Почти юбилей: Братск—Саратов—Анапа, спустя 24 года

16.08.2012 | 31331 просмотр

Небольшое отступление: данное путешествие было совершено летом 2011 года. Почему пишу только сейчас? Нас не было дома 50 дней, т.е. почти два месяца. Впечатлений масса, надо было всё разложить по полочкам, дать вызреть общей концепции будущего повествования, да и традиционные отговорки типа «нет времени» тоже имеют место быть. К тому же, думаю, за этот год на данном маршруте ничего особо кардинально не изменилось, так что приступим!

Пролог

Июль 1987 г., я ― студент второго курса Индустриального института только что успешно сдавший сессию, мой отец, находящийся в отпуске, и годовалый «Москвич»-2140 люкс, решаем все вместе съездить к нашим родственникам, живущим в 80-ти км. от г. Саратова в деревне Усть-Золиха. Последний раз мы там были в 1982 году, так что повод железный. То путешествие заняло у нас почти месяц: семь с половиной дней туда, столько же обратно и дней десять, собственно, деревенской жизни. Это путешествие оставило неизгладимое впечатление, ещё бы ― почти полстраны проехали!

Но годы идут, я ― взрослею, становлюсь мужем, затем отцом, но остаюсь всё таким же страстным автолюбителем, со жгучим желанием когда-нибудь повторить сей пробег. Но всё как обычно упирается в отсутствие средств, подходящего автомобиля, но главное ― не мог надолго оставить свою работу. Не унывая, я начинаю в конце 90-х годов осваивание ближних расстояний: Иркутск, Байкал и всё на том же «Москвиче»! Далее, с приобретением первой иномарки (конечно, это была Toyota Corolla!), расстояния увеличиваются, я с семьёй уже доезжаю до Новосибирска в 2003 г., и с приобретением Subaru Legacy, до Хакасии в 2006 г. После следует ещё несколько смен авто и вот наконец в 2010 г. приобретается девятилетний Subaru Legacy Lancaster, который уже целенаправленно начинает подготавливаться к большому летнему путешествию 2011. Естественно, вспомнилась та первая поездка, и захотелось провести сравнение ― как было, как стало.

Глава первая. Подготовка

Подготовка к такому серьёзному путешествию проходила всю зиму, весну и частично лето 2011г. Почитал что пишут на Drom.ru, но ничего особо полезного для себя не нашёл, люди в основном описывают свои эмоции, а конкретные сведения, например, о кафе или гостиницах, редко когда могут пригодиться, так как все едут в разные временные промежутки и если кто-то где-то классно пообедал, то я могу проехать эту точку не испытывая голода, так же и с прочими благами. Тут рецепт один, если прижало ― то ищи место, где тебе понравится, а дальше как повезёт.

Но не всё так печально, кое-что всё-таки пригодилось. Так полезным оказалось упоминание о сайте ati.su, где можно проложить нужный тебе маршрут и рассчитать расстояния и время в пути. Так же вывел для себя список необходимых прибамбасов для комфортного передвижения по нашим трассам, ими стали: навигатор, видеорегистратор, инвертор 12*220 В и тройник в прикуриватель для всей этой братии, антирадар посчитал бесполезным (кто считает, что это не так почитайте тест этих устройств в журнале «За рулём» №6 за 2012г.), тем более, что в навигатор забиты основные точки расположения всяческих засад по всей стране, и он исправно об этом предупреждает.

Далее был приобретён новейший «Атлас автомобильных дорог России», как говорится: «На навигатор надейся, но атлас есть атлас», что впоследствии и подтвердилось. Его, кстати, очень удобно штудировать задолго до поездки, заранее просматривая маршруты и выбирая лучший. Так как «Ланкастер» ― это универсал, то решено было спать по дороге в нём, и для этих целей были куплены два надувных матраса, как выяснилось в дальнейшем ― зря. Спать на них в машине оказалось не очень удобно и в дальнейшем мы использовали их по прямому назначению ― в море.

Теперь пару слов собственно об автомобиле ― в рамках подготовки к поездке были заменены: ремень ГРМ вместе со всеми роликами и помпой; все жидкости и фильтры; в задней подвеске удачно застучавшей весной ― все резинки и сайлентблоки; был приобретён комплект новой летней резины Nokia вместе с литыми дисками; так же была выявлена течь сальника хвостовика заднего редуктора. Вместо докатки положил в нишу нормальное колесо (не понадобилось, и слава богу), взял с собой запас масла на доливку и замену, литр антифриза, небольшой набор инструмента, трос, провода для прикурки. На задние окна жена сделала москитные сетки на липучках. В общем сей внушительный список потребовал таких же внушительных затрат, но оно того стоило, за всю дорогу к автомобилю не было никаких вопросов по технической части и не возникло ни одной проблемы. А то приходилось читать в некоторых отчётах о порванных вдали от дома ремнях ГРМ, накрывшихся коробках, поломанных пружинах и конченых стойках. Подходите к подготовке своего авто серьёзно, и оно вам ответит благодарностью!

Глава вторая. В путь

Ну вот наконец и канун дня «Ч», отъезд назначили на 3-е августа, но выспаться не пришлось ― мой организм устроил почему-то забастовку и я проворочался без сна до 4-х часов утра, а выезд наметили на 9:00. Встал я с головной болью и с ней пришлось прокатиться первую половину дня. День, поначалу хмурый, к обеду распогодился и стало даже как-то жарковато.

Про участок трассы М-53 от Тулуна до Тайшета не писал только ленивый, но потихоньку и здесь идут изменения в лучшую сторону ― гравийные разрывы сокращаются, стройка идёт полным ходом. Наконец открылась объездная вокруг Тайшета, сдали участок под Алзамаем, да и скоро Замзор с его пылью останется в стороне. Но не всегда новая дорога во благо, уже на обратном пути, отобедав «У Петра», пришлось притормозить минут на двадцать на только что открытом участке трассы ― на эвакуатор грузили остатки, даже было сложно сказать чего, а внизу в кювете лежала на боку фура, кто-то прокатился с ветерком. Для наглядности приведу несколько фотографий:

А так выглядел въезд в Нижнеудинск и его главная улица:

Но на обратном пути нас ждало чудо ― всю часть М-53, проходящую через этот город заасфальтировали!

В первый же день пути пришлось столкнуться со странностями навигатора, так как первая ночёвка была запланирована в Уяре, у мамы моего знакомого живущей в своём доме, то я попытался проложить маршрут до него, хотя дорогу я знаю, не в первый раз ночуем. Так вот Игорёк (так назвала его жена, по наименованию голоса) показал нам Уяр к северу от М-53, хотя он находится южнее трассы. Пришлось выбирать другой объект, хотя через Канск он (навигатор) провёл нас без запинки.

Больше ничего примечательного в этот день не произошло и через двенадцать часов после старта мы финишировали в Уяре у гостеприимной Елены Павловны. Двадцать четыре года назад мы с отцом в первый день смогли только слегка уехать за реку Бирюсу, что течёт рядом с Тайшетом, ведь моста через неё тогда ещё не было, переправлялись на пароме. Да и асфальт тогда заканчивался за Тулуном и появлялся только километров на пятьдесят перед и после Нижнеудинска, так что прогресс налицо!

На следующее утро, простившись с нашей хозяйкой, мы тронулись дальше, сегодня наша цель ― Новосибирск. Первая половина дня выдалась туманной и дождливой:

Но мы не унывали, ведь мы едем туда, где тепло, и любовались видами за окном:

А вот и Кемерово:

Проехали мы его удачно, потому что на обратном пути в этом месте на этой улице в западном направлении образовалась пробка практически до самого моста. Но не обошлось и без сюрпризов со стороны Игорька ― он предложил повернуть на улицу с односторонним движением навстречу потоку, а когда я поехал параллельной улицей, то на следующем же перекрёстке он обиделся и завис минут на двадцать ― никак не мог проложить новый маршрут. Но мы не стали ждать у моря погоды и, немного покрутившись, нашли-таки нужные указатели и поехали в верном направлении, а тут и Игорёк опомнился и вернулся в нашу компанию, и мы без происшествий добрались к вечеру до Новосибирска.

В сам город теперь нет смысла въезжать ― открылся северный обход, но навигатор об этом ещё не знал, и на карте показывал нам, что мы движемся по «чистому полю», а Игорёк всё время бубнил: «Вы ушли с маршрута». В пути мы уже находились больше двенадцати часов, пора было искать ночлег. Остановились на площадке для отдыха уже почти в конце объездной:

Подводим итоги дня: второй день поездки на «Москвиче» закончился ночёвкой где-то под Ачинском, так что мы идём с опережением графика той давней поездки, к тому же и у Красноярска и у Новосибирска появились свои объездные. С одной стороны хорошо, тебя не задерживает городской траффик, а с другой ― не видишь город.

Теперь пора познакомить вас, дорогие читатели, с составом экипажа и нашими планами. Итак: водитель ― ваш покорный слуга, ниже на фото, штурман ― моя прекрасная леди Алёна, в следующем году будем отмечать серебряную свадьбу, ну а с Игорьком и Ланкастером вы уже знакомы. А планы наши таковы: помимо Саратова доехать до Анапы, где давно обосновалась вместе с семьёй моя подруга детства Татьяна, неоднократно приглашавшая нас к себе в гости. Ну вот, всё прояснилось, пора спать!

Утро третьего дня под Новосибирском оказалось холодным, +11 градусов, пришлось даже надеть шапку, дул неприятный ветерок:

Сегодня наша цель ― Омск. И тут же начинается коренное отличие нашего маршрута от того, 24-хлетней давности. В 1987 году автодорога Новосибирск―Омск была не полностью одета в асфальт, а так как проходит она в основном по заболоченной местности, то передвижение по ней было весьма проблематичным, особенно после дождя, поэтому на выезде из города ДПСники нам тогда посоветовали двигаться к Омску через Карасук и Качиры в Казахстане. Границ и таможен тогда не было и мы с отцом так и поступили, переночевав в палатке рядом с какими-то полями под Новосибирском, и завершив день опять-таки в палатке, но уже на берегу Иртыша недалеко от Омска. Теперь же М-51 полностью покрыта асфальтом, Казахстан ― заграница, так что ― вперёд!

Дорога до самого Омска практически ровная, на ней нет ни крутых поворотов, ни подъёмов-спусков. ДПС тоже почти не видно, движение не очень напряжённое (вообще, эта ненапряжённость характерна до Урала, после ― поток резко возрастает), природа за окном однообразна ― болота, озёра, чахлый лесок. Смотреть почти нечего:

Так тихо и незаметно докатились до самого Омска, в котором теперь тоже существует что-то типа объездной, потому что поток транзитного транспорта всё-таки задевает его край, затыкаясь на светофорах. Но с распадом СССР возникла новая проблема ― М-51 дальше на запад проходит через казахский Петропавловск, то есть надо въехать в Казахстан, и выехать из него. Чтобы избежать встречи с Жол Полициясы (казахская полиция), все едут в обход через Тюкалинск ― Ишим ― Бердюжье ― Макушино, хотя на высоком уровне заявлялось о снятии таможенных и пограничных барьеров после вступления Казахстана в таможенный союз с Россией и Белоруссией, но только особо ничего не изменилось, казахские ДПСники всё так же гоняются за российскими номерами.

Вот и мы с Алёной решили не испытывать судьбу, а направиться в Тюкалинск, где на въезде в город решили заночевать на большой площадке возле АЗС. Когда ложились спать, то огромная площадка была практически пуста, а утром же обнаружили себя в тесном окружении:

Рядом с нами стояла евросцепка, вот уж кому не позавидуешь:

Ночью внезапно прихватило живот, видимо, пирожки, купленные накануне в приличной с виду гостинице, не ужились с моим организмом. К слову, за всё путешествие это был единственный раз подрывной деятельности еды среди нас, не считая алкоголь (улыбающийся смайлик).

Ну что ж, начинаем четвёртый день нашего путешествия, наша цель ― Челябинск. Первую половину дня продолжаем утюжить Западно-Сибирскую низменность, попутно пересекли границу Омской и Тюменской областей. Цены на бензин сразу выросли, вот тебе и нефтеносный край!

А этот чудо–транспорт на посту ДПС в Бердюжье не фотографировал, наверное, только ленивый, и я то же не смог удержаться:

Дорога, за исключением небольшого корявого участка перед Бердюжьем, неплохая, так что через семь часов после старта из Тюкалинска мы оставили в стороне г. Курган, до которого мы с отцом в 1987 году добрались лишь к исходу пятых суток. Неумолимо пролетали километры пути, и вот на горизонте замаячил город суровых мужиков ― Челябинск. Игорёк вывел нас на объездную, где мы наткнулись на гостиницу «Привал», с большой автостоянкой и неплохим кафе:

Заплатили 50 рублей за постой автомобиля, приняли душ в гостинице, посетили кафе и отправились в свою мини-гостиницу на четырёх колёсах. Завтра ― штурм Уральских гор.

Здесь хочется заметить, что, двигаясь с востока на запад, мы пересекали часовые пояса, т.е. у нас постоянно отнималось по часу от нашего времени, что оказалось весьма удобно, так как каждый раз мы начинали поиск ночлега тогда, когда по местному времени ещё рано. Соответственно и гостиницы и стоянки оказывались практически пустыми. Возвращаться же домой не так удобно, да и темнеть начинает раньше, несколько раз приходилось заканчивать дневной пробег затемно и в дождь, удовольствие, надо сказать, ниже среднего.

Утро пятого дня, погода опять хмурится, но это и к лучшему, горы лучше штурмовать в холодке. Стартуем рано, в надежде проскочить перевал с меньшими потерями во времени. Нам это удаётся и уже через пять часов и сорок пять минут мы, уткнувшись на спуске в город Сим в еле ползущую колонну грузовиков, сворачиваем к придорожному кафе пообедать. К слову, нигде больше по дороге мы не ели таких вкусных супов, как здесь, к сожалению, название сего места не запомнил, хотя мы столовались там и на обратном пути.

Сам перевал через горы не особо впечатлил ― просто затяжные подъёмы и такие же длинные спуски, да и мои старые воспоминания ничего такого не подсказывают. Единственно, запомнился красивый вид на город Юрюзань, да один торопыга на вазовской «семёрке» с тюменскими номерами, лихо обогнавший нас через сплошную на спуске и тут же попавшийся в лапы ДПС. Через какое-то время он нас снова обогнал, видимо, «договорился». В очередной раз мы его увидели уже в Башкирии, опять в объятиях ДПС, видимо, в Тюмени хорошо с деньгами, раз он позволял себе такие траты на подарки. В дополнение приведу несколько фото штурма Уральских гор:

А это спуск к городу Сим, дальше горы заканчиваются, а позади меня собственно сам город:

Дальше началась Башкирия, чьих гаишников склоняют на всех форумах и где произошла моя первая встреча за эту поездку с нашей доблестной дорожной полицией. С примыкающей к трассе дороге, прямо передо мной вывернула небольшая иномарка, мне оставалось либо тормозить, либо объехать её с выездом через сплошную линию разметки, которой обычно отделяют такие выезды. Я предпочёл первое и совершил обгон чуть дальше, когда прерывистая линия опять возобновилась. Через пару километров, за холмом меня тормозит страж полосатых палочек и спрашивает, не пересекали ли мы там, вдали, сплошной линии (уже интересно, не утверждает, а спрашивает)? Мы с женой в один голос отвечаем, что нет, и что у нас видеорегистратор и предлагаем посмотреть кино. На что страж порядка отвечает, что он сейчас посмотрит в своей машине своё кино и убегает на противоположную сторону. Ждём. Через несколько минут он возвращается обратно и со словами «Да, действительно, не пересекали», отпускает нас, так даже и не попросив предъявить документы, хотя обычно общение с ДПС начинается всегда именно с этого.

Позже жена, тоже полицейский со стажем, высказала мнение, что сие чудо в погонах было, похоже, с похмелья и искало себе на опохмел, а я предположил, что выезд передо мной той автомашины был не случаен, только сделано было всё довольно топорно, молодо-зелено, дпсник был старлеем.

Ну а теперь пара фото, сделанных в Башкирии, на первой ― такой своеобразный памятник мы увидели на одной из заправок, а на другой ― виды из окна авто:

Взбодрившись таким нежданным образом, мы продолжили свой путь далее. Проезжая мимо Уфы, вспомнилось, как я с отцом ночевал где-то здесь на большой площадке для транзитников, сейчас же не смог определить, в каком это месте было ― М-5 в районе Уфы сильно изменилась в лучшую сторону. Но по мере продвижения на запад, дорога опять сужается до обычной двухполоски и к тому же сильно загруженной, и со сплошными сплошными (невольный каламбур). Из-за этого, и из-за чуда российского автопрома под именем Камаз, езда становится пыткой, потому что сей недотранспорт по причине своей маломощности и повсеместному перегрузу тащится не более 60-70 км/ч, и это по равнине! А если подъём? Обгон превращается в рулетку и зачастую невозможен, потому что если закончилась сплошная, то навстречу потянется такая же как наша колонна, возглавляемая неизменным «Камазом».

В общем, вторая половина пятого дня пути оказалась самой тяжёлой, поэтому, когда под Самарой мы упёрлись в вялотекущий затор из-за дорожного ремонта, то приняли решение развернуться и проехать к увиденной невдалеке вывеске «Мотель». Заведение находилось примерно в километре от трассы и, похоже, было переделано из какой-то бывшей конторы с большой, огороженной территорией. Решено, сегодня ночуем не в машине, а в гостинице. Номер обошёлся в 1 100 рублей, маленькая комнатушка с санузлом, но главное, не у трассы, а значит, будет тихо. Посетили местное кафе и всё, пора спать, дома час ночи, хотя здесь уже московское время и на часах в кафе было всего лишь восемь вечера.

Шестой день, решающий, до Саратова почти рукой подать. Выезжаем по местному времени рано, мы ещё живём в своём часовом поясе. Дорога свободна, вчерашнего затора нет и в помине. Нам на самарскую объездную дорогу, поедем левым берегом Волги и пересечём её уже перед Саратовом, по новому мосту. В 1987 году наша экспедиция пошла другим путём ― через Тольятти на Сызрань, по карте там была дорога на Саратов, но на деле нам пришлось искать объезд (спасибо добрым людям, подсказали), потому что так называемая трасса оказалась просто полевой дорогой, да еще после сильного ливня превратившейся в мыло.

Как говорится, ничто не предвещало беды. Проезжая город Пугачёв, были остановлены второй раз за дорогу сторожами сплошной полосы.

На выезде из этого населённого пункта необходимо повернуть налево на основную трассу, но поворот сопряжён с объездом приличной ямы в асфальте. Так вот если объехать её справа, то спокойно поедешь дальше, если же ты, как я, выберешь манёвр слева, то левым колесом слегка цепляешь разделительную полосу, и через пару километров тебя тормозят. Дело поставлено с размахом: один скрытый экипаж (неприметные «Жигули» у обочины) передаёт по рации данные «счастливчика», а далее его принимают в тёплые объятия аж два экипажа ДПС, двое машут палками, а двое беседуют в машинах, пишут циферки на бумаге, ожесточённо торгуются, в общем, все при деле. И ведь наверняка начальство в курсе, уж больно всё отработано. Можно, конечно, спорить о составе нарушения, что поворот налево совмещённый с выездом на встречку это всего лишь штраф, да только спорить то придётся в суде незнакомого города, да и не факт что докажешь.

Так что встал я в очередь (!) и, прикинув размеры наличности в бумажнике (оставалось 1 500 рублей), выбрал тактику жизнерадостного идиота.

Здравствуйте! ― говорю я, садясь в патрульную машину и широко улыбаясь при этом, ― давно хотел с вами познакомиться!
 Гаишник ошеломлённо:
― Со мной?
Я:
― Да, и со всем саратовским ГАИ! Я ведь издалека к вам, в гости к родне в Саратов!
― Ну вот, издалека, а нарушаете, нехорошо, а когда нарушают, то что надо делать?
Я, лучезарно улыбаясь:
― Договариваться!
― Правильно, предлагайте.
― Пятьсот рублей!
Гаишник вытягивает губы трубочкой и с обидой: ― Ну-у ма-ало!
Я:
― Тысяча!
Гаишник, качая головой:
― Пойдёт, только незаметно передайте, чтобы другие не видели.

Купюра перекочёвывает в папку под бумаги, документы возвращаются мне и я, всё с той же глупой улыбкой покидаю патрульную машину, сажусь к себе и пытаюсь разобраться в своих чувствах, ведь я впервые в жизни дал взятку гаишнику! Чувства эти странные и противоречивые: с одной стороны брезгливость и негодование (только что же прошла переаттестация!), с другой ― удовлетворение от полученного опыта, я как бы был исследователем, изучавшим интересную особь! И не надо подымать крик о качании прав, этим хорошо заниматься дома, а не за 4 000 км от него. Тем более формально ― нарушение было, и положенный, в лучшем случае штраф составляет четыре тысячи рублей, а так получается гаишники организовали сбор этих самых штрафов на месте. Ни их, ни себя я не оправдываю, а тем, кто придумывает такие законы, дать бы по этой самой придумывалке, чтоб неповадно было!

Ну всё, едем дальше, тем более осталось тут всего ничего. Оставшаяся часть пути прошла без происшествий и я не преминул сфотографироваться у границы Саратовской области, хотя на Drom.ru видел много подобных фотографий:

А вот и Волга! Едем по новому мосту, а в 1987 году мост через реку был только один, Саратовской объездной не было даже в проекте, поэтому въезжали мы тогда в него через Энгельс:

Цель всё ближе, Игорёк работает без сбоев и выводит нас точно к дому моей сестры, где нас уже с нетерпением ждут, ведь мы не виделись с 1993-го года! Всё, финиш. Позади 4 680 километров и пять с половиной дней пути. В 1987 году этот маршрут мы прошли с отцом за семь с половиной дней, так что приходится признать тот факт, что наша жизнь всё-таки становится лучше.

Глава вторая. Саратов

В начале ― немного семейной истории. Мой дед по отцовской линии служил в системе по охране заключённых, а там место службы не приходится выбирать. Хотя мой отец и родился в Карело-Финской АССР в 1939 году, его детство и юность прошли здесь, в саратовских степях, потому что с началом Великой Отечественной Войны деда перевели нести службу сюда, и вся его (деда) дальнейшая жизнь до самого конца прошла недалеко от Саратова, в бывшем селе Мессер бывшей Республики Немцев Поволжья, в дальнейшем переименованном в Усть-Золиху. Ту республику в 1941 году упразднили, а немцев, обвинив в пособничестве фашистам, выселили в Казахстан. От немцев остались добротные дома, кирха да дом священника. Дома раздали новым переселенцам, из дома священослужителя сделали клуб, а кирху превратили в склад, а затем просто забросили. Так она и стоит до сих пор, немым укором той эпохе.

Мой же отец, окончив среднюю школу в г. Красноармейске, поступил в Саратовский Автодорожный Институт и после его окончания уехал за романтикой в Сибирь на строительство Братской ГЭС. Здесь он встретил мою маму, женился, появился я, но его родители никогда к нам не приезжали ― далеко! Поэтому мы часто проводили лето в деревне, где помимо бабушки и деда проживала сестра отца со своей семьёй. Но время неумолимо: бабушки и деда уже давно нет с нами, моих родителей недавно тоже не стало, мои сёстры из Усть-Золихи переехали жить в Саратов, а в деревне остались только их родители, мои тётя и дядя. Так что, надеюсь, теперь стало понятно моё стремление посетить эти края.

Но вернёмся в наши дни. Встреча была тёплой, объятия крепкими, всё-таки не видеться восемнадцать лет, а только преписываться по интернету это ― что-то! После небольшого застолья нас повезли на смотровую площадку, с которой открывается прекрасный вид на город, где мы все не преминули сфотографироваться. На фото ― слева и справа по краям мои сёстры Юля и Наташа, в центре ― я с Алёной , слева от меня ― Юлин муж Коля, фотограф ― мой племянник Миша:

А на следующих фотографиях ― вид города Саратова в день нашего прибытия:

По плану мы пробудем здесь неделю. Затем тронемся дальше, к Чёрному морю, а к нашим гостеприимным родственникам мы ещё обязательно заедем на обратном пути и погостим у них ещё. Ну а пока вперёд, отдыхаем в Саратове!

Первым делом мы посетили местный Арбат ― Кировский проспект, который, как и в Москве, сделали пешеходным и, надо сказать, саратовский променад мне нравится больше московского, он как-то уютнее. А ведь я его помню ещё обычной улицей, по которой ходили троллейбусы. Вспоминается забавное видение того времени: на одной стороне улицы была «Пельменная», где в меню значились пельмени с капустой, а прямо напротив, на другой стороне, улицы располагалось кафе «Вареники», где подавали вареники с мясом, вот такой пердимонокль! Теперь здесь расположены многочисленные магазинчики, ресторанчики, кафе, стоят лавочки и различные скульптуры, много деревьев, а дома, наверное, помнят ещё царского городничего:

Начав свою прогулку от Центрального рынка мы постепенно дошли до конца проспекта, где стоит Саратовская консерватория, известная своим оригинальным дизайном:

А наискосок от неё расположена симпатичная церквушка:

Так мы весело и незаметно дошли до набережной Волги, но сама река не порадовала, она была вся покрыта каким-то зелёным налётом. Местные говорят: «Цветёт». Оно и понятно, жара стояла градусов 35, да и давно известно об отрицательном влиянии на эту реку целого каскада ГЭС, которые сильно замедлили и без того её неторопливое течение. Так что несмотря на стоявшую всю неделю нашего присутствия в Саратове жару, желания искупаться в Волге не возникло. На следующем фото ― набережная с видом на старый мост и зелёную воду:

А это улица, спускающаяся к воде, хорошо хоть лестница находится в тени, не так тяжело было потом возвращаться:

Затем мы побывали на даче у наших родственников и даже поучаствовали в битве за урожай:

А у нас такие яблоки не растут!

А ввоскресенье отправились в парк Победы, где представлена обширная экспозиция военной техники. Но вначале мы заехали на площадь Ленина, с неизменной фигурой на постаменте, где проходила ярмарка мёда. Сам Ленин показался немного странным, так и не поняли, куда и на что он показывает?

Далее несколько фото по дороге в парк, улицы пусты по причине выходного дня, а так обычно движение довольно напряжённое. Нередки пробки, особенно зимой, когда в город на учёбу приезжают многочисленные «бедные» студенты, ведь в Саратове много различных учебных заведений. Естественно, в старом центре неширокие улицы и я, на вроде бы не сильно большом «Ланкастере», зачастую чуствовал себя как за рулём какого-то мастодонта и начал яснее понимать термин «городской автомобиль». У нас пока этих проблем нет, ведь наш город сразу строился с запасом.

Ну вот мы и в парке, этот поезд стоит на вечной стоянке прямо у центрального входа:

К нему прицеплен вагон-лазарет, в котором во время войны служил военврачом отец известного артиста Олега Табакова. Далее мы проходим непосредственно к памятнику погибшим в Великой Отечественной Войне, местные называют его «Журавли», впечатляет:

С площадки вокруг памятника открывается красивый вид на город и реку:

Далее вокруг прямо на улице расставлена различная военная техника разных времён:

Даже Алёна не удержалась и захотела приобщиться:

Зашли в музей боевой славы и оставили запись в памятной книге:

Полюбовались там истребителем времён Второй Мировой:

Но помимо военной техники, под открытым небом можно увидеть и сугубо мирные произведения народного хозяйства:

В заключение посетили Национальную деревню народов Саратовской области и пообедали в азейрбаджанском кафе, сфотографировав из находящейся на территории башенки ещё один вид города на старый мост и довольные вернулись домой:

Последним пунктом нашей программы пребывания в Саратове стало посещение малой родины моего отца Усть-Золихи, где, как вы помните, проживают мои дядя и тётя, родители моих сестёр. Деревня находится в восьмидесяти километрах от города, в Волгоградском направлении, рядом с ж/д станцией Карамыш. В детстве сюда меня часто привозили, а так как бабушка с дедом жили в своём доме, то деревенскую жизнь я знаю не понаслышке: приходилось и воду из колодца таскать, и дрова рубить, и живность кормить, а так же балбесничать вместе с сёстрами, в общем, есть что вспомнить. Деревня примечательна тем, что в ней расположена зона, которая обеспечивает работой часть населения, остальные, как мой дядя Женя, трудились в совхозе. Сейчас, правда, совхоз развалился, немецких домов практически не осталось, и чем там живут ― непонятно.

Это мы у парадного въезда в деревню, правда, надпись плохо видно, отсвечивает. А это та самая кирха, раньше она была со шпилем, но недавно он не выдержал и обвалился:

Говорят, в своё время её пытались разобрать на кирпичи, но где там, сложено на совесть! Повстречавшись с дядей и тётей мы поехали до местного кладбища, где похоронены мои бабушка и дедушка. Почтив их память, прокатились по памятным местам, попав в единственный на всю округу ливень. В этом озерце мы в наш последний приезд ловили с Колей раков:

А в этой речке купались, хотя её иногда полностью затягивает ряской, которую потом с удовольствием клевали куры, когда мы притаскивали домой целое ведро:

А так выглядит типичная саратовская степь:

После кратковременного дождя и езды по пыльным просёлкам, моя машина стала выглядеть так:

Затем был обед в нашу честь после которого мы откланялись и вернулись в Саратов. Так незаметно пролетела неделя в гостях у моих родственников, но нам уже пора двигаться дальше. Нам не хочется уезжать, но мы сюда ещё вернёмся на обратном пути!

Глава четвёртая. Снова в путь, или Нормальные герои всегда идут в обход!

Ещё дома, на стадии планирования, я задался вопросом: «Какой дорогой лучше всего добираться до Анапы?» Обычно все едут через город-улицу Волгоград, а затем ― либо на Котельниково, либо на Калач-на-Дону и далее на Краснодар. Ехать через Волгоград не хотелось, он, конечно, город-герой, но проезд по нему, судя по отзывам в интернете, бывает проблематичен, да и гаишников г. Калач-на-Дону поминают там же недобрым словом. Можно, конечно, из Саратова выехать на Борисоглебск, а там недалеко от Воронежа встать на М-4 «Дон», но, по-моему, это не самый удачный вариант по расстоянию.

В итоге, воспользовавшись калькулятором на сайте ati.su, я получил такой маршрут: Саратов―Калининск―Казачка―Самойловка―Елань―Вязовка―Михайловка―Серафимович―Суровикино(М-21)―Морозовск―БелаяКалитва―М4*М21―Майский (М-4)―Аксай―Кущевская―Брюховецкая―Тимашевск―Славянск-на–Кубани―Варениковская―Джигинка (нам сюда). Т. е., выезжаем из Саратова в сторону Борисоглебска, сворачиваем с трассы в районе Казачки и далее местными дорогами до М-21 в районе Суровикино. Затем пилим до М-4, встаём на неё, и уходим потом на Кущевскую, где опять местными дорогами добираемся до места назначения.

Внимательный читатель наверное уже обратил внимание, что конечным пунктом я указал не Анапу, а Джигинку. Всё правильно, наши друзья живут в этом посёлке, что в двадцати пяти километрах от Анапы, просто для простоты восприятия маршрута я и указывал этот курортный городок. В общем, говорим «Анапа» ― подразумеваем «Джигинка» и наоборот.

Стартовали мы из Саратова после обеда, часа в два по местному времени. Дорога до поворота на Казачку ― вполне приличного качества и не загруженная. Но вот потом от Казачки до Самойловки идёт уже древний асфальт, больше похожий на такыр (потрескавшаяся земля после высохшего водоёма), но это всё пустяки, подвеска «Ланкастера» позволяла держать вполне приличную скорость. Но вот за Самойловкой асфальт исчезает, и дорога километра три выглядит совсем безобразно, особенно после дождя. Алёну этот отрезок пути почему-то привёл в уныние, что вылилось в небольшую ссору, первую и последнюю за поездку:

Но всё-таки оно этого стоило, потому что весь дальнейший путь до Суровикино прошёл по практически пустым и приличным местным дорогам, и без каких бы то ни было признаков ГАИ. Возле г. Серафимович пресекли реку Дон, и совсем он небольшой здесь:

Так без происшествий докатились до трассы М-21 возле Суровикино где, обнаружив мотель, встали на постой в своей машине. Утром же продолжили свой путь, наметив промежуточную остановку у магазина «Икея», который расположен прямо возле трассы М-4. Здесь опять Игорёк показал свой строптивый нрав, пытаясь увести нас с трассы зачем-то налево, хотя магазин расположен справа по ходу движения, причём пытался это сделать на М-4, где полосы движения разделены отбойником и поворот налево невозможен в принципе:

