До Лондона и обратно на перекладных. 2 сезон 2 часть

11.03.2024 | 4076 просмотров

23.08.23 г. Поезд «eurostar» Брюссель—Лондон (130$ и 2 часа в пути) прибывает на вокзал Сент-Панкрас, здесь уже никакого паспортного контроля. Еще 1,5 часа электричкой, и мы на побережье Ла-Манша в раю. В Англии дома могут иметь номер или имя, у нас «Рай» (The Haven).

Как-то с первых же дней райская жизнь не заладилась: удушающий кашель, осипший голос. Если я за пару недель оклемался, то жена до конца поездки чувствовала себя неважно. Солнце, море под окном, как не искупаться — к общему хреновому состоянию добавил себе еще сильнейший насморк.

Последний раз активно ездил на велосипеде ровно 50 лет назад. Оказывается, проехать километров 20 это вообще ни о чем, в гору, конечно же, пешком — здоровья не хватало. В будние дни начал обследовать окрестные города на велосипеде. Везде есть велодорожки или по проезжей части, по тротуарам не ездят. В Брайтоне велодорожка вдоль набережной, а она очень длинная, чуть уже проезжей части.

Долго не мог привыкнуть, что ко мне относятся, как полноправному участнику дорожного движения: испуганно прижимался к бордюру, боялся объезжать припаркованные машины — обернуться лишний раз назад не позволяет «убитый» позвоночник. Только после поездок на велосипеде понял, что теперь смогу и на машине в UK, а кольцо на любом перекрестке — это самое лучшее и наиболее безопасное решение.

С автобусами стало приятно иметь дело. Стоимость проезда в стране в 2 фунта — правительством было принято решение продлить временную льготу до конца года. Однако рейсы, как и раньше, часто отменяются. Как-то рано утром поехали с женой погулять по набережной в Брайтоне.

Оба смартфона разрядились, зарядного не купить: у нас разъемы micro-Usb, а здесь давно перешли на Тipe-C. Успел только написать дочери, что автобус отменили. Отменили все автобусы, причем на несколько часов. Дома появились полдевятого вечера, зятя не было — уехал искать нас в 160-тысячном городе))))). Представьте себе, сколько народу было потом в автобусах и на промежуточных остановках, которые мы проезжали уже без остановки.

В Брайтоне для Георга IV построили королевский павильон, и, конечно же, сюда сразу потянулась элита, город быстро разросся.

Мое движимое имущество тоже под окном на парковке, правда немного не такое.

Интересна прибрежная часть Брайтона, остальные районы не сильно отличаются архитектурой от других городов.

Отдельно хочу рассказать о ежевике. В наших лесах маленькие кусты иногда встречаются среди малины, здесь же ее хоть ж…й ешь. Кусты высотой до 4 метров, заросли на пустырях, сплошные полосы вдоль дорог, ягоду можно собирать месяца 2 точно. В магазинах продается крупная садовая, несколько фунтов маленькая коробочка. Ну как не сэкономить, решил своих порадовать дикой ягодой, отправился на велосипеде к ближайшему холму. Кусты страшно колючие, кроме колючек на основном стебле еще миллионы мелких в микроны толщиной. Не дай бог каким-то образом упасть на такой куст — без МЧС оттуда выбраться невозможно. Вид у меня был устрашающий, когда возвращался по деревне домой; был в шортах и футболке — весь ободрался, по рукам и ногам тела кровь. Варенье получилось с оригинальным, интересным вкусом.

Классная традиция есть в Англии — ставить мемориальные скамейки в память об усопших. Они есть во всех парках, на туристических тропах. Заказать скамейку обойдется более чем 1000 фунтов, в стоимость входит уход за ней в течение 20 лет.

По выходным обследовали местные достопримечательности. В г. Арундел (Arundel) поехали на фестиваль цветов. Оказалось, что это выставка урожая местных садоводов/овощеводов. Посетителям уже все продали или раздали, нам досталось лишь пару очень вкусных яблок, да приветствие от огородного чучела.

Над городом возвышается впечатляющий замок. Вокруг не обойти, входные билеты очень дорогие. Как-нибудь в следующий раз)))).

В нескольких местах города неизвестно по какому поводу веселье, бабуси танцуют под музыку 60-х.

Уже и не помню, в этот же день или на следующей неделе посетили усадьбу «Петуорт Хаус» (Petworth House).

В счет оплаты налога на наследство, в процессе «раскулачивания» определенной части населения после 2-й Мировой войны, в собственности хозяев осталась южная часть дома, где и проживают до сих пор, обладая самой богатой частной коллекцией живописи и скульптуры. Выросший в этом имении Джон Аптон, инженер-строитель, приложивший руку к благоустройству имения, подхалтуривал геодезистом на строительстве каналов и дорог — почти мой коллега. Где-то что-то накосячил и в 1826 г. за день до суда сбежал в Россию. Здесь как Иван Иванович Уптон внес большой вклад в строительство Севастополя, дослужился до звания полковника-инженера. В здании расположен музей.

Всегда думал, что это ГенрихIV, а это, оказывается, Генрих VIII ))))))).

Территория усадьбы 283 га — раздолье для самой большой в Англии популяции европейских ланей.

С 22 сентября было запланировано путешествие по Уэльсу, Шотландия более привлекательная, т.к. чаще на слуху, но далековато.

Экипаж — я с женой, дочь с мужем, 2-летний внук, которому нравится путешествовать, да только на общественном транспорте, в автомобиле ему быстро становится скучно. Маршрут составили с помощью искусственного интеллекта GPT CHAT, т.к. самостоятельно определиться оказалось тяжело — много соблазнов в разные стороны, плюс ребенок и пенсионер с больными ногами. Получилось 6 участков, по 200-400 миль в день, на ночлег устраивались всегда уже в темноте, что очень усложняло поиск арендованного жилья, даже имея забитый адрес в навигатор.

22.09.23г. В г. Бат приехали довольно поздно. Времени хватило только посетить музей римских бань, заехать на холм с обзорной площадкой. Древнеримские термы, а это мойки, парилки, спортзалы в нашем понятии — были важнейшим элементом в жизни империи и доступные всем слоям населения. Куда там нынешним аквапаркам за 20-30$.

Российский флаг как красная тряпка для быка — даже в музее заменили на белый прямоугольник. А если подумать, то умное решение — на русском не только россияне могут брать аудиогид.

На ночлег остановились в доме, больше похожем на восточноевропейские и как принято — со своим участком.

23.09.23 г. С утра отправляемся в д. Тинтерн «обследовать» руины первого в Уэльсе аббатства цистерцианского католического монашеского ордена. Тысячу лет назад основатель ордена решил, что монахи совсем зажрались. Создал новый устав, в соответствии с которым аббатства должны располагаться в стороне от населенных пунктов, церкви должны быть пониже, каша у монахов пожиже, в общем, полный аскетизм. «Агроусадьбы», где мало спали, много молились и еще больше работали физически, опять быстро разбогатели. Однако через 400 лет при Генрихе VIII в борьбе с властью Ватикана монастыри ликвидировали. Сохранились только стены церкви, которые следующие 500 лет вдохновляли художников и поэтов.

Дороги Уэльса очень живописные, узенькие, а дорожное полотно в прекрасном состоянии везде.

Промышленный городок Бленавон (Blaenavon), приходящий в упадок последние 100 лет, стал нашим следующим прибежищем. Целью нашего визита был закрытый угольный рудник, превращенный в музей «Big Pit National Coal Museum». Зять с внуком остались на поверхности, а мы втроем спустились на глубину 100 метров. Бывшие шахтеры стали экскурсоводами. Почти везде по штольням можно было пройти в полный рост. Фотографировать под землей было запрещено, телефоны изъяли. Жизнь шахтеров не имела цены, в смысле нулевая. После гибели 439 шахтеров в 1913 г. на шахте Сенгенидд управляющего шахтой оштрафовали на 24 фунта стерлингов, а компанию — на 10 фунтов стерлингов; газеты подсчитали, что стоимость каждого потерянного шахтера составила всего 1 шиллинг 1⁄4 динара (около 13 фунтов стерлингов в 2020 году). Из добытого угля оплачивались только большие куски. Очень хорошо кормили и ухаживали за лошадьми — вот они обходились дорого, конюшни располагались в штольнях, под землей.

Вечернюю поездку, не помню, куда собирались, «обломала» полиция — совершенно пустое шоссе было перекрыто, вынуждены были вернуться в город.

Как оказалось, в субботу вечером в городке негде поесть, пришлось воспользоваться услугами закусочной «Fisch&Chips» с ее традиционным британским меню — рыба в кляре с картофелем фри.

24.09.23 г. В этот день отправляемся в “Национальный центр пещер Уэльса Дан-Ир-Огов” «Dan yr Ogof National Showcaves Centre for Wales». Грандиозный комплекс, сюда же входит один из самых крупных динопарков в мире — более 200 макетов динозавров в натуральную величину, расставленные по всей территории среди леса.

Некоторых даже удалось покормить)))).

Из 17км пещер туристам доступны 3 пещеры, было уже поздно, и мы смогли попасть только в одну.

Подземная река, озеро, водопады до 12м высотой, в одном из залов даже можно проводить свадьбы. Обидно, что из-за слабого освещения приличных фотографий не удалось сделать.

Ниже по склону от пещер, в долине, расположена ферма со свободно бродящими по территории животными (кроме свиней))). За все время в UK посетили около 5 ферм, везде работают волонтеры, поскольку содержание таких комплексов обходится дорого.

Часто попадались и такие дороги, где растительность вплотную к асфальту.

25.09.23 г. По начавшейся складываться традиции, с утра едем в очередное аббатство, по состоявшейся традиции, закрытое и разоренное Генрихом IV в 1539 г. «Strata Florida Abbey» имело большой вес в культурной и политической жизни Уэльса. Сохранилась только входная арка церкви. На местном кладбище похоронено около 11 уэльских принцев.

Не знаю, какой навигатор установлен в Шкоде, да только и здесь периодически водил нас козьими тропами.

Далее наш путь пролегает к морю, на побережье канала Святого Георгия, в г. Аберистиут (Aberystwyth), при населении 12000 человек в городе еще около 10000 студентов. Читаешь историю — просто жуть: 500 лет постоянной резни вокруг замка (как и по всему острову), разрушение, восстановление, пока во времена Английской революции (читай гражданской войны) (1639-1660) замок не был стерт окончательно войсками парламента, тем самым Кромвелем.

Только поиграв на детской площадке, внук давал возможность обследовать достопримечательности.

Ночевать останавливаемся в г. Лампетер (Lampeter) в отеле «Черный лев» с видом на городскую ратушу.

Если у нас почти в каждом населенном пункте есть памятник жертвам ВОВ, то здесь — 1-й Мировой, в которую погибло британцев почти в 2 раза больше, чем во 2-ю Мировую.

26.09.23 г. Маленький городок Betws-y-Coed. Арендованный домик в темноте искали очень долго: по координатам вот здесь — а его нет. Оказалось, что он в глубине двора. Жилье было выше всяких похвал: посуда, вся бытовая техника, 2 камина, 3 туалета.

Это было поздно вечером. С утра же из Лампетер выехали опять к морю в г. Кэрнарфон (Caernarfon). Изюминкой города является замок короля Эдуарда I на берегу пролива Менай; предполагают, что архитектора вдохновили стены Константинополя.

Замок «живой» — внутри есть музейные экспозиции. Медалей представлено неимоверное количество. Проверил — в официальном реестре Великобритании более 2000 орденов и медалей. Наверно, каждый монарх утверждал собственные награды.

27.09.23 г. Betws y Coed — конечная точка путешествия, в этом городке останемся еще на 2 ночи, и 3 дня на знакомство с прибрежными городами и парком Сноудония «Snowdonia National Park». На сайте «Истокфото» есть умопомрачительные фото пейзажей Сноудонии. Просто ехать по территории и созерцать — огромное удовольствие. Созерцали 16 миль — до г. Конуи (Conwy).

Замок Конуи входил в «железное кольцо» короля Эдуарда I — территорию, окруженную крепостями, было легче контролировать.

Вход платный, внутрь не заходили, замки привлекают только меня, остальные путешественники хотят на природу. Объехать полуостров по кругу вдоль моря возле г. Лландидно (Llandudno) сразу не получилось. Дорога «Марин Драйв» только одна, впереди населенный пункт, стоит знак тупик и чуть дальше щит «проезд закрыт». Думал, что это пропускной пункт, а нет, отель на 4 звезды.

Заезжаем на нужную нам «Марин драйв» с другой стороны полуострова — такая же ситуация. В придорожном кафе посоветовали: если хочется — то можно ехать. Ну совсем как у нас. Сейчас, во время написания отчета, начал догадываться о причине закрытия дороги — после прошедших и идущих дождей была велика вероятность камнепада. Бог миловал.

Продам место на кладбище с видом на море……..

Возвращаемся домой вдоль пролива Менай. Висячий мост Менай. На другом берегу деревня с полным названием в 51 букву — Лланвайрпуллгвингиллгогерихуирндробуллллантисилиогогох (54 получилось, где-то ошибка). В 2009 г. дочь присыла фото с этого моста. Даже в безудержных фантазиях не мог бы предположить, что и сам когда-нибудь проеду по нему.

Конечная цель путешествия достигнута, через пару дней возвращаемся домой.