|
Экипаж: я, автор этих строк, водитель и идеолог поездки; супруга, второй водитель и заведующий питанием; двое юных путешественников — замечательные мальчишки 12 и 9 лет от роду на момент поездки. Лошадка — Рено Дастер 2013 года.
Даты поездки: 27 апреля - 05 мая 2019 г.
Маршрут: Москва — Волгоград — Элиста — Пятигорск — Кисловодск — Домбай — Москва.
Предыстория
В начале было слово. И слово это было «хочу». Хочу тепла и солнца, хочу горы и виды, хочу культурную и этническую экзотику, хочу увидеть новые места. И все это надо впихнуть в 9 дней первомайских праздников и скромный бюджет, недвусмысленно намекающий, что про заграницы лучше не мечтать.
Был большой соблазн съездить еще раз в так полюбившуюся Грузию, но решили оставить ее на потом, когда поездку можно будет смаковать не торопясь, не кидаясь галопом из стороны в сторону. Была мысль про Азербайджан, но он тоже никак не влезал в обозначенные временные рамки. Но проработка пути в Азербайджан подкинула в копилку идей Волгоград и Элисту.
У старшего сейчас пошла военная тема. Он стал интересоваться оружием второй мировой войны, ходом сражений и т.п. Захотелось показать ему памятник, знаменующий победу в одной из величайших битв. А Элиста заинтересовала своими буддистскими храмами и культурными особенностями. Раньше сталкиваться с буддизмом и буддистами не приходилось. Кришнаиты не в счет.
Идею горной части подкинул сайт «впоходру». Там наткнулся на интересный тур с проживанием на турбазе в Домбае с радиальными выходами на окрестные треки. Фотки из тех мест — нереальной красоты. Все так, как мы любим. Тур стоит нескромных денег. Но мы и сами с усами. В горах ориентироваться умеем. ОСМ все нужные тропы знает.
По дороге в Домбай в маршрут логично встроились Пятигорск и Кисловодск. В Пятигорске я был еще во времена СССР, и от него (от Пятигорска, я имею в виду) сохранились очень теплые воспоминания. Захотелось посмотреть, как там сейчас. А в Кисловодск я еще тогда хотел попасть, но не смог. Надо закрывать пробелы. Тем более отзывы о нем такие позитивные.
Все логично связалось и улеглось на карту и на календарь. Подсчет бюджета тоже показал зеленый свет, но все дело подпортила маленькая деталь. Пропуск в погранзону. Без него не попасть на все основные треки в районе Домбая. Заявление на этот пропуск надо подавать не позже чем за месяц. А я озадачился этим вопросом только 7 апреля. Сайт госуслуг не дает выбрать дату ранее 7 мая. А в погрануправлении меня просто послали. Впрочем, оставалась зацепка. По словам ходивших в этом районе в 2018 году, пропуска выдают за 100 рублей егеря Тебердинского заповедника, посты которых перекрывают выход на все основные треки. У погранцов эти пропуска вроде как прокатывают. Ну, что ж, положимся на великий русский авось. Вперед, погнали.
27 апреля. День первый.
5 утра. Мерзкая трель будильника на телефоне. Умолкни, чертова железка! Еще рано! Я только-только отнес последнюю сумку в коридор. Еще даже головой подушки не успел коснуться! Ладно, ладно. Вижу, светло уже. Пора вставать.
Погрузились и выехали из дома без завтрака. За счет этого уложились в отведенный срок. Выезд ровно в 6 утра. Расчет на то, что дети будут спать в машине, не оправдался. Детей просто переполняла энергия, и они тут же затребовали планшет. Удалось договориться на компромисс — после завтрака. А завтрак — за пределами Московской области.
Несмотря на раннее утро движение по МКАД весьма плотное. Но без пробок. Поток движется 90-100. Съезд на М4 тоже оказался свободен. Не так, как два года назад, когда пришлось ехать по М2 и А107. Но нет в жизни совершенства. Перед А108 подряд две аварии. Потеряли минут двадцать.
На подъезде к Кашире долго обсуждали, куда ехать. По М4 до Воронежа или сразу свернуть на Р-22. Навигатор утверждал, что Р-22 это на 130 км короче и на полчаса быстрее. Но дорога не первой свежести, много тихоходов, обгоны затруднены. В итоге поехали дальше по М4.
Примерно в полдевятого свернули на проселочную дорогу и остановились в лесополосе позавтракать домашними припасами. Небо нахмурилось. Настроение упало. Да еще кругом мусор. Причем не как обычно, удобное место для стоянки — куча мусора, подальше, куда не проехать, уже чисто. Нет. Мы отъехали по проселку на полкилометра, и все обочины были усыпаны мусором. В лесополосе — мусор. В поле за ней среди сгоревшей травы — мусор, куда ни кинь взгляд. Лю-ю-ю-ю-ди! Это же наша земля! Не вражеская территория. Ну нельзя же так!
Дальше погода менялась каждые полчаса. То дождь, то солнце. Но в целом — здорово! Май — чудесное время. Свежая зелень нежнейших оттенков, бездонное голубое небо и яркое радостное солнце!
Пообедали на объездной Воронежа в «Помпончике». Супруга и дети что-то подсели на эту сетку. Кафе расположено немного в стороне от трассы. С обратным выездом немного тупанули и выехали на старую трассу. Где-то там есть замаскированный среди рекламы знак «40», про который даже навигатор ничего не знает. В результате получил по почте фото своей машины с подписью «Рогачевка - 63 км/ч».
А дальше ушли на Р-298 в сторону Борисоглебска. Дорога узкая. Асфальт уставший, но серьезных ям нет. Трафик низкий. В одной из деревень — ремонт дорожного полотна. Асфальт снят. Реверсивное движение. Потеряли примерно 5 минут.
На Р-22 трафик резко вырос. И появилось просто невероятное количество древних чадящих Камазов, ползущих со скоростью 60, а то и 40. А обогнать тяжело — встречка сплошным потоком. А еще удивило количество юрких грузовичков «Красное и Белое». Такое впечатление, что местное население ничего, кроме этого продукта не употребляет.
На этой дороге тоже идут ремонты и организовано реверсивное движение. В общей сложности потеряли час. И убедились в правильности выбора ехать через Воронеж.
В Волгоград приехали уже затемно. Навигатор вдоволь поводил нас по темным переулкам с полностью убитым асфальтом среди каких-то складов, заборов и частных домов. Наконец, мы нашли забронированный хостел, впихнулись на последнее свободное место во дворе и пошли осматривать наше пристанище. Все очень простенько, дешево, но чисто и довольно уютно. Мы взяли шестиместный номер целиком. Радости детей не было предела. Три двухъярусных кровати! Они устроили обезьяньи скачки по всем трем. С трудом их угомонили и легли спать.
28 апреля. День второй.
Сегодня нас разбудило солнце, а не будильник. После тяжелого перегона решили выспаться и отдохнуть. Сходил в ближайший магазин за продуктами на завтрак. Окрестности преобразились при свете дня. Все деревья и кусты в окрестных садах покрыты пышной пеной цветов. На каждом участке буйно цветут тюльпаны, нарциссы, и бог знает какие еще цветы. Запахи стоят невероятные! Ощущение праздника, отпуска, отдыха.
К верхней парковке у Мамаева кургана подъехали в районе пол-одиннадцатого. Солнце уже пекло вовсю. Что же тут творится летом? Нет, май — лучшее время для путешествий.
Над вершинами деревьев отчетлива видна махина скульптуры Родина-мать. Но ракурс от верхней стоянки получается несколько сзади. Мы уже готовились увидеть монумент во всем своем величии спереди, но… впечатление было испорчено благоустройством.
С холма, на котором находится статуя Родина-мать, снят почти весь дерн. Остатки сковыривает ковшом небольшой трактор. На братской могиле, в которой захоронено более 34000 павших воинов, лениво топчутся гастербайтеры в грязных кирзачах и выковыривают из земли какой-то провод. Сакральность момента, образно говоря, была втоптана в грязь.
Пошли дальше к залу Воинской Славы. Очень атмосферное сооружение. Внутри полумрак, тишина и спокойствие, как в храме. Вечный огонь, зажатый в каменной руке, парит над головами входящих и отбрасывает блики на мемориальные панели с именами погибших. Более 34 тысяч. Эмоции, психика человека не приспособлены к восприятию цифр. Три тысячи? Тридцать четыре? Много это или мало? Цифра не бередит, не цепляет ничего в душе. Но когда видишь воочию огромные панели, испещренные именами павших от уровня груди и на десяток метров вверх, когда видишь сколько этих панелей, приходит понимание, какую страшную цену пришлось заплатить за великую победу. Сильное ощущение.
Немногочисленные туристы, проникнувшиеся атмосферой этого места, почтительно обходят зал по кругу. У вечного огня застыли каменными изваяниями воины почетного караула. Какая должна быть выдержка, чтобы стоять навытяжку без малейшего движения столько времени! Но и тут нашлась своя ложка дегтя. Какой-то … в военной форме… ну не знаю, как его назвать… Видимо, начальник или разводящий караула вихляющейся походкой подошел к одному из караульных и, почесывая свою пятую точку, начал что-то ему вальяжно выговаривать. Как-то эта картинка зацепила на фоне всего остального.
Спустились дальше к монументам «Скорбь», «Ни шагу назад», «стены руины», фигуры защитников. Я, конечно, понимаю, что нарочитая грубость исполнения скульптур намеренная. Замысел скульптора и все такое. Но впечатление от них какое-то… Хочется пройти скорее мимо и не рассматривать.
В общем, как-то не задалось знакомство с Мамаевым курганом. Но все критические замечания в адрес мемориального комплекса ни в коей мере не умаляют грандиозного подвига советских солдат и офицеров. Вечная им память и слава.
По бокам аллеи Памяти буйно цветут яблони.
Спустившись вниз, сели в знаменитый Волгоградский метротрам. На этом направлении ходят новенькие блестящие хайтечные вагоны. Приятно прокатиться. А вот на второстепенных маршрутах видели совсем дряхлую технику. Выцветшая, местами облупившаяся краска, грязные, кое-где потрескавшиеся окна. Номер маршрута намалеван краской от руки на какой-то фанерке!
Но не будем о грустном. Метротрам весьма приятен. Вагон резво ныряет из раскаленного яркого дня в мягкую прохладу подземелья. Станция просторная и безлюдная. Почему-то напомнила метро в Казани.
Дальше мы направились к дому Павлова (он рядом) и мельнице Гергардта. Оказалось, что дом Павлова полностью отстроен заново. Встроенная в его стену непонятная кирпичная конструкция — символ. На мой взгляд, бессмысленный. Просто мемориальная доска на стене — было бы честнее.
А вот мельница Гергардта — да! Производит впечатление.
Сначала не понял, зачем возле мельницы композиция Дети и крокодил. Но потом, увидев ее на военных фото, понял. Сильный маркер. Цепляет.
Дети оторвались по полной на экспозиции военной техники возле мельницы. Особенно им понравилось лазить по поезду.
Посетили и музей панораму «Сталинградская битва». Музей в цокольном этаже до боли напоминает экспозицию на Поклонной горе в Москве. Но есть и свои фишки. Есть возможность в одном из залов спуститься в имитацию ДОТа и посмотреть сквозь амбразуры на компьютерную панораму танкового боя.
От панорамы спустились к набережной Волги. С каким размахом был оформлен высокий берег в советское время! И в какую разруху это все превратилось сейчас. Сколько денег потребуется на восстановление!
Вообще, город производит двойственное впечатление. С одной стороны, много зелени, цветов, дома в центре сияют свежей краской и чистыми окнами. С другой полуразрушенная набережная, затоптанные газоны, запущенные клумбы, кое-где мусор под ногами. Найти урну выбросить бумажку — тот еще квест. Асфальт на центральных улицах вполне в удовлетворительном состоянии. Не хуже, чем, скажем, в Твери. Но в одном месте на мосту пришлось резко объезжать яму, куда влезло бы колесо Дастера целиком.
Или вот такой элемент благоустройства по-Волгоградски. Труба для полива газона в десяти сантиметрах над уровнем асфальта. Привет слабовидящим, велосипедистам, мамам с колясками и просто малоподвижным гражданам. Кстати, судя по состоянию газона, труба эта не работает со времен СССР.
Назад к машине вернулись тем же путем. Заехали в ТЦ перекусить и выдвинулись в направлении Элисты. На своей шкуре прочувствовали длину города Волгограда. Едешь, едешь, а он все не кончается!
Вместе с последними домами пропали и последние деревья. Вокруг бескрайняя ровная как стол степь. В это время года она еще зеленая, но цветов нет. Летом, когда трава выгорает, это должно быть очень скучное зрелище. Но какие облака громоздились над пустыми просторами! Горы! Океанские волны! Фантастические корабли или сказочные звери! Невероятные оттенки и полутона, разбуженные сочным золотым вечерним светом! Мы как-то привыкли, что вокруг нас дома, деревья, скалы и прочие объекты, на которых фокусируется взгляд. А небо оно там, где-то наверху. Не всегда на него и внимание обратишь. А тут на переднем плане ничего. Совсем ничего! Глазу не за что уцепиться. И небо становится основным действующим лицом. Оно оказывается не сверху, а кругом! Наваливается всей массой! Непередаваемые ощущения!
