|
Часть I
Доброго Всем времени суток! Здравствуйте! Меня зовут Алексей. Прочитал много чужих отчетов о путешествиях и тоже решил попробовать себя на писательском поприще. В настоящее время занимаюсь грузоперевозками собственным транспортом по России. По-настоящему интересных поездок сейчас почти не предлагают. Выросли крупные транспортные компании, частично подавив мелкий бизнес, но иногда появляются действительно стоящие интересные предложения. Таким неожиданным предложением было для меня предложение перевезти груз из Москвы до Южно-Сахалинска. Желание побывать на Сахалине было всегда но возможность поехать появилась только сейчас. Долго не думал. Определились с заказчиком по времени, срокам и стоимости перевозки. Договора подписаны заявки подтверждены. Начинаю собираться в дорогу.
Итак, собираюсь в путь! До выезда оставалась неделя. Составил список всего необходимого для путешествия. Главное, конечно же, карта! Прокладка маршрута. Впрочем вариантов маршрута немного. Точнее одна дорога через всю страну с запада на восток.
Пора по магазинам! Нужно все! Запаска, лопата, цепи противоскольжения, продукты и многое другое.
Тягач МАЗ-5440 А9 2011 года с пробегом около 100 000 км и полуприцеп рефрижератор 2004 года.
По центральной части России привык путешествовать вовсе без запасного колеса. Прицеп изначально шел запаски. Не было даже места для его хранения. Корзину под него мне изготовили и установили еще осенью, но до сей поры она пустовала. Выбрал на прицепе самое старое колесо, сделал его запасным и на его место установил новенькое колесо (диск+ШИНА ХАНКУК).
Решил также провести осмотр ходовой части авто. Еду в сервис. В сервисе поменяли пневморессору прицепа и полностью обслужили рефрижераторную установку. В прицеп решил пока более не вкладываться. Тягач в порядке.
Подготовка машины к работе Влетела в копеечку:
На всякий случай купил штыковую лопату. Цепи противоскольжения в Пензе не нашел. Решил покупать их в Москве. Пришлось оформить просроченную медицинскую книжку (основное требование клиента), а также справку о проведенной дезинфекции прицепа. По списку купил все, кроме буксировочного троса. Странно, конечно, но найти его в магазинах не удалось. Решил поискать его по пути в придорожных сервисах.
Загрузка в Москве назначена на 5 марта, но выезжать решил третьего вечером, чтобы потратить день перед загрузкой на покупку цепей. В день выезда собирал в дорогу вещи. Получилась огромная дорожная сумка. Все нужно.
Продуктов тоже закупил в достаточном количестве. Не забыл также водку, ром и шампанское. Водка для внутреннего разогрева, если не дай Бог случится подмерзнуть в дороге Водка в пути никогда не помешает. Зачастую это самая твердая валюта во многих ситуациях. Ром, как напиток настоящих моряков, купил для распития его во время плавания. Шампанское куплено на случай, если вдруг удастся добраться до Сахалина, где я его торжественно открою.
Итак, основные сборы закончены, и 3 марта в 17часов я выезжаю со стоянки в городе Пенза в сторону Москвы.
Погода солнечная. Прохладно, за бортом минус 12. На ходу в Мазе при температуре ниже минус 10. Довольно прохладно. Отопление работает неправильно. В ногах прохладно. Периодически запускаю автономный отопитель, благо дело, беларусы не пожалели средств, установив на тягач четырехкиловатный Эбершпехер.
За несколько дней до выезда начал мониторить сайт АТИ. С целью найти загрузку в сторону Москвы, но безрезультатно. Транзитные ухари-перевозчики да и наши пензенские чумаки опустили цены из Пензы до невозможного! Да и не только из Пензы! Беда всего рынка перевозок! Глядя на предложения обнаглевших присосок табуретных диспетчеров, диву даешься, кто только все это увозит. Благотворительностью решил не заниматься и ехать порожняком.
Парадоксы российской экономики! Заказать, к примеру, легковое такси из Пензы в Москву стоит дороже, чем отправить 20 тонн груза! Искать логику и смысл некогда!
