|
Для меня эти люди сродни суперменам. Они работают в каких-то невообразимых условиях, когда на улице -60, топливо замерзает, нет никакой связи на сотни километров, ты наедине сам с собой и если что-то случиться, то сам должен отремонтировать свой грузовик или вытащить его в тяжелый затяжной подъем. Всегда было интересно, сколько платят за такую работу, чтобы решиться каждый день рисковать своим здоровьем и даже жизнью?
На одном из пикетов я познакомился с Семеном, который уже много лет работает на зимнике из Усть-Кута в Мирный, он поделился со мной всеми тонкостями расчета зарплаты северных водителей. Далее текст уже от его лица, мои фото просто для иллюстрации с этого зимника.
Работа начинается с середины ноября, подготавливают автомобиль, зимник открывается в зависимости от погоды (в сезоне 2020-2021 года зимник открылся только в конце декабря), как встанет лед, так как там на Непе переезжают через реку. Работают до апреля включительно, пока можно ехать, едут.
Вот, например, я завтра гружусь. Ориентировочно беру тонн 30. Если легковес, то расценка по 9,50 рублей т/км. Если тяжёлый груз, то по 9 рублей, у меня тяжёлый груз. Беру сколько влезет)), около 30 тонн, еду на Среднеботуобинское месторождение. Расстояние 960 км. Значит 9*30*960=259 тысяч рублей.
Из них вычитаем соляру. Я беру её по 40 руб. за литр. За рейс уходит около 1200 литров, грубо говоря 50 тыс. руб. Вычитаем из общей стоимости затраты, и из оставшейся суммы 30% мои (остальные 70% владельцу фуры идет).
Если работаешь на организацию, то оплата тоже идет по тарифу за перевезенную тонну на км пути, но в месяц идет фиксированная зарплата около 50000, в неё входит часть суточных и на ремонты. В конце зимника всю сумму рассчитывают, сколько накатал, сколько выплатили, высчитывают за поломки по вине водителя, рейсовые (на каждый рейс 5 тысяч рублей) и выплачивают остатки.
У частников зп выходит больше, но и горючее, ремонт, запчасти они приобретают за свой счёт, тут как повезёт, можно и хорошо заработать и вообще прогореть, если что-то с машиной случится, короче, как в русской рулетке. За сезон может выйти около 700-900 тысяч со всеми выплатами.
На этой машине я вожу не более 30 тонн, на прошлых машинах возил по 45 тонн.
Самая оплачиваемая работа — это трал. Но и мороки хватает. Выматывает очень.
Я вот, к примеру, на Чаянде в прошлом году не вышел с тралом в гору и назад слетел в 4 цепях. Повезло, что не под откос. В трале экскаватор. На сутки им движение перекрыл))), горы там, мама не балуй.
Однажды отправили везти соляру, по той дороге машины почти не ходили, ходили с 20 кубами, а то и меньше, а я с 45 кубами поехал, не вышел в гору, в итоге связи нет, машин нет, еды не так много, стоял, короче, 1,5 недели. Проезжала 1 машина в день, кое-как передали, что я там стою, несколько дней вообще не могли найти, тогда машины ещё не были оборудованы глонассом. Когда мимо проезжали, кто воды дал, кто еды, сигарет. Кое-как сообщили организации, в которую вёз, приехали, перекачали за несколько раз, пустой смог выехать.
Под конец зимника в грязи увяз в колее, уже почти машина на бок легла, но приехала другая машина, стали перекачивать, за троса мою закрепили, чтоб не завалилась, откачали, выехал, опять же залили соляру обратно и поехал дальше.
На зимнике мужики по неделям могут жить из-за поломок, ждут, пока запчасти привезут, или пригонят трал, чтоб на него загрузить машину. Но пока стоят, мимо никто просто не проедет, кто воды, кто хлеба, кто сигарет, все друг другу пытаются помочь. Ну, есть и такие, кто мимо может проехать, но а так-то все, кто чем может.
(За сколько проезжаешь рейс?) Когда работал на организацию, то приходилось летать))) 3 дня. Бывало и 2,5 суток туда-сюда. После зимника как зомби полмесяца где-то... Сейчас за 4 дня проезжаю. Езжу намного тише (за 4 дня примерно). Здоровье не купишь. Да и машину жалко. Мне ведь на ней ездить ещё долго. Если всё срастется, то заберу её себе))
Что касается ночевок, кто-то ночует возле пикетов, но в основном умные ночуют в карманах, подальше от пикетов, на пикете вечная движуха, и поспать нормально не получится от гула машин. Ездят многие и ночью, так как ночью движения меньше, ехать проще. Но опять же не желательно, ночью можно просто не заметить, что груз либо выпал, либо покривился, самое элементарное — можно просто не заметить, что колесо примерзло и не крутится, или проколото.
С такой работой в семье не бываем практически, детей не видим, жён тоже, дома все только на жене в основном.
У меня только машины с колесной формулой 6*4 были. В подъёмы легко заходит, на 2 передаче и блокировках.
Самое веселье весной приходит. Но и цена возрастает, соответственно, в разы. Во второй половине марта где-то. Весной и по 15 бывает. Но в основном уже мы диктуем условия, если груз срочный), но в пределах разумного.
Когда зимник подходит к концу, могут отправить в рейс ещё в том случае, если нужно за зимник вывезти определённый объем, если не успеют, надо платить неустойку, поэтому приходится ехать в крайние рейсы. Иногда бывает, что совсем уже дорога испортилась, обратно не факт, что доедем, оставляем машину где-нибудь на месторождении, а сами добираемся домой на самолете. Машину потом забираем в летний сезон.
В июне опять начинается работа, возим там же по платной дороге, которая называется «труба» (отсыпка из щебня и глины). Работа на 4 месяца до октября, тоже многое зависит от погодных условий, если дожди, то на «трубе» движение запрещено (можно поломать дорогу и в подъемы не выйдешь). Возим так строго по времени, в 6 утра начинается движение, в 10 вечера останавливается. В ночное время движение запрещено, иначе штраф.
(Где берете заказы?) На сайте, АТИ называется, вообще копейки платят. В основном наработанная база. А так кто подгонит рейс, кто познакомит с нужным человеком. Есть ещё в viber группы.
Загрузка в Усть-Куте. Бывает и в Братске, Иркутске. В прошлом году ездил за Ербогачен с Магистрального.
Контейнера на коммерсанта тоже с разных городов. Вот после этого рейса назревает рейс на Удачный с Братска. Контейнера возим по обговоренной цене.
Вот такая суровая работа у этих людей.
Алексей Жирухин (Инстаграм).