|
Поездка к Адриатическому морю по маршруту: Белгород—Минск—Брест—Варшава—Берлин—Дрезден—Прага—Венеция—Вена—Краков—Белгород, с 30 июля по 20 августа 2014 г.
Предисловие:
Рискну предположить, что всех «жителей севера, и приравненных к ним районов», рано или поздно тянет к морю. Так и нас, изголодавшихся по тёплому солнцу жителей Камчатского края, позвала в дорогу тяга к новым приключениям. Со времени нашей последней поездки на автомобиле в Болгарию прошло уже 2 года. https://travel.drom.ru/21866/ Маршрут нам тогда понравился, и мы запланировали на 2013 г., открыв опять Болгарскую визу, покататься по Балканскому полуострову. Реализовать планы в 2013 г., правда, не получилось, и поездку перенесли на 2014 год. Очень хотелось уделить больше внимания Румынии, пересечь Карпаты по Трансфэгэрашскому шоссе, заехать на оз. Охриз в Македонии и отдохнуть на море в Черногории. По мере приближения летнего сезона, из-за известных событий, ехать через территорию Украины в балканские страны стало рискованно. Вернее, невозможно. Как вариант, оставалось ехать через Польшу — но тогда нужно было открывать шенгенскую визу. В итоге планы решили пересмотреть и, открыв итальянскую визу, отдохнуть недельку на море в районе Венеции. А заодно по пути посмотреть на красивейшие города Европы. Ну и заменить Трансфэгэрашское шоссе на Гроссглокнерштрассе.
В своём рассказе я почти не буду мучить читателей экскурсами в историю. Кому интересно — читайте Википедию. Только личные впечатлениями и факты. Может, кто-то решит, что это очередной отчет «галопом по Европам»? Ну и пусть! Как поется в песне: «Каждый выбирает для себя…»
Немного о машине:
Наша семнадцатилетняя праворульная Тойота Камри Грация, https://reviews.drom.ru/toyota/camry_gracia/79787/ с двигателем 2,2л в 140 л.с., несмотря на свой предпенсионный возраст, внешне выглядит пока очень достойно. А вот здоровье её уже пошаливает, несмотря на то, что пробег ещё не перевалил за первую сотню. Сказываются регулярные простои по году и более. С 2008 г., авто используется исключительно в автопутешествиях и в кратковременных командировках и хранится на «большой» земле. Правда, в обслуживании ей никогда не отказывается. Любой узел, едва попавший под подозрение, я сразу ремонтирую или меняю. Основные трудности эксплуатации заключается в «квартировании» далеко от места проживания. Отсутствие «своего проверенного» сервиса, пожалуй, главная проблема. Всегда чувствуешь себя как бы в дальней дороге, где надежда только на удачу и собственные силы. В этот раз, по приезде, пришлось в очередной раз заправить хладагентом кондиционер. Много лет я искал утечку и только в этом году понял, что она идет через компрессор (что и подтвердилось в середине поездки).
Экипаж машины боевой: Нас трое. Мы с супругой (40+) и сын (уже 19 лет). Сын получил права почти год назад и дома уверенно и безаварийно водит Ниссан Теану. Ехать в путешествие не очень-то и хотел, но согласился с условием, что за рулем будет сидеть именно он. (И действительно, он отлично справился с задачей, проведя за рулём более трёх четвертей пути, чем очень облегчил задачу мне как водителю).
Визы: Живем, увы, вдалеке от визовых центров. Наши камчатские турфирмы, либо отказывались делать визы без покупки тура, либо хотели очень много денег (ведь делают их сами через посредников). Поэтому пришлось делать визы через московскую турфирму. Прошлый раз я покупал готовый тур и делал Болгарские визы через турфирму журнала «За рулём». http://www.zr.ru/corp/travel/ Тогда все прошло нормально! Подумав, что «от добра, добра не ищут», опять обратился к ним. Списались, созвонились… Купил опять готовый тур, только подкорректировал под себя даты и немного изменил маршрут. Часть отелей я сам забронировал через Букинг. Выбирал трёхзвездочные с высоким рейтингом (как оказалось впоследствии, высокий балл ещё не гарантия качества). Вторую часть забронировало «За рулем». Так же агентство взяло на себя оформление страховок жизни и зеленой карты. Всё это, включая цену виз, вошло в стоимость тура. Возможно, делая всё самостоятельно, мне бы удалось сэкономить энную сумму денег. Но из-за удалённости выхода у меня другого не было…
Прочие сборы: За годы поездок в Краснодарский край, Крым, Украину и Болгарию, машину мы уже довольно плотно упаковали. Стараемся возить как можно больше, но без фанатизма и внешних «гробиков» на крыше, благо багажник позволяет. Всё это живет в машине: пара знаков аварийной остановки и огнетушителей, светоотражающий жилет, пара аптечек (авто и бытовая), инструменты, ремень ГРМ, прикуриватели и прочий ЗИП. Из туристического хлама: пляжный зонт, пляжные коврики, надувной матрац, комплект посуды, комплект постельного белья, преобразователь 12-220 (в данной поездке не понадобился, т.к. появилось великое разнообразие всеразличных USB переходников, разветвителей и кабелей). В эту поездку взяли электрочайник и удлинитель с тройником (теперь будем брать постоянно). Всегда берем в дорогу упаковку воды и термос с кипятком. А в термосумку с продуктами, вместо аккумуляторов холода, кидаем пару замороженных полторашек с питьевой водой (которую после оттайки можно использовать по прямому назначению). На навигатор и смартфон установили по две программы, Навител для езды по России и Белорусии и Igo для забугорья. В «Озоне» заранее заказал разговорники (которые почти не понадобились) и путеводители по городам и странам (без которых никуда!), а так же бумажные карты.
Связь: Поскольку звонить домой много не планировали, специализированные сим-карты и тарифы приобретать не стали (а зря). С родителями договорились держать связь через интернет с помощью программы «Wats app» в местах, где есть Wi-Fi. Роуминг от МТС заработал за границей автоматически. Я сразу отключил в телефоне функцию «мобильные данные», чтобы случайно интернет не высосал у меня со счета все деньги. Но МТС в дальнейшем всё-таки наказал меня за жлобство на кругленькую сумму!
