В Мурманск на «четвёрке»: новогодние каникулы в Заполярье

20.06.2013 | 25916 просмотров

«Нам сиянье пока наблюдать не пришлось, —
Это редко бывает — сиянья в цене!»
Владимир Высоцкий, 1972.

Часть 1. Рывок в Заполярье

Идея отправиться в крупнейший город мира за Полярным кругом родилась совершенно спонтанно на обратном пути из Магадана. В отличие от Тихого океана, Северный Ледовитый можно увидеть спустя всего два дня путешествия на автомобиле из Московской области. «Заманчиво!» — подумали мы с Алексеем, вновь занявшим место штурмана, и осенью 2012 года начали намечать маршрут.

Кроме знакомства с городом-героем Мурманском, наш экипаж мечтал вживую увидеть полярное сияние, но, к сожалению, четырех суток ясной погоды оказалось недостаточно, чтобы лицезреть это редкое по красоте природное явление. Что ж, видимо, пока не заслужили! Однако отмечу, что и в этот раз поездка оказалась удачной и принесла исключительно положительные эмоции.

Мой отец родился в Карелии, а от бабушки нашей семье перешла квартира в Суоярви, поэтому не воспользоваться такой возможностью для ночлега, считаю, было бы неразумно даже несмотря на лишние 200 километров дистанции. Таким образом, оставалось лишь забронировать съемное жилье в Мурманске, что и было сделано за пару недель до Нового года.

Помимо незабываемых впечатлений, путешествие в Магадан оставило после себя приличное количество мелких проблем с «четвёркой», которые были устранены мной в течение осени. Основные работы были проведены с передней подвеской: поскольку с погнутыми нижними рычагами ехать на сход-развал не имело смысла, решение попутно заменить в профилактических целях все шаровые опоры и сайлентблоки, а также оси рычагов, подушки пружин, амортизаторы и наконечники рулевых тяг выглядело верным.

Итак, 2 января 2013 года около 6 часов утра экипаж 90 стартовал из Жуковского на Север. Утеплитель радиатора не понадобился: температура воздуха установилась около нуля. Не секрет, что в разгар новогодних праздников на дорогах Москвы и области свободно как никогда, поэтому мы просто наслаждались пустыми трассами.

Во время обхода Твери буквально выручили новые блок-фары, установленные перед поездкой: они заранее выхватили из темноты трактор без огней и отражателей, который спокойно полз по единственной полосе при свободной обочине там, где все едут со скоростью около сотни (разумеется, вне населенного пункта).

На подходе к Вышнему Волочку в бачке закончилась незамерзайка — хороший повод для остановки и перекуса. Проследовав Кириши и Волхов, наш экипаж отметил, что погода стала портиться: началась метель, которая после второй трапезы на станции Инема переросла в настоящую пургу. Скорость движения неуклонно падала и в итоге опустилась до 50-60 км/ч. Вместо того, чтобы получать удовольствие от комфортного передвижения по отличному асфальту трассы М-18 «Кола», пришлось полностью сконцентрироваться: многим водителям в тот вечер секундная расслабленность стоила ухода в придорожные сугробы. К счастью, серьезных аварий замечено не было.

Граница Ленинградской области и Карелии.

Однако стоит отметить готовность дорожников Карелии к неприятным сюрпризам погоды: колонны снегоуборочной техники встречались с завидной для Центральной России регулярностью.

На посту у Петрозаводска проверка документов. «А не знаете, дорогу на Суоярви чистят?» — спрашиваю я. Удивленный сотрудник ГИБДД после паузы отвечает: «Не знаю… Скорее всего, нет…». Но мои опасения напрасны: А-133 встречает нас вполне сносной накатанной колеёй. Замечу, что вариант проезда Пряжа—Крошнозеро—Эссойла в таких климатических условиях даже не рассматривался.

На отдых в Суоярви отводим себе семь часов: не хочется попасть в Мурманск к середине хронометрической ночи. Утром хорошо знакомой мне дорогой возвращаемся на М-18 (через Поросозеро запланировали ехать на обратном пути, а 3 января нашей первой целью стал водопад Кивач).

Въезд в Суоярви по Петрозаводскому шоссе.

Заправки 2 и 3 января

2032

35,0 л

28.55 руб.

Пятнадцатый канал сообщает о стандартной засаде ГИБДД в Янишполе, но, несмотря на подчеркнуто дисциплинированную езду, меня все равно останавливают. Проблем не возникло, а у Кондопоги стала понятна и причина: передний регистрационный знак «Пегаса» под слоем грязи прочитать было невозможно.

Кондопога — город-герой современности. Привет от наукограда!

Свернув на Кивач, наш экипаж попал в настоящую сказку: я бывал на водопаде летом, но зимой природа в этих краях особенно очаровательна. Безусловно, это одно из тех мест, где должен побывать каждый, кто приезжает в Карелию.

После обеда у поворота на Гирвас в отличном настроении вновь устремляемся к северу. Полярная ночь встречает нас в районе Сегежи: солнца мы не увидим до 7 января.

У поселка Лоухи неожиданно попали на разбитую грунтовку: дорожники к концу 2012 года не успели привести в порядок лишь 20-30 километров трассы «Кола». Ну а мы начинаем искать в ночи стелу, обозначающую Полярный круг.

Заповедник Кивач.

Знаменитая карельская береза.

Водопад Кивач.

Трасса М18 «Кола». У поворота на Медвежьегорск.

Объект обнаруживается за несколько километров до въезда в Мурманскую область (южнее поворота на станцию Пояконда). Чтобы сделать фотоснимки, освещаем достопримечательности светом фар автомобиля, обозначая наиболее выступающий на дорогу угол машины красным мигающим фонарем.

Оленегорск проследовали в полночь, а еще через полтора часа практически без сил упали на койки в съемной квартире на улице Новое Плато в самом северном городе-герое бывшего Советского Союза.

4 января в самое светлое время суток отправляемся к Мемориалу Защитникам Советского Заполярья — знаменитому мурманскому Алёше. Памятник впечатляет размерами: выше его в России лишь Родина-мать на Мамаевом кургане.

На фоне сорокаметрового тёзки.

Отсюда открывается замечательная панорама порта и Кольского залива.

Мурманск. Кольский залив Баренцева моря.

Мурманск. Панорама города и порта.

«Привет из Мурманска!».

Часть 2. На Кольском полуострове

После фотосессии с нашим общим тёзкой осматриваем Мемориал морякам, погибшим в мирное время, в центре которого рубка подводной лодки «Курск».

Наконец, изучили центральную площадь города — Пять Углов, где на катке царило новогоднее настроение. А вот гостиница «Арктика» (самое высокое здание в мире за Полярным кругом) в начале 2013 года находилась на длительной реконструкции.

Мурманск. Мемориальный комплекс морякам, погибшим в мирное время.

Мурманск. Улица Челюскинцев.

Мурманск. Площадь Пять Углов. Гостиница «Арктика».

Мурманск. Железнодорожный вокзал.

Вечер наш экипаж посвятил отдыху, ужину за рюмкой домашней «клюковки» и наблюдению за небом. Кроме того, я связался со своим суоярвским другом Дмитрием, который в этот момент проходил военную службу в районе Печенги, и сообщил ему, что 5 января заеду в гости. Ночью мы со штурманом решили по очереди (каждый час) проверять, не сияет ли, но, как уже было отмечено, в этом вопросе удача нам не благоволила. К слову, Дмитрий сообщил нам, что за полгода службы наблюдал сияние лишь однажды: всё-таки вероятность «поймать» это явление при визите на несколько дней довольно мала.

Утро вторых суток нашего пребывания в Мурманске началось неожиданно: под щеткой стеклоочистителя «Пегаса» была обнаружена записка следующего содержания.

«Уважаймые соседи! Вы мешаете нам спать по ночам, пожалуйста, во избежание конфликта делайте ремонт днем. Спасибо!» (авторские орфография и пунктуация сохранены).

Ответ я написал уже после возвращения из Печенги и оставил там же: «Извините, но вы нас с кем-то спутали. Ночью мы спим, а ремонтом не занимаемся вовсе: обратите внимание на регион в номере автомобиля». Послание дошло до адресата: следующим утром на стекле ничего не было (мою записку забрали).

Ну а 5 января наш экипаж первым делом отправился к мосту через Кольский залив, общая длина которого составляет 2,5 километра. Рядом с ним искупали в водах Северного Ледовитого океана камень-талисман с Балтийского моря, окунавшийся также в Байкал и бухту Нагаева (Тихий океан).

Мурманск. Мост через Кольский залив.

Дорога на Печенгу встретила нас прерывистой, но суровой метелью: из-за нулевой видимости с одной из встречных машин разошлись в каких-то миллиметрах, чиркнув боковыми зеркалами (повреждений или хотя бы царапину мне впоследствии обнаружить не удалось). В поселке Титовка на посту пограничной службы проверка паспортов:

Камень-талисман автомобиля купается в Баренцевом море.

По дороге на Печенгу.

— Куда следуете?
— Друг в Спутнике служит, едем навестить…
— Счастливого пути!

Встреча с Дмитрием получилась хоть и недолгой, но очень теплой: вряд ли мы могли предполагать, что когда-нибудь пересечемся в далеком Заполярье.

Встреча с Дмитрием, проходящим военную службу в поселке Спутник.

В поселке Спутник.

Добравшись до Печенгского залива Баренцева моря, наш экипаж встал на обратный курс. Дорога не позволяла отвлечься ни на секунду: в одном из поворотов попутная легковушка в результате заноса скатилась под откос. Оказав посильную помощь людям (к счастью, никто не пострадал), мы продолжили путь с удвоенной концентрацией внимания и до Мурманска добрались без приключений.

На фоне Печенгского залива Баренцева моря.

Автодорога А138 Мурманск — Печенга.

Вид на Мурманск с западного берега Кольского залива.

После уточнения расписания экскурсий по атомному ледоколу «Ленин», было решено 6 января посвятить посещению легендарного корабля и областного краеведческого музея.

Последний особенно удивил богатством коллекций: с интересом исследовать экспозиции, расположенные на нескольких этажах, можно очень долго. Таким образом, гостям города настоятельно рекомендуем посетить и ледокол, и музей!

Часть 3. Возвращение домой

Пришло время собираться домой, а рождественским утром нас провожали уже хорошо знакомые, но пустынные улицы Мурманска. С погодой в этот раз повезло: снега на дороге не было, поэтому спокойно держали скорость у отметки 105 км/ч.

Этот факт позволил выделить время на посещение Кировска и одним глазком увидеть Хибины. Кстати, название Хибиногорск, на мой взгляд, куда больше подходит этому городу.

Мурманск. Атомный ледокол «Ленин».

В рулевой рубке ледокола.

Реакторный зал ледокола «Ленин».

Мурманск. Морской вокзал.

Мурманск. В областном краеведческом музее.

«Это — песец, товарищи!».

Кировск. Памятник шахтеру.

Кировск. Вид на Хибины.

Отметив, что для знакомства с местной природой нужно будет обязательно вернуться сюда полярным днем, возвращаемся на прекрасную трассу М-18.

Из придорожных заведений лучшим, по нашему мнению, является кафе «Уют» в поселке Зеленоборский: большие порции, вкусная еда, а сверхдемократичным ценам я в первые секунды после их оглашения даже не поверил.

Заправки 4, 5, 6 и 7 января

Суоярви (10rus)

29,1 л

27.50 руб.

У кафе «Уют» в Зеленоборском.

От повторной фотосессии на Полярном круге наш экипаж, разумеется, удержаться не смог, ведь необходимости колдовать с освещением и пользоваться штативом, очень пригодившимся в течение поездки, в этот раз не было.

«Привет родному наукограду с Полярного круга!».

Из Кемского района передали виртуальный привет современным Буншам, раздающим острова на Амуре китайцам, здесь же впервые с третьего января увидели солнце.

После трапезы в неплохом кафе «Трасса» у поворота на Сегежу немного расслабились, но довольно быстро вернулись в тонус: впереди идущий автомобиль был подрезан перебегавшим дорогу лосем. Нам же пришло время старой Мурманской трассой сворачивать на Юстозеро, где какое-то время по разбитой колее ехали в сопровождении зайца.

Поворот на Поросозеро никак не обозначен: если бы не современные GPS-технологии, наверное, пришлось бы ощутить себя витязями на распутье. Зато после въезда в Суоярвский район покрытие улучшилось, что в очередной раз заставило меня похвалить дорожников малой родины.

Полдень на севере Карелии.

Подужемская ГЭС на реке Кемь.

Заяц всего один: фото испорчено выдержкой.

В поселке Поросозеро тем временем полным ходом шло празднование Рождества, поэтому наш экипаж вновь проникся непередаваемой атмосферой зимней сказки. Наконец, по красивым раллийным изгибам грунтовки через водораздел Суны и Шуи мы выскочили к Суоярви.

Перед заслуженным отдыхом я мельком показал Алексею город и заправил автомобиль, причем на АЗС нам запомнился разговорчивый кот.

План на 8 января казался простым: поскольку стандартный маршрут по М-18—М-10 уже приелся, в Жуковский было решено ехать через Петрозаводск, Вознесенье, Вытегру, Вологду и Ярославль. В столице Карелии — небольшая экскурсия для штурмана и перекус.

Асфальт ожидаемо закончился в районе села Шелтозеро, но это не помешало нашему экипажу прибыть в Вознесенье задолго до тринадцатичасового парома. Не удивляйтесь: исток реки Свирь зимой не замерзает. Сразу вспомнилась переправа через Алдан в Якутии, а особенно дежавю усилилось после выезда в сторону Вытегры: качество здешней гравийки (привет Ленинградской области!) в январе находилось на уровне Колымской трассы.

Петрозаводск. Железнодорожный вокзал.

Петрозаводск. На перекрестке проспекта Ленина и улицы Фридриха Энгельса.

Вознесенье. Онежское озеро.

Вознесенье. Паром через исток реки Свирь.

Вознесенье. С местным жителем, который тоже ждет паром.

Впрочем, выработанный прошлым летом «иммунитет» мы растерять еще не успели, поэтому, немного поворчав, довольно быстро оказались в Вологодской области. Сразу отмечу, что лично меня местные дороги разочаровали: если унылые пейзажи воспринимаются вполне спокойно, то невозможность двигаться с нормальной скоростью из-за дырявого покрытия (район Вытегры) или неадекватных ограничений скорости в совокупности с засадами ДПС («70» на прямых ровных участках у села Липин Бор) утомляет не на шутку.

Вознесенье. Онежское озеро. Исток реки Свирь.

В итоге из-за низкой средней скорости на обход Вологды наш экипаж вышел уже в полной темноте — осмотреть достопримечательности (например, подводную лодку Б-440 в Вытегре и ансамбль Ферапонтова монастыря близ Кириллова) возможности не было.

Заправки 8 и 9 января

Переславль-Залесский (76rus)

30,4 л

26.30 руб.

Дальнейшие события показали, что вологодский сотрудник ГИБДД был выбран в качестве героя известного юмористического шоу неслучайно: на посту у Грязовца меня останавливают за движение со скоростью 105 км/ч вне населенного пункта. Более того, инспектор не поленился продемонстрировать мне фотографию с камеры, установленной на обочине за пару километров до поста, и заполнить постановление о сторублевом штрафе! Учитывая, что трасса М-8 «Холмогоры» в этом месте отремонтирована и большинство водителей движутся с куда большей скоростью, меня охватило чувство откровенного непонимания и негодования по поводу такого крохоборства. Но уже в Жуковском я сделал вывод, что исключительно благодарен этому гаишнику: ни одно средство для борьбы со сном в пределах ста рублей не дало бы такого заряда бодрости.

В Ярославле состоялась встреча с Владимиром aka Странник — товарищем по клубу любителей ВАЗ-2104, на которой мы обсудили особенности путешествий на автомобиле по Европейской России и не только.

На посту у Переславля-Залесского стандартная проверка документов: не припоминаю, чтобы когда-либо удалось проскочить его без остановки в сторону Москвы.

Домой экипаж 90 прибыл в отличном настроении около двух часов ночи 9 января: нам удалось полноценно насладиться настоящей зимой на Русском Севере.

Итоги

• Общая продолжительность путешествия: 7 дней (2 января 2013 — 9 января 2013).
  • Общий пробег по одометру: 5050 км.
  • Средний пробег за день: 721 км.
  • Израсходовано топлива (АИ-92): 425 л.
  • Средний расход во всей поездке: 8,42 л/100 км.
  • Суммарные затраты на поездку (2 человека): ~ 25 000 руб.
  • Из них на бензин: 11 900 руб.
  • Средняя цена за литр: 28.00 руб.
  • Покрышки: Goodyear UltraGrip Extreme 175/70 R13.
  • Нарушения ПДД: штрафов 100 руб.
  • Работы с автомобилем: профилактическая замена прокладки приемной трубы. Машина в поездке отработала на «отлично».
  • Навигация: Атлас автомобильных дорог России 2011 (7-15-30 километровка), «Яндекс-карты» (схемы всего маршрута были загружены заранее) в смартфоне HTC Wildfire S.
  • Фотоаппарат: Sony DSLR-A290

•  Суоярви (3810)
  •  Эссойла
  •  Петрозаводск (3946)
  •  Вознесенье (паром через Свирь)
  •  Вытегра (4185)
  •  Обход Вологды (4510)
  •  Обход Ярославля
  •  Переславль-Залесский (4869)
  •  МКАД
  •  Жуковский (5050)

Замечу, что по итогам поездки я укрепился в своем мнении о том, что трасса М18 «Кола» Санкт-Петербург — Мурманск является на данный момент одной из лучших автомобильных дорог нашей страны.

Из всех вариантов маршрутов Москва — Карелия и Москва — Мурманск самым быстрым однозначно является путь М10 «Россия» — Кириши — М18 «Кола».

Видеоматериалы (низкое качество): плейлист YouTube.

VVO
красота на севере, ляпота...
V8
2.4 vtec
600 dual vtec

Красиво

Парни, Вы молодцы. Удачи......
За отчет и фотки только плюс.

Смелые парни на вазе в январе! Вспоминаю свой 2105 особенно его задний привод ,вот помучился ))))Путешествие очень классное ))5+

Молодцы!За отзыв 5.Но,если честно,коротковат по сравнению с отзывом о поездке в Магадан через Монголию))).Увидев Ваш автомобиль настроился часа на 2 интереснейшего времяпровождения,но всё закончилось быстрей.Прокатитесь куда-нибудь подальше))).Удачи Вам,экипаж 90!

жаль что с сиянием не повезло

Н Новгород-Киев
Куда в следующий раз?

Класс!

Джентельменский набор: Алеша, "маяк", Ленин, музей. ))
Попадаются изредка регионы другие на дорогах, но ооочень редко... Так что, всегда рады видеть. ))
Ford Focus II хетчбек 2006 - 2010
Nissan X-Trail II 2011
Nissan Pathfinder 2013 LE
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011

Красноярск и 9ка
Жаль, что фото мелкого размера выложены тут
Запчасти МАЗДА и для других иномарок WWW.24SHOPIK.RU
Мой отзыв: Mazda Familia S-Wagon 2000

Молодцы-ребята, что еще скажешь. А то, что коротко, так это ведь не в Магадан. Помню ваш первый отчет.

Короткое но содержательное и позитивное путешествие. Вспомнил свою молодость - служил под Печенгой на Границе. Спасибо!
С уважением, Юрий
PROGRES NC250, 1JZ-FSE, 2003 г.в. - был.
Тойота Аурис, 2014 г.в.

Спасибо.прочитал с удовольствием.
И...удачи Вам.
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.

На фото "Реакторный зал" две тени .Освещение с двух сторон?
А что за "разговорчивый" кот?
А друг,у тебя, Дмитрий-просто великан)
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.

Сообщений: 1949
как всегда интересно! 5+

Северо-Запад
Красивая природа...

Молодцы. Возможно не такой красочный, но ОЧЕНЬ подробный(по цифрам) отчет.
Удачи в путешествиях!
ЗАЗ-968
ВАЗ-21011-....099
Hyundai Accent
ВАЗ-21102
Mitsubichi Lancer
Yamaha Nova

Шикарно написано и фото хорошие,однозначно 5+,желаю авторам УДАЧИ.

Энгельс
Молодцы. Куда дальнейшие планы?
Мой отзыв: Лада Калина 2008

Если интересует увидеть полярное сияние, то пиши в личку.
Объясню как его научиться прогнозировать, чтобы не ездить впустую в Заполярье)))
Хотя безусловно ваше путешествие получилось очень интересным! Понравилось! Зачёт с минусом!
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012

....на посту у Грязовца меня останавливают за движение со скоростью 105 км/ч вне населенного пункта. Более того, инспектор не поленился продемонстрировать мне фотографию с камеры, установленной на обочине за пару километров до поста, и заполнить постановление о сторублевом штрафе!...

Вы будете смеяться, но мне пытались вменить превышение на 11 км/ч (прибор показал 101 при разрешенных 90). Дело было на объездной дороге г. Нефтеюганска, ХМАО. Пришлось употребить все красноречие, чтобы протокол превратить в устное предупрежение.

Плато Путорана
Молодцы парняги! Будет потом, что детям рассказать:)
У вас есть право прожить свою жизнь согласно собственному пониманию.

Отличная поездка! А заяц точно один? :-)

Жуковский
KAB80:
Куда в следующий раз?
Valera789:
Молодцы. Куда дальнейшие планы?
Завтра стартуем на Байкал =)
Shakh:
На фото "Реакторный зал" две тени .Освещение с двух сторон?
А что за "разговорчивый" кот?
А друг,у тебя, Дмитрий-просто великан)
Да, освещение такое. А кот много мяукал)

молодчаги парни!!!

BARNAUL
Молодцы, прошлый отзыв тоже прочитал ваш. Так и не собираетесь верного коня поменять?

Жестко вы фотографии обработали если на соню снимали. А за поездку 5!

Мне нравится Мурманск, хоть я там и не бывал.
Тёплый ламповый джинн.

Курганинск
Да вам после Магадана на Байкал сгонять , что на дачу . Молодчики .
********

Молодцы парни.
Вдоль Онежского озера ехал в мае из Вытегры в Лодейное Поле. НА "НИВЕ" все проклял! Отчет скоро будет.
А вам, везде проходимых для "четверки" и интересных дорог.

молодцы .зимой на север на четверке -уважаю . за фото отдельно зачет.

Пять+

Молодцы, как всегда. А ВАЗ, что ВАЗ? ВАЗ, он и за полярным кругом ВАЗ :)
Мой отзыв: Лада Приора 2007

Чертовски интересные места, настоящая дикая природа и Север... Смело, на русской машинке зимой на Север. Корявенько одевают солдатиков наших...

Комсомольск-на-Аму
сильно.... круто!!! молодцы!
Заправка лазерных картриджей
ММС CHARIOT 4G63 1992. (В-909-ВВВ-21-2б)
ниссан Тиида, Тойота Хариер

СПб
Надоело в первом абзаце всех отчетов читать:
"Идея поехать туда-то родилась тогда-то.."
Ну чего-нибудь пооригинальнее, авторы!
А так ничо...

Смело и позитивно!
Успеха с поездкой на Байкал.
P.S. Про следующий вояж подробнее пишите (читается хорошо) ;)

drunk driver:
Надоело в первом абзаце всех отчетов читать:
"Идея поехать туда-то родилась тогда-то.."
Ну чего-нибудь пооригинальнее, авторы!
А так ничо...
сам че-нить напиши для примера)

город на 2У
а парни молодцы! Прежде чем по заграницам кататься, нужно свои просторы посмотреть) Дешево, сердито и красиво! Пишите еще! Вот такие вот поездки, кстати, позволяют реально отрешиться от всех будничных проблем. Это ли не отдых? Хотя от такого отдыха тоже отдыхать потом нужно) Удачи на дорогах!

город на 2У
про Магадан осилил половину! Вот что мне понравилось особенно: автор точно запоминает названия мест (ну или гуглит перед написанием), в том смысле, что написаны правильно) Я в Монголии учился, поэтому приятно увидеть знакомые места, и приятно когда человек старается правильно их написать, выражая свое уважение к другим.
А на таможне видимо так ничего и не изменилось((( Помнится была ситуация, когда я с друзьями на машине застрял на нейтральной полосе. Мы и еще две машины монгольских. Насколько я понял тогда по разговорам по рации и передаче сообщений через посыльных (между российским и монгольским начальниками таможни), они нас чуть ли не в карты разыгрывали (так как последние были). По итогу меня с друзьями впустили в Россию (перед этим караульный подозвал меня, чтобы переехал поближе к воротам и по "внезапному" сигналу заехал в них), а монголов отправили обратно в Монголию. Прожив 4 года в Монголии я и не думал, что монголы настолько ненавидят россиян))) Столько матов было сказано в адрес погранцов и всей системы правительственной (а может они и правы?;-)
Так что в следующий раз нужно быть понапористей просто (к слову о том, что будучи вторыми с утра, на границу въехали через 2,5 часа только). Они там все в Алтан Булаге по русски по крайней мере понимают немного.
ПС: когда на Байкал-то и куда планируете? Вроде лето уже началось

Классно парни скатались!

Молодцы,отличная поездка!

челябинск
Странно, с сиянием не получилось, сколь на северах бывал никогда проблем не было, ну разве что летом. Может быть вы его, просто, не заметили, буйным оно бывает редко.

yurtab:
Да, тем не менее, как-то раз, наблюдал его во всей красе (и в зеленом цвете), даже находясь на границе республики Коми и Пермского края (зимой).

Tinkz:
жаль что с сиянием не повезло
Есть рецепт самодельного северного сияния, ингредиенты водка и шампанское, могу поделиться.
Отчёт понравился.

Получился неплохой отчёт !

Отчет о поездке в Магадан интереснее,так как сама поездка длиннее,но и этот отчет читать интересно,благо у автора есть способности к изложению материала.Удачи зкипажу в дальнейших путешествиях!

Нерюнгри
Алексей, ты опять, и снова удивил, прошлый твой отчет, о Магадане, я прочитал с большим интересом, и оставил свои комментарии, и в этот раз скажу, ты, МОЛОДЕЦ!!!!!!!!.P.S. По русскому 5+++++++++++++++

клево

Новгород
Приехать на экскурсию может и прикольно, а вот жить здесь что то уже не так. Особенно в последнее время. Поэтому, несмотря на то что я родился здесь, через годик сваливаю на ПМЖ в среднюю полосу...
Москвич 21412 1989

MDN_51:
Те же мысли, но гораздо позже и Краснодарский край. ) В советское время крайний север был привлекателен - ты был действительно обеспечен по сравнению с югом. А сейчас - ты приезжаешь, и понимаешь, что ты такой же, как и все, только в полной опе мира живешь. ))
Ford Focus II хетчбек 2006 - 2010
Nissan X-Trail II 2011
Nissan Pathfinder 2013 LE

челябинск
А не в феврале-марте 1986 года это было, случайно?
через годик сваливаю на ПМЖ в среднюю полосу...
вернётесь

Молоды парни тоже начинал на ВАЗ 2104 и приятно вспомнить родные края.

Молодцы,хорошее путешествие!!!

Заполярный
Всего год прожила в Мурманской области в городе Заполярный (дальше Печенги на 20 км), а влюбилась в эти места без памяти! Природа просто завораживает. Кстати, я за это время ни разу не увидела полярного сияния, о чем очень сожалею. Зато есть повод съездить еще раз! Автору удачи!

молодцы ребята!!! после поездки в Магадан-это так)))прогулочка!

красиво

Нет слов, ну просто молодцы парни!!!

Туапсе
прекрасно, молодцы! читаю второй ваш отчёт с удовольствием! жаль, что не повезло с сиянием, но всё впереди! и действительно - зимняя сказка!
Мой отзыв: Kia Rio 2013

Приезжайте в Челябинск, там в июне сияния бывают...

Очень неплохо. Север красив.

Приамурье
Отлично! Аж холодно стало при температуре на улице +33 )

gunn40:
Приезжайте в Челябинск, там в июне сияния бывают...
Если вы про недавний ролик с ютуба, то это не северное сияние, "серебристые облака" были. Это явление к северному сиянию никакого отношения не имеет
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012

Красиво!)

Russian Federation
Молодец, Алексей!
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser