|
А почему бы и нет? История более чем семилетней давности, в которой переплелись чистота и невероятные красоты озера Байкал, воспоминания о легендарном автомарафоне, не дающее покоя ожидание с аукциона своей первой машины и прочие судьбоносные перемены в жизни, имеет право на существование!))
Я с удовольствием читаю почти все автотрэвэлы на drom.ru. Вряд ли можно найти настолько обширную и разностороннюю информацию где-то еще. Сам уже описал несколько заграничных автопутешествий, но мне лично, как и большинству читателей здесь, все-таки интереснее читать про наши родные края, куда доступно можно доехать и самому. Год назад описал зимние путешествия по горнолыжным местам Сибири. Сейчас хочу подробнее рассказать об одной автоистории и Малом море Байкала летом. Почему-то большинство путешествующих на Байкал проезжают это место, сразу на паром на Ольхон, а потом на обратном пути снова забывают про него. А зря… Долго думал, как это описать, ведь по сути, автопутешествия здесь будет только малая часть. Но попробую….
Самое красивое и немного мистическое место в Сибири (да и вообще, может, даже в мире)? Для меня этот вопрос с детства имел один ответ — это, конечно же, Байкал. Первый раз мы поехали туда с родителями из родного города Братска и родственниками из Усть-Кута на поезде в далеком-предалеком 1992-м году! В Северобайкальск по легендарному БАМу! А потом нас знакомые рыбаки на моторных лодках забросили, буквально, на бесконечный песчаный остров с длинной косой на почти две недели абсолютно дикого отдыха в палатках в таком невероятном месте. Туристов, кроме нас, там почти не было. Зато было много рыбы и хомячков))). На память о той поездке, у родителей до сих пор хранится видеокассета. Материал снимался на мегакрутую по тем временам японскую камеру такого веса и размера, что носили и снимали на плече.))
Но мне, еще двумя годами раньше, и многим братчанам с хорошей памятью и широким кругозором, а также, иркутянам и населению Малого Моря Байкала, тот 1990-й год запомнился проведением здесь легендарного CamelTrophy!! Сначала братчане могли наблюдать всех участников и их машины на стоянке возле гостиницы «Тайга». Я лично видел все это из окна своей комнаты из дома через дорогу. Представляете, какое впечатление вид этих красавцев-внедорожников произвел на меня, 8-летнего пацана в сандалиях и с мороженым!)))). Затем всю команду и организаторов несколько тысяч человек встречали на стадионе «Металлург» (из машин тогда сделали фигуру, милую сердцу любого советского человека…), откуда был дан старт марафону. По сибирской тайге в сторону Байкала. У меня до сих пор где—то сохранились и лежат значок и наклейки, которые тогда раздавали в городе. Тогда это были едва ли не первые увиденные вживую иномарки за редким исключением в виде б/у японцев. Поэтому восторгу от всего этого у молодой мужской части населения не было предела. И этот праздник всем запомнился надолго. Но информационный вакуум тех лет не позволял узнать ничего большего о продолжении экспедиции. Лишь в журнале «За Рулем» была статья и все. И далее раз в год там же после очередной экспедиции.
Маршрут CamelTrophy сибирской экспецдиции 1990 года.
Для справки. Автомобили участников: LandRoverDiscovery 200 Tdithreedoor (19 ед.), Автомобили поддержки: LandRover 110 (4 ед.) and 127 (5 ед.). Пройденная дистанция: 1650 км. Количество команд участников: 16. Команда победитель и обладатель собственно «CamelTrophy»: Голландия, а команда, которой присудили не менее престижный «TeamSpiritAward» — с Канарских островов. Россию, вернее Советский Союз представлял экипаж Анатолия Кузнецова.
Затем уже в лихие и неспокойные 90-е мы на наших собственных машинах (ВАЗ-2106 и ГАЗ-24-10) организовывали вылазки на Восточное побережье (район Выдрино), на юго-западное (Листвянка) и на западное (Малое море). Последнее мне и запомнилось больше всего. Пожалуй, самое красивое место на Байкале. И самое эффективное в плане активного отдыха. Ведь именно сюда в итоге и прибыли все экипажи Кэмэлов и колесили по местным сопкам и степям на фоне Байкала до самого Иркутска. Так что место более чем легендарное и прославленное. И я очень был рад там наконец-то оказаться. Вот так и появляется тяга к автопутешествиям.
В те годы и даже в 2001-м году там еще не было такого массового строительства туристической индустрии, да и сама туриндустрия была еще в зачаточном состоянии. Поэтому добирались туда редкие путешественники в основном своим ходом, ориентируясь только по картам. И по подсказкам местных жителей, еще не забывших колонну желтых грязных Лэнд Роверов с небритыми мужиками))). Такой отдых простым сибирякам был за счастье, а далекая заграница была только сладкой мечтой. Заграница зато сама приезжала сюда иногда. Эх, были же такие романтичные времена…
2001-й год. Где-то здесь организаторы Camel Trophy 1990 проложили маршрут….
Самый красивый ракурс Малого моря. На шее у меня камера с маленькими VHS кассетами. Помните такие?;))
Тот же год. Семейное вечернее нападение на копченого байкальского омуля.
Меньше туристов — меньше мусора, строительного и бытового. Меньше выбросов от машин. Сейчас туристов очень много, предложений много и турбаз. Но это уже не то. Даже в прошлом десятилетии было чище и уютнее там и экология лучше.
В 2007-м году я, наконец-то, накопил достаточную сумму для покупки своей первой машины. Мне тогда было уже ровно 25 лет. Мечты о собственных колесах перевешивали все остальные. Приличная работа, поэтому машину хотелось сразу посолидней. Муки выбора привели меня к фирме, вернее, ее филиалу в Братске, занимающейся покупкой японцев на аукционах и доставкой заказчику (АЯА). С самой машиной определился тоже в последний момент, исходя из тех цен на аукционах. Главное требование было — седан среднего класса с как можно меньшим пробегом и с как можно более полной комплектацией. От проходного тогда 2000-го года. Самые лакомые желания в виде Honda-Accord/Torneo выпали из моего бюджета первыми. Затем пришлось смириться, что и Toyota Corona Premio тоже вылезет из моей суммы. Оставались еще варианты Mitsubishi Galant, Nissan Primera Camino и Mazda Capella. По дизайну, конечно, Галант тех лет был вне конкуренции, но все приличные экземпляры разлетались на глазах. Примеры, напротив, почти никто не брал, но и душа не сильно лежала к этой машине. А вот с Капеллой срослось все быстро. В мой бюджет прекрасно уложилась Capella 1,8 автомат, с приличной комплектацией, и внешне рестайлинговая модель 2000 г. в., в золотистом цвете — очень даже ничего. И даже по такому показателю как клиренс 160 мм была в лидерах. Решено — беру! Внес предоплату. Заключил новый договор, в котором говорилось, что с настоящего момента максимальный срок, когда машина прибудет в Иркутск — 60 дней. 2 месяца!!!
Началось бесконе-е-е-чное ожидание. Думаю, многим, кто тогда ждал машину с аукциона куда-нибудь в Сибирь, это чувство знакомо. Как же сделать так, чтобы этот срок прошел как можно быстрее? Можно полностью отдаться работе или перечитывать отзывы и отчеты на дроме, а можно…
Правильно! Подгадать и взять отпуск. И отдохнуть недалеко от того места, куда придет сетка с машинами. Чтобы по первому же звонку бросить все и ехать за машиной. И если останется время в запасе, то и продолжить отпуск там же, но уже на своих колесах. Малое море Байкала? Отлично, то, что нужно!!! План был именно такой.
К тому же с тех пор на дроме подробных фото именно этого места так почти и не появилось. Почти все здесь проездом, едут дальше на Ольхон. Там, конечно, тоже здорово, но и здесь не менее красиво, и отличная тема для автоприключений.
Машина вместе с другими многочисленными иммигрантами уже в порту на таможне. Фотоотчет был оперативным.
К тому моменту у меня на руках уже были кроме аукционного листа и фотки машины с порта. Машина наконец-то растаможена, но судя по всему, ее доставка едва уложится в оговоренные 60 дней. Но даты отпуска уже обозначены и пора идти узнавать в турагентство, что они могут предложить. У меня есть несколько лишних тысяч рублей и желание неделю провести на Малом море Байкала. И вот у меня на руках путевка на одну из баз, в отдельный домик с видом на бухту. Самому нужно добраться до Иркутска, а там у гостиницы «Ангара» в указанное время меня будет ждать нужный автобус до базы отдыха.
20 августа. Через 7 дней истекут уже оговоренные 60 дней до приезда поезда с машинами. Компания исправно по телефону информирует меня, что 25-го августа машина должна прийти и можно будет ехать забирать. Отлично. Я уже на пути к Байкалу, последние 250 км от Иркутска и можно скрасить ожидание этих последних дней.
Бухты южной части Малого моря — в районе парома на Ольхон. Вот сюда я снова и еду!
В конце августа уже не сезон, народу в базах отдыха немного. Одновременно со мной из Иркутска, на базу отдыха «Наратэй» в живописном месте на берегу Малого моря рядом
с Куркутским заливом, в тёплой песчаной бухте «Радость-2», ехали две девушки (Юля и Оля). Обе старше меня и с ними еще и ребенок. Но все равно, мы познакомились, и потом часто вместе лазили по ближайшим сопкам в поисках красивых видов. Им так было и интереснее и безопаснее, а мне… ну было зато кому сфотографировать на фоне красивых пейзажей))). Причины их появления здесь без своих мужей/парней, я уже не помню, может, как раз хотели присмотреть кого-то себе здесь)). Я также поехал сюда один, так как первоочередной задачей было все-таки забрать машину в Иркутске. «Ну а девушки, а девушки — потом».
Главное здесь — это, конечно, удивительная природа, очень красивые бухты и сопки. Своеобразная байкальская флора. И активное провождение отпуска в виде пеших прогулок-лазаний по этим местам. А уж какое здесь раздолье для фотосюжетов!! В самые дальние уголки и на побережье собственно Байкала лучше взять экскурсию на микроавтобусе от турбазы. Часть этих сопок я уже покорил несколько лет назад, поэтому с удовольствием повторю это снова и сейчас уже в другой компании.
Мне очень нравится такой вид отдыха — активно, красиво и недорого.
Юля иркутянка, поэтому на Байкале гость нередкий.
А вот Ольга приехала к подруге из Новосибирска и здесь оказалась в первый раз.
Первая сопка, ближайшая от нашей базы.
Каменные пирамиды продолжают хребет практически всех сопок.
По бурятским обычаям считается, что на горы нужно забираться для того, чтобы замолить все грехи. И обязательно нужно нести с собой тяжесть. Необходимо найти камень с таким весом, на сколько человек оценивает свои грехи. Забираться на крутую гору нужно молча, нельзя останавливаться и оборачиваться. Думать нужно только о хорошем и обязательно нужно простить всех, на кого держишь обиду. А там наверху настоящие пирамиды из камней. Вот кто-то грешил, так грешил не стесняясь!! Некоторые превышают человеческий рост. Свой камень нужно пристроить к одной из пирамид. И тогда считается, что грехи сняты и жизнь улыбнется, удача будет преследовать во всем. Я же никаких тяжестей не тащил, так как грехов еще за собой не наблюдал.))) Девушки тоже попались очень порядочные.))
А пейзажи один другого интереснее. Жаль, что тогда у меня еще не было зеркалки.
Закаты на Байкале — это что-то невероятное!
Настоящее вечернее светопредставление, а ветер всегда дует в одну и ту же сторону.
Любоваться эти зрелищем можно и нужно каждый вечер.
На следующий день мы поехали на обзорную экскурсию. Кстати, экскурсий предлагается множество. От пешеходных до автомобильных и водных. Ну, пешком-то мы и сами можем, по воде, конечно, интересно, но скучновато. Зато автомобильные здесь, я считаю (и многие со мной согласятся), — самые интересные с изрядным приключенческим офф-роад экстримом. Одну из таких мы и выбрали, посовещавшись. Называлась она «Пещера Мечта». Продолжительность 5-6 часов, маршрут чуть больше 30 км по тропинкам, горам и степям.
Сбор сразу после завтрака прямо у главного въезда на базу. Гид на полноприводном Хайсе оказался настоящим поклонником Байкала и знатоком своего дела. Сама экскурсия недорогая, но очень познавательная. Дорог тут нет, только колея-тропинка от машин в степи среди гор. В основном от машин, конечно, полноприводных, так как перепад высот тут заметный и штурмовать горки сподручнее. Еще и погода в любой момент может испортиться и тогда… Желательно и просвет повыше, чтобы не цеплять многочисленные камни. Резина тоже должна быть внедорожной, чтобы не порезать ее, и не просить Байкальских богов послать тебе новую запаску)). В общем, на своей будущей пузотерке на летней дорожной резине я бы сюда не сунулся. К тому же, не зная этих мест, можно и заблудиться или остаться надолго, если не удастся взять штурмом очередную сопку. Помню, как в том же 2001-м году отец на Волге штурмовал одну из сопок, а потом спуск с нее, без всяких электронных «ассистентов на спуске» — тот еще экстрим!
Забираемся на дальнюю сопку и едем в сторону западного побережья Байкала.
Первая остановка — одна из легенд Байкала. Но почему-то не такая известная как о Шаман-камне и горе Шаманка.
Большое удовольствие доставит маленькое восхождение на эту господствующую над степью гору-скалу Тан-хан. Название, правда, могу немного приврать, но по-моему так она называлась. Забраться на нее можно, но гид сказал, что это стоит делать очень аккуратно, чтобы не портить ему статистику по переломам конечностей)). Не больше одного перелома за экскурсию.)))
Я и многие другие все же не отказали себе в удовольствии покорить эту скалу. Правда, пришлось оставить внизу цифровик.
Возле горы можно увидеть настоящие каменные стены.
Наш гид (слева) рассказал легенду об этой горе как раз в тот момент, когда я бродил вокруг в поисках красивых мест.
Все наиболее популярные легенды и мифы Байкала можно прочитать здесь: http://www.baikalsea.ru/rus/baikal/legendi_o_baikale
А дальше нашей целью был западный берег Байкала, со своими неповторимыми пейзажами и удивительными пещерами.
Вот такие дороги и тропинки по сопкам ведут сюда.
Кроме нашей группы здесь никого на километры вокруг. А если вглядеться, то в ясную погоду отсюда можно рассмотреть восточный берег озера.
А внизу в долине, похоже, кто-то все-таки есть, присматривает за скотом.
Здесь нашей группой было сделано максимальное количество фото.
Под впечатлением от мест мы были еще долго.
А затем экскурсия продолжилась до Пещеры «Мечта», здесь неподалеку.
Неповторимой красоты пещера была открыта в 1964 году группой Иркутских спелеологов. Пещера Мечта — трехэтажная, имеет множество гротов, залов, ходов. Натечные белоснежные кальцитовые коры и сталактиты — главная достопримечательность Мечты. В 100 метрах от Мечты расположены Байдинские пещеры, представляющие научный интерес как места обитания первобытного человека.
Гид разделил группу надвое, выдал всем фонарики, провел инструктаж. Внутри пещеры скользко темно и прохладно. Одно неверное движение — и можно свалиться этажом ниже, очень глубоко, и достать вас можно будет только с помощью МЧС, группы спелеологов и благодушия байкальских богов.
Пока первая группа находится в пещере, вторая изучает окрестности.
Настала наша очередь лезть в пещеру. С помощью вспышки на фотокамере можно детально разглядеть эти комнаты.
А это вентиляционные отверстия на потолке пещеры.
Пещера, безусловно, достойна внимания и прочтения о ней подробнее:
Одна из самых интересных пещер Западного Прибайкалья. По красоте и богатству известковых образований — одна из самых замечательных в Прибайкалье и Забайкалье. Необыкновенно красивы натечные образования (чаще всего карбонатные новообразования, связанные по происхождению с незначительными водопритоками) в виде эксцентричных почковидных форм — экссудатов — и натечных белоснежных кальцитовых кор, кое-где окрашенных в красные тона. Встречаются сталактиты и сталагмиты разнообразных форм. Но главной достопримечательность пещеры являются ее залы: Тронный (Актовый), Музыкальный, ход Метрополитен и др. Такие оригинальные названия им дали вездесущие туристы. Они же и саму пещеру назвали «Мечта».
Пещера расположена на Западном побережье Байкала в 1,2 км от озера на высоте 270 от его уровня или же в 7-8 км к югу от поселка Сахюрта. Интересна «схема» ее образования: она возникла в результате двух процессов: тектонической деятельности и карст образования. Дело в том, что тектонический разлом Обручева пришелся на подверженные карст образованию известковые породы.
Впервые пещера была обнаружена геологами объединения «Иркутскгеология» в начале 60-х годов. В 1963 году пещеру посетил сотрудник Института географии СО АН СССР В.И. Беляк и дал ей название «имени Института географии». Теперешнее свое название она получила значительно позже.
Вот такая она пещера Мечта, одно из чудес Байкала.
Еще пара фото из интернета одной из групп геологов-спелеологов.
Никто не провалился, не переломался, все довольные и под впечатлением. Можно ехать обратно домой.
Старенькая даже для тех лет Toyota HiAce с дизелем и полным приводом — настоящая кормилица для гидов Байкала. И группу из 10-12 человек увезет туда, куда обычные легковушки не доберутся, и не подведет в самых сложных условиях. Единственное неудобство для пассажиров — это слишком тесно при такой планировке салона. Но ради таких красот можно и потерпеть немного. Была мысль взять еще одну автомобильную экскурсию, например на Ольхон, но на тот момент не было в наличии гида с машиной. В такие моменты своя машина под боком это, конечно, здорово!
Каждый вечер я звоню в контору, уточняю дату приезда машины. К сожалению, сдвигается все на день, как минимум. Значит, один лишний день можно будет докупить к своему туру. Ну что ж… Терпение, только терпение!))
На следующий день — новые горизонты, новые вершины!
Коллеги с работы периодически звонят, интересуются как проходит отпуск, как там с машиной ситуация, когда на работу уже… Но в один из рабочих дней мой «сокамерник» Алексей позвонил и сказал, что у нас в соседнем отделе появилась новая сотрудница, зовут Мария. Красивая…))). Что-то мне сразу подсказало, что нужно уже скорее забирать машину и возвращаться на работу. Я, конечно, тогда не мог предположить даже, что меньше чем через год мы с ней поженимся. Вот так здесь, на Байкале я заочно познакомился со своей будущей женой. Очного оставалось ждать совсем недолго.
«Наскальные надписи» и полоска чистого пляжа.
Мыс почти идеальной сферической формы.
Сегодня я решил в одиночку добраться до самого дальнего мыса, доступного пешком. Маршрут этот очень сложный, но интересный и живописный.
Одна из бухт. В то время только едва обжитых.
Некоторые сопки просто утопают в зелени, что не совсем обычно для этих мест.
Преодолел несколько километров с многочисленными бухтами и сопками и каменными пирамидами…. Впереди уже виден обрыв и остров Ольхон!
Вот она самая крайняя точка и самая дальняя, куда я добрался на своих двоих.
И вид с нее вниз. А там обрыв высотой метров 30-40.
От пейзажей до режима макросъемки — один шаг….
И встречаю девушек, они шли по моему следу. Любовались каждым новым видом гораздо дольше меня.
Я тоже последовал их примеру и на этой горе уже задержался надолго. Уже спешить некуда.
Главное, после ужина снова успеть на шоу под названием Байкальский закат.
Это для сравнения, рассвет в шестом часу утра…
Еще один день ожидания, помимо мыслей о Байкале и подъезжающей уже моей машине, все чаще не выходит из головы наша новая сотрудница… Скорее хочется домой, но Байкал так просто не отпускает, манит все новыми вершинами и открывающимися с них видами… Я уже сбился со счету, сколько сопок в общей сложности я покорил за эти дни. Много, практически все, что видел.
Данная сопка — самая высокая в окрестности, о чем свидетельствует эта вышка.
До нее нужно было очень аккуратно добираться по длинному петляющему хребту с перепадом высот.
А вот с этой точки видно вообще все! Фото 2001 года стреляно отсюда же.
А затем резкий спуск вниз прямо к морю. Жаль, что не было проката горных велосипедов тогда.
Камни на дне покрытые яркой зеленой растительностью.
Один из последних закатов на Байкале. Каждый раз разные цвета и краски…
Контрольный звонок в контору и меня уверяют, что 26-го августа машина уже будет в Иркутске. Еще 2 дня. Один из этих дней ушел на продление отдыха здесь. Мои знакомые девушки не стали продлять ничего и уехали. Снова решил пробежаться по окрестным скалам. Запастись надолго этими видами и этими последними солнечными байкальскими днями…
Вот и настало время уезжать из базы. «Наратэй» — неплохое место, бюджетное с хорошим сервисом. Кормили нормально, убирались в домике регулярно. В самом домике для одного-двух очень просторно, но нет ничего кроме мебели. Удобства все на улице, баня отдельно. Еще одна — на плоту в бухте, но воспользоваться ей не удалось. Сезон подходил к концу и часть услуг уже не предоставлялась.