Заночевал на АЗС ТНК в Кирицах и к полудню 4 марта прибыл в Москву, как положено, отстояв пробку со стороны Люберец до МКАД. Несмотря на запрет движения грузовиков в пределах МКАД в дневное время, магистраль плотно загружена. Припарковался на МКАДе в районе 6 километра на стоянке и отправился общественным транспортом в Зеленоград, где меня ждали заказанные заранее в интернет-магазине настоящие австрийские цепи противоскольжения. Встретился с курьером на станции Крюково. Получив товар в двух мешках, понял, что предстоит дотащить с четырьмя пересадками на себе не менее 40 кг металла. Мешки резали руки, давили плечи, полицейские в метро подозрительно посматривали на меня, но бдительности не проявили, благодаря чему я весь взмокший дотащился до стоянки.
Отдышавшись немного, я отправился в Балашиху к месту погрузки, чтобы заночевать там. Пять километров проехал более чем за 1 час. Шоссе Энтузиастов стоит постоянно в область. Интересное происшествие в пробке. Водитель соседней справа фуры жестами просил открыть окно. Водитель, как мне показалось, не совсем трезвый, начал предлагать купить у него недорого полуприцеп! Пропустив его вперед увидел, что ВОЛЬВО на польских номерах. Произношение у водителя было совсем не польским. Кто это был? Угнали у поляка фуру? Через 10 минут польская фура в правом ряду притерлась с легковой машиной. Водитель ВОЛЬВО выбежал из машины и начал пытаться через окно побить водителя легковушки. Чем все закончилось, не видел Добравшись до склада в Балашихе, лег спать.
Пятого марта, загрузившись и потолкавшись в пробке, выехал из Москвы. На следующий день предстояло заехать в Самару и догрузить еще шесть тонн груза к тем 10 тоннам, что загрузили в Москве.
В Рязанской области встретился со своим другом, дальнобойщиком из Сербии Нено Петрушичем. Он на словенских номерах возит фрукты с юга Италии (Калабрия) в Кемерово. Он заезжал ко мне в гости по пути в Кемерово и вот через две недели мы снова встретились. Едет с грузом из Омска на Венгрию (как обычно, за бесценок)! Пообщавшись и попив чаю, мы разьехались.
Ночью перед Пензой был сильный мороз. Автономка отказалась запускаться. Дотянул до поста весового контроля в Сызрани и остановился подремать. Отдохнуть не получилось, на холостых оборотах в МАЗе холод жуткий, а за бортом около минус 30. Трясясь от холода, поехал в Самару. Заехал на стоянку после Тольятти, прикурить замерзнувшего коллегу водителя.
Загрузившись по-быстрому в Самаре, еду по записи в Алексееву на сервис по отопителям. Причина поломки была проста. В топливо попала вода и замерзла перед насосом отопителя. За несложную операцию по отогреванию насоса заплатил 2 500 руб!!! ОДНАКО!!!! Отремонтировавшись, доехал в этот день до Сергиевска и встал на стоянку отдыхать.
07.03, выехав со стоянки, машина заглоха. В баке белая каша, а не зимнее ДТ. Виновата моя экономия на топливе. Поставил запасной фильтр сепаратора, а старый положил отогреваться. Кое-как запустил двигатель, периодически глохнув и чихая, добрался до Камышлы и залил до полного зимнего ДТ. Машинка потихонечку ожила и поехала! УРА!
Дальнейшая дорога не предвещала ничего хорошего. Сильный боковой ветер перешел ближе к Татарстану в настоящий ураган. Видимость местами практически нулевая. Гололед и переметы. Аварии одна за другой.
С наступлением темноты перед Симом повалил сильный снег и движение полностью встало. Заночевал в пробке прямо на полосе. Утром 8 марта трасса стояла уже полностью. Снег не прекращался.
Движение открыли только к середине дня. Сим просыпан так, что вода течет. Прошел нормально несколько км и пошел сплошной гололед. Трасса вновь встала. Дальше почти до Юрюзани шел на цепях.
Пройти в этот день удалось немного. Перевалив через Урал, заехал на паркинг На Камнях (граница Челябинской и Курганской областей) справа по ходу движения. Не знаю, почему, но мне нравится эта стоянка. Сходил в баню, где за печкой поет круглый год сверчок. Романтика. Нигде нет такого легкого и безмятежного сна, кроме как в пути и после хорошей парной. Романтика!
9 марта проехал достаточно много. Заехал перекусить и купить антигель в комплекс « Зауральский тракт». Один из лучших сервисных комплексов на трассе!
10 марта тронулся в путь со стоянке у весовой в Омске. Погода солнечная, ветреная, морозно, - 130С. В Барабинском районе прошли сильные снегопады. Последствия видны повсюду. Трассу завалило снегом. Несмотря на гололед, проехал в этот день много. За Новосибирском в Мошково заехал на стоянку. Пройдено около 800 км.
11 марта. Заблудился в Кемерово и отстоял приличную пробку на Кузнецком проспекте. Всего потерял в Кемерово около 2 часов и уже затемно был в Ачинске на АЗС.
12 марта, проснувшись утром, обнаружил полуспущенное колесо на прицепе. Менять его самостоятельно при минус 30 не было особого желания, и я решил попробовать дотянуть до ближайшего шиномонтажа. Выехав со стоянки и проехав не более трех минут, двигатель затроил и заглох. Летнее Дт! Влил в бак тормозную жидкость РОС ДОТ 4 и поменял фильтр сепаратора, положив старый забитый парафином фильтр на отогрев. Пока занимался реанимацией тягача, колесо на прицепе сдулось окончательно и никаких признаков цивилизации вокруг. Кругом тайга! Настал тот редкий случай, когда я бодро и, самое главное, самостоятельно принялся за работу. Полтора часа возни на морозе, и мы с МАЗом снова в строю.
ЗА Красноярском погода улучшилась. Потеплело до минус 5. Необходимо было починить проколотое колесо, без запаски ехать опасно. Классный шиномонтаж нашелся справа по ходу движения в Уяре. Здание новое, оборудование новое, вежливый персонал и гостепреимный управляющий (напоил чаем с конфетами и душевно побеседовали). Спасибо вам, ребята! Удачи!
В Канске был уже вечером. На въезде в город большая военная летная часть. Когда проезжал мимо в небо стартовали реактивные самолеты. Красота! Жаль, что не удалось ничего заснять, так как было темно. Заблудился в Канске, едва не попав в дебри объездной полностью разбитой дороги. Кое-как выбрался из Канска и встал на стоянку в Нижнем Ингаше.
Сразу после Ингаша участок бездорожья длиной около 5 км с небольшим, но достаточно крутым подъемом. Поднялся нормально. Далее снова асфальт и Иркутская область. В Алзамае стоит посетить придорожный комплекс «У Петра». Хорошая кухня, душ, сауна, магазин. Обязательно к обеду возьмите клюквенный морс! Он у них очень вкусный!
По мере удаления от центра России радует глаз количество перегоняемых и перевозимых автовозами с Владивостока праворульных авто. Так держать ребята! Наше дело правое! На фото моя любимая Honda Stepwgn.
Не доезжая до Усолья-Сибирского, можно заправиться на АЗС по 27, 5 руб. ДТ летнее. В Чите обещали сильный мороз с ветром, но желание сэкономить сильнее страха замерзнуть :). Платные стоянки закончились! Ночуй где пожелаешь! Страшновато!
По рации посоветовали заночевать на весовой в Иркутске, но решил ехать до стоянки.
Сразу за Иркутском начинаются отроги Саянских гор. Дорога очень тяжелая, особенно ночью. Подъемы такие, что МАЗ полной массой 38 500 кг входил в них только на первой передаче, иногда подшлифовывая на сухом асфальте. Заночевал в горах рядом с АЗС.
Перевалы между Иркутском и Слюдянкой называют Култуком по названию деревушки на берегу Байкала. На одном из спусков, не доезжая Култука, подпалил тормоза на тягаче. Совет всем собирающимся на грузовике в Забайкалье. Колодки, накладки, трещетки, пневмокамеры, энергачи и прочее тормозное должно быть исправно! Разбиться здесь раз плюнуть! Перед Култуком открывается прекрасный вид на Байкал. Красота неописуемая! Жаль, что возможности моей «мыльницы» не могут передать всю красоту байкальской природы. Байкал в это время года покрыт льдом. Жаль! Можно было бы сделать замечательные фото.
Сразу после серпантина внизу АЗС и кафе. Не проезжайте мимо. Мясо по-бурятски на сковородке и многое другое. Торгуют товарами из Монголии. Хорошие изделия из натуральной кожи и шерсти, брелки и прочую мелочевка с изображением Байкала. Пообедав, познакомился с польским дальнобоем, который ехал из Европы на Монголию. Бедняге приходится ехать по тахографу и в пути он уже три недели.
После Слюдянки удачно заправился на «Роснефти» по 26 руб. Дорога очень тяжелая, сплошные спуски, подъемы и повороты. Дорога местами залатана, местами разбита.
Проехав Бабушкин, заметил, что сдулись пневморессоры на полуприцепе.
Антифриз для пневмотормозов купил только в Бурятии. Пять минут — и химия начала действовать! Прицеп поднялся, и я продолжил путь. Дорога не очень, средняя скорость около 30 км/ч. Дошел до Улан-Уде, когда уже стемнело.
После Улан-Уде в темноте дорога пошла еще хуже. Переезжал в темноте какие-то перевалы. Ничего не было видно из-за тумана. Добрался До Мухоршибири и заночевал на «Роснефти». О стоянках здесь можно только мечтать!
В Забайкалье полностью перешел на местную кухню. Поза, бухлер, чай с молоком! Все очень вкусное! Спасибо бурятским поварам! По Читинской области также обедал только в национальных заведениях. 15 марта проехал мало. Дорога латаная-перелатанная. Более 50 км/ч не разгонялся, хотя местные перевозы на «америкосах» летают. Погода чудесная! Оттепель, снега почти нет.
Часть II
В Чите пришлось заправиться по 34,10 руб. Альтернатив не было никаких. Не хотелось платить этим спекулянтам, ну да ладно! Расход топлива увеличился. Равнинных участков совсем мало. Вел машину, насколько это возможно, в экономичном режиме. Парковку смог найти ночью где-то не доезжая Шилки.
На всем протяжении от Читы до Хабаровска построена новая трасса. Построили ее быстро, и поплыла она тоже быстро. Отличные участки сменяются глубокими проседаниями дорожного полотна. Такие «нырки» обозначены знаками «Неровная дорога» и «Ограничение 50». Не стоит пренебрегать этими знаками.
В Амурской области топливо еще дороже и доходит до 35,5 за литр. Заправившись по нужде втридорога, к счастью, разобрался, где на этой трассе дешевое ДТ. Ночевал у мотеля недалеко от поворота на Якутск, Магадан. 17 марта продолжил путь. На фото человек с Сахалина. Дорога напрягает своей унылостью. Однообразный пейзаж и клонит в сон. Устал изрядно. Вечером решил, не открыть ли ром.
После полбутылки рома самое время посмотреть мульты! Масяня, Магазинчик Бо.
Ром отличный. Утром проснулся со свежей головой. Я в Еврейской Автономной области.
18 марта. На дороге большое строительство, срезают горы и спрямляют дорогу.
Радио четко ловит китайские радиостанции, а в рации слышны обрывки переговоров китайских водителей. Еду рядом с границей. В Хабаровске не останавливался. На Комсомольск есть указатели. Дошел до Лидоги. В кафе на повороте разведал дорогу на порт Ванино. Впереди 340 км диких безлюдных гор Сихотэ-Алинь. Днем прошел сильный снегопад. Доехал до 60 км и заночевал в придорожном кармане.
19 марта. За ночь снега прибавилось еще. Рисковать не стал и сразу, не выезжая, снял пластиковые крылья и надел цепи.
Коллега из Биробиджана тоже надевает цепи.
Дорога закончилась примерно на 70 км от Ванино. Крутой подъем на участке строительства, засыпанный камнями, я взять не смог. Вот тут я вспомнил про трос, который так и не купил.
Выручил тросом, а точнее канатом, дальнобой из Хабаровска на синей «Скании». Спасибо.
На фото гусеничный трактор толкает в гору «камаз» в задний борт, а потом вернется за мной.
Дорога в одну колею. При разъезде со встречкой приходилось останавливаться одной из машин. Дорога петляет. По руслу реки Гобилли, на 131 км неожиданно на дороге появился участок наледи протяженностью около 20 метров. Глубокие ледяные ямы, заполненные подтаявшей водой. Провалился в первую же яму, так что чуть не потерял бампер. Дальше было не до сьемок. Собралась пробка. Помогли сахалинские ребята. Длинным канатом при помощи бензовоза перетянули меня через наледь.
На середине пути между Лидогой и Ванино есть центр цивилизации, придорожное кафе. Остановился, зашел, Дорогое и на редкость отстойное заведение.
Дорога строится Сплошные съезды , обьезды. Всюду чистый белый снег и часто трудно разглядеть, где полоса для движения. Все мосты через многочисленные горные речки узкие и деревянные. Не знаю, на какой вес они рассчитаны, но фуру выдерживают, несмотря на их аварийное состояние. По их состоянию видно, что с них часто падают и проваливаются.
Дальше не снимал! Перевалы преодолевал с большим трудом, как на подъем, так и на спуск. Не помню, как называется это место. Там затяжной подъем около 8 км. Поднялся до середины, встал и закопался в лед. Описывать дальнейшие злоключения не буду. Долго и неинтересно. Добраться до Ванино засветло не получилось!
Ближе к ночи был на территории Ванинского порта. Уставший и довольный тем, что наконец добрался до моря лег спать на стоянке порта.
Следующий день 20 марта прошел в оформлении ветеринарных свидетельств на продукты, оформлении Коносамента на паром и распитии спиртных напитков в комнате отдыха для водителей.
На погрузку разбудили рано утром еще до рассвета. Первыми на паром заходят железнодорожные вагоны. Авто расставляют уже по свободным местам. Крепится авто в трюме судна при помощи специальных крюков (рымов), которыми должен быть оборудован грузовик. Если рымов нет, то авто к погрузке не допускается! На территории порта есть специальная мастерская, устанавливающая рымы на грузовики. Стоимость около 3 500 рубб за единицу, а нужно их не менее шести штук. Мой прицеп оборудован рымами с завода, так что проблем не было. После погрузки водителей размещают в четырехместных каютах без окон в нижней части парома. Это входит в стоимость билета. Меня подобное размещение не устроило, благо дело была свободная каюта на верхней палубе за небольшую доплату.
На фото челябинские дальнобои Евгений и Андрей. Веселые классные ребята! Замечательно провели время! Несмотря на морскую болезнь, которой мы страдали до самого прибытия на Сахалин, мозг мы успели вынести не только пассажирам, но и экипажу! :)
С наступлением темноты на море разыгрался приличный ветерок и качка пошла нешуточная. Страдали.
Через 18 часов плавания, преодолев около 290 км морем, мы наконец пришвартовались в порту ХОЛМСКА. Утром, оформив ветеринарные свидетельства в порту на груз, получил разрешение на выезд из порта.
22 марта был на месте! Задача выполнена! Груз доставлен! Клиент Доволен!
В сауне у заказчика распиваю шампанское, припасенное еще дома.
Утром на следующий день занялся поиском обратного груза и прогулками по городу.
Обратного груза нет! На соседней стоянке два московских рефа безнадежно стоят уже две недели. Цены на морепродукты превышают цены Москвы! Красной икры не увидел вообще. Семга малосольная — 750 руб./кг. Мясо краба — 2 000/кг. Закупил на оптовой базе ассортимент рыбных консервов и отправился в Холмск ближе к парому.
Погода на море штормовая. Паромы ходят нерегулярно. Зарегистрировавшись в холмском порту на отправку, отправился на осмотр Холмска и его окрестностей.
До августа 1945 года Южная часть Сахалина находилась под контролем Японии.
Город именовался Маука.
Город был перестроен, но сохранилась железная узкоколейная железная дорога по острову (на фото), а также много полуразрушенных сооружений японского происхождения непонятного назначения (на фото одно из них).
Красивые места ! Ехать сюда нужно только летом, чтобы оценить всю красоту здешней природы. Сам город Холмск мрачный, облезлый и запущенный. Унылые хрущевки в ужасном состоянии, разбросанные по сопкам. Погуляв по окрестностям и пообщавшись с местными жителями, отправился спать в машину, которую припарковал на окраине Холмска у железнодорожной станции. Утром позвонили из порта. Пора на погрузку! К обеду весь автотранспорт и вагоны были загружены. Вновь оплатил отдельную каюту на верхней палубе.
До свидания, Сахалин!
Не прощаемся! ДО новых встреч!
Часть III
В Ванинский порт прибыли рано утром. Сильный снегопад! Дождавшись рассвета, начал штурмовать небольшую горку на выезде из порта. Результат штурма — порванная цепь, оторванная труба крепления крыла, перекрытое движение в порт и подъем все дорожных служб Ванино спасать меня :). Было не до съемок! Выбрался!
Нужно поторапливаться. Участок до Лидоги лучше всего проходить засветло, а время потеряно много.
Удивительная природа Сихотэ-Алиня! Погода меняется каждые полчаса! Снег, солнце, оттепель, гололед.
Что здесь будет когда начнет таять снег страшно себе представить!!!
Не вышел в подъем! На дороге хороший ледяной накат. Подъем крутой и разгона особо негде было взять, так как перед подъемом деревянный мостик с трамплином!
Пока надевал цепи, познакомился с дамой. Татьяна из Хабаровска. Гоняет по Дальнему Востоку на трехосном японском 15-титоннике. В подьем она не вошла, так как я перекрыл всем дорогу. Надев цепи, она самостоятельно, без пробуксовки пошла в гору! Вот так !
А это на фото лихие командированные вахтовики на воронежских номерах. Думали, что если вездеход, то все можно. Один пошел обходить меня справа и так основательно зарылся в обочину, что поцарапал кабину, подпалил сцепление и пришлось пилить мелкие деревца, чтобы вытянуть его. Когда дорога освободилась, я с пятой попытки, разбивая в щепки цепями задние фонари, все же поднялся в гору!
До Лидоги остается час езды. Успеваю выскочить на Большую Землю засветло, но не тут-то было! Растележившийся на затяжном подъеме КамАЗ посадил меня капитально! Стоим! Вариантов никаких! Стемнело! Моя машина не может без груза тронуться даже на цепях и с блокировкой! Не менее часа скатывался задом около двух километров с поворотами, чтобы с ровного участка попытаться тронуться и набрать разгон! Успел разогнать машину до приличной скорости и уместился в щель между стоящим КамАЗом и снежной обочиной на полном ходу! Гора с плеч! Я в Лидоге! Цивилизация! Заночевал на стоянке у кафе.
26 марта во второй половине дня был в Хабаровске, клиент готов предоставить груз на 28 марта, так что есть время отдохнуть и посмотреть город.
На фото результаты осмотра города, плавно перетекшего в легкий шопинг, результатом которого стала покупка мотика.
Загрузившись в Хабаровске и увязав мотоцикл вместе с основным грузом, я выдвинулся в сторону дома.
Вот такая вот веселая трасса Чита—Хабаровск. Расслабляться нельзя ни на минуту!
Несмотря на начало апреля, морозы ночью достаточно сильные! Запомнилось яркое солнечное утро на стоянке в Чернышевске и мороз минус 27 градусов!
Назад еду спокойно! Никуда не спешу! Часто останавливаюсь в интересных местах, а также постоянно обедаю в заведениях с национальной кухней!
На границе Бурятии и Иркутской области попал в сильный снегопад. С трудом нашел место, где можно было припарковаться и переждать непогоду. Наутро не вышел в ледяной подьем перед Култуком.
Образовалась пробка. Общими силами отсыпали дорогу углем и я поехал!
Култук посыпан так, что дорога как летом. Часто попадаются монгольские машины. Жаль, что не удалось познакомиться. Друзья в Монголии не помешают, так как собираюсь туда при возможности в путешествие на мото.
За Иркутском пошла весенняя погода. Дорога нормальная за исключением границы Иркутской области и Красноярского края, где на скользком глиняном подьеме скопились шлифующие и рвущие резину фуры.
Дальнейший путь до Екатеринбурга не представляет ничего интересного. Сдав груз заказчику, отправился порожняком в Уфу на погрузку до Саратова.
Большое путешествие закончено!
Почти 19 000 км позади! Подведем итоги поездки:
Мой краткий :) отчет закончен. С удовольствием отвечу на встречные вопросы, когда вернусь из следующего турне из Якутска. Спасибо за внимание.