|
Отчет о поездке был написан давно, в марте 2008 года, сразу по возвращении из поездки. Но по разным причинам смог опубликовать его только сейчас. Я не думаю, что в Черногории многое изменилось, наверное немного выросли цены на недвижимость, но море точно осталось.
План поездки, как и многое хорошее в нашей жизни, возник внезапно.
И вот, собравшись за один день, я со своим братом оказался в аэропорту Домодедово.
Билет на самолете до Подгорицы стоил 8 000 рублей туда-обратно (взят был заранее). Самолеты авиакомпании «S-7» летают по вторникам (до и из Подгорицы) и субботам (соответственно, из Тивата). Сейчас появились рейсы других авиакомпаний, но о них я не знаю точно, кому интересно, найдет на любом сайте авиакомпаний и туристических фирм.
Время вылета было назначено на 10:20, но рейс задержали. Судя по спокойствию пассажиров и обслуживающего персонала, это, скорее всего, не исключение из правил, а норма. Но задержка была небольшая, минут 20-30, как раз хватило времени погулять по дьюти-фри.
И вот около 11 часов по Москве аэробус А-319 взлетел из Домодедово.
Что я знал о Черногории до этого момента?
То, что это часть бывшей Югославии, столица — Подгорица (бывший Титоград), население страны — около 700 тыс. человек, часть страны имеет выход к Адриатическому морю. Граничит на севере с Боснией и Сербией, на юге — с Албанией и на западе — с Хорватией. Язык сербский. Разница по времени два часа раньше московского. Денежная единица — евро. Въезд для граждан России — безвизовый. Вот, в принципе, и все познания.
Полет занял три часа. В полете кормили горячим питанием, очень полезным было почитать журнал о Черногории. Было интересно познакомиться с языком. Как мне показалось: основа языка — старославянский, много слов похожи и на польский и на украинский, часть слов заимствовано из европейских (итальянский, немецкий и т.д.).
Решил привести примеры:
Вот такой интересный язык.
Приземлившись в аэропорту Подгорицы, приятно поразила погода: 26 февраля на улице было +18, ясная солнечная погода. Куртка сразу перекочевала в сумку. Процесс прохождения таможни и пограничного контроля свелся к простому: «Добрый день», и штампу в паспорте. Ни одного вопроса не было задано. Прямо в аэропорту купил сим-карту местного оператора «Промонте», за 10 евро, 5 — на счет. Звонки в Россию напрямую очень дороги, 1 мин около 1€. Выходило гораздо экономнее, когда жена звонила мне из Москвы по карте на черногорский номер. В магазинах аэропорта смутило то, что магазины казались закрытыми. Но стоило мне подойти к прилавку — продавец оказался тут как тут.
Прямо в аэропорту взяли на прокат Toyota Yaris. Аренда обошлась в 215 €, по 50 за сутки и 15 — за страховку. Когда протянули деньги агенту, он сказал: давайте только 100, остальные при сдаче машины. Причем принять авто согласился в Тивате, поскольку вылет обратно у нас был назначен именно оттуда. Сразу предупредил, что дает машину с полным баком, вернуть надо такую же. Спросил, мол, знаете, как ездить на таком авто, узнав, что у брата «Аурис», вопросов больше не задавал. Краткое повторение правил дорожного движения: «Всегда пристегивайтесь и всегда включайте свет», и вот мы уже едем по Черногории. Машина оказалась 2008 года выпуска, пробег по спидометру 1 150 км (когда сдавали — было почти 1 600). Движок 1,3, цвет ярко-красный, кондиционер, АБС, коробка-робот. При езде в ручном режиме экономия бензина выходит около 0,5 л на 100 км. Судя по поведению, заправляли ее 92, мы по привычке залили 95, машина стала гораздо шустрее, особенно на горных серпантинах. В автоматическом режиме в горку тянет плохо, на ручном управлении все выходит гораздо резвее.
Очень пригодилась приобретенная в аэропорту карта Черногории и навигатор с картой Европы, закачанной на Горбушке. Первой такой нашей остановки был город Бар. Море не очень чистое, поскольку Бар является портом, до Италии всего-то около 300 км. Обед в ресторане в центре города принес приятный сюрприз. Брат (он уже там бывал) заказал мне плискавицу. Это такая большая котлета из рубленого мяса, зажаренного на гриле. Одному оказалось осилить ее не под силу, и это при моих почти 90 кг и почти голодном желудке. Обед на двоих с вином, чаем, пирожными и прочими изысками вроде местной ветчины и сыра обошелся нам в 21 €. Следующим пунктом нашей остановки и, собственно, целью поездки был пос. Добра Воде. Там во время предыдущей поездки брат присмотрел себе землю (по-сербски плац) и небольшой дом (по-сербски куча). Но хозяин не смог сразу приехать, и мы поехали курсировать по побережью. Вечер застал нас в городе Ульцин.
Город Ульцин — смесь религий, истории и современности.
Ульцин — самый южный город страны, практически на границе с Албанией. Единственное место в стране, где есть песочный пляж естественного происхождения. Сейчас пляж выкупили, там строят детские площадки и развивают туристическую инфраструктуру. Думаю, к сезону все закончат. Народ в Ульцине — смесь сербов и албанцев, по-русски практически не говорят, даже в трехзвездочном отеле пришлось общаться на английском. Кстати, где-то читал, что в Ульцин заездов русских туристов практически не бывает. Сутки в отеле на двоих обошлись нам в 34 €. Вечерняя прогулка по городу, легких ужин в ресторане (два чая и блинчики — по-сербски — палачинки — 4€). Спали как убитые.
Разница во времени сыграла злую шутку. Привычка просыпаться в 6 утра, провалялись в кроватях до 8, встали и пошли на зарядку. А на улице-то 6:00 по местному. На улицах только уборщики.
Красив оказался Старый Ульцин, как пишут во всяких путеводителях: «Старый пиратский рай». Многие прибрежные города имеют и историческую часть и современную, курортную. В Ульцине поглядели на мечети, костелы и православный храм Св. Николая Чудотворца. К сожалению, он оказался закрыт.
Затем снова на «Ярис» и в Бар. Встреча с продавцом опять сорвалась, поэтому второй день пропал в изучении округа (как тут написано «Община Ульцин»). Ночевали в отеле «Видиковац», там за ночлег отдали 50€, завтрак включен. В номерах достаточно холодно, спасают только сплит-системы, с функцией обогрева, да запасные одеяла.
3-х звездочный отель «Видиковац».
Четверг, раннее утро, прогулка до моря. Пляжа, как такового, возле отеля «Видиковац» нету, зато летом прямо возле отеля наполнен бассейн. А вот в море можно только спрыгнуть с пирса, а выходить по лесенкам, типа, бассейна. На обратном пути увидели ныряльщика. Пообщавшись на языке жестов, выяснили, что море холодное, плавать можно только в гидрокостюме. Интересен был его улов. Достаточно крупные осьминоги и пару устриц. Брат сказал, что здесь их очень вкусно готовят, я сам не смог оценить, так как к морской кухне абсолютно равнодушен.
В десять утра встретились наконец-то с продавцом, решили вопрос по приобретению земли. Получается, что стоимость 1 кв. м. (у них цена идет из расчета кв.м, а не сотки, как у нас) колеблется в разных местах от 80 до 400€, а в Будве доходит до 1 000.
Брат приобрел небольшой участочек с домом на удалении около 1 км до моря за 35 000 €. В огороде растут лимон, инжир и кипарис. На очереди посадка мандарина и оливкового дерева. Оставили предоплату, решили, что остальные деньги привезем через две недели, тогда и оформим документы. Кстати, вот фотографии двух домиков, которые тоже продаются:
Скромная вилла. За нее просят 1 млн.€.
Домик попроще. За него хотят 250 тыс.€.
Снова в машину, снова в дорогу. Остановились в Баре, пообедали (плискавицу я брать не решился), прогулка по магазинам, и снова в путь.
Путь лежал по околоморской трассе, на северо-запад. Заехав в г. Петровац, на центральной площади столкнулись с кортежем президента. Вернее, он перед телекамерами обнимался с народом, и мы как раз подъехали. Поскольку у них идет предвыборная гонка, и лицо действующего президента на каждом плакате, ошибиться мы не могли. Кортеж состоял из двух «Ауди-А8», причем одна в старом кузове, и «Крузак» сопровождения. Никаких перекрываний дороги, два полицейских на дороге (без машин), на «Аудюхах» стробоскопы. И все. Мы, подъехав поближе, решили, что нам туда не надо, спокойно развернулись, и двинули обратно, на трассу. Детально Петровац мы так и не рассмотрели.
Следующим пунктом оказался город Будва. Туристический центр Черногории. Также есть Старая Будва, находится прямо на берегу моря, внутри все в бутиках, кафе и ресторанах. Узкие древние улочки создают неповторимый колорит. Цены в магазинах дороже, чем на юге, зато очень много сувенирных лавок.
Братик тоже не отказался от сувенира.
Парковка в Будве, у побережья, нам обошлась в 3 €, по 60 центов за час. Дальше наш путь лежал в Цетинье, к монастырю с мощами Иоана Предтечи. Приехали в Цетинье (старая столица Черногории) после 17:00, и даже не надеялись, что что-то посмотрим. Припарковав машину возле пешеходной улицы пошли пешком. У прохожих спросили, куда идти, на удивление, молодые девчонки довольно сносно говоря по-русски, все нам объяснили.
Цетинский монастырь, где хранятся мощи Иоана Крестителя (здесь его называют Св. Йован).
Зайдя в монастырь, узнали, что мощи прикрыты, и надо найти монаха, чтобы он их показал. При входе в храм, где мощи хранятся, к нам подошел монах, узнав, что мы из России, и что меня зовут Иван, он нас перекрестил, обмазал елеем и показал святые мощи.
Там хранятся: десница Иоана Крестителя, нательный крест, которым крестили Иисуса Христа, часть креста, на котором Иисуса распяли, и еще икона (по-моему, Богородицы), написанная рукой Св. Луки. В 18:00 началась служба, мы ее всю выстояли. Фотографий по понятным причинам мы там не делали. Вышли из храма с легким сердцем, одухотворенные несказанно. Пообщались с тем же монахом, узнали, что в апреле-мае приезжает очень много русских приложится к мощам, а сейчас не сезон.
День близился к концу, и мы решили искать ночлег. Во всем городе оказался только один Гранд-отель 3 звезды. Стоимость 50 € за двоих. Но нас остановило отсутствие отопления. Поэтому мы решили двинуться в Подгорицу, тем более что на пятницу у нас была запланирована поездка на север страны. Поблукав по столице Черногории, остановились в каком-то отеле. Утром, позавтракав в том же отеле (завтрак входит в стоимость проживания), двинулись на север в направлении города Никшич. Еще раз скажу слова благодарности навигатору, по Подгорице он нас водил такими дорогами, по которым вообще никто практически не ездит, но зато самыми короткими и надежными. Вновь построенные тоннели и мосты он не знает, но зато по старым ведет четко. В принципе, мы его использовали как путеводитель при выезде из городов и при расчете кратчайшего маршрута между городами.
По пути в Никшич мы изменили планы и свернули в монастырь Острог. На высоте около 1,5 км над уровнем моря, в отвесной скале выдолблено это рукотворное чудо. Сколь камня и труда затратили на эту постройку монахи, сказать сложно, но точно одно — даже на маленькой машине взбираться к монастыру страшно и долго. А каково туда ходить пешком? Этого мы решили на себе не испытывать. В монастыре находятся мощи Св. Василия Острожского, которым более 300 лет.
Вблизи не фотографировали, за этим строго следят. Везде висят таблички на разных языках, и без слов понятные рисунки: «В шортах и с фотоаппаратами не входить».
Пообедав в ресторане недалеко от монастыря, решили двигаться в сторону аэропорта Тиват, тем более что поездка заканчивалась. По пути в Тиват заехали в Котор, поразились количеству и размерам яхт, припаркованных там.
Обратили внимание на то, что чем севернее море, тем оно грязнее, в Тивате море чем-то напоминает сочинское побережье в июле-августе месяце. На северо-западе страны цены тоже выше, чем в том же Ульцине. Зато по-русски на севере говорят очень многие, а понимают почти все.
Ночлег на берегу Адриатики, и снова аэропорт. Перед аэропортом заправились, всего на бензин у нас ушло около 40€. Сдача автомобиля оказалась такой: сотрудник агенства «Марко» обошел машину по кругу, посмотрел датчик топлива, проверил документы на машину и все. Отдав положенные деньги, мы пошли на регистрацию.
И снова аэропорт, таможня, спросили, сколько у нас с собой денег. Узнав, что везем 50€ (мы на всякий случай держали до последнего, раньше при выезде платили по 15 евро с человека, сейчас это отменили), таможенник со смехом сказал, что это много (разрешено вывозить без декларирования не более 2 000€). Вот так. В итоге эти деньги мы оставили в дьюти-фри. Где-то читал что в аэропорту Тивата нету даже зала ожидания, не говоря о дьюти-фри. Может так было раньше, но сейчас это вполне современным, хотя и маленький аэропорт. Самолет снова задержали на 20 минут. Провожал нас небольшой дождик, видно, плакал, что мы покидаем Черногорию.
Приземлились в Домодедово, полчаса стояли в очередь на пограничном контроле. И вот снова московская слякоть, гонки, подрезки, посты ДПС.
За четыре дня в Черногории нас ни разу не остановили, мы не увидели ни одного грубого нарушения ПДД, все автомобили ехали с включенными фарами, все водители и пассажиры пристегивались. На горных дорогах ползуший вверх грузовик через сплошную никто не обгонял, да и сплошная разметка нанесена лишь там, где действительно не видно встречки. Никто не гоняет, как сумасшедший, видел только пару джипов с немецкими номерами, они ехали около 120 км/ч, видно, куда-то действительно торопились.