|
Маршрут: Новосибирск—Майма—Чике-Таман—Курай—Улаган—Акташ—Усть-Сема—Артыбаш—Барнаул—Новосибирск.
Протяженность маршрута: ~2 500 км.
Транспортное средство: Volvo 360, B200E, 1989 г.в., 5 ст. МКПП. Привод задний.
Я и жена.
Пройдено 2 500 км, по деньгам 10 000 (с учётом покупки домкрата за 1 000 рe,.) за всё (топливо, еда, ночлег, услуги).
Пишу спустя два года после поездки. Костяк текста был написан сразу после возвращения. Дополнения внесены в июле 2012 г., после повторной поездки в те края. Ездили на Алтай в третий раз, до этого были в районе Чемала (оз. Манжерок и Кузлинская поляна) и на оз. Яровом. В обоих местах были пару дней, этого хватило для первого знакомства и чтобы определиться, чего хочется от Алтая.
На Чемале всё хорошо, кроме того, что много народу. Шумно. Ну и местные привыкли качать деньги с каждого клочка земли. Яровое ― совсем не моё. Субъективно похоже на север Телецкого. Много народу, везде сдают жильё. По улицам гуляют упитанные тётки, приехавшие подлечиться грязью. Пейзажи унылые. А хочется совсем другого отдыха, не «тюленистого». Видов не хуже окрестностей Чемала, но без множества людей.
В общем выбрали мы маршрут по М-52 до упора. Было решено потратить на поездку семь дней, с возможной пролонгацией ещё на неделю.
Выехали из Новосибирского Академгородка в понедельник 26 июля 2010 г. в 10:00. Погода отличная, тепло, солнце. Ехали всю дорогу очень расслабленно. Скорость 90 км/ч и меньше.
В 30 км после свёртка на Барнаул остановились помочь семейной паре на ВАЗ-2112. У них порвался ремень ГРМ, а в багажнике и салоне пирожных на 10 тыс. руб. (они их возят из Барнаула в Бийск, мелкий бизнес).
Протянул их на «галстуке» километров 25, потом я закипел (загрузил свою машину под крышу). Попробовали с мужичком (Сергеем) поменять ремень на трассе, не получилось. В итоге провозился я с ними два часа и поехал дальше.
К слову, пока мы ковырялись под капотом, Сергей утолял жажду водкой, «из горла». Съел треть бутылки. Поймал я им другую машину ― тягач. Так и поехал Сергей «под мухой», на «галстуке», настречу с бийскими любителями сладкого.
В Бийске заскочили в совковую столовку «Репка». На удивление кормят там вкусно и недорого.
Заночевали на берегу Катуни, чуть не доезжая до Маймы (поздно уже было, да и хотелось уже чуток отдохнуть).
Место из разряда «то, что было». Всё вытоптано. Под каждым деревом «аккуратно оставленный» пакет с мусором. Видимо, для коренных алатайцев, в благодарность от приезжих отдыхающих.
Мусор с поляны убрали и поставили свою боевую палатку.
Утро. Туман. Одинокая лошадь с колокольчиком на шее.
Позавтракав, двинули дальше.
Сразу за Усть-Семой (после таблички, информирующей об окончании зоны населённого пункта) стоит знак «40». Установлен не по ГОСТу. Должен быть ряд знаков со снижением на 20 км («70», «50» и «40»). Как увидел знак, убрал ногу с педали газа (ехал 90). За поворотом глубоко уважаемый ИДПС с визиром. Радостный, бежит мне навстречу. Палкой машет. Скорость 66. На фото с прибора у меня на заднем бампере висит «Финик» (Infiniti FX35). Сначала хотел оспорить. Не моя скорость. Потом решил, пусть выписывают.
Поскольку знак висит не по ГОСТу, а тормозить в пол при виде знака «40» (с разрешённых 90) я не привык, с чистой совестью протокол выбросил. Штраф не платил.
В ГосУслугах штраф не висит, срок давности вышел. А знак «40» и кормушка существуют до сих пор, по состоянию на июль 2012 года. Будьте внимательней.
Проехали Чемал, не останавливаясь.
Забрались чуть дальше ороктойского моста, не доехав до Куюса всего 12 км. Уж больно там дорога нехорошая, после Еланды асфальт заканчивается. Ехать приходилось со скоростью 20-25 км/ч. Можно и быстрее, но «стиральная доска» напрягала.
Катунь красива.
Дорогу то и дело перебегают суслики. Изредка столбиками стоят сурки.
Стиральная доска. Тут или 20 км/ч, или выше 50. Иначе резонанс и жуткая тряска.
Остановились на поляне у реки. Погода была солнечной, удалось немного позагорать на песке и поесть горячего.
Однако, уже через пару часов внезапно усилился ветер и небо затянуло свинцовыми тучами. Спешно собрали вещи и поехали обратно, туда, где погода хорошая.
Пока дождь не усилился, сфотографировались на Ороктойском мосту.
С удивлением узнал, что ширина Катуни в этих местах (Тельдекпенские пороги) составляет от 20 до 40 м, а глубина, по некоторым данным, составляет 70 м.
По пути поднялись к маленькой пещере в скале, а дальше посмотрели штольню недостроенной ГЭС напротив еландинского порога.
Фонаря у нас не нашлось, поэтому уходить вглубь штольни мы не решились (тем более, что накануне посмотрели фильм «Спуск» (The Descent)).
Но ребята, с которыми мы познакомились позднее, говорят, что там дальше есть три хода.
К моменту нашего «выезда» на асфальт дождь начал становиться неприлично интенсивным. В итоге Усть-Сему проезжали по дождю, который вплоть до Семинского перевала только усиливался.
Пейзажи вокруг сменились на унылые (ещё и дождь), настроение упало. Жена уснула. Я потихоньку ехал вперёд.
Табличка «Семинский перевал» была нами не замечена, вернее, саму табличку мы видели, но надписей читать не стали, поэтому перевал для нас был неожиданностью.
Наша машина сама по себе нелёгкая (хоть с виду и не большая), да ещё и загружена скарбом. Еду я потихоньку, а машина ехать не хочет. На третьей передаче (четвёртая ― прямая) давлю педаль в пол, а она выше 2 000 оборотов не набирает. Я уж было подумал, что, может, качество топлива на заправке в Горно-Алтайске было неудовлетворительным или с машиной чего, может, колесо пробил и она не едет.
Тут жена вспомнила, что на табличке было что-то про перевал. Подъёма не видно вообще, как будто едешь по ровной местности.
В общем, кое-как доехали мы до места, где останавливаются путники (как потом оказалось, вершина перевала) и двинулись дальше. Тут меня ждал ещё непонятный момент. Еду на третьей, 2 700 оборотов, ногу с педали газа убрал, а машина обороты только набирает. Тут я быстро понял, что едем под гору.
К слову, когда ехали обратно, на Семинском была отличная погода и уклон трассы видно хорошо, в дождь мы этого просто не заметили. Уже потом, после прочтения в сети, стало понятно. Не одни мы такие.
Вскоре показался перевал Чике-Таман. На удивление, машина прошла его очень просто. Сам перевал красивый.
Остановились сразу у подножья перевала, на берегу реки Большой Ильгумень, где-то тут 50°38'29.73"С 86°24'19.14"В, не доезжая до Купчегени. Погода была отличная, сухо и относительно тепло.
Народу, относительно Чемала, немного. Но достаточно. В пределах видимости на стоянке было более 10 палаток.
Вдоль реки нашли небольшой водопад.
Но ночью дождливая погода нас настигла. Палатка вымокла полностью. Все вещи стали влажными. Настроение снова упало.
Проснулся в 5 утра, замёрз. Подогрел еду, поели и уже в 7:30 поехали дальше.
Перед отъездом чуть дальше «водопада» нашёл поваленную ель. Напилил дров. Сущий порох. Горят «мама не горюй»!
На природу беру с собой маломощную (2 л/c) китайскую бензопилу. Добавляет +50 к скилу Дрова.
За Чике-Таманом совсем другой пейзаж. Здравствуй, Алтай.
На пути есть небольшая река Боки. Не заметить её сложно, находится она на въезде в Улаганский район. Своё начало она берёт высоко на горе и видно её издалека. Речка очень красивая, она стоит того, чтобы подняться вверх по её извилистому руслу и посмотреть на каскады маленьких водопадов.
Жена сделала только одно фото и подниматься выше не стала. Там, наверху, река очень хороша.
Акташ совсем не впечатлил. Нормальные люди, нормальные магазины. Заправился бензином «под горло» (на АЗС «НИКА» есть как 92, так и 95 бензин).
Отъехав по М-52 от Акташа километров 5, увидели большую поляну с несколькими валунами. Решили сделать остановку, чтобы отведать горячей пищи и просушить на солнце и ветре палатку.
Жена оказалась дальновиднее и взяла в дорогу тёплых вещей и даже куртку! Я же поехал на юг и взял с собой соответствующее одеяние (всё что на фото + тоненькая кофта).
Немного отдохнув, двинулись дальше к Кош-Агачу.
Растительность по пути становилась всё более скудной.
Зато дорога просто фантастическая. Ровная, прямая, асфальт прекрасный.
Проехали Курай.
Мать моя женщина! Какая красота!
Солнце греет, в машине хорошо. Тёплые тона за окном на фоне Северо-Чуйского и Курайского хребтов. Выйдешь на улицу ― ветер холодный, пронизывающий. Вот она, высота над уровнем моря. К Солнцу ближе, а холоднее :).
Кош-Агач впечатлил интенсивностью жизни. Мини Лас-Вегас посреди пустыни Мохаве. Несмотря на разгар трудового дня, народу на улице очень много. Сложилось впечатление, что магазинов и лавок больше, чем в Академгородке.
Даже АЗС я насчитал четыре штуки. А также три магазина с автозапчастями и СТО.
Что интересно, пока катались по Кош-Агачу, в усадьбах домов не было ни одного огорода. Земля там каменистая, ничего не растёт. Трава (или то, что можно к ней причислить) и та 5-8 сантиметров, от силы.
Заскочил в переговорный пункт, позвонил родственникам, чтобы не теряли (связь у нас кончилась за Чике-Таманом), и пошёл в супермаркет. На кассе разговорился с продавщицей, мой вопрос: «Где у вас огороды?», рассмешил всех сотрудников и редких посетителей магазина.
Удалось выяснить, что никакого производства у них там нет и все доходы ― от содержания домашнего скота. Что там этот скот ест, мне непонятно...
В общем, наврали мне. Живут торговлей.
К сожалению, ни буйволов, ни верблюдов увидеть не удалось, ну ничего, в зоопарке посмотрим.
В отличие от Акташа, лиц славянской внешности тут почти нет. Меж собой люди общаются на своём алтайском или казахском языках. На слух, для меня, не различимых.
Дальше ехать мы не решились. Позже узнали, что и не смогли бы. Сразу на выезде стоит КПП в пограничную зону.
В Кош-Агаче задерживаться не стали, поехали обратно. Не доезжая 25 км до Акташа, увидели стоянку туристов. Как оказалось, группа красноярцев. Переночевали недалеко от них. Это была одна из самых холодных ночей. Утром на стёклах машины был иней.
Слияние Чуи и Чаган-Узуна. Красивое место.
+50. К дровам было как нельзя кстати.
Ночью на трассе М-52 транспорта почти нет.
Газовая горелка сильно упрощала жизнь. 10-25 минут ― и горячий завтрак уже перемещается внутрь тебя (в зависимости от изощрённости пищи).
Утром решили съездить в Улаган. Хотелось не только посмотреть окрестности, но и увидеть жизнь людей. Тем более, что Улаган находится за перевалом и жизнь там обещала быть ещё более экзотичной, чем в Кош-Агаче.
По началу были неприятно удивлены отсутствием асфальтового покрытия на перевале. Но потом стало понятно, что гравийку оставляют не покрытой асфальтом в местах повышенной опасности. Там, где по асфальту не проехать (крутой уклон при температурах близких к нулю -> наледь).
Красные ворота понравились. К сожалению не смогли выбрать ракурс, при котором видно массивность камня.
Сразу за крутым подъёмом дорога идёт вдоль «Мёртвого озера».
Потом ещё несколько озёр справа и слева от дороги.
Озёра красивые, но ночевать там я бы не рискнул. Встретили туристов, переночевавших на Улаганском перевале как раз за день до нас. Говорят, что утром было минус четыре градуса и лежал снег.
Что ещё для себя отметили. Если в районе Чемала приходится искать более-менее пристойное место для стоянки и ночлега, то тут приходится искать стоянки туристов, чтобы не ночевать вдвоём, посреди гор и степей.
На верхней точке перевала открывается вид на снежные вершины.
Здесь открывается отличный вид на Курайский хребет.
Не обошлось без деревьев, перевязанных белыми лентами. Выглядит мрачно и удручающе. Неужели те, кто их повязывает, этого не видят? Вряд ли они это делают из глубоких религиозных убеждений.
Населённый пункт Улаган нам не понравился. Смотреть там нечего.
Нам надоела походная кухня, и мы решили купить покушать что-нибудь из еды, отличной от тушёнки. В Улагане несколько магазинов (наверное больше десятка), я нацелился на «Сардельки Шашлычные». Но понимая, что нахожусь в «сельпо», стал активно интересоваться сроком годности. На что продавцы мне отвечали: «Привезли в понедельник». И так во всех магазинах. Видимо, продукты питания на весь посёлок завозятся именно по понедельникам. Какая-либо информация о сроке годности на упаковке вовсе отсутствовала. Но поскольку риск ― благородное дело, решено было брать. К счастью не отравились.
Из Улагана отправились обратно к Акташу. Хотели вернуться по М-52 к реке Боки и переночевать недалеко от неё (там частенько на ночь разбивают палатки). Но, захотев есть, изменили свои планы, встали на платном кемпинге в шести километрах от Акташа (Мёны). К слову, за всю неделю платили денюжку лишь тут. Но место там хорошее. Вид превосходный, рядом есть небольшая речушка и банька.
На следующий день решили ехать к Телецкому озеру, с севера, конечно.
На обратном пути природа предстала несколько в ином ракурсе, день был солнечный и ясный. Дорога дух захватывала. Что для себя отметил, в этих краях если уж висит знак «40», то будь добр, езжай не быстрее. Хотя местные гоняют и на крутых поворотах.
Остановились в Ине. Посмотрели старый мост.
На Чике-Тамане попали в пробку. Минут 40-50 рабочие планово выковыривали из горной породы нависающие камни и сбрасывали их на дорогу, а потом вниз. В целях профилактики.
К часам 18-19 прикатили к Усть-Семе и, купив замороженных котлет, двинулись в сторону Горно-Алтайска. Заночевали где-то посреди пути.
На утро съездили к озеру Манжерок.
Боже, какой же это гадюшник. Еще три года назад было не так плохо. Палатки, одна на одной, стоят в таких местах, в которые я бы даже у Чемала встать не вздумал (при всей кучности народа там).
Прокатились на новом кресельном подъёмнике. 30 минут туда и столько же обратно + смотровая площадка наверху. Виды неплохие, скататься можно, но не обязательно (тем более после мест за Чике-Таманом). Ценник сейчас ― 200 руб. Если его уровень сохранится и для лыжников ― будет очень прискорбно. Значит, спортивный комплекс близ Манжерка будет мне не по карману.
После Манжерка выдвинулись к Телецкому.
Аккурат на выезде из Горно-Алтайска навернулся ступичный подшипник. Гудел давно. По дороге на Алтай гудел, как самолёт. Менять было откровенно лень.
Не беда, запасной ступичный подшипник есть, 50 минут и мы снова на колёсах!
Про Телецкое писать не буду. Не понравилось.
Когда ехали с Телецкого в Новосибирск, чуть не доезжая Барнаула, когда на навигаторе оставалось 199 км до дома, порвался трос сцепления.
Попробовал его сделать на месте (ибо найти аналог проблематично даже в Новосибирске), сразу не получилось.
Решили заночевать в палатке у заправки (дай бог здоровья «королеве бензоколонки», милейшая женщина).
С утреца на двух попутках доехал до Барнаула.
Если кто не знает, чтобы поймать буксирующую машину нужно ловить на живца, т.е. держа в руках буксировочный трос. За полчаса при любом раскладе найдётся спаситель.
Дай бог здоровья водителям автомобилей УАЗ и «Жигулёнка».
В Барнауле были в 9 утра. Пока я смотался до магазина «Крепёж», жена успела поспать в машине, а пока я делал сцепление, она около полутора часов ходила по торговому центру. А когда я ей позвонил и пригласил ехать домой, заявила, что нужно померить ещё три купальника.
Финальным аккордом было пробитие колеса в 80 км от Новосибирска. Опыта у меня немного, поэтому заметил не сразу. Думал, может, с подшипником чего. В итоге резине кирдык.
Что в сухом остатке: это, наверное, первый настоящий отпуск за последние шесть лет. Мы действительно отдохнули.
Я для себя твёрдо уяснил, куда на Алтае надо ехать отдыхать, а куда ездить не стоит, ибо жалко на это времени.
Благодарю за время, потраченное на прочтение. Всем ровных дорог.