Снова в Ергаки, год спустя

25.08.2023 | 7214 просмотров

Добрый день всем зашедшим, хочу поведать, как год спустя опять съездил в это очень красивое место, природный парк Ергаки.

В июле 2022 года ездили с сыном и армейским другом в те края, получилось ознакомительное путешествие, посмотрели попсовые точки, а красоты почти не увидели. Но даже то, что удалось посмотреть, очень понравилось, и я твёрдо решил, что на будущий год поеду туда же, но заходить буду с другого места.

Так получилось, что поехал я в одного, долго сомневался, стоит или нет, сомнение вызывала не дорога до места, а нахождение в тайге в одно лицо и переход до Светлого. По опыту прошлого года, я прикупил охотничью сигналку с патронами «Гром» и решил, что упаду какой-нибудь группе на хвост, познакомлюсь и буду с ними ходить, говорят, там это в порядке вещей. Очень уж те места зацепили, потому решил, будь что будет, но я поеду туда по-любому.

В прошлом году заходили от Визит-центра, оттуда удобно и близко можно добираться до озера Радужное, везде идёшь по деревянным настилам, кое-где поднимаешься в горку по металлическим лестницам, много народу в обе стороны, и до Висячего камня можно дойти без проблем, полюбоваться с высоты на озеро Каровое и скалу Спящий Саян, но меня манило другое озеро, официально оно называется Большое, в народе более известное как Светлое, привлекательность того места в том, что от него удобно ходить в радиалки. Соответственно, заход с кордона Тушканчик.

Авто — проверенная временем и дорогами Хонда ЦР-В, 2-го поколения, американка на газу. С Новосибирска выехал в субботу утром, уже привычным маршрутом, через Кольцово вышел на трассу до Ленинск-Кузнецка, за Журавлёво свернул на Промышленный, потом Кемерово (когда уже там объездную построят? город-пробка), через 100 км свернул направо в Чебуле. Почему так? Во-первых, так ближе на 120 км, во-вторых, хотел по пути заехать в село Листвянка, это малая родина лётчика-космонавта Леонова А.А., где сравнительно недавно ему был установлен памятник. Фотки, к сожалению нет, найти его несложно, только заехали в село, первый поворот налево (если ехать от Кемерово) и метров через 300 как свернули, по правую руку будет небольшой сквер и памятник на постаменте.

Далее вышел под Шарыпова у Берёзовского водохранилища, Ужур, граница с Хакасией и Шира. Там заправился, прикупил продуктов и питья на ужин и поехал на озеро Белё, мне надо было просто переночевать, заплатил 500 рублей за стоянку, а с утра уже двинул в путь до парка Ергаки.

За Минусинском степи стали плавно перетекать в высокие холмы, а за Танзебеем в красивые горы.

После затяжного подъёма и нескольких извилистых поворотов, подъезжаем к первой смотровой. Она немного не доезжая противолавинной галереи «Полка», открывается первый вид на Ергаки, провода ЛЭП мешают сделать красивые фото, они немного загораживают вид, но даже с ними пейзаж впечатляет. Ну а на самой Полке прям широкая поляна, куча машин и стихийная картинная галерея возле буддистской ступы.

Я не стал на смотровых останавливаться, у меня была цель доехать как можно быстрее до кордона, отметиться и дождаться какую-нибудь группу, с которой мне было бы по пути.

Спускаясь с перевала, проезжаем левый поворот на Визит-центр и километров через семь левый свёрток на кордон Тушканчик, промахнуться не получится.

Место, где надо отмечаться, очень отличается от Визит-центра, просто избушка, вокруг которой стоянка. Перед избушкой спросил у проходящего мимо мужика:
— Тут ли отмечаться?
— Точно не знаю, но вроде тут, а ты куда идти собираешься?
— До Светлого озера, а вы не туда ли идёте?
— Туда.

Он и предложил пойти с ними,

— Вон люди стоят, (махнув рукой в сторону компании) состыкуйся, как раз до Светлого идут.

Вот это прям повезло. По-быстренькому отметился, накинул на себя снаряжение, закрыл машину и стал ждать проходящую мимо группу.

В пути уже познакомились. Компания из Красноярска: Эдик, его жена Вероника и их Илья.

Дорога до озера Светлое оказалась для меня как для неподготовленного ходока весьма тяжёлой, расстояние около 7 километров, но постоянно с набором высоты, несколько мест прям с крутыми подъёмами, особенно на Муравьиной горке, но как бы то ни было к шести вечера дошли до озера Светлое.

На левом берегу за домиком егеря несколько настилов, туалеты и даже баня, а также прокат САП-бордов, мы же прошли чуть дальше, у моих попутчиков, оказывается, там есть своё излюбленное оборудованное место, которое оказалось не занятым. Ровная полянка под палатки, место между двумя соснами под навес, если вдруг дождь, и костровище с импровизированной беседкой из брёвен, прям на самом берегу озера.

