Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Оздоровительно-познавательная поездка на Ольхон с попыткой разгадать тайну озера Шара Нур

Оздоровительно-познавательная поездка на Ольхон с попыткой разгадать тайну озера Шара Нур

06.11.2014 | 21059 просмотров

Последний раз на Ольхоне я был семь лет назад. Да и то зимой, по случаю подледной омулевой рыбалки. Раньше как-то считалось не побывать на острове хотя бы недельку летом чуть ли не за грех, а потом навалился туристический потоп, очереди на паром, реконструкция дороги Баяндай—Сахюрта… Это вынудило многих постоянных любителей отдыха на Байкале из Иркутска (а я таковым являюсь) переориентироваться на восточное побережье озера. Култушная, Энхалук (особенно после постройки моста через Селенгу) стали если не ближе, то доступнее. Постепенно привыкли ездить на бурятскую территорию и мы. В Култушной отдыхали на туристических базах, ловили окуней в соре и загорали на косе, а в Энхалуке нежились на песчаных пляжах и купались в водах теплого и мелкого Провала.

Так бы продолжалась эта летневосточнобайкальская идиллия и дальше, если бы нашей внучке Настеньке, с которой мы в прошлом году ездили на озеро Хубсугул (Короткая поездка на Хубсугул в июле, или как умирают легенды) не понадобилось подготовить некое информационно-познавательное сообщение на детский научно-просветительский форум. С момента последней публикации о нашей поездке в Монголию Настенька стала школьницей, успешно закончила первый класс и была вполне готова к выполнению любой научной работы. Вот только какой, две пары дедушек-бабушек и примкнувшие к ним дедушка с бабушкой по линии ее дяди, пока не знали. Как проходил отбор предложений научной тематики, я здесь описывать не буду. Скажу только, что победило направление, связанное с приближающимся летним отдыхом и уже запланированным выездом на Байкал.

Живя в прибайкальском регионе, даже не увлекаясь краеведением и историческими событиями, а просто из чисто человеческого познавательного любопытства, узнаешь много интересных фактов о родном крае, которые настолько любопытны, что требуют более подробного изучения. Одна такая история, об удивительных лечебных свойствах озера Шара Нур, находящегося на острове Ольхон, была известна мне давно. Располагается это озеро в горно-лесистой местности на высоте 336 метров над уровнем моря. В переводе на русский язык его название означает: желтое озеро. Оно действительно желтое, если смотреть издалека, из-за большого количества растворенных в нем минеральных солей и специфических водорослей. Это единственное на острове озеро, не сообщающееся с внешними водами. В него не впадает ни один водоток и не вытекает ни одного ручья, но оно никогда не пересыхает, находясь в окружении ярко-зеленых трав, кустарников и деревьев, привлекая множество птиц, изюбрей и других травоядных животных. Особенно отмечается бывавшими здесь людьми лечебное действие его грязевых донных отложений. Рассказывали о раненых косулях, которые приходили сюда, и через несколько дней убегали в лес здоровыми; говорили об охотниках, излечивших застарелые болезни ног и спины его грязями. Но, учитывая, что научное исследование полезности грязей озера никто не производил, то и достоверность этих рассказов остается пока не доказанной. Вместе с тем, поскольку такие разговоры идут, какие-то лечебные свойства у озера, несомненно, есть, и, возможно, когда-нибудь, они будут установлены.

Провести исследования лечебных свойств вод озера нам, как непрофессионалам, не предоставлялось возможным, но возникла другая идея: проверить наличие в окрестностях озера лекарственных и полезных трав, что может быть связано с его бальнеологическими свойствами. Это и стало основой предстоящей «научной» работы. Предполагалось сделать натурное обследование окрестностей озера, собрать возможно большее количество лекарственных и полезных трав, провести их фотографирование, гербаризацию и систематизацию. Ну, а на основе собранных полевых материалов, сделать выводы подтверждающие, или опровергающие бытующие легенды.

Другую часть задуманной поездки, скорее главную, должен был составлять полноценный летний отдых в уникальном природном образовании со всеми присущими ему атрибутами: купание, загар, рыбалка, экскурсии и т.д. Вот такие наметки на дальнейшие действия, для осуществления которых требовалась поездка на Ольхон, появились у нас с приходом теплых весенних деньков.

Подготовка к предстоящей поездке была начата заранее. Мои неоднократные прошлые десанты на остров определили будущее место нашей дислокации. Это должны быть окрестности озера Нурское. В сравнении с Байкалом в нем теплая вода, что позволит нам регулярно проводить водные процедуры, и много соровой рыбы (окуни, сорога), а данный фактор так же важен в процессе будущего отдыха, поскольку среди отдыхающих имелись заядлые рыбаки-удочники. Предварительный анализ наличия баз отдыха в намеченном месте был не очень утешителен. Из таковых наличествовала только одна: «Пристань Ольхона», да и то располагалась она не на Нурском, а в конце бухты Загли. Правда, находилось это место практически на границе с упомянутым озером.

