Палаточные слушатели воды. Эпизод 1

Палаточные слушатели воды. Эпизод 1

26.06.2024 | 6833 просмотра

К читателю.

Приветствую всех читателей, писателей, автотуристов и авантюристов! Предлагаю вашему вниманию серию отчётов о наших семейных автопутешествиях в интересные места на Европейском Юге России. Формат нашего отдыха — преимущественно палаточный. Мы останавливаемся (там, где ещё не запрещено) недалеко от присутствующей на данной местности водной стихии, будь то море, река, водопад или даже ледник, что и определяет общее название этих публикаций — «Палаточные слушатели воды». В отчётах, помимо основного описания мест нашего пребывания, я постараюсь ответить на вопросы «Где?» и «Как?». Где находится место, где устроили стоянку, где поблизости природные или исторические достопримечательности, где пополнить запасы топлива, воды и продуктов? Как доехать до места, как прожить так, чтобы путешествие было в удовольствие, как сходить в путешествии в поход, как обеспечить себе комфортные условия проживания? На вопрос «Зачем?» отвечу один раз — мы любим так отдыхать и сознательно выбираем такой формат. То же самое касается и эпизодов с выездами на лёгкое бездорожье — «спецучастки». Едем, чтобы где-то сократить путь, где-то доехать до чего-то интересного или проехать по интересному маршруту и, пробуя свои силы в этом щекотливом мероприятии, хоть немного испытать технику в среде, для которой она была сконструирована. В конце концов, для раскрытия потенциала, не на гоночный же трек ехать на внедорожнике.

Отчёты несколько разнесены по времени, и кто-то обвинит меня в некой их несвоевременности и несвежести, — таковы уж нюансы моего «творческого пути». Тем не менее, актуальность на данный момент большинства посещённых нами мест всегда можно проверить, поискав нужную о них информацию в Сети. Природные красоты навряд ли поменяют своё расположение, а вот изменения в сервисе предоставляемых услуг возможны. Но «самое страшное, что может случиться», когда открытое для доступа место вдруг становится закрытым для свободного посещения. Так, например, случилось с горой Большое Богдо в Астраханской области: подниматься на вершину горы запрещено, проход по её склонам только по обозначенному маршруту. А ведь до создания Богдинско-Баскунчакского заповедника в 1997 году, этот крохотный горный массив, выросший посреди гладкой как стол степи, можно было беспрепятственно исходить вдоль и поперек вплоть до начала 2000-х. Так что хочется воскликнуть: «спешите видеть»!

Этот отчёт посвящён нашей самой первой поездке на Кавказ, в которой мы только пробовали палаточный быт, подмечая достоинства и недостатки такого отдыха, испытывали кемпинговое снаряжение и грузовые возможности автомобиля. Кстати сказать, приобретённый в это время Suzuki GV (2.4л МТ) стал своеобразным провокатором на такой вид путешествий и отдыха, всем своим видом и техническими возможностями буквально призывая отправиться куда-нибудь подальше от асфальтовых дорог. Подальше мы, естественно, ехать опасались — новый автомобиль жалко, да и опыта езды вне асфальта совсем никакого. Тем не менее, в наше первое путешествие был совершён авантюрный выезд на лесные горные дороги близ станицы Шапсугской. Но что из этого получилось, и какие выводы были сделаны, читайте ниже.

В тексте будут встречаться слова «бездорожье» или «внедорожье». Естественно, в этом случае я имею в виду езду всё же по дорогам (а не вне дорог), пусть они и разного качества и покрытия. Поэтому правильнее с технической точки зрения называть это «вседорожьем», но… Видимо так сложилось литературно, что дороги без асфальта для простоты называют «вне/бездорожье». Как, например, в стихах рок-музыки, обычно большинство алкогольных напитков называют просто «вином», хотя понятно, что это «вино» может быть чем угодно, смотря по контексту.

«Книга рассчитана на массового читателя» — писали в аннотации советских книг, но я, как всегда, адресую этот отчёт прежде всего молодым и начинающим автопутешественникам, желающих попробовать палаточный отдых с элементами автомобильных внеасфальтовых поползновений.

Маршрут: Таганрог — ур. Джилы-Су — ст. Шапсугская — кемп. «Голубая бездна» — Таганрог

От Таганрога до первых очертаний гор Северного Кавказа всего-то около 400 км. «Смешное расстояние — четыре электрички…», однако наши автопутешествия к горным красотам начались с неблизких поездок на Южный Урал.

На тот момент, когда семья стала готова к путешествиям (подрос ребёнок, куплен семейный автомобиль) и многие российские семьи мечтали об отдыхе в Турции, жене в турагенстве неожиданно предложили верховой тур в Башкирию. Ну а раз запахло лошадьми, то жена согласилась молниеносно. Съездили туда в первый раз, нам понравилось, и поэтому следующие несколько отпусков мы проводили на Южном Урале в составе тургрупп, состоящих из любителей лошадей. Мы ходили верхом по хребтам и лесам, ухаживали за животными, попутно познавали нюансы походной жизни. Но всё же это было далеко от дома — поездка на автомобиле из Таганрога до деревни Отнурок (турбаза Малиновка) или до села Кага (турбаза Тенгри), занимала около двух с половиной суток. А приходящий с возрастом жизненный опыт ещё и нашёптывал — нерационально тратить столько времени и сил, чтобы оказаться в горном лесу.

Кавказ притягивал меня доступностью, разнообразием и обилием информации для предварительного изучения. Походный опыт к этому времени уже какой-то имелся. Чего не скажешь про опыт внедорожного вождения автомобиля. Его почти не было. Но где его нарабатывать, как не в «родных» лесах, в бродах, на крутых сыпучих каменистых подъёмах и лесовозных дорогах.

В светлых мечтах о Кавказе я представлял стоянку на небольшой поляне рядом с быстрой холодной рекой, лес и окружение из пиков горных вершин. Этим мечтам суждено было сбыться в последующих наших выездах, чему я был безумно рад, но первое наше автопутешествие по горному Кавказу началось с посещения урочища Джилы-Су. Как раз и отчёт хороший для изучения подвернулся, где автор упомянул и про новую дорогу на Джилы-Су, и про могучий Эльбрус, и про любопытных сусликов. Само урочище славится большим количеством источников нарзанных вод, несколькими высокими водопадами и пешеходными маршрутами к подножию Эльбруса. Самый сезон в этом месте начинается в августе, когда отмерзают и просыпаются все возможные источники нарзана. Ну, а мы отправились туда в начале июня, как позволили обстоятельства.

Автомобиль Сузуки Гранд Витара, 2,4 л (прозвище Герасик). Сын, жена и я — вот и весь экипаж. Дорогу разделил таким образом, чтобы основной пробег по трассе пришелся на ночь, а в Кисловодск прибыть утром. И, естественно, проехать по красивейшей 80-километровой дороге к урочищу в лучах утреннего солнца. На этом участке нет АЗС, поэтому отправляться из Кисловодска на Джилы-Су необходимо с полным баком топлива.


Мои убаюканные родные Всеволод и Евгения


Дорога на Джилы-Су


Дорога на Джилы-Су

Единственный участок, как тогда показалось, отвратительного асфальта от Кисловодска до посёлка Индустрия, преподнёс конфуз. Аккуратный водитель красивого седана прижимается вправо, чтобы пропустить меня. Я начинаю его объезд, и в этот момент переднее колесо Герасика срывается в мокрую глубокую яму и окатывает грязью седан. Вот тебе и «здрасьте»… Останавливаюсь, подхожу с извинениями. Извинения водителем седана приняты с позитивом и даже с юмором по поводу этой ужасной дороги. Чувство неловкости сменяется восторгом от дальнейшего продвижения в горы. В одном месте преодолеваем сильный обвал горной породы. Делаем несколько фотостопов, крутим головами и восхищаемся. Самый захватывающий серпантин перед урочищем проходим в тишине — родные убаюканы дорогой и свежим воздухом.


Головокружительный серпантин

Заплатив экосбор у шлагбаума, въезжаем на территорию кемпинга Джилы-Су. Погода как-то резко меняется, налетает порывистый холодный ветер, и начинается дождь. Закономерный немой вопрос в глазах жены: куда мы приехали? Понятно, что на Кавказ, но мы его ТАКИМ ещё никогда не видели. Надеваю куртку и иду искать подходящее место. Мест для стоянок много, не сезон, но я предпочитаю стать немного в стороне от основного скопления немногочисленных палаток. Первое внеасфальтовое препятствие — проехать по раскисшей грунтовке несколько сот метров и немного вскарабкаться на склон горы. Задание автомобиль выполняет блестяще, и мы останавливаемся на кем-то в прошлом спланированной аккуратной площадке. Видимо, такими строительными работами приходится заниматься тем, кому в сезон уже не остаётся места на ровном участке. Или это такой продвинутый способ устройства стоянки с целью предупреждения затопления палатки дождевой водой. Так или иначе, под дождём и ветром мы с сыном ставим палатку.


Палатку поставили, жена довольна


«Дом построил, быт наладил…»

В кемпинге можно арендовать жилище типа строительного вагончика. Имеется высокое здание, якобы гостиницы, а по другой информации — дом отдыха президента республики, но не функционирующий на момент нашего пребывания. Основной формат здесь палаточники. В разных местах устроены вполне себе уборные-теремки, проведён трубопровод питьевой (талой) воды.

Предыдущая наша вылазка на природу была в район Астрахани, на реку Бузан. В том походе у нас была быстровозводимая палатка-зонтик. Палатка хорошая, однако подходит только для сна и складирования походных вещей. Учитывая, что на Бузане мы стояли целой компанией, и у нас была общая кухня, этот вариант палатки был вполне уместен. В этот раз мы ехали одни, и необходимо было расширять бытовой сектор. Поэтому была приобретена новая палатка Quechua на классических дугах с тамбуром-кухней и большим спальным отсеком на четыре человека. В кухне имеется окно, в котором всегда должна быть видна красота окружающей местности. Из кухонной утвари, помимо чайника, сковородки и кастрюлек, имеются две горелки на ёмких резьбовых баллонах и газовый фонарь, который я пытался использовать в качестве небольшого источника тепла во время ужина. Использование костра в своих походах мы исключили сразу. Запреты, отсутствие дров, ненастная погода, безопасность, время на розжиг — факторы, которые делают использование газа очевидным. Также собираясь готовить в походе, не забывайте брать разделочную доску и половник. Хорошо, что мы взяли с собой турку и небольшой запас молотого кофе. Приготовление утреннего кофе и дальнейшее его распитие до завтрака, на лоне окружающего пейзажа, с этих пор стало для нас ритуалом. Также, как временный вариант, для мытья посуды и гигиенических процедур был приобретён обыкновенный рукомойник, как в моём детстве. Будучи один раз притороченным к кожуху запаски, он так и останется на этом месте в последующих наших походах при отсутствии подходящих для этих целей деревьев.

Поставили палатку и перекусили с дороги, наступает время осмотреться и понять, в какой же красоте мы находимся. Урочище располагается на относительно ровной поляне, окружённой со всех сторон высоченными горами. И лишь широкий каньон, по дну которого между камней протискивается река Малка, оставляет надежду на спасение от мощнейшей энергетики этого невероятного места. Заснеженные и остро-контрастные пики вершин, зелёный ковер разнотравий, уложенный на склоны, россыпь ярких жёлтых лютиков, низко плывущие объёмные тёмно-синие тучи, чистый влажный воздух и где-то в стороне, чуть слышным фоном, шумит водопад.

Наладив походный быт, выходим на прогулку.


Прогулка мокрым вечером

Основная дорога петляет около причудливых острых скал-лилипутов «Зубы дракона» и выводит в каньон, к самым посещаемым местам — ванне для купания в нарзане, источнику тёплого нарзана Жако, водопаду Султан-Су и поверженному мосту через р. Малку.

Ванна с нарзаном вечером слита, но можно посидеть на её дне и «подышать газом радоном», вырывающимся вместе с выплесками воды из небольшого грота, словно как из горла какого-то страшного, но больного и кашляющего каменного чудовища.


Посиделки на дне ванны

Погода меняется очень быстро. Пузыристые тучи, расступаясь, дают возможность выглянуть солнцу, но этот сеанс длится недолго и урочище снова погружается в серость.

По дороге к водопаду Султан-Су и обратно обнаруживаем ещё пару нарзанных источников. Люди придумали им названия — «печёночный» и «глазной». Есть еще «желудочный» и «сердечный». Кто верит в волшебную силу воды, тем эти источники непременно помогут, ну а для всех остальных это хороший ориентир во время прогулок по этой местности.


Жажда Нарзана


Водопад Султан

Вечер в горах совсем недолгий. Я бы сказал, молниеносный. Как будто строгий родитель, заглянув вечером в детскую, просто выключает свет — «клац»! И сразу почти кромешная тьма. Повезло, если взойдёт луна. Но мы сильно не переживаем. В арсенале у нас фонарики на электричестве и на газе. Женю очень беспокоит ночная температура, которая, по отзывам, в это время года опускается до +4. Она и поверить не могла, что на Кавказе летом можно озябнуть.


Тёплый вечер в палатке

Первую ночь жена провела в жутком стрессе, замерзая и укутываясь во все возможные одежды и попутно укрывая Севу, который через некоторое время в полусне стаскивал с себя эти душные вещи. Я с дороги спал крепко, а утром случился серьёзный разговор с женой по методам ночного выживания. Было решено оставить в покое жаркого отпрыска, а нам с Женей просто соединить спальные мешки в один для повышения КПД и балансировки нашей тепловой системы. Молнии на мешках удачно сошлись, и сон жены в общем «коконе» впоследствии наладился. Хотя утро в горах тоже очень контрастное.

После ночных холодов, как только солнце начинает нагревать палатку, в ней долго не поспишь, — душно. После вчерашнего ненастья утро наступившего дня как раз встречало ярким солнцем и чистым небом. Зелень и снег ослепляли. Поляна наполнилась щебетанием птиц и свистом сусликов. Лысо-зелёная гора Сирх звала к себе на склон.


Утренний вид из палатки прекрасен

Но самым откровением была встреча с Эльбрусом. Вид его массива, будто водруженного как-то слева от глаз, просто заставил застыть на месте, пока мозг смог адекватно среагировать на увиденное. Такой громадины не может быть, это какая-то декорация! Фантастическая встреча. Я был поражён! Предвкушение предстоящего похода к подножию горы усиливало переполненные эмоции.


Эльбрус

До обеда мы отправились принять нарзанную ванну — следуя расписанию, она набирается утром и купание отдельно для мужчин и для женщин. Ну а затем предстояло совершить радиальный выход с конечной точкой Каменные Грибы — причудливые останцы вулканического происхождения.


Нарзанная ванна. Мальчики


Нарзанная ванна. Девочки


Тёплые воды нарзана

Взяв перекусить, тёплые вещи и дождевики, около 11:00 выдвигаемся. От сброшенного моста тропа поднимается по склону, с которого становится хорошо видно всё урочище. Нас поражала впечатляющая высота отвесных стен каньона реки Малка и острые пилоны Зубов дракона, «растущие» в ущелье пересохшей реки. Открывающийся вид на высоченные отвесные стены каньона и крохотные очаги быта приезжих, связанные ветками петляющих дорог, заставляли останавливаться и подолгу смотреть вокруг.


Зубы дракона


Каньон и гостиница


Поверженный мост


Тропа на Каяэшик и тупик автодороги на Джилы-Су

Обогнув возвышенность, тропа выводит на перевал Каяэшик, с которого открывается вид на поляну Эммануэля. Вся поляна усыпана яркими лютиками, так сильно выделяющихся на фоне заснеженных вершин синих гор. При переправе через реку Кызылкол по валунам используем сноровку — верёвочный мост пострадал во время паводков. Хотя вверх по течению, недалеко от Серебряного источника, имеется более удобная переправа. На поляне располагается база МЧС, несколько турприютов, а источник Серебряный бьёт прямо в русле реки Кызылкол.


На перевале Каяэшик


Переправа через Кызылкол по валунам


Поляна Эммануэля

Пройдя территорию базы МЧС (проход свободный), тропа начинает круто подниматься по склону и превращается в опасную. Она идёт по краю крутого склона глубокой расщелины с бурлящим потоком молодого кипучего ручья. Обходя камни, нужно быть предельно внимательным, делая каждый шаг. А смотреть вниз, лишь остановившись. На этот раз тропа выводит на следующий плоский этаж — Немецкий аэродром. Удивительно плоское место в окружении сплошной стены горных откосов. Легенда гласит, что здесь была взлётно-посадочная полоса самолётов Люфтваффе. Возможно, немецкие лётчики и могли искусно совершать посадки в «тазик» (а это место и выглядит, будто дно огромного таза), но документальных подтверждений я не нашёл. Видимо, информация засекречена.


Немецкий аэродром


Немецкий аэродром

Пройдя аэродром, выходим на ещё более крутую тропу, проложенную по склону. Впереди нас ждёт преграда из посеревшего, промокшего и колючего снега. Мы неуверенно продвигаемся по поверхности подтаявшего наста, стараясь двигаться след в след, боясь провалиться неизвестно как глубоко. Тут же рядом, совсем ещё ребёнок, озорничая брызгами, скача прямо по камням, несётся откуда-то сверху быстрый ледяной ручей. Сколько ему ещё предстоит работы, чтобы пробить себе хотя бы борозду в этой каменной громадине.


Ручей. Камень. Снег июня забивает сапоги

Пройдя по крохотной долине, снова оказываемся на плоском месте посреди вершин. Условно это место называется Обсидановая долина. Вода разлилась в ней небольшим болотцем. Пришлось снять обувь, чтобы пройти босиком по его травянистому дну. Изрядно усталые, мы подошли к нагромождению горной породы причудливой формы. Некоторые обломки застывшей, но текущей когда-то лавы представились нам в виде античных арок.


Обсидановая долина


Застывшая «лава»


Пора, наверное, назад…

Перекусили и с сожалением констатировали, что последний рубеж на Грибы нам преграждает ещё более обширный снежный завал. Естественно, основная тропа спрятана под глубоким снегом, и поэтому каждый восходитель находит уже свой собственный путь наверх. Немного побродив по глубокому снегу, попроваливаясь, я так и не нащупал той безопасной нитки маршрута, которая бы привела нас к цели. Завистливо поглядев на смельчаков, покоривших таки вершину и смотрящих на нас с высоты, оценив время и отвергнув авантюрные мысли, двигаемся в обратный путь.

Спустившись на аэродром, мы были встречены порывистым западным ветром. Влажный, пахнущий дождём и поднимающий пыль, он натягивал тёмно-синее одеяло туч на окружающие вершины. Слышался гром. Не очень хотелось попадать в грозу, и мы заторопились по «опасной» тропе вниз, встретив поднимающуюся группу интуриста. Как-то неправильно они шли на встречу с непогодой, но, видимо, их опытный инструктор считал иначе. Подгоняемые надвигающимся ненастьем, наблюдая ослепительные молнии и академические раскаты грома, мы сравнительно быстро вернулись к нашей палатке. По времени получилось пять часов туда и три обратно, учитывая перекусы и фотостопы. Гроза так и не дошла до Джилы-Су, запутавшись в окружающих вершинах.


Гроза так близко


Опасная тропа

Следующий день мы отдали на поиск водопадов, впадающих в каньон Малки. Но вначале отправились на небольшую поляну перед въездом в урочище, чтобы полюбоваться долиной. Нас окружили отвесные, щербатые и уже начинающие зарастать зеленью отвесные скалы, пологие осыпи горной породы, которые всеми силами пытаются сгладить столь угловатый ландшафт, птичий щебет и партизанящие суслики, шум водопада, спрятавшийся от нас где-то под горой.


Долина реки Малка


Суслик свистун


Откровение Эльбруса

Тропа, круто спустившись к реке, вывела нас вначале к миниатюрному, по Кавказским меркам, водопаду Эмир. Спустившись к самой Малке и перейдя через мост из брёвен на левый берег, мы двинулись дальше, вдоль бурного течения. Причудливые формы всевозможных промоин, пещер и перекатов заставляли бурлящую воду изгибаться, пениться и переваливаться на разные бока, будто это какое-то сказочное животное. Но откуда был этот надвигающийся шум? Водопад Каракая-Су! Мы замерли, когда он вдруг открылся нам из своей скальной ниши. Какая мощь, энергия, размах, объём, скорость, рёв! Даже находясь от него на приличном расстоянии, нас освежало мельчайшей водной пылью. Я не удержался и пошёл знакомиться ближе. Глупый поступок — окунуться в то, что больше тебя в тысячи раз, что может смять тебя, как бумажного голубя детский ботинок, но мне нужна была его сила! Я входил в поток, пока мне хватало духа и воздуха, широко разведя руки для этого неповторимого объятия! Казалось, я полностью вошёл в него и тонны воды пронзают меня насквозь. Наивный, я был всего лишь рядом. Основная масса воды, ударяясь об отполированные камни где-то совсем рядом, просто отодвигала все возможные препятствия. Но для меня это были незабываемые ощущения. Когда возвращался, мне навстречу уже шли жаждущие подобного опыта мужчины. Надеюсь, они зашли под поток глубже, чем я.


Мост через Малку


Водопад Каракая-Су


Каракая-Су и я. Высота около 30 м


Вблизи наковальни гиганта

Следующий день с утра выдался ясным, однако был омрачён плохим самочувствием Жени. Сказалась её вчерашняя попытка вымыть голову. Газового обогревателя у нас ещё не было, а про способ сушки волос под дефлекторами автомобиля мы ещё не знали. Забегая вперёд скажу, что проблема полноценного принятия водно-помывочных процедур в поездках существует у нас и поныне, но частично решается различными способами. Нам с Всеволодом ничего не оставалось, как отправиться в поход без мамы. Вид покатого, но высоченного хребта Сирх не давал мне покоя, поэтому, взяв рации, мы отправились к его вершине. Обойдя урочище, мы вышли на горную дорогу, которая, поднимаясь, позволяла увидеть урочище с большой высоты и оценить масштаб и глубину каньона реки Малка, соизмерить головокружительный размер его отвесных стен с разноцветными горошинами палаточного лагеря, примостившегося у самого края. Горная дорога привела нас к вышке сотовой связи. С этой высоты всё урочище Джилы-Су выглядит как на карте.


Сирх


Наш лагерь на фоне Сирха


Дорога по склону Сирха


Вид на Джилы-Су с Сирха. Водопад Эмир


Вид с Сирха на водопад Каракая-Су


Вид с перевала Каяэшик в сторону Шаукама

На вершине (у ретранслятора) мы связались по рации с Женей, чтобы она посмотрела на нас, машущих ей с высоты. Но прикованная к постели (спальному мешку) жена сообщила нам, что столкнулась с беспрецедентно-наглым поведением сусликов. Они, поняв, что в палатке никого нет, за исключением кого-то не особо опасного, предприняли операцию захвата кухни. Посылая в качестве разведчика одного мелкого, который тихо пробирался на кухню, осматривал возможную добычу и затем уже давал сигнал более хитрым сородичам о безопасности всей операции, суслики шли брать кухню толпой. Обессиленная Женя, как могла, подавала грозные звуки, но суслики, особо не смущаясь, так и разворошили упакованный в мешок мусор.

Радиообмен с женой был прерван видом появившегося из-за гребня Сирха полноприводного микроавтобуса Соболь с пассажирами. А я сразу и не подумал, что дорога, приведшая нас на Сирх, может использоваться как туристическая, уж нюансов на ней, на мой неподготовленный взгляд, было предостаточно — промоины, валуны, узость, позволяющая проехать только одному автомобилю. Водитель сделал короткую остановку у ретранслятора, весело «показал» своим пассажирам покорителей, карабкающихся на Эльбрус, и продолжил экскурсию в сторону поляны Эммануэля, начав спуск по узкой каменистой дороге на склоне Сирха. В тот момент я и представить себе не мог, что через несколько лет сам проеду на Герасике по этой дороге.

А в тот момент на поляну Эммануэля плавно приземлился, а затем также плавно взлетел, описав дугу над всем Джилы-Су, вертолёт МЧС. Так необычно было наблюдать этот вертолёт с точки, находящейся выше высоты его полёта.


Вертолёт над Джилы-Су. Вагончики для жилья


Посадка вертолёта на базу МЧС

Спустившись с Сирха, мы направились в расщелину, пробитую водой в скале и образующую природное чудо с названием Калинов мост. Говорят, это место надо почувствовать, а смотреть там особо нечего: река Кызылкол протискивается сквозь гору, кипит и пенится. С усилием пробравшись сквозь камни, ободрав все свои бока, вода, наконец, находит выход из этой тесноты, вырываясь прямо из скалы водопадом Султан. И как раз с Калинова моста можно увидеть изнаночную сторону этого водопада.


Вблизи Калинова моста

Остаток дня мы провели у палатки, радуясь её удобству и уюту, смотрели на горы и окружающее небо, пили чай, подсчитывали запасы газа и продуктов для дальнейшего путешествия. Получалось, что остановка в Кисловодске и пополнение запасов неизбежна. Впоследствии стало понятно, что резьбовые газовые баллоны можно приобрести только в магазинах туристического оборудования и намного практичнее использовать обычные цанговые, продающиеся в любом хозяйственном отделе продмага. Более того, для приготовления пищи, была приобретена обычная плита на таких цанговых баллонах, а резьбовые баллоны, которые я считал более надёжными, но оказавшиеся относительно дефицитными, используются теперь как резерв и для питания портативных горелок в случае необходимости. Также укомплектовал всё это хозяйство переходником, позволяющим не зависеть от типа баллона.


Кемпинг. Пока почти свободен


Жене понравилась походная жизнь. Но есть нюансы


Вечерние посиделочки

Утром следующего дня двинулись в Кисловодск. Снова восхитились головокружительным серпантином красивейшей дороги. Этот серпантин имеет такой уклон, что автомобили с вполне рядовыми двигателями, чтобы уверенно двигаться на подъём, преодолевают его на первой передаче. Все попытки разогнаться и перейти на вторую, увы, тщетны — тут же встречается очередной вираж (язык), требующий аккуратного руления, где скорость и обороты падают, необходимо снова переключаться вниз и раскручивать тахометр до оборотов максимального крутящего момента.

Мы аккуратно протискивались между валунами «недавних» обвалов, поскакали на ямах Индустрии и заехали на Кисловодский рынок. Купили мы там много чего — уж очень захотелось после ограниченного походного рациона чего-нибудь вкусненького. Покупали фрукты и кавказские сладости.


Осыпи


Тесновато, но проходим


Частое явление

Следующее место нашего путешествия — станица Шапсугская. Станица находится на северных подступах к только начинающему расти в этом месте Кавказскому хребту. Окутанная легендами, станица рада предложить туристам своеобразный отдых. Имеются несколько турбаз с сервисом в виде детских площадок, бассейнов и прокатом лошадей. Но основная ценность этого места — добрая энергетика, сравнительно невысокие, легко преодолеваемые горы, покрытые густым лесом, обилие воды и древнего наследия в виде дольменов различных уровней сохранности. Многочисленные пешеходные маршруты к природным красотам делают это место популярным среди людей, ищущих нешумный отдых наедине с природой. Единственный нарушитель лесной идиллии — джиппинговый маршрут с побережья Чёрного моря, где Шапсугская является разворотной точкой.


Всеволод, покажи Шапсугскую

Мы заранее договорились разместиться с палаткой на базе «Кленовик». Обладая обширной лесистой территорией, база позволила поставить палатку в удобном месте. Нам разрешили заехать на автомобиле к месту нашей стоянки, разгрузиться и вернуть Герасика на стоянку для авто. Ставили палатку уже в сумерках, ведь поездка из Джилы-Су до ст. Шапсугской, через рынок Кисловодска, занял у нас весь световой день и около 600 км. Поиск туалета и душевой происходили уже с фонариками.


Приветливый Кленовик


Удалось постираться. Лагерь в Кленовике

На следующий день начали обследовать окрестности. Женя очень хотела посетить все возможные дольмены, поэтому я старался строить кольцевой маршрут, чтобы захватить как можно больше интересных мест. Из-за обилия дорог и троп на этой пересечённой местности для походов необходим навигатор. В то время навигатор в смартфоне я всерьёз не воспринимал, пользовался своим Garmin 62s с загруженными картами OSM. Сразу хочу предупредить, что если вы всё же решили использовать для нужд навигации смартфон, необходимо заранее загрузить в него оффлайн карты посещаемых регионов — сотовой связи в горах и в лесу, скорее всего, не будет. И это относится не только к удалённым местам, но и к вполне доступным. Например в кемпингах вдоль моря, в районе Архипо-Осиповки ( Сосновый берег, Енот, Назарова дача ) имеется Wi-Fi, но стоит только выйти за границу территорий с целью прогуляться по лесным дорогам, сразу попадаешь в зону полного отсутствия связи.

Вначале заглянули в местный магазин — за мороженным и продуктами, искупались в пруду на реке Абин, а вечером прошлись по соседним турбазам и через поляну для детских летних стоянок вышли к подножию гор.


Река Абин

Неспешно поднимаясь по наезженной лесной дороге, дошли до охраняемого Шапсугского дольмена. Вход на территорию платный, но хозяева содержат объект в культурном состоянии. Хотя лично мне больше по душе «дикие» дольмены, особенно те, которые находятся чуть в стороне от основных туристических троп. Их тоже предостаточно в этом районе, да и на всём Кавказе.


Главный Шапсугский дольмен

В часовню святого Феодосия Кавказского, мы попали почти случайно, направляясь на следующий день, чтобы искупаться в озере Голубая Лагуна. Часовня расположилась на небольшом плоском лесистом возвышении, охваченное кольцом реки Адегой. Место знаменито тем, что здесь жил отшельником и молился на своём камне старец Феодосий, а после его ухода из жизни на этом месте возвели часовню в память об этом человеке, творившем чудеса. Место очень ухоженное и не похоже на привычное место религиозной направленности. Оно скорее напоминает детскую площадку — разноцветные камешки, брёвнышки для сидения, плетёные оградки и цветочки в клумбах. Сама часовня — крохотный домик, такой же цветной, будто построен для игры в «дочки-матери». Лишь установленные православные кресты напоминают всем о том, что это место требует особого поведения. Александра — хозяйка и охранник, строитель и дизайнер этого необычного места, живёт здесь в своей палатке с весны до осени. Так повелось, что у часовни Феодосия делают остановки внедорожники с группами туристов, отважившихся на джиппинг, вожатые приводят сюда через лес школьников, поселившихся в лагере неподалёку, приходят просто отдыхающие и много ещё кто. Всех прихожан Александра встречает добром, но всегда просит соблюдать в этом месте определённый порядок. Оставив где-то в стороне свои бурные эмоции и заняв места на брёвнах в импровизированном классе, люди окунаются в атмосферу душевного и трогательного повествования Александры о жизни, бытие и чудесах святого Феодосия.


Часовня Феодосия Кавказского


Александра рассказывает про Феодосия Кавказского

Мы продолжаем свой поход вдоль реки Адегой. Где-то здесь в лесу расположен Большой Адегойский дольмен. Наткнулись на его развалины, и у жены вдруг возникло ощущение произошедшей здесь трагедии, и мы поспешили удалиться.


Разрушенный дольмен

Пересекли реку вброд и вышли к сооружениям Мандалы, возведённых неким отшельником из Краснодара, который какое-то время жил здесь со своей семьёй. Склоны гор, густой смешанный лес, звонкие потоки речной воды и пение птиц создают непередаваемую атмосферу этого места. И для людей, требующих для себя каких-то кардинальных перемен, эта атмосфера подходит как нельзя лучше.


Тропами Шапсугского леса


Сооружения отшельника


Неожиданный брод

Пройдя дальше по лесу, мы выходим к запруде Голубая лагуна. Это отличное место, где можно перекусить на уютном бережке и освежиться, прыгнув с коряги в прохладную воду этого водоёма. Вода быстро восстанавливает наши силы, но требуется усилие, чтобы покинуть это фантастически-живописное место.


Прыжок бесстрашия №1


Голубая лагуна

Я предлагаю пройтись до станицы по грунтовой дороге, оценить её состояние для возможного проезда по ней послезавтра. Дорога, на том промежутке, где мы прошли по ней, показалась мне вполне сносной. В самом конце нас нагнала ватага на квадроциклах, а джиппинговый УАЗ, под крики пассажиров, с разгона влетел в воду Главного Шапсугского брода.


Дорога вдоль реки Адегой


Джиппинг в Шапсугском броде

Следующий день мы посвятили осмотру Грязевого вулкана, скалы Чёртов палец и так называемой Мастерской дольменов. Вулкан в это время года даже и не дышал. Чёртов палец представляет собой острый высокий останец, возвышающийся среди леса, а Мастерская дольменов, в какой-то степени, могла приоткрыть нам секреты инженерных технологий изготовления и передвижений по горам частей дольменов и проделывания в них отверстий, но тайна так и осталась тайной. Закольцованный маршрут по лесовозным дорогам выводит нас на берег реки Абин, неподалёку от станицы. Здесь имеется несколько удобных площадок для отдыха или для лагеря, но из-за относительной доступности здесь довольно шумно и мусорно. На конюшне у турбазы «Светлячок» встретили лошадей, которых подготавливали к катанию на них всех желающих.


Отверстия и камни


Бытовой перфоратор нервничает


Мастерская дольменов

Познакомившись с Шапсугской, мы намереваемся отправиться на побережье Чёрного моря. Не доезжая посёлка Джанхот есть кемпинг, расположившийся высоко на скале в хвойной роще. Из Шапсугской по трассе через Новороссийск можно с комфортом доехать до этого кемпинга. Но авантюрные настроения преобладают. Мы решаемся сократить путь и рискнуть поехать через горы (в этом месте текста матёрые жыперы расплываются в улыбке, но продолжают читать). Таким образом, не делая крюк, проехав через перевал Кабардинский, спуститься на асфальт в районе одноименного курортного села.

Когда вещи были собраны и наш белоснежный корабль медленно выкатывался по мягким дорожкам турбазы Кленовик, нас остановил местный водитель на «буханке» и без всякой иронии сказал, чтобы мы отказались от идеи проехать намеченным внедорожным маршрутом к морю. «Машину там положишь…» — были его слова. Я придал значение этой встрече, но от своих планов не отказался. Надо было пробовать внедорожье. Нужно было хотя бы приоткрыть возможности Герасика и главное себя самого на этом поприще. Это была цель, которая требовала достижения. Другими словами, меня уже мало что могло остановить. Решение о проезде таким маршрутом я принял ещё на этапе подготовки. Хотя подготовка это сильно сказано. Я просто посмотрел нитки грунтовых дорог на карте в этой местности и решил, что если дорога есть, значит там можно ехать. Тем более что часть маршрута мы разведали, когда возвращались в станицу от Голубой лагуны.

Сразу сделаю ремарку в этом месте, что такой поверхностный подход к спецучасткам совершенно недопустим для новичков. Информации должно быть много: треки, видео, фото, отчёты (и не обязательно автомобильные). Создав в своём воображении на основе изученного материала маршрут следования, а также возможные варианты объезда и действия в случае сильных осадков, можно пробовать ехать. Естественно, мне пришлось прийти к такому алгоритму разработки маршрута после этого первого пробного заезда.

А пока мы пересекли вброд Адегой и неспешно выехали из Шапсугской на грунтовку, идущую у подножия горы вдоль реки. Как потом выяснилось, мы начали двигаться по одному из двух маршрутов, ведущих к морю, с выходом на Кабардинку. Другой маршрут выходит на Адербиевку через перевал Бабича. Вначале всё было просто отлично. Проследовав по глубоким сухим колеям, мы миновали памятник погибшим войнам-авиаторам и подъехали к весьма каменистому броду в районе Водоската. Внаглую проехать по щербатому ступенчатому дну с крупными валунами я сразу не решился. Посадив Женю за руль, я сам пошёл штурманить. Отбрасывая в сторону особо не понравившиеся мне крупные валуны и подавая сигналы о вращении руля жене, мы не без нервов проехали по руслу. Женя, в первый раз очутившись за рулём в таких условиях, выполняла подаваемые команды очень чётко, да и вообще старалась изо всех сил делать всё очень аккуратно. Царапающиеся об защиту камни попахивали сельдереем (а чем вы думали пахнет подпаленное сцепление?).


По руслу реки Адегой

Эмоции стали набирать температуру. Хотелось думать, что это самое значительное препятствие и дальше будет легче, — послышался смех в зале. Двигаясь дальше, мы пересекли ещё один брод и въехали в урочище Раздеры. Оно встретило нас огромным кратером размытого грунта, заполненного мутной водой. Казалось, Герасик поместится там с крышей. Начинался жыперский участок дороги через Бармалеев лес. Но очередные сомнения о целесообразности нашего мероприятия были снова отброшены новичковым безрассудством. Чтобы не соваться в страшную лужу, пробуем её объехать, протискиваясь между стволов деревьев, растущих на берегу кратера. Очень хорошо, что это не получилось. Иначе, если бы я узнал, что нас ждёт впереди, возможно, отказался бы навсегда от подобных внедорожных маршрутов.

Через несколько лет мы вернёмся сюда снова и попытаемся пройти этот маршрут на велосипедах. Петляющая по лесу грунтовка и глубокие выемки с колеями, заполненные непросыхающими лужами с жидкой глиной на дне, вот, что ждало бы нас там! И этот внедорожный рай длится до выезда на просеку ЛЭП, спускающуюся через Кабардинский перевал к побережью Чёрного моря.

Миллиметражируя между стволами деревьев мы разворачиваемся. Навигатор показывает, что с этого места можно выехать на маршрут Шапсугская — Адербиевка по перемычке через перевал Скобидо. Возбуждённый разум требует следовать на новый маршрут в надежде найти приемлемую для движения дорогу. Мы начинаем забираться в лесные дебри. Зарастающая дорога становится всё менее отчётливой. На очередном броде приходится преодолевать высокий уступ с диагональным вывешиванием, где-то двигаться по руслу пересохшего ручья, лавируя между валунами.


Где-то в шапсугском лесу

Единственная фотография, сделанная на фотоаппарат в этих местах, обусловлена поиском правильного формата для фиксации происходящего. Как я позднее для себя понял, вести фото и видеосъёмку в таких условиях совсем «не с руки» водителю. Когда эмоции зашкаливают, а приходиться ещё думать, как «сделать картинку», решать, либо снимать видео, либо фотографировать (щепетилен к этому вопросу), то для этого нужно буквально назначить человека из экипажа, который будет постоянно этим заниматься. Сейчас есть хорошие видеоблогеры — путешественники, которые в одиночку снимают целые фильмы про свои путешествия, используя заранее установленные штативы, с которыми приходиться набегаться, экшен камеры и прочие стедикамы. Очень интересно смотреть их работы, но даже представить не могу, сколько сил необходимо потратить, чтобы это получилось хорошо и зрелищно. Поэтому пару фото о тех событиях сделаны из видеофайла, чтобы у читателя имелось хотя бы общее представление.


Уступчик преодолимый

В итоге лесная дорога заводит в тупик, где нас встречает аккуратный охотничий навес. Навигатор, постоянно теряющий связь со спутниками в условиях густого горного леса, в моменты своего пробуждения усиленно пытается показать, что мы на дороге, имеющей продолжение, и можно ехать. Я выхожу из машины и присаживаюсь на скамейку навеса. Нужно прийти в себя и понять, что я заигрался. Время 15:00. Пока не поздно, надо разворачиваться. Неважно, сколько мы уже преодолели, необходимо провернуть плёнку нашего пути назад до исходной точки и доставить семью в безопасное место. А полученный багаж опыта первого выезда на бездорожье нужно подвергнуть анализу, выявить ошибки и сделать выводы. Уже после поездки выяснилось, что, свернув на перемычку, мы поехали неходовым маршрутом и из-за неточности работы навигатора, на очередной развилке, свернули на охотничью заимку в урочище Шедогопс. Даже если бы нам и удалось выехать на дорогу, ведущую на Адербиевку, на ней нас бы с радостью встретили непреодолимые для нашего неопытного одинокого экипажа внедорожные препятствия. Но эта дорога используется. По ней, если я ничего не путаю, даже проходит часть маршрута Волок. Я ещё вернусь к этой дороге, когда буду рассказывать о нашей поездке в Шапсугскую, предпринятую через несколько лет позже.

Самым невозмутимым в этой первой внедорожной вылазке оказался Всеволод. Спасаясь от комаров и укрывшись с головой покрывалом на заднем сиденье, он наотрез отказался участвовать в родительских жыперских авантюрах.

Автомобиль в абсолютно стандартном исполнении показал себя вполне приспособленным к подобным экспериментам и хорошо, что я не засандолил его глубже в непролазные дебри этого леса. И предупреждение водителя «буханки» было вполне уместным. Но как же без здорового авантюризма и желания прикоснуться к той острой грани, которая разделяет реальные возможности автомобиля и амбициозность водителя? Понять для себя, что значит невнятный термин «психологическая проходимость», когда уверенность и впоследствии гордость за пройденный спецучасток граничит с возможным нанесением своему транспортному средству критических повреждений или фатальных поломок на бездорожье. Ведь при неблагоприятном развитии ситуации, любые повреждения автомобиля больно бьют по самолюбию отважившегося на авантюру водителя.

Мы вернулись в станицу и по асфальту успели засветло добраться до следующего нашего кемпинга. Нас ждало Чёрное море, обсуждения и продолжение отдыха.

Если выехать из Дивноморска и, не доезжая 1,5 км до Джанхота, свернуть направо в рощу пицундской сосны, и проехать ещё 1,5 км по лесу, то окажешься в уютном кемпинге «Голубая бездна», расположившийся прямо в лесу на крутом скальном обрыве в море. Грунтовая дорога позволяет проехать сюда на любом автомобиле, но отдыхающих на этом месте было относительно немного. Потом мы поняли почему — крутой и сложный спуск/подъём к воде. Вначале мы расценили это как некоторое неудобство, но уже через день лазания на пляж, мы наметили для себя удобную тропу, коих тут множество, привыкли, и без труда гоняли туда-сюда.

В кемпинге на море мы остановились впервые. Не сильно требовательные к условиям, на тот момент, мы обнаружили туалеты, мусорные баки, душ с вечерней тёплой водой, привозную воду в пятилитровках и бензо-электричество из розеток у администратора. Но красота места, сосново-морской воздух и вид моря с высокого берега легко затмевает скудный сервис. Из кемпинга можно делать пешие прогулки по лесу в сторону Дивноморска и наслаждаться невероятными видами моря с головокружительной высоты скал.


Виды вблизи «Голубой бездны»


Чувствуете, как тут пахнет?

На первой линии кемпинга было всё занято, поэтому мы выбрали место немного в глубине. Разобрали палатку, уже почти привычно наладили быт, разведали возможные спуски к морю, воспользовались душем и за вечерним столом принялись обсуждать наш первый внедорожный опыт.

Ночью случилась гроза, и в первую половину следующего дня дождь продолжился. Но даже летний дождь в этом месте показался нам романтичным и сказочным. Опавшие сосновые иголки на земле хорошо дренажировали воду. Она не скапливалась в лужи, и раскисшей грязи почти не было. Но вот на склоне… Конечно, надо было дождаться, пока он подсохнет и ветром подсушит намокшие сосновые ветви и корни, служащие в качестве перил. На самом склоне самые отчаянные отшельники тоже ставят свои спортивные палатки, чтобы быть как можно ближе к морю.


На склоне к морю

Ну а море…Оно великолепно в любое время. Довольно узкая полоска пляжа изобилует топливом для романтических посиделок у вечернего костра. Во время штиля мы исследовали морские глубины, плавая в маске. А во время небольшого шторма удалось немного покататься на волнах, ощущая невероятную энергию бушующего моря.


Пляж «Голубой бездны»


Щенячий восторг


Я — волна…

Дневным зноем мы отправлялись гулять по высокому скалистому берегу, по лесу в сторону Дивноморска. Цикады постоянно дают здесь свой нон-стоп концерт, а окружающий воздух хочется упаковать в рюкзаки и увезти с собой. Представьте себе невероятный запах смеси из морского солёного и свежего хвойного. Каждый утёс открывает какие-то новые головокружительные виды на море и скалы до самого Геленджика. Кто-то ещё больше захотел экстрима и подвесил на ветку дерева «тарзанку» в глубокой расщелине. Разумеется, мы её опробовали.


К полёту готов?


Прыжок бесстрашия №2

Первая наша поездка с переездами с места на место и включающая в себя пробное бездорожье закончилась удачно. Это позволило продолжить мечтать и планировать новые путешествия подобного формата, учитывая приобретённый опыт. Ощутив себя «почти посвящённым» в вопросах вседорожной езды, на следующий год мы отправились на полуостров Рыбачий — один из вступительных билетов в категории внедорожных приключений.

На обратном пути в Таганрог, мы заехали в Пустынь Феодосия Кавказского в хутор Горный, недалеко от Новороссийска. Прошлись по горным тропам, разыскивая обозначенные христианскими крестами места молитвы этого святого.

Спасибо за прочтение Эпизода 1. В Эпизоде 2 расскажу вам про наш выезд на реку Большая Лаба, пеший поход на Имеритинские озера и жемчужины горно-лесного отдыха — Гуамку и Мезмай.


Дром

Комментарии

    
Калининград
Сообщений: 1284
Интересно читать... Хорошо полазили, в отличии от зимнего "приключения" на пляже)))
Помогу с зч из Польши и Литвы. Отправка в Россию.
32
1
Ответить
Bom Petisko
Классный рассказ, красивые фото, и настоящее применение внедорожных качеств Витары :)
27
 
Ответить
Serge
D1511
Интересно читать... Хорошо полазили, в отличии от зимнего "приключения" на пляже)))
Зимние приключения это просто шедевральный рассказ. Захочешь придумать - фантазии не хватит. Я даже представить не мог, что по фразе «зимние приключения на пляже» я вспомню всю ту страшную историю.
21
 
Ответить
     
Кимберлитогорск
Сообщений: 297612
Замечательно!!!
кто пятнице рад - тот за неделю пьянь
санки грязи не боятся
11
 
Ответить
Александр
Кодинск
Очень легкий язык! Воспринимается на "ура". Дружная семья, единство целей, надежный железный друг - что ещё нужно человеку для счастья?👍
20
 
Ответить
1564695
Здорово очень, СУЗУКИ рулит!
7
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 8449
Завидую энтузиазму автора )
Малиновке, Джилы-су, Голубой бездне и Рыбачьему передавайте привет!
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
10
1
Ответить
kovaleks
Красноярск
Отличное путешествие! Отличный рассказ и фотографии!
Вопрос: а радоном точно полезно дышать?
7
 
Ответить
kovaleks
Красноярск
И второй вопрос: долина Обсидановая или ОбсидИановая?
2
 
Ответить
    
автор
Таганрог
Сообщений: 38
kovaleks
Отличное путешествие! Отличный рассказ и фотографии!
Вопрос: а радоном точно полезно дышать?
В тексте «подышать газом радоном» взято в кавычки. Вероятно, кто-то, когда-то выдал это выражение, относительно этого места, ну так и пошло...Поэтому, не судите строго, вижу Вы очень хорошо разбираетесь в химии. Радон, кажется, яд?
8
 
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 579
1564695
Здорово очень, СУЗУКИ рулит!
Согласен, для путешествий СГВ отличный вариант, проходимость, вместительно и комфорт, отличный вариант
3
1
Ответить
    
автор
Таганрог
Сообщений: 38
kovaleks
И второй вопрос: долина Обсидановая или ОбсидИановая?
Ваша правда! Обсидиановая! Буду внимательнее. Спасибо за коррекцию.
8
 
Ответить
kovaleks
Красноярск
Kozimir
В тексте «подышать газом радоном» взято в кавычки. Вероятно, кто-то, когда-то выдал это выражение, относительно этого места, ну так и пошло...Поэтому, не судите строго, вижу Вы очень хорошо разбираетесь в химии. Радон, кажется, яд?
Я, собственно, тоже далеко не химик. Просто у нас в Красноярске в связи со строительством метро ведутся разговоры о том, что из-за стройки из-под земли будет выходить радон, из-за чего радиоактивный фон в городе повысится. В некоторых подвалах в центре города повышенное содержание радона и его даже специально отводят куда-то. Сейчас специально погуглил про радон. Он является источником радиоактивного излучения со всеми его последствиями. Радоновые ванны оказывают как раз альфа-облучение кожи и в связи с этим клетки кожи начинают работать по-другому. На этом и основан их лечебный эффект. Но вред от радиоактивного излучения тем не менее никуда не пропадает и нужно применять их осторожно. Я лично в них бы не полез.
6
 
Ответить
    
автор
Таганрог
Сообщений: 38
kovaleks
Я, собственно, тоже далеко не химик. Просто у нас в Красноярске в связи со строительством метро ведутся разговоры о том, что из-за стройки из-под земли будет выходить радон, из-за чего радиоактивный фон...
О, как, оказывается! Очень ценная информация. Над бы информационный щиток там около этой Нарзанной ванны разместить. Пусть каждый решает сам, лезть туда для красоты или не лезть туда для здоровья.
5
 
Ответить
     
Сообщений: 3216
Злыдень Кучерявый
Согласен, для путешествий СГВ отличный вариант, проходимость, вместительно и комфорт, отличный вариант
В каком месте у СГВ комфорт?
4
4
Ответить
вон оно че
Барнаул
не занудствуя, ))) но: Сын - родной человек, Жена - близкий. (родной - это один род по крови)
4
 
Ответить
    
автор
Таганрог
Сообщений: 38
вон оно че
не занудствуя, ))) но: Сын - родной человек, Жена - близкий. (родной - это один род по крови)
Согласен! Но для краткости подписи под фото, сделал такое обобщение.
4
 
Ответить
шестаков виталий
Новокузнецк
Не, зимние приключения на пляже были интереснее. Особенно "догоняшки" с Нивой.
1
 
Ответить
    
автор
Таганрог
Сообщений: 38
шестаков виталий
Не, зимние приключения на пляже были интереснее. Особенно "догоняшки" с Нивой.
Спасибо! Эпизод 3 будет немного по-горячее...
 
 
Ответить
Дмитрий
Новосибирск
Злыдень Кучерявый
Согласен, для путешествий СГВ отличный вариант, проходимость, вместительно и комфорт, отличный вариант
Ну насчёт вместительности вы конечно погорячились, и комфорт такой сомнительный, нет ну лучше Лады конечно), но жёстко и тряско очень это да, и для путешествий лучше Конен автомат, механика очень на любителя, у нас много витар кругом один раз только видел на механике, у нас автомат 2 литра, в принципе хватает, покупали новую в салоне весной 2012 года, ездили даже раз на юг из Сибири на ней в первый год после покупки, на рыбалку по грибы когда грязь особенно, скажу одно есть вторая машина в семье митсубиси аутлендер хл, он точно вместительнее и комфортнее, мягче, плавнее, тише)
1
 
Ответить
  
Скопин
Сообщений: 460
Автору бы поменьше выкладывать фото жены. Могут и украсть. Да и чтению не помогает.
Только посмотрел фото и начал читать дальше, а нет, дай ка я ещё на её фото погляжу. Так до конца отчёта еле добрался
Мой отзыв: Peugeot 408 2013
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром