|
Как все начиналось
2010 год наша семья решила посвятить путешествиям. В мае мы два дня катались на сноубордах в Шерегеше (1 330 км). В июне 11 дней знакомились с природой Байкала (6 000 км). И вот настал июль… За окном дожди и термометр с неохотой выдает температуру в 20 градусов. А в перспективе только работа, работа и еще раз работа. Душа же требовала странствий. С большим трудом удалось высвободить 12 дней, вместо 20-ти желаемых. Начали размышлять, куда направить колеса. Из-за холодного дождливого лета в Западной Сибири энтузиазма ехать морозить некоторые части тела в соседние регионы мы особо не испытывали. Хотелось солнца, тепла и воды, много воды. На 12 дней ни на одно море смысла ехать не было. Пришлось искать солнце и воду в меньших количествах поближе. Выбор пал на Казахстан. Из прочтения десятка отчетов о поездках в Казахстан и Кыргызстан я узнал, что в этих странах основными достопримечательностями (судя по объему посвященного им текста) являются местные ГАИ и таможня. Также, что здесь других достопримечательностей (как природных, так и рукотворных) хватит на несколько месяцев увлекательного путешествия. И главное — тут бывает настоящее лето!
На сборы потрачено два дня. Были закачаны карты и проставлены метки интересных мест в программе SAS.Планета (используется для GPS-навигации в ноутбуке), закуплен мешок жрачки на неделю автономного существования, поставлен штамп о гражданстве в свидетельство о рождение ребенка. Машину какой-либо подготовке после поездки на Байкал не подвергали. Только долито масло в двигатель и заправлен бак бензином.
План поездки получился следующим: в пятидневный срок, разрешенный для пребывания в Республике Казахстан без регистрации, мы неспешно (посещая Бухтарминское вдхр. и оз. Алаколь) достигаем границы с Кыргызстаном, пересекаем ее возле Кегена, три дня проводим на берегу оз. Иссык-Куль, возвращаемся в Казахстан тем же маршрутом и, посетив Алмату, близлежащие горы, Капчагайское вдхр. и оз. Балхаш, возвращаемся домой за тот же пятидневный срок. Казахско-кыргызская таможня в Кегене была выбрана по причине удаленности от мест беспорядков в Кыргызстане (отягощающий факт, который несколько пугал мою жену), более простого прохождения и меньшего количества попрошаек в форме на пути к Иссык-Кулю.
Вот собственно и все. План есть, машина (Toyota Caldina) готова, экипаж (я — Роман, жена — Юля и дочь — Лиля) готов.
1 день путешествия
Настало 26 июля 2010 г. Из-за кучи дел выехали из Томска в три часа дня. Но нам не привыкать так начинать поездки. Главное ехать.
Остаток дня до темноты ушел на преодоление задыхающегося в пробках Новосибирска (городу явно не хватает нормальных объездных дорог) и Барнаула (удивил платный проезд через мост).
В ночь ехать желания не было, поэтому встали на ночевку на берегу р.Обь возле села Калистратиха. Ночь скоротали в машине с ордой голодных алтайских комаров.
За день наездили 539 км.
2 день путешествия
Таможни в д. Михайловка (по дороге Алейск — Поспелиха — Змеиногорск — Третьяково - Михайловка) достигли только после обеда. По дороге заправились в Змеиногорске.
За желание съехать с дороги перекусить и привести себя в порядок возле с. Третьяково пришлось поплатиться. Полчаса месили грязь на раскисшей после дождя земляной дороге (впервые пришлось посадить Юлю за руль) и еще полчаса смывали комки грязи с крыши и капота машины, чтобы не шокировать ее видом таможенников. В очередной раз пожалел об отсутствии полного привода.
Дождь и холод преследовали нас от Томска до самой границы. Из-за этого нас начали терзать сомнения о том, что существует другая погода.
На таможне встали в очередь из десяти машин и начали просмотр заранее припасенных для этого фильмов. Однако постоять в долгом ожидании не дали. За час прошли без проблем российскую таможню и также за полчаса казахскую. На казахской таможне заполнили миграционные карты, а за таможней приобрели автостраховку на 15 дней за 850 рублей (в отчетах почему-то писали цену ниже). Деклараций не заполняли. Приклеили заранее припасенный «RUS» от греха подальше.
Встал вопрос с тенге. Возле таможни поменять негде, отправились в Шемонаиху. В Шемонаихе после семи вечера это оказалось сделать проблемно. Банки закрылись, обменников не увидели, встречный люд ничего путного не сказал. Пришлось ехать в Усть-Каменогорск, хотя изначально план был обогнуть его и через г. Зыряновск выйти к восточному берегу Бухтарминского вдхр.
Найти круглосуточный обменник (Лимпопо) помогла карта с http://www.citynavigator.kz/ . Со слезами поменяв родные рубли на непонятные разноцветные бумажки по курсу 4,75 решили ехать в п. Бухтарма, т.к. было уже поздно следовать первоначальному плану. Любоваться городом было некогда.
Ночная дорога до Бухтармы не для слабонервных. Куча поворотов, подъемов, спусков, объездов и несущегося люда на немецком автопроме.
Повиляв и поскребя днищем об камни в темноте среди тучи указателей турбаз возле п. Бухтарма, мы нашли укромный уголок на склоне горы, в котором и провели очередную ночь.
За день наездили 587 км
3 день путешествия
К утру наконец-то распогодилось. Из-за туч выглянуло солнце, но сохранился прохладный ветер. Оглядели нашу ночную стоянку. До берега далековато, но зато ни души по соседству.
А встали на заброшенной дороге к недостроенному дому.
Северный берег Бухтармы — не место для уединения. Большая его часть застроена многочисленными турбазами, пансионатами и просто домами. Кругом снуют машины, ходят группы туристов, вода кишит судами. Летом сюда устремляется на отдых много россиян из близлежащих регионов.
До обеда мы наслаждались красивыми видами, как самого водохранилища, так и окружающих его скал.
Гуляли по сопкам, взбирались на причудливые скалы, окруженные сосновым лесом, над которыми потрудились природные стихии.
Мы продолжили путешествие. В наших планах было обогнуть Бухтарминское вдхр. и оз. Зайсан с востока, а потом выйти на трассу Усть-Каменогорск — Алматы в районе Аягоза. В Новой Бухтарме пополнили бак бензином и прикупили у местных на дороге пеляди х/к по 152 руб. за кг. За месяц со времен путешествия на Байкал соскучились по свежей и вкусной рыбке. В томских магазинах ее свежесть оставляет желать лучшего.
Дорога Бухтарма — Тургусун — Алтайская — Приморское — Большенарымское очень живописная. Сначала идет среди цветущих полей гречихи и подсолнечника.
А потом вдоль берега Бухтарминского вдхр.
Вдоль дороги встречаются скульптуры животных (орлы, пумы, бараны, козы и т.п.) разной степени сохранности. Их устанавливали еще при советской власти. В остальном Казахстане они тоже встречаются, но в меньшем количестве.
Много спусков к воде. На стоянках и по дороге попадались машины с российскими номерами. Люди едут в этот район главным образом рыбачить. Дно здесь илисто-песчаное, местами поросшее осокой, много заводей.
Большенарымское проехали в шесть вечера. Заправились на сомнительной заправке, которую долго искали по селу.
За селом с помощью спутниковой карты нашли песчаные пляжи, куда и свернули на ночевку.
В округе кроме нас, зорких хищников на деревьях и десятка любопытных коров — никого.
Здесь нас ждали тишина, солнце, теплая вода и песок.
За день наездили 226 км.
4 день путешествия
До обеда купались и восстанавливали потраченные в дороге силы.
Уезжать из этого уголка рая никак не хотелось.
Но поджимали сроки. Дальнейшая дорога пролегла вдоль водохранилища.
В окружающих пейзажах горы стали уступать место степи.
Миновали курчумскую паромную переправу. За двух больших собратьев здесь трудится маленький буксир с баржей.
После Курчума, где пополнили запасы бензина (93 оказался по талонам и пришлось заливать 95) и питьевой воды во дворе у местных, дорога ушла в степь.
Гравий сменился асфальтом, но из-за обилия ям комфорта не прибавилось.
Через 15 км за Каратогаем свернули в степь по направлению к оз.Зайсан.
Степная дорога ровнее асфальта и нашу скорость ограничивали только саджи (копытки), встречающиеся здесь в большом количестве. Давить было жалко, а убегали они с дороги перед самым бампером машины.
По дороге посетили урочище Киин-Кериш (вскрытые эрозией отложения пестроцветных глин, размытые водой и ветром).
Урочище впечатлило своей неземной красотой. Как будто попали на Марс.
Под впечатлением провели здесь несколько часов, блуждая между причудливыми изваяниями из глины.
К оз. Зайсан подъехали в районе Нам-Бея. В поселке наперерез к нам от двух машин с томскими номерами выскочил парень. Думали, нужна помощь. Оказалось, что он просто хотел узнать про заправки в районе. Но когда показали ему наши номера, он сам понял, что не у тех спрашивает. Перекинувшись еще парой слов (они тоже двигались от Киин-Кериш в поисках стоянки на Зайсане), пожелали удачи. Приятно было встретить земляков в казахской глуши.
Недалеко от Нам-Бея встали перекусить.
Северный берег обрывистый и спусков к воде на машине немного. Дно — галька.
Весь берег завален гнилыми рыболовными сетями, разлагающимися останками раков и использованным пластиком. Искупнуться среди этого никто не захотел, даже ребенок.
На протяжении 50 км до моста через Черный Иртыш пришлось стучать зубами на гравийной дороге с покрытием в виде стиральной доски. Асфальт после нее воспринялся как чудо. Заправились перед Зайсаном на «КазМунайГазе».
Ночевать остановились уже на закате возле поселка Тугыл (Приозерное) на южном берегу оз. Зайсан. В темноте проползли к месту стоянки по разбитой грузовиками в сезон дождей земляной дороге, преодолев мелкий брод.
За день наездили 439 км.
5 день путешествия
Утром обнаружили, что в 300 метрах от нас за пригорком стоит еще одна палатка (не стали узнавать, кто там отдыхает), а на озере в ста метрах от берега идет полным ходом рыболовный промысел.
Берег здесь песчаный и чище северного. Хотелось искупаться, но прохладный ветер помешал этому.
Пока Юля готовила завтрак, я сходил с ребенком посмотреть, как вытаскивают сети.
После разговора с одним из рыбаков в подарок получили судака и язя.
Их приготовление отложили до вечера и покинули озеро. На выезде выяснилось, что домики недалеко от стоянки, принятые в темноте за рыбацкие лачуги, на самом деле являются базой РЛС.
На свертке в районе п. Бугаз впервые были остановлены представителем жол полициясы. Проверив документы, отпустил, долго грустно смотря нам вслед. Аягоза достигли после трехчасового мучения по убитой асфальто-гравийной дороге, окруженной скучными ландшафтами в виде серых степей и сопок.
Разнообразили ландшафты только мавзолеи — от старинных до современных.
А единственным развлечением стала погоня за толстым сурком, перебежавшим дорогу.
Удивили мусульманские захоронения. В России они выглядят иначе. Здесь они расположены на видных возвышенных местах поближе к дороге. Зачастую о близости поселка судили по наличию кладбища. Могилы (мавзолеи) выложены из белого кирпича. Формы мавзолеев различные — от ограды с надписью до высоченных пирамид и целых зданий. А убранством такие захоронения часто превосходят сам поселок.
В Аягозе пополнили бак бензином, подкрепились очень вкусной самсой на рынке и купили сим-карту казахского Билайна с тарифом Содружество. С нее звонить и писать СМС родным оказалось значительно выгоднее, в сравнении с роумингом российской МТС (и почему это сразу не сделали!). Сам город запомнился только серостью, гигантскими колдобинами на дорогах, в которых может запросто уместиться целый автомобиль, и мрачными казармами с заложенными кирпичом окнами. В отчетах упоминался пост наркоконтроля возле Аягоза. Не увидели его. И вообще подобные посты на нашем пути не встречались.
Без особых проблем на дороге (только отметились в журнале на посту МАИ в районе п. Ушарал) в сумерках добрались до оз. Алаколь.
На озере свернули к Коктуме. Читал ранее в интернете, что рядом с поселком на косе отдыхают дикари с палатками. Косу нашли, но пятница не способствовала уединению. Весь небольшой участок берега, где можно спуститься к воде (особенно в лесополосах), был уставлен машинами и палатками. Встали на косе чуть встороне от скопления машин. Искать другое место было уже поздно. С темнотой на нашу стоянку напали тучи комаров. Их пиршеству способствовал, несвойственный для этих мест, полный штиль. Купанье при луне и приготовление подаренной рыбы пришлось отложить до утра.
За день наездили 674 км.
6 день путешествия
Утром ветерок с озера сдул навязчивый гнус. Воспользовавшись этим, мы пожарили на углях рыбу и искупались в озере.
Вода в озере очень чистая и теплая.
Берег галечный. Галька оригинального черного цвета.
Впечатление от озера портили избыток отдыхающих при недостатке мест для стоянок (берега или заросшие или обрывистые) и захламленность берега мусором.
К обеду на косу начали стягиваться отдыхающие на машинах из поселка. Поэтому задерживаться не стали, тем более что надо было в этот день пересечь границу с Кыргызстаном. Пятидневный срок заканчивался.
На трассу Усть-Каменогорск — Алматы выехали через горы по старой дороге Глиновка — Герасимовка — Андреевка.
Дорога здесь короче на 50 километров и живописнее, но в очень плохом состоянии. Время не экономится, но дорога разнообразится.
По дороге завернули размять ноги и поглазеть на плотину на р. Лепсы.
Талдыкурган встретил обилием жол полициясы. На трассе они стоят с фенами через каждые 20-30 км, в городе через несколько перекрестков. В особенно рыбных местах трудятся по две машины и скапливают возле себя очереди по 5-8 нарушителей ПДД. Может у них субботник был какой-нибудь? Избежать остановок не удалось. Остановили на выезде из города, проверили документы и долго выясняли, зачем нам нужен ноутбук. Обошлось…
Поселок Кеген мы проехали в темноте, обогнув Капчагайское вдхр. восточнее по трассе Сарыозек — Коктал — Чунджа — Кеген. Прошел дождь и дорогу затянуло густым туманом с видимостью метров пять — десять. Почувствовали себя ежиком из популярного советского мультфильма. Таможню мы увидели только когда подъехали к шлагбауму вплотную. Отсутствие машин и людей навевало об худшем. Мы оказались правы. На встречу из темноты выбежал пограничник с рацией и автоматом наперевес. У него узнали, что таможня закрыта на неопределенный срок уже давно. Самое главное, что я нигде не нашел информации в интернете про это, даже после поездки. Попадалась информация, что временно все таможни закрывали, но впоследствии их открыли.
Мы находились в полной прострации. Планы рушились. Мы не попали к Иссык-Кулю и у нас были просрочены миграционные карты. Ночевали в машине недалеко от Кегена, ужасно уставшие и расстроенные предстоящей неопределенностью.
За день наездили 860 км.
7 день путешествия
Утром было принято решение ехать к Капчагайскому вдхр., вставать на турбазу и регистрироваться в понедельник (было воскресенье) в миграционной службе г. Капчагай, а поездку в Кыргызстан отложить до лучших времен. Не было ни желания, ни времени ехать через таможню в Кордае, да еще с просроченными миграционными картами.
Несколько успокоившись, отправились в дорогу.
На перевале возле Кегена купили сыра всех видов и кумыса по весьма демократичной цене (возле Алматы цены в 2-4 раза выше).
Они позволили Юле быстро забыть о неудачах предыдущего дня.
Чтобы еще развеяться по пути посетили Чарынский каньон. Трасса Кеген — Алматы проходит через каньон. Но в районе моста он выглядит несколько иначе, чем в Чарынском государственном национальном природном парке.
В национальный парк надо свернуть с трассы и проехать по степи 10 км.
Въезд платный — 260 руб. с машины.
Вид каньона впечатлил своими масштабами и причудливостью песчаных форм. Не зря его называют меньшим братом Большого каньона в США. Сходство большое.
Здесь есть два пеших маршрута. Один (короткий) идет по верхней части каньона. Второй (длинный)спускается в каньон к р.Чарын.
Из-за 30-ти градусной жары мы прогулялись только по верхнему маршруту каньона.
При такой погоде хотелось быть не среди красных стен каньона, а в прохладном озере или реке. Поэтому мы поспешили к Капчагайскому вдхр. Но на этот раз обогнули его с запада.
Возле плотины Капчагайской ГЭС на посту МАИ остановили в четвертый и в последний раз. Проверили документы и после контрольного вопроса: «Пил вчера?», отпустили. К водохранилищу свернули с северной стороны. На турбазах поспрашивали по поводу миграционных карт и что для этого нужно. Никто ничего внятного не пояснил, поэтому встали на одной из дешевых. Вечером искупались.
Берег в районе турбаз песчано-галечный. Сильно загажен мусором, оставленным отдыхающими. «Свиней» хватает везде.
За день наездили 335 км.
8 день путешествия
Утром отправились в Капчагай разбираться с документами. Немного поплутав по городу, нашли миграционную службу. В ней нас ждал очередной облом. Понедельник — неприемный день. Пообщавшись с секретарем, узнали, что нас за просроченные миграционные карты ждет штраф в размере 2 950 руб. с человека плюс комиссия банка (за двоих значит в районе 6 000 руб.). Но она быстро «вошла в наше положение» и связала нас с начальницей. За 2 950 руб. они согласились уладить вопрос сейчас. Выбора у нас особо не было. Официальные штрафы реально такие. Пока меняли деньги в местном торговом центре, наши миграционные карты были готовы. С плеч свалился груз проблем с регистрацией, но остался неприятный осадок из-за потраченных денег. Впереди нас ждал отдых, и мы отправились в горы, в Тургенское ущелье к водопадам.
Въезд через экопост в ущелье платный — 210 руб. с машины. Сначала идут многочисленные турбазы от элитных до кемпингов для палаток. Потом турбазы заканчиваются и возле р.Турген можно встать на ночевку с палаткой на любом из многочисленных свертков.
До развилки рек Шын Турген и Орта Турген добрались без проблем. А вот дальше путь прямо на плато Ассы к обсерватории закрыт шлагбаумом (куда мы изначально и хотели подняться), а дорога налево к Кайракскому водопаду заканчивается размытым мостом. Приняли решение идти пешком к водопаду. На указателе было написано — 6 км.
Дорога плавно поднималась по ущелью и сильно не напрягала. Виды красивые. Много фотографировали.
На щите было что-то написано про мох и вечную мерзлоту на глубине полметра. Проверять так ли это не стали.
Через 2 км нас обогнали егеря на лошадях. У них узнали, что до водопада 9 км и 2 часа ходу, а ущелье кишит змеями. Пошли дальше, восприняв слова егеря как «нап$дел».
Через километр нас обогнал уазик-буханка набитый туристами до отказа. А чуть дальше нашли на дороге раздавленную им змею. Словам егеря пришлось поверить. Дальше пошли осторожней.
За километр до водопада дорога повернула в боковое ущелье и стала значительно круче.
Но зрелище водопада стоит затраченных сил. Он находится на высоте 2 300 метров. Вода, падая с высоты 55 метров, пробивает в скале целый тоннель.
Обратная дорога до машины далась уже с трудом, особенно ребенку.
На обратном пути хотели заехать к Медвежему водопаду. Дорога к нему поднимается по крутому серпантину в гору. Но машина не потянула подъем, пробуксовывая на рыхлой гальке. Пройдя метров пятьсот мы поняли, что дойти уставшими по такой дороге не сможем. Пришлось возвращаться.
Приближался вечер. На оз. Иссык, находящееся в соседнем ущелье, ехать было уже поздно. Поэтому начали возвращаться на ночевку к Капчагайскому вдхр. Попытка найти стоянку на южном берегу водохранилища окончилась ничем. Многочисленные дороги, ведущие к песчаным пляжам (судя по спутниковой карте), заканчивались в разлившемся водохранилище. Потратив два часа на бездорожье, отправились к уже разведанному северному берегу.
По ночной дороге бегало множество ежиков. Насчитали с десяток. Для местных жителей они обыденность, для нас же — экзотика. Парочку поймали. Особенно счастлив им был ребенок. Пришлось долго ей объяснять (да и Юле тоже), что злые дяди на границе не пустят нас домой с сумкой ежиков.
На ночевку встали с палаткой недалеко от турбаз, где провели предыдущую ночь.
За день наездили 418 км.
9 день путешествия
Утром, накупавшись и отпустив на волю ежей , отправились в Алмату, которая пока ускользала от нашего внимания. Целью был не сам город, а горы за ним — Заилийский Алатау.
В первую очередь посетили ущелье, где находится каток Медео и горнолыжный курорт Чимбулак.
Въезд Медео через экопост платный. С машины — 63 рублей.
Дорога — идеальный асфальт, и машина без проблем справилась с подъемом по серпантинам.
Через 1,5 км за Чимбулаком асфальт перешел в гравий с большими булыжниками, которые остановили наш дальнейший подъем.
В ущелье ведется активное возведение инфраструктуры (дороги, отели, базы отдыха, магазины), приближающее отдых в нем к европейскому уровню. Это идет подготовка к 7-м Зимним Азиатским играм, которые пройдут здесь в 2011 году.
После Медео отправились к Большому Алматинскому озеру, которое находилось в соседнем ущелье. Въезд в него через экопост тоже платный — 144 руб с машины. Здесь инфраструктура развита меньше, чем возле Медео. Если в нижней части еще встречаются базы отдыха и кемпинги, то ближе к озеру их совсем нет.
Асфальт через 10 км сменился гравием и начались головокружительные серпантины.
Из-за ремонтных работ дорога возле плотины озера очень плохая с многочисленными объездами.
С плотины открылся потрясающий вид на зажатое в горах озеро с водой бирюзового цвета.
Дорога слева от озера к перевалу Озерный была перекрыта шлагбаумом, справа, к космостанции, свободна.
Мы не могли остановиться на полпути. Поэтому продолжили подъем по серпантинам.
Дорога стала хуже за счет больших булыжников, превышающих просвет «Калдины».
Но помехой движению стали не они, а шлагбаум космостанции, расположенной на перевале Жусалы-Кезень на высоте 3 336 м.
Пока осматривались, спугнули лисицу. Стоянку для ночевки нашли чуть ниже космостанции на высоте 3000 метров. Во время рулежки по стоянке я умудрился наехать на огромный булыжник, из-за которого передние колеса повисли в воздухе. Выручили домкрат и лопатка. Впервые вставали на ночевку на такой высоте. Тишина гор, звезды, до которых можно дотянуться рукой и далекий свет Алматы создавали романтическую обстановку. Именно этого мы ищем в своих путешествиях.
Сон был очень крепким. Мозг отдыхал в условиях нехватки кислорода.
За день наездили 221 км.
10 день путешествия
День был посвящен рынкам. В первую очередь мы посетили знаменитую «Барахолку». Между рядами ее рынков можно провести не один день.
Мы ограничились Балашаком, закупив кучу вещей на наши скудные финансы. Устали не меньше, чем при прогулке 20 км к Кирекскому водопаду. Вопли снующих между узких рядов продавцов еды и телеги носильщиков, норовящих если не задавить тебя, то оттоптать ноги, снились нам еще несколько дней.
После «Барахолки» мы съездили на рынок Алтын Орда, где забили машину под завязку фруктами. Цены на них просто смешные. В 2-3 раза ниже томских. Жалко, что машина оказалась не резиновая.
Покинули Алмату только вечером. По ней намотали за два дня не один десяток километров. Город понравился чистотой, красотой и дорогами. Мусора нигде не видно, независимо от района. Везде цветы — на клумбах, на газонах, на заборах, на столбах… Дороги идеальные. Асфальт везде, даже в узких улочках в частном секторе. Жалко, что у нас не было лишних дней, чтобы посвятить их городу.
На ночевку встали уже в облюбованном нами месте на северном берегу Капчагайского вдхр.
За день наездили 222 км.
11 день путешествия
Наш отдых в Казахстане подошел к концу.
Последний раз искупавший, мы тронулись в обратный путь домой. Планировали за день добраться до Усть-Каменогорска. Но из-за того, что долго не хотелось покидать берег водохранилища, ночь застигла нас задолго до города. Ночевать встали в темноте на оз. Караколь в 90км от Георгиевки.
За день наездили 792 км.
12 день путешествия
На таможне в Михайловке мы появились только после обеда. Встав в очередь из шести машин, стали ожидать описанной во многих отчетах экзекуции. Оказалось зря. Казахскую таможню прошли за полчаса. Досмотр проходил десять минут и ограничился осмотром запаски (правда, из-за этого пришлось частично разгрузить багажник). Ужасов в виде полной разгрузки машины (а в салоне на заднем сидении у нас была куча арбузов, дынь и вещей), разбортовки запаски, потрошения сумок, использования кинологических собак мы не увидели. Все корректно и без вымогательства денег. На российской таможне пришлось постоять в очереди из 15 машин 1,5 часа. Досмотр ограничился открытыми дверьми и багажником. Спасибо за это нашим таможенникам.
И вот она — Россия!
С удвоенным рвением помчались домой по уже накатанной дороге через Барнаул и Новосибирск. Сказка закончилась, и уже утром мне надо выходить на сутки дежурить. До Томска планировали добраться в 3-4 часа ночи. Но этому не суждено было случиться.
За день наездили 840 км.
13 день путешествия
Возле с. Безменово на границе Алтайского края и Новосибирской области в полночь мы остановились отдохнуть перед финальным рывком до дома. Съехали с обочины и заглушили машину. А вот завести ее уже не смогли. Поломка ставила под сомнения мой утренний выход на смену и осложнялась тем, что денег у нас оставалось всего 2 000 рублей. Ловить попутки на трассе ночью, да еще когда машина стоит в поле было глупой затеей. Уповали на чудо, и оно свершилось. Остановились новосибирцы на «Lada Priora». Они с трудом вытянули машину в горку на трассу и дотянули до кафе возле деревни. Переговорив с местными, узнали, что ближайшее СТО есть в Черепаново (16 км в сторону Новосибирска). Шансов отремонтироваться мало, но ближайшие другие варианты — Искитим (60 км) и Бердск (80 км). Уговорили парня из кафе на «копейке» дотянуть нас до Черепаново. В Черепаново СТО работает с 8:00. Поэтому нам ничего не оставалось, как полусидя уснуть в машине. Перед этим я связался с работой и подменился. Утром на СТО после двух часов «диагностик» и перекладки вещей взад-вперед был вынесен вердикт: «Что-то с бензонасосом или электрикой», и помочь нам не смогут. Попросили вытянуть нас тросом на трассу подальше от скопления машин (возле СТО находился пункт техосмотра ГАИ) и принялись голосовать. На удивление простояли всего 20 минут. Мужик с сыновьями на Mitsubishi Delica не отказал дотащить нас до Бердска. Езда на привязи при скорости 60-90 км/ч не сберегает нервные клетки, но добрались до автосервиса без происшествий. Оказалось, что сдох бензонасос. Он был куплен в магазине по соседству (подошел недорогой от «12-шки»). После замены бензонасоса машина ожила и через пять часов мы были уже дома.
За день наездили 419 км.
Итоги
За время путешествия было преодолено 6 572 км. Сожжено 545 литров топлива. Непосредственно на поездку потрачено 17 000 рублей. Из них бензин — 10 567 рублей, автостаховка в Казахстане 850 руб, ремонт машины 1 580 руб, взятка в миграционной службе — 2 950 рублей, проезды через экопосты — 676 руб, ночевка на турбазе — 304 руб. Стоимость еды не учитывал, т.к. ели мы немного и главным образом готовили ее сами. Также не учитывалась амортизация машины.
Автомобиль:
Машина подвела поломкой бензонасоса. Пришлось потратить из-за этого нервы, деньги и, самое главное, время, прогуляв работу. С одной стороны плохо, а с другой — было бы гораздо хуже, если бы это случилось в казахской глуши. Также был ободран боковой обвес и порвана пластиковая защита передней колесной арки. Но учитывая те места и дороги, по которым ездили, то легко отделались.
Дороги:
Мне довелось поездить по дорогам Сибири. И не только по федеральным. Поэтому есть с чем сравнивать. И дороги в Казахстане не намного хуже российских. Есть отдельные участки дорог районного значения в плачевном состоянии, на которых последний раз ремонтные работы проводились еще при советской власти. Но в России тоже есть такие дороги, может быть, в меньшем количестве, но есть.
Дорожная обстановка:
Казахстан — страна немецкого автопрома 90-х годов. Audi 80 и 100, BMW 3 и 5 серии, Volkswagen Passat и Astra составляют больше половины встречаемых машин. Японцев немного, главным образом Mitsubishi Delica и джипы Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser и др. Российских машин еще меньше (менее 5%). Поэтому учитывайте при поездке, будет ли достаточно запчастей на вашу машину.
В Казахстане максимально допустимая скорость на трассах 110 км/ч. Но даже при этом возле машин дорожной полиции скапливаются очереди желающих ехать быстрее. Сам люблю поездить быстро по нормальным дорогам. Но здесь подход недифференцированный и гоняют на опасных участках дороги (серпантины, крутые повороты и т.д.), что не способствует безопасности движения. Если фары вашей машины светит на японский лад, то ждите, что на трассе ночью вам будет моргать дальним светом каждая вторая машина. В остальном плане — все как и в России.
Бензин:
В среднем, бензин в Казахстане дешевле на 3-4 рубля, чем в России. Старался заправляться на АЗС «КазМунайГаз». Это государственные заправки и их больше всего по стране. В целом же заправок меньше. Если на главных трассах проблем еще нет, то на дорогах меньшего значения приходилось нервничать в их поиске. В поселках они зачастую были расположены в неочевидных местах (в глубине, а не на въездах-выездах или на главных дорогах), из-за чего нарезались лишние круги. Поэтому не доводите бак до пустого состояния.
МАИ и таможня:
После ужасов в отчетах я очень боялся таможни и жол полициясы, особенно на фоне ограниченных финансов. Но как-то все обошлось. Толи нам повезло, толи в Казахстане все меняется к лучшему. Казахские таможенники и представители дорожной полиции во всех случаях вели себя вежливо, корректно и без намеков на вымогательство денег. Два раза останавливали на постах МАИ и два раза на трассе, но все ограничивалось проверкой документов (как будто если едешь издалека, то с документами будут проблемы). Это первая дальняя поездка, из которой я не привез штрафов.
Люди:
В последнее время в странах бывшего СССР становится модно плохо относиться к россиянам. Отношение к тебе местных мало волнует, если ты отдыхаешь безвылазно в отеле. Если же разъезжаешь по стране и ночуешь неизвестно где, на это приходится обращать внимание.
В Казахстане 35% населения — русские. В крупных городах их численность еще больше. Поэтому отношение к россиянам нейтральное. Ни разу не встречали недоброжелательных взглядов. Все понимают и разговаривают на русском. 60-70% информации (объявления, вывески, рекламы, цены и т.п.) дублируется на двух языках или только на русском языке. Поэтому какого-либо дискомфорта при контакте с местным населением не испытывали.
Выводы
Путешествие (именно путешествие, а не поездка) в Казахстан удалось. Оно оправдало наши ожидания, и мы получили в нем все то, чего хотели, привезя домой целую массу впечатлений. Конечно, за 12 дней невозможно познакомиться даже с сотой частью этой замечательной страны и полноценно отдохнуть. Но не сидеть же в унынии из-за этого дома, как делает большинство. И если кому-то покажется, что это не отдых — все время находится в дороге, а ночевать под открытым небом. Могу ответить — каждому свое.
Мы обязательно вернемся в Казахстан. И всем рекомендуем это сделать.
P.S. Огромная благодарность всем новосибирцам, которые выручили нас из трудной ситуации при поломке машины.