В Ергаки из Новосибирска: проехать 1100 км на машине ради 35 км пешком

24.08.2022 | 7852 просмотра

Доброго времени суток всем любителям путешествий.

Хочу рассказать, как мы съездили посмотреть это удивительное и необычайно красивое место, планы были облазить максимально много, насколько бы хватило сил, но не вышло, по сути, посмотрели попсовые места, одним глазком глянули «с порога». Но получилось как получилось, даже то, что увидели, очень поразило и зацепило. Итак, приступим.

Ездили втроём на одной машине. Я, мой сын Влад и армейский друг Афоня, таким же составом пару лет назад ездили первый раз в Хакасию. Машина — проверенная временем и дорогами Хонда ЦР-В, 2002 г.в. американка на газу.

Ергаки, для многих это место вообще неизвестно, когда в общении с коллегами и знакомыми спрашивали, куда я поеду в этот раз, при упоминании этого места обычно удивлённо спрашивают, а что это, а где это, когда начинаешь рассказывать, то для многих это становится открытием, ну а когда покажешь фотки из интернета, то вопросов появляется ещё больше.

Немного поясню про это место, Ергаки с древнетюркского переводится «пальцы», название оправдано, многие горные вершины имеют причудливую форму и словно пальцы торчат к небу, лично я не видел ничего подобного. Ергаки — это один из хребтов западных Саян и природный парк на юге Красноярского края и Республики Тыва. Примечательно это место тем, что там не получится передвигаться на машине, как я привык, или любом другом транспорте, только пешком. Запрещена любая хозяйственная деятельность человека вне оборудованных стоянок, разжигать костры можно только в специально отведённых местах, мусор забирать и выносить с собой, лично мне было бы как-то стрёмно там мусорить, но есть люди, которым это безразлично, периодически замечали отходы жизнедеятельности.

Как уже упомянул, это место для пешего туризма, в большей части парка, проложены маршруты, и они промаркированы разными цветами.

До входа в парк надо отметиться в Визит-центре, там оставить данные сколько с тобой человек, где вы будете останавливаться на ночёвку, куда ходить и когда планируете выйти, по окончании надо там же отметиться, все эти меры оправданы, просто чтобы тебя стали искать, если что-то, не дай бог, случится.

Итак, само повествование.

Из Новосибирска выехали около 9 часов утра, цель была доехать до Хакасии и переночевать на каком-нибудь озере, в теории можно было и до самого парка доехать, но смысл оказаться у ворот Визит-Центра ночью, потому и решили ехать не спеша. Вечером первого дня доехали до озера Матарак (ехали, как и прошлый год, через Тисуль), оплатили 300 рублей за переночевать.

На озере были около семи вечера, не знаю чем, но нравится это озеро. Пока сын купался, разбили лагерь, поставили палатки и приготовили ужин. Долго засиживаться не стали, решили лечь спать пораньше, надо было завтра как можно раньше добраться до места назначения.

Утром следующего дня неспешные сборы и в дорогу, впереди почти 400 км до конечной точки. По пути заехали в Абакан, перекусили местной шаурмой, потом Минусинск, пролетели его без остановок. Пейзажи стали меняться после Танзыбея, долины с полями и лесами стали вырастать в горы, а сама дорога превратилась в один сплошной затяжной подъём, поймал себя на мысли, что есть некоторое сходство с дорогой от Горно-Алтайского до Телецкого, в паре мест есть прям крутые повороты с двойными петлями, а сразу за ними, по левую сторону, открывается вид на Ергаки, имеется оборудованное место для парковки. Естественно, остановились и с фотоаппаратами побежали делать первые снимки, с этого места открывается шикарная панорама на хребет Ергаки.

Даже отсюда стало понятно, что с выбором места для очередного путешествия мы не ошиблись, вид просто потрясающий.

Едем далее, через несколько километров подъезжаем к «Полке», перед въездом в туннель на левой стороне имеется смотровая на горы и огороженная буддистская ступа, решили не тормозить и посмотреть там всё на обратном пути.

Полку проскочили за пару минут, длиной она примерно 1,5-2,0 км, эта конструкция защищает дорогу от схода лавин и проходит по склону высокой горы.

После «Полки», дорога начинает петлять на спуск и через пару-тройку километров левый свёрток к Визит-Центру, а трасса пошла дальше на Кызыл.

Подъехали к Визит-Центру, запарковались и пошли отмечаться, процесс занял несколько минут, документы не спрашивали, в журнал записали одного из нас и сколько с ним человек, в скобках указав одного ребёнка, так же записали номер телефона. Пока оформлялись, Влад пошёл посмотреть экспозицию, посвящённую парку «Ергаки», она прям там же, соседние двери, зашли посмотреть и мы, по факту небольшая комната с описанием того, что нас ждёт впереди.

От Визит-Центра по гравийке проехали несколько километров до парковки. Читал, что по выходным там народу много, люди приезжают из Красноярска, Абакана и Кызыла, кто-то на день прогуляться до висячего камня, кто-то провести в парке выходные. Мы приехали в четверг, потому без проблем нашли парковочное место. Быстренько нацепили рюкзаки, спальники в руки и пошли по тропе до стоянки. Начало тропы обозначено воротами, промахнуться не получится.

Изначально планировали остановиться на стоянке «Перекрёсток», но самый младший участник поездки подвёл, точнее его физическая подготовка, с поклажей полной еды, вещей и спальниками добрели со множеством остановок до Радужного озера. Путь в несколько километров занял чуть более двух часов, ждали пока Влад кислородом набирался, дорога, в принципе, не сложная, почти по всему пути уложены деревянные настилы из досок,

в нескольких местах пересекаем небольшую речку.

В нескольких местах металлические лестницы, но она всегда вверх и с набором высоты, для кого-то это обыденно, но для нас, привыкших передвигаться преимущественно в кресле авто, было немного сложновато.

Примерно на полпути, по левую руку, палаточный лагерь «Жемчужина Саян», тормозиться не стали.

Метров через 500 после «Жемчужины Саян» указатель и левый свёрток на водопад «Радужный Саян», решили осмотреть его чуть позже, а сейчас надо дойти до стоянки и разбить лагерь.

Дойдя до развилки у Радужного озера, решили идти на стоянку «Малая Буйба», до неё, если верить указателям, было 450 метров, по деревянным настилам дошли до ворот стоянки.

Территория стоянки огорожена проводами в два ряда, которые, по задумке, ночью должны быть под электрическим током. Оказывается, от этой стоянки можно дойти до парковки коротким путём, сэкономив примерно километр. По стоянке разбросаны деревянные настилы, примерно 2*2 метра, стоит такое место 150 рублей в сутки, если хочешь, можно поставить палатку на земле в любом месте, причём бесплатно, на территории слева от входа пара туалетов, в противоположном конце деревянная лестница со спуском к реке, где можно набрать воды и умыться.

Примерно по центру территории, домик местного смотрителя, официально он государственный инспектор, подошли поздоровались, познакомились, спросили у него чё по чём, он всё объяснил, как здесь всё устроено, заплатили за настилы и пошли ставить лагерь.

Установили палатки на настилах и сели за ужин. На стоянке в нескольких местах есть костровища и деревянные столики со скамейками, на одной из них мы и расположились.

Поели-попили, дай, думаю, супруге дам маяк, что всё нормально и встали на стоянку, смотрю, а у меня на смартфоне связи нет, чё, думаю, за дела. Попутчики мои проверили свои телефоны — у всех то же самое. Подошёл к егерю, Николай, говорю, что со связью? а он и говорит — тут только Теле2 работает. Вот лоханулись, ну, думаю, ладно, с телефона егеря отправил (и потом отправлял, за что ему огромное спасибо) сообщения «ВН» жене. Кто поедет, имейте ввиду, связь только Теле2.

Первый вечер засиделись за полночь, обсуждая за рюмкой чая, что увидели уже и что предстоит впереди.

Первую ночь небо было чистое, ни облачка, звёзды через кроны деревьев красиво смотрятся. Доели-допили и пошли спать. Кстати, про спать, ночами было холодно, в палатке, спальниках и одном комплекте теплой одежды, немного подмёрзли. Тоже парадокс, днём за тридцатник, ночью, думаю, около 10 градусов, с термометром, конечно, не замерял, а сугубо по ощущениям.

Утром следующего дня за завтраком обсудили предстоящий маршрут, решили идти на Висячий камень, это своего рода визитная карточка и одно из самых легкодоступных мест.