На территории Калмыкии в степи стали попадаться редкие юрты и ступы. Мы почему-то ожидали увидеть огромные стада, но реальность оказалась скромнее. Немного рыжих коров, несколько лошадей и одинокий верблюд. Овец не видели вообще.
Элиста открылась внезапно и вся сразу. Вот только что ехали по пустой степи, ничто не говорило о том, что близко столица региона. Плавный подъем на небольшой холм, «перевал», и внизу внезапно открывается вид на большую деревню. Да-да. Элиста с этой точки видна вся как на ладони, а также степь за ней и вокруг нее. С первого взгляда показалось, что она вся одноэтажная. По большей части так и есть, но в центре есть кварталы пяти и даже семиэтажных домов.
Гостиница у нас была забронирована на привокзальной площади. Я опасался чрезмерного шума и лишней движухи. Реальность полностью разрушила шаблон. Тишина и запустение. Здание вокзала наполовину скрыто строительным забором, а наполовину разросшимися как попало кустами и деревьями. Непонятно даже, как к нему подойти. Ни машин, ни людей. Такое ощущение, что железнодорожного сообщения с городом нет.
Привокзальное кафе, где мы собирались поесть, оказалось закрыто. Я нашел на Гугл картах ресторан в центре с хорошими отзывами, и мы собрались ехать туда на машине. Но вдруг рядом нарисовалась маршрутка и оттуда нам призывно замахали руками. Я вот до сих пор не пойму, что на меня так подействовало. Почему я сел в эту маршрутку, а не прошел три минуты до машины во дворе гостиницы. Какое-то локальное помрачение сознания. Но зато какие впечатления!
Такого общественного транспорта я еще не видел! Газель. Родом из прошлого века. Покрытая вмятинами и царапинами, как уличная дворняга блохами. Внутри под крышей частично отсутствовала облицовка. Просто металл крыши и ребра жесткости. Часть стекол отсутствовала. Их заменяли фанерки. Оставшиеся были затонированы так глухо, что трудно было разобрать, что происходит снаружи. Впрочем, эта тонировка была настолько ободрана и местами свешивалась клочьями, так что что-то разглядеть можно было. Сидения провалились. Из-под порванного дерматина выглядывали клочья чего-то напоминающего грязную вату. Пол под ногами подозрительно прогибался. Когда это чудо техники тронулось, звуки из-под капота нисколько не напоминали работу механизма. Скорее там кто-то издевался над ишаком, бараном и собакой вместе взятыми. Однако все это местных нисколько не смущало. Через три остановки народу набилось вдвое больше, чем посадочных мест. Когда мы все-таки выбрались на свежий воздух, сердце у меня стучало чаще обычного. И все это за каких-то 12 рублей с носа.
Ресторан оказался в глубине частной одноэтажной застройки. Мы даже опасались, что в Гугле указан неверный адрес. Но внутри все оказалось весьма на уровне. Уютная, выдержанная в традиционном калмыцком стиле обстановка. Тихая музыка, улыбчивые, внимательные официантки.
Калмыцкая кухня очень незатейлива. Мясо! Много мяса. В основном баранина. Минимум специй и изысков при готовке. Но вкусно! Невозможно описать! Старший у нас мясо практически не ест. Иногда с танцами под бубен удается его уговорить на пару куриных крылышек. А тут сметелил свою порцию в мгновение ока. Мы ни в чем себе не отказывали. Наелись до отвала. А обошёлся нам этот разгул всего в 1600 рублей на четверых.
После ужина не успели мы дойти до остановки маршрутки, как вдруг без предупреждения на нас рухнул ливень. Да какой! Водопад! Как будто у бочки вышибли дно! Мы еле успели спрятаться под навес местной библиотеки. Пришлось вызывать местное такси. Обещали машину через пять минут. В реальности прошло почти пятнадцать. Вопреки опасениям, приехала новенькая Киа Сиид. Поездка обошлась в 80 рублей! Элиста — фантастическое место!
29 апреля. День третий.
Встали полвосьмого. Пасмурно, прохладно. Я быстро сходил до ближайшего продуктового. Позавтракали всухомятку. Впрочем, местные продукты оказались вкусными и более натуральными, что ли.
Первым и основным пунктом для посещения у нас был Золотой Хурул. Главный буддистский храм Калмыкии. Что-то типа нашего кафедрального собора. Видно его с главной улицы хорошо. Места для парковки хватает.
Впервые в жизни столкнулся с тем, что полоски ткани привязывают не просто так «на счастье, вдруг поможет», а со смыслом. На небольших флажках священные тексты, символика. А привязывающие их четко знают, что там написано, как и где правильно привязать и зачем это нужно. Правда, в подробности с нами никто не опускался. На заборе вокруг Золотого Хурула таких флажков огромное количество.
На воротах правила поведения на территории храма.
В прихожей храма все снимают обувь и дальше проходят босиком. Кругом ковры, чисто. Неприятных ощущений от хождения босиком не возникает. Мы сначала хотели пройти прямо в храм, но там шла служба и нам вежливо предложили сначала сходить в музей буддизма на цокольном этаже. Мы спорить не стали.
Музей небольшой, но занятный. Для нас, людей абсолютно не в теме, все было необычно и интересно. Много фигурок различных… ну не святых, а просветленных, которые совершали чудеса, помогали простым людям и двигали учение в массы. А также фигурки… ну не божеств, а сверхъестественных существ, обладающих особой силой и способствующих воплощению замысла Будды. Даже страшная клыкастая тварь, оказывается, вполне себе добрая животина. Людям вреда не причиняет, а призвана пугать и изгонять из человека его пороки. Вот такая позитивная миролюбивая религия. За полчаса, проведенные в музее, я не нашел ни единого упоминания о насилии или мученичестве, или наказании за что-то. Ничего что хоть как-то зеркалило христианскую концепцию ада. Мне такой подход весьма симпатичен.
Когда мы поднялись наверх, служба уже закончилась. Прихожане выстроились в очередь к какому-то действу, напоминающему наше причастие. Каждый прихожанин, подходящий к священнослужителю, удостаивался обрызгивания, какого-то знака пальцами перед лицом и кусочком чего-то съедобного, типа наших просвирок.
Статуя Будды весьма внушительных размеров. Этажа два, если не три. Ожидаемо вся золотая. Больше золота в отделке храма нет. Стены расписаны геометрическими узорами, растительными мотивами. Очень ярко. Жаль, снимать внутри запрещено.
Прошлись по территории вокруг храма. Все ухожено, красиво.
Статуи сподвижников Будды и великих учителей. По мне, все они на одно лицо. То ли канон велит так их изображать, то ли скульптор поленился.
Покрутили молитвенные барабаны. Дополнительный плюс в пользу буддизма. Еще в древние времена, когда про машины и электронику никто и не слыхивал, буддисты автоматизировали трудоемкий процесс молитвы. Молодцы!
Даже труба котельной рядом декорирована в стиле восточной пагоды.
Дальше прокатились по городу. Сфотались с памятником верблюду. Заехали к Остапу в окружении двенадцати стульев. Остап держит в руках шахматного короля. Очаровательная самоирония. Кирсан воплотил Остаповские Нью Васюки в жизнь. Хотя бы частично.
Зашли в обычных городской Хурул. Типа обычная церковь для граждан. Тут все поменьше и попроще, но принцип тот же, что и в золотой обители. Золотая статуя Будды и яркая роспись на стенах. Снимать тоже запрещено.
А радом расположена ступа. Типа наша часовня. Внутри совсем тесно. Запрета на съемки нет, но там на коврике немолодая калмычка совершала какие-то ритуальные движения, напоминающие одновременно земные поклоны, фитнес и йогу. Снимать постеснялся.
Рядом расположен город шахмат. Где вроде как бы проходили даже какие-то международные соревнования. О тех временах напоминают только названия. Дворец шахмат теперь перепрофилирован в обычный бизнес центр. Огромные шахматные фигуры в холле еще стоят, но трогать их категорически запрещено. Здания вокруг — элитный жилой комплекс. Ничего интересного нет. К посещению НЕ рекомендуется.
А вот парк в центре с обязательной фигурой Будды, пагодой семь дней, фонтаном три лотоса и золотыми воротами очень даже ничего, приятно погулять и посмотреть.
На протяжении всего пребывания в Элисте меня не покидало ощущение, что мы в ближней загранице типа Монголии. Места, хранящие сильный отпечаток СССР, но в то же время совершенно другие люди, другие обычаи и культура. Вот только говорят все на русском. А надписи на трех языках: калмыцком, русском и английском.
Пообедали мы в кафе «Калмыцкая кухня №1». Очень долго. Еда вкусная, но по качеству уступает съеденному вчера. А цены выше. Впрочем, не критично.
На выезде из города заглянули в старый хурул. Когда подъезжали, увидел, что от здания хурула к парковке бежит группа полицейских со служебными собаками. Там они живо погрузились в свои машины и микроавтобусы и рванули прочь. Не знаю, что это было.
Хурул оказался закрыт. Как и здания вокруг. Немного обидно, но не критично. Впечатлений уже много, а вокруг просторная степь и удивительное ощущение покоя и умиротворенности.
Следующие примерно 50 километров дороги оказались серьезным испытанием. Такое впечатление, что асфальт недавно бомбили. Дыры по всей ширине дороги такие, что даже непробиваемой подвеске Дастера сильно бы не поздоровилось. Поэтому приходилось активно лавировать на скорости не выше 80 км/ч. Благо трафик на этом участке практически нулевой, а дорога везде просматривалась на несколько километров. Так что траектория у меня была от обочины до обочины. Экипаж был сильно не доволен болтанкой и настаивал на еще более медленной езде.
Ближе к Ставропольскому краю дорога выправилась и ехать стало веселее. Появилась возможность полюбоваться степью и облаками вокруг. Впрочем, на одном из поворотов я увидел наглядную агитацию, что от дороги отвлекаться нельзя, даже если она пустая. На обочине, нелепо растопырив вверх ноги, лежал труп сбитой коровы и целый ковер из стекол, кусов пластмассы и мелких железок вокруг.
В памяти у меня засело, что на нашем пути будет пост ГИБДД в Каменной балке. И там вроде как дежурят совсем не хорошие полицейские, которые тормозят всех и разводят на деньги независимо от наличия нарушений. Мне почему-то представлялось, что Каменная балка — это населенный пункт, а пост ГИБДД стационарный. Каково же было мое изумление, когда я увидел, что развилка в Каменной балке находится в чистом поле, а вместо стационарного поста — машина ГИБДД на обочине. К счастью, развилка — это большой круг, с которого мы ушли на Александровское. А вот у поворота на Буденновск как раз скучал полицмейстер. Увидев нашу одинокую машину, он подобрался и двинулся по обочине в нашу сторону. Но мы свернули раньше, и он разочарованно побрел назад к своему экипажу. Уф-ф-ф. Пронесло.
Сразу после Каменной балки стали попадаться деревья вдоль дороги, а затем потянулись возделанные поля, огороды, сады, стали попадаться ухоженные поселки.
Когда мы доехали до Минеральных вод, окончательно стемнело и полил дождь. Пробираться по незнакомой неосвещенной дороге под струями дождя и брызгами из-под колес в условиях очень плотного движения — то еще удовольствие после нескольких часов за рулем. До гостиницы в Пятигорске добрался выжатый как лимон. На ужин в городе уже не хватило сил. Доели остатки еды из кафе в Элисте и рухнули спать.
30 апреля. День четвертый.
Вчера лезли с котомками на четвертый этаж по узкой лестнице и чертыхались. Что за номер нам достался! А с утра, выглянув в окно ахнули. Вид на весь город, Эльбрус и половину главного Кавказского хребта впридачу. И над всем этим небо глубочайшей синевы и озорное весеннее солнце.
Быстро позавтракали и выдвинулись на осмотр провала и горы Машук. Формально к провалу на машине просто так проехать нельзя. Можно только жителям, работникам и клиентам санаториев и лечебниц, расположенных по этой улице. Фактически машины с московскими номерами сновали туда-сюда безо всяких препятствий. Но мы запарковались у станции канатки и пошли пешком.
Прогулка оказалась весьма приятной. Здания санаториев, в которых народ лечился еще в 19-м веке, сами по себе вполне тянут на достопримечательности.
Единственное, что омрачало прогулку — дым от горящего рынка Пятигорска.
Остап, как и ожидалось, был на посту. Однако денег с нас не взял. Наоборот, дети изо всех сил старались вырвать у него из рук латунные купюры.
В тоннеле, ведущем в провал, полумрак и играет тихая медитативная музыка. Озеро за решеткой пахнет сероводородом.
По пути назад зашли в эолову арфу. Сейчас мелодия ветра льется из вмонтированных под куполом колонок, а в самом начале, говорят, звук рождался во вмурованных в пол беседки металлических трубах. Их остатки можно заметить и сейчас.
Купили билеты на канатку. Недешево, надо сказать. Вообще, в планах было только подняться, а спуститься по асфальтовой дороге вокруг горы, но время поджимало, поэтому оплатили и обратный спуск.
Хорошо отреставрированный советский вагончик шустро вознес нас на вершину горы. С каждым метром подъема листочки на деревьях на склоне становились все меньше и меньше. И если внизу было буйство весенней зелени, то наверху ветки были практически голые. Зато вовсю цвел багульник.
Окрестности станции канатки плотно оккупированы деньговыжималами. Лотки с сувениркой, платками, носками, сомнительной едой. Завывания «ваша фотография совсем не дорого». В общем, хочется сразу уйти подальше. Благо есть куда.
Немного подальше — столбы с указателями на города России. Стрелок ну очень много. Ожидаемо увидели Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Омск, Новосибирск, Владивосток. Но совсем не ожидал увидеть Пушкино, Балашиха, Видное, Одинцово. Забавный квест — найти указатели на один и тот же город. Их там не мало. Есть даже по три экземпляра. Но что самое веселое — они показывают в разные стороны и на них указано разное количество километров!
Прогулявшись вокруг вершины и запечатлев виды вокруг, спустились к машине. Надо было спешить в Кисловодск. Навигатор нас повел петлями через весь город. Невольно получили экскурсию по всем основным улицам. Честно говоря, впечатление не очень. Улицы узкие, забиты машинами и людьми. Зданий с красивой архитектуры нет, а если есть, то они зажаты между бетонными коробками и обвешаны рекламой. Романтические воспоминания о Пятигорске тридцатилетней давности растаяли как дым.
Если не считать мытарств на улицах Пятигорска, то до Кисловодска мы доехали быстро. Перекусили в какой-то пиццерии в центре и поехали заселяться в забронированную гостиницу. А вот тут нас ждал сюрприз. Пожилая пара, которая занимала номер до нас, продлила проживание до вечера и уже оплатила это продление. Хозяин аппартов, радостно улыбаясь, предложил нам погулять до девяти вечера. Вот так номер! Начали разбираться. Жучило вился ужом и никому не хотел возвращать деньги. Было жалко терять время, и мы в итоге сошлись на том, что мы гуляем до темноты, а наши конкуренты освобождают номер к этому моменту. Забегая вперед, скажу, что так оно и получилось.
В отличие от Пятигорска центр Кисловодска произвел очень положительное впечатление. Все красиво, ухожено. Есть где погулять и что посмотреть. Красивые клумбы и фонтаны. Все ухожено, чисто. Все цветет.
Парк Кисловодска — просто жемчужина.
Внизу есть схема парка и основных терренкуров. Самый длинный почти пятнадцать километров! Нам хотелось захватить все по максимуму, поэтому мы перескакивали с одного на другой. В итоге намотали примерно двенадцать километров и набрали четыреста метров высоты.
Растительность в парке очень разнообразна. Сосновые и березовые рощи. Буки, грабы, пихты. Группы деревьев чередуются с живописными полянами. Все это умело вписано в очень нелинейный рельеф. Дорожки проложены так, чтобы с них открывалось максимум эффектных видов. Красота!
Единственное, что подпортило впечатление — практически полное отсутствие туалетов. Ребенку срочно потребовалось это заведение. Сначала нам местные подсказали, куда идти. Потом мы увидели указатели. До туалета 900 метров. До туалета 600 метров. Ребенок мучится, приседает, но терпит. 300 метров. Вон он уже показался! Подбегаем… Закрыт! Режим работы с 10 до 18. На часах 16. Но закрыт! Вы бы видели глаза ребенка! Тут я увидел неподалеку какое-то кафе. Ломанулись туда. Сначала нас развернули в сторону неработающего туалета, сказали, что у них только для клиентов. Но потом снизошли и пустили в него с видом, что делают величайшее одолжение, за 50 рублей. Прогулка была спасена.
Поднялись к желтым скалам. Виды шикарные. Дети готовы фотографироваться с каждым камнем.
Павильон храм воздуха. Внутри что-то похожее на библиотеку. Но все закрыто и вывески с режимом работы нет.
В долине роз, к сожалению, не было не только цветов, но даже листьев.
Отчасти это компенсировала огромная клумба ярко желтых тюльпанов.
Беседка над долиной роз.
Единственная доступная для осмотра роза на тот момент.
Дальше терренкур пошел серпантином через сосновый лес. Попадаются площадки с тренажерами. Народ на них занимается, бегает, катится в гору на велосипедах. Дух спорта и здоровья просто захватывает. Глядя на них, хочется тряхнуть стариной, вдохнуть побольше воздуха и вверх бегом. Ну да ладно. Мы пока пешком. А вот дети — да, бегом.
Дошли до памятника Лермонтову. Дети тут же устроились на вытертых до блеска металлических коленях. А родители замерли, любуясь открывающимися видами.
Очень хотелось идти дальше, выше, хотя бы до верхней станции канатки, но солнце неумолимо клонилось к горизонту, и мы пошли вниз. Возвращаться решили другой дорогой.
Посмотрели красные скалы. Обнаружили бессмертный лик Ильича.
В сгущающихся сумерках полюбовались каскадной лестницей.
Когда дошли до вокзала, практически полностью стемнело. Полюбовались на красивую подсветку улиц.
Когда дошли до гостиницы, наши предшественники уже освободили номер и грузились в машину. Неутомимый ловкач — хозяин аппартов оказывал им услугу трансфера. Мы уже начали заносить вещи и собирались расположиться на отдых, как я услышал невинный вопрос этого предприимчивого отельера: а вы на шоу музыкальных фонтанов не пойдете?
Отказаться от соблазна я не смог. Наскоро расспросив, где что и как, я со старшим отправился смотреть. А супруга и младший остались в номере. Их утомила сегодняшняя прогулка.
Когда мы добрались до фонтанов, шоу шло уже минут десять. Со стороны бульвара было не протолкнуться, но обогнули фонтан с противоположной стороны, поднялись на ступеньки ресторана и получили возможность наслаждать шоу во всей красе. Я таких аттракционов посмотрел уже немало. Масштаб небольшой. Но из имеющихся фонтанов устроители представления выжали все! Тут и музыка (разумеется), и все возможные фигуры из воды, и полноцветная, отвечающая музыке, подсветка, и лазерные фигуры, и огненные фонтаны!
Мы застали две самые мощные композиции. Первая хотя и знакомая, но название так и не вспомнил. Вторая — Queen, Show must go on. Потом пошла классика. Спокойные мелодии и уже без огня. Потом начался антракт, и мы пошли прогуляться. После антракта была попытка запустить что-то «огненное» еще, но то ли запас топлива иссяк, то ли поломка. Так что огненного шоу больше не получилось. Продолжение было опять спокойное с обычной подсветкой. Впрочем, все равно. Впечатления — на высшем уровне. Ушли с ощущением, что день прожит не зря. Шоу оказалось достойной вишенкой на торте.
