|
Сборы
Зимой этого года нам предложили съездить в Карелию. Сплавиться по речке, а затем покататься на велосипедах и посмотреть достопримечательности. Идея была чрезвычайно интересной, но ехать в компании тех, кто ее предложил, не хотелось. По крайней мере, из-за того что сплав предполагался по какой-то простейшей речке в составе коммерческой группы, а после нескольких лет занятий каякингом, это было, мягко говоря, неинтересно.
Поэтому мы с женой начали искать себе другую компанию. Но как водится, в Волгограде на предложение поехать куда-то в Карелию на пару неделек поплавать, на великах поездить, грибов покушать, рыбки половить (при этом, без какого-либо четкого плана) никто не подписывался.
Пришлось призывать на помощь Интернет, и судьба распорядилось так, что во время поисков информации о местных реках я на «Весле.ру» увидел объявление о поиске попутчиков в поездку на Север, с посещением Белого Моря, Хибин, Кольского полуострова, велопоходом, каякингом и рыбалкой. Мимо такого пройти было просто невозможно! После чего уже искать попутчиков стало проще, и среди тех, кто когда-то занимался водным туризмом, на предложение ехать на Север откликнулся Андрей с семьей.
Ехать решили на нашем Nissan Wingroad, оснащенным, к тому времени, фаркопом. Подумали, собрались и поехали. Впятером на «Вингроаде», прихватив с собой три каяка и пять велосипедов.
Дорога. Что же сказать по этому поводу… Для начала стоит разбить ее на четыре участка:
Пункт первый. Кратчайший маршрут до Москвы — это трасса М-6, к сожалению, дорога эта находится в отвратительном состоянии. А летом этот момент еще усугубляется трафиком, который в раз десять превышает предел, рассчитанный для этой дороги, поэтому решено было объехать сие счастье по более длинной, но ровной дороге. По Ростовской области крюк 200 километров, зато ровная дорога преходящая в М-4 на границе с Воронежской областью. Подробное описание этой дороги изложено в ветке ЮФО на форуме Drom.ru: https://forums.drom.ru/yufo/t1151219156.html
Пункт второй. По большому счету — очень хорошая дорога, за исключением участка около 100 километров на объезде Санкт-Петербурга через Старую Ладогу, трафик приемлемый, ехать легко.
Пункт три. Дорога 50 на 50. Половина очень ровное полотно, половина — тихий ужас. Последний осложнен еще чрезвычайно низким трафиком и пустынностью мест, практически отсутствуют населенные пункты и заправки.
Ну и пункт четыре. Дороги в большинстве своем — очень хорошие, трафик низкий, Ментов нет, рай, одним словом, правда, заправки в этом раю не часто увидишь, да и ценник на них не радует…
Сборы и дорога на Север
Авто, на котором мы собирались ехать, представляет собой Nissan Wingroad c 1,8 литровым движком и полным приводом, используется мной для поездок по городу, в результате всегда содержится в хорошем состоянии, но несмотря на это перед поездкой решено было провести ему генеральное ТО, которое вылилось в замену масел ДВС, автомата, заднего моста, а так же свечей, воздушного и маслянного фильтра. Инструмент в виде отверток, плоскогубцев, изоленты, ВД-40 и небольшого количества ключей и шестигранников я брал, но в основном для ремонта и настройки велосипедов. Во время упаковки прицепа, в пятницу вечером, были обнаружены небольшие проблемы с левым фонарем. У него периодически переставали гореть то габариты, то стоп-сигналы. Быстро решить проблему не удалось и пришлось ей заняться углубленно на следующий день.
Но следующий день, как назло, на мою голову кроме прицепа свалилась куча работы, которую необходимо было сделать до отъезда. После того как работа была выполнена, пришлось заниматься фонарем. Проблема оказалось в криворуком электрике, который уже пытался его ремонтировать. После аккуратной переборки фонаря он ожил, единственным минусом ремонта оказались случайно погоревшие предохранители, из-за которых перестали работать центральный замок и поворотники.
А предохранителей в «Ниссане» много! Пока я нашел тот, что отвечает за поворjтники, времени прошло немало. И восстановив их, я решил не заморачиваться с ЦЗ, и ехать так. Как же я был неправ…
Машина-то поехала, но ощущение было, такое, что управляешь «Запорожцем», а не чудом японской техники. В горку больше 60 ехать не получалось, по прямой скорость достигала 110 очень в редких случаях ну и, как водится, расход подходил под 12 литров…
До Москвы, как уже писал выше, мы ехали хитрым путем. Удлиняющим путь на 200 км, но делающим дорогу более ровной. Дорога по Волгоградской и Ростовской области была пустынной, а М-4 встретила нас трафиком в сотни раз большим, а заодно и подарила подарок в виде куска покрышки от КамАЗа, попавшего нам в бампер. Результатом стал поцарапанный бампер, потерянная декоративная накладка на ПТФ и оторванная защита арки. Защиту прикрутили обратно, матюгнулись и поехали дальше.
Скорость перемещения определенно не радовала, выехав из Волгограда около 17:00, в Московскую область мы въехали только к 9 утра. И тут нас поджидал сюрприз! Сзади раздался бум, прижавшись к обочине, мы обнаружили скончавшуюся покрышку на прицепе. И тут нас ожидал второй сюрприз — «балонник» от колес «Нисана» к прицепу не подходил…
На счастье, чуть поодаль стояла «Волга», и у них оказался нужный ключ. Поменяли колесо и поехали, думая над тем, где нам купить «балонник» и редкую резину 10 диаметра…
На въезде в Москву пришлось встать в пробке на пару часов. М-4 активно ремонтируют, в результате чего дорога сузилась в два раза. В то время пока мы стояли в пробке, наши попутчики неспешно выехали в сторону Карелии и в Москве мы не задержались. Проскочив ближе к полудню по МКАД, мы бросились их догонять. Во время остановки, на одной из заправок в Московской области, я все же решил починить ЦЗ и найдя за пять минут сгоревший предохранитель восстановил его.
И тут же случилось чудо! Машина поехала! Даже полетела! Было ощущение, что к ней приделали крылья. Скорость передвижения тут же увеличилась, а расход упал.
Но все равно до места встречи на Большом Толи мы не доехали километров 200. После бессонной ночи, ближе к полуночи рулить стало совсем невозможно, и мы встали ночевать на берегу какой-то речушки. Поспав несколько часов и наскоро перекусив, мы тронулись дальше. По пути делая остановки для разорения на ягоду местных лесов, а так же фотографирования окрестного великолепия!
Таким образом, через несколько часов, мы прибыли в поселок Матросы, где нас уже ждали Кап. Смолит с семьей на черном «Ховере». В этот день решили заехать в Петрозаводск, после чего доехать до окрестностей Кандалакши.
Петрозаводск
Цель визита в сей славный город была очень проста: пополнить запасы провизии, а также попробовать найти резину для нашего прицепа, ибо та, что на нем стояла, медленно, но верно подходила к своему концу. Провизии закупили, а вот покатушки по городу в поисках резины толку не дали, ее нигде не было, хотя в процессе этих покатушек произошел один довольно забавный случай:
Мы ехали от какого-то магазина и подъезжали к круговому перекрестку с нерегулируемым пешеходным переходом, сбоку от которого стояли доблестные ловцы нарушителей скорости. А к переходу тем временем подходили пешеходы, я посмотрел на ДПС-ников, они на меня, пешеходы тоже меня увидели и от удивления даже остановились, толком не успев зайти на переход, по которому я тем временем проезжал.
Но инспектора в этом почему-то увидели нарушение, но палочкой помахать не успели… Я уехал. Нет бы, по-человечески, все оставить как есть, так нет, погнались с люстрой.
Некоторое время их игнорировал, но после второго поворота притормозил и попросил жену узнать, не нас ли они хотят. Она открыла окно, и поинтересовалась: «Чего господа так настойчиво за нами катаются и орут в матюгальник?». Оказалось, что господа желают, чтобы серебристая иномарка с прицепом прижалась к обочине. Отказать не было сил!
Прижались.
Я впереди, они чуть поодаль. Пару минут постояли, лейтенант, видимо, понял, что к нему не придут, и вышел сам. Погулял у прицепа, пощупал лодки, еще погулял и пошел к жене. Она жестами показала, что руль у иномарки справа. Он, конечно, расстроился, но и ко мне подошел. Я же без всякой задней мысли открыл окно, мы посмотрели друг на друга и дабы не затягивать и без того ставшую неловкой паузу, я и сказал: «Здрасти!».
Это был финиш, пассажиры говорят, глаза у лейтенанта стали очень большими, и пауза все-таки затянулась. Хотя надо отдать должное, секунд десять ему хватило, чтобы прийти в себя и поинтересоваться есть ли у меня вообще права.
Они были, я ему их даже дал подержать. Поинтересовался: «А что с машиной, может и на нее документы есть?», документы оказались, даже доверенность была. Ее хотели проверить, но оказалось, что и собственник в машине. Поэтому у меня вежливо поинтересовались, не составит ли мне труда, покинуть авто и выйти.
Мне труда не составило. Вышли.
Начали говорить, если сказать коротко, то смысл следующий: я не прав и пешеходов надо пропускать. С последним не согласиться было невозможно, а в чем не прав — было непонятно. Попытались вспомнить ПДД, консенсуса не нашли. Он сказал, что его напарник — свидетель моего преступления. Мне пришлось не согласиться, ведь настоящие свидетели сидели у меня в салоне, и их было больше.
Он назвал их заинтересованными лицами, я поправил, что заинтересованное лицо лишь он с напарником.
Еще побеседовали. В том числе о жизни. Уточнили, что с нарушением я не согласен. Подумали.
Еще раз уточнили. Мне отдали документы и пожелали счастливого пути. Я попрощался и пожелал удачной охоты… Тьфу… дня.
Все разъехались...
После чего мы погнали дальше на Север, дорога была жуткой, стойки пробивало на ура, лил дождь, связь не работала, но все же к 4 утра мы добрались до одного из древнейших поселений тех краев — Ковды.
Ковда, Кандалакша и Белое Море
Ковда – одно из самых старых и больших поселений Кандалакшской губы, расположено в устье реки Ковда. В XV веке Ковда уже была отмечена на картах. А в 1905 году она была больше Кандалакши. На сегодняшний день там проживает не больше 20 коренных жителей и вид ее больше похож на старинную заброшенную деревушку.
Прибыв в лесок неподалеку от деревушки рано утром, мы немного выпили пивка и разошлись спать по палаткам под моросящим дождиком. Дождик моросил всю ночь, как же кайфово было спать под этот шум в палатке, после почти трех ночей, проведенных в дороге!
Утро началось ближе к полудню, собравшись и позавтракав, мы пошли на осмотр достопримечательностей Ковды, в виде церкви и необыкновенно красивой местной природы. Вид мраморного неба на фоне ярко зеленых лесов и темной воды завораживал!
На сегодняшний день были планы добраться на Мыс Кораблик, недалеко от поселения Варзуга. Дорога наша пролегала через Кандалакушу, где под проливным дождем мы заскочили в супермаркет, после чего поехали в сторону Умбы. В Умбе, залившись на заправке под полный бак, мы повернули на Варзугу. Вскоре асфальтовая дорога превратилась в укатанный грейдер, по которому нам предстояло пройти еще около 100 км.
По дороге, нас обогнала колона пикапов, а мы тем временем потихоньку двигались вперед, делая редкие остановки для фото окрестностей. И ближе к полуночи мы все же добрались до места нашей стоянки, остановившись на берегу Белого моря в 15 километрах от Варзуги, недалеко от лагеря ребят из «Пикап-Клуба».
Потери за день составили еще одно пробитое колесо на прицепе. Запасок не было, поэтому решил с утра ремонтировать остатками старой камеры и велосипедными заплатками.
Интересное ощущения — находиться за почти 3 500 километров от дома с разбитым прицепом, у берега Белого моря и почти на краю Земли. Хотя в этом был и положительный момент, если забыть о прицепе, то можно было с уверенностью сказать, что мы добрались до первой части нашего путешествия, мыса Кораблик. Посему решение проблем было отложено на утро, поэтому мы приготовили шашлык на углях, которые предусмотрительно взял Смолит, и употребили его под пиво и разговоры на высокие темы.
Про прицеп и конструктор
Что же прицеп, который поехал с нами в путешествие, был произведен в далеком 1994 году, а после куплен в магазине «Спорттовары» моим отцом. Что с ним было в лихие 90-е я точно уже не помню. На нем возили картошку, стройматериалы, умудрились сломать, а затем сварить раму… А к началу 21 первого века загнали в гараж и успешно забыли про его существовании.
Несколько лет спустя, где-то в 2005, собираясь в турпоход на Кавказ, я вспомнил про его существование, он был извлечен из гаража, прикреплен к «Газели», после чего успешно начал возить барахло туристов на Кавказ. Так было до лета 2009, когда мы собрались на Север. Впервые на прицеп решено было сделать хоть какое-то ТО, которое вылилось в замену уже почти дохлых покрышек на «новые», правда то, что эти покрышки где-то провалялись 10 лет, в учет взято не было. И это сыграло свою роль…
Проблемы с резиной начались под Москвой, о них уже было сказано выше, затем на протяжении всей дороги был замечен повышенный износ корда на обоих колесах и их повышенная температура, а в конце-концов завершилось это дырой в два пальца на корде одной из покрышек где-то в 250 км от ближайшего крупного города. И по лицам всех, кто эту дыру увидел утром, читалось одно слово на букву П…
В голову пришла только идея отреставрировать колесо по методу «маршрутчик», заправив в него кучу шуб и как-то добраться до цивилизации. Помешало этому одно – разбортировать его без ломика не получилось. Пришлось обращаться за помощью к соседям, соседи на просьбу одолжить ломик, для начала осведомились, зачем он нам нужен, а после того как узнали, что у нас «немного» испортилась резина, подошли к делу основательно. Спустя 20 минут вся ходовая прицепа была ими разобрана до основания…
А мы были отправлены за запчастями и хоть какой-то резиной в Кандалакшу.
Хочется сказать пару слов о местных жителях. Таких отзывчивых людей в наших краях днем с огнем не сыщешь! Тут же начиная от продавца в магазине запчастей из поселка Умба, заканчивая бизнесменом из Кандалакши. Практически любой нами встреченный на пути человек пытался нам чем-то помочь. Хозяин магазина в Умбе, долго обзванивал знакомых, узнавая, где можно найти резину на 10-дюймовые диски. Затем кто-то из его знакомых посоветовал нам снять колеса с «Запорожца» и тут же нашелся тот, кто знал, где лежит разбитый «Запор». Затем какой-то человек долго возил нас по Умбе в поисках хозяина этого «Запора», а когда оказалось, что его резина не подойдет, рассказал, где это может быть в Кандалакше.
В целом, после неудавшейся эпопеи с разграблением убитого «Запора», мы поехали в Кандалакшу, в расчете найти нужную резину, а если это не удастся, хотя бы купить колеса от «Оки». К сожалению, чем больше мы посещали магазинов в Кандалакше, тем больше становилось понятно, в какой мы оказались заднице. Нужная резина отсутствовала как класс, а колеса от «Оки», даже если бы нам удалось их приколхозить, вероятнее всего разлетелись бы в хлам очень скоро.
Впору было начать паниковать, но тут один добрый бизнесмен на разборке, предложил прицеп, без доков валяющийся у него на базе, за 5 000. К великой радости прицеп оказался коричневого цвета…
Идея пришла в голову сразу — надо сделать конструктор! Прицеп взяли, прицепили и покатили в сторону Умбы, благо ГАИ-шников тут, по словам местных, отродясь не было.
На место прибыли ближе к полуночи, народ в нашем лагере был в шоке от приобретения, соседи же сказали, что решение взять другой прицеп было правильным. А заодно и посоветовали не маяться дурью, пытаясь перевесить номера кузова с одного на другой. А просто положить, табличку с номером от старого прицепа в салон, мотивируя тем, что вряд ли найдется инспектор, который не побрезгует подойти к этой ржавой хреновине. На том и порешили. Просто перевесив регистрационные знаки и случайно капнув солидола на табличку с номерами, мы получили отличный «конструктор под документы», на котором в дальнейшем и продолжили наше путешествие.
Хотя дороги взяли свое, и к конструктору нам пришлось еще докупить амортизатор, а так же немного его проварить, но об этом позже.
Мыс Кораблик, Варзуга и велопокатушки
Пока мы ездили в город, ища запчасти для прицепа, остальной народ устроил велопрогулку длиной 50 км. Прокатились по заброшенным селеньям, добравшись до Северной пустыни, а так же накололи аметистов на берегу Белого моря.
После того как новый прицеп был куплен, мы смогли тронуться дальше и посетить еще одно древнее поселение Кольского — Варзугу. Первые упоминания об этом поселнии датируются XV веком. В настоящее время Варзугу хотят превратить нечто похожее на Кижи, поэтому сейчас туда активно строят дорогу, а так же улучшают быт местных жителей. Такой школе, которую построили в Варзуге, позавидовал бы любой город!
Мы же погуляли по поселению, сфотографировали местные церкви, зашли в магазин, после чего отправились в Умбу за сувенирами и семгой. Последняя была успешно поймана в количестве двух штук в одном из домов деревни. Клевала рыба на зеленую купюру номиналом в 1 000 рублей. Следующей целью нашего путешествия стал каякинг на местных речек, начинать, решили с Умбы.
Каякинг на Кольском
Каякинг, если говорить в общем, — что-то типа рафтинга, но на маленьких лодочках. Приехать на Кольский и не поплавать было бы совсем неправильным, поэтому один день был посвящен именно этому. В подробностях рассказывать не буду, а вкратце: поплавали по двум речкам Умба и Колвица. Прикольно, но мало. Можно было бы и больше, да времени не было.
Дорога до речек нормальная, по крайней мере туда я проехал на перегруженном «Винге», хотя кое-где и цеплял днищем и повеселили попутчиков тем, что перед покорением каждой большой лужи сначала гулял по ней в шлепках, чтобы случайно не утопить авто.
Хибины
Хибины — крупный горный массив на Кольском полуострове. Высота гор достигает 1 191 м. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными ледниками и снежниками. Горная порода Хибин богата апатито-нефелиновыми рудами, являющимися ценным сырьём для производства минеральных удобрений. А так же являются любимы местом многих туристов.
Нашей целью был велопоход на три — четыре дня по Хибинам. Стартом стал город Кировск, где на одной из стоянок мы оставили наши авто, распаковали велосипеды и тронулись в путь. Путь был недолг, немного отъехав от города и удалившись в горный масси,в мы остановились на ночевку. Так получилось, что ровно в этот день у нас с Дашей оказалась годовщина свадьбы, которую решено было отметить. Огромный праздничный стол организовать, конечно, не удалось, но все равно мероприятие получилось довольно оригинальным. Еще бы, пить шампанское, закусывая ананасами, в середине лета, при температуре окружающего воздуха около 0 градусов, — это запомниться должно хорошо!
С утра мы продолжили нашу поездку. День выдался пасмурным и дождливым, поэтому скорость движения оказалось очень низкой. За несколько часов, изрядно подмерзнув, мы взобрались на перевал, спустились с него и устроились на стоянку ближе к противоположному концу гор.
Следующий день был посвящен радиальным выходам на окрестные плато и достопримечательности. Очень красивый водопад не поразил совсем, особенно учитывая, что сигануть с него было нереально, а вот подъем на перевал…
Растительности в Хибинах немного, в основном карликовые деревья и мох, но к моменту приближения к вершине она исчезает вовсе! Идешь по голым, серым камням, окутанных густым туманом, ощущения такие, что попал на Луну.
По возвращению мы активно собирали грибы, причем брали только белый гриб, сыроежки и подобное за грибы уже не считая. Вечером, раздобыв сухих дров, забацали грибной супчик, а так же шашлык из грибов, которых вокруг стоянки росло превеликое множество. Особый колорит посиделкам добавлял чай, кипятившийся в пивных банках, т.к. нормальной посуды для приготовления пищи на костре не было.
На следующее утро было пора отправляться назад в Кировск. Учитывая скорость передвижения в первый день, встали пораньше, дабы быть уверенными, что к вечеру мы доберемся до места. Но день оказался на удивление хорош. Педали крутились легко и всего через пару часов мы с Дашей уже были на стоянке, а еще через полчаса в кафе где попили горячего кофе ожидая остальных.
Следующим пунктом путешествия решили назначить Карелию, а точнее реку Янисйоки, где по идее должна была быть хорошая рыбалка и водопады, с которых можно было попрыгать на каяке.
Карелия
Дорога до места заняла почти сутки и завершилась на берегу Янисокики звуком «кряк», донесшимся откуда-то из-под днища прицепа. Оказалось, это был последний кряк крепления амортизатора. Но раз неприятность случилась уже по прибытию на место, мы решили оставить ее разбор на утро.
Утром было обнаружено, что на месте отключили все водопады, заодно и не ловится рыба, зато грибов вокруг оказалось навалом.
Поэтому весь день был посвящен покатушкам на велосипедах, фотосъемке местной природы. Вечером в близлежащем поселке нашелся профессиональный сварщик, который согласился нам заварить крепление. Но после того как мы притащили ему «пациента», он заодно переварил всю раму. При этом взяв всего сотню за работу, а заодно посоветовал хороший шиномонтаж. Славику из Харлоу наш глубочайший респект!
Вечер этого дня был последним в нашем совместном путешествии, Смолит с семьей собирались ехать на Соловки, ну а нам надо было отправляться домой, дабы прибыть туда к концу отпуска. Поэтому мы наконец смогли приготовить плов и поджарку из грибов, а так же замечательно посидели вечером у костра.
Утром, собрав лагерь, мы разъехались. Наше путешествие до дома ничем знаменательным отмечено не было. Перегоревшую лампочку в ПТФ и фару так и не купили, а прицеп вызывал только отвращение, и подходить к нему никто не хотел. Поэтому до дома добрались без приключений примерно за двое суток, после чего еще полсуток проспали, а после, как это ни грустно, пришлось выходить на работу…
ПС: Как и говорил, главной поломкой за поездку стала перегоревшая лампа ближнего света и балансировка всех колес + подарок от КамАЗа, вылившейся в замену накладки и лампочки ПТФ, а так же покраски бампера.
Также по возвращению сменил масло ДВС и проверил ходовую, в результате чего сделал сход-развал и сменил пыльники передних амортизаторов, т. к. один из них треснул в районе отбойника.
Источник: http://kayakclub.ru
Автор: Сергей
Фотографии: Сергей, Дарья