Поставили палатки и сели ужинать.

За рюмкой чая выясняется, что эти ребята планируют завтра идти через перевал Птица на Параболу, а послезавтра через озеро Медвежье на водопад Мраморный, как раз эти точки я и хотел посмотреть больше всего. Пока коротали вечер, много чего узнал про эти места, как и куда идти, про снаряжение, что с собой брать и т.д.

Через пару часов подошла ещё группа, тот мужик, у кордона с которым я разговаривал, оказывается, тоже из этой компании. Зовут его Саша, он с дочерью Ангелиной путешествует по Сибири на машине и так же, как и я, несколько дней назад познакомились с этими ребятами и ходили с ними пару дней, потом они всей компанией переехали на кордон Тушканчик, где я с ними и встретился.

Утром следующего дня собрались, позавтракали и решили идти обозначенным ранее маршрутом, но пошли не все, несколько человек осталось в лагере отдохнуть после вчерашних походов, по факту на Параболу пошли впятером.

Спустившись к истоку ручья, вытекающего из озера,

наполнили бутылки водой и пошли через лес на правом берегу озера по хорошо натоптанной тропе.

Дойдя до развилки с указателями, ушли направо, на перевал Птица, налево была тропа на озеро Медвежье,

постоянно набирая высоту в сторону скалы Птица.

Поднимаясь в гору и периодически оборачиваясь, наблюдали вот такую картину.

Смотря вперёд по ходу движения вот такую, это и есть перевал Птица, на который нам предстояло подняться.

Преодолев несколько сотен метров, добрались до курумника, за которым и был перевал, стоя к нему спиной, справа внизу видим озеро Мраморное,

на которое нам предстоит идти завтра, но уже по другой тропе. А слева хребет Слоник и гора Видовка.

А ещё левее самую высокую точку хребта Ергаки — пик Звёздный 2265 метров.

На фото видно, что по центру скалы можно разглядеть трещины в форме пятиконечной звезды, может, поэтому он называется Звёздный?

Постояв немного на вершине, пошли дальше. Обходя слева скалу, по узкой тропе выходим на площадку, с которой открывается вид с вершины на озеро Горных духов и скалу Парабола.

Кстати, в этом месте ловит сотовая связь, Теле2 или Тинькофф, более ничего другого.

После непродолжительного отдыха стали спускаться вниз.

Про озеро Горных духов, его глубина точно неизвестна до сих пор, никто не смог погрузиться до дна. А про название известно следующее, периодически со дна поднимается то ли воздух, то ли какой-то газ и выходит на поверхность, прям как дыхание, отсюда и название, не претендую на истину, просто слышал такое мнение.

Начинаем спускаться, довольно крутой склон вниз, сначала идёт вдоль нижней кромки плоских склонов на подобие зеркал, потом курумник. Ещё спускаясь вниз, я задумался, а ведь потом обратно подниматься, а склон довольно крут.

Спуск занял примерно час, и внизу нас ждал привал с прихваченным с собой обедом прямо на берегу небольшого озерца.

Перекусив и немного отдохнув, двинули дальше, обогнув по левой стороне озеро Горных духов,

стали подниматься на Параболу, тропу сразу не заметили, стали подниматься от Тонкого брата почти в лоб, а сама тропа проходит от Толстого брата, спускаясь к озеру Горных духов.

Скала Парабола так называется из-за характерной формы и состоит из двух вершин, Тонкого и Толстого брата, на последнего можно подняться на самую макушку, тропа имеется.

Добравшись до седловины между «братьями», встали на привал.

Справа внизу озеро Художников.

Слева курумник «Чемоданы»,

за которым перевал Художников и выход к Висячему камню.

Там мы провели около часа, пофотографировали, поснимали, просто отдыхали, любуясь природой и вершинами скал необычной формы. Саша запускал квадрокоптер, отметил для себя, что пора осваивать подобную технику, совсем другие виды получаются.

Уже разглядев через камеру дрона, заметил, что кучки мелких камней, лежащие в седловине, не просто так раскиданы, а сложены в слова и символы.

Глядя на скалу Параболу, у меня складывалось впечатление, что это не творение природы, а что-то техногенное, как будто эти скалы последствия древней ядерной войны, какие-то непривычные линии и изгибы у этих вершин, заострённые края и т.д., да и зеркала у Параболы как будто бы расплавленный поток стекал. Вспоминая прошлогоднюю поездку, сразу подумал про Висячий камень, откуда он там? Вокруг нет вершин, откуда бы он мог скатиться, прям будто кто-то его туда заботливо поставил.

Вечерело, Пик Звёздный начинал уходить в тень.

Решили двигать обратно, главное было добрать до вершины перевала Птица засветло.

Подъём дался очень сложно, по крайней мере для меня, на вершину добрались уже на закате.

Вдалеке небо было затянуто грозовыми тучами и шёл дождь.

Спустившись со склона и зайдя в лес, попали под небольшой дождь, и окончательно стемнело. Но нам повезло, дождь нас задел по касательной, почти не намочив. Добравшись до лагеря, передохнули, там дождь и не шёл.

За ужином стали обсуждать увиденное за день и подробности маршрута на завтра.

Утро следующего дня похоже на предыдущее, проснулись, поели, собрались и в путь, поход обещал быть прогулкой, по крайней мере, по сравнению с походом до Параболы.

Так же дойдя до истока ручья, прошли прямо, не сворачивая по развилке налево.

Кстати, в тех местах сложно сбиться с пути, все маршруты промаркированы, т.е. краской определённого цвета отмечены маркеры на стволах деревьев и камнях, надо лишь знать цвет своего маршрута. На развилках имеются таблички с указанием, куда идти и что там можно увидеть.

Дошли до вчерашней развилки и ушли налево, через некоторое время вышли на берег озера Медвежье.

На берегу того озера у меня сразу появилась ассоциация с картиной Васнецова, согласитесь, на этом месте не хватает Алёнушки, пригорюнившись сидящей на камне.

Посидев маленько и переведя дух, двинули дальше. Так же пересекая тайгу, поляны, ручьи и курумник, вышли к речушке, текущей откуда-то сверху, позже стал появляться характерный шумом, вот он красавчик, водопад Мраморный или Тушканчик.

Это скорее не водопад, а каскад или водоскат, высота примерно метров 10. Попутчики мои говорили, что он сейчас не такой величественный, и месяца полтора назад поток воды покрывал всю ширину каменных ступеней.

Поднявшись справа вдоль каскада по камням, вышли на тропу, идущую до озера Мраморное, до него оставалось совсем чуть-чуть.

Отдохнув немного на берегу озера и пообедав, пошли обратно, но уже другой дорогой, частично идущей вдоль ручья, она получилась чуть длиннее, но более пологая.

Пересекли по мосту бурную речушку

и вышли на стоянку «Ресторан». Это был последний привал по дороге до лагеря на Светлом, обратно шли почти без остановок и засветло добрались до места стоянки.

Прогулка этим днём и правда оказалась легче, чем вчера, но по впечатлениям и эмоциям не уступала, больше всего в тот день запомнился, конечно же, водопад Тушканчик.

Уже вечером у костра за чаем решили, что завтра домой, я был на распутье, очень хотелось остаться ещё на денёк-два. Когда я здесь буду ещё раз? Возможно, никогда, но, с другой стороны, два с половиной дня походов и усталость сделали своё дело, да и пришлось бы попутчиков новых искать. Решил, что пойду на выход с этой компанией.

Вечером перед костром за крепким чаем делились впечатлениями и просто разговаривали за жизнь, хорошая мне всё-таки встретилась компания, душевная.

Утром следующего дня неспешно позавтракали, собрали лагерь и пошли в обратный путь, попутно сделав коллективный снимок на берегу озера.

А спускаться-то гораздо легче, чем подниматься))). Обратно дошли с несколькими остановками, чуть меньше чем за 4 часа, даже Муравьиная горка уже не казалась такой крутой.

У избушки на кордоне, обменялись телефонами и поехали каждый своей дорогой.

Как и прошлый год, почти всю дорогу до вечера переваривал увиденное.

В Танзебее остановился на обед, меня последние сутки не покидала мысль о тарелке горячего дымящегося борща со сметаной и жареного мяса с пюрешкой.

Там же прикупил сувениров и в обратный путь. Засветло добрался опять-таки до озера Белё в Хакасии и встал на ночёвку. Попив Абаканского пивка, лёг спать, завтра ещё рывок и дома.

Подведу итог поездки:

Время на всё про всё: 6 дней.

Пробег на машине: ~ 2200 км.

Пробег пешком: ~ 55 км.

Денег потрачено: ~ 15000 руб.

Впечатления и эмоции: как всегда, бесценно.

Я очень люблю путешествовать на машине, и возвращаясь из очередной поездки, я уже примерно могу представить, куда поеду в следующий раз, как правило, это место должно быть красивее, а сама поездка интереснее предыдущей. А теперь я не знаю, куда поехать, Ергаки — это, пожалуй, самое красивое место, которое я видел, да и сам формат для меня непривычен, пеший туризм — это не халям-балям, тут надо быть готовым физически и по снаряжению, буду ли я ещё этим заниматься? Я не знаю, возможно, решусь на поход в Золотую долину в Кузнецком Алатау, а может быть, этого хватит, и на машине поеду в Тыву или на Байкал. Короче, поживём-увидим.

Ергаки — это то место, которое надо посмотреть своими глазами. Ни фото, ни видео не передают масштаб и красоту тех пейзажей, если кто-то сомневается, ехать или нет, мой ответ однозначен — ехать обязательно.

Ну и видюхи из поездки.

1. Видеодневник путешествия.

2. Видеоколлаж.

3. Фотоколлаж.

Впечатлило! Потрясающей красоты места! Спасибо за рассказ! Удачи в новых путешествиях!

Lindu
Спасибо за оценку. Места и правда необычайно красивые, стоит посмотреть.
На новые поездки планов куча, жизни бы хватило.
Мои отзывы: Honda Insight 2009, Toyota Gaia 1999

Повезло вам с сокомандниками. Хорошо съездил и с нами поделился.
На этом фото, кто не в курсе, перевал на полке слева от вершины. Я даже стрелочку нарисовал, но дром не даёт картинку прикрепить
Скептически отношусь к путешествиям которые выкладывают на дром, но это место хотя бы разнообразно приятным пейзажем. Труднодоступность помогло не вревратить его в мусорный полигон, как происходит в других местах куда легко у нас добраться на шажлычок с певасиком

Scout66
Повезло вам с сокомандниками. Хорошо съездил и с нами поделился. Перевал Птица находится в нацпарке на высоте около 2км, что чуть побольше, чем высота Уральских гор ) На этом фото, кто не в курсе, перевал...
С попутчиками очень повезло.
Happiness loves silence.

Фотки оболденные. Я понимаю, что они не передают настоящей красоты мест, но все равно очень красиво.

MarinaMorskaya1
Вы правы, вживую те пейзажи, это совсем не то что на фотографиях.
Happiness loves silence.

Сочные фото, действительно с такой красотой могут соперничать разве что южные красоты, тропики там всякие.
Мои отзывы: Skoda Rapid 2014, Ford Fiesta 2006
Классные места были там 2 дня 12 июня этого года. Далеко пройти не получилось ещё лежал снег на висячем камне.

Тоже в прошлом году был на Висячем камне, правда в конце июля, после той поездки и решил, что опять туда поеду, только на Светлое, так и получилось.
Happiness loves silence.

Отличная поездка! Мне тоже нравятся Ергаки, был там в 12 году, красота! Тоже как и вы присоединился к группе, и с ними ходил на озеро Художников. Желаю ещё хороших путешествий и отчётов.

Великолепное место! Тоже хочется побывать, но настораживает активность медведей в этих местах )

matinec
Спасибо, буду и дальше путешествовать и выкладывать свои отчёты.

KIA_04
Я этого и боялся больше всего, но желание посмотреть те места, пересилили страх медведей.
Уважаю...

Кстати про мусор, в прошлый год когда на Малой Буйбе стояли, сжигали до талого в костре всё, в этот раз, меня удивило отношение моих попутчиков, даже сгоревшие банки из костра собрали и вынесли к избушке на кардоне, и это правильно, я теперь так везде буду поступать.

Уважаю...
You welcome...

Красотища
сочувствующий
спасибо, что поделились, интересно.

спасибо, что поделились, интересно.
Приходите к нам ещё.)))

Российская Резервация
Там же медведи людей едят?

Lehach88
Там же медведи людей едят?
Я думаю им там кроме людей есть чем поживиться.
Но нападения периодически происходят.

татьяна
не понимала что здесь люди находят красивого, пока не побывала в Новосибирске в частности, и в общем кто живет на равнинах.Помню лицо человека, приехавшего в гости, который никогда не видел гор.
в след раз скатайтесь за Абазу, район базы Снежный барс.там места ничуть не хуже.

Планирую на будущий год в Тыву ехать и один из вариантов путей в сторону дома через Абазу и проходит.

alex-712
Добрый день! Путешествию отличное! А как в тех краях с газовыми заправками?

Nailll
Добрый день! Путешествию отличное! А как в тех краях с газовыми заправками?
На повороте на Шушенское и крайняя перед Ергаками в Ермаковском - это примерно 100 км., но там только за наличку.

Большой Камень
Это лучший рассказ о Ергаках, который мне удалось найти за три дня поиска на дроме и на драйв2. Прочитав о обоих ваших посещениях парка, можно сразу понять куда нужно сходить, чтобы не терять напрасно время, проехав несколько тысяч километров.

Спасибо за оценку, приятно слышать такие комментарии.
На 24-й год уже спланированы поездки, а вот на 25-й опять в Ергаки, глава 3, хочу через перевал Художников на озеро Художников и в радиалки, очень привлекает Зуб дракона.