Десять дней по Чуйскому тракту на Nissan Avenir

30.03.2012 | 56039 просмотров

Горный Алтай часто называют второй Швейцарией, или вторым Тибетом. А алтайцы говорят, что это Тибет второй Алтай. Может быть, они и правы. Я много слышала и читала об Алтае, давно хотела туда съездить, благо с Томском это, можно сказать, что рядом по российским меркам. И вот — свершилось! Десять чудесных дней в красивейшем месте на Земле, теперь они у нас есть.

Взгляды наши, минуя растусовочную Аю, сразу же навострились далеко вглубь республики, в настоящие горные места, до самой монгольской границы. Решено было не останавливаться в одном месте, а поездить и посмотреть как можно больше интересного, к тому же время позволяло. Гостиницы в качестве остановок мы отмели сразу — не наш вариант; десять дней и ночей в палатке в гористой местности с мелким тоже как-то не прельщали (я слишком стар для такой фигни (с):)). Хотя палатка со спальниками с собой была, и однажды даже пригодилась. Короче, выбор пал на домики, и в результате мы успели пожить на трёх замечательных турбазах, очень разных, но нам понравились все.

Ну, и, так как поездка была первая, и мы понимали, что в любом случае всего махом не охватишь, то оптимальным вариантом было проехаться по всему Чуйскому тракту — главной федеральной дороге Алтая и одной из самых красивых российских трасс, которая пересекает весь Горный вплоть до Монголии, с парой съездов по пути.

День первый, 17.07.11

Итак, план поездки был составлен, базы заказаны, вещи собраны, и мы рванули. Кстати, рванули малость не по плану, а на день раньше, просто не было уже никаких сил торчать в душном, надоевшем до чёрта городе. Состав: муж Иван (первый водитель и штурман с навигатором), я, Ирина (фотограф, второй водитель и штурман со своими записками), сын Илья, шесть лет (просто шило в попе). Авто: Nissan Avenir.

Из Томска выехали утром, к 17-ти проехали Горноалтайск и начали потихоньку присматривать место для стоянки с палаткой, поскольку первый домик был заказан только на завтра. К тому же, вспомнить палаточную романтику всё же хотелось... Постепенно по пути начали встречаться различные базы и кемпинги, расположенные на берегу Катуни, количество их росло в геометрической прогрессии. В первом месте, куда мы решили свернуть, нам не понравилось, а во второй раз мы свернули и чего-то остановились в сомнениях. Пока сзади нам не побибикал какай-то старый «жигулёнок». Мы отъехали, а «жигуль» упылил дальше по неприметной дорожке, идущей к берегу. Переглянулись... и попылили за ним. И буквально через сотню метров выехали на совершенно чудесную поляну на берегу Катуни, всю в соснах и всего с парой палаток на ней. Места было ещё завались, соседи заверили нас в полной безопасности, и мы решили, что прибыли:

Местечко оказалось очень милым. За соснами был небольшой обрыв, ведущий прямо к воде:

А с берега открывался вид на прекрасную Катунь, которая не раз ещё удивит и поразит нас своей суровой красотой:

В общем, мы отлично провели первый вечер. Растянули палатку, жарили колбаски, гуляли по берегу (ребёнок дорвался до камушков и был занят практически до ночи), любовались рекой и лошадьми, которые паслись на самом съезде к поляне:

Погода была отличная, и ночью в палатке было совсем не холодно, а уж отсутствие комаров, мошек и паутов привнесло в нашу жизнь вообще просто незабываемый кайф. Томичи, да, их там и правда нет!!! Я как-то всё боялась поверить в сей факт, но пришлось.

День второй, 18.07.11

На следующий день нас ждал домик в «Простоквашино» в Узнезе. Мы решили ненадолго съехать с Чуйского и всё-таки посвятить пару дней Чемалу, а то вырваться впервые на Алтай и не увидеть Чемальскую ГЭС... ну, неприлично.

База оказалась чудесной. Расположена в очень милом месте, на берегу Катуни, уютные деревянные домики с замечательной крытой верандой, которую мы в момент облюбовали и тусовались исключительно там, в домике только ночевали.

А лужайки там, ребята! Мы забыли про обувь на всё время пребывания, передвигались только босиком. Отличная травка, всюду насаждения кустарников, плодовых деревьев, ягод и цветов:

А для детей тут вообще рай. Илья быстренько нашёл себе кореша, с которым они раз сто оббегали всю базу и до посинения воевали на водных пистолетах. Покупаться детям тоже есть где, мелким в большом надувном бассейне, даже наше чудо, не приемлющее никакие водоёмы, заценило.

А пацаны постарше вполне удовлетворялись и Катунью:

Я, кстати, тоже периодически обкупывалась, несмотря на ледяную воду, ибо погоды стояли шикарные. А что ж, побывать на Алтае и не искупаться в Катуни?! Обычно я находила какой-нибудь валун рядом с берегом, садилась рядом на дно, а за него держалась, получалось некое подобие джакузи, ибо течение там ого-го. Сидишь это в бурлящем потоке, снизу мёрзнешь, сверху жаришься, и любуешься на природу — кайф! :)

Этим вечером мы снова решили отметить наш приезд на Алтай, уже, так сказать, в более цивилизованных условиях, с итальянским вином, которым удивил и порадовал местный магазин в Узнезе, и шашлыками:

А дяденька из соседнего домика неспеша и вдумчиво готовил плов вот на такой штуке:

Эхх, представляю, что это был за плов! На костерке, да в правильном казане... Жалко, что у нас не было с собой компании, мы бы тоже приготовили, а на одну семью из трёх человек... казан марать неохота :).

А ближе к ночи муж зажёг настоящий пионерский костёр на радость детям, благо дрова имелись в неограниченном количестве...

...а я запекла картошку в углях.

Так прошёл наш первый полноценный день в Узнезе.

День третий, 19.07.11

Следующий день был посвящён Чемалу. Главная достопримечательность Чемала известна всем — Чемальская ГЭС, первая ГЭС Алтая, причём действующая. Туда мы и направились.

Миновали центр села, переехали через мостик с какими-то ремонтными работами и увидели автостоянку, а рядом множество киосков и торговых палаток. Кинули машину на стоянке и пошли гулять вдоль палаток, решив, что куда-нибудь они нас да заведут. Так и есть, завели они к самой территории ГЭС.

Когда мы зашли туда, нашему взгляду предстал тихий живописный пейзаж. Дивное, абсолютно умиротворённое Чемальское водохранилище с прозрачной зеленоватой водой:

И даже трудно поверить, что слева от этой красоты бушует хоть и маленькая, но настоящая стихия!

Мощные водяные струи образуют неслабый шум и одновременно дарят приятную прохладу.
А если взглянуть с плотины вниз, то кажется, что смотришь на море кипящего молока:

Непередаваемые ощущения... И в машинном отделении тоже :). Вот его внутренности:

Видите на стене портреты Ленина и Сталина? Справа есть ещё один, портрет Орджоникидзе:

На нём хорошо видна такая, типа, ватерлиния. Это след от сильнейшего паводка 1969 года, когда здание станции было затоплено до самых верхних косяков. Но всё отремонтировали, просушили, и ГЭС работает бесперебойно до сих пор.

Красивая водица в Чемале, правда?

Перешли на другой берег, повернули голову направо и увидели живописнейшую картину, как звонкий прозрачный Чемал впадает в широкую бурную мутную, ещё не набравшую в полную силу свою знаменитую бирюзовость, Катунь:

Граница при слиянии двух рек настолько очевидна! Просто поражает:

Эта чёткая разница сохраняется на протяжении всей границы слияния, проходя вдоль небольшого заливчика с пляжем...

...и постепенно сходя на нет, дальше уже только Катунь катит свои бирюзовые воды вдоль гористых берегов:

На пляжике мы задержались. Ребёнок вовсе одурел от счастья и лазил в воде по колено (водица-то всё-таки ледяная). Мы тоже освежились водичкой и нафотались на камнях во всех позах:

А затем по «Козьей тропе» решили прогуляться до острова Патмос. Тропа не зря зовётся козьей, она очень узкая и извилистая, идёт вдоль каменистого берега Катуни. Но прогулка по ней стоит того, Катунь в этом месте просто невероятно красива. Берега крутые и замысловатые:

А вода... Она правда бирюзовая, ну, не прямо уж, но в сравнении с нашей Обью или Томью — таки да! Фото не передаёт :).

Неспеша и любуясь природой, мы добрались до Патмоса. Но на сам остров так и не попали, ибо перед входом нас ожидала огромная толпища народа. Отдохнули, попили и пошли назад. На обратном пути ещё раз освежились водичкой на пляжике (уплыла ребёнкина кепка, сплавали — поймали) и двинули назад в Узнезю, где усталые и довольные отдыхали из последних сил до самой ночи.

Вот так и закончилось наше знакомство с Узнезей и Чемалом. А дальше нас ждал Онгудай, сердце Алтая.

День четвёртый, 20.07.11

Итак, из Узнези мы направились прямиком в райцентр Онгудай, а точнее на турбазу  «Янтарный сад». Географически это место находится почти в самой середине Горного Алтая, и в этот день нам предстояло проехать порядка 180 км. В общем-то, немного, но мы сразу решили нигде не торопиться и попытаться не пропустить ничего интересного, что будет встречаться нам по пути. Так и получилось — этот переезд оказался весьма богат на впечатления.

Первая остановка была в селе Камлак, где, как я вычитала в интернете, находится Горно-Алтайский ботанический сад. При моей любви к цветочкам, сами понимаете, не смогли проехать мимо:

Сам по себе сад очень любопытен. На довольно небольшой территории представлено около 2000 видов растений всех почвенно-климатических зон Горного Алтая и Сибири. Они собраны в экспозиции Алтая, Сибири, Дальнего Востока и даже Северной Америки. А ещё тут есть растения эндемики, т.е. те растения, которые растут только здесь и нигде больше.В общем, по порядку.

Экскурсию мы решили не брать, а просто прогуляться по саду самим. Территория сада очень приятная, ухоженная, кругом дорожки и всевозможные растительные композиции:

Сразу после входа справа увидели любопытное сооружение — национальный аил:

Решили зайти. Внутри оказалось очень колоритно:

Вот так, приобщились к культуре, так сказать (если не считать финальной крамольной фразы ребёнка «по-моему, здесь жил людоед»), и пошли гулять дальше:

Растений там, конечно, несчитанное количество, все сфотать нереально.

Есть вот такие маленькие огородики:

Мне когда муж прочитал, что это такое, руки загребущие сами потянулись что-нибудь сорвать, еле сдержалась. Ребята, это насаждения всевозможных специй и пряностей! Тимьяны, мяты (разные!), душица, перец и прочее... Рай для кулинаров :).

А вот это, узнали, что?

Я сначала не поверила, но это действительно виноград. Правда, муж предположил, что до приличного состояния он здесь всё-таки не вызревает. Но по приезду домой знающие люди нас разубедили.

Это часть экспозиции «Горный Алтай», самой большой, естесственно:

Очень понравилась прогулка, садоводам-любителям туда прямая дорога. Кстати, я слышала, что там можно приобрести понравившиеся семена и саженцы.

А мы поехали дальше. Вообще, просто ехать по Чуйскому было одним сплошным удовольствием. Повсюду горы, луга, цветочные поля, и они никогда не повторяются! Один пейзаж красивей другого. И никогда не угадаешь, что тебя ожидает за следующим поворотом или пригорком.

Перед селом Черга мы увидели мелкую вывеску — «Зубры 1 500 м», и решили свернуть. В результате попали в зубрятник. Сначала доехали до домика, там нас пересадили в УАЗ и минут 10-15 везли ещё куда-то вглубь в поля. А там на одном из холмов паслись они:

Парнишка-экскурсовод рассказал нам, что зубры являются чуть ли не самыми древними животными на Земле. В начале 20 века их оставалось всего несколько десятков, но сейчас численность восстанавливается. Здесь их около трёх десятков, они просто живут в естественной среде, размножаются. Гуляют группами, мы вот на группу такую попали, но это мы довольно далеко от них, просто снимала длинным объективом, в целях безопасности:

Какие они шоколадные, да? :)

Полюбовались, и снова на трассу, горы разглядывать. Незаметно подъехали к подъёму на Семинский перевал, самую высокую точку Чуйского тракта, 1 894 м, и это прекрасно чувствуется на девятикилометровом подъёме, хоть он и пологий, но уши закладывает довольно здорово. И ещё одна немаловажная особенность Семинского — это конечная точка цивилизованного-организованного туризма, дальше начинается экзотика. Мы убедились в этом на месте, народу на Семинском перевале, как на базаре, но как только начинается спуск — всё, никого, количество машин, баз и кемпингов редеет на глазах.

Сам Семинский перевал особыми красотами не радует, я об этом читала, и так оно и оказалось (а, может быть, я просто не сумела его запечатлеть):

Зато порадовали жареные пирожки и чебуреки, очень вкусные. Ещё понравился 11-километровый спуск, он мне показался посерпантинистее, и дорога идёт среди густого лиственнично-пихтового леса, очень красиво.

В Онгудае мы по полной затарились продуктами и поехали искать «Янтарный сад». Местность стала меняться на глазах, и постепенно мы оказались среди долины реки Урсул, которую тут же окрестили долиной хоббитов, здесь нам и предстояло провести 3 чудесных дня...

День пятый, шестой, седьмой, 21-23.07.11

В «Янтарном саду» мы планировали просто отдыхать, гулять, осматривать окрестности — колбаситься. Так и вышло, и погода способствовала, из трёх дождливых дней нашего десятидневного путешествия два пришлись именно на эти дни. Но кое-что интересное мы всё-таки повидали.

Немножко окрестности базы.

Внизу слева искусственный водоём, в котором водятся карпы и караси. А ещё в нём можно искупаться после баньки, она находится сразу же за озером, если пройти по мостику:

А уже за баней, ближе к скалам течёт резвый Урсул:

Но уникальность этому месту придаёт не это, а шикарный, огромнейший фруктовый сад, мы в нём практически жили!

Сразу, как приехали, небо затянуло тучами, и весь следующий день шёл нудный непрекращающийся дождик. Но нас это вовсе не расстраивало. У Ильи была куча раскрасок, пластилин, а главное ноутбук, так что он особо не скучал. Мы тоже развлекались как могли (ну, как могут развлекаться туристы в дождь... сами понимаете). А в редкие просветы между осадками спускались к Урсулу, там очень красиво, и просто гуляли по саду.

Из поспевшего, правда, была только вишня, я её собирала...

...и варила из неё вкусный морс, которым мы запивали не менее вкусные оладушки, ну, прямо как дома :):

Второй день тоже был пасмурный, но нам удалось таки совершить небольшую прогулку по окрестностям. Чуть дальше от базы нам встретилось необычное старое сооружение:

Хозяин базы Александр рассказал, что раньше это была гидроэлектростанция.
Прогулочная тропка идёт вдоль Урсула, и мы не уставали любоваться этой звонкой речкой с красивым каменистым руслом:

Илья изучал окрестности исключительно через лупу:

Поизучать там есть что, множество всяких цветочков и растений, какие-то колючки, кактусы, просто цветы. А также разная фауна, например, такая:

В один из дней муж решил прогуляться на один из близлежащих пригорков, выбрал пупырь, вот этот (это он их звал пупырями, на вопрос «почему пупырь» ответил: «Потому что это не горы, а пупырышки».):

И пошёл. Такой предстала наша база с высоты:

А когда он спускался назад, то попал под жуткий ливень, неприятно, конечно, но зато удалось запечатлеть двойную радугу, вот она:

Роскошная, согласитесь :).

Теперь обо мне. Александр как-то проговорился, что с другого пупыря, что немного правее, открывается волшебный вид на целых три долины. Горка, правда, какая-то... непонятная, тут лесок, тут камни, где идти — сразу и не разберёшь. Ну, дык, я ж... Шило в заднице — мой внутренний стержень. Муж ходил, и я пойду! И волшебный вид... Но главное шило. Короче, я решила брать горку штурмом. Собственно, вот она, справа:

На следующий день с утра настрой не только не пропал, но и достиг устрашающих размеров. И я, не долго думая, пошла. Фото  с начала подъема на горку:

Правда, дойдя до каменной группы посередине горы, чуть не повернула назад. Оказалось, что лесок слева, по которому предполагалось пройти ранее, рос на крутом обрыве, справа от камней вообще был отрицательный наклон. Я приуныла. Но возвращаться было, извиняюсь, тупо западло, да и кое-что в одном месте гнало меня вперёд. И я прошла, протаранила, можно сказать, эти камни по самой середине, местами рискуя. Но ничуть не пожалела, Александр не обманул — передо мной как на ладони лежали три красивейшие долины. Справа налево: долина хоббитов, внизу наша база, а всю долину пересекает Чуйский тракт:

Вторая долина, по которой Чуйский тракт уходит дальше (там виднеется село, это Хабаровка):

И третья долина со строящейся дорогой, которая отходит от Чуйского тракта:

Путинская дорога, о которой так много писано. Вот она поближе, работы там идут полным ходом:

Вот такая получилась прогулка :).

