|
Читал про автопутешествия на Drom.ru уже давненько, да и многие рассказы друзей про поездки туда-сюда просто захватывали дух. Но для человека, который никогда не выезжал на автомобиле дальше, чем за 300 км, данная поездка, как я считаю, просто крутой рывок. Так сразу предупреждаю и не говорите, что не предупреждал, то есть, вернее, не сильно судите, так как эта маленькая «прогулка» — первая в моей жизни на автомобиле и, как оказалось, очень даже удачная. Но не подумаете, что я вообще никуда никогда не ездил. Все мои путешествия были либо на автобусе, либо на поезде, но эти путешествия больше напоминают рассказ С. Маршака: «Он опять поспал немножко и опять взглянул в окошко, увидал большой вокзал, почесался и сказал: "Это что за остановка — Бологое иль Поповка?"», вживую интересней, как говорится, дуракам везет! А произошло это в августе, прямо с самого первого его дня.
Специально выбирался бархатный сезон, вернее, сказали, если поедете не сейчас, то там, в Петропавловске, делать нечего, так как через неделю уже вода в лужах будет замерзать. Ну, мы руки в ноги, или ноги в руки, или руки в ноги, или еще куда-то и бегом стали собираться.
Итак, перекличка
Автомобиль: УАЗ-3962 1998 года появления на свет с рабочим объемом 2,9 литра.
Капитан: он же водитель, он же механик, он же штурман, он же все мужские роли, это я можно просто — нет, не «царь», а Руслан. Или кто хочет, можете, и так называть.
Повар: она же жена, она же все женские роли в нашем путешествии — Оля , прошу любить и жаловать.
Главный пассажир номер один и главный пассажир номер два: Дарина и Аделина они же мои дочки. На тот момент 3,5 и 1, 5 года маленькие путешественницы с дурными родителями.
Этим автопробегом мы сразу хотели, как говориться, «убить несколько зайцев»: прокатиться по родной стране, по её просторам и красотам, посмотреть людей, себя показать, на, смотрите, пока мы здесь, мол. Кстати, удивили многих. Встретиться с однокурсниками и одноклассниками, (надо же где-то спать, и есть, в конце концов) — такой стандартный наборчик дел, который обычно делают в подобных путешествиях. Затем, конечно, проведать всех возможных родственником, если не получится договориться с друзьями. Правда, для моей жены это путешествие играло очень важную роль, так как она нашла давно потерянную в детстве родную сестру, вернее, это её сестре помогли добрые люди найти Ольгу. Программа «Жди меня» и различные поисковики сделали свое дело. Так что сейчас, люди могут найти кого угодно и где угодно. И вот, спустя 23 года вновь судьба их свела вместе. Еще плюс почувствовать на себе дух путешествия, испытать себя и машину и т.д. Вот так можно сказать гранатой в кучу зайцев бросили или по зайцам из пулемета, кому как нравится.
Круговой осмотр машины со стороны показал, что машина на месте. Отсутствие техосмотра, джпс-навигаторов, вообще каких-либо карт, компаса и т.д., но полной желания, стремления вперед, мы стали грузить уазик. Кстати, другим путешественникам такого даже и не снилось, за исключением тех, кто путешествует, на грузовиках или с дополнительным прицепом или просто, тех, кто тоже ездит на «таблетках» или «буханках» — это большой просторный багажный отсек. Мы как-то не задумывались, что брать, а что ни брать. Короче, что в голову пришло, или, на что наткнулись взглядом, то и складывали. Помимо вещей, подарков и гостинцев (пять огромных клетчатых сумок-баулов), в том числе самовар с трубой, мешок дров, 15 пятилитровых бутылок воды (о чем впоследствии очень не пожалели, так как местная вода к нам была враждебна). Спутниковая антенна с причиндалами, детский велосипед, детская коляска, три канистры бензина, ящик с инструментами и еще какие-то пакеты, подушки и матрацы — это то, что помню.
Короче, задний мост на «уазике» даже просел, от чего мне постоянно моргал встречный транспорт, мол, отключи дальний свет, нехороший ты такой человек и т.д., а я им моргал дальним в ответ, мол, это и есть, ближний свет, просто задница просела и сам ты такой…
Ну ладно, хватит собираться, надо выдвигаться. Машина готова, вещи собраны. Волнение. Мы вообще не собирались бить рекорды по дальности и скорости переездов, у нас главное — спокойствие и стабильность. Маршрут расписан, максимальные расстояние переезда не больше 700 км в день! Расчет наиболее комфортной скорости, в плане безопасности и экономичности. Я честно готовился и надеялся, что мои вычисления верны и все будет как по маслу, но, как говорится, «война план покажет» и дорога подкорректировала так, как ей было угодно. А именно я хотел не спеша катится по трасе в крейсерском режиме около 60 км/ч, это и безопасно, и экономично, т.к. расход при такой скорости УАЗ показывал 10 литров 80-го на сотню. Да, да господа — это правда, и кто вам говорит, что УАЗ ест, как танк, можете смело плевать им в лицо, только с начала спросите, в каких условиях он едет, а то обратно может прилететь уже что-то потяжелей.
И забегая чуть-чуть вперед, скажу сразу, после того как мы вернулись с этой поездки, то подсчитали потраченный бензин на всю поездку, а это именно смешанный цикл трассы, города, пробки (немного, но были), деревни, ну где мы ездили, средний расход показал 13,5 литров на сотню самого дешевого бензина АИ-80. Учитывая почти три литра под капотом, груз кг на 400 -500 вместе с нами, отсутствие аэродинамики и езду в неэкономичном режиме. Я думаю, страшный миф о прожорливости УАЗа остается мифом, которым пугают молодых водителей, чтобы они ни покупали уазики. А что касается дороги, то там приходилось держать скорость в районе 80-90 км/час.
Итак, совет для молодых путешественников — постарайтесь перед дальней дорогой хорошо выспаться. Я на себе в первый же день ощутил всю важность это совета. Подготовившись, мы легли спать в около 12 и толком не поспав, встали в три, выехали в четыре утра. Хотелось пораньше выехать, мало ли что. А привело это к тому, что дорога вымотала меня так сильно, я просто не мог ехать, и пришлось лечь спать на пару часов. Далее мы учли эту ошибку и выезжали уже на полностью отдохнувшую голову.
Остановившись на обед где-то в степи, в районе озера Балхаша, пообедав и хорошенько поспав (в моем лице), мы обнаружили первую поломку, да это был фотоаппарат, который приказал долго жить, но не возвращаться назад за 400 км, но, слава богу, у нас была видеокамера, у которой есть функция фото. Но так как камера создана не для фото съемки, 90 процентов нашего путешествия было снято на видео, и кое-что на фото, так что, пожалуйста, к качеству фоток не придираться, мы сами в печали.
Первый день прошел у нас очень тяжко, но захватывающе.
Мы прибыли в город Балхаш, где нас уже ждала наша первая квартира. Жители довольно дружелюбные и общительные, быстро помогли найти необходимый адрес. Обосновавшись, мы поехали на осмотр местных достопримечательностей.
Искупнувшись на местном бесплатном пляже, маневрируя по песку между разбитыми бутылками и другим мусором. Потом проследовали на катания по «городу». Где только разгонишься и, бац, конец города. После Алматы, Балхаш показался нам «игрушечным» городком, в котором даже ездит автобус. Примерные размеры Балхаша — где-то пять на пять километров его основная часть. Побывав на местной площади, базаре, парке развлечений, пляже, объездив его вдоль и поперек, поехали спать.
Второй день. Позавтракав, неторопясь выдвинулись в строну Караганды. Нас ждал небольшой маршрут всего в 300 км по холмистым горам. Дорога вполне даже хорошая, уазик бежит 90 км/час. Пейзаж постепенно сменился из безжалостной пустыни в зеленую степь. Небольшая облачность, на горизонте прошел дождь, нас не застал, а лишь наполнил воздух свежестью и намочил асфальт. Обедать нам пришлось прямо в машине, так как сильный степной ветер не давал даже спокойно стоять.
В Караганде нас никто не ждал. И пришлось снимать квартиру на сутки. Благо, это не очень дорого около 4 000 тг. Как в гостинице с нас попросили 20 000.
Бросив свои вещи, мы отправились на прогулку по местной аллейке. Караганда, в принципе, небольшой городок, но сильно растянут, и поток машин, как нам показалось, даже больше, чем в Астане. Тут же вышел казус, который показал, что местные жители не очень знают свой город. Мы покупаем газету по сдаче квартир. Находим квартиру, договариваемся о цене. Теперь надо ехать, а куда, ни знаем, ну это понятно, первый раз в Караганде. Нам говорят адрес, куда ехать, мы объясняем, где стоим, описали всю местность вокруг нас, названия улиц. А в ответ: мол, я не знаю где это! В итоге, дом, в котором нас ждали, стоял позади нас, на соседней улице.
Гуляя по Караганде, наслаждаясь их красотами, (так делать больше было нечего) подошли к лавке с фруктами и овощами. Висят бананы, цена 240, мы без задней мысли спросили, за килограмм? На что продавец, сделав большие круглые глаза, ответил: «Да конечно, а где вы видали, что бы бананы продавались поштучно?» Поясняю, у нас в Алмате в основном продают так, поштучно. Немного посмеявшись, мы купили связку, и оказалось, что так даже дешевле, чем у нас.
До Астаны всего 200 км и мы не спеша, утром еще, прокатились по Караганде… Но в дороге нас застиг сильный встречный ветер, который очень мешал ехать. И эти 200 км показались нам как все 500. В Астане были уже в обед, где нас ждала очередная квартира и куча друзей. Астана — столица Казахстана. Молодой, строящейся город с бешеной скоростью. По казахстанским меркам, конечно. А так как она строится с запасом, то когда мы пересекли границу города, пришлось проехать еще несколько километров, прежде чем начался сам город. В столице та же проблема, что и в Караганде, никто ничего не знает, а может, просто я такой везучий. Как всегда, заблудились на трех улицах, но что у Астаны не отнять, это то, что можно там ориентироваться по высотным зданиям.
По телефону созваниваешься, спрашиваешь, куда надо ехать, тебе говорят, видишь такое-то здание, вот к нему и езжай. Город небольшой и все видно. Ну ладно, расположившись, мы как всегда направились чуть- чуть поэкскурсить по местностям.
Как нам сказали, за день до нас тут прошел потоп и поэтому так холодно, да еще плюс ветер, открытые пространства, короче, мы в середине августа одубели, как суслики. Теплые кофты с капюшонами и то не спасали. Но на следующий день ситуация изменилась, было уже потеплей и не так дуло. Пробыв в Астане два дня, по сильно сжатой программе обошли большую часть достопримечательностей, а именно:
Байтерек, это местная башня, с которой видна вся Астана,
пирамиду, хан шатыр, покатались по городу, забежали в местный супермаркет, цены, честно, кусачие до неприличия, раза в два все дороже.
Встретились с друзьями. Это так вкратце. А еще был прикольный момент, выйдя из пирамиды, кстати, которая славится у них, как здание, в котором лифты ездят не вертикально, а под углом примерно сорок пять градусов, это не видно, когда в нем едешь, остается только верить. Идем мы такие, гуляем по «новому» городу, огромные небоскребы из металла и стекла, каждое имеет индивидуальную конструкцию и вид. Широкие дороги, рассчитанные на большой поток машин и людей. Правда, никого нет, ни машин, ни людей. Такой город мертвых. Короче, нам никто не мешает гулять, только изредка проезжают патрули, блюстители порядка. И к нам навстречу, по другую сторону дороги, в центре Астаны — столицы Казахстана, по совершено пустой улице идут три африканца с мячиком. Удивило, чего только не увидишь в Астане.
И вот утро третьего дня, в 8:00 мы выдвигаемся. Прокатились по старому городу, все чистенько и аккуратно, везде газончики и все блестит в лучах утреннего солнца — красота.
Выехав на объездную трассу, повернули на Боровое, при выезде из города решил подобрать старика, голосующего на трассе в такое ранее время, — и дорогу подскажет, и ехать не скучно. Затем заезжаем мы на новую трассу Астана—Боровое или Щучинск. Дорога, конечно, класс, нового поколения, на следующий год её хотят сделать платной, ну это понятно, за удовольствие надо платить, господа. Старик попался веселый, попросил подкинуть его там куда-то недалеко, типа, за грибами собрался прогуляться, из местного дома престарелых.
Говорит, все жизнь проработал учителем, в этих местах, вот теперь катается по родным деревушкам на выходных. Трасса тянется, «уазик» летит, мы болтаем, а меж тем уже разменяли вторую сотню километров не заметно. Места красивые: сады сменяют зелеными степями, которые заменяют сосновые боры и березовые рощи, их нам бы такую зелень в песчаные степи, хотя они, по-своему прекрасны. Дед спрыгнул где-то через двести шестьдесят километров, любитель грибов, лягушка-путешественница, однако.
За Щучинском дорога пошла уже, но асфальт еще был хороший. Отъехав от Кокчетава где-то километров десять, началась долгая объездная дорога по полям. Отрывок от Кокчетава до Петропавловска ремонтируется и поэтому приходилось барахтаться по обочинам. Нам то это не мешало. Проблема была в ползущих иномарках с хрустальными подвесками. При любой удобном моменте, «уазик» показывал свое преимущество.
И так доковыляв до Петропавловска, свернули на омскую трассу, по которой быстро долетели до нужной деревушки. Качество трассы превосходно. И вот наша конечная и главная точка — село Полудино. Я тут был в последний раз лет десять назад, но память меня быстро отправила к необходимой улице, так тут было не больше десятка улиц на всю деревню. Ура, добрались, тут живут мои тетка и дядька. Баня, ужин долгие разговоры, мягкая постель, все, спать, половину откатали!
На следующий день поехали в Петропавловск искать сестру жены. Город Петропавловск — тоже небольшой город на берегу Ишима, люди приветливые и быстро помогли отыскать необходимый адрес. Вот наступила долгожданная встреча двух сестер, разлученных в детстве. Погостив у них денек, подарив все подарки, чуть- чуть поболтав, под вечер мы отправились домой в Полудино. На следующий день было запланировано, поездка по моим родственникам, которая так же заняла целый день. Еще отдохнув денек, проведя техосмотр «уазика», мы стали собираться домой. Конечно, могли отдохнуть чуть-чуть больше, никто не гнал, но как-то домой уже захотелось. Не привыкшие мы так долго гулять.
Солнце уже встало, вещи и гостинцы загружены, мотор гудит, ворота открываются. Ну с богом, домой. Выдвинулись где-то в 9:00, заехали в Петропавловск, попрощаться с сестрой жены. Минуя город, выехали на трассу. Дорога, как всегда, ужасная, но живописная на фоне лесой и степей. Ради интереса остановились у сельских торгашей, продающих местные достопримечательности и богатства, в виде засоленных грибов, меда и банных веников. Цены, конечно, точно не земные и тем более не сельские. Мотивируя тем, что в этом году, мол, не урожай и поэтому добывать грибы стало так тяжко, что просто невозможно и вообще это эксклюзивные грибы. Короче, деньги были выделены только на веники и то как сувенир домой. Хотя раз пять видали, как местная инициативная молодежь сидела со свежими грибами в ведрах у дороги. Цены не узнавали, так как мы бы их не довезли до дому. Вот и Кокчетав пропал в зеркале заднего вида. В обед, проезжая мимо Борового или Щучинских озер, решили убить двух зайцев — пообедать и искупаться.
Вода уже была холодная по нашим южным меркам, но местные целыми автобусами плюхались без каких-либо намеков на конец купального сезона. Пообедав, помчались по автобану на Астану. Где нас с радостью приняла на ночь Ольгина однокурсница. Так как Астану мы уже насмотрелись, решили просто посидеть дома, без приключений, принять ванну и расслабится перед теликом. Так же, как и всегда, с первыми лучами солнца мы уже колесили по трассе. Проскочив Караганду примерно за час, просто следовали указателям для объезда, хотя напрямик можно было сделать это и за двадцать минут.
Обедали уже где-то в степи. Подъезжая к городу Балхаш, наше внимание привлекло интересный вид, честно забыл, как называется, но все вокруг — один сплошной камень.
Город Балхаш — последняя остановка в нашем путешествий. Так что мы решили отдохнуть в нем подольше, накупаться и погулять, хотя гулять там мест немного, как и купаться. Гулять так гулять! И поэтому мы сняли опять однокомнатную квартиру где-то на отшибе по самой дешевой цене. Зато на два дня! Еще во время поиска квартиры нам предложили трехкомнатную, узнав, что нас четверо, но я спросил про однокомнатную. На что мне ответили, ну, где вы там все уместитесь? Но так как мы все время спали на полу, на своем матрасике, вчетвером прижавшись друг к другу, нам вообще без разницы, сколько комнат. Мы могли и в коридоре поместится.
После получения ключей я поинтересовался у хозяйки, где тут у них в Балхаше самые лучшее пляжи. Я, конечно, понимал, что каждый думает в масштабах своего города, но мне ответили, что есть одни платные пляжи, правда, они далеко находятся. Я уже представлял расстояние в 30-50 км от города, судя по затянувшейся паузе раздумья и подсчетов километров до пляжа на лице дамы. Но все же мне был дан ответ: примерно где-то 4-5 километра от города. Да я в магазин вечером езжу и то дальше в Алмате. Утром, прокатившись на местный рынок, прикупив продуктов дня на два, в том числе и на пляж, поймали местного таксиста, сделать это было несложно, так как их тут больше всего, даже больше, чем людей. Он с удовольствием стал нашим экскурсоводом до хорошего пляжа всего за 500 тенге. Пляж с отсутствием песка, нас, конечно, не сильно порадовал, холодная вода, но что поделать, конец сезона, зато была одна водная горка, и теплый бассейн в конце.
Где мы и провели весь день. Утром выехали домой. Так же в 9:00, последний рывок до дому, как все мы это долго ждали. Последней путь прошел без приключений и очень как-то быстро, хотя этот же путь нам казался вначале бесконечной дорогой. Последний полевой обед на реке Курты. И через пору часиков мы уже въезжали в наш шумный, знойный, загазованный и любимый город. Часик в пробках, и вот он, поворот на родную улицу, ворота, двор, дом и мама на кухне жарит котлеты…