Алтайские этюды, или Как переночевать в собственном авто за 1500 р.

17.08.2016 | 56201 просмотр

Всем доброго времени суток!

Сегодня я решил немного себя расчехлить. В смысле, это моя первая проба пера о первом же автопробеге в сторону горного Алтая.

Сразу предупреждаю о двух вещах:

1. рассказ о путешествии совсем чуть-чуть будет разбавлен впечатлениями о машине, поэтому прошу не ругаться, эмоций много, а отзыв на автомобиль руки написать не дойдут.
  2. все, что здесь будет написано по поводу сервиса и отношения к клиентам, является сугубо моим субъективным мнением.

Давно было желание поехать, посмотреть природу России-матушки, стыдно даже: живем в Новосибирске, до красотищи рукой подать, а за свои 28 лет так там и не был. Маршрут был запланирован «галопом-по-Европам»:

Первая остановка на озере Ая, чтобы была возможность отдохнуть с дороги, немного перевести дух, искупаться, а оттуда уже ехать по трем отдельным маршрутам:

1. Чемальский тракт. По плану посещение острова Патмос, Тавдинской пещеры, Каракольских озёр, места слияния двух рек Чемал и Катунь, а также Чемальской ГЭС.
  2. Чуйский тракт. БотСад, Зубровый заповедник, Семинский перевал, ворота Айратыш-бом, слияние рек Чуя и Катунь, водопад «Девичьи слезы» (он же Ширлак), водопад на реке Бики, Гейзерное озеро, «Гигантская рябь течения» в Курайской степи, «Марсианские пейзажи» Чаган Узун, Красные ворота.
  3. Телецкое, с заездом на соседствующий с ним пульсирующий источник.

Как обычно планировали одно, а получилось... Как получилось, читайте ниже :)

Мысль сменить свою верную боевую подругу «Каральку» (она же toyota corolla) на кроссовер для поездки на Алтай родилась примерно в одно время с самой идеей поездки. Выбор пал по цене/комфорту/качеству на Renault Koleos. Можете кидать в меня камни за такой выбор. Авто не всем нравится внешне, но за время поездки я реально в него влюбился. Как раз под отпуск попался хороший вариант в Красноярске(!). Через десятое колено знакомых моих знакомых (Эскандар, если ты это читаешь, то спасибо тебе большое ещё раз! =) ) мне посмотрели машину и, как только совпали звезды и были обговорены все необходимые моменты по сделке, мы рванули в Красноярск на поезде. В течение суток мы были уже в Новосибе на своем, как называет его жена, Колясике (вообще-то, он Колян, ну да ладно).

Отдых планировался попеременно: машина/палатка/базы. В машине есть система easybrake — ровный пол в одно движение. Для меня с ростом 182 места в длину маловато. Задние сидушки ограничивают этот самый ровный пол на отметке около 165 сантиметров. Можно было снять сидушки, но решили оставить все на месте, т. к. на пол были уложены подушки от советской софы, что немного выравнивало пол и сидушки. Забегая вперед скажу, спать было вполне комфортно.

Начнем о самой поездке.

День 1. Недоброе утро. Недобрый день. Добрый вечер

Выехали около 6 утра. День начался не радужно, попали в пробку на большевичке, ремонт дороги усугубился смертельным ДТП, стояли недолго, но осадок остался... Переведя дух, в очередной раз напомнив себе, что нас ждут дома, поехали дальше. Пока ехали по Алтайскому краю, попался на превышении скорости 110 вместо 80, сотрудник ГИБДД немного рассказал мне, как ехать дальше, что посетить и, напомнив про скидку при быстрой оплате штрафа, отпустил меня с миром. На вопрос, много ли ещё его коллег по дороге, ответил: «Много». На территории Алтайского края меня снова ждала подобная большевичке картина, только уже без ремонта дороги. День какой-то был... нехороший, короче. В итоге, все его коллеги были в месте столкновения и ни одного экипажа, кроме этого ДТП, я больше по дороге так и не увидел. Ездят иногда товарищи, и местные и не местные, так, будто сохранились. Обгоны вслепую на поворотах, в конец подъема за здрасьте..

Про дорогу хочется отметить следующее: дорога хорошая на всем протяжении, местами даже 4-полосная, много камер на столбах освещения. Не знаю камеры или радары, но что-то есть. Есть такой момент в дороге: едешь себе едешь, а потом раз! и красота со всех сторон. Как-то незаметно, но резко понимаешь, что тебя окружает та самая природа, а впереди та самая дорога по серпантину вдоль Катуни, ради которой ты сюда ехал. Виды классные.

По приезде на место (приехали около 14 часов) планировали остановку на базе «Глобус». Не тут-то было. Нам посоветовали не бронировать ничего заранее, да я и не собирался. Но как выяснилось по приезде, на «Глобусе» мест нет совсем. Довольно уютно, но занято. Проехали по ближайшим базам: нормальных мест вообще нет, но один номер за 1200 руб. (+ 150 рублей парковка) есть. Там просто две койки и все (чайник, душ и прочие удобства вне номера и за отдельную плату от 50 руб. и выше). Палаточное место стоит 450 (+ 150). Ценник, по мне, конский. Тем более, что от озера я ожидал гораздо большего. Повторюсь, мнение сугубо личное: маленький перенаселенный лягушатник с неоправданно завышенными ценами. После долгих переговоров с администратором базы (кажется, «Дикий берег») решили ночевать в машине, оставив ее на парковке за 150 рублей. Т. к. первоначально приехали на «Глобус», машину надо было перегнать на их стоянку. Перегнали. Заходим оплачивать 150 рублей. Теперь (спустя 5 минут) уже цена такая: 150 парковка +100 рублей с человека за проход на озеро. (Цитата, которая сделала мой день (произносить с придыханием): «Молодые люди, ну вы как хотели. Ну, это же АЯ(!). Ну, мы же чистим озеро. Ну, я лично не чищу. Но люди чистят». Зная законы, но соблюдая правила приличия, предлагаю 250 рублей за все про все и по рукам. И снова не тут-то было. «Вы со мной из-за 100 рублей торговаться будете?».

После этих слов я уже конкретно психанул, развернулся и уехал. На «Бирюзовую Катунь». Это искусственное озеро, расположенное в ОЭЗ (особой экономической зоне). Вход на озеро стоит 250 рублей с человека. Ничего особенного, народу на кв. м поменьше, но тоже необоснованно дорого. Въезд, кстати, на территорию ОЭЗ тоже платный в дневное время 100 рублей, а вот ночью заехать можно бесплатно. Вечером приехали на берег Катуни расположились, пожарили шашлычки, выпили за то, что добрались, еще раз посмеялись про Аю и на боковую в машину. (Платить надо везде, за ночлежку, будь то палаточное или парковочное место, на берегу 250 руб., как с куста, но зато реально чисто, убирают и забирают мусор, поставили туалеты, кое-где сколочены столики, но это, скорее всего, дело рук отдыхающих).

День 2. Крутимся-вертимся возле Чемала

На территории ОЭЗ находится та самая Тавдинская пещера. Точнее, там целый комплекс этих пещер. Поехали смотреть и слушать, как и где жили, прятались и готовили наши далекие предки. Экскурсии делятся на 3 варианта: 1 час (прогулочная, в пещере даже свет проведен), 4 часа (с базовым снаряжением по нескольким пещерам), 10 часов (еще больше пещер + спуск по отвесной скале, если я все правильно понял). Взяли часовую экскурсию, в принципе остались довольны. Это либо нравится, либо нет. Мы оказались равнодушными, но первый час интересно, а потом все закончилось. :)

Экскурсия подойдёт для людей практически любого возраста. В составе нашей группы шла молодая пара с ребенком, которому было всего 10 месяцев, он, конечно, не совсем самостоятельно преодолевал путь, но все же это говорит о том, что экскурсия не требует особых физических навыков. Самое сложное в пещерах, преодолеть 10-метровый «гусиный» проход. «Гусиный», потому что преодолевается гусиным шагом.

Посетив места обитания наших предков, поехали дальше по маршруту, а точнее на о. Патмос.
Небольшой копипаст с Вики: Остров был освящен в 1855 году, а в дальнейшем на нем был построен храм. Остров посещал митрополит Макарий. В 1920-е годы храм был уничтожен, а в 2000 году построен заново как храм апостола Иоанна Богослова. В 2001 году передан Барнаульскому Знаменскому женскому монастырю. В настоящее время там проводятся службы, остров может посетить любой желающий. С самого мостика виден образ Богородицы, высеченный в скале монахиней Барнаульского Знаменского монастыря скульптором Фелофеей. Сразу, ступив на остров, слева от тропы можно увидеть икону с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу-Христу в Вифлеемской пещере, выполненную в нише скалы..

