Подмосковье — Сахалин и обратно на «четвёрке» осенью 2015-го

18.06.2018 | 35648 просмотров

Часть 1. Снова на Восток!

Если бы для описания осеннего путешествия на Дальний Восток мне предоставили всего несколько слов, я, ни секунды не сомневаясь, использовал бы первую строчку известной песни Яна Френкеля и Михаила Танича: «Ну что тебе сказать про Сахалин? На острове нормальная погода». Забегая вперёд, замечу, что с погодой нам действительно крупно повезло, однако повествование стоит начать с небольшой предыстории.

В ходе Байкальской поездки (travel.drom.ru/29096/) летом 2013 года у белой «четвёрки» по имени «Пегас», прошедшей Магадан-2012 (travel.drom.ru/23312/), дала трещину задняя поперечина кузова. Поскольку к тому моменту желание вновь отправиться на другой конец страны окончательно оформилось в виде плана путешествия на крупнейший остров России, встал вопрос о новом транспортном средстве взамен уходящего на «пенсию». Свободных финансов при этом практически не было, зато полезного и не очень опыта эксплуатации «классики» ВАЗ — хоть отбавляй. Эти два основных фактора и предопределили итоговый выбор: не обижусь на тех, кто посчитает меня больным, но в декабре 2013 года состоялась покупка еще одной «четвёрки», на этот раз синей.

Летом 2014 было принято окончательное решение о приблизительных сроках поездки, тогда же, несмотря на то что до старта оставалось более года, сформировался и экипаж:

• Алексей CheMist Булавцев — руководитель, механик-водитель (автор отчета);
  • Алексей Ворон Дупляков — штурман, фотограф (напарник по Магадану-2012);
  • Екатерина kadavra Филимонова — фотограф (вместе изучали Каргополье в июне 2014).

Слева-направо: штурман, фотограф, механик-водитель.

Состав участников на разных этапах экспедиции:

• Жуковский — Хабаровск: механик-водитель;
  • Хабаровск — Южно-Сахалинск: механик-водитель, штурман;
  • Сахалин: полный состав;
  • Южно-Сахалинск — Чита: механик-водитель, штурман;
  • Чита — Жуковский: механик-водитель.

Изначально мы планировали, что штурман также пройдет весь маршрут, однако, как это часто бывает, у Алексея «не срослось» с отпуском, поэтому ему, как и Екатерине, пришлось дважды воспользоваться помощью авиации. Предупреждая возможные вопросы, отмечу, что мне чуть больше повезло с работодателем (из 39 экспедиционных дней: 28 — отпуск по графику, 7 — за свой счет и еще 4 — две пары прилегающих выходных). При этом о необходимости такого длительного отсутствия (с указанием причины), разумеется, я уведомлял руководство уже почти за год до старта.

Не буду утомлять вас описанием подготовки машины к поездке, скажу только, что на этот раз она отняла очень большое количество сил и времени: согласитесь, полное взаимопонимание между водителем и автомобилем строится долго и трудно, зачастую не один год.

1-4 мая 2015 с целью проверки ходовых качеств синей «четвёрки» мы со штурманом совершили пробный выезд в Архангельск. При этом основная часть работ, включавшая в себя установку дополнительного оборудования (противотуманных фар, CB-радиостанции, фароочистителей, аудиосистемы, инвертора и др.) и полную замену и доработку электропроводки, была проведена в марте-августе 2015. До сих пор меня приятно удивляет тот факт, что полной технической готовности удалось достичь аккурат к 27 августа, что позволило стартовать, как и планировалось, в субботу 29 числа. Справедливости ради замечу, что рассчитывал завершить подготовку на пару недель, а то и на месяц раньше, но постоянно возникавшая необходимость решения то и дело всплывавших непредвиденных проблем (например, замена рабочего тормозного цилиндра из-за закисшего штуцера прокачки, возврат к штатной конструкции упора капота и т.д.) внесла свои коррективы.

27 августа, завершив свою волонтёрскую деятельность на авиасалоне МАКС-2015 и немного повздорив с приезжим сотрудником ГИБДД, который не хотел пускать меня к родному гаражу (перемещаться по Жуковскому на автотранспорте в дни мероприятия — не лучшее решение), я наконец приступил к размещению запчастей, расходников и снаряжения в автомобиле (с полными списками, как всегда, можно будет ознакомиться в заключительной части отчета).

28 августа знакомый мастер по имени Александр проверил сход-развал, компоновка шмурдяка была доведена до логического конца, а оказавший неоценимую помощь в подготовке к поездке «Пегас» отправился на отдых в гараж. При этом времени и сил на сбор личных вещей практически не осталось — его пришлось отложить на утро. А поскольку в последние дни времени на сон было крайне мало, я успешно проспал тройной будильник, чем отнял почти час у членов экипажа и своего друга Константина, собравшихся на центральной площади Жуковского, чтобы проводить меня в дорогу.

Небольшой дождь на старте утром 29 августа все восприняли как добрый знак. Впервые за долгое время я освободил голову от огромного количества информации, связанной с подготовкой, и окунулся в любимую атмосферу дороги.

Первое примечательное событие произошло рекордно рано: уже при выезде из города на подъезд к трассе «Урал» водителю какой-то бюджетной иномарки не понравилось, как я перестроился перед ним, хотя манёвр был совершён вполне безопасно и с приличным запасом. К сожалению, запись с видеорегистратора не сохранилась, поэтому опишу словами: этот не вполне адекватный гражданин опередил меня, перестроился и резко замедлился. Загруженная «четвёрка» затормозила нормально, так что обошлось без последствий. «Весёленькая намечается поездочка», — подумал я. Впрочем, скучными такие путешествия быть и не могут.

«Дачную» субботнюю пробку на сужении обхода Бронниц спокойно миновал старым маршрутом через центр города; вторую «бетонку», Луховицы и объездную Рязани удачно проскочил без остановок. Отмечу, что изначально я планировал следовать на восток через Нижний Новгород — Ижевск — Екатеринбург, однако перспектива потерять кучу времени и сил в пробке из-за ремонта в Лакинске отодвинула этот план на обратный путь.

Стоило мне войти в привычный ритм движения, как на обходе Шацка пришлось уходить от лобового удара: за такой обгон водитель «МАЗа» справедливо предложил «настучать колотушкой по лицу» персонажу, находившемуся за рулём «Фольксвагена».

Сразу замечу, что по моим субъективным наблюдениям в целом, к сожалению, количество неадекватных манёвров на наших дорогах по сравнению с 2012-2013 гг. выросло почти на порядок. С чем это связано, судить не берусь: просто констатирую факт и советую останавливаться на отдых при малейшей потере концентрации внимания.

Между тем осталась позади граница Рязанской области и Мордовии. Обедать, разумеется, планировалось в Умёте, однако сначала нужно было преодолеть полуторачасовую «колейку», возникшую по причине замены асфальта непосредственно в посёлке. Нельзя сказать, что время было потрачено впустую, поскольку я спокойно доделал то, до чего не дошли руки перед стартом: организовал спальное место на базе разложенного пассажирского сиденья и закрепил дополнительную камеру салонного видеорегистратора на приборной панели.

Обед в знаменитом кафе под названием «Морддоналдс» хоть и не вызвал особого восторга, но был достаточно вкусным, бюджетным и почти домашним, поэтому в сторону Пензы я выдвинулся в отличном настроении.

В сумерках и после заката очень помогли очистители и омыватели фар: слякотная погода способствовала тому, что автомобиль быстро пачкался. А в районе Кузнецка начала сказываться усталость — было принято разумное решение не надрываться и лечь спать на охраняемой стоянке.

Трек за 29 августа (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/August29.rar

30 августа стало «днём семи регионов». После завтрака в Пензенской области без остановок был пройден участок по территории Ульяновской. Междуречье Волги, Жигули, Тольятти и участок до Самары порадовали солнечной погодой, но уже небольшой кусочек Оренбургской области вновь встретил дождём.

Пензенская область. Польза фароочистителей налицо.

Страна должна знать своих «героев», поэтому не могу не отметить ситуацию, свидетелем которой я стал на выезде из Самарской области: водитель коричневой «Шкоды Йети» (номер 959, регион 116) сначала подрезал местную фуру, а затем, когда дальнобойщики своими манёврами справедливо попытались указать ему на то, что он неправ, создал еще несколько аварийных ситуаций. Причём, судя по информации из 15-го канала, это был далеко не единичный случай такого поведения этого лихача. Видео эпизодов с его участием публикую без звука по причине большого количества нецензурной лексики из динамика радиостанции.

Пожалуй, хватит о неприятном. На заправке у Камышлы сосед по колонке (тоже, кстати, с татарскими номерами) обратил внимание на бортовую наклейку с картой маршрута, за которую отдельное спасибо Олегу Бутареву. Уточнив, где находится Жуковский, и удивившись большому километражу пробега, добродушный шофёр пожелал мне удачи.

Заправки 29 и 30 августа

Сим (74rus)
30,6л
32.70 руб

Пообедал в придорожном комплексе у поворота на Алаторку, где уже останавливался по пути с Байкала-2013 и Урала-2014, цены на еду в Башкирии немного подросли. Здесь же немного пообщался с участниками польского автомотопробега, конечным пунктом которого был Тобольск.

Думаю, многих интересует вопрос о том, как лучше добираться до Уфы: по М-5 «Урал» или по М-7 «Волга». Скажу так: оба варианта «рабочие» и заранее предугадать, какой окажется легче и быстрее, затруднительно. Разница в расстоянии абсолютно незначительна (около 20 км), и её не стоит принимать в расчет.

Узнав о многокилометровой пробке из-за реверсивного движения, организованного на ремонте моста в районе границы Башкортостана и Челябинской области, я принял решение объехать её через Урман — Ашу, что сэкономило не менее часа времени и неизвестное количество нервных клеток. Большегрузам по этой местами гравийной дороге, находящейся, к тому же, в процессе реконструкции, проезд запрещен.

Для ужина выбрал кафе «Каскад» у проверенной заправки в городе Сим: пельмени с бульоном пришлись очень кстати перед напряженной ночной работой в условиях непогоды на уральских подъемах и спусках.

Трек за 30 августа (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/August30.rar

Часть 2. От Урала до Байкала

Ребята на «больших» машинах охотно помогали подсказками как с помощью поворотников, так и в 15-ом канале, поэтому в условиях относительно небольшого трафика двигаться удавалось быстро. В районе Юрюзани с одним из дальнобойщиков по радиосвязи обсудили преимущества, недостатки и даже нюансы настройки карбюраторов. Усталость начала брать своё где-то у Златоуста, поэтому около двух часов ночи остановился на Миасском повороте для отдыха.

Пяти часов сна оказалось достаточно, и прохладным дождливым утром 31 августа синяя «четвёрка» продолжила путь на Восток. Челябинск я обошел с юга, пополнив запасы быстро расходовавшейся омывайки на одной из здешних заправок.

Позавтракать решил в кафе напротив стелы на границе Челябинской и Курганской областей, к этому моменту от дома было пройдено уже более 2000 км. Блинчики со сгущенкой подняли настроение, но еще больше порадовало сносное качество асфальта в Курганской области: по своему опыту и последним отзывам я ожидал худшего.

Областной центр был пройден, как говорится, ходом, а уже после поворота на Частоозерье всё-таки пришлось снижать скорость из-за многочисленных ям. План напрашивался довольно простой: добраться до знакомой гостиницы в Ишиме и насколько возможно рано лечь спать, чтобы проскочить Абатское еще ночью. Так я и поступил, предварительно закусив на перекрёстке у села Стрехнино.

Радуга в окрестностях Ишима.

Не могу не отметить отличное качество отремонтированной наконец дороги Бердюжье — Ишим: печальная слава знаменитой «Бердюжки», надеюсь, навсегда останется в прошлом.

Гостиница «Солнечная» порадовала тем, что за два года со времени моего последнего визита цены здесь не выросли ни на рубль, а площадка для парковки теперь вымощена бетонными плитами. Тут мной было проведено первое экспедиционное экспресс-ТО автомобиля, по результатам которого никаких замечаний, кроме незначительной течи тормозной жидкости по стыку ГТЦ и вакуумного усилителя, не возникло (за всю поездку в итоге израсходовано около 0,4 л тормозухи, а главный цилиндр по возвращении в Жуковский заменён).

Трек за 31 августа (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/August31.rar

Максимально ранний старт (4:00 по местному времени) 1 сентября позволил пройти участок Тушнолобово — Абатское хоть и не быстро, зато почти без остановок (разве что несколько раз пришлось задержаться на реверсивных светофорах). Ремонт здесь мне, как и многим, кажется каким-то бесконечным: сделают один участок — разбивается соседний. В общем, берегите подвеску и запасайтесь терпением.

Путь до Омска запомнился тем, что здесь моему обгону резким повышением скорости воспрепятствовали уже второй раз за 24 часа: в первом случае на бывшей «Бердюжке» «отличился» какой-то дальнобойщик, а утром свою глупость показал водитель легковушки.

После маленькой победоносной войны с замком багажника на заправке в Омске я обратил внимание на погоду. И если до текущего момента она радовала лишь изредка, то в этот раз на небе надолго не осталось ни облачка, а температура за бортом приблизилась к отметке +30°C. В таких условиях очень пригодился салонный «карлсон», а вентилятор двигателя практически не выключался до самого Новосибирска.

Заправки 31 августа и 1 сентября

Мошково (54rus)
23,9л
32.60 руб

Во время обеда в придорожном комплексе «Омич» у Калачинска созвонился с Дмитрием из города Кемерово: договорились о том, что он примет меня на ночлег.

До обхода столицы Западной Сибири без приключений добрался к семи вечера. На выезде из Новосибирской области (у города Юрга) второй раз за день сменился часовой пояс, поэтому в пункт назначения я прибыл около 1:00 по местному времени. Впрочем, Дмитрий вернулся домой даже чуть позже, так как принимал участие в поисках двух людей, пропавших в тайге (их нашли живыми спустя несколько дней).

Трек за 1 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September1.rar

За чаем поговорили об автопутешествиях, посмотрели фотографии, обсудили нюансы эксплуатации отечественных машин. Поскольку оба сильно устали за день, а легли поздно, утром 2 сентября немного проспали будильник. Не особо расстраиваясь по этому поводу, я неспешно приготовил себе овсянку, а Дмитрий отправился на работу. Пользуясь возможностью, выражаю ему и его маме огромную благодарность за гостеприимство.

Кемерово. С Дмитрием aka Suntigga

Погода по-прежнему стояла солнечная, поэтому перед тем, как продолжить путь по Кузбассу, было решено помыть машину. Затруднений на кемеровских улицах не встретил, поэтому уже через полчаса после мойки в прекрасном настроении оказался на выезде в сторону Красноярска.

Замечательный город Мариинск впервые прошел транзитом, при этом для обеда традиционно выбрал трактир в деревне 2-я Пристань.

Кемеровская область. В деревне 2-я Пристань у Мариинска.

В процессе проверки давления в шинах на АЗС в Ачинске разговорился о своём путешествии с заправщиком, чей стиль ведения беседы напоминал речь мастера Йоды из «Звёздных войн».

В район аэропорта Емельяново удалось выйти около семи часов вечера, а Енисей по обходу Красноярска синяя «четвёрка» пересекала уже в темноте. Думаю, вы заметили, что после Тюменской области я ничего не писал непосредственно о дороге. Дело в том, что осенью 2015 эта часть маршрута находилась в абсолютно нормальном состоянии, отмечу разве что большую реконструкцию на западном подходе к объездной Новосибирска.

За Канском опробовал недавно открытый участок шоссе в обход Нижней Поймы: в конце 2014 года был ликвидирован последний грунтовый разрыв на территории Красноярского края, на котором «Пегас» закипел по пути в Магадан. Кроме того, на трассе стало меньше на один железнодорожный переезд и длинный (5 км) населённый пункт.

Не отстают и дорожники Иркутской области: так совпало, что буквально перед стартом путешествия было запущено движение на асфальтированном отрезке Вершина — Будагово. Это событие вдвойне примечательно тем, что, по заявлениям чиновников, здесь находилась последняя грунтовка федерального уровня от Москвы до Владивостока. Подтверждаю этот факт, но с одной немаловажной оговоркой: асфальт теперь везде, кроме участков капитального ремонта, которых по стране в сумме наберется километров 150-200.

Но в упомянутом выше Тулунском районе автор этих строк окажется только на следующий день, а пока случилось другое примечательное событие: на посту ДПС у моста через Бирюсу впервые за поездку ко мне проявил интерес сотрудник ГИБДД. После обычной проверки документов я сообщил ему этот занимательный факт и подарил маленькую наклейку с символикой экспедиции.

Трек за 2 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September2.rar

Общение с инспектором взбодрило и тем самым позволило дотянуть до плановой остановки на ночлег в известном придорожном комплексе «У Петра» на обходе Алзамая. Здесь случился не очень приятный эпизод, ответственность за который, на мой взгляд, лежит исключительно на постояльцах. На радостях от успешного прибытия в намеченный пункт, я на фоне усталости немного потерял концентрацию внимания и после водных процедур оставил в кабинке почти полные пузырьки с шампунем и гелем для душа. К утру они бесследно исчезли, причём персонал только развёл руками. Не было бы совершенно никакой обиды с моей стороны, если бы ими просто попользовались, но воровать такие вещи — это за пределами моего понимания.

Подпорченное утром настроение заметно улучшилось благодаря отличному качеству дороги (порадовал и упомянутый новый участок за Нижнеудинском), а также обеду в кафе «У друзей» (д. Булюшка), которое, на мой взгляд, по-прежнему является одним из лучших придорожных заведений в России по соотношению цены и качества еды.

На заправке в Тулуне состоялась интересная беседа с местным автопутешественником (к сожалению, ничего лично о нём не запомнил): говорили в основном о различных вариантах маршрутов между Омском и Москвой.

В кафе «У друзей». Отметки о предыдущих путешествиях на месте.

Заправки 2 и 3 сентября

Мегет (38rus)
33,0л
35.30 руб

Ближе к Иркутску движение стало более плотным, поэтому средняя скорость упала. Забавная ситуация произошла в районе Черемхово: миновав засаду ДПС, я в обычном режиме сигнализировал о ней дальним светом встречным автомобилистам. Представьте моё удивление, когда водитель обычной «десятки», следовавшей в направлении Красноярска, немедленно после моего прохода ломанулся на обгон через сплошную в пределах прямой видимости экипажа ГИБДД. Жаль, что из-за перелома продольного профиля дороги не смог наблюдать развязку этого эпизода, но в любом случае отмечу, что многие персонажи из 38-го региона, на мой взгляд, отличаются неадекватностью при обгонах. Да простят автора жители прекрасной Восточной Сибири, но это сильно бросается в глаза в условиях транзитной поездки через всю страну.

Тем временем я прибыл в Мегет на ужин в гостях у семьи Андрея aka Krz, с которым мы не виделись с лета 2013 года. Поговорили о жизни, обсудили новости, экспедицию и мою новую «четвёрку». В итоге благодарю друга за тёплый приём, а сам отправляюсь в знакомую гостиницу «Очаг».

Трек за 3 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September3.rar

4 сентября первым делом заезжаю в магазин, чтобы пополнить запасы сухофруктов, орехов, ириса и жевательной резинки, а также приобретаю новые шампунь и гель для душа (до конца путешествия уже нигде не буду их забывать).

Живописная дорога Иркутск — Култук приятно удивила реконструированными участками, а в самом посёлке при движении по Р-258 теперь не нужно терять время на железнодорожном переезде: осенью 2014 года был открыт долгожданный путепровод через Транссиб.

Сначала меня удивило то, что несмотря на ясную погоду Байкал плохо просматривался с вершины серпантина. Но уже через пару часов всё прояснил запах гари: дым грандиозных окрестных пожаров окутал небо над озером.

Этот факт немного омрачил плановую остановку на берегу «славного моря» у станции Переёмная, однако разогретый копчёный омуль, приобретённый в Култуке, а также телефонное общение с родными и друзьями под шум прибоя подняли настроение.

Иркутская область. На вершине Култукского серпантина.

Республика Бурятия. Байкал у станции Переёмная.

Кроме того, отсюда я впервые позвонил в контору под названием «Дальтранссервис» и сообщил о том, что 14 сентября нужно будет переправить синюю «четвёрку» на Сахалин. На тот момент меня попросили для начала сбросить все данные об автомобиле и пассажирах по электронной почте. Упомянутая компания является монополистом в перевозках на паромной линии Ванино — Холмск, подробнее о которой расскажу чуть позже.

Часть 3. Забайкалье и Приамурье

Состояние дороги вдоль южного берега Байкала местами, мягко говоря, оставляло желать лучшего, а замена водопропускных труб в Бурятии была организована просто безобразно. И если в районе Улан-Удэ трасса находилась в более-менее нормальном состоянии, то «чем дальше в лес, тем толще партизаны»: за селом Мухоршибирь качество асфальта неизменно падало.

На обходе столицы республики соседи по потоку на одном из светофоров поднятыми вверх большими пальцами одобрили мой маршрут. Между тем начался неприятный убаюкивающий дождь, поэтому ужин бурятскими позами в отличном придорожном кафе, расположенном в селе Бар, пришёлся очень кстати. Усталость немного отступила, но на границе регионов вновь дала о себе знать: до остановки для сна у поворота на Петровск-Забайкальский я дотянул на морально-волевых.

Трек за 4 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September4.rar

К моменту моего пробуждения погода не улучшилась: в воздухе по-прежнему висела морось. Повеселила надпись «Тачанка-ростовчанка» на одной из фур, припаркованных рядом, при этом номера на ней действительно были ростовские.

Состояние трассы в западных районах Забайкалья также не выдерживает никакой критики: по моему мнению, участок Мухоршибирь — Хилок осенью 2015 года являлся одним из худших отрезков между Москвой и Хабаровском. Из положительных моментов утра 5 сентября могу отметить разве что завтрак в знакомом кафе «Транзит» на обходе Хилка, где наш экипаж обедал по пути в Магадан.

Заправки 4 и 5 сентября

Чита (75rus)
26,7л
37.40 руб

На подступах к Чите качество дороги стало нормальным, а тучи отступили, освободив небо. Прибытие синей «четвёрки» на парковку у гостиницы «Турист» на улице Бабушкина можно считать окончанием первого этапа экспедиции, единственной задачей которого было как можно быстрее добраться до столицы Забайкалья.

Чита. Шумовский дворец, проект которого, как и Эйфелева башня, был удостоен Гран-при в Париже.

Чита. Улица 9-ого января.

Здесь я впервые за поездку позволил себе бутылочку пива (в 2012 и 2013 пробы пенного напитка снимались в Красноярске). Немного подремав, отправился на пешую прогулку по городу.

Чита. Старинное здание пожарного управления.

Чита. Казанский кафедральный собор.

Чита. Здание почты и телеграфа, построенное в XIX веке. До сих пор используется по назначению.

После осмотра центральной части Читы принял решение подняться на вершину Титовской сопки, откуда открывается замечательный вид на окрестности.

Чита. Панорама города с Титовской сопки.

Возвращаться в сторону гостиницы планировалось на маршрутке, однако по Московскому тракту общественный транспорт перестает ходить уже в 17:00, поэтому поймать подходящий микроавтобус удалось только на улице Ярославского. Это была «Газель» с автоматической трансмиссией от какого-то японского автомобиля, причем моё внимание на этот факт обратил в непринужденной беседе сидевший рядом пассажир. По его словам, осенью 2015 таких маршрутных такси в городе насчитывалось около десяти штук.

После душа и отправки в «Дальтранссервис» данных для паромной переправы автомобиля сразу лёг спать, чтобы пораньше выйти на трассу «Амур».

Трек за 5 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September5.rar

В 6:30 утра 6 сентября я выдвинулся привычным восточным курсом по пустым улицам Читы. Позавтракал блинчиками в неплохом кафе «Дальнобойщик» перед развилкой на село Урульга, заправил «под пробку» бак и канистру на «Роснефти» у поворота на Шилку, но уже где-то через 50 км приятный размеренный ход поездки был нарушен: на очередном подъёме двигатель стал терять тягу.

Чита. Памятник основателю города — сотнику Петру Бекетову.

По итогам беглого осмотра подкапотного пространства я поспешил сделать вывод о том, что залил некачественный бензин. Дотянув до Чернышевска, решил слить еще несколько литров, после чего заполнил освободившийся объем 95-ым. Около АЗС разговорился с парнем, который, как оказалось, служил в ныне ликвидированной воинской части, располагавшейся в Жуковском! Признаться честно, сначала отнёсся к нему с недоверием, поскольку родной город был обозначен на борту машины, но когда он заговорил о службе более подробно, я понял, насколько тесен мир, и от души дал ему денег на сигареты.

На площадке за Чернышевском проверил и почистил свечи, побеседовал о российских дорогах с хабаровчанами, двигавшимися на запад, а затем сделал остановку на перевале имени Тена. К этому моменту встретил уже две машины с магаданскими номерами (49 регион), однако радиосвязи у них, судя по всему, не было.

Вид на трассу «Амур» с перевала имени Ю.М. Тена.

Двигатель по-прежнему не тянул, поэтому до поворота на Могочу средняя скорость держалась у отметки 50 км/ч. Здесь за обеденными размышлениями стало ясно, что проблема не в топливе: бензин с шилкинской заправки уже гарантированно сгорел. Замена деталей системы зажигания (трамблёра и коммутатора) ни к чему не привела, и тут мой взгляд скользнул по бензонасосу. После того, как я протер от грязи поверхность отстойника топливного фильтра, всё встало на свои места: на этот раз он был пуст. Осмотр снятого насоса выявил, что калёный шток привода по итогам 10 000 км эксплуатации выбил паз в качающем рычаге агрегата. В общем, использовать в качестве материала стержня закалённую сталь 30ХГСА не советую.

Часовня на перевале им. Тена.

Установка запасных бензонасоса и штока позволила продолжить движение с привычной высокой скоростью, но расход топлива вырос со средних 8,5 почти до 10 литров на 100 км. Впрочем, это беспокоило уже не так сильно, а причина этого скачка выяснится только на обратном пути в Бурятии.

Отказавший бензонасос. Отчётливо виден паз, пробитый штоком в рычаге.

В районе Амазара заметил с трассы очаги лесного пожара и позвонил в службу «112», где мне сообщили, что уже осведомлены о них. Оценив хорошее качество нового подъезда к городу Сковородино, я остановился на ночлег в знакомом мотеле «Амур». После полуночи колоритный сосед по комнате вернулся с попойки из соседнего номера и решил разбудить меня, чтобы познакомиться и пообщаться. К счастью, он был в таком состоянии, что спустя полчаса монотонной беседы «за жизнь» его окончательно сморило.

Трек за 6 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September6.rar

За три года Сковородино практически не изменилось: после завтрака в буфете на железнодорожном вокзале я купил запасной бензонасос в магазине запчастей, в котором на обратном пути из Магадана приобретал задние амортизаторы. После выезда из города не мог не сфотографироваться на легендарной развязке автодорог «Лена» и «Амур» у Большого Невера.

На заправке у Тыгды на английском языке пообщался с мотопутешественниками из Ирландии, целью которых была Южная Корея, куда они планировали ехать через Владивосток и Северную Корею.

Заправки 6, 7 и 8 сентября

Благовещенск (28rus)
40,2л
36.10 руб

В районе Углегорска бросилось в глаза большое количество тяжёлой техники, курсировавшей по трассе: полным ходом шла стройка космодрома «Восточный», причем, как выяснится позже, этот объект не будет полностью готов даже к концу 2016 года.

Между тем пришло время сворачивать с «Амура» по направлению на Благовещенск. Состоялся запланированный осмотр Свободного, главной и, пожалуй, единственной достопримечательностью которого является самая длинная в мире детская железная дорога.

Общая протяженность Малой Амурской составляет 11,6 км, из них главный путь — 10,5 км. Первая ДЖД Дальнего Востока знаменита еще и тем, что в годы Великой Отечественной войны, в отличие от большинства детских магистралей, здесь осуществлялось непрерывное движение поездов с целью перевозки леса, угля, дров, соли, мяса и овощей между городом и совхозом Свободненский.

К 7 сентября летний сезон работы дороги, конечно, был уже завершен, но на станции Пионерская в селе Бардагон мне посчастливилось встретить сторожа, отвечавшего за сохранность оборудования. Душевно поговорили о жизни Малой Амурской, а я рассказал о родной Кратовской ДЖД и своём путешествии.

Свободненская ДЖД. Станция Подгорная.

Свободненская ДЖД. На станции Пионерская в селе Бардагон.

И без того отличное настроение еще выше подняла живописная дорога вдоль правого берега Зеи. Помимо красивых пейзажей, отмечу замечательное кафе «Заимка» в селе Новинка — не проезжайте мимо, если придётся здесь бывать.

В 18:50 по местному времени (+ 6 часов к московскому) на горизонте появился Благовещенск, где было запланировано сразу две ночёвки.

Часть 4. Благовещенск — Хэйхэ (КНР)

Столица Амурской области встретила довольно оживлённым движением, от которого я успел немного отвыкнуть. Заправив автомобиль, выдвинулся к гостинице «Колибри» в Серышевском переулке — это отличный вариант, если вы желаете просто «помыться и переночевать».

Трек за 7 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September7.rar

8 сентября решил посвятить посещению Поднебесной. Сначала меня не хотели пускать на охраняемую стоянку у речного вокзала: охраннику не понравилась канистра с топливом на верхнем багажнике, но после моего предложения спрятать её в салон, он пошел навстречу и разрешил припарковать машину.

Чтобы попасть на территорию Китая, необходимо и достаточно иметь действующий заграничный паспорт — виза не нужна, если не планируете покидать пределы Хэйхэ. Есть три варианта пересечения границы: на автобусе, «пуме» (СВП) или теплоходе. Я выбрал третий, поскольку он дешевле: осенью 2015 стоимость полного взрослого билета «туда-обратно» составила 1550 рублей. Былого ажиотажа у касс Благовещенска не наблюдалось в связи с резким падением курса рубля, однако порядка 20 минут в очереди постоять всё-таки пришлось. Сразу после покупки билета отправился в зал таможенного контроля и только после прохождения первой рамки вспомнил, что забыл выложить из борсетки инструмент, которым пользовался на трассе «Амур»: рожково-трещоточный ключ на 13, отвёртку и бытовой нож с выдвижным лезвием. Меня успокоили тем, что «здесь не аэропорт» и, поскольку все эти вещи вполне законны, выходить обратно нет необходимости.

К тому моменту, когда в очереди на паспортный контроль было потеряно уже почти полчаса, мой коридор внезапно закрыли. И если женщина, стоявшая непосредственно перед автором, тут же проскочила к соседнему окну, то хамоватый местный парень из другой очереди наотрез отказался пропускать меня в ответ на вежливую просьбу об этом — пришлось молча вклиниться перед семьёй, члены которой не возражали. Ситуация осложнялась тем, что движение по одному из коридоров остановилось из-за каких-то вопросов к паспорту молодого человека, резонно недоумевавшего: «А американская виза для вас тоже ничего не значит?» В конце концов его пропустили.

На причале я оказался за 10 минут до отхода судна, причём бдительную сотрудницу пограничной службы очень возмутила моя попытка сделать снимок Амура и китайского берега с российской стороны. Это показалось довольно странным, если учесть, что с теплохода все фотографировали уже абсолютно свободно.

Сам рейс занял всего 15 минут. На территории Китая первым делом необходимо заполнить миграционную карточку и оплатить портовый сбор — 50 юаней (на тот момент 550 рублей). Перед паспортным контролем придется пожертвовать еще 50 юанями — городской сбор, который не взымается, если у вас есть полноценная китайская виза. В очередной раз хочу отметить более оперативную работу иностранных пограничников по сравнению с нашими.

От знаменитых «помогаек» удалось отвертеться, делая вид, что не понимаю по-русски. Только на выходе из терминала понял, что смотрелось это глупо, поскольку разве что слепой не заметил бы в моих руках бордовую «паспортину» с двуглавым орлом.

В целях экономии времени деньги решил не менять: рубли в Хэйхэ принимают буквально везде. В торговом центре «Остров» приобрёл зелёный чай и легкую осеннюю куртку из кожи (или очень качественного кожзама — идентифицировать так и не удалось). На этот элемент одежды сначала «зарядили» цену в 6000 рублей, однако я сразу охладил пыл бойкой китаянки заявлением о том, что в кошельке у меня только 3000. В итоге ударили по рукам на сумме 3500. В целом, по причине обвала российской валюты, ездить за покупками в Китай уже не так выгодно, как раньше, а иногда и невыгодно вовсе.

Китай, Хэйхэ. Улица Тунцзян.

Но основной моей целью был, разумеется, не шоппинг: с острова я отправился на пешую прогулку по улице Тунцзян. Широкие проспекты Хэйхэ практически не загружены транспортом: налицо запас, с которым они строились.

На улице Чжунъянь.

Китай, Хэйхэ. Центральная улица.

Покушать решил на улочках старой части города. Обед в ресторане «Лида» обошелся, как и в России, примерно в 350 рублей, при этом в качестве переводчицы хозяйка сразу привлекла молодую китаянку, неплохо говорившую по-русски.

Центральная пешеходная улица совершенно не впечатлила — мне куда больше понравилось гулять по набережной реки Чёрного Дракона, где царила атмосфера отдыха и спокойствия: пловцы тренировались в борьбе с течением Амура, двое ребят выпивали и закусывали на пляже, а кто-то просто тихо спал на лавочке.

Возвращаться в порт решил на такси, которых здесь очень много. При стоимости 10 юаней я щедро дал 150 рублей и с ветерком прокатился до острова по улице Ваньсу.

На таможне русские парни попросили меня за вознаграждение взять в нагрузку через границу один-два баула с джинсами. Разумеется, пришлось вежливо отказаться: помните шестисерийный фильм «Бангкок Хилтон»? Кто знает, что там могло оказаться, кроме шмоток, а доказать, что сумка не твоя, было бы просто невозможно. Но справедливости ради замечу, что у тех смельчаков, которые в итоге согласились перевезти вещи, проблем не возникло.

Китай, Хэйхэ. На пешеходной части Центральной улицы.

Китай, Хэйхэ. На набережной Амура.

Хэйхэ, улица Ваньсу. «Собакам въезд запрещен!»

Трудности перевода.

К вечеру я без приключений вернулся в Благовещенск, где после обстоятельной регулировки зажигания и карбюратора (с заменой воздушного фильтра) выпил бутылочку светлого китайского пива и разговорился с соседом по комнате. Это был офицер танковых войск из Бурятии, прибывший в Приамурье на обучение гражданской специальности перед увольнением в запас. На сон грядущий успели по-дружески побеседовать о жизни, политике, будущем нашей страны, в общем, обо всём.

Трек за 8 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September8.rar

Ранним утром 9 сентября состоялась плановая пешая экскурсия по Благовещенску. Сначала выдвинулся к берегу Амура — на Краснофлотскую улицу. Российская набережная ничуть не уступает, а по количеству достопримечательностей однозначно превосходит китайскую: здесь можно увидеть пограничника с собакой, бронекатер в честь форсирования реки частями 396 Хинганской стрелковой дивизии, новый памятник собаке Дружок и многое другое.

Благовещенск. Триумфальная арка в честь приезда Николая II (реконструкция).

Благовещенск. Пограничник с собакой на набережной Амура.

Памятник собаке Дружок.

Бывшие торговые ряды на месте гостиного двора, где по пути на Сахалин останавливался А.П. Чехов.

Благовещенск. Площадь Ленина.

Прогулялся по улице 50 лет Октября до перекрёстка с Амурской (тут находится интересный памятник челноку), доехал до железнодорожного вокзала. Могу сказать, что город произвёл на меня вполне позитивное впечатление.

Памятник «Труду и оптимизму амурских предпринимателей».

После осмотра столицы Приамурья пришло время вновь погрузиться в привычную атмосферу дороги: около 10:00 синяя «четвёрка» пересекла Зею и продолжила двигаться восточным курсом.

Часть 5. Хабаровск

Есть несколько вариантов проезда к трассе «Амур» из Благовещенска, но уже на этапе подготовки к экспедиции я остановился на маршруте Новоалександровка — Прогресс — Новобурейский и ничуть не пожалел о своём решении: качество асфальта здесь было вполне нормальным. Кроме того, отмечу неплохое кафе «Дорожник» на обходе села Тамбовка, где меня накормили пельменями по-амурски. Особенность блюда в том, что в бульон добавляют кусочки печени, при этом получается весьма вкусно.

Переезд через Транссиб, а также пост ДПС в посёлке Новобурейский были пройдены без остановок, поэтому к знаменитой стеле «Москва — Владивосток» у моста через Бурею подъехал в отличном настроении, несмотря на пасмурную погоду.

Во время фотосессии разговорился с пожилым мужичком на УАЗе, который уговорил меня приобрести у него полтора литра мёда. И если сначала я засомневался в нужности столь ранней покупки этого продукта (планировал приобрести его на обратном пути), то на Сахалине не раз вспомнил дедушку добрым словом, когда с помощью этого мёда успешно боролся с небольшой простудой.

Дождь начался сразу после пересечения Буреи, при этом стеклоочистители нормально работать неожиданно отказались. В тот момент помогла замена щёток, однако почти сразу по возвращении в Жуковский выяснится, что упомянутый отказ был первым симптомом медленной и длительной смерти почти нового моторедуктора.

В районе Архары по радиосвязи пообщались с местным дальнобойщиком: обсудили текущее состояние дороги Лидога — Ванино.

Не мог не сфотографироваться на въезде в Еврейскую автономную область, где оказался впервые в жизни. Доставать штатив, как ни странно, не понадобилось: по мосту через Хинган шёл местный житель, которого я и попросил сделать снимок.

На ровном асфальте обхода Биробиджана (осмотр города был запланирован на обратную дорогу) развлекал себя тем, что с 1989-го по 2015-ый километр трассы вспоминал основные события своей жизни соответствующих лет. После перекуса в окрестностях Волочаевки оставалось сделать маленький рывок до Хабаровска. Успешно преодолев после заката финишные 60 км, я пересёк реку Амур и заселился на три ночи в отличный хостел «Какаду». Согласно графику экспедиции, синяя «четвёрка» должна была оказаться в крупнейшем городе Дальнего Востока вечером 10 сентября, то есть на сутки позже фактического прибытия: штурман прилетал 11-ого утром. Однако появившийся дополнительный день оказался вовсе не лишним.

Трек за 9 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September9.rar

Хорошенько выспавшись, отправился в офис «Дальтранссервиса» (Ладожский переулок, 6), где согласовал и оплатил запланированную на 14 сентября паромную переправу автомобиля и экипажа на Сахалин. Общая стоимость в одну сторону при длине машины 4,12 м составила 19500 рублей. Такая цена для 260-километровой линии, перевозки на которой осуществляют суда производства СССР с ужасающей амортизацией, — это, на мой взгляд, не просто жадность, а форменный грабёж с использованием монопольного положения. Об условиях и уровне «комфорта» на переправе расскажу чуть позднее.

Хабаровск. Успенский собор.

Монумент Героям Гражданской войны на Комсомольской площади.

Забавный момент: при проверке данных автомобиля я обнаружил, что в номере вместо 750-го региона значился Забайкальский край (75). На вопрос, как такое могло случиться, если учесть, что в отправленных из Читы данных ошибки не было, мне ответили: «У нас такой код впервые — раньше не встречали, а в базе не нашли».

Далее выдвинулся в богатейший краевой музей, экспозиции которого, расположенные в двух корпусах, покинул по причине усталости ног только спустя два часа.

Хабаровск. Комсомольская площадь.

В Хабаровском краевом музее. Панорама «Волочаевская битва».

Вид на Амур с улицы Шевченко.

Предварительно пообедав, под моросящим дождём навёл порядок в автомобиле: переднее пассажирское сиденье со следующего дня предстояло использовать по прямому назначению, а не в качестве места для отдыха и хранения оперативного запаса сухофруктов, шоколада и воды.

Вечером после стирки одежды и небольшого отдыха я решил прогуляться по центру Хабаровска: пешком через площадь Ленина и Амурский бульвар дошёл до железнодорожного вокзала, куда в этот момент как раз прибывал поезд «Россия» Москва — Владивосток. В хостел вернулся на такси, а о цене с водителем, задремавшим на парковке, договаривались так:
— Шеронова, 10.
— 200… Ой, 250! Тьфу, ну ладно.
— Да я бы всё равно больше 200 рублей за 4,5 км не дал.
Улыбнулись и поехали.

Площадь Ленина.

Утром 11 сентября приготовил себе овсянку, позавтракал и отправился в аэропорт. Рейс штурмана прибыл по графику, однако появления багажа Алексея на ленте транспортёра пришлось ждать еще около часа, причём один сапог и туристическая пенка приехали отдельно от рюкзака. Впрочем, даже этот факт был поводом для радости: в среднем каждый десятый пассажир хотя бы раз непосредственно по прибытии в пункт назначения оставался без багажа по вине авиакомпаний.

Взгляд на Хабаровск из самолёта.

Заправки 9, 10 и 11 сентября

Известковый (79rus)
42,6 л
37.00 руб
Хабаровск (27rus)
31,8л
36.20 руб

Заправив автомобиль, наш экипаж выдвинулся к одной из главных достопримечательностей города. Подходящее место для съёмки «Амурского чуда» в районе Мостовой улицы пришлось поискать, но в итоге задачу по поиску аутентичного ракурса мы успешно выполнили.

Штурман на фоне Амурского моста.

Хабаровский утёс.

После заселения штурмана в хостел и обеда в отличной недорогой столовой под названием «Солянка», расположенной на Слободской улице, продолжили осмотр объектов, изображенных на пятитысячной купюре. Смотровая площадка на Хабаровском утёсе была закрыта из-за какого-то торжества, поэтому запланировали вернуться сюда уже после заката, не забыв отметиться на фоне памятника Муравьёву-Амурскому.

Очень понравилась прогулка на теплоходе: если, например, в Волгограде и Рязани путешествия по Волге и Оке соответственно сопровождались исключительно музыкой спорного репертуара, то во время экскурсии по Амуру отдыхающим предлагается увлекательный рассказ о городе и истории уникального мостового перехода.

Вечером наш экипаж посетил памятник Ерофею Павловичу Хабарову у знакомого мне железнодорожного вокзала, а после ужина в хорошем, но не очень дешёвом кафе «Дом» — детскую железную дорогу и утёс. Кроме того, на всякий случай закупили макаронных изделий на островную часть поездки.

Виды с теплохода.

На смотровой площадке разговорились с местным жителем, который изначально был настроен не очень дружелюбно, но смягчился, когда узнал, что я не просто пришёл пофотографировать, а проехал перед этим на «Жигулях» более 9000 км. Как оказалось, он успел обратить внимание на нашу «четвёрку», припаркованную неподалёку, — в итоге состоялась интересная беседа о красивых уголках России.

Вид с утёса на набережную Амура.

Именно в Хабаровске я пришёл к выводу о том, что, наверное, уже нет такого места в нашей стране, где меня захлестнуло бы чувство оторванности от дома, чувство огромного расстояния: по ходу поездки постоянно ловил себя на мысли, что везде ощущаю себя комфортно. Не раз казалось, что стоит пройти пару кварталов, проехать сотню километров — и я снова буду дома. Думаю, такое восприятие оформилось по совокупности автопутешествий.

Трек за 11 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September11.rar

Перед сном мы решили поискать информацию о местах, заслуживающих внимания в Комсомольске-на-Амуре и окрестностях, и совершенно случайно наткнулись на описание горного озера Амут. Забегая вперёд, могу сказать, что уже только ради него стоит доехать до «города Юности».

Часть 6. Комсомольск, Сихотэ-Алинь и Ванино

12 сентября в 9 утра выдвинулись северо-восточным курсом, а уже через два часа добрались до села Маяк. Смело рекомендуем автомобилистам одноимённое здешнее кафе, где наш экипаж устроил себе второй завтрак.

Отголоски тропического шторма Этау в тот день накрыли Хабаровский край непрерывными дождями — в совокупности с унылыми придорожными пейзажами это не на шутку убаюкивало. Однако местные водители расслабиться не давали: казалось, что о пункте 19.1 ПДД, который при недостаточной видимости предписывает использовать только ближний (дальний) свет фар, почти половина попутчиков и встречных не слышали. Товарищи, включения противотуманок без ближнего, а уж тем более дневных ходовых огней или габаритов в таких условиях мало, да и правилам это не соответствует!

Преодолев мост через Амур, мы оказались в Комсомольске. Впечатление от прогулки по набережной немного подпортило полузаброшенное здание речного вокзала.

Заметен запас, с которым строились широкие проспекты города. Смутило, пожалуй, только большое количество дефектов дорожного покрытия: нынешняя власть о содержании многополосных магистралей заботится слабо. Также не радуют перспективы самой восточной в России трамвайной системы, состояние которой осенью 2015 можно было оценить как удовлетворительное.

После обеда в районе площади Юности доехали до железнодорожного вокзала, где штурман приобрёл себе магнитик на память. Как метко заметил Алексей, Комсомольск-на-Амуре чем-то напомнил Тынду.

Комсомольск-на-Амуре. Памятник первостроителям города на набережной.

Вид на Амур с Набережной улицы.

На фоне здания речного вокзала

Комсомольск-на-Амуре. Железнодорожный вокзал.

Вечером наш экипаж выдвинулся в направлении рабочего посёлка Солнечный, где раньше располагался горно-обогатительный комбинат, готовивший треть объёма всего оловянного концентрата в СССР. Сейчас предприятие разрушено, а какие-то признаки жизни подаёт только фабрика в Горном. Именно от её ворот начинается серпантин на Амут — дорога трудная (средняя скорость — 20 км/ч), но проходимая для любого автомобиля, если ехать достаточно аккуратно.

Тем, кто осилит непростую гравийку, наградой будут потрясающие виды озера — первая мысль, которая меня здесь посетила: «Ехал не зря!»

Дорога на озеро Амут.

Чуть дальше по дороге расположена база отдыха «Амут Сноу Лейк», куда мы прибыли под проливным дождём. Нас накормили и поселили в гостиницу, предупредив о проблемах с электричеством: курорт питается током от вышеупомянутой фабрики, на которой в тот вечер решили временно отключить этот канал подачи энергии. В итоге база осталась без мобильной связи, а небольшое количество света обеспечивал дизель-генератор.

Хабаровский край, озеро Амут. Высота над уровнем моря — 761,5 метр.

За ужином поговорили с персоналом и рабочими — они были крайне удивлены приездом «четвёрки» из Подмосковья и после длительных расспросов пригласили наш экипаж попариться в бане перед сном. Я с удовольствием воспользовался этим предложением, а штурман, поразмыслив, всё-таки отказался. Замечательный вечер завершился опробованием неплохой настойки из Мариинска.

Трек за 12 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September12.rar

Утром дождь ненадолго прекратился, что позволило нам сделать еще несколько отличных фотографий у озера Амут (ударение на первый слог — об этом мы узнали от гостеприимных сотрудников базы отдыха).

Отроги хребта Мао-Чан.

Под аккомпанемент советских песен еще раз проследовали через Комсомольск-на-Амуре и взяли курс на Лидогу. Перекусили в кафе «Пикник» у села Селихино, залили полный бак на «Альянсе» перед поворотом на Ванино.

На фоне озера Амут.

Ванино (27rus)
29,8л
37.60 руб

Кроме того, с заправки сделали обязательный звонок в портовый офис «Дальтранссервиса», при этом нам сообщили, что паром придёт в 4 часа утра 14 сентября. Тогда мы еще не знали, что здесь это традиционно означает: «Хорошо, если отчалите в час дня…» Дело в том, что ни о каком расписании движения на линии речи нет: желающие переправиться через Татарский пролив просто прибывают в порт, после чего включается «режим Хатико» (это относится и к Холмску, а за очень точное выражение спасибо моим коллегам по работе).

Но перед этим сначала предстояло преодолеть 332 километра трассы Лидога — Ванино, на которой нет населённых пунктов, АЗС и сотовой связи. Лавируя между выбоинами на стартовом отрезке, я сказал штурману: «Если доберёмся до порта без потерь, то это будет успех». Забегая вперёд, отмечу, что колёса и подвеску удалось сохранить в целости, несмотря на обилие самых коварных дефектов покрытия — внезапных глубоких ям в асфальте.

Хабаровский край, автодорога Лидога — Ванино. Река Анюй.

Однако в целом дорога находилась в нормальном состоянии: осенью 2015 о том, как трудно здесь приходилось водителям раньше, свидетельствовал единственный гравийный участок протяженностью 30 км. Но даже он не испортил отличного настроения: потрясающие пейзажи Сихотэ-Алиня завораживали настолько, что я, любуясь ими, то и дело выезжал из своей полосы на середину пустого шоссе.

На полпути между Лидогой и Ванино находится маленький очаг цивилизации — придорожное кафе, отлично подходящее для того, чтобы отдохнуть и перекусить.

На единственном гравийном отрезке.

Автодорога Лидога — Ванино. Сихотэ-Алинь.

Кот у кафе, расположенного на полпути между Лидогой и Ванино.

Лиса на АЗС «Трансбункер» у посёлка Октябрьский.

Вскоре цель была достигнута: в 6 часов вечера 13 сентября после заправки автомобиля наш экипаж прибыл на центральную площадь портового посёлка — площадь Мира. Поужинав в ресторане гостиницы «Пять звёзд», знаменитой далеко не самыми демократичными ценами на проживание, мы отправились в соседний магазин «Океан», где закупились продовольствием по еще «материковым» ценам.

Ванино. Приморский бульвар.

Уже по приезде в Ванино был сделан второй обязательный звонок в «Дальтранссервис», при этом ориентировочное время прихода парома сдвинулось на 7:00, а заезжать на территорию порта нам сказали по готовности. С этого момента (20:00 по местному) и началась небольшая эпопея с переправой, за право поучаствовать в которой, как я уже говорил, пришлось заплатить почти 20 000 рублей.

С квитанцией, полученной в Хабаровске, зашли в бюро пропусков у проходной: здесь нам выдали документы на автомобиль, водителя и пассажира, которые на въезде сразу же забрали. Далее нужно было справиться с квестом «найди территорию БТО «Ялта», где находится филиал «Дальтранссервиса». Для этого в темноте и без ориентиров проехали почти три километра по территории порта (тем, кто захочет повторить, — мой трек в помощь).

Трек за 13 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September13.rar

После подписания в офисе шести (!) экземпляров коносамента (так называется основной сопроводительный документ на машину, из этих шести бумажек на руки до начала погрузки вы не получите ни одной) и внесения 147 рублей 50 копеек за пребывание пассажира (штурмана) в комнате отдыха началось ожидание. Не стоит убирать далеко и ни в коем случае нельзя терять упомянутую выше квитанцию об оплате полной стоимости переправы с чеком и штампом «Оплачено», поскольку это единственный документ, который всегда находится на руках у водителя.

Прибытие парома «Сахалин-9» в порт Ванино.

Замечу, что «Дальтранссервис» — это экспедитор, перевозки на линии осуществляет ОАО «Сахалинское морское пароходство», которое, на мой взгляд, и является главным виновником феерической бюрократии, волокиты, отсутствия расписания движения паромов, нулевого уровня комфорта и прочих «прелестей», сопровождающих процедуру переправы. За что же можно похвалить «сладкую парочку» этих контор? Разве что за душ, туалет и кухню в комнате отдыха. Однако на фоне общей неадекватной стоимости аттракциона этого явно недостаточно, тем более что в Холмске нет даже этих удобств.

Но вернёмся в Ванинский порт, где я, как выяснится через два дня, подхватил простуду из-за того, что отправился спать в «четвёрку», не полностью обсохнув после душа. Паром в итоге прибыл в полдевятого утра, погрузились после полудня, а снялся с якоря «Сахалин-9» только в 13:30. Во время переправы доступа к автомобилю нет, поэтому всё необходимое взяли с собой. Категорически не рекомендуется ставить машины на сигнализацию: случаи, когда она регулярно срабатывает от качки, высаживая аккумулятор, бывают регулярно.

Вид на бухту Ванина с кормы парома.

Нас долго не могли определить по местам, активно впаривая другим пассажирам койки на верхней палубе за доплату в размере 700 рублей с человека. Билеты «сопровождающих груз» предусматривали следование на нижней палубе, при этом меня и Алексея не хотели селить в одну четырёхместную каюту с аргументацией: «Пустые открывать не будем, потому что уборщица только одна и ей трудно». К счастью, удалось договориться с попутчиками и поменяться местами.

В Татарском проливе.

На верхней палубе парома «Сахалин-9».

В стоимость проезда включено однократное питание в пищеблоке (почти сразу после выхода из порта), однако о качестве и объёме блюд говорит тот факт, что семья с Сахалина, с которой наш экипаж познакомился еще во время ожидания, подарила нам два своих талона. Впрочем, за более-менее разумные деньги удалось приобрести дополнительную еду в том же судовом кафе, график работы которого необходимо уточнять в каждом конкретном случае.

Закат в Татарском проливе.

Полюбовавшись закатом над материком, мы отправились спать в ожидании долгожданной встречи с островом.

Трек за 14 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September14.rar

Часть 7. Встреча с островом

Как вы думаете, за какое время паром преодолевает расстояние в 260 километров между Ванино и Холмском? Советские инженеры, по словам администратора «Первого Сахалинского хостела», проектировали переправу под десятичасовой рейс. Примерно столько уходит сейчас, например, на переход из Стокгольма в Турку при чуть большей длине линии и с заходом на Аландские острова. «Сахалин-9» в штиль и ясную погоду преодолевал это расстояние 18 часов! Судно шло на одном двигателе с минимальным расходом топлива, то есть у пассажиров нагло отнимали не только деньги, но и время.

Татарский пролив. Рассвет у западного побережья Сахалина.

Ясным утром 15 сентября мы наслаждались видами западного побережья Сахалина, но настроение было немного подпорчено персоналом парома: более чем за час до швартовки нам сделали выговор за то, что я и Алексей к тому моменту еще не сдали набор тряпок, громко именуемый бельём. В ответ на спокойное резонное замечание о приличном запасе времени последовала развеселившая меня угроза бортпроводницы: «Будете пререкаться — без коносамента вас оставлю!»

Высадка на этот раз осуществлялась не по трапу, а через лацпорт. После получения выездных пропусков (в 8:30 по местному) наш экипаж покинул территорию Холмского порта, понаблюдав напоследок за тем, как сотрудница с ярко выраженным синдромом вахтёра раскричалась на пассажирку, которая всего лишь села в выезжающую с транспортной палубы машину не в указанном месте, а на 20 метров дальше.

Холмский порт.

Переправа осталась позади, и от осознания возврата свободы перемещения настроение заметно улучшилось, чему способствовали также посещение смотровой площадки на Холмском перевале (хорошая парковка в наличии), замечательная погода и завтрак в отличном кафе «Бамбучки», расположенном на территории одноимённого села.

Сахалин, Холмский перевал. Вид на Татарский пролив.

Шок от 44 рублей за литр 92-ого в Холмске сменился недоумением по прибытии в Южно-Сахалинск: расстояние между городами — меньше 100 километров, при этом цена топлива в столице региона составляла всего 39 рублей 10 копеек. Даже в максимально отдалённой Охе я в итоге заправлялся по 43 рубля, так что наглость «коммерсов», владеющих АЗС в портовом городе на западном побережье острова, по-настоящему впечатляет.

Наш фотограф Екатерина должна была прилететь в Хомутово в полдень, однако по пути в Южный (так почти все местные жители называют областной центр) мы узнали, что её рейс задержан на семь с половиной часов. Таким образом, запланированный визит в краеведческий музей осуществили вдвоём со штурманом.

В придорожном комплексе «Бамбучки».

Музей расположен в уникальном японском здании 1937 года и окружен небольшим парком. Экспонаты здесь собраны весьма интересные, история края изложена очень доходчиво, а окрестная территория прекрасно подходит для неспешных прогулок — в общем, рекомендуем это место на Коммунистическом проспекте гостям города.

Изучив музей, отправились за ключами от съёмной квартиры: если в Южно-Сахалинске еще можно обоснованно подумать о проживании в мини-гостинице (о хостелах я расскажу позже), то во всех остальных городах и посёлках острова другие варианты цивилизованного ночлега даже рассматривать не советую. Дело в том, что уровень комфорта в местных отелях ничуть не выше среднего по стране, при этом цены по состоянию на сентябрь 2015 года — 2000-2500 рублей с человека в день. Например, за три койки в обшарпанном мотеле посёлка Смирных с нас запросили 6000 деревянных. Посуточная аренда двухкомнатных квартир стоила нашему экипажу от 1500 руб. (Поронайск) до 2500 руб. (Южный), но уже за троих. Такой сервис широко распространен в регионе, на мой взгляд, в первую очередь именно по причине неадекватных расценок на гостиничное проживание.

Южно-Сахалинск. Областной краеведческий музей.

По пути к квартире на проспекте Мира я уже не мог не замечать, как сильно загружены автомобилями улицы областного центра: бросались в глаза нехарактерные для города с населением около 200 000 человек масштабы затруднений движения.

Несколько часов после заселения были посвящены пешей прогулке, в ходе которой мы посетили самую восточную детскую железную дорогу России и площадь Победы, узнали режим работы канатной дороги «Горный воздух» (в тот день она не действовала), а также пообедали.

Южно-Сахалинск. Депо в процессе ремонта и локомотив ТУ-10 №005 на детской железной дороге.

По прибытии к аэропорту мне с трудом удавалось сдерживать негодование: 15 бесплатных минут на парковку традиционно были, однако за каждые следующие полчаса предлагалось платить по 150 рублей — это, на мой взгляд, слишком круто даже по московским меркам. Учитывая, что в тот момент до прилёта борта из столицы оставалось еще более 40 минут, я не поленился проехать задним ходом 400 метров до ближайшего бесплатного места стоянки.

В здании терминала возникли небольшие трудности с мобильной связью, однако примерно в 20:00 по местному времени Катя успешно получила багаж и наш экипаж наконец был в полном составе. Сначала выдвинулись за продуктами, причём уровень цен хоть и был предсказуем, но всё равно расстраивал, а затем вкусно поужинали пельменями.

Трек за 15 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September15.rar

16 сентября начали давать о себе знать симптомы моего переохлаждения в Ванино, но повлиять на общие планы это уже не могло: синяя «четвёрка» взяла курс на мысы Птичий и Великан. Говорят, что район реки Христофоровки — аномальная зона: на окрестных подъёмах и спусках водители то и дело замечают, что вверх машина идет будто с горки, а вниз приходится добавлять газу, чтобы поддерживать скорость. Не очень верю в такие вещи, однако что-то необычное в ощущениях при преодолении здешних холмов определённо присутствовало.

Охотская трасса на берегу озера Тунайча.

Отмечу хорошее состояние Охотской трассы: ехать на восток было легко и приятно.

Далее до Свободного — грейдер неплохого качества, но после поворота к югу началась местами размытая лесная дорога, с которой довольно легко можно свернуть в неправильном направлении. Наш экипаж ошибся лишь однажды, последовав на одной из развилок за грузовиком.

Дорога к мысам Птичий и Великан.

Уточнив маршрут у водителя «КАМАЗа», мы продолжили прорываться к цели, однако примерно за 6 километров до Птичьего на спуске (задом отъехать не было возможности) упёрлись в перекат, на преодоление которого ушло полчаса. А еще через километр дорогу размыл ручей — я решил, что убивать машину еще рано, поэтому оставшееся расстояние преодолевали пешком. Где-то на полпути услышали звук двигателя: к мысам следовал внедорожник, на борту которого нашлось место для Кати.

В тот момент автор на секунду засомневался в целесообразности подобных трудозатрат на посещение этого места, однако уже на берегу Тихого океана мне стало стыдно за подобную мысль: красоту каменных «скульптур», созданных ветром и водой, трудно описать словами.

Остров Сахалин, Корсаковский район. Мыс Птичий.

Каждый из нас погрузился в свои мысли, любуясь природой, но было и общение: на мысе Птичьем поговорили с приехавшими на отдых сахалинцами, а также встретили лису, для которой попрошайничество, очевидно, стало одним из основных способов поиска пищи.

Вдали виден мыс Великан.

«Привет с Сахалина!»

Лиса-попрошайка.

На обратном пути Екатерине вновь повезло: приблизительно с того же места до «четвёрки» её согласился подбросить экипаж другого джипа. Ну а у меня со штурманом пятикилометровый маршрут отнял 50-55 минут.

Теперь все мысли были заняты упомянутым выше перекатом, преодоление которого осложнялось тем, что на этот раз он находился на подъёме. Было решено проходить преграду с запасом скорости, соорудить одноразовый мостик для правых колёс, а левые пустить по самому краю дороги.

По словам Алексея, разлетевшиеся под тяжестью автомобиля доски создали иллюзию взрыва. Сильнейший удар в левое переднее колесо погнул то ли рулевую тягу, то ли маятниковый рычаг — по прибытии в Жуковский я заменил рулевую трапецию в сборе. Для прямолинейного движения отныне руль приходилось держать под углом 90 градусов от бывшего нейтрального положения, при этом в сторону машину всё-таки не тянуло. Начала спускать пострадавшая покрышка: на шиномонтаже в Южно-Сахалинске выяснится, что между ней и диском в момент удара забилось большое количество песка и даже мелких камней.

Вид на озеро Тунайча.

Но на берегу Охотского моря, где мы остановились после возвращения на хорошую дорогу, всё это показалось ничтожным и не заслуживающим беспокойства.

Закат на берегу Охотского моря.

Окропив автомобиль тихоокеанской водой, мысленно передали привет Магадану, расположенному на противоположном берегу в полутора тысячах километров по прямой, и после установки запасного колеса взяли курс на Корсаков.

Часть 8. Корсаков — Южно-Сахалинск — Тихая

Кратчайший путь от Охотского к портовому городу на берегу залива Анива — грунтовка через Чапаево, качество которой приятно удивило. Наш экипаж прибыл на смотровую площадку Корсакова, расположенную на Дачной улице, уже после 20:00: судя по отзывам, именно вечером отсюда открывается наиболее красивый вид.

Корсаков. Вид на порт со смотровой площадки на Дачной улице.

Сделав несколько отличных снимков и пообщавшись с дружелюбными местными ребятами, выдвинулись в сторону Южно-Сахалинска. Учитывая, что после завтрака мы ничего не ели, основной задачей теперь было плотно покушать, поэтому по прибытии в город зашли в кафе «Аленький цветочек», которое я всё же не стану рекомендовать туристам: сильно пьяные персонажи создавали определённый дискомфорт.

После ужина успешно отремонтировали подбитое колесо в шиномонтаже на проспекте Победы и устремились к заправке, однако за 200 метров до колонки двигатель заглох, а еще через 150 метров иссякла и инерция. Отвязать канистру с верхнего багажника не позволила лень — оставшееся расстояние автомобиль преодолел с помощью наших мышц.

Все вышеупомянутые приключения выпали на день рождения моей сестры, которую я не забыл поздравить с другого конца страны. Стоит ли говорить, что по возвращении в квартиру наш экипаж в полном составе сморило практически сразу и надолго?

Трек за 16 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September16.rar

17 сентября кто-то в «небесной канцелярии» как будто щёлкнул выключателем: установилась тёплая ясная погода, которая сопровождала нас практически до погрузки на паром в порту Холмска: дождь зарядит лишь во время визита в Александровск-Сахалинский.

Южно-Сахалинск, проспект Победы. Вдалеке видна гора Большевик.

Первым делом мы немного прогулялись по центру Южного и отправили приветственные открытки с главпочтамта всем тем, кто оказал моральную, материальную и иную помощь при подготовке к экспедиции. Пользуясь случаем, еще раз благодарим людей, которые оказались неравнодушны к нашей идее!

Далее нас ждал подъём по канатной дороге на гору Большевик, где располагается курорт «Горный воздух». Стоимость путешествия к вершине осенью 2015 составляла 200 рублей с человека, за спуск плата не взымается.

Однажды на просторах всемирной паутины я наткнулся на комментарий местного жителя примерно следующего содержания: «Что делать в Южно-Сахалинске? Оптимальный план такой: прилетел — поел икры и красной рыбы — поднялся по канатке — и обратно в аэропорт!» Разумеется, в столице региона еще много интересных мест, однако виды, открывающиеся с горного хребта, действительно впечатляют особо.

В сквере на площади Ленина.

Южно-Сахалинск. Канатная дорога «Горный воздух».

Панорамы, открывающиеся с горы Большевик.

Зарядившись положительными эмоциями от созерцания потрясающих пейзажей, наш экипаж отправился в направлении Долинска, причём я пребывал в исключительно хорошем настроении, поскольку с момента приезда в Ванино успел немного соскучиться по трассе.

За селом Стародубское дорога выходит на берег моря — ехать по ней погожим днём очень приятно.

С одной остановкой на фотосессию мы добрались до Взморья, где на импровизированном рынке у железнодорожной станции всего за 500 рублей нам продали трёх огромных варёных крабов, которых штурман отложил до вечера вместе с пивом.

Пыльная сельская дорожка с приличным трафиком вывела синюю «четвёрку» к ториям японского храма Хигаси Сираура дзиндзя. Отмечу, что спокойная атмосфера места делает его весьма подходящим для сооружения, о котором сейчас напоминают только ворота 1940 года, установленные в честь 2600-летия образования Великой Японской империи.

Сахалин. Побережье Охотского моря на участке Стародубское — Взморье.

Взморье. Тории (ворота) — всё, что осталось от японского храма Хигаси Сираура дзиндзя

На берегу Охотского моря в селе Взморье.

Обедал наш экипаж в скромной, но неплохой шашлычной, при этом я воспользовался советом местных жителей и отведал отличной шурпы, Катя выбрала плов, а Алексей ограничился зелёным чаем.

Конечным пунктом дня стала знаменитая бухта Тихая — излюбленное место отдыха сахалинцев. Нам повезло: в ту сентябрьскую ночь с четверга на пятницу мы были здесь почти в полном одиночестве.

Сахалин. Бухта Тихая.

Несмотря на небольшую усталость, вечером я совсем не чувствовал себя, «как краб на галерах»: расслаблению поспособствовала настойка из Мариинска с закуской в виде мяса этого морского обитателя.

Когда мы со штурманом, осилив только одного ракообразного ввиду его убойной сытности, перед сном пришли к выводу, что с оставшимися двумя надо что-то делать, Лёха успешно обменял их на баклажку питьевой воды и свежие овощи у наших единственных соседей по побережью — молодой пары.

Трек за 17 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September17.rar

Часть 9. Водопады, Поронайск и Ноглики

Следующим утром, пока Алексей и Екатерина фотографировали окрестные пейзажи, я вернул на место резонатор, который накануне был сбит с приёмной трубы крупным камнем, лежавшим на середине дороги, ведущей к бухте. Упаковав все вещи в автомобиль, мы отправились на север, предвкушая встречу с водопадами.

Но сначала наш экипаж посодействовал землякам из Подмосковья: ребята из Железнодорожного, видимо, немного зазевались и соскочили с дороги правыми колёсами арендованной машины.

Известный афоризм гласит: «Ничто так не влияет на динамику автомобиля, как перегоревшая лампочка ручника». 18 сентября я убедился в его абсолютной справедливости с поправкой на то, что в моём случае исправный сигнализатор на приборной панели был закрыт от глаз водителя центральной частью руля, повернутого, напомню, на 90 градусов от нормального положения.

Сахалин. Бухта Тихая.

Правильная компоновка багажника очень важна.

Через пару десятков километров не до конца отпущенный ручной тормоз дал о себе знать ударами в барабанном механизме правого заднего колеса. Колодки вскоре приработались, однако нормальной работы стояночной тормозной системы удастся добиться только в родном Жуковском путём полной замены задних механизмов (впрочем, обновление было запланировано еще перед стартом экспедиции в связи с плачевным состоянием заднего троса).

Тем временем мы проследовали село Заозёрное и, переобувшись в резиновые сапоги, выдвинулись вверх по течению реки Угледарка с целью осмотра водопада, расположенного примерно в километре к западу. На первых порах нас сопровождал зловонный запах гниющей рыбы: активный нерест лососёвых уже начался, и река буквально кишела ими. Вскоре наши мысли больше стал занимать тот факт, что в тех местах без труда можно встретиться с медведем: следов пребывания косолапых было предостаточно. Старались вести себя шумно, «предупреждая» обитателей леса о своём присутствии заранее.

Еле заметная тропа, которая шла то по одному берегу Угледарки, то по другому, привела нас к живописному водопаду высотой 23 метра.

Тропа к водопаду на Угледарке.

Сахалин. Водопад на реке Угледарке.

Насладившись необыкновенной красотой этого чуда природы, наш экипаж вернулся к машине и вскоре оказался на мысе Клокова. Потратив какое-то время на поиск места для парковки, мы вновь отправились на запад: тут в пятистах метрах от побережья Охотского моря находится наиболее высокий из известных в настоящее время сахалинских водопадов, общий перепад которого составляет 48 метров.

Побережье Охотского моря в районе Угледарска. Заметны противолавинные сооружения.

Тропа к водопаду на мысе Клокова.

У туристов есть возможность понаблюдать за низвергающейся водой и подумать о вечном, сидя на лавочке.

Сахалин. Водопад на мысе Клокова.

В половину четвёртого в прекрасном настроении взяли курс на Поронайск. Здесь в городском краеведческом музее за чисто символическую плату для нас провели интересную экскурсию продолжительностью более часа. Кроме того, гостеприимный персонал учреждения любезно подсказал, где можно пообедать: поели в неплохом кафе «Арарат».

На выходе из музея я осознал, что ночь в палатке не пошла мне на пользу: обострились симптомы простуды. Изначально наш экипаж планировал заночевать в Александровске-Сахалинском, но подходящих вариантов размещения в этом городе не нашлось, поэтому план был оперативно скорректирован: поскольку в мотеле посёлка Смирных, о котором упоминалось выше, заломили неадекватную цену, мы решили прорываться в Ноглики, где нам готовы были предоставить съёмную двухкомнатную квартиру на Пограничной улице.

Асфальт ожидаемо закончился в Победино, далее аккуратно ехали со скоростью около 40 км/ч, так как знакомый из Красноярска, который путешествовал по острову летом, предостерегал о том, что здешний гравий опасен для покрышек. Однако эта информация к моменту нашего проезда утратила актуальность — на обратном пути спустя два дня крейсерская скорость на данном участке составила уже 60 км/ч.

Заправки 16, 17, 18 и 19 сентября

Ноглики (65rus)
25,7л
40.00 руб

Трудный, но запоминающийся перегон успешно завершился, когда часы показали 2:00. Перед этим пришлось немного покружить по посёлку из-за перекрытий, связанных с перекладкой асфальта.

Трек за 18 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September18.rar

Утром из окон квартиры, планировка которой была мне прекрасно знакома по домам города Суоярви, нашему экипажу открылся неплохой вид на реку Тымь. В тот момент я решил, что пора прекращать болеть, и тут весьма кстати пришлось посещение Дагинских термальных источников, куда мы направились после заезда в село Венское, где ожидали увидеть настоящих нивхов.

Ноглики. Вид на реку Тымь и Физкультурную улицу.

Утро в Ногликах. Реклама продукта не оплачена =)

Берег Ныйского залива у Венского.

Не обнаружив никакого национального колорита, вскоре прибыли в Горячие Ключи. Для того, чтобы попасть в простенькую, зато бесплатную купальню, пришлось отстоять небольшую очередь, однако 7 минут удовольствия того однозначно стоили. При первом визите трудно и даже небезопасно сидеть дольше: температура воды составляла почти +45°C. Штурман и фотограф окунуться не решились, даже несмотря на рекламу, которую автор делал на основе прекрасных воспоминаний о купании в источнике у реки Гоуджекит.

Ну а я как будто заново родился — забегая вперёд, скажу, что к утру 20 сентября от простуды не останется и следа.

Подъехать с юга к уничтоженному землетрясением посёлку Нефтегорск не получилось: через несколько километров после поворота с трассы большая колея в луже и характерный для той местности зыбкий песок вынудили развернуться. Прорываться с севера не стали ввиду сгустившихся сумерек, что, как мне кажется, было правильным решением: не думаю, что атмосфера этого места желала, чтобы её тревожили.

На Дагинских термальных источниках.

Кроме того, за 2 километра до поворота на Сабо, пересекая ручей Сейсмиков, синяя «четвёрка» выехала на новый асфальт, поэтому стало трудно бороться с желанием поскорее оказаться в Охе.

Часть 10. Оха и Александровск

В 19:38 по местному времени наш экипаж достиг города нефтяников. В приподнятом настроении, которое было обусловлено прибытием в самый дальний населённый пункт маршрута, мы определились на ночлег в отличную двухкомнатную съёмную квартиру в доме №23 по Комсомольской улице. Торжественный ужин в честь приезда приготовил штурман.

Трек за 19 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September19.rar

Проснувшись пасмурным утром, приняли решение первым делом добраться до финишной точки путешествия, в качестве которой был выбран берег Сахалинского залива в районе устья реки Антоновки за брошенным посёлком Колендо (11 584 километра от старта по одометру).

Оха. Стела на Комсомольской улице.

Оха. Вид из окна съёмной квартиры.

От крупного посёлка ныне остались только остовы гаражей и фундаменты зданий.

Промежуточный финиш близ устья реки Антоновки.

Дорога Колендо — Оха.

Полюбовавшись суровой природой севера острова, наш экипаж с целью проведения фотосессий отправился к стелам на въезде в Оху, причем советская лично мне понравилась куда больше брендированной современной.

Экипаж на фоне советской стелы на въезде в Оху.

Стела «Знак Почета» на въезде в город.

Процесс фотографирования увлёк так сильно, что чуть не забыли… пообедать. Однако своевременное замечание Кати вернуло к реальности, и мы, вспомнив рекомендацию хозяйки арендованной квартиры, поехали в кафе, расположенное в ТЦ «Калинка».

Плотная трапеза и закупка сувенирных магнитов немного расслабили штурмана: полкилометра спустя Алексей понял, что забыл на вешалке куртку. Екатерина тем временем успешно использовала несколько появившихся минут для фотосъёмки.

Мысленно прощаясь с далёким городом нефтяников, бодро выдвинулись в направлении Тымовского, где еще утром запланировали переночевать (в Александровске-Сахалинском вариантов размещения вновь не нашлось). При этом даже окончание приятного 60-километрового участка асфальта не навеяло грусти: практически в ту же минуту в музыкальной сборке наступила очередь военных и советских песен. До пункта назначения добрались без приключений с остановкой на заправку в Ногликах.

Оха/

Съёмная квартира на Красноармейской, 12, куда наш экипаж заселился после общения с хозяином, приятно удивила домашней обстановкой: признаться честно, лично я, наверное, не решился бы сдавать столь аккуратное жильё.

Трек за 20 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September20.rar

Утро 21 сентября в Тымовском началось для меня с овсянки и внезапной просьбы продать регистрационные знаки автомобиля: местный житель, которому понравилось цифровое обозначение региона (750), сначала поинтересовался, откуда мы, а затем на полном серьёзе предложил отправиться в РЭО ГИБДД с целью обмена номерами. Вежливо отказавшись, оставили ключ от квартиры в почтовом ящике и выдвинулись на Александровск.

Возможно, на наше мнение оказала влияние погода, но город, который долгое время являлся столицей острова, произвёл угнетающее впечатление, особенно бросилось в глаза множество заброшенных двухэтажных деревянных домов. Попытка попасть к маяку на мысе Жонкьер по дороге через сопку закончилась печально: если мне один из работников ретрансляторной станции спокойно подсказал, как найти нужную тропинку, то на штурмана в тот же момент без предупреждения и разговоров какой-то мужик в тельнике спустил собак. Во время травли Алексея «моряк» что-то не очень внятно лепетал про закрытую территорию, однако ни одного знака, запрещающего проезд или проход, в окрестностях обнаружить не удалось. Зато на электронной карте объект был отмечен как «обзорная точка».

На сопке к Югу от Александровска-Сахалинского.

К счастью, мы смогли отъехать от этого места целыми и невредимыми, немного пострадал только передний номер автомобиля, который штурман пытался использовать в качестве ступеньки для подъёма на капот.

Хорошенько взбодрившись в результате вышеописанных событий, наш экипаж по заросшей тропе от подстанции добрался до маяка, однако здесь тоже ждал холодный приём: нас вежливо попросили немедленно покинуть территорию тем же путём. Осознав, что теперь осталась только одна дорога (от порта вдоль берега), вернулись в город и уже вскоре осматривали знаменитые скалы Три Брата. Эти кекуры, безусловно, заслуживают внимания, однако меркнут на фоне увиденного нами на мысе Птичьем.

Скалы Три Брата.

В тоннеле на мысе Жонкьер.

Пройдя по тоннелю, построенному на мысе Жонкьер каторжанами, наконец смогли спокойно сфотографировать «расползающийся» маяк. Близко подходить не стали, поскольку моросящий дождик упорно гнал обратно к машине.

Маяк.

Ввиду того, что мы оказались в Александровске в понедельник, в музей Чехова, к сожалению, не попали. Светлым пятном в памяти остался бюджетный и вкусный обед в кафе, расположенном с обратной стороны здания гостиницы, однако чтение свежей местной газеты «Красное Знамя» с анализом и подробными результатами (по городу) прошедших выборов вновь навеяло уныние.

Еще по пути от Тымовского я заметил нехорошие изменения в температурном режиме двигателя, а уже в Александровске выяснилась причина: порвался Г-образный патрубок печки. Запасной был зарыт в отделении для запаски слишком глубоко, поэтому сначала решил попытать удачи в магазине автозапчастей. Ничего подобного там не оказалось — пришлось выгружать, а затем загружать обратно содержимое багажника.

Порвавшийся патрубок отопителя.

Часть 11. На западном побережье

Во время небольшого ремонта я изрядно промок, поэтому, выезжая (можно сказать, эвакуируясь) из города, включил печку на полную мощность. Окончательно отогрелся в районе Зонального — здесь меня начал морить сон. Спокойно ехал на «автопилоте», но сразу после проезда речки Сергеевки произошла ситуация, которая взбодрила до конца дня и не нашла точного разумного объяснения до сих пор.

В момент проследования знака «обгон запрещен» на скорости 60 км/ч я заметил в зеркале заднего вида микроавтобус, выехавший на левую сторону дороги. Спустя мгновение из-за поворота показался встречный автомобиль — стало ясно, что выйти вперёд обгоняющий не успеет. «Четвёрка» продолжила движение с той же скоростью, а минивэн пристроился сзади и начал мигать фарами. Далее он имел возможность для спокойного обгона, но вместо этого лишь поравнялся с нами, вновь заняв встречную полосу. Какое-то время микроавтобус двигался рядом и несколько раз посигналил, однако я не стал смотреть в его сторону. Внезапно он резко затормозил и развернулся поперёк дороги. Опасаясь каких-либо неадекватных действий водителя попутки, я прибавил до 75 км/ч и вскоре потерял его из виду.

Включите субтитры YouTube, чтобы видеть комментарии автора

Долгие размышления и рассуждения о том, чего хотел шофёр микроавтобуса, так ни к чему и не привели. Версия о замеченной им неисправности нашего автомобиля не подтвердилась: через двадцать километров мы остановились рядом с местным «КАМАЗом» и всё проверили. Остальные предположения никак не вяжутся с неожиданным разворотом, а заправку на въезде в Смирных, на которой наш экипаж стоял продолжительное время, этот минивэн уже не проезжал.

Таким образом, в сторону Бошняковского перевала выехали в лёгком замешательстве около половины седьмого вечера. Примерно через 25 километров отличной гравийки свернули налево и оказались на лесной дороге, которая в конце сентября 2015 уже была достаточно сильно размыта дождями. Преодолев по ней около километра, мы остановили машину, надели сапоги и отправились на разведку. Промер первого (судя по отзывам, самого простого) брода, навёл на мысли о том, что на оставшихся 14 трудных километрах велика вероятность застрять: река была глубиной выше колена, а обратно к автомобилю я возвращался босиком, поскольку неаккуратно зачерпнул воды сразу двумя сапогами. Обстановку кратко и точно в двух словах описал штурман: «Ёкарный бабай…» К тому моменту стало уже совсем темно, а перспектива заночевать на перевале без надежды на помощь (свежие следы транспорта на дороге не просматривались) совсем не грела, поэтому все согласились с резонным решением о развороте: загруженной «четвёрке» такой маршрут явно не подходил.

Просушив ноги и не без труда развернувшись, я с чистой совестью повёл машину обратно к посёлку, при этом спокойно выехать на западный берег острова теперь предстояло по перемычке Арсентьевка — Ильинское.

Ночлег в виде очередной (самой дешёвой за поездку: на этот раз всего 1500 рублей за сутки) съёмной квартиры нашёлся на Октябрьской улице в Поронайске, последние километры до которого из-за усталости дались тяжеловато.

Трек за 21 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September21.rar

После завтрака 22 сентября выяснилось, что Бошняковский перевал забрал свою «дань» в виде утеплённых вставок в резиновые сапоги, которые после промокания в реке были забыты на месте стоянки. Но грустить долго не пришлось: настроение экипажу выдержками из свежей местной газеты поднял штурман.

Заправки 20, 21, 22, 23 и 24 сентября

Невельск (65rus)
36,3л
39.70 руб

Готовая к перешивке на русскую колею железная дорога в Макарове.

Заправив автомобиль в Макарове, мы планово выдвинулись в сторону западного берега Сахалина, продолжая нести небольшие потери: на пути к Ильинскому во время разъезда со встречным автомобилем о высокий гребень из камней, оставленный грейдером, была разбита правая противотуманная фара, а в Пензенском я своевременно обнаружил прокол правого заднего колеса. Причиной стал кусок толстой проволоки, а немедленно отремонтированная жгутом покрышка отправилась на верхний багажник (на обратном пути в Свердловской области она ещё вернётся на своё место).

Пообедали в городе Томари в неплохом кафе на перекрёстке Октябрьской и Пионерской улиц, при этом сотрудница заведения удивила осведомлённостью о местоположении Жуковского: как выяснилось, женщина знала о родном городе по серии романов «Каменская» Александры Марининой.

На участке Арсентьевка — Ильинское.

Побережье Татарского пролива южнее Ильинского.

Остров Сахалин, село Пензенское. Замена и ремонт колеса.

В Пензенском.

Дорога на Томари.

Северный въезд в Томари.

Томари. В кафе.

По мере приближения к Холмску наш экипаж успел порадоваться прекрасной погоде, удивиться крайней разрухе села Чехов, понаблюдать за ремонтом железнодорожного переезда в Костромском и, наконец, насладиться необыкновенной красотой заката в Яблочном.

Западный берег Сахалина.

Сахалин. Село Чехов.

Сахалин. Закат в Татарском проливе.

В отделении «Дальтранссервиса» у порта бывшей Маоки мы заплатили 18900 рублей за обратную паромную переправу, которая серьёзно выбивала нас из графика: изначально в Хабаровск предполагалось прибыть утром 25 сентября. Фактически же при ясной и безветренной погоде паромы «встали на перестой» в Ванино и ранее 26 сентября оказаться на материке у нас возможности не было.

После корректировки планов и ужина в отличном кафе «Сакура», взяли курс на село Николайчук по улицам Героев — Шевченко — Островского. Заночевали, как и на берегу бухты Тихой, в палатке и машине в окрестностях горы Татарской и Тайного водохранилища.

Трек за 22 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September22.rar

Тёплым солнечным утром 23 сентября непростая грунтовая дорожка привела наш экипаж в дачный посёлок к тупиковой железнодорожной платформе «77 км», откуда уже пешком мы выдвинулись по заброшенной ветке в сторону Чёртова моста.

Остров Сахалин, Холмский район. Вид на Тайное водохранилище с перевала у горы Татарской.

Через два километра пути перед нами предстала громада этого сооружения, а после его осмотра и подъёма наверх встал вопрос: «Стоит ли идти на Ведьмин мост?» Пришли к выводу, что сходить нужно, и ни разу не пожалели о своём решении: до крупного перехода через один из притоков ручья Тый всего пара живописных километров с тоннелем и галереей. При этом из середины тоннеля не виден ни один из порталов и несколько минут приходится идти в кромешной темноте.

Железнодорожный путь на участке между мостами полностью зарос деревьями и местами ушёл под землю, на его фоне участок от 77 км до тупика у Чёртова моста находится в отличном состоянии.

У Ведьмина моста встретили группу туристов, пришедших из Чапланово. Поприветствовав их, мы выдвинулись обратно, при этом уже в селе Николайчук были атакованы божьими коровками: такого огромного количества этих насекомых никто из нашего экипажа раньше не видел.

Чёртов мост.

Тоннель и галерея у его южного портала между Чёртовым и Ведьминым мостами.

Ведьмин мост.

Часть 12. Возвращение на материк

Успешно добравшись до Холмска, пообедали в проверенном кафе и провели самостоятельную экспресс-диагностику подвески. Мои опасения, к счастью, не подтвердились: ходовая чувствовала себя хорошо, поэтому в Невельск отправились в отличном настроении.

К сожалению, знаменитых сивучей в это время года на брекватере порта не бывает, но и без тюленей осмотр города получился интересным. Кроме того, именно в Невельске второй раз за поездку меня остановил инспектор ГИБДД. Есть подозрение, что это произошло из-за несвоевременно пристёгивавшегося штурмана, однако в итоге всё ограничилось простой проверкой документов, стандартным удивлением дальностью маршрута и пожеланием удачи.

Невельск. Вид в сторону улицы Казакевича.

Брекватер порта в Невельске.

Судно в Татарском проливе.

Порт Невельска.

В Невельске.

Пополнив запас топлива, наш экипаж взял курс на Южно-Сахалинск, предварительно договорившись о ночлеге в съёмной квартире. На отрезке до села Огоньки на перевалах в тумане встретился 15-километровый гравийный участок, однако в целом качество дороги превзошло мои ожидания.

По прибытии в областной центр нас ждал неприятный сюрприз: арендодатель, несмотря на наличие договорённости, не смог предоставить обещанное жильё на Чехова, 174. Ситуацию осложнял только что завершившийся фестиваль «Спасская башня на Сахалине»: свободных квартир в городе практически не было. Тогда было решено рассмотреть варианты проживания в хостелах: на ближайшую ночь места нашлись только в Like Hostel.

Суровый мужчина-администратор смотрел на нас с недоумением, однако согласился пустить только потому, что мы оперативно забронировали койки через Букинг. Лично меня до утра не покидало ощущение возврата в 90-ые, однако серьёзных претензий к этому месту предъявить, пожалуй, нельзя.

Трек за 23 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September23.rar

Южно-Сахалинск — город контрастов.

Утром 24 сентября Екатерина самостоятельно попробовала попасть в краеведческий музей, уже изученный мной и штурманом, однако из-за позднего времени открытия (11:00) ей удалось осмотреть только его территорию, да и то лишь благодаря доброте охранника, поскольку туда официально пускают с того же времени.

На Коммунистическом проспекте.

Вновь объединившись, наш экипаж отправился в торговый центр «Сахалин», где была произведена закупка морепродуктов и деликатесов. Следующей контрольной точкой стал Сити Молл, в котором предлагался самый широкий выбор сувенирной продукции: здесь приобрели магниты и другие подарки для себя и всех тех, кто помог состояться экспедиции.

Около часа дня по местному времени после фотосессии на южном въезде в город мы прибыли в аэропорт Хомутово: 10 дней путешествия по острову для нашего фотографа завершались рейсом на Москву.

Въезд в Южно-Сахалинск со стороны Корсакова.

Стела на Дорожной улице.

В Хомутово.

Попрощавшись с Катей и нагрузив её своими порциями красной икры, мы с Алексеем транзитом через Сити Молл выдвинулись на поиски места для обеда. В итоге выбор пал на автокомплекс «БестА» на улице Ленина, где синей «четвёрке» в процессе мойки возвращали родной цвет, пока экипаж перекусывал. Здесь же я, не сливая масло (с учётом его постоянного обновления из-за высокого расхода), самостоятельно осуществил плановую замену масляного фильтра, а также поменял бензофильтр и установил запасную противотуманку взамен разбитой на участке Арсентьевка — Ильинское.

Звонок в ставший ненавистным «Дальтранссервис» не обнадёжил: нам по-прежнему не гарантировали места не только на первом пароме, который должен был отправиться следующим днём, но даже на вечернем втором. Поскольку свободного времени имелось в избытке, настроение удалось улучшить телефонным общением с родными и друзьями.

Вечером приступили к поискам ночлега. На этот раз мы остановились в «Первом Сахалинском Хостеле», причём были приятно удивлены чистотой и европейским качеством сервиса: однозначно рекомендуем это место гостям острова. Порадовало и наличие удобной бесплатной автостоянки.

Трек за 24 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September24.rar

Несмотря на отсутствие определённости, решили прибыть в Холмск пораньше: попрощавшись с гостеприимным персоналом хостела, на рассвете выехали на запад, а уже в 8:10 25 сентября лично посетили офис экспедиторской компании на Катерной улице.

После завтрака в кафе, расположенном в полузаброшенном здании Холмского порта, местный таксист предложил нам свои услуги, однако брошенная мной фраза: «На материк бы!» — помогла ему осознать всю бессмысленность общения.

Холмск. Дизель-поезд Д2-007 на станции Холмск-Южный.

Один из местных жителей.

Повторный визит в офис «Дальтранссервиса» показал, что наша настойчивость не напрасна:

—Можете нас чем-нибудь порадовать?
— Теперь да.
— Дай Вам Бог здоровья!

Таким образом, «четвёрка» попала в число четырёх легковушек, для которых нашлось место на первом пароме.

«Сахалин-8» снялся с якоря около 14:00 по местному времени и шёл 260 километров до Ванино по спокойной воде… 19 часов! То есть почти сутки от ворот Холмского порта до выезда из ворот Ванинского, не считая времени ожидания — выводы об уровне «сервиса», стоимость которого в данном случае составила космические 18900 рублей, каждый может сделать сам.

Единственным приятным обстоятельством обратной переправы стало то, что мне и штурману удалось полноценно выспаться.

На Катерной улице.

Вид на город с парома «Сахалин-8».

«Сахалин-10» заходит в порт Холмска.

Трек за 25 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September25.rar

Часть 13. На Читу через Биробиджан

Материк встретил нас низкими свинцовыми тучами, моросящим дождём и туманом. После оформления документов на выезд из порта, завтрака и заправки автомобиля выдвинулись на Лидогу, причём за прошедшие с момента проезда в восточном направлении две недели состояние дороги немного улучшилось: глубокие ямы в основном были заделаны заплатками.

Любуясь пейзажами Сихотэ-Алиня, мы без приключений добрались до проверенного кафе «Маяк» в одноимённом селе, где пообедали и включили CB-радиостанцию, которая на острове почти не эксплуатировалась. Немного напрягал только повышенный расход топлива, который составил на отрезке Ванино — Лидога ровно 10 литров на 100 км.

Хабаровский край. Автодорога Лидога — Ванино. Сихотэ-Алинь.

Сихотэ-Алинь.

Дорога до Хабаровска порадовала ясной погодой, но почти сразу после пересечения Амура наш экипаж попал под сильный ливень. В Биробиджан, где планировалась ночёвка, прибыли после девяти вечера 26 сентября. Штурмана уже поджимало время, поэтому после заселения Алексей приобрёл авиабилет Чита — Москва на утренний рейс 29 числа.

Трек за 26 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September26.rar

Хотелось бы отметить гостиницу «Восток» (теперь называется «Центральная»): хороший уровень комфорта по приемлемым ценам. Особенно понравился плотный завтрак, с которого нас не хотели отпускать, пока мы не наелись до состояния «от бабули».

Биробиджан. Памятник Шолом-Алейхему.

После плановой замены воздушного фильтра двигателя отправились на осмотр города. Несмотря на то, что Еврейская автономная область имеет статус одного из самых депрессивных регионов страны, Биробиджан внешне произвёл весьма положительное впечатление.

Памятник переселенцам у железнодорожного вокзала.

Фонтан Менора на привокзальной площади.

Штурман осматривает город.

Пропустив грузовой состав, шедший по Транссибу в западном направлении, синяя «четвёрка» вышла на трассу «Амур» у села Кирга и взяла тот же курс. Перед Архарой остановились у пасеки: я закупил мёда для мамы. Кроме того, совершили пару небольших остановок с целью фотографирования штурмана на фоне въезда в ЕАО и стелы «Москва — Владивосток».

Штурман на фоне стелы «Москва — Владивосток» у посёлка Новобурейский.

В Амурской области стал обращать на себя внимание тот факт, что машине не хватает тяги, а на заправке у Шимановска расчёт показал, что двигатель расходует около 11 литров на сотню, что уже нельзя было объяснить даже неслабым встречным ветром. Ввиду собственной усталости, я решил посадить Алексея за руль, при этом мы оба напряглись из-за того, что около 15 минут ушло на поиск его водительского удостоверения.

Заправки 25, 26 и 27 сентября

Талдан (28rus)
32,2л
37.40 руб

Впервые за 30 дней поездки оказавшись на пассажирском кресле и получив возможность послушать мотор с другой точки, я по звукам стал догадываться, что он работает неправильно, однако времени заниматься глубокой диагностикой у нас не было.

Поужинать и смениться остановились за пару километров до Большого Невера, однако наш экипаж категорически не рекомендует путешественникам здешнее кафе «Уют»: заказав плов, механик-водитель получил среднее количество плохо приготовленного риса, в котором удалось найти только один (!) маленький кусочек мяса. Таким образом, это заведение запомнилось мне как одно из худших за всю поездку, чему способствовала, к тому же, недружелюбная атмосфера, созданная персоналом: сотрудники больше времени уделяли решению личных вопросов, нежели обслуживанию клиентов.

Амурская область. На развязке федеральных трасс «Амур» и «Лена».

Трек за 27 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September27.rar

Однако настроение вскоре улучшилось: во время фотографирования у поворота на Якутск и Магадан вновь нахлынули воспоминания о поездке 2012 года.

Сменяя друг друга, с остановками на отдых и заправки к шести часам утра 28 сентября добрались до АЗС у посёлка Сбега, где пришлось также долить всё остававшееся в резерве масло (около полулитра), расход которого еще немного возрос. При этом температура за бортом на тот момент упала до -10 градусов!

Забайкалье.

Часть 14. Приключения за Байкалом

На «Роснефть» у поворота на Шилку въезжали уже с помигивающей лампой низкого давления масла, однако суровая и красивая природа Забайкалья отвлекала от грустных мыслей и настраивала на позитивный лад, а после пополнения запасов ГСМ и отличного завтрака в кафе «Анна» в районе села Средняя Кия я и вовсе забыл обо всех проблемах более чем на сутки.

Забайкалье. Морозное утро на трассе «Амур» в Могочинском районе.

Забайкалье. Трасса «Амур» на участке Могоча — Чернышевск. За бортом минусовая температура.

Чернышевск.

В Забайкальском крае.

Утеплённый шерстью бык.

Завтрак штурмана: позы и чай.

Последний участок до Читы мы преодолели в спокойном режиме и уже в полдень припарковались у знакомой гостиницы «Турист», где практически сразу легли спать на несколько часов, отложив прогулку по городу на вечер.

По окончании отдыха выяснилось, что кард-ридер, с помощью которого копировалось видео с регистратора, забарахлил и сделал карту памяти непригодной для считывания информации. В итоге уже по возвращении в Жуковский видео с участка Биробиджан — Углегорск удалось спасти ребятам из IT-отдела с моей работы, за что выражаю им отдельную благодарность. Кстати, в тот же вечер я по телефону предупредил своего начальника, что паром выбил нас из графика и что мне понадобится еще два дня отпуска за свой счёт.

Трек за 28 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September28.rar

Дождливым утром 29 сентября по разбитым улицам Читы наш экипаж добрался до аэропорта, где мы со штурманом пожелали друг другу удачи и простились, а уже около 9:30 по местному времени колёса «четвёрки» оказались на асфальте трассы «Байкал».

До Хилка я долетел без остановок, но там на заправке допустил ошибку: залил 15 литров и еще 5 из канистры с целью её облегчения, полагая, что на 250 километров до АЗС у села Мухоршибирь мне этого с учётом остатков в баке должно хватить. Конечно, в канистре было еще 5 литров, но далее события развивались непредвиденным образом.

Заправки 28 и 29 сентября

Мухоршибирь (03rus)
48,5л
35.90 руб

Первая вынужденная остановка случилась за 16 километров до заветной заправки — перед въездом в Бурятию: стрелка уже легла, а тяга пропала, хотя двигатель и не глох. Спокойно слив в бак оставшийся бензин, я двинулся дальше, однако через 7 километров машина отказалась ехать совершенно, несмотря на наличие топлива. Покопался в трамблёре, но не увидел в нём ничего криминального, после чего выкрутил свечи. Тут всё начало вставать на свои места: центральный электрод свечи четвёртого цилиндра был расплавлен.

Уже в Жуковском выяснится, что в том же цилиндре прогорел и клапан, что, судя по всему, стало следствием длительной езды на переобеднённой смеси по пути на Сахалин от Чернышевска до Могочи. Однако даже после замены свечи на запасную «четвёрка» заводиться не желала. Тогда я решил ловить попутку с целью буксира до заправки, ведь до неё оставалось каких-то 9 километров. Буряты проявили истинное «гостеприимство»: за час остановилась всего одна машина. Тянуть кого-то на тросе она не могла: это была «двойка», которая сама еле ехала, при этом за рулём находился явно не бурят.

Свеча четвёртого цилиндра.

Я уже стал замерзать, когда наконец удалось застопить ВАЗ 2105 под управлением испуганной женщины. Сначала она отказывалась помочь, справедливо считая, что это мужское дело, однако после моего рассказа о последнем часе, проведённом на обочине, согласилась дотянуть до АЗС, несмотря на отсутствие опыта буксировки. Еще раз выражаю благодарность этой женщине.

Таким образом, ценой оторванной петли кронштейна бампера «четвёрка» оказалась у села Мухоршибирь. Трудно словами передать облегчение, которое я испытал, когда после заправки «до полного» двигатель машины заработал относительно ровно. Канистра также была заполнена. Автор окончательно успокоился, ужиная позами в селе Бар, а ближайшей целью стал Улан-Удэ.

Столицы Бурятии удалось достичь к 10 часам вечера: заселился в знакомый отель «Сити» (бывшая гостиница «Селенга»). Спокойно отдохнуть помешала большая семья шумных монголов, которую подселили в тот же общий номер.

Необходимо было принять решение о том, что делать дальше, и я рассудил так: надо ехать, пока машина может разгоняться хотя бы до 90 км/ч. Забегая вперёд, скажу, что мне удалось дотянуть до дома и спокойно заняться ремонтом в родном гараже.

Трек за 29 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September29.rar

Улан-Удэ. «Здесь у нас холодные рассветы...»

30 сентября ехал очень аккуратно, стараясь не перегружать двигатель, поскольку предстояло серьёзное испытание в виде крутых подъемов на участке Култук — Иркутск. Традиционно вышел на берег Байкала у станции Переёмная: в те дни в окрестностях легендарного озера царила красивейшая золотая осень.

Бурятия. Хребет Хамар-Дабан.

Осенний Байкал у станции Переёмная.

После обеда в проверенном кафе на АЗС «Омни» и профилактической чистки свечей отправился на штурм перевалов. Учитывая, что еще перед Слюдянкой пару раз случились провалы тяги, старался не пускать стрелку эконометра в красную зону, что принесло свои плоды: только однажды во время подъёма в горку машина немного «взбрыкнула».

С обхода Иркутска позвонил и рассказал о своих приключениях Андрею aka Krz, и уже в шесть часов вечера пил чай у него в гостях в Мегете, рассуждая о дальнейших перспективах. Мы пришли к резонному выводу, что у меня есть все шансы добраться до дома и попробовать сделать это стоит.

Согласно плану, я в тот день собирался проехать как можно больше, поэтому, попрощавшись с другом и его семьёй, взял курс на Красноярск. В районе Черемхово продвижение по трассе было осложнено необходимостью обгона огромной армейской колонны — в пятнадцатом канале многие справедливо недоумевали, кто мог разрешить такой марш в вечернее время.

У Андрея. «Ну, и как ты докатился до такого, Лёха?» — «Ничего, прорвёмся!»

Заправки 30 сентября и 1 октября

Канск (24rus)
33,3л
33.60 руб

После заправки у посёлка Залари началась настоящая метель. Один раз даже пришлось остановиться из-за того, что машина стала перегреваться по причине образования ледяной корки на сетке, предназначенной для защиты радиатора от насекомых.

Поужинал в уже упомянутом отличном кафе «У друзей» (д. Булюшка) и стал подыскивать место для ночёвки: после еды усталость начала брать своё. Исключительно негативное впечатление осталось от гостиницы у поворота на Трактово-Курзан: несмотря на то, что мне нужно было на отдых менее 10 часов, а приехал я уже после полуночи, мне предложили заплатить за двухместный номер целиком, да еще и по суточным расценкам (около 1500 рублей). Ни на какие уступки персонал идти не хотел, поэтому был вежливо послан автором.

Иркутская область. Вынужденная остановка у поворота на Саянск.

У поворота на посёлок Вознесенский перед Нижнеудинском обнаружил хорошую гостиницу «Фаворит» с почасовой оплатой и кафе — там и остановился на ночлег.