Мой домик на переднем плане слева, единственное окно смотрит на бухту.
Автобус за мной уже не приедет, как за всеми вчера, поэтому добираюсь на «Оке» местного жителя до МРС и оттуда на рейсовом автобусе снова в Иркутск. Пока есть время до отправления, изучаю местность в округе…
Причал катеров и парома на Ольхон. Все уже разъехались.
В Иркутске все цветет и пахнет. Настроение отличное! Сетка с машинами уже пришла, скоро начнут разгружать их. И завтра можно забирать свою долгожданную и ехать домой.
Так до вечера побродил по центру, а сам поздний вечер скоротал в ночном клубе, по-моему, «Мегаполисе»… не помню точно, давно это было))))
И вот он самый долгожданный день! 27 августа. С утра я уже в конторе АЯА на ул. Ширямова. Знакомлюсь с документами, но машина сначала должна прийти в их техцентр на ул. Баррикад. Пройти там ТО с заменой всех масел, и потом ее привезут сюда. Но я ждать совсем не хочу и сам еду в техцентр. Но машин там еще нет. Будут через 2-3 часа. Чем заняться? Решил прогуляться по ул. Баррикад, тем более, что с этой улицей у меня навсегда останутся мои армейские воспоминания. Здесь, в в/ч 6531, в автовзводе я служил не так давно и прекрасно знаю этот район. Самоволки в районе реки Ушаковки и рынка у нас были делом обычным))) Да из кабины высокого Урала-375 (4310) на территории части было все прекрасно видно)). Или вполне законно, увольнительные тоже были, или банальные оцепления на матчах по хоккею с мячом на стадионе «Труд». А еще участие в праздновании 60-летия победы в ВОВ! Поностальгировал немного возле КПП, но теперь здесь все совсем по-другому…
Автовзод в/ч 6531 г. Иркутск. Призыв 04.Раз. Кажется, это было совсем недавно…
Время поджимает. Как только я вернулся в техцентр, вижу заезжающую колонну машин, среди них… (пульс участился, глаза загорелись) ну, наконец-то, вот она!!!! Фломастеры на лобовом, копия аукционника — все говорят, что это моя. Да и не было больше тут других Капелл. Машина не самая массовая и популярная. Но главное — моя!
Вот она уже на территории техцентра, звоню, довольный, домой из машины, но еще нужно пройти ТО.
Двигатель — часики, все поменяно. Машина выглядит хорошо.
Осталось вернуться с перегонщиком в АЯА, оформить страховку и подписать ДКП, забрать ПТС и можно в путь домой! Дорога в ночь более 600 км не напрягала, так как мой отец как раз в это время был в командировке и обратно уезжал со мной. На волне эйфории от новой (ну почти) иномарки, только сегодня ступившей на землю русскую, и, главное, первой своей машины — можно ехать очень далеко и долго. Проверено!))
А уже на следующее утро мы были в Братске и почти сразу на заранее заказанных номерах.
Обмыл с родителями машину и на следующее утро отправился дальше.
Конечной точкой и местом условно постоянной дислокации была Богучанская ГЭС еще через день.
А уже на следующий день (29.08.2007) состоялось наше с Машей судьбоносное очное знакомство!
Вот такой получился маршрут из сердца Байкала к сердцу моей любимой.))
Весь следующий год эксплуатации Мазда исправно нас возила, поучавствовав в приготовлении к свадьбе. Но после свадьбы была поменяна там же по tradein в АЯА на более современную и подходящую к нашим условиями и запросам Subaru Outback. Но это уже другая история…
Удачи всем на дорогах и в личной жизни! Привет всем путешественникам по Байкалу и его окресностям и тем, кому также есть что вспомнить про это замечательное место. Надеюсь, в скором времени снова появлюсь на Байкале, уж давненько я там не был.
Всем спасибо за внимание.
Михаил424, г. Красноярск.