Выйдя со стоянки уже налегке с одним рюкзаком, дошли до Радужного озера, время 8 утра народу никого.

Тут-то сынуля и впалил, что на озере есть прокат Сап-бордов, решили, что он покатается, но вечером, и двинули дальше.

От Радужного крутой подъём по металлическим лестницам на вершину горы, там ещё одна развилка, прямо на стоянку «Перекрёсток», как раз туда и планировали вчера идти, но стало понятно, что с нашей подготовкой, а точнее с её отсутствием и со всеми вещами, мы бы дошли до неё уже в темноте. Маршрут до Висячего камня промаркирован желтой и белой полосами.

Вот такие пейзажи там по дороге.

Поворот налево на Висячий камень, туда и пошли. Идти чуть меньше километра, но подъём уже не такой крутой, а скорее пологий, держались правой стороны, склон горы почти без деревьев, в нескольких местах, на больших каменных валунах, туристами выложены пирамидки.

До Висячего оставалось совсем немного, он стоит на вершине скального образования, у подножья пройдя небольшой участок с курумником,

Решили сделать привал, немного передохнуть и запечатлеть пейзажи вокруг.

Обойдя с правой стороны скалу, выходим к большой площадке, на которой он и стоит, «Висячий камень».

Это, чтобы понять размер и масштаб.

Провели около камня, наверное, около получаса, и тут, видимо, подошла электричка и начал подтягиваться народ, решили двигать в сторону «Орешка», тропа к нему справа, это снова вверх с набором высоты, но подъём оказался не сложный.

Тропа натоптана и хорошо заметна, почти всегда идёт по гранитной плите местами поросшей травой.

В одном месте прям с нормальной такой трещиной.

Дорога заняла около получаса и вот мы у скалы, на вершине которой стоит камень округлой формы, тот самый «Орешек».

Посидели, перевели дух и двинули обратно, попутно остановившись ещё на один привал.

Понравился вид оттуда,

сидя спиной к «Орешку», слева озеро «Каровое»

Справа «Радужное»

Справа позади, голова Спящего Саяна и гора «Замок» вдалеке, туда решили пойти завтра.

Насытившись прекрасными видами, решили идти обратно. Примерно через час были на стоянке, перекусили, обсудили увиденное и пошли на Радужное, кататься на сапборде.

Доходим до озера, а досок нет, спросили у людей, сказали, что прокатом занимается человек в лагере «Жемчужина Саян», ну мы и пошли в лагерь, по пути зашли посмотреть пропущенный вчера водопад «Радужный Саян» от Радужного озера в обратную сторону метров через 300 правый поворот на водопад, так же по деревянным настилам и металлическим лестницам, подошли к нему.

На мой взгляд, ничего особенного, умылись холодной водицей и пошли за досками.

Молодой парень, который занимается прокатом, без вопросов собрал доску, и мы двинули обратно, в сторону Радужного озера. Прокат стоит недорого, 500 рублей — полчаса, 900 — час.

Покатавшись на САПе, двинули в лагерь.

Заходим в лагерь, а наши соседи по стоянке облепили егеря и что-то обсуждают. Оказывается, пока мы ходили по горам на озере Лазурное, медведь вышел к людям,  дирекция парка собрали егерей и отправил туда, медведя завалили, со слов егеря, он был годовалый, и если он вышел к людям, то на будущий год точно бы не боясь зашёл бы на стоянку, а тогда уже жертв не избежать. Для егерей это обычная практика, они отслеживают популяцию, и в парке постоянно находится около 450 особей.

Если честно, стало немного не по себе, скажу честно, стало страшно, у меня всегда с собой охотничий нож, но это не спасёт. Поговорив с соседями и егерем, узнал, что почти у всех наших соседей есть средства против косолапого, у гражданских при себе охотничие сигналки и шумовые патроны «Гром», егеря вооружены карабинами «Тигр», а завтра мы как раз планировали идти в ту сторону, где хлопнули мишку, опять выручили соседи, дали погонять пусковое и несколько сигнальных патронов, забегая вперёд скажу, слава богу, не пригодились.

День оказался насыщенным, вечером у костра с соседями за разговорами скоротали остаток дня.

Утром следующего дня, за завтраком обсудив маршрут, решили идти к голове Спящего Саяна.

Доходим до Радужного и держась левой стороны поднимаемся по курумнику вверх, маршрут промаркирован красным цветом прям на камнях.

Подъём по курумнику примерно метров 800, дальше пологий подъём через заросли низкого кустарника в вперемешку с черникой, в паре мест пересекаем небольшой ручей.

Поднявшись на плато, проходим стороной несколько озёр, замечаем в одном месте несколько палаток, прям под «Орешком».

Ну и здесь тоже не обошлось без каменных пирамидок.

Метров через 500-600 выходим к смотровой слева от головы Саяна,

поднявшись на плоскую площадку, наблюдаем с другого ракурса, что вчера видели с Орешка.

Кстати, про Спящего Саяна. Эта гора имеет узнаваемый профиль человека, лежащего на спине и скрестившего на груди руки, особенность его в том, что эта гора и есть такой формы, с любой точки — это лежащий на спине человек, даже имеется байка, если Висячий камень упадёт со своего места, то он упадёт в Радужное озеро, брызги от падения попадут на Саяна, по преданиям это хранитель тех мест и древний богатырь, так вот, он от брызг проснётся и будет всем конец.

Идём дальше.

Слева направо, гора «Кит»

Гора «Замок»

Гора «Черепаха»

А это вид на низ головы Саяна, точнее на его волосы. Со смотровой чётко заметна тропа идущая по волосам, вдоль по склону.

Детёныш на фоне тех гор.

На той площадке ветра сильнее и немного прохладней, чем у Радужного, я пожалел, что не взял с собой толстовку.

Провели там около получаса и двинули в обратный путь, ребёнок, видимо, привык к нагрузке, и мы передвигались почти без остановок. У Радужного озера были около четырёх вечера, Влад выпросил покататься на доске ещё разок. Через час были в лагере, вернул соседям сигналку, переговорили маленько кто где ходил и сели за ужин.

Пока сидели, Владос по округе пошарился по кустам, собрал полную тарелку жимолости, капец она кислая оказалась, угостил соседей по стоянке и ещё одного жителя тех мест.

Пока коротали вечер, решили, что завтра снимаемся в обратный путь, решили откиснуть после такого отдыха в Хакасии на каком-нибудь озере, да отметить приближающийся праздник к которому мы с Афоней имеем непосредственное отношение.

Кстати, сделали доброе дело, возле лестницы, которая ведёт к реке со стоянки, заметили небольшой родник прямо под последней ступенькой, сверху его не видно, заметен он только с реки, выкопали ямку, чтобы удобней было воду набирать, и обложили камнями, надеюсь, кому-нибудь пригодится.

Утром собрали лагерь, оставили у егеря оставшуюся еду, он сказал, что это нормальная практика, так поступают многие, да и нам полегче обратно идти и пошли в сторону Визит-центра, по пути сфотавшись на фоне Радужного озера.

При нас прошла группа спасателей, человек 6-7, со всей амуницией, спросили у них, что случилось, говорят, на Художников парень ногу сломал, пошли его вытаскивать. Так что отмечаться и иметь рабочую сотовую связь в тех местах это необходимость.

Добрались до парковки, поскидывали рюкзаки с поклажей в багажник и поехали к Визит-центру, на месте отметились об убытии, прикупили сувениров и двинули в обратный путь. Поднявшись к «Полке», поняли, что вовремя свалили, небо над горами заволокло густыми тучами и пошёл такой дождь, что гор стало не видно.

А вообще нам повезло с погодой, дождя не было ни разу и небо по большей части было безоблачным.

Проскочив «Полку», остановились на смотровой возле буддисткой ступы.

Там мужичок продаёт свои картины, расставив их вокруг ограждения, довольно-таки неплохие, кстати, есть даже портрет Шойгу. Так же имеется памятный камень с табличкой, что там написано, не знаю, подходить не стали.

Осмотрев достопримечательности и бросив прощальный взгляд на Ергаки, поехали в сторону Хакасии.

Несколько километров ехали молча, переваривая в голове увиденное за несколько дней.

В Танзыбее остановились в кафешке на перекус. Появилась сотовая связь.

Обратную дорогу описывать не буду, скажу только, что в районе четырёх часов по полудню заехали на стоянку на озере Белё, предварительно затарившись в Шира шашлыком с пивом, и стали праздновать день ВМФ. Хозяин того лагеря оказался наш коллега, его не было, передали поздравления через его сына, он там рулит в отсутствие родителя.

Ну что, подведём итог повествования.

Всё путешествие заняло 7 дней, непосредственно в Ергаках мы провели 4 неполных дня.

Общий пробег на машине — 2350 км.

Пешком по парку ~ 35 км.

Шаги — 62700.

Денег потрачено чуть меньше 20000 рублей.

Топливо ~ 10000,00 (покололи с Афоней пополам, получилось по пятаку);

Стоянки — 1700,00 (за троих на озёрах в Хакасии и в Ергаках);

Питание и напитки ~ 11000,00 (с собой и в дороге);

Сувениры — 1500,00.

Это место оказалось для меня приятным открытием, парк «Ергаки» практически неизвестен дальше 500 км от своего месторасположения, основная масса отдыхающих там — это население близлежащих городов, хотя присутствуют туристы и из более отдалённых территорий, и мы это не самые дальние, соседи по стоянке были из Омска и Екатеринбурга, и это только те, с кем мы общались, уверен, есть и ещё дальше.

Я ничуть не жалею, что мы посмотрели лишь малую часть, будет повод вернуться, а мы туда обязательно ещё поедем.

Мне кажется, Ергаки, как и Горный Алтай, не стоит посещать наскоком, такие места надо смаковать по чуть-чуть. Думаю, в следующий раз будем стоять на Светлом озере, а уже оттуда открывать для себя Ергаки заново.

Перед поездкой, собирая информацию, смотря ролики в интернете, понравилось выражение одного из туристов, смысл в следующем, если бы Ергаки находились бы на территории Европы или США, то они были бы очень широко разрекламированы, про них бы вещали из каждого утюга, как, например, Швейцарские Альпы, Гранд Каньон или Йосемитский парк, но они в России и про них известно совсем немногим.

Думаю, это место стоит посетить, впечатлений и эмоций будет много и запомнится такая поездка надолго.

Кстати, понравился ещё один момент, в Ергаках на тропах принято здороваться со встречными людьми, я за всё время там, в жизни столько не здоровался, людей много и постоянно «Здрасти, Доброе утро, Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте…», я, наверно, перед следующей поездкой закажу себе белую футболку с ярким принтом «Здравствуйте» на груди)))).

Теперь про мои личные наблюдения, в плане быта и снаряжения, повторюсь, личные, никому не навязываю.

Обувь, очень важный момент, она должна быть удобной и с ребристой подошвой, чтобы не скользила, должна быть «дышащей».

Сотовая связь — только Теле2.

Средства от медведей — со слов соседей и егеря, охотничья сигналка и шумовые патроны «Гром» маст хэв.

Рюкзак такой, чтобы вместил по максимуму еду, одежду и посуду, дабы освободить руки.

Туристический коврик, мы с собой тащили надувной матрац в пакете, плотного коврика вполне хватит.

Термобельё и тёплые носки, в идеале пара комплектов.

Из еды в следующий раз я возьму консервированные каши в мягких пакетах «Увелка» (сытно и питательно), дошик, орехи, чтобы с собой в радиалки брать, хлебцы (легко и места мало занимают), паштеты в колбасках, вместо сахара — заменитель в таблетках, плюсом карамельки и гематоген. С водой там проблем нет, куча ручьёв, пей не хочу.

Пластиковая посуда и алюминиевый котелок.

Ну, собственно говоря, вот и всё о чём хотел рассказать.

Выкладываю на Youtube ролики из своих поездок.

Видеодневник путешествия:

Коллаж из моих фотографий под музыку:

Мишку жалко !

Мишку жалко !
Даже не знаю что сказать, с одной стороны согласен с вами, он там хозяин, но с другой стороны, он ведь может на человека напасть, в прошлом году помню шума много было, когда на доставщика еды напал, про тот случай с егерем разговаривал, он сказал что ошибка того парня была в том, что он с тропы сошёл, решил путь срезать, вот и срезал.
Мои отзывы: Honda Insight 2009, Toyota Gaia 1999

Ты как сюда попал?
Мили...
t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ

Повезло вам с погодой, как и нам первые три дня в том году )
Гугл сам склеил этюды, только я снимал горизонталки, а он склеил альтернативно одаренно. С компа смотреть невозможно

Scout66
Повезло вам с погодой, как и нам первые три дня в том году )
Прикольное видео, на некоторых сюжетах сложилось впечатление будто через фиш ай снимали.

Тинькофф тоже ловит (он на базе Теле2). В Мишку знакомые стреляли шумовыми, пока рюкзак не разобрал, не ушел (сгущенку и тушенку не рекомендуют брать, мишки ее закрытую чувствуют), от медведей хорошо баллончики газовые помогают (в охотничьих продают 3500-4000 цена, как небольшой огнетушитель по размеру)). На озеро Художников рекомендую в следующий раз встать, вид чудесный и радиалки от туда хорошо ходить (выносливость хорошая нужна)
TOYOTA ALPHARD, 2003 г, 1MZ, V6, 4WD, MNH15. TLC200, 2008
MEDIS19.RU

В Ергаках каждый год погибают люди от выхода медведей, парк частенько перекрывают. Думаю только поэтому там нет большого количества людей. Со стороны Красноярска даже на экотропу бывает не пускают. В Хакасии места другие, медведи есть кое где, но нигде нет в таком количестве. Даже на озеро Маранколь не так страшно сходить.
Мой отзыв: Nissan Almera 2014

-Eliaz_85-
Пользовались балончиками?)

Мы три раза проезжали мимо и не смогли попасть.
Древнетюркское мало отличается от современных тюркских, Ергак - это нарытое или рытвина. А палец - бармак.

-Eliaz_85-
Про сгуху может быть, но не знаю, знаю что мишка копчёности чуть ли не за 5 км. чует.
Про баллон лажа, брал его с собой, на самом баллоне написано, что струя бьёт максимум а 1,5 метра, а если на тебя бежит медведь и в него брызнуть газом , то полтора метра он пролетит за 1,5 секунды и тогда уже хана.

Сообщений: 2079
Не буду спорить или отрицать, в большинстве источников Ергаки - это именно "Пальцы" , хотя.... смотрел ролик на Ютубе, автор утверждает, что Ергак - это древняя конфедерации атлантов, целый фильм сделал с подтверждающими выводами, типа весь парк это древний город и там нашли что-то древнее и специально поставили военную часть что бы гражданские не шарились, кстати там напротив Визит-центра стоит большая электростанция под охраной, для чего она там - вопрос...., но это уже совсем другая история.
Oleg
За Шира в сторону Комунара-есть похожие места(ехать ближе) на реке Белый Июс, рекомендую сплав по этой реке. Гора :Морда Льва, Пальцы Кинк-Конга, Сердце и.т.д., кто любит природные красоты-не останется равнодушным).Также пеший маршрут-Тропа Предков,пещеры- .Археологическая,Ящик Пандоры, там классно)

Oleg
Это вы не про Ширинские столбы случайно говорите ?
Сыгда
Медведь часто нападает неожиданно, бывает что и оружие бесполезно.
Возьмите с собой лаечку.
Неожиданностей не будет.

Сыгда
Медведь часто нападает неожиданно, бывает что и оружие бесполезно.
Возьмите с собой лаечку.
Неожиданностей не будет.
Там же парк, с собаками нельзя
05118512041983
Для первого раза отлично, но без обид, Ергаки вы не посмотрели, вы только на "входе" потоптались

Отличная поездка, особенно для первого раза :) В следующий раз будет ещё что посмотреть.

05118512041983
Да ну какие обиды, я прекрасно это понимаю, потому и указал в начале рассказа, что мы посмотрели одним глазком с порога, зато будет задел на будущий год.
Scout66
Там же парк, с собаками нельзя
Хороший парк нечего сказать.
Сафари на людей.

Сыгда
Хороший парк нечего сказать.
Сафари на людей.
Ага. Сидишь дома, а к тебе со всех щелей люди лезут. Думаешь, в окно стрелять или в дверь, а то на всех патронов не хватит. Такое сафари
СибСтройСнаб
Молодцы! Хорошая поездка! А медведей бояться - в лес не ходить. Семи смертям не бывать, а одной не миновать. Может и с соседнего дома кирпич на голову упасть. Можно с собой брать петарды самые мощные, а также футбольный гудок.

СибСтройСнаб
Про гудок на каком-то форуме читал, люди говорят эффективное средство, на будущий год поедем, решил сигналку прикупить, соседи по стоянке показывали, там как рукоятка от пистолета с тремя патронами.

Сообщений: 2079
Спросить хочу, есть блюдо Бишбармак (надеюсь правильно написал), это какой-то палец ? не ирония, просто интересно. Вкусное блюдо кстати.

alex-712
Беш - пять на тюркском. Т.е. буквальный перевод "пятьпальцев" или "пятерня". Считается, что произошло от того, что во время поедания бешбармака кочевники не использовали столовые приборы

Alduh
Помню когда угощали этим блюдом, объясняли как правильно надо его есть, что берёшь кусок того теста, в него мясо и в рот, теперь понятно название.

красноярск
тоже в этом году в Ергаках был. обычно зимой ездим на лыжах кататься. летом понравилось- красиво. к тому же мне понравился формат Хакасия-Ергаки-Тыва. устал от солнца и степи умотал на пару дней в горы, и все это рядом)

Magadan
Бывал в тех краях, красиво.
Планирую ещё прокатиться.

Пирамиды видели?

johnny54
Пирамиды видели?
Там такие горы, что каждый увидит что-то своё.
Или вы про что-то конкретное ?
Happiness loves silence.

Отправляясь в Ергаки, не стоит забывать что это горы со всеми вытекающими. Парк славится хроническими дождями, а это влечет похолодание, ограниченную видимость и как следствие вероятность потеряться. Навигатор конечно хорошо, но находясь даже в 10 метрах по карте от тропы можно внезапно обнаружить, что до нее метров 50 по вертикали. Скоро ночь, а разводить костер нечем и не из чего )
Так что рассчитывайте свои силы и будьте предусмотрительны. Навеено сегодняшней новостной лентой из соцсети с фоточками недельной давности

Везучий ветер
Пользовались балончиками?)
Его бросишь и бежать легче)
TOYOTA ALPHARD, 2003 г, 1MZ, V6, 4WD, MNH15. TLC200, 2008
MEDIS19.RU

Интересные места

pazik124
Интересные места
И необычайно красивые.
alex-712
А зря дальше не поехали, в Тыву стоит доехать, если с Новосиба, катитесь...там в разы больше!
alex-712
Бешбармак правильно, а беш-это пять:)

Сообщений: 2079
При чём здесь Тыва, если поездка была в Ергаки ?
В Тыву планирую ехать, когда построят дорогу через перевал Бугузун.
Везучий ветер
Пользовались балончиками?)
Скорее всего не пользовались. Иначе некому было бы писать комментарий ))
Кызыл
Ергаки , на тувинском (тюркском) от слова эргек, эргек большой палец типа , там в ергаках есть вроде такая гора,и там эргек (Ергаки) виден
Большой Камень
Мореманам привет!) скоро в Абакане буду жить, пока ещё служу в ВМФ на ТОФ. зимой тоже сьездите не пожалеете.

tanaco
Здарова братан, точнее не так, привет карасям )))
alex-712
При чём здесь Тыва, если поездка была в Ергаки ?
В Тыву планирую ехать, когда построят дорогу через перевал Бугузун.
Когда дорогу через Бугузун построят, уже не так интересно будет там проезжать

Когда дорогу через Бугузун построят, уже не так интересно будет там проезжать
Согласен, я бы хоть сейчас поехал, да машину жалко.
alex-712
Здарова братан, точнее не так, привет карасям )))
))) смотря кто сколько прослужил))

tanaco
))) смотря кто сколько прослужил))
Я два года служил, 2000-2002 осенний призыв, СКР "Неустрашимый", БФ.
alex-712
Я два года служил, 2000-2002 осенний призыв, СКР "Неустрашимый", БФ.
👍👍👍
Я 20 лет😀
Большой Камень
Ну да признаюсь я позже тебя призвался, 2001 году весной. Когда ты уже красем был, я был дрищем😂

tanaco
А чё уволиться решил ? слышал сейчас там весьма не плохо платят.

alex-712
А чё уволиться решил ? слышал сейчас там весьма не плохо платят.
да все за**ло )),хватит думаю.

tanaco
да все за**ло )),хватит думаю.
Понятно.
После стольких лет службы, наверное долго будешь привыкать к береговой жизни.