Но мы не поддались на эти уловки и прибыли прямо к месту назначения:

Но «Икея», оказывается, это ещё не всё, она является всего лишь частью громадного торгово-развлекательного комплекса «Мега», с гипермаркетом «Ашан» и прочими магазинчиками:

Извлечь оттуда мою супругу удалось только часа через два и то, с большим трудом, пообещав заехать сюда на обратном пути. Тронулись дальше, и вскоре увидели указатель на Кущевскую, на котором кто-то от руки приписал «на Анапу». Это, конечно, не М-4: обычная двухполоска приличного качества, но с одним большим минусом ― это сельскохозяйственные «Камазы» с прицепами. Местные называют их «хомячками», за постоянный перегруз. Позже довелось увидеть под Новороссийском огромную стоянку-отстойник этих тормозов краснодарских дорог:

Дорога проходит через множество станиц и петляет между арбузно-дынных плантаций, виноградников и прочих даров юга. Торговля зачастую идёт прямо у дороги, например, рядом с бахчёй или персиковым садом:

Но может и упереться в затор на ж/д переезде, например возле Тимашевска:

Но, несмотря на эти мелкие затруднения, в 20:45 по местному времени мы прибываем к месту назначения ― Джигинку. Позади шесть тысяч километров, самим не верится! Нас, как и в Саратове, опять бурно встречают. С Татьяной и её мамой Зинаидой Васильевной мы не виделись тоже очень давно, Братск они покинули ещё в 90-х годах, после того как Татьяна окончила Новосибирский мединститут. Теперь она солидная дама ― зубной врач, её дочери Ира и Аня пошли по стопам мамы, тоже решив проявить себя в этой области.

На следующем фото моя машина возле дома Татьяны, в этом гараже ей предстоит прожить следующие двадцать пять дней нашего отпуска:

Хотя здесь она будет проводить только ночи, потому что каждый день у нас будет насыщен событиями и мы много где успеем побывать, благодаря нашему железному коню. Позднее, подсчитав пройденное расстояние, я получу цифру «две тысячи шестьсот шестьдесят четыре километра», столько мы намотали на колёса только по Краснодарскому краю!

Глава четвёртая. Краснодарский край

Первый день на Черноморском побережье ознаменовался третьей и последней встречей с продавцами полосатых палочек. На встречу с морем мы поехали в Витязево ― курортный посёлок недалеко от Анапы, и вот там на подъздной дороге, я был остановлен после проезда нерегулируемого ж/д переезда. Оказывается, кто-то, с какой-то целью снял бело-лунный сигнал, увенчивавший собой предупреждающие знаки, а при его отсутствии необходимо руководствоваться знаком «STOP» при пересечении железки. Я же о таких тонкостях не знал/забыл ― нужное подчеркнуть ― и пролетел не останавливаясь, и вот они, родимые, бдят!

Приглашение подойти к патрульному авто, разглядывание моих документов, объяснение, за что остановили, когда узнали, что я приехал к ним через полстраны ― неподдельное удивление, но вот затем фамильярная фраза: «Андрюха! Кто же в гости без подарков ездит!?». Всё , думаю, с вами понятно, когда вы только накуритесь? И со вздохом спрашиваю: «Сколько?» ― «А сколько не жалко!» Лезу в бумажник, там только две бумажки: пятьсот и сто рублей, немного подумав отдал первую. Всё, адьюс ― больше я с вами не встречусь. Самое интересное, что я попал, как говорится, в последний день акции, до самого последнего дня нашего там пребывания пост у перееезда больше не наблюдался, а вскоре и бело-лунный сигнал вернулся на своё место.

Но вернёмся к морю. Наши гостепреимные друзья показали нам, как на машине подъехать прямо на берег моря, на знаменитую Анапскую песчаную косу, образовавшуюся в бывшей дельте реки Кубань. Почему бывшей? До недавнего времени я даже не подозревал, что в советское время кто-то посчитал, что Кубани лучше бы течь не в Чёрное, а в Азовское море, и прорыли отводной канал. Только это не так афишировалось как, например, Волго-Дон или Беломор-канал. Не мне судить о целесообразности такого решения, но я считаю, что вмешиваться таким радикальным образом в природу ― последнее дело. Хорошо хоть известный проект поворота сибирских рек так и остался проектом, несмотря на попытки реанимировать его, и причём совсем недавно, самое интересно кем ― Юрием Лужковым, ныне бывшим московским градоначальником!

В общем, выехали мы прямо к воде, вышли из машины, поздоровались с морем, и тут у меня появилось какое-то странное чувство, как будто чего-то не хватает. Немного покопавшись в себе, я понял, в чём дело ― приезжая ранее на Чёрное море на самолёте или поезде, до самого моря мы обычно добирались пешком. Здесь же имел место выезд на личном транспорте прямо к воде, что до этого я совершал только на песчаном пляже нашего водохранилища, но у нас видно другой берег, а здесь его нет! То есть у меня уже ассоциации на подсознательном уровне: машина ― песчаный пляж ― другой берег, здесь же пришлось привыкать к новым реалиям. Ниже приведу несколько фото нашего первого пляжного дня:

Само море не очень понравилось ― мутное, грязное, плавает мусор и водоросли, и практически постоянно дует ветер и штормит. Дни, когда было затишье и море было чистым, можно вспомнить всего пару-тройку раз. К тому же лето в прошлом году там было не особо жарким, после раскалённого Саратова здесь было прохладно, всего +25, а по вечерам и вообще до +18. Ветер дул прохладный, так что из воды было не очень комфортно выходить, хотя всё это придирки ― у нас, например, в августе уже не купаются, так как погода не позволяет. Немного сгладил негативное впечатление от моря сам посёлок Витязево, в нём построено много различных гостиниц, нарядно оформленных и в разных стилях:

Но не всё так хорошо ― в интернете, да и в местной прессе приходилось читать нелестные отзывы об уровне местного сервиса, поэтому, а может и по другим причинам, в середине августа можно было спокойно найти себе место во многих гостиницах.

Съездили мы для интереса один раз в Благовещенскую, там всё тоже самое, но к морю не подъехать, да и находится она дальше от Джигинки чем Витязево:

А на следующем фото я с Татьяной в той самой Благовещенской:

Видя наше разочарование морем, Татьяна предложила нам съездить в Сукко и Большой Утриш. Действительно, хоть там и галечный пляж, но вода была чистейшая:

Дорога на Сукко:

А это мы в Большом Утрише, ехать туда ещё дальше чем в Сукко, камни на пляже ещё больше, но вода ещё чище:

Но плавают большие, красивые медузы:

По дороге на Утриш есть смотровая площадка, откуда открываются красивые виды на море:

Если двигаться из Анапы в Сукко то, проехав небольшой перевальчик, в конце спуска начинается небольшой посёлок Варваровка, в котором мы заприметили винзавод «Кавказ», один из немногих уцелевших после антиалкогольной компании 80-х и лихих 90-х. Экскурсии там к сожалению не проводят ― не сезон, только готовятся к переработке винограда, а вот дегустация вин, с небольшой познавательной лекцией ― пожалуйста. Мы не преминули этим воспользоваться, правда, Алёне пришлось дегустировать за двоих, ведь я был за рулём.

Вина там делают очень интересные, насыщенные. Моя прекрасная дегустаторша, до этого не любившая сухих вин, после такой шикарной презентации в корне поменяла своё к ним отношение, особенно к красному вину. Мы немедленно сделали внушительный запас, который затем использовали для подарков всем, не забыв, естественно, себя.

Затем, в продолжении винной темы, мы упросили Татьяниного мужа Бориса отвезти нас на его автомобиле на знаменитый завод шампанских вин Абрау-Дюрсо, что расположен недалеко от Новороссийска,…

…где нам провели небольшую экскурсию по подвалам, которые строили метростроевцы, и тоже с дегустацией, на которой с полным правом присутствовал и я.

Бутылки лежат за сеткой, потому что, бывает, не выдерживают и взрываются.

Экскурсия оказалась занимательной, ведь процесс изготовления шампанского неоднозначен и многогранен. Не буду, конечно, его описывать, но приведу несколько интересных терминов: купажирование, ремюаж, дегоржаж ― это только этапы приготовления, а ведь ещё есть классический способ и быстрый. Абрау-Дюрсо ― один из немногих заводов, где практикуют оба способа и не зря именно его шампанское выбрано официальным напитком Зимних Олимпийских игр в Сочи. Нам шампанское тоже понравилось. Теперь дома мы покупаем только его, хотя у нас оно дороже почти в два раза, чем на самом заводе, где в фирменном магазинчике меня терзали муки выбора:

Затем Борис повёз нас в Новороссийск, где мы побывали на Малой земле ― историческом месте, где в феврале 1943 года нашим войскам удалось закрепится под носом у немцев и успешно обороняться в течении 225 дней:

Полюбовались на Цемесскую бухту:

Прогулялись по набережной:

Посмотрели на новороссийские новостройки,…

…на крейсер-музей, но попасть туда не смогли, его приводили в порядок после байк-шоу.

Зато познакомились с одним из участником этого грандиозного мероприятия:

Затем прошлись по километровому молу, защищающему порт, прогулка туда-обратно занимает почти час. Во время променада, как будто специально для нас, развернулся небольшой спектакль под названием «Выпроваживание сухогруха из порта», было очень интересно наблюдать, как два буксира выводили из гавани громадный пароход:

А в здании морвокзала, ввиду отсутствия пассажиропотока, так как все пассажирские пароходы либо продали, либо сдали на металлолом, проводилась выставка прекрасно отреставрированных автомобилей:

Всё таки у нас ведь автомобильный сайт, и просто так пройти мимо такой красоты было просто невозможно.

Заглянули мы так же и на другой берег Цемесской бухты, где установлен памятник на рубеже, который немцы так и не смогли преодолеть за всё время оккупации Черноморского побережья, поэтому дальше Новороссийска им пройти не удалось:

Если двигаться дальше вдоль берега, то дорога приведёт в курортный Геленджик, где расположен Сафари-парк. Название, конечно, громкое, но это всего лишь небольшой зоопарк, примечательный тем, что основу его экспозиции составляют звери, выкупленные из частных рук, брошенные на произвол судьбы нерадивыми владельцами. Всех их вылечили-выходили добровольцы, и теперь они (звери) вполне счастливы:

Парк примечателен ещё тем, что здесь расположена канатная дорога на вершину ближайшего горного хребта, откуда открывается чудесный вид на геленджикскую бухту и на сами горы:

А на обратном пути из Геленджика мы посетили Кабардинку, где расположен Старый парк, который создал талантливый человек Александр Алексеев. Здесь на площади в полгектара нашли своё воплощение основные эпохи мировой культуры и эстетики: Античная Греция, Древний Египет, эпохи Средневековья и Ренессанса, восточная и православная культура, культура народов Кавказа:

Ещё по дороге в Геленджик мы увидели какой-то замок, оказалось ― полицейская академия!

Вобщем, те двадцать пять дней, которые мы провели на Черноморском побережье, были очень насыщенными и, чтобы не утомлять вас, дорогие читатели, дальнейшие основные вехи нашего отдыха я проведу в основном ввиде фоторепортажа.

Естественно, мы неоднократно бывали в самой Анапе:

Заглядывали в интересное место ― кабачок «Холли Вилли:

Фиксировали уличную жизнь и архитектуру Анапы. Такой квасной автопоезд тянула за собой вазовская «семёрка» ― не поместилась в кадре, к сожалению, а дом ― это такая интересная новостройка, квартиру в которой может купить любой желающий, но цены кусаются:

А эти транспортные средства служат только моделями для фотографий, хотя хотелось бы и прокатиться:

В аквапарке «Золотой пляж» нам больше всего понравился бассейн с искусственной волной и горка «Камикадзе», когда летишь в узкой тёмной трубе, лёжа на резиновом коврике:

Съездили мы и на Азовское море, оно менее солёное, чем Чёрное, пляж там состоит из ракушечника, но опять же дул прохладный ветерок и море штормило. Зато уже собравшись назад обнаружили, что на одну из наших автомашин забрался богомол, до этого живьём видеть их не приходилось:

Ну и напоследок ― фотографии, сделанные в один из нескольких дней спокойной воды и в наш день прощания с морем. Основной сезон уже окончен и людей на пляже совсем мало, зато кто-то нашёл себе развлечение ― толкать моноприводный автомобиль по песку:

А кое-кто умудрялся посадить и полноприводные авто, хотя в наш век всяких электронных примочек это неудивительно ― честный 4wd сейчас редкость. А ещё позабавил пляжный мусоровоз на базе уазовского «козлика»:

Под самый финиш нашего южного отдыха посетили с кратким визитом Краснодар, нужно было помочь нашим друзьям отвезти кое-какие документы. Поэтому там особо не задерживались:

Но на выезде из города упёрлись в уже почти привычную пробку:

Отпуск же имеет свойство заканчиваться и наш ― не исключение. Поэтому откланявшись, одиннадцатого сентября мы тронулись в обратный путь.

Глава пятая. Дорога домой

Описывать наш путь домой нет смысла ― обратно мы двигались тем же путём, что и прибыли сюда, один к одному. Но некоторые нюансы всё же возникли, в основном ― в наших взаимоотношениях с Игорьком (надеюсь, вы ещё не забыли кто это такой?). Напряг возник в первый же день нашего возвращения, когда мы, пожелав опять попасть в «Икею», дали круг почёта вокруг Батайска, такой замысловатый путь нам предложил наш навигатор.

Ночевать в этот день остановились на той же стоянке при мотеле под Суровикино, спали опять в автомобиле, но ввиду того, что поклажи у нас значительно прибавилось (вино, шампанское, покупки из «Икеи» и даже комнатные растения!), решили в дальнейшем снимать номера в придорожных гостиницах, в общем, ни в чём себе не отказывать! В дальнейшем мы так и поступали ― номера попадались разные и по качеству и по стоимости, разбег цен от 800 рублей до 1 600. К сожалению, случайно стёр фото внутреннего убранства этих мотелей, хотя было бы самому интересно сейчас это вспомнить. Единственное фото с обратной дороги ― утро во дворе мотеля под Суровикино, где виден забитый салон нашего «Субарика»:

На подъезде к Саратову случилась единственная за всё путешествие мелкая неприятность, заставившая искать через день после приезда к родственникам специализированную мастерскую. В верхний край лобового стекла прилетел небольшой камешек, и от него побежала трещина сантиметров десять. Почему этим занялся не сразу? Да потому что мы подгадали наш приезд к дню рожденья моего племянника Миши, праздник затянулся далеко за полночь и вывел нас всех из строя до вечера следующего дня. Там же в Саратове подошло время сменить масло в двигателе, что и было успешно проделано в одном небольшом сервисе при АЗС.

Погостив недельку, мы тронулись дальше в сторону дома, утирая скупую слезу от расставания с роднёй, но мы сюда ещё обязательно приедем!

На подступах к Самаре опять зачудил Игорёк, предложив нам путь на Уфу, не по объездной, а через город. И причём такими замысловатыми зигзагами и петлями, что расстояние между этими двумя населёнными пунктами увеличилось в два раза ― с четырёхсот до восьмисот километров! А так как дело происходило уже в темноте, то мы проскочили указатель на объездную. Пришлось разворачиваться через разделительную полосу, благо, движение было не сильно оживлённым.

На следующий день ситуация повторилась ― уже под Челябинском. Опять темнота, дождь и Игорёк тащит нас через сам город, хотя на объездной нас ждёт уютный мотель «Привал». По атласу прикидываем примерное направление и на первой же развязке возвращаемся к нужному нам повороту.

Третий день пути прошёл без особых эксцессов, а лишние сто километров до Кургана, проложенные Игорьком, воспринимаются уже как мелкая шалость. Последний раз с его упрямством мы столкнёмся под Красноярском, где опять в темноте вынуждены будем высматривать указатель на объездную, но в этот раз не упустим его, несмотря на попытки злокозненного навигатора провести нас по краевому центру.

Дом всё ближе, практически рядом, но на подступах к родному городу, километрах в тридцати, я не успеваю увернуться от приличной ямки и расплачиваюсь за это вмятинами на двух литых дисках по правому борту моего «Ланкастера». Ехать можно, хотя из одного колеса слегка начинает травить воздух. Вот так, полстраны проехал безо всяких происшествий, а родной город подложил небольшую свинку! Но, несмотря на это, минут через сорок мы причаливаем к подъезду нашего дома. Всё, финиш!

Эпилог

Сначала немного цифр: общий пробег за время путешествия составил 15 184 километра, из них 2 664 километра по Краснодарскому краю и 487 километров по Саратову и его окрестностям. Израсходовано 1 396 литров бензина на общую сумму 38 218 рублей, бензин заливал только 95-й. Деньги на ночлеги в мотелях оставили в размере 6 000 рублей, питание подсчитывали только до Саратова ― 3 015 рублей.

Проблем с машиной не возникало, кроме вышеописанных мелочей, да детонации, возникшей после заправки в Джигинке на «Роснефти» и исчезнувшей после перехода на «Лукойл». Местные, кстати, тоже ругаются на «Роснефть», хотя у нас дома к ней вопросов не возникает. Ещё один казус возник опять же после заправки на АЗС этого бренда по дороге домой, в Макушино ― под нагрузкой машина начала слегка подёргиваться, вылечилось это само собой, и уже только после прибытия домой, сначала думал, свечи или нейтрализатор. Но до сих пор и то и другое не менял и работает без нареканий.

Теперь о самой поездке. Рекордов мы не ставили, в день проезжали в среднем 800-900 километров, самый оптимальный режим. Те, кто хвалится бОльшими суточными пробегами ― сильно рискует, усталость притупляет внимание и остроту реакции. Тоже можно сказать и о ночной езде: транспорта не намного меньше, ничего не видно ― ни окрестностей, ни дороги, ни знаков. Зато глаза «вылазят из орбиты».

Тем, у кого характер ближе к холерическому типу, дальняя дорога противопоказана, если только у вас не тугой кошелёк и вам нравится раздавать его содержимое людям в погонах. Потому что зачастую приходится тащиться за каким-нибудь тихоходом, без возможности его обогнать ― то встречные, то сплошная. К тому же выигрыш во времени будет мизерным, если вообще будет, так как за то время что вы будете общаться с полицией, добропорядочные участники движения могут укатить гораздо дальше вас, что я и наблюдал в Уральских горах.

Вспоминая то давнее наше с отцом путешествие, хочется отметить, что дальние поездки стали и проще и сложнее. Проще, потому что практически все города обзавелись объездными дорогами, появился придорожный сервис, которого тогда, 24 года назад, практически не было. Доступен стал такой помощник, как навигатор, меняются к лучшему дороги, хоть и медленно. А сложнее стало потому, что очень сильно выросла плотность дорожного движения, особенно западнее Урала, да и склонность сегодняшних гаишников к мздоимству стала уже притчей во языцах. Двадцать четыре года назад нас остановили только один раз ― за превышение скорости, не заметил знак «60» на спуске под Челябинском. В эту поездку меня останавливали три раза, из них два ― вымогали деньги, о составлении протоколов даже речи не шло.

Но, несмотря на все эти коллизии, мы остались очень довольны этой поездкой. Ведь со своим автомобилем на отдыхе можно оказывается столько дел успеть сделать, столько всего посетить, особенно на юге нашей страны. Так что мы теперь окончательно подсели на автотуризм и теперь с нетерпением ждём следующего раза. Ну а тем, кто раздумывает ехать-не ехать, совет один ― дерзайте!