Трек за 30 сентября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/September30.rar

Часть 15. Дорога к дому

Утро 1 октября выдалось морозным: даже после завтрака в полдень термометр показывал минус один градус. Первым делом, в связи с истощившимся запасом наличности, я отправился на поиск банкомата в Нижнеудинске, однако из-за того, что на правом берегу Уды почему-то было отключено электроснабжение, поиски немного затянулись — в итоге работающий аппарат нашёлся в одном из магазинов в центре города.

Немного задержали ремонтные работы в окрестностях посёлка Юрты, которые по пути на восток удалось пройти без затруднений в ночное время. Красноярский край встретил метелью, а один из водителей в пятнадцатом канале сделал на эту тему меткое замечание, которое с тех пор прочно вошло в мой разговорный обиход.

На этот раз пришлось постоять на обоих Ингашских переездах через Транссиб. Пообедал уже за Канском в неплохом кафе «Байкал», а после Красноярска наконец вернулся в осень: за бортом на левом берегу Енисея было около 10 градусов тепла.

С остановками на полуторачасовой отдых в районе Козульки, заправку в Ачинске и ужин у Боготола я добрался до знакомой гостиницы «Фараон» в Мариинске.

Трек за 1 октября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/October1.rar

Кемеровская область. Около знакомого трактира в деревне 2-я Пристань.

2 октября позавтракал в трактире (д. 2-я Пристань) и выдвинулся на Новосибирск через Кемерово и Промышленную. Дмитрия дома не застал, поэтому сувенирный магнитик с Сахалина просто прикрепил на дверь его коттеджа в Ягуновском.

В Промышленной, помимо заправки, традиционно проверил давление в шинах. Кроме того, озадачился поиском масла на долив. Нужное масло нашлось на следующей АЗС, однако покупку вновь чуть не сорвало отсутствие электричества — выручило наличие у меня купюр и монет «под расчёт».

Заправки 2 и 3 октября

19766
39,7л
32.10 руб

После обеда навёл порядок в салоне автомобиля: приключения в Бурятии способствовали возникновению лёгкого хаоса в расположении вещей. Отмечу, что еще в Кузбассе хотел помыть машину, однако дождливая погода и прогноз на ближайшие дни заставили меня отказаться от этой идеи до дома.

Когда Новосибирск остался позади, позволил себе подремать пару часов у поворота на Коченёво. Могу порекомендовать кафе «Хуторок» у города Каргат — осенью 2015 я впервые ужинал там и остался доволен качеством еды.

Трек за 2 октября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/October2.rar

Ночной прорыв в западном направлении успешно завершился завтраком в «Омиче». Пройдя последний поворот на Калачинск, встретился с Ильёй Фроловым: этот парень пешком шёл из Выборга во Владивосток, а финиш его путешествия состоялся 23 августа 2017 года.

Омская область. Встреча с Ильёй Фроловым.

Омск синяя «четвёрка» прошла транзитом, а на подходе к Тюкалинску её одометр обнулился: 3 октября 2015 машина закончила отсчёт своих первых 100 000 километров. Незадолго до этого знакового события на одном из ремонтов перекинулся парой слов с ребятами из Италии, которые возвращались из Монголии и были приятно впечатлены Россией.

Пообедав в проверенном придорожном комплексе «Уют» рядом с посёлком Крутинка, я узнал в пятнадцатом канале, что на участке Абатское — Тушнолобово в направлении Тюмени придётся отстоять двухчасовую «колейку», поэтому тут же решил объехать её через Шевырино — Старую Маслянку — Маслянский. Проба нового маршрута прошла хорошо: уже к половине седьмого вечера по местному времени удалось добраться до гостиницы «Солнечная», где был запланирован последний большой отдых перед решающим рывком домой. При этом уже на прямой от Маслянского к Ишиму подсказал водителю «двенашки», что у него спустило правое колесо на прицепе с сеном. Тот, в свою очередь, принял меня за местного и уточнил, не прихожусь ли я сыном одному из его многочисленных друзей.

Трек за 3 октября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/October3.rar

Дождливым утром 4 октября начал медленное продвижение к Тюмени по убитой на тот момент до безобразия трассе Р-402. У села Карасуль обратил внимание на то, что со старта пройдено уже 20 000 километров. С АЗС у Омутинского быстро уехать не получилось: один из водителей настоял на том, чтобы я подробно рассказал ему о своём путешествии в обмен на угощение в виде чашки кофе.

Проезжая Ялуторовск, позвонил в Москву своему бывшему начальнику с предыдущей работы: спросил, как жизнь, а также передал привет с его родины, чем приятно удивил пенсионера.

Стоило пройти Тюмень — тут же непредвиденная остановка: в третий раз за поездку «четвёрка» заинтересовала инспектора ГИБДД. Простая проверка документов, но тенденция нехорошая: суммарно трижды ехал через Тюмень — и четырежды был остановлен (до этого — один раз по возвращении из Магадана в 2012 и дважды по пути на Байкал в 2013).

В районе Камышлова один из дальнобойщиков с помощью рации поинтересовался, почему я не иду на обгон — пришлось пояснить, что темп меня устраивает, так как следую, можно сказать, на трёх цилиндрах. Он уточнил мой пункт назначения и выразил сомнение, что «четвёрка» доедет до Подмосковья, однако когда узнал, что мотор работает в таком режиме уже с Дальнего Востока, поверил в возможный успех мероприятия.

Пообедав в знакомом кафе «Каспий» на 114 км автодороги Екатеринбург — Тюмень, я уткнулся в глухую пробку в Богдановиче. Объезд «колейки» по улицам Мира — Ленина — Первомайской немного сократил потерю времени, однако настроение всё равно испортилось. Не удалось поднять его и ужином в отличном кафе «Три медведя» (поворот на Талицу): крайне сложно было укрыться от телевизоров, которые безостановочно вещали о том, что именно в тот день Россия волей сами знаете кого полноценно вклинилась в гражданскую войну в Сирии.

Как вы уже, наверное, догадались, Екатеринбург я прошёл транзитом. На заправке после поворота на Ачит обнаружил, что из-за пореза спустило правое заднее колесо — его в итоге успешно заменила покрышка, отремонтированная жгутом еще на Сахалине. Будучи не в силах дальше бороться с усталостью, лёг спать в машине у Кукуштанского перекрёстка.

Трек за 4 октября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/October4.rar

Раннее утро 5 октября планово посвятил разведке маршрута Оса — Елово — Чайковский — Докша — Завьялово — Большая Венья. В закусочной у посёлка Аннинск мне без видимых причин нахамили — не рекомендую там останавливаться. В итоге позавтракал в неплохом кафе «Вираж» в окрестностях села Елово. В остальном Пермский край порадовал отличными дорогами, за исключением дырявого асфальта в Чайковском. Участок Перевозное — Докша осенью 2015 представлял собой убитую грунтовку, впрочем, об этом я знал заранее.

Заправки 4, 5 и 6 октября

Петушки (33rus)
40,8л
35.37 руб

Заправившись в Малой Пурге, без остановок шёл прямо до Казани, на обходе которой после очередного сброса скорости начала настойчиво помигивать лампа недостаточного давления масла. Пришлось немедленно искать магазин, поскольку остатки резерва отправились в мотор еще утром. В первой торговой точке масел для бензиновых моторов не оказалось, но через несколько километров удача мне улыбнулась. Как выяснилось, на тот момент в двигателе оставалось менее двух литров масла, так что риск дальнейшего движения был очень серьёзным, а долив — своевременным.

За обедом в знакомом кафе «Алан» у деревни Исаково задался вопросом: вставать на ночлег или прорываться домой? Решил, что Подмосковье уже близко и надо ехать, ведь на часах было всего 17:30. Чувашию удалось проскочить, но в районе Воротынца мой запал иссяк: пару часов пришлось посвятить отдыху.

Трек за 5 октября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/October5.rar

В 2 часа ночи 6 октября я продолжил путь. Заправился в Лысково, а на въезде в Нижний Новгород в последний (четвёртый) раз за поездку был остановлен инспектором ДПС.
— Всё в порядке у Вас?
— Да.
— Откуда едете?
— С Сахалина… Домой еду.
— Один что ли?
— Ну да, уже один: друг из Читы улетел.
— Водитель трезвый, да?
— А?
— Трезвый водитель?
— Конечно, хех.
— Счастливого пути!

Город преодолел без приключений, а в половине пятого утра остановился покушать в проверенном кафе «У Ирины». На заправке перед райцентром Петушки долил немного масла и спокойно доехал до Жуковского.

Потолкавшись в традиционном утреннем заторе на улице Туполева, в 10:55 под аккомпанемент песни «Дороги» группы «Мельница» я прибыл на центральную площадь родного города, где меня встречал штурман. С момента старта прошло немногим больше 38 суток, а одометр синей «четвёрки» отсчитал 22 496 километров.

Трек за 6 октября (kml, plt, gpx; время московское): http://www.vaz04.ru/sakhalin2015/October6.rar

Вскоре я вернулся домой и за обедом рассказывал маме об очередном большом путешествии, которое оставило приятные воспоминания.

Жуковский. Заметны несколько слоёв дорожной пыли, собранной от Сахалина до Подмосковья

«Всё получилось!»

Финиш экспедиции «Жуковский — Сахалин 2015».

Общая карта маршрута

ИТОГИ

Общая продолжительность путешествия: 38 суток (29 августа 2015 — 6 октября 2015)

Общий пробег по одометру: 22496 км

~ 320 000 руб.

В том числе:

• На бензин: 78170 руб.
  • Средняя цена за литр: 35.73 руб.
  • Самый дорогой бензин: Оха (65rus) — 43.00 руб. за литр
  • Самый дешевый бензин: Махалино (58rus) — 32.00 руб. за литр
  • На паром Ванино — Холмск — Ванино: 38400 руб.
  • На ремонт автомобиля и запчасти (в том числе масло, стеклоомыватель, мойка и шиномонтаж) в дороге: ~ 5500 руб.

Проживание:

• в гостиницах и мотелях — 19 ночевок;
  • в автомобиле — 8 ночевок;
  • съёмные квартиры на Сахалине — 6 ночёвок;
  • на пароме — 2 ночёвки;
  • в палатке на Сахалине — 2 ночёвки;
  • у друга Дмитрия в Кемерово — 1 ночёвка.

Питание: в кафе 2-3 раза в сутки.

Нарушения ПДД:

Самая существенная поломка:

отказ бензонасоса, приведший к сбоям в работе четвёртого цилиндра (итог: прогар клапана, возможность дальнейшего движения сохранялась).

Забыто/потеряно: шампунь и гель для душа в мотеле «У Петра» (украдены), вставки в резиновые сапоги на Бошняковском перевале.

Список запасных частей и расходников, взятых с собой (с отметками о том, что пригодилось): ZIP.doc

Список снаряжения (основного, с отметками о том, что пригодилось): Equipment.doc

Мой список песен для магнитолы (515 треков): Songlist.txt

Навигация: «Яндекс-карты» (схемы всего маршрута были загружены заранее) в смартфоне HTC Wildfire S, Атлас автомобильных дорог России 2011 (7-15-30 километровка, «Меркурий Центр Карта»).

Фотоаппараты: Panasonic Lumix DMC-G5 (механик-водитель), Sony DSLR-A290 (штурман), Nikon D600 (фотограф).

Видеорегистратор: teXet DVR-1GP и Eplutus DVR-218.

Полный маршрут путешествия (в скобках — километраж от старта):

•  Обход Октябрьского
  •  Обход Уфы
  •  Сим (1636)
  •  Обход Челябинска (1954)
  •  Курган
  •  Бердюжье
  •  Ишим
  •  Абатское
  •  Тюкалинск
  •  Омск (2877)
  •  Обход Барабинска (3244)
  •  Обход Новосибирска
  •  Обход Петровска-Забайкальского
  •  Обход Хилка (6339)
  •  Чита (6658)
  •  Обход Чернышевска (6990)
  •  Обход Могочи
  •  Облучье
  •  Обход Буреи
  •  Обход Белогорска
  •  Обход Шимановска (14451)
  •  Обход Сковородино
  •  Промышленная (18688)
  •  Журавлёво
  •  Новосибирск
  •  Обход Татарска (19362)
  •  Омск
  •  Поворот на Электросталь
  •  Раменское
  •  Жуковский (22496)

В ходе подготовки к поездке я ради интереса рассылал различным компаниям, за качество продукции которых мог ручаться лично, предложения о сотрудничестве: реклама от меня в обмен на любую поддержку. Текст каждого письма был уникальным, а отправлял на 2-3 официальных адреса электронной почты. В итоге образовался список из двух десятков фирм, которые даже не удосужились ответить, при том что к отказу я бы отнёсся с пониманием. Названий этих компаний в данном отчёте не будет.

Но хочется поблагодарить тех, кто помог.

Спасибо компании ТРЕК (г. Миасс) за помощь качественными деталями подвески и информационную поддержку. Также благодарю интернет-магазин Авто-Пульсар (г. Красноярск), продающий качественные коммутаторы зажигания с регулировкой угла опережения из салона.

ОСОБУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ наш экипаж выражает:

родным и близким;

— Павлу Гордееву aka roadonly;

— Павлу Романову (Dinitrol, rosvostorg);

— Вадиму Богданову;

— Владимиру Макарычеву aka CTPAHHIK101171.

Кроме того, благодарим:

— автоклуб Магистраль и лично его руководителя Алексея;

— Юрия Мусина (г. Жуковский);

— Станислава Калашинского aka svkalash за грунтозацепы;

— Константина Плескачёва (г. Лобня);

— Олега Бутарева aka O-legB за наклейки с маршрутом (по состоянию на апрель 2018 всё еще прекрасно держались);

— Андрея Попова aka krz за встречи в Мегете;

— Вадима Черняка aka kiddy82 за доработку антенны для рации;

— Дмитрия Фишкина aka Suntigga за встречу в Ягуновском.

В качестве эксперимента перед экспедицией мы запустили краудфандинг, который оказался успешным, что стало приятной неожиданностью: удалось собрать 44000 руб. Из них после уплаты всех комиссий и налогов до нас дошли 33880 руб. Пользуясь случаем, еще раз говорим спасибо тем, кто поддержал наш проект:

— Кристина Рыбкина (г. Волгоград);

yashik1984spb;

— Александр Бажуков aka liftoman;

Islero.

Вот, пожалуй, и всё, о чём хотелось рассказать. Прошу прощения у читателей за то, что публикую отчёт с почти трёхлетней задержкой, но так уж сложились жизненные обстоятельства. Желаю всем здоровья, удачи и побольше новых интересных путешествий!

Экипаж синей «четвёрки», сентябрь 2015:

• Алексей CheMist Булавцев — руководитель, механик-водитель (автор отчета);
  • Алексей Ворон Дупляков — штурман, фотограф;
  • Екатерина kadavra Филимонова — фотограф.