Состояла база из пяти двух-трехместных домиков и двухэтажного жилого корпуса, что нас вполне устраивало, так как давало возможность проживать всем рядом, и, вместе с тем, вполне самостоятельно. Зная летнюю заполненность мест отдыха на острове, вопрос с арендой помещений я начал отрабатывать еще в апреле (выезд намечался на вторую половину июля четырнадцатого года), заказав в одном из турбюро Иркутска два двухместных и один трехместный домики.

После решения жилищного вопроса на отдыхе, особой подготовки к предстоящей поездке мы не проводили. Да и зачем? Питание нам гарантировалось на месте, туристическое обслуживание (выезды по достопримечательным местам Ольхона) — так же, ну, а кров над головой был уже обеспечен. Как и в прошедшем году, транспортная база экспедиции состояла из двух автомобилей: Toyota Wish, рожденной в Японии и Nissan X-Trail Питерской сборки. Дополнительной подготовки автомобилей к поездке так же не делалось — только регламентные работы, да более внимательный внешний осмотр: триста километров в одну сторону для сибирских дорог не расстояние. Единственное, что мы сделали перед выездом — установили на крышу Треила самодельную грузовую площадку, позволившую значительно разгрузить внутренности этого дорожного трудяги. В нем ехали две пары дедушек-бабушек и большая часть экспедиционного имущества, состоящего из рыболовных снастей, надувной лодки и мотора к ней, сменных вещей, значительного запаса согревающе-веселящих напитков и, естественно, перекуса на дорогу, которого хватило бы на полноценное питание в течение всего срока отдыха без посещения столовой турбазы. Как же, целых три бабушки и одна внучка: ее ведь кормить нужно.


Наши «японцы» у домиков, где мы разместились.

Выезд на отдых был намечен на понедельник двадцать первого июля. Сборы проводились на даче, как всегда суматошно, долго и нервно. Легли спать поздно, заведя будильник на шесть утра, чтобы успеть подняться, и к семи часам выехать за город, где намечалась встреча со вторым экипажем. Поспать нормально не удалось.

Где-то около пяти часов утра, один из наших дедушек, он будет проходить под именем «Васильич» и его фотографии будут насыщать красками этот отчет, выйдя покурить и за другими надобностями, обнаружил багровое свечение и характерный треск, издаваемый лопающимся шифером на соседском участке. Будучи человеком ответственным, он поднял по пожарной тревоге всю нашу команду, не забыв сделать снимки данного события. Горела баня через два участка от нас. В воскресный вечер молодые детки владельца дачи хорошо попарились, забыв закрыть топку, а потом так крепко заснули, что открыли ворота на участок уже после того, как бдительные соседи, взяв штурмом ограду, бегали вокруг полыхающего строения разыскивая подручные средства пожаротушения.


Горит та самая баня, которую тушили мы.

Беготня с ведрами, поливание водой полыхающих стен, растаскивание всевозможного горючего барахла, наваленного вокруг закончились часов в шесть, когда приехали пожарные и в три минуты превратили остатки баньки в грязный бассейн. Мокрые, толком не выспавшиеся, но очень бодрые, мы попили чайку и двинулись в путь. Уже в семь часов, у развилки на Искру, состоялась встреча с экипажем второй машины, которые прибыли на рандеву из Шелихова.

Дорога до Баяндая, где мы сворачивали на Сахюрту, порадовала своим качеством. Большие участки ее были переасфальтированы, заставив позабыть о ямах и колдобинах, поджидавших автомобилистов семь лет назад. Да и участок Баяндай—Сахюрта тоже уже почти весь в асфальте, за исключением нескольких километров в районе соленых озер в Тажеранской степи.

По традиции остановились на большом бурхане за Баяндаем, где считают нужным отметиться все едущие на Байкал и обратно. Множество машин, куча народа, киоски, позные, шашлычки. Попили водички, размялись, бегая в поисках туалета, оставили местному бурхану монетки и тронулись дальше. Я давно и много езжу по просторам родной Сибири, бывал и в других регионах Союза, потом сжавшегося до размеров России, и везде, за редким исключением, меня убивала ситуация с обустройством мест отдыха.

Кругом поналеплена куча забегаловок различного типа: от развалюх до помпезных псевдодворцов, а элементарного туалета с самым ярким фонарем не отыщешь. Если же таковой обнаружится, то, будьте уверенны, загажен он будет по самую крышу. Пример.

Участок автотрассы между Красноярском и Ачинском. Дорога сдана не так давно, асфальто-бетон великолепный, шесть полос движения, разметка, знаки — все идеально. На отворотах ко всем населенным пунктам поставлены стандартные пассажирские павильоны и рядом такие же, стандартные, туалеты. Зашел — ступить некуда. Задача для первоклассника: зачем дорожным строительным организациям строить туалет, если дорожные эксплуатационные службы в нем не убираются? Надо будет спросить Настю.


На большом бурхане между Баяндаем и Сахюртой.

К переправе мы прибыли около десяти часов утра. В очередь на паром стали тридцать пятыми. Для конца июля, когда на Байкале начинается самый теплый период, это, поверьте, совсем мало. Ну, да и мы ведь не пальцем деланы, знали, когда ехать: в понедельник и как можно раньше, потому и стремились вырваться из города до семи часов утра. На переправе царила почти идиллия. Ходили два парома: «Дорожник» и «Ольхонские ворота», а потому, если не будет никаких ЧП, мы вполне можем часа за полтора переправиться. Пока очередь неспешно двигалась к погрузочным мосткам пристани, мы успели осмотреть все окрестности, купить и съесть мороженое, нафотографироваться и разобраться в тонкостях паромной переправы на Ольхон летом.


 Около десяти часов утра. Сахюрта. Стоим в очереди на паром.


 Почти весь состав экспедиции за исключением фотографа.


А вот и фотограф со своей порцией мороженого и водителем Виша Владом.


 Поселок Сахюрта (он же МРС).


Окрестности пролива Ольхонские Ворота.


Расписание движения паромов.


 Этот паром увезет нас на остров.

Не хочется быть занудой и брюзгой, но отдельные стороны работы паромов просто заставляют меня высказать здесь свое мнение об организации функционирования переправы. По опыту прошлых поездок на остров, когда перевоз осуществлялся одним судном, сейчас, при двух паромах, ситуация намного облегчилась. Вдвое сократился период ожидания, увеличилось количество доставляемых в оба конца автомобилей, да и обстановка в очереди стала как-то спокойнее. Хамство и наглость отдельных представителей, как титульной нации, так и нацменьшинства, старающихся проскочить без очереди, со ссылкой на различные привилегии и местную прописку, остались прежними и еще долго, как мне кажется, не переведутся, но они лечатся активным противодействием самой очереди, а вот порядок движения паромов очередью не отрегулируешь.

Работа этих плавсредств неспешна и размеренна. Начало в семь утра, окончание в одиннадцать вечера, да еще два технических перерыва по часу, а в это время хвост очереди из автомобилей вытягивается до последних домов поселка. В выходные и праздничные дни люди ночуют в машинах, дожидаясь своей очереди. Разве нельзя в самый горячий сезон, а это середина июня-конец августа, пустить паромы круглосуточно? Пусть вторая смена будет платной, я, чтобы не спать в машине, был бы готов переправиться и за плату. Думаю, что нашлось бы достаточно и других желающих. А кто хочет переплыть бесплатно, может ждать и до утра.

Вот такие мысли бродили у меня в голове, пока очередь медленно продвигалась к въездным мосткам на паром. После трехчасового ожидания наконец-то подошел наш черед грузиться на борт, которым оказался «Ольхонские Ворота». Въехали без происшествий, благо причал сейчас новый; поднялись въездные аппарели, и вот он — пролив. Судно слегка качает на небольшой волне, качаются, поскрипывая рессорами, машины, народ любуется открывающимися картинами водного простора, бескрайних береговых далей, встречных судов.


 На пароме «Ольхонские Ворота».


 А это пролив Ольхонские Ворота.


Западный берег Малого Моря со стороны острова.


Паром «Дорожник», идущий встречным курсом.

Зарезервированная нами база отдыха размещалась совсем близко от паромной переправы. Стоило только подняться в гору, как с противоположной ее стороны открывался вид на бухту Загли, плавно переходящую через мелкий проливчик в озеро Нурское и зеленый пологий берег, под изгибом дороги, с расположенными на нем игрушечными домиками, крашенными в красный цвет. Это и была база отдыха «Пристань Ольхона». На самом-то деле, как мы узнали потом, зарегистрирована она была крестьянско-фермерским хозяйством того же названия, но сути дела это не меняло, и свои функции по предоставлению услуг летнего отдыха исполняла совсем даже неплохо.

Прибыв на место временного проживания и расселившись по домикам, начали знакомство с базой и ее окрестностями. Как я уже говорил ранее, жилой фонд составляли пять неотапливаемых домиков и капитальный двухэтажный корпус, изготовленные из бруса. Наличествовали столовая, детская площадка и крытая веранда, где можно было поиграть в настольный теннис, закоптить рыбу и неплохо провести вечер в компании, чем впоследствии мы несколько раз воспользовались.

Вопрос по рыбе, точнее по ее ловле, был одним из составляющих в процессе выбора места отдыха, а потому при обследовании территории ему уделялось особое внимание, и мы не были разочарованы. Залив находился в пятидесяти метрах от домиков, усадьба имела ограждение, так что лодку можно было оставлять рядом с водой. И хотя из шести человек преклонного возраста только один всерьез пытался заниматься утренним и вечерним ловом, рыбу в малосоленом виде мы отведали — правда, к концу отдыха.

Еще одним, не менее важным достоинством выбранной нами базы, было достаточно близкое ее расположение от места предстоящих полевых изысканий вокруг озера Шара Нур. Судя по карте, находилось оно километрах в пятнадцати от нашего базового лагеря, читай базы отдыха, восточнее деревни Ялга, на залесенном горном плато.


 Вид на базу отдыха с перевала.


Это крестьянско-фермерское хозяйство и есть наше место отдыха.


На детской площадке.


Отдых на крытой веранде.


Подготовка к выезду на рыбалку.


Первый улов.


Окрестный пейзаж.

Первые два дня мы отдыхали, знакомились с окрестностями базы и достопримечательными местами острова. У хозяйки базы можно было заказать экскурсии, список их висел на стене в столовой, но мы решили, что имея собственный транспорт, сможем добраться до большинства из них самостоятельно. Тем более что походы по окрестным просторам планировалось совмещать с поиском и описанием интересных образцов местной луговой и горной флоры.

Без спешки и фанатизма, перемеживая водные процедуры и пляжный отдых с поездками по острову, мы побывали на озере Ханхой; с окрестных перевалов увидели Курыканскую стену и ступу на острове Огой, совершили пару пеших подъемов на ближайшие к нашему месту отдыха хребты. Во время этих вылазок делались фотографии и собирались образцы полезных и декоративных растений для будущего гербария.


Изучение предлагаемых экскурсий по острову Ольхон.


 Первое опробование вод бухты Загли.


 Пляж базы отдыха.

 
Курыканская стена на мысе Хоргой.


Остров Огой. Буддийская ступа.


Озеро Ханхой и коса, отделяющая его от залива Тогай Малого Моря.


 Вылазка экспедиционеров за новыми впечатлениями и ольхонскими травами.


Горноколосник колючий (лат. Orostachys spinosa).


Астра Коржинского или астра альпийская (лат. Aster alhinus).
Но возможно, что это местная разновидность ромашки.


Эдельвейс или леонтоподиум (лат. Leontopodium).
Уточненно квалифицирован нами как эдельвейс Палибина.


 Астрагал ольхонский (лат. Astragalus olchonensis).
Внесен в «Красную книгу растений Иркутской области».


 Дикий лук, лук ветвистый (лат. Allium ramasum).


Гвоздика дикая (лат. Dianthus).

Быть на Ольхоне и не отметиться своим присутствием в Хужире — непростительно даже новичкам-туристам, а такие путешественники, как мы, просто обязаны были посетить это центральное культовое место острова. Большая часть состава экспедиции, в количестве четырех человек, уже бывала в нем (отдельные личности и по нескольку раз), а потому красочно расписывала тамошние достопримечательности. Мыс Бурхан, скала Шаманка, пески Сарайского пляжа будоражили воображение не бывавших там членов группы, подогревая желание скорее ознакомиться с этими уникальными символами природы и человеческого поклонения. Я отношусь к первой половине нашей дружной компании, посещал поселок раза три, но всякий раз зимой, при наездах на подледную рыбалку и очень хотел увидеть Хужир летом, в разгар туристического бума, сравнить сезонные и временные изменения.

На дорогу от нашей базы до местоназначения, около тридцати километров, мы потратили час времени. За прошедшие с последней поездки семь лет дорога заметно изменилась: стала шире, многие участки спрямлены, сделаны насыпи над логами суходольных водотоков; вдоль всей трассы возвышаются опоры линии электропередач, потушившей керосиновые лампы окрестных поселков. Но после первых километров ощущение от езды по ней осталось прежним. Впечатление такое, будто ты находишься на полигоне, где проверяются на прочность и выносливость самые крутые вездеходы и их водителей. Сплошная гребенка, заставляющая судорожно сжимать челюсти, чтобы не стучать зубами, и оглядываться назад в поисках отвалившихся деталей автомобиля. Хуже этого было только тогда, когда нас обгонял местный гонщик на «буханке», надолго закрывая видимость клубами мелкой желтой пыли.

А вот Хужир стал совсем другим. Окраины поселка, где на небольших песчаных дюнах раньше стояли редкие коренастые сосны, почти сплошь застроены базами отдыха, кемпингами и гостиницами. На улицах нет дома, где не висело бы объявление о сдаче жилья и поездках на экскурсию по острову. Кругом ларьки и забегаловки, в приспособленных помещениях и наскоро сколоченных павильонах; толпы туристов пешком и на автомобилях, отсутствие хлеба в магазинах и копченый омуль по триста рублей за хвост. Как сказала киоскерша: «Зато он крупный». Прежними остались только вековая пыль незаасфальтированных улиц, скала Шаманка, да мыс Бурхан (на подходе к которому сейчас установлены тринадцать новоделов-сэгрэ, снизу доверха обвязанных разноцветными лентами). И еще потрясающие виды на Сарайский залив с его пляжами, омываемыми прозрачными водами Малого Моря. 


Дорога на Хужир. Слева бухта Загли, превращающаяся за проливом в озеро Нурское.


Вид на скалу Шаманка при въезде в поселок.


Улицы Хужира.


 Тринадцать сэргэ на мысе Бурхан.


Скала Шаманка вблизи. (Вид со стороны сэргэ).
Похожие фотографии и рисунки есть в любом сувенирном киоске Иркутска


Пляж Сарайского залива.

Со второй половины срока пребывания на острове начались выезды к озеру Шара Нур в поисках лекарственных трав. Маршрут был проработан заранее по картам и не представлялся сложным. Проехав по деревне Ялга, требовалось свернуть направо и, двигаясь по степи, подняться до леса, дорога по которому выводит на плато с расположенным там заветным озером. Однако в первый же выезд с так хорошо проработанным трафиком появились непредвиденные проблемы. Сразу за ветхой оградой деревни полевая дорога раздваивалась, и обе ее половинки, ныряя извилистыми лентами по холмам и скрываясь в ложбинах, далеко на горизонте упирались в кромку леса. По какой ехать? На помощь пришел прогресс в виде планшета с заложенной в него навигацией местности. Увеличив масштаб, проследили направление правой линии до пересечения с кружком подписанным «Шара Нур» и двинулись к нему по стрелке курсора.

По мере приближения к границе плоскогорья, подъем становился все круче, пока не превратился в заваленный валунами и изрытый весенними водами обрывистый склон с петляющей по нему колеей. У начала перевала мы остановились на совет. Было ясно, что Вишу дальше дорога закрыта. И так, еще не начиная подъема, Влад пару раз хорошо зацепил днищем за камни на глубокой колее. Оставался один вариант: подниматься на плато Трейлом и ехать к озеру половинным составом, предоставив второму экипажу время на свободный отдых.

С порученной задачей наш паркетник справился на отлично. Гребя заблокированными колесами пыль и мелкий гравий, переваливаясь через валуны и оголенные корни, он, натужно ревя, полз наверх, вытянув свой полуторатонный вес и мои восемьдесят килограммов без малейшего снижения оборотов двигателя. Второклассница-естествоиспытатель и бабушка Вера на четвереньках забрались следом. А дальше дорога, плавно опускаясь вниз, через зарастающие березняком покосы и сосновый лес, вынырнула на широкую котловину, ниспадающую на восток к пади Ташкиней. Это была долина озера Шара Нур, свободно вытянувшаяся с запада на восток на залесенном плоскогорье южной части острова.

Северная часть озерной котловины состояла из полого поднимающейся вверх степи, плавно переходящей в редкий сосновый лес с характерным травяным покровом прикаспийских степных равнин. Южная часть озера сильно заболочена, к ней вплотную подступают крутые склоны гор, поросших густым лесом и кустарником, по видовому составу схожими с растительностью лесотундры или горных полярных областей. На момент нашего нахождения там само озеро представлялось сильно обмелевшим, со значительными площадями оголенного дна. В восточной части озера, откуда ушла вода, начали образовываться достаточно большие очаги солончаков.

Начались поиски, сбор и гербаризация известных нам лекарственных растений, которые продолжались потом еще два дня. Всего за период этих импровизированных полевых изысканий было обнаружено, визуально определено, сфотографировано и оформлено в гербарий одиннадцать лекарственных травяников. Часть из них (те, что покрасивей) я разместил в этом отчете. Еще более десятка лекарственных растений и кустарников (багульник, курильский чай, чага, брусника, горноколосник колючий и др.) мы включили в перечень, которым пытались обосновать лечебную уникальность озерной долины и, естественно, самого озера. Фотографии отдельных представителей данного перечня также имеются здесь.

При сборе лекарственных и полезных трав, четко отмечалось климатическое распределение произрастания видов по географическим сторонам света в окрестностях озера. Так, например. На северной, степной, стороне долины, более других освещенной и теплой, нам встречались травы и растения южных широт. А южный берег, крутой, постоянно затененный, находился во власти северных популяций и был местом обитания холодостойких или легко приспосабливающихся видов растений.


Подмаренник (лат. Galium).


Кровохлебка лекарственная (лат. Sanguisorda officinalis).


 Мята полевая (лат. Mentha orvensis).


 Иван-чай или кипрей (лат. Chamaenerion).


Тимьян или Чабрец (лат. Thymus).


Полынь степная (лат. Artemisia).


 Пижма (лат. Tanacetum).


Ботаники-любители: Настя с бабушкой Верой во время сбора лекарственных трав в окрестностях озера Шара Нур.

Занимаясь сбором лекарственных трав, мы все больше убеждались в удивительных свойствах окружающей озеро местности. Вокруг него постоянно витала аура спокойствия, благополучия и здоровья, что все больше убеждало нас в правоте старинных легенд о его лечебных качествах. Даже простое рассмотрение перечня обнаруженных нами растений, их широкий спектр лекарственных и пищевых возможностей наводили на мысль об уникальности биосферы данного места. Сразу бросалось в глаза, что здесь каким-то неведомым образом собраны виды трав, имеющих постоянное местообитание в самых различных регионах планеты с тяжелыми природными условиями: от засушливых степей Центральной Азии до тундры Приполярья. А потому вывод, сделанный нами из проделанной работы, был таков.

Местоположение озера (замкнутость, значительная высота над уровнем моря, эффект кольцевого цирка, воспроизводящего различные климатические зоны) дает возможность произрастать в его окрестностях растительности различных морфологических видов, создавая уникальный набор разнонаправленных лекарственных средств. Концентрация на небольшой территории такого количества полезных растений дополнительно подтверждает бытующее мнение о лечебном воздействии окрестностей этого озера на людей и животных, и требует более подробного профессионального научного изучения минералогического состава вод и грязей, оказывающих влияние на его лечебно-профилактические свойства.

Время нашего нахождения на острове подходило к концу. Гербарий собран, рыбаки смотали удочки и спустили лодку; еще вчера были разлиты последние граммы согревающе-веселящих напитков, второклассница попрощалась с новыми подружками — в субботу утром мы выезжаем домой.

По случаю начала выходных дней народ рвался в одну сторону — на Ольхон, а потому на переправе мы простояли всего только час. Посмотрели, как выбираются с острова люди «в порядке очереди» и «для администрации и местного населения», заехали к «Бродяге», бросили прощальный взгляд на окрестности бухты Базарная, сфотографировались у «Орла» и к трем часам дня были дома, блаженствуя на мягком диване после столь активного «отдыха».


 Табличка для непонятливых на переправе острова Ольхон.


Прощальное фото с «Бродягой».


 Вид на бухту Базарная от «Бродяги».


Вот такой орел взлетает неподалеку от Еланцов.

И в завершение. По приезде домой начались срочные работы над оформлением гербария, подготовкой текста и научным подтверждением имеющихся материалов (как все нормальные дилетанты данные мы черпали в Википедии). Все это совмещалось с работами на даче, отдыхом на Ангаре и вылазками за грибами. Подготовленная полунаучная работа была отдана на рассмотрение классному руководителю Насти. После месячной паузы по ней был сделан вывод, что она сложна для восприятия ребенка такого возраста и не несет конкретной научной информации. Возвращенные назад материалы и черновики работы Настина мама Ира сложила в отдельную папку и убрала на хранение до лучших времен. Возможно, если на то будет благая воля Судьбы, мы еще вернемся к этим гербариям и попытаемся совершить новую поездку за тайнами озера Шара Нур. Но когда это будет и в каком составе — решать не нам. А Настя сейчас проводит опыты по выращиванию бобов в темноте и на свету, готовит отчетные материалы, которые, как надеются участники этой оздоровительно-познавательной экспедиции, попадут на школьную научную олимпиаду.

Выводы из поездки. Все ее участники удовлетворены (а многие просто довольны) результатами островного вояжа. Мы прекрасно отдохнули, запаслись массой позитивных впечатлений, узнали и увидели много такого, что останется в памяти на всю жизнь. Полученная информация о лечебных и полезных растениях Ольхона и, конкретно, окрестностей озера Шара Нур всегда пригодится в повседневной жизни (особенно для младшей участницы экспедиции). Пусть мы не установили прямой, конкретной связи между комплексом лечебных свойств трав приозерья и самого озера, но вера в это у нас осталась. А когда есть вера, то будет и прок. Надеемся, что частичку этой веры, страсти к познанию и путешествиям, сведений об еще одном интересном месте, мы смогли донести до Вас — осиливших этот отчет.


Дром

Комментарии

  
ТАЙШЕТ
Сообщений: 264
Красивые места!Сами были в этом году там ,в конце июня!В очереди стояли по 30 мин. туда и обратно.По основной дороге ехать было не возможно,ехали по полям.
ЛАДА ВЕСТА
13
1
Ответить
  
Омск
Сообщений: 466
Шара-Нур как изменилось с тех пор как мы там были(( совсем скоро исчезнет....
Было такое в 2007 году
Иногда хочется сказать так много и честно, что понимаешь, лучше промолчать))!!!
13
1
Ответить
   
Омск
Сообщений: 572
Отличная поездка 5+
Лучшие-легендарные тачки мира - BMW и SUBARU
Не согласятся только дилетанты)
Мой отзыв: Honda City 1987
6
1
Ответить
     
Углегорск
Сообщений: 3431
молодцы
5
 
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 5150
Очень интересная поездка у вас получилась :) Ваш прошлый отчет лег в основу нашей поездки на озеро Хубсугул в мае этого года. Поездка удалась, вам еще раз большое спасибо :)
Гадок и ужасен каждый кто не я. Такова система ценностей моя
9
 
Ответить
     
Кимберлитогорск
Сообщений: 286260
Здорово съездили.
кто пятнице рад - тот за неделю пьянь
5
1
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 5446
Молодцы!
огромное удовольствие почитать об отдыхе людей, чьи интересы шире унылого/разнузданного бухания на природе и испытания возможностей автомобиля.

Лично мне очень интересен ботанический аспект вашего путешествия. спасибо!

Автор, у Вас есть идеи относиттельно ели возведения курыканами этих знаменитых стен? интересно ваше мнение.
16
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Молодцы, бабушки и дедушки, и путешествие хорошее и отчет не подкачал.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
10
 
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1184
Необычный формат, интересно.
5
 
Ответить
  
Казань
Сообщений: 258
Спасибо за отчёт.
Завидую людям, которые могут не только в путешествие съездить, но и ладно рассказать еще об этом.
Мой отзыв: Toyota Venza 2013
9
 
Ответить
     
Севастополь
Сообщений: 71
Прекрасное путешествие и интересный отчет. Бум брать пример.
6
1
Ответить
  
Ангарск
Сообщений: 15987
Нравится отдыхать на Ольхоне!
Фото сделано этим летом в том же месте где и у автора :)
Иногда лучше молчать и казаться идиотом,
Чем заговорить и развеять все сомнения.
2
1
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 7
Виктор Ефимович, так держать! Ждем дальнейших описаний!
3
 
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37282
молодцы
2
1
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 52
Отлично, на Байкале мы были, проездом, на Ольхон, очень хочется на недельку. Да, спасибо за расписание паромов, пригодится.
Мой отзыв: Chevrolet Orlando 2011
3
 
Ответить
  
Лен.область.
Сообщений: 9174
Этапять!
1
2
Ответить
  
Сообщений: 480
VLADIMIR ROS:
Красивые места!Сами были в этом году там ,в конце июня!В очереди стояли по 30 мин. туда и обратно.По основной дороге ехать было не возможно,ехали по полям.
А тебя разве не информировали на въезде на Ольхон. Чтобы не ездили по полям и не разрушали слой почвы который там и так с трудом сохраняется. Если все туристы будут прокладывать свои дороги то остров в таком виде не увидят ни твои ни мои дети.Дорога плохая спору нет, но никто и не обещал автомагистраль...Беречь свой зад и подвеску авто и уродовать почву....!?
альфа строй климат. рф
Тойота Дюна (грузовой)
БМВ Х3 (дизель)
9
4
Ответить
  
Пермь
Сообщений: 373
Красота! Путешественникам Пятерка!
Хороший внешний вид,не гарантирует примерное поведение.
2
1
Ответить
  
Томск
Сообщений: 436
Очень позитивно!!! Молодцы!
2
 
Ответить
 
автор
Иркутск
Сообщений: 130
Natusik_s:
Шара-Нур как изменилось с тех пор как мы там были(( совсем скоро исчезнет....
Было такое в 2007 году
Да, это так. Сравнивая Ваш снимок с фото, где Настя снята с бабушкой Верой, видно, что зеркало озера уменьшилось почти в два раза. Купаться там сейчас нельзя - одна грязь. Ей только намазываться можно.
3
 
Ответить
     
Ангарск
Сообщений: 2298
denis27-77:
А тебя разве не информировали на въезде на Ольхон. Чтобы не ездили по полям и не разрушали слой почвы который там и так с трудом сохраняется. Если все туристы будут прокладывать свои дороги то остров в таком виде не увидят ни твои ни мои дети.Дорога плохая спору нет, но никто и не обещал автомагистраль...Беречь свой зад и подвеску авто и уродовать почву....!?
А он на броне, ему пофиг, как и еще десяти процентам "туристов" примерно!(
Бермудский треугольник....
4
4
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Молодцы!
1
1
Ответить
  
Омск
Сообщений: 466
Michik.o:
Да, это так. Сравнивая Ваш снимок с фото, где Настя снята с бабушкой Верой, видно, что зеркало озера уменьшилось почти в два раза. Купаться там сейчас нельзя - одна грязь. Ей только намазываться можно.
Мы вобщем то тоже не купались, в воду пытались наши новые знакомые зайти, но там же лечебная грязь))
Мы развлекались эхом, там эхо прикольное))
И запах!!! Там на против озера в бору стояли лавочки со столами, не знаю есть ли сейчас, так вот я туда подошла а там лепота!!!!
Это озеро мы увидели когда поехали на другой берег Ольхона в падь Ташкиней, остановились, погуляли.
Места не забываемые!!!
Иногда хочется сказать так много и честно, что понимаешь, лучше промолчать))!!!
2
1
Ответить
 
автор
Иркутск
Сообщений: 130
yura257:
Очень интересная поездка у вас получилась :) Ваш прошлый отчет лег в основу нашей поездки на озеро Хубсугул в мае этого года. Поездка удалась, вам еще раз большое спасибо :)
Я рад, что без сверхдальних поездок и значительных затрат Вам удалось увидеть остатки девственной природы и самобытной человеческой культуры. И вдвойне рад, что смог. хоть в малой мере. поспособствовать этому. Видимо потому так и любим многими раздел "Автопутешествия" Drom.
4
 
Ответить
    
Сообщений: 38701
Отличная поездка!
2
 
Ответить
    
Сообщений: 38701
Balansir:
Спасибо за отчёт.
Завидую людям, которые могут не только в путешествие съездить, но и ладно рассказать еще об этом.
+++++++++++++++++++++++
1
 
Ответить
 
автор
Иркутск
Сообщений: 130
noname38:
Молодцы!
огромное удовольствие почитать об отдыхе людей, чьи интересы шире унылого/разнузданного бухания на природе и испытания возможностей автомобиля.
Лично мне очень интересен ботанический аспект вашего путешествия. спасибо!
Автор, у Вас есть идеи относиттельно ели возведения курыканами этих знаменитых стен? интересно ваше мнение.
Высказываний местных жителей на данную тему мне слышать не доводилось. Курыкане, как этническая группа исчезли, а буряты письменной, да и устной то же, истории о них не имеют, потому остаются только догадки и предположения ученых. Они же об этом говорят двояко: то ли это защитные сооружения, использовавшиеся при межродовых столкновениях, то ли ограждение священных мест, связанных с местными богами и захоронениями предков.
1
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4561
Отлично прокатились,молодцы.
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
1
 
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1302
Здорово! Молодцы!
 
 
Ответить
  
Мухтуья
Сообщений: 271
Когда вы умрете (ваше поколение) кто так писать будет.
 
 
Ответить
   
Новосиб-Сити
Сообщений: 775
Подскажите как обстоят дела с посещением заповедника на острове Ольхон. Написано на их сайте что нужно платить за посещение, палатку и авто.
А в СМИ пишут что отменили это постановление.
Кому верить? Вы когда ездили - оплачивали данные услуги?
1
 
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 913
Отличная поездка, внучке повезло, столько бабушек)))
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Классные места.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
 
Сообщений: 236
Хорошая поездка.5+
Мой отзыв: Toyota Avensis 1999
 
 
Ответить
Воркута-столица мира / Черемхово
На предпоследней фотографии не бухта "Базарная", а вид на Куркутский залив, где расположена турбаза "Чайка".
 
 
Ответить
 
автор
Иркутск
Сообщений: 130
Здравствуйте дорогие мои читатели - любители приключений и путешествий по родному краю. Я говорю именно о таких, ценящих и понимающих красоты земли, где вы родились и живете. Я давно не появлялся на этом сайте и думал, что все уже забылось. Ан нет. Перечитал и вновь будто пахнуло на меня жарким полынно-чабрецовым ветром Ольхона. Аж в носу засвербело! На острове небыл с момента написания отчета, а потому про платежи не знаю. Согласен с Натальей Титаренко, что на фото запечатлен Куркутский залив. Они с Базаркой находятся рядом, а потому часто путаются. В этом году мы всем составом побывали на озере Котокель, в Турке и Горячинске. Если кому то интересно то можете посмотреть мой краткий фотоотчет в Одноклассниках на фамилии Мисник Виктор. Там фотоальбом в свободном доступе "Поездка на озеро Котакель..." Ну. вот и все. Благодарю всех читавших за проявленную активность.
 
 
Ответить
    
Улан-Удэ
Сообщений: 54
травами увлекаетесь?
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром