые! Они продолжают ползти и засыпать лес. Песок яркий, сыпучий. Никаких мостков. Вся толпа поднимается босиком по рыхлому, глубокому песку. А он теплый, мелкий, он поет! Кайф! Наверху можно выбрать ракурсы, когда не видно ничего, кроме песка. Пустыня в сердце Центральной Европы.

С вершины есть проход к морю. Пляж бесконечный. На таких площадях толпа почти не чувствуется.

Но мы все же решили уехать на средний съезд — возле ракетного музея. На территории парка в советское время была ракетная часть. От нее до сих пор остались доты, заглубленные в землю склады, бетонные дороги. Военные имеют талант забирать себе самые лакомые куски территории. В который раз в этом убеждаюсь.

Этот съезд оказался совсем малолюдным. Кроме нас на расстоянии прямой видимости было человек пять. Не больше. Тут-то мы отвели душу, накупались, напрыгались в волнах. Ветер кстати нагнал приличную волну. Понемногу сгустились тучи. И так немногочисленный народ совсем свалил. Мы остались одни. Собрали вещи, оделись и устроились обедать на лавочке под навесом.

Недождавшись дождя, вернулись в Лебу и поехали смотреть порт. Тут просто потрясающие контрасты. Видимо, в советское время здесь был рыбозавод или мелкий судоремонт. Сейчас полуразвалившиеся цеха стоят закрытые. А вокруг парк аттракционов, кафе, понтовые яхты у причалов, гуляющий отдыхающий народ.

Доехали до конца мола, защищающего вход в бухту. Как только корабли ходят по этому узкому каналу?

Пока стояли у маяка и смотрели на море, в бухту зашла вот такая посудина. Плавучий ресторан. На нем шла разухабистая гулянка. Забойные ритмы, крики, а на капитанском мостике — заводила, который приплясывал под музыку и орал во весь голос по-русски: «Давай, давай, зажигай!»

Мы порадовались за хорошо отдыхающих соотечественников и покатились в наше тихое местечко. Тут нас порадовал совершенно фантастический закат.

День семнадцатый. Двадцать девятое июля.

Польские дороги от Бреста до Варшавы тяжелы и занудны. Но сельские дороги на севере Польши и того хуже. Сплошные повороты и перекрестки. Побитый асфальт. Ремонты. Это был день борьбы с дорогой. Час уходил за часом, а оставшееся расстояние не убывало. После обеда пошел дождь, да так и не прекращался до границы с Литвой. Я планировал хоть одним глазком взглянуть на Мальброк, но отставание от графика и дождь поставили крест на этих планах.

Стемнело, пока мы были еще на территории Польши. А когда пересекли границу, пропали и огоньки вокруг. Смотришь в навигатор — вокруг какой-то населенный пункт. Фары выхватывают то забор, то угол дома, то фонарный столб. Но во всем поселке ни одного огонечка! Ни одного светлого окна! Темно и пусто, как после атомной войны. Асфальт, кстати — тоже. Я грешил на польские дороги. Но асфальт в Литве гораздо хуже. Хотя тут и можно ехать 90, а местами 100, но грохот из-под покрышек такой, что не хочется.

Первые огоньки появились где-то километров за десять до Вильнюса. В самой столице вроде как и уличное освещение есть, и дома с горящими окошками, но все равно пусто. Машин мало. Прохожих нет почти совсем. К полуночи добрались до отеля возле аэропорта. Бесплатная охраняемая парковка на территории! Зачет! Тут уже с нами разговаривали по-русски. Доброжелательно приняли, провели, показали, рассказали. Ощущение, что все, уже дома. Дети радостно забрались к себе на второй ярус и сразу заснули.

День восемнадцатый. Тридцатое июля.

Я еще сомневался, поднимать ли всех пораньше. Но за меня все решило солнце. В номере окна выходят на восток, а штор и кондиционера нет. Как только оно поднялось над горизонтом, комната мгновенно превратилась в духовку. Мы поспешно ретировались в машину. Провожать нас вышел, по-моему, весь персонал гостиницы. Спрашивали про путешествие, про планы, про жизнь вообще. Было впечатление, что уезжаем от близких друзей или родственников.

Сегодня последний день дороги. Утром на работу. Впереди граница и тысяча километров пути. Но переночевать в Вильнюсе и не погулять — такого я не смог бы себе простить. Припарковались на платной парковке под Бастионом Вильнюсской городской стены, радом с Ужуписом. 60 центов за два часа! Вот это я понимаю расценки! Везде бы так!

Погуляли два часа по центру. На дворе понедельник, все музеи закрыты. Впрочем, не жалко. Все равно времени нет. Город производит двойственное впечатление. Центральная площадь и пара прилегающих улиц выглядят вполне по европейским стандартам. А вот чуть в сторону — разруха. Осыпающаяся штукатурка, некрашеные и немытые со времен СССР стены. Бурьян, вылезающий из-под заборов. Убитый асфальт. Но в целом погулять приятно. Хотелось бы, чтобы времени было побольше. Наверное, приедем еще.

Вот эти дома отреставрированы хорошо.

А вот так выглядят такие же старинные домики и костел рядом.

Литовский Драматический театр.

Любопытный комплекс из католического и протестантского храма. А рядом еще и православная церковь для комплекта.

От парковки до границы с Белоруссией полчаса. Дорога прекрасна! А вот пограничники редкостные тормоза. Народу было совсем мало, но на обе границы ушло почти два часа.

Обедали на объездной Минска, кстати, я думал, что она вся четырехполосная. Ан нет. На севере есть километров двадцать двухполоски.

Когда выскочили на М1, нас накрыл дождь. Да какой! Форменный водопад! Дворники с трудом справлялись с потоком на третьей скорости. Поверхность дороги превратилась в реку. У машин сразу выросли белые «крылья» из брызг из-под колес. Но главное ветер! Струи дождя летели практически горизонтально! А у нас парус на крыше — ого-го! И тут начался боковой дрейф. Порыв ветра, и Дастер сносит в левую полосу. Я аккуратно поворачиваю руль и возвращаюсь в правую. Снова порыв и снова мы на левой полосе. Честно скажу, было слегка страшновато. Но потом дождь и ветер ослабели, и мы поехали в обычном режиме.

До дома добрались к часу ночи. Усталые, но довольные! Мы сделали это! Путешествие закончено. Значит, пора планировать следующее.

Вместо заключения.

Понравилось ли нам путешествие? Конечно, да! Но не обошлось без «но». Опять были завышенные ожидания. Передвижение на велосипеде в Германии и Дании в целом значительно комфортнее, чем в наших краях. Но воображение рисовало вообще идеальную картину. В итоге легкое разочарование.

Смена картинки. Состоялась, но не вполне. От поездки на такие расстояния ждешь чего-то, сильно отличающегося от того, что есть дома. Отличия есть, но не драматические. И вообще к Европе начинаешь привыкать. Глаз замыливается. Все меньше «ух ты, мы такого еще не видели».

Транспортировка велосипедов на такое расстояние — дело затратное. На бензин всего ушло 62 тысячи рублей. Без великов было бы на 15-17 тысяч меньше. Да и времени на дорогу получается больше. Даже по немецким автобанам не разгонишься больше сотни. Берлин и Копенгаген с велика смотреть неудобно. Лучше пешком плюс ОТ. А вот в Гамбурге интереснее на велосипеде.

Люди нам попадались очень разные от простых и душевных до грубых и злых. Последние попадались исключительно в Германии. В любом случае, общение с носителями другого менталитета сильно расширяет кругозор. Начинаешь лучше понимать, чем живут и как воспринимают мир люди, выросшие совсем в других реалиях. И как ограничены порой бывают наши собственные представления о себе и о них.

Машина вела себя безукоризненно. Ни жалоб, ни отказов. Ее аппетит, конечно, бьет по карману при путешествии по Европе, но универсальность окупает этот недостаток. Водить в Германии и Дании гораздо легче и приятнее, чем в России. Польша и Белоруссия — где-то посередине.

Кемпинги очень разного качества. И оно не всегда коррелирует с ценой. В основном все заточено на караваны и автодома. С палаткой себя постоянно чувствуешь бедным родственником.

Еда в польских магазинах стоит примерно, как у нас, а то и дешевле. В Германии ощутимо дороже. Цены в Дании еще выше. В Польше можно неплохо питаться в кафе и ресторанах. В Германии это уже сильно бьет по кошельку, а в Дании становится просто нереальным. При закупках мы старались выбирать бюджетные варианты, но вкусняшками себя иногда баловали. Свежие фрукты, овощи, молочка, мясные изделия. Все это было. Не пропускали мимо и мороженое.

Ну и напоследок немного цифр. Все суммы — на семью из четырех человек.

Длительность путешествия 18 дней.

Пробег авто 6100 км.

Пробег велосипедов примерно 180 км.

Расходы на бензин 62000 рублей.

Расходы на жилье 44000 рублей.

Расходы на еду 63000 рублей.

Расходы на культурную программу 34000 рублей.

Прочее 19000 рублей.

Итого 222000 рублей.

Все!

Дома столько же выйдет.
Интересная поездка. Немного растянут в описании быт.

с кемпингами и местами приткнуться в Берлине туго.
есть хороший и разрекламированный кемпинг Отель унд Сити Кампинг Норд Хеттлер & Ланге на северо-западе (гугл покажет), близко от центра, но он маленький, нужно бронировать заранее, когда мы туда приехали, оказалось фигвам, ничем помочь не смогли (
поэтому поехали в их же сетевой Отель унд Сити Кампинг Зюд Хеттлер & Ланге на юго-западе. он порядком больше, места, наверное, всегда есть, расположен не так красиво как верхний но все же у реки, небольшой минус - до метро Wannsee добираться на автобусе, в сумме до центрального вокзала - от 40 мин до часа.
а что за хитрая парковочка на озере? ) не на Ванзее где-то?

По Берлину сложилось в общем такое же впечатление ( (были в конце августа), а вот Копенгаген - не поняли. Какое-то смешение стилей и эпох, ремонт центральной площади, бедная Русалочка в пьяных объятиях и не могу выразить словами про Христианию... Наверное, надо в нем пожить подольше ).
...Отчет все еще в стадии написания... ((

Германия
Хорошо прокатились. Но в следующий раз,с велосипедами лучше в Голландию поехать, вот где действительно велосипедные раз. По поводу вредных и злых немцев, есть такое. Но тут нужно учитывать менталитет, если закрыто в 22.00, то никому в голову не придёт случаться в окно в 22.10 если не пожар и естественно они в недоумении и злятся когда такое происходит. И ещё моё, да и не только моё наблюдение, на севере и на востоке Германии народ грубее чем на юге и западе. Кроме того, на западе больше немцев знающих английский. И ещё, в Германии тоже есть Леголанд в городе Gnzburg, при нём кемпинг, если покупать билет в парк с ночёвкой на кемпинге, то второй день в парке бесплатный.😉

Дома столько же выйдет.
Ну это я так - на всякий случай. Кому эта информация лишняя - проигнорирует. Кстати у нас такая сумма на питание дома уходит за месяц, а не за две недели. Да и то не всегда - чаще меньше.

Красногорск
Интересная поездка. Немного растянут в описании быт.
Наверное вы правы. Бытовые подробности интересны тем, кто планирует кемпинговый заезд в какую то страну впервые. Вот мне на этапе планирования были бы интересны такие подробности. А всем остальным читать про это скучно. Попробую в следующий раз подсократить эту часть.

Egen
с кемпингами и местами приткнуться в Берлине туго. есть хороший и разрекламированный кемпинг Отель унд Сити Кампинг Норд Хеттлер & Ланге на северо-западе (гугл покажет), близко от центра, но он маленький,...
В том районе. Озеро Гросс Глиниккер. Восточный берег. Останавливались в кемпинге ДЦЦ Берлин Кладо. Искать кемпинг ва самом Берлине мы не планировали. Ориентировались на подскок на машине.

Egen
На ремонт, слава богу не попали. В Христианию не ездили принципиально. Все таки с детьми. К Русалочке при нас никто обниматься не лез. Так что в общем и целом Копенгаген прошел для нас позитивно. Хотя, конечно есть нюансы. Интересно будет прочитать ваш отчет. Сравнить впечатления.

Красногорск
Да знаю я про немецкий менталитет. Общаюсь с ними по работе. В командировках был не раз. Реакция заправщика сюрпризом не была. Это уж от безысходности я его теребить начал. А вот реакция ресторатора на обращение по английски была полной неожиданностью.
С наблюдениями касательно севера и юга полностью согласен. В Баварии все было вежливо, корректно, позитивно. Да и сами "южане" в приватных беседах не лестно отзываются о "северянах". А вы где проживаете? На севере или на юге?

Егор Ромов
Военные имеют талант забирать себе самые лакомые куски территории. В который раз в этом убеждаюсь. ????

Outdoor
Я на юге, точнее на юго-западе, город Karlsrue, практически на границе с Францией. Ресторатор,это тот который итальянец? Большинство случаев общения с итальянцами, оставили у меня негативное впечатление, так что тут я тоже не удивлен.

Outdoor
18 дней вроде. Притом дома вы по кафешкам каждый день не ходите. Поэтому, в пределах разумного вышло.

Сообщений: 19593

Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело

А ведь могли сэкономить, закупив лапши.

Автор, про парк в Берлине. Он, все же, называется Тиргартен, а не Тригартен.
Прошу прощения за занудство))

22 RUS - Westfalen
молодцы что выбрались, посмотрели сами и показали детям мир!

НО с детьми я бы так не поехал с машиной и палаткой

Если с детьми то желательно несколько дней стоять на одном месте, в хорошем кемпинге с бассейном и игровой площадкой для детей на берегу Балтики или озера. Там где вы катались, неподалёку находится Mecklenburgische Seeplatte , там всего чего желаешь в доволь! Жильё у местных фермеров со всей местной флорой и фауной а так же местый быт и знакомства с интересными людьми.

Если всё же хочется покататься и посмотреть то аренду кемпера не как не обойти. Аренда - если во время, не такаю уж и дорогая НО огромный плюс в комфорте и мобильности, так же все удобства всегда с собой. Ночлег всегда обеспечен и не нужно метаться среди ноче по белу света.

Немцы делают так.
Fahre deutsches Auto, trage italienische Kleidung, kuesse wie ein Franzose :)
BMW F31

Приветствую, с интересом прочел отчет, в целом все очень позитивно вышло. Подобные путешествия с детьми не могут не вызывать уважения! По Берлину согласен- впечатления неоднозначные, но у нас несколько иной подход -выбираем положительные моменты для увековечения в памяти. В одной из прошлых поездок посещали как раз восток и север Германии (Лейпциг, Берлин, Штральзунд, отдыхали на о.Рюген) и везде находили понимание от местных жителей, общение носило исключительно положительный результат и мне трудно согласиться относительно озлобленности и грубости немцев из этих регионов страны даже хотя бы и в единичных случаях (опираюсь исключительно на личный опыт общения).
Также мне было интересно читать про кемпинги и их устроенность, так как для меня эта информация имеет практическое значение. Насчет велосипедов, вообще молодцы- огромный плюс. Имею конкретный вопрос: какая у вас палатка, какой еще используете инвентарь ( пенки, спальники, самонадувающиеся коврики и т.д.)? Все ли это вам помогло и в Норвегии?
В заключении, маленькое уточнение, памятник Воину- освободителю " Алеша " находится все таки в Болгарии г. Пловдив

NRW
Если мест нет в кемпенгах или всё полно, съезжаете туда где нет людей и никому мешать не будете и ставите палатку не бойтесь, никто вас не арестует не оштрафует, так же по поводу этой наклейки (плакетка экологического класса) клеите справа внизу и всё проблем нет, да и без наклейки я уверен у вас небыло бы проблем.
Интересно! В Германии были в прошлом июне. Немного шокировал мусор на улицах, толпы мигрантов. Правда, это было на окраине Дюссельдорфа. А в Кельне, в районе вокзала, где автостанция, резкий запах нечистот и бомжи. В Амстердаме рай для велосипедистов! Ни разу в жизни не видел столько великов. Конечно, в Европе здОрово, но для наших доходов дорого. Кстати, грубые люди не попались нам ни в Германии, ни в Голландии, ни в Бельгии, ни во Франции. Повезло, наверное.

Какое-то такое у вас дневное меню в вашей семье?
Интересно! Интересно! Это где осетрина по 1500 за кг продается? Я к вам в гости! Давно не кушал этой рыбки по причине дороговизны. А тут почти халява! :-)

А ведь могли сэкономить, закупив лапши.
С лапшой, гречкой и субле продуктами ходим в полную автономку. Туда где магазинов нет вообще. Путешествуя среди благ цивилизации трудно удержаться от вкусняшек и кафе. Особенно если бюджет позволяет немного побаловаться.

Меховой
Автор, про парк в Берлине. Он, все же, называется Тиргартен, а не Тригартен.
Прошу прощения за занудство))
Вы правы. Приношу извинения. Путаюсь я порой в незнакомых названиях.

Turborzr
молодцы что выбрались, посмотрели сами и показали детям мир! НО с детьми я бы так не поехал с машиной и палаткой Если с детьми то желательно несколько дней стоять на одном месте, в хорошем кемпинге...
Ну, тут как водится на вкус и цвет похожих нет. А также и на кошелек. То, что немцы из кемперов не вылезают это я уже успел оценить. И не только в Германии. Ну не потянуть мне аренду кемпера на две недели. Лишних 100-150 тыс не было и нет. И жилье в Западной Европе значительно дороже кемпинга. Особенно вблизи крупных городов и моря в сезон. Да и свободу в выборе дат и направления забронированное жилье снижает.
А по поводу детей - это вы зря. Это взрослые критичны к уровню комфорта. А детям интереснее приключения, все новое, необычное. Понятие комфорта складывается позже. Старший у нас живет в палатке с 2 лет. Младший с 6 месяцев. Оба воспринимают такой вид отдыха с радостью и энтузиазмом. Единственный минус жизни в палатке - плохая погода. Но мы от нее сбежали на этот раз. Как-то так.
Вот разбогатею, состарюсь и куплю себе кемпер. Буду на нем путешествовать. :-)

Motorhead69
Спасибо за добрый слова! Как говорится раз на раз не приходится. Нам значит так "повезло" в этот раз. Мы тоже складываем в копилку впечатлений все положительное. Но в отчет включил все взаимодействия с людьми, которые показались интересными или неожиданными.
Рад что моя информация по кемпингам вам оказалась полезной. Во многом для этого и пишу. Палатка у нас старенькая Normal модель не помню. Сейчас аналог Ладога 3 или 4. Дно 2 м на 2 м. Два тамбура. Восемь лет эксплуатации. Тент до сих пор держит дождь и ветер без проблем. А вот дно уже подтекает. Приходится подкладывать полиэтилен. Коврики - обычный полиуретан. Если вставать не на камнях, то вполне хватает для комфортного отдыха. На самонадувайки все пока не перейду. Взрослые спальники Husky с температурой комфорта до минус двух. У детей Алексика. Примерно тот же температурный диапазон. Горелка Ковея на 3 киловата. Карманная. В эксплуатации 15 лет. Сейчас таких не делают. Сломается - будет грусть. Все это помогло и работало на совесть и в этой поездке и в Норвегии и во многих других путешествиях. Спрашивайте, если на что-то не нашли ответ.
Памятники советскому войну освободителю много где поставлены. Официального названия памятника в Берлине не знаю. Но многие его именно так называли: "Алеша". Но может вы и правы. И настоящий "Алеша" только в Болгарии.

не автолюбитель
Ну, поднаберемся опыта езды по Германии - будем чувствовать себя свободнее. Все-таки много было мнений, что там бдят за диким кемпингом и местные бюргеры с удовольствие сдают туристов полиции. наверное вам виднее. Учтем на будущее.

Красногорск
Толпы мигрантов Дюссельдорфе и окрестностях мне тоже не понравились. И вообще он показался мне каким-то сильно промышленным и не уютным.
Амстердам - в планах. Надеюсь как-нибудь доберемся. Про велосипедный трафик там в курсе. Будет интересно попробовать покататься.
Удачи!

