|
Постараюсь ниже описать наше путешествие по историческим местам центра России. Отчет, к сожалению, писал три месяца — работа, лето, дача и т.д.
Сроки: с 27.04.2013 по 25.05.2013. Целью путешествия было посещение городов Золотого кольца и Санкт-Петербурга. По дороге, где получалось, останавливались у родственников. Это уже второе наше длительное автопутешествие, первое было в Украину, Крым на море в 2012 году (отчет лежит здесь: https://travel.drom.ru/21213/ ).
Машина осталась та же: Форд Фокус 2 выпуска 2011 года, комплектация комфорт с доп. опциями, из салона, пробег перед выездом 43330 км. Водительский стаж — по 2,5 года, всего 2 водителя — я и жена. Плановое ТО прошел за 2 недели до выезда. Маршрут движения планировали предварительно на сайте http://www.ati.su/Trace/, в пути — по карте + навигатор (Дигма 530 с Навителом, обновлял карты на последние от ноября 2012 на сайте Навитела). Радар-детектор Вистлер модели PRO-69RU показал себя в прошлой поездке и в этой на отлично, оправдывает себя полностью, за всю поездку засекали много радаров, но не платил ни разу (за превышение), писем счастья по почте не пришло. Кроме этого установлен видеорегистратор Каркам, Китай официальный, модели Q4 FullHD (с GPS модулем и картой памяти 32 Гб — при максимальных настройках хватает на 10 часов видео), и конвертер напряжения Белкин F5C412eb-300W (был подключен нетбук и навигатор).
Планировать маршрут и бронировать гостиницы начал за 1,5-2 месяца, и то уже выбор мест был ограничен из-за майских праздников, да и цены были по максимуму. Разработал отдельный график движения с городами, адресами, датами и временем и далее уже руководствовались им и уложились точно в график. Состояние дорог в регионах буду оценивать по 5-балльной шкале.
Всего пройдено 10570 км, потрачено бензина 95 около 910 л, затраты на бензин — 28060 руб. В основном заправлялся на Газпромнефть (или Газпром), при его отсутствии — на Лукойле или других.
Кому интересно, приведу цены на бензин 95 по городам (областям) в течение мая 2013:
Заметно, что цены ниже в Пензе, Ростове, Клине, Омске.
Маршрут туда (до Санкт-Петербурга) — 15 дней:
Новосибирск — Тюмень (ночевка у родственников) — Екатеринбург (экскурсия и ночевка у родственников) — Пермь (экскурсия и ночевка у родственников) — Нижний Новгород (ночевка у родственников)— Владимир (экскурсия) — Суздаль (экскурсия) — Палех (экскурсия) — Иваново — Кострома (экскурсия) — Ярославль (экскурсия) — Ростов Великий (экскурсия) — Углич (экскурсия) — Переяславль-Залесский (экскурсия) — Сергиев Посад (экскурсия) — Валдай (экскурсия) — Великий Новгород (экскурсия) — Санкт-Петербург.
Для планирования путешествия за основу были взяты путеводители: «Золотое кольцо», «Великий Новгород и его окрестности», «Санкт-Петербург и пригороды», издательство «Вокруг света» и информация из интернета. Также был составлен полный перечень достопримечательностей по всем городам с адресами, телефонами и временем работы. Из него потом остался список самых интересных мест, которые обязательно надо посетить. В дальнейшем в каждом городе руководствовались этим списком. Из всех городов Золотого кольца не посетили следующие: Гусь-Xрустальный, Муром, Гороховец, Мышкин, Юрьев-Польской, Плес, Тутаев, Александров, так как они расположены в основном в стороне от основного маршрута и мы не укладывались по времени.
Маршрут обратно — 8 дней:
Санкт-Петербург — Москва — Рязань (ночевка) — Самара (три дня у родственников) — Варгаши (ночевка у родственников) — Новосибирск.
Информацию по гостиницам в 7 городах для удобства свел в таблицу:
дата |
город |
гостиница адрес/ телефон |
стоимость |
1.05 |
Владимир |
Русская деревня, Московское шоссе, 5a (4922) 38-47-02 |
2 дня 6800 |
3.05 |
Кострома |
Дворянское гнездо, Коммунаров 1 (1/1) (4942) 37-17-43, 35-96-81 |
2 дня 5720 |
5.05 |
Ростов Великий |
Русское подворье Маршала Алексеева, 9 (48536) 6-42-55 |
2 дня 4200 |
7.05 |
Сергиев Посад |
Центральная, Овражный переулок , 2 а (496) 547-80-88 669-50-54 |
2 дня 5200 |
9.05 |
Великий Новгород |
Роза ветров, Новолучанская, 27a (8162) 77-20-33 |
2 дня 4600 |
11.05 |
Санкт Петербург |
Регина, Подрезова, 21 (812)230-35-65 237-16-53 |
7 дней 25155 + 2100 стоянка |
18.05 |
Рязань |
«Четыре Сезона», Родниковая, 28 |
1 день 2000 |
Бронировал гостиницы по интернету на сайтах гостиниц, только в Новгороде получилось через сайт Букинг.ком. Три гостиницы при бронировании потребовали предоплату в размере 30%, это в Костроме, Сергиев Посаде и Питере. Оплачивал через банк переводом. Гостиницу в Рязани нашли по дороге уже в 12 часов ночи. Общие затраты на гостиницы составили 55 775 руб. Затраты на билеты (парки, дворцы, музеи) — около 13 000 руб.
На обратной дороге в Самаре в сервисе Форда поменял масло — 2961 руб. По дороге две автомойки — в Нижнем Новгороде и Самаре — 660 руб. В Сергиев Посаде ремонтировал колесо — полный ремонт 775 руб.
По окончании поездки определились с выводами:
День 1 — 27.04. Выехали в 6:30, под Новосибирском начался дождь, поэтому первые два часа скорость была ограничена 70-80 км. Затем прояснилось и скорость была нормальная 110-140. Хотя дождь периодически продолжался весь день, так что скорость была невысока.
Навигатор, чтобы не бредил, нагружали короткими маршрутами — до ближайшего крупного города. Около Омска наш навигатор приказал долго жить, причем сказал, что аккумулятор полностью разряжен. Включив его через конвертер от прикуривателя на 220В и зарядку телефона USB с выходом на 1А, восстановили его работоспособность, хотя на самом навигаторе указан ток 1,5А. Проблема, похоже, в скрытой проводке до прикуривателя, которая была выполнена 2 года назад. Кроме этого постоянно ночью ставил его на зарядку в гостиницах от обычной сети. В Самаре купил переходник в прикуриватель на 2 USB с выходом по 1А каждый, но от него навигатор тоже умирал от нехватки питания через 2-3 часа работы. На время пытался прилепить смартфон Нокия 820 (Драйв+ с картами Нокии) — детализация не очень, удобство работы — тоже привыкнуть надо, да и экран маловат, но в критических случаях, как у нас — сойдет (это на май 2013 — сейчас с Драйв+ много что изменилось в лучшую сторону).
За Омском с трассы М51 повернули на север, на трассу Р402/Е30 Тюкалинск, затем у Ишима пошли прямо по Р402/Е22 на Ялуторовск — Тюмень.
К Тюмени подъехали уже ночью примерно в 23:00, родственники нас ждали. Сходили в баню и посидели с родственниками, выспались до 9 утра.
За день прошли 1300 км. Состояние дороги в районе Абатское—Омутнинский—Ялуторово совсем печальное, яма на яме, причем их расположение очень неожиданно (за качество дорог можно поставить только 1), уже перед Тюменью стала получше (в целом по области 2). В самой Тюмени дороги среднего качества. ДПС в области довольно активны и много раз замеряли скорость.
День 2 — 28.04. Выехали дальше уже в 10:00.
Веселая Хрюша без опознавательных знаков.
Подъезжаем к Екатеринбургу — красивые места, да и названия веселые.
До Екатеринбурга всего 328 км по Р351/Е22, дошли быстро уже в 14:00 были на месте, у родственников. Место для стоянки около домов найти очень сложно. Полдня покатались по городу, посмотрели достопримечательности:
Центральная площадь.
- Храм на Крови, Толмачева 34
- Музей истории камнерезного и ювелирного искусства пр. Ленина, 37
- Смотровая площадка бизнес-центра «Высоцкий», Малышева, 51
- Дом купца Севастьянова пр. Ленина 35
- Памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади, Красноармейская 10
За день прошли 328 км.
Дороги в городе совсем разбитые, ремонтируются только центральные 2-3 улицы, остальные разваливаются на глазах. Пробки в городе есть, но немного. Дороги в области среднего качества (в целом 3). ДПС в области тоже меряют скорость, но редко.
День 3 — 29.04. Выехали в 8 утра.
До Перми тоже близко, всего 380 км по Р242/Е22.
Крррррррррррасота! Везде бы такие дороги и такой трафик.
За 25 км до города началась автомагистраль с 4 полосами в каждую сторону, соответствующими знаками и качеством дороги. Вот где отдохнуть можно от постоянных ям и канав, жаль только совсем мало. Прибыли к родственникам в 13 часов, со стоянкой машины совсем беда. Также полдня покатались по городу, посмотрели достопримечательности:
- «Пермяк — соленые уши» Комсомольский пр., 27
- «Трус, Балбес и Бывалый» Комсомольский пр, 51
- Велик? Винтика и Шпунтика
- Просто кот
- Пермская Эйфелева башня, Рязанская 19
- Гигантский навозный жук из старых покрышек
- Символ города — гигантская трехмерная П (издалека кажется, что сложена из сигарет!).
Молодцы пермяки — фантазия работает отлично.
За день прошли 380 км.
Состояние дорог в городе почти аналогично Екатеринбургу, местами чуть получше. Пробок в городе немного. ДПС попадаются довольно редко, только на границе Свердловская область— Пермский край в районе Ачит—Киселево на промежутке в 15 км скорость меряют и те и другие на своей территории. Дороги в крае можно оценить на твердую 4.
День 4 — 30.04. Выехали в 6 утра через Краснокамск в сторону Игры по трассе М-7/Е22.
Задача стояла добраться до Нижнего Новгорода (по маршруту, проложенному АвтоТрансИнфо — 1017 км), но при этом надо было заехать в Урень и на станцию Уста. Навигатор прокладывал маршрут как попало, не помогали варианты в Навителе (быстрый или короткий). Поэтому маршрут уже прокладывали на месте по бумажным картам и в навигаторе ставили ближайший крупный центр. От Игры повернули на север по безымянной трассе через Глазов на Киров, Киров объехали по объездной с юга и вышли на трассу Вятка, затем по ней вниз на Яранск, и потом на запад через Шахунью, Урень и Усту. Дороги там можно оценить только на 1, замяли диск на левом переднем колесе, но колесо не спускало. Оторвало пластиковый хомут на колпаке, закрепили, потом перед Нижним Новгородом все равно потеряли один колпак. На Усте надо было заехать на кладбище, доехали уже часам к 6 вечера. Съехал с асфальта на проселочную дорогу по краю поля, земля была подсохшая, проехал метров 500 и завяз основательно, передок слева лег на землю — оказался вязкий суглинок.
Оставалось еще столько же до места, но пришлось идти пешком. Так как это было 30 апреля и 6 вечера около маленькой деревни, то надеяться можно было только на себя. Хорошо была лопата и топор, откопал всю левую сторону, нарубил жердей и елового лапника и через полчаса выкарабкались обратно на асфальт. В Нижний Новгород заехали уже в 22 часа, по навигатору нашли адрес родственников, втиснулись кое-как у дома между машинами и переночевали. ДПС в этих районах попадаются очень редко, скорость замеряли всего раза 3. Дороги в Кировской и Нижегородской областях можно оценить на твердый кол (1). Только 20-30 км перед Кировом с развязками — хорошая дорога. За день прошли около 1150 км.
День 5 — 01.05. Утром съездил на автомойку, отмыли машину после предыдущих приключений. Выехали в 10 утра на Владимир по М7/Е22. На выезде из города в сторону Москвы была хорошая пробка. На выезде, где у всех скорость под 90-100 км/час, на трехполосной дороге влетел в хорошую яму обоими колесами, не было ни ограждения, ни знаков. На левом колесе еще подмяло диск, правое замяло в двух местах, так что сразу же спустило. Колеса все бескамерки, шиномонтаж нигде не работает (1 мая), поэтому на обочине разгрузили весь багажник, поменяли на родную запаску. Хорошо, что левое держало, да и запаска полноразмерная, так что на ней мы и доехали потом до Новосибирска. За 10 км до Владимира проезжали Боголюбово, остановились там, посмотрели на
Колокольня монастыря
И храм Покрова-на-Нерли на острове 12 век, билет до островка на лодке стоил 200 р. с человека — решили не плавать — погода прохладная.
В 14 часов были уже в первой гостинице во Владимире. Гостиница очень понравилась, находится на трассе на въезде в город, правда, удобна только для автопутешественников, да и цены могли быть пониже.
Гостиница — внутренний двор
и наш номер.
Зарегистрировались, затащили вещи в номер, пообедали и сразу в город на экскурсии.
До вечера ездили по городу, ходили по соборам и церквям. Место стоянки для машины в городе (1 мая) можно было найти. За день прошли 254 км.
День 6 — 02.05. Выехали в 9 утра в Суздаль, всего 37 км. Суздаль очень понравился своей чистотой и неторопливостью. Зашли сразу в Спасо-Евфимиев монастырь — музей и провели там 2 часа, пока обошли почти все экспозиции.
Там же находится мавзолей князя Пожарского, полностью разрушенный в 1933 г (нашли единственный камень) — сейчас восстановлен заново.
В Спасо-Преображенском соборе 1507г осмотрели древние фрески.
Затем вернулись к Суздальскому кремлю 11 век, обошли все памятники и вышли к памятнику деревянного зодчества церкви Святого Николы 1766г.
Переехали на другой берег реки Каменки и посетили музей деревянного зодчества. Очень впечатляют деревянные церкви 17-19 веков. Пытались найти медоваренный завод, но, похоже, адрес в интернете неточен, не смогли найти. Вернулись к торговым рядам, нашли дегустационный зал медоваренного завода и продегустировали всю медовуху (10 сортов, все безалкогольные). Заодно рядом в кафе пообедали и загрузили машину медовухой — 7 литровых бутылок разных сортов (уже алкогольной). В Суздали посмотрели:
- Спасо-Евфимиев монастырь 1352г. ул. Ленина
- Выставочные экспонаты монастыря
- Собор Суздальского кремля ул. Кремлевская, д.20
- Торговые ряды, Ленина 63а
- Покровский монастырь ул. Покровская (Пушкинская)
- Музей дерев. зодчества ул. Пушкарская
- Дегустационный зал «Суздальская медовуха», Ленина, 63а
Вернулись назад во Владимир около 16 часов. Во Владимире посмотрели (за два неполных дня):
- Католический костел ул. Гоголя, 12в
- Водонапорная башня - Козлов вал
На этом месте князь Владимир принимал крещение Владимирской земли (а затем и всей Руси).
- Памятники князю Владимиру, Александру Невскому, Андрею Рублеву
- Музей хрусталя и лаковой миниатюры Дворянская, 2
- Успенский Княгинин женский монастырь
К сожалению, не смогли попасть в Исторический музей, на смотровую площадку в Водонапорной башне и диораму «Штурм Владимира ханом Батыем» - все работают до 17:00. Качество дорог по Владимиру, Суздали и между ними хорошее (4).
День 7 — 03.05. Выехали из гостиницы на Кострому в 8:30. Но сначала маршрут проложили мимо Суздали, Иваново, Шуи на Палех. Маленький поселок (около 5 тыс. населения), разбитые дороги.
Но самое интересное — музей палехского искусства, ходили по нему почти два часа, очень красивые шкатулки и картины разных периодов.
Интересно было видеть Ленина, Дзержинского и Троцкого на шкатулке Палеха. Здесь же художественная мастерская и рядом за углом — сувенирная лавка с настоящим палехом. Прикупили там сувениров приличное количество.
Так же рядом красивая церковь.
Затем выехали обратно на Иваново, в городе поразили луковицы церквей — в основном все черные, только кресты позолоченные. Заехали только в текстильный центр — огромный хорошо обустроенный рынок, продают только тряпки и все что с ними связано — белье, полотенца, льняную одежду итд, итп. На огромной стоянке машины из всех соседних регионов, но из Сибири была только наша. Пообедали там в столовой, вкусно и практически даром (300 р с человека). Решили, что в Иваново смотреть (согласно путеводителю) нечего и выехали в Кострому.
Веселый олень!
Смешные названия попадаются.
По навигатору с трудом нашли гостиницу «Дворянское гнездо» (которую заранее бронировали) на окраине города и заселились в 6 вечера. Гостиница не понравилась, на окраине, номер маленький, стоянки нормальной нет. Всего за день прошли около 321 км. Качество дорог разное: в Иваново часть дорог разбита сильно, до Палеха местами очень плохо, до Костромы получше, в целом на тройку (3).
День 8 — 04.05. После завтрака в Костроме поехали в музей льна и бересты, небольшая экспозиция, интересные предметы, особо поразил работоспособный самовар и чашки для чая из бересты (держат кипяток без проблем).
Потом проехали мост через реку Кострома на окраину города и посетили:
Ипатьевский монастырь, основан в 1275г (по церковным данным основан в 1330 г татарским мурзой Четом), действующий.
Перечень достопримечательностей переданных династией Романовых монастырю!
Троицкий собор, палаты бояр Романовых
Экспозиции древних икон «Церковные древности ХIII-ХIХ вв.»; «Кострома — «колыбель» дома Романовых» и многое другое производят неизгладимое впечатление.
Очень красив Троицкий собор и его иконостас. В исторические подробности вдаваться не буду (желающие могут все это прочитать в том же путеводителе), монастырь являлся родовым гнездом Годуновых и Романовых.
Потом вернулись в город, прошлись по центральной площади — очень грязно и горы мусора. Многие исторические здания находятся в очень плачевном состоянии:
Московская застава (конец 19 века)
Огромные торговые ряды на Молочной горе 18 век (красные, мучные и др.) — масштабами значительно превышают московские, питерские и другие гостиные дворы (виденные мной), по путеводителю Кострома — самый крупный торговый центр 18-19 веков. Но все это в таком запустении и развалинах.
На Сусанинской площади установлен памятник Ивану Сусанину, он родом из деревни под Костромой.
Довольно странно выглядит памятник Ленину, кажется, что основанием памятнику служит часть церкви.
Обедали рядом с Сусанинской площадью, в небольшом кафе на ул. Симановского, все понравилось и недорого.
Посетили беседку Островского, из которой великий писатель любовался волжскими пейзажами.
Затем доехали до Богоявленско-Анастасиина женского монастыря, действующий, основан в 1426, посмотрели на чудодейственную Федоровскую икону Божьей матери, по церковным преданиям написана евангелистом Лукой. На территории монастыря в Смоленской церкви находится чудотворная Смоленская фреска-икона. Жаль что в действующих соборах и церквях запрещена фото и видеосъемка.
Доехали до Знаменского женского монастыря, действующий, и посетили церковь Воскресения на Дебре (1645-1651), построена на средства купцов — посмотрели хорошо сохранившиеся фрески внутри.
В Костроме посмотрели:
- Ипатьевский монастырь, Просвещения, 1
- Церковь Воскресения на Дебре, Нижняя Дебря, д. 37
- Беседка Островского
- Музей льна и бересты, В.Терешковой, 38
- Памятник Сусанину, Молочная гора
- Церковь Иоанна Богослова, Просвещения
- Богоявленско-анастасиин женский монастырь, Симановского
- Знаменский женский монастырь, Лесная
Качество дорог в Костроме — просто никакое, местами (даже в центре) кажется, что последний ремонт был лет 20 назад, помять диски, потерять колпаки или колесо можно на любом повороте, поэтому знаки ограничения скорости там не нужны, ехать больше 20 км в час — себе дороже, в целом дороги на твердый кол (1).
День 9 — 05.05. Выехали из гостиницы на Ярославль в 8:30. До Ярославля около 80 км, поэтому особо не спешили, да и день был дождливый. Сразу на окраине города заехали в Коровницкую слободу на набережной Волги посмотрели комплекс церквей (действующий), все здания на реконструкции.
Церковь Иоанна Златоуста 1649 г выглядит очень красиво и необычно, было все закрыто, но все же смогли попасть в церковь.
Внутри красочные фрески 17 века.
Затем заехали в церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, музей, 1671 г.
Похожа по архитектуре на Златоустовскую, но конечно есть отличия. Одно только сразу бросается в глаза — в таких древних церквях на окраинах и в деревнях практически отсутствуют иконы и все другие ценности.
Конечно, необходимые условия содержания обеспечить сложно, но когда смотришь на пустые иконостасы и снятые фрески (которые находятся в Эрмитаже, Русском музее и других центральных музеях) ощущения, что везде прошел погром.
Затем направились в центр города, на площадь Богоявления. После пары кругов по площади поставили машину на ул. Большая Октябрьская, совсем рядом.
Сразу зашли в церковь Богоявления 1684 г, одновременно действующая и музей. Архитектура, на мой взгляд, отличается от других церквей, выглядит очень красиво.
Обедали в небольшом кафе рядом с Богоявленской площадью на Большой Октябрьской. Все очень вкусно и недорого.
Прошли по площади мимо памятника Ярославу Мудрому и направились в музей-заповедник Спасо-Преображенский монастырь, основан в 13 веке. На территории монастыря был найден в 17 веке список «Слова о полку Игореве».
Во дворе монастыря — современный памятник князю Пожарскому.
Залезли на самый верх звонницы 16 век, с обзорной площадки вид на город очень красив. Внизу табличка — «монеты со звонницы не бросать — это негативно сказывается на состоянии памятника»! Интересно, как это негативно?
Пройти по лестницам современному человеку довольно сложно как по ширине, так и по высоте. Обошли несколько экспозиций в монастыре.
Потом объехали по Которосльной набережной несколько церквей: церковь Спаса-на-городу, церковь Михаила Архангела и направились к центральному Успенскому кафедральному собору.
Все проезды поблизости закрыты (Пасха), везде идут службы и народу очень много. Оставили машину на площади и дошли пешком до собора.
Памятник Святой троице, 1995 г. около собора.
От собора открывается красивый вид на новую волжскую набережную Ярославля при слиянии Которосли и Волги. Немного, конечно, портят впечатление часто встречающиеся таблички с напоминанием, что все это на деньги Газпрома.
На стрелке набережной стоит памятник тысячелетию Ярославля.
Под дождем после осмотра Ярославля выехали в сторону Ростова Великого (54 км) и через час были уже в гостинице. Вечером прошлись по центру Ростова и наметили направления движения на следующий день.
Итак, в Ярославле посмотрели:
- Церковь Иоанна Предтечи, Закоторосльная наб., д. 69
- Церковь Богоявления
- Успенский кафедральный собор
- Парк и памятник 1000-летия Ярославля
- Комплекс в Коровниках - Церковь Иоанна Златоуста, Портовая набереж., 2
- Спасо-Преображенский монастырь, Богоявленская, 25
Качество дорог в Ярославле можно оценить на четверку.
День 10 — 06.05. Гостиница в Ростове очень понравилась, да и в самом центре города, чтобы попасть в Кремль, надо просто перейти улицу.
Хотя город очень небольшой (32 тыс. человек) но достопримечательностей в нем хватает с избытком. Сразу с утра направились в Кремль 17 век.
На входе взяли билеты на все экспозиции и начали обход.
Очень понравились выставки древнерусского искусства и финифти.
Обошли все кремлевские стены и церкви (здесь снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию»).
Вид на озеро Неро.
Конечно, залезли на звонницу для обзора всего Кремля и окрестностей.
Выйдя из Кремля, решили (вне плана — так как время еще было достаточно) отправиться в Углич (70 км) и по дороге в поселок Борисоглебский (17 км).
Памятник князю Пожарскому в Борисоглебском.
Борисоглебский монастырь 14 век, действующий, обошли внутри.
На звоннице разрешили звонить в колокола, попробовали — тяжелая это работа — прыгать на брус, который раскачивает язык большого колокола.
Дальше поехали в Углич, там остановились на ул. Ярославской, напротив городского парка, пообедали в ресторанчике, все вкусно, только цены оказались неадекватные.
Угличский кремль, о котором пишут путеводители, не сохранился, остались только отдельные здания (восстановленные) внутри территории Кремля.
Посмотрели церковь царевича Дмитрия-на-крови, там хранится набатный колокол, возвращенный из ссылки в Тобольск после убийства царевича Дмитрия.
Палаты удельных князей 15 век, где жили последние из рода Рюриковичей (восстановлены). Спасо-Преображенский собор.
Алексеевский монастырь, 1371 г, женский.
Богоявленский женский монастырь и собор 1827 г, другие церкви на его территории:
- Церковь Смоленской иконы Богоматери 1700 г.
- Церковь Федоровской иконы Богоматери 1818 г.
Затем вернулись в Ростов и заехали в Спасо-Яковлевский монастырь, 14 век.
Но все основные здания перестроены уже в 18-19 веке и выглядят совсем по-другому. В источнике святителя Иакова Ростовского набрали святой воды.
Под вечер успели заехать на окраине Ростова в Богоявленский Авраамиев женский монастырь, основан около 1080 г, один из древнейших на Руси. К сожалению все было закрыто и на территорию не попали.
Также осмотрели церковь Вознесения Господня, 15 век, действующая, но вечером было закрыто.
В Ростове посмотрели:
- Ростовский кремль
- Церковь Вознесения Господня
- Успенский кафедральный собор
- Спасо-Яковлевский монастырь, Энгельса 44
- Авраамиев монастырь
- Музей финифти, Борисоглебовское шоссе 3
Качество дорог в Ростове Великом можно оценить на двойку.
День 11 — 07.05. Утром посетили
Успенский кафедральный собор, основан в 991г, действующий, рядом с Ростовским Кремлем.
Также посмотрели торговые ряды, конец 18 века и церковь Спаса-на-торгу 1654 г.
Вид центральной площади Ростова.
Выехали в сторону Переяславля-Залесского, на окраине Ростова посетили фирменный магазин «Ростовская эмаль» (Октябрьская, 66) и купили там сувениров и украшений с финифтью.
