|
август-сентябрь 2017 г.
Свой очередной отпуск я решил провести в странах бывшей Югославии: Черногории, Сербии, Боснии и Герцеговине. Адриатическое море, неплохие отзывы в Интернете, безвизовый въезд, европейский сервис и культура обещали отличный отдых. У меня и сейчас нет сомнений, если бы купил путевку в отель на побережье и дальше раскрученных туристических мест не ездил, то и воспоминания были бы совсем иные. Но, увы, мой «мир розовых пони» оказался разбит: эти страны произвели на меня тяжелейшее впечатление. Впрочем, обо всё по порядку.
Прямых перелетов в страны бывшей Югославии из городов Сибири нет, поэтому приходиться лететь с пересадкой в Москве. Итак, 30 августа 2017 г. вылетаю из Новокузнецка в Москву.
По традиции, на пару дней останавливаюсь в столице: посмотреть достопримечательности и поклониться святыням. Ныне объектом моих интересов стал Парк Победы на Поклонной горе.
Вид на Москву-сити из Парка Победы.
В Парке установлены памятники, посвящённые Первой мировой, Великой Отечественной войне и региональным конфликтам. На главной площади Парка — площади Победителей — находится Центральный музей Великой Отечественной войны и обелиск высотой 141,8 м. Эта работа Зураба Церетели символична: 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Символично и количество фонтанов в парке — их тоже 1418. В тёмное время суток они подсвечиваются красным цветом. Интересный факт: в 1812 году Наполеон здесь ждал делегатов с ключами от Кремля. Ждал долго. Даже успел написать об увиденном: «Построенная подобно Риму, на семи холмах, Москва представляет весьма живописный вид. Надо видеть картину, которую представляет этот город: полуевропейский, полувосточный, с его двумястами церквей и тысячью разноцветных глав, возвышающихся над ними, чтобы понять чувство, которое мы испытали, когда с высоты Поклонной Горы увидели перед собой Москву».
Памятник воинам I мировой войны.
«Поклонная гора» — скорее условное название: гора спланирована в пологую возвышенность и площадь этой возвышенности просто колоссальная. Это является как плюсом: непередаваемое и захватывающее ощущение простора, так и минусом Парка Победы: чтобы его обойти, нужно потратить весь день и много сил. Имеется прокат велосипедов, но с ним не пустят в здания и открытые экспозиции военной техники. Площадки вооружения и военной техники весьма насыщены, однако расположена эта техника как-то бестолково: скажем, к танкам СССР невозможно зайти с кормы и с бортов и в целом, есть ощущение незавершённости композиций. И уж совсем грустно выглядит тот факт, что зачастую к тому-же Т-34 нельзя прикоснуться. Одно дело на него смотреть, совсем другое ощутить ладонью боевую машину, в которой горели и умирали советские бойцы.
Впервые здесь увидел образцы японской техники (трофеи с Курильской гряды островов и Сахалина). Притом её-то разместили как раз безупречно: можно рассмотреть каждую заклёпку. Японская техника Второй мировой не производит абсолютно никакого впечатления на фоне техники СССР того же периода. Результат известен: самураев, с которыми американцы колупались с переменным успехом 4 года, Красная Армия раскатала «паровым катком» фактически за 10 дней.
Ещё одна моя московская традиция: театральный вечер. Ещё дома увидел в Интернете высокий рейтинг у московского театра «Событие». О нём я раньше никогда не слышал, но решил рискнуть. И не прогадал! Хотя он расположен в простом офисном здании в каком-то переулке и я его нашел с ощутимым трудом, но сыграли «Шикарную свадьбу» сильно. Что интересно — очень ярко и профессионально сыграла женская часть труппы, мужчины на их фоне выглядели бледновато. До сих пор вспоминаю с теплом и благодарностью этот творческий коллектив.
1 сентября я продолжил свою поездку: настал черёд вылетать в Черногорию. На этапе покупки билетов я не придал значения тому, на каком самолете полечу: неожиданностей не ждал, подумал, будет какой-нибудь «Боинг». Однако авиакомпания «Red Wings Airlines», на самолет которой я приобрел билеты, сумела произвести эффект: автобус аэропорта привёз к трапу самолёта ТУ-204!
Поднимаясь по трапу, не удержался и спросил стюардессу:
— Вы где его (самолет) нашли?
— 15 лет на нём летаем! — с гордостью и некоторой долей вызова ответила девушка.
В том, что бортпроводник говорит правду, я убедился почти сразу: в проходе салона прямо с потолка капала какая-то жидкость!
— Это не топливо! — успокоила стюардесса, но придала изюминку всему полёту.
Во-первых, я весь полет с любопытством ждал: когда-же, наконец, принесут тазик; во-вторых, я начал рассуждать: если это не топливо, то что это? Гидравлическая жидкость? Как тогда выпускать шасси и всякие там закрылки? Но всё закончилось благополучно: через три с половиной часа полёта шасси самолёта вышли как положено и пилот убедительно доказал, что он мастер экстра-класса: буквально на полсекунды завис в считанных сантиметрах над землей и очень мягко опустил машину на полосу. Давно такой посадки не ощущал, с советских времен!
И новость уже августа 2018 г.: у самолета ТУ-204 авиакомпании «Red Wings Airlines» при взлёте загорелся один из двигателей. Но и здесь всё закончилось благополучно. Думаю, что причина в том, что вытекло всё, что там капало! И пилот, наверняка, тот же! Всё-таки отважные люди работают в «Red Wings Airlines».
Самолёт Ту-204 авиакомпании Red Wings. Фото piligrim51.
Аэровокзал г. Тиват (Черногория) очень похож на автовокзал нашего города, только несколько больше. И на нашем автовокзале объявления передают по трансляции, а в г. Тиват может выйти женщина и без мегафона объявить посадку. Зря вы подумали, что такое объявление можно не услышать. Даже если хорошо вздремнули, её голос заставит встрепенуться и тревожно оглядеться.
Процедура прохождения погранконтроля и таможни заняла немного времени, и на выходе из аэровокзала меня уже ожидал встречающий: при бронировании жилья попросил встретить и довезти хозяина дома. Он с радостью согласился — за 15 долларов. Предстояла дорога в 30 минут до г. Будва, типичный курортный городок Черногории. Еду, смотрю по сторонам: дорога пролегает по долине: с одной стороны — горы около километра высотой, с другой — море и прибрежные посёлки. Притом в горах наблюдаю довольно большое количество очагов пожаров. Впрочем, запаха гари не ощущалось.
Какой-либо суеты по тушению огня я не видел на протяжении всего времени пребывания.
Разместился, осмотрелся и пошел изучать город и пляжи. Главная достопримечательность города Будва — старая крепость. Довольно скромных размеров, и особых восторгов она у меня не вызвала. Как оказалось в дальнейшем, все старинные крепости, монастыри и другие сооружения, которые попались по дороге, это достопримечательности, скорее, местечкового характера. Ехать сюда для их осмотра точно не стоит.
Пляжи в самом городке, как обычно, принадлежат отелям, но есть и общественный: полоса набережной длиной 40-50 м и шириной около 10-15 м, как раз рядом со стенами старой крепости. Места мало, но и народа немного. Опечалило другое: просто невероятное количество окурков! Я не поверил своим глазам, увидев такую картину: по-моему, их было больше, чем камней на пляже. Больше я сюда не ходил. Стоимость альтернативных пляжей начинается от 10 евро.
Общественный и бесплатный пляж г. Будва.
После 4 дней пляжного отдыха я решил придерживаться заранее разработанного плана: побывать в Сараево, в Белграде и в соседнем городке Котор. Для поездки в Котор воспользовался междугородним автобусом. Нашел автостанцию и за 3,5 евро приобрел билет. Как оказалось, выбор места в автобусе регламентирован принципом: кто раньше встал того и тапки, т.е. билет не гарантирует сидячего места. Впрочем, ехать недолго, около 30 минут.
Котор знаменит своей старинной крепостью и отличным месторасположением. Крепость и вправду старинная — на фронтоне башни указана красивая дата — 1166 г. Она многое видела на своем веку. Пять раз Котор в Средневековье переживал чуму: 1422, 1427, 1457, 1467, 1572 гг. В перерывах между чумой трижды происходили землетрясения, а в четвертый раз (в 1667 г.) город был практически стёрт с лица Земли. Пятое, и последнее, землетрясение произошло в 1979 г. — погибло 100 человек и разрушена половина старого города.
Когда не было чумы и землетрясений, жители города не скучали: брали в руки оружие — сюда добирались даже татаро-монголы, не говоря уже о прочей публике: турках, французах, австрийцах. С французами вышла особая история: как раз во времена правления Наполеона, опасаясь его оккупации, жители Котора попросили защиты у русских. И в феврале 1806 г. эскадра кораблей адмирала Сенявина подошла к Котору. Связываться с русскими моряками желающих не нашлось. Так описывали это событие современники той эпохи: «Ликованию жителей города не было границ… от радости плакали, русских моряков целовали, обнимали, осыпали цветами, целовали полы их платья». Да, были времена…
Для поездки в Сараево и Белград я арендовал машину. На сайте аренды авто выбрал Фольксваген Поло, белого цвета с мотором 1,6 литра. Заплатил. Как вы уже догадались, дали Тойоту Ярис красного цвета с мотором в 1,0 литр! Я был сильно возмущён: и этим мотором от мопеда и этот красный цвет…))).
Toyota Yaris по прозвищу «Красная кастрюля»
В дальнейшем машина показала себя относительно неплохо: с отличной подвеской, до 100 км/ч разгонялась уверенно, бензина потребляла умеренно. Для аренды авто достаточно российского водительского удостоверения. Правда, у меня оно было ещё старого образца: пластиковое и с переводом содержимого на латиницу. В новых российских «правах», как это ни удивительно звучит, перевода слов «водительское удостоверения» нет! Т.е. у заграничного «копа» могут возникнуть обоснованные вопросы по поводу: что это за документ?
P.S. Удивительная новость от российской власти! Оказывается, во вновь выдаваемых водительских удостоверениях (по крайней мере с 2019 г.) добавлено аж 2(!) иностранных языка: французский и английский. Не прошло и пары лет! Ну, это и понятно, что такая работа требует баснословных умственных затрат и титанических усилий. Это МВД РФ ещё, можно сказать, оперативно отреагировали! А вообще такая работа занимает лет 10, не меньше. И называется она реформа… Только вот, если сначала подумать перед принятием решения и принимать их более взвешенно, то авторитет у власти был бы более другой (в этой фразе меня укусил Кличко). Теперь у МВД стоит ещё такая же сложнейшая задача: найти в Паспорте гражданина РФ его серию и номер. В Паспорте гражданина СССР он был написан словами, а сейчас его нет! И формально мы его не знаем! Голова это предмет, чтобы думать мысли, ну или носить фуражку, кто уж для чего рождён.
Итак, почти 400 км пути и многочисленные остановки в дороге с фотографированием окрестных пейзажей привели к тому, что пересечение границы Черногории с Боснией и Герцеговиной происходит уже поздно вечером. Погранконтроль чисто номинальный: удивлённый вопрос — русский? и штамп в паспорт. У меня до сих пор остаётся ощущение какой-то фантасмагории: за пару недель отдыха я пересёк границы разных государств 6 раз! 2 раза по пути в Белград, 2 раза по пути обратно и граница с Россией — тоже дважды.
После границы, в Боснии и Герцеговине, дорога становится резко хуже: довольно чувствительные выбоины заставляют сбросить скорость до 30-40 км/ч, и так на протяжении почти 20 км. Ночью, в дождь и по незнакомой дороге такая езда не доставила никакого удовольствия. Но это был единственный участок плохой дороги. В целом, дорогам поставлю оценку от хорошо до отлично. Дороги асфальтированы даже в захолустных деревнях: к примеру, в результате ошибки в ориентировании, заехал в какую-то деревню, расположенную на довольно крутом холме — все дороги в асфальте! Это вызывает удивление, так как страны откровенно нищие: на дорогах практически через одну машину встречаются «Заставы» — это югославский аналог нашего «Запорожца», который перестали выпускать чуть ли не 30 лет назад. Этот, а также ряд других признаков, указывают, что в этих странах нет своего «Газпрома».
Забронировал по пути в Сараево комнату в домовладении почти в центре города с бесплатной парковкой и уже посреди ночи достиг города. Дом оказался расположен в старом городе с узкими улочками. Две встречных машины, даже такие маленькие, как у меня, не разъедутся. Ну, а крупный внедорожник, по типу Ленд Крузера, не заедет в них вовсе. Найти дом оказалось не просто: навигация не слишком помогала, да и вывески с названиями улиц отсутствовали. Пришлось помотаться по улочкам. Неожиданно из одного из домов вышел мужчина и, махнув рукой, попросил остановиться. Я остановился, открыл окно. «Сергей?» — спросил он на неплохом русском.
Я оторопел, такого сюрприза я не ожидал. Оказывается, именно у него я снял комнату, и он, услышав, что какая-то машина проехала по улице пару раз, сообразил, что это ищет дом его постоялец.
Сараево — это небольшой и компактный город, столица Боснии и Герцеговины, с населением менее 300 тыс. человек. Он отлично знаком россиянам по трём событиям: это убийство эрцгерцога Фердинанда, зимние Олимпийские игры 1984 года и война 1992-1995 г. Всё самое интересное расположено вдоль набережной небольшой реки Миляцка, протекающей прямо по середине города. В связи с этим имеются многочисленные мосты. Возле одного из них — у Латинского моста — и был убит 28 июня 1914 года эрцгерцог Фердинанд с супругой. Убийство двоих послужило поводом для начала Первой мировой войны, что в дальнейшем стало причиной смерти 10 млн. человек. Россия, как обычно, заплатила самую высокую цену — 2,254 млн. человек убитыми на фронтах.
Следы другой войны, гражданской 1992-1995 г., видны до сих пор. На фасадах домов частенько попадаются отметины от попаданий снарядов и пуль. Шокирующее выглядят кладбища, которые расположены прямо в городе и разделены по национальному признаку. Дата смерти у всех одна: 90-е годы. Город был окружён и блокирован, поэтому убитых хоронили прямо в парках, на стадионах и во дворах.
Википедия:
Город ежедневно обстреливался сербской артиллерией. Обстрелы Сараева продолжались с весны 1992 года по февраль 1994 года. По городу выпускалось в среднем 329 снарядов в день, максимальное количество (3777 снарядов) было выпущено 22 июля 1993 г. Во время осады погибло или пропало без вести около 10 000 горожан, включая свыше 1500 детей. Ранено было 56 000 горожан, включая почти 15 000 детей.
Нехитрая арифметика говорит, что погибало около 10 человек ежедневно на протяжении 2 лет!
Для осмотра Сараево вполне хватает одного дня, и я отправляюсь снова в дорогу. Теперь — в столицу Сербии г. Белград. Придорожные пейзажи в Сербии свидетельствуют о том, что основное занятие местного население — это сельское хозяйство. Тракторам и комбайнам, что я видел, самое место в музее. Это грустно сознавать: Югославия, одна из самых развитых стран соцлагеря, пережила гражданскую войну с последующим распадом страны на 6 государств, весьма низкий уровень жизни, который преодолеет весьма нескоро. Если такое вообще случится.
Выехал на отличную трассу E-70, позволяющую ехать хоть 200 км/ч, однако красный «Ярис» больше 120 км/ч категорически отказывался разгоняться, после чего у него появилось собственное имя: «красная кастрюля». Так потихоньку и доехал до Белграда. Мне он сразу напомнил Новокузнецк: такая же типовая застройка в советском стиле. Самое красивое место — исторический центр и Белградская крепость: своеобразная архитектура, пешеходные улочки и т.п. Всё остальное производит впечатление довольно запущенного провинциального города: нет ощущения столицы государства. Дома у дорог стоят в вековой копоти и расписаны местными хулиганами, набережная обеих рек (город расположен у впадения реки Савы в Дунай) засыпана мусором. С мусором, что в Черногории, что в Сербии, вообще беда: скажу прямо — весьма грязно. Огорчило, конечно, такое наплевательское отношение жителей и местных властей к своим странам.
Далее напишу тезисно о наиболее любопытном.
— В Сербии с уважением относятся к России: есть памятник царю Николаю II, отель и кафе «Москва». В Белградской крепости проходила фотовыставка под названием «Самая красивая страна» с видами России, организованная С. Шойгу и Русским географическим обществом.
— Следы бомбардировки Белграда авиацией НАТО видны прямо в центре города. Это повреждённое 8-этажное здание министерства обороны Югославии. Оно пострадало от прямого попадания мощной ракеты или бомбы. Боеприпас пробил фасадные плиты здания и разорвался уже внутри здания обрушив? межэтажные перекрытия. До сих пор из разбитых окон свисают остатки коврового покрытия и штор, торчит арматура, а в кабинетах стоит разрушенная мебель. Сейчас фасад здания укрыт огромным баннером с патриотичным рисунком. Видимо, здание решили оставить как памятник, наподобие дома Павлова в Сталинграде.
— В очередной раз, но снова случайно, попал на массовое мероприятие. Если в Нью-Йорке это была акция протеста жителей против Трампа, то сейчас я стал свидетелем парада выпускников военных училищ. Гуляя по Белграду, увидел перекрытую улицу и толпы народа. Сразу понял, что сейчас что-то произойдет. Чутьё не обмануло и в этот раз! Особенность местного парада такова, что половина парадных колонн состояли из девушек. Притом абсолютно у всех из них были длинные косы! Строевая подготовка на удручающем уровне, но в заключение парада очень низко пролетели два раритетных истребителя и пара вертолётов. Выглядело всё это очень здорово и как-то по- домашнему.
— Отдельный вопрос — деньги. Банковские карты в этих странах не в почёте, поэтому приходилось обменивать деньги. Учитывая, что у каждой страны своя валюта, в этих деньгах я окончательно запутался, и сейчас у меня дома лежат две горсти неизвестных банкнот сомнительной ценности.
— С балканской кухней туристы знакомы прежде всего по таким изделиям как плескавица (круглая плоская и довольно жирная котлета), чевапчичи (небольшие колбаски из фарша с кусочками мяса) и супа чорба (похлебка на рыбном или говяжьем бульоне практически без овощей, но с кусочками рыбы или мяса). Эти блюда никак нельзя отнести к гастрономическим шедеврам — ничего особенного в них нет. Также широко представлен копченый свиной окорок «пршрут». Это не что иное, как отлично знакомый всем нам «хамон». Только на вкус он оказался несколько грубее и значительно солонее, чем хамон в Испании. Даже придорожные кафе в России выглядят в более выгодном свете: как по качеству, так и по цене.
— Несколько озадачили объявления о продаже недвижимости на русском языке. При более пристальном изучении рынка недвижимости выяснилось, что немалое количество россиян приобретает здесь дома или квартиры. Двухкомнатная квартира 56 кв. м в Тивате с видом на Адриатику продается за 140 тысяч евро, а жильё площадью 80-100 кв. м будет стоить от 200 тысяч евро. Но поговорим о виллах. Они, само собой, стоят куда дороже — особенно просторные. Скажем, 200-метровый четырехкомнатный дом в Будве, с собственным бассейном и видом на Адриатику, обойдется в 600 тысяч евро. Стать собственником черногорского жилья можно и с куда меньшей суммой, но придётся выбирать что попроще. Например, студию площадью 26 «квадратов» в Будве можно купить за 43 тысячи евро. Дом находится в 900 метрах от моря, сама квартира — на первом этаже, с видом на кусты и водосточный желоб.
Цель таких инвестиций для меня осталось загадкой: никакой работы в Черногории, кроме туристического сектора, нет, расходы на коммуналку (вода, свет, интернет) — больше 100 евро в месяц. Возможно, причина кроется в получении вида на жительство или сохранение накоплений. Но и эти мотивы сомнительны, так как Черногория подала заявку на вступление в НАТО, имеет место легкая антироссийская риторика и перспективы видятся непредсказуемыми.
Осадок от такого путешествия остался невесёлый: нищие и заплёванные собственным народом страны с невысоким уровнем сервиса, но вполне себе европейским ценником. Самый большой плюс отдыха в Черногории — это природа. Прежде всего — фьорды, не уступающие по красоте норвежским, довольно чистое море и природные заповедники: каньон реки Тара и Дурмитор.
Обычно говорят: я вернусь сюда ещё раз. Увы, но я не вижу абсолютно никаких причин сюда возвращаться вновь. И ещё: утраченные иллюзии — это тоже ценное приобретение.
PS. Red Wings планирует отказаться от Ту-204.
Самолет Ту-204 создавался как замена самому массовому советскому авиалайнеру Ту-154. Сейчас в гражданской авиации в России остался летать последний борт Ту-154, но уже и судьба Ту-204 тоже находится под вопросом. Единственная авиакомпания, эксплуатирующая пассажирские Ту-204 в России, заявила о возможном скором выводе Ту-204. В качестве причин планируемого вывода Ту-204 называется низкая топливная эффективность. «Стоит вопрос при нынешней цене керосина экономической целесообразности использования Ту-204», — заявил гендиректор авиакомпании Евгений Ключарев. Возможно, есть и другие причины. С Ту-204 у Red Wings произошло несколько происшествий. Самое крупное — катастрофа 29 декабря 2012 года, когда Ту-204, летевший без пассажиров из Пардубице в Москву, выкатился за пределы ВПП во время посадки в аэропорту Внуково. Погибло пятеро из восьми членов экипажа.
А недавно, 22 августа 2018 г. Ту-204 авиакомпании Red Wings, вылетевший в Сочи из Уфы, из-за возгорания левого двигателя вернулся обратно.
PSS. На одном из форумов высказались более конкретно: У Ту-204 расход топлива на 20-25 процентов больше, чем у разных там Боингов. Экипаж у Ту-204 3 человека (уже 40 лет!!! у боинга 2 пилота!!!), но самая большая проблема — надёжность. Движки ПС-90, разработанные по технологиям 60-х, не выдерживают критики. Я не видел ни одного! движка с налётом больше 4500 часов! А дальше супердорогой ремонт на полгода, а машина стоит, и за неё платят лизинг! А у движков PW срок уже зашкаливают 22000 часов. В прошлом месяце обслуживал 2 аналогичных движка на B -757 -200 там один двигатель наработал 28300, а второй 27205 часов!!!