Сообщений: 19593
Outdoor
В Гатчине вроде как осетровая ферма. В Метро - стерлядка продается, тоже не шибко дорого.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело

"И ещё моё, да и не только моё наблюдение, на севере и на востоке Германии народ грубее чем на юге и западе."
хмм, а ведь точно! Не задумывался раньше, но и Австрия сюда в схему ложиться

))))
Здесь должны сбыться 2 условия - "состарюсь" и "разбогатею" для выполнения действия "купить" ))) Я вот ну не совсем до конца состарился но... но не разбогател точно ( ))
Но все же согласен с мнением выше про комфорт путешествия на кемпере. Мы проехали в июле-августе от Риги - Пярну-Таллин-Хельсинки-Рованиеми-Нордкап-Тромсё-Сенья-Лофотены-Будё-Тронхейм-Гейрангер-Берген-Осло-Стокгольм-Копенгаген-Рюген-Берлин-Мальборк-Рига, больше месяца, и отсюда вынес результатом просто огромное облегчение в отличие от прошлых передвижений на машине - отсутствие головной боли где переночевать, что поесть, где найти туалет!
Однако не совсем согласен, что в финансовом плане это так уж недорого. Я брал кемпер на прокат в Риге, там самые дешевые цены, на месяц вышло что-то 2150Е "под ключ", причем кемпер был мягко говоря старый... Поновее на месяц стоят 3000, в Германии как я искал - цены тоже ого-го (если есть явки-пароли по невысоким ценам в районах м/н аэропортов - плиз велкам :) )
ЗЫ первую часть отчета про Прибалтику отдал на публикацию с неделю назад, дописал вторую про Нордкап...

Outdoor
Вам спасибо за подробный ответ по инвентарю, рискнем тоже в путешествии по Норвегии обойтись без самонадуваек( дорогие заразы), сейчас присматриваю спальники и прочие мелкие принадлежности. По информации из прошлого вашего отчета очень задумываюсь о ночевке рядом с Языком.

Предложение:
Названия на немецком пишите ,а то:"Наконец-то Тригартен парк!"
Сначала думал опечатка,потом по тексту опять.
Просьба к москвичам (или понаехавшим) не писать через абзац,что на английском
никто не говорил с Вами. И ведь люди пишут которые не первый год ездят в Европу.
Складывается впечатление ,что в московских школах запрещено учить другие языки.
Или это понт такой корявый-московский...Ведь если выучить немецкий ,а немец тебя не поймет:)...
А так :"Приехал я в Германию, по аглицки с ними лохами говорю , а они ни в зуб ногой..."
Кстати на немецком в ЕС говорят 20% граждан, а на английском никто.(сайт europa.eu)
Читается как-ойропа.ой.
Это по немецки и Евро кстати слово немецкое и произносится как Ойро.
В Берлине в центре не очень чисто-согласен.Бычки,бомжи,бутылки.
Это в любой столице так ,даже в Вене местами не очень стерильно.
Москва моя любимая тоже кстати не образец чистоты (и архитектурных изысков) ,кроме центра конечно.
В целом читать интересно-продолжайте ,следующий отчет я думаю будет другой...
Басё
" Забавно смотреть на военную историю «наоборот». Мы привыкли в подобных музеях видеть на фотографиях радостные или скорбные, но непременно мужественные лица наших бойцов и бесчеловечные, угрюмые лица фашистов. Тут всё наоборот. Исполненные мудрости и достоинства лица благородных немецких офицеров и злобные оскаленные физиономии красноармейцев."

Если посидеть с часок на лавочке возле "Сталинградской мадонны"
в Мемориальной церкви кайзера Вильгельма (Берлин),
можно услышать из уст местных бабушек много интересного-идущего вразрез
с нашей официальной идеологией.
Спасибо за интересный отчет. Есть вопрос, почему приняли решение везти велосипеды на крыше, а не другим способом (на двери или на фаркопе)? Предположу, что было бы удобнее и парусность авто меньше, как следствие и расход.

JumanGEE
А! Вы про живую/охлажденную! А я имел в виду копченую. Но за идею с МЕТРО - спасибо! Загляну!

Egen
"Вот разбогатею, состарюсь и куплю себе кемпер. Буду на нем путешествовать. :-)" )))) Здесь должны сбыться 2 условия - "состарюсь" и "разбогатею" для выполнения действия...
Отсутствие головной боли - где переночевать - это огромный плюс. Тут спору нет. Но очень дорого или не очень - понятие относительное. Для нас 3000 евро - это бюджет всей поездки. Включая бензин, еду, развлечения. И скопить больше ну не получается никак. Да и интерес у нас больше в сторону природы чем хороших дорог, городов и парковок. Мы с большим удовольствием гуляем там, куда не всякая легковушка проберется, не говоря про кемпер. А лучше - вообще там, куда только пешком. У каждого свой стиль отдыха и требования к окружению, комфорту. У нас свой стиль и возможности. У вас свой. И я его уважаю. :-)

Motorhead69
Это правильно. Если бы у меня был полученный по факту опыт, я бы про поход одним днем и не думал. Только с ночевкой. Удачи вам!

Outdoor
Много отелей ( например Kaiser Wilhelm , где-то в пригороде Potsdam ), в которых на газоне или в саду можно поставить палатку или
на кемпере заночевать.Ездили искали кемпинг,несколько раз мимо проехали. В очередной раз смотрим кемпер стоит в саду.
Зашли, спросили, ночуйте говорят. Оказалось даже розетки есть в саду и скважина с водой.
Душ и туалет не санблок ,а в гостинице (50 метров). Открыт круглые сутки.
Цена правда -27 EU за двоих с палаткой и PKW (если коротко - маленькая машина).Но это Potsdam.
Потом часто так делали,по дороге.

Басё
Предложение: Названия на немецком пишите ,а то:"Наконец-то Тригартен парк!" Сначала думал опечатка,потом по тексту опять. Просьба к москвичам (или понаехавшим) не писать через абзац,что на...
Опаньки! Кто же вас так обидел то?
А вот к чему в каждом посте упоминать не по делу "москвичипонаехавшие"? Чем жители этого региона России отличаются от остальных? Чем вас так задевает место проживания? В России и так не все просто. А каждое новое деление на своих - чужих разобщает народ еще больше. Подумайте.
Информация о том, в каком регионе, в какой местности легко общаться на английском, а в каком нет, важна для тех, кто из иностранных языков знает только английский, но не считает это препятствием для путешествий. А таких людей среди путешествующих соотечественников гораздо больше, чем носителей, скажем немецкого языка. Так что этот пункт всегда будет присутствовать в моих отчетах. Кстати, сюрпризом для меня это не было. Не в первой попадать в края, где на километры вокруг ни одного человека говорящего по английски. Ни разу не расстраивался и не обижался по этому поводу. Это жизнь. Это дополнительная специфика путешествия, которой просто надо быть готовым и искать варианты объясниться. Они есть.
Ну и просто из общих соображений. В мире без малого две сотни стран. Несколько тысяч языков. Есть регионы, где не говорят даже на официальном языке этой страны. У меня физически нет возможности учить новый язык перед каждой поездкой в новую страну. Уж извините.
Про "ойро" повеселили. Не комментирую. Кто путешествует - тот в курсе. Кто читает сайты - продолжает их читать.
Комментарий "в любой столице так" - лишний. В каждой столице по разному. И свои впечатления я описываю целиком. Как плюсы так и минусы. Чего и вам желаю.

Konstantin Burkov
Тут два момента. Я не видел ни одного багажника на дверь - фаркоп, куда помещалось бы 4 велосипеда. Только три. Плюс удобство доступа в багажник. Постоянно откидывать всю конструкцию, чтобы достать ребенку куртку или воды и ли еще чего - удовольствие ниже среднего.

А ведь могли сэкономить, закупив лапши.
Он не про лапшу имел в виду.Я думаю так.
Действительно дорого у Вас получилось.
Это из-за того ,что по автобанам и вдоль них ехали.Да по крупным городам-попсовым местам.
Если по провинции ехать, по пенсионерски 50 км/ч ,то и бензин дешевле чуть , и еда тоже.
Но на это время нужно.

Басё
Это потому,что у людей другой формат путешествий. Мне, в этой части, было интересно. Что касается кемпингов (на роль гуру не претендую - не бросайте помидорами,может быть кому пригодиться). Много отелей...
Спасибо за информацию! Учтем! Правда этот вариант на случай "а вдруг". Если случайно проехал мимо. Для поиска по картам или поисковым системам не пригоден.

Как альтернатива Ладоге ,рекомендую
Не течет, двухслойная,пару штук экономия если с Ладогой сравнивать.Самое главное автомат.
Ставиться за пять минут,что важно в дорого, когда уставший от вождения ,либо дождь на улице.
Удачи .

Outdoor
Опаньки! Кто же вас так обидел то? С замечанием писать местные названия на местном языке - согласен. Так правильнее и удобнее для тех, кто планирует поездку и изучает материал. Поленился. Каюсь. А вот...
Насчет обижал не обижал.
Судя по Вашему отчету ,Вас обижали невоспитанные немцы, итальянцы.
Меня ни разу. На двести стран не претендую ,но в ЕС - в девяти бывал.
В остальном рад что повеселил.
Пишите. Некоторые места весьма интересны, где не был.
Координаты хотелось бы .по навигатору ведь едите, не трудно будет.
А насчет физических возможностей учить языки -они у всех разные.Кто-то учит ,кто-нет.
Наверное я был не прав про английский. Просто знание местных языков здорово облегчает жизнь ,
сокращает время на поиски и меньше вызывает раздражение у местных
(в странах бывшей Югославии например -устанете объяснять что Вы не американец,а русский:).

НО! Однако нельзя путать храбрость с безрассудством. Довести себя до такого состояния, чтобы засыпать за рулем и уходить в кювет....это явно Ваш перебор и Ваш косяк. Да еще, когда сзади двое парней и жена справа.
Много раз мотались по кемпингам, сжигая время и нервы - вот и результат с путешествием в кювет. Считайте, что сверху Вас предупредили...второй раз лучше такого не повторять, потому что второго раза может и не быть.
Не считайте это за нотацию или что-то в этом роде. Наоборот, это просьба все-таки всегда четко рассчитывать свои силы и не рисковать своим семейством и собой. Удачных Вам новых путешествий!
Мой отзыв: Subaru Outback 2018

Пятигорск
Очень интересный отчёт! Прочитал с удовольствием! Для только планирующих автопутешествие по Европе-очень информативно. Спасибо! Тоже планируем семьёй примерно такое же путешествие с палаткой. Велосипеды наверное не будем брать)) Хороших Вам путешествий и интересных отчётов!

Басё
Насчет обижал не обижал. Судя по Вашему отчету ,Вас обижали невоспитанные немцы, итальянцы. Меня ни разу. На двести стран не претендую ,но в ЕС - в девяти бывал. В остальном рад что повеселил. Пишите....
На грубость можно нарваться в любой стране, включая свою собственную. Все когда то случается впервые. Границу родины пересекал более сорока раз. В той же Германии был в пятый раз. Но первый раз столько отрицательных взаимодействий. Пишу обо всем. И о хорошем и о плохом. Например, реакция людей в первом кемпинге под Берлином меня по хорошему удивила. Я не жалуюсь и не обижаюсь. Просто информирую.
Знание местных языков несомненно помогает в путешествии. Я всегда стараюсь выучить перед поездкой хотя бы 20-30 местных слов или фраз. Ну или пяток если стран несколько в одной поездке. Перед визитом в Грузию даже местный алфавит выучил. Помогло читать дорожные указатели в глубинке. Даже если не можешь говорить на местном, но скажешь пару слов в приветствие сразу позитивное отношение у собеседника. Но вот учить языки до разговорного уровня - у меня способностей не хватает. Да и времени.
А в той же Сербии можно просто постучать себя в грудь кулаком и сказать Руссия! Поймут, что не американец.
В общем главное позитивный настрой и желание понять. Добра и удачных путешествий!

Subarict
Прокатились зачетно и отчет составлен замечательно. За насыщенность путешествия и семейную храбрость всех участников, когда почти без подготовки, однозначно пять с плюсом. НО! Однако нельзя путать...
Да не дурак вроде. Выводы для себя сделал. Теперь имею точное представление, до каких пор можно ехать безопасно, а когда пора останавливаться. Даже если запрещено. Второй шанс искать не собираюсь. Кстати, таких щадящих кюветов даже на той трассе было совсем немного. И вам удачных путешествий!

Красногорск
Спасибо за добрые слова! рад, что отчет оказался полезным. Желаю вам удачного путешествия!

Басё
Он не про лапшу имел в виду.Я думаю так.
Действительно дорого у Вас получилось.
Но на это время нужно.
Это я в курсе, что в глубинке и еда и бензин дешевле. Но время ограничено, есть приоритеты по посещению мест. Так что питаться приходится в там, где оно стоит дорого. Увы. Время - деньги.

Басё
Как альтернатива Ладоге ,рекомендую http://www.greenell.ru/catalog/palatki-avtomat/palatka-avtomat-greenell-kler-3-V2/ шесть лет с такой езжу. Не течет, двухслойная,пару штук экономия если с Ладогой...
Посмотрел. Интересная конструкция. Не видел таких еще. Для автотуризма хороший вариант. Но мы ездим не только на авто. Ходим пешком и ездим на велосипедах. А тут сразу лезут недостатки. Вес. Наша легче на 700 грамм. Критично когда идешь в горы. Каркас похоже легко ломается на сильном ветру. Нельзя раздельно просушить тент и внутреннюю палатку. Длина упаковки 109 см делает невозможным ее транспортировку в велорюкзаке. В общем на универсальную не тянет. А чисто для кемпинга смотрю варианты размером побольше. В нашей уже тесновато. Хочется комфорта побольше. Словом каждому свое. Удачи!

Спасибо за хороший и главное подробный отзыв. Мне тоже было интересно читать мелкие бытовые подробности. Когда пишешь сам (а пару раз писал, но таланта таки нет), то их конечно же опускаешь, как и многие, но с ними понимаешь как человек мыслил, что хотел и с чем столкнулся.
Да, менталитет нужно учитывать. Я их понимаю. Если написано пива нет, то пива нет.
Со съездом в кювет вам сильно повезло. Не надо доводить до этого.
Я тоже бывало надеялся на кемпинг, а потом оказалось что мест нет и так далее. Но в последнее время везет. Езжу в Европу в июне, у них ещё не сезон. Но в крайнем случае есть букинг, и он всегда выдаст варианты и не только за 24 тысяч руб. И в Германии есть много отелей с круглосуточным ресепшн.
Посмотрел на рекомендованную тут быстро сборную палатку. Она ж 11 тысяч с хвостиком стоит! Я в адреналине взял за пару тысяч однослойную, которая сама раскладывается, такая круглая. Да, она не походная, только возить в машине, но ставится за пару секунд. Да, без тамбура. В Карелии выдержала сильный ночной дождь. Немного протекла через молнию. Но в разы дешевле! И дождь не каждую ночь.
Удачи в дальнейших путешествиях.

Красногорск
Спасибо за добрый слова и за поддержку!
Июнь без сомнений хороший месяц для путешествий. В это время и правда с местами все хорошо и цены еще не на максимуме. Но не всегда удается взять отпуск когда хочешь.
Букинг, естественно смотрели. Плюс Гугл. 24 тыс - было лучшее предложение в радиусе 50 км. Больше 100 км от моря и в стороне от больших городов - пожалуйста. Предложений много и гораздо дешевле. Проблема опять же с размещением четверых. Такой номерной фонд очень ограничен. А два двухместных номера по 12 тыс - это и есть 24. Отели с круглосуточным ресепшн естественно есть. Видели. Много. А вот ресепшн в кемпингах закрывается рано.
Видел я палатки с круглыми дугами в Декатлоне. Дешевые. Но туда влезут максимум двое. И дождь такая палатка продержит максимум один поход. Не вижу смысла в такой экономии, если одна ночевка в кемпинге обходится дороже. Лучше дорогая палатка, но я буду уверен что ее не сломает ветер и не промочит ливень. Ну а вообще - у каждого свои вкусы, привычки, критерии выбора. И это хорошо. Иначе мир был бы скучен и однообразен. Удачи вам и хороших путешествий!

Alex Nemez
Посмотрел город на Гугл фотках. Симпатичный. И расположен хорошо. Тут тебе и Альпы недалеко. И Франция со всеми своими вкусняшками. Как впечатления от местной жизни?

Outdoor
Если честно сам город не очень, есть тут красивые места, но мало, просто город по европейским меркам совсем молодой, 300 лет всего и разбомбили его сильно во время войны. А так да, расположение у него хорошее и ещё уникальная, трамвайная сеть, трамвай -поезд. Можно в центре города сесть на трамвай и уехать например в Баден Баден, а это 40 км. Или вообще в соседнюю Францию. А жизнь тут номинальная, есть свои плюсы и минусы, как и везде. Если сравнивать с Казахстаном откуда я родом, то плюсов существенно больше. ))

Дак почему, нам-то тоже больше природа нравится, вот Норвегия, особенно на севере - вообще ух!! ) И на кроссовере своем я забирался в такие дебри что... долго трактор ждали ). Но просто с возрастом увы тянет к комфорту... А возможностей, их никогда не хватает (, были бы - купил бы МАН 4х4 а то и 6х6 с кунгом! )))

Щёлково
Спасибо за рассказ. Честно скажу, что так путешествовать (возиться с палаткой, таскать с собой велики и не ради экономии, а за вполне приличные деньги) это совсем не по мне, но для общего впечатления стоит.
Как мне кажется разница между Москвой и городами Европы с годами всё меньше и интереснее. Просто остаётся ещё привычка видеть, как у них хорошо, а у нас типа так и должно быть, как с теми же вело дорожками.

Egen
То-то и оно, что на кроссовере, а не на автодоме.
С тем что с возрастом тянет к комфорту соглашусь полностью. По себе чувствую. Поэтому для себя путешествие на кемпере не исключаю. Тему мониторю. Но пока не созрел.

Красногорск
У каждого свой стиль жизни. Знаю многих хороших людей, которые в палатку никогда и ни при каких обстоятельствах. Да, конечно, хотелось бы обойтись без кемпинговой бытовухи. Но тогда затраты на жилье и питание увеличились бы тысяч 100+. А их просто нет. Нет совсем. И путешествие переходит в разряд несостоявшихся. А вот катание великов на такое расстояние - вопрос спорный. Попробовал раз и не уверен что соберусь это повторить.
Разница между Московой и Европейскими столицами в плане ухоженности центра, пешеходных зон, декоративного оформления давно уже стерлась. Во многом даже и переплюнули уже. Тут согласен. Но вот в плане велодорожек все еще пропасть. Это не асфальт на плитку поменять. Тут еще и целый культурный пласт. Определенные шаги в этом направлении сделаны. Дай бог они продолжатся и отставание сократится. Поглядим.

Нормальный отчет. Испытывать на прочность семью и доказывать что то в бессознательном состоянии не лучший вариант.

Р
булатов и кошкарбаев

Р
Непатриотично. Еще бы понял выходцев из неблагополучных южных республик(по дрому).

Сергей Ф
Отличная повесть!
Читается легко, иллюстрации качественные.
Понравилось, что автор подробно останавливается на бытовых мелочах, из которых собственно и складывается впечатление о стране путешествия. Соборы, памятники природы, удобство их посещения с детьми - так аккуратно всё описано, что можно отдельные эпизоды можно использовать как готовую часть плана путешествия.
Отдельное спасибо за прекрасную русскую речь, за передачу эмоций только средствами языка без использования смайлов и пояснений в скобках.

Сергей Ф
Отличная повесть!
Читается как литературное произведение, иллюстрации качественные и к месту.
Понравилось как автор подробно описывает бытовые подробности путешествия, из совокупности которых, в-общем, и складывается впечатление о стране, в которую совершается поездка.
Мало кто отметил, что у автора очень удачная стратегия для путешествия с детьми: и взрослые посмотрели, что хотели, и дети отлично развлеклись.
Отдельное спасибо за прекрасную литературную русскую речь, за умение выразить эмоции средствами языка без смайлов и пояснений в скобках.