Путешествие по Прибалтике на майских. Эстония, Латвия, Литва

27.06.2014 | 25711 просмотров

Эстония

Никогда не понимала разговоров о вреде затяжных праздников — мол, граждане за время вынужденного безделья объедаются и перепиваются, и потом еще уйма времени уходит на то, чтобы после таких каникул привести себя в норму. Вопросов, на что потратить свободное время, у меня не возникает никогда. Если есть хотя бы несколько дней, нужно путешествовать! Даже для тупикового Архангельска это возможно, что уж говорить о жителях центральных областей, где куча достопримечательностей в шаговой доступности. Майские праздники-2014 мы решили посвятить Прибалтике. По площади все три прибалтийские страны занимают 170 кв. км, что в 3,5 раза меньше территории Архангельской области, поэтому мы были в полной уверенности, что изучим эти страны вдоль и поперек.

На поездку в совокупности у нас было 12 дней, включая отгулы. Для попадания в Прибалтику необходимо оформить Шенгенскую визу, мы делали эстонскую. Две визы с учетом услуг «Пони Экспресс», обошлись примерно в 7 тыс. руб., срок — около 2 недель с доставкой. Проблем с получением не было. Путешествовали мы на своем автомобиле, поэтому перед границей в Ивангороде Ленинградской области оформили Green Card. От Питера, где мы ночевали, до Ивангорода — около 160 км.

Русско-эстонскую границу перешли очень быстро, но не без неприятностей. Игорь забыл убрать с глаз долой антирадар, который не ускользнул от меткого взгляда эстонского пограничника. «Это видеорегистратор!» — зачем-то соврал Игорь. «Сейчас проверю, что это за регистратор у вас такой», — предвкушая экзекуцию, сказал эстонец. В итоге от прибора пришлось избавиться варварским способом — пограничник не разрешил просто оставить его или выбросить в урну, а заставил разбить об асфальт. Радар-детекторы строго запрещены в Европе, поэтому лучше не рисковать — можно нарваться на штрафы, не важно, будете вы им пользоваться в дороге или нет. «А штрафы у нас большие! — предостерег эстонец. — Привыкайте к эстонским законам!». Впрочем, не особо мы и расстроились — антирадар уже устарел, многие диапазоны, в том числе «стрелку», не перекрывал. Даже 3 года назад в Средней Азии не ловил некоторые частоты. Там, кстати, на него внимания не обращали, хотя азиатские гаишники склонны привязываться к любому пустяку, вплоть до затонированных задних стекол.

Погранпереход Ивангород — Нарва сам по себе является достопримечательностью: в обоих городках есть крепости, стоящие друг напротив друга по разным берегам реки Нарва.

В Нарве забрались на смотровую площадку у крепости, оттуда хороший вид на оба фортификационных сооружения. Полазив по крепости, поехали в Таллинн. Особо на прибалтийских трассах не разгонишься — автострад практически нет, за исключением, пожалуй, трассы Рига — Юрмала, дороги в основном двухполосные, проходящие через населенные пункты. В Эстонии, Латвии и Литве разрешенная скорость в населенных пунктах — 50 км/ч, вне населенных пунктов — 90, на трассах — 110. Средняя скорость — 70 км/ч. В путешествиях я обращаю внимание на марки машин. Так вот, во всех трех прибалтийских странах в глаза бросилось огромное количество «Alfa Romeo».

Гонять не стоит — повсюду видеонаблюдение. В Эстонии особенно много видеокамер на дорогах. Что касается стиля вождения, эстонские водители наиболее аккуратные и спокойные. В отличие от Латвии и Литвы, здесь мы ни разу не встречали засады гаишников на дорогах. Эстонские деревушки совсем не похожи на наши. Дома в основном каменные. Во дворах часто стоят непонятные кирпичные конусообразные конструкции, похожие на башни — что там у них, амбар?

По пути между Нарвой и Таллинном находится поселок Синимяэ, известный своим мемориалом, посвященным погибшим СС-овцам. Мы безуспешно искали его, сворачивая с основной трассы на второстепенные дороги, и таки нашли мемориал, но, судя по всему, другой, в черте поселка. Музей рядом с мемориалом был закрыт. Людей на улицах не было из-за проливного дождя, поэтому спросить о мемориале было не у кого. По причине выходного не попали мы и в музей-шахту в пос. Кохтла-Нымме (это тоже у трассы, только ближе к Таллинну) — там есть настоящая шахта по добыче сланца, превращенная в музей. Судя по описанию на официальном сайте http://kaevanduspark.ee/, место крайне интересное.

В Таллинне поселились в хостеле Таллиннской школы обслуживания Teko неподалеку от автовокзала. По сути — это общежитие, жилые комнаты на 1-м этаже. Двухместный номер — 32 евро. Есть кухня, комната отдыха с библиотекой и телеком, вай-фай, душ и туалет на этаже, во дворе парковка для клиентов. До Старого города, как и до делового центра, можно дойти пешком. В принципе, тут все в пешей доступности — к центру примыкает морской порт, авто- и ж/д вокзалы.

Благодаря наличию кухни мы готовили в хостеле. Что касается продуктовых магазинов, во всей Прибалтике распространены сетевые магазины Rimi, Iki, Maxima. В некоторых магазинах можно расплатиться без участия продавца, очень необычно.

В магазинах — огромный выбор рыбных консервов, сыра, хлеба местного производства. Очень достойная молочная продукция, особенно йогурты (большой стакан — около 1 евро). Есть даже йогурт с хлебом! Обычно этикетки на прибалтийских продуктах пишутся на трех языках — эстонском, литовском и латышском, иногда добавляется и русский. Из местных алкогольных напитков заметила бальзам Vana Tallinn, разнокалиберные сорта пива, сидра. Много польских продуктов. Во всех магазинах и кафе, где мы были, расплатиться можно было банковской картой. Уличных обменников в Таллинне меньше, чем в других двух столицах.

Погода делала все возможное, чтобы сорвать наши туристические планы — холод стоял собачий. Нас поливало дождем, побило градом, присыпало снегом… Здешняя погода очень изменчива — без куртки, защищающей от ветра и дождя, теплого свитера и головного убора в Прибалтике делать нечего, даже в теплое время года. Хорошо, что я взяла еще и перчатки — т.к. фотографирую, руки в карманы не спрячешь. Желательно иметь чехол-дождевик для техники, чтобы не прятать в рюкзак или под куртку.

В столице порадовала пешеходная инфраструктура — пешеходные переходы сделаны на возвышенности и, как правило, вымощены плиткой, есть островки безопасности, обустроены велосипедные дорожки, есть городские велопрокаты, велостоянки. В общем, гулять по городу не страшно. Значительная часть переходов работает «по кнопочке». Много велосипедистов, инвалидов-колясочников.

Общественный транспорт представлен трамваями, троллейбусами и автобусами. Маршрутных микроавтобусов нет, в отличие, например, от Риги. Полно такси. Метро нет ни в Таллинне, ни в Риге, ни в Вильнюсе. В Прибалтике достаточно чисто, практикуется раздельный сбор мусора. Особенно много таких разноцветных контейнеров в Таллинне.

Еще отчего-то запомнилось — в Прибалтике повсеместно курят. Я была уверена, что в европах и америках с этим строго, большие штрафы за курение в общественных местах. Впрочем, меня это совершенно не напрягает. Из городского устройства обратили на себя внимание красные пожарные гидранты. Странно, почему у нас не могут сделать наружные ПГ? Ведь тогда решится целый ряд проблем — не нужно искать гидрант, откапывать от снега, чистить, убирать припаркованные сверху автомобили.

В Старом городе нужно обязательно забраться на смотровые площадки и поснимать красные черепичные крыши с высоты. На смотровые площадки мы выходили случайно, гуляя по узким средневековым улочкам с кучей ресторанов и сувенирных лавок.

Недалеко от центра, среди улочек с деревянными домами, находится дворец Кадриорг с прилегающим к нему парком — напоминает дворцовые пригороды Петербурга, и не случайно — построен по приказу Петра I. Вход в парк свободный, во дворец — платный (мы не ходили).

Дошли и до морского порта, в котором стоят круизные теплоходы. В здании порта было приятно оказаться после пронизывающего ветра и дождя — там очень тепло, шустрый незапароленный вай-фай, туалет — в общем, все, что нужно для жизни! Добравшись до порта, грех не забраться на городской холл — он находится в пяти минутах ходьбы. Здание с массивными лестницами, построенное к Олимпиаде-80, теперь заброшено и действует лишь как необычная обзорная площадка с видом на море и порт.

Во всех трех прибалтийских странах, как и в Грузии, есть музеи советской оккупации. В Эстонии мы в музей не попали — был понедельник, и музей не работал. Впрочем, особый антураж чувствуется даже вне стен здания — вокруг музея расставлены ржавые металлические чемоданы, видимо, символизирующие скитания осужденных.

Неподалеку от музея оккупации расположен сквер на холме Тынисмяги — место, где до 2007 г. стоял памятник, известный в народе как Бронзовый солдат. От нашего хостела до военного кладбища, где теперь стоит солдат, всего 15 минут пешком (ориентир — автовокзал). Бронзовый солдат, стоящий в тени деревьев, виден сразу же при входе. По-моему, нахождение памятника здесь очень уместно, не вижу в его передислокации никакого оскорбления.

Расположение нашего хостела очень удобно, чтобы добраться пешком до многих центральных достопримечательностей. Но без посещения городских окраин представление о Таллинне было бы неполным. Например, приморский район Пирита, пролегающий на многие километры вдоль морского побережья и упирающийся в телебашню. Захватывает обширные сосновые рощи, где полно отдыхающих — люди катаются на роликах и велосипедах, выгуливают собак (собачников вообще много в Эстонии, это бросается в глаза). Район Вяйке-Йысмяе интересен тем, что дома здесь расположены по кругу, центром которого является пруд.

Старины здесь нет, архитектура современная, очень необычная. Конечно, на этот район интереснее было бы посмотреть сверху. Рядом — музей деревянного зодчества под открытым небом, где собраны образцы архитектуры XVII-XX веков. Подобные музеи есть во всех прибалтийских столицах.

Очень интересен район Нымме (выезд на Пярну). Застройка здесь малоэтажная, в основном деревянная, как старинная, так и современная, которая удачно гармонирует со стариной. Многоквартирные деревянные дома в Таллинне отделены друг от друга кирпичными стенами — брандмауэрами. Выглядит очень круто! Если бы в Архангельске такие делали, наверно, пожары были бы гораздо менее разрушительными. У нас я видела всего одну такую стену.

Район Нымме очень зеленый и немноголюдный, по такому приятно гулять. Обязательно стоит зайти на рынок Нымме, расположенный в старинном деревянном здании и вокруг него. Рынок очень не похож на российские базары — все настолько чисто и аккуратно, что напоминает парк отдыха. Возле здания — фонтан, скамеечки с отдыхающими. Под крышей продают мясную, молочную продукцию, есть кондитерская, где можно выпить кофе с какой-нибудь сладостью. На лотках продают в основном цветы, фрукты и овощи. Мы купили испанской клубники, большая упаковка вышла всего на 70 рублей.

Осмотрев Таллинн, мы поехали в Ригу. Дорога в столицу Латвии большей частью идет вдоль моря. По пути заехали в Пярну, приморский курортный город. Погуляли по пешеходной улочке Рюйтли, посмотрели средневековый центр. Городок очень спокойный, не соответствует представлению о шумных курортных городах. В городе две набережные — морская и набережная реки Пярну.

Изначально планировали посетить некоторые эстонские острова (всего их около полутора тысяч), посмотреть красивую природу и ветряные мельницы. Но для осмотра Сааремаа и Хийумаа нужно было еще как минимум 2 дня, которых у нас не было. Попадание туда возможно на автомобильном пароме либо на самолете.

В центре Таллинна звучит самая разнообразная речь — можно встретить как русских, так и дальних иностранцев. Много азиатских туристических групп. Насчет русского языка — проблем в общении мы не испытали. Многие говорят на чистом русском, некоторые с акцентом, с молоденькой официанткой в Сабвее пришлось изъясняться на смеси русского и английского.

Латвия

Граница Эстонии и Латвии обозначалась заброшенными пограничными будками, заросшими кустарником. А когда-то здесь были очереди… Да здравствует Шенген!

Со сменой стран поменялось и качество дорог — на асфальте появились заплаты и трещины, а поселки больше стали напоминать наши. Если на дорогах Эстонии практически повсеместно новенькие иномарки, в Латвии часто встречаются старые, в том числе и советские машины. В Эстонии и Латвии шла активная подготовка к туристическому сезону. Работники кафе и ресторанов уже вынесли на улицу столы, стулья и навесы, но из-за холодов они пустовали, посетители грелись внутри.

В Риге мы поселились в Старом городе, в хостеле с одноименным названием, польстившись на удобное расположение. К несчастью, на этом преимущества хостела закончились. Дело в том, что гостиница здесь объединена с рок-клубом. Бар, работающий до раннего утра, расположен на первом и втором этажах, жилые комнаты — на третьем. Дверь не предохраняет от громкой музыки и пьяных криков, окна — от звуков сирен и прочих радостей городской жизни. Минимальное число жильцов — 4.

Первые сутки мы провели вдвоем, на следующий же вечер, вернувшись с прогулки, обнаружили соседей — двух парней из Германии. Необходимый атрибут любого хостела — кухня — здесь отсутствует. При заселении нам сказали, что в день бесплатно можно выпить чашку чая или бокал пива (на выбор, как будто эти напитки друг друга заменяют). Потом оказалось, что правило бесплатности действует только утром и днем, до начала концерта (кстати, наше архангельское пиво мне показалось лучше). Можно брать горячий кипяток бесплатно в пивных бокалах, но для этого придется продираться к барной стойке через толпу подвыпивших посетителей.

И, наконец, главный минус для автопутешественника — отсутствие парковки! Здесь, в Европе, они жутко дорогие. Самая дешевая из близлежащих находится в торговом центре Origo — это в 10 минутах хотьбы от хостела. Ориентир — ж/д вокзал и часы-башня с надписью Riga. Помимо паркинга, в ТЦ много кафешек, в т.ч. недорогие, на первом этаже продуктовый магазин. Парковка расположена в подвале и стоит 10 евро/сутки. По местным меркам, это очень дешево, в центре доходит и до 30. Оставлять машину у дорогих отелей не стоит, даже в отсутствие запрещающих знаков — по словам сотрудников нашего хостела, парковка там предназначена только для постояльцев, могут оштрафовать на 50 евро. С парковкой 28 евро за двоих в хостеле превратились в 38. А если приплюсовать наличие соседей, отсутствие кухни и возможности нормально поспать из-за шума, цена такого проживания увеличилась в разы. Кстати, с января 2014 года в стране введен евро, хотя даже в самых свежих путеводителях цены на услуги указаны в латах — самой «тяжелой» европейской валюте.

Если оценивать Oldtown как рок-клуб, а не место ночлега, заведение очень достойное и атмосферное. Чем-то напоминает архангельский клуб «Колесо», только гораздо теснее. Сцены как таковой нет, музыкант выступает рядом с барной стойкой. На следующую ночь там зажигал молодой парень с гитарой, жаль, не спросила, как зовут. Играл и пел отлично! Репертуар — в основном олдскульный. Персонал на ресепшене, обустроенном внутри старого автомобиля, который, в свою очередь, служит барной стойкой, хорошо говорит по-русски. Рига, пожалуй, самая русская столица Прибалтики. Русская речь тут буквально повсюду. Народ в кабаке собирается разношерстный, обстановка демократичная: в углу притулились автостопные рюкзаки с пенками, на подоконнике спит чья-то собака… Люди стоят и сидят, где придется. Раз уж угораздило оказаться в таком месте, решила познакомиться с местной культурной жизнью и пошла вниз, пить пиво и слушать живую музыку. Наконец-то выпала возможность потренировать английский: со мной познакомился симпатичный француз (забыла имя, блин!). «Моя девушка разбила мне сердце. Теперь я хочу забыться», — объяснил он цель своего визита. Как нам потом рассказали сотрудники бара, гостей из «цивильной» Европы очень много, ведь развлечения в Прибалтике стоят дешевле. С французом я умудрились даже разговориться о ситуации на Украине. «Если люди хотят жить в составе России, то почему бы им не присоединиться», — резюмировал француз.

Старый город:

К Старому городу примыкают железнодорожный и автовокзал, а также очень колоритный район под названием Московский форштадт (Маскачка).

Маскачка содержит большое количество старинной архитектуры, однако здания лишены туристического лоска. Много неухоженных, обшарпанных и аварийных домов, на стенах граффити. Издалека заметно светло-коричневое здание Академии наук, похожее на одну из сталинских высоток в Москве. Там есть смотровая площадка, как и в соборе св. Петра — его зеленую башенку хорошо видно из любой точки Старого города. Во всех трех прибалтийских столицах смотровые площадки также оборудованы на телебашнях.

Нет желания платить? Можно прогуляться по центральной улице Бривибас (Свободы) мимо памятника Свободы. Часов с надписью Laima (под этим же названием выпускаются местные сладости) и православного собора — монументального строения в желтых тонах, к отелю Radisson Blu — стеклянная синяя высотка хорошо заметна из центра. Смело проходите мимо ресепшена по указателю на кафе Skyliner, расположенное на 26-м этаже. Туда ведет лифт, который служит специально для обслуживания посетителей кафе и останавливается только на 1 и 26 этаже. Снимать придется через стекло, но вид хороший — и на Старый город, и на деловой центр. Бар начинает работать часов с 15-16.

Рядом, в мрачном здании бывшего американского посольства, находится музей оккупаций. Вход формально свободный, но просят оставить пожертвование. Экспозиция посвящена двум оккупациям — советской и германской, продлившимся в общей сложности с 1940 по 1991 годы. Много фото, выдержек из документов и газет. К сожалению, и документы, и подписи к ним даны только на английском и латвийском языках (за исключением газетных вырезок), и многое потомкам оккупантов было непонятно. К чести сотрудников музея, есть возможность посмотреть небольшие видеофильмы на основе документальных съемок (например, про ГУЛАГ), переведенные в том числе и на русский язык.

Своеобразная достопримечательность Риги — переулок, носящий имя Джохара Дудаева. Сам переулок, расположенный на окраине города, ничего примечательного собой не представляет, застроен типовыми многоквартирными домами.

Будучи в Риге, грех не выделить денек на Юрмалу — культурную столицу Латвии. Переезжаем вантовый мост через Даугаву (Западную Двину) и попадаем в Задвинье, откуда начинается 30-километровая дорога на Юрмалу. От Риги до Юрмалы идет шестиполосная автомагистраль. При въезде в город стоит неприметный деревянный «курятник» — пост ГАИ, сотрудники которого внаглую вымогают деньги. Въезд в Юрмалу с 1 апреля по 30 сентября платный (2 евро за час), пропуск надо оформлять перед этим постом. Связана платная сущность Юрмалы с тем, что в самом городе парковки бесплатные — невиданное дело для Европы. Проблема в том, что указатели об оплате — только на латышском. Гаишник требовал 50 евро штрафа, коих не было, отделались 500 рублями. Он тоже в долгу не остался, вручил рекламный буклетик, в котором Юрмала обозначена как курорт, соответствующий мировым стандартам. Интересно, как такое определение соотносится с отсутствием дорожных указателей на языке международного общения и коррумпированными гаишниками у «ворот»?

Юрмала — вытянутый вдоль моря город с песчаным пляжем и пешеходной зоной, которая буквально утыкана отелями, ресторанами и казино. Вообще, казино — отличительная особенность Латвии и Литвы, в Эстонии их не замечено. Чаще других встречаются игорные заведения под вывеской Olympia. Из-за холода туристов было мало. «В прошлом году жара началась с середины мая и стояла все лето. А обычно разгар сезона здесь — июль-август, тогда население города увеличивается в разы за счет отдыхающих», — рассказал нам таксист. Люди приезжают в Юрмалу не только для отдыха на море, но и с оздоровительными целями — в окрестностях города есть целебные грязи и минеральные источники. В Юрмале стоит осмотреть деревянную архитектуру — улицы тут застроены симпатичными разноцветными домиками, в основном старыми, выглядит очень мило.

Главный городской объект — концертный зал Дзинтари, где выступают многочисленные приезжие звезды. К нашему приезду здание, не слишком впечатляющее снаружи, находилось на ремонте. Аллею звезд фестиваля «Новая волна», расположенную рядом с концертным залом, посмотреть не удалось, закрыта в связи с ремонтом. В Юрмале есть классное место — лесной парк Dzintari, занимающий 13 га в центре города. Это современная детская площадка с искусственным скалодромом, веревочными горами, качелями. В парке проложены деревянные мосточки, по которым можно гонять на роликах и велосипедах, а покрытие игровых площадок выполнено из мягкого асфальта с резиновой крошкой. Из-за ненастной погоды в парке не было ни одного человека, и мы порезвились вволю. В центре парка стоит 40-метровая деревянная башня с решетчатыми стенами и полами, правда, обзор с нее не ахти — видны только верхушки сосен, в которых город буквально утопает, и узкая полоска моря. Вход в парк и башню свободный.

Если от Юрмалы проехать дальше на 40 км, можно посмотреть городок Тукумс, на трассе рядом с которым в 1990 г. разбился Виктор Цой. В честь музыканта у дороги установлен памятник. К Цою решили не ехать — слишком большой крюк, а топливо тут недешевое — в среднем 2 евро/литр.

Гора крестов

По пути к погранпереходу в Советске заехали посмотреть на Гору Крестов. Гора находится в 12 км от г. Шауляй, который проехали транзитом. Если ехать от Шауляя, указатель будет слева, не пропустите надпись Kryziu kalnas на коричневом фоне.

Гора крестов — совершенно уникальное явление: холм буквально усеян крестами разных размеров и видов. Тысячи их! При этом данное место не имеет никакого отношения к кладбищу — кресты ставят «на удачу». Точное время появления городища назвать сложно. Самый старый крест, который мы видели, датируется 1901 годом. Есть и совсем свежие. Уникальную коллекцию дополняют надгробия и фигурки Христа и Девы Марии, и даже позолоченная «Звезда Давида». Размеры крестов самые разные, начиная от крошечных нательных, которые висят гирляндами на более крупных, и украшают ветви деревьев, словно елочные игрушки, заканчивая многометровыми сооружениями. Разнообразие материалов впечатляет: здесь не только традиционное дерево и металл, но и велосипедные цепи, и желтые пластиковые «яйца» от киндер-сюрпризов… Многие распятия ломаются под тяжестью себе подобных. Крестов настолько много, что между ними протоптаны тропинки и установлено освещение. Рядом — платная парковка.

Расстояние между Шауляем и Ригой чуть больше 130 км, так что на Гору крестов можно съездить на пару часов из столицы.

Литва

В Литве нам пришлось три раза переходить российско-литовскую границу, т.к. нужно было заехать в Калининград. Первоначальный вариант попадания в Калининградскую область через Куршскую косу отпал из-за дороговизны автомобильного парома из Клайпеды. Дороги в Литве не лучше, чем в Латвии — узкие и невысокого качества. Многие участки ремонтируются.

Посетив по пути к погранпереходу в Советске «Гору крестов», мы выдвинулись к литовско-российской границе, на которой не простояли и 20 минут. Посетив Куршскую косу и Калининград, мы снова направились к литовской границе, но теперь уже в направлении Вильнюса, к переходу Чернышевское — Кибартай. Ночевать решили за 30 км до границы, в Черняховске, оттуда до Вильнюса чуть более 200 км — копейки по меркам Архангельской области.

Неожиданно обратное попадание в Литву оказалось гораздо сложнее. Наши выпустили быстро, предупредив: впереди очень большая очередь! Возможно, пробка была связана с праздниками — это было 9 мая, в начале второй волны длинных майских выходных. Нет, я могу понять 10-часовое стояние на азербайджано-дагестанской границе, когда все машины проверяют по несколько раз, в том числе с собаками, обыскивают «челноков» с тюками турецкого барахла. Но здесь стояние было абсолютно бездейственным и необъяснимым. Машину практически не осматривали.

Знать бы заранее, взяли бы с собой парочку полных канистр! При оформлении Грин Кард в Ивангороде нам сказали, что помимо полного бака можно ввозить лишь 10 л дешевого российского бензина, и мы наполнили нашу 20-литровую канистру до половины. На деле же никто не интересовался канистрой, стоявшей в багажнике на самом виду. Взяток, как в Средней Азии, не вымогали, таможенную декларацию заполнять не просили, не заставляли бегать с бумажками по разным окошечкам. Чем занимались пограничники те 6 часов, что мы стояли в очереди, непонятно, но наши туристические планы пришлось серьезно подкорректировать. Посещение музея чертей в Каунасе и островного замка в городке Тракай пришлось отложить до лучших времен.

В Вильнюс мы въехали в 10-м часу вечера. Еще часа полтора ушло на поиски места ночлега. Здесь надо отметить, что погода в Литве резко поменялась. Если в Таллинне и Риге было достаточно прохладно, а порой откровенный дубак, то Вильнюс встречал туристический сезон зеленью и летней жарой. Улицы и open-air кафе были полны народу даже ночью. В Литве мы окончательно почувствовали близость лета — если в Архангельске еще не везде растаял снег, тот тут всё буквально утопает в зелени. Природа похожа на соседнюю Белоруссию и Псковскую область. Возле каждого дома — свой персональный аист. Птицы оккупировали не только световые опоры, но и трубы неработающих печей, и водонапорные башни.

После Риги был очень заметен языковой контраст. Отель и несколько хостелов оказались забиты, и мы почти потеряли надежду провести эту ночь в постели. Неожиданно оказалось место в центре молодежного туризма в районе Ужупис, расположенном в старом кирпичном двухэтажном здании. Администратор, женщина средних лет, рассказала, что изначально здание принадлежало богатой еврейской семье, которая впоследствии передала его детскому дому. Нас поселили в дополнительный корпус, расположенный рядом с главным, тоже двухэтажный и каменный. Правда, к такому наплыву туристов его не готовили, а потому не протопили, и в здании стоял собачий холод (отопление к началу мая уже отключают). Нас поселили вдвоем в 4-местный номер, в котором оказалась всего ОДНА розетка. Чтобы принять душ, пришлось бежать в соседнее, основное здание. «Хорошо хоть свет есть», — сказал Игорь, включая в сеть электрический чайник, после чего моментально вырубило пробки, и здание погрузилось во тьму. Неприхотливость хостела компенсировала низкая цена — за двоих попросили всего около 60 лит (это раза в два меньше стандартной).

Литва оказалась единственной прибалтийской страной, которая еще не вошла в Еврозону — тут до сих пор в ходу местная валюта. «В 2015 году и мы перейдем на евро, — недовольно сказала женщина-администратор. — Это все игры политиков, а простые люди, как всегда, останутся в проигрыше. Нельзя избавляться от национальных валют!».

У границы поменять деньги мы не успели, и ночью, засыпая на ходу, были вынуждены срочно искать обменник. Вообще, лучше заранее позаботиться о наличных деньгах, особенно в Литве. Единственный круглосуточно работающий обменник под названием Citadele находится в здании на площади у ж/д вокзала. На привокзальной площади поразило обилие асоциальных элементов — тут и прикорнувшие на лавке бабушки, и развязные девицы, и просто алкаши.

Вообще, Вильнюс заметно грязнее двух других столиц. Центр здесь не так «вылизан», как Рига или Таллинн, прямо у стен Старого города из подворотен несет мочой. Очень много нищих.

В центре стоит подняться на фуникулере (туда-обратно 3 лит, до 21 часа) или пешком на гору Гедимина, с которой открываются классные виды на город. Необязательно подниматься на платную смотровую в башне Гедимина, с крепостной стены тоже очень хороший обзор.

Район Ужупис, в котором находится наш старый хостел, достоин особого упоминания. Заречный район (с литовского Uzupis так и переводится — Заречье) расположен в пешей доступности от средневекового центра. Через Вильню туда ведут два пешеходных мостика, оба, судя по многочисленным замкам, являются местом паломничества молодоженов. Говорят, раньше Ужупис был довольно опасным местом — здесь обитали воры и мошенники, ограбить могли среди бела дня. Впоследствии дома у бедноты выкупила вильнюсская богема. На стенах зданий появились рисунки, во дворах — скульптуры. Одна из таких, ангел, считается символом Ужуписа. Деятели искусства даже организовали здесь что-то вроде сказочной республики, о чем информирует соответствующая табличка при въезде в район. Как любое нормальное государство, Ужупис обладает собственной конституцией, армией, кабинетом министров и президентом. «Скоро отделятся от Литвы, как Крым от Украины», — пошутила администратор хостела.

Несмотря на наличие интересных для посещения мест, вряд ли можно назвать Литву центровой европейской страной. Тем не менее, именно здесь находится географический центр Европы, хотя с этим могут поспорить аналогичные центры в Польше и Белоруссии. Если ехать от Вильнюса на Даугавпилс, километров через 20 направо будет отворотка на Парк Европы, где представлены произведения современного искусства под открытым небом. Вход платный. Еще через 5 км налево — поворот на Центр Европы. Географический центр Европы представляет собой металлическую колонну с золотыми звездами, символизирующими единство европейских стран. Рядом — дорогой ресторан и гольф-клуб. Напротив колонны во время нашего визита шло приготовление к какому-то мероприятию, рабочие устанавливали зрительские места и легковозводимую сцену.

Выезжать в Россию решили в Латвии, через переход Терехово — Бурачки, ведущий в Псковскую область. Как и в предыдущем случае — 6-часовой тупняк в очереди. С чем связано — непонятно, стоявшие в очереди мужики-латыши сказали, что такая пробка здесь впервые.

По пути к границе:

В общем, поездка в Прибалтику на долгие выходные — идеальный вариант для жителей центральной России, Питера, Пскова, Новгорода. Небольшие расстояния, отсутствие языкового барьера, куча достопримечательностей — вот основные причины для посещения Прибалтики. Здесь заметно чище, чем в России, хотя и далеко от идеала. Поскольку расстояния небольшие, есть возможность проехать по всему маршруту, не заправляясь, на полном баке и запасной канистре. Из АЗС в Прибалтике повсеместно распространены сети Lukoil и Statoil. Для более-менее подробного изучения трех прибалтийских стран лучше не планировать меньше двух недель.

Riga
p.s. Топливо стоит не 2 евро/литр, а 1.30-1.35...

Отличное путешествие,хороший рассказ,хорошие фото.)))

красота

Красиво конечно...но как-то рафинировано, правильно, "параллельно и перпендикулярно". Даже и не знаю смог бы там начать жить в зрелом возрасте. Другой менталитет у людей. Не хороший или плохой, а другой.

При наших зимах в наружном ПГ просто замерзнет вода, со всеми вытекающими последствиями.

прибалты, поляки и германия только негатив, не поеду туда, у меня историческая обида к ним.

Саша56:
Ох ты ж бедняжка... Чем же тебя так обидили? Может проблему в себе надо искать?

Ctrannik:
В чём-то соглашусь, но всё же установка автора на позитив отфильтровала то, к чему мы привыкли у себя, вот и кажется, что там всё стерильно.
Начинать жизнь заново даже в зрелом возрасте никогда не поздно и это не зависит от места проживания...

спасибо за Ваш рассказ )))) понравилось, что много фотографий - с ними картинка получается почти полной ))) удачи в будущих путешествиях )))

Отлично прокатились. " Во дворах часто стоят непонятные кирпичные конусообразные конструкции, похожие на башни — что там у них, амбар?" Это бывшие ветряки. Повеселила фотка,где Ульянов идет в шалаш (вигвам,типи). :)) По количеству крестов можно судить о количестве неудачников. :) Удивила шестиконечная гексаграмма--вроде бы евреи все удачливые,счастливые и богатые,ан нет. :))

пять+

Славянск-на-Кубани
Интересный отчет, хорошие фото и текст. Получил удовольствие. Удачи и новых путешествий.
Саша56:
А ещё Грузия и США(она же Пиндосия), румыны и итальянцы с японцами (бывшие союзники Германии), англичане и канадцы (всегда и во-всём поддерживают Пиндосию, гады), Украина (фашисткая хунта), да чё уж там - вся Гейропа козлы, и в Израиле - евреи , а в Турции - турки и т.д. и т.п.. Кругом враги-обидчики обложили со всех сторон. Куда поехать, податься ?

Северск Томской об
Да,уж нам с Сибири только в тайгу в отпуск ездить...(((
Попробую не согласиться. Собираюсь в Ригу в июле дней на 10. Интересно же.

Labes Vakares, товарищи. Автор молодец, классный обзор по прибалтийским странам. Автор был деликатен, про "лесных братьев" и их командира Йонаса Жемайтиса плохо не говорил, советскими флажками не светил поэтому вернулся цел и невридим. (шутка) Не стоит забывать, что эти государства (Литва чуть позже) вошли в состав СССР по по пакту Молотова-Риббентропа от авг 1939 принудительно путем политической игры-дележки Германии и СССР. А после нападения Германии на Польшу в сентябре 1940 в обмен на часть западно польских земель был подписан еще один договор в дополнение к имеющемуся пакту о передаче Литвы СССР. Простой народ вне политики, им нужно спокойствие. Возможность вести хозяйство и пр. Но когда начались ссылки Литовцев / литовских евреев/ литовских поляков в Казахстан и севера... и пр. подавление национальных настроений оставшиеся собирали партизанские отряды для ведения борьбы за независимость. Понятно , что в период СССР про партизан - "лесных братьев" офф. источники говорили неохотно. Но после отсоединения от СССР Йонаса Жемайтисаон признан национальным героем. Хотя при советах был пойман и повешен НКВДшниками. это история. С литовцами общаюсь , переписываюсь. "САмоопределения 90-х" они наелись, успокоились. Теперь развивают туризм и помнят русский язык. А некоторые коллекционируют old-мотоциклы и американские автомобили 60-70х годов. (с пошлинами у них все хорошо) https://www.youtube.com/watch?v... литовский металл. .m/ все о том же ....

Молодцы! Очень познавательно! Скоро еду в те края... Подскажите вот что:
1. Какую валюту принимают на заправках - литы, евро, доллары, карты?
2. Что значит дорого ехать через Клайпеду? Насколько я знаю - переправа на Куршскую косу 40 лит, курортный сбор - 20 лет + у нас при переезде границы - 300 руб. Получается, порядка, 1100-1200 руб. Если не прав - поправьте... Спасибо!

Саша56:
ну тогда продолжайте обижаться на: французов, финов, монголов, японцев. Да на всех!!!

И... поехать к ним ... и, гадам, все высказать в лицо! Только так...

В городе Красноярске большое количесиво брандмауэров - кирпичных стен, в районах старой постройки, в основном в Центре города !
Мой отзыв: Subaru Legacy B4 2005

оренбург
спасибо хороший раскз.хоть прибалтийские страны и не нравятся.всётаки по своему опыту думаю нам ближе всеже поляки немцы чехи.ещё у них бомжи выглядят порой лутше некоторых россиян, опрятней штоли.

Хорошо когда всё рядом!!!!!!

Саша56:
Ты знал бы какой у них к нам негатив.
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом."

Ivanyc1:
Молодцы! Очень познавательно! Скоро еду в те края... Подскажите вот что: 1. Какую валюту принимают на заправках - литы, евро, доллары, карты?
В Латвии официально только евро, но на заправках Статойл можно, так же, рассчитаться долларами. Карты принимают везде. В Литве лучше иметь литы, но евро берут много где. Картами тоже можно рассчитываться почти везде.

Nikitamr:
Ты знал бы какой у них к нам негатив.
Да перестань... Приезжай и убедись насколько ты неправ!

ogpn:
Попробую не согласиться. Собираюсь в Ригу в июле дней на 10. Интересно же.
И в Вильнюс имеет смысл съездить тоже - все недалеко. Жаль, что автор отзыва поместил мало фоток Вильнюса - там шикарные церкви в стиле барокко.

Столица Сибири
молодцы прибалты!!! и правильно сделали что вовремя отделились от нашей раши, зажили еще кучерявей, хотя и раньше лучше жили в разы!!!

в Литве 2 года служил, в Латвии тоже бывать приходилось, вот в Эстонии не был

Хороший отчет и фото отличные. Видно конечно, что еще не Европа в полном понимании этого слова, но и, что не Россия, заметно невооруженным взглядом. Посмотрел с интересом. Спасибо!

popakalipsis:
Еще на шведов и турков - они войной на Россию ходили. Остаются интересные страны - Иран, Эфиопия, Северная Корея и т.п. Всем обиженным путешестовать туда.

ВОРОНЕЖ
солидарен

РУБЦОВСК
скука
если руки золотые ,то неважно откуда они растут

Город над вольной Невой
красиво все, по европейски, не то что у нас(((((
А ты в Россию приезжай из раши, тоже понравится...

красиво все, по европейски, не то что у нас(((((
да не очень-то кучеряво они живут. цены на бенз большие, везде платная парковка, а зп там маленькие.
но очень все красиво.
пс: ездили в Пярну через Ригу.
Megane Grandtour '15
GTI '09
Scirocco '08
Airtrek '02
Trueno '99

как же достали такие, кто пишет, что раша, не раша, а РОССИЯ сама ох..ая страна в мире!!!!

Очень красивые фотографии!
Выходных много не бывает. Особенно, если не употребляешь яд.
Зачем нужен анти радар? Не проще ездить по ПДД?

DmitriyB:
Есть еще Антарктида. Там нас вроде никто не обидел.

Да,уж нам с Сибири только в тайгу в отпуск ездить...(((
У вас недалеко Алтай. Разве там не красиво?
Кто захочет путешествовать, будет искать возможность, кто не захочет - причину.

Владимир Владимиров:
Есть еще Антарктида. Там нас вроде никто не обидел.
там пингвины черномазые)))

А зачем посещать мемориал погибшим SSэсовцам?
Пожарные выносные гидранты в России не актуальны из-за климата. В -30 это будет не гидрант, а красная морковка во льду.
это я.

ВОРОНЕЖ
прибалты-поганые членососы

DmitriyB:
Иран исключи.Иранцы(Персы) Грибоедова убили.

Поясните мне, господа, сотрясатели "Что вам прибалты сделали", они реально считают, что были оккупированы и, когда снова стали независимы, разумеется организовывают музей Оккупации. Нужно туда ездить, смотреть, говорить и все будет хорошо. Были с женой в Риге на майских в 2013г, кстати на машине ехали из Омска до Питера и потом в Ригу на недолго и, ещё кстати, жили в хостеле (в том самом, что в передаче Орел-Решка) в комнате для двоих за 22 евро в 3-х минутах от стоаого города. Ни одного косого взляда не увидел, попросили мужика сфотографировать с их флагом, они тоже празнуют 1 мая, согласился, дал адрес электронной почты, чтобы прислали фото.
Мир , дружба, первомай :)

Хорошее путешествие выходного дня.

Юрич86:
Для очень многих Байкал и Алтай - просто несбыточная мечта!
Ну а "инфраструктуру" (имею в виду гадим!!!) вокруг себя мы создаем сами...

Юрич86:
Для очень многих Байкал и Алтай - просто несбыточная мечта!
ну да. потому как далековато.

Кемерово, город на
Andrei.P:
Поздравляю с поездкой! Совет на будущее - не останавливайтесь в хостелах. Есть много небольших приятных отелей чуть дальше от центра Риги, где вы заплатили бы за двоих 45-50 евро (включая парковку авто)...
Смело останавливайтесь в хостелах, только подбирайте их тщательнее!. Читайте отзывы, потом бронируйте места.
Жили в Таллине с 25.04 по 01.05. 2014 в хостеле в Старом городе за 33 евро двухместная комната, с 01.05 по 07.05 - в Риге в Задаугавье в 10-ти минутах ходьбы от центра в гостевом доме за 30 евро двухместная комната. Впечатления ультраположительные, и от места, и от условий, и от хозяев, и от соседей.
Кому нужны названия хостелов - в личку.
Летние покрышки R15 и R16 (все - парами, в ХТС) продам недорого. Протектора хватит на сезон.

Кемерово, город на
Саня 67:
Иран исключи.Иранцы(Персы) Грибоедова убили.
Но потом в качестве извинения подарили России большущий алмаз "Надир"!)))

Прекрасно вы прокатились и отчет читать приятно и легко.
Кладбище СС, которое вы искали в Нарве, - по правую руку, если ехать к Усть-Нарве. Километров 7-8 от Нарвы. Ворота, за ними поле со стриженой травой и ряды одинаковых надгробий. Кстати, на них выбиты годы жизни всех этих шуцманнов, ротенфюреров и прочих унтершарфюреров : от 18 лет до 22. Воевали отважно, умело.... погибли не за хрен собачий, а верили, что воюют за правое дело. Дедушка мой, царство ему небесное, вышибал их оттуда, с Наровы.
Кстати, в километре от этого мемориала - большущий и тоже ухоженный памятник Герою Советского Союза мл. лейтенанту Графову.
20 июля тоже еду в Прибалтику. Тарту-Рига-Вентспилс-Сигулда-Ц есис. На обратном пути хочу еще в Псков и в Изборск заехать.
Еще раз спасибо за отчет.

Калининград

Это прикол такой???
Паром стоит 600 рублей на машину.

JokerSL:
так Дедушка мой, царство ему небесное, вышибал их оттуда, с Нарвы.

Дедушке за бои под Нарвой уважение!

Лесостепск в краю болот
Ctrannik:
Я извиняюсь...а где рафинированно? Может мне конечно с регионом повезло, но моя "деревня" выглядит куда веселее, чем унылые столицы Прибалтики...при просмотре фотографий не покидало какое-то чувство увядания и попытка окрасить увядающие города, современными монолитами со стеклянными фасадами. Нда..при СССР Прибалтика была фасадом социализма, а теперь задворки Евросоюза.... Вообщем пытаются натянуть глянец на столицы свои, да слабенько как то...
Отчет интересный, познавательно! Спасибо автору.
Опирайтесь на смысл, не просто на слова - Будда.

[quote=patrick01]солидарен[/qu ote]
нас таких миллионы

"По площади все три прибалтийские страны занимают 170 кв. км, что в 3,5 раза меньше территории Архангельской области, поэтому мы были в полной уверенности, что изучим эти страны вдоль и поперек." Вот это позабавило. Вы уверены, что три прибалтийские страны занимают квадрат 13 х 13 км.?

но фотки красивые

Как говорил Михалыч в "Особенностях национальной рыбалки": "Какое-то всё не наше!"
Мои отзывы: Ford Focus 2007, Honda HR-V 2001

"Заставил разбить радар детектор", пипец, да послал бы его... зачем унижаться и ездить к фашистам?

красиво все, по европейски, не то что у нас(((((
Не мучайся, уезжай к лабусам, расскажешь потом как там жить кучеряво, если конечно от мытья унитазов не загнешься.

uf102:
Нужно было заранее почитать о правилах - в Евросоюзе антирадары запрещены. (Это просто)
Про деньги (в Литве) проще - расплачиваться картой.
Фашистами (по скольку по стольку) они стали после того, как по ним прошла волна коллективизации и они почуяли прелести жития в СССР.
Лабусы сами ездят по всей Европе в поисках работы. Дальнобои из LV LT EST демпингуют цены на перевозки, а потом немецкие профсоюзы водителей выходят на акции протеста с требованием работать только с ними (намекая, что уровень жизни выше в Германии итп).

Владимир Владимиров:
У вас недалеко Алтай. Разве там не красиво?
Кто захочет путешествовать, будет искать возможность, кто не захочет - причину.
Во-во,верно...а самая главная причина в большинстве случаев,это нехватка или отсутствие казначейских билетов на путешествие..)))))
...были бы в достатке эти "билеты",давно бы уж "весь мир" объехал..))))))

Alester:
Правое дело у немцев - это какое ? ? "рассовая гигиена" против в т.ч. большевиков? Дедушке за бои под Нарвой уважение!
Да, именно так они понимали "правое дело" : "Германия превыше всего", а остальные - недочеловеки. Адольфу с компанией удалось за 20 лет промыть мозги целому поколению.

zik2011:
А ты в Россию приезжай из раши, тоже понравится...
Да ты чеееееее?!?!
Как смищно....

uf102:
А ты за меня не переживай так, и не говори что мне делать, ведь здесь же отзыв обсуждается а не кто то.....ДА????
ЗЫ Я в отличии от псевдопатриотов, розовые очки не ношу, что вижу то и говорю, а говорить про рашу можно очень долго, как бы не качеврежились псевдопатриоты ска))))

JokerSL:
Ну не только Адольфу.За последние 20 лет ещё один великий стратег промыл мозги своей стране,граждане её себя сейчас тоже самыми великими в мире считают.Остальные для них покемоны ,фашисты,чурки ,пендосы и т.д.Теперь уже и на захват чужих территорий чужими руками пошёл.Видно глубоко изучал"Mein Kampf."

Спасибо Вам за отчет!
Удачи в новых путешествиях!
Мой отзыв: Subaru Outback 2018

Славянск-на-Кубани
Subarict:
Не надо все сваливать на пакт Риббентропа - Молотова. Этот пакт разграничивал сферы влияния между СССР и Германией. В сферу влияния СССР попала, кстати, Финляндия. Но она, в отличие от Латвии, Литвы, Эстонии, с этим не согласилась и войной отстояла свое право на независимость. А эти три республики постановленими своих парламентов (сеймов) дружно проголосовали за вступление советских войск на их территорию, а потом сеймы как высший орган власти (!) обратились к СССР с просьбой принять их в Союз. Т.Е. все эти три республики были приняты в СССР по просьбе их легитимных органов власти. Теперь они об этом вспоминать не любят и все валят на этот пакт. Потом уже конечно сталинские НКВД постарались - классовые зачистки, раскулачивание, ликвидация частной собственности вместе с их хозяевами и т.д. Тем самым толкнув часть народа в леса, появились лесные братья. Но и прибалты отличились в годы Второй мировой - огромное количество полицейских отрядов свирепствовало на территории псковской, ленинградской областей России, а также в Белоруссии. Я много раз был в Пскове, там по сей день об этом не могут спокойно вспоминать. А 3 танковый корпус СС в основной массе состоял их жителей этих прибалтийских республик. Как известно, постановлением Нюрнберского Трибунала все без исключения войска СС признаны преступными. А они теперь парады устраивают... Поэтому поводов для обид на любой вкус и цвет у всех сторон при желании больше чем достаточно. Считаю, что все это надо помнить, но выстраивать тесные дружеские нормальные отношения. И одним из способов таких отношений являются путешествия граждан. Прошлого не изменишь, а вот будущее зависит от наших контактов. Спасибо Вам за отчет!Удачи в новых путешествиях!
Вы правы на все 100%! Как бы Вас теперь толерастом не обозвали.

Зачетный фототрип! Приятно посмотреть! Удачи в новых путешествиях!
Smikoff, Kemerovo-42, Opel Zafira 1.8 2012.
Merida Matts Pro-D 2011.

Уважаемый Wojt
Да пусть обзывают как хотят. Всегда стараюсь быть просто объективным. Моя позиция простая - фашизм в любом проявлении надо душить, а с обычными гражданами общаться тепло и уважительно. Тогда и к тебе отношение будет таким же. Фашизм - это абсолютное зло, а зло должно сидеть в темном углу и боятся вылезти на свет Божий. Поэтому когда сегодня вижу парады недобитков, очень жалею что их недобили в сорок пятом. ....Возвращался в 1986 году из Витебска домой. В битком груженной машине моя больная мама и маленькая дочь. И у меня лопнуло сразу 2 задних колеса, вот такое было прекрасное качество советской резины. Очень многие проехали мимо. А вот парень из Риги с 3 детьми остановился и ПРОСТО ОТДАЛ мне свою запаску. Сказал, что маленькая дочь и больная женщина не должны так стоять у обочины дороги. Пожелал мне успеха и уехал. Так вот. Я не знаю его имени, но этому человеку буду благодарен всю жизнь.
А мне понравился этот хостел в Риге. Весело провел там время)

Хорошая поездка , только непонятно - как они из Архангельска оказались сразу в СПБ. Об этом - ни слова.
И второе : Никогда не понимал - как можно останавливаться в хостелах ??? Это что - типа общаги что-ли ? Это приемлимо ещё для 20-летней молодёжи , но никак для состоявшихся людей в возрасте.
В Прибалтике можно вполне остановиться (хотя бы через Букинг) за 30-40 Евро в номерах с личным санузлом , пусть не в центре , но вы ведь - автопутешественники , да и общественный транспорт там развит очень хорошо....

Северодвинск
предлагаю в 2015 вместе прокатиться на Алтай.
подробности в личку

Здорово там, доступная Европа. Фото с музыкантом на фоне коллекции пивных банок заставило вспомнить детство. такая же была дома коллекция))

Энгельс
У вас получилось увлекательное путешествие! Здорово когда есть возможность праздники провести не на огороде, а путешествуя по красивым местам! Спасибо за отчёт!

Jaguar-39:
Первоначальны й вариант попадания в Калининградскую область через Куршскую косу отпал из-за дороговизны автомобильного парома из Клайпеды.
Это прикол такой???
Паром стоит 600 рублей на машину.
Да, я уже поняла, что лопухнулась)

Нормальный отчет

Игорь ELO:
Хмм... Я еще пока, слава богу, в том возрасте, когда в хостелах останавливаться, по вашим меркам, прилично:)
А насчет добирания от Архангельска до Питера - это же элементарно, чего об этом писать. М-8 + А-114 + М-18. Расстояние, конечно, большое - 1500 км, но это, так сказать, лишь прелюдия перед путешествием. До Питера и Мск ездим часто, как-то уже и не обращаем внимания на дорогу. Есть еще вариант проезда через Каргополь - Пудож, эта дорога интереснее и короче на 300 км, но и трэшовее.

JokerSL:
Прекрасно вы прокатились и отчет читать приятно и легко.
Еще раз спасибо за отчет.
Спасибо! Надеюсь, не последний раз в тех краях, заеду.

Очень красивые фотографии!
Выходных много не бывает. Особенно, если не употребляешь яд.
Зачем нужен анти радар? Не проще ездить по ПДД?
Проще! Но времени на путешествия мало, торопимся иногда..:)

Ivanyc1:
Молодцы! Очень познавательно! Скоро еду в те края... Подскажите вот что:
1. Какую валюту принимают на заправках - литы, евро, доллары, карты?
Если еще актуально:
Мы везде заправлялись по карте, да и вообще почти все платежи делали картой. Ну и налички немного надо при себе иметь, на магазин, на хостел, на сувенирчики. Доллары не катят. В Литве - литы, в Эстонии и Латвии - евро. В Литве тоже с 2015 обещают евро.
Про Клайпеду я оказалась не права, без проблем там, дешево.