Икона с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу-Христу в Вифлеемской пещере.

Образ Богородицы.

Простояли около часа в очереди, т. к. я ожидал, что там хоть где-то можно пройтись. Пройтись нельзя, там только храм и заборчик (знал бы, ждать бы не стал тогда, сейчас понимаю, что не зря стояли, либо тогда, либо никогда). Отправил жену свечку поставить, сам не пошел. Долго так ждать, потому что ходить можно только по 6 человек поочередно на вход и на выход с острова. Мост для впечатлительных качается очень сильно, для меня терпимо. В одной руке зеркалка, в другой смартфон — полет нормальный. Не, не с моста =), по мосту!

После Храма пошли пешком по козьим тропам смотреть впадение Чемала в Катунь и саму Чемальскую ГЭС. Места впадения зрелище интересное, два абсолютно разные по цвету потока сливаются в единое целое. На словах так себе, а выглядит очень даже классно!

Впадение Чемала в Катунь.

Чемальская ГЭС в данный момент совсем не функционирует, вам об этом с удовольствием расскажут за 150 рублей местные гиды и даже покажут машинное отделение и расскажут о истории создания ГЭС, а так же самой курортной зоны. Для общего развития сходить можно, я не пожалел ни потраченных денег, ни времени. На удивление, в непосредственной близости с ГЭС функционирует кафе быстрого питания с неплохой кухней и приятными ценами.

Чемальская ГЭС.

К вечеру начали искать место для ночлега (мест мало, но нашлось местечко и для нас), остановились в месте под названием «Клевая поляна». Цена 2500, душ, раковина и сраковина. Кухня и чайник общие, мангалы, беседки, берег Катуни. Баня 1200 час или около того. Впечатление о базе осталось приятное, если не смотреть на цену.

День 3. Бесплатное пособие «как переночевать за 1500 рублей в своей машине» =)

Продолжаем активный отдых. Собираем манатки и едем в сторону Чуйского тракта. Первая точка — зубровый заповедник (кстати, забыл отметить, по всей республике Алтай стоят указатели на достопримечательности). Поворачиваем у указателя, едем 3-4 км по легкому бездорожью. Приехали, ворота закрыты, карантин... Ну, неужели нельзя поставить щит или еще как-то предупредить туристов?! Едем назад, разворачиваем по пути еще 4 машины. Дальше ботсад, решаем заехать на обратном пути, взять саженцы, семена, иначе все растения не доживут до Новосиба. Едем мимо. Природа красивая, но не останавливаемся, ждем чего-то эдакого, Семинского перевала, например. Приехали. Несмотря на то, что это высочайшая точка в дороге (высота перевала — 1717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км), ничего сверхъестественного вы здесь не увидите, так как вокруг равнина. На вершине перевала в 1956 году была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России.

Стела к 200-летию вхождения Алтайского народа в состав России.

Чуть в стороне композиция из камней, про значение которой я вам не могу рассказать, т.к. не знаю.. На перевале полно торговцев всякой всячиной, вплоть до хариуса.

Супруга вписывается в непонятную композицию из камней.

Присутствует такая вот забавная штука для фотографий (10 рублей).

Кстати, хочу вас предупредить: хариус не всегда хариус, а мед — 99% не мед. Это относится не только к перевалу. За перевалом ценник становится более чем гуманный, как на отдых, так и на еду.

Когда совершаешь следующий марш-бросок от перевала до перевала, вот тогда начинаются настоящие горные виды, настоящие серпантины и по-настоящему хочется остановиться наслаждаться видом и фотографировать, не уезжая. Но, как всегда есть это «НО». НО №1 — надо ехать, НО №2 — сколько ни фотографируй, не передашь тех ощущений и того масштаба. Там надо быть и это надо почувствовать!

Неподалеку от перевала Чике-Таман.

Результаты небольшой фотосессии во время остановок по пути между перевалами:

Купание в одной из горных речек. Течение даже на мелкой воде достаточно сильное.

Заканчиваем фотосессию, продолжаем движение. Следующий пункт назначения в навигаторе — вид на снежные вершины, неподалеку от деревни Чибит. А вот слона-то мы и не приметили. По дороге видим точку в навигаторе — достопримечательность «впадение Чуи в Катунь». Изначально в планах посещения это место было, но потом заигралось-затерялось. Чтобы дойти до места, где видно само слияние рек, придется немного прогуляться. Многие люди просто не доходят до точки, откуда все хорошо видно, ограничиваясь фотографиями на ближайших возвышенностях. Там тоже красиво, но все-таки немного не то. Много не то =)

Впадение Чуи в Катунь.

На площадке, неподалеку от слияния рек.

Теперь уже едем смотреть на снега. Если ни разу не видел подобного вживую — то, реально, впечатляет!

Впервые в дороге видим снежную вершину.

Много что впечатляет, например, когда облака ложатся на горы или застревают на вершине. Для меня, жителя равнинного мегаполиса, это было, мягко сказать, в диковину. Полюбовались и хватит, тем более, что дальше нас ждал водопад, которых лично я в своей жизни ни разу не видел вживую. Прямо по ходу Чуйского тракта посещаем водопад Ширлак (напомню, он же «Девичьи слезы»). От дороги до водопада всего метров 150, но все равно очень красиво (при этом достаточно людно). Несмотря на жару, наверху у водопада приятно веет прохладой.

Водопад Ширлак (Девичьи слезы) (фото 1).

Водопад Ширлак (Девичьи слезы) (фото 2).

Если не торопиться в дальнейшей дороге на авто, то можно увидеть несколько родников, где можно набрать воды. Некоторые из них отмечены как достопримечательности и имеют свою историю и свои легенды.

Ночевали в этот день в съемном домике в Акташе. Туристов уже намного меньше, но и мест, где можно остановиться, тоже меньше. Искать стоянку начали поздно, поэтому остановились на первом попавшемся варианте, а именно домик за 1500. Домик представлял из себя одну большую комнату, с кухней на веранде. В комнате 6 или 7 кроватей. Внешне довольно чисто, уюта мало. Но пообещали баню за 100 рублей с человека и мангал. Платим деньги, остаемся.

В итоге «живой» экземпляр среди кроватей только один — металлическая двухъярусная кровать. Остальные убитые в хлам, качаются по всем осям. Замечаем животную активность в виде муравья, жука и еще какой-то дряни. Раздаем каждой твари по харе :) В дальнейшем все в этот вечер складывается неудачно. И шашлык не жарится, и баня градусов 60-70 (в предбаннике муравьев орда, они строем шныряют по одной из стен). Ужинаем с горем пополам, ложимся спать. После 10 минут в комнате перемещаемся в машину, не выдержали соседства живности. Вот где комфорт, вот где уют и спокойствие. Вот так мы за 1500 переночевали в собственной машине =) Отрицательный результат — тоже результат. В следующий раз будем смотреть внимательней, где останавливаться.

День 4. Как нас вид с заду обошел

Сваливаем с утра пораньше из этого гиблого места. Пора бы уже и искупаться, озеро посетить. Как раз следующим в списке идет гейзерное озеро, да вот только температура его около 5 градусов выше нуля. Купались только самые отчаянные. Нас среди их числа не было, мы просто любовались тем, что было создано природой-матушкой, да запечатлели себя на фоне этой красоты.

Гейзерное озеро.

Вода высокая, поэтому самих подземных источников видно не было, но замысловатые рисунки на дне получаются именно из-за этих самых источников. Одеваться сюда можно просто по погоде, сейчас там уже протоптана туристическая тропа, проход через базу до тропинки стоит 30 рублей с человека. Пока работает правило, чем дальше в лес, тем больше дров, надо ехать =) А именно, пока нет сожаления о том, что поехали в такую даль, чем дальше едем, тем лучше виды. Подъезжаем на обзорную площадку под названием «вид на Северо-Чуйский хребет». Едем, охаем и ахаем, какая красота, какой вид, какая панорама. Восхищаемся видом до тех пор, пока не поворачиваем голову назад XD Вид-то сзаду нас обошел. Вот это реально красотищщщщща!

Площадка чуть в стороне. Как и везде, проезд платный, частная территория. Специально вспахали полосу вдоль дороги, но денег нам было дать некому, а искать хозяев было лень. Проехали по месту для «платного» проезда. Вот пара панорам и серия фотографий прыгаем вместе =)) Пульт дистанционного управления фотоаппаратом на солнце работал в радиусе всего около 2 метров, прыгали по времени, при этом я сдавал экзамен по челночному бегу к камере и обратно. Прыгали в одно время, только, похоже, в разных часовые поясах.

Вид на Северо-Чуйский хребет.

Вид, от которого мы охали и ахали изначально. В общем-то, тоже неплох.

Верный и надежный друг и товарищ.

