|
Мы сделали это — 4 900 километров за 11 дней!
Шесть стран — шесть столиц — восемь городов — 650 литров топлива — море эмоций и впечатлений!
Я люблю путешествовать на машине, а потому не мог не поехать на длинные майские праздники в отпуск именно на новом скакуне. Прошлым летом у нас уже был опыт путешествия на авто в Северную Европу (Финляндия—Швеция), в этом году решили построить следующий маршрут: Москва—Смоленск—Минск—Белосток (Польша)—Варшава—Прага. Основную часть отпуска планировали провести в Праге (шесть ночей) + три дня на дорогу туда и три дня на дорогу обратно, с комфортными ночевками в гостиницах.
Экипаж: я, жена и дочка 1 г. 7 мес. + полный багажник вещей а-ля «на всякий случай».
Подготовка машины к пробегу: обтянут капот прозрачной пленкой, установлен разнесенный радар-детектор iRadar.
Заранее были оформлены годовые шенген-визы, гринкарта на авто, медицинские страховки и забронированы гостиницы в Белостоке (один день), Варшаве (один день) и Праге (шесть дней) через Booking.com. На обратную дорогу гостиницы бронировать не стали. Решили, если понравятся гостиницы на пути в Европу, то их же и забронируем на обратной дороге. Позже оказалось, что не зря мы гостиницы не бронировали заранее! :)
Итак, стартанули мы из Москвы 30-го апреля вечером. Выезд из города занял почти столько же времени, сколько дорога до Смоленска, конечно же, были «праздничные» пробки в 8-9 баллов. Вечером добрались до Смоленска и остановились у друзей. Вечер в отличной компании, вкусный ужин, ароматное вино — отличное начало отпуска!
Пробки на платном дублере Минского шоссе
1 мая утром без спешки уже около 12 часов дня выехали в Минск. Доехали часа за три. Дорога до Минска отличная! Самой большой неожиданностью для меня стал тот факт, что в круизере есть все карты Европы в навигаторе кроме Белоруссии! Когда я забивал конечные точки по адресам гостиниц, я не обратил внимания, что маршрут рисуется через страны Прибалтики. Сюрприз так сюрприз :). Но ничего, в Минске нас выручили «Яндекс.Карты», а по трассе ехали по указателям.
Про встроенный навигатор: карты Польши, Чехии, Германии очень подробные и качественные, а вот Белоруссии нет и все тут. Приятно удивило, что машина откуда-то узнавала о информации на дорогах в Европе (где ДТП, где ремонт дороги, где сужение проезжей части — все это заранее подсказывала и предлагала даже время от времени корректировать под эти обстоятельства маршрут).
На автомагистрали показывает ближайшие АЗС, можно выбрать «заехать».
Добравшись до Минска, мы попали в лето — шикарная погода, солнышко, тепло, ЛЕТО! Немного погуляли, пофотографировались и поехали обедать в ресторан «Васильки». Отличное заведение, вкусная традиционная еда. Счет на «полмиллиона» (именно так шокируют цифрами белорусские рубли), восстановленные силы и можно ехать дальше :).
Стоит отметить, что погода очень потеплела и пятая точка стала прикипать к сидухам. С кондиционером сильно не побалуешься, в машине малыш. Окна не откроешь по той же причине, да и шумно. И вот тут на помощь пришли вентилируемые сидения — крутая вещь оказалась!
Еще более полезным оказался встроенный холодильник в подлокотник! Мы взяли с собой из дома творожки для ребенка, их нужно хранить в холодильнике. Машина отлично с этим справилась!
Интересное наблюдение — белорусы очень вежливые и культурные водители. Уходят на обочину, предоставляя возможность для комфортного обгона. Очень приятно. Позже выяснилось, что эта культура пришла из Польши, но сам факт того, что это применяют у себя дома — радует!
Часа через 4-4,5 того же дня были на границе. Как нас только ни стращали многочасовыми пробками при пересечении границы, но факт есть факт — на границе не было НИ-КО-ГО! :). Я, правда, хитрый и поехал не теми тропами, которыми ведут «по-тупому» навигаторы (да простят меня те, кто всецело доверяют себя этому электронному сусанину), а выбрал осознанно другой маршрут. Но, как позже выяснилось, обхитрил сам себя, но об этом потом :).
В общем часов в 10 вечера по местному времени мы были в гостинице в Белостоке (Hotel 3-Trio). Уложили дочь спать, и у самих еще осталось время обработать фотографии из Минска и поделиться впечатлениями с друзьями о прошедшем дне.
2 мая утром также без спешки собрались и в 12 часу выехали из Белостока в Варшаву. До точки назначения было всего 200 км, поэтому спешить было особо некуда, но любое замедление съедало собственное время от предстоящей прогулки по столице Польши. К двум дня мы были на месте, навигатор быстро нас привел к гостинице. Чек-ин в отеле начинался как раз с двух часов, поэтому мы решили сначала заселиться, переодеться и потом уже ехать гулять.
В Варшаве мы провели отличный день, обошли пешком весь исторический центр, поужинали в прекрасном традиционном ресторане, в теплой атмосфере европейской культуры, затарились магнитиками и поехали отдыхать в отель (American House Hennela). Варшава превзошла мои ожидания, у меня было довольно скептическое отношение к Польше, оказалось, что был не прав. Старый город в Варшаве пропитан атмосферой классической старый Европы!
Под этим мостом мы припарковали машину, именно в этот день почему-то на терминале оплаты было объявление, что парковка бесплатная.
Обычный такой среднестатистический жЫтель Варшавы :), а еще говорят, что в России медведи по дорогам ходят.
Вот где теперь котлы носить модно! :)
По пути из ресторана в отель нас остановили полицейские и, даже не спрашивая документов, сразу же протянули «трубку» к лицу и заставили продуть. Неожиданно! Прибор показал зеленую лампочку, после чего нам пожелали хорошего отдыха и отпустили. Скажу честно, волновался сильно только из-за того, что за ужином выпил 0,3 л безалкогольного пива (действительно безалкогольно, не шучу), но т.к. оно все равно содержит 0,5%, а допустимый лимит в Польше, это как у нас в прошлом «абсолютный ноль», то немного переживал. Но все оказалось нормально.
Заранее изучив форумы в интернете и рекомендации путешественников, было решено, что в Прагу из Варшавы поедем по автобанам через Германию (Варшава—Берлин—Дрезден—Прага). Этот маршрут длиннее километров на 170, но за счет того, что скоростной режим в три раза выше, чем по селам и городам Польши с нескончаемым ремонтом дороги, то получается быстрее.
3 мая утром выехали из Варшаы. До Берлина дорога в 570 километров заняла у нас около 4,5 часов. Добравшись до самого центра, припарковались на бесплатной парковке по правилам (где можно припарковаться, чтобы не было проблем, я спросил не у кого-то, а прям у тети-полицейского, следящего за правилами парковки :)). Нам повезло, что именно в этот день парковка была бесплатной с трех часов дня. А мы приехали как раз в это время. В общем, со спокойной душой пошли гулять. Нагулявшись вдоволь, пообедали в самом центре в итальянском ресторанчике (классического немецкого, к сожалению, поблизости не оказалось, как мы ни искали).
Шикарный автобан в сторону Берлина.
Только так на круизе и ехали — абсолютно комфортный режим на такой дороге.
Перед 9 мая было очень символично посетить памятник в честь победы под Рейхстагом!
Наши танки из Берлина и не уходили :).
Рейхстаг сейчас намного симпатичнее, чем в 45-м :).
Молодежь развлекается на чудо-юдо машине.
Ближе к вечеру выехали в Прагу. Дорога также оказалась шикарной, а потому не особо утомительной. Часам к 11 вечера были уже в гостинице в Праге (Exe Iris Congress).
Интересно, что, встречая соотечественников в уголках далекой чужбины, просыпается побратимость на совсем ином уровне. Когда на автобане мы встречали машины на российских номерах, то обгоняя здоровались аварийкой, в 100% случаев получали ответное моргание аварийкой :), вроде мелочь, а приятно :).
Впервые за поездку я включил режим AUTO на переключение ближнего/дальнего света. Вот это ВЕЩЬ! Я и не думал, что это так удобно! Включил и не паришься. Увидел фары — переключился сам. Пропали — снова дальний. Такое же при виде задних фонарей и света приближающихся сзади фар.
Следующие два дня мы прошли все известные нам тропы старой Праги и чего-то заскучали. А ведь впереди еще четыре дня в этом городе. Все дело в том, что я в Праге был уже в третий раз, жена во второй. Чувства новизны уже не было, «вау-эффект» вообще был невозможен, а память будоражили свежие воспоминания прогулок по Берлину и Варшаве.
Такая фотка, наверное, есть у каждого, кто бывал в Праге :).
В один из дней я по навигатору заехал на улочку, на которой меня остановил полицейский и объяснил, что я оказывается еду там, где можно проезжать только травмаям, а машинам проезд запрещен. Улыбка — главное оружие. Я объяснил, что сделал это не со зла, показал пальцем на маршрут от горе-навигатора. Полицейский отнесся с пониманием и отпустил без штрафа (в прошлый раз в Праге мне штраф за это же выписали, также навигатор гад завел).
И тут, абсолютно неожиданно, в комментариях к очередному посту на фейсбуке мне написали старые друзья, которые живут в Вене и пригласили в гости. Сначала мы отказались от предложения, как-никак отель в Праге полностью оплачен за все шесть дней, да и спонтанно куда-то уезжать казалось дикой затеей. Но к вечеру мы все плотнее прижились с мыслью, что 330 километров до Вены это уже вообще «для бешенной собаки» не круг ;). Решено — едем! Так как друзья нас настойчиво пригласили остановиться именно у них, то и дополнительных затрат на отель после «потерь» в Праге это не несло.
6 мая выехали из Праги в Вену. Дорога оказалась хорошей по качеству, но очень медленной. Много участков ремонтировались, а потому постоянные запреты обгонов и ограничение скорости. Причем много где обгон разрешен, но ширина временной левой полосы настолько узкая, что я на кукурузере боялся туда соваться мимо автобусов или фур.
При подготовке к поездке мне напомнили, что в Австрии запрещены не только радар-детекторы, но и видеорегистраторы. Поэтому еще при выезде из Праги я не забыл снять сей девайс.
Радар-детектор очень пригодился в Австрии. Маршрут очень плотно увешан камерами, причем необычно маленького размера (в сравнении с камерами на всем протяжении до Австрии) и без предупреждающих табличек. О их наличии я узнавал по звуку р/детектора и голосовом предупреждении по GPS-координатам.
К обеду были в Вене. По своей программе покатались по центру, погуляли, осмотрелись. К слову, за всю поездку оказалось, что самые дорогие парковки были именно в Австрии. В первый день парковались по цене 3,9 евро/час (как в аэропортах Москвы). Во второй нашли вариант чуть попроще — 3 евро/час. Вечером приехали к друзьям (когда они вернулись с работы), организовали барбекю на террасе с травкой, видом на альпийские луга и свежим воздухом. Таунхаус — это все-таки шикарный формат жизни!
Немного удивили австрийские соседи. Увидев на парковке большую машину с российскими номерами, они не поленились зайти и поинтересоваться у ребят целью нашего визита. Осознать тот факт, что на ЭТОМ русские путешествуют не давал им покоя («ДО-РА-ХА же, топливо дорогое! оууу крэйзи рашэнс … »).
7 мая провели в прогулках по Вене, большей частью посвятили посещению королевского замка Шонбрунн. Красивое место. Не скажу, что лучше Петергофа. Наши, по-моему, опять всех переплюнули в пафосе, но все равно понравилось :).
8 мая поехали в обратную сторону. Но маршрут решили построить не такой же, как ехали в Европу, а через Братиславу (Словакия) на Краков, потом на Белосток и дальше так же, как приехали. Братислава находится всего в 90 км от Вены, а потому уже часов в 12 мы были в столице государства, которое смешало в себе европейские корни и советское наследие. Делать там нечего оказалось, но я рад, что так все получилось, отдельно никогда в жизни бы не поехал туда :).
Самым сложным оказалось найти ресторан в туристическом центре Братиславы, который бы принимал к оплате кредитные карты — «cash only», говорили нам везде. Это о многом «говорит» в части развития страны. В конце концов мы забили и собрались на выезд из города, намереваясь купить какие-нибудь сэндвичи на сетевых заправках (там всегда карты принимают). Проезжая по улочке на окраине, мы увидели красиво оформленный ресторанчик, я решил сделать еще одну попытку и зашел уточнить про оплату картами. На входной двери меня радостно встретили наклейки «виза, мастеркард, американ экспресс», официантка также подтвердила, что по картам все окей, и мы решили пообедать. «Parcafe», так назывался ресторан, выглядел очень контрастно относительно самого города (слишком гламурно, что-ли). Открыв меню, я понял, что мне не показалось. Цены а-ля Московский ГУМ и другие рестораны в пределах Бульварного кольца. Мы решили, что для единственного посещения столицы черт с ними, пусть так :). Средняя цена за банальную пасту была 25-28 евро, супчики 12-18 евро, алкоголь мы не заказывали. В меню было вообще ничего не понятно, несмотря на наличие перевода на английский язык, составленные фразы не несли смысловой нагрузки даже для меня (я знаю английский — вот в чем смех!), наверное Google.translate им помогал :). Внимание — я такой вкусной пасты с грибами еще нигде и никогда не ел! Этот ресторан оставил у нас неизгладимые позитивные впечатления! Моя жена вообще не ест грибов (не доверяет им), но эти грибы в пасте тааааак пахли, что даже она попросила поделиться блюдами и съела у меня половину :).
Когда я попросил счет, то по грубой прикидке ожидал увидеть цифру под 90 евро. Каково же было мое удивление, когда счет принесли на 47 евро! Да, почти в два раза дешевле! Я не знаю, может, конечно, у них какая-нибудь скидка днем на 50% (в некоторых ресторанах же такое бывает днем, а вечером полная цена). Но я был очень рад такому сюрпризу и цена из неадекватной для такой бедной страны стала абсолютно нормальной за такой шикарный обед! За счет чего приятные впечатления от полученного удовльствия еще больше усилились :).
После обеда выдвинулись в Краков. Часам к семи вечера мы были уже в отеле (Conrad Hotel). Отель оказался расположен в 500м от крупных торговых центров, и мы решили остаток дня посвятить шоппингу.
На следующий день, выселяясь с отеля, мы собирались ехать в центр Кракова на прогулку, я подогнал машину к входу, жена с ребенком вышли на улицу. Когда дочь увидела машину, то выдала «не не не не не», развернулась и побежала в обратном направлении :). Тут стало понятно, что ее терпение, на этот раз, подошло к концу :).
Пришлось часик погулять по травке, поиграть с игрушками, после чего с горем пополам усадили ребенка в машину и поехали в центр. В центре нашли охраняемую парковку, поставили машину и пошли гулять. Нагулявшись вдоволь, сделав кучу фотографий, пошли целенаправленно искать традиционный ресторан. Наши усилия увенчались успехом — нашли отличнейший ресторан, именно национальной старой кухни, с соответствующим оформлением. Наелись от души, аж сидеть тяжело стало, а ведь впереди еще дорога длиной 580 километров, главное — не уснуть, а для этого есть семки! :)
Самый большой барбакан в Европе.
Ну и что вы, пошляки, подумали?! :)
Это всего лишь крюки у этих ворот ;).
На площади стоял бронированный кортеж. Я, не стесняясь, спросил у охраны: «Who is it?», на что получил без проблем ответ — глава Люксембурга. Гуляет по площади, с охраной, но ничего не перекрыто. Культура!
В общем, в четыре часа дня мы выехали из Кракова по направлению к границе — в город Белосток. Навигатор нарисовал мне маршрут на 10 ч. 50 мин. Я подумал, что он сошел с ума. Оказалось, что с ума сошли те, кто проектировали дороги по этому маршруту. КАК можно было весь этот маршрут почти провести через города/села/деревни с ограничением 50 км/ч? Мы ехали пусть и не 11 часов, но целых 8. Вымотались капитально. Добрались в гостиницу ровно к полуночи. Без задних ног заселились в гостиницу. Спать.
На пути несколько раз останавливались передохнуть, а также покормить ребенка. Для этих нужд в Польше оборудованы очень хорошие места отдыха на трассе.
Очень удобные скамейки с навесами. Бесплатный очень чистый туалет.
На следующий день, никуда не спеша, встали, сходили на завтрак уже к его окончанию в 11 часов. На парковке вечером было очень много машин, а утром наша машина одиноко стояла одна. Мы одни такие засони оказались. Ну а нам куда спешить? Правильно, у нас отпуск :).
В 11:30 выехали из отеля в направлении границы КПП Бобровники. Тут важно рассказать следующее — как я уже говорил выше, через Белоруссию я ехал по знакам, без навигатора, так и добрался до КПП, где никого не было. Я был в полной уверенности, что проходили мы границу в Бобровниках, и в этот раз задал маршрут до «счастливого пункта». Так вот навигатор в этот раз нас привел правильно, как и всех остальных, в жуткую ПРОБКУ. Уже на КПП я понял, что обхитрил сам себя, на пути в Европу (потом сверил по карте) я проскочил поворот и уехал до КПП в районе города Гродно. И вот там не было НИ-КО-ГО. А в Бобровниках мы уткнулись в пробку из фур в 10 километрах от границы.
Поехали по встречке на объезд фур. Уверенность внушал тот факт, что не было ни одной легковой машины в очереди, значит, они куда-то ведь уехали? Пятая точка от напряжения езды за пределами двойной сплошной была готова перекусить арматурину, очково в общем :). В трех километрех от КПП все встало на свои места — дикая пробка до самой границы из легковых машин.
99% машин в пробке — это белорусы с приграничных территорий. Как я понял, граница для них — источник существования — из дома они везут полный банк топлива плюс одну канистру, сливают в Европе (там цена в 2,5 раза дороже), обратно везут под заказ товары с tax free. За счет того, что ездят слишком часто, то все стоят в красный коридор почти, а от того и время на офомление тратится больше.
Простояли мы в хвосте очереди примерно полчаса, не сдвинулись ни на дюйм! В это время ко мне подошел поболтать «сосед» по пробке. Мужик подошел очень неуверенно, стесняясь. Основной вопрос на его недоумеващем лице оказался: «А вы что на такой машине тоже в очереди стоите?». Позже в разговоре выяснилось, что существует нехорошая платная услуга, когда кто-то занимает с утра очередь, потом «заказчик» приезжает и всего за 10$ вклинивается в очередь. Я уточнил, есть ли такие варианты сейчас, оказалось, что он не знает, где и как, просто знает, что такая схема существует и на его опыте дорогие машины всегда так проходят.
Этот разговор посеял во мне неудовлетворенность происходящим и я побрел пешком в поисках «возможностей» :). В общем, дорога до КПП заняла у меня примерно полчаса (3 км все-таки). На всю очередь стояли всего три машины с российскими номерами (две с 190 регионом и один с московским кодом 777). Обладателем московских номеров был новенький «Х6». Судя по всему, ребята тоже решили выгулять новую машину на родину :). Я подошел к землякам, открыто поделился своей проблемой, что стою в 3 км от них за гигантской очередью челноков и попросил мне помочь преодолеть эту бездну. Договорились на том, что когда ребята доедут до разделителя, где можно вклиниться, позвонят мне, и я долечу до них и мы объединимся. Назад я уже бежал, переживал, что если они сейчас продвинутся вперед, пока я не дошел до машины, то план будет провален. Но я успел, все нормально. Еще даже минут 20 посидели в машине.
Ребята позвонили, я врубил фары и попер в объезд мимо озлобленных взглядов в стиле «ну как всегда» прям до земляков, держащих для меня окно. Мы вклинились, все отлично. Жена с ребенком на руках вышла из машины подышать воздухом, соратники-москвичи ахнули от увиденного и сообщили, что мы лошары и вообще зря стоим в очереди, мол с детьми до трех лет проход без очереди. Маневр с объездом оказался в целом напрасным, и так имели право, но хоть возмущенные взгляды рассеялись :). Но дальше подъехать было физически мимо затора невозможно, только если не по встречной за бетонным ограждением, что было бы совсем наглым с моей стороны. В общем я снова пешочком пошел до КПП. Поговорил с польским пограничником, что еду с ребенком. Он позвонил биг-боссу, я слышал только «малюткО, русише» и так далее :). Вернулся и сообщил, что мы можем проехать по полосе VIP/BUS, но до нее нужно протолкаться через эту пробку еще метров 100. По встречной нельзя. Еще минут 20 мы постояли в заторе, потом появилась возможность выйти на эту спецполосу, и так мы попали на КПП.
Поляки очень быстро нас оформили через зеленый коридор. Мы уж обрадовались, что все так славненько получилось. Но радовались рано. Белорусы не запускали на свой КПП со стороны Польши. Позже причина затора стала ясна — если на польской стороне работали параллельно около восьми окон, то со стороны белорусов — всего два (!). Они реально издеваются над приграничными жильцами и туристами… Других слов нет. Это неуважение к собственному народу и гостям страны (да и поведение было хамоватое у сотрудников).
В общей сумме проход границы занял четыре часа. Если бы мы не «оптимизировали» прохождение, то не сомневаюсь, что потеряли бы часов 8-9.
С учетом разницы во времени (+2 часа переводя часы на московское время), было уже шесть вечера. А до Москвы еще 1000 километров. В путь!
Доехали до Смоленска часам к 12, может в первом часу ночи. Дочь спала. Мы так прикинули, чем сейчас ехать до Смоленска (уходить с трассы), заселяться, укладываться, а утром все повторять снова, может проще до Москвы рвануть в ночь? Тяжело, но пробки проскочим. Так и сделали — поехали дальше.
Ехать ночью после такого дня было, конечно, тяжеловато. Три раза я останавливался поспать по полчасика, потом вновь продолжал движение. Семечки помогали не уснуть. Но тут уже не так спать хотелось, как очень сильно устали глаза.
В шесть утра мы были дома, доехали без пробок. В итоге восемь часов сна и еще полдня впереди, а силы уже восстановлены. ДОМА! :)
Расход топлива: в отношении расхода топлива вождение было в стиле «Fuck the fuel economy», так как в матрице ценностей самым ценным ресурсом было время. На участках с умеренной скоростью в Польше расход (граница—Белосток) 11,7 л, а Варшава—Берлин по автобану — 15,5 л (160-165 км/ч). Общим итогом за весь пробег средний расход получился 13,2 литра.
Популярность «ТЛК-200» в Европе: на всем протяжении по маршруту от Москвы до Берлина мы не встретили НИ ОДНОГО «200-го» или «Прадика». Я уже думал, так и не увидим. Но, недалеко от места, где мы припарковались у Рейхстага, на парковке обнаружили собрата, и тоже на московских номерах :). Позже в Праге встретили уже несколько «Прадиков» на украинских номерах и одного на российских. И, как ни странно, первого 200-го (дорестайл) мы встретили на трассе под Братиславой. Логика, в принципе, есть — чем хуже дороги, тем ближе потребность в таких машинах. В общем, машина у нас для Европы необычная :).
Почти брат-близнец под Рейхстагом, разве что не браунстоун :).
А вот и наш пепелац стоит, все по правилам =).
ПОТЕРИ: такой пробег по трассе не обошелся без повреждений ЛКП. Отмыв по возвращении машину, я нашел один маенький скол на боковой двери и маленькую пробитую дырочку на обтянутом пленкой капоте. Пленка со своей задаче справилась, в целом, я считаю, отлично! Всего один маленький скол и тот очень аккуратный, часть удара на себя взяла пленка. Местами на пленке остались прям бороздки (по касательной). Страшно представить, что бы было с капотом, если бы пленки не было. Также на лобовике остались два небольших скола, надо будет сделать (без замены лобовика).
МУХИ НА КАПОТЕ/БАМПЕРЕ: отдав за автомойку по возвращении 1 900 руб. (900 руб. комплекс с пылесосом и влажной уборкой + 400 руб. воск + 600 руб. кондиционер кожи), я остался очень недоволен результатом — мошки почти не отмылись. Мойщики развели руками, мол, не отходит. Решетка радиатора выглядела просто ужасно, вся в разводах и пятнах. Я попробовал попшикать фары средством для мытья стекол, приобретенным где-то на АЗС в Польше. Не с первого раза, но после обильного поливания и оттирания микрофиброй, мошкара стала поддаваться. Таким же образом я поступил и с передней частью капота — почти все отмылось. Решетка радиатора засияла оригинальным блеском, на ней не осталось вообще ничего. Сильно усердствовать не стал, в следующий раз поеду на мойку, предварительно попшикаю на капот/бампер/фары, чтобы откисли, а уж потом мыться. За пару раз уже все отойдет, надеюсь.
ЦЕНА ВОПРОСА:
Итого: 88 600 рублей + шопинг, но это уже совсем другая история :).