|
«Нам сиянье пока наблюдать не пришлось, —
Это редко бывает — сиянья в цене!»
Владимир Высоцкий, 1972.
Часть 1. Рывок в Заполярье
Идея отправиться в крупнейший город мира за Полярным кругом родилась совершенно спонтанно на обратном пути из Магадана. В отличие от Тихого океана, Северный Ледовитый можно увидеть спустя всего два дня путешествия на автомобиле из Московской области. «Заманчиво!» — подумали мы с Алексеем, вновь занявшим место штурмана, и осенью 2012 года начали намечать маршрут.
Кроме знакомства с городом-героем Мурманском, наш экипаж мечтал вживую увидеть полярное сияние, но, к сожалению, четырех суток ясной погоды оказалось недостаточно, чтобы лицезреть это редкое по красоте природное явление. Что ж, видимо, пока не заслужили! Однако отмечу, что и в этот раз поездка оказалась удачной и принесла исключительно положительные эмоции.
Мой отец родился в Карелии, а от бабушки нашей семье перешла квартира в Суоярви, поэтому не воспользоваться такой возможностью для ночлега, считаю, было бы неразумно даже несмотря на лишние 200 километров дистанции. Таким образом, оставалось лишь забронировать съемное жилье в Мурманске, что и было сделано за пару недель до Нового года.
Помимо незабываемых впечатлений, путешествие в Магадан оставило после себя приличное количество мелких проблем с «четвёркой», которые были устранены мной в течение осени. Основные работы были проведены с передней подвеской: поскольку с погнутыми нижними рычагами ехать на сход-развал не имело смысла, решение попутно заменить в профилактических целях все шаровые опоры и сайлентблоки, а также оси рычагов, подушки пружин, амортизаторы и наконечники рулевых тяг выглядело верным.
Итак, 2 января 2013 года около 6 часов утра экипаж 90 стартовал из Жуковского на Север. Утеплитель радиатора не понадобился: температура воздуха установилась около нуля. Не секрет, что в разгар новогодних праздников на дорогах Москвы и области свободно как никогда, поэтому мы просто наслаждались пустыми трассами.
Во время обхода Твери буквально выручили новые блок-фары, установленные перед поездкой: они заранее выхватили из темноты трактор без огней и отражателей, который спокойно полз по единственной полосе при свободной обочине там, где все едут со скоростью около сотни (разумеется, вне населенного пункта).
На подходе к Вышнему Волочку в бачке закончилась незамерзайка — хороший повод для остановки и перекуса. Проследовав Кириши и Волхов, наш экипаж отметил, что погода стала портиться: началась метель, которая после второй трапезы на станции Инема переросла в настоящую пургу. Скорость движения неуклонно падала и в итоге опустилась до 50-60 км/ч. Вместо того, чтобы получать удовольствие от комфортного передвижения по отличному асфальту трассы М-18 «Кола», пришлось полностью сконцентрироваться: многим водителям в тот вечер секундная расслабленность стоила ухода в придорожные сугробы. К счастью, серьезных аварий замечено не было.
Граница Ленинградской области и Карелии.
Однако стоит отметить готовность дорожников Карелии к неприятным сюрпризам погоды: колонны снегоуборочной техники встречались с завидной для Центральной России регулярностью.
На посту у Петрозаводска проверка документов. «А не знаете, дорогу на Суоярви чистят?» — спрашиваю я. Удивленный сотрудник ГИБДД после паузы отвечает: «Не знаю… Скорее всего, нет…». Но мои опасения напрасны: А-133 встречает нас вполне сносной накатанной колеёй. Замечу, что вариант проезда Пряжа—Крошнозеро—Эссойла в таких климатических условиях даже не рассматривался.
На отдых в Суоярви отводим себе семь часов: не хочется попасть в Мурманск к середине хронометрической ночи. Утром хорошо знакомой мне дорогой возвращаемся на М-18 (через Поросозеро запланировали ехать на обратном пути, а 3 января нашей первой целью стал водопад Кивач).
Въезд в Суоярви по Петрозаводскому шоссе.
Заправки 2 и 3 января
Место заправки | Одометр от старта | Заправлено | Цена за литр |
Коломно (69rus) | 384 | 28,9 л | 27.69 руб. |
Кириши (47rus) | 709 | 35,6 л | 28.10 руб. |
Матросы (10rus) | 1074 | 22,2 л | 27.00 руб. |
Суоярви (10rus) | 1229 | 14,5 л | 27.50 руб. |
Кондопога (10rus) | 1395 | 18,2 л | 27.40 руб. |
Пушной (10rus) | 1703 | 18,1 л | 27.70 руб. |
Зеленоборский (51rus) | 2032 | 35,0 л | 28.55 руб. |
Пятнадцатый канал сообщает о стандартной засаде ГИБДД в Янишполе, но, несмотря на подчеркнуто дисциплинированную езду, меня все равно останавливают. Проблем не возникло, а у Кондопоги стала понятна и причина: передний регистрационный знак «Пегаса» под слоем грязи прочитать было невозможно.
Кондопога — город-герой современности. Привет от наукограда!
Свернув на Кивач, наш экипаж попал в настоящую сказку: я бывал на водопаде летом, но зимой природа в этих краях особенно очаровательна. Безусловно, это одно из тех мест, где должен побывать каждый, кто приезжает в Карелию.
После обеда у поворота на Гирвас в отличном настроении вновь устремляемся к северу. Полярная ночь встречает нас в районе Сегежи: солнца мы не увидим до 7 января.
У поселка Лоухи неожиданно попали на разбитую грунтовку: дорожники к концу 2012 года не успели привести в порядок лишь 20-30 километров трассы «Кола». Ну а мы начинаем искать в ночи стелу, обозначающую Полярный круг.
Трасса М18 «Кола». У поворота на Медвежьегорск.
Объект обнаруживается за несколько километров до въезда в Мурманскую область (южнее поворота на станцию Пояконда). Чтобы сделать фотоснимки, освещаем достопримечательности светом фар автомобиля, обозначая наиболее выступающий на дорогу угол машины красным мигающим фонарем.
Оленегорск проследовали в полночь, а еще через полтора часа практически без сил упали на койки в съемной квартире на улице Новое Плато в самом северном городе-герое бывшего Советского Союза.
4 января в самое светлое время суток отправляемся к Мемориалу Защитникам Советского Заполярья — знаменитому мурманскому Алёше. Памятник впечатляет размерами: выше его в России лишь Родина-мать на Мамаевом кургане.
На фоне сорокаметрового тёзки.
Отсюда открывается замечательная панорама порта и Кольского залива.
Мурманск. Кольский залив Баренцева моря.
Мурманск. Панорама города и порта.
Часть 2. На Кольском полуострове
После фотосессии с нашим общим тёзкой осматриваем Мемориал морякам, погибшим в мирное время, в центре которого рубка подводной лодки «Курск».
Наконец, изучили центральную площадь города — Пять Углов, где на катке царило новогоднее настроение. А вот гостиница «Арктика» (самое высокое здание в мире за Полярным кругом) в начале 2013 года находилась на длительной реконструкции.
Мурманск. Мемориальный комплекс морякам, погибшим в мирное время.
Мурманск. Площадь Пять Углов. Гостиница «Арктика».
Мурманск. Железнодорожный вокзал.
Вечер наш экипаж посвятил отдыху, ужину за рюмкой домашней «клюковки» и наблюдению за небом. Кроме того, я связался со своим суоярвским другом Дмитрием, который в этот момент проходил военную службу в районе Печенги, и сообщил ему, что 5 января заеду в гости. Ночью мы со штурманом решили по очереди (каждый час) проверять, не сияет ли, но, как уже было отмечено, в этом вопросе удача нам не благоволила. К слову, Дмитрий сообщил нам, что за полгода службы наблюдал сияние лишь однажды: всё-таки вероятность «поймать» это явление при визите на несколько дней довольно мала.
Утро вторых суток нашего пребывания в Мурманске началось неожиданно: под щеткой стеклоочистителя «Пегаса» была обнаружена записка следующего содержания.
«Уважаймые соседи! Вы мешаете нам спать по ночам, пожалуйста, во избежание конфликта делайте ремонт днем. Спасибо!» (авторские орфография и пунктуация сохранены).
Ответ я написал уже после возвращения из Печенги и оставил там же: «Извините, но вы нас с кем-то спутали. Ночью мы спим, а ремонтом не занимаемся вовсе: обратите внимание на регион в номере автомобиля». Послание дошло до адресата: следующим утром на стекле ничего не было (мою записку забрали).
Ну а 5 января наш экипаж первым делом отправился к мосту через Кольский залив, общая длина которого составляет 2,5 километра. Рядом с ним искупали в водах Северного Ледовитого океана камень-талисман с Балтийского моря, окунавшийся также в Байкал и бухту Нагаева (Тихий океан).
Мурманск. Мост через Кольский залив.
Дорога на Печенгу встретила нас прерывистой, но суровой метелью: из-за нулевой видимости с одной из встречных машин разошлись в каких-то миллиметрах, чиркнув боковыми зеркалами (повреждений или хотя бы царапину мне впоследствии обнаружить не удалось). В поселке Титовка на посту пограничной службы проверка паспортов:
Камень-талисман автомобиля купается в Баренцевом море.
— Куда следуете?
— Друг в Спутнике служит, едем навестить…
— Счастливого пути!
Встреча с Дмитрием получилась хоть и недолгой, но очень теплой: вряд ли мы могли предполагать, что когда-нибудь пересечемся в далеком Заполярье.
Встреча с Дмитрием, проходящим военную службу в поселке Спутник.
Добравшись до Печенгского залива Баренцева моря, наш экипаж встал на обратный курс. Дорога не позволяла отвлечься ни на секунду: в одном из поворотов попутная легковушка в результате заноса скатилась под откос. Оказав посильную помощь людям (к счастью, никто не пострадал), мы продолжили путь с удвоенной концентрацией внимания и до Мурманска добрались без приключений.
На фоне Печенгского залива Баренцева моря.
Автодорога А138 Мурманск — Печенга.
Вид на Мурманск с западного берега Кольского залива.
После уточнения расписания экскурсий по атомному ледоколу «Ленин», было решено 6 января посвятить посещению легендарного корабля и областного краеведческого музея.
Последний особенно удивил богатством коллекций: с интересом исследовать экспозиции, расположенные на нескольких этажах, можно очень долго. Таким образом, гостям города настоятельно рекомендуем посетить и ледокол, и музей!
Часть 3. Возвращение домой
Пришло время собираться домой, а рождественским утром нас провожали уже хорошо знакомые, но пустынные улицы Мурманска. С погодой в этот раз повезло: снега на дороге не было, поэтому спокойно держали скорость у отметки 105 км/ч.
Этот факт позволил выделить время на посещение Кировска и одним глазком увидеть Хибины. Кстати, название Хибиногорск, на мой взгляд, куда больше подходит этому городу.
Мурманск. Атомный ледокол «Ленин».
Реакторный зал ледокола «Ленин».
Мурманск. В областном краеведческом музее.
Мурманск. В областном краеведческом музее.
Отметив, что для знакомства с местной природой нужно будет обязательно вернуться сюда полярным днем, возвращаемся на прекрасную трассу М-18.
Из придорожных заведений лучшим, по нашему мнению, является кафе «Уют» в поселке Зеленоборский: большие порции, вкусная еда, а сверхдемократичным ценам я в первые секунды после их оглашения даже не поверил.
Заправки 4, 5, 6 и 7 января
Место заправки | Одометр от старта | Заправлено | Цена за литр |
Мурманск (51rus) | 2367 | 20,2 л | 29.69 руб. |
Мурманск (51rus) | 2676 | 33,4 л | 29.89 руб. |
Зеленоборский (51rus) | 3079 | 35,5 л | 28.55 руб. |
Пушной (10rus) | 3407 | 32,0 л | 27.70 руб. |
Суоярви (10rus) | 3810 | 29,1 л | 27.50 руб. |
От повторной фотосессии на Полярном круге наш экипаж, разумеется, удержаться не смог, ведь необходимости колдовать с освещением и пользоваться штативом, очень пригодившимся в течение поездки, в этот раз не было.
«Привет родному наукограду с Полярного круга!».
Из Кемского района передали виртуальный привет современным Буншам, раздающим острова на Амуре китайцам, здесь же впервые с третьего января увидели солнце.
После трапезы в неплохом кафе «Трасса» у поворота на Сегежу немного расслабились, но довольно быстро вернулись в тонус: впереди идущий автомобиль был подрезан перебегавшим дорогу лосем. Нам же пришло время старой Мурманской трассой сворачивать на Юстозеро, где какое-то время по разбитой колее ехали в сопровождении зайца.
Поворот на Поросозеро никак не обозначен: если бы не современные GPS-технологии, наверное, пришлось бы ощутить себя витязями на распутье. Зато после въезда в Суоярвский район покрытие улучшилось, что в очередной раз заставило меня похвалить дорожников малой родины.
Заяц всего один: фото испорчено выдержкой.
В поселке Поросозеро тем временем полным ходом шло празднование Рождества, поэтому наш экипаж вновь проникся непередаваемой атмосферой зимней сказки. Наконец, по красивым раллийным изгибам грунтовки через водораздел Суны и Шуи мы выскочили к Суоярви.
Перед заслуженным отдыхом я мельком показал Алексею город и заправил автомобиль, причем на АЗС нам запомнился разговорчивый кот.
План на 8 января казался простым: поскольку стандартный маршрут по М-18—М-10 уже приелся, в Жуковский было решено ехать через Петрозаводск, Вознесенье, Вытегру, Вологду и Ярославль. В столице Карелии — небольшая экскурсия для штурмана и перекус.
Асфальт ожидаемо закончился в районе села Шелтозеро, но это не помешало нашему экипажу прибыть в Вознесенье задолго до тринадцатичасового парома. Не удивляйтесь: исток реки Свирь зимой не замерзает. Сразу вспомнилась переправа через Алдан в Якутии, а особенно дежавю усилилось после выезда в сторону Вытегры: качество здешней гравийки (привет Ленинградской области!) в январе находилось на уровне Колымской трассы.
Петрозаводск. Железнодорожный вокзал.
Петрозаводск. На перекрестке проспекта Ленина и улицы Фридриха Энгельса.
Вознесенье. Паром через исток реки Свирь.
Вознесенье. С местным жителем, который тоже ждет паром.
Впрочем, выработанный прошлым летом «иммунитет» мы растерять еще не успели, поэтому, немного поворчав, довольно быстро оказались в Вологодской области. Сразу отмечу, что лично меня местные дороги разочаровали: если унылые пейзажи воспринимаются вполне спокойно, то невозможность двигаться с нормальной скоростью из-за дырявого покрытия (район Вытегры) или неадекватных ограничений скорости в совокупности с засадами ДПС («70» на прямых ровных участках у села Липин Бор) утомляет не на шутку.
Вознесенье. Онежское озеро. Исток реки Свирь.
В итоге из-за низкой средней скорости на обход Вологды наш экипаж вышел уже в полной темноте — осмотреть достопримечательности (например, подводную лодку Б-440 в Вытегре и ансамбль Ферапонтова монастыря близ Кириллова) возможности не было.
Заправки 8 и 9 января
Место заправки | Одометр от старта | Заправлено | Цена за литр |
Петрозаводск (10rus) | 3946 | 14,5 л | 27.60 руб. |
Вытегра (35rus) | 4185 | 17,7 л | 28.25 руб. |
Вологда (35rus) | 4510 | 24,8 л | 28.25 руб. |
Переславль-Залесский (76rus) | 4869 | 30,4 л | 26.30 руб. |
Дальнейшие события показали, что вологодский сотрудник ГИБДД был выбран в качестве героя известного юмористического шоу неслучайно: на посту у Грязовца меня останавливают за движение со скоростью 105 км/ч вне населенного пункта. Более того, инспектор не поленился продемонстрировать мне фотографию с камеры, установленной на обочине за пару километров до поста, и заполнить постановление о сторублевом штрафе! Учитывая, что трасса М-8 «Холмогоры» в этом месте отремонтирована и большинство водителей движутся с куда большей скоростью, меня охватило чувство откровенного непонимания и негодования по поводу такого крохоборства. Но уже в Жуковском я сделал вывод, что исключительно благодарен этому гаишнику: ни одно средство для борьбы со сном в пределах ста рублей не дало бы такого заряда бодрости.
В Ярославле состоялась встреча с Владимиром aka Странник — товарищем по клубу любителей ВАЗ-2104, на которой мы обсудили особенности путешествий на автомобиле по Европейской России и не только.
На посту у Переславля-Залесского стандартная проверка документов: не припоминаю, чтобы когда-либо удалось проскочить его без остановки в сторону Москвы.
Домой экипаж 90 прибыл в отличном настроении около двух часов ночи 9 января: нам удалось полноценно насладиться настоящей зимой на Русском Севере.
Итоги
Полный маршрут путешествия (в скобках — километраж от старта):
Замечу, что по итогам поездки я укрепился в своем мнении о том, что трасса М18 «Кола» Санкт-Петербург — Мурманск является на данный момент одной из лучших автомобильных дорог нашей страны.
Из всех вариантов маршрутов Москва — Карелия и Москва — Мурманск самым быстрым однозначно является путь М10 «Россия» — Кириши — М18 «Кола».
Видеоматериалы (низкое качество): плейлист YouTube.