|
Однажды в конце 2011 года у меня возникла ИДЕЯ… А не поехать ли в тур по Европе? А что? Водительский стаж более 30 лет, есть большой опыт дальних семейных поездок на автомобиле из Смоленска (Вильнюс, Брест, Калининград, Донецк, Волгоград, Теберда (Кавказ) , Саратов) , дочь владеет англ. и франц. языками, автомобиль новый, обслуженный и исправный. Да и 2012 год — год 200-летия решающих сражений Отечественной войны. Короче, сам Бог велит съездить в Париж. Увидеть Париж, но не умереть!
Начал с прокладки маршрута. Он получился такой: Смоленск—Париж—Ингольдштадт—Прага—Краков—Смоленск. Далее определился с размерами дневных перегонов и местами ночевок. Исходил из того, что могу проехать в день примерно 1100 км, но с учетом несколько экстремальных нервных условий (заграница все-таки) решил ограничиться максимумом в 900 км.
На Париж отвел три чистых дня, на Ингольдштадт два, на Прагу два, на Краков один день. С учетом ночевок в пути получилось 15 дней, как раз на две недели отпуска. Полазил по интернету и сделал примерный расчет по деньгам с учетом стоимости бензина и отелей в Европе, среднего расхода бензина в дальних поездках, расходов на шоппинг и сувениры. Получилось 150 000 руб.
Посоветовались с женой (зам. по тылу), прикинули предстоящие расходы и доходы. Оказалось, потянем. Поговорил с дочерью— согласна. Жена — за. Стал готовиться. Читать отчеты бывалых о поездках в Европу, изучать особенности ПДД Польши, Германии, Бельгии, Франции, Чехии, уточнять маршрут по Яндекс-картам.
Купил автоатлас Европы. Закачал в навигатор (Explay PN 965) карты нужных стран (в системе IGO). Приготовил запасной комплект ламп наружного освещения , комплект свечей зажигания, ремень генератора. Несколько ключей и отверток и книжку по ремонту «Калины». С учетом того, что до следующего ТО далеко, а пробег всего 21000 км, больше ничего решил не брать, а чаще молить Бога и «Калину». Визы оформляли через турагенство. Отели дочь забронировала через интернет. Мне лишь нужно выдерживать график движения. И вот 16 сентября 2012 года в 9 час. 30 мин. мы выехали в автопробег «Галопом по Европам"Ура !!!
День первый и второй
Выехали 16.09.12 в 9:30 из Смоленска. По плану должны проехать до Бреста 672 км и заночевать. Шенгенские визы начинают действовать с 00 часов 17 сентября. Погода благоприятная: температура 10 градусов, пасмурно, дождя нет, видимость хорошая. Автомобиль бежит хорошо. Экипаж копит силы для дальней дороги: зам по тылу смотрит в окно, штурман дремлет на заднем сиденье, т. к. ее работа начнется с польской границы.
Перед границей с Белоруссией покупаем страховку по Белорусии. Самая короткая стоит 17 евро или 679 российских рублей (наша «зеленая карта» по Европе начинает действовать с 00 часов 17 сентября). Едем не по навигатору, а по дорожным указателям. Они здесь толковые и понятные. Дорога до Бреста хорошая. Населенные пункты, включая Минск, остаются в стороне, скорость разрешена сперва 100 , потом 110 км в час, движение одностороннее, есть площадки для отдыха, на одной из которых обедаем домашней едой на своем раскладном столе.
Погода улучшилась, 18 градусов, солнце. Бензин у белорусов стоит 26 руб. 24 коп. русских денег. На заправках принимают рубли РФ и карточки. Карточек у нас две: моя — «Мастеркард Сбербанк», у дочери — «Виза Сбербанк», обе рублевые. Бензин сделан на Новополоцком НПЗ из российской нефти, а дешевле он потому, что в нашей цене бензина большой процент составляет акцизный сбор — фактически скрытый налог. Надо же кормить чиновников! Средняя зарплата у них в 2011 году — 62,9 тыс.руб. В администрации президента РФ — 90,3 тыс. руб. , в аппарате правительства — 102, 1 тыс. руб. Средняя зарплата учителя — 24 тыс. руб. — мне кажется меньше (?) (Данные Росстата). Да здравствует Президент и Правительство!
Наполняем дешовым бензином 20-литровую канистру, поляки с этим к себе пускают. На подъезде к Бресту включаем навигатор. Он бодро приводит в гостиницу. До нее оказывается 710 км (откуда взялись лишние 38 км непонятно, никуда не заезжали !?) , расход бензина (95) 6, 5 литра на 100 км, ср. скорость по БК 92 км в час.
Гостиница «Пять колец», ул. Гоголя, 9. Расположена на базе олимпийской подготовки. Трехместный двухкомнатный номер. Чисто, тихо, новая мебель, душ, холодильник, телевизор, постели удобные, подушки огромные и «Пузатые». За троих 55 евро за сутки. Рекомендую!Ужинаем и завтракаем домашним. По пути запомнились забавные «скульптуры» из тюков соломы вдоль трассы. Не сфотографировали. Обслуживание на заправках и в гостинице очень вежливое и доброжелательное. По пути все поля обработаны, бурьяна нет, коров много и чистые, фермы в порядке, окрашены и огорожены, дома ухоженые. Брест чистый, асфальт ровный, люков на проезжей части почти нет, а которые есть — закрыты и в одном уровне с дорогой. Русских машин практически нет. Наша «Калина» — пришелец из другого мира. К ней относятся нормально, не подрезают и не затирают. От нетерпения не гудят. Наверно тут живут просто нормальные люди? Ложимся спать. Завтра в «Шенген»!!!
День второй, 17. 09. 12
Встаем пораньше, завтракаем чем Бог послал. Забираем машину с бесплатной стоянки гостиницы «Пять колец» (еще один «плюс» ей за это) , едем по навигатору на Магдебург. До него 906 км. Пересечение границы занимает 2 часа. Белорусы работают спокойно и солидно. Не торопятся, но и не прохлаждаются. Поляки забирают больше времени. Мы в «зеленом» коридоре, но он движется почему-то медленнее красных. Нас и автомобиль «пробивают» по каким-то базам, потом таможенный досмотр «откройте-закройте» багажник. На вопрос о цели поездки отвечаю — Париж, они смотрят пристально. Наконец шлагбаум открыт. Мы в Европе!
Дорога на Варшаву хорошего качества, но узкая, не разгонишься. Современных дорожных развязок мало. Встречаются ветрогенераторы. Обедаем в городе Бяла-Подляска, в «Мак-Дональдсе». Оказывается, моя дочь-штурман крупный спец по этой системе быстрого питания (изучила за год пребывания в США). Обед быстрый, калорийный, умеренно невкусный, надежного качества (в смысле расстройства желудка), для дороги — самое то.
К Варшаве подъезжаю довольно уставший, т. к. обстановка на дороге достаточно напряженная из-за отдельных придурков, которые летят как бешеные. Часто на их машинах видны российские номера. Навигатор ведет через Варшаву. Тут было два неприятных момента. Первый: какой-то черт по правому ряду опережал меня со «страшной» скоростью, явно большей, чем разрешенные 50 км/ч по городу, без обязательно включенного ближнего света. И только своевременное предупреждение штурмана помогло избежать неприятностей. Молодец штурман, не зря учил ее ездить по-человечески!
Второй момент: на одном из перекрестков Варшавы нас опередил очень наглый кортеж из черных легковых автомобилей с мигалками, при этом головной джип пронесся в опасной близости от «Калины». Приключения начались западнее Варшавы. Навигатор стал упорно предлагать повернуть южнее, хотя кратчайший путь лежал прямо на запад, на Познань. На перекрестках в сторону Познани указывали два указателя: один прямо на запад, другой налево, на юг. После короткого совещания решили не спорить с аксиомой: «Прямая — есть кратчайшее расстояние между двумя точками». Да и на карте нашего атласа издания 2012 года кусок автострады между Варшавой и Познанью располагался именно на прямой, соединяющей эти города. И это было нашей ошибкой!
На нашем пути все время встречались населенные пункты, а в них не разгонишься. Очень часто они просто переходили один в другой. В них огромное количество дорожных знаков, которые стоят буквально в 15 метрах друг от друга. Даже при разрешенной скорости в 50 км (примерно 14 метров в секунду) читать знаки невозможно, а если едешь чуть быстрее, то и подавно!Короче, из графика мы выбились. Зато посмотрели, как живут поляки. Живут хорошо: дома хорошие, ухоженные, много цветов, травка подстрижена, чисто. В каждой деревне есть костел. Глухих заборов нет, как и цепных собак. Поля мелкие, но прекрасно обработаны, вся земля в деле. Видимо уровень жизни у поляков достаточно ровный, выше уровня нашей деревни намного, голытьбы не видно. Новых машин немного, но и развалюх нет.
Польскую полицию кроме Варшавы вообще нигде не видели. На дороге очень много телекамер. Часто дорожные знаки соседствуют с солнечной батареей, которая питает аккумулятор для ночной подсветки. Наконец началась автострада, поляки содрали за въезд 9 злотых. Перед границей с Германией она кончилась, содрали еще 9 злотых. Стемнело, а до намеченного в Магдебурге отеля еще далеко. Если до 19 час не откажемся от брони в отеле — деньги за отель снимут «автоматом». Штурман звонит в отель, чтобы отказаться, но ей отвечают, что как заказывали по интернету, так и отказывайтесь. Интернета в машине нет и где к нему подключиться неизвестно. Дочь звонит в Смоленск мужу, тот обещает сделать отказ через интернет. Ночуем в городе Фюрстенвальде, не доехав около 180 км до Магдебурга. Прибываем в отель «Кайзерхоф» в 0:3 по Москве. Отель в центре города, не дешевый (сказывается слово «кайзер») с подземной парковкой и завтраком. Где-то есть дешевле, но нет сил искать в полной ночи. Все «в отрубе». Спать легли без ужина и уснули сразу. Брест—Фюрстенвальде=765 км, расход бензина 6, 3 литра на 100 км, средняя скорость по БК 70 км в час.
День третий
Завтракаем в отеле. Выезжаем в 8 час по местному времени. Погода благоприятная: 16 град., солнце в дымке, сухо. Набираем на навигаторе адрес парижской гостиницы: до нее 1098 км. С учетом ожидаемых прекрасных немецких дорог, хороших французских и наверное неплохих бельгийских (по Бельгии проедем около 120 км) — задача вполне выполнимая. Навигатор работает уверенно, разночтений между ним и дорожными знаками нет, так как дороги в Германии, а также в Бельгии и Франции строились давно и на картах нанесены вполне достоверно.
Выезжаем на автобан и начинаем нестись в потоке автомобилей. Едут они быстро, но дисциплинированно. Кто медленнее — правее, кто быстрее — левее. Немцы на хороших авто «летят на всю плешку». Штурман-дочь в ответ на мой вопрос «куда они так летят?» отвечает просто: может быть на работу, тут же города кругом. Вот городов или вообще населенных пунктов с автобанов практически не видно: все закрывают противошумовые экраны или деревья. Дороги в Германии хороши: они бесплатные, благоустроенные, размеченные, огороженные и вообще классные. На площадках для отдыха бесплатные и чистые «удобства».
Полиции не видно. Телекамер меньше, чем в Польше. Бензин какой хочешь, но мы помним, что заправлять нужно 95-супер из зеленого пистолета. Никаких «Е-10».
Стоит 95-супер, 1,729 евро за литр. Поэтому ставим БК в режим «Мгновенный расход топлива» и время от времени контролируем его величину, ведя машину в самом экономичном режиме. Границы между государствами незаметны. Только стоит синий щит с «хороводом» желтых звездочек и названием страны. Koninkrijk Belgie — Королевство Бельгия, Republique Francaise — Франция.. . Все буднично и незаметно. Секунда — и ты в другой стране. Обедаем опять в «МакДаке», а ужинаем в каком-то кафе на заправке под Парижем. Сигналом к ужину послужило появление указателя «Аэропорт Шарль-де-Голль» (Ш-де-Г-генерал, символ французского сопротивления, основатель и первый президент 5-й республики в 1959-1060 годах). Раз аэропорт— значит, скоро Париж.
В Париж въехали уже в сумерках. Навигатор его знает, но ехать по Парижу тяжело: сказывается усталость, сложная планировка города с большим количеством звездообразных площадей, плотное движение. Но больше всего докучают мотоциклисты, которых здесь до черта. Они лихо маневрируют между рядами машин, проносясь на расстоянии 20-30 см от автомобиля. Кажется, они считают себя главными на дороге. Короче, они мне очень не понравились! Хорошо, что штурман толково подсказывала повороты и светофоры. Наконец приехали к отелю. Заселились. Номер трехместный, скромный. Мебель старовата. Постельное белье свежее, но покрывало на кровати хуже, чем подстилка у моего французского бульдога. Но самое плохое — звукоизоляция, точнее, ее полное отсутствие. Видимо, отель раньше имел другую планировку, потом его переделали, а на звукоизоляции сэкономили. Зато от центра и от метро недалеко и крытая стоянка в 5 мин ходьбы. Называется он «3 Nations», 13 Ru de Chateau d"Eau, за 4 суток 516 евро, с завтраками. Стоянка машины — 28 евро в сутки. Отель не рекомендую, но в этом районе полно отелей, только нужно заранее бронировать места. Проехали за день 1 117 км, расход 6,3 л на 100 км, ср скорость 92 км в час, прибыли в Париж в 21 час по местному времени.
Проснулись в Париже от звуков какого-то непонятного духового оркестра. Инструментов в нем было мало и играли они хреново. Зато приближались неуклонно к нам. Оказалось, что это два предприимчивых арба пытаются заработать денег, играя на трубах и двигаясь по разным сторонам улицы (наверно, чтобы прохожих обоих сторон «охватить»).
Завтракали в отеле. На завтрак предлагались: яйца, сыр, ветчина, масло, джем двух видов, шоколадное масло, булочки не сдобные, круассаны, кофе с молоком или без, чай, сок апельсиновый, сахар. Все это можно брать по потребности. Завтрак с 8 до 10 утра, его стоимость входит в стоимость номера. После завтрака отправились в город. Метро оказалось в 10 мин. ходьбы от отеля.
Доехали до оперного театра. Кроме спектаклей там сидят на ступенях, проводят какие-то демонстрации, встречаются с девушками и вообще делают кто что хочет. Полиции не видно. Увидели двухэтажный экскурсионный автобус с открытым верхом. Оказалось, что это компания L"Open Tour, которая возит туристов по четырем маршрутам. Билет на один день стоит 30 евро. В автобусе через выдаваемые с билетом наушники можно слушать пояснения аудиогида на 12 языках и на русском в том числе. За 30 евро можно ездить весь день, выходить и задерживаться на любой остановке, где вам интересно, а потом садится в следующий автобус. Можно пересаживаться с одного маршрута на другой. Более того, если доплатить еще 6 евро, то билеты действительны и на второй день.
Приняли решение: поскольку времени у нас мало, то посмотрим основные достопримечательности с помощью этой компании и получим «внешнее» впечатление. А в музеи пойдем в следующий приезд. Потом экипаж захотел в магазины. Дочь купила себе кожаную курточку (не ту, что а фото). Погуляли немного, посмотрели на французов и поехали в район отеля. В метро встретился мини-ансамбль из молодых людей, которые прямо в вагоне, на ходу распевали песни, аккомпанируя себе на гитаре, барабане и еще каком-то инструменте. При этом они еще и пританцовывали и собирали у желающих деньги. Играли очень хорошо, в отличие от утренних трубадуров. Штурман им что-то заплатила. Всем нам этот эпизод доставил удовольствие и запомнился. Ребята были простецкие и культурные, см фото. Немного прошлись в районе отеля. Обнаружили русское кафе (бистро) , с русскоязычной хозяйкой и русским меню. Вкусно, но недешево. Вечером я прошелся по окрестностям еще раз. Сфотографировал вечерние улицы и кафе. Завтра едем смотреть Париж!
Вот еще фото к предыдущему сообщению о первом дне в Париже.
Вот еще фото по первому дню. Они чем-то на нас похожи: мужики тоже поддают (но не водку ! ), молодежь тоже засиживается в кафе (но всего лишь за бокалом вина!).
Париж, 2 и 3 дни
Ездили на автобусах L"Open T0ur по Парижу. Эйфелева башня. площадъ Бастилии (саму Бастилию снесли давным-давно), Триумфальная арка, Нотр-Дам, Дворец юстиции, Дом инвалидов, Мулен Руж, Северный и Восточный вокзалы, Елисейские поля, , Лувр, Монмартр, Монпарнас… Маршруты составлены так, что побывали во всех самых интересных и легендарных местах. Очень рекомендую подобный способ знакомства со столицей Франции. Предлагаю вниманию одноклубников фото, сделанные со второго этажа автобусов. На одном из перекрестков встретили правительственный кортеж. Его сопровождали всего три мотоциклиста, один из которых въехал на перекресток и «футбольным» свистком остановил все движение. В течение нескольких секунд кортеж проехал и все двинулись дальше. А если бы это было в МОСКВЕ? Еще встречались экскурсии на велосипедах, масса кафешек, тьма магазинчиков и кучу сувенирных. книжных и всяких других лавок.. .
И далее фото из ПАРИЖА…Здесь вы видите: собор Нотр-Дам, велорикшу (их много), стоянку муниципальных велосипедов, которые можно взять за небольшую плату через автоматический терминал, доехать в другое место города и оставить на такой же стоянке, витрины кондитерского магазина в центре Парижа, парижских мусорщиков, которые работают ВЕСЬ рабочий день и мою дочь, которая смотрится вполне как парижанка...
И еще Париж. По маленькой Сене судоходство более оживленное, чем по большой Волге.
И снова Париж…
Париж.. .
Париж.. . . опять Париж.. . В русском бистро рюмку водки подают вместе с соленым огурцом. Жена понимает.
Потерпите еще чуть-чуть, уважаемые одноклубники, скоро фото Парижа и парижан закончатся и двинемся в Баварию… Здесь вы видите электоромобиль, стоящий на зарядке на одной из улиц, нас с женой около собора Нотр-Дам и на мосту через Сену, современную архитектуру Парижа, веселого нищего с собачкой (не очень-то он на нищего и похож) , колоритных посетителей бистро и национальное французское блюдо «фуагра», которое делается из гусиной печени.
И последнее о Париже
На фото еще одно национальное блюдо — тартар. Оно представляет собой нечто, напоминающее сырой говяжий фарш. Если не обращать внимания на то, что оно сырое, то есть вполне можно, даже вкусно. Но без привычки съедать полную порцию я бы не рекомендовал. Тем не менее, никаких нежелательных последствий для желудка не наступило.
Пробыв чистых три дня в Париже, отправились в Германию. Накануне дочь минут 40 беседовала с портье, результатом беседы явилась скидка в 15 евро при расчете за парковку. Выехали в 8 час 45 мин по местному времени. Навигатор уверенно вывел из Парижа и поставил на автостраду. Они во Франции, в отличие от Германии платные, размер платы зависит от пройденного расстояния. Дороги очень хорошие, но чуть похуже, чем в Германии.
Погода благоприятствовала и мы с веселой скоростью 130-140 км в час двинулись в Баварию. С французских дорог видно больше, чем с немецких. Поля больше, чем в Польше и тоже все хорошо обработаны. Много виноградников, которые, располагаясь на покатых холмах, напоминают дреды из волос на головах некоторых молодых людей. Много совершенно «картинных» пейзажей. Часто всречаются «ветряки» и большие «поля» солнечных батарей. Водители цивилизованные, обстановка на дороге благожелательная. С французских дорог незаметно переехали на немецкие.
Уже в Германии я заметил что временами двигатель тянет чуть хуже, а потом опять восстанавливает тягу. Но до гостиницы в городе Ингольштат (около 100 км севернее Мюнхена) мы доехали благополучно. Забронированный дочерью номер в отеле «Puis Hof» оказался чистым, просторным, со свежей мебелью, бесплатной стоянкой под окнами и «встроенными» в цену завтраками. Последние состояли из огромного количества разнообразной еды и напитков. Прибыли в Ингольштат в 18 час 30 мин, проехав «от отеля до отеля — 857 км со средней скоростью 97 км в час и расходом 6, 5 л на 100 км по БК. В этом городе мы должны пробыть два чистых дня и утром третьего дня выехать в Чехию. За отель мы заплатим 277 евро. Отель рекомендую.
Итак мы прибыли в ИНГОЛЬШТАТ. Почему? Потому что в этом городе находится штаб-квартира «Ауди», музей «Ауди» и большой производственный комплекс по по выпуску этих автомобилей. Еще в ста с небольшим километрах находится город Мюнхен, где есть очень интересный музей техники. Мне как инженеру эти музеи весьма интересны. По прибытии ужинали в ресторане при гостинице. Цены пониже, чем в Париже, а порции просто огромных размеров. Таких, что порцию мясного можно смело брать одну на двоих. Еда вкусная. Завтраки тоже хороши (см. предыдущее сообщение).
Утром первого дня отправились в музей «Ауди». Он оказался в 7 мин ходьбы от отеля. Возможная неисправность «Калины» подсознательно занимала мой мозг и, отправляясь в музей, я забыл взять свой фотоаппарат, пришлось фотографировать дочкиным. Музей шикарный. Четырехэтажное здание из стекла и бетона цилиндрической формы. Осмотр начинается с верхнего этажа. Там авто самые древние. Чем ниже, тем современнее.
Сквозь все этажи проходит вертикальный подъемник-элеватор с горизонтальными полками. На каждой полке по автомобилю. Подъемник непрерывно движется, причем абсолютно бесшумно. Он, по сути, сам является экспонатом. На всех автомобилях, мотоциклах и велосипедах, выставленных в музее нет ни одной пылинки. История фирмы «Ауди» расписана на многочисленных планшетах. Музей очень интересный. Рекомендую. Долго там бродили, жена даже устала, но вида не показывала, зная мой интерес.
По пути обратно в отель увидели во дворе местного жителя «Ниву». Приятно удивились. Отель обедом не покормил — ресторан работает утром и вечером. Пришлось возвращаться на «Ауди», т. к. ближайшая точка питания оказалась там. После обеда (позднего) вернулись в отель. Экипаж стал отдыхать, а я пошел к машине. Чего ей надо? Она новая, с пробегом 22 тыс км, все ТО сделаны своевременно, перед выездом в Европу продиагостирована. Проверил масло — есть и не убыло нисколько. Завел —завелась нечетко. Двигатель работает с какой-то вибрацией. Немного прогрел — вибрация не пропала, зато заморгала лампа» неисправность двигателя». Похоже на то, что не работает четвертый цилиндр. Заменил свечу на новую-эффект ноль.
По моему лицу штурман сразу поняла, что что-то не так, однако бодро сказала, что завтра все исправим. На ужин пошли в ресторан, хорошо посидели в приятной обстановке, попили пива, подивились на очень профессиональную работу официанта и то, как много едят немцы. Утром после завтрака штурман сообщила, что нашла по интернету в Ингольштате РУССКОЯЗЫЧНЫЙ автосервис и имеет его координаты для навигатора. Завелись, сели, поехали.
Действительно, все говорят по русски. Оставили машину и ключи, т. к. все слесари были заняты. Пошли гулять. Приходим часа через полтора — с машиной уже все ясно и у меня спрашивают: какой пробег машины и зачем вы поставили свечи BRISK?Я отвечаю, что пробег 23 тыс км, очередное ТО будет при пробеге 30 000 км и тогда свечи будут заменены, а BRISK поставил завод-изготовитель. На это мне сказали, что эти свечи полное говно и больше 20 000 км никогда не выхаживают. У вас другие свечи есть?У меня есть! Ставят новые (АУ17ДВРМ) , заводят — все ГУТ!Стирают ошибку компьютера, с вас 55 евро, счастливого пути! Экипаж доволен и на радостях (да и времени уже много) вместо Мюнхена отправляемся в ШОППИНГ, благо купить там есть что, причем дешевле и лучшего качества, чем в Смоленске. Около торгового комплекса наша «Калина» гордо соседствует с «Мерседесом». До сих пор в голове сидит вопрос: если качество этих свечей известно на всю Европу, то на фига их ставит на машины ВАЗ???Да еще и предлагает заменить через 30 000 км пробега?
Еще фото из Ингольштата. Вид из нашего номера , видна наша белая «Калина», жена пробует немецкое пиво, я с дочерью, штурман за работой.
Далее в Прагу
Из Ингольштата выехали в 10 час 40 мин по местному времени, спешить некуда, т. к. ехать около 350 км. Навигатор ведет уверенно, все дороги ему известны. По вспомогательным дорогам выводит на автобан. Равнинные дороги постепенно становятся более похожи на горные. Горы пологие и живописные, подъемы довольно крутые и длинные. Качество дорожного покрытия хорошее, но скорость получается несколько ниже.
В Чехию въезжаем незаметно, видно синий щит, обозначающий границу, пропустили. Обедаем в «Макдональдсе», у них меню одинаковое по всему миру и дочь в нем очень хорошо разбирается. Поля здесь, как и везде, где мы ранее проехали, в полнейшем порядке. Интересны приспособления для выращивания или сушки хмеля (по крайней мере мы так определили их предназначение). Бензин немного подешевел (цены на него сообщу в последнем своем послании). Встречаются очень живописные деревеньки. Тепло и солнечно.
Прибываем в Прагу в 16 час 10 мин местного времени. Навигатор уверенно выводит к отелю. Он называется Henrietta, Ke Stirce 1774/42. Здесь мы проживем два «чистых» дня за 152 евро, с завтраками и парковкой и уедем утром третьего дня. Номер у нас двухместный, дочь будет жить у подружки, с которой была вместе на стажировке во Франции.
Номер хороший: просторный, чистый, белье и мебель в порядке, тихо и спокойно. Отель рекомендую. Приезжает Катка и забирает нашего штурмана. До завтрашнего утра мы будем общаться с местным населением самостоятельно. Переодеваемся и идем на прогулку в в окрестности отеля. Да и на ужин надо что-то купить. И тут выясняется, что в моей голове идет процесс проявления старых знаний. Оказывается, что я вполне способен объяснится по английски в магазине (можно ли платить карточкой) , в отеле (когда завтрак и где буфет) , узнать у прохожих, как пройти к метро. И это при том, что английский я изучал в политехническом институте в 1968-1969 годах (экзамен поставили «автоматом») и еще самостоятельно по польским пластинкам тоже лет 30 назад. Приходят в голову смелые мысли о самостоятельном (без дочери) выезде в Европу… Выясняем, что метро в 5 мин ходьбы, а магазин «Жабка» — продовольственный — в 3 мин. После примерно часовой прогулки в окрестностях отеля возвращаемся в номер. Завтра будем гулять по Праге. На фото вы видите отель «Генриетта», трамвай в окрестностях отеля и мою дочь с подружкой Каткой, которая увезла ее к себе.
Первый день в Праге
Вместе с нашим персональным гидом Каткой (Катей) приехали на метро в центр Праги, на Вацлавскую площадь. Там посередине бульвар с диковинными цветами. На бульваре кафе-трамвай, тут же жарят рульку и чеканят сувениры. Некоторые предприимчивые юноши наряжаются ангелами, но требуют плату за фото. Увидели мотоцикл из моей молодости — «Ява-250» в идеальном состоянии и на ходу, а также работу наряда дорожной полиции. Далее смотрите следующий блок.
Гуляем по Праге. Кто чем только не зарабатывает на жизнь. Один таскает на спине некое «божество», другая прикидывается нищенкой, третьи возят экскурсантов на электромобиле. Туристы на Староместской площади ждут, когда начнут бить часы на башне старинной ратуши: Смерть потянет за канат, откроются два окошка иперед зрителями пройдут 12 апостолов во главе с Петром. Мы сфотографировались на площади на фоне памятника Яну Гусу и церкви Св. Николая.
Идем дальше. Кроме электротранспорта на площади есть и гужевой. Заходим в еврейский квартал (фото в третьей строке) , а потом в кафе, где обедаем и пьем знаменитое чешское пиво (на мой вкус лучше немецкого). Экипаж «балдеет»!
Посидев немного в кафе продолжаем прогулку по Праге. Встречаем автомобиль из 60-х годов прошлого века — «Татру» с задним приводом и задним расположением двигателя. Она в прекрасной форме, на ходу и с регистрационными знаками! На «Татрах» (правда другой марки) знаменитые чехословацкие журналисты-путешественники Зигмунд и Ганжелка в те годы покоряли просторы Африки и Южной Америки... Есть тут и кабриолеты «под старину», и кареты в большом количестве, куда зазывают туристов гиды в ярких нарядах. Экскурсанты едут и на велосипедах, а кто устал — отдыхают на улочках старого города, где современному «Мерседесу» проехать проблематично.
Идем дальше. Короче ходили-ходили по улицам, сувенирным лавкам, магазинам, общались с попугаем и... заблудились!Штурман стала пытаться определить наше местоположение с помощью карты, но безуспешно. И вот, когда я уже собирался по-военному обратиться за помощью к местному населению, Бог послал нам сестру Катки, которая быстро восстановила нашу ориентировку. Бывает же такое: в многомилионном городе встретить именно того человека, который нужен!
Мы все еще в Праге, заканчивается первый день нашего здесь пребывания. Мы вышли на «верный путь» к отелю, находимся в самом центре Праги. Мой экипаж решил устроить маленький «шоппинг». Пока они этим занимаются (см. фото через зеркало) я смотрю на публику. Здесь почти все ясно: молодежь, старый перец, аварийка электрокомпании. Но кем является парень в велошлеме и с радиостанцией — не пойму до сих пор.
Продолжаем смотреть на Прагу и пражан. Наверное наиболее внимательные из вас заметили в этой серии снимков моего верного зам. по тылу.. .
Они долго переходили из одного магазина в другой.., а я все снимал.
…и снимал... Наконец они покинули соблазнительные утробы магазинов и, мимо памятника князю Вацлаву, сидящих около него людей, мимо национального музея мы пошли на станцию метро. Через 20 мин мы приехали в «Генриетту», а дочь — к Катке.
Второй день в Праге
Катка повела нас сперва на Влтаву, где другие русские туристы кормили лебедей, а потом в район каких-то классических пивных, где по ее словам бывал легендарный бравый солдат Швейк и где в скульптуре увековечены ВСЕ удовольствия, которые доставляет питие пива. Эти скульптуры еще и двигаются, направляя струи направо и налево. Однако получается, что они стоят в… Еще в этом районе много старинных домов, которые находятся в идеальном состоянии. Здесь размещаются некоторые министерства и посольства (в доме с синей лисицей — посольство Эстонии).
Далее мы пошли на знаменитый Карлов мост. До него посмотрели площадь с памятником жертвам чумных эпидемий, зашли в старинный собор. Считается, что если на Карловом мосту не был — то и в Праге не бывал. Так что теперь у нас «зачет». Он назван в честь императора Карла четвертого, который повелел его соорудить. На мосту множество скульптур. Вход на мост — за аркой. По пути я сделал автопортрет через вывеску одного из посольств, охранник которого равнодушно наблюдал за моими манипуляциями.
Перешли через мост, на котором продают разные сувениры, вплоть до «русских» трусов, играют музыканты (не халтурят) и попали в Старе място. Там тоже интересно. Какое-то кафе заманивает четырьмя огромными пистолетами типа «Беретта», огромное количество рекламы, часто весьма оригинальной.
Улицы тут тоже узкие. Реклама на чем угодно, но вся отличного качества и со вкусом. Здесь к нам присоединилась еще одна подружка штурмана, которая была с дочерью на стажировке во Франции. И мы все пошли в кафе. Оно было оригинально оформлено разными старыми бытовыми предметами, среди которых я обнаружил радиоприемник советских времен — «Спидола».
После обеда немного погуляли по Старому мясту и пошли обратно через мост.
С моста посмотрели на лебедей (их там много), полюбовались речеыми пейзажами и послушали КЛАССНУЮ музыку уже другого оркестра. Особенно вдохновенно играл на стиральной доске с помощью венчиков для сбивания крема пожилой мужичок. А одна из скульптурных групп даже показывала томящихся в темнице узников…
Двинулись в резиденцию президента Чехии. Она находится на самом высоком месте города и ехать нужно трамваем. Ее охраняет один полицейский при пистолете и рации. Может еще есть какая охрана, но очень замаскирована, не видно ее. Почетный караул в немыслимых светло-голубых мундирах с белыми шарфами на шее. Ходят плохо, один из караульных с маленьким пузцом. Зачем-то надели солнцезащитные очки, хотя солнца не было. Даже наш смоленский почетный караул из артучилища лучше, а с московским даже и не сравнить.
Погуляли мы там немного. Катка сказала, что раз флаг поднят президент здесь. Но к нам он не вышел. Еще она сказала, что чехи своего нынешнего президента не любят. Прям как мы. Обошли мы вокруг собора, название забыл. Там на ступенях все делают кто что хочет, но прилично. Посмотрели памятник какому-то освободителю, пронзающему копьем змею (может св. Георгий?), полюбовались видами Праги и по длиннющей и красивой лестнице пошли вниз. В подвальном этаже кафе вновь заметили «узника». Миновали анфиладу красивых арок и поехали домой на трамвае.
Пока ехали наступили сумерки. Трамвай ехал быстро и бесшумно. Рельсы уложены очень хорошо, трамвай не болтается, вправо-влево, стыки редкие и проходятся плавно. Завтра — ведем в польский город Краков.
Утром позавтракали, собрались. Приехала Катка, мы ее поблагодарили за экскурсии, подарили заранее приготовленный подарок, пригласили к нам в Россию — в Смоленск. Сказали, что не прочь поехать по ее приглашению в Новую Зеландию ( у нее жених оттуда), посмеялись вместе. Выехали в 11 часов. Навигатор уверенно и как-то быстро вывел нас из столицы Чехии и «поставил» на дорогу в сторону Йиглава—Брно. Дороги и в Чехии хорошие, ухоженные, ехать по ним приятно. Водители дисциплинированные и вежливые. Спешат корректно, никто не хамит. Придорожная структура развита хорошо. Местность слегка гористая, встречаются длинные подъемы, но без крутых поворотов. Погода хорошая — солнце в дымке. Много очень красивых пейзажей с маленькими городками справа-слева от дороги. А может это у них деревни такие.
Все очень ухожено, как будто нарисовано художником, а мы едем по его картине.
Как-то незаметно миновали пригороды Оломоуца, вскоре будет граница с Польшей. В непосредственной близости от границы нас ждал сюрприз (полностью разобранная дорожная развязка) и приключения (как ее объехать). Знай мы сами дорогу — нет проблем, но мы не знаем. Будь у нас подробная карта этого района — нет проблем, но нет и карты. Через какие населенные пункты задать маршрут навигатору не знаем. Какие из едущих машин следуют в Польшу, неизвестно (с польскими номерами машин не встречается).
Приняли решение доехать до ближайшей деревни и там спросить у местного населения. Доехали… и были остановлены пограничным патрулем. Погранцы еще в бинокль определили, с кем имеют дело. Были весьма вежливы. Проверили наши паспорта и визы. Заглянули в багажник. Поинтересовались моим водительским удостоверением. По просьбе штурмана написали нам на бумаге названия попутных деревень и провели в нужном месте черту — границу Чехия—Польша. После всего пожелали нам счастливого пути.
Общение происходило на чешско-русско-английском наречии. Мы остались довольны. Они, кажется, тоже. Двинулись по указанному маршруту под истошные крики навигатора, который упорно вел нас к разобранной развязке. Границу мы не заметили, а местонахождение определил штурман по оригинальному признаку-цены в «Макдональдсе» были указаны в ЗЛОТЫХ. Ура-мы в Польше! До Кракова ехали спокойно, за исключением задержек на пунктах оплаты на въезде и на выезде с платной дороги. Потерянное здесь время (минут по 25 там и там) свело на нет всю экономию времени от быстрой езды. При этом плата в сумме 9+9 злотых выглядела почти идиотизмом.
К гостинице приехали уже в темноте, около 20 часов (фото сделано на следующее утро). Навигатор объявил, что мы прибыли к месту назначения. Однако на поиски входа в гостиницу мы потратили минут 15. Спас сторож с ближайшей автостоянки (как оказалось гостиничной) , который указал на незаметную дверь. Заселились. Номер не ахти, но зато близко к центру города, завтрак включен, но до буфета нужно идти через улицу. За две ночи, день и стоянку с нас взяли 488 злотых. После некоторых раздумий — рекомендую. От Праги до Кракова проехали 576 км, ср. скорость 75 км в час, расход бензина 6, 7 литра на 100 км. Завтра смотрим Краков!
Утром взяли в гостинице бесплатную карту Кракова и сориентировались. Оказалось, что от гостиницы до исторического центра совсем недалеко. Навигатор показал расстояние в 2 км и 800 метров. Все время нужно идти по одной улице, никуда не сворачивая. Прекрасно, вот и пойдем, будет меньше мороки с городским транспортом. Перешли по мосту через Вислу, никуда не сворачивая, двинулись к цели. По пути было много магазинов с интересными витринами, костелы. Вот чаще стали встречаться экскурсионные электромобили, велорикши, больше стало публики, похожей на туристов. Значит идем правильно! Слева на горе (Вавельский холм) какой-то старинный замок (это резиденция польских королей, а Краков-древняя столица Польши!) его решили посетить на обратном пути. Судя по этому указателю Краков — центр если не мира, то уж Европы точно. Ура, мы в центре Европы! Вдруг неожиданно увидели приспособление для истязания людей, причем оно было в состоянии нового!Странно. На пути назад его уже не было.
Двинулись дальше. Заходили в сувенирные и «тряпочные» магазины. На стене встретили голубого носорога. Движемся медленно, уже и обед скоро. Публики много, а среди нее много семей с детьми, и все радуются жизни под присмотром военного.
Погода-люкс, тепло, тихо, хорошо! Вышли на площадь, осмотрелись. Вокруг много людей, и местные, и туристы. Памятники тут очень оригинальные, внутри дети с удовольствием лазят. Опять, как в Праге, проехали какие-то велосипедисты непонятного вида и назначения. После площади мы задумались об обеде. На одной из боковых улиц с дочерью заговорил молодой человек, и она, по его совету, направила нас в кафе со странным названием «Пергамин». Я потом спросил, почему она его послушалась, ведь это был обыкновенный зазывала. Отвечает, он говорил на хорошем «британском» английском языке. В помещении нам показалось мрачновато, пошли на веранду.
Веранда оказалась очень уютной. Это был мастерски обустроенный внутренний дворик со старыми стенами, какой-то травкой, настенными рисунками и грибками от солнца, хотя солнце туда заглянуть вовсе не может. Обслуживание было вежливым, еда вкусной, а цены приемлемыми. Подкрепившись, двинулись мимо резиденции президента (?) Кракова в замок, вслед за этими стремительными девчонками и их единственным кавалером (а может там два кавалера?).
Замок похож одновременно на крепость и тюрьму. Там интересная архитектура, памятники, в том числе Папе римскому Иоанну Павлу шестому, который был выходцем из польской католической церкви. А этот фантастический дракон является одним из водосливов замкового комплекса зданий. Даже есть пещера в недрах холма. Наверно нужно еще раз приехать в Краков, тут есть что посмотреть, а сейчас у нас только один день.
С Вавельского холма спускались другим путем. Это памятник польскому национальному герою Тадеушу Костюшко, который, уже будучи памятником, умудрился пересесть с одного коня на другого. Тем же путем двинулись к дому. По пути купили сладкие сувениры родственникам в Смоленск. Встретили огромную колонну из карет. Наверное какая-то тургруппа в полном составе поехала на экскурсию по Кракову.
Напротив гостиницы зашли в магазин «Kabanos delikatesy». В нем кроме свинины есть все для ужина и карточкой можно расплатиться. Немного погуляли в районе отеля. Завтра едам в Белоруссию. Приношу свои извинения за то, что не сообщил название отеля в Кракове, который рекомендовал одноклубникам. Pokoje Goscinne Korona, Kalwaryjska 9-15. Обратите внимание на идеальное состояние проезжей части. В вашем городе тоже так? В Смоленске дороги такие, что кое-где можно и диски погнуть.
В последний перегон по Шенгену выехали в 9:30 местного времени. Навигатор проложил маршрут до Радома, а потом на северо-восток на Бяла-Подляску. И это хорошо, так как мне говорили люди, ездившие в Польшу на чемпионат Европы по футболу, что по дороге от Кракова, ближе к Варшаве, сплошные ремонты и объезды. А объезды навигатор не любит. В последний раз поели в «Макдональдсе» в Бяла-Подляске.
В обычной жизни мы в него не ходим, но в дальней заграничной поездке пользоваться этим «общепитом» вполне можно: быстро, сытно, относительно вкусно, карточку «берут» и без нежелательных последствий (уже перехожу к советам!?).
Границу Польши и Белоруссии проходили часа 2 с лишним по вине поляков. И причины-то никакой вроде бы не было. Похоже, что они просто ленились или вредничали. В Бресте остановились в уже знакомой нам гостинице «5 колец» и, кажется, даже в том же номере. От Кракова до Бреста проехали 438 км, со средней скоростью 73 км в час и расходом 5, 9 литра на 100 км.
Утром в 10 час 40 мин московского времени выехали в Смоленск, куда прибыли в 18:50 без всяких происшествий. Проехали 717 км при ср. скорости 99 км в час и расходе 6, 9 литра на 100 км. В следующем и последнем моем сообщении — итоги и выводы из всего вышеизложенного. На фото сзади нас такая хитрая детская будка со всякими переходами, лазами и горками. Поляки туда приезжают с детьми, которые, СНЯВ ОБУВЬ, с удовольствием внутри этой будки подолгу лазят, их с трудом оттуда забирают родители.
Завершаю серию отчетов-репортажей о поездке по Европе
Сегодня подведу итоги, отвечу на ГЛАВНЫЙ вопрос, сделаю выводы и предложения одноклубникам. ИТАК: С 16 сентября по 1 октября на автомобиле «Лада-Калина»-универсал в комплектации «люкс» с 16 клапанным двигателем мы преодолели 5 534 километра по дорогам России и еще шесть государств. Побывали в столицах трех из них (в Варшаве проездом и без остановок). Пересекли знаменитые реки Европы: Вислу, Одер, Рейн, Сену, Дунай, Влтаву.
При этом автомобиль вел себя вполне достойно и, если бы ВАЗ сообщил о реальном сроке замены свечей BRISK, автомобилю вполне можно было бы поставить твердую отличную оценку. И на автострадах и на стоянках за «Калину» стыдно не было. Цель пробега по Европе достигнута, а задачи посещения интересующих нас мест выполнены на 90%, что очень неплохо для первого в жизни серьезного автопутешествия в дальнее зарубежье.
Мы обнаружили хорошее отношение местного населения к русским путешественникам во всех странах, где побывали. Никаких конфликтов нигде не было. Контактов с полицией ни в одной стране не было. Более того, в Германии мы полицию вообще не видели. Общие затраты на все автопутешествие составили 159 000 рублей (планировали 150 000).
Наибольшие статьи расходов: гостиницы — 56 000 (планировали 48 000) , бензин — 18 000 (планировали 32 000), еда — 18 000 (планировали 19 200). К сожалению, более детальный и полный финансовый отчет представить не могу, так как все чеки собрать и сохранить невозможно. Возможно сэкономить, изменив способ получения виз (не через турфирму, а самостоятельно).
Оказалось совершенно правильным то, что у нас были разные карточки «Сбербанка»: «Мастеркард» и «Виза» (в некоторых местах одну из них не принимали к оплате, это было очень редко, но было). Еще очень удобной оказалась услуга «мобильный банк», по которой после каждого снятия денег с карточки приходила СМСка с сообщением остатка на счете. ВЫВОД: ПОДОБНЫЕ ПОЕЗДКИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ НА СЕДЬМОМ ДЕСЯТКЕ СО СКРОМНЫМ ПЕНСИОННЫМ БЮДЖЕТОМ, ВЛАДЕЮЩИХ СКРОМНЫМ АВТОМОБИЛЕМ «КАЛИНА». Нужен только оптимизм и желание. В заключение выражаю свою благодарность члену нашего клуба БВ из Новосибирска, чей отчет я использовал при подготовке к поездке, другим автопутешественникам, чьи отчеты читал до поездки. Спасибо и вам, уважаемые одноклубники за то, что имели терпение и время прочитать мой отчет. Буду рад, если он сослужит хорошую службу при подготовке кого-нибудь из вас к дальней поездке. Жду ваших откликов, вопросов и оценок, при этом критические вполне допустимы. Спасибо.