|
Давно собирались туда, но доехали только в январе 2023 года: автопутешествие в Беларусь из Екатеринбурга. Итого пробег составил 6300 км. Автомобиль: Nissan X-trail 2013 г.в. с уже серьезным пробегом. Экипаж: я, супруга и двое детей — мальчишки в возрасте 12 лет и 2,5 годов.
Даты поездки: 30 декабря 2022 — 07 января 2023. Маршрут: Екатеринбург — Казань — Москва — Минск — Несвиж — Мир — Лида — Ружаны — Брест — Хатынь — Смоленск — Нижний Новгород — Ижевск — Екатеринбург. Девизом поездки стала песня ВИА «Песняры» — люди старшего поколения её точно помнят.
День 1. 30 декабря
Екатеринбург — Казань
Обычная практика наших автопутешествий: в дальнюю дорогу выезжаем очень рано утром, чтобы дети досыпали в машине. К вечеру этого же дня получается проехать примерно 1000 км (то есть из Екатеринбурга до Самары, до Казани или до Астаны). Пока знаменитый автобан до Казани не достроили, едем «городами и весями»: сначала из Екатеринбурга по Пермскому тракту, после пос. Голдыревский уходим на Орду, затем — Уинское, Чернушка — Куеда и вот он, Чайковский.
Монументальная плотина Воткинской ГЭС, сразу после неё — уже Удмуртия. Ровно полпути до Казани: время обеда. Традиционно обедаем в кафе «Трактиръ Времена»: одно из немногих мест на трассе с твердой оценкой 5 в отзывах (при нескольких сотнях отзывов). Недорого, вкусно, атмосферно: внутри кафе больше похоже на музей традиционной русской культуры и истории.
Двигаемся дальше — объездная Ижевска, Можга, Елабуга — и вот мы на отличной четырехполосной М-7 с разделительным барьером. Оставшиеся 200 километров до Казани пролетели незаметно. Выехав из Екатеринбурга около 6 утра, около 17 часов прибываем в Казань. Недорогой уютный отель в самом центре с парковкой — «Отель 55» около площади Тукая. Минута пешком до метро, 5 минут — до пешеходной улицы Баумана.
Казань, пешеходная улица Баумана.
Погулять по Казани, поужинать и лечь спать пораньше — отличный план на вечер! Так и сделали. Рано утром — снова в путь, на Москву.
День 2. 31 декабря
Казань — Москва
Приятно ехать с Урала на запад — разница во времени в нашу пользу. Встать по местному в 5 утра — легко, ведь по нашему времени уже семь часов. Тем не менее, дети в машине досматривают утренние сны, и завтракаем мы уже в Нижегородской области: еще одно «5-звездочное» (по отзывам в Яндекс.Картах) кафе, после Лысково: «Зеленая стоянка». Чисто, вежливо, удобно: много блюд на раздаче в наличии. Яичница и омлет, конечно, готовятся по заказу, но быстро.
На М-7 где-то между Нижним Новгородом и Москвой.
Нижний Новгород проходим по объездной, после него начинается комфортная трасса с разделенными потоками. В Москву приезжаем около 17 часов. Прибывая с востока, удобно заселиться в гостиничном комплексе «Измайлово», сразу на въезде: и метро рядом, и МКАД, и отель по соотношению цена-качество приемлемый, и номеров очень много на любой вкус и кошелек. Супермаркеты тоже рядом: закупили там салатов-деликатесов для новогоднего стола, немного отдохнули в отеле после дороги и поехали на метро в центр встречать Новый год.
Отель «Измайлово-Бета», вид из нашего номера на 26 этаже.
Пять остановок на метро — и мы у Красной площади. Вечером 31 декабря она по традиции закрыта, но нам для новогоднего настроения достаточно и прогулок вокруг: пешеходная Никольская с шариками-фонариками, Зарядье, Васильевский спуск. Тут, с видом на куранты Спасской башни, встретили Новый год по уральскому времени и к 23:00 по московскому уже вернулись в гостиницу. Кстати, вечером 31 декабря московское метро — бесплатное. Посидели в номере за новогодним столом, понаблюдали в окно многочисленные салюты — и спать. С Новым годом!
