|
Смысл всей поездки — посетить дочь в Великобритании (далее UK — меньше букв), понянчить внука, которого видели только по скайпу. Как бонус планировалось автопутешествие по UK на рождество.
Получить английскую визу легко\сложно. Легко — на подачу документов можно самостоятельно записаться. Сложно — серьезная большая анкета и требуется много документов с переводом, дорогая виза. Визу ждали более 3 месяцев. Из Беларуси теперь в Европу авиарейсов, поездов нет, но шенген как-то надо получить. Подготовительные мероприятия проходят на печальном фоне — границы могут закрыть, если не сейчас, то на обратном пути. Оптимально выходило подавать на испанскую визу, более-менее надежно можно рассчитывать на 3 месяца. Консульство в Москве, в Беларуси испанцы «хлопнули дверью». Под испанскую визу заказали второй загранпаспорт, дабы не пропала британская виза — вдруг и в Москве закроется визовый центр, ищи потом паспорт. Самостоятельно записаться на подачу документов невозможно, пришлось обращаться в агентство с многолетним стажем «visavisa», как оказалось, — «рога и копыта». Документы отдали за день до отъезда, в анкете ошибки, проездные билеты (липовые) не совпадали по датам. Возле визового центра Испании в Москве налажен «сервис»: стоит пара микроавтобусов, где вам распечатают документы, оформят бронь отелей, билеты на самолет. Нам распечатали исправленную анкету и дали пару советов. В очереди на подачу документов если не все, то половина посетителей точно были из Беларуси. Паспорта с визой на 3 месяца курьером через 2 недели были доставлены в Минск.
Москва мне очень нравится, люблю я «движуху» больших городов. А вот станции метро, из того, что посетил, огорчили, выглядят потрепанно. Указатели переходов не везде мог найти, но это ничто по сравнению с тем, что позже случилось с нами в парижском метро.
Ура, ура, визы есть. Как теперь добраться до Лондона? Супруга категорически отказывается летать самолетами, более 10 лет ее пытались перевоспитать. Желание увидеть внука победило — согласилась на перелет. Для начала были куплены билеты Минск—Стамбул. Недолго музыка играла, снова отказалась лететь.
Поездка на машине для меня отпала по той причине, что я не готов к вождению в UK, в интернете не нашел тренажера с левосторонним движением. Однажды ездили автобусом Вильнюс—Лондон—Вильнюс, спасибо, больше не надо. Остался один вариант — на поезде. Бедная Европа, там оказывается нет прямых поездов от края и до края: север-юг или запад-восток. Маршрут составил из расчета, чтобы сидеть в поезде не более 6-8 часов и иметь возможность посмотреть город в местах пересадки: Минск — Брест — Варшава — Познань — Берлин — Кельн — Брюссель — Лондон.
Цены на поезда с СИДЯЧИМИ местами приемлемы, а если бронировать заранее, то до 20-40% обойдутся еще дешевле, плюс вес багажа не контролируют. Везде брали билеты во 2 класс — они мало чем отличаются от 1 класса. Салоны французских скоростных поездов, Евростар — судя по картинкам, думал, что это супер пупер. Скорость да, за 230 км/час доходило. По комфорту салоны на маршруте Минск—Москва, Минск—Брест почти такие же. Если кто не знает, места со столиком самые плохие, если только вы не компанией едете. А потолочные мониторы вообще, только на московском направлении были включены.
Дешевле было бы автобусом Минск—Варшава, но, поскольку время прохождения границы не предсказуемо, решено было до Бреста поездом и там переночевать, а утром со свежими силами «штурмовать» границу. Рейсовый автобус Брест—Варшава, в 7 утра 07.11.2022 мы на границе. Белорусскую границу прошли относительно быстро. На польской стороне перед нами было около 10 автобусов. Проходит час, второй, третий. Никто ничего не делает. Даже потом, когда прошли все процедуры, оставалось просто поднять шлагбаум и выпустить нас — простояли час. Вот такое мелкое издевательство. Перед Варшавой многочасовые пробки, в результате дорога заняла не 4-5 часов, а 11. Поскольку в Варшаве уже были, остановиться решено в Познани. Заранее жд билеты не покупал по понятной причине. На вокзале в кассы солидные очереди, покупали билеты через автомат при помощи сотрудницы. На ближайший поезд стоячие места, без указания номера вагона. Miejsca stojace — ладно, думаю, наверно это такая фигура речи, ведь не бывает стоячих мест в междугородных поездах.
В вагон с двумя чемоданами еле втиснулись, там и стоячих мест не было, а ехать более 3 часов. Пошел в соседний вагон, там купе со стеклянными дверями, проход пустой. Жене нашел свободное место, а сам уселся на чемоданах в проходе, вскоре и в купе место освободилось. Конечно же, появился контролер: «Пан, это вагон первого класса». Пришлось доплачивать.
Отели во всех городах бронировал возле вокзала, чтобы дойти пешком. В Познани пришлось искать такси, пешком по прямой не пройти. 12 злотых, посмотрел заранее в интернете примерную стоимость. 60 злотых (12,5$) заломил первый таксист — ехать 1-1,2км. Уехали с другим за 25 злотых. Вообще, все таксисты в данном путешествии «поднялись» на мне)))))). В Бресте за то, чтобы перевести на другую сторону вокзала (около 1 км), таксист взял как в Минске я заплатил за 15 км 4 часа назад. Если не находится дешевле, бронирую отели сети «IBIS». Через их агрегатор «accor hotels» выходит дешевле долларов на 10, чем через booking. Интерьеры номеров в разных странах почти одинаковые. Уже в темноте, в одиночку пробежался по местному бродвею, типа я тоже в Познани был. Поздно вечером в Европе трудно купить продукты, работают только мелкие магазинчики с алкоголем, напитками и небольшим набором продуктов. Утром попросили вызвать такси к отелю. Заранее цену не спросил, в результате барыга выставил 45 злотых. В оправдание начал ныть, что все очень дорого. А для нас в Польше все дешевле, за исключением такси )))))).
08.11.22 поездом «intercity» в полупустом вагоне за 39$ через 3 часа были в Берлине. Отель «Romy by Amano» через дорогу от вокзала, маленький, но стильный, управление техникой в номере планшетом «apple», 144$ против 43$ за IBIS в Познани. В 2018 останавливались в Берлине на несколько дней, поэтому сейчас только прогулялись вдоль набережной Шпрее, некоторым ….штрассе, обследовали жд вокзал Berlin Hauptbahnhof.
Впечатляющее сооружение в 5 уровнях из стали и стекла. На вокзале только фастфуд, и я, почти инвалид — после перелома лодыжки с 2 несросшимися костями из 3 в течение года, по Инвалиденштрассе отправился искать пропитание. Через 2 часа уже на обратном пути наткнулся на работающий магазин.
09.11.22 рано утром за 77$ поездом отправились в Кельн, 4,5 часа пролетели незаметно. За 99$ номер в отеле, естественно, крохотный, зато возле вокзала. Выходишь из вокзала на площадь и, о боже! Кельнский собор. Аж дух захватывает, какое величие. 600 лет строили, должно же было что-то получиться.
Город, основанный до н.э., практически был стерт англичанами во время войны, только собор, видимо, как ориентир сохранили. От него же начинается местный бродвей со всеми известными торговыми брэндами. Соскучились по супу, и надо же, наткнулись на заведение, где подают только суп.
Встретилась странная группа русскоговорящих «туристов» с экскурсоводом — два десятка крепких мужиков.
Мост Гогенцоллеров длиной 409 метров сплошь увешан замками, которые специально продают возле собора.
Башня Малакофф — была возведена в 1855 г.в честь взятия Севастополя (Малахов курган) в Крымскую войну.
10.11.22, на следующий день после автобусной обзорной экскурсии отправились в Брюссель на скоростном поезде, полтора часа в дороге за 70,2$. В Брюсселе решено было не останавливаться, отели возле вокзала еще дороже, чем в Берлине. На пересадку до Лондона было 2 часа времени, регистрация на «Eurostar» в отдельном зале начинается за час, все как в аэропорту. На паспортном контроле офицер начал что-то от нас требовать, мы не бум-бум. Вызвал русскоговорящего коллегу. Попросили предъявить билеты на выезд из Англии, а у нас были куплены билеты только в одну сторону. Липовые, что сделали в агентстве для получения визы, я выбросил. Для решения проблемы вызвали вышестоящее начальство. Первый вопрос был: как вы вообще оказались в Бельгии. Пришлось объяснять, что жена боится летать самолетами, поэтому добираемся к дочери и внуку в Англию поездами с кучей пересадок. Если вдруг начнут закрывать границы из-за войны или коронавируса, то нам придется досрочно возвращаться домой, поэтому заранее билеты обратно не покупали, что правда. Начальница была очень доброжелательна, посочувствовала нашей «трудной» дороге. Через 4 часа мы были в Лондоне. Я затупил, не сразу покинули платформу в пограничной зоне (боялся разминуться с дочерью), в результате чего опоздали на электричку, потом сели не на ту электричку, потом другую отменили, а следующая не остановилась в нашем городке, пришлось возвращаться на такси. Но это уже совершенно не волновало, мы с дочерью и скоро увидим внука.
Наша конечная цель — Lancing, то ли деревня, то ли уже город на берегу Ла-Манша. У англичан он называется Английский пролив.
По дороге опасались подхватить корону или грипп, везде были чуть ли не единственные в маске. Однако уже на месте внук поделился с нами вирусами или бактериями из детского сада. 2 недели кашель, больное горло, сопли ручьем. В UK медицина бесплатная, но на начальном уровне хуже, чем у нас. Талон к врачу можно ждать месяц и больше. В первую очередь врач общей практики, и он решает, достоин ли ты приема узкого специалиста. На скорую помощь можно рассчитывать только в экстренном случае. Простудные заболевания, как пишут на форумах, вообще не лечат — по телефону посоветуют пить парацетамол и все. Дети здесь, похоже, закаляются с пеленок: обычная картина — родители в теплых куртках, шапках, а их дети рядом бегают без шапок в расстегнутых легких куртках поверх футболки.
К нашему приезду в автосалоне был куплен седан Skoda SuperB, 2018 г., автомат, на коже, 2,0 л, с гарантией 1 год. Автосалону пришлось внуку подарить детскую машину — он отказывался с нее слезать.
Радость была недолгой — дочь не сможет водить SuperB. Двигатель должен быть не более 1,5л при отсутствии стажа вождения. В течение 30 дней возможен был обмен. К концу срока автосалон доставил из другого города универсал Skoda Oktavia 2019 г., 1,5 л с МКПП и пробегом 10000 миль.
От SuperB забрали ключи, даже не удосужившись осмотреть салон и кузов. Меня, как потребителя советского/постсоветского сервиса, отношение к покупателям в Англии приятно поражает. Товары можно вернуть в установленные сроки безо всяких разборов: рукожопые мастера при установке бойлера спалили электронику – от продавца установили новую бесплатно. Те же мастера поцарапали мойку из гранита — поменяли. Чтобы не менять у дивана какие-то 2 пружинки, через 1,5 года привезли новый диван из Польши. Могут поменять неисправную вещь на другую, не забирая первую, т.к. возвращать производителю накладно, а неисправная никому не нужна. Для возврата одежды в торговых центрах отдельные секции, куда еще и очередь надо выстоять, т.к. мешками набирают одежду и мешками возвращают. А вот мелкий ремонт чего-либо большая проблема, как мне кажется. Или нет услуги или лучше не связываться. На ремонт квартиры тщательно выбиралась бригада по отзывам, несколько месяцев ждали, пока освободятся, в результате, не доделав ремонт, через пару месяцев выгнали их. Хозяева, в Англии не принято в ванной и на кухне под мебелью плитку на полу укладывать, не входит в стоимость работ!!!! Каково??? Возможно, из-за брекзита в настоящее время в Англии все делается очень долго, месяцами: попасть к профильному врачу, получить водительские права, зарегистрировать брак, устроить ребенка в детсад и т.д. т.п. Не получить услугу, а записаться на получение услуги!
Авто куплено, начинаем осваивать окрестности по выходным. Недалеко есть известный в UK автодром «Angmering Raceway», предлагаю узнать, можно ли на трассе учиться вождению (наши права у дочери есть, опыта ноль).
Можно учиться и по улицам, но только у обучающего опыт вождения в UK должен быть не менее 3 лет. Не повезло нам, оказывается, на следующий день будет последнее в истории автодрому шоу, гонщики-любители будут бить друг другу машины. Автодром под снос, будет построен жилой квартал, рядом уже стояли бульдозеры.
Решаем ехать на запад от Лансинга, пока спит внук, а там видно будет. Успели добраться до Портсмута, главный морской порт Великобритании. Времени хватило только пробежаться по территории музейной части Королевской военно-морской базы.
У Великобритании на сегодняшний день 2 авианосца: «Queen Elizabeth» и «Prince of Wales». На Елизавету мне повезло издалека посмотреть.
С «Уэльским принцем» англичане облажались, несколько месяцев назад в начале похода на учения к берегам США авианосец сломался. Вспомните, как издевались в прессе над авианосцем «Адмирал Кузнецов», когда он коптил как паровоз во время прохода через Ла-Манш.
На обратном пути сидеть пристегнутым в кресле внуку (1,2 года) показалось ниже его достоинства, начал орать, извиваться. До конца пути не успокоился.
В следующие выходные делали выезды вдоль Ла-Манша на восток от Лансинга. Каждый раз внуку быстро надоедало сидеть пристегнутым и начинал во все горло отстаивать свое право на свободу передвижения.
Портовый город Ньюхейвен (Newhaven), отсюда ходит паром во Францию, вариант дешевле и интереснее, чем евротоннель.
Террасные дома — самый распространенный вид застройки в Британии. Строились для небогатого населения, как правило, посредственного качества: тонкие стены и крыша, низкий фундамент, фанерные перегородки, хлипкие двери. Была попытка реновации, которая провалилась из-за тех же проблем, что и в России.
Очередной воскресный маршрут Лансинг-Истборн (Eastbourne) примечателен тем, что рядом расположены белоснежные меловые скалы Семь Сестер и мыс Бичи Хэд — такие же культовые символы Британии, как Биг Бен, Тауэр. Бичи Хэд — это самая высокая меловая скала в Великобритании, 162 м. С него был развеян прах Фридриха Энгельса.
Мыс популярен среди самоубийц, ежегодно здесь сводят счеты с жизнью порядка 20-30 человек. В «лучшие» годы число достигало 124 человек в год.
Маяк наверху себя не оправдал, т.к. часто был в тумане, поэтому поставили другой на уровне моря.
Рождественское путешествие по Англии окончательно снялось с повестки: внук не желает долго сидеть в автокресле, да и простудные симптомы не покидают всех нас уже второй месяц. Появился вариант провести время в Лондоне, друзья дочери полетели отдыхать на Канары, предложили свою квартиру. Глава их семьи был болен ковидом, и мы не рискнули пожить в их квартире.
Чем ближе время отъезда, тем тревожнее. Во Франции обсуждается введение ограничений на передвижение — резкое повышение заболеваемости: тройная эпидемия коронавируса, гриппа и бронхиолита. В UK бастуют пограничники, железнодорожники, не все и не всегда ходят поезда. Начинаю отрабатывать маршрут на пароме из Ньюхейвен. На французской стороне для нас по времени плохо стыкуется транспорт до Парижа. У нас еще есть проблема — надо заехать в Испанию. Визу получали испанскую и надо отметиться в Испании, дабы не получить при последующем обращении отказ из-за отсутствия доказательств нашего пребывания Испании. Тихоокеанское побережье Испании ближе, но только с 2 пересадками. Оптимальным оказался маршрут Париж — Барселона, на Средиземное море.
Рассматривал даже вариант перегона, т.е. купить какой-нибудь драбадан по минимальной цене. Увы, небитые от 8-10 тыс. $ и только мыльницы типа Clio, Corsa. Как не вспомнить свой «Пассат» В3 за 2,8 тыс. зеленых со скрученным спидометром и на котором отъездил 5-6 лет. В Англии ценник куда интересней, но……..
Нельзя не отметить дорожные знаки в Англии — их очень и очень мало, по сравнению с Беларусью. Круговое движение чуть ли не каждом перекрестке, причем круг может быть нарисован размером с тазик. Я на улицах ощущал себя как олень из леса; даже в роли пешехода не мог привыкнуть к левостороннему движению, опасался угодить если не под машину, то под велосипед или какой-либо бабке под электрическую коляску. Пешеходов на переходах не пропускают, возможно, это нравы южного побережья, не думаю, что такое в правилах прописано. Английская загадка: обочины у дорог отсутствуют, остановиться негде, пешеходов быть не может, тогда откуда берется мусор в большом количестве вдоль дорог?
А что можно рассказать про Лансинг, где прожили 2 месяца? Самая большая деревня в Великобритании, население около 19000 человек. Самым старым действующим аэропортом в мире считается гамбургский (1911 г.) Так вот с 1910 г. на восточной окраине Лансинга действует аэропорт «Брайтон-Сити», он же аэропорт «Шорхэм». В 2015 г. во время авиашоу истребитель рухнул на шоссе A27 (предыдущее фото), 11 человек погибли. С тех пор авиашоу в Лансинге отменили.
Лансинг-колледж — главная достопримечательность деревни.
Учебный корпус колледжа, обучение детей с 13 до18 лет. Это заведение в разные годы закончили известные писатели, ученые, политики, дипломаты.
Самая большая в мире школьная церковь (капелла).
С утра интересовался на сайтах, не продают ли задешево в здешних краях бу фотообъективы с большим фокусным расстоянием. И надо же, нахожу в этой галерее Nicon с нужным мне объективом. Отдали его служащему колледжа.
Первый раз к колледжу я пробирался в дождь напрямую через поля и кусты. Окружающие холмы сложены из мела, поэтому и тропинка представляла из себя белую грязь.
Застройка улиц в Лансинге типичная, обошел 5-6 улиц, и можно говорить, что «Англию видел».
Эта улица застраивалась явно под пролетариат.
Цена на недвижимость дикая. Расход материалов на строительство домов явно меньше, чем в России: стены тоньше, утеплителей не видно, коммуникации на глубине около 0,5 метра. Канализацию по внешней стороне стены только здесь впервые увидел. Отходы откачивают, в море не сбрасывают — постоянно на улице видна колонна г…-возов.
С фасада дома невзрачные, а вот со двора очень даже завидные.
Преимущество террасной застройки — наличие внутреннего дворика, хоть в деревне, хоть в Лондоне. С фасада дворики почти у всех закатаны в асфальт.
По левую сторону от перехода, что на предыдущем фото совсем другая «недвижимость».
Скорее всего, это дачные «домики», за аренду земли платить не надо. Всю Великобританию еще феодалы поделили между собой. Они и сейчас называются лендлордами, взымают арендную плату. Оплатить можно от года до 999 лет.
Если вы купите у кого-либо дом, квартиру в доме, где срок аренды земли истекает, придется заплатить еще и лендлорду десятки/сотни тысяч фунтов, чтобы не выселили.
Чудо техники — плавсредство из бетона.
Под окном у нас тоже была недвижимость, по цене хорошей квартиры в провинции России.
Фото для пропаганды: якобы в UK так все плохо с газом, что уже дрова в гастрономах продают.
Обратную дорогу с Вашего позволения опишу во второй части, она заняла 14 дней.