|
Капчагайское водохранилище, Капчагайское море. Он же — Капчагай, он же — Капшагай, он же — Капчик. Какие возможности для отдыха на водоёме с таким количеством названий? Обзор побережья и возможностей отдохнуть бесплатно и за деньги. Отдых в пансионатах, отелях и базах отдыха, отдых в кемпингах и «дикарём» на пляже.
Вы уже прочитали мои рассказы, посвящённые отдыху на берегах Байкала и Алаколя, Балхаша и Хубсугула, Иссык-Куля и Персидского залива. Все эти места находятся достаточно далеко от Алма-Аты, их отделяют сотни и тысячи километров, и добраться туда нелегко — мешают границы, плохие дороги и расстояния. Но есть одно место, совсем недалеко от южной столицы Казахстана, всего полсотни километров — Капчагай, куда и приглашаю прокатиться в один из солнечных выходных дней.
Для тех, кто первый раз слышит это волшебное слово — Капчагай, даю небольшую справку. Чтобы стало понятно, что же это за зверь такой редкостный — Капчик.
Капчагайское водохранилище образовано полвека назад в связи с возведением Капчагайской ГЭС. Перегороженная плотиной в узком скалистом месте, река Или разлилась вширь почти на двадцать километров, образовав озеро длиной около 80 километров. Находится это рукотворное море очень близко от Алма-Аты и, конечно, уже давно служит самым доступным местом «морского» отдыха для жителей южной столицы и окрестностей.
Протянувшаяся на сотни километров береговая линия не везде, к сожалению, радует отдыхающих удобными пляжами. Оно и понятно — изначально водохранилище создавалось совсем для других целей. Регулирование стока реки Или, рыбоводство, ирригация, выработка электроэнергии — таковы были основные требования при создании Капчагайской ГЭС.
В этом перечне пляжный отдых стоял на последнем месте, но и этого места хватало тогда с избытком, ведь население Алма-Аты в 1970 году составляло 665000 человек, в три раза меньше нынешнего!
Тем не менее, появившиеся возможности стали использовать, и свидетельством этого были возникшие полвека назад, в восьмидесяти пяти километрах от Алма-Аты, на самой северной оконечности Капчагая, городские зоны отдыха (43.951493, 77.322495).
Почти все крупные промышленные предприятия столицы Казахстана (да, я не оговорился — были тогда в городе крупные промышленные предприятия и столицей Казахстана была Алма-Ата) получили участки на берегу озера и стали возводить базы отдыха для своих сотрудников. Конечно, общая территория городских зон отдыха выглядела попроще, чем на следующей фотографии, но, будучи близко знаком с одним из первых директоров «Капчагайских зон отдыха города Алма-Аты», могу сказать, что для общего благоустройства этой территории делалось всё возможное.
Другим популярным местом отдыха был пляж около станции Боктер (43.902246, 77.210062). Поскольку баз отдыха в этом месте не было, приезжали сюда именно на пляж — на автобусах от предприятий, на личном транспорте и даже на поезде. Летом, по выходным дням, ходил пригородный поезд из Алма-Аты до этой станции. Утром привозил отдыхающих из города, вечером забирал всех обратно.
Третьим местом отдыха, уже на южном берегу водохранилища, был небольшой пляж, возникший в том месте, где старый Илийский тракт уходил в воду Капчагая (43.793523, 77.152187). Место это было ближайшим к Алма-Ате, ведь от границы города до берега по Илийскому тракту через посёлки Дмитриевка (Байсерке) и Николаевка (Жетыген) надо было проехать пятьдесят километров.
Остальное побережье было либо заболочено, либо труднодоступно из-за отсутствия дорог через песчаные барханы и поэтому практически не посещалось. Естественно, что в любой точке пляжа подход к воде, купание и пребывание на берегу было абсолютно бесплатным.
На этой радостной ноте закончим с историей, перенесёмся из мрачного социалистического прошлого в светлое настоящее и посмотрим, как сейчас обстоят дела с отдыхом на Капчагае. Тем более, что впереди купальный сезон и многим жителям южной столицы Казахстана захочется смыть с себя летнюю жару, окунувшись в пресные воды Капчика. И где же это можно сделать?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили проехать по берегу водохранилища от города Капчагай за посёлок Чингельды, в так называемый «район насосных станций». На обратном пути планируется заехать на южный берег Капчагая, в место отдыха номер три из приведённого выше списка.
Итак, цель поездки — испытать на себе яркость солнца, мягкость пляжа и теплоту воды в преддверии купального сезона 2021 года. Второй вопрос: распространённость и навязчивость туристического сервиса на местах — где можно выйти на пляж свободно, а где придётся за это заплатить? Вопрос изучения отдельных пансионатов не ставился в связи с большим количеством последних и огромным разбросом цен на услуги организованного отдыха.
Средства: всё тот же автомобиль-ветеран MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Брошенная в багажник лопата, к счастью, не пригодилась, небольшие песчаные участки мы проехали без проблем, а в серьёзные барханы было решено не соваться. Канистру с бензином не брали, пройденные 374 километра обошлись нам расходом чуть более половины топливного бака.
Показанная карта не совсем точно отражает наш путь, на ней нет участка «дороги» по пескам на пути к городским зонам отдыха, но основные точки, в которых сняты видеоролики, включены в маршрут.
Ранним воскресным утром 13 июня мы выехали из дома и быстро прошли небольшое расстояние от Алма-Аты до Капчагая. Знакомство с берегом было решено начать с окраин города, и первый блин оказался комом. Выехав к воде в районе коттеджного посёлка (43.834332, 77.076202), мы поняли, что для купания это место не подходит. Заросшие травой берега, глубокая тишина и замершая посередине залива лодка как бы намекали на рыбалку. Люди, идущие к воде с удочками в руках и серьёзным выражением на лице, подтверждали эти намёки.
Поэтому было решено здесь долго не задерживаться, а ехать прямиком туда, где место для купания будет однозначно — на городской пляж Капчагая. Через десять минут мы были на месте (43.853845, 77.076660).
Парочка купающихся, пяток пенсионеров на лавочках и шумная компания из десятка молодых людей, пребывающих ещё с вечера навеселе — вот все посетители пляжа в этот ранний час. Вход бесплатный, на въезде большая платная парковка и тротуары, обрамлённые бетонными полосами. Бетон заботливо и с выдумкой покрашен зелёной (под цвет газона) и синей (под цвет воды) красками. Не считая некоторого количества мусора, разбросанного по пляжу, всё это смотрится весьма неплохо.
Все остальные участки берега в черте города Капчагай уже давно приватизированы, огорожены и застроены объектами туризма. Каждый небольшой заливчик имеет своего хозяина, «исключительные экономические зоны» огорожены буйками.
Участок берега рядом с плотиной ГЭС и городом Капчагай — это самое узкое место водохранилища. Близость дороги и города делают эти кусочки особенно лакомыми для постройки туристической недвижимости, и берег интенсивно застраивается.
Базы отдыха, пансионаты и отели с разными названиями и степенью комфорта имеются в большом количестве, говорить о каждом объекте нет смысла. Давайте лучше поедем туда, где можно самостоятельно и беспрепятственно подъехать к берегу и выйти к воде.
Первый кусочек берега, не огороженный забором, оказался на нашем пути в точке с координатами 43.890589, 77.141662. Но, скорее всего, отсутствие ограждения в этом месте — дело временное. По пути сюда встречается много указателей, призывающих свернуть к «райским уголкам» в виде отелей и пансионатов, да и рядом с пустым пляжем стоит уже капитальный забор.
Практически всё северное побережье от плотины Капчагайской ГЭС до станции Боктер застроено уже достаточно плотно. Вы сами можете посмотреть этот участок на Картах Гугл, которые встроены в рассказ и насчитать около двух десятков туристических объектов, отмеченных на этом отрезке. А сколько ещё не отмеченных…
Большой пляж, удобный для автотуристов, есть около станции Боктер. Можно приехать сюда на кемпере, поставить палатку, натянуть тент и несколько дней наслаждаться Капчагаем. Замечательное место для самостоятельного «дикого» отдыха. Въезд находится в точке с координатами 43.896461, 77.206241, оплата производится тут же и составляет 3000 тенге за легковую машину и 15000 тенге за микроавтобус. Пустячок, а приятно… Эти цены обозначены на плакате при въезде на пляж, посмотреть — как всё это выглядит — можно в следующем ролике.
На этом же ролике видно, что после станции Боктер, вдоль северного побережья, какое-то время идёт хорошая асфальтированная дорога. От неё отходят песчаные дорожки, ведущие к пляжу. Вода совсем рядом, какие-то триста метров отделяли нас от абсолютно дикого и бесплатного отдыха, но проехать эти метры мы не рискнули.
В принципе, при наличии специальной резины, пары машин, сэнд-трапов, хай-джеков, динамических строп и нескольких лопат в истосковавшихся по работе руках сделать это совсем несложно. Но поскольку ничем из перечисленного мы не обладали, было решено даже и не пробовать.
Такого же мнения придерживались и владельцы других машин, оставляя свой транспорт на обочине дороги (43.903416, 77.23736) и добираясь до желанного берега пешком.
Мы же направились дальше на восток, в сторону городских зон отдыха и через какие-то семь километров достигли полной «халявы».
Здесь не было заборов и шлагбаумов, было мало отдыхающих и много мусора на берегу. Подъехать к этому месту (43.933944, 77.301421) можно достаточно легко с востока, со стороны городских зон отдыха, там расстояние-то километра полтора. Это мы, не желая лёгких путей, пробивались к «халяве» с запада, через пески, используя все внедорожные опции Mitsubishi Pajero…
На следующем ролике показан этот дикий пляж и приморский бульвар туристического города.
Естественно, добираться сюда надо не по пескам, а по прекрасной магистрали «Алма-Ата — Талды-Курган». Не заметить точку поворота (43.967726, 77.317433) с трассы к зонам отдыха практически невозможно. Её приближение анонсировано указателями на двух языках, казахском и английском. Уйдя с трассы и проехав километра полтора, вы окажетесь на окраине этого туристического города, который протянулся вдоль берега на три километра. Ну, а дальше — выбирайте пристанище по душе, внешнему виду и кошельку.
Если же вы решили приехать сюда на один день и полностью провести его на пляже, то машину свою можно оставить на одной из таких вот стоянок. От приморского бульвара до воды остаётся менее сотни метров.
Городские зоны отдыха — последний «оплот цивилизации» на нашем пути по северному берегу Капчагая. Дальше, на восток, туристические объекты практически отсутствуют, это территория самостоятельного отдыха туристов-автолюбителей. Туда сейчас и направимся.
Миновав посёлки Чингельды и Кербулак, мы едем в район насосных станций. Созданные давным-давно для нужд сельского хозяйства, эти несколько станций исправно работают до сих пор. Берег, где они расположены, привлекает отдыхающих не только купанием, но и рыбалкой.
Это место отдыха самое дальнее от Алма-Аты, да и последнее на северном берегу водохранилища. Затем, к востоку, начинается национальный парк «Алтын-Эмель», а потом и заканчивается Капчагай, далее идёт уже река Или.
Но нам не надо ехать так далеко. От посёлка Чингельды мы прошли всего тридцать километров вполне удовлетворительного асфальта и вышли на берег в точке с координатами 43.858838, 77.702688. По обе стороны от указанной точки расстилался полудикий пляж.
Почему полудикий? А потому, что из всех благ цивилизации здесь присутствует только вывоз мусора, уже собранного отдыхающими и оплата за въезд — 1500 тенге с машины. Не проверял, насколько успешна здесь рыбалка — сам не рыбак, но с точки зрения купания пляж этот очень даже неплохой. К тому же заросли саксаула, раскинувшиеся вдоль берега, приятно оживляют пустынный пейзаж и создают определённый уют, отделяя группы отдыхающих друг от друга.
Вода в Капчагае пресная, слегка мутноватая и на день нашей поездки была достаточно прохладной, несмотря на стоявшие тёплые дни. Но, в целом, при обычной для этих мест погоде, купаться можно с мая по сентябрь, сам купался в крайние месяцы этого диапазона. Как-то раз, на 9 мая, из тёплой воды не хотелось выходить часами.
Это был северный берег Капчагая. А что есть на южном берегу? Сейчас поедем туда и посмотрим, но для начала вернёмся на трассу.
Единственное преимущество южного берега — его близость к Алма-Ате. Да и то сказать — постройка автобана «Алма-Ата — Капчагай» свела на нет это преимущество. Старый Илийский тракт проходит через населённые пункт и добираться через них к берегу — удовольствие сомнительное.
Одно место мы всё-таки решили посмотреть, его координаты указаны в начале рассказа. Приехали сюда по старой памяти, так сказать. В 90-е годы прошлого века данный пляж был весьма посещаем, и мы тоже приезжали сюда неоднократно. Нравилось ещё и то, что, накупавшись и назагаравшись, можно было немного отъехать от берега и продолжить отдых в тени деревьев.
В эту поездку мы отдохнули в тени деревьев, но купаться здесь не стали, просто посмотрели вокруг и отметили — изменений мало, если не считать появившиеся ограждения со страшными надписями.
Дальше к востоку, в сторону Чилика, южный берег Капчагая мало пригоден для купания — он местами заболочен, порос камышом и мелководен настолько, что приходится идти сотни метров, чтобы вода поднялась по пояс. Хотя, конечно, и там можно найти местечки для купания, но это уже дело вкуса.
Это был небольшой обзор Капчагайского побережья перед купальным сезоном 2021 года. Если вам показалось, что в рассказе мало фотографий — посмотрите видеоролики, там отражены все упомянутые места и есть другая полезная информация. Ну, а если с чем-то не согласны или хотите дополнить — пишите комментарий, такая опция бесплатна! :-)
Приятного отдыха, тёплой воды и ровного загара!
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.
Ну, а теперь, вкусив пресного, отведаем солёненького. Впереди Балхаш, продолжение следует…