Деньги: основную массу разложил по трем карточкам. Одна вообще неприкосновенна — для экстренного случая. Визой старался пользоваться в России и Белоруссии, а мастеркардом за границей (говорят, у мастеркард в Европе меньше комиссия, чем у визы). В любом случае, обе эти карты от Сбербанка, отлично работали за рубежом. Из налички было только 1300 евро, но большая часть вернулась домой. Самыми востребованными оказались мелкие купюры по 5, 10, 20 евро. Там тоже присутствует проблема разменки.)))
В первый день путешествия мы проехали около семисот километров. Выехав из Белгорода около восьми часов утра, взяли курс на белорусский Гомель, через Курск, Орёл и Брянск. В целом на федеральной трассе трафик был не плотный, а состояние дороги вполне сносное. После Брянска во многих местах идет ремонт дорожного полотна. Где-то даже пришлось плутать по объездам. Тем не менее, вечером мы уже вселились в первый забронированный мною отель в г. Гомель. (Для тех, кому интересно, информацию по посещённым отелям с их плюсами и минусами, я дам в конце отчета!)
На второй день, не спеша, преодолели чуть более трёхсот километров до г. Минск. Очень хотелось, хотя бы мимоходом, посмотреть батькину столицу. Все-таки молодцы белорусы! Активно строят дороги и придорожную инфраструктуру. Все поля обрабатываются, и везде видна хозяйская рука. Вот братьям украинцам бы поучиться (да и россиянам тоже не помешало бы!). От Гомеля до Бобруйска строят четырёхполоску. Сплошные объезды и масса строительной техники:
Трасса Гомель—Бобруйск активно строится.
От Бобруйска до Минска уже идет хорошая многополоска, по которой вполне комфортно держать 120 км/ч.
После обеда, оставив в минской гостинице вещи, мы доехали на машине до станции метро. Далее на общественном транспорте поехали погулять по центру Минска.
В целом Минск понравился, но, на наш взгляд, ему не хватает столичного шарма. Ездить по городу вполне комфортно, т.к. пробок не много. Да и машин собственно тоже… Хотя автопарк довольно свежий и разнообразный. До московского ему, конечно, далеко, но он уж точно лучше, чем в нашей провинции! Вообще, в Белоруссии, по моим наблюдениям, почти не попадается откровенного автохлама.
День третий: Трёхсоткилометровая автострада Минск—Брест вообще пролетела незаметно. Заселившись в гостиницу и передохнув, мы отправились в Брестскую крепость. На подъезде к крепости, идет ремонт брусчатки, и все огорожено. Подъезжающие машины делают круг почета, не зная куда ткнуться. Благо, что рабочие машут руками, вместо знаков показывая, где заезд. С утра, похоже, прошёл дождик, и было очень душно. Поэтому гулять долго на солнцепеке было невыносимо.
Уже вечером помыл машину на мойке и залил полный бак перед Европой. Бензин в Белоруссии чуть дороже, чем у нас. Решили пораньше лечь спать, чтобы часов в пять утра уже быть на границе. Когда я ещё только планировал маршрут, переход первоначально выпадал на воскресенье. Выходные, понятно, не лучшее время для перехода границы, но что делать, если выпадает? Но когда турфирма делала визы, я попросил по возможности запросить у посольства лишний день «на доезд до места отдыха», чтобы въехать в шенген на день раньше (дни позволяли). Кстати, Италия без проблем дает по одному лишнему дню к визе в начале и в конце поездки. Визовый центр прислушался к моей просьбе и дал ещё один лишний день в начале! И несмотря на то, что мы оформляли шенген впервые, сразу дали мульт на три месяца вместо однократной визы. Я тут же перебронировал отели в начале путешествия, добавив Берлин на один день, т.к. он был как раз по пути маршрута. Ну а, следовательно, перейти границу мне выпадало уже на утро субботы! Зная, что белорусы в субботу массово мигрируют в соседнюю страну, я предполагал, что могу зависнуть на погранпереходе надолго! Но чтоб на столько!? Никогда не планируйте переход на утро субботы! По возможности, конечно!...
В четвертый день, 2 августа, минут без пятнадцати пять утра, мы упёрлись в хвост большой очереди погранперехода «Варшавский мост»! Т. к. наш путь лежал на Варшаву, я не поехал на альтернативный п/п «Домачёво». И, наверное, зря! Очередь двигалась очень медленно! Тут произошёл инцидент, который характеризует нас, «рождённых в СССР», как маловоспитанное быдло. На переход начали запускать очередную партию автомобилей. Я вижу, что машины впереди поехали, но несколько машин передо мной продолжали стоять! Где-то сзади раздались несдержанные гудки. «Кто-то заснул, наверно! Пойду, разбужу!» — произнес я. Вышел из машины и обошёл пару автомобилей. Поляк крепко спал за рулём своего «Пассата». Я постучал в стекло, он проснулся и начал заводить машину. И в этот момент вся задняя очередь, не дождавшись, поехала! Одновременно! Слева и ещё левее! Как на старте «формулы 1». Благо, что сын, видя такой расклад, (благо за рулем сидел в этот момент он) нажал газ! Вот так, за добрую инициативу, я чуть было не очутился опять последним в очереди. Всё это действо длилось не более минуты. Через пару дней, уже в Берлине, я ехал за трамваем, который шел посредине улицы. Трамвай остановился, но пассажиры почему-то не выходили. Все машины встали в ожидании этого момента. И только спустя пару минут, поняв, что ситуация нештатная, начали аккуратно объезжать по встречке…
В итоге на границе мы простояли семь часов! Для меня это был личный антирекорд. Хотя вроде бы все службы работали очень быстро, и никто в досмотрах рвения не проявлял.
По Польше время потянулось медленно. Сплошные ограничения скорости из-за населенных пунктов. Двести километров до Варшавы, ехали больше трёх часов.
В поисках отеля Игоша немного заплутал, но как ни странно, Навител вывел нас точно в цель. Из-за раннего пробуждения и нудного сидения на границе стала сказываться усталость. К тому же термометр показывал +35С. О том, чтобы идти по историческим местам города, не могло быть и речи! Поэтому, попив чайку в номере и отдохнув, мы окунулись в прохладу торгового центра, который находился неподалёку! При входе в один из магазинов, нам навстречу попалась группа соотечественников, один из которых в сердцах бросил фразу: «Пипец Европа! Цивилизация блин!». Не знаю, что вызвало в нем такие эмоции, но эту его фразу я в дальнейшем вспоминал ещё не раз…
На пятый день, позавтракав, мы двинулись на Берлин!
От Варшавы до Берлина проложена отличная автомагистраль.
Правда, проезд по ней платный (на польской её части). Мы всегда платили картой. Всего пунктов оплаты было около пяти. На одном из пунктов, нас приметил некий «камуфляжный человечек» и указал на обочину, где стоял микроавтобус с какой-то «secret service» без опознавательных знаков. Что это были за службы, я так и не понял, но не полиция это точно! Проверили все документы, визы, заглянули в багажник. Потом пробили нас по базе (или внесли туда) и отпустили. Это была единственная остановка представителями власти на всём протяжении пути.
Следующий сюрприз нам подкинул уже автомобиль. В какое-то мгновенье на несколько секунд дико завизжал ремень под капотом. Салон сразу наполнился влажным воздухом, и замигала кнопка кондиционера. Отключив его, добрался до ближайшего съезда с магистрали. Подняв капот, я немного успокоился, так как всё было на месте, и ремень генератора с кондиционером был цел. Правда, настроение у всех нас упало — при попытке включить кондиционер, двигатель начинало лихорадочно трясти. Компрессор явно клинил, и мысль о том, что впереди ещё две трети пути и жаркая Италия, вовсе не внушала нам оптимизма! У супруги даже проскочила мысль о нецелесообразности дальнейшей поездки, которую мы с сыном, естественно, не разделили. А жара всё нарастала. До +28С было ещё терпимо, но она и не думала останавливаться на достигнутом…
Настало время заправиться первый раз в Европе. Заехав на ближайшую заправку, обнаружили там… очередь!!? Стоять не хотелось и, перекусив в Макдональдсе, поехали дальше. Следующая заправка оказалась очень далеко, и я пережил небольшой стресс, поглядывая на давно горящую лампочку! Когда подъехали к очередной заправке, там оказалась ещё большая очередь! Наконец, отстояв полчаса и залив полный бак, я пошел в кассу оплатить топливо. И только в магазине я понял причину долгого стояния. Три тётеньки, не спеша, обслуживали пятнадцатиметровую очередь. Продавали кофе, алкоголь и закуску, делали хот-доги, брали плату за бензин. А очередь покорно стояла и ждала. За мной на колонке стояла ещё российская машина. Её хозяин спросил меня: «Там всё так плохо?». На что я смог только произнести, покачав головой, засевшую в голове фразу: «Пипец Европа! Цивилизация блин!»
При подъезде к Германии всё-таки Боженька увидел наши мучения — небо стало затягивать тучками, а в Берлине вообще пошёл дождь. (Надо сказать, что всю дальнейшую дорогу, температура больше ни разу не перевалила за +28С. Это дало возможность, относительно безболезненно пережить поломку кондея. Хотя на планы поломка все-таки повлияла!)
Вечером немного погуляли в районе Курфюрстендамм:
Велики — ржавые и полуразобранные, по всей видимости, служат элементом городского дизайна.
День шестой: С раннего утра на машине поехали в центр, где без проблем нашли бесплатную парковку за километр до Бранденбургских ворот. Погуляв пару часов, возвратились в гостиницу — пришло время съезжать. Уже перед тем, как взять курс на Дрезден, мы поколесили по городу, чтобы посмотреть его хотя бы с колёс. Машин по городу ездит не много. Большинство местных предпочитает велосипед. Для последних здесь созданы просто райские условия!
Что не понравилось в Берлине мне как водителю: Даже у нас в России и Белоруссии куда более современные светофоры. В этом городе (да и не только в этом) они без мигающего зелёного и без секундомера. Как-то непривычно: сигнал вспыхивает перед носом неожиданно! И секции дополнительные, бывает, зажигаются только на пару секунд — одна машина едва проскочить успевает. Почему-то я ожидал увидеть в Германии идеальную организацию движения и такие же идеальные дороги. Но в Берлине полно дорог латанных-перелатанных. В общем, есть куда совершенствоваться…
Tiergarten — огромный парк в центре Берлина.
Тридцатьчетверки на тот момент ещё были с красными звёздами на броне.
Вообще, в Берлине по-хорошему нужен был еще один денёк! (Напомню, что мы здесь оказались фактически случайно, ведь первоначально заезжать сюда не планировали). А так, за полдня, мы фактически ничего не увидели. И ещё как назло не вовремя села батарейка в фотоаппарате. Пришлось щёлкать телефоном.
После обеда переехали в Дрезден. До него было часа полтора езды. В немецкой литературе Дрезден получил название «Флоренция на Эльбе», но и за рубежом город широко известен своими памятниками архитектуры в стиле барокко, великолепными собраниями живописи и других произведений искусств.
После заселения в отель пошли гулять по городу, накрутив пешком за вечер километров десять.
Вид с моста через Эльбу на исторический центр.
Седьмой день: Продолжили знакомство с Дрезденом, доехав до центра на машине и припарковавшись за 2 евро/день. Вообще, исторический центр города не очень большой, и за полдня его, не торопясь, можно обойти. Но если затормозиться в многочисленных музеях, то можно смело прибавлять ещё парочку деньков! Кстати, «Сикстинская мадонна» Рафаэля находится именно здесь — в Дрезденской картинной галерее.
Дрезден сильно пострадал в годы Второй Мировой войны. В один из февральских дней 1945 г. американцы превратили его практически в руины. Восстанавливают город до сих пор.
Во второй половине дня мы поехали на «Стеклянную мануфактуру». http://www.glaesernemanufaktur.de/ru/index.html Так в Дрездене называется завод «Фольксваген». Здесь выпускают модель «Фаэтон». Стоит себе в центре города заводик, примерно в квартал протяжённостью. Никакой убогой промзоны нет и в помине! Завод полностью прозрачный. Можно прийти и свободно посмотреть через стекло процесс сборки на конвейере. Фотографировать, правда, нельзя. Есть платные экскурсии на нескольких языках. Почему-то в этот день (вторник) конвейер стоял. Тоже кризис перепроизводства? Мы погуляли по заводу и посидели в кафе, где нас вкусно и недорого накормили. Блюда носят околоавтомобильные названия. Из всех запомнил только: бургер W12. Парковка возле завода бесплатная. Только нужно взять на заводе жетон для паркомата на выезд. Нам вот пришлось возвращаться, после неудачного бодания с паркоматом. Рядом с заводом проложена детская железная дорога. Правда, куда она ведет, мы так и не проверили.
На восьмой день нашего отдыха, мы не спеша поехали в Прагу. Расстояния в Европе небольшие, по сравнению с Российскими. Всего-то нужно было проехать около 150 км. Пейзаж за окном стал меняться. Равнины постепенно сменились холмами. При въезде в Чехию остановились на первой же заправке, чтобы купить виньетку на пользование скоростными дорогами страны. Кстати, (как подсказал мне один опытный автопутешественник) продавцы понимают лучше, вместо слова «виньетка», фразу «роад стикер» или «стикер автострада».
«Прифет тофарисч! Кроны нужны?» — обратился к нам на заправке немец (судя по номерам). Крон пока не было, но я вежливо отказался. «До сфидания тофарисч!» — пожелал он нам, когда мы уезжали. Приятно все-таки. Мы немножко одичали без русской речи в Германии.
Приехав в Прагу, машину загнали на подземную парковку отеля и больше авто не пользовались. Два с половиной дня мы не спеша гуляли по городу.
Ресторан Новоместский пивовар (Novomestsky pivovar), Vodickova 20.
В этот ресторан мы пошли по совету одного форумчанина. Здесь предлагают «пивную карусель». Четыре разных пива по 0,2л, а также блюда местной кухни. Пиво понравилось, всё остальное не очень. Вывод: надо не выпендриваться и брать то, что настойчиво предлагает официант (свое фирменное блюдо). Наверно, только его хорошо и готовят!
Трделник — традиционная чешская ванильная сдоба.
Про Прагу на нашем форуме написано очень много, и нет смысла повторяться и углубляться в историю этого прекрасного города. От себя лишь немного добавлю собственные впечатления: я понял, почему и за что русские люди полюбили столицу Чехии. Здесь действительно нам очень комфортно. По тесным улочкам можно гулять днями напролёт, каждый раз открывая для себя что-то новое! А архитектура! Она просто бесподобна! Минимальный языковой барьер помогает в общении с продавцами сувенирных лавок и в ресторанах! Очень многие чехи неплохо калякают по-нашему. Всюду слышна русская речь. Ну и цены здесь чуть более демократичные, чем в странах бывшего каплагеря. А ещё здесь очень вкусное и недорогое пиво! И его много:). А вот с едой нам как-то не везло. (Про впечатления от европейской кухни, я напишу в итогах отчёта).
9 августа, на одиннадцатый день нам предстоял довольно дальний переезд до Италии (более 850 км). Но пролететь его по автобану было бы скучно, и мы ещё дома запланировали перевалить через Альпы по высокогорной дороге Гроссглокнер, что, конечно же, сказывалось на времени пути. Поэтому, выписавшись из гостиницы в пять утра, мы ещё затемно покинули столицу Чехии, взяв курс на австрийский Зальцбург.
Ехали в основном провинциальными дорогами. При въезде в Австрию пришлось тоже заезжать на заправку за виньеткой. Купил на 10 дней, чтобы хватило на обратную дорогу. Виды за окном были один другого лучше! Аккуратненькие дворики, ухоженные обочины. Всё как на картинке, в очень насыщенных цветах. Дальше до Зальцбурга вышли на автостраду. Тем временем горы стали наступать со всех сторон.
При подъезде к Альпам начались альпийские луга. Наверно, все видели рекламу шоколада «милка»? Вот и здесь, точно один в один, такие же игрушечные виды. Только коровы не фиолетовые, а рыжие! И что интересно, лазят эти коровы по отвесным склонам, как горные козлы! Перед перевалом заправился до полного бака, так как в Италии самый дорогой в Евросоюзе бензин. Заплатив за въезд на Гроссглокнер 34 евро и получив буклет на русском языке с памятным стикером, мы полезли по серпантину вверх. На трассе очень много машин, в том числе и раритетных, а так же мотоциклов и велосипедистов. В воздухе витает запах горелых колодок.
Наверху, несмотря на хорошую погоду, было +10С.
Мы, камчадалы, хоть и избалованы видами красивой природы, но эти альпийские красоты нас о-очень впечатлили! Гроссглокнер это одна из туристических достопримечательностей Австрии, проходит по территории национального парка и уходит ввысь на 2600 метров.
«Милки» бегают по склонам лучше горных баранов...
На спуске, чтобы ни перегреть тормоза, переключал автомат с L на 2 и обратно. Так и спускались. Уже когда основной спуск закончился, переключился на D. Правда, долго так не проехали: почуяв инородный запах, решили тормознуть и проверить тормозные диски с колодками. И тут из-под машины повалил дым. Клубы дыма! К колесному диску в районе подшипника, было невозможно приложить руку. Пришлось минут двадцать курить и ждать пока всё хоть немного остынет.
Кому-то руль и дорога, а кому каяк и горная река!
Въезд в Италию
Так потихоньку, то спускаясь, то подымаясь, пересекли границу с Италией. Покружив ещё с часок по серпантинам, наконец-то, выехали на платную магистраль. Набрав 130, буквально за часа полтора, проскочили оставшиеся километры. Правда, на съезде с автобана я замешкался (т.к. был ремонт развязки) и проскочил его! Пришлось пилить лишних километров двадцать до следующего. На съезде предстояло впервые пободаться с автоматическим шлагбаумом — пришло время платить по счетам. За всю дорогу до этого приходилось иметь дело только с живыми людьми.
Подъехав к шлагбауму, который принимал наличку и карты, сын сунул талон, полученный на въезде, в единственную щель. На табло зажглась сумма, и открылся лоток для мелочи. Хотели было оплатить монетами — не хватает 1 евро. Ищем щель для карты и не видим, куда её нужно засунуть. А терминал уже начал ругаться по-итальянски. В итоге карту вроде сунули в ту же щель, что и талончик. Оплата в 12 евро прошла и шлагбаум открылся. Недёшево, так сказать… А дальше, в направлении моря, потянулись пробки. Дороги стали очень узкие и переполненные автомобилями. Иногда пробки рассасывались, чтобы тут же возникнуть вновь. Причём природу их возникновения я так и не понял. Добирались эти 40 километров почти два часа. В итоге приехали в кемпинг около 19 часов.
Ещё пару часов потратили на заселение и улаживание бытовых проблем в виде неисправной канализации, доплаты за кондиционер и прочее. Хорошо, что персонал худо-бедно изъяснялся на английском, и с собой был итальянский разговорник с готовыми фразами типа: «Мне нужен сантехник». Ещё можно (чтобы обратить внимание персонала на проблему) сделать фотку «с проблемой» на смартфон, и показать на ресепшене (что мы и сделали, сфотографировав вырванную из фена для волос гофру) .
Расскажу поподробней про сам кемпинг. Очень большой по площади. Судя по плану, рассчитан почти на 1000 машиномест. Весь засажен хвойными деревьями. В кемпинге есть бассейн, ресторан и магазин (правда, ленивые итальянцы, открывают магазин только утром и вечером). Основная масса отдыхающих живет в кемперах. С палатками машин поменьше. Также построено много домиков — бунгало. В бунгало есть все, что нужно для комфортного проживания, вплоть до посуды. За кондиционер, Wi-Fi, постельное бельё (мы брали своё), нужно платить отдельно. По вечерам аниматоры проводят развлекательные мероприятия для детей и взрослых.
Соседи у нас оказались немцы — довольно шумная компания! Вообще, в кемпинге немцев была добрая половина. Так же очень много итальянцев. Остальных наций было поменьше. Из россиян, кроме нас, была только одна машина с московскими номерами. Но за неделю мы так с её хозяином и не пересеклись ни разу… И вообще, после Праги, нам не встретилась больше ни одна наша машина, хотя русская речь периодически была слышна.
«Дино-о! Дино-о-о!» Примерно в восемь утра следующего дня, я был разбужен соседскими воплями. Ох, уж эти толерантные немцы! Даже собаку нормально назвать не могут! Или «оно» у них тоже ещё не определилось, кем ей быть: мальчиком или девочкой? И вообще! Кто это придумал, что российские туристы этакое быдло, не умеющее себя вести за границей? Наши туристы — тишайшие люди! По отелю в Праге ещё заметил (где русских была добрая половина), что только немцы могут позволить себе прийти из бара с пивом на место, куда люди приходят за Wi-Fi, сидеть и бухать пиво, занимая место на диванчике и при этом громко ржать и трепаться! И оставлять за собой горы мусора…
А дальше покатила спокойная пляжная жизнь. С утра на море, после обеда куда-нибудь на машине по окрестностям. Подробнее о море: оно довольно теплое (по субъективному ощущению градусов 27, не меньше). Пляж песчаный. Пляжная полоса очень широкая, и довольно пологий заход в воду. Но вода мутноватая, и глазу ну совершенно не за что зацепиться в округе! Пейзаж унылый: удаляющаяся за горизонт полоска пляжа. «Все в Крым товарищи!» — там хоть есть чем полюбоваться!
Курортный городок Лидо де Изоло.
В один из дней съездили в Венецию. Первоначально также в планах было посещение озера Гарда и г. Верона. Правда, осуществить их так и не довелось, так как стала сказываться усталость от переездов. Да и поломка кондиционера сыграла в этом не последнюю роль.
В Венецию выехали с утра. Проехали километров пять на машине до пристани Пунта Саббиони. Поставили машину в тень на стоянке за 5 евро. Далее купили билеты на небольшой теплоход до Венеции. Три билета туда и обратно обошлись в 42 евро. Да-а! Не дешёвый общественный транспорт в Италии!.. Пройдя на пирс, мы опоздали на отходящий теплоход, и пришлось полчаса ждать следующего. Тут европейская благоустроенность вновь напомнила о себе: на пирсе не было ни одной скамейки, как, впрочем, и навеса от палящего солнца! Назад не выйти — билеты уже прокомпостированы. «Цивилизация блин-н!..»
Теплоход причаливает рядом с площадью Сан Марко.
Венеция в августе — большой муравейник! На мостах не протолкнуться.
В Венеции мы прогуляли часа четыре. На большее нас не хватило. Был как назло жаркий день и очень влажно. Чтобы не схватить солнечный удар, пришлось ретироваться. Сейчас с грустью вспоминаю: «Эх-х! Даже не погондолили...» Вообще, в Италии в это время года очень влажно, и жаркие дни переносятся гораздо тяжелее, чем, например, в Крыму. Похоже скорее на Таиланд в весенне-летний сезон. Но сюда ещё надо будет вернуться…
Путь домой.
16 августа. Восемнадцатый день.
Заранее решив выехать пораньше, мы поставили машину рядом с проходной кемпинга. В кемпинге такой порядок: движение по территории на машине разрешается с 7:00. Поэтому, если ты уезжаешь раньше или приехал поздно ночью, то будь добр, поставь авто на общую стоянку у проходной. Придя утром в 6:00 16 августа с вещами на ресепшен, мы обнаружили несколько машин, готовых к выезду. Правда, на ресепшене никого не было, а охранник только пожимал плечами. Сотрудник появился только минут через сорок. Мне отдали оставленный в залог загранпаспорт, и мы выехали в направлении Вены.
Бак был пустой, и пришлось заправляться на автоматической бензоколонке. Тут при заправке чуть другой порядок. Сначала вставляешь в колонку купюру, потом выбираешь вид топлива и заливаешь в бак. Чтобы избежать ошибки, сначала проверили систему на мелкой купюре в 5 евро. И уже после плеснули ещё литров двадцать, чтобы дотянуть до Австрии, где бензин доступнее.
Поскольку с утра мы не позавтракали, через час езды мы свернули с автобана в один из многочисленных карманов. Стоянка была маленькая, и на ней стояло несколько машин, с такими же, как мы, проголодавшимися и обопис…я. Вся стоянка по периметру, зачем-то была опоясана строительной маркировочной лентой, а направление к туалету было обозначено картонками с рукописными буквами WC. Пока мы пили чай, подъехала легковушка коммунальной службы, и вышедший из неё рабочий начал с психом обдирать ленты, а указатели WC скомкал и бросил к переполненным урнам. После этого машина с визгом унеслась. Мне осталось только недоуменно пожать плечами. Поскольку всех нас, гостивших на стоянке, в мгновенье лишили туалета, то каждый решил свои проблемы по-своему: стоящий неподалёку голландец, просто повернулся ко всем спиной и отлил. Его приятель так же не стал себя утруждать отдалением в лес, тоже отлив перед нами. Мы просто опешили... Может, где-то это является нормой, но у нас даже бомж старается сделать это за углом. Пройдя чуть дальше в лесок, мы увидели, что он весь был «удобрен» туристами. Правда, в отличие от России, никаких банок и бутылок в траве не валяется!
Незаметно мы пересекли границу и, проехав в общей сложности около 500 км и приблизительно сорок туннелей, к обеду мы были уже в Вене.
Поселились в отеле в районе парка Праттер, с видом из окна на парк. Фактически это окраина, но до центра на метро минут десять езды. В первый день в центр не поехали, а пошли гулять по парку и осмотрели окрестности вблизи станции метро. Первый и последний раз я почувствовал себя в Европе неуютно, что захотелось даже убрать фотик в сумку — очень много «обдолбанных личностей» бесцельно шатающихся и осматривающих тебя «стеклянными» глазами. Вдоль тротуара лежит пьяный бомж, но полиция его не трогает. А на лавках в сквере отдыхают его приятели.
На второй день поехали на метро в центр и прогуляли в городе до вечера. Город очень красивый, к тому же не маленький, и одного дня хватит только для очень поверхностного осмотра. Здесь всё помешано на Моцарте, о котором здесь напоминает буквально всё! По моему мнению, Вена — один из самых дорогих западных городов. Даже сувенирные магниты здесь стоят минимум 5 евро, в отличие от Венеции с их тремя евро. И так во всём…
Бушу Джоржу (младшему) и Арнольду Шварценеггеру посвящается: в Австрии нет кенгуру!
Всё на доверии: Возьми газету, но не забудь положить денежку!
Фонтан «Высокие струи» и памятник советским воинам. Тут же баянист, шпарит попурри из мелодий советских фронтовых песен.
Двадцатый день. 18 августа.
Утром в 7 часов выехали в сторону Польши, где запланировали ночёвку в г. Краков. В Чехии, которую мы пересекали, пришлось остановиться на заправке, чтобы купить виньетку. Где и сфотографировали нашего президента:
Уже в Польше, на подъезде к Кракову, поляки опять отожгли: мы ехали по четырёхполоске и вдруг уперлись в пробку. Вначале было непонятно, что же случилось? Потом всё выяснилось: при въезде на платный участок очередь выстроилась к пунктам оплаты! Бред! Чтобы полчаса проехать с ветерком, мы сорок минут стояли в очереди. Когда настал час расплаты, сын спросил тётю на кассе, понимает ли она по-русски? Она сказала: «Ноу! Инглиш!» Пришлось ей выразить свое неудовольство на английском, сказав, что «сервис из вери бэд!»
В Краков приехали в обед, и сразу же возникла проблема с парковкой. Паркинг у гостиницы есть, но где-то далеко. А на улице, везде до 18:00 парковка платная. Вот где очень помог русскоговорящий персонал отеля! Девушка объяснила все тонкости парковки, посетовав на строгость в отношении к неплательщикам, и предупредила, что у нас есть минут ПЯТЬ на оплату. Буквально, как Нико Беличу из компьютерной игры GTA, мне в течение пяти минут предстояло: а) найти в незнакомом городе обменник, чтобы поменять 5 евро на злотые; б) попросить кассира, чтобы он поменял купюры на монеты; в) затем найти паркомат и разобраться как это работает; г) дойти до машины и положить талон под стекло. Вуаля! Я без штрафных очков перешел на следующий уровень...
Отдышавшись, мы пошли в город. Здесь у нас была только ночёвка, а город красивый и хотелось хоть одним глазом его посмотреть.
Поскольку в августе стало темнеть довольно рано, вечер мы провели в торговом центре «Галерея Казимир», который находился недалеко от отеля.
Выехали утром в 6:00, взяв курс на границу. Польша встаёт очень рано. В шесть утра жизнь уже кипит на полную…
До г. Радом время тянулось очень нудно: ехали со средней скоростью 50 км/ч, так как на дороге было полно машин и сплошные ограничения из-за населённых пунктов. В Радоме навигатор сошёл с ума, так как идет реконструкция объездной. С полчаса мы плутали какими-то закоулками, прежде чем нашли дорогу. Дальше пошло веселее: начхав на постоянные ограничения, я поехал, как все! Чем ближе к границе, тем меньше машин и тем хуже дороги. К погранпереходу «Домачево» мы подъехали приблизительно в обед. Прошли обе границы очень быстро (минут за тридцать). Никто не лазил по машине и ничего не проверял. Прохождение было омрачено только конфликтом с польским погранцом, который грозился оштрафовать меня на 200 злотых за то, что я без спроса подъехал к пункту осмотра. Видать, у них такая тактика: не замечать тебя в упор и вынудить на нарушение! Правда, в итоге дальше угроз дело не пошло!
Въехав в Беларусь и почувствовав себя почти дома, надавили на педаль газа, набрали 130 и притормаживали только перед камерами. Заночевать решили в Бобруйске, где накануне забронировали гостиницу. Это был один из самых дальних перегонов за весь отпуск, да еще с прохождением границы. Хотя виза по дням позволяла не спешить, у нас были уже куплены билеты на поезд до Москвы и авиабилеты домой до Петропавловска.
20 августа — заключительный рывок!
С утра, выехав из Бобруйска, покатили в сторону Белгорода, через Гомель, Брянск, Орёл и Курск. В Брянской области съехали в лес, чтобы перекусить. Вот где видна разница с европейским лесом! Всё загажено бутылками, банками, пакетами! Я всегда вожу с собой пакет для мусора и никогда не брошу в окно даже фантик! Призываю всех поступать точно так же, иначе скоро невозможно будет без приступа тошноты войти в лес! Обратная дорога вообще ввела меня в уныние. Сколько нам ещё предстоит сделать, чтобы обустроить свою страну! Единственный город, который немного реабилитирует все остальные — это Белгород. Вот за него совсем не стыдно. Еще на подъезде видно, что у области хороший хозяин! Все деревья вдоль трассы побелены, газоны подстрижены, дороги хорошие. При въезде в город, создается впечатление, что ты въехал в один из Европейских городов! Несколько фото Белгорода:
Вечерний Белгород в районе Харьковской горы.
Выводы, ошибки, отели, расходы и прочее
Пройдено 6500 километров. Конечно, путешествие очень понравилось, но впечатления остались двоякие. Я бы не стал идеализировать Европу! Там, как оказалось, не так все хорошо, как принято считать! А у нас соответственно, не все так плохо, как принято говорить! Лично я ожидал увидеть «зализанные» страны с отличной организацией всего и вся! Спору нет, конечно, в Европе и заборы ровней, и травка зеленей (и нам есть чему поучиться), но не всё так идеально… Так же, как и у нас, заглянув за куст в центре столицы, можно увидеть давно лежащий мусор. И бомжи лежат везде на скамейках и лужайках. И за собаками их владельцы не спешат убирать. Как и на Крымских пляжах, бычки здесь принято закапывать в песок. А в пивбаре, несмотря на знак «курение запрещено» стоит дым коромыслом!
Ещё перед поездкой перед мной стоял вопрос: в чем ехать и в чем ходить по европейским городам (в плане одежды). Из туристических форумов я прочитал, что в «Европе одеваются удобно». Немного уточню от себя: в «Европе одеваются бедно». На европейских женщин жалко смотреть! Нет праздника для глаз. Причем, чем дальше от России, тем всё запущенней...
Европейская кухня и продукты
Можете кидать в меня помидорами (хотя говорят, что о вкусах не спорят), но их кухня нам не понравилась! Вернее, не то, чтобы не понравилась, сколько не произвела впечатление! В силу своего материального положения я не привык питаться в фешенебельных ресторанах, предпочитая заведения среднего и чуть ниже среднего ценового диапазона. Дешёвые «тошниловки» я тоже обхожу стороной, так как беспокоюсь о здоровье своей семьи и себя. Раз в день нам приходилось питаться в общепите. Всегда старались брать разные блюда, чтобы попробовать как можно больше разного. Ведь гастрономия всегда для меня была важной частью любого путешествия. За весь наш путь у нас ни разу не «выстрелило» ни одно блюдо. А пиццу и в России умеют делать не хуже, чем на исторической родине. Весь отпуск мы с грустью вспоминали Болгарию. Вот те ребята явно знают толк в еде! В этом путешествии нас вкуснее всего кормили в… Белоруссии! Вот что лично мне понравилось в Европе, так это большой ассортимент вкусного и недорогого пива (особенно в Германии и Чехии).
Что касается цен на продукты, то слишком сложно обо всём рассказать в рамках отчета. Самые дорогие продукты, на мой взгляд, в Италии (именно здесь нам больше всего пришлось их покупать и готовить). Просто шоковой для нас показалась цена на фрукты, которые выращивают тут же. Хочу развеять миф, о котором слышал у нас по ТВ. Дескать, в Европе, если фрукты начинают гнить, их тут же снимают с продажи, чтобы отправит в утиль. Ничего подобного! Они лежат себе и гниют, и мушки дрозофила кружатся над ними роем. И лежат они так, видать, подолгу…
Итальянцы уделали всех также по цене на мясо и хлеб! Вообще, хлеб в Европе дороже, чем у нас.
Дело Довганя живет и побеждает! (помните, был такой российский бренд?)
Не уверен, что действительно краб камчатский, но приятно...
Магазин в Лидо ди Изоло (хотите яблочки за 5,6 евро?)
Связь и интернет:
Европа и халява — понятия несовместимые. Это у нас, зайдя в любой торговый центр или метро, можно найти точку доступа с бесплатным интернетом и проверить почту или воспользоваться WhatsApp. В Европе, за редким исключением, такой возможности нет. Самая «тяжёлая» ситуация в Германии. Даже если заявлен бесплатный Wi-Fi в отеле, не факт, что он будет. Именно там я и попал «на бабки». Нужно было решить несколько внезапно возникших вопросов по работе. Решив, что я не обеднею от нескольких СМС, я воспользовался роумингом от МТС (специальных тарифов для путешественников, я не подключал). Так же, подключив «мобильные данные» на смартфоне, я скинул несколько сообщений по WhatsApp. В итоге на следующий день мой телефон отключился от сети. Уже в Чехии, зайдя в Макдональдс (вот он один из немногих источников халявного инета), я проверил свой лицевой счёт в МТС. На счету значилось без малого минус пять тысяч рублей! И это за десяток сообщений (ни одного звонка или отправленной фотографии)! Поэтому, ребята, не повторяйте наших ошибок и покупайте дома симку с тарифом для международного туризма.
Отели в пути:
Гомель: «Сити Отель» 3*. $92 или 3 640 руб. за два 2-х местных номера. Моя оценка 5 баллов.
«+» Современный интерьер, безукоризненная чистота. Вежливый персонал. Кондиционер. Отличный вай-фай. Кафе при отеле, где могут покормить вкусно и не дорого. Идеален для путешествующих в Европу из России со стороны Орла для комфортного ночлега! По соотношению цена/качество вне конкуренции!
«-» Не могу придумать ничего! Пожалуй, можно покритиковать лишь «фиксированный» завтрак.
Минск: Гостиница «Спорт-тайм» 2*. $85 или 3 363 руб. за трёхместный двухкомнатный номер. Моя оценка 4.
Вид из окна минской гостиницы.
«+» Новый отель. Чисто и тихо.
«-» Минимализм во всём. В кафе не принимают банковские карты. При этом завтрак не включен в цену. Отсутствует инфраструктура в шаговой доступности. Навигатор не знает, где это находится.
Брест. Гостиница «Энергия» 3*. $108 или 4 272 руб. за трёхместный двухкомнатный номер. Моя оценка 3.
«+» Удобное месторасположение. Недалеко до крепости и границы. Порекомендовал бы транзитным путешественникам. Есть вай фай в фойе. Есть холодильник. В целом обстановка немного совковая, но вполне удовлетворит не очень требовательного туриста.
«-» Тремя звёздами не пахнет. Дороговато на мой взгляд. Персоналу неплохо бы знать, что запах мочи в туалете удаляется не дезодорантами и проветриванием, а полноценной уборкой! Стоянка для авто платная.
Варшава. «Centrum Barnabitów» 3*. PLN 363 или 4 344 руб. за 3-х местный номер. Моя оценка 5.
«+» Современный интерьер. Чисто. Русский тв канал. Вежливый персонал. Хороший вай-фай. Есть холодильник, чайник, чай. Вкусный завтрак. Идеален для путешествующих в Европу из России для комфортного ночлега! Рядом большой торговый центр.
«-» Худые подушки. Стоянка авто платная.
Берлин: «Kurfürst am Kurfürstendamm» 3*. € 99 или 4 947 руб. за 3-х местный номер. Моя оценка 4.
«+» Старинное здание. Красивый вид из окна. Удобное расположение. Уютный и просторный номер. Хороший завтрак. Русскоязычный персонал. Дают карту города. Бесплатная парковка. Хоть и хреновенький, но бесплатный Wi-Fi.
«-» В 6 утра начался грохот на стройке по соседству. Лифт до 4 этажа. Далее пешком. Трудно найти парковочное место. Отсутствует русскоязычный канал ТВ.
Дрезден: «Hotel Amadeus» 3* (бронировался турфирмой). 2-х местный номер с дополнительным местом. Моя оценка 2.
«+» М-м-м… Пожалуй, чисто и завтрак неплохой. Бесплатная парковка.
«-» Самый неудачный отель на всём пути. Тесно. Душно. Стоит на дороге, и трамвай ходит, такое впечатление, что прям в голове. Далеко до центра. Единственный отель, где в качестве третьего места была раскладушка с худым матрацем. Wi-Fi только за деньги. Отсутствует русскоязычный канал ТВ. Содрали при выезде какой-то сбор.
Прага. «Hotel Оlsanka» 3* (бронировался турфирмой). 3-х местный двухкомнатный номер. Оценка 4.
«+» Близко от центра. Русскоязычный персонал. Четыре канала русскоязычного ТВ. Есть Wi-Fi в фойе. Недалеко торговый центр и супермаркет.
«-» Состояние уже не новое и слегка запущенное. Нет холодильника. Парковка при отеле около 600 руб./сутки.
Италия: Кемпинг «Сavallino» 4* (бронировался турфирмой). Моя оценка 4.
http://www.campingcavallino.com/en-venice/accommodation/holiday-village/baia-lux
«+» Возможность пожить в хвойном лесу у берега моря. В домике есть всё.
«-» Не идеальный по чистоте домик. Плохая шумоизоляция. Отсутствует русскоязычное ТВ. Далековато до курортной инфраструктуры. Не пунктуальный персонал. Птички размером с курочку гадят на машину сверху (тент желателен).
Вена: «Austria Trend Hotel Messe Wien» 3* (бронировался турфирмой). Оценка 5. Забронированного номера не было в наличии, поэтому нас заселили в два 2-х местных смежных номера.
Вид на Праттер из окна отеля в Вене.
«+» Современный интерьер, безукоризненная чистота. Кондиционер. Холодильник. Отличный вай-фай. Рядом городской парк Праттер. В 10 минутах ходьбы есть станция метро. На ресепшене оказалась русскоговорящая девушка.
«-» Отсутствует русскоязычное ТВ. Дорогая парковка в соседнем паркинге (даже со скидкой от отеля, около 900 руб./сутки). При этом пятиэтажный паркинг заполнен примерно на 1% и стоит весь пустой.
Краков «Hotel Kazimierz» 3* PLN 307 или 3 673 руб. 3-х местный номер. Оценка 3,5
«+» Месторасположение отличное! Недорого. В шаговой доступности исторический центр и торговый центр «Галерея» Хороший вай-фай. Русскоязычный персонал. Русский ТВ канал. Холодильник, чайник. Дают карту города.
«-» В трехместном номере только один стул. В номере неприятный запах. Гардина над окном висит «на соплях», что страшно трогать шторы. Номер требует ремонта. Вид из окна удручающий! Санузел очень тесный. В душевой кабинке нет даже полочки! Проблема с парковкой, которая вроде есть, но где-то далеко.
Бобруйск. Гостиница «Юбилейная» (на Букинге не представлена. Бронировал на www.uhotel.by) 2500 руб. Оценка 3.
«+» Огромный по площади двухкомнатный полулюкс. Довольно бюджетно.
«-» Wi-Fi не работал. Нет завтрака. Полный совок во всем: Back in USSR! Но для транзитной ночевки подойдет.
Дорожная полиция:
За время поездки не был остановлен ни разу, кроме описанного выше случая. Старался не нарушать, хотя признаюсь, очень трудно держать скоростной лимит в Польше. На обратном пути я, после того как двести километров ехал почти четыре часа, в конце концов начхал на постоянные ограничения и поехал со скоростью потока. Поляки сами не очень-то дисциплинированы в этом плане. Полицейские засады с радарами были замечены на провинциальных дорогах Польши и Италии. В Италии встречные водители предупреждали о засаде миганием фар. Уже дома пришёл один штраф из Белгорода на 500 рэ за превышение скорости.
Отношение к русским:
Несмотря на сложную международную обстановку, мы ехали в Европу без страха. Чего нельзя сказать о наших родителях, которые, конечно, за нас переживали. В общем, никакого негативного отношения к нам нами замечено не было. Простые жители Европы, вообще, далеки от политики и очень доброжелательны. Да и по телевидению, там гораздо больше внимания уделяют Израильско-Палестинскому кризису и эболе.
А вот повышенное внимание к нам мы заметили. Порой это даже начинало раздражать. Пока машина стояла в кемпинге, её всегда с любопытством осматривали, стараясь заглянуть внутрь. Не знаю, что их интересовало больше? Хоть и не являясь шедевром дизайнерской мысли, она, конечно, выделяется из серой сеато-пассатовской массы. Может их вводило в ступор отсутствие руля в привычном месте? Или российские номера? После осмотра машины, часто следовал скользящий взгляд в открытую дверь бунгало. Как будто там ожидали увидеть как минимум трёх медведей в шапках ушанках. На трассе та же история. Если тебя обгоняет машина, пассажир часто выворачивает голову в твою сторону. Особо любопытным даже пару раз пришлось приветственно помахать рукой. На обратном пути, в Кракове, утром на капоте обнаружили хаотически валявшиеся нарванные цветы с соседней клумбы. Так и не поняли, что это был за жест…
Ну и немного о расходах:
По прошествии нескольких месяцев всего не вспомнишь, но основные траты следующие:
Бензин: Израсходовано 587 литров. Пройдено 6500 км. Средний расход около 9л/100км. Всего 422 евро + 10150 руб.
Жильё: Гомель, Минск, Брест, Варшава, Берлин, Краков, Бобруйск (всего 7 ночей)— 26800 руб. (оплачивал их с карты, поэтому удобнее сказать в рублях).
Дрезден, Прага, Каваллино, Вена (всего 14 ночей) — 2663 Евро (когда оплачивал путёвку, курс был 46-47) В эту цену так же вошли три визы, страховки и гринкарта.
Платные дороги: По Польше всего 1250 рублей. Виньетки Чехии и Австрии — около 30 евро. Гроссглокнер—34 евро. Италия 30 евро.
Парковки: Всего около 4550 руб. (Самая дорогая в Вене. Почти 900 руб./сутки. В Праге — 600 руб./сутки)
Прочие расходы: Оплата кондея и вай-фай в Каваллино (45+15 евро). Туристический (или какой-то там) сбор в Дрездене и в Италии (вроде по 8 евро). Общественный транспорт: Катер в Венецию 42 евро, Трамвай и метро в городах, сейчас уже не вспомню. Сколько проели и прокутили тоже не скажу, так как чеки сохранились не все! Да и потребности у всех разные!
Пожалуй, пора заканчивать! Удачи на дорогах!
С уважением,
41reg.