Море, солнце, горы. Черногорский рай

04.08.2014 | 33631 просмотр

Море, горы, чистый воздух.
Кому этого не хочется?

История этой поездки проста, но и немного необычна. Полностью спонтанная поездка.

Началось все в самом конце апреля, когда в разговоре со знакомыми спросил про их планы на лето. А в ответ: «Мы как раз хотели пригласить вас с нами в Черногорию поехать». Ну и мы с женой на несколько дней задумались. Вроде хочется, дочка постоянно в садике болеет, надо бы ее на море свозить, с другой стороны мы еще не рассчитались за покупку дома, долги висят. И денег нет. А знакомые нас фотографиями по почте закидывают. Решили, живем сейчас, прорвемся. Списались с владельцами апартаментов, забронировали. Получилось в 2 раза дешевле, чем те же апартаменты, но через букинг. Все, даты поездки известны, отпуска согласованы и у меня и у жены. Я рисую маршруты, продумываю, где ехать и ночевать. В какие страны заехать по пути.

Параллельно пытаюсь с визами решить. А вот тут засада небольшая. Через визовый центр нет ни очередей, ни проблем, но стоит это не бюджетно, а если получать визы в посольствах, чтобы сэкономить на сервисном сборе, а это 40-60 евро, то очереди и запись на июль-август, то есть мы уже не успеваем. В австрийском посольстве нет записи, куча свободного времени, но большой пакет документов. Делаю копии трудовой, 2НДФЛ на английском, справки с места работы на обоих языках, брони отелей. На дворе 14 мая. На 19 мая запись в посольство, выглаживаю маршрут, чтобы вопросов с визами не возникло. Параллельно смотрю авиабилеты, сравнивая стоимость на авто и самолетом.

Расчет на авто простой, машина экономичная, 6 литров на сотню по трассе реально. 3 тыс. км в одну сторону, 6 тыс. туда и обратно. 360 литров бензина. С учетом заправки в России, Белоруссии перед границей, ну и на обратном пути с почти пустым баком приехать к Белоруссии, то цена топлива получалась в ценах мая 2014 г. примерно 22-24 тыс. рублей, плюс визы на троих, 35+35 евро, то есть 3,5 тыс., 4 ночевки в отелях по дороге, если не путешествовать по Европе, примерно 200 евро, или 10 тыс. рублей, ну и питание по дороге, еще 150 евро, 7,5 тыс. рублей в обе стороны, ну и грин карта на авто. Около 3-х тыс. Платные дороги, в зависимости от маршрута до 100 евро, 5 тыс. рублей. То есть расходы на дорогу оценивали около 55 тыс. рублей. Износ машины не считаем. И вдруг я нахожу вариант перелета сербскими авиалиниями за 11 тыс. с человека, то есть за 33 тыс. Мы долго думали, в итоге выбрали самолет, как показала жизнь, это решение возможно было не самым правильным, но об этом потом. Из доп расходов такси до аэропорта, трансферы там. Уже по результатам поездки вышло, 2800 такси в Москве, 7 + 40 + 30 = 77 евро такси там, правда, курс был уже 47, а не 50, как в мае, так что такси там получилось 3600. Итого на такси 6400. Итого цена перелета на самолете 40 тыс. с трансферами. Экономия 15 тыс. по сравнению с машиной, правда, там уже машину или на прокат, или зависишь от общественного транспорта. Мы брали машину на прокат, еще 90 евро на 3 дня. Друзья там были на своей машине, так что мы и с ними ездили в остальные дни.

Вот такой был этап подготовки. За месяц до вылета мы купили билеты, расслабились и стали ждать отпуск.

Вылет у нас был из Шереметьево в 5:30, 3 часа лета до Белграда, там 2 часа пересадка, и через час лета мы в Тивате. То есть в 9:30 утра по местному времени. По интернету я нашел телефон такси в Тивате, чтобы заказать такси, мы ехали первый день в Котор, такси, стоящие у аэропорта, брали за такой путь около 15 евро, мы доехали за 7.

Немного про перелет. Регулярные рейсы Сербских авиалиний. В интернете масса негатива про эту компанию. Типа все плохо. Опишу свои впечатления.

Первое, в интернете писали, что можно 30 кг на нос, у нас был на троих 1 чемодан в 29 кило. Не пустили, сказали, что только 23 кило на нос, вес не суммируется. Пришлось в аэропорту срочно перепаковывать чемодан, сумку из ручной клади делать еще одним багажным местом, слава богу, она была полупустая, удалось разгрузить основной чемодан.

Рейс Москва—Белград. Вылет из Шереметьево, терминал F, да, старый совковый аэропорт, пока ждали вылет, прогулялись по стерильной зоне в новые терминалы, там светлее, просторнее, как-то даже дышится легче. Я первый раз вылетал из Шереметьево. Немного странные правила, когда в зону регистрации пускают только вылетающих, сопровождающим нельзя. Дальше все более-менее стандартно. Посадка в самолет через рукав. Дьюти фри, в который нам нельзя, так как при пересадке не пропустят с алкоголем. Самолет опоздал, минут на 20 при посадке, следовательно, и в обратный путь пассажиров стали пускать позже.

Чтобы не толкаться в очереди, мы пошли гулять по аэропорту, через 10 минут после объявления посадки, нас уже пофамильно стали звать, все загрузились, ждали только нас. А318, 8 мест в бизнесе, остальное эконом, кожаные кресла, достаточно свободно, не наши трансаэро и прочие, взлетаем. Очень интересное меню на борту.

Это меню утреннее, по дороге туда.

А это меню вечернее, на обратном рейсе.

У меня дочке 3 года, спать она завалилась последней, зато потом спала и при пересадках.

С этой точки зрения нам очень помогла раскладная коляска трость. Выносим ребенка из салона, сажаем в трость, катаем по аэропорту, завозим до следующего самолета.

Вот 2,5 часа полета пролетели, и вот мы садимся в аэропорту Теслы, Белград.

Аэропорт современный, просторный. Но мы забываем про сербскую действительность.

При пересадке надо было найти свой рейс. На табло его не было. Спрашиваю у сотрудников аэропорта, что сидят на стойке регистрации пересадок, те отвечают: «Смотрите на табло». Ладно, ждем. Через полчаса спрашиваю опять, называют гейт, на табло там другой рейс. Переспрашиваю, утверждают, что все верно. Идем туда, там пусто, только другие пассажиры толкаются. Вылавливаю сотрудников из соседнего гейта, спрашиваю, они по интернету с личного мобильника смотрят табло аэропорта, онлайн, говорят, верно. Ждите, придут. Хотя до времени посадки всего полчаса остается. Расслабляемся, ждем. Второй самолет у нас винтовой, ATR72. Там всего 70 пассажиров. Самолет маленький, низкий. К рукаву физически подъехать не может, так что выходить надо на улицу. В аэропорте Теслы очень интересно организован досмотр, не на входе в стерильную зону, а возле каждого гейта, то есть досмотр пассажиров происходит непосредственно перед посадкой в самолет. То есть рамок и рентгеновских аппаратов там порядка 20, по числу выходов. Загрузились, взлетели.

Через 5-10 минут после взлета мы вошли в облачность, больше земли до посадки мы не видели. Вместо 40-50 минут самолет летел 1,20. Трясло сильно, пилот много комментировал на сербском. Про погоду, облака, грозу и так далее.

Вот первое, что мы увидели, когда садились.

Лил дождь. В аэропорту Тивата зона посадки на улице, просто навес. Быстро прошли паспортный контроль, пошли забирать багаж. В интернете много отзывов про потерю багажа.

Мы свой получили. А вот два человека с нашего рейса нет. Они пошли на стойку розыска, а мы в город. В киоске аэропорта купил за 3 евро местную симку, все 3 евро на счете, вызвал такси.

В принципе, в процессе перелета, все хорошо говорили по-английски. Так же, диспетчер такси, водитель, неудобства и языкового барьера не было.

Загрузившись в такси, с очень разговорчивым женщиной водителем, мы поехали в первый пункт нашего отдыха, город Котор. Там в самом центре старого города у нас был забронирован через букинг отель. 55 евро за ночь, включая завтрак. Старый город пешеходный, машины там не ездят, так что от входа в город до отеля мы шли пешком.

Погода теплая, но дождь. На ресепшене не захотели принимать карту, ссылаясь на неработающий терминал, за кэш сделали скидку в 5 евро и поселили в более просторный 2-комнатный номер. Все, жена с дочкой спать после перелета, я гулять.

Город потрясающий, средневековье, горы.

Вид из номера.

Туристические корабли возле пристани.

Улицы Котора.

Окрестные горы, вот такой вид с моста, ведущего в один из входов в старый город.

Там всего три входа.

Мы прилетели в воскресенье утром, так что провели в Которе ночь с воскресенья на понедельник. В 10-11 вечера воскресенья город уже почти пустой, несмотря на то, что во всех кафе играет музыка, горят огни, народу на улицах почти нет.

Итак, в Которе мы провели день после прилета, ночь, утро следующего дня, потом уезжали на побережье Адриатики, к друзьям, в населенный пункт под название Булярица. Это небольшая деревня, она принадлежит к округу Будва, находится на самой южной границе этого округа. Возле городка Петровац. Место достаточно удобное, с одной стороны близко от исторических и тусовочных мест, с другой стороны нет толп народа, более-менее пустынные пляжи. И есть вся инфраструктура. От Котора до Булярицы около 40 км. Договорились с той же таксисткой, что везла нас из аэропорта. Этот путь нам обошелся в 40 евро. Ехали примерно 1 час 10 минут. Наслаждаясь красотами побережья, общаясь с водителем. Разговаривали про распад Югославии, войну. Проводили параллели с ситуацией на Украине. И вот мы на месте. Нас встречают, мы занимаем свои апартаменты, потом с друзьями едем в Бар в супермаркет и на рынок за продуктами. Так как у нас своя кухня, то готовить мы решили сами, иногда, для разнообразия, питаясь и в кафешках.

Цены на продукты. Мы вывезли из супермаркета 2 телеги продуктов, включая сахар, макароны, мясо, воду, соки, фрукты, арбузы. Получилось, что это почти полный комплект питания на 2 недели. 70 евро. В Москве тележка супермаркета у меня никогда меньше 4-5 тыс. не получается. При намного менее масштабных закупках. Потом заехали на рынок, купить клубники, черешни, прочего. Цены тоже на уровне 3-4 евро за кило. Это за клубнику, персики, черешню. Очень вкусные местные оливки. Есть на рынке и рыба, мидии, креветки. Рыба от 5 до 12 евро за кило. Это цена сибаса, дорадо. Самая дешевая форель, дорадо самая дорогая. Но за 12 это крупная рыба. Две рыбины уже более килограмма. Мидии по цене 2-3 евро за кило, свежие. Креветки свежие от 5 до 15 евро, в зависимости от размера.

Вот и начался наш отдых. Купались в море, загорали. Из Булярицы в Петровац можно добраться пешком, там около км по живописной пешеходной дорожке через горы. Дорожка освещенная, со скамейками и местами для отдыха. Народу гуляет по ней много. Между Петровацем и Булярицей находится еще и пляж Лучице. Песчаный пляж, кафе, хороший детский городок с горками, качелями.

Петровац это небольшой городок, гостиницы, частное жилье, магазины, экскурсионные бюро. Также есть и прокат авто. В одну из прогулок по городу мы и забронировали авто.

Решили взять недорогой автомобиль. В итоге получили за 30 евро в день фиат пунто. Машина вроде 2005 года. Двигатель 1,2 литра, вариатор. 3-дверный хэтч.

Что сказать про этот автомобильчик. По Москве я езжу на бмв 116i 2013 года. Турбодвигатель в 136 лошадей с моментом 230 ньютонов с 1500 оборотов, 8-ступенчая коробка.

Задний привод и известная управляемость. Разгон до сотни 8,5 секунд. И вот, с такого авто я пересаживаюсь на фиатик с атмосферником в 80-90 лошадей, вариатором, передним приводом. Первые впечатления, машина не едет, плывет в поворотах, дешманский пластик звенит и гудит. Но потихоньку к машине привык, ездить можно, парковать эту букашку немного проще, чем мою БМВ, а в салоне может даже и просторнее. Детское кресло мы ставили свое, его друзья привезли на своей машине, навигатор тоже наш, я на него ай гоу поставил, вот мы и готовы к поездке.

Дороги Черногории. Горные дороги, серпантины, спуски и подъемы, покрытие везде почти идеальное, на уровне хороших московских дорог. В Черногории нет автобанов, все дороги 1-2-полосные. Скорость ограничена 50 в городах, 90 за городом, если нет других знаков. Так вот, я уже говорил, что наша идея полететь, а не поехать, могла быть не верной. Именно из-за этих дорог, как мне хотелось ехать тут на своей БМВ, а не на колымаге фиате. Входить в повороты, ощущать всю прелесть развесовки машины и тяговитого двигателя. А приходилось ехать на фиатике, что с трудом до 120 разгонялся, визжал резиной в безобидных виражах, зато показывал очень хороший расход, 6-6,5 литров на 100 км. При описанном ритме езды.

Очень живописные дороги, горы, серпантины. На дорогах обязателен ближний свет фар или ДХО круглосуточно, зимняя резина в зимние месяцы.

Итак, машина у нас на 3 дня.

В первый день мы решили съездить в столицы Черногории, фактическую столицу Подгорицу, и в конституционную Цетинье. Булярица как раз расположена между двух дорог в Подгорицу, старой горной и новым тоннелем, что заметно сокращает путь. Но он платный. Мы же решили поехать видовой старой дорогой. В Петроваце поворачиваем наверх, в горы. Захватывающие виражи, языки, подъемы и спуски, вот мы и у пересечения старой и новой дороги, дальше, вдоль Скадарского озера дорога одна. Еще 20 минут пути и мы в столице.

Подгорица относительно новый город. Она сильно пострадала от бомбежек во время второй мировой, потом отстроена в стиле СССР. В самом конце этого отчета я еще вернусь к моим впечатлениям от этой страны, разницы уклада жизни в России и на Балканах. А пока просто впечатления туристов, что катаются на машине по стране.

Подгорица.

Мы остановились недалеко от центра, бесплатно, на берегу реки, возле нового моста Миленниум, а также пешеходного мостика Московский, подаренного Лужковым Подгорице.

Там же находится и памятник Владимиру Высоцкому.

Перешли на другой берег, там небольшой кусочек старого города.

Тенистые улицы, кафе. Несколько магазинчиков. И панельки вокруг. Старина почти не ощущается. Речка Мораца достаточно бурная, берега крутые, народ на байдарках сплавляется.

Город вообще не похож на столицу, в нашем понимании, нет толп народу, пробок, загазованности, ощущение небольшого провинциального города. Весьма уютного.

Вот еще фото из окна машины, мы их делали по дороге, просто катаясь по улицам.

Следующим пунктом нашей поездки был город Цетинье. Средневековая столица Черногории, до ее вхождения в состав Сербии, а потом и Югославии. Зажатый в ущелье между гор город. Немного запущенный, не восстановленный, как прочие туристические города. Что поразило, это огромное количество черногорцев, что гуляли там по улицам. В этом городе как раз я не слышал из каждого угла русскую речь. Очень много людей с маленькими детьми, с колясками, на велосипедах. То есть именно местные, что гуляют, а не туристы. В пешеходной зоне города дворцы, бывшие посольства, что сейчас переехали в Подгорицу, монастырь.

Там же мы и пообедали в небольшом кафе.

Обед нам обошелся в 16 евро, куча гриля, кофе, питье для ребенка.

Так дешево, обильно и вкусно я нигде не ел. Хотя я был во многих странах мира.

Возле монастыря есть указатель на музеи мира. Метрополитен, Уфицы, Эрмитаж. Ну и второй музей России по этому указателю Царицыно. Вот так забавно почему-то сделали выбор архитекторы.

Еще немного видов этого красивого городка, очень отличающегося от остальной части Черногории.

Уже вечерело, мы отправились домой, спускаясь на побережье уже в районе Будвы. По дороге был один из крупнейших авторынков Черногории, где продаются БУ машины. Куча стоянок вдоль дороги. Машины в основном старые, итальянские или французские.

Спуск вниз, к побережью, красивейшая россыпь огней, немного вдоль берега и мы дома.

Второй день мы решили выделить на осмотр Которской бухты. Хоть мы и были в самом Которе, но это был день после перелета, дождливый, так что мы толком ничего и не видели.

И вот, на второй день катаний по стране, мы решили полностью объехать вокруг Которской бухты, насколько это возможно.

Итак, первый марш бросок в 35 км и мы в городе Тиват.

Это портовый город. В нем два порта, морской и воздушный. Исторической части города нет, по крайней мере мы не нашли, но все равно очень приятно прогуляться по набережной, посмотреть на корабли и катера, а потом пройтись по тенистым аллеям кварталов города.

Очень интересно, в Сербии, как и в Черногории, есть 2 вида написания на сербском языке, кириллицей и латиницей. Иногда надписи на кириллице получаются совсем как по русски.

А вот и наш фиатик попал на фото.

Следующим пунктом нашего путешествия после Тивата были маленькие поселки по дороге в Котор. До паромной переправы, что позволяет срезать более 40 км вдоль побережья, идет отличная дорога, широкая, а вот после переправы начинается средневековье, узкие улочки, где с трудом может одна машина проехать, разъезд со встречными машинами возможен, только если съехать в парковочный карман или в переулок. Ну и по дороге открываются красивейшие панорамы на горы и залив.

В сам город Котор мы заезжать не стали, проехав только мимо старого города, мы там уже были, а поехали дальше по побережью, в сторону городка Пераст, где мы и сделали следующую остановку.

Пераст знаменит тем, что возле него в бухте находятся два острова, на одном из них Бенедиктский монастырь, а второй искусственный, рукотворный. Там по легенде нашли икону, и после этого каждый моряк и житель побережья, проплывая мимо, бросал что-нибудь на дно. В итоге получился остров. На него возят туристов, стоит церковь. Мы туда не поплыли, ограничились набережной. Мандарины растут прямо на улицах, это 20 июня.

Мы пообедали в этом городке, прямо на набережной.

Вкусно, но уже заметно дороже, чем в Цетинье.

Пришли к припаркованной машине, а там оказывается стоянка платная. Вернее я видел знак, что стоянка платная, но шлагбаум и будка были ниже, чем стояла машина. Подошел парковщик, начал припираться, оплатили ему час простоя машины, он убежал довольным. Хотя мы более 2-х часов простояли.

Далее нам предстоял путь в город Герцег Нови, что находиться у самого устья бухты, почти у самой границы с Хорватией. Это был наш последний пункт путешествия, так как дальше без визы мы бы уже не проехали.

Герцег Нови это город тысячи лестниц. Город расположен на очень крутом склоне, почти все дороги это серпантин или пешеходные лестницы. Наверху платная парковка, 0,5 евро в час. Можно стоять или вдоль дороги, правда, оплатив эту парковку посредством СМС, или купив парковочный талон заранее, или встав на огороженную парковку у автобусной станции, стоимость одинаковая, но в этом случае платишь в будке на выезде. Мы выбрали второй вариант.

От автобусной станции мы пошли вниз, к набережной.

Наглые коты везде, во всех городах Черногории. Вообще котов очень много, теплый климат, вот и размножаются котики. Многие бойцы, рваные уши, потрепанные усы.

Старый город не выглядит очень большим, несколько улиц и лестницы вниз.

Набережная.

Кактусы цветут.

Поднимаясь наверх, увидели такую забавную машинку, реклама турагентства.

Уже вечерело, пора было собираться назад, в сторону дома.

Второй раз объезжать вокруг бухты мы не хотели, так что воспользовались паромом.

Стоимость его я не помню, платила жена. 4-5 евро, вроде.

Машины заезжают на паром, одновременно могут пришвартоваться 2 парома. То есть одновременно работают 4 парома, 2 у одного берега, два у другого. Плавают достаточно быстро, перевозят всех. Есть и грузовики, есть и автобусы туристические, ну и легковушки. Даже такси ездят на пароме. При желании можно выйти из машины, подняться на вторую палубу, откуда открываются виды на залив. Дочка была в восторге.

Так закончился второй день аренды авто.

Оставался третий день.

Небольшое лирическое отступление. Как я уже говорил, некоторой ошибкой было лететь самолетом. Страна очень интересная, относительно компактная, но в то же время разнообразная. За 2 дня поездок на авто мы побывали в нескольких городах, ни один из них не был похож на другие, все уникальные, со своей изюминкой. Но ежедневно ездить утомительно, приятнее все-таки и на море отдыхать. Но и брать машину несколько раз не выгодно, выйдет заметно дороже, в то же время кататься на ней постоянно тоже не интересно. Поэтому своя машина на весь отпуск даст больше свободы, даст возможность ездить по достопримечательностям по погоде, если прохладно и нет желания лежать на пляже, или если дожди, они не обязательно по всей стране, обязательно можно найти место, где дождя нет. С прокатной машиной, если только не брать ее на все время отпуска, это сложнее. Но и брать машину, на 12 дней, как в нашем случае, это 20х12=360 евро. Пускай даже будет скидка, 300 евро, это не так уж и дешево, 15 тыс. рублей, как раз разница в цене билетов и своей поездки. Но своя машина-то выше классом, комфортнее, да и багаж перевозить проще, не ограничен весом и объемом, как на самолете. Зато есть риск поломки или аварии, да и 2-3 дня в пути тоже не сравнимы с 4-мя часами лета. В общем каждый делает свой выбор. Скорее всего, в следующий раз, я бы уже на машине поехал.

Возвращаемся к повествованию. Итак, третий, последний день аренды авто. Мы в раздумьях, куда бы поехать. Мы еще много где не были, но и устали уже от ежедневных поездок, так что далеко ехать не очень хочется. Выбор был между каньоном реки Тары и Будвой. Выбрали Будву.

Будва, центр тусовки, самое модное место на Черногорском побережье. Старый город, крепость, пляжи, рестораны и кафе, дискотеки. Парковка между трассой и морем везде платная, 1,5 евро в час. Мы свернули в сторону гор, припарковались у торгового центра, знаков о платности парковки не было. Оставили машину и пошли гулять. Набережная, назойливые торговцы экскурсиями, сувенирами, массажи и прочее. Каждое кафе или ресторанчик пытается переорать друг друга, у всех же открытые площадки, какофония звуков. После нашей деревни мы в центре жизни. И в центре соблазнов, сложно пройти мимо магазинчиков и ничего не купить. Особенно с маленьким ребенком. И вот мы в старом городе. Пирс возле него, яхты, плавают рыбки.

Внутри крепостных стен Будва чем-то напоминает Котор, но она больше, улицы более узкие, больше зелени. В Будве мы поднялись на крепостные стены, посетили цитадель.

Виды с крепостной стены отличные. Чистое море, пляжи, остров Свети Никола, куда возят народ с пляжа города купаться. Виды черепичных крыш старого города, церкви.

В цитадели есть библиотека, красивая комната, а также музей, где выставлены макеты нескольких кораблей.

Просто улицы Будвы, по дороге к месту парковки машины, город весь в туризме, почти все жилье сдается, много объявлений на русском. Очень много русской речи на улицах.

Забрав машину, решили сделать несколько видовых фото ривьеры, забравшись повыше в горы. Пляжи Приевора, панорамы Будвы, Свети Стефана, Бечичи.

После прогулки по Будве мы поехали на пляж возле Святого Стефана. Свети Стефан был раньше монастырь, а ныне самый роскошный отель Черногории. Он находится на полуострове, с тонким перешейком, пройти вовнутрь могут только гости отеля, за этим следит бдительная охрана. Если смотреть на отель сверху, то справа от перешейка пляж отеля, куда тоже никого не пускают, а слева общественный пляж. Вода чистая, дно галька, народу не очень много. Чуть повыше находится городок Свети Стефан, где масса жилья, гостиниц, ресторанов и кафе. Там мы и припарковали свою машинку, а сами пошли купаться и загорать.

На этом и закончился наш третий день аренды машины.

Отдавать ее надо было в полдень следующего дня, так что утром я еще съездил в Бар на рынок, за продуктами. Там же произошла некоторая история, не знаю, будет ли она иметь продолжение и последствия для меня.

Поехали мы с друзьями, чтобы не гонять их машину. Возле одного из магазинов была платная парковка, нам нужно было заскочить туда на 10 минут, платить не хотелось, встали просто на улице. Вроде знаков запрета парковки не было. Знак запрета парковки стоял на пустыре рядом, или он был просто отвернут от дороги. Не знаю. Возвращаясь к машине, обнаруживаю на лобовом стекле бумагу на сербском. Типа мне надо явиться в суд в течение 8-ми дней, чтобы они определили для меня наказание. За неправильную парковку. Машину я арендовал за наличные, залог или карточку не оставлял. То есть моих данных у арендодателя только номер паспорта и имя с фамилией. И через несколько дней я уже уезжал. Так что забили на явку в суд. Читая в интернете, я находил мнение, что штраф заплатит владелец авто, а потом поставит меня в лист должников, что на выезде из страны проверяют. Но если владелец будет платить за каждого, то его бизнес лопнет, залога-то нет. Хозяин моих аппартаментов тоже имеет друзей, что сдают машины в аренду, поговорил с ним, он сказал, что раз штраф не именной, то париться не надо, на него все забьют. Вот если бы права забрали, тогда да. Ну посмотрим, если еще раз поеду в Черногрию, то узнаю, чем это закончится. А я туда хочу поехать в следующем году.

Отдав машину, мы продолжили загорать, купаться, гулять по горам.

В нашей деревне были речные черепахи, пугливые, близко сфотать не получилось.

Также жилье было оборудовано зоной для гриля, там готовили рыбу, сосиски, я с женой обожаем гриль, готовим и дома на мангале почти каждый день.

Ну и напоследок немного фотографий Петроваца.

Исторических зданий там пара штук, есть набережная, пляж, кафе и гостиницы.

Вот и подошел к концу наш отпуск.

Пора отправляться назад, в Москву.

Покидали страну с очень сложными чувствами, хотелось остаться, и в то же время уже и домой хотелось. Это та из немногих стран, где я бы хотел остаться жить. Понимаю, что с работой по моей специальности там не просто, но сама атмосфера, там чувствуешь себя комфортно. Конечно, не надо путать туризм и эмиграцию.

В наших планах на следующий год отправиться туда уже на 2 месяца. Пожить подольше, покататься по стране, посмотреть цены на недвижимость, прицениться. Ну и может поменять дачу в Подмосковье на дачу у теплого моря, где можно проводить 5-6 месяцев в году. Поживем, увидим. С Черногорией мы не прощаемся, так как много где еще не успели побывать, Скадарское озеро, национальный парк Ловчен, Тара, Великий пляж, да и еще разок окунуться в атмосферу Котора, Которской бухты, ее средневековых деревень.

И вот мы опять садимся в наш самолет, первый рейс Тиват—Белград, потом из Белграда в Москву.

Сделал из окна самолета немного фотографий, сначала Которскую бухту, потом окрестности Белграда. Можно оценить высоту гор вокруг бухты.

А вот и наш самолет.

В Белграде было уже темно, когда сели. Пересадка была 3 часа, за это время успел прогуляться по терминалу, пока жена с дочкой играли в детской комнате. Дьюти фри достаточно дорогой, цены не ниже нашего метро. Жалко, что не смог посмотреть сам Белград, очень хочется. Надеюсь, что это получится в следующий раз.

Также мы не успели посетить несколько интересных мест в Черногории, остался задел на следующую поездку.

По бюджету.

У нас вышло на всю поездку примерно 85 тыс.
Это все, питание, такси, прокат машины, сувениры, покупка вина с собой, дьютик, такси в Москве.

Чисто отдых вышел примерно в 40 тыс., это жилье и питание, продукты в супермаркете, на рынке, рестораны. То есть, если бы мы отдыхали не 12 дней в Булярице, а 24, то бюджет бы увеличился на эту сумму, месяц отдыха бы обошелся примерно в 120 тыс. Жилье мы бронировали по 22 евро в сутки, эти цены уже включают налог, картон и так далее. То есть жилье вышло примерно в 13 тыс. рублей за 12 дней. Чуть больше 1 тысячи рублей в день. Правда, это цены июня, в июле они выше. Хотя наши друзья остались до конца июля по июньским ценам. Скидка за длительное проживание. Так что все торгуемо и обсуждаемо.

Ну и последнее лирическое отступление, как я и обещал, мои наблюдения и мысли про наши страны.

Сербы и черногорцы считают нас братьями. Мы родственные страны. Вернее, мы были ими в начале 20-го века. По ментальности, по образу жизни. В 40-50-х мы боролись за право возглавить социалистический лагерь, вот тут, похоже, мы и разошлись окончательно. В Сербии, как и в Черногории, всегда был малый бизнес, жилые дома тоже оставались частными. В большинстве городов преобладает все-таки малоэтажная застройка, тут я больше про Черногорию, в самой Сербии я не был, просто общался с сербами. Поэтому и такая разница в архитектуре городов. В очень многих городках на первых этажах жилых домов магазины, их владельцы живут этажом выше. То есть более европейский уклад жизни. Широко распространены частные пекарни, причем они расположены прямо в жилом доме, ну или как пристройка. Все-таки годы СССР очень сильно изменили нашу страну. Глядя на современный образ Черногории, можно представить и как выглядела бы и наша страна, если бы не победа коммунистов в 1917 году. И как выглядели те городки, что мы потеряли за время индустриализации и прочих пятилеток.

кемерово
молодцы, уже лет десять мечтаю туда съездить.

Прокопьевск
Молодцы!!! Черногория, классный отдых!

Дома, дома...
И дома дома...

Классно!
и тут без котов не обошлось ))
Honda Orthia, EL3 B20B 4WD Богиня
Skoda Octavia 1Z CDAB DSG Окташа
Skoda Rapid NH CZCA DSG Рапидос
Мои отзывы: Skoda Rapid 2015, Skoda Octavia 2010

Замечательно отдохнули. Мечтаю съездить на машине в Черногорию, прямых рейсов на самолете нет, да и на четверых цена билетов выходит около сотки. Удачи на дорогах.

Красиво съездили, но отчет, мне кажется, перегружен однотипными фотографиями.

А памятник Высоцкому в Новосибирске точно такой же...
NISSAN Bluebird SSS, 2000 г., QG18DE - продан,
NISSAN X-Trail XT, 2002 г., QR20DE - пока бегает
Мой отзыв: Nissan Bluebird 2000

Железногорск
Так и манит меня прокатиться с семьёй в Черногорию! Желательно через Крым)
Мой отзыв: Toyota Matrix 2009

Фоток настолько много, что стал их под конец прокручивать..))) Но красиво, ничего не скажешь...

yakushev:
Красиво съездили, но отчет, мне кажется, перегружен однотипными фотографиями.
Мой первый опыт. Буду стараться исправляться )))

Falko711:
Что то уж слишком дорого. Из Москвы 40-44 тысячи обойдется. Неужели до Москвы добраться 4рым это 60 тыс?

Энгельс
Прочитал и опять загорелось: два года подряд езжу с семьей на автомобиле из Саратова в Черногорию в Будву. Все очень нравится. В прошлом году сагитировали друзей тоже гоняли с нами. Очень дружелюбный народ. Ездили через Украину и Румынию. Сейчас придется Украину объезжать-нужен Шенген. Вот думаем.
Мой отзыв: Лада Калина 2008

yakushev:
Красиво съездили, но отчет, мне кажется, перегружен однотипными фотографиями.
Писал отчет, глядя на фотографии.
Мне вроде казалось, что они разные. Я старался атмосферу каждого места передать.
Как я ее видел через видоискатель фотоаппарата.

Valera789:
А чего думать то?
Надо делать и ехать )))

legus:
Минимум 40- но таких цен в принципе нет. А так если и не 60 на четверых то 50-55 это точно!

Gorillaz:
Где нет?
Я улетел 15 июня за 33 на троих. Купив билеты 15 мая.
Если бы покупал раньше, вышло бы еще дешевле.
А вот и продолжение про отпуск...

До Москвы добираться (туда-обратно) - 15 тыр минимум на человека. Мы летели аэрофлотом до Тивата через СПб из новосиба, за 3-х отдали 60 с копейкми (туда-обратно). Но билеты брали заранее.
Т.С. - Жа***к в след раз тоже посетите, там нац. парк Дурмитор.

Замкадье
Упс, я то понял, что цены на перелет из Москвы в Черногорию, а не из новосиба.

Falko711:
А на машине не долго ли?
Минимум 2-3 дня до Москвы, 3 дня до Черногории. Итого 6 дней езды в режиме перегона.
А если с экскурсионнкой, что бы не просто перегонять, то дней 10 минимум ехать. Из 30 дней отпуска 20 дней в дороге?
А вот и продолжение про отпуск...

очень круто, картинки манят туда

Молодцы.
Одно жалко - мало отдохнули и - РЕБЕНКУ не дали нормально на море поплавать и погреться на солнце.
Легкой жизни я просил у Бога,
Легкой смерти надо бы просить.

Andrey N:
Молодцы.
Почему?
Чистого лежания на пляже было порядка 10 дней.
Ну и при катании на машине на пляж тоже бегали.

Почему?
Чистого лежания на пляже было порядка 10 дней.
Ну и при катании на машине на пляж тоже бегали.
а я из отчета понял, что только 3 дня катались на машине...
Старею...
Легкой жизни я просил у Бога,
Легкой смерти надо бы просить.

Хорошо когда все рядом и большая компания!Веселее отдыхать!!!!

Eastern Butovo
Олежек отзыв написал,молодец!)
Тоже всегда в каком-нибудь путешествии думаю - "обязательно по приезду отзыв напишу, на Дроме выложу"...а потом как-то то времени нет,то лениво!
Toyota Porte 2008 г.в.,серый металлик

Vasiliy85:
Олежек отзыв написал,молодец!)
На самом деле не так уж и много времени уходит. За 2 дня на работе написал. Тратя 2-3 часа в день.

Джорж1:
Хорошо когда все рядом и большая компания!Веселее отдыхать!!!!
Мы вот с женой больше одиночки.
С компанией отдыхать может и хорошо, но вот подстроиться под интересы всех нереально. По этому их 14 дней все вместе мы провели дней 7 максимум. На пляже. Остальное время поотдельности.

Влад
Классно!Тоже хочу туда на своём авто.

В Москве по моему при любых объстоятельствах в России было жить хорошо, а 1917 год хотя бы дал пожить по лучше всему остальному народу.

Фотографии прекрасные. И извините меня, но автор сказочный жлоб.
С удовольствием рассказывает нам, на какой прекрасной машине раскатывает по Москве и во скольких странах мира побывал. Но при этом считает каждый евро и экономит на парковке, бросая корыто на дороге и подставляя хозяина авто.
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ

Тамбов

Каждая машина для своих целей и для своих водителей

Литр бензина в Черногории стоит не 50р, а 1,4 евро.

Grigkud:
........3 тыс. км в одну сторону, 6 тыс. туда и обратно. 360 литров бензина. С учетом заправки в России, Белоруссии перед границей, ну и на обратном пути с почти пустым баком приехать к Белоруссии, то цена топлива получалась в ценах мая 2014 г. примерно 22-24 тыс....... По моему автор ошибся с расчетами, бензин стоил примерно 30-32 руб., умножаем на 360 литров. получаем 11500руб. Ну если в европе еще полный бак по 50руб. прибавляем 3000руб, итого 14500руб, но никак не 22-24 тыс. Или может я чего не понимаю?
не понимаешь - литр бензина в Европе - в среднем 75 рублей наших стоит))))))

7БабМореход:
Фотографии прекрасные. И извините меня, но автор сказочный жлоб.
Это да, денег нет, весь в долгах, в отпуске иканомит, зато на кредитоБЭХЕ по Маскве рассекает... Вырастили общество потребляцтва...

ne_s_dv:
Зависть плохое чувство.

Александр Ким:
не понимаешь - литр бензина в Европе - в среднем 75 рублей наших стоит))))))
Так и есть.
1.4-1.45 евро бензин по маршруту.
Вот и считали по километражу. 1000 до Бреста. Ну и потом еще 700 км хватит бака. А остальное на дорогом. Назад 2 тысячи км на дорогом, и только тысячу км на дешевом.
Вот и вышло, что средняя цена бензина порядка 55 рублей за литр. Только туда и обратно. Расходы на топливо там, на местные поездки, в эту цену не включаем.

7БабМореход:
Фотографии прекрасные. И извините меня, но автор сказочный жлоб.
Да, можешь считать жлобом. Я никогда стараюсь лишнего не платить. И если можно избежать оплаты, то избегаю.
А в случае с квитанцией за парковку, там вся дорога была заставленная машинами.
И обилетили машин 20, как минимум.
А вот и продолжение про отпуск...

Граждане Российской Федерации и Белоруссии пребывают на территории Черногории без визы сроком до 30 дней включительно
Зачем визу получали?

jc777:
Зачем визу получали?
Мы визу не получали.
Хотели получить шенген мультик, без него не добраться на машине.
Но полетели самолетом, по этому виза стала не нужна.

Мы визу не получали.
Но полетели самолетом, по этому виза стала не нужна.
Понял, сорри, протупил по невнимательности :)

Замкадье
Забыл еще в отзыве написать.
Белый картон. Бланк регистрации туриста. Мои хозяева такой делали. Стоило это 1 евро со взрослого в день. И на вылете никто про него даже не спросил.
А вот и продолжение про отпуск...

Тоже сначала не понял - на хрена виза понадобилась.
Сам хочу в Будву смотаться , но вот моя вторая половинка никак не соглашается.
Ехать из Москвы - 3 дня , + делать шенгенские визы , 4 ночёвки в пути туда , обратно , дорогой бензин , платные дороги не способствуют путешествию на авто.
Наверно полетим на самолёте.
А на подобные комменты , как у Семь баб мореход с РАстова и ne_s_dv: - не пойми откуда, не обращайте внимания. У них , видимо реакция на москвичей такая.

Замкадье
Ну про машину, тут зависимость от типа отдыха.
Если сидеть в отеле, ездить на организованные экскурсии, то да, машина не нужна.
Если приезжать на пару месяцев, жить в апартаментах, ездить по стране, то машина нужна.

Яхрома
Vasiliy85:
Олежек отзыв написал,молодец!)
а у меня этих отзывов, уже три штуки написанных, но все не до конца, времени не хватает, всё это оформлять.
Прошлогодний отзыв вообще через 20 стран Европы, причём всё на машине, а не на самолёте с последующей арендой.
я его две недели писал (это только дорога в одну сторону), потом бросил, потому что обратно я ехал ещё дольше...
Так что я тоже каждый раз, собираюсь написать отзыв, но времени каждый раз не хватает.
Кстати говоря, позавчера вернулся в Москву из очередного автопутешествия.... с острова Закинтос.
____________________________

Автопутешествующий Хамеровод.

Португалия
Причем тут коммунизм, вон Китай отлично живет. А при ссср были свои плюсы, которые мы потеряли при развале.

Хороший отчет. Вопрос только по визам, они же вроде как в Черногорию не требуются.

Замкадье
Ну что, если все сложится, то в следующем году у меня может получиться поездка и на машине, своей, и перелеты на самолете, и все это в одном отпуске.

Hukk:
Китай отлично живет?
Это мы отлично живем.

Китай отлично живет?
Это мы отлично живем.
вы то может и отлично живете...в Масквабаде...а Россия ?

Олег1986:
На машине без шенгена мульти не доехать.

Улица Тверская
Очень атмосферный очерк. Ёмко и по существу. Мне понравилось. Все чистенько, без суеты. Хорошее место, хороший текст.
...ушёл в неизвестность курировать местность

На семи холмах

это тоже всё было, пока Хрущ не пришёл к власти.
Если сегодня ты делаешь то, что делал вчера,
то сегодня ты имеешь только то, что имел вчера.

Daks:
это тоже всё было, пока Хрущ не пришёл к власти.
Итальянское влияние там очень велико. В кухне, архитектуре.
Так как почти все приморские города Черногории входили в Венецианский союз.
А вот и продолжение про отпуск...

Спасибо за отчет! Черногория любовь моя!9 лет не был там, как снова побывал.
"Мне одного рожденья мало
родиться б мне из двух корней
жаль Черногория не стала
второю родиной моей!"
В.С. Высоцкий

Daks:
это тоже всё было, пока Хрущ не пришёл к власти.
Будва похожа. А если сгонять восточнее - в сторону Албании (Ульцин, Утеха и т.д.), то там уже другой колорит. Много муслимов.

Питер
Да средиземное море - одинаковое везде, мне уже поднадоело - Грецию посетил и остальное что похуже, что получше но в принципе одинаковое. Мы прокатились по Венгрии, Чехии и Словакии - уже что-то другое, цены ниже а вот вода теплее - термо, думаю зимой ломануться и объединить зимний отдых со спа, ну и пора в Азию. Ездим на автомобиле, что такое 6-7 тыс км - ТЬФУ...

Irkutsk - Saint Petersburg
очень интересно читать, только до конца и не понял смысл второй семьи "друзей" в этой поездке? вы с ними одни апартаменты снимали или только за продуктами ездили? :)

Hukk:
вы если были в Китае, то надо было отойти вглубь от центральных улиц хотя бы на пару кварталов, а если не были... то смысл трепаться?

Россия живёт намного лучше и если человек хочет работать, то он сможет прокормить свою семью, хоть в Иркутске, хоть в Хабаровске, хоть в Каменске-Уральском, а в Китае одного желания недостаточно.

Irkutsk - Saint Petersburg
на машине-то через Украину путь лежит... не все сейчас рискнут на такой транзит

Irkutsk - Saint Petersburg
или нет? через РБ даже ближе?

srw:
Мы жили в соседних апартаментах. Дети вместе играли и купались.
Экскурсионнка была раздельной.
Хотя пару раз и вместе ездили.

Отличное бюджетное путешествие,молодцы.

Хороший отчёт.Понравился.
Автору сего опуса удачи в дальнейшем!!!)))

Есть там дороги и с ограничением 110. После Рисана есть развязка. Вправо в горы. Это новая дорога. Через Грахово можно выйти на Никшиц и далее уже по своим предпочтениям. Вдоль Скадарского озера тоже есть зачетная дорожка, прокатитесь, не пожалеете. Там можно выехать на Ульцин. я за неделю всю стану объехал. Много мест интересных. Крепости - это вообще отдельная тема. Удачи!
Лексус LX 470. 2007г.

Минск
Ездил туда на машине 2 года назад. Туда через Польшу-Словакию-Венгрию-Сербию . После Белграда начинаются серпантины просто жесть - 400 км ехал часов 9. Назад поехал через Хорватию-Словению-Австрию-Чехи ю-Польшу. После Дубровника (Хорватия) до Загреба отличный автобан с тоннелями в горах, но платный. Для поездки на авто рекомендую второй маршрут - меньше устаешь, но дороже, т.к. цены на ночлег и поесть в Хорватии и Сербии отличаются в разы + за этот автобан отдал что-то в районе 40 евро за 300 км . На фото - одна из немногих стоянок на перевалах в Сербии.

Кикос:
Спасибо за отчет! Черногория любовь моя!9 лет не был там, как снова побывал.
"Мне одного рожденья мало
родиться б мне из двух корней
жаль Черногория не стала
второю родиной моей!"
В.С. Высоцкий
Прекрасные слова любимого Высоцкого. Эта мысль посещает каждого человека, побывавшего в Черногории. Автору спасибо за прекрасный рассказ и хочу пожелать дальнейших увлекательных путешествий.

Отличный отчет получился, сосед по публикации;)))

странно что доехав до Цетинье вы не проехали до Негушей, всего то 19 км, поистине маленькая Швейцария и обалденный негушский сыр и пршут, были там 4 года назад, жили в Герцогнови
?KODA KODIAQ 2.0 TDI Style Reef Blue, BMW X3 GO1 30i AT M Sport 249 л.с. бенз Ослик

Роман10:
Мы Цетинье покидали уже в сумерках.
А вот и продолжение про отпуск...

Эх,сейчас я в Тель Авиве,гадюшник редкостный,да и цены дикие,короче сюда я больше не ездок!

Автор явный прагматик, отчёт соответствующий-ничего лишнего, чем и понравился. Удачи.

в Которе надо обязательно посетить старую крепость, с самого верха вид просто супер.
правда это не не для ленивых занятие, для тех кто привык к лифту, удовольствия будет мало )
Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им, могут держать его в невежестве/ Н.Бонапарт

Памятник, находящийся под охраной Юнеско )

у всех разный подход )

кто-то едет на кредитные бабки и "в отпуске не экономит", платя на все с кредитки
другие предпочитают экономить, но 2 раза выезжают, пока первые сосут лапу в межсезонье

каждый выбирает что ему нравится

Что за бред?Какой отпуск на "кредитные бабки"?платя на все с кредитки
-это как!?Поясните. пока первые сосут лапу в межсезонье

-это ты про себя?

все есть на сайтах банков или в офисах - полно инфы ) там ждут желающих отдохнуть "на полную катушку", вот например (не считайте за рекламу) http://www.sberbank.ru/bashkor... про себя - предпочитаю отдыхать больше и не сорить деньгами по возможности

Sergey_Ufa:
Хотели подняться, испугались, что дочка не выдержит.

Апрель2001:
Интересно,но ...весь отчет пронизывает насквозь слово экономия.Начиная с билетов на самолет с пересадкой и кончая едой(кстати,проводя много времени в MNE ни разу не видел таких цен за обед на троих-мин.50 евро.)Легус,позиционируешь себя на форуме как крепкий средний класс(таунхаус,бмв,продукты с рынка)а экономишь в ОТПУСКЕ буквально на всем.В отпуске не экономят.Иначе лучше сидеть дома считать тугрики.Может ты не тот за кого себя выдаешь?
Да, это был эконом отпуск.
Мне еще миллион долгов отдавать, совесть не позволяет прогуливать деньги, а не отдать их кредиторам.
И я в отпуске получал удовольствие. От красот, от природы.
Ну а про еду, адрес и название ресторашки в Цетинье написать?
А вот и продолжение про отпуск...

да это не Крым...и по цене нормально

Из отчёта: 12х20 = 360 ))))
Тимофеев Сергей
Мой отзыв: Ford Fiesta 2006

Угу, например, из Новосиба =(

Энгельс
Прекрасный семейный отдых! Отчёт прочитала с интересом! Спасибо!

Житель Москвы и житель остальной России-как жители двух разных стран,не понимают друг друга...

как-то немного... бухгалтерский отчет напоминает что ли...
дело даже не в том экономили там или сорили деньгами... каждый по средствам живет.
а просто ощущение, что автору запомнились только цены.
хотя полезно, наверное, многим будет при выборе маршрута и мест.

Заметили что Легусю минусуют только потому что он Легусь?
хотя отчет па сути не плох
бгг
Мой отзыв: BMW 3-Series 2005

спасибо за хороший отчет. Красиво!

Валенсия
Хороший отчет, мне понравился. Сам недавно вернулся из трипа через пол Европы, так что с автором солидарен по многим вопросам.
Моя группа в телеграм о переезде в Испанию.