|
Cамое главное в любой экспедиции — это
четко понимать грань, где кончаются приключения
и начинается писец.
(с) Ирина (наш Штурман)
Всем доброго времени суток. Идея о поездке в Карелию и Мурманск пришла достаточно спонтанно. Изначально планировалось поехать в республику Беларусь, но после прочтения одного из «выживальческих» произведений (Яна Вагнер «Вонгозеро») возникла мысль «А почему не рвануть в Петрозаводск и Мончегорск?». В самом тексте будет присутствовать реклама Hyundai, Роснефть и здравого смысла.
Но давайте обо всем по порядку. Для начала хочу представиться и кратко рассказать о себе. Зовут меня Андрей, мне 28 лет, работаю я обычным системным инженером в ИТ-компании. Очень люблю путешествовать на авто и в этом году успел побывать в Пскове и Изборске, Тольятти, 3 раза прокатиться в Воронеж, ну и посетить Крым. Кстати об авто: в наличии Hyundai IX35 2011 года выпуска с дизельным движком объемом 2 литра, мощностью 184 лошади и всесезонной резиной Dunlop Grandtrek AT3. Свое внимание на резине я заострил не просто так, и дальше вы это поймете. В итоге, собрав команду из водителя (меня), штурмана (хорошая знакомая, которая уже была в Териберке и Карелии) и моего хорошего товарища, мы 31 октября двинулись в путь. Нам предстояло преодолеть 5000 км за 6,5 дней и посетить много интересных мест. Но впереди было 1000 км пути до Петрозаводска.
Из Москвы мы поехали по М-9 (Балтия) до А-108 (большая бетонка), по которой потом доехали до Клина и уже свернули на М-10 (Ленинградское шоссе). Перед Торжком попали на эпичный ремонт дороги и решили проехать пробку через город. «Фигвам», — сказали нам дорожники, так как единственный мост через железную дорогу, которая разбивает Торжок на две части, оказался на реконструкции. Пришлось возвращаться обратно на трассу и толкаться в пробке вместе с остальными. С учетом пробки и попытки объезда было потеряно около 40 минут. По пути обратил внимание на постройку объезда В. Волочка — съезды практически уже готовы, разметка нанесена, знаки установлены, правда, пока закрыты. Так что сроки открытия (декабрь 2014 года) выглядят вполне реальными. Кстати Волочек мы проскочили без проблем.
Дальше наш путь пролегал по А-115, на которую мы ушли примерно через 8 километров после населенного пункта «Чудово». Сразу хочу предупредить, что на этой трассе нет нормальных заправок, так что, если у кого критичен вопрос о качестве топлива, то лучше заправиться на М-10 или Р-21.
Кстати, немного про эту трассу. Р-21 (бывшая М-18, она же Мурманское шоссе) — дорога федерального значения с практически идеальным покрытием от Санкт-Петербурга. Характеризуется малым количеством трафика, очень широкими обочинами, небольшим числом заправок (расстояние между нормальными заправками местами может смело достигать 300-400 км, поэтому планируйте свои заправки заранее) и практически полным отсутствием освещенности. Количество населенных пунктов тоже достаточно небольшое. Последние 200 км до Петрозаводска я проехал на автопилоте. В город мы приехали около 4 утра и тут же трупами упали на кровать. Спать нам оставалось чуть меньше 5 часов.
Утро встречало нас тяжелыми облаками и достаточно теплой по местным меркам погодой. В Онежском озере около гостиницы спокойно и вальяжно плавали утки.
Позавтракав, мы двинулись в Рускеалу и далее Кивач. До Рускеалы мы поехали по А-130 и далее свернули на А-121 (Сортавала). Обе дороги с приемлемым покрытием, но очень извилистые. «Как телега прошла, так дорогу и положили», — прокомментировала наш штурман Ирина.
В скором времени мы добрались до Рускеалы и первым делом пошли смотреть Мраморный Каньон. Примечателен этот каньон тем, что практически все красивейшие здания Петербурга построены из добытого здесь мрамора. Ну и плюс, здесь проходили съемки фильма «Темный мир».
Несмотря на многолюдность и популярность этого места, вода здесь остается достаточно чистой и прозрачной.
Вот такой красивый сквозной проход сквозь мраморную скалу. Внутри имеется глубокая впадина, которую, к сожалению, загадили туристы.
На Севере погода меняется очень быстро и неожиданно. Снег пошел так же неожиданно, как и прекратился.
Зимой в эти пещеры тоже можно и нужно спускаться.
Всего лишь за какие-то 1000 рублей можно было спуститься по этой веревке на альпинистском снаряжении. Психическое здоровье мне было дороже. Лучше я с парашютом прыгну. Потом.
Даже несмотря на несезон, народу было достаточно. Кстати, каньон очень популярен зимой. Вдоволь насмотревшись на мрамор, мы решили поехать в нашу следующую точку — водопад Ахвенкоски.
Отличительными особенностями водопада является то, что сам поток воды у него интересного оранжево-желтого цвета из-за торфяных залежей, а сама вода в озере — черного цвета.
Закончив осмотр всех достопримечательностей, мы поехали обратно в Петрозаводск. Темнеет поздней осенью в северных широтах достаточно рано, поэтому по дороге домой мы смогли немного поснимать закат на берегу Ладожского озера.
Утро следующего дня показало нам один из красивейших рассветов, которые я видел в своей жизни.
Испив кофе и откушав овсянки с бутербродами, мы двинулись дальше. Следующей точкой были Кировск и Хибины. По пути мы заехали в Кондопогу и посмотрели местную церковь.
Скажу сразу, что это не фотошоп. Скорее всего — это скопившаяся влага, так как церковь находилась какое-то время в закрытом состоянии. Мы были первыми постетителями за, наверное, последние недели две-три.
По пути из Петрозаводска в Кировск был так же водопад Кивач, который мы, конечно же, не могли проехать мимо.
Полярный круг мы преодолевали уже в темноте. Многие водители, когда проезжают мимо этого знака, сигналят.
В Кировск мы приехали поздно вечером. Утром нас ждало первое серьезное разочарование — облака за окном сказали нам, что гор мы не увидим.
Немного расстроившись, мы решили, что где же наша не пропадала и все равно поехали в горы. Их мы так и не увидели. Зато вокруг нас постоянно крутились спасатели на снегоходах. Видимо, они боялись, что мы поедем туда, откуда потом можем не выехать. Но люди мы со здравым смыслом и рисковать не стали.
Всесезонка прекрасно показала себя на снегу. Четкое сцепление и никаких заносов.
По пути в Мурманск мы заехали на железорудный карьер в Оленегорске. Таких масштабов видеть еще не доводилось.
Дальше наш путь продолжился до Мурманска практически без остановок. Оговорюсь лишь, что Мончегорск и окрестности представляли из себя очень грустное зрелище. Повсюду выжженная земля, почти полное отсутствие какой-либо растительности и полностью пожелтевшая земля. Последствия никелевого производства видны невооруженным взглядом. Но довольно о грустном.
В сумерках мы доехали до Мурманска. М-18 пролегает правее города на достаточной возвышенности, поэтому рассмотреть город можно уже на подъезде к нему. И знаете, что? Город прекрасен. Город достаточно большой, хотя первое впечатление диаметрально противоположное. Возникает оно за счет того, что в ширину Мурманск не очень большой, но сильно вытянут вдоль побережья Баренцева моря.
По приезде мы сразу же поехали на вершину Абрам-Мыса — микрорайона города Мурманска, на котором есть хорошая смотровая площадка, с которой открывается прекраснейший вид на город.
На фотографиях показан порт — градообразующее предприятие. Сам порт грандиозен и похоже, что работа там не останавливается даже ночью. Ну а мы поехали дальше — к памятнику Защитникам Заполярья.
Мемориал был открыт в 1974 году и является вторым по величине памятником в России (первый — это «Родина-мать» в Волгограде). Сам памятник строили 5 месяцев. Открытие его было приурочено к 30-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье.
Не знаю почему, но Мурманск оставил какое-то приятное ощущение во мне. В этот город мне хочется вернуться ещё раз.
Ну, а дальнейшее наше путешествие продолжилось на следующий день. Нам предстояло посетить населенный пункт Лодейный, он же Новая Териберка. Находится он в непосредственной близости от Териберки (ее еще называют Старая Териберка). Дорога от Мурманска до Териберки состоит из более-менее приличной асфальтовой крошки (примерно 80 км) и гравийки (около 40 км). Про такую роскошь как заправки рекомендую забыть. Заправляйтесь перед поездкой под пробку и берите с собой канистру. Машины на дороге Мурманск—Териберка — это непозволительная роскошь, и простоять вы можете очень долго, если что-то случится. Дорога пролегает по тундре по насквозь продуваемой ветрами равнине. Говорят, что если не повезет, то зимой можно встретить белого медведя. Нам повезло :).
Видите эту блестящую, переливающуюся в лучах солнца дорогу? Это чистый лед. Всесезонка ведет на ней себя прекрасно. Просто не надо забывать про здравый смысл.
Примерно за 10-15 километров до Териберки имеется свой пост ДПС. Издалека пробирает до мозга костей, между прочим.
Но вот мы добрались до старой Териберки. Нам открылся просто фантастический вид.
«Хватит смотреть на эту лужу. Поехали смотреть настоящий океан», — строгим и отрезвляющим тоном сказала наша штурман, и нам ничего не оставалось, как подчиниться ее воле. И она оказалась права. Вообще, виды океана представляют эпохальное зрелище.
На обратном пути мы поняли, что попали в ужас.
Начался снежный буран. Видимость снизилась до 5-10 метров. Спасали только оранжевые столбики по обочине дороги. Но иногда порывы ветра были настолько сильными, что все эти столбики сгибались до земли. Максимальная скорость, с который мы ехали, была 30-35 км/ч, но чаще не превышала и 25 км/ч. Ветер был настолько сильным, что открыть дверь не представлялось возможным.
Но неожиданно, на наше счастье, нас обогнала «Нива» с местными номерами. Обогнала на достаточно приличной скорости. Поняв, что это наш шанс не застрять в дороге на 4+ часа, я решил пристроиться к ней в хвост. Скорость возросла до 50-60, а местами и 70 км/ч. Таким бодрым темпом мы примерно за час выехали из зоны бурана и решили остановиться и поблагодарить наших проводников. Оказалось, что это местные ребята решили понырять с аквалангами в море, но погода внесла коррективы в их планы, и им пришлось ехать обратно.
Приехав обратно в город, мы обнаружили достаточно хорошую корку льда по бокам машины. Передний номер был так же скрыт под достаточно толстой коркой льда, которую на следующий день пришлось обивать топориком, так как пластмассовый скребок не спасал вообще никак. Добравшись до гостиницы, мы узнали, что в этот день на территории Мурманской области было объявлено штормовое предупреждение.
На обратном пути домой нас ждал неприятный сюрприз. Заехав на заправку на выезде из Мурманска, я увидел обильно вытекающий спереди из-под днища дизель. Пришлось ехать в сервис (а официальный сервис Hyundai в Мурманске всего лишь один). Пока доехали (а это примерно 10 километров) — вытек почти весь бак. В сервисе мы просидели чуть больше 5 часов. Причиной течки оказалось соединение между топливным фильтром и топливным датчиком. Починившись, мы двинули в сторону Петрозаводска, где переночевали и уже поехали в сторону Москвы. М-18 подарила нам новогоднее настроение.
Что могу сказать по поездке. На севере очень дорогое топливо и дизель в частности. Литр далеко был за 36, а местами за 37 рублей. На М-18 очень большие расстояния между нормальными заправками. Бывают иногда по 300-400 километров между заправками. Распространены «Роснефть» и «ТНК». В самом Мурманске есть «Лукойл» и «Статойл» (финская марка — дизель у них очень нравится мне и моей машине). Но цены у них далеко за 37 рублей/литр. Поэтому, если не уверены в себе или у вашей машины бак малого объема — берите канистры. От Мурманска до Териберки заправок нет в принципе. Расстояние получается 250 — 300 километров. Опять же, если не уверены, то берите канистры. По слухам, в Териберке не очень дружелюбные по отношению к туристам люди, но мы этого не увидели.
Теперь, что касается машины. Будьте параноиками. Особенно, если едете одной машиной. Всегда прислушивайтесь к посторонним шумам и запахам. Лучше лишний раз переволноваться, чем потом ждать эвакуатор или попутку. Трафик на М-18 или других региональных северных дорогах очень небольшой. Можно очень долго простоять. И сразу встречный совет. Если видите машину на обочине с поломкой, то лучше остановитесь и предложите помощь. Но будьте параноиками, опять же. От людей всегда можно ожидать чего угодно. Всегда включайте здравый смысл. Не заезжайте туда, откуда не сможете выехать. Помните, что Север — это не курорт. Ошибок, а особенно, глупых ошибок Север не прощает. На Севере, особенно зимой, много дикого и не очень дружелюбного дикого зверья. Помним про здравый смысл. Но не бойтесь ездить и ездить далеко, особенно в компании хороших друзей и близких людей.
На этом позвольте закончить свой отчет про экспедицию. Рекомендую почитать ЖЖ штурмана Ирины — у нее очень много фотографий и обзоров по поездкам на Север и не только. http://mareeva-irina.livejournal.com/