Дальнейшая дорога особого смысла не имела по двум причинам, причем одна вытекала из другой. Приехали в конечную точку по навигатору, так как карту не составили. Точка как достопримечательность называлась «цветные глины».

Цветные глины крупным планом.

Цветные глины в естественной среде обитания.

Посмотрели глины: ну да, ну цветные. Перед тем как садиться в машину заглянул на заднее сиденье, смотрю — колбаса. Спрашиваю жену, зачем нам колбаса на заднем сидении, попутно вспоминая, откуда у нас, вообще, колбаса. Тут же вспоминаю, что это как раз камушек той самой цветной глины красного оттенка. Реально похоже, несколько раз потом еще подгонялся. Ситуация нас позабавила.

Потерял на этих глинах крышку на объектив. Минут десять искали, оказалось, положил на крышу авто, пока залазил фотографировать, и забыл. Вспомнил, когда ехали уже 110 км/ч и получили удар крышкой в пятую дверь. После этого искать ее стало снова бессмысленно. Придется ещё сюда вернуться, подумали мы. («Я уж точно сюда так больше не попрусь», —подумала она =) ) В отсутствие какой-никакой карты и в расстроенных чувствах, проезжаем в обратном направлении мимо марсианские пейзажи и Красные ворота... Столько ехали и... едем мимо. Ну что ж, бывает. Алтай можно посещать вечно. При нас на гейзерное озеро приехали девушки в четвертый(!) раз. Они нам и рассказали про то, что в этом году вода высокая. И ещё тянет путешествовать снова и снова, говорят.

Несколько пейзажей с обратной дороги:

Пейзаж первый. Духовный.

Пейзаж второй. Облачный.

Пейзаж третий. Безмолвный.

На обратном пути посетили ещё два водопада. Точнее один посмотрели издалека, второй действительно посетили. Пришлось поплутать в поисках дороги к этим водопадам. Переехав мост, мы сначала поехали вдоль Катуни налево. Приехали по накатанной дороге в тупик. Развернулись на очень маленькой площадке, с одной стороны заросли и пни, с другой какая-то мелкая речка. Дна не видно, но речки этой определённо хватит, чтобы оставить нас без машины, если действовать неаккуратно. Теперь держим курс направо, подтвердив этот курс сведениями из интернета. Иногда интернет то появляется, то пропадает. Ехать до первого водопада примерно 2,5 км, до второго, более крупного водопада, еще столько же. Немного напрягает, что мы едем все это время абсолютно одни. Машина хоть и 4WezDe, встань где-нибудь и пиши-пропало. Шанс сесть был: на одной из развилок уехали не туда и приехали к заболоченной дороге. Выйдя из машины, оцениваю дорогу — дальше ехать нельзя. Ездим уже около часа или полутора в поисках водопада. В объезд доезжаем до какой-то поляны, открываем окна — слышим шум воды. Около 5 минут пешком и вот он! Сказали, что водопад большой, а он так себе, подумалось мне. Жена уходит в машину, я остаюсь фотографировать. Снимаю несколько кадров, поднимаюсь выше по течению воды и вот он, красавец! Масштаб на фотографиях передать толком не удается, но водопад довольно мощный и высокий (как мне показалось сам водопад высотой метров 12-15).

Водопады эти находятся на реках Большая и Малая.

Долгожданный водопад на реке Верх Карасу.

Преодолеваем мост, который особо не внушает доверия в обратном направлении.

Дальше останавливаемся лишь для того, чтобы набрать воды на святом источнике и едем до самой ОЭЗ, минуя оба перевала, мимо зубров и мимо ботанического сада. Ехали очень долго. Хотели остановиться на ночлег, но рано останавливаться не хотелось, так как путь далекий, а времени мало, ну а вечером места нам уже не нашлось. Ночью с непривычки ехать тяжеловато, скорость уже не 100-130, а 80-100. Не ужиная, заваливаемся спать, дорога утомила очень сильно.

Вечерние виды.

День 5. Улыбаемся и скачем

Просыпаемся относительно поздно. Еще в первый раз, когда останавливались в ОЭЗ, заметили указатель на столовую: «Вкусно и недорого!», направляемся туда. Оба факта могу оспорить — за 2 жареных яйца, две сосиски и компот отдаем по 200 рублей. Двигаем в сторону Чемала, там нас ждут, пока еще непокоренные нами, Каракольские озера. В поисках места для ночлега (в этот раз начали искать с утра) тратим около 40 минут. Находим концентрацию неплохих усадеб в одном месте: «В гостях у сказки», «У Мишани», «Лучкан». Места есть только в «Лучкан». Ценники немного разные, но очень гуманные для этих мест. 1400 за стандартный номер с душем и туалетом. Микроволновка, чайник, холодильник — общие. На территории уютно, пострижен газон, присутствует маленькая речка, отделяющая зону проживания от зоны отдыха, которая включает в себя несколько беседок и площадку для игры в бадминтон (при желании можно и погонять в волейбол). В близкой шаговой доступности берег Катуни. В прайсе заказ на баню от 2 часов, по факту можно заказать и от часа. Цена 750 рублей, в них входит веник и чай. Баня небольшая, но в ней жарко. По питанию: питание не включено, но его можно заранее заказывать (завтрак 200, обед 350, ужин 300). На машине можно доехать до столовой, их неподалеку две. Там реально вкусно и недорого. Один из главных плюсов — владельцы усадьбы, очень приятные люди. В общем, рекомендую это место для отдыха.

Решаем останавливаться на несколько дней сразу. В этот день релаксируем — едем на конную экскурсию к маралам. (Странные люди, которые заведуют этим местом, света нет неделю — мясо взвесить на продажу не могут. Думаю, не я один имел желание подарить им механические весы). Прогулка у маралов раззадорила нас покататься на лошадях еще, никто из нас не ездил верхом, поэтому нам стало очень интересно продолжить конную прогулку. То, как мы катаемся на лошадях, привело нас в полнейший восторг. Если вы никогда не сидели в седле, а ваша половинка в этом деле такой же профан, то очень рекомендую вам прокатиться верхом «трусцой», фишка в том, чтобы посмотреть сзади друг на друга. Скачешь в седле, извиняюсь, как поплавок в проруби, да что там какой-то поплавок, гораздо лучше! Я первый ехал сзади и просто не мог успокоиться, так вот мне было весело. Потом я предложил посмеяться супруге и обогнал ее. Восторгу не было предела XD. Колбасит всего, от и до. На следующий день сильно разболелась спина, но это у меня слабое место, думаю, не каждому это грозит. Следующим пунктом ищем человека, который отвезет нас на Караколы. Останавливаемся у одного из щитов, звоним — отвечает ребенок, говорит, что возят по 4 человека до самой горы по 1500 с человека (стандартный ценник 2000 за такую услугу). Нас всего двое, попутно знакомимся с парой из Новосибирска, стоящих у следующего щита. Договариваемся ехать вместе. Вечером созваниваемся с самим водителем, с компаньонами, все остается в силе. Выезд в 7 утра.

День 6. Серёга. Экстрим. Каракольские озера

После поездки на Караколы я вывел несколько правил:

1. не завтракать перед поездкой;
  2. брать с собой на гору (озера горные) горячительные напитки;
  3. обязательно иметь с собой теплые вещи (желательно с капюшоном);
  4. на ногах кроссовки или ботинки.

Нарушаем первые два правила и... сначала переносим дорогу с небольшим, но ощутимым дискомфортом, а потом нам оказывается нечем снять стресс по приезде на гору, благо наши компаньоны в этом деле более продуманные. Привет. Андрей! Привет, Таня! =) Откуда стресс? Дорога просто ужасная. Если поначалу кажется, что можно было поехать и на своей машине, то заезжая все дальше и дальше, понимаешь все больше и больше, что на машинах, кроме УАЗиков и ГАЗ-66 там делать просто нечего. Для меня УАЗ теперь эталон автомобиля :D Ехали по таким дорогам, которые я дорогами бы назвать не взялся, а покажи мне наш путь до выезда, я бы сказал, что тут, вообще, машина не проедет. До верха добираемся без происшествий, преодолев 5 или 6 бродов по реке, в одном месте не просто брод, а прямо по руслу реки лежит путь.

По дороге Серега (наш водитель, персонаж очень и очень веселый) рассказывает нам про то, что в одном из этих бродов во время наводнения 2014 года перевернулся ГАЗ-66, который не успел проскочить до подъема воды, в итоге с тремя трупами. Про то, что кроме поездок на озера и подработок в лето заниматься там в остальное время вообще нечем, так и живут от сезона до сезона, вообще, много чего рассказал. Пока мы думаем, что дорога плохая, Серёга говорит, что тут Хайвэй, и «нормально всё!», дальше хуже будет. Дальше хуже. Но Серёга снова говорит, что «нормально все!», это асфальт. И так далее. Вообще, слоганом нашей поездки было «нормально все!». В гору ни разу не застряли, а что такое плохая дорога мы узнали на обратном пути, но об этом чуть ниже.

Хайвэй по дороге на Караколы.

«Асфальт» средней паршивости.

Не успели мы приехать, как пошел дождь, короткий, но ощутимый для глиняной дороги. Переждали и пошли гулять по озёрам. Начинается экскурсия с пятого озера, всего их семь. Четыре из которых выше по течению, а два ниже. Сразу скажу, мы посетили только те, что выше по течению. Места красивые, с природными контрастами. Встречаются деревья, растущие просто на каменной скале. Рядом с двумя озерами лежит снег, что очень впечатляет. Вода в озерах очень холодная, по известной мне информации от 2-3 до 9 градусов от верха к низу. По пути к озеру №1 можно встретить и вековые деревья, которые мне и в три обхвата не объять.

Дерево в три обхвата.

Дорога наверх представляет из себя попеременно то тропинки в растительности, то тропы по камням, большим и малым. Преодолевая путь, не забываем наслаждаться флорой, которая нас окружает. Самое колоритное и красивое озеро под номером 2, очень красивое по цвету воды, очень контрастное — с одной стороны снег и горы, с другой зеленая растительность. В основном в нем и купаются. Мы не отказали себе в таком удовольствии. Вода огонь! А когда выходишь из воды — ЖАРА!

Купаемся в ледяной воде, на переднем плане снег.

Я и контрастные места.

Соответственно, самая чистая вода в первом озере, там многие набирают себе воду в дорогу, реже — купаются. Вдоволь находившись по горам и насмотревшись на озера, возвращаемся назад к нашему УАЗу.

Как только двинули в обратку, стало ясно, дорога будет интереснее. Намного интереснее. Так и вышло: по мягкой глиняной дороге многие места стали очень трудно проходимыми, уже спустя 10-15 минут от стартовой точки мы первый раз поменялись с авто ролями. Машина села, а мы встали, рядом. Не без труда и не без помощи другого УАЗа, под бурные возгласы наших барнаульских попутчиков (привет, Барнаул!), наш УАЗик с нашим Серегой из колеи выбрался, мы погрузились обратно и под слова «нормально все!» поехали дальше. Задом метров 30. Оказалось, повернули не там. В дороге встретились нам туристы на квадроциклах, чтобы с ними разъехаться, мы поехали не по той дороге. К слову, подъем на Озера на квадроциклах стоит 15000 рублей! Застрять в обратной дороге нам пришлось еще не раз.

Очередная остановка. Сидим на мостах.

Каждая остановка сопровождалась предположениями, что мы нашему водиле за экстрим доплачиваем. Несколько раз было ощущение, что вот-вот и ляжем на бок. Мы прокладывали новые дороги через кусты, ломали и без того сломанные деревья, но продолжали путь домой. Мы местами очковали, а другие нам завидовали, но уже не местами, а на постоянной основе. В один момент идущий впереди нас УАЗ в крутую гору заехал, но его стянуло задом с дороги в бок. Смотрелось эффектно, выбрался он с трудом, но самостоятельно. После такого зрелища мы потеряли одного пассажира, который добровольно эвакуировался и пошел в этот подъем пешком. Вообще, после дождя машина становится неуправляемой, руль крути-не крути машина едет туда, куда сама считает нужным. Словами всех эмоций от этой поездки просто не передать, если бы я умел хорошо писать, то об этом дне можно было бы написать если не книгу, то главу из книги точно можно было бы посвятить! Если вы любите красивую природу и особенно, если вы любите Offroad и экстрим, эта поездка для вас. Скорее всего, можно было обойтись и без экстрима, но не видать нам тогда столько эмоций. А дело в том, что там есть конкретно подготовленные, лифтованные машины с очень высокой резиной.

Более подготовленный УАЗ.

Весь тюнинг нашего УАЗа был в дополнительных рессорах и грязевой резине. Ах да, еще ключ на 12 между рычагами включения понижайки и подключения полного привода, он работает как распорка, чтобы ни то, ни другое не вылетало в дороге. Такой вот тюнинг.

«Тюнинг».

Наш обычный, почти заводской комплектации, УАЗ.

Поначалу кажется, что водители там просто рубят бабки. Но по дороге назад начинаешь понимать, что это тяжелейший труд. Уже на половине пути назад появляется ощущение, что ты (а ты просто пассажир) занес всех на гору на руках, а потом спустил всех с горы обратно таким же образом.

К семи часам вечера мы были у себя на базе. Днем договорились с товарищами по экстриму сходить в баню, но сил уже не было. Включили все возможные резервы, и все-таки баня удалась. Как и, вообще, весь день удался.

День 7-9. Как нас силы покинули

Дальше пошел отдых лежачий, если не считать посещение Камышлинского водопада. Проход по мосту через территорию турбазы «Царская охота» 150 рублей, можно на лодке добраться прямо до места (около 300-350 рублей), дороговато, но водопад красивый.

Камышлинский водопад.

Фото Камышлинского водопада с супругой для масштабу пущего.

Рядом с водопадом продают вкусные беляши и травяной чай. Чтобы все посмотреть и попробовать, придется пройти около 2,5 км от моста. На самой же турбазе можно посмотреть на Аил — алтайское национальное жилище, живого медведя, фонтан и еще что-то там. База сама по себе привлекательная, но не из дешевых. Ездили купаться на оз. Манжерок. Местные про него сказали, что озеро — это болото, где квакают лягушки. На деле озеро, если и уступает хвалёной Ае, то самую малость. Только вот из воды выходишь грязным, дно илистое, и ил сильно поднимается со дна, так как дно достаточно пологое. В аренду можно взять разного вида катамараны, с горками, с верхом, без верха. На озере так же много водяных лилий, которые рвать запрещается. Впрочем, купаться тоже запрещается. Народу немного. Если захочется покушать, рядом есть плов и шаурма с сопутствующими товарами. Мы хотели проехаться на канатной дороге, очень рекомендовали нам эту дорогу, но в день посещения нами озера была профилактика, а потом я заболел. На момент написания данного материала последствия ангины еще не прошли бесследно. Полтора дня пришлось провести в номере, спустя неделю с маленьким хвостиком мы рванули домой в столицу Сибири. На Телецкое ехать планы и без болезни отпали, решили, что хорошего по-маленьку. Будет еще время посетить одно из чудес природы.

Несмотря на то, что на туристах наживаются, как могут, общее впечатление у меня осталось сугубо положительное. Понравилось отношение к туризму и туристам, состояние дорог, люди, указатели на достопримечательности и таблички с описанием. Власти реально заботятся о том, чтобы туристам было комфортно при посещении Республики Алтай. Дороги, на удивление, делают почти поголовно русские. Делают качественно и на совесть. И понравилось возвращаться домой. Как ни крути, в гостях хорошо, а дома лучше...

Если у вас есть какие-то вопросы, задавайте. Мог что-то упустить или о чем-то не рассказать. Спасибо, что осилили мои многоБуКаФФ. Всем добра!

Смелый
Молодцы.

насчет не кушать перед походом на Каракольские озера не согласен. и еще мне посоветовали идти в резиновых сапогах, а не в кроссовках: хоть можно было идти через ручьи/грязь, а не обходить их, трудно было сохранять темп, с которым шла вся группа, но после того, как стал есть сушки, появились силы. голодному там точно делать нечего, да и еда в столовой наверху стоит как самолет

Я б номера сменил при покупке... у нас в стране правее Урала на карте к московским номерам на машине действует часто доп.прайс и некий холодок в отношении "авансом"...
Антон
Объездил Алтай, Хакасию вкривь и вкось. Но полная коммерцилизация алтайского отдыха со стороны местных просто раздражает. Денег им за все платить надо. Сервиса часто нет. Горный Алтай- красив. Был на Алтае после наводнения, повезло, что в этот сезон туристов было очень мало, ни очередей, а бизнесмены были более разговорчивые и с ценами не грубили, были рады каждому туристу.

"НО №1 — надо ехать, НО №2 — сколько ни фотографируй, не передашь тех ощущений и того масштаба. Там надо быть и это надо почувствовать!" ой как все знакомо :)
Хорошо съездили. Только имхо темп уж очень быстрый взяли - организм выматывается. За раз все равно весь Алтай не посмотришь. Да и надо ли это? Тем более жителям Новосиба. Сюда можно каждый год ездить и открывать что-то новое.
И да, желательно в навигатор всё забивать заранее, чтобы не было мучительно больно за неосмотренные достопримечательности.
Молодцы ;)

Отчет на 5! Молодцы, хорошая пара:) Колеос неожиданно понравился по фото. А вот здесь, ребята, еще одно место, которое у нас под боком, крайне рекомендуемое к посещению:) https://www.youtube.com/watch?...
Веселюсь, зарабатываю деньги, помогаю людям.

Кировск на Неве
Хорошее начало, а то что скомкано немного получилось-это не страшно, в следующий раз лучше будет. Главное начать движение. Молодцы.

норильск
Люблю Алтай.жаль,что можно попасть туда только раз в год

alex22rus
Белые горы чуть ближе. Две недели назад ))

ну, пойдет.
вот говорят, народ у нас бедный. но кто-то же эти ломовые ценники оплачивает? а, собственно, за что?!

SG_

какие проблемы были проехать на паркетнике через канаву в курайской степи? я на прошлых выходных был там на одном из холмиков далеко за канавой и пока там обедали еще пара пузотеров подтянулась...
Honda Stepwgn RG4 4WD, Mitsubishi Outlander V6, Mitsubishi Pajero Sport трактор
На женских футболках, я так понимаю, решили сэкономить)
Вот тоже бросилось в глаза. Мужик в футболке и штанах, а жена полуголая.

Хороший, позитивный отчет. Слог легкий и грамотно - Было приятно читать. Проба пера удалась, автор пиши еще!
Колеос - очень недооцененная машинка. Много хороших отзывов слышал от владельцев.
Личная недостижимая мечта. Уже четвертый год собираюсь... :(
Цены на услуги туристам не скромные конечно, но это везде сейчас так. А догори и указатели - это точно плюс последних пары- тройки лет.
Еще раз автору и супруге спасибо за рассказ и фото!
Мой отзыв: Jeep Grand Cherokee 2012
Хорошая поездка, хорошее повествование. Молодцы! Здоровья вам и не болейте больше.
P.S. Замечательный рассказ, не то, что предыдущий.
P.S. не удержалась.

alex22rus:
Белые горы чуть ближе. Две недели назад ))
Это однако подъем на Ак-Тру !!!
Мой отзыв: Subaru Legacy B4 2005

Катуар, заМКАДыш
Отчет, наверное, хорош, но до конца не дочитал из-за снимков, выложенных в отчете.
Карточки не просто паршивые, а местами откровенное гЭ.
К тому же много дублей "ни о чём" (и от этого так же пропадает желание даже просто "пролистать" отчёт до конца)
Мало того, что Дром их откровенно коверкает.
Изменяя, иногда до неузнаваемости...
Так ещё и криворукое поколение пепси и селфи "старается"
Ну уж, автор! если пыжишься на отчёт, то хотя бы элементарную обработку можно было бы сделать?
Хотя бы горизонты выровнять!!!
Или вообще стыд и срам потеряли и считаете, что если на Дроме "зазвездились", то "пипл всё схавает"?
Впрочем, каков поп - таков и приплод.
Карточки прилагаются...

Во многом согласен и с автором и с читателями.
Антон:
...полная коммерциАлизация алтайского отдыха со стороны местных просто раздражает. Денег им за все платить надо. Сервиса часто нет...
В этом году довелось НЕ СПЕША ехать через Алтай.
После 4 республик Ср.Азии и Памирского тракта в сторону Якутии, Магадана, Владивостока и обратно.
Была возможность и желание кое-что доснять и на Алтае.
Он того достоин!!!
Но именно по причине непомерных аппетитов алтайских НУВОРИШЕЙ отказался и оставил время для съёмок Северо-Востока России
Даже свернул в сторону югОв, но проехал только в Горную Шорию и Шерегеш...

Откровенно удивили высказывания местных "пуританок" в штанах и с причандалами.
К. Чугункинд:
Вот тоже бросилось в глаза. Мужик в футболке и штанах, а жена полуголая.
Ну а ваше-то какое собачачье дело - полуголая она или голая?
Кстати, голые бабы и голые "носители тестикулов" бывают в бане.
На природе, на пленере, на фотосессии обычно - обнаженные или полуобнаженные, как в данном случае.
Что хоть как-то украшает отчет.
Автору за это и "респект и уважуха" и за правильный выбор мамы для своих деток.

Дальше, про госномера.
Antropoff:
Сам проехал в прошедшей поездке 43 513км на машине с 199 регионом на госномерах. Хотя была наклейка на машине и на шмурдяке указан "65 регион".
Те, кто "в теме" - понимают, что машину зарегистрировали явно не на Сахалине.
Остальным приходилось объяснять, что якобы блатные "девятки" и "три семёрки" выдают теперь не только "внутри Садового" и в Крыму...

Бердск
белая гора, видная с базы Мены (через нее проход на Гейзерное озеро), называется Куркурек, 3982 м

бердск
знакомый уазик мы на нем 5 августа гоняли на караколы и не где не застряли а на следующий день двинули на озеро манас вот там вообще супер

бердск
и еще фото

Интересный отчет! Спасибо! Мы были на Алтае, на обратном пути с Байкала заехали. Красивый край. Но когда мы вернулись с путешествия, поняла, что наша природа ни чуть не хуже, у нас тоже красота на Южном Урале, на озере Зюраткуль. Будете в наших краях, обязательно посетите!
FORESTER 158 лошадок
Мой Белый Рыцарь

Есть же наверное специализированные форумы для неспособных усвоить хоть что-то из "Происхождения видов" Чарльза Дарвина, здесь то это зачем?

taksistNSK:
и еще фото
горизонт на фотках завален на 1,5град. незачет

горизонт на фотках завален на 1,5град. незачет
Это не брак, для сельской местности "потянет" и так :)))
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Люблю позитивных людей. Им и с погодой везет обычно, и машины у них ломаются редко.
Вот автор с женой - точно из таких.
Хороший отчет, с удовольствием почитал. Жаль, что для нас (Северо-Запад) эти места - как до Марса. Страна великовата :-))

JokerSL:
Вот автор с женой - точно из таких.
Блин, даже не подозревал насколько я позитивный оказывается.
Теперь буду знать. :)))

молодцы! хотелось бы итоговый ценник чтоли

denisggt:
Я не предлагаю не завтракать вовсе, просто лучше завтракать по приезду наверх, там есть оборудованная столовая. Кормить там не кормят (кроме клиентов какой-то базы), но выгонять вас тоже никто не будет. Пара бутербродов и чай из термоса добавят сил и энергии на весь день =)
Находится эта столовка рядом со стоянкой, поэтому лишнее можно выгрузить в автомобиль после завтрака. Может, не все так чувствительны к тряске, но мы все четверо взрослых были изрядно "потрясены"

Antropoff:
Менять номера - время и деньги жалко. В планах наклейку присобачить на стекло пятой двери типа "Сибирь" или "Болею за Сибирь", может быть рамку заменить. Самому как-то не по себе на московских номерах. Своих 154-х видишь, радуешься "О, земеля!", а они как-то косо посматривают. Так мы с нашими "караколськими попутчиками" знакомились. Забавно было.

На женских футболках, я так понимаю, решили сэкономить)
Если внимательно смотреть все фото, то можно прийти к выводу, что у нас одна футболка на двоих. А на мне она чаще, т.к. я обгораю, а жена - нет. Шутка юмора ;)

taksistNSK:
Красивые фотографии, спасибо за дополнение отчета. У меня предательски сел фотоаппарат на подходе к третьему озеру. Желание есть съездить на экскурсию на о. Манас, но это уже совсем другая история...
Про Аю не согласен. Чистая и теплая вода, если купаться и загорать - одно из лучших мест Горного Алтая, Манжерок совсем уж грязный.

Бывший_сахалинец:
Карточки не просто паршивые, а местами откровенное гЭ... и т.д. и т.п....
...
1) Я не ехал ради отчета и писать его изначально не собирался.
2) Как каждый водитель не хочет разбиться, так каждый фотограф не хочет снять *****о. Я честно старался снять хорошо, фотографии мало-мальски обработаны, горизонт гейзерного озера - "я художник, я так вижу", эта фотография, кстати, стоит у меня фоном рабочего стола. В целом, извините, я академиев по фото не кончал, пейзажи снимал впервые, а основная практика - семейное фото и редкие бесплатные фотосъемки семей с маленькими ребятишками. Давно хочу в фотошколу попасть, но то нет денег, то нет времени.
Честно, я был разочарован качеством фотографий по приезду домой, китовый объектив дает о себе знать, другой есть, но фиксом 50 на кропе 1,5 много природы им не наснимаешь.
3) Цели "засветиться" на дроме тоже перед собой не ставил, удивился себе на на главной, коллеги рассказали, я уже и ждать перестал отчета своего. Хавать я никого тут не заставляю, каждый сам выбирает, что читать, что смотреть, что слушать.
В любом случае, спасибо и за критику, она хороший стимул к росту и развитию.

dimasur86:
молодцы! хотелось бы итоговый ценник чтоли
За поездку было потрачено порядка 30000 рублей. Очень дорого, с одной стороны. Хорошо, что удалось отдохнуть, вообще, с другой.
Основное:
1) 8-10 т.р. на бензин (2500км с дорогой до Новосиба)
2) 7 тыс на проживание в домиках (комфорт иногда нужен, как ни крути)
3) 3 тыс экскурсия на Караколы
4) многовато денег ушло на питание, можно сэкономить, если готовить самим. Читал обзор, в котором за куда большее время и расстояние было потрачено около 25000, из них 20000 на бензин!
5) остальное - развлекухи, шиковать не приходилось.

Eurotrash:
Личная недостижимая мечта. Уже четвертый год собираюсь... :(
Цены на услуги туристам не скромные конечно, но это везде сейчас так.
И что в чести наветы за глаза.

Хороший отчет, а главное правдивый! И про хапуг упомянул автор и про никакущий сервис и про конский прайс, не забыв насладиться матерью природой до которой не добрались загребущие руки комерсов из правящей партии)
И что в чести наветы за глаза.

Отлично описано о знакомых местах.

CarvaLoL:
Менять номера - время и деньги жалко. В планах - наклейку присобачить на стекло пятой двери типа "Сибирь" или "Болею за Сибирь", может быть рамку заменить. Самому как-то не по себе на московских номерах. Своих 154-х видишь, радуешься "О, земеля!", а они как-то косо посматривают. Так мы с нашими "караколськими попутчиками" знакомились. Забавно было.
Но гораздо проще, позитивнее и пользительнее на 4-5-6 стекло (шестое подразумевается как заднее) присобачить карты предстоящего маршрута.
Тогда днем и ночером - создается приятный полумрак для отдыха, "стороннему" глазу не видно, что там внутри и ещё десяток положительных моментов.
Как вариант, можно и футболки/ветровки "снабдить" такими же картами маршрутов.
При этом учесть индивидуальные особенности.
И даже маечки/ветровки сделать с разными маршрутами, для каждого экипажа и каждого участника отдельно .
Кому-то важно было проехать только через Памирский тракт, у кого-то был после тракта "доездинг" до Магадана, порта Ванино и Владивостока.
Цена таких футболок соизмерима с ценой обычных футболок с надписью (от 600руб и выше) "от Кутюр"
Ветровки с капюшоном и рукавами от 1500руб.
Мне такая ветровка в Якутии и Магадане заменяла утеплённую куртку (в конце июня при -2 по Цельсию).
Но она на порядок легче и ещё десяток преимуществ.

И это не реклама - сам заказывал их (маечки/ветровки) на фирме в Москве по собственноручно сделанных эскизах.
Наклейки на стекла (стикеры на арокале) делали друзья и соратники Сахалина по прежним покатушкам.
Думаю, что многим настоящим путешественникам была бы такая информация интересной и крайне полезной.
Если присмотреться внимательно, можно обнаружить контакты.

Не правда не везде, а только в РФ, за каждый чих положено платить.....
На мою реплику - "Это Россия - детка" меня немножко поправили - "Здесь Колыма - мальчик!"
И за трехлитровый термос кипятка "попросили" оплатить как за 15 стаканов чая - по полтиннику за каждый.
Но за мой бесплатный "чих" на ихние "услуги" я не считал, что "положено платить" :)))

Voronezh
прочитав отзыв понял что врядли когда-нибудь захочу поехать в те места. деньги за проход к озеру это вообще запредельно...
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Мой отзыв: Fiat Punto 2011
Не правда не везде, а только в РФ, за каждый чих положено платить.....
Ну-ну, попробуй в европах где-нибудь бесплатно с палаткой встать. ))))
У нас, в центральной России, таких наглых местных как на Алтае нет - вставай ради Бога. А про Алтай я очень много нехорошего слышал, точнее об алтайцах.

В 2013м по Алтаю чз Белокуриху прокатился, было заметно, что местные стараются туризмом заниматься, робко за всё деньги просят, но за туриста борются.
Только вернулись опять.
Местные просто обарзели после закрытия многих зарубежных направлений. Там полный аншлаг, развращающий аборигенов.
Вэлкам в совковый отдых безжалостный и беспощадный!
Константин
С удовольствием прочитали с женой Ваш отчет. Сами были в конце июля , эмоции очень похожи с Вашими. Спасибо за отчет и фото.

Нормальненько..*)))

Dmitry36:
Прочитайте основной закон РФ - конституцию - и не платите, не пособничайте нуворишам от туризма.
Не плачУ и вам не советую.
А вот захочется или нет - это уже другой вопрос.
Tanya S
5 за отчет! Отличная поездка. Мы в этом году от Телецкого до Чаган Узуна прокатились. И на Марсе были. С Туристки описание дороги скопировала и нормально доехали. Как и на другие достопримечательности, очень удобно.

Tanya S:
Очень красиво, жаль, что мы все же проехали мимо такой красоты...

Anya_74:
Вы в какой-то не тот Алтай заехали. Алтай разный, и Зюраткулю до него далеко ) Тут даже перевалы выше, чем вершины южного, среднего и северного Урала.
Dmitry36:
Вам гораздо ближе съездить на Кавказ или в Крым. Нам, местным, конечно лучше на Алтай. Дорога обходится не так дорого, поэтому 100-300р. за проход на озеро по бюджету не бьют...как и базы за 3-4 тыс. в сутки. Вообще Алтай - это либо короткий отдых с относительным комфортом, дней так 5-7, а кому и выходные, либо активный туризм. Там вообще купание не нужно особо. Погода меняется каждый день. Мы за 9 дней поездки искупались на Рублевке (озеро искусственное, 300р вход) с детьми один раз, пару раз в бассейне на базе. Остальное время по достопримечательностям колесили. На озеро Ая вообще больше не поедем. Там гор нет как таковых, а люди едут из Омска, Тюмени и т.д. и думают, что весь Алтай такой и есть, разочаровываются.
Tanya S
Еще хотелось бы высказаться по поводу платы за всё...Вот нам не жалко было рублей 100-200 заплатить за проход к достопримечательностям. Этот край живет за счет туризма, вы видели какие у них деревни разбитые? Удручающее зрелище, и всё равно стараются, как могут поддержать чистоту и порядок. Другое дело бизнесмены, которые гнут цены на базах...Но и тут выбор есть.

Tanya S:
они что, эти достопримечательности построили что ли? горы и скалы из бетона отлили?
и аргументы типа "вот на то, что за три месяца заработали - весь год живем" - бред сивой кобылы.
нет работы зимой - едьте, где есть. вахта, бригады, сезонные работы. ****** себе придумали отмазки.
это я типа скажу: вот у меня типа за год покупают только два упаковки препарата, поэтому я выставляю препарат за цену, на которую я год могу жить? ну меня пошлют с такими ценами и правильно сделают.

Купите палатку,спальные мешки,газовую плитку продукты вот и весь сервис.Как говорил Холмс:"Кусок хлеба,чистый воротничок,что ещё нужно джентельмену?"
Subaru Outback BR9.2012
Мой отзыв: Hyundai i30 2008

Хороший отчет,все нормально.
Пригнись москва-СИБИРЬ ГУЛЯЕТ!

Гурьевск
Я изъездил и исходил почти весь Алтай, за последние три года, жаль что отчёты тогда не писал, только в этом году увлёкся. Алтай очень красивый, машину на стоянке бросать надо и отдыхать дикарём. Если углубится не много в горы, то красоты будут сногсшибательные и озёра красивее. И главное всё бесплатно. На фото озёра Кучерлинское, Дарашколь, Ак-Кемское. А Ая и Бирюзовая это так, детей искупать, да молодёжи покуралесить под пивасиком.
Мой отзыв: Лада Калина 2006

Гурьевск
Мультинское среднее, верхнее, Куйгук. И это малая часть красивых озёр Алтая. Есть ещё Кыргыз, Акчан, Камрю, Джанкель и тд, их больше сотни. А еще горы, реки, долины, ледники сказочной красоты, их тоже множество.

Гурьевск
И пляжи есть покруче турецких. Всё бесплатно.

AndreyA385:
И пляжи есть покруче турецких. Всё бесплатно.
Так ещё не поздно сделать отчеты.
Не думаю, что хорошие кадры будут лишними в "золотом фонде" Дрома.
А Кыргыз, Акчан, Камрю, Джанкель и тд, их больше сотни и еще горы, реки, долины, ледники сказочной красоты, перекочевали в другое место.
Дерзайте!!!

Кемерово ЛП
"После поездки на Караколы я вывел несколько правил:
не завтракать перед поездкой;
брать с собой на гору (озера горные) горячительные напитки;
обязательно иметь с собой теплые вещи (желательно с капюшоном);
на ногах кроссовки или ботинки."

В Горном трекинговую обувь и теплые вещи нужно иметь с собой всегда:-)
Не спорьте с дураками. Они стащат вас на свой уровень и задавят опытом :-)

Tanya S:
Мне не жалко отдать 100 рублей за посещения скажем тех же Тавдинских пещер,там свет провели,лестницы сделали,а за остальное..... За тот же проход к Ае с какого х...я должен платить?Заметьте это Алтайский край,а не Республика Алтай.И деньги основная часть идёт в Новосибирск,Москву,но не как в Горный Алтай,посмотри чьи номера телефонов тур.фирм.
В этом году платил,только по тысячи за заброску и спуск на Кузуяк,вот этих денег мне было действительно не жалко отдать водителю шишиги,он действительно работает,тем более у меня был выбор,можно было бы на этот перевал идти пешком.

Владимир42:
"После поездки на Караколы я вывел несколько правил:
не завтракать перед поездкой;
брать с собой на гору (озера горные) горячительные напитки;
обязательно иметь с собой теплые вещи (желательно с капюшоном);
на ногах кроссовки или ботинки."

В Горном трекинговую обувь и теплые вещи нужно иметь с собой всегда:-)
Вообщем сейчас все весело,а тогда было не до смеха.

Кемерово ЛП
chmel02:
Тоже пожалели, что не взяли пуховики,когда шли на Ак-Кем,поэтому в осенних курточках и не смогли перейти Кара-Тюрек,думал там останимся :) И трекинговую обувь обязательно с фиксацией голеностопного сустава,А то девочки из-за этого связки в суставе порвали,километров 10 по Кучерлинской тропе после это шла она практически на одной ноге,а помощи ждать не откуда.И ещё более серьёзно надо подойти к сбору аптечки, а то мы даже не взяли эластичный бинт,спасибо мимо проходящей нас группе,выручили бинтом. Вообщем сейчас все весело,а тогда было не до смеха. В район Белухи,кстати за этот сезон по сводкам Республики Алтай,погибло 8 туристов.
Это уже серьезные походы, туда нужна спецодежда и обувь. Я про чайников, которые умудряются на Укок поехать в сланцах или на каблуках в гору пойти. А теплая одежда в Горном - это необходимость, минус м.б. и в июле.
Не спорьте с дураками. Они стащат вас на свой уровень и задавят опытом :-)

AAU

Рассказ хорош. Молодцы. Был у меня Колеос, хорошая машина, не заслужено обделенная вниманием, все в ней нравилось , но есть одно большое "НО"- это вариатор. У меня он крякнул на 120000 км.Ремонт в рублях практически соответствует пробегу Грязь глубокий снег не его стихия. Так что аккуратно , делай диагностику + масло ниссановское, вообщем почитай форумы! Удачи!

отлично

chmel02:
на каратюреке в пуховках летом - это сильно, конечно.
закаляйтесь, тренируйтесь. это полезнее, чем горы одежды таскать.
Спасибо за рассказ, навеяло воспоминания о поездки на Алтай.Насчет местных, соглашусь сильно ценники загибают. Не соответствуют они уровню обслуживания, особенно это заметно в сравнении с зарубежными аналогами. Насчет маралового мяса тоже вышла непонятная ситуация, хотел купить,но его нигде не продавали. Цены на мед и мясо очень завышены, проживание в домиках , как в палатке, без удобств,а ценник как в 3 звездочном отеле. Да, очень смешно смотрятся покосившиеся избы с надписью HOTEL , видно люди не разу там не были. Ну а природа на Алтае конечно прекрасная, жалко что люди своей бездумной жадностью мешают большему количеству людей ее наслаждаться.

Dmitry36:
если вы имеете ввиду плату за проход к гейзерному озеру в Менах, то сумма там копеечная, и всегда есть вариант самому проломиться сквозь болото а не пройти по настеленной дорожке, кстати само озеро хозяева базы Мены перилдически чистят от всякой дряни которую туда кидают туристы. и да, с Воронежа очень много народу встречается в Горном.

AndreyA385:
Согласен целиком и полностью! Я автотурист, для меня Алтай начинается после Акташа. Палатка, спальники и плитка выручает, ценники в "дальнем" Алтае намного ниже на домики и прочее. Хотя тоже в этом году поднялись. Алтай в районе Чемала, Аи - это чисто обдираловка, никогда там не "отдыхал". Ибо это не отдых.
Мазда Демио 1300 В3, 12.2001г. == БЫЛА ==
Киа Рио 2010 1.4 АКПП белая

Weit Dart:
Ну-ну, попробуй в европах где-нибудь бесплатно с палаткой встать. ))))
А что это вы на европу ровняетесь? ) Мы ее уже по ЗП и Пенсиям догнали или может быть по качеству дорог? Уровень РФ это Африка ну или в лучшем случае Азия) А там без проблем с палаткой)

vb2002:
на каратюреке в пуховках летом - это сильно, конечно.
закаляйтесь, тренируйтесь. это полезнее, чем горы одежды таскать.
Дак вроди бы и так закаленный,живу все же не на юге :).Но когда перед самой вершиной начался снег с дождём+ветер с ног сдувал, закалка не помогла,перчатки промокли на сквозь,ещё и дождевик ветром унесло...Вообщем повернули обратно.Выходили на него по хорошей погоде,через часа три начала портится.Горы ни куда не денутся. Вследующий раз.

норильск
vb2002- за карту кстати спасибо.Приходилась.

Alexandr-1979:
Слушай, я в начале нулевых по европе хорошо покатался и скажу, что ТА европа и нынешняя - две большие разницы, свободы больше было и люди лучше и богаче. После объединения в евросоюз европа сдулась. Уровень жизни там сейчас не выше чем у нас, ЗП не позволяют жить как раньше, все экономят. Полчища мигрантов, грязь, бедность все больше и больше распространяются и скоро они по своему реальному уровню жизни "догонят" африканские государства. Что касается пенсий... сразу видно что Вы не в курсе, что на "обычную" немецкую пенсию будешь жить не лучше чем у нас, а все что связано с медициной стоит баснословных денег. Единственный способ прожить безбедно старость - скопить на это средства, что удается далеко не каждому, а если точнее приходится выбирать - либо нормальная жизнь в трудоспособном возрасте, либо тотальная экономия на достойную старость.
Те самые дороги, по которым мы их должы догнать, строились в большинстве своем еще нацистами, так что они пока пользуют то, что им оставили предыдущие поколения, что будет в будущем - время покажет, но, вангую, если все пойдет так же дальше, то мечеть Парижской Богоматери уже не за горами...

Weit Dart:
Слушай, ТА европа и нынешняя - две большие разницы, свободы больше было и люди лучше и богаче. ПУровень жизни там сейчас не выше чем у нас, ЗП не позволяют жить как раньше, все экономят. Полчища мигрантов, грязь, бедность все больше и больше распространяются и скоро они по своему реальному уровню жизни "догонят" африканские государства.
Киселев это ты шалишь?
Киселев это ты шалишь?
Какой Киселев? Подними зад с дивана и покатайся по ближайшим странам, сам все увидишь.
Антон
насчет обдираловки.. при подготовке к своему путешествию и желании остановиться дикарями на какой- нибудь горной речке вблизи населенного пункта вы можете столкнуться с местной быдлотой. У них большое желание взять с вас денег или горячительные напитки. Мол это их территория. Смешно, но отдых попортить могут.
А еще, барыги на вершине Семинского перевала торгуют вместо сборов лекарственных трав обычными сушеными листьями березы. При покупке обращайте внимание.

Антон:
Столкнутся с быдлотой,можно не только в горном,но и влюбом населенном пункте нашей родины.
Второй год подряд вставали с палаткой не посредственно возле кучерлы,прямо за деревней с одноименным названием,и никто не пристовал к нам.Хотя может,потому,что машину оставляли у местных.

норильск
А вот в Акташе возле Марии ра пристовали,то сигарету, то 100 рублей,ну хоть тогда 50,причём это было утром в 9 часов.

Фотка не туда прикрипилась
audi 80-была.ваз 2111-был.ваз 2110 -был.ваз 2131-был.дальше будет?????

В прошлом году прокатились по аналогичному маршруту. Ая и Чемал разочаровывают все больше (ездим раз в 2-3 года). Хорошо отдохнули в Акташе, на новенькой базе, в большом домике на 4 человек за 2 тысячи. Бронировали правда заранее. В соседних домиках отдыхали семьи из Москвы, приехавшие своим ходом. На Шевроле-Ланосе во многие места попали, на горы заезжали. Отчет все не могу написать )). Карту с собой всегда бумажную возим, ибо связь есть не везде, и навигаторы в телефоне тупят иногда. На Кату-Ярык ездили. В общем, сделали вывод - надо ехать за Семинский.
Кстати, в Чемале снимали комнату в большом доме за 400 с человека. Туалет в доме, столовая тоже. 600 за баню в час (на всех). Нормально.
Но пообедать в Чемале очень сложно. Кафе-бар Медведь (вроде так), что за Чемальской ГЭС - 700 р за 2 взрослых и ребенка, и это завтрак типа омлет чай и булочка. Офигеть.
Мой отзыв: Chevrolet Lanos 2006
Tanya S
На выезде из Чемала в сторону Куюса на развилке есть небольшое кафе Обжорка, хозяйка женщина-алтайка, готовят очень вкусно и недорого. За троих - горячее, напитки, салатики - отдали меньше 700р. Еще понравилось в Чуй-Оозы, в Акташе Азия-микс. В Соузге Березка отстойное кафе, то пересоленое, то недовареное, а цены немаленькие. Раньше ничего там было, сейчас никому не советую.
Еще заехали по старой памяти в Облепиху на обратном пути, до дома мужчины не дотерпели, цены выросли значительно. Перекусили слегка на 1300

Voronezh
Бывший_сахалинец:
Прочит айте основной закон РФ - конституцию - и не платите, не пособничайте нуворишам от туризма.
Не плачУ и вам не советую.
и как бы Вы решали вопрос в той ситуации? мордобитием?
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль

Eurotrash:
Личная недостижимая мечта. Уже четвертый год собираюсь... :(
Еще раз автору и супруге спасибо за рассказ и фото!
Спасибо за спасибо вам и всем за приятные слова, кому отчет понравился или просто оказался полезным. По мере возможности будем путешествовать, а если будут путешествия, то обязательно будут и отчеты :) Да вот только, похоже, не ранее следующего лета... Первый раз выбрались на такой отдых, поэтому какие-то важные моменты в моем рассказе могли быть упущены, надо записи вести по ходу путешествия. Само собой, раньше и не писал про путешествия, со второго раза, глядишь, получше зайдет. Ну а фото постараемся подтянуть. Объектив ширик, пару фильтров и прямые руки постараюсь приобрести к следующему сезону.
По колеосу: я давным-давно на него глаз положил, меня, как и вас, сильно смхущает вариатор, но супруга не хочет механику. В нашем городе с постоянными пробками автомат более актуален. Буду болеть и лелеять Коляна, может, подольше походит.

Холеть... болеть не буду

Горячий Ключ
Молодцы! Позитивное повествование, отличные фотографии! Пишите и фотографируйте еще, будем читать.
Бороться и искать, найти и не сдаваться!

г. Заринск (Алтайский край)
Останавливались перед Чемалом с Элекмонар база Карсар понравилось, ночевали в домике 1 этаж 3 человека 1350 сутки, в домике холодильник и обогреватель, общая кухня, умывальник, душ, есть бассейн после дня поездок после жары классно, а от туда уже каждый день ездили в разные стороны доезжали и до перевалов. База понравилось тишина речка под боком журчит

Dmitry36:
и как бы Вы решали вопрос в той ситуации? мордобитием?
Уже в очень зрелые годы пережил и перестройку и, последовавшую за ней, перестрелку.
Советую научиться говорить убедительно и аргументированно и не вестись на провокации.
Ссылки на основной закон РФ - конституцию - тоже будут не лишними.
Но лучше оставаться просто человеком и аргументировать, что вы гость.
Впрочем, если вам нравятся мордопожатия и вы чувствуете себя крутым Рембо - можете "решать вопросы" и таким образом.
Но это путь "в никуда".
Ниже приведена ссылка, можете прочитать пост №107 за 57 день путешествия и мои соображения про "титульную нацию".
Не хотелось бы плохо говорить про якутскую - это не так - но как и во всех остальных нациях - всегда остается место для не совсем адекватных. Особенно если разница в возрасте - иногда в разы.
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.
г. Заринск (Алтайский край)
Молодцы классный отзыв в 2014 половину вашего маршрута прошли
Атаман
"Цветная глина" это киноварь. Ещё одни нашли гейзеры в Республике Алтай)))

Атаман
КИ́НОВАРЬ

Минерал красного цвета (сернистая ртуть), сырьё для получения ртути, а также краска из этого минерала.

Саня Горный
Озеро Ая, еще лет 25 назад было чудесным местом, таким какое оно сейчас, его сделали никем неконтролируемые толпы "посетителей", такое понятие как квота, в условиях рыночной экономики - неприемлемо, когда речь идет о "погоне за длинным рублем". Чем легче доступ к водоемам, тем меньше им осталось быть "первозданными". Как правило, местное население не так богато, чтобы выкупать территории в курортных зонах, это делают жители более крупных регионов, ну а местные -"наемные рабочие - пляшущие под чужую дудочку". Поэтому на Алтае будут появляться все новые места "сбора денег" до тех пор, пока будут "желающие" за это платить.
По закону прибрежная территория(и морей в том числе!) БЕСПЛАТНА, брать деньги не имеют права, за шезлонг могут взять деньги, но не за вход

Вадим_Томск:
Согласен!!!!!!!
Палатка, спальник, берег реки, ежедневный переезд... - вот это отдых!!!!!!! (Для меня)

chmel02:
а там всегда так. погода меняется каждые 3 часа. и вообще катунский хребет в июле то еще удовольствие. в 12-м году из 12 ходовых дней 10 с половиной шел дождь. сказать, что промокли - это вообще ничего не сказать - плесенью поросли. а в 15-м погода чудо была как хороша, только на кара-тюреке гроза и на лед.геблера пурга с туманом была.

а про закалку... бытует ошибочное мнение, что люди, живущие в сибири или там в норильске, по определению закалены. на самом деле средний горожанин даже из сибири не очень представляет, что такое холод и непогода на самом деле. холод это не -20, -30 и даже не -40, когда вы быстро перебегаете по маршруту дом-машина/автобус-работа-мага зин. холод, это... ну пусть -15 (а лучше -25), но утром, днем и ночью. и так недели две. когда с вами в спальнике ночуют ботинки (чтобы ногу можно было утро засунуть, а не колотить их об камни), бутылка с водой (чтобы утром что-то жидкое было), все батарейки, навигаторы и фотоаппараты, носки сушатся на груди и подмышками. когда ночью просыпаешься и думаешь "то ли сходить в туалет, или само рассосется?".

Gotham City
Weit Dart:
Не надо сказки рассказывать, родственники живут в Германии и все у них отлично, в Россию обратно переезжать не собираются, он водитель автобуса, она воспитатель в дет саду, ещё и ближайшей родне в России евриками помогают
Мы работаем ,что бы жить ,а не живём ,что бы работать
Мои отзывы: Ford Kuga 2011, Ford Focus 2012

vb2002:
Стояли возле Ак-кема 4 дня,все дни лил дождь,с небольшими перерывами.А в долине Ярлу всегда солнечно :)
Сделал только один вывод из похода-не надо экономить на обуви и одежде!
По поводу - в туалет или рассосется, это было в конце мая в Джазаторе.
P.S ещё больше загорелся восхождением на Белуху.

халк!!!:
Ну да, конечно. Живут они на пенсию, а автобус водят и с детишками балуются - так, для развлекухи. )))
В качестве простого теста на правдивость - год переезда, образование, земля, в которой живут.

Хороший отдых получился,молодцы.

Weit Dart:
Отвалил бы ты на свои нашистские ресурсы пропа ган дон

красота на Марс-1; август 2016 .

Одна из развернутых машин по пути к зубрятнику были мы :) (может помните черный хайлендер)

Кстати на каракольские озера мы в 2012 году ездили на трех эскудиках https://www.youtube.com/watch?...

__Marik__:
Припоминаю, было дело. Удивительно, насколько Земля все-таки круглая :) смело, подниматься на Караколы на своем авто. По ощущениям из машины, там каждый подъем и спуск должны вести к обязательнму расширенному ТО...

Сергей:
Пешком не берут,по крайней мере у меня такого не было,а на машине-платно.
Пригнись москва-СИБИРЬ ГУЛЯЕТ!

Traffic
Хорошо,когда что-то бывает в первый раз в жизни! Это есть развитие человека...

6519104
Алтай нужно видеть своими глазами. Фото особенно после обработки очень красиво. но видеть надо то ,что видишь , а не то что обработано . Если фото это не передаёт ,надо ехать и смотреть , фотографировать и любоваться.

Классная природа

Молодцы! Жаль, что многие места пропустили, но зато есть стимул вернуться! Алтай прекрасен! Мое фото с 2011-го, очень уж похоже на ваше, ностальгия)))

Понравился стиль повествования, почитала с удовольствием )))

родимый , ты вообще определись чем для тебя является крупнейший город Зауралья - столицей Сибири или каким-то там " новосибом" !
двойная зеркалка, с двумя топориками )