День 3. 1 января
Москва — Минск
Больше всего я люблю Москву рано утром 1 января. Пробки 0 баллов, уличные парковки все бесплатные, народу мало, ночной мусор уже прибран. Красота! Доехали на машине до самой-пресамой Красной площади (припарковались почти у Лобного места), немного прогулялись по центру и в путь! Москву насквозь — от Измайлово до Одинцово — пролетели менее, чем за час. Не по диаметрам — а по радиусу, через Красную площадь.
Москва, утро 1 января, бесплатно припарковался у Красной площади.
Трасса М1 — прелесть, а не дорога. Четыре полосы, разделительный барьер. Следи за ограничениями скорости (много камер) и езжай себе спокойно. Покрытие хорошее, один недостаток: из-за оттепели на дороге лужи.
На трассе М-1 где-то в районе Смоленска. 1 января, +10, лужи.
Чем ближе к границе — тем больше пунктов оформления «Зеленой карты» — страховки ОСАГО для Белоруссии. Стоит намного дешевле, чем аналогичная казахстанская, кстати.
Погранпереход с Беларусью, опять же в сравнении с другой страной ОДКБ, Казахстаном (очень хорошо нам знаком, часто ездим), символический. Даже не выходили из машины. Показали человеку в форме прямо на дороге, остановившись в полосе движения, наши паспорта (документы детей даже смотреть не стали) — и всё! Ровно две минуты. А вот на границе с Казахстаном полноценный досмотр и паспортный контроль на обоих пограничных пунктах занимает итого в среднем около полутора часов.
Граница с Беларусью — символическая.
И вот, ура, мы в Белоруссии! Включили на магнитоле «Песняров», едем, довольные. Никаких особенных отличий от российской дороги нет, разве что — заплаток побольше. И ограничение скорости иное: 100 для грузовых, 120 для легковых. Так сдвоенные знаки обычно и стоят: 100 и 120.
Знаки ограничения скорости на трассе М-1 в Беларуси.
До самого Минска — четырехполоска с разделительной полосой. В столицу братского государства приехали затемно. С отелями в Минске сложно: их не очень много и ценник какой-то не по-белорусски высокий. Заселились, сходили поужинать (в ресторанах цены ниже московских), зашли в торговый центр, обменяли немного валюты. Обменник работал даже вечером 1 января. Из российских банковских карт в Беларуси, кстати, работает только Мир. Принимают почти везде, но наличка на всякий случай всегда нужна.
Пару слов про белорусские рубли. Курс: около 26 российских за 1 белорусский. Есть копейки (так, проезд в метро стоит 90 копеек). Банкноты красивые. 5 белорусских рублей — пожалуй, единственная купюра, на которой изображены археологические раскопки (поселение Берестье в г. Бресте).
День 4. 2 января
Минск — Несвиж
В Минске мы поселились на Востоке: около одноименной станции метро. Утром поехали гулять в центр на метро (напрасно — на машине нетрудно было бы припарковаться в центре). Несмотря на то, что он на 90% новодельный (в войну Минск был сильно разрушен), центр города создает впечатление рождественской Европы. Кофейни, пекарни, хвойные венки, много послепраздничного мусора на улицах — всё, как в какой-нибудь Германии.
Минск, собор сошествия св. Духа и монастырь бернардинцев.
Минск, набережная р. Свислочи.
Минск, Троицкое предместье и наши мальчишки.
Позавтракали в приятной пекарне. Прошлись по центру: ратуша, Троицкое предместье, остров Слёз. Гулять комфортно, к тому же — очень тепло, около +10. Снега нет. Газоны зелёные. Однако скучноватым показался нам Минск. Не стали задерживаться.
В полдень поехали дальше — в Несвиж. Отличная трасса на Брест (продолжение М1): полтора часа в дороге (110 км) и мы на месте. Обратили внимание: на всех АЗС бензин стоит абсолютно одинаково, 2 рубля 46 копеек (около 65 рублей за литр 95-го на наши). То есть бензин дороже, чем в России, а всё остальное — или так же, или дешевле.
Несвиж — уютный средневековый городок (1223 г.), когда-то — резиденция литовских князей Радзивиллов. Главные достопримечательности: ратуша XVI века с торговыми рядами по периметру, Фарный костёл, замок с дворцом, прудом и живописным парком. Поселились ровно напротив ратуши (из окна вид на неё). Отличный отель с рестораном на первом этаже (в обед едва нашлось место, очень популярный): умеренные цены, очень высокое качество. Рекомендую — отель «Несвиж».
Несвиж. Ратуша. На заднем плане — кинотеатр «Салют» и отель «Несвиж».
Вторая половина дня прошла в прогулках по Несвижу и вкушении блюд белорусской кухни. Распробовали наконец-то драники. В отельном ресторане их подают оригинально: с беконом и яйцом пашот (порция — 12 белорусских рублей, т.е. около 300 российских). Вечером жена со старшим сыном отпросилась в кино — даже в таком маленьком городке есть кинотеатр, и там с качественным звуком и картинкой показывали новую серию «Аватара» с полноценным русским переводом. До российских кинотеатров на тот день «Аватар. Путь воды» еще не добрался, а посмотреть им очень хотелось. Ну а мы с младшим сходили в ближайший магазин, купили вкусняшек (кому мармеладки, кому пива) и завалились в номер смотреть мультики.
День 5. 3 января
Несвиж — Мир — Лида
Утром встали традиционно рано, по-уральски. Отправились на прогулку в замок — благо, городок небольшой, и даже до окраины из центра не спеша, с коляской, идти 10-15 минут. Замок впечатляет: недаром он находится под охраной ЮНЕСКО. Мощная фортификация — стены, башни, рвы, валы. Внутри замка — дворец, с хорошо реконструированными интерьерами и оригинальными предметами старины. Помимо привычных столовых, спален и кабинетов, очень интересны кладовая оружия, фамильная часовня в полуподвальном помещении и усыпальница — всё доступно для посещения. А еще действует дворцовый театр, и там утром даже шло какое-то представление. Входные билеты недорогие. Внутри, в замке, также есть магазинчик с сувенирами, кафе и гостиница. Пожить в замке — было бы классно, но дороговато.
Погода по-прежнему удивляла: тепло, солнечно. +12, жалкие остатки новогоднего снега дотаивали в тени. Третье января, на минуточку! Славно прогулялись по замковому парку. Ухоженный, интересный, с качественной навигацией, скульптурами, легендами и мифами. Тут же — пруд, судя по наличию пляжа пригодный для купания. В общем, решили — непременно надо бы вернуться сюда летом.
В середине дня поехали дальше, в сторону Лиды. По пути, менее чем в часе езды от Несвижа, заехали в маленький городок Мир (12 век) с грандиозным замком Ильиничей-Радзивиллов. В городке — разноцветные старинные домики, в одном из которых располагалась корчма. В той корчме поэт Владислав Сырокомля написал знаменитое стихотворение «Когда я на почте служил ямщиком». А в Мирском замке нас ждало интереснейшее историческое представление — шотландские средневековые воины показывали бой на мечах, рассказывали о быте и нравах жителей средневекового замка. При чём тут шотландцы, спросите?! А потому что у Радзивиллов в замковой страже служили шотландские наёмники. И это было не просто развлечение реконструкторов для самих себя, а настоящее, качественное шоу с достойным сюжетом, режиссурой, взаимодействием со зрителями. Отличный ведущий с зычным голосом и своеобразным чувством юмора. Понравилось всем — и взрослым, и детям. Когда после шоу участники пошли с шапкой к зрителям, с удовольствием заплатили актерам за представление.
Двор Мирского замка. Представление реконструкторов.
Лида. Ещё один старинный (1323 г.) город, ещё один средневековый замок. Замковый пруд с утками и семьёй лебедей. Замок из валунов и кирпича, ровно квадратный в плане с двумя мощными башнями в углах по диагонали. Заглянули внутрь замка: там огромная сцена и ряды сидений. Видимо, проводятся какие-то представления. Акустика между высоких стен своеобразная, очень атмосферно. Впрочем, замков в этот день уже был перебор — ограничились осмотром снаружи и заглядыванием во двор.
Для меня, как историка, Лида — это город, овеянный славной историей лета 1944 года. Освобождение Белоруссии, выход на границу, начало наступления на Германию. Видели фильм «В августе сорок четвертого»? — он именно о событиях под Лидой. А ещё Лида — это как Самара, только белорусская, т.е. город культового пивзавода. Самый главный пивзавод Беларуси, наверное. Лидское пиво и у нас на Урале продают — в специализированных магазинах белорусских товаров, но что-то очень уж дорого. Ресторан при пивзаводе в Лиде хорош, но, если там будете — бронируйте столик заранее. Даже во вторник мы едва смогли сесть без предварительного бронирования, все столики были заняты. Вкусное свежайшее пиво, отличная кухня, комфортные цены.
В Лиде останавливались в съемной квартире, были впечатлены чистотой, уютом, продуманностью интерьера. Хорошо, как дома! Вежливая и неравнодушная хозяйка. И стоимость какая-то очень смешная, меньше 2 тысяч рублей за сутки.
День 6. 4 января
Лида — Сынковичи — Ружаны — Брест
Приехать в Белоруссию и не побывать в Бресте? Конечно же, самой дальней точкой и одной из целей нашего автопутешествия был этот город с героической крепостью. От Лиды уже не так далеко, около 270 км. Но по пути мы заехали в одно необычное место: храм архангела Михаила в селе Сынковичи под Слонимом (10 км).
Храм-крепость в селе Сынковичи.
Даже не знаю, как это правильно назвать. Храм-крепость, пожалуй. 1460 год. Какая-то не имеющая аналогов и названия архитектура. Немного готика, но это неточно. Храм православный, действующий. Внутри шла служба. Вошли, послушали, свечи купили — поставили и за здравие, и за упокой. Удивительный храм и вписан в ландшафт очень необычно. Такая громадина стоит практически среди чиста поля. Село Сынковичи чуть поодаль, крохотное, но чистенькое и благоустроенное.
Ружаны, дворец Сапегов и наш автомобиль.
По пути в Брест, в городе Ружаны, заглянули посмотреть на грандиозный дворцово-парковый ансамбль Сапегов. Большей частью это, конечно, развалины, но смотрится тоже впечатляюще.
В середине дня прибыли в Брест. Погода хмурится: пасмурно, а к вечеру похолодало уже примерно до +5. Благо, без осадков. Заселились в гостиницу и пошли пообедать и погулять. Наученные опытом ресторана при Лидском пивзаводе, заранее по телефону забронировали столик в ресторане (забегая вперед, сразу расскажу о своём самом большом разочаровании от белорусского сервиса: незадолго до нашего прихода в ресторан оттуда мне позвонили и сказали, что отменяют нашу бронь. Я был от такого, конечно, в шоке. Ресторан «Клюква» на Дзержинского, 52 — вы жлобы).
Брестская крепость-герой. Вход.
Холмские ворота Брестской крепости.
В Бресте есть интересная традиция. На пешеходной улице (Советская) установлены керосиновые фонари, которые вручную каждый вечер зажигает пожилой фонарщик. В начале улицы стоит специальный указатель — во сколько сегодня состоится зажжение фонарей. В указанное время приходит старичок в форменной одежде с лесенкой на плече и под уличную музыку поочередно зажигает каждый из керосиновых фонарей. Фонарщик очень обаятельный, терпеливо общается с сотнями туристов, позволяет себя трогать (примета на счастье — потереть пуговицу на его кителе).
Ну, и, конечно, особое мощное впечатление: Брестская крепость — Герой. Никаких слов тут не нужно. Каждый нормальный человек без меня понимает и чувствует всю мощь, трагедию и славу этого места. Были уже в сумерках (январь, темнеет уже в полшестого вечера), фото получились особенно суровыми.
День 7. 5 января
Брест — Минск — Хатынь — Смоленск
Как уже сказано, Брест — самая дальняя точка нашего путешествия, более 3 000 км уже пройдено. Пора домой! Возвращаемся через Минск, идеальная трасса М1 с разрешенной скоростью 120 км/ч для легковых. Последняя остановка в Беларуси — мемориал в Хатыни.
В обратный путь, выезжаем из Бреста, +12 градусов.
В Минске, около МКАДа (да-да, кольцевая называется, как в Москве) заехали в крупный торговый центр. Пообедали (отличный сетевой ресторан «Васильки» — рекомендую) и закупились в супермаркете разной всячиной. Многое намного дешевле, чем у нас: консервированные овощи, кофе, алкоголь, косметика.
Погода удивляет. Из Бреста утром выезжали под проливным дождём и +12 градусов. Под Минском начался снег. Ближе к границе: метель, -2, скользко. Хатынь была завалена снегом — выпало не менее 10 см снега за день.
Хатынь. Это была небольшая белорусская деревня, каких тут тысячи. 22 марта 1943 года в 6 км от Хатыни партизаны обстреляли немецкую автоколонну. В ответ на это отряд карателей — украинские националисты во главе с немецкими офицерами — согнали всё население деревни в амбар, обложили соломой, облили бензином и подожгли. Заживо сгорели 149 человек, в том числе 75 детей.
И это не уникальное проявление зверства нацистов. Точно таких же случаев в годы немецкой оккупации в Белоруссии было 186. Вообще, с учётом гетто, в Белоруссии фашисты уничтожили более 2 млн человек — КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ погиб. Наполненный огромным смыслом монумент в центре мемориала: посаженные квадратом три берёзы, а вместо четвертой горит вечный огонь.
Хатынь: символические пожарища хат с печными трубами, на каждой имена жителей бывшего дома. Чуть поодаль: «кладбище деревень». Названия населенных пунктов, сожженных фашистами, на каждом надгробии. Вечный огонь. И колокола мрачно отбивают каждую минуту. Мощно. Сильно. Это нужно знать и помнить, нужно показывать детям и рассказывать об этом.
Граница — как и по пути сюда: две минуты мельком посмотрели паспорта (из машины не выходили).
До Смоленска доехали уже затемно. Очень сильно похолодало, круче чем до -10 градусов.
День 8. 6 января
Смоленск — Москва — Нижний Новгород
Старинный, очень интересный Смоленск. Во многих местах сохранилась крепостная стена, башни. Много храмов, много старых зданий — восстановленные после войны, конечно. Город очень сильно был разрушен в годы Великой Отечественной. Смоленск достоин нескольких дней визита, однозначно. Однако нам пора домой, впереди более 2 000 км. После короткой утренней прогулки по морозному Смоленску (утром -15 градусов, а сутки назад было +12) двинули дальше, по М1, на Москву.
Смоленск — М1 — Москва (МКАД) — Нижний Новгород. 820 км. Рассказывать тут особо не о чем. Везде односторонка. Платные участки дороги на съезде с М1 на север МКАД. Движение по МКАД бешеное, несмотря на праздники.
В Нижнем Новгороде настоящая зима: ясно, мороз: -25 градусов. Вечерний Нижний Новгород был прекрасен! Красивейшая подсветка Кремля, мостов, зданий, но очень холодно. Кстати, за этот день дважды остановили ДПС, как раз в Смоленске и Нижнем (впервые за всю поездку) — операция «Трезвый водитель».
По вечернему Нижнему Новгороду первоначально была запланирована прогулка, но в связи с резким похолоданием отменили. Провели вечер в гостинице — даже в ресторан не выбрались, купили готовой еды в «Перекрестке» и разогрели на ресепшн в отеле.
День 9. 7 января
Нижний Новгород — Ижевск
По традиции — очень ранний подъем. Проехали по городу (именно проехали, выйти из машины и погулять не решились, жутко холодно). Ну что сказать про Нижний? Мощный, гордый, красивый город. Колоссальный Кремль, крутые склоны к Оке и Волге, Минин и Пожарский на памятнике точь-в-точь как в Москве. Город ухоженный, уютный, везде приметы недавно минувшего 800-летия. Но оооочень холодно. «Ощущается как -36», говорит телефон. Позавчера утром, напомню, в Бресте было +12.
Дальнейшая дорога домой: Нижний Новгород — объездная Казани — объездная Ижевска. В пути — мороз и солнце, до -28 градусов на термометре. Из открытий дня: хорошие татарские сетевые заправки Irbis — они есть и в Чувашии, и во Владимирской области. При них всегда хороший магазин, тёплый туалет, кафе и столовая с огромным выбором очень вкусных блюд. Столовая работает под своим брендом — Юмарт. Ищите на трассах, путешествуя в сторону Москвы, не пожалеете!
В Ижевск не заезжали: всё равно гулять по морозу снова не будем. Остановились на ночь в небольшом отельчике под Ижевском, прямо на трассе. За день проехали 800 км.
День 10, 8 января
Ижевск — Чайковский — Екатеринбург
Нитка маршрута последнего дня: Ижевск (точнее, село Завьялово) — Чайковский — Куеда — Чернушка — Уинское — Пермский тракт — Екатеринбург. 630 км. Зато с приключениями.
Мороз утром показал себя с размахом: -32 градуса, да с ветром. По ощущениям, все -45. И в этой экстремальной климатической ситуации почти сразу после старта от отеля в машине сломался моторчик печки. Экстренный семейный совет решил: аккуратно, но едем. Если станет хуже — в ближайшем крупном городе (Чайковский, Кунгур, Красноуфимск) по пути остановимся, отправим семью общественным транспортом, а я с машиной — на эвакуаторе. Моторчик печки на Икстрейл в этих городах точно не нашёлся бы.
Деревнями Пермского края — домой.
Тепло в салон всё-таки шло, хоть и совсем чуть-чуть. Причем чем выше была скорость — тем больше дуновение теплого ветерка из дефлекторов за счет набегающего потока воздуха, поэтому ехали мы быстро. Аккуратно, но очень быстро — благо, по деревням в Пермском крае движение почти отсутствует, да еще и утром в воскресенье, да еще и в такой мороз. Про этот район Пермского края у местных даже есть шутливая поговорка: «Орда, Барда и Куеда — всё большие города». Думал — соберу штрафов, но нет, обошлось.
Забортная температура в Пермском крае: -32 градуса.
В машине было чуть выше нуля градусов. Боковые стекла обмерзли полусантиметровой коркой инея — периодически соскребали его с передних стёкол, задние игнорировали. Лобовое, к счастью, не обмерзало. Включили подогрев сидений впереди и сзади (вот когда пригодилась эта неочевидная опция!). Закутали детей в пледы (в машине всегда их несколько штук в багажнике). Так как стартовали рано утром, дети полпути проспали и никакого дискомфорта вообще не ощутили. Приехали домой часа на три раньше, чем я планировал изначально: около 15 часов. Еще бы, так гнал. Порицаю себя за это. Впредь буду еще внимательнее готовить машину к дальней дороге, особенно зимой.
Итоги
Общая протяженность маршрута 6300 км. Длинные переезды по России (от 630 до 1050 км), по Белоруссии короткие. Нитка маршрута: Екб — Уинское — Чайковский — Казань (ночь) — Москва (новогодняя ночь) — Минск (ночь) — Несвиж (ночь) — Мир — Лида (ночь) — Слоним — село Сынковичи — Ружаны — Брест (ночь) — Минск — Хатынь — Смоленск (ночь) — Нижний Новгород (ночь) — село Завьялово (ночь, близ Ижевска) — Чайковский — Уинское — Екб.
Расчеты в Минске: картой Мир почти повсеместно. Немного наличности сменял в обменнике (их много везде, курс одинаковый): для чаевых, сувениров и вообще на всякий случай Цены: рестораны и кафе — как у нас, продукты в магазинах дешевле, бензин — дороже.
Дороги в Белоруссии отличные. Через всю страну от границы с Россией через Минск до Бреста — трасса М1, ограничение 120 км/ч. Есть и другие магистрали. Развитая придорожная инфраструктура. Камер контроля скорости и рядности много, но по Беларуси я ездил аккуратно. С дорожной полицией там не встречался ни разу (да и в России — всего два раза, проверка документов). Штрафов пришло девять штук, в основном с М1 между Москвой и Смоленском (много ограничений 70 и на каждом столбе — камера), все одинаковые: превышение от 20 до 40 км/ч.
Белорусская кухня: суп «холодник».
Белорусские знаменитые драники.
Кухня неизысканная, но добротная: картофельные драники, жареные колбаски, супы. Очень необычный и вкусный суп «холодник», на свекольном отваре. Лидское пиво — прекрасное. Хороший кофе повсеместно есть. Часто в общепите низкие, иногда до смешного, цены. Лучшее заведение, где мы были: ресторан «Васильки» (он сетевой, есть и в Минске, и других городах). В сезон лучше бронировать заранее.
Чек сытного завтрака на четверых, кафе в отеле «Брестэнерго», Брест.
Шопинг для тех, кто на авто: очень удобно в Минске в ТЦ «Момо» (на перекрестке МКАД и проспекта Партизанского). Магазины одежды, косметики, огромный гипермаркет. Подземная парковка и удобный выезд в сторону Москвы.
Все отели, где останавливались, уверенно могу рекомендовать. Если кому нужно — пожалста, явки-пароли дам. В Лиде снимали квартиру. Вполцены от стоимости отеля, но качество выше всех похвал. Контакт есть.
Автор отчета с официантом Павлом в ресторане «Васильки» в Минске.
Общее ощущение от страны: небогатая, чистоплотная, ухоженная, работящая. Люди практически везде приветливые, доброжелательные (кроме ресторана «Клюква» в Бресте, тьфу на вас ещё раз). Множество памятников истории и природы, и вообще — Беларусь очень рекомендуется к вдумчивому посещению, на пару недель. В зимние каникулы, конечно, много не увидишь, хотя мы и старались. Настоящим новогодним подарком для нас стала погода: тепло, до +12. Много зелени вокруг, запах весны — натурально, как в начале мая.
Остались недосмотренными ряд городов: Гродно, Витебск, Могилёв. Мало времени провели в Бресте, на него надо минимум пару дней. Конечно, надо побывать и в Беловежской Пуще. Вообще, Белоруссию нужно посетить ещё раз, и лучше — летом.
Спасибо, что дочитали до конца.
Белый аист летит
Над белёсым полесьем летит.
Белорусский мотив
В песне вересков, в песне ракит.
Всё земля приняла
И заботу, и ласку, и пламя…
Полыхал над землёй
Небосвод, как багровое знамя!
Молодость моя, Белоруссия!
Песня партизан, сосны да туман.
Песня партизан, алая заря.
Молодость моя, Белоруссия!
…