До Переяславля добрались быстро (65 км), перед городом повернули в сторону Никитского мужского монастыря и к Синему камню. Заехали в монастырь, 11 век, действующий, там проходили торжества по случаю Пасхи.
Фрески центрального собора Никиты Великомученика, 16 век (все виды грехов человеческих).
Доехали дальше до Александровой горы, поднялись на Ярилову плешь (место поклонения древних славян), с нее открывается отличный вид на Плещеево озеро (лед еще не сошел).
И дальше до Синего камня (монолитный ледниковый валун) — место поклонения мерян и славян-язычников (жертвоприношения по слухам были), говорят, исцеляет и помогает — но на вид просто большая серая глыба, может, если помыть — будет синим.
Потом заехали в центр, на одной из улиц около магазина оставили машину и пошли на экскурсию по городу. От Переяславльского Кремля осталось тоже только название и остатки земляных валов.
Древнейшее здание на Ярославской земле — Спасо-Преображенский собор, 1152г, рядом в княжьих палатах родился 30 мая 1220 Александр Невский.
Рядом еще два собора 18 века — Владимирский и церковь Александра Невского.
Затем посетили Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь,1508г, действующий, он основан преподобным Даниилом — крестным отцом Иоанна IV (Грозного).
Заехали в Никольский женский монастырь, 1350 г, действующий.
В 2003 г здесь был построен новый Никольский собор на месте взорванного в 1923 г.
После осмотра достопримечательностей города, отправились в село Веськово, музей-усадьбу «Ботик Петра I» — место рождения русского флота.
Напротив музея — кафе, стоянка, туркомплекс. Пообедали в кафе — не понравилось, цены дикие, еда никакая.
Памятник Петру Великому, 1850 г,
Посмотрели на единственный сохранившийся из потешной флотилии бот «Фортуна», конец 17 века.
Потом направились назад в город, искали дорогу к Горицкому монастырю. Его видно на горе почти со всех сторон, но подъехать к нему оказалось совсем непросто. Навигатор указывал вообще на какие-то горные тропы, по которым Фокус точно не прошел бы. Пришлось спросить дорогу у местных жителей, там оказался неприметный поворот с дороги без всяких указателей, по нему и выехали к Успенскому Горицкому монастырю, 17 век, музей-заповедник.
На территории монастыря — памятник основателю Переяславля — Юрию Долгорукому.
Зашли в Успенский собор, 1750 г., посмотрели на иконостас и фрески.
Во дворе монастыря стоят пушки, отбитые переяславцами у поляков во время осады в июле 1611 г. в смутное время.
На этом экскурсию по Переяславлю завершили и усталые, двинулись в Сергиев Посад. Через полтора часа нашли гостиницу в центре Посада. Овражный переулок оказался очень сильно овражным, навигатор вывел нас на ул. Пионерскую, а с нее довольно крутой подъем к этому переулку и примерно посередине подъема резкий поворот налево. Этот подъем односторонний (и знаки висят), но некоторым местным водилам похоже на это наплевать.
В Переславле-Залесском посмотрели:
- Свято-Никитский мужской монастырь,
- Свято-Троицкий Данилов монастырь, ул. Луговая, 7
- Спасо-Преображенский собор, Красная пл.
- Владимирский собор, Красная пл.
- Церковь Александра Невского, Красная пл.
- Музей-усадьба «Ботик Петра I», деревня Веськово (пос. Талицы)
- Музей Успенский Горицкий монастырь, Музейный пер, 4
Качество дорог в Переяславле можно оценить на тройку.
За день прошли 137 км.
День 12 — 08.05. Гостиница в Сергиев Посаде понравилась, номера, правда, маловаты, но чтобы переночевать достаточно, хорошая охраняемая стоянка во внутреннем дворе, пешком до Лавры можно дойти за 15 мин.
Утром с трудом нашли работающую шиномонтажку, сдал колесо с помятым диском в ремонт. В обед заехал, забрал, все сделали отлично, за работу 775 руб.
Пошли на экскурсию по Троице-Сергиевой лавре, 1340г, к сожалению, почти все здания были закрыты на ремонт в связи с подготовкой к празднованию юбилея основания лавры. Организация работы Лавры не понравилась — толпы иностранных туристов ходят по головам наших гастарбайтеров — идет полным ходом подготовка к празднованию.
Фрески над вратами — благословение Дмитрия Донского на битву с Мамаем.
Памятный знак с солнечными часами об участии Лавры в самых тяжелых временах на Руси (три времени таких было…) 1792 г.
Троицкий собор, 1422 г.
Усыпальница Годуновых 1605-1622 гг.
В музей игрушек и сувениров, к сожалению, не попали — был закрыт.
После обеда в церковном кафе у Успенской церкви на проспекте Красной Армии (вкусно, быстро и дешево) отправились за город в Гефсиманский Черниговский скит, поселок Каляева. Там действующий мужской монастырь, есть экскурсия в пещеры схимников, но надо было группу 10 чел, мы не дождались.
Забрались на надвратную колокольню, народу было много, всем разрешали звонить в колокола. Затем вернулись в город, в гостиницу.
Качество дорог в Сергиев Посаде — аналогично Костроме, т.е. просто никакое, в целом дороги на твердый кол (1). Но в отличие от Костромы, где водители довольно вежливы и ездят нормально, в Посаде народ ездит по московским понятиям, забывая о ширине полос древнего города и ямах на каждом перекрестке.
В Сергиев Посаде посмотрели (на самом деле, думаю, там больше и нечего смотреть):
- Троице-Сергиева лавра
- Гефсиманский Черниговский скит.
День 13 — 09.05. Старались выехать из Сергиев Посада пораньше, сразу после завтрака около 8 утра. Движение по городу было слабое, поэтому по разбитым дорогам выбрались на трассу быстро. Маршрут проложили сразу на Валдай (420 км) через Дмитров, Клин, Тверь в обход Москвы. Качество дороги по трассе было нормальное, перед Тверью решили проехать через город, а не по объездной (это было ошибкой — застряли в пробках на час). При выезде из Твери на трассу тоже серьезная пробка из-за ремонта дороги по нашей полосе. Через час появились ДПСники и перевели две встречные полосы из четырех для нашего направления, только после этого пробка начала двигаться.
Затем тоже проблемы были в Вышнем Волочке, трасса идет через город, по одной полосе в каждую сторону, везде ограничения и нерегулируемые переходы — пробка тоже была большая. Здесь же в Вышнем Волочке остановились рядом с трассой в большом кафе Ростикс, пообедали там.
На подъезде к Валдаю сразу повернули налево, на Боровичи и дальше по указателям и навигатору. Заехали в мужской действующий монастырь Иверской иконы Божьей Матери, основан в 1653 г. Патриархом Никоном.
Расположен в замечательном тихом месте на Рябиновом острове Святого озера. Посидев на берегу, в тишине, чувствуешь, как все проблемы и дела уходят.
Здесь, в Иверском соборе хранится чудотворная копия иконы Иверской Божьей матери, которую в 1656 г. привезли из Афона.
Затем заехали в город, посетили церковь святой Екатерины, 1795 г., необычной круглой формы с колоннами, там расположен сейчас музей колоколов.
Потом выехали на площадь Свободы, посетили храм Святой Троицы, 1693 г, действующий.
От храма Введения пресвятой Богородицы, тоже 1693г, осталось только полузаброшенное здание без колокольни и куполов.
Уже около 6 часов вечера выехали в Великий Новгород (135 км), и в полвосьмого были в гостинице.
Гостиница «Роза ветров» на ул. Новолучанской не понравилась — оказалась обычным рабочим общежитием, в котором есть 2-х, 3-х комнатные отдельные квартиры. Мы жили в таком 2-х комнатном номере: места много, но, как говорится, толку мало. Телевизор не работал, кухни нет, кафе-столовой в здании тоже никакого нет. Хорошо, есть холодильник и чайник. Но переночевать можно.
Вечером отправились посмотреть на Кремль на закате.
В Валдае посмотрели:
- Храм Святой Троицы, пл. Свободы,
- Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь,
- Музей колоколов, Труда ,2а.
За день прошли около 554 км.
Качество дорог в Валдае можно оценить на двойку.
День 14 — 10.05. С утра осмотр Новгорода начали, конечно, с Кремля. Самая старая крепость в России производит солидное впечатление. Перечислять все соборы, храмы, здания Кремля не буду, их только указанных в путеводителе — 22, обошли практически все, которые доступны для посещения.
Нельзя не упомянуть собор Святой Софии, 1045г, действующий, древнейший каменный храм в России. Увы, в самом соборе фотографировать запрещено, а там есть на что посмотреть. В соборе захоронены многие исторические личности. Сразу не попали в исторический музей в здании Присутственных мест, пришлось потом вернуться.
Западные Магдебурские ворота — военный трофей новгородцев из Швеции.
В центре Кремля — памятник тысячелетию России, 1862 г.
Около звонницы — выставка колоколов.
Вид на Кремль и Волхов со звонницы.
Рядом с Кремлем осмотрели монумент Победы.
После осмотра Кремля выехали на другой берег Волхова, на Ярославово дворище и торговую сторону. Оставив машину на ул. Ильина, зашли на само дворище. Такого скопления соборов, храмов и церквей в одном месте я не видел. Также все перечислять не буду, их всего 9 — обошли все.
Церковь Святого Георгия на торгу, 1356 г.
Церковь Святого Иоанна на опоках, 1127 г.
Памятник усталой туристке на набережной Волхова,
Вид на Кремль из арки Гостиного двора.
Собор Святого Николы на дворище, 1113 г.
Церковь Параскевы Пятницы на торгу, 1207 г.
В церковь Святого Георгия зашли на выставку древних фресок, там рассказывали всю историю раскопок и реставрации — очень интересно и познавательно.
По Ильиной улице дошли до церкви Спаса Преображения на Ильине, 1374 г., музей.
В ней сохранились единственные в России фрески Феофана Грека 1376 г.
Необычные композиции и лица святых на фресках не похожи на другие церковные росписи.
Рядом, буквально в 100 метрах — Знаменский собор, 1682 г., музей. Здесь ранее хранилась самая почитаемая икона Богоматери «Знамение», сейчас находится в Софийском соборе.
Фрески на входе в Знаменский собор.
Внутренние росписи Знаменского собора.
Затем направились в Антониев монастырь, 12 век, мужской, сейчас музей и семинария.
В Соборе Рождества Богородицы, 1117 г., много старых захоронений и необычные фрески.
Некоторые фрески изображают Святого Антония Римлянина — основателя и первого настоятеля монастыря в 12 веке.
После осмотра монастыря вернулись в центр Новгорода, в Кремль. Сразу направились в историко-архитектурный музей в здании Присутственных мест.
Обошли там все экспозиции, очень много интересного.
Очень много древних икон в драгоценных окладах.
Особенно интересны древние берестяные грамоты:
Любовная записочка начала 12 века — дама, похоже, была сильно влюблена, а мужик любил погулять сам по себе.
Попадья напоминает попу о каких-то его ошибках.
Записка о прогулке в Кучков — старое название Москвы, когда Москва была деревней!
Далее посетили Зверин монастырь, 13 век.
Памятник князю Петру и Февронии у монастыря.
И рядом с ним церковь Святых Петра и Павла в Кожевниках (кожевенном районе), 1406 г.
В Кожевниках, проезжая мимо увидели странное здание, остановились посмотреть — оказался Новгородский академический театр драмы — очень странная архитектура.
Затем вернулись к центру города, посмотрели церковь Святой Троицы, 1365 г., построена по заказу и на деньги югорцев (купцов, торговавших с Уралом).
Рядом церковь Святого Власия, 1407 г., закрыта.
На соседней Десятинной улице, в двух кварталах расположен бывший Десятинный монастырь, женский, основан в 13 веке княгиней Феодосией, матерью Александра Невского, в настоящее время закрыт. Построен был на деньги князя, который обязан платить церкви налог — десятину (10% дохода).
Сейчас восстановлена только колокольня с прилегающими зданиями, в центре монастыря одни руины.
На этом закончили экскурсию по Великому Новгороду.
В Новгороде посмотрели:
- Новгородский Кремль и исторический музей, Софийский собор и др.
- Ярославово дворище и Торговая сторона,
- Зверин (Покровский) монастырь,
- Антониев монастырь,
- Десятинный монастырь,
- Храм Спаса-на-Ильине,
- Церковь Святых Петра и Павла в Кожевниках,
- Церковь Святой Троицы,
- Церковь Святого Власия.
Качество дорог в Великом Новгороде можно оценить на четверку.
День 15 — 11.05. Выехали из Великого Новгорода в 8 утра. Направились не на Север (в Петербург), а на Юг — решили посмотреть достопримечательности пригородов Новгорода. Заехали в Перынский скит рождества Богородицы, основан в 12 веке на месте древнего языческого капища бога Перуна.
В центре скита церковь Рождества Богородицы, 1230 г., самый маленький храм в Новгородской области.
Далее направились в Свято-Юрьев монастырь, мужской, действующий, один из древнейших на Руси, основан Ярославом Мудрым (в крещении Юрий или Григорий — отсюда и название монастыря) в 1030 г.
Обошли здания монастыря:
Георгиевский собор, 1119 г.
Крестовоздвиженский собор, 1760 г.
Колокольня со Святыми воротами, 1841 г.
На другом берегу Волхова видны остатки построек на Городище — один из древних центров Великого Новгорода, люди жили здесь с 9 века. Заметны остатки церкви Благовещения, 1103 г.
Заехали (совсем рядом) в музей деревянного зодчества «Витославицы» (на территории бывшей усадьбы графини Орловой-Чесменской).
Церковь Рождества Богородицы, 1534 г.
Вид на Свято-Юрьев монастырь.
После осмотра пригородов Великого Новгорода направились в Питер, в 5 часов вечера прибыли в гостиницу «Регина» на Петроградской стороне. Наконец достигли конечной точки нашего путешествия всего за 15 дней. Машину сразу определили на подземную стоянку (300 р/в день) иначе просто приткнуться на улице было негде.
Сразу оговорюсь, что в Питере я бывал неоднократно и уже все видел, жена была в ноябре прошлого года в командировке и тоже большинство посмотрела.
Вечером пешком прогулялись по каналу Грибоедова, Казанскому собору, Марсову полю и Летнему саду.
За день прошли около 220 км.
День 16 — 12.05. Сразу после завтрака двинулись в Петергоф. После вчерашних пеших (и в метро) прогулок по городу путешествия пешком (на общественном транспорте) были принципиально отвергнуты. Раз машина есть — надо использовать ее полностью. Пробок по дороге практически не было. Да и за все время передвижения по Питеру и окрестностям (7 дней — утром из города, в обед или вечером в город) пробки были очень незначительные, даже можно сказать малозаметные (по сравнению с Новосибирском).
В Петергофе погуляли по парку, посмотрели фонтаны, сходили на экскурсию по большому дворцу. Билеты во дворец дорогие — НО! за эти деньги получаешь полноценную экскурсию с гидом и наушники с радиоблоком.
Пока гуляли по парку, промерзли напрочь, ветер был с Финского залива.
После вышли на Санкт-Петербургский проспект.
Посетили собор Святых апостолов Петра и Павла, действующий, очень красивый, там поднялись на колокольню, там выставка древних икон и с нее открывается прекрасный вид на Петергоф.
Пообедали пиццей за отличную цену в кафешке прямо напротив собора.
Затем вернулись в Питер, прошлись по Петропавловской крепости,
Посетили Петропавловский собор, посмотрели на захоронения российских императоров.
Потом прогулялись по стенам крепости, посмотрели на виды Питера.
Уставшие и довольные под вечер вернулись в гостиницу.
День 17 — 13.05. Следующий день решили посвятить посещению Царского Села (25 км) и Павловска, благо, они рядом друг с другом.
Вид на Екатерининский дворец.
Погуляли по парку и окрестностям, осмотрели фонтаны, галереи, очень красивые виды.
Затем пошли во дворец на экскурсию.
Интерьеры дворца поражают роскошью и великолепием.
Янтарная комната (восстановленная) очень красива, только судя по поведению и указаниям экскурсовода — если дать волю контролерам музея, там бы не только фотографировать, но и дышать и смотреть запретили (а вдруг что-то случится с янтарем).
После посещения Царского Села поехали в Павловск (всего 6 км.)
По дороге не нашли где перекусить, поэтому зашли сразу в парк Павловска и там в ресторане во дворце пообедали. Цены дикие, самообслуживание как в советской столовке, но деваться уже было некуда (кушать хотелось сильно).
Сразу пошли на экскурсию во дворец, все красиво, но нет такой показной роскоши как в Екатерининском дворце.
В итальянском зале — античные скульптуры I-III веков.
Известная картина «Амур, стреляющий из лука», 18 век, который всегда целится в тебя, откуда бы ты ни смотрел.
Погуляли по огромному парку и потом вернулись в гостиницу, в Питер.
День 18 — 14.05. Этот день посвятили экскурсии по Санкт-Петербургу. С утра направились в Александро-Невскую Лавру.
По навигатору нашли быстро, но пришлось сделать несколько кругов, пока нашли место для парковки.
Зашли в собор, посмотрели захоронения и памятники вокруг.
Было интересно все посмотреть, но впечатления двоякие: вроде бы второй по значимости центр православия (после Троице-Сергиевой Лавры), но проигрывает по древности истории, размерам, красоте архитектуры и т.д. посещенным нами крупным монастырям Великого Новгорода, Костромы, Ростова Великого, Валдая.
Пробка на мосту Петра Великого.
Затем направились в Смольный монастырь, посмотрели архитектуру зданий.
По дороге в Смольный, проезжая по ул. Красного Текстильщика, рядом с большой швейной фабрикой обнаружили столовую под названием «Центральная» (ул. Красного Текстильщика, 10, координаты N59056.371 E30023.671) (есть своя бесплатная стоянка), так как все было занято, приткнули кое-как машину на улице, пообедали там. Все очень понравилось, выбор блюд огромный, цены очень демократичные для второй столицы. Пришлось постоять в очереди, т.к. народу было очень много — но это того стоило.
Потом доехали до Конюшенной площади и, оставив там машину, посетили с экскурсией храм Спаса на Крови.
Очень интересны мозаичные фрески на стенах храма.
День 19 — 15.05. С утра направились в Гатчину (45 км). Заехали по проспекту Павла I, остановились на стоянке рядом с дворцом, в 10 утра мест было достаточно.
Сразу пошли на экскурсию во дворец.
Выездное тронное место Александра III.
Опять встречаются французские гобелены из той же серии, как и в других дворцах, но местные экскурсоводы жалуются, что их растащили именно из Гатчины. Кроме того, по словам персонала, да и каждому посетителю видна разница между дворцами Петергофа, Царского Села и Павловска с одной стороны и Гатчинским с другой (в плане состояния дворца, экспозиций и объемов выделяемых денежных средств для этого).
Забрались на обзорную башню посмотреть на виды в округе.
В подземный вход дворца водят на отдельную экскурсию, но это просто смешно — 20 м в одну сторону и 20 м в другой коридор и все. А где же выход к гроту Эхо на берегу озера? Зато подробно рассказывают, как через этот подземный ход бежал от революционных солдат и матросов Керенский переодетый не женщиной, а матросом.
После осмотра дворца прогулка по парку, посетили несколько павильонов:
Павильон Венеры (фрески на потолке), Березовый домик и другие.
Вернувшись в Питер, оставили машину рядом с Дворцовой площадью.
Прошлись мимо Зимнего дворца, Адмиралтейства, Медного всадника и Исаакиевского собора.
День 20 — 16.05. Договорившись заранее со старой знакомой (учились в одной группе в Самарском универе в 80 гг.), поехали в Кронштадт (36 км.). Так как сейчас открыты Северное и Южное шоссе, соединяющие остров с материком, решили заехать в Кронштадт с севера, а вернуться по Южной трассе. Из города выехали за полчаса и скоро были в условленном месте.