А в один из последних дней в «Янтарном саду» мы съездили на Чике-Таман. Позже мы проезжали его второй раз, но решили просто съездить и неспеша всё посмотреть и зафотать. Высота перевала составляет 1 460 метров, это меньше Семинского, но подъем и спуск на него гораздо круче и извилистей. Вообще, от подъема у меня просто захватывало дух, там такой серпантин! Муж за рулём и тот балдел просто:

Останавливаться там, конечно, мало где можно, поэтому фото самой дороги нет, надо просто ехать и видеть это.

Ну, а с самого перевала открывается шикарный вид:

Солнечные лучи вперемешку с облаками создают интересную игру света на гористых склонах:

А ещё с Чике-Тамана видна лента старого Чуйского тракта:

А на следующий день мы отправлялись дальше по курсу в сторону Акташа. Нас ждали великие дела! И это оказались не просто слова.

День восьмой, 24.07.11

Выехали утром, т.к. по пути обещали встретиться очень интересные места и мы не хотели ничего пропустить. Ещё раз словили адреналина на подъёме и спуске с Чике-Тамана и полюбовались красотами, открывающимися с перевала, через окно авто, останавливаться не стали. Проехав село Купчегень, остановились посмотреть слияние Ильгуменя с Катунью. Дальше Чуйский тракт шёл вдоль Катуни, и мы не переставали наслаждаться её видами:

У впадения Большого Яломана в Катунь снова остановились на фотосессию. Очень красивое место, там Катунь образует нечто типа петли. Сначала мы сфотографировали вот этот вид:

Но немного дальше вид стал ещё лучше. То, что я искала:

Где-то здесь, кстати, мы встретили томичей на Хантере. Очень обрадовались друг другу, томичи здесь редкие гости, к сожалению. Основная часть авто — Новосибирск, по-моему, их даже больше, чем местных, немного уступают кемеровчане, ну, и дальше так, по мелочи. Мы вот в мелочи, как оказалось.

После поселка Иня нас ждало ещё одно чудесное место — слияние Катуни и Чуи, самого большого её притока. Вот здесь они встречаются:

Одна с бирюзовым оттенком, а другая стальная с коричневым:

В этом месте Катунь остаётся позади...

...и дальше трасса идёт вдоль быстрой извилистой Чуи. Красивое место. Там есть беседка для отдыхающих, и повсюду шаман-кустарники с ленточками и пирамидки из камней:

Через 2 км после беседки остановились на перекус в «Чуй-Оозы», там все останавливаются :). Дальше был Белый Бом, а справа от дороги памятник в честь красноармейцев, погибших во время гражданской войны.

Вот так мы и ехали, любовались, разглядывали всё, что встречалось на пути. Горы, они же очень разные, то были зелёные, устланные лугами и цветами и утыканные остроконечными лиственницами, то полысели, стали сплошь из каменных наростов сложных серо-коричневых переливов. Мы с Ильёй только успевали крутить головой направо и налево. И как раз слева заметили водопад. Это был водопад Ширлак, в народе зовущийся Девичьи слёзы. Он образован на речке Текту, одном из притоков Чуи, не очень большой (высота около 10 метров), но, как и любой водопад, красивый:

Честно говоря, стояла бы там и стояла. На водопад можно смотреть бесконечно.

Уже почти к вечеру мы добрались до Акташа. Вид у села довольно мрачноватый — ряды двухэтажных деревянных домов. Зато всё есть — магазины, гостиницы, почта, Сбербанк, банкомат, естественно, АЗС и даже мойка (мы ею воспользовались в дальнейшем). А ещё Акташ является началом маршрута к Улаганскому перевалу и дальше к перевалу Кату-Ярык и долине реки Чулышман, через которую можно попасть к южному берегу Телецкого озера. Но об этом позже.

В Акташе мы закупились продуктами и поехали искать конечную точку маршрута дня — базу «Мёны». По предварительным данным, она располагалась примерно в 10-ти км от села. Был ещё один опознавательный признак, поэтому я во все глаза смотрела в окна машины. Смотрела-смотрела, пока не увидела... ЭТО:

У меня перехватило дыхание... Такую красоту я увидела впервые за всё время нашего путешествия! А ведь это был только маленький кусочек :). Секунд пять я была в оцепенении, потом замахала руками, по-моему, даже взвизгнула и выдавила только одно слово: «Тормози!». Это был он, опознавательный знак — горы должны расступиться, а между ними покажется ледник горы Корумду.

Тут же мы увидели и наши домики, справа от дороги в конце поля, у самого подножия гор. Наконец-то, наша последняя база! На этот раз :).

И снова нам повезло — «Мёны» оказалась замечательным местом. Странное дело, из всех турбаз, где мы останавливались, по цивилизованности и бытовому комфорту эта набрала бы меньше всего очков. А я в неё просто влюбилась. Кругом зелёные лужайки, а дорожки посыпаны круглыми камушками. Домики уютные, просторные, из круглых брёвен, в каждом есть печка-буржуйка:

Вот где она пригодилась, топили практически каждую ночь, благо дров была куча, 1 500 метров на уровнем моря это вам не шутки. Зато было тепло.

За домиками небольшой лесок, настоящая лесная сказка:

Вокруг покой, тишина, какие-то странные заросли и переплетённые деревья...

Ручеёк то сужается, то становится шире:

Есть ещё вот такие обитатели:

Причём немало, при желании можно легко набрать на ужин. У нас как-то руки не дошли. А под ногами сплошной брусничник:

Сказочное место. Но влюбилась я в него не только из-за окружающих красот, а скорее от впечатлений, которые мы получили, выезжая отсюда в разные интересные места.

Время приближалось к семи вечера. Но нас так взбудоражил вид на ледник, который открылся с дороги, что быстренько побросали вещи и, не успев как следует разместиться, рванули дальше по трассе до Курая.

Пейзажи за окном заметно изменились, зеленые участки стали сходить почти на нет, а на их месте появилась голая сухая земля обожжённого рыжеватого цвета с грудами камней. Прослеживались монгольские мотивы:

Порой даже с лёгким намёком на пустыню:

И вот потихоньку справа от дороги стали выползать ослепительные белые пики Северо-Чуйского хребта, неповторимое зрелище, то, чего мы так жаждали в этот день:

Мы смотрели, разинув рот и выпучив глаза... молча... Ну, что тут скажешь? Это ГОРЫ. Настоящие горы, а не пупырышки :).

Немного подпортило впечатление яркое вечернее солнце, светившее прямо со стороны гор, приходилось снимать в контровом свете. Но совсем немного, почти незаметно :). Алтай решил показаться нам таким, и мы ему за это благодарны.

Постепенно перед нами во все стороны раскинулась Курайская степь. Вправо и влево от дороги вглубь степи разбегались едва заметные извилистые дорожки. Это туристы заезжают на какую-нибудь ближайшую сопку, чтобы получше рассмотреть, впитать и запомнить виды этих неповторимых мест. Мы тоже свернули на одну из дорог, чтобы полюбоваться горами вдоволь:

Курай мы проскочили быстро, в общем-то, обычное село с одноэтажными домами, стоит на равнинной местности. Необычны только потрясающие виды гор, которые окружают его со всех сторон. И ведь они это видят каждый день...

Дальше линия горизонта начала постепенно выравниваться. Мы подумали было добраться до Чуйской степи, но, доехав до 835 км трассы, решили, что на сегодня всё-таки хватит. Было уже поздновато, за весь почти день в пути мы малость подустали, поэтому повернули назад к базе, к домикам, к еде :). Итак, 835 км стал самой дальней точкой нашей поездки по Чуйскому тракту. 120 км до Монголии не дотянули. Ну, ничего, какие наши годы.

На базу вернулись с довольными улыбками во весь рот и переполненные наилучшими впечатлениями. Жарили картошку, разглядывали отснятое, общались с управляющим базы Сергеем (отличный мужик, доброжелательный, хозяйственный и вообще какой-то свой), обсуждали планы на завтра.

День девятый, 25.07.11

Завтра нас встретило так:

Накрапывал противный мелкий дождик, и это было плохо, поскольку в этот день мы с ещё несколькими соседями собирались совершить одну экскурсию, но для неё категорически требовалась хорошая погода. Решили подождать до обеда, тогда бы ещё было время. Но в обед ничего не изменилось. Мы то сидели в домике, то грустно слонялись по округе. Погода не менялась, но жалко же было терять целый день на всякую фигню, и мы решили — рискнём и поедем до Улагана, а там, может, погода смилостивится, глядишь и до Кату-Ярыка доберёмся.
Уже в Акташе тучки начали немного расходиться, а через несколько километров, когда мы подъехали к Чибитке, с небес начали пробиваться редкие солнечные лучи:

Чибитка — очень симпатичная речка, шумная, весёлая. Но главной достопримечательностью этого места является то, что дорога и мостик через неё проходят между высоких скал с красновато-коричневым оттенком — это Красные ворота:

Место довольно живописное. Скалы действительно окрашены в красный цвет (из-за ртутной руды) и почти нависают над дорогой, проезд кажется очень узким.

Асфальт тут закончился, и началась щебёнка, в общем-то, неплохо укатанная. Дальше уже потихоньку шёл затяжной подъем на Улаганский перевал, где-то 30 км от Акташа. Погода разгулялась и позволила нам наслаждаться видами многочисленных озёр, их по пути было очень много. Первым после Красных ворот находится озеро Чейбеккёль, или Вытянутое озеро, или Мёртвое озеро:

Вытянутое — это дааа, оно тянется вдоль дороги, между ней и горами, примерно 2,5 километра. А вот что Мёртвое — я как-то не заметила, вон и цветочки на берегу :). Одни интернетовские источники утверждают, что там никто не живёт из-за содержания ртути, другие — что кое-что всё-таки имеется, но в очень малых количествах, но не из-за ртути, а потому что слишком мало солнечного света достаётся озеру из-за крутых берегов. Ну, а я, естественно, вообще ничего не утверждаю, кроме того, что озеро очень красиво.

А сразу за ним мы увидели ещё одно, совсем маленькое озерко, но просто чудесное! На него так шикарно падал свет и играл на склонах гор и водной глади, что проехать мимо было никак нельзя.

До Улаганского перевала нам встретилось ещё очень много озёр, больших и маленьких. Дорога шла почти по равнине, подъем практически не чувствовался. Кругом невысокие сопки и болотца в низинах, этакая Шотландия. Вот такое большое озеро, расположено слева от дороги, перед плавным заворотом-подъемом вправо, последним участком перед перевалом:

Сначала я думала, что это Узункёль, но на обратном пути засомневалась, поэтому помолчу.
Ну, и посмотрите на горизонт. Видите, в какую бяку мы попали перед подъездом к перевалу? Пять минут назад солнце, и тут же тучи. А на самом перевале нас застал страшный ливень. Вот такой вот он переменчивый, Улаганский перевал :). Попав под ливень, возникла мысль повернуть назад, но, проскочив перевал и выехав на более-менее открытое место, мы увидели, что дальше по ходу дороги небо расчищается. Решили — была-не была, едем дальше.

До Улагана дорога была асфальтированная с несколькими участками щебня, но быстро там ехать не получалось из-за крупных камней, местами выпирающих на щебёнке. За Улаганом тоже был асфальт, но лучше бы его не было — яма на яме, да некоторые в ширину всей дороги. А потом неотгрейдерованная гребёнка. В целом полная веселуха. Зато выглянуло солнце, и мы продолжили любоваться встречными пейзажами:

Километров 15, и поворот направо в селе Балыктуюль. Переезжаем мостик и пилим 30 км до цели нашей поездки — перевала Кату-Ярык. Дорога... есть. Для томичей — если кто ездил по участку Парабель—Каргасок, так вот это оно, только похуже, поуже и поизвилистей. Разгоняться особо опять таки не получалось из-за торчащих в дороге острых камней, жалко было пузотёрку. В общем, эти последние 30 км мы ехали что-то около полутора часов. Но виды вокруг красивые, что и говорить. Первые два десятка километров дорога шла наверх, а потом начала незаметно плавно спускаться. Ещё 10 км — и мы выехали к огроменному разлому в горах. К разломищу! К перевалу Кату-Ярык:

Вот он, гигантская расщелина, внизу которой расположена прекрасная долина реки Чулышман. Единственное место, по которому можно спуститься в эту долину, изучить её бесконечные красоты и достопримечательности и добраться до южной оконечности Телецкого озера. Вот часть самого спуска:

Масштабы впечатляют, я бы даже сказала, уничтожают тебя. От подножия вниз почти километр крутого обрыва — страшновато, учитывая бешеный ветер, который сбивает с ног. Ну, меня сбивал, с моим бараньим весом. На противоположной стороне ущелья Чулышманское нагорье, с очень красивыми отвесными скалами (тут немного видны домики, для масштаба):

На смотровой площадке шумно, ветренно, красиво и страшновато. Вообще, всё увиденное обозвала бы одним словом — грандиозно. Но. Скажу таки крамольную, может быть, фразу, для тех, кто там уже был — не влюбилась. Очень ждала, очень сильно хотела увидеть... Не знаю, может, пересмотрела перед этим фотографий, может, двухчасовая тряска на дороге дала о себе знать, а от ветра резко заболели уши... Не пронзил Кату-Ярык в самое сердце.

В любом случае, я рада что мы там побывали, что вообще добрались, увидели и запечатлели, потому что место и впрямь просто уникальное.

Спускаться по перевалу в наши планы не входило, поэтому, насмотревшись и немного отдохнув, мы поехали назад. Ещё полтора часа трясучки, час до Акташа, и к 19-ти часам мы были на базе. Залитой тёплым вечерним солнцем! Это радовало, потому что планы на следующий день вполне могли и осуществиться. Так и случилось, и клянусь, я даже в мечтах не могла пожелать лучшего окончания нашего Алтай-тура, но об этом в последнем дне.

А в этом покажу ещё только одно фото — вид, которым одарил напоследок Улаганский тракт своих усталых путников, то есть нас:

День десятый, 26.07.11

Этот день подарил, пожалуй, самые яркие и незабываемые впечатления — экскурсию к Озеру Горных Духов. Получилось, что самое красивое Хан Алтай оставил напоследок.

Вечером после заселения в «Мёнах» мы поговорили с управляющим Сергеем о том, что мы  хотим на эту экскурсию. Сергей рассказал подробности, показал нам фотографии с прошлых походов (они были восхитительны!) и сказал, что будет иметь нас ввиду, т.к. для экскурсии желательна группа, до восьми человек, и хорошая погода. В процессе знакомства мужа с постояльцами из других домиков в этот же день группа была набрана. Сбор назначили на 9 утра. Но природа внесла свои коррективы. Однако Алтай не позволил нам уехать не солоно хлебавши — на следующий день (наш последний день перед отъездом) с утра светило яркое солнце, и к 10 часам группа в полном составе сидела в УАЗе-«таблетке», готовая к приключениям.

Состав: Игорь, проводник и по совместительству владелец базы, плюс ещё трое мужчин, четверо женщин и трое мелких — наш шестилетка, семилетний мальчик и девочка 12-ти лет. На автомобиле доехали до Акташа, а в конце села свернули с дороги на Улаган на узкую горную одноколейку. И поехали в гору. Точнее, поползли, подъём был довольно крутым. В течение часа одна картина за окном сменялась другой, более живописной. Наконец, место первой остановки. Выходим — и обалдеваем. Перед нами как на ладони прекрасные и величавые ледники Северо-Чуйского хребта:

А мы стоим на Курайском хребте, высота — 2 430 метров. Горы кажутся совсем близко:

Глаз невозможно оторвать от контраста голубого неба, белоснежных вершин и ярких сочных красок альпийских лугов:

Именно здесь я очень хотела и наконец увидела горные маки. Они прекрасны:

Нагляделись, нафотографировались, уняли первую эйфорию и поехали дальше. Кстати, состав нашей группы слегка увеличился, у нас появился новый участник:

До самого озера с нами путешествовала, у девочки на плече.

Проехали ещё немного до курума, каменной реки, высота около 2 600 метров. Дальше пешком по камушкам, где-то с километр:

А затем по пологому подъёму ещё километра полтора. И на камнях растут деревья цветы:

Группа подобралась отличная, шли хорошо, в приличном темпе, никто не ныл и не отставал, хоть идти становилось всё труднее.На высоте 2 690 метров мне показалось, что заболела голова, но я не успела понять, потому что впереди показался совсем маленький кусочек... Это было оно — ОЗЕРО!

И откуда только силы взялись — дальше я бежала :)). Ещё немного ближе...

...и озеро Горных Духов показалось во всей красе:

Прозрачная ледяная вода выглядела ещё бирюзовее в обрамлении коричнево-серых каменных берегов:

А ещё там был снег! Правда, уже немного, но всё же. Ребятишки сразу кинулись играть в снежки. Летом — в снежки! :)

Взрослые тоже устроили снежную фотосессию:

Потом я просто скакала вокруг озера и не могла нафотографироваться. Согласитесь, редко, когда встретишь такую необыкновенную красоту.

А потом у нас случилось небольшое происшествие, без приключений-то мы никак. Не знаю, что ударило Илье в голову, может, ошалел от увиденного или просто подумал, мол, странное дело, пришли на водоём, и никто не купается. Ну, он и пошёл. В кроссовках, в штанах, прямо в озеро. Я в это время вообще занималась другими делами, а точнее распласталась на камнях ветошью и пыталась поймать в объектив отражение склонов Курайского хребта в глади озера:

Как вдруг округа огласилась громогласным криком мужа. Не буду писать, что он кричал. Хорошее ёмкое слово, поверьте. В общем, ребёнка он поймал, когда тот уже был по колено в воде. Вечер переставал быть томным. Ну, что, сняли носки, обувь, а ребёнка закутали в разнообразные толстовки. Народ тут же развеселился и начал придумывать, во что одеть ребёнкины ноги. В результате совместной мозговой атаки кроссовки прикрепили к рюкзаку мужа, носки я надела себе на руки, а из Ильи сооружили вот такого инопланетянина:

Таким макаром Игорь и шёл с ним почти половину оставшегося пути, за что я не устану его благодарить. Обратный путь лежал через самую высокую точку нашего маршрута — 2 715 метров над уровнем моря. Нужно было пройти ещё немного, мы шли уже неспеша, размеренно. Я оглянулась. Озеро Горных Духов лежало под моими ногами и не давало оторвать от себя взгляд:

Вобрав в себя всю красоту этого края — синее небо, белизну снега, зелень альпийских лугов и невероятную бирюзу горных озёр — оно как-будто говорило: «Ты вернёшься, я знаю, теперь ты не сможешь без этого жить». Да и как, скажите, мне теперь без этого жить?

И ведь это был не последний, так сказать, апофигей сегодняшнего дня. На самой вершине нам открылась шикарная панорама — весь Северо-Чуйский хребет:

От красоты просто дух захватило. Вот здесь слева видна долина песчаного цвета — это Курайская степь, и где-то там внизу посёлок Курай:

А вот поближе:

Спуск до конечного пункта шёл уже не по курумнику, а через долину, которую по самой середине рассекала тоненькая изогнутая змейка ручья, левого истока реки Ярлыамры. Вдалеке виднеется ртутный рудник, красноватого цвета:

Ручей начинается с небольшого водопада, к которому мы спустились:

Илья к тому времени уже слез на землю и топал в ещё не до конца высохших носках и кроссовках. Но шёл, ибо без движения на ветру нельзя. Шёл, кстати, отлично, мы даже не ожидали. Ни капризов, ни нытья, а по скорости он честно сделал всех тёток. Короче, думаю, толк будет, на ледники Актру ему прямая дорога :).

Наш путь постепенно сокращался. Шли уже неторопливо, даже, можно сказать, малость разбрелись, разглядывали растительность под ногами. Практически вся долина была устлана карликовой берёзой:

Встречался золотой корень, даже грибы и всякие разные цветы. Вот эти мне очень понравились:

В конечном пункте нас ждал Игорь, УАЗ и чай на костре с сухпайком. Приятный сюрприз :):

Здорово было в завершении похода посидеть всем вместе у костра, отдохнуть и поделиться впечатлениями. Дети схватили по сушке и ускакали разбирать по винтикам авто (вот черти, как будто и не одолели только что 5 км подъема и спуска пёхом!).

На базу мы приехали уже в шестом часу, усталые и абсолютно счастливые. Сергей натопил совершенно шикарную баню. Вы знаете, что баня после пешего горного похода это круче, чем секс? Я убедилась в этом уже не первый раз :). А утром мы поехали домой...

Так закончился наш последний день путешествия по Горному Алтаю. Что сказать, поездка удалась, мы успели всё, что планировали, и даже больше — отдохнуть, позагорать, побегать по горкам, насладиться необыкновенными видами, пофотографировать, покупаться в Катуни, посидеть у костра, даже ничего не поделать успели. И влюбиться в прекрасный, неповторимый, загадочный Горный Алтай успели, конечно же, тоже. Нам страшно повезло с погодой, нам встречались только хорошие люди, машина вела себя безупречно, даже гайцы нас ни разу не остановили. И за что, интересно, такая удача? А, может... В первый вечер, когда мы встали на берегу Катуни с палаткой, перед сном я спустилась к воде и прошептала: «Здравствуй! Покажись нам, Хан Алтай, мы тебя не обидим». И он показался... Глупо, да? Но работает, блин!

усть-кут
Лепота!!! Очень красивые места и фото сделаны профессионально. Захотелось туда, а значит рассказ удался!

Команда Дрома
Ирина, у вас получились отличные снимки. И в жж вообще красота! :-)
Sometimes you eat the bear, and sometimes, well, he eats you
Мой отзыв: Toyota Corona 1990

Прим.кр.
Очень понравилось, замечательно написано. Фото красивые.
Д.Д.Д.(дай дураку дорогу) TD52W ESKUDO 1998г

красивые фото, пишите еще!
За правый руль

Красивый текст, красивые фото!
Автор ващще крассава!)

Поездка, каких уже были десятки. А вот фото, незаурядные.
Надо отдать должное нестандартному взгляду через объектив и умению.

Фото хорошие, на экскурсию в конце вас возили на рудники за Акташом?
много слышал про это место дорогу даже по карте вроде нашёл, буду там надо поискать поподробнее

PS Местами видно что вам ширика не хватает, ну и про баню и секс, это надо не заменять а сочетать ;)

Фотографии отменные!!!!
Чем снимали?

шикарные фотки!

Рубцовск-Барнаул
Где то я это уже читал, дежавю????
Самый осторожный пешеход - это водитель )))

Сообщений: 12025
А мы были вашими соседями на янтарном и потом на утро наш путь лежал на мультинские озера)

ирк
ыукпун:
Фотографии отменные!!!!
Чем снимали?
Canon EOS 400D DIGITAL
Знающих много, умеющих мало. (c)

природа, лето хорошо

Свердловская обл.
Спасибо! Написано с любовью - прочитал на одном дыхании. Хан Алтай знает кого наградить ;-)
Почему бы и нет?!.
_____
Honda CR-V'98 (RD1 B20B МT)

Красота, вот фото работяги Авенира бы ещё, он тоже красивый :)

Спасибо за замечательные фотографии, посмотрел и воспоминания накатили, уже много лет не был на Горном Алтае каждое лето собираюсь поехать, но ведать не судьба!!
CR-V I 2001, B20Z, левый руль, 4WD

Сообщений: 12025
И еще Ирина , обязательно побывайте внизу катуярыка на грибах и на чульчинском водопаде. И еще на Актру малом и большом, и на мультинских озерах - это просто супер!!!

Фантастика.
Сколько лет уже мечтаю съездить на Алтай из Хабаровска... И каждый такой фотоотчет добавляет мне желания.
Спасибо Вам
And they say,
That a hero could save us...

"Я сначала не поверила, но это действительно виноград. Правда, муж предположил, что до приличного состояния он здесь всё-таки не вызревает. "
вы еще больше удивитесь, если узнаете, что при определенном умении виноград вызревает в белом яре.

а че за паника с промочившим ноги детенышем?
на то он и пацан. на ходу ноги сохнут лучше и не замерзают.

базилевс:
Присоеденяюсь. Молодцы!!!

Алматы, KZ
Молодцы! Вообще огонь! Поставил себе зарубку там побывать )

Следующее путешествие должно быть на Бухтарму -
Алтай со стороны Казахстана.
T.me/chinamarka - ТГ канал про китайские автомобили

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН

Салехард
Классное путешествие, Шикарные фото!
Это от водки - это пройдет!

BARNAUL
Горный Алтай чтобы весь обследовать нужен не один год. Очень много живописных и ещё пока диких мест. Но начоло у вас хорошее.

О, выложили :)
Спасибо огромное за отзывы!!! Особенно за отзывы к фото, я пейзажистка-то вообще начинающая, так что приятно, что что-то получается. Фотоаппарат уже написали - Canon EOS 400D DIGITAL, жалко, что в эту поездку ещё не было у меня Тамрона, и полярика, ну, ничего, убеждена, что в Горный это была далеко не последняя поездка.

Reiser, спасибо за нестандартный взгляд, хоть поездок таких действительно много, но мне всё-таки кажется, что каждый путешественник видит что-то своё, поэтому лично мне никогда не наскучит читать и смотреть отчёты про Алтай.

odmin4eg, ширик пока в планах :)

базилевс, ОГО!!! Так это Вы и есть базилевс?! Вот это да :))), ну, конечно, я помню вас, и ребятишки немного успели подружить. Спасибо за совет про Кату-Ярык, очень хотим спуститься туда, да и на Мультинские озера тоже бы сходили. А ещё хочу на Туюкские, но пока читаю-думаю.

vb2002, да особо не было паники, но там же ж ходолно! ветрище такой был, аж ухи трещали :) Мне, кстати, потом выдвинули версию, что это его горные духи позвали, он и пошёл :)

Понравились фото попсовых мест с необычного ракурса! Пора на Актру!
Toyota Kluger V 2,4 S был
Honda Stream RN-1 '00 был
Toyota Caldina ST215 '98
Мой отзыв: Toyota Camry 1995

Coolenov:
Понравились фото попсовых мест с необычного ракурса! Пора на Актру!
Вооот куда я жажду всей душой!

odmin4eg:
Фото хорошие, на экскурсию в конце вас возили на рудники за Акташом?
Да, на рудники, там на одном из последних фото видно, назад прямо через них возвращались.

Познавательно.
Есть лишний комплект футорок (ввертышей) к двигателю 2AZ-FE и др., никому не надо? т.9023348806Моск.

Усинск
Прекрасный рассказик! Действительно про Горный Алтай НИ когда не устанешь читать,все отзывы написаны на эмоциях...
Баня это КЛАСС!!!
везделаз на УАЗ

Прекрасный, добрый рассказ, красивые фотографии. Очень понравилось.
Toyota Sequoia 2001, 2UZ non-VVTi

От фотографий глаз не оторвать-замечательные,просто супер,красота завораживающая,а читается на одном дыхании.СУПЕР!!!!

Фото просто СУПЕР! Как и само путешествие.
Опять форумчане проехали мимо фестиваля ДРОМ-Алтай... Это по незнанию, или постеснялись заехать? Проходил он на базе в Усть-Семе, какраз во время вашего путешествия!
Мы спускались с Кату-Ярык 26 июля, поднимались 27-го на трех машинах, на Форестере и переднеприводных Ипсуме и Понтиак Вайб...

Еще немного фото...
chelyabinsk.kolba.ru

Много просмотрел/прочитал отчетов про эти места, но этот, по моему мнению, самый настоящий! Фото - отменные! Только +!!!

фотки перенасыщены фотошопом, про секс тоже не правда...
Toyota Vista 1993, SV-30, 2WD, 4S-FE была.
Toyoya Camry Gracia 1998, SXV20, 2WD, 5S-FE

краснодар
+5 Написано с чувством, толком, расстановкой.... за фото отдельно+5

Алтай , с его пейзажами-это уже классика,красота да и только! За отчёт и фото спасибо, а с пловом и сексом не согласен: всему своё время.

Классный отзыв!Фото красивые.В "незабудке"ночевали 17.07.11г.Получается с вами по соседству.На фото где три домика-наш средний.А еще с нами маленький йорк был...

Молодцы. Хорошо съездили.
Но маршрут этот попсовый уже дальше некуда, фото красивые, но они есть у каждого, кто туда ездил. Сервис там обычный "российский", цены тоже обычные, в два-три раза дороже европейских, на каждом углу сборщик "дани" за проход, проезд, на том же каждом углу - мусор и срач. В последнее время Горный Алтай мне напоминает вселенский корпоратив в русском стиле.

Классно....

Очень красивые фотографии.
Sprinter 100 1993->Prius 2005 -> Prius 2009 ууух...это болезнь

Два раза был на Алтае ,а отчёт так и ненаписал..(((((

Спасибо Вам читаешь и вспоминаешь красивые места

Вот ещё...

Сообщений: 12025
Ну нам всех веселей-мы просто тут живем))))
Прадик 120 араб 4л ниедит, буду прошиваться...

Все очень душевно!Примите+5!За снимки отдельное спасибо!

А вот Чике-таман,на вершине встретили байкеров с Германии

базилевс:
Ну нам всех веселей-мы просто тут живем))))
Вам повезло....))))))))

А мы ездим к родне живут недалеко от Аи ,говорят мы уже привыкли и не замечаем красоту...

Sheff73:
Вот фото нашел..Десятка наша, а следом Ваш авенир нос показал???База действительно миленькая))))

не помню
тоже 2 раза был на алтае)

не помню
Sheff73:
а можно название или координаты базы))) чет не видел такой на Алтае))) красиво очень, хочу заехать на нее)

bars07:
Не доезжая с.Чемал пр.5-10км. 8-913-999-5250-Елена. proso@ http://mail.ru http://www.prosto-new.ucoz.ru вот,только заказывать нужно заранее заказывать,и...не пожалеете.

bars07:
****t* пропустил

Сообщений: 1967
Замечательный отзыв. Фото просто выше всяких похвал. Ждем следующих репортажей.
"Бросил мусор в лесу — 5 лет не будет хорошего секса!"

полысаево
5+ Ребят подскажите пожалуйста название населённых пунктов ,турбаз, и цены. Молодцы!!!

Отличненько! Зачет! Очень красивые фотографии. Маладцы!!
- - - - - - - - - - -

тюмень
красота....

хотелось бы узнать цены на проживание на базах и на экскурсии

хотелось бы узнать цены на проживание на базах

романыч2:
хотелось бы узнать цены на проживание на базах и на экскурсии
Проживание от350-чел.Экскурсии разные:от лошадей........лодки......скут еры....квадроциклы.... пешие....джипы....вездеходы... ..дельтопланы....вертолёты...В ам какой??? Цены приемлемые-со своим достатком легко подобрать интересный отдых...

тверь
Отлично.тоже хочу так.
Мой отзыв: Nissan Wingroad 2003

Молодцы!отличное путешевствие,фото просто клас. Приезжаете еще на АЛТАЙ.
ниссан Х-ТРЕЙЛ, 2002г.

алекс тюмень:
красота....
да !

Кузбасс
Позитивно! В отличие от многих Айцев - Вы увидели реальный Горный. Молодцы. Теперь ни куда не денетесь. Будете ездить каждый год, как я. С Кату-ярыка всеже спуститесь, там есть грибы и чудесный водопад, и сгоняйте на Уймон к Рериху. и к Мультинским озёрам. +5

Молодцы,душевный отчет.

Да, после такого описания хочется опять попасть на Алтай!
Автору твердая пятерка!

почему там рыбу не ловили ? !

Ещё раз спасибо большое за отзывы, сама перед поездкой практически наизусть цитировала все алтайские отчёты, поэтому тоже решила внести посильный вклад.
Sheff73:
Нет, следом не мы, мы после него в Светлячке жили. Вроде бы я припоминаю какого-то йорка :)), наверное, вашего. Вот, нашла одну фотку с авто. Авенир у нас и правда умничка, ни разу не подвёл. Правда, за неделю ровно до поездки неожиданно полетел стартер, я ещё тогда перекрестилась, что так вовремя.
саня469:
Про Простоквашино в Узнезе уже написали - вот их сайт: http://www.prosto-new.ucoz.ru , цены с прошлого года не поменялись. Янтарный сад в Онгудае - пожалуйста: http://www.turistka.ru/altai/i... Мёны находятся за Акташом, примерно 796 км, ну, Вы в отчёте видели, как их найти :). Цена за домик 1200 руб. Вообще, что касается цен. За 11 дней на всех с бензином, жрачкой, жильём и прочими поборами мы потратили 35 тыс.рублей! Ни в чём себе не отказывали, ну, постарались бы, может, сорок получилось. Очень хотелось, честно, узнать место в Европе, где можно было бы отдохнуть за такие деньги. А по поводу сервиса - мы в Горный не за ним ехали :), тем не менее на любой из баз всё было более чем замечательно, хозяева отличные люди, любят своё дело и делают всё возможное для своих клиентов.
i_iv:
а каким объективом?
БОльшую часть китовым, как ни странно, некоторые длинным 55-250мм, некоторые полтинником, но им мне не очень понравилось, как-то он не для пейзажей, видимо.

Лаймонд:
почему там рыбу не ловили ? !
Конечно, ловили! Только не поймали :))) В Янтарном саду полдня посвятили рыбалке, на Чике-Тамане накупили всяких снастей и рыбачили в пруду у бани, а Иван ещё в Урсуле пытался чего-то там. Но рыбаки из нас никакущие :). Нет, я честно 2 часа гоняла по пруду офигительного карпа, но он оказался умнее меня.

Отличный рассказ и фото!

taricc:
Молодцы. Хорошо съездили.
"Мало того что Добро должно быть с кулаками, надо ещё чтобы Зло было с синяками!"

Банановая Респ.
Irishа, если соберетесь в долину Челушмана, берите с собой друзей повэдовее (чтобы было кому потом в перевал затаскивать), и по времени расчитывайте дня на 2-3 минимум (после спуска с перевала), потому как мест там действительно красивых очень много и водопады и каменные грибы, да и до озера думаю захотите доехать, а вот дорога там не даст разогнаться ;)

Всё уже сказано- действительно красиво и хорошо во всём. Было бы ближе- сгонял бы этим летом.

Улан-Удэ03rus
фотки отличные, прекрасные места, а особенно понравился бюджет поездки в эти места!!!
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i

Ромы4:
Каждый видит вокруг себя то что хочет видеть, можно и на чердаке полузаброшенного дома найти сказочный мир, а можно и в Диснейленде найти бычки, прилепленные к сидушкам жевачки и сборшиков дани. Вот только мусор и срачь сам не растет и не размножается в дикой природе!!!!!!!! А Отчет лучший из написанных о Алтае, как и фото. И поездку правильно начали, ибо говорится "И просящему дано будет".
А я и не спорю, отчет замечательный, фото - замечательные. А мои слова - это так сказать видение общей тенденции. Я лично вижу как с каждым годом Горный Алтай превращается в филиал Турции, только с русской спецификой. Едешь отдохнуть, посмотреть на красоту, а видишь вот такое ***** http://album.foto.ru:8080/photos/or/47592/ http://2386455.jpg Да, я как раз очень часто вижу, то, что не хотелось бы видеть. А Горный я люблю ))) ***** http://album.foto.ru:8080/photos/or/47592/ http://2343092.jpg ***** http://album.foto.ru:8080/photos/or/47592/ http://2343093.jpg ***** http://album.foto.ru:8080/photos/or/47592/ http://1573732.jpg

Honda Orthia. Нива ВАЗ-2131.

Что-то фото неудачно приклеились))

Honda Orthia. Нива ВАЗ-2131.

Фото отличные и рассказ. Хочется побывать тоже лично в этих живописных местах

Bacbka:
фотки перенасыщены фотошопом, про секс тоже не правда...
это, что завидуете что ли?
Есть задние фонари Стрим RN-1 дешево

г.разбитых дорог
Эх экзотика!!!!!

Класс!!! Молодцы!!!

Фотки хороши!

Ой какой хороший рассказ, а главное фотографии!)
А Мы с Вами как раз в Мёнах пересеклись!)
База - прелесть с видом на ледник!
Тоже на Авенире приехали!
Жили в палптке, а не в домике)
Только мы переночевав уехали на велосипедах в альп-лагерь Актру!)
Тоже еще те впечатления!)
И с мужем, похоже, мы с Вашем общаемся на фото!)

Амурская обл.
Очень хорошо написано Фото отличные.

Собираемся туда 10.07.12...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))

Сравнивать Алтай с Тибетом все-таки не стоит. Тибет - унылая горная страна. Обширные горные системы без единого деревца, убого, пыльно и безжизненно, одни грифы парят, мертвечину высматривают.
Алтай - это взрывная смесь Вайоминга, Колорадо и Монтаны. Жемчужина планеты Земля.

Супер. Просто супер.

Johnbass:
Ой какой хороший рассказ, а главное фотографии!) А Мы с Вами как раз в Мёнах пересеклись!) База - прелесть с видом на ледник! Тоже на Авенире приехали! Жили в палптке, а не в домике) Только мы переночевав уехали на велосипедах в альп-лагерь Актру!) Тоже еще те впечатления!) И с мужем, похоже, мы с Вашем общаемся на фото!)
Да, это Иван :). Удивительное дело, получается, что в отзывах нашлись соседи со всех трёх турбаз! Дромовцы форева! :)) Надо, наверное, бэйдж какой-нибудь носить с надписью https://www.drom.ru, и всегда найдутся знакомые :)

Сообщений: 2083
долина,чудная долина!
MB W126

Очень грамотная поездка для первого раза и отношение к Горному правильное, он живой, он всё понимает.
Раз уж начал побеждай
Мой отзыв: Toyota Corona 1993

Ромы4:
Вы ещё ШОЛУШМАНОМ назовите!
Правильно - Чолушман, а в народе - Чулышман!
Диагностика. Ремонт автоэлектроники.

Банановая Респ.
Вот уж не подумал бы что Irisha и Vadim164 это одно и то же лицо!
А по поводу названий последили бы вы господа туристы за тем как коверкаете названия населенных пунктов которые даже на знаках прописаны, а не учили бы местных писать названия которые звучат одинаково а пишутся в трех-четырех вариантах!

Молодцы!!!Хороший отчет, красивые фотографии!!!Удачи на дорогах!!!

абакан
прослезился, удивительная способность фотографа показать не грязь и мусор туристических мест,а сохранившуюся девственность природы, суперпозитив, возникло желание забраться туда же.

Живешь здесь и не замечаешь этой красоты обыденно как-то, приелось всё, с вертолёта смотришь и понимаешь всю красоту Алтая. Отзывы приятно читать про свои края.
Мой отзыв: Nissan Cefiro 1997

Советую проехать по старому "Чикету".
Может тоже авто путешествие описать "поездка с Акташа в Новосибирск"...

АЛТАЙ
T.Regius '01 4WD 1KZ - пассажироперевозки!
Mazda 6 II хэтчбек '08 Touring 2.0, 5АТ, Brilliant Black

Углеметаллургичес
Рассказ интересный. От себя размещу еще несколько фотографий
Озера Горных Духов

Отличное путешествие! Фотографу 5+++. Отчет очень понравился. Может удастся съездить по такому же маршруту в будущем, будем мечтать... А пока в этом году мечта- на море и лотосы.

[quote=Ivane]Можешь показать (нарисовать) как ездили-ходили к озеру Горных духов возле Акташа. Покажи пожалуйста до куда доехали, какой был пеший маршрут. Ходили ли вы к телевышке? Виделим её? Можно ли дойти-доехать до неё? А может кто знает где водопад Радужный? Тоже в том районе. Покажите точкой на карте. Вот на этой карте нарисуйте пожалуйста: ***** https://forums.drom.ru/attachme... p;d=1333345085[/IMG][/quote] До вышки можно доехать, конечно они её видели.

Курганинск
Ваше творение супер! До этого читал много отзывов ,о поездках в ГА, на мой взгляд-это один из самых лучших. Фото великолепные,у автора хорошо развито чувство прекрасного. Возникло впечатление будто там сам побывал.Улыбнула фраза, про хорошее емкое слово. Тоже очень знакомо ощущение , что за следующим поворотом тебя ожидает что-то еще более красивое и неизведанное. И поэтому летишь впереди всех. После вашего отчета,возникло непреодолимое желание тоже увидеть эту красоту! Автору респект! Ждем новых описаний ваших путешествий!
********

Уфа и немножко Орен)))
Просто нет слов. Какие там красоты. Как говорил Задоронов, без мата эту красоту не описать)))
Тссс... Соблюдаем тишину...

Красота!!!

КРАСОТИЩЩАА!!!

Славгород
Сколько куда не ездил, а горный просто супер!

иркутская область
Вот это отдых,КРАСОТА!!!
Опоздавшему поросёнку титька достаётся возле задницы.

иркутская область
Отлично отдохнули,фотографии просто супер!!!
Опоздавшему поросёнку титька достаётся возле задницы.

Если честно то описания ужасные, но такие трогательные, что мне хочется взять автора за щечки и потрепать так как котенка "мимимимими". Это ж надо от души умиляться популярным туристическим местам и при этом считать себя такими хипстерами Алтая, которые не как все отдыхают в исключительно особенных местах. В целом Дарья Донцова позавидовала бы такому стилю и проникновенной детализации.
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ

Irishа:
Да, это Иван :).Удивительное дело, получается, что в отзывах нашлись соседи со всех трёх турбаз! Дромовцы форева! :)) Надо, наверное, бэйдж какой-нибудь носить с надписью https://www.drom.ru, и всегда найдутся знакомые :)
Наклеку хотя бы сделайте на авто ;)))
chelyabinsk.kolba.ru

Фоты выше всяких похвал!!! Очень хороший отчет)) 5 с плюсом!!!

7БабМореход:
Это Вы в каком месте прочли?

Хороший рассказ, отличные фото! Молодцы.

Саянский
Очень приятный отчёт! Спасибо!
Были в сентябре, северный берег Телецкого, Мультинские, Кату-Ярык, в этом году собирались на Байкал, но дружно постановили, что снова едем на Алтай.

Отзыва красочнее и содержательнее не встречал!!! Очень понравилось! Ощущение, будто перенесся в Европу, но в то же время Россия-матушка))) Жду следующего отзыва с нетерпением))))

Большое спасибо всем комментирующим! Даст бог, в этом году попробуем выехать ещё куда-нибудь (пока выбираем), если будет интересно, и красиво :), то расскажу-покажу.

Комсомольск-на-Аму
эх!!! ляпота!!!
Заправка лазерных картриджей
ММС CHARIOT 4G63 1992. (В-909-ВВВ-21-2б)
ниссан Тиида, Тойота Хариер

Особенный отзыв, ни когда еще так себя не ощущал столь целеустремленным!

P.S Уважаемые земляки, если собираетесь нынче на Алтай, я был бы не против вашей компании, если вы конечно не возражаете?!
Если уже спланировали поделитесь ,что,где,когда? Буду признателен!!!

CRUISER108:
ДА после такого отзыва даже в ушах зазвенело от избытка адреналина! Совсем было не получалось выбраться на Алтай в этом году, но после этого отзыва ВСЕ РЕШЕНООООО!!! Прокачусь по тому же маршруту , долго хотел этого, спасибо землякам ,что принесли мне такое вдохновение !
Спасибо, очень рада Вашему решению и тому, что приложила к нему руку :)). Езжайте не раздумывая, я уверена, что это будет одно из самых незабываемых впечатлений.

Отчет классный! Фотки просто живописнейшие! :)

В этом году своим семейством, если все удачно с отпуском сложится, хотим поехать на Алтай.... Ваш отзыв вдохновил))
но только так путешествовать нам еще рано)) Ребенку 1 год 5 месяцев только)
Но главное положить начало))))
He who dies with the most toys, still dies.

Великолепно.Красивые фото.Уже 7 лет отдыхаем темже маршрутом. Иногда по 2 раза в год (по 10 дней). И каждый раз как в первый!!!
Русские долго запрягают, но быстро ездят.

Классный отзыв!
Написано красивым языком и украшено потрясающими фотографиями - просто блеск! Всегда знал, что Алтай очень красивое место, но чтобы настолько :)
"Препятствие - это то, что ты видишь, когда отрываешь глаза от цели" (с) Экхар Толле

Обалдеть!!!!!!!!!!!!!

Очень неплохо, 3+, много слов про Чемальский угол, и до Семинского перевала!
А как же дальше ,- ?-!!! про Зайсанскую Елань ни слова а ведь уникальнейшее по своей значимости место где сход старейшин Айротских племен принял решение присоединится к России, Яломанские городища фор-пост Великого шелкового пути, Урочище Тялбакташ с наскальными надписями 7-9 тыс. лет до н.э, район Чибита с Мажоем и пешим поднятием на пик Маашей, а уж после Красных ворот там отдельная страна, несколько климатических зон за день пути начиная от альпийских лугов и вплоть до лесотундры, урочище Пазырык тоже по дороге, каменные благодарности теленгитов духам перевала. Советую обратить внимание наследующий рейс! С наилучшими пожеланиями!

КУЗБАСС
Шикарные места, бывал в там ни раз, летом опять собираемся.. молодцы, отличный фотоотчет, просто дух захватывает!!!

Усть-Илимск
Шикарый отчет.

В конце июля собираемся покорить Кату-Ярык и проскочить до Телецкого озера.На Алтае далеко не первый раз. Машина Corolla,90г.в.,передний привод - испытанный друг. Водитель - профессионал I класса. Народ,кто там проезжал,скажите - это реально?

Марь:
Водитель - профессионал I класса- более чем реально!!!

Чудо!!! От такой красоты голова закружилась! Хочу туда!

В 20-х числах июля опять в Горный. Пузотёрку на машину, к сожалению, не поменяли, такшта будем приспосабливаться.

легкий текст, подробный довольно таки отзыв, шикарные фото, высший бал)

омск
Кстати! За Белым Бомом, Кольке Снегирёву памятник в виде настоящего ГАЗ-51 на обочине в этом году поставили. Народ кто постарше, знает о ком речь. К сожалению когда был ещё незакончили поэтому не сфотал.

iiv

Kuzbass
А ещё на территории турбазы Мёны находится удивительно и очень интересное озеро в лесу на болотах - странно, что хозяева турбазы вам про ничего не рассказли и не показали дорогу.

iiv:
Показали-показали: https://travel.drom.ru/20998/

Про секс улыбнуло.
Я за мир во всём мире ...... Без пиндосов.

Очень информативный и положительный отчет, только плюс.

Классный отчет с обилием фотографий!...

Чудесный рассказ!

TRAFFIC
Нормуль!

А мы проехали через Ороктойский перевал (старая дорога). Только не надо повторять. С нами было двое детей - 1,6; и 3 лет. Не хотела, пожилая уже, но не смогла отговорить. Дорога ужасная. Ехать надо 10 часов 20 км примерно(это не точно). Спасибо за фото. Страдаю вещизмом. Столько набрала внукам, что все вываливалось. Носки запасные нашлись бы. Будьте серьезнее, одевайтесь теплее. Но в Катуни купалась одна, жир греет.Еще пожилым совет: не находитесь очень долго в сидячем положении, надо делать почаще остановки. Долго прихожу в себя. но давление пришло в норму на Алтае и сейчас тоже.

грек
Алтайское
Сам живу в селе Алтайское к стати до революции и первые годы советской власти столица Ойротии .В горы удаётся вырваться не часто .Но когда всё достанет бросаем всё и едем или вдвоём с супругой или прихватив с собой одного или двух внуков.Так что для меня в горы это для души успокоения снимков как горного так и степного множество но о каком путешествии рассказать? Да и вордом не в особо хороших отношениях .Об этом отчёте скажу зачёт !Но от Мёнок можно сходить на цветное(гейзеровое) озеро.А от Чагана до марса рукой подать .За качество снимков не обессудьте фотоаппарат сломался а телефон ??Ну не то пальто!!P.S. Так как на одном из ваших снимков есть фото старого Чикет Амана на фото километровый столб с вершины старого перевала .А за мальчиком разноцветная почва это и есть марс.Телефон не передаёт цветов и оттенков .Спасибо.

Ром
Айвенго
Фантастика.
Спасибо Вам
А уж как я хочу съездить на Алтай из Хабаровска!!!...Об этом уже все знакомые знают...

Ром
Я в 2017 все-таки съездил)
And they say,
That a hero could save us...

Спасибо вам за ваш рассказ. В этом году мы семьей первый раз прокатились на Алтай, пользуясь вашим рассказом как путеводителем. Останавливались как и вы в Простоквашино, Янтарном саду (там кстати с недавних пор есть большой чистый бассейн) и на новой базе Ёлки зеленые (соседняя база с Мёнами), очень хорошая база, где видно, что хозяева не стремятся за быстрой наживой, а хотят обеспечить всем своим гостям должный комфорт и уют. Не сочтите за рекламу)

Фото шикарные, спасибо.
В 2022 году впервые я тоже побывала на Алтае, сейчас читаю запоем все автоотчеты на дроме и всматриваюсь в каждую фотографию. Знакомые любимые места.