Кострома — Судиславль — Галич — Чухлома — Солигалич на ноябрьских выходных

15.01.2015 | 11917 просмотров

Архангельск — Кострома

Завидую москвичам: 2-3 часа дороги — и можно уехать не то, что в другой город — в другой регион! А нам, жителям Архангельска, нужно закладывать один световой день только для достижения соседних областей. Поездка в Кострому показалась мне наиболее приемлемым вариантом времяпрепровождения ноябрьских праздников. Сначала сомневалась, не уйдут ли почти все выходные на дорогу, но времени хватило. Этот город я уже посещала несколько лет назад, но мимоходом, в темное время суток, и без фотика, поэтому нужно было восполнить пробелы. Кроме того, мы планировали посетить не только областной центр, но и другие города области.

Основная дорога в Кострому ведет по М-8 до Ярославля, там поворот — и еще 80 км. Но у GPS-навигатора оказался свой взгляд на путешествие, и он выбрал другой путь, более заковыристый, но и более интересный. В с. Пречистое Ярославской области повернули с М-8 налево, на трассу Р99. Там, оказывается, тоже есть дорога на Кострому, и она на 40 км короче — вот почему Навитэл пошел своим путем. От Пречистого через 20 км — городок ЛюбИм.

Еще через 80 км — город Буй, второй по величине в Костромской области. По пути встречаются заброшенные церкви и отворотка на деревню Красный Слон.

Дорога — асфальт не очень хорошего качества, с заплатами и неровностями, но ехать 100-120 можно. От Буя до Костромы (100 км) нормальный асфальт. Буй содержит многоэтажки, но в центре старинный, с мостов открываются красивые виды на реки Кострому и Вексу, дома и церкви.

В нескольких км от города есть оригинальная достопримечательность — недостроенная заброшенная Костромская АЭС. Строительство было прекращено после аварии на ЧАЭС. Тем, кто интересуется индустриальными объектами, наверное, будет интересно посмотреть. Мы туда, к сожалению, не попали — и вначале, и по пути домой в Буй мы приезжали уже в темноте.

Еще 40 км — и въезжаем в другое примечательное место, пос. Сусанино. Главная достопримечательность поселка — вовсе не Сусанин, а Воскресенская церковь XVII в. на набережной р. Воложницы, которую в 1871 г. изобразил А. Саврасов на картине «Грачи прилетели». Сейчас в церкви — музей Сусанина. Сусанино мы тоже не посмотрели по причине темного времени суток, увы. Объездная проходит по окраине поселка.

Около 18 часов мы въехали в Кострому, и в предвкушении отдыха стали прозванивать ночлежки по объявлениям в интернете. Заранее места не бронировали. После нескольких безрезультатных звонков мы поняли, что сделали большую глупость — поехали в один из главных городов «Золотого Кольца», расположенный рядом с Москвой, в праздники, и не забронировали гостиницу! В бесплодных попытках снять хоть что-нибудь на двое суток прошло два часа. Бесполезно. И квартиры посуточно, и хостелы, и гостиницы, в т.ч. дорогие — до 4 ноября занято ВСЁ!! Решили искать жилье за пределами Костромы, и удача наконец-то улыбнулась. В гостинице г. Волгореченск оказалось два свободных места. Мы взяли за 1600 на двоих что-то типа люкса — душ и туалет в номере, за чайник отдельная доплата 50 р. Волгореченск расположен на трассе А113, по дороге на Иваново, почти в 40 км от облцентра (до Иваново немногим дальше). Ну что ж, выбирать не приходится. Трасса переходит в центральную магистраль Волгореченска, ул. 50-летия ВЛКСМ.

Гостиница оказалась типично советская, но жить можно. На парковке возле гостиницы можно было проследить географию посетителей области: в основном Москва, Ярославль и Иваново, а также все окрестные регионы — Владимир, Тверь, Нижний, Киров, и даже Архангельск. Из нашего номера на верхнем, 4-м этаже открывается вид на центральную площадь города и градообразующие объекты — трубный завод и ГРЭС. Никаких древностей в Волгореченске нет. Маленький промышленный город (менее 20 тыс. чел), застроен типовыми многоэтажными домами. На фоне ГРЭС интересно смотрится Тихоновская церковь.

Следующий день целиком посветили Костроме. Утро порадовало ярким солнцем, но позднее погода испортилась. Прогулку начали с главной городской площади — Сусанина. Площадь ознаменована тремя памятниками: собственно Сусанину, Ю. Долгорукому, и непременному Ильичу.

Самый интересный объект площади — памятник эпохи классицизма, жёлтая пожарная каланча, в здании которой до 2005 г. размещались подразделения местного МЧС, а теперь действует пожарно-техническая выставка (70 руб.). Напротив каланчи — парк со скамеечками и фонарями.

По периметру площади расположены желто-белые здания XVIII-XIX в.: дом Борщова, гауптвахта, здание городской думы, особняк Казаринова (на Советской), торговые ряды, которые используются по назначению — внутри рынок, на подмостках продают советские артефакты, значки, старые книги, коллекции монет, посуду, иконы.

От площади можно спуститься к Волге по ул. Молочная Гора (спуск начинается от Московской заставы напротив Сусанина), выйти на насыпь, оставшуюся от древних укреплений, к беседке Островского, откуда открывается красивый вид. Рядом с беседкой — скамья примирения.

Это был центр старинный, есть в Костроме и другой центр, новый — Октябрьская площадь. Там — универмаг «Кострома», многочисленные остановки общественного транспорта, магазины, рестораны, центральный телеграф. От Сусанинской до Октябрьской площади можно дойти по центральной ул. Советской, фотографируя по пути старинные дома.

От Сусанинской площади мы пешком добрались до главной достопримечательности Костромы — Ипатьевского монастыря. Сперва прошли по ул. Симановского, одной из красивейших городских улиц. На ней из всех прочих выделяется двухэтажное деревянное здание зеленого цвета с ажурной резьбой — дом купца Сапожникова, XIX в. Потом на пути встретится действующий Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь

Чтобы попасть в Ипатьевский монастырь, нужно перейти мост через р. Кострому, приток Волги. На берегу есть обзорные площадки, но самые красивые виды на монастырь и окрестности (с одной стороны, с другой — завод и лодочная станция) открываются с моста. Поэтому лучше запастись терпением и пойти пешком, чем ехать на транспорте. Отличные фото могут получиться при въезде с Заволжья в старую часть Костромы. Жаль, но пешком на Волжский, главный костромской мост, мы так и не дошли, а из окна машины сделать нормальные кадры нереально.

Ипатьевский монастырь буквально оккупирован торговцами, продающими фирменный костромской лён (магазинов с льняными изделиями полно по всему городу), магнитики и прочую сувенирку, зачем-то самовары, иконы. Вход в «колыбель дома Романовых», основанную в XIII в., платный — взрослым 170 руб.

Окрестностям монастыря тоже стоит уделить внимание: на живописных улочках прячутся дома с резными наличниками, церкви и часовни, а также Костромская слобода — музей деревянного зодчества. Единственный экспонат, который удалось увидеть, была церковь Собора Богородицы 1552 г.п. из Галичского района. Территория музея была закрыта. Взрослый билет — 90, фото/видеосъемка — 50 руб. Летом музей открыт до 21 часа, зимой до 20:00.

Многочасовая ходьба по городу, да еще и на морозе, не прошла бесследно, и обратно мы поехали на маршрутке. Остановка находится рядом с монастырем. Проезд 15 руб., народу почти нет. Да и вообще, в городе, несмотря на огромное количество приезжих, было достаточно просторно, в т.ч. и на дорогах. Никаких сложностей в парковке, в отличие, например, от Краснодара, где оставить машину днем в центре нереально.

В костромских магазинах:

В Костроме бросается в глаза большое количество столовых/кафе/пиццерий/ресторанов, их процент больше, чем в любом другом областном центре. Не могли не зайти и в кафе «Рога и Копыта», в интерьере которого воссозданы персонажи, атрибутика и мемы произведений Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок». Народу очень много, свободных мест может не быть. Пироженки и блины ничего так. Цены немаленькие, обслуживание тоже довольно долгое. Ожидание скрашивает шустрый WiFi. Запасайтесь деньгами и временем.

Кострому в последнее время усиленно раскручивают в качестве родины Снегурочки. Рядом с Волжским мостом и центральной улицей Советской есть терем Снегурочки (ул. Лагерная, 38, с 9 до 18:00), но до него мы не добрались. Как и до резиденции Деда Мороза в Великом Устюге, хотя были там не раз. На пр. Мира, 9 — областной государственный драматический театр им. А.Н. Островского, чья пьеса «Снегурочка» послужила созданию в Костроме одноимённого брэнда.

Судиславль — Галич — Чухлома — Солигалич

Интерес в поездке для меня представляла не столько сама Кострома, сколько маленькие города Костромской области. Безумно люблю старинные маленькие городки, но не прилизанные и избалованные туристами, типа Суздаля, а «настоящие», для которых эти достопримечательности — не приманка для туристов, а часть повседневной жизни. Для осмотра таких городов как нельзя лучше подходит трасса Р100, ведущая от Костромы до поселка Солигалич, которую можно при наличии собственного авто «окучить» за один день.

Дорога протяженностью около 200 км содержит несколько мест, куда стоит заехать. Начинаем с поселка Судиславль, где также находится развилка дорог на Кировскую и Нижегородскую области. От города-крепости, а затем крупного торгового города, основанного в 1360 г., Судиславль прошел путь до поселка городского типа. Времени на его осмотр нужно немного: въезжаем в поселок и вскоре оказываемся на главной площади, тут можно погулять. Еще при въезде на холме заметна Успенская церковь XIX в. Этот холм — не что иное, как напоминание о былом оборонном значении Судиславля. Сейчас же это хорошая смотровая площадка, куда можно подняться по каменной лестнице и обозреть центр поселка. Площадь очень просторная, с неизменным Лениным и старинными каменными зданиями. Под холмом — пекарня и кафе. В поселке много ветхих домов, многие из которых, даже каменные, находятся под угрозой обрушения. Асфальт убитый.

Следующая остановка — Галич. Это, по сравнению с соседями, настоящий мегаполис — целых 20 тыс. жителей. Центр города, как почти во всех старинных населенных пунктах Костромской области, представляет собой обширную площадь с Лениным и торговыми рядами, использующимися по назначению.

В старинном желтом здании с надписью «Ресторан Галич» кроется дешевая столовка.

Городок холмистый, по нему приятно гулять. Галич стоит на огромном Галичском озере. В городе есть ж/д вокзал. Выезжая из Галича на Чухлому, едем по набережной, мимо промзон и автотракторного завода (здесь выпускаются известные на всю страну автокраны «Галичанин»).

При заезде в Галич со стороны Костромы будет указатель на Паисиев монастырь XIV в., он находится на окраине города. Внутрь попасть не удалось, ворота были закрыты. Фотосъемка, судя по табличке у входа, запрещена.

Далее движемся к пос. Чухлома, что на берегу Чухломского озера, к которому очень красиво спускаются крутые улицы. Первый непрочный лед уже оккупировали рыбаки и ребятишки. На противоположном берегу озера блестит голубыми куполами Авраамиево-Городецкий монастырь XIV в. По пути в Солигалич не миновать деревни Ножкино, в которой и расположен монастырь, он хорошо виден с дороги.

В центре Чухломы — Ильич посреди огромного пустыря, голубая Успенская церковь, памятный камень к 600-летию города, памятник участникам ВОВ. На ул. Свободы — деревянный домик с оригинальными разноцветными резными украшениями.

Последняя точка сегодняшнего долгого дня — Солигалич, до него от Чухломы еще почти 50 км. Этот городок с шеститысячным населением понравился мне, пожалуй, больше всех. С трассы по прямой попадаем в центр. Не доезжая площади, на центральной улице стоит двухэтажный деревянный дом, который ничем не отличался бы от таких же типовых, если бы не густая резьба, покрывающая все его стены, словно плющ.

На площади самый большой интерес представляют деревянные торговые ряды — памятник архитектуры XIX в., к сожалению, изрядно покосившийся.

На площади с противоположной стороны от торговых рядов — здание Крестовоздвиженской церкви без куполов и колокольни, в котором уже сложно опознать его первоначальную сущность. Здание переделано в советские годы под кинотеатр и сейчас завешано разнообразными афишами о предстоящих фильмах и продаже молока.

Поднявшись на мостик через р. Кострому мимо Преображенской и Николаевской церквей (последняя — без купола), можно поснимать стоящие на берегу дома и храмы.

В городе есть памятник известному уроженцу Солигалича — исследователю Дальнего Востока Геннадию Невельскому.

Происхождение названия города связано с соляным промыслом. Сейчас промышленность района представлена известковым комбинатом. Кроме того, Солигалич является бальнеогрязевым курортом.

В Костроме, на Сусанинской площади в палатках с сувенирами (а может быть, и в магазинах) можно купить за 60 руб. баночку черной соли — местный эксклюзив! Ее, конечно, не сразу черной добывают, а достигают такой кондиции, пережигая соль в ржаной муке по старинному костромскому рецепту. Утверждается, что так соль превращается из «белой смерти» в полезный продукт.

После Солигалича дорога идет еще несколько км, после чего заканчивается. Впрочем, есть экстремальный способ уехать на Вологодчину, на Сухонский тракт, через дер. Кузёмино, комбинируя автомобильный и водный транспорт и прогулку пешком или на велосипеде.

Мы же, уже в сумерках, выдвинулись в сторону Архангельска. Заезжать в Кострому не пришлось. Немного не доезжая Галича, вправо уходит дорога на Буй. Вопреки опасениям, что дорога будет буёвой, из почти 80 км преимущественно — новый асфальт, только последние 18 км грунтовка. Проехав через центр Буя, выезжаем на Любимскую трассу, которая нам уже знакома. Вот такие насыщенные получились праздники!

Непередаваемые ощущения когда смотришь на эти просторы...все такое настоящее, душевное и все это НАШЕ...

Предвижу рост по России путешествий в этом году я. (С) Йода
то шоу жен, то шоу лу

Я в Костроме родился....
Огромное спасибо за Ваш рассказ и фото. Увидел знакомые и родные места в шаге от своего отчего дома.

Грамазека:
Уныло, серо, ободрано, обшарпано - увы, это Россия.
Всё это так, и в этом мы....

Плато Путорана
Такие отчеты о путешествии, однозначно, подстегивают самому сорваться и поехать по своей стране.. Посмотреть, так сказать.. Спасибо! Фото отличные.
У вас есть право прожить свою жизнь согласно собственному пониманию.

Спасибо за добрые слова о нашем небогатом регионе. С утра заряд позитива получил на весь день. Фото отличные, некоторые места впервые вижу. Только, это всё-таки автомобильный
форум, а про свой автомобиль ни слова. Надо дополнить.
Когда перевыборы модератора грузовой ветки???
Jam-34
Кострома
Даже для костромича выглядит уныло))) На самом деле все не так плохо для города таких размеров, в представленных фото в основном историческая часть города. Жаль в музей деревянного зодчества не попали, очень красиво. Костромская область - да, унылая и ободранная, но это и есть Россия. Можно было заехать в Нерехту, там тоже есть, что посмотреть.

Павел
Очень, хороший отзыв, составил на карте маршрут, возможно весной двинемся по этому же маршруту.

Жуковский
Надо ехать.

Ln1

Москва-Комсомольск/А

Северодвинск
Приветствую земляков!!!Хороший отзыв.С удовольствием почитал. Частенько езжу маршрутом.Северодвинск-Вологда -Антропово(Галичиский район)-Кострома. Там живут родственники. Раньше старались попадать через Ярославль,так как дорога через Любим-Буй имела ужасный участок грунтовки межу Буем и Галичем. Это было что-то!!! особенно в распутье.Разбито напрочь.Теперь же дорожку наладили более-менее.
Мой отзыв: Лада Гранта 2013

Хороший отчёт,интересные фото...

Ирк. и обл.
Не смотря на унылый вид картины русской глубинки просто завораживают, оставляя в душе двоякие чувства: уныния с одной стороны и какой-то светлой надежды на возрождение нашей великой России. И конечно же хочется прыгнуть в авто и посетить эти места и многие другие. Очень хорошее путешествие и повествование!

Отличный маршрут! Собирался как раз в сторону Костромы этим летом, но в связи с планируемым пополнением семейства придется пересмотреть планы.

Да, хорошо там, спокойно.... Дороги правда наверно самые плохие в регионе...
был там в октябре 2014
Хорошо быть пацифистом !

Я ошибся немного с фото, там Пермский край, вот костромская...
Хорошо быть пацифистом !

хороший рассказ

Навеяло что-то - http://music.yandex.ru/album/4... Кострома Mon Amur!

Надо было еще на 70 км. продвинутся на юго-восток и ... посетили бы н.п. Щелыково (ехать до Островского и за ним повернуть направо около 40 км., дорога лесом, новый асфальт), где жил А.Н. Островский. Он рядом тут и похоронен - в соседней деревеньке ... А так молодцы - аж с Архангельска!

Спасибо!Исторические места!!!Фотографии замечательные!!!

Грамазека:
Уныло, серо, ободрано, обшарпано - увы, это Россия.
Автор смог разглядеть среди необустроенности и красивые фасады и красивые пейзажи, легче конечно "открыточными" европейскими городками любоваться, но никто не мешает привести свои города в такой же "лубочный" вид...
Ницшеброд

Ххорошая поездка по глубинке

Живя в мегаполисе не всегда осознаёшь, что есть другая Россия, которую мы наверное потеряли...

Ездил по Вашему маршруту в марте 14 года, только, к сожалению, не доехал до Солигалича. Очень понравились Галич и Чухлома, кстати в торговых рядах Галича купил очень вкусную копченую рыбу.

А мне тоже понравилось, это наша Родина, и какой ей быть, зависит и от нас с вами. Сам люблю такие поездки.

Каждое лето езжу в Солигалич, проезжая Пречистое, Любим, Буй, Чухлому. Хорошие там места, но дороги ужасные, и делать их никто не собирается...До Пречистого идёт отличная трасса, а вот потом ужас ужасный, особенно от Буя до пересечения с трассой, которая ведёт на Солигалич, там есть грунтовый участок дороги, вроде небольшой, но застрять там можно конкретно. И самое печальное, что никогда его не сделают, никогда.
MARK II GX-81, 1G-GE, 1990 г.
CHASER GX-100, 1G BEAMS,tourer, 1998 г.

Курск
Круто!!! Прочитал про родной город и как дома побывал. Спасибо! Кроме тихого отдыха можно и по клубам походить каторых в последние пару лет открылось не мало. Причём не плохого уровня.

Хорошее путешествие! Молодцы! Были в тех краях 6 лет назад, вроде всё такое же, ничего не изменилось. А мне вот сейчас интересен ваш край, Поморье, тоже есть очень много интересного. Мечтаю скоро побывать.

Северодвинск
Free_For_All:
Да вроде взялись.Ездил в сентябре 2014.Ремонт этого участка идёт.

Дмитровский район
мухрсанск забыли, там тоже есть церквушки-пивнушки, а по сути -то есть что-то интересное

андрей@север:
Да вроде взялись.Ездил в сентябре 2014.Ремонт этого участка идёт.
Летом поеду-посмотрю)) Хорошо бы, если б сделали)
MARK II GX-81, 1G-GE, 1990 г.
CHASER GX-100, 1G BEAMS,tourer, 1998 г.

Архангельск
Ln1:
Завидую тем, кто живет недалеко от Москвы: 8-10 часов дороги — и можно уехать не то, что в другой регион — в другую страну! А нам, жителям Комсомольска-на-Амуре (и еще многих разных опупенных городов) нужно закладывать губу для посещения этих дивных мест. Хотя глядя на эти фотки в основном тоска прошибает. То, что Вы показали в основном просто доживает кое-как, а где-то уже и дожило...
Ну да, по сравнению с дальним востоком мы, считай, в центре живем:)

Архангельск
MicKK44:
форум, а про свой автомобиль ни слова. Надо дополнить.
Citroen C Crosser, как всегда молодец)

спасибо за отчет, да за родные всё места
все детство, юность да и сейчас, провожу в тех местах (бабушки дедушки родственники)

зря обошли Сусанино стороной, не доезжая поселка (как раз по буйской трассе), есть деревня Домнино, где имеется живописное место, с памятником-камнем Ивану Сусанину, на горе, с видом на "те самые" болота.
даже можно спустится (оборудована тропка, выложена бревнышками) в болота, там же расположена беседка и родник

еще в самом Сусанине замечательный сыр-завод, отличные сыры по приемлимым ценам
ну и свои молочные продукты (масла сметаны)
находится прямо на въезде слева, если двигаться от Буя, за автостанцией
туда даже экскурсионные автобусы подвозят ))

за отчет 5

сам памятник

тропа

..."Завидую москвичам: 2-3 часа дороги — и можно уехать не то, что в другой город — в другой регион! " Завидовать то нечему--2-3 часа ,что бы выехать за МКАД в пятницу, ну а потом да-- 3 часа и другой регион. :)

тверь
Родные места.Раньше там всё дышало жизнью.помню по детским поездкам к бабушке,каждый угол был ухожен и обработан.Сейчас превратился в депрессивный регион.живущий вырубкой леса и бюджетниками,молодёжь сваливает в областной центр и в другие регионы.
Мой отзыв: Nissan Wingroad 2003

Кострома
Хорошо у нас!!, но дороги плохие...

Евгения
Пока Европа развивала культуру, науку и экономику, мы церквушки строили.

Классный отчет. Не знаем мы еще Россию, к сожалению.