На шоссе зеленые знаки — скорость 110-140.
Там встретились с Натальей, и она провела нам экскурсию по Кронштадту. Прошлись по проспекту Ленина, свернули на Макаровскую, зашли в Петровский парк — там шла репетиция ближайшего дня города. По Красной улице дошли до Якорной площади и вернулись обратно к проспекту Ленина. По дороге посмотрели:
Памятник Иоанну Кронштадтскому
Обводной канал
Дерево Счастья
Памятник Петру 1 — и мы вместе с ним.
Памятник колюшке (которая помогла выжить блокадному Ленинграду)
Морской собор — открывается только по большим праздникам, реставрация и строительство еще не закончены.
Пообедали в небольшом ресторанчике на проспекте Ленина — все довольно дешево и вкусно.
Выехали на юг — по Краснофлотскому шоссе заехали в Ломоносов.
Зашли в Нижний парк, прогулялись вокруг дворца и до Верхнего парка.
К вечеру вернулись в ставшую уже родной гостиницу.
День 21 — 17.05. Решили провести заключительную (но не последнюю) прогулку по Питеру. Посетили действующие соборы:
Князь-Владимирский собор (1766 г)
Памятник доблести Российский войск (из артиллерийских стволов).
Так как начался дождь, отправились в Русский музей (Михайловский дворец) на экскурсию:
Знаменитый Малевич — квадрат, круг и крест (подлинники) — это сильно (ну не понимаю я этого!)
Знаменитые на весь мир полотна — исключительно положительные впечатления!
Дороги в Питере можно оценить только на пять! В пригородах — все намного печальнее — только тройка в лучшем случае.
День 22 — 18.05. Выдвигаемся в обратный путь, после завтрака в гостинице выехали в сторону дома и через 45 минут!!! (суббота) выехали из города Питера по Московскому шоссе! Вот это я понимаю — правильная организация движения — Новосибирск со своими пробками и всего 1,5 млн. жителей проигрывает вчистую.
До Москвы двигались по той же дороге, те же проблемы с пробками были в Вышнем Волочке — потеряли 1,5 часа, народ пытался объезжать по параллельным улицам, но там и дорог нет, и сходятся все в одну трассу на выезде.
Под Тверью та же проблема, застряли в пробке на объездной на час.
В пригороде Клина около 15 часов остановились на трассе, пообедали в кафе.
Далее выбирали из двух вариантов:
- двигаться от Клина на Дмитров и далее по большому кругу объехать Москву с севера,
- двигаться на Москву и по МКАДу выйти на Рязань.
После сравнения расстояний и оценки своих возможностей выбрали второй вариант и направились через Москву. МКАД на удивление прошли довольно быстро, пробок не было, в поворот на Коломну — Рязань свернули рано — дорога вела в центр. Хорошо, недалеко развернулись на перекрестке и по Е30/М5 — на Рязань. В Рязань добрались к 23 часам, полчаса кружили по городу в поисках гостиницы — выбранные по интернету оказались вживую полным отстоем. Остановились в «Четырех Сезонах», Родниковая, 28. Т.к. остался только люкс (по словам администратора весь отель был занят туристами — полный автобус видели утром), то совсем недешево — за ночь 2000, но всем остались довольны и отдохнули хорошо. Дороги в Рязани только на двойку — ям хватает везде. За день прошли хорошо 930 км — и это через Москву!
День 23 — 19.05. После завтрака, набравшись сил, выехали дальше на Самару. По дороге (через 450 км) заскочили в Пензу. Остановились в центре города, перекусили в кафе, прогулялись и отдохнули немного. До Самары добрались вечером к 20 часам, т.к. было воскресенье — на въезде в город солидная была пробка, пришлось постоять. Ну и сразу домой к родителям. За день прошли 890 км.
В Самаре остановились на три дня 20,21,22. За это время погуляли по городу, навестили друзей — одноклассников и однокурсников.
Помыл машину на автомойке «Смайл» что на Партизанской за 260 руб. Хорошо помыли, с чувством.
Дороги в Самаре — просто ужас, только кол (1), и главное никто даже не пытается создать видимость ремонта. Да и ездить по Самаре - это полный беспредел.
Старое здание Химфака Самарского политеха — почти родной дом (два года учились там).
Соседнее здание местного главы дворянства.
Новая набережная Волги в Самаре.
Товарищ Сухов, оказывается, посещал Самару.
День 27 — 23.05. Рано утром (в 7 часов) выехали в направлении Сибири. Проехали километров 100 по трассе М5 с трудом, почти непрерывный ремонт дороги с небольшими перерывами. В один из промежутков (в ремонте дороги) обогнал несколько трейлеров, при возврате в свою полосу пересекал сплошную, как оказалось, ДПС там кино снимают. Я был уже третьим в очереди, посмотрел кино, проникся, разводили еще на тест на алкоголь — не поддался. Пришлось откупиться — это единственная неприятность за все путешествие. Времени тоже потерял прилично.
Урал прошли довольно быстро, пробка была в Симе на светофоре (застряли на 1 час), затем уже побыстрее двигались и в Варгаши (за Курганом) прибыли к часу ночи. Там заночевали у родственников.
За день прошли 1125 км.
День 28 — 24.05. Вышли на финишную прямую в 9 утра. Сразу после Варгашей (километров 30 отъехали) видели ту же компанию, как и год назад. Стоят на обочине 2-3 иномарки с иностранными номерами евросоюза, вокруг суетятся 4-5 человек. Мужчины в костюмчиках, белые рубашки с галстуками. В этот раз мы не останавливались — узнали издалека, а в прошлом году пообщались — те же рожи, косят под иностранцев, липовые удостоверения личности евросоюза, машины сломались, деньги на карточке, возьми цацки — дай денег доехать до города. Печальная история — аж плакать хочется. А народ возле них останавливается примерно через одного.
Поехали опять в объезд границы через Ишим, на участке после Бердюжьего застряли в пробке на час. До этого были дожди и дорога раскисла, два встречных трейлера стащило друг на друга почти вплотную, да так и завязли оба. По обочине пара джипов пробрались, но на Фокусе там делать нечего, только тоже снесет. Видно уже давно стояли, трактор довольно быстро подошел и вытянул один трейлер, тогда и пробка стала рассасываться. Проезжали этот кусок дороги с трудом, брюхом бороздил несколько раз.
В Новосибирск домой приехали в два часа ночи уже 25 мая.
За день прошли 1350 км.
Общие итоги на весь круиз:
Итого около 102 тыс. руб.
Дополнительно: продукты, питание в кафе-ресторанах, подарки, покупки и сувениры.
После всех чисток осталось после отпуска:
Желающие могут задать дополнительные вопросы — с удовольствием отвечу.