|
«Безумие — знак избранных» (Уильям Шекспир)
«Способность ремонтировать авто в экстремальных условиях — основной критерий, при подготовке подобных рейдов.» ( Ю.П. Черненок.)
Маршрут г. Оха — пос. Ныврово считается самым сложным маршрутом на Сахалине. На мыс Елизаветы техника не ходила никогда, он считался неприступным. От Охи до пос. Ныврово примерно 130 км, из них примерно 45 км по торфяным болотам. В прежние старые времена до пос. Ныврово ходила гусеничная техника и то зимой, по так называемому зимнику.
Первый раз в 2008 году мы на трех «Сурфах» проходили этот маршрут. Мы тогда впервые столкнулись с болотами и марью, опыта езды по болотам у нас не было. И мы прекрасно осознавали, что можем вернуться без «Сурфов». До мыса Елизаветы в 2008 г. мы не дошли примерно 7 км.
Доехав до Шестого распадка мы столкнулись с громадными валунами, отвесными прижимами и большой глубиной у берега.
Мы сделали пешую разведку до самого мыса Елизаветы и поняли, что пройти до мыса по берегу невозможно. Все семь километров не проходные. Пройти по сопкам? Нереально. Сильные уклоны, плюс осыпи и не проходной кедровый стланик. Оставалось идти только по морю. Но отвесные прижимы и большая глубина заставили нас согласиться с неприступностью мыса Елизаветы. Пришлось возвращаться домой. Достижение мыса Елизаветы превратилось в несбыточную мечту. Считалось, что достичь мыса Елизаветы на технике невозможно.
Но невозможное — это тоже возможное, но очень трудное. А отличить возможное от невозможного — невозможно трудно. И пришла идея превратить «Сурфа» в плавающего. Самую тяжелую часть маршрута пройти маршрут одной машиной.
Выписали из г. Уфы катамаран «Турист» водоизмещением 2,5 тонны. По расчетам, 2, 5 т должно было хватить. От подвесного мотора отказались принципиально. Машина должна дойти своим ходом. При помощи своего двигателя. Заказали винт диаметром 38 см с шагом 38 см, изготовили вал. К валу, через фланец крепился кардан заднего моста. В итоге получилась такая конструкция… Но ведущим оставался только передний мост, т.к. кардан перекидывался на винт.
Испытание провели на Новиковском карьере. «Сурф» прекрасно управлялся и развил скорость — на средних оборотах двигателя, на третьей передаче, 15 км/ч по GPS. В салоне было сухо. Вода не доставала до салона примерно 20 см. Мы были довольны.
Рейд долго и тщательно продумывался. Машина комплектовалась строго по списку. Список обсуждался не один день, даже не один месяц. Хотя предусмотреть все невозможно. Но мы постарались предусмотреть максимально возможное. И у нас все получилось. Пусть не идеально, но получилось. Старт был назначен на 2-е июня 2012 года. К этому времени я переделал лэндовскую штатную электрическую лебедку в гидравлическую. Заменил электромотор на гидромотор. Вместо гидронасоса применил рулевой насос от ГАЗ-66, изменив ему пропускную способность. В итоге расчетная тяга получилась более 12 тонн. При скорости намотки от 1,5 до 3 метров в минуту. В итоге получилось:
Нас это устраивало. Но мы тогда еще не знали, что слишком хорошо — это уже плохо. Наши души мечтали о романтике, а «мягкие места» о приключениях. И наконец… стартанули. На двух «Сурфах»: LN-61 и KZN- 130.
Отмахав более 800 км, 5-го июня приехали в город Оху. Одного «Сурфа» (LN-61) оставили на стоянке в г. Охе. Ближе к бездорожью оставлять нельзя, очень много медведей, а они неравнодушны к технике. Был случай, что на одном экскаваторе медведь разорвал все шланги высокого давления. Другой случай: у ребят сломался джип и они ушли за запчастями, когда пришли, то увидели ободранный салон джипа, медведь постарался. А 61-й Сурф это наш резерв, чтобы было, на чем при необходимости доставить запчасти или эвакуировать основную машину. В крайнем случае, на нем вернуться домой. Мы не исключали худший вариант. На другом «Сурфе» (KZN-130) двинулись в забытый богом и людьми край, самую северную точку Сахалина, мыс Елизаветы.
В этом году было достаточно сухо. Многие засадные места по сравнению с прошлой поездкой были сухие. Сначала ехали довольно хорошо. Машина частенько садилась, все-таки даже в засуху болота остаются болотами. Даже на склонах сопок болотистый грунт. «Сурф» был сильно перегружен, одного топлива мы взяли 300 литров. Вес «Сурфа» превышал три тонны.
Но гидравлика вытаскивала машину без нареканий, медленно, но верно, не чувствуя нагрузки. Мы были довольны лебедкой. Но недолго.
В первый день под вечер мы нырнули в болотную ямку (линзу) по бампер. Лебедка легко протянула машину. После этого у лебедки пропала свободная размотка барабана, заклинили бронзовые втулки. И разматывать канат приходилось гидромотором. Вечером сняли лебедку, причину заклинивания не смогли выяснить. Прочистили втулки наждачной бумагой, собрали, стала свободно разматывать.
В следующей линзе нагрузка была очень большой, прогнуло барабан, и посередине прокатало канатом так, что его диаметр в месте прогиба снизился с 80 мм до 74 мм. И стал похож на песочные часы.
На третий день заклинивание повторилось, снова все разобрали, нарезали на бронзовых втулках дополнительные масляные канавки. Это помогло, но ненадолго. Времени на разборку-сборку уходило много.
На пятый день мы выяснили, что наша лебедка просто выгнула крепления и вытянула раму, от этого и клинила. Мы охренели. А что? 12 тонн тянет не хило!! Решили снять гидравлику и поставить электрику, запасная была в наличии. Мощная лебедка требует мощных креплений и усиленной рамы. Электрика тянет быстро, но не так мощно. Ехать можно было. По мари на перегруженной машине садились несколько раз так, что за репу хватались.
Белки (колеса) узкие и машина сильно проваливалась. Мосты уходили под марь, и когда тянешься, то мостами вырываешь весь травянистый слой и тащишь его за собой.
Погнули тягу заднего моста. Блин, хорошо, что вообще мост на месте остался. Делали большие разведки пешком и отмечали ветками траекторию движения машины. Ибо в одну машину сесть на мари просто, вылезти же тяжко, разматывали стометровку кевлара многократно, дабы зацепиться за более крепкое дерево. Передвижение по мари похоже на передвижение по водяному матрасу. Прыгнешь, и все качается. Стоит остановиться, и машина медленно погружается, продавливая травянистый слой, вокруг колеса появляется вода.
Один раз поняли, что лебедка через канифас не тянет… А что делать, если не помогает один канифас? Надо взять второй канифас!
Пропахали марь, но вылезли. Благо метрах в пятидесяти было за что зацепиться.
Когда вышли к заливу Куэгда, тоже вспухли, побережье узкое, склоны покрыты кустарником, цепляться особо не за что, а садились крепко. У нас был якорь, прозвали мы его «Надеждой».
Достали нашу «НАДЕЖДУ», пахали им все вокруг, всаживали «Наденьку» в землю так, что только кевлар, из земли торчал. «Надя» под землей рвала гнилые бревна и корни… В итоге машину мы с «ее» помощью вытащили. Выручал нас якорь не один раз.
Несколько раз мы «извращались» над якорем. Последним писком «Нади» стал момент, когда вдвоем при помощи лома мы вогнали ее (Надю) в грунт. Трос лебедки натянулся, якорь прогнулся, и… металл порвался.
Мы порвали «ее», нашу «Надежду», как тузик грелку. Благо была с собой сварка, и мы починили его, но вид у якоря стал неприглядным, животрепещущим (хоть и живой, но еле трепещет). На восьмой день мы добрались до заброшенного поселка Ныврово. Какая там красота. Край земли Сахалинской.
В Ныврово мы просидели два дня, то деталь плавательной конструкции забыли в гараже — изготовляли новую при помощи дрели, болгарки и сварки. То радиатор случайно сваркой прожгли, затем паяли. Благо 220 вольт в «Сурфе» были.
И вот попытались войти в протоку. Вспухли и тут, переднего привода оказалось мало, чтобы войти в протоку. Дно каменистое, и колеса цеплялись за камни. Провозились часа три, зацепились кевларом на другой стороне протоки за бревно и на лебедке затащили машину в протоку. Она погрузилась сильней, чем на испытаниях, в салоне была вода! Так плыть нельзя, машина сильно перегружена.
Оставили на Нывровской косе все, что только можно. Запаска, запасные лебедки, двигатель на лебедку, редуктор к лебедке, ТНВД, сцепление, сварка, болты и гайки всякие (около15 кг), продукты, ломы, полуось, привода, домкраты, хайджек, два генератора, два самовытаскивателя, короче, килограмм на 400 облегчились, как минимум.
Предметы первой необходимости: одежду, питание, газовую плитку, спутниковую связь и прочее загрузили в надувную лодку. Лодку привязали к Сурфу длинным канатиком (метров 70), на конце быстросъемный карабинчик. Это так…., на всякий случай…. Вдруг придется бросать «Сурфа». Вышли в море. Проплыли полчаса и увидели дым из-под капота, пришвартовались у метеостанции, оказалось, это не дым, а пар от морской воды. Алексей и Светлана, работники метеостанции, нас радостно встретили, и мы остались на ночлег.
Алексей убедил нас не соваться за мыс «Бакланий» на закате, лучше с раннего утра. Утром практически всегда штиль, но если на горизонте появится темная полоска моря… - это приближение волн. А при волне и укрыться будет негде. Нужно будет швартоваться, где придется. И пережидать волну. Но не всякую волну можно переждать. Уж очень узкий берег. В основном отвесные прижимы.
В 5 утра мы проснулись, подготовили машину, чай, кофе и примерно в 7 утра вышли в море, курсом на Елизавету. От метеостанции до мыса было примерно 22 км.
Море было спокойным. Шли вдоль берега на расстоянии 200-400 метров, ближе подходить опасно, много подводных камней, скал. Скорость была 10-12 км по GPS-у. Часа через два показался мыс Елизаветы и маяк.
До маяка мы не пошли, свернули на мыс Елизаветы, пришвартовались к берегу.
Провели фотосесию, в море надвигались волны в нашу сторону с белыми гребешками, нам не хотелось ждать их приближения. Мы быстро запрыгнули на машину и двинули курсом на Ныврово. Настроение было радостным. Мы достигли своей цели. Ну, вот и все, думали мы, часика три и мы снова будем на берегу. Так мы думали. Но…., но через 20 минут я обратил внимание, что мы в море стоим на месте, я ориентировался по берегу и видел, что за полчаса мы продвинулись метров на 50. Скорость по GPS-у равнялась нулю.
Пилот выжимал из машины, что мог, но что-то результата не было. С такой скоростью нам топлива не хватит, чтобы доплыть до безопасной зоны.
Основное течение прекращалось за мысом Бакланьим, он был как граница. До мыса спокойно, после …, и наоборот, смотря куда плыть. Но до мыса еще надо было дойти. Мы притихли, просто смотрели с оператором друг на друга. Без слов, мы понимали, что дело плохо. Мы знали, что в этом месте сильное течение, но не могли предположить, что оно такое сильное. При таком сильном течении мы и до берега можем не доплыть, даже на лодке. Нас просто унесет в море. Внутренний голос говорил: «Мечтали о приключениях, так получайте их сполна».
Волна стала увеличиваться, заметно раскачивая «Сурфа». Ситуация была критической. На мне был спасательный жилет, но от этого легче не становилось. Пилот стал маневрировать змейкой, то влево, то вправо. Это дало результат, машина медленно стала продвигаться вперед. Скорость по GPS-у возросла до 1-2 км в час. Тогда пилот резко повернул в море и, не обращая внимания на волну, стал удаляться от берега. С одной стороны, это усугубляло ситуацию, с другой — единственно правильное решение.
Потом я узнал, что такое движение моряки называют галсом. Трудно описать, что мы чувствовали. Смерть была где-то рядом, и мы это понимали. Даже имея спутниковую связь, на чью-то помощь мы не рассчитывали. Пилот рулил. Тишина стояла, только бурление винта и какая-то, медленно нарастающая вибрация по кузову. Мы проходили мыс Бакланий, скорость увеличилась хоть как-то, 5-7 км/ч. Сила вибрации усиливалась, и пилот повернул к берегу. Все внимание было обращено на вибрацию. Звук вибрации явно обещал большие неприятности. В голове навязчивая мысль: дотянем, нет, не дотянем. Я не думал о том, что на берегу крупные валуны и выходить было некуда. Главное — дотянуть до берега. Через некоторое время раздался сильный стук и скрежет металла, и… гробовая тишина. Машина заглохла. «Что там?» — кричал я пилоту. «Заклинило все…» — ответил он. Машину медленно сносило в море. Далее все было стремительно и быстро, оператор подтянулся на лодке к машине: «С вами тут поседеть можно!». Разматывай канаты, крикнул я, оператор (он хорошо разматывал канаты) прыгнул на борт машины, а я прыгнул в лодку, взял конец каната и стал усердно грести к берегу. В том месте течение уже было намного меньше, чем 20 минут назад. Пока я греб, он цеплял канат за канат. Расстояние было около 150-200 метров до берега. Время тянулось долго, в голове только одно: «Лишь бы хватило каната до берега, лишь бы догрести». Канат натянулся, видно дно. До берега осталось метров 20, я выпрыгнул с канатом в руках в море, достал до дна ногами. Это меня очень, как обрадовало, я стал медленно тянуть машину к берегу. Вода была очень холодной, но я этого не чувствовал. Дрожь появилась потом, когда вытащили машину на берег.
На берегу большие валуны. Мы вытащили «Сурфа» между камней и были рады, что на берегу, живы и то хорошо. На берегу, мы выяснили, что у нас оторвало рулевое управление и заклинило гребной винт.
Далее мы сняли винт, вал, рулевое, перекинули кардан на фланец заднего моста. По берегу большие валуны и машина не проедет. До нормального берега еще 2 км. В море вошли легко, все-таки 4WD. Машина была на плаву, только передвигать по морю ее надо было своими силами. В море вдоль берега можно было идти, но с трудом. Мы толкали машину на «бананах», вдоль берега. Вода холодная на севере. На склонах местами еще лежал снег. Два часа мы пробыли в воде по грудь и выше.
И вот видно берег, куда можно выехать, только на берегу медведь. Мы были не в духе, выругались в его адрес. До медведя было около 500 метров. Он, увидев нас, добропорядочно убежал. Видно, ему не понравилась наша речь. Мы вышли на берег и рухнули. Переоделись во все сухое и валялись на камешках, пили чай, кофе. У нас были технические проблемы, не совместимые с передвижением авто, не выжимало сцепление, и стартер напоминал о себе. А для передвижения своим ходом надо было на заглушенной машине включить передачу и завести мотор. Так несколько раз получалось, пока стартер окончательно не пошел в отказ. Заночевали на берегу, до метеостанции было несколько км.
На следующий день Алексей с метеостанции помог нам отбуксировать машину на метеостанцию.
Там мы и занимались ремонтом машины.
Сцепление, почему-то прилипло к маховику, а в стартере развалился подшипник. Сцепление поменяли, запасное было с собой, подшипник починили деревянными чопиками.
Еще у нас был казус с топливом, оказалось, что топлива в нужный момент не оказалось в баке…, так заправили нас в г. Охе. Пару дней теплого гостеприимства и мы двинулись курсом на Ныврово. По берегу мы доехали до протоки залива Куэгда и хотели на канате перетащить машину по протоке. Но не стали, был отлив, течение было в море. К вечеру в Ныврово прибыла группа джиперов из Южно-Сахалинска. Их цель — мыс Марии.
Мы заночевали на берегу. У нас снова отказал стартер и задняя лебедка. Машина была на понтонах, мы просто ее заякорили за бревно, лежащее на берегу и легли спать. Полпятого утра передок машины уже качался на волнах, мы быстренько отвязали канат и пихнули машину в протоку, течением ее понесло в Ныврово. Через 20 минут мы были на берегу у пос. Ныврово. На берегу мы снова сняли стартер, перебрали, он заработал. Починили заднюю лебедку, к вечеру собрались в обратный путь, но, проехав 30 метров, снова поломка, клапан на ТНВД приказал долго жить. Соленая вода делала свое дело. Заночевали в Ныврово. На следующий день сняли ТНВД, удалили клапан, теперь «Сурфа» можно заглушить только, если включить пятую скорость и нажать на тормоз. Завели, машина поработала две минуты, но неожиданно заглохла. Несколько часов выясняли, в чем дело, сняли ТНВД, вскрытие показало, что плунжер заклинило, и еще что-то там переломало, высыпались крошки металла.
Видимо, при снятии клапана в ТНВД попала песчинка. И всему настал каюк. Запасной ТНВД был в наличии (как у М. Жванецкого, «но у нас с собой было»). Наутро выдвинулись обратно домой. В лесу нас потом догнали ребята из Южно-Сахалинского клуба. Шли вместе. Поломок у всех хватало, поэтому держались одной группой. Мы дважды перебирали лебедку. Сломали переднюю лыжу в двух местах.
Но благодаря наличию сварки нам было чем чинить. Домой добрались своим ходом. Без особых приключений.
Главное — цель достигнута. Мы взяли мыс Елизаветы! Этот рейд показал, что еще много в мире граблей, на которые не ступала нога человека. И готовиться к таким рейдам нужно еще тщательней. В забытых богом краях мелочей не бывает. То, что может сломаться, обязательно сломается, а что не может сломаться, сломается немного позже.
Из 35-ти часов видеосъемки и нескольких тысяч фотографий мы смогли показать всего лишь каплю в море
Будем рады комментариям и советам. С уважением,
Экипаж «Сурфов»:
Пилот Коноваленко Владимир;
Штурман Коноваленко Дмитрий;
Оператор Коноваленко Сергей.