1 мая. День пятый.
С утра, пока дети спят, рванули с супругой в нарзанную галерею. Она работает сеансами, и мы никак не могли застать, когда она открыта. Сегодня свершилось. Двери распахнулись, и мы начали знакомиться с местными водами. Одноразовые стаканчики продаются внутри. Пять рублей за штучку. Со своей кружкой можно. А вот в бутылки набирать нельзя.
Краников очень много, но весь выбор сводится к трем видам нарзана в двух представлениях: теплом и холодном. Нам больше всего понравился теплый со средней минерализацией.
Когда дети проснулись, мы отправились завтракать. В девять утра выбора нет. Всего одно работающее кафе. Дорого и не сказать, чтобы очень вкусно.
Как ни жаль покидать Кисловодск, но время поджимает. Нас ждут горы, легендарный Домбай. Ехать туда решили напрямик, через Верхнюю Мару, не делая крюк через Черкесск. Асфальт на этой дороге подразбитый. Трясет ощутимо, но больших дыр нет. Поддерживать скорость 80-90 проблем не составляет.
Дорога идет в долине. По мере подъема зелень пропадает. Скалы подбираются все ближе к проезжей части. Становится мрачновато. Но вдруг дорога выскакивает на перевал, скалы расступаются, и впереди распахивается невероятный простор! Вид потрясающий. Мы останавливались три раза на посмотреть и поснимать. На каждой следующей остановке виды все лучше и лучше.
Кстати, обернувшись назад, обнаружил указатель на местный всесезонный горнолыжный комплекс. Вдалеке виднелись какие-то домики и подъемник. Но там было пусто и тихо. Никакой всесезонностью не пахло.
Когда спустились в Карачаевск, погода окончательно испортилась. Полил дождь. А мы до последнего надеялись, что прогноз ошибется. Что-то не везет нам в последнее время с прогулками в горах. Все дни внизу — солнце. Но как в горы, так сразу дождь.
Раз уж все равно погода испортилась, решили не рваться сразу в Домбай, а сделать остановку в Теберде и зайти в местный зоопарк. Зоопарк оказался небольшим, но интересным. Зубры, горные козлы, кабаны, волки, шакалы, медведи. Больше всего понравились мишки. Они так уморительно играли, с таким энтузиазмом друг друга валяли!
Пока мы рассматривали животных, опять распогодилось. Выглянуло солнышко, и стало тепло. Однако в Домбай мы въезжали под проливным дождем. Отель нашли с трудом, хотя навигатор нас привел к самым его дверям. Мы долго тупили и не могли рассмотреть огромную вывеску с названием на стене. Но все закончилось хорошо. Мы заселились в огромный двухкомнатный номер. Самый дорогой и самый комфортный за всю поездку.
После заселения и обеда, пользуясь временным прекращением дождя, решили пройтись по треку в долине реки Аманауз.
На выходе из поселка обнаружилась избушка без курьих ножек, но зато с большим стендом, информирующим отдыхающих, что все-все вокруг — территория Тебердинского заповедника. Населяют этот заповедник много-много симпатичных зверушек и полезных растений. И все они ужасно страдают от нашествия праздношатающегося туриста. А спасти их от этого бедствия может только сбор по 100 рублей с носа этих самых праздношатающихся туристов.
Из этой избушки к нам наперерез с рвением служебного бультерьера рванулась какая-то непонятная тетенька и сразу начала интересоваться, а куда это мы идем и почему еще не заплатили. Четыреста рублей с невероятной скоростью исчезли из моих рук и растворились в ее карманах. Я начал интересоваться пропусками в погранзону. Глазки сразу забегали, голос стал елейным, как у лисы из мультика по басне про сыр и ворону. Да зачем вам, говорит. На этом маршруте застава еще пустая. Погранцы начнут дежурить с середины мая. Ну, хорошо, а мы еще на Алибек собираемся сходить. Да что вы! Там тоже никого нет! Идите свободно! А на Домбай-Ульген… И там тоже никого нет!
Пока я вспоминал, какие еще маршруты есть в окрестностях, она скороговоркой пожелала приятной прогулки и быстренько скрылась в домике. На руках у нас не осталось ни пропусков, ни билетов, ни даже чека. Вот такое, блин, предпринимательство.
Дальше дорога выходит к реке и идет по каменным россыпям. Перед уходом реки в каньон тропа начинает карабкаться вверх и по мостику пресекает небольшой поток, обрушивающийся водопадом в реку. Возле мостика мнется довольно большое количество народу. Подойдя, поближе понял, почему. Дальше тропа исчезает в снегу.
Супруга и дети идти дальше отказались и пошли назад в гостиницу. А я решил посмотреть, что дальше. Сначала по чужим следам ушел немного в сторону, но потом навигатор подсказал, что тропа находится выше и справа от меня. Поднялся. По тропе стало идти гораздо легче. Снег уплотненный. Ногу держит.
Однако далеко я не ушел. Метров через триста-четыреста мой путь пересекла недавно сошедшая лавина. Уклон серьезный. Снег мокрый. По скале текут ручейки. В любой момент вся эта масса может продолжить свое движение вниз. А оно мне надо? Решил не рисковать и пошел обратно.
По дороге мне встретился егерь. Он рассказал, что лавина сошла здесь три дня назад. Что я правильно вернулся. Были случаи, что народ в этом месте улетал вниз. Рассказал и про то, что все намеченные мной треки все еще глубоко под снегом. Причем снег там рыхлый, в отличие от тропы, где я прошел. Бывают годы, когда на первое мая там вполне можно ходить, но не в этот год. Зима очень снежная, а весна поздняя. Даже горнолыжка все еще работает. Хотя должна была завершиться еще две недели назад.
С этими грустными вестями я побрел в гостиницу. Кстати, обратно я шел другой дорогой, на которой нет никаких волшебных избушек, и народ свободно ходит туда-сюда. Эх, блин, туристический бизнес…
Снежная пушка.
На семейном совете решили компенсировать облом с треками и попробовать прокатиться на горных лыжах. На этой позитивной ноте легли спать.
2 мая. День шестой.
Будильник. Серость. Яростный стук дождя по крыше. В голове вращается анекдот про поручика Ржевского: «Мать, мать, мать — привычно откликнулось эхо». Но решение принято. Надо выполнять. Завтрак в уже привычной кафушке, и, надев на себя все теплое и все непромокаемое, выдвинулись к подъемнику.
Прокат, подъемник, кассы — все работает. Толп нет, но народ с лыжами потихоньку загружается в гондолы. Хотя просто туристов заметно больше, чем горнолыжников. Прокатное снаряжение явно повидало многое на своем веку. Но на один раз да при такой погоде нет смысла жаловаться.
Специфика горнолыжки в Домбае состоит в том, что на горе сразу несколько подъемников, частично дублирующих друг друга, и нет единого скипаса. Никто не в состоянии объяснить, какие трассы работают, а какие уже нет. Никто не хочет ничего подсказывать про подъемники конкурентов. Даже разные скипасы в одном месте купить нельзя. Полный дурдом. Потеряв полчаса, взял билет на один подъем до первой станции, чтобы там уже разобраться, что и куда покупать. Забегая, вперед, скажу, что если бы я получил внизу всю необходимую информацию, то смог бы заплатить на полторы тысячи меньше за то же самое. Еще один горячий привет отечественному турбизнесу.
Вторая очередь — четырехкресельная канатка. Очень удобно. Вся семья помещается сразу. Но колпака над сидениями нет. Поэтому весьма резвый ветер сначала умывал нас дождем, а по мере подъема стал сечь лицо снежной крупкой. Младший сразу заныл.
На второй станции мы поняли, что выше подниматься смысла нет. Видимость упала до нуля, а ветер только что не валил с ног. Надо ехать вниз, но куда ехать не понятно. Кафушки, куча бабулек с коробками, на которых снег заметает их товар. Но ни одного указателя на трассы. Ни маркировки, ни ограждений. Ничего. И опять никто ничего не хочет подсказать. Инструкторы настойчиво предлагают свои услуги по полторы тысячи за спуск. Но подсказать — нет. Эх, лучше языковый барьер, чем меркантильный.
Ветер еще усилился, и дети уже взвыли оба. Мы нырнули в какую-то кафушку и присели у столика в тепле. Минут через десять снежный заряд закончился, видимость наладилась, и мы тут же выскочили на улицу. Впрочем, увиденное не приблизило нас к пониманию, куда ехать. Снег кругом и ни единой вешки, отмечающей трассу.
Обратился к пожилому дяденьке инструктору, попросил его быть нашим гидом, проводить по трассе до первой станции. Спасибо этому хорошему человеку. К сожалению, я посеял его визитку с телефоном, а склерозная память не сохранила его имя.
Он спокойно, доброжелательно выдержал все выходки детей и супруги, предупредил обо всех тонких моментах на трассе и проводил до точки, откуда уже было хорошо видно первую станцию. Дальше мы уже спустились спокойно. Ну точнее, как спокойно. Снег был в хорошем состоянии до «летающей тарелки». А вот ниже он уже порядком раскис. А хуже всего один прогон, ориентированный на юг. Там надо было проскрестись по узкой полосе снежно-водяной каши с песком между уже обнажившихся каменных осыпей.
Супруга ограничилась одним спуском, а мы с детьми съехали еще два раза. Потом уже и они приуныли от бесконечного снегодождя и запросились вниз кушать и греться. Я возражать не стал. Представление о том, каково кататься в последние дни сезона, я получил. Повторять этот опыт не собираюсь. Поехали вниз.
Переодевшись, отправились обедать. На этот раз решили опробовать какое-нибудь другое кафе. Зашли наобум. Вывеска понравилась. Разочаровались. Долго, дорого, невкусно. После обеда супруга с детьми отправилась в номер, я решил съездить посмотреть дорогу на Северный приют (малопосещаемый кусок Военно-Сухумской дороги).
Сразу за развилкой с А-155 — блок-пост. Там собирают по 200 рублей с человека. Ладно, начинаю привыкать к местным порядкам. Заплатил. Но! При этом вернуться надо до 17:00! А на часах уже полчетвертого! На вопрос, а что, если… Получил ответ, что лучше не пробовать. Не понравится.
Доехал до форелевого озера. Тут что-то типа общественного пляжа и зоны отдыха. Парковка, лавки, урны, переодевалки. Но при этом знаки, что купание, палатки, костры и рыбалка запрещены. Ну, купание было не актуально при наличии снега на берегах. А вот другие виды отдыха были представлены во всей красе. На парковке стояло с десяток легковушек и пара автобусов. На берегу полно народу. Запах шашлыка, национальная черкесская музыка, танцы, молодецкие выкрики.
Навигатор показал, что от озера идет вверх тропа. Я припарковался подальше от шумного праздника и попытался по ней подняться. Метров через триста мне опять преградила путь снежная лавина. Здесь уже не было риска, что она уйдет вниз, но за ней были сплошные кусты и тропа терялась. Вернулся.
Поехал дальше. Через два километра уперся в погранпост. Сказали, что дальше можно проехать только при наличии пропуска в погранзону. Ох, тетенька… «Вам пропуск не потребуется…»
Вернулся. Выехал на А-155 и сразу запарковался. Здесь навигатор обнаружил еще одну тропу. Удивительно. Тропа из ниоткуда в никуда. Крутой серпантин по заросшему лесом склону. Вокруг полно подлеска, бурелома, а тропа чистенькая. Кто за ней ухаживает?
Далеко опять-таки не ушел. Темные тучи, сгущающиеся сумерки прозрачно намекали, что пора назад. Но несмотря на это я получил незабываемое удовольствие от прогулки. Лес был какой-то сказочный. Тихий, неподвижный. Ни листочка, ни травинки. Но при этом удивительное спокойствие и тишина. На душе стало хорошо-хорошо. Поймал себя на том, что непроизвольно улыбаюсь.
Спустился я довольно быстро и прикинул, что примерно полчаса у меня еще есть. Я их потратил, чтобы добежать до слияния рек Гоначхир и Аманауз. В этом месте они заканчиваются, а начинается река Теберда. Вот такая забавная география. Стрелка действительно живописна. Но все впечатление портит труба газопровода.
Вернувшись, застал семейство релаксирующим у телевизора. Им их вариант отдыха тоже понравился.
3 мая. День седьмой.
Наш постоянный спутник дождь снова с нами. Барабанит по крыше, выбивает пузыри из луж, мочит угрюмую бездомную собаку. Сегодня решили сходить на трек до Бадукских озер. Этот трек значительно ниже и снега там быть не должно. Погрузились в машину и выдвинулись вниз. В месте начала трека парковки нет, но есть уширение дороги и проселок, закрытый шлагбаумом. Здесь уже было припарковано две машины. Мы, воодушевленные, нацепили рюкзаки и вышли на трек.
Специфика его в том, что он расположен на другом берегу реки Теберды. Для того, чтобы попасть на трек, надо пересечь реку по подвесному мосту. Так вот, когда мы, радостные, бодро подошли к этому мостику, то обнаружили закрытую калитку и объявление, что трек закрыт из-за лавиноопасности. Тридцать три горячих благодарности в одно место администрации Тебердинского заповедника за такое трепетное отношение к безопасности туристов!
Не солоно хлебавши погрузились в машину и двинулись дальше по дороге. В этот момент природа решила сжалиться и скомпенсировала разочарование от закрытого трека. Дождь перестал, и выглянуло яркое солнышко! На ветках окружающих дорогу елей мгновенно засверкали миллионы разноцветных бриллиантов!
Остановились у моста через речку Улу-Мурджу. В этом месте вода падает с больших камней и образует красивые миниводопады. Рядом сделана парковка, и на ней разросся стихийный рынок. Мед, травы, шерстяные изделия и прочие народные промыслы. Народу много. Группами и по одному селфятся на фоне падающей воды.
Мы обнаружили тропу вдоль реки и пошли по ней. Река и лес красивы. Стоит погулять. Жаль только тропа уперлась в прижим и быстро закончилась. Вернулись. Прошли вдоль дороги еще метров 500, и там в лес ушла уже настоящая тропа, отмеченная на навигаторе. В начале довольно крутой подъем по мягкому лесному склону. Супруга испугалась, что скоро опять пойдет дождь, тропа стане скользкой и ей будет тяжело спуститься. Они с младшим отправились в гостиницу, а мы со старшим полезли вверх.
Там мы нашли шикарное место для ночевки с палаткой. Ровная поляна, окруженная вековыми деревьями и скалами, источник чистой воды. Очень чисто и уютно. Начиная с этого места тропа стала широкой, твердой и с умеренным подъемом. Местами даже сохранилась полустёршаяся старая маркировка.
Пока шли, пару раз принимался дождик. Но так, без энтузиазма. Просто напомнить, кто тут главный. Видов по дороге практически не было. Но лес красивый. Особенно там, где тропа выходит опять к реке выше прижимов. Просто сказка! Кстати, там есть еще одно место для ночевки. Даже с кострищами.
Постепенно лес стал низкорослым, между деревьев стал попадаться снег. Старший стал прозрачно намекать, что он устал и хочет кушать. Тут я пожалел о своем просчете. Мы не взяли с собой еды, рассчитывая на короткий трек. Делать нечего. Пришлось возвращаться. По пути позвонил супруге, и они с младшим подхватили нас на уже знакомой стоянке у реки.
Тучи окончательно разошлись, и долину залило по-летнему теплое солнце. Настроение поднялось, и мы отправились отметить завершение активной части нашего путешествия в ресторан «Кристалл» на берегу Аманауза. На этот раз выбирали место по отзывам в Гугле и Трипадвизоре. Отзывы оказались правдивыми. Блюда кавказской кухни оказались восхитительными. Даже старший ел свой шашлык с аппетитом. А вот то, что относится к европейской кухне, ну… не то, чтобы не вкусно, но так, не очень. Но в общем от ресторана остались самые приятные впечатления.
После ужена пошли прогуляться по дороге на Алибек. Впервые тучи освободили все окрестные вершины, а закатное солнце окрасило их в самые невероятные цвета. От открывающейся вокруг красоты просто захватывало дух. Горы вокруг Домбая с очень крутыми склонами и острыми вершинами. И они очень близко к поселку. Просто нависают над головой. На моей памяти нет ни одного населенного пункта на Кавказке с таким сочетанием. В других местах горы или относительно пологие, или крутые, но на отдалении. А тут мощь и красота!
Но это все про природу. А вот сам поселок не понравился. Посередине, видимые отовсюду, торчат два огромных многоэтажных корпуса советских гостиниц. Выглядят они, как скелеты доисторических чудовищ. А вокруг, как плесень на трупе, разрослись хаотичные гроздья ярких и нелепых современных гостишек. Полный архитектурный беспредел. Кто во что горазд. Вплотную друг к другу. Пешеходам оставлены клочки не очень чистой земли. Да и их все время норовят перегородить всякими палатками или припаркованными машинами. Погулять, посмотреть на что-то красивое — негде. Только горы вокруг — услада для глаза.
4-5 мая. День восьмой и девятый.
Вот и настал грустный момент прощания с горами. Погода наладилась, и уезжать было вдвойне обидно. Но делать нечего. Наше время вышло. Горы быстро расступились и скрылись в туманной дымке позади. По обеим сторонам от дороги понеслись возделанные яркие зеленые поля.
Дорога в общем уже знакома, весьма монотонна и однообразна. Трехполоска и частые обгоны не дают заскучать водителю. А вот пассажирам приходится несладко.
Обедали в Ростове-на-Дону. На ночевку остановились в придорожном мотеле в Павловске. Были там единственными постояльцами. Тетенька на ресепшн радовалась нам как родным.
Двухполосную часть М4, Павловск и Лосево с их дурацкими светофорами миновали рано утром пятого числа. Трафик в это время еще небольшой. Нигде не стояли, но все равно медленно.
Дальше до Московской области не было ничего запоминающегося. Решительно ничего! Но стоило пересечь ее границу, откуда-то как из-под земли взялись потоки машин. Ехать сразу стало трудно. Плотный поток то разгонялся до 130, то тормозился до 60-80. Эта болтанка успела изрядно измотать.
Навигатор нарисовал закрасил красным всю трассу, начиная с Видного и дальше до Москвы, и предложил объехать по М2, свернув налево на какую-то второстепенную дорогу. К сожалению, не запомнил названия населенных пунктов, через которые мы ехали. Но дорога мне запомнилась надолго! Пустынная. Вокруг поля и небольшие перелески. Дачных поселков от силы штук пять. Но состояние асфальта! Мы за всю дорогу такого не видели! Даже раздолбаная дорога в Калмыкии не идет ни в какое сравнение! Первую яму я поймал, объезжая три другие здоровенные ямы. Думал, она не глубокая. Ага! Пробило даже непробиваемую подвеску Дастера. Семейство приложилось головами о потолок и выразило мне свое крайнее неудовольствие. Пришлось ехать 40-50, местами сбрасывая до 30. Ямы на дороге разбросаны настолько густо, что траектория нашего движения напоминала рисунок сейсмографа во время девятибалльного землетрясения.
Но все когда-нибудь заканчивается. Закончилась и эта дорога. Мы выскочили на М2 и снова взяли курс на Москву. Ремонт моста в Щербинке задержал нас минут на сорок. МКАД начиная с развязки с М1 тоже еле полз. Домой добрались только к семи вечера. Заняли последнее парковочное место во дворе. Ура! Мы дома!