|
Доброго времени суток всем интересующимся и просто зашедшим. Очередное путешествие на Горный Алтай, но место в этот раз весьма и весьма не попсовое, итак, начнём.
Я очень люблю Горный Алтай, мне интересно бывать там в новых для меня локациях, посмотреть и запечатлеть красоты тех мест, за год бывает раза четыре-пять туда гоняем, на Телецкое для души, а по остальным местам для кругозора и за фотографиями.
Читая отзывы на разных ресурсах и просто собирая информацию в интернете про Республику Горный Алтай, я обычно накапливаю данные, ставлю в уме «галочки», сопоставляю маршруты по зацепившим меня местам, примеряю под свою машину и планирую поездку, так получилось и в этот раз.
Как-то пару лет назад, мне попалась информация про высокогорное озеро Киндыктыкуль. Судя по фотографиям, место красивое, почти не раскрученное в инете, вдалеке от цивилизации, баз отдыха благоустроенных нет, самое то для меня, пожить на берегу озера несколько дней вдалеке от всех и вся.
Так как поездка планировалась с супругой вдвоём, она тоже просматривала и собирала инфу, определились, что поедем в ту сторону, т.е. на юго-восток республики, ну и давай накапливать «контрольные точки» для осмотра. Оказывается, озеро Киндыктыкуль там не одно, и речки есть, и всё это в окружении красивых горных хребтов, и даже база обустроенная есть, но чуть подальше. Нуи по мере сбора информации, обрывочный «пазл» из разных мест для посещения стал складывался в чёткую картину. Получалось, что мы едем в долину реки Нарын-Гол, а именно на базу отдыха на озере Кок-Коль.
Небольшая справка. Река Нарын-Гол начинается с ледника «Снежного барса» зажатого между хребтами Чихачёва и Сайлюгемский, сразу за последним уже Монголия, так вот, река стекает с гор в Чуйскую степь, образуя попутно три озера: Малый Кок-Коль, Кок-Коль и самое крупное из них Киндыктыкуль, далее, соединяясь с несколькими реками, перетекает в Юстыд, а потом в Чую.
Находясь в тех местах, вы на территории национального парка «Сайлюгемский», точнее на его южной границе. Это особо охраняемая территория, место обитания нескольких видов редких животных, таких как снежный барс и аргали.
База находится на высоте 2600 метров над уровнем моря, на самом краю пятикилометровой приграничной полосы, официально для посещения тех мест нужен пропуск от погранцов и паспорт гражданина РФ, на самой базе пропуск не нужен, а вот если идти дальше, то он обязателен. Я пропуска приготовил заранее, заказывал через Госуслуги, с доставкой по почте получилось почти месяц, по факту его не будут требовать, у хозяина базы личная договорённость с пограничниками, и по сути все риски и ответственность за гостей базы он берёт на себя. Забегая вперёд, скажу, что походу так и есть, патрули не попадались.
С местом определились, осталось определиться со временем, я предложил супруге поехать осенью, пару лет назад гонял на Алтай в одного, очень зацепило смешение красок, она согласилась, у неё отпуск выпадал на конец сентября, я подменился на работе, и 28-го решили ехать.
Машина Хонда ЦР-В 2002 г.в., американка, на газу, экипаж два человека, собрали с собой, как обычно, всё и не всё необходимое и поехали.
В первый день в силу технических причин доехали только до Манжерока, без проблем нашли ночлег, туристический сезон на исходе, предложений много. Заселились, поели-попили и спать, завтра надо было с утра как можно раньше двигать, впереди несколько сотен километров, а некоторые из них по дороге неизвестного качества и характера. Перед поездкой изучал тематические форумы и просто общался со знакомыми, кто там уже побывал, кто что говорит, кто-то уверял, что без проблем, если аккуратно проедем, причём по двум дорогам, кто-то, наоборот, говорил, что на вашем паркетнике лучше туда не соваться, но обо всём по порядку.
Утром первая неожиданность выпал снег.
Я так понимаю, для тех мест это обыденно, а мы на летней резине, были сомнения, не поехать ли домой. Но решили, что раз уж приехали, то надо пройти до конца и потихонечку двинули в сторону монгольской границы.
Перед выездом, пока осматривал машину, глянул на колёса, а они, оказывается, All seasons, липучка, уверенности сразу прибавилось.
До Шабалино дорога была уже с подтаявшим снегом,
потом вплоть до подъёма на Семинский перевал почти сухо, а вот на самом перевале и особенно на той стороне прям нормальная такая снежная каша, спускались в середине каравана из нескольких машин со скоростью 20-30 км/ч, походу никто из них не успел переобуться.
Сразу отметил дополнения в пейзажах по цвету в тех местах, к привычному зелёному и осеннему жёлтому, добавился белый, вершины гор и холмов, запорошённые снегом, красиво выглядят, однако…
Онгудай проехали не притормаживая, там снег походу и не шёл, дорога и обочина сухие, а вот уже перед Чике-Таманом нас догнала туча, которая ночью Манжерок засыпала снегом, такая густая пелена и плотный снег, что метров 5 и ничего не видно, на вершине перевала пофотались и побрели на спуск.
Так поднимаясь в горы, попадая в зиму
и спускаясь с гор обратно в осень,
доехали до Акташа, остановились перекусить, как раз время обеденное. Заехали в кафе «Алтын Тандыр», по правую сторону от трассы, я так понял, хозяева киргизы, блюда той кухни, цены выше среднего, но порции прям добрые, наелись досыта.
Время уже два по полудню, решили ехать без остановок до базы, навигатор место не видит, а так как ехали без бронирования на месте, решил позвонить на базу. На том конце объяснили на пальцах, как доехать, говорит: «Если собьётесь с пути, 2ГИС доведёт, а так смотрите указатель по левой стороне от трассы, он будет почти у Ташанты, от того указателя около 50 км через степь, и вы у нас».
Ладно, едем в сторону Ташанты, после Кош-Агача ландшафты стали меняться, горы плавно переходят в степи,
дорога прямая и до границы имеет всего один поворот.
Сразу после Жана-Аула, по правой стороне, прямо на обочине стоит буханка с наклейками Федеральной Пограничной Службы, тормозят нас. Немного не по себе было, я привык, что обычно гаишники стоят, а тут погранцы.
— Здравствуйте, куда путь держите? (попутно осмотрев салон), вдвоём едете?
— Здрасти, да вдвоём, решили отдохнуть съездить.
— Куда именно?
— База на озере Кок-Коль.
— Что-то про такую не слышал, можно паспорта ваши?
Пришлось рассказывать по памяти информацию из интернета, куда именно мы едем.
Забрал документы, отдал коллеге, тот потащил их в буханку, стёкла тонированные, ничего не видно, простояли минут, наверное, десять, пока там чё-то проверяли, разговорились с тем, кто нас тормознул. Говорит, как объявили мобилизацию, уже несколько десяткой людей развернули, которые хотели в Монголию выехать, получается, у них минимум в «буханке» есть ноутбук с интернетом и база данных. Мне повестка не приходила, да и из страны я не планировал сваливать, так что в этом отношении всё ровно, вернули паспорта, пожелали приятного отдыха и пропустили.
Пока с супругой обсуждали проверку, не заметили, как проскочили указатель поворота на базу, смотрю на дорогу и вижу указатель «Ташанта», едем потихонечку и упираемся в пропускной пост на границе, будка с чуваком на проверке, светофор на красном цвете и закрытые ворота, два ряда забора, уходящие в степь от поста вправо и влево. Запарковались на обочине, дай, думаю, у того чувака в будке спрошу, где поворот на Кок-Коль, а он говорит:
— Проехали вы его, разворачивайтесь назад и километров через пять-семь, будет указатель, на нём и сворачивайте, или как вариант, можно через археологический комплекс Юстюд проехать, но не на вашей машине.
Поблагодарил того дядьку за информацию и поехали в обратном направлении, попутно прикупив в местном магазине еду и напитки. После покупок в магазине местном решили покурить перед дорогой, стоим обсуждаем впечатления, я ни разу не видел границу своей страны, жена на заборы смотрит и спрашивает:
—А как далеко эти заборы тянутся?
— Да не далеко, вокруг страны ))).
Ладно, покурили-поговорили, пора ехать, время четыре вечера, скоро стемнеет.
Доехали до указателя и свернули в степь, поначалу дорога была вполне сносная, но, когда пересекли каменистое русло пересохшей реки, текущей через заросли кустов, понятие дорога пропало,
это просто направления с колеями через степь к горным заснеженным вершинам, прям россыпь двухполюсных колей. Заметил, что местами лучше ехать прямо через степь, чем петлять по «дорогам». Периодически встречались одинокие стрелки-указатели с надписью «База Кок-Коль», я так понял, там дороги сходятся и расходятся,
но те, которые идут в одном направлении, имеют одну конечную точку.
Километров через 35 уже стемнело, и пробирались почти наощупь, дорога стала гораздо хуже качеством, камни на дороге стали больше. Если верить 2ГИС, несколько раз сбивались с колеи, к Киндыктыкулю подъехали уже в темноте, заметив через облака отражение дорожки луны в озере, понял, что мы едем по краю обрыва.
Примерно через час заметил впереди внизу огни базы. Проехав крутой и извилистый двойной поворот, упёрлись в деревянный забор с воротами и табличкой «База отдыха Кок-Коль», всё, мы на месте. Читал, что на той базе со связью очень плохо, ну и как бы приготовился, что телефон не скоро пригодится, а тут приходит СМС «Добро пожаловать в Монголию».
В темноте добрели до строения, в котором свет в окнах горит, нас встретили и провели до нашего домика. Вполне пригодное, но аскетичное жилище, деревянный дом 6*6, с верандой, одной комнатой и туалетом, слева от входа кирпичная печь, в другом углу двуспальная кровать и огромное панорамное окно во всю стену, вид из него оценили на следующее утро.
Ночь была очень тёмная, вокруг ничего не видно, растопил в домике печку, в потёмках перетащил вещи из машины и стали готовить прикупленные в Ташанте кош-агачские пельмешки, которые под водочку хорошо зашли.
На базе есть Wi-Fi через спутниковый интернет, подцепились к нему и через WhatsApp обозначились родным, что всё нормуль, покушали и спать, завтрашний день обещал быть интересным.
Утро встретило пасмурной погодой и температурой -14*С, озеро не замёрзло, только у берега немного схватилось льдом.
Расшторив панорамные окна, из домика наблюдаем в 20 метрах озеро Кок-Коль и сразу за ним хребет Сайлюгемский.
Недалеко от берега, на поверхности воды сидела стая лебедей.
(фотка не фонтан, снимал на телевик с рук).
Пока супруга валялась в кровати, пошёл прогуляться и осмотреть местные красоты.
Сама база расположена прям на берегу озера, домиков штук 15, общая кухня с прозрачными окнами в круг и чуть поодаль беседка на пригорке.
Напротив которой деревянный настил прям на камнях и трапчик от берега.
Погода немного подкачала, я рассчитывал на голубое облачное небо, а увидел вот такое.
Хотя тоже неплохо выглядит, драматично.
Осмотрев что есть в границах базы, пошёл в домик на завтрак, супруга к тому времени уже проснулась и сидела с чашкой кофе у окна, любуясь видом из него.
Поспешно позавтракав и потеплее одевшись, двинули на осмотр близлежащих окрестностей.
Отходя от базы сначала по дороге явно для подготовленных внедорожников, а потом по натоптанной тропе,
заметил, что погода начала портиться, как раз туда, куда шли, двигалась огромная туча со снегом, походу не судьба посмотреть всё, что планировали, ну да ладно, цель была доехать до Кок-Коля, а остальное прицепом если, конечно, получится.
Изначально в планах было дойти до ледника Снежного барса с каскадом водопадов и подняться на Небесное озеро, смотритель на базе подробно рассказал, куда и как идти, так что примерный маршрут известен.
Отметил про себя, что мы идём почти на стыке двух хребтов.
Примерно на полпути стоит первый указатель, промахнуться не получится.
Метров через 200 заканчивается Малый Кок-Коль и река Нарын-Гол замёрзшим водопадом стекает в начало того озера.
Красивое и необычное зрелище, конец сентября, а тут такое.
А вообще, я заметил, что в той долине очень много небольших ручьев, стекающих с гор в реку, некоторые даже не видно, идёшь по камням, а под ними журчит вода.
Потихоньку дошли до второго указателя и, соответственно, развилки.
Погода стала ещё хуже, решили до ледника не идти, а попробовать забраться по курумнику к небесному озеру, смотритель на базе сказал, что в лоб не лезьте, а обойдите его с левой стороны.
Но не тут-то было, ни слева ни справа не смогли забраться, снег присыпал камни, и они стали скользить, подняться-то, может быть, и получилось бы, а вот спуститься было бы сложно, да и погода становилась всё хуже и хуже. Запечатлев попутно вид на долину,
решили не подниматься, видно, не судьба в этот раз, и потихоньку побрели в сторону базы.
Не доходя до базы, погода начала налаживаться, как назло, мать её.
А это вид в сторону базы.
Всё чаще стало показываться солнце, и свинцовые облака стали меняться на белые с голубым небом в просветах.
Дойдя до базы, решили перекусить и отогреться. Снег, выпавший с утра, начал обильно таять и капать водой с крыш, прям как весной.
Изначально в планах было зависнуть на той базе на две ночи, но прогноз погоды не благоприятствовал, да и посмотрели само озеро, цель ведь была именно до озера доехать, цель выполнена, пусть не до конца совершили всё запланированное, но всё-таки…
Решили не спеша собираться и двигать ближе к цивилизации.
Поблагодарили смотрителя за приём, собрали шмутки в машину и поехали в сторону Чуйского тракта.
Если туда мы ехали около четырёх часов и половину этого времени в темноте, то предположил, что обратно доберёмся быстрее, но не тут-то было, вечером в темноте не видно было всех красот, которые открываются при солнечном свете, ехали примерно так же по времени.
Поднявшись на вершину с петляющими поворотами перед базом, обнаружил,
что там, оказывается, есть заброшенная штольня, в темноте её даже не заметили.
После неё начинается спуск в долину вдоль правого берега реки Нарын-Гол
и озера Киндыктыкуль.
Кстати, про озеро, в переводе с алтайского по-русски это звучит как «озеро с пупком».
Сразу за озером начинается степь с системой разветвлённых дорог.
И тут, я вспоминаю, что можно проехать через археологический комплекс «Юстыд», говорю супруге, поехали посмотрим дорогу.
Ориентиром той дороги служит «каменный воин».
Вокруг этого изваяния очень много древних курганов, причём они обнесены кругом из камней, и что бы понять суть строения и масштаб, нужен коптер, курганов там очень много.
В теории эта дорога должна быть ближе, но там реально нужна машина повыше нашей. Вброд переехал небольшую речушка, проехали не более двух километров, прям на дороге и в стороне от неё очень много камней, и они большие, решили не экспериментировать и вернулись на тот же путь, по которому ехали вчера.
Минут через сорок выехали на Чуйский тракт.
Остановились на обочине на перекур, молча смотрели в сторону озер и рек между хребтами
с твёрдым желанием приехать туда ещё раз, но уже летом.
Итак, время почти шесть вечера, мы около Ташанты, надо поскорее доехать до Акташа на ночлег, а до кучи прикупить мяска с бухлом, у меня в тот день был день рождения, я ещё ни разу в своей жизни не встречал его в столь необычным месте.
Ну что, конец рассказа, нам там очень понравилось, в силу природных обстоятельств не получилось посмотреть всё, что планировали, но, может, оно и к лучшему, будет повод вернуться.
Место очень красивое и однозначно с бешеной энергетикой, это как раз из той категории, где можно отдохнуть не только телом, но и головой. Огромный плюс, что это место не раскручено, про него мало кому известно, но всё идёт к тому, что годика через три-четыре там будет людно. Смотритель на базе рассказывал, что летом приезжала компания москвичей на семи машинах, всего 26 человек и жили на той базе несколько недель.
Те, кому приелся Артыбаш, поездка по Чуйскому, и уж тем более Чемал и Ая, а охота посмотреть новые пейзажи, прочувствовать свежие впечатления, побыть наедине с природой, поедут со временем на ту базу.
Ну и как обычно, выкладываю свои видюхи:
Видеодневник поездки.
